Значение образа шинели в одноименной повести Гоголя
Основным героем произведения Николая Гоголя является Акакий Башмачников, который в гоголевской повести унижен, у него нет никаких радостей в жизни. В раскрытии образа Акакия Акакиевич важную роль играет шинель, которая в сюжете является не просто вещью или каким-то предметом.
Шинель у главного героя — это его цель, ради которой он готов на многое. Например, на то, чтобы ограничивать себя во всем, урезать в каких-либо средствах.
И когда он получает от портного Петровича новую и необычную для него шинель, которая была сшита по его же заказу, то в простой и безрадостной жизни персонажа наступает лучший, счастливый и торжественный день.
Приобретение вот такой простой новой на все деньги героя сшитой шинели для него становится новым смыслом жизни. А описание того, как он смотрит на нее, бережно и аккуратно берет в руки, как бы предваряет описание и всей его жизни.
Трагедия одного «маленького человека» показана автором в условиях крупного города, который просто давит на него. В своей небольшой по объему повести Николай Гоголь показывает, как его герой пытается бороться. Он борется, прежде всего, за свое существование, но ему приходится терпеть лишения, неудовлетворенность жизни, так как ему очень хочется иметь новую шинель.
Целыми днями в своем департаменте гоголевский герой Башмачников работает с утра до ночи, но не может себе ничего позволить. Поэтому-то шинель, которую он шьет у портного для себя, оказывается его самой главной жизненной целью. Но эта цель Акакия Акакиевича еще и показывает то, что человеку бывает для счастья нужно совсем немного.
Эта шинель дает Акакию Башмачникову силу к жизни, желание справляться со всеми трудностями. В нем начинает пробуждаться эмоции и чувства, словно Акакий Акакиевич начинает понемногу оживать. И хотя пока у него еще нет шинели, но вот эта мечта о ней пробуждает в нем желание жить.
Казалось, что все теперь изменилось в жизни персонажа Акакия Башмачникова, что впереди его ждало что-то совершенно новое и неизведанное, то, что должно было принести ему огромнейшую радость. Впервые за много лет его всего существования, за которые он ничего не получал для себя, он сможет быть награжденным за все свои труды и старания.
Ради новой шинели, которая ему просто была необходима, основной гоголевский персонаж готов пойти на любые жертвы.
Но герою совсем не трудно жертвовать собой, своей жизнью, потому что его поддерживала к жизни его духовное сознание, которое все время нашептывал о новой шинели. Интересно, как эта идея зарождается в голове у главного героя, и постепенно меняет его.
У Акакия Башмачникова вдруг появляется характер, он сам стал общительнее и немного живее, а в поступках его пропадала нерешительность и сомнение. Он постоянно думал о своей шинели, как она будет выглядеть, какой у нее будет воротник.
И порой в его голове рождались самые смелые мысли.
Но мечтать о кунице на шинельный воротник для Акакия Акакиевича было, конечно же, шагом решительным, потому что на нее у него не хватило бы средств, даже если бы он ничего не покупал и ни за что не платил всю свою жизнь. Удивительно, что даже мечты о простенькой, но новой шинели так резко могут поменять человека. Иногда герой даже представлял себя, чуть ли не значительным лицом, думая о том, как будет выглядеть его шинель.
И вот наступает торжественный и радостный день для Акакия Акакиевича, когда шинель уже полностью готова. Когда он обедал, то тоже впервые в жизни засмеялся, когда сравнивал старую свою шинель с той, которая теперь была пошита для него. И впервые он дома не стал работать, а немного полежал на кровати.
Такого ранее никогда с ним не случалось. Он пошел в гости, чего ранее никогда не делал, а когда проходил мимо стеклянной витрины, то увидел веселую картину и даже улыбнулся этому. В гостях он решился, чтобы выпить немного шампанского.
А на обратном пути даже поспешил за какой-то дамой, но потом решил оставить эту игру.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Переломный момент наступает тогда, когда он уже лишился своей шинели и это приводит к тому, что он не только чувствует себя ограбленным, но и уничтоженным и униженным. Он начинает бредить, заболевает. Смерть освобождает главного героя от страданий и унижений.
Всю свою жизнь гоголевский герой боялся. Но после смерти он сам стал наводить страх и ужас на других.
Особенно не давал он проходу на мосту тем, что носил шинели, и совсем неважно было, из чего была она сшита, ведь его интересовали лица важные и значительные, перед которыми он дрожал при жизни.
Все его возмущение против той жизни, которую он провел, теперь после его смерти явно проявилось, и он стал странным призраком, который не давал спокойно ходить или проезжать по мосту. И ключевым предметом в этом становится образ шинели, которая помогла читателю в герое рассмотреть что-то живое и человеческое.
Шинель — это протест «маленького человека» против такого устройства общества, который существует. Жизнь персонажа есть только в тот момент, пока ему шьют шинель и когда она оказывается у него в руках. Поэтому шинель имеет огромнейшее значение в повести Николая Гоголя.
Это и материальные ценности, которые мог достигнуть главный герой, и предмет, который помогает ему жить, взглянуть на жизнь вокруг другими словами.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/znachenie-obraza-shineli-v-odnoimennoj-povesti-gogolja.html
Характеристика и образ Акакия Акакиевича в повести Гоголя Шинель сочинение
Повесть Гоголя можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя. Повесть становится толчком для появления в литературе образа «маленького человека».
«Маленький человек» не имеет душевных сил изменить течение своей жизни. В жизни Акакия Акакиевича нет места радости и восторга. Его монотонная работа – вот радость для него. Автор жалеет своего героя. Главный герой не причиняет никому зла, он может иметь уголок своей личной жизни.
«Маленький человек» имеет маленькие потребности. На работе это беспрекословно выполняющий свою работу чиновник. Душа «маленького человека» не стремилась к изменениям. Герою чуждо вносить что-то новое в свою жизнь. Ему просто холодно и нужна шинель.
Появление в жизни Башмачкина новой шинели оказалось целым событием и потрясением.
Мудрость Гоголя в способности показать, как меняется образ, трансформируется от маленькой победы человека. Башмачкин раскрывается сам себе с другой стороны. В нем просыпается понимание, что можно жить по-другому.
Главная трагедия для «маленького человека» в том, что никуда не пропало его мнительность и слабодушие. Когда приходит неприятность для Акакия Акакиевича это стало огромной трагедией. Душевные силы его покинули.
Герой из смешного и комического человека трансформируется в трагического персонажа. Нельзя, чтобы шинель становилась смыслом жизни.
Конфликт «маленького человека» с жестоким миром – главная идея повести. Образ Акакия Акакиевича призывает всех к человечности. Все люди по сути одинаковые, а разница лишь в шинели. Поэтому «маленький человек» заслуживает своего счастья в своем мире.
Окружение «маленького человека», на первый взгляд, сильное и умное. В итоге предстает перед нами общество чуть ниже в моральном развитии. Гоголь кричит о взаимном уважении друг к другу. Тогда будет меньше Башмачнкиных.
Вариант 2
В повести «Шинель» Н.В. Гоголь хотел на примере чиновника Акакия Башмачкина показать, как живут одинокие, беззащитные, маленькие люди. Гоголь делает своего персонажа бедным, незначительным и серым. Внешний вид Акакия Акакиевича согласован с его характером, он маленький, слеповатый, лысоватый, весь покрытый морщинами.
Работа героя весьма легкая. Его главная обязанность – переписывать департаментские важные бумаги. Башмачкин даже не осознает смысл собственной деятельности, он лишь безропотно подчиняется во всем начальству.
Именно по этой причине более сложные задания, которые требуют банальной смекалки и сообразительных навыков, внушают в него сильные переживания и волнения. Внутреннее содержание Акакия, как и внешнее, тоже одностороннее и ограниченное.
Ему не нужны такие понятия как комфорт, развлечения, он довольствуется только удовлетворением низменных потребностей.
Из-за этого его мечты о новой шинели вызваны объективными потребностями: старая одежда совсем износилась и не греет так, как раньше.
Однако со временем его манящая мысль о шинели начинает поглощать его мозг и приобретает оттенок великой задачи, выполнение которой должно придать смысл его существованию.
Чтобы собрать необходимые средства для покупки шинели, Акакий начинает отчаянно экономить и это для него самая важная цель в жизни.
Наконец-то, посредством строгой экономии, Башмачкин накопил на шинель. Однако в тот же самый день некие преступники своровали у него одежду. Акакий Акакиевич был счастлив лишь один день.
Он было рассчитывал, что ему поможет полиция, но та даже не пустила его к себе на прием. Тогда он пошел к «значительному лицу», которое тоже выгнало бедного чиновника.
Все эти проблемы и горести негативно отразились на его здоровье, и он умер.
Акакий Акакиевич не хотел кому-то зла, он лишь хотел сам обрести счастье.
Но по причинам сильной зажатости как в мышление и характере, так и во внешнем виде, герой искал счастье в таких же мелких незначительных вещах, как и его личность.
Однако Гоголь изобразил, что те люди, которые насмехались над Башмачкиным и которые якобы являлись сильнее его, в итоге предстали перед читателями, как еще более ограниченные и маленькие люди.
Сочинение Образ и характеристика Акакия Акакиевича
Надо сказать, что в нашем мире было и есть много несправедливости.
Некоторые купаются в роскоши и богатстве, а кто-то, подобно пчёлке, до изнеможения трудится в поте лица, чтобы только не настал чёрный день.
Подобного страдальца и представил нам признанный классик русской литературы Н.В.Гоголь в своей повести “Шинель”, в ней он выдвинул на первый план образ маленького, никем не приметного человека.
Доля определенного сарказма присутствует в жизни главного героя уже с первого дня его появления на свет.
Произошло это 23 марта и тут же у его матери возникли трудности, какое же имя дать ребёнку, все представленные имена в календаре были настолько нелепы по звучанию, что матери пришлось в отчаянии дать своему сыну имя такое же как и у его отца. Во время крещения ребёнок заплакал, так, будто уже чувствовал все тяготы предстоящей жизни.
В то, какие трудности Акакию пришлось пережить в период детства и юности автор решил нас не посвящать.
Гоголь знакомит нас уже со взрослым мужчиной, описание внешности которого производит впечатление жалкого, больного старика.
Это был невысокий, рыжеватый, подслеповатый, лысоватый человек, цвет лица которого называли “геморроидальным”. Автор считает причиной подобного раннего старения “петербургский климат”.
То, во что был одет Акакий заставляет сочувствовать герою. Это были заношенные, не совсем чистые, поблекшие вещи. Но его это нисколько не смущало, главное было то, чтобы было в чем выйти на любимую работу.
Акакий Акакиевич Башмачников не имел никого из родных и близких. Занимал должность титулярного советника, переписывал бумаги в департаменте за невысокое жалованье.
Данная работа и отсутствие повышения его нисколько не волновало, он радовался тому, что переписывал тексты, у него были даже свои любимые буквы.
Он настолько привык к своей работе, что любое предложение о повышении вызывало у него отторжение, малейшее изменение казалось ему невыполнимым, и он желал оставаться в своей зоне комфорта.
Его жизнь для современного человека может показаться лишенной всякой радости, везде и всегда он думал только о работе, вёл отстраненный образ жизни, не посещал никаких культурных мероприятий в отличие от своих коллег. Несмотря на добросовестное выполнение своих обязанностей со стороны коллег постоянно выслушивал нелицеприятные обсуждения и покорно терпел всякого рода издевательства.
В образе главного героя слились настоящие черты христианской личности: покорность, честность, любовь к труду, умение стойко переносить все тяготы жизни, но все же всему есть предел и столкнувшись с очередными неприятными событиями герой уже оказывается не в силах их вынести.
← Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире
← Как Вакуле удалось преодолеть козни Черта в рассказе Ночь перед Рождеством↑ ГогольАй да Вакула, какой молодец →
Образ и характеристика Вакулы в повести Ночь перед Рождеством →
- Герои пьесы Островского Свои люди – сочтемся!
Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей. - Сочинение Утро изменившее жизнь После бала 8 класс
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности. - Сочинение описание по картине Неаполитанский залив в лунном свете Айвазовского
Картина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны. - Сочинение Лето на море. Как я провел лето на море
Лето – это волшебная пора для всех школьников, и я не являюсь исключением. Я очень ждал это лето. Родители еще в конце прошлого года обещали, что всей семьей поедим на Азовское море - Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс
Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/harakteristika-i-obraz-akakiya-akakievicha-v-povesti-shinel
Образ «маленького человека» в повести H. В. Гоголя «Шинель»
Образ «маленького человека» в повести H. В. Гоголя «Шинель». В своих произведениях Н. В. Гоголь часто обращается к теме «маленького человека». Как известно, всякий, кто уверен в себе, что-нибудь из себя представляет, как правило, находится на виду.
Он же представляет загадки для окружающих, будь отъявленным негодяем или, наоборот, благородным человеком, поскольку своими поступками открыто заявляет о себе. Другое дело так называемые «маленькие люди», которые сами признают свою ничтожность, а потому стараются лишний раз не попадаться окружающим на глаза.
Живут себе тихонько со своими маленькими заботами и чаяниям, но тем интереснее узнать, а что же в душе у такого человека, чем он живет, и почему он забился в свою раковину и никого не пускает к себе. Вероятно, этими же вопросами задавался и Гоголь, создавая свое произведение.
Он старается разобраться, что заставляет главного героя вести столь нерадостное существование, пытается рассмотреть в его душе какие-нибудь благородные порывы и мечтания.
Башмачкин Акакий Акакиевич из «Шинели» занимал самую низкую чиновничью должность в одном из департаментов. Этот человек был настолько незаметен, что даже сослуживцы не помнили «когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его».
Со временем он даже превратился в своего рода реликвию этого учреждения: «Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Этот человек был совершенно безобиден и даже не пытался перед кем-либо отстаивать свои права. Чувствуя себя во многом жертвой, и поступая подобным образом, Акакий Акакиевич в какой-то степени сам был виноват и в особенно деспотическом отношении начальников к его персоне, и в насмешках в его адрес молодых чиновников.
Его беззащитность и безотказность удивительным образом пробуждали в окружающих, причем даже в самых образованных и утонченных ужасную бесчеловечность и «свирепую грубость».
Единственное, что хватало бедного чиновника при особенно болезненных шутках в его адрес, это на фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако говорил он ее таким проникающим голосом, что даже один из чиновников потом долго вспоминал бедолагу и проникался к нему сочувствием и жалостью.
Молодой человек вдруг устыдился своих насмешек над Акакием Акакиевичем, неожиданно осознав, что даже у таких жалких существ имеется душа, которая может болеть, как и у всех остальных.
Внешность Башмачкина также настраивала окружающих людей, если не против него, то на отношение с некоторой долей брезгливости и презрения: «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…».
Чиновник не следил и за собственным платьем: «…вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета», кроме того, к нему постоянно что-то прилипало, то нитка, то кусочек сена. Казалось, что этот человек просто притягивал к себе мелкие неприятности. Так, к примеру, он всегда оказывался под окнами именно в тот момент, когда из них что-нибудь выбрасывали. Безусловно, это придавало его облику некоторый неряшливый вид.
У чиновника совершенно не было друзей или возлюбленной. По вечерам он приходил в свою одинокую квартирку, съедал свои щи и говядину с луком, а затем переписывал работу, взятую на дом. Если нечего было переписывать, то ложился спать. У этого человека совершенно не было никаких развлечений, да их и не могло быть, поскольку любые увеселительные мероприятия требуют определенных средств.
Зарплата же чиновника не превышала четырехсот рублей в год. Тем не менее, несмотря на свое незавидное положение, этот человек был по-своему счастлив.
Он любил свою работу, однажды превратив обычное переписывание в разнообразный и приятный мир: «…некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которое выводило его перо».
Возможно, имея подобное усердие, главный герой был способен на большее, однако неуверенность в собственных силах очень мешало Башмачкину развиваться. Так один из начальников решил поручить Акакию Акакиевичу задание посложнее, однако с которым мог справиться и гимназист. Чиновник, вспотев от усилий и волнения, отказался. С тех пор ему кроме переписывания ничего более не поручали.
Возможно, этот человек так и прожил бы до глубокой старости, довольствуясь малым, если бы его шинель не пришла в такую негодность, что на ней негде было уже поставить заплатки. Башмачкин несколько раз подходил к портному, однако тот ни в какую не соглашался ремонтировать старое платье. Наконец чиновник решился на заказ новой шинели.
Половина суммы у него уже была, а вот вторую половину нужно было где-нибудь взять. Акакий Акакиевич решил более урезать свои скудные расходы.
Он отказался от вечернего чая, не зажигать по вечерам свечи, по улице ходить как можно аккуратнее, чтобы продлить жизнь подметкам на сапогах, реже сдавать вещи в стирку, а потому по вечерам полностью их сбрасывать и ходить только в старом халате. Безусловно, подобные жертвы сделали покупку шинели делом каким-то особенным.
Зимняя одежда приобрела для Башмачкина совершенно иной смысл: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу».
Каждую неделю чиновник заходил к портному поговорить о своей будущей шинели. У этого человека появилась цель, которая смогла совершенно изменить Акакия Акакиевича. Выражение его лица стало тверже и живее, в глазах даже иногда показывался огонь, а в голову приходили какие-то дерзкие и отважные мысли.
Все это говорило о том, что как бы человек не был забит нуждой и обстоятельствами, при сильном желании он может влиять на свою собственную жизнь.
В силу своего одиночества мишенью поклонения чиновник выбрал не живого человека, а вещь, однако это заставило его встрепенуться от сна и совершать какие-нибудь поступки, хотя его действия были направлены больше не во вне, а во внутрь, еще более усугубляя его незавидное положение. Несколько месяцев ушло на то, чтобы собрать необходимую сумму. После этого Башмачкин вместе с портным выбрал ткань и кошку на воротник.
Через две недели шинель была готова и пришлась как раз впору.
Чиновник тут же надел ее в департамент: «Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия».
Новая вещь как будто преобразила Акакия Акакиевича, и это заметили все сослуживцы. Они высыпали в швейцарскую и начали хвалить обновку, совершенно смутив этим счастливого ее обладателя.
Вместе с тем Башмачкину было приятно. Он и сам вдруг почувствовал себя немного другим и даже согласился на приглашение, а затем позволил себе выпить в гостях несколько бокалов шампанского. Возвращаясь из гостей, он даже стал подумывать о женщинах, чего раньше за ним не наблюдалось.
Сначала он засмотрелся на картинку с красивой девушкой, затем «даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния прошла мимо…».
Акакий Акакиевич пребывал в самом прекрасном настроении, можно сказать, на вершине счастья, когда двое грабителей отняли у него шинель.
Чиновник был в полной растерянности, поскольку потерял ночью больше, чем шинель. Он потерял свою подругу, свое детище, выстраданное и ожидаемое в течение долгих месяцев. Желание вернуть шинель было настолько сильно, что Башмачкин впервые в жизни показал свой характер, прорываясь на прием к частному, значительному лицу.
Натолкнувшись на равнодушие и лекцию значительного лица по поводу буйства против начальников и высших, Акакий Акакиевич не смог этого вынести. Кое-как добравшись домой, он заболел и умер. Безусловно, Акакий Акакиевич сам во многом виноват во всем происходящем.
Он позволил обычной вещи настолько овладеть всеми его чувствами и желаниями, что ее потеря привела к кончине героя.
С другой стороны, автор с определенной долей сочувствия относится к своему герою, поскольку немалую роль в трагедии сыграла и среда, в которой Башмачкину приходилось выживать, и окружающие люди, с изрядной долей презрения относящиеся к проблемам «маленького человека».
Возможно, именно поэтому в повести появился призрак главного героя, срывающий с чиновников шинели и проучивший однажды то самое значительное лицо.
Источник: https://www.prepodka.net/obraz-malenkogo-cheloveka-v-povesti-h-v-gogolya-shinel/
Шинель — образ главного героя
Повесть Гоголя «Шинель»: проблематика и образ главного героя
«Шинель» — написанная в 1842 году повесть из цикла петербургских повестей Н. В. Гоголя. В этот цикл также входят «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». «Шинель» — продолжение темы маленького человека, открытой А. С. Пушкиным. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин — главный герой повести Пушкина «Станционный смотритель», написанной в 1830 году.
Гоголь задумывался о написании этой повести еще в 30-х годах, вдохновил же его на создание произведения анекдот о бедном чиновнике, который очень долго во всем себе отказывал и копил на дорогое ружье.
Купив желанную вещь, он отправился на утиную охоту в Финский залив, но, положив ружье на нос лодки, не заметил, как обновку стянуло в воду тростником.
Чиновник так и не смог оправиться от утраты и, приехав домой, слег в горячке и больше не вставал.
Гоголь прекрасно понимал горечь подобной утраты, так как сам когда-то был чиновником (в 1829 году определился на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, а с 1830 по 1831 год служил в департаменте уделов). Тогда в письме к матери он писал: «умереннее меня вряд ли кто живет в Петербурге.
Я еще до сих пор хожу в том самом платье, которое я сделал по приезде своем в Петербург из дому, и потому вы можете судить, что фрак мой, в котором я хожу повседневно, должен быть довольно ветх и истерся также не мало, между тем как до сих пор я не в состоянии был сделать нового, не только фрака, но даже теплого плаща, необходимого для зимы.
Хорошо еще, я немного привык к морозу и отхватал всю зиму в летней шинели».
Поэтому Гоголь, создавая «Шинель», мог практически с точностью передать переживания главного героя, опираясь на собственный опыт.
В фамилии главного героя есть что-то уменьшительно-ласкательное — Башмачкин (из-за суффикса «чк»).
Гоголь как будто специально делает своего героя неприглядным: «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.». Можно подумать, что автор создает снижающий портрет, по которому даже невозможно определить, сколько лет герою, то есть Башмачкин — человек без возраста. Лишь ближе к концу произведения читатель узнает, что «Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет». Повествователь говорит о герое так, будто давно его знает: «Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта».
Имя героя — Акакий Акакиевич — непривычное даже для XIX века и вовсе не благозвучное, дано ему не из большой любви к отцу. Назвали его так просто потому, что в календаре не нашлось ничего лучше: «… что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его.
Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Далее автор добавляет (не без иронии): «. это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно».
Имя Акакий хоть и неприятно звучит, но по смыслу отлично подходит герою (в переводе с греческого языка — «не делающий зла», «неплохой», «незлобивый»).
Гоголь подчеркивает, что Акакий Акакиевич будто бы и не имел вовсе ни детства, ни юности: «. он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».
Его никто не замечает, а он, что странно, любит свою работу: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью.
Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».
Гоголь с большим вниманием к деталям рисует крошечный замкнутый мирок Акакия Акакиевича: «Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере.
Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием.». Этот мир Гоголь изображает именно для того, чтобы сказать читателям, что мы по-христиански должны любить каждого человека, даже самого мелкого и невидного.
Но сам Акакий Акакиевич не способен эту мысль сформулировать, когда над ним самим смеются коллеги, он не пытается отстоять свое достоинство, он человек кроткий. Все, что он может сказать — лишь «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Это почти единственная членораздельная фраза Акакия Акакиевича во всем произведении.
Речь его убога, но она очень хорошо характеризует его внутренний мир. Гоголь передает эту фразу как повторяющуюся («он произносил»), то есть это случалось неоднократно. Владеть словом — значит осмыслить что-то; в «Шинели» за Акакия Акакиевича берет слово сам автор («Я брат твой»).
В «Ревизоре» Гоголь показывает людей без чести, здесь же он говорит о том, что в человеке надо в первую очередь видеть равного себе и будто специально выбирает кого-то типа Акакия Акакиевича.
Герой рассеян, его мысли постоянно витают в плоскостях, далеких от бытовых, он не замечает, что к нему что-то прилипло («всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка»), не замечает даже вкуса пищи («Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору») и «. к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь». Здесь читатель должен разглядеть не сатирический смех, а горькую авторскую иронию. У Акакия Акакиевича нет досуга, он не развлекается.
Едва ли не единственный во всей повести диалог состоялся у Петровича — одноглазого портного (очередная грустная ирония), к которому Башмачкин приходит, чтобы заказать шинель.
Но и это, по сути, назвать диалогом нельзя, так как «Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения».
Сильная эмоция в речи появляется только тогда, когда Петрович называет цену изделия: «Полтораста рублей за шинель! — вскрикнул бедный Акакий Акакиевич, вскрикнул, может быть, в первый раз от роду, ибо отличался всегда тихостью голоса».
Далее следует внутренний монолог Акакия Акакиевича, который также, безусловно, заслуживает внимания. Но и внутренняя речь не слишком отличается от внешней: в ней в изобилии присутствуют наречия, предлоги, междометия — в общем, все, кроме четких слов: «Так этак-то! вот какое уж, точно, никак неожиданное, того. этого бы никак… этакое-то обстоятельство!».
Башмачкин мечтал о новой шинели, экономил на всем («он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно»), копил деньги, кажется, совсем не отдыхал, но зато с тех пор будто само существование его стало осмысленнее: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее.
как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу.
Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».
В этой повести самое интересное то, что Гоголь держит читателей на грани улыбки, а сам совершенно не улыбается. Он подробно рисует этот мир Акакия Акакиевича, но кажется, главная цель автора состояла в том, чтобы читатели были внимательнее, чтобы героя любили.
Гоголю важно, чтобы читатели сумели и такому герою сострадать. Пушкин в «Медном всаднике» и в «Станционном смотрителе» добивался того же, ведь мир Евгения в «Медном всаднике» небольшой, но, по сравнению с Акакием Акакиевичем, Евгений более развит и образован, ведь он принадлежал к древнему, но обнищавшему роду.
А Акакий Акакиевич не обладает даже этим достоинством.
Источник: https://sochynenie.ru/shinel-obraz-glavnogo-geroya/
Анализ повести Н. Гоголя «Шинель: образ «маленького человека» | Українська та світова література
Тема повести «Шинель» Гоголя – рассказ о судьбе «маленького человека», то есть незначимой в обществе личности. Главный герой повести «Шинель» , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной личностью, поскольку не имеет ни власти, ни денег, ни славы.
Но «маленький человек» в действительности не является ничтожеством – это такой же человек, как и все. Он способен чувствовать, страдать, и его чувства, беды и радости не менее важны, чем у какого-нибудь отважного героя, интеллигента или аристократа.
<\p>
Герой повести Гоголя «Шинель» – это чиновник низшего ранга – Акакия Акакиевич Башмачкин. Он проживает в в Петербурге, в бедности. Ведь его мизерный ранг и жалованье не позволяют ему ничего в жизни. Он не имеет семьи, потому что просто не сможет ее содержать, не знает веселья и развлечений.
Однако Башмачкин доволен таким простым, скромным, ограниченным со всех сторон существованием, потому что не знает другого.
Характеристика Акакия Акакиевича в «Шинели» была бы неполной, если бы мы не отметили такие его черты, как несообразительность и робость. Он не привык думать и рассуждать ни о чем. Поэтому он не способен ни к какой другой службе, кроме как переписывать бумаги.
Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели стало для Башмачкина как будто ступенькой к новой жизни. Шинель – символ радости жизни и человеческого достоинства.
Когда покупка новой шинели стала для героя необходимой целью, ради нее он подвергает себя аскезе: экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги.
И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение. Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается.
Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать.
«Маленький человек» со своим горем оказался никому не нужным. Властные и богатые личности не хотят ему помочь, когда он обивает их пороги, просит найти воров. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, и на его место приходит другой мелкий чиновник.
Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке проблемы человеческого достоинства «маленького человека». Герой «Шинели», как умеет, вступает в борьбу и пытается отстоять свое достоинство и право на лучшую жизнь.
Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей. Он напоминает, что уважения достойны все люди, несмотря на их социальное положение.
В повести «Шинель» автор восстановил справедливость фантастическим способом: призрак чиновника наводит ужас в Петербург. Он отбирает шинели у прохожих, и добирается до властного лица, некогда обидевшего его.
Источник: https://litera.net.ua/?p=821
Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.
Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.
“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве.
Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению “последователей” Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева.
Многие из них постарались увидеть в “маленьком человеке” своего маленького героя, “своего брата” с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.
Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно.
“Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем.
Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.
Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов.
Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.
Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания.
Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание.
Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.
Несмотря на “уникальность” созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича.
В этом обобщении образа “маленького человека” сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу.
Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе.
Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к “маленькому человеку” и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.
“Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству”. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так “затаптывается” человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.
Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести.
Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…”.
Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества.
В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы.
Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у “значительного лица”, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.
Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со “значительным лицом” заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова.
Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира.
В такой форме выразилась месть “маленького человека” чиновничьему Петербургу.
Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни “маленького человека” открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и “извивы” душ “обыкновенных людей” ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей.
Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека.
Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.
В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.
Источник: https://doc4web.ru/literatura/obraz-malenkogo-cheloveka-v-povesti-n-v-gogolya-shinel.html
Образ Петербурга в повести “Шинель”. Н. В. Гоголя – особенности и интересные факты :
Образ Петербурга в повести «Шинель» едва ли не главный. Он собран автором из множества деталей. Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель» – суровый северный климат, жестокое и безразличное общество, яркие центральные улицы и мрачные подворотни, в которых несчастных титулярных советников грабители лишают вновь обретенных шинелей.
Акакий Акакиевич
Главный герой – маленький человек. Подобные Башмачкину с легкой руки Пушкина вот уже более двухсот лет витают на просторах русской литературы. Гоголь не случайно использовал в качестве фона лицемерный, холодный Петербург. В повести «Шинель» образ Башмачкина не был бы столь трагичен, если б действие произведения происходило в маленьком провинциальном городке.
Забегая вперед, вспомним трагическую кончину Акакия Акакиевича. Маленького человека погубил петербургский климат и человеческая жестокость. Огромный город остался без Башмачкина, как будто бы в нем его и не было никогда.
Исчезло существо незащищенное, никому не нужное, ни для кого не интересное. Умер человек, переносивший покорно канцелярские насмешки, но не смирившийся с потерей новой шинели. Башмачкин – ничтожная песчинка Петербурга.
В повести «Шинель» образ этого героя символизирует низшую ступень в чиновничьей иерархии XIX столетия.
Гоголь когда-то работал в департаменте, подобно герою повести «Шинель». Образ Петербурга, созданный в этом произведении, – отнюдь не плод его воображения.
Это образ неприятный, отталкивающий, который запечатлелся в сознании начинающего литератора в первые годы жизни в столице.
При написании сочинения «Образ Петербурга в повести Гоголя “Шинель”» нужно привести некоторые факты из биографии писателя.
Чиновник Николай Гоголь
В 1928 году начинающий писатель приехал в Петербург. Здесь с ним случилось то, что происходит со всеми честолюбивыми молодыми людьми, прибывающими в столицу. Даже самыми талантливым. Гоголь пережил глубокое разочарование.
В Петербурге все было чужим, непонятным. Надежды молодого человека, который в то время мечтал стать артистом, не оправдались. Ниже приведены цитаты из повести «Шинель».
Образ Петербурга, созданный в этом произведении, основан на личном опыте писателя.
В начале тридцатых годов он поступил на службу в департамент уделов. Здесь узнал о том, что такое петербургский чиновничий мир. Этот мир ему совсем не приглянулся. В нем было много лжи и лицемерия. Образ Петербурга в повести «Шинель» кратко можно так воссоздать: неприглядный, агрессивный город, поглощающий всех беззащитных и униженных.
Департамент
В начале повести рассказано о канцелярии, в которой трудится Башмачкин. В описании образа Петербурга в повести «Шинель» департамент и нравы его сотрудников играют немаловажную роль.
Итак, автор рассказывает о канцелярии, в которой работает главный герой. Название ее Гоголь не называет. Таких департаментов много в Петербурге. В сочинении по повести «Шинель» “Образ Петербурга” кратко нужно рассказать и о чинах в дореволюционной России. Было такое звание «титулярный советник».
Оно не давало особенных привилегий, обладатели этого чина не пользовались уважением окружающих. Следующий в иерархии был коллежский асессор, но об этом звании Башмачкину и многим другим разночинцам оставалось лишь мечтать.
Более высокий чин мог получить человек с дворянским происхождением, коего у Акакия Акакиевича, судя по его фамилии, не было.
Вечерний Петербург
Мелкий чиновник, подобный Акакию Акакиевичу, влачил жалкое существование. Так, Башмачкин получал жалованье в размере четырехсот рублей. Он был человеком бережливым, вел аскетичный образ жизни.
Для того чтобы приобрести новую шинель, ему пришлось несколько месяцев голодать. Он отказался от чаепития, перестал пользоваться по вечерам свечами. Но Башмачкин словно не замечал своей нищеты.
Работа, а именно переписывание бумаг, приносила ему несравненное удовольствие.
Гоголь добавил в произведение петербургский пейзаж. Сделал это не для того, чтобы придать своему повествованию яркость, художественность. Столичный пейзаж подчеркивает равнодушие Башмачкина ко всему, что его окружает.
«Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью… Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению», – этими словами автор подчеркивает отчужденность главного героя от внешнего мира.
Он живет и не замечает ничего, в его сознании – только буквы из документов, которые он на протяжении нескольких десятилетий старательно переписывает.
Зимний город
Невзгоды могут настигнуть каждого. И большого, и маленького чиновника, и титулярного, и статского советника. Все же чаще они встречаются на жизненном пути такого маленького человека, как Башмачкин. Действие повести происходит зимой. Иначе Гоголю не удалось бы создать столь проникновенный образ маленького чиновника на фоне большого равнодушного города.
Никто не видел Башмачкина когда-либо на каком-нибудь вечере. Переписав очередной документ, он ложился спать, засыпал в предвкушении завтрашней работы.
Так бы и протекала мирная жизнь маленького чиновника, если б не чрезвычайная ситуация, которая может случиться в жизни не только титулярного советника, но и действительного, и тайного, и даже надворного.
Более того, нечто подобное могло бы произойти и с большим чиновником, который советов не дает, да и сам в них не нуждается. Все-таки «вечные титулярные советники» более подвержены ударам судьбы.
Кто самый страшный враг чиновника, получающего четыреста рублей в год? Гоголь, сатирически изобразив мир начальников и подчиненных столичных департаментов, отвечает на этот вопрос так: петербургский северный мороз.
Башмачкин так бы и не заметил, что его шинель, которую молодые чиновники давно прозвали капотом, совсем пришла в негодность. Однако ударили сильные морозы, и он понял: пора идти к портному. Так начался новый, счастливый период в жизни Акакия Акакиевича.
Впрочем, продолжался он недолго.
Новая шинель
Маленький одинокий человек, получающий ничтожное жалование, особенно беззащитным становится в холодную пору. Сильный петербургский ветер пробирает его до костей.
Башмачкин, обитающий в мире каллиграфии, осознает необходимость приобретения новой, добротной шинели. У него появилась цель. Как сказал Гоголь, «огонь порою показывался в глазах его».
Каждый день он являлся к портному, дабы узнать о судьбе будущей шинели. Наконец она готова.
Башмачкин является в департамент, где его поздравляют с обновкой. Начальник приглашает титулярного советника на именины. Вечером маленький чиновник, который ранее никогда не посещал званых вечеров, отправляется на другой конец Петербурга. Он видит то, чего ранее не замечал. Башмачкин уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу.
Он останавливается с любопытством возле магазинов, его поражает красивая женщина, изображенная на витрине. Петербургский пейзаж предстает перед Башмачкиным во всей красе. Здесь изображение улиц и бульваров большого города используется автором в качестве отражения внутреннего мира героя.
Акакий Акакиевич счастлив, а потому и Петербург ему кажется прекрасным.
Трагедия Башмачкина
Но уже к ночи Петербург снова приобретает мрачные оттенки. Гостеприимный дом начальника Башмачкин покидает в благоприятном расположении духа. Но на пустынных ночных улицах его радость сменяется тоской и страхом. Акакий Акакиевич возвращается домой по той части Петербурга, которая даже в дневное время неприглядна. Фонари мелькают все реже, повсюду деревянные дома, заборы… И ни души.
Вдали мелькает огонек, но он кажется слишком далеким Акакию Акакиевичу. Чиновника охватывает недоброе предчувствие. Внезапно перед ним возникают люди с усами, и он слышит фразу: «А ведь шинель-то моя!» Так закончился счастливый период в жизни маленького жалкого чиновника.
Значительное лицо
Главный образ в чиновничьем мире, изображенном Гоголем, – это начальник, из-за которого Башмачкин так расстроился, что по возвращении домой слег. Акакий Акакиевич на следующий день отправляется в департамент в старой шинели. Там ему советуют обратиться к так называемому значительному лицу. Башмачкин идет к большому чиновнику, но понимания не находит.
Месть Акакия Акакиевича
Петербург – город большой, многолюдный. Башмачкин – человек маленький и неприметный. Тем не менее спустя несколько дней после его смерти по городу распространяются слухи о мертвеце, который бродит около Калинкина моста. Это тот самый Башмачкин.
При жизни он не видел ни сочувствия, ни справедливости. После смерти же решил отомстить обидчикам.
Покойник, который всего за несколько дней привел в ужас весь петербургский чиновничий мир, исчез лишь после того, как встретил то самое значительное лицо и сорвал с него дорогую шинель.
Источник: https://www.syl.ru/article/368221/obraz-peterburga-v-povesti-shinel-n-v-gogolya—osobennosti-i-interesnyie-faktyi
Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Проблемы, которые поднимал в своих произведениях Гоголь, носят злободневный характер. Я считаю, что все они актуальны и по сей день.
Писатель не мог смириться с той несправедливостью, которая была свойственна обществу его времени.
Люди сильные, властные, бессердечные без тени сомнения могли обидеть, оскорбить людей, которые были намного слабее их. Именно эту проблему раскрывает Гоголь в повести «Шинель».
Надо сказать, что к подобному герою и к подобной проблеме обращались не впервые, но настолько актуальна эта тема звучала только теперь.
Что же собой представляет «маленький человек», и как стоит воспринимать такое явление в обществе?
Да, конечно, не нужно понимать данное выражение буквально. Здесь речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник.
Но «маленьким» является этот человек еще и потому, что его внутренний мир ограничен и ничего собой не представляет. Гоголевский герой беден, во многом незначителен и незаметен.
Акакий Акакиевич Башмачкин очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность.
Но самое интересное, что Башмачкин даже не пытается измениться, совершенствоваться, а снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
По-моему, этот человек не стремится к истинным ценностям. Жизнь его настолько бессмысленна, что, возможно, он и сам не знает, для чего живет. Единственным смыслом его жизни становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания.
Неудивительно, что в дальнейшем кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем.
Прочитав это произведение, приходишь к печальному выводу: людей, подобных Акакию Акакиевичу, великое множество. Значит, много таких же униженных и незаметных. «Маленький человек» является обобщенным образом.
Гоголю удалось весьма правдоподобно и, между тем, сатирически показать главного героя, общество, где процветает подобная несправедливость.
Автор призывает обратить внимание на «маленького человека», помнить о его существовании.
Но вся жизнь подчиняется только внешнему лоску и блеску. Отсюда и чинопочитание, преклонение перед вышестоящими и пренебрежение остальными: «Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». Только внешность является основным критерием, по которому люди делятся на тех, кого нужно замечать, а кого нет.
Нельзя говорить о том, что люди не видят, что причиняют боль и страдания другим. Все это прекрасно осознается. И Гоголь знал это.
Некоторые обидчики Акакия Акакиевича даже иногда испытывали муки совести из-за своих поступков. Достаточно вспомнить молодого служащего, подшутившего над главным героем.
Этот человек вдруг осознал, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…»
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича, который теперь блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя.
Я думаю, что этот момент можно считать кульминационным, ибо только теперь в некоторой степени восторжествовала справедливость. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Гениальность этого произведения заключается в том, что, читая повесть, невольно задумываешься над тем, как ты сам относишься к окружающим людям, и есть ли среди них подобные Акакию Акакиевичу Башмачкину.
Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н.В. Гоголя “Шинель”
Повесть «Шинель» Н. В. Гоголя входит в цикл «Петербургские повести». В нем писатель изображает быт и нравы жителей Петербурга, рисует их психологию. Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя.
Ее идейно-художественные особенности были оценены многими русскими и зарубежными писателями. «Шинель» считается образцом русской реалистической повести.
Недаром писатели последующих поколений считали, что «все они вышли из гоголевской «Шинели».
В центре повествования – судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь описывает нам жизнь и смерть «маленького» человека. Чтобы глубже и полнее раскрыть образ Башмачкина, Гоголь использует такой художественный прием, как гипербола.
Можно сказать, что в изображении Акакия Акакиевича переплетаются реализм, гипербола и фантастика. Гиперболические нотки просматриваются везде, уже начиная с описания крещения героя. Долго мучались, выбирая имя младенца, но не нашли ничего лучше имени Акакий: «Ну, уж я вижу, что, видно, его такая судьба.
Уж если так, пусть лучше будет он называться как и отец его. Отец был Акакий, да пусть и сын будет Акакий». Таким образом, подчеркивается неизбежность судьбы героя. Его предки были мелкими чиновниками, и сам он не может прыгнуть выше своей головы. Гиперболически выглядит речь Башмачкина.
Говорит он только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность.
Гипербола усиливается, когда начинается описание службы Акакия Акакиевича в департаменте. Человек, не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… он служил с любовью».
Действительно, в простом переписывании бумаг он находил свой «разнообразный и приятный мир». Только никто не замечал этого его служебного рвения, получал он самую маленькую зарплату в департаменте, но ему было все равно: «Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало». Можно сказать, что Башмачкин был по-своему счастлив.
Но мирное течение его жизни было нарушено чрезвычайным происшествием: Акакию Акакиевичу срочно понадобилось сшить новую шинель. Ради этого ему пришлось урезать себя во всем: не зажигать лишний раз свечу, не ужинать по вечерам, ходить по улицам на цыпочках, чтобы не натирать обувь, не занашивать белье и так далее.
Все эти лишения он с лихвой замещал мыслью о будущей шинели. Эта мысль стала для него подругой, скрашивающей его одинокую, убогую жизнь: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». Само провидение помогало Акакию Акакиевичу, и скоро он набрал вожделенные восемьдесят рублей.
Вместе с портным Петровичем они выбрали все самое лучшее, и, наконец, шинель была готова.
Можно сказать, что шинель вернула Башмачкина к жизни. Он впервые за несколько лет вышел на вечерние улицы Петербурга, обратил внимание на огромные перемены, произошедшие в городе, любовался на женскую ножку, изображенную в витрине магазина, иронически(!) усмехнулся, увидев прическу какого-то франта.
Но недолго длилось преображение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина. Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить.
«Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии. После этого «Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять… он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения». После этого Башмачкин заболел и умер. В этом также проявляется гипербола: шинель стала для героя целью, смыслом, опорой всей жизни.
Без нее существовать он больше не смог.
Но на этом повесть не заканчивается. Далее гипербола перерастает в фантастику. В Петербурге появился призрак в виде чиновника. Он искал пропавшую шинель и под этим предлогом сдирал шинели со всех прохожих, независимо от чина.
В этом ходячем мертвеце узнали Акакия Акакиевича.
В конце концов, от «рук» привидения пострадало и «значительное лицо», которое тоже лишилось своей шинели: «Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!»
Так, после смерти Башмачкина восстанавливается справедливость. Кроме того, в фантастических сценах звучит мысль Гоголя о равенстве всех людей.
Их отличие только в шинелях, а человеческая сущность у всех одна. Можно сказать, что в этих сценах он встает на защиту маленького человека, «униженного и оскорбленного».
Человека, потерявшего свою сущность и ставшего безликим винтиком в огромной машине Петербурга.
Таким образом, при создании образа Акакия Акакиевича Башмачкина основным художественным приемом является гипербола, перерастающая в фантастику. Преувеличением наполнен весь образ Башмачкина. Иногда очень трудно разделить, где реальные факты из жизни бедного чиновника, а где уже применяется гипербола.
Мне кажется, что именно этот художественный прием автор использует для того, чтобы показать весь ужас положения маленького человека в большом городе.
Такое существование зависит не только от вышестоящих людей, имеющих власть, но и от самого маленького человека, позволяющего себе существовать, подобно растению.
Источник: https://cyberpedia.su/6x1f0.html