Анализ «Портрет Дориана Грея» Уайльд
«Портрет Дориана Грея» – одно из самых популярных произведений О. Уайльда. Существует более тридцати вариантов экранизации романа. Важную роль в нем играет притчевая составляющая, поэтому смысл произведения следует искать между строк.
В школе «Портрет Дориана Грея» изучают в старших классах. Быстро подготовится к уроку и освежить знания о романе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения. Для удобства разбор составлен по плану.
<\p>
Год написания – 1891.
История создания – Исследователи считают, что на создание «Портрета Дориана Грея» О. Уальда вдохновили образ Фауста, распространенный в мировой литературе и произведения «Шагреневая кожа» О. Бальзака и «Наоборот» Гюисманса.<\p>
Тема – В произведении развиваются темы красоты внешней и внутренней, истинного смысла жизни.
Композиция – О. Уайльд описал жизнь Дориана Грея от юных лет и до старости. Существует две версии романа – в 13 и в 20 главах. Каждая глава посвящена определенному событию. В одной из глав автор сумел вместить события, происходившие в жизни Дориана Грея последние 20 лет. Анализируемое произведение – сплетение событий и философских размышлений.
Жанр – Философский роман.
Направление – Модернизм.
Работа над романом «Портрет Дориана Грея» длилась всего три недели. Впервые он увидел мир в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта» в 1890 г. Однако через некоторое время О. Уайльд внес в свое произведение изменения: переделал некоторые главы, добавил 6 новых и предисловие, которое сегодня считается манифестом эстетизма.
Вторую версию произведения издали весной 1891 в Лондоне отдельной книгой.<\p>
Публикация романа стала причиной скандала в обществе. На него обрушилась критика со стороны политической элиты. Произведения посчитали аморальным. Появились требования запретить «Портрет Дориана Грея», а его автора судить. Тем не менее, обычные читатели восприняли его на ура.
<\p>
В «Портрете Дориана Грея» анализ следует начинать с характеристики мотивов произведения.
В мировой литературе тема красоты занимает почетное место. Раскрывается она и в романе Уальда. В контексте этой темы поднимаются проблемы любви, человеческих пороков, старости и др.
Главные герои произведения – Дориан Грей и Лорд Генри. Также важную роль в реализации проблематики играют образы художника Бэзила, Сибилы и Джеймса Вэйн. В начале романа читатель знакомится с Дорианом Греем.
Это молодой очень красивый человек, с которого художник Бэзил срисовал портрет. В мастерской Безила юноша познакомился с лордом Генри. Здесь же он признался, что очень хотел бы, чтобы старел портрет, а он всегда оставался красивым.
Желание Дориана Грея исполнилось. Шли годы, а он оставался молодым красавцем. При этом герой умел ценить только внешнюю красоту. Это убило его любовь к Сибиле Вейн. Самолюбие мужчины стало причиной смерти Сибилы.
Эта трагедия была только началом порочного пути Дориана Грея. После этого он погубил еще не одного человека. С каждым его поступком портрет менялся. Вскоре изображенный на нем юноша превратился в безобразного старика.
Дориан Грей понимал, что портрет – отображение его души, поэтому скрывал его ото всех. Когда же Бэзил обнаружил новое изображение, бывший натурщик убил его.
Основная мысль романа – человеческие пороки и уродливую душу не спрячешь под красивой внешностью. Нужно бороться с самой сутью своих пороков, нельзя позволять, чтобы самолюбие завладело душой, вот чему учит роман О. Уайльда.
О. Уайльд описал жизнь Дориана Грея от юных лет и до старости. Существует две версии романа – в 13 и в 20 главах. Каждая глава посвящена определенному событию.
В одной из глав автор сумел вместить события, происходившие в жизни Дориана Грея последние 20 лет. Сюжет произведения развивается последовательно: от экспозиции до развязки.
Тесное сплетение событий и философских размышлений дает читателю возможность вникнуть в суть темы.
Жанр произведения – филосорфский роман, о чем свидетельствуют такие особенности: главная проблема остается открытой, важную роль играет поучительная составляющая. Направление произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» – модернизм.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/portret-doriana-greya/analiz-proizvedeniya-uaylda.html
Анализ романа «Портрет Дориана Грея»
«Портрет Дориана Грея», анализ романа
В этом романе наиболее полно воплотился эстетический идеал Уайльда: абсолютизация творчества и творческой личности, противопоставление внутреннего мира человека бездушной, грубой реальности, провозглашение наслаждения смыслом существования (гедонизм). Тему соотношения эстетических проблем с этичными нормами общества писатель сделал главной, начав с предисловия, а закончил экспериментом над жизнью главного героя – Дориана Грея.
Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые декларируют эстетическую программу автора. В парадоксальном виде повторяются основные принципы эстетизма: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту».
Писатель не оставил без внимания и вопросы моральности искусства, разделив эти понятия как несовместимые. «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства».
Но, не смотря на это, жизнь главного героя демонстрирует опасность искусственного разъединения этических и эстетических принципов.
Сюжет
Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете. Богатый, красивый юноша погрузился в мир наслаждений вслед за своим учителем лордом Генри Уоттоном, который подсказал идею вечной молодости, любуясь портретом Дориана в мастерской художника Безила Холлуорда.
Художник, пораженный чистотой юного Грея, вложил в портрет свои мечты, чувства, свое видение красоты, «самого себя». Прекрасное произведение искусства получило часть души творца, способную влиять на других и покорять их.
Но Дориана Грея привлекли не чувства Безила, а идеи лорда Генри, по мнению которого человек должен не доверять искусству, не учиться у него красоте, а самостоятельно искать ее в жизни.
Между художником и лордом разгорается борьба за душу и красоту юноши, победу в которой на первых же страницах романа получает лорд Генри, наверное, потому, что его слова упали на благодатную почву.
Дориан Грей пошел за своим новым учителем без долгих раздумий, променяв собственную душу на поиск вечных наслаждений.
С помощью фантастических приемов автор материализовал слова юноши: «Если бы я мог остаться навечно молодым, а старел бы портрет. За это… за это… я отдал бы все».
И портрет, созданный Безилом, принял на себя, и груз времени, и моральную ответственность за жажду острых ощущений.
Наслаждение всегда требует жертв. Первой данью стала любовь к юной актрисе Сибилле Вейн. Но любовь быстро прошла, когда Сибилла, влюбившись в юного красавца, больше не смогла изображать любовь на сцене.
Не получив наслаждения от представления, Дориан Грей грубо оттолкнул девушку не только от себя, но и от жизни, она отравилась. Это было первое преступление, которое отразилось на портрете.
Сначала оно напугало Дориана, но эгоизм победил: он спрятал портрет и начал новую жизнь.
Эта новая жизнь была двойной. В обществе Грей – блестящий денди, кумир молодежи. Жадный до новых, необычайных ощущений, вечный юноша, меблировал свой дом с пышностью, собрал коллекцию гобеленов и редчайших парфюмов, драгоценных камней и экзотических музыкальных инструментов. Простор романа замкнут в границах комнат, шкатулок, флаконов. Нет описаний природы, это мертвая красота Дориана Грея.
Дориану вскоре стало мало изысканных вещей и одинокой жизни. От светских салонов он перешел к грязным притонам, опиумным курильням, за ним потянулись темные сплетни. Первый кому Дориан открыл тайну портрета, был Безил.
Он показал этот портрет как насмешку, брошенную в ответ на попытки художника вразумить юношу. Безила устрашает настоящее лицо Дориана, бывший некогда прекрасным портрет теперь изображает сластолюбивого старика, изуродованного пороками и злодеяниями.
Но и сам Грей не может не ужасаться этому зрелищу, он начинает винить Безила в своих пороках и поведении, в порыве ярости Дориан убил художника кинжалом, от трупа он избавился, растворив его в азотной кислоте.
Слишком поздно Дориана начинают терзать муки совести, он начинает завидовать всем людям чья совесть чиста и непорочна, в конце концов он решает, что портрет является его собственной совестью и решает от него избавиться и тем самым облегчить свои душевные муки.
С тем же кинжалом, которым ранее лишил жизни Безила, Дориан бросается на ужасный портрет. Проснувшиеся от крика слуги обнаружили труп уродливого старика рядом с портретом прекрасного юноши, выяснить что это труп Дориана Грея удалось только по кольцам на пальцах…
Прочитав анализ «Портрета Дориана Грея», обратите внимание на другие сочинения:
По произведению: «Портрет Дориана Грея»
По писателю: Уальд Оскар
Источник: https://goldlit.ru/oscar-wilde/49-the-picture-of-dorian-gray
«Портрет Дориана Грея» – анализ произведения
«Портрет Дориана Грея» – знаменитый роман английского писателя Оскара Уайльда, вызвавший немалый общественный резонанс и даже скандал сразу после публикации в Лондоне, в 1891 году.
Сейчас это произведение пользуется огромной популярностью у читателей всего мира.
Будет интересно сделать краткий анализ произведения «Портрет Дориана Грея», а на нашем сайте вы также можете найти его краткое содержание.
Принципы эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»
Оскар Уайльд был сторонником принципов эстетизма – литературно-философского течения в английском искусстве конца XIX – начала XX вв. Основные положения изложены в предисловии к роману в виде афоризмов.
Эстетизм утверждает превосходство искусства над жизнью: воображение художника ценнее, чем простое копирование действительности. Оскар Уайльд говорит о бесполезности искусства в том смысле, что оно не должно преследовать какую-либо цель, оно служит для удовольствия человека, и анализ романа «Портрет Дориана Грея» это четко выявляет.
Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»
В «Портрете Дориана Грея» раскрывается несколько тем, весьма важных в творчестве Уайльда. Даже прочитав краткое содержание романа, вы заметите это. Тема художника, творчества, силы искусства – центральные в романе.
Бэзил Холлуорд – талантливый создатель портрета, поклонник красоты. Но в его представлении эстетическое и этическое, красота и мораль неразделимы. Поэтому он с тревогой следит за жизнью главного героя и упрекает его, пытаясь убедить отказаться от пороков.
Отметьте эту мысль, если вы делаете краткий анализ «Портрет Дориана Грея».
Лорд Генри, напротив, высказывает мысли о том, что основное в жизни – это удовольствие. Красота свободна от нравственных законов, получать наслаждение – вот единственное, что важно в жизни. Он, как искуситель, развивает эгоизм и порочность главного героя, поверившего в то, что молодость и красота являются главными ценностями.
Образ главного героя при анализе романа «Портрет Дориана Грея»
В произведении изображена жизнь Дориана Грея, поставившего во главу угла красоту и удовольствие. В первой главе он показан прекрасным юношей, внешняя красота которого гармонирует с его душевной чистотой. Впервые он задумывается о своей красоте, когда слышит восхищённые речи художника.
Тогда им овладевает мысль о её недолговечности, и он готов отдать всё, чтобы сохранить её. Глядя на портрет, Дориан Грей произносит: пусть стареет портрет, сам он остаётся вечно молодым. Так и случается. Вся жизнь, переживания, страсти, пороки отражаются на портрете. Портрет становится отражением души героя.
Здесь мы не приводим краткое содержание романа «Портрет Дориана Грея», но рассмотрим суть сюжета.
Впервые портрет изменяется, когда Дориан предаёт возлюбленную, Сибиллу Вейн. Девушка была актрисой в маленьком бедном театре, куда случайно зашёл Дориан. Она талантливо играла на сцене любовь шекспировских героинь. Молодые люди стали встречаться и признались друг другу в любви.
Юноша решил показать её своим друзьям. Но в день спектакля она думала только о любви к Дориану, поэтому плохо играла. Друзья Дориана, как и он сам, были разочарованы. Юноша грубо высказывает возлюбленной своё разочарование и говорит, что больше не любит её.
На следующий день он понял несправедливость упрёков, но было поздно: девушка отравилась. Лорд Генри приводит молодого человека к мысли, что в этом нет ничего страшного, и Дориан пренебрежительно вспоминает о знакомстве с ней.
В этот момент, посмотрев на портрет, герой замечает, что около губ появилась жестокая складка. Что еще мы узнаем, проводя краткий анализ романа «Портрет Дориана Грея»?
Впоследствии Дориан предаётся порокам, скитается по трущобам, опускается всё ниже в нравственном отношении. Оскар Уайльд не рассказывает подробно о жизни героя, намекая лишь, что он опустился на самое дно в погоне за удовольствиями.
О развращённости, жестокости Дориана упоминают многие герои произведения.
Он живёт двойной жизнью: посещает светские рауты и грязные кварталы Ист-Энда, поражает всех неизменной красотой и с содроганием следит за ужасными изменениями портрета.
В конце концов, он в ярости набрасывается с ножом на собственный портрет, теперь скрытый от глаз на чердаке.
Слуги находят безобразное, отталкивающее дряхлое тело, в котором только по перстню опознают хозяина, и прекрасный, сияющий молодостью портрет Дориана Грея – искусство остаётся нетленным.
Анализ финала «Портрет Дориана Грея» показывает, что здесь воплощена центральная идея романа: «Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?»
Вы прочитали в данной статье краткий анализ романа «Портрет Дориана Грея», автором которого является Оскар Уайльд. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на подобную тематику, ознакомьтесь с ними. Вас также может заинтересовать по теме:
- Краткое содержание романа «Портрет Дориана Грея»
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/portret-doriana-greya-analiz-proizvedeniya-1
Анализ произведения «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда
С самого начала роман О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” представляет читателю умиротворенную картину: талантливый художник пишет портрет, который по его задумке будет сохранен в тайне от всех. Вдруг натурщик испытывает зависть к собственному изображению и страх перед своей человеческой сущностью – неминуемо увядающей и смертной. Открывается произведение пророческими словами главного героя Дориана Грея: “Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это… за это я отдал бы все на свете… Душу бы отдал за это!” Именно от этих слов и зависит дальнейший ход сюжета произведения. Портрет начинает стариться и становиться отвратительнее, герой внешне молод, а вот все невзгоды отражаются на его сердце.<\p>
Неожиданно Дориан влюбляется в актрису Сибилу Вейн. Однако для него весь жизненный путь представляет собой театр, и он не ценит чувств девушки, остается черствым в душе, что заставляет картину еще больше стареть. В итоге, Сибила, не выдержав душевных терзаний, совершила самоубийство.<\p>
Продолжается жизнь Грея погружением в разгул, порок и ненависть ко всем окружающим, которая длится 20 лет. На данном этапе даже художник Бэзил, его друг, не может остановить главного героя. И мимолетный порыв ненависти к уродливому портрету подталкивает Дориана к убийству художника, даже несмотря на то, что Бэзил любил юношу со всеми его порочными недостатками.<\p>
Постепенно к уже имеющимся порокам Дориана добавились наркотики. Наконец совесть достучалась до него и в этих муках Дориан уничтожает безвременно ставший старым портрет, но этим самым убивает себя. Дориан умирает, а портрет снова обретает молодость.
<\p>
Уайльда показывает нам, как недопустимо вести себя в неординарных ситуациях, оставаться человечным. Не внешность красит личность, а богатый внутренний мир. Если рассмотреть сюжет романа, то можно заметить, что автор использует сюжеты из мифов, например, миф о Нарциссе, умершем, увидев свое отражение в воде. Дориан Грей влюблен в портрет, подолгу любуется им. И, по сути, в конце произведения, Грей, все больше влюбленный в свою неотразимость, умирает, словно Нарцисс, от любви к самому себе.<\p>
Несмотря на то, что писатель создал отнюдь не реалистичный роман, некоторые сцены довольно правдоподобны. Главное внимание Уайльд в романе уделяет не действиям и характеристикам, а тонкой игре ума лорда Генри, чьи смелые парадоксы воплощают мысли автора. Суть философии лорда Генри основана на том, что все живое, будь то уродливое или безнравственное, имеет право на существование. Но такие эксперименты с жизнью часто не доводят до добра.<\p>
Один из главных душевных изъянов Дориана как человека состоит в том, что он не наделен воображением и нуждается в поступках, которые дают ему возможность испытать возбуждение от соприкосновения с жизнью. Однако, его собственные мысли старят его сущность, а окружающие его люди – всего лишь жертвы его душевных противоречий. Поведем итог: весь роман О. Уайльда построен на различных противоречиях. Суть произведения – это и вседозволенность, и одновременно неприятие преступных действий.<\p>
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=168
Глава 1. Теоретическая основа анализа художественного произведения
Министерство образования и науки РФ
Балашовский институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
Анализ особенностей образной системы и способов ее языкового воплощения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
дипломная работа
по специальности 050303.65 «Иностранный язык»
Балашов 2010
Введение
Образная система представляет собой, пожалуй, самую интересную, сложную и насыщенную составляющую художественного произведения, наиболее трудную для понимания и постижения читателя.
Несмотря на это, рассмотрение образной системы и способов ее языкового воплощения представляет огромную ценность для лингвистов и литературоведов, т.к.
в способах языкового воплощения системы образов находит отражение художественный стиль эпохи, авторский стиль, авторское настроение и мировоззрение.
Данная работа осуществляется в русле изучения особенностей образной системы и способов ее языкового воплощения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», что и составляет предмет
исследования.
«Настоящий художник» (Брюсов), «прирожденный писатель» (Олдингтон) – так отозвались об Оскаре Уайльде литераторы разных стран и разных поколений, русский и англичанин, оба наделенные обостренным эстетским чувством.
Они не ошиблись в своем мнении: творчество Уайльда вошло в историю литературы и театра, в историю живую, привлекающую к себе не только исследователей, но и читателей, и зрителей, вошло благодаря той своей части, в которой выразил себя прирожденный художник, не подменивший искусства искусностью и блеском самовосхищенного остроумия.
Как и во всяком явлении, достоинства и недостатки в творчестве Уайльда не принадлежат к независимым сферам. В его произведениях они сближены и соединены так, что почти не оставляют пограничных знаков.
В данной работе речь пойдет о единственном романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
«Дориан Грей» вышел в свет со скандалом, который по большей части был делом рук самого Уайльда. Роман «Портрет Дориана Грея» впервые был опубликован в выпусках американского журнала «Lippincott`sMagazine» и затем был исправлен (вероятно, чтобы удалить явный гомосексуальный акцент) прежде, чем был выпущен в твердой обложке.
И, тем не менее, эта книга была встречена штормом протеста против предполагаемой безнравственности романа и, даже более, Предисловия Уайльда к нему. В самом деле, Предисловие привлекает к себе столько внимания все эти годы, что иногда сам роман воспринимается всего лишь как демонстрация его истинности.
Так или иначе, интерес романа о Дориане Грее заключается в методе его повествования. Роман следует читать внимательно, глазом, готовым к несоответствиям между автором и персонажем.
Хотя сам Уайльд признался: «Бэзил Холлуорд – это то, что, я думаю, я есть; Лорд Генри – это то, что, мир думает, я есть; Дориан же – это то, чем я хотел бы быть – в другое время, возможно».
Данная работа дает анализ романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Объект исследования – образная система романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» и ее языковое воплощение – обусловлен тем, что ранее внимание исследователей не привлекалось к системе образов романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», в чем и заключается актуальность исследования.
Цель исследования – состоит в комплексном, системном описании, анализе, научно-теоретическом осмыслении и классификации системы образов в романе «Портрет Дориана Грея».
Задачи исследования – определить сущность понятия «система образов», проанализировать образы в романе, стилистические приемы, используемые автором для создания тех или иных образов, проследить их влияние на стиль и повествование романа.
Таким образом, мы проникаем в основу стиля и повествовательной манеры Уайльда-прозаика.
Практическое значение данной работы определяется тем, что результаты исследования могут применяться в курсах по литературоведению, стилистике, на занятиях по практике речи английского языка и интерпретации текста.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении устанавливаются предмет и цель исследования, формируются его задачи, обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается практическое значение результатов работы.
В первой главе устанавливается теоретическая база исследования, дается основа для анализа художественного текста, определяется понятие системы образов, рассматриваются основные каноны некоторых художественных стилей.
Вторая глава посвящена исследованию системы образов романа «Портрет Дориана Грея», рассмотрению стилистических приемов, используемых автором.
Результаты исследования и основные итоги отражены в заключении.
1.1 Литературное определение образа
Для исследования языкового выражения системы образов романа Уайльда «Портрет Дориана Грея» необходимо разъяснить понятие «образ».
Образ – одно из основных понятий литературы, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества.
В центре художественного образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщенное начало, за которым угадываются те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа.
Образ – это всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов.
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно – такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием.
Поскольку образ определенного человека приобретает обобщенный характер, ему присущ художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие то, что он считает важным).
Вымысел усиливает обобщенное значение художественного образа, неотделимое от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему. Образ – это факт воображаемого бытия, он всякий раз заново реализуется в воображении адресата.
В эстетическом аспекте образ представляется целесообразным, жизнеподобным организмом, в котором нет лишнего, случайного, механически служебного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей. Но без изолирующей силы вымысла образ не мог бы достичь той сосредоточенности и скоординированности, которые уподобляют его живому образованию. Другими словами, «жизнеподобие» образа связано с его воображаемым бытием.
Образ в литературе – это характер, персонаж. Вообще, любой литературный образ выражен в слове – хотя к слову и не сводится, он шире глубже слова. Часто встречается применение термина «образ» и в более узком и в более широком смысле слова. Часто любое красочное выражение, каждый троп называют образом.
Художественный образ проявляется в произведении очень разносторонне. В прозе он дан во взаимодействии с авторской речью. Образ отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности.
Для дальнейшей работы важно определить жанр произведения. Жанром называется исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Роман – эпический жанр, в котором предметом изображения оказывается незавершенная, длящаяся история либо прошлое, постигнутое сквозь призму понятий, интересов и устремлений, характеризующих современность, воспринятую в ее динамике.
Роман воссоздает опыт личности и круг ее представлений, формирующихся в непрерывном контакте с действительностью, которая так же, как герой, находится в процессе становления. Постоянно в ней происходящие перемены, сама ее незаконченность и непредсказуемость потенциального развития сказываются на самоощущении персонажей, как и на их судьбах.
Особенностью построения романа определяется выбор персонажей, движение интриги, характер кульминационных эпизодов, мотивированность развязки. В ходе литературной эволюции структура романа все более усложняется.
Возникают разновидности жанра, в которых найдено оригинальное сочетание напряженной интриги и психологической изощренности, а стремление воссоздавать жизнь достоверно и узнаваемо соединяется с широким использованием вымысла, тяготеющего к фантастике.
Композиция романа включает «расстановку» персонажей, т.е. систему образов. Важнейший аспект композиции – последовательность введения образов в повествование, способствующая развертыванию художественного текста. Расстановка персонажей происходит вокруг образа главного героя, который преображается на протяжении всего романа.
1.2 Построение образной системы художественного произведения
Система
образов начинается там, где по выражению Пастернака, «образ входит в образ», где они накладываются друг на друга, так или иначе друг с другом взаимодействуют – в рамках одного художественного текста.
При этом возникает так называемая иерархия образов. «Иерархия» в переводе с греческого означает многоступенчатый порядок подчинения и властвования.
Она царит всюду, на любой ступени бытия, причем зачастую эти иерархические отношения бывают исключительно сложны, противоречивы, непонятны.
Образную систему художественного текста можно выстроить – сверху вниз – в следующем порядке:
– образ самого произведения в целом;
– образ автора (лирического героя);
Источник: https://MirZnanii.com/a/136657/analiz-osobennostey-obraznoy-sistemy-i-sposobov-ee-yazykovogo-voploshcheniya-romana-oskara-uaylda-portret-doriana-greya
Анализ романа Портрет Дориана Грея
В этой статье мы сделали четкий анализ величайшего произведения ирландского писателя Оскара Уайльда. Продумав концепцию нашего анализа, мы постарались охватить все аспекты, которые будут интересны нашим читателям. Также у нас Вы сможете скачать и другие сочинения по роману.
Краткий анализ
«Портрет Дориана Грея» – величайшее творение Оскара Уайльда, его единственный роман. Сразу после выхода в 1890 году, книга была поддана большой критике со стороны писателей и литературоведов.
Проводя исторический анализ, мы нашли факты, объясняющие низкую популярность романа.
Основное недовольство вызвано принципиально новым в то время подходом Оскара Уайльда, который отказался от строгих правил морализма и дидактики, которые были присущи литературе Викторианского периода.
Однако и читатели, и критики понимали, что «Портрет Дориана Грея» – это долгожданный прорыв европейской художественной литературы. Помимо критики, писатели того времени начали проводить анализ структуры произведения и нового подхода Оскара Уайльда.
Несмотря на фантастический сюжет книги, её суть и основа до сих пор остаются актуальными для современного общества. На протяжении всего сюжета просматривается отношение автора к главному герою Дориану Грею. Уайльд осуждает стремление людей удовлетворять свои бездумные желания и беспринципную жизнь «для себя».
Основные аспекты анализа
Основным аспектом анализа также является актуальность данной книги в наше время. Подкрепляет этот факт и то, что по сюжету снимают фильмы и сериалы. Интересно знать, что с 1910 года на тему Портрета Дориана Грея было отснято 27 кинофильмов! Многие из них стали очень популярными и получили всемирную известность.
(Лучшие киноленты можно смотреть на нашем сайте в статье «Смотреть онлайн»).
Проводя анализ книги, у не вызвало сомнения то, что Уайльд написал очень нравственную книгу, которая в свое время стала настоящим манифестом эстетизма Европейской литературы.
Все это четко дает понять, что история «Портрета Дориана Грея» будет жить вечно…
“Так называемые «безнравственные» книги — это лишь те книги, которые показывают миру его пороки, вот и все…”
Оскар Уайльд
Под конец нашего анализа, хотелось бы сказать, что мы попытались раскрыть все самые яркие нюансы и аспекты данной книги, а также смогли просмотреть проблему актуальности романа.
Также хочу обратить наше внимание на то, что у нас на сайте есть большая подборка сочинений на тему Портрет Дориана Грея на русском и украинском языке. Чтобы перейти на страницу скачивания, нажмите здесь. Подписывайтесь на новые статьи и обновления нашего сайта.
Источник: https://dorian-gray.ru/ob-avtore/sochineniya-referatyi/analiz-romana-portret-doriana-greya/
Анализ произведения «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда
С самого начала роман О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” представляет читателю умиротворенную картину: талантливый художник пишет портрет, который по его задумке будет сохранен в тайне от всех. Вдруг натурщик испытывает зависть к собственному изображению и страх перед своей человеческой сущностью – неминуемо увядающей и смертной.
Открывается произведение пророческими словами главного героя Дориана Грея: “Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это… за это я отдал бы все на свете… Душу бы отдал за это!” Именно от этих слов и зависит дальнейший ход сюжета произведения.
Портрет начинает стариться и становиться отвратительнее, герой внешне молод, а вот все невзгоды отражаются на его сердце.Неожиданно Дориан влюбляется в актрису Сибилу Вейн. Однако для него весь жизненный путь представляет собой театр, и он не ценит чувств девушки, остается черствым в душе, что заставляет картину еще больше стареть.
В итоге, Сибила, не выдержав душевных терзаний, совершила самоубийство.Продолжается жизнь Грея погружением в разгул, порок и ненависть ко всем окружающим, которая длится 20 лет. На данном этапе даже художник Бэзил, его друг, не может остановить главного героя.
И мимолетный порыв ненависти к уродливому портрету подталкивает Дориана к убийству художника, даже несмотря на то, что Бэзил любил юношу со всеми его порочными недостатками.Постепенно к уже имеющимся порокам Дориана добавились наркотики. Наконец совесть достучалась до него и в этих муках Дориан уничтожает безвременно ставший старым портрет, но этим самым убивает себя.
Дориан умирает, а портрет снова обретает молодость.Уайльда показывает нам, как недопустимо вести себя в неординарных ситуациях, оставаться человечным. Не внешность красит личность, а богатый внутренний мир. Если рассмотреть сюжет романа, то можно заметить, что автор использует сюжеты из мифов, например, миф о Нарциссе, умершем, увидев свое отражение в воде.
Дориан Грей влюблен в портрет, подолгу любуется им. И, по сути, в конце произведения, Грей, все больше влюбленный в свою неотразимость, умирает, словно Нарцисс, от любви к самому себе.Несмотря на то, что писатель создал отнюдь не реалистичный роман, некоторые сцены довольно правдоподобны.
Главное внимание Уайльд в романе уделяет не действиям и характеристикам, а тонкой игре ума лорда Генри, чьи смелые парадоксы воплощают мысли автора. Суть философии лорда Генри основана на том, что все живое, будь то уродливое или безнравственное, имеет право на существование. Но такие эксперименты с жизнью часто не доводят до добра.
Один из главных душевных изъянов Дориана как человека состоит в том, что он не наделен воображением и нуждается в поступках, которые дают ему возможность испытать возбуждение от соприкосновения с жизнью. Однако, его собственные мысли старят его сущность, а окружающие его люди – всего лишь жертвы его душевных противоречий. Поведем итог: весь роман О. Уайльда построен на различных противоречиях. Суть произведения – это и вседозволенность, и одновременно неприятие преступных действий.<\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
-
- Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…<\p>
- Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупредить общество от ошибок переосмысления истории. «Осторожно с…<\p>
-
- Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько…<\p>
- Поэма Вергилия «Энеида» – это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого – построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля…<\p>
-
- Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…<\p>
- Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…<\p>
- Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…<\p>
- Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…<\p>
- Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…<\p>
- Сочинение “Война и мир” Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…<\p>
Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/3925-analiz-proizvedeniya-portret-doriana-greya-o-uajlda
Рецензия на роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Рецензия на роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия Халявина. Другие работы Анастасии.
«Портрет Дориана Грея» — это интеллектуальный роман, написанный в декадентском стиле. А для меня — это самая удивительная и необыкновенная книга, поражающая своим странным сюжетом и неожиданной развязкой.
В этом философском произведении подняты вечные вопросы человечества — о жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха. По прочтении, мне показалось, что «Портрет Дориана Грея» — это аллюзия к легенде о Фаусте.
Так это, или нет, судить не мне, но сходства этих двух произведений явно видны. Конечно, можно было бы отследить эти тождества на сюжете произведений. Но я считаю, что было бы нечестно лишить вас возможности самим познакомиться с этой удивительной книгою. Именно поэтому я приведу примеры на героях романа.
Надо заметить, персонажи произведения стоят внимания, так как Оскар Уайльд наделил каждого особым ведущим качеством, характерным только одному «книжному человеку». И исключительно из-за этих качеств произошел именно такой исход событий.
Лорд Генри – аристократ, проповедник нового гедонизма, презирающим традиционные викторианские ценности – выступает в роли Мефистофеля. Его ведущим качеством я смогу назвать гедонизм. Дориан, попав под влияние его порочных идей и теорий, становится сгустком зла, способным даже на убийство друга.
Дориан Грей имеет черты нового Фауста. Его ведущее качество – доверчивость. Именно из-за нее он смог подчиниться «нравоучениям» своего беспокойного друга и испортиться под его влиянием. Второстепенное, но тоже важное качество, — это двуличие.
Он мог быть разным в разное время, в разных местах, с разными людьми. Он сочетал в себе две разные стороны, постоянно ведущие друг с другом борьбу.
Одна из них – Дориан, как развратник, преступник и злоумышленник; другая – Грей, как тонкий эстет и романтик.
Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана Грея, покончившая самоубийством из-за упреков Грея в ее сторону. Она выступает в роли Маргариты. Несмотря на то, что эпизодов с ее участием было крайне малое количество, эта героиня, наверное, полюбилась мне больше всех.
Джеймс Вэйн – брат Сибилы, чьим главным качеством характера стала мстительность. Он – новый Валентин их легенды. О нем я не могу сказать много слов, так как появлялся он в книге вовсе не часто.
Остается один персонаж – Бэзил Холлуорд. Размышляя над ним, я пришла в замешательство, потому что он не соответствует ни одному герою из легенды о Фаусте. Но этот персонаж самодостаточен и без всяких соответствий. Он выступает в роли по-настоящему любящего Дориана человека, видящего в нем идеал человеческой красоты, присущей светлой молодости.
На этом свое сравнение я закончу и подмечу еще один очень необыкновенный факт. Надо заметить, что ни один из пороков Дориана не назван самим Оскаром Уайльдом, кроме злоупотреблений опиумом. Но все читатели видят в нем много грехов.
И, как утверждает автор произведение – это собственные грехи читающих людей. «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам». Эти слова взяты из письма О.
Уайльда редактору «Скотс обсервер», 1890 г.
Про эту книгу можно писать бесконечно, в конце концов, пересказав сюжет «Портрета Дориана Грея». Но я бы так не хотела. И, наверное, вы тоже, дорогие читатели Букли. Просто я не хочу вас лишать этой единственной возможности в жизни – в первый раз прочитать эту великолепную книгу!
Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.
Автор рецензии: Анастасия Халявина.
Источник: https://buklya.com/portret-doriana-greya.html
О. Уайльд, «Портрет Дориана Грея»: проблематика и жанровое своеобразие
Роман «Портрет Дориана Грея» – крупнейшее произведение Оскара Уайльда, в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя.
*Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета (портрета) в роковой судьбе героя. В один из дней художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея, и в этот портрет влюбляется сам Дориан.
Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится, – молодости. С Дорианом знакомится непревзойдённый остроумец Генри Уоттон, в котором мы узнаём черты самого Оскара Уайльда.
Дориан Грей попадает под влияние лорда Генри, поддаётся его речам о всесилии красоты, о неподвластности её каким-либо законам. Дориан отдаётся чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нём, проходит много лет, но лицо его сияет свежестью юности, её неповторимой чистотой.
Портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в этом портрете, стала порочной, лживой и грязной. Портрет становится совестью Дориана Грея. Он прячет его от глаз людей в отдельную комнату, запираемую им лично на ключ. Каждый порок искажает образ Дориана на полотне, и встречи с этой совестью были невыносимо мучительны для Дориана.
В один из дней он всадил в портрет нож, чтобы избавиться от этого ужасного свидетеля его порочной жизни (тот самый нож, которым он прежде убил художника Бэзила, написавшего этот портрет). Вбежавшие слуги увидели великолепный портрет своего хозяина во всём блеске его дивной молодости и красоты.
А на полу лежал омерзительный труп, в котором, лишь по кольцам на руках, они узнали Дориана Грея.
Дориан Грей – юноша, наделенный невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная.
В нем сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом.
Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.
Бэзил Холлуорд – художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека.
Лорд Генри – аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на все викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.
Сибила Вэйн – актриса, один из самых удивительных образов романа. До встречи с Дорианом жила в своем выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность ее мира, где она не жила, а только играла. С любовью в ее душе пропадет талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий. Но именно это и приводит к ее гибели.
Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк.
После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа – судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По жанру – это философский роман, написанный в декадентском стиле.
Интересно, что в сюжете романа есть значительные сходства с легендой о Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость. Есть аллюзии и на другие произведения мировой литературы. Большое влияние оказал роман Мэтьюрина «Мельмот-Скиталец». Именно из этого романа взята мысль о портрете, а так же и герой, которому позволено все.
Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака. Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот». Однако «Портрет Дориана Грея» рассматривается как абсолютно уникальное, стоящее особняком в литературе произведение.
В нем поставлены вечные вопросы человечества -о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха.
Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея» очень многопланова, стоит также сказать, что роман является воплощением эстетических идей писателя. Важное место и в произведении, и во всем творчестве Оскара Уайльда занимает проблема соотношения искусства и действительности.
Для Уайльда, искусство стоит выше жизни. Эта идея получила выражение в той роли, которую играет в произведении портрет героя. Облик живого Дориана не выражает сущности его порочной, развращенной натуры. Только на портрете видно, каков на самом деле Дориан.
Таким образом, искусство вернее самой действительности выражает душу, сущность характеров и явлений.
В романе «Портрет Дориана Грея» можно также выделить конфликт гедонизма и аскетизма. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. Как принцип жизнеутверждения гедонизм протестоит аскетизму (от гр.
«аскет – отшельник, чернец) – добровольному ограничению природных чувств человека, желанию чувствовать страдание, физическую боль, одиночество. Конечная цель аскетизма – достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, экстаз.
Как и в гедонизме, но противоположными ему средствами!
В романе «Портрет Дориана Грея» героями-гедонистами являются «теоретик Лорд Генри и «практик» Дориан Грей.
Ужасная, развернутая до мельчайших подробностей, сцена убийства Бэзила Холлуорда Дорианом Грейем имеет значение более широкое, чем кровавые подробности криминального романа: тривиальное, чисто английское убийство получает символистично-алегорическое значение: гедонист убивает аскета, наслаждение расправляется с Аскезой. Настоящий средневековый театр.
Но оба действующих лица этого кровавого фарса – преступные и антигуманные – разрушающие душу и проливающие кровь. А идеал жизни – его золотую середину – нужно искать в другом месте, среди других идей, в гармоничном единстве чувственно-физической и интеллектуальной жизни личности.
Источник: https://cyberpedia.su/12x1035f.html
Кабанова И.В. Зарубежная литература. “Портрет Дориана Грея” О. Уайльда
|
“Портрет Дориана Грея” О. Уайльда. <\p>
Оскар Уайльд (1854–1900 гг.), глава английского эстетизма, опубликовал свой единственный роман “Портрет Дориана Грея” в 1891 году. В романе рассказывается история, перекликающаяся с фантастическим сюжетом “Шагреневой кожи” Бальзака: юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, чем у Бальзака, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство — вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя. Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:<\p>
Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.<\p>
Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью.<\p>
Параллельно выстраиваются истории Дориана и его портрета, которые поменялись местами по отношению к законам природы, к самому течению времени: живой человек преодолевает его поток, отказываясь стареть, а произведение искусства начинает жить во времени телесной жизнью. Остановка героя во времени, вечная молодость, как правило, ассоциируются с мотивами сделки с дьяволом, и в роли искусителя невинного поначалу Дориана выступает светский остроумец, славящий аморальность, новый гедонизм, а на деле ведущий вполне благопристойное существование, — лорд Генри Уоттон.<\p>
Лорд Генри открывает глаза юноше на его красоту, заражает его духом погони за удовольствиями, учит его ценить молодость и жить одним днем. Забавный циник лорд Генри легко привязывает к себе Дориана, разрушая его дружбу с Бэзилом Холлуордом, и Дориан становится учеником лорда Генри. Но лорд Генри — Мефистофель лишь на словах, Дориан же становится дьяволом на деле, буквально понимая и воплощая на практике все поучения своего старшего друга. Он доводит до самоубийства свою возлюбленную, молодую актрису Сибиллу Вэйн, ведет двойную жизнь светского денди и завсегдатая притонов Ист-Энда, он порочит репутации и становится убийцей Бэзила Холлуорда. Портрет только фиксирует его грехи, но не контролирует его жизнь.<\p>
Сэр Генри хочет сделать Дориана воплощением своего идеала о слиянии искусства и светского образа жизни. Сам он никогда не пойдет на преступление: “Убийство — всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда” (глава 19). Дориан слишком простодушен и наивен, слишком чувствителен и недалек, чтобы сохранять ту эмоциональную незаинтересованность, холодность, которую предполагает идеал его друга. В Дориане живо моральное чувство, поэтому так сильно воздействуют на него упреки бывшего друга, Холлуорда, поэтому он не может позволить ему уйти живым из его дома. Начало морального падения Дориана — история с Сибиллой Вэйн — изображено еще достаточно детально, но по мере роста масштаба его преступлений автор предпочитает говорить о них загадочными намеками, дающими простор читательскому воображению для того, чтобы дорисовать картины зла. Разумеется, морализм Уайльда не так прямолинеен, как морализм викторианского романа, однако, в соответствии с традицией нравственного урока, столь сильной в английском романе на протяжении всей его истории, в “Портрете Дориана Грея” моральная сторона, лишившись назидательности, составляет важнейшую сторону романа:<\p>
Вот ее суть: всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе свое наказание.<\p>
Однако эта традиционная задача романа в восприятии читателя отходит на второй план перед завораживающими картинами эстетско-декадентской среды конца века. Уайльд рисует духовный и бытовой облик новых героев — апостолов культа красоты. Действие романа разворачивается в студиях художников и в изысканных светских гостиных, в атмосфере, пронизанной пряной красотой жонкилий и орхидей, роз и жимоло- сти, восточного искусства и английского комфорта. Эта утонченно-культурная атмосфера сама по себе пробуждает в человеке чувственное начало. В попытке проникнуть в тайны чувственной жизни человека начинает Дориан собирать свои коллекции, описанию которых недаром уделено столько места в романе: коллекции благовоний, музыкальных инструментов, драгоценных камней, вышивок и гобеленов, живописи. Полнотой чувственных ощущений пронизан стиль романа, автор стремится передать мир во всем разнообразии восприятий всех органов чувств. Уже это смакование красоты, сладострастное погружение в наслаждение было вызовом викторианским нормам, и уж совсем эпатировала добропорядочную публику эстетическая программа, изложенная автором в предисловии к роману.<\p>
Предисловие представляет собой собрание афоризмов, любимого жанра Уайльда. Оскар Уайльд был непревзойденным мастером беседы; слава острослова пришла к нему много раньше, чем литературная слава. В уста лорда Генри Уоттона в романе вложено такое количество парадоксов, что их блеск вскоре начинает утомлять. Однако парадоксы предисловия к роману, пожалуй, самая широко цитируемая часть литературного наследия Уайльда, потому что нигде больше с такой полнотой он не выразил суть эстетского отношения к жизни, свое убеждение в том, что искусство стоит вне морали: “Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все… всякое искусство совершенно бесполезно”.<\p>
Это положение уже выдвигала теория “искусства для искусства”, но эстетизм идет еще дальше, утверждая, что “жизнь подражает искусству”; “искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”. В предисловии Уайльд бросает вызов косной критике, стремящейся непременно понять, что хотел автор сказать своим произведением, тогда как “художник не стремится ничего доказывать”, его дело — “совершенное применение несовершенных средств”. Своеобразно подводит Уайльд итоги литературного развития своего века: “Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения”.<\p>
Эстетизм и символизм противопоставляли себя непосредственному литературному прошлому, как видим, в равной степени дистанцируясь от романтизма и реализма; эстеты и символисты сознательно приняли флоберовскую установку на элитарного читателя и считали себя создателями подлинно современного искусства. Предложенное здесь прочтение “Портрета Дориана Грея” сквозь призму бальзаковской и викторианской традиции акцентирует связи эстетизма с литературой предыдущего, XIX столетия, но задумайтесь об этом произведении исходя из того, что вам известно о ницшеанстве и фрейдизме, — и перед вами предстанет иной текст, в котором главными окажутся черты литературы будущего XX века. Такой же пограничный характер носит и повесть “Сердце тьмы”, только в ней связи с будущей литературой проступают много отчетливей, чем у Уайльда.
|
<\p>
Источник: https://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/kabanova/portret-doriana-greya-uajlda.htm