Согласны ли вы с утверждением героя романа м.а. булгакова: «трусость – самый страшный порок»?

Как в романе “Мастер и Маргарита” доказывается утверждение: “Трусость – самый страшный порок”?

“Трусость – самый страшный порок”,-таковы были последние слова Иешуа Га-Ноцри перед смертью.

Почему же из множества человеческих пороков он признает ужаснейшим трусость? Я думаю, что Иешуа много раздумывал над человеком, над его мыслями и поступками, и, возможно, он сделал вывод, что трусость – есть основа порока, его отправная точка, его основная деталь и первоисточник. Человек будет грешить, потому что боится. Он боится многого: боится быть нищим, боится быть брошенным, отвергнутым, непонятым, боится быть униженным, порабощенным, ничтожным. Чтобы избежать этого многие, почти все, пускаются во все тяжкие и становятся заложниками пороков: зависти и пошлости, хитрости и подлости, обмана и алчности. Таковы почти все мы. Таковыми показывает Булгаков и москвичей 30-х годов 20-го века.

“Москвичей испортил квартирный вопрос”,- говорит Булгаков. И вот мы видим, как они, трясясь от страха не получить свои заветные квадратные метры, несут Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства.

А там: “мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами.

В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности.

” Решающим же аргументом для сдачи квартиры иностранцам для Никанора Ивановича становятся четыреста рублей, всунутые ему Коровьевым и спрятанные в вентиляционный ход в уборной. Рубли чудесным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович, в свою очередь, помимо взяточника, превращается еще и в валютчика. После чего он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся очень интересные сны.

А ведь все эти неприятности произошли из-за его страха продешевить за квартиру! В Варьете Воланд и его свита дают искрометный сеанс черной магии, на котором мы наблюдаем, как людьми правит алчность.

“Несчастные” москвичи рвутся к сцене, боясь опоздать, боясь не получить самые лучшие туфли, самые модные платья и самые ароматные духи.

Обратите внимание

На следующий день после “обогащения” москвичи остаются ни с чем, а Воланд торжествует!

Мы видим также Варенуху, хама и лгуна, видим ресторан “Грибоедов” для писателей, не имеющих таланта, зато имеющих удостоверение МАССОЛИТа, видим мы поклонение москвичей иностранцам, и еще множество интересных эпизодов наблюдаем мы в Москве.

Подытоживает же эту летопись человеческих пороков, образованных, как мы помним, трусостью, великий бал у Сатаны, спроецировавший все происходящее на вечность и свидетельствующий: так было, есть, так будет всегда. Но не все так безнадежно, и нет “темного царства” без “луча света” в нем. Есть в романе люди, разделяющие мнение Иешуа.

Это Маргарита, смелая женщина, заключившая сделку с самим дьяволом, во имя любимого.

Она не стала жить, обманывая себя, утешая себя мыслью, что мастер мертв, она не изменила ему. Совершив один грех, она избежала многих, потому что не побоялась спуститься в ад на бал к Сатане и его свите. Это и мастер, отказавшийся писать роман угодный времени, МАССОЛИТу и государству. Он написал роман о прокураторе Иудеи и обрек себя на отверженность.

Доказательством же утверждения: “Трусость – самый страшный порок”,- является непосредственно финал романа: москвичи обречены не вечные мучения или небытие, а Маргарита и мастер обретают душевный покой. Нужно быть смелым, свободным от условностей и предрассудков, тогда ты будешь свободен и после смерти, иначе твоя дорога ведет в ад.

Источник: https://www.school-essays.info/kak-v-romane-master-i-margarita-dokazyvaetsya-utverzhdenie-trusost-samyj-strashnyj-porok/

Ответы@Mail.Ru: Почему трусость – самый страшный порок?

если мы трусливо избегаем ответственного решения и, не внимая голосу совести, выбираем легкий путь, который другие называют правильным, хотя сами мы чувствуем его неверность и таким образом вопреки своей совести идем по пути, указанному другими, что делаем мы тогда? Мы заглушаем божественный голос внутри нас; мы выбираем низшее, а не высшее, более легкое, а более грудное, мы решаем отказаться от своей воли, вместо того, чтобы очистить ее; и хотя бы путь, взятый нами по указанию других, и был лучшим из двух, мы все же Повредим своей эволюции, не сделав того, что по совести считали более правильным. Самая страшная смерть – это духовная, здесь и не должен работать инстинкт самосохранения

Неа философ, я тебе возражаю. Нет страшнее порока чем предательство!<\p>

трусость – порождение тьмы и всего что с ней связанно ощущение опасности – диаметрально другое чувство, именно инстинкт, ОСОЗНАНИЕ разницы

Даже самые великие герои трусили, не боятся только психи. Паника- вот наверно что самое страшное.<\p>

Важно

возможно ответ на этот вопрос можно поискать в выссказываниях Мастера в ремейке М. Булгакова “Мастер и Э. П. Кругляков” http://www.anoitt.ru/cabdir/novosti.php (скачать текст)

трусость не позволяет человеку расти, быть сильным, преодолевать препятствия, трусость заставляет людей делать необдуманные поступки, например: меня обвинят в том-то, меня поймаю на этом, ой боюсь про меня узнают, а дай ка я этого человека запугаю или убью, я же боюсь, что меня осудят, или я боюсь говорить “нет” и меня используют и потому я такой несчастны, нет я лучше буду сидеть в “норе”,чем высунусь наружу, меня же съедят, а становиться сильным я боюсь, вдруг не получиться….<\p>

Трусость бывает разная. Иногда человек знает что его ждет, но трусит – это порок. А вот когда он не знает что его ждет и трусит – это инстинкт. А Га Ноцри подразумевал, что если знаешь свою участь и боишься (т. е. не можешь смириться) , то это порок. Он же уже знал что идет на верную смерть и не боялся. Потому и был спокоен. Согласитесь, если бы он стал метаться в истерике и просить о прощении это опустило бы его на уровень …ну ниже не куда, а так богом стал.<\p>

Как же нам нужны оправдания! Как же нам надо быть идеальными! Ну хоть в чьих-то глазах!<\p>

Трусость и есть самое большое предательство перед Богом, наделивших нас от начала всем своим величием

1) Порок (ГРЕХ) №1 – это лицемерие первых “лиц” – верховных мохнорылых церковников (РПЦ) и высокопоставленных бритых рыл** царской охранки (ФСБ) . **Сказать – лиц просто язык не поворачивается.

Порнография №1 или жизнеописание Блудницы №1 (церкви) – это ничто иное, как библия (Книга Мёртвых душ) 2) По роману “Ма$Ма” и по аФФтАру вопроса можно легко выстроить идИот-логическую цепочку: Порок – Предательство. Предательство – порождение Трусости. Трусость – порождение Бездуховности.

Бездуховность – порождение бедного извилинами мозга. Бедность (умственная) не порок….: -))) 3) Всё намного проще. Трусость маленького человечка, например, ребёнка или человека из простого народа, несопоставимо мала и незначительна по сравнению с ТРУСОСТЬЮ сильных мира сего.

Совет

4) Господа бесы! Вам ли не знать, что вас ожидает. Впрочем, у вас есть шанс уменьшить “глубину” пропасти на несколько триллионов лет.. . 😉 Подпись: Вечный

Читайте также:  Живые души в поэме «мертвые души»: сочинение

Инстинкт самосохранения это страх, который можно преодолеть. Преодолеть трусость нельзя. Но я не уверена, что это такой уж страшный порок. Известно, что трусы живут дольше, чем смельчаки.<\p>

Таких пороков много, гордыня ещё хуже. И все же…. слабодушие – это болезнь духа. А с больного что спросить?<\p>

так трусость и порождает предательство!

При чём тут инстинкт самосохранения и трусость?
“Инстинкт самосохранения” – это неконтролируемая реакция на угрозу жизни.
Трусость – это боязнь возможных негативных последствий.
Почему трусость – самый страшный порок?
Покопайтесь в себе, вспомните самые постыдные поступки, и за ними будет именно трусость.

Слова о том, что трусость – один из самых страшных пороков, принадлежат Иешуа Га-Ноцри, герою романа Мастера. Они были адресованы Понтию Пилату в связи с тем, что последний не решился рискнуть своей карьерой и послал на смерть невинного человека, лишь бы не пойти наперекор толпе.

Малодушными можно назвать всех людей, кто во многом не согласен с действиями какого-либо руководства, власти в целом, но не будет говорить об этом во всеуслышание, только в своём узком кругу. Это те, кто не согласен, но будет выполнять, недоволен, но не протестует. А таких большинство.

Трусость опасна тем, что очень распространена и, в общем-то, ненаказуема. Что касается Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=18255

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/30719564

Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита».

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем.

Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил — то и получишь.

Обратите внимание

Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцрп.

Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе.

Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы.

Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат.

Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора.

Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы.

Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы.

Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести.

Важно

И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат — ей ничто не угрожает, — а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость — вот главная беда Понтия Пилата.

«Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» — слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» — неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги.

Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, — таких, в сущности, немного, — как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы.

Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными.

Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием.

Получается, что его бессмертие — это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи.

Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон — муки ужасней не придумать, тем более что сон этот — его самая сокровенная мечта.

Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится.

Автор все же дает Пилату возможность освобождения.

Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

Источник: http://sochbox.com/kak-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita-dokazano-utverzhdenie-trusost-samyj-strashnyj-porok/

Наш образец Сочинение по направлению Смелость и трусость

Смелость и трусость – одни из важнейших характеристик личности. В зависимости от поведения человека в ситуации нравственного выбора можно судить о его душевных качествах.

Проявление смелости обычно говорит о силе духа, нравственной стойкости человека, а проявление трусости – о слабости, неумении давать отпор чувству страха в сложных жизненных ситуациях. Смелые люди чаще добиваются своей цели, не зря говорят: «Смелость города берет».

Трусливый же человек упускает множество шансов и возможностей, предоставляемых ему жизнью. К тому же, человек, не обладающий смелостью, способен совершить поступки более страшные, чем простая нерешительность, например, он может предать близких людей или даже самого себя.

Совет

Трусость также страшна тем, что зачастую вынуждает человека действовать не так, как он сам считает нужным, а так, чтобы не подвергать себя риску, поэтому за проявлением трусости часто следует раскаяние и муки совести. Рассмотрим эту тему на примерах из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: история

В эпизоде суда над Иешуа Га-Ноцри трусость проявляет Понтий Пилат. Он не желает смерти Иешуа, снисходительно относится к проповедям философа о том, что все люди добрые, пытается намеками помочь Иешуа отказаться от его слов. Однако бродячий философ совершает самое страшное преступление, оскорбляя высшую власть. Против этого обвинения Пилат оказывается бессилен.

Он был бы рад избавить Иешуа от казни, однако не может пожертвовать ради этого своим статусом. Трусость, проявленная Понтием Пилатом – крайнее выражение несвободы духа в эпизоде суда над Иешуа. Понтию Пилату противопоставим Га-Ноцри. Он не готов отказаться от своих убеждений под угрозой смертельной казни. Иешуа убежден, что «правду говорить легко и приятно».

Иешуа проявляет невероятное мужество и верность своим принципам. В отличие от слабого духом Пилата, он проявляет смелость, что характеризует его как нравственно стойкого человека.<\p>

Тема трусости в романе получает развитие в эпизоде сна Понтия Пилата. Прокуратору снится, что казни Иешуа не было, философ жив и идет с ним под лунной дорожкой. Они спорят на различные темы.

Иешуа говорит, что «трусость один из самых страшных пороков». Пилат не соглашается с ним: прокуратор считает, что трусость – самый страшный порок. Во сне Пилату кажется, что теперь он был бы готов пожертвовать своей карьерой ради спасения философа. Этот сон говорит о раскаянии и нравственных муках, испытываемых Пилатом.

Он сожалеет, что проявил трусость и отправил на смерть безвинного Иешуа, хотя мог бы спасти его от казни. Нравственные страдания Пилата свидетельствуют о том, что трусость наказуема.<\p>

Тема смелости в романе связана с образом Маргариты. Героиня вступает в сделку с дьяволом ради любви.

Обратите внимание

Она не боялась воспользоваться кремом Азазелло, стать ведьмой и побывать на балу у Сатаны, где ей пришлось на протяжении долгого времени встречать гостей-мертвецов. Ради воссоединения с Мастером женщина была готова на самые решительные и отважные поступки. Еще раз Маргарита проявила смелость, спасая роман Мастера из огня голыми руками.

Поступки Маргариты характеризуют ее как сильного духом человека, готового пойти на риск ради любимого человека. Смелость Маргариты была щедро вознаграждена, возлюбленный был ей возвращен. Если бы женщина не решилась на сделку со злом, она могла остаться несчастной. Это говорит об огромном значении смелости в жизни человека.

Итак: трудность – страшный порок, ведь она может разрушить жизнь не только человека, проявляющего ее, но и жизни других людей. Трусость говорит о слабости и несвободе духа, которая может привести к самым тяжелым последствиям. 

Источник: https://5uglov.ru/post/12832_nash_obrazec_sochinenie_po_napravleniu_smelost_i_trusost

Сочинение «Как в романе «Мастер и Маргарита» доказывается утверждение: «Трусость – самый страшный порок»?»

«Трусость – самый страшный порок»,-таковы были последние слова Иешуа Га-Ноцри перед смертью.

Почему же из множества человеческих пороков он признает ужаснейшим трусость?Я думаю, что Иешуа много раздумывал над человеком, над его мыслями и поступками, и, возможно, он сделал вывод, что трусость – есть основа порока, его отправная точка, его основная деталь и первоисточник. Человек будет грешить, потому что боится. Он боится многого: боится быть нищим, боится быть брошенным, отвергнутым, непонятым, боится быть униженным, порабощенным, ничтожным. Чтобы избежать этого многие, почти все, пускаются во все тяжкие и становятся заложниками пороков: зависти и пошлости, хитрости и подлости, обмана и алчности. Таковы почти все мы. Таковыми показывает Булгаков и москвичей 30-х годов 20-го века.

«Москвичей испортил квартирный вопрос»,- говорит Булгаков. И вот мы видим, как они, трясясь от страха не получить свои заветные квадратные метры, несут Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства.

А там: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами.

В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности.

»Решающим же аргументом для сдачи квартиры иностранцам для Никанора Ивановича становятся четыреста рублей, всунутые ему Коровьевым и спрятанные в вентиляционный ход в уборной. Рубли чудесным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович, в свою очередь, помимо взяточника, превращается еще и в валютчика.

После чего он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся очень интересные сны.

А ведь все эти неприятности произошли из-за его страха продешевить за квартиру!В Варьете Воланд и его свита дают искрометный сеанс черной магии, на котором мы наблюдаем, как людьми правит алчность.

«Несчастные» москвичи рвутся к сцене, боясь опоздать, боясь не получить самые лучшие туфли, самые модные платья и самые ароматные духи. На следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем, а Воланд торжествует!

Мы видим также Варенуху, хама и лгуна, видим ресторан «Грибоедов» для писателей, не имеющих таланта, зато имеющих удостоверение МАССОЛИТа, видим мы поклонение москвичей иностранцам, и еще множество интересных эпизодов наблюдаем мы в Москве.

Подытоживает же эту летопись человеческих пороков, образованных, как мы помним, трусостью, великий бал у Сатаны, спроецировавший все происходящее на вечность и свидетельствующий: так было, есть, так будет всегда.Но не все так безнадежно, и нет «темного царства» без «луча света» в нем.

Есть в романе люди, разделяющие мнение Иешуа. Это Маргарита, смелая женщина, заключившая сделку с самим дьяволом, во имя любимого. Она не стала жить, обманывая себя, утешая себя мыслью, что мастер мертв, она не изменила ему.

Важно

Совершив один грех, она избежала многих, потому что не побоялась спуститься в ад на бал к Сатане и его свите. Это и мастер, отказавшийся писать роман угодный времени, МАССОЛИТу и государству.

Он написал роман о прокураторе Иудеи и обрек себя на отверженность.

Доказательством же утверждения: «Трусость – самый страшный порок»,- является непосредственно финал романа: москвичи обречены не вечные мучения или небытие, а Маргарита и мастер обретают душевный покой.

Нужно быть смелым, свободным от условностей и предрассудков, тогда ты будешь свободен и после смерти, иначе твоя дорога ведет в ад.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-kak-v-romane-master-i-margarita-dokazyvaetsya-utverzhdenie-trusost-samyj-strashnyj-porok/

Как в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” доказано утверждение “Трусость самый страшный порок”

Любой человек обладает множеством пороков. Эти пороки писатели старались раскрывать через призму своих героев и их жизнь. Благодаря примеру литературных героев, читатель мог видеть себя со стороны и бороться с данной отрицательной чертой характера.

И вот, Булгаков не исключение. Он раскрывает проблему трусости в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита.

Как раз сегодня мы и обратимся к его знаменитой работе и в сочинении по произведению Мастер и Маргарита проследим проблему трусости, которую писатель считал самым страшным пороком.

Одной из главных работ Булгакова является роман Мастер и Маргарита, где раскрываются нравственные проблемы, проблема истинной любви, добро и зло, верность и предательство.

Читайте также:  Характеристика и образ светланы в поэме жуковского

Затронул автор и тему пороков, где среди всех человеческих негативных характеристик выделяет трусость. Каждый человек может бояться и иметь страх перед чем-то, но именно трусость губительна.

Она не позволяет признавать ошибки, поражает личностное Я, делая человека простым индивидом, но не личностью.

Именно трусость является страшным пороком, и данная проблема хорошо видна в Мастере и Маргарите на примере персонажей. Например, Мастера нельзя назвать героем, он не боец, он не смог идти до конца. Отказавшись от своей рукописи, Мастер показал свою трусость, он позволил себя сломать. В отличие от Иешуа, что проявил смелость и духовную силу, Мастер оказался противоположностью.

Трусость проявляет и Понтий Пилат, который имея власть, трусит. Он боится потерять авторитет, он попросту сломлен народными массами. Не смог настоять на истине, не спас человека, в чьей

Совет

Писатель называет самым страшным пороком – трусость и очень трудно с ним не согласиться. Почему? Все потому, что именно это позорное качество человечества толкает людей на преступления.

Именно она управляет действиями предателей, трусостью руководствуются и те, кто часто льстит своему руководству. Именно трус идет на вранье, а все потому, что он боится. Боится признать вину и боится сказать правду. А нужно быть выше своих пороков.

Как сказал один философ, после храбрости, нет ничего прекрасней, чем признание в трусости. Я с этим высказыванием также полностью согласен.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Как в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” доказано утверждение “Трусость самый страшный порок”« Две морали в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”Какие черты классицизма проявляются в комедии Фонвизина “Недоросль” »

Источник: https://schoolessay.ru/kak-v-romane-bulgakova-master-i-margarita-dokazano-utverzhdenie-trusost-samyj-strashnyj-porok/

Как в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «Трусость – самый страшный порок»

«Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «Трусость – самый страшный порок»

«Мастер и Маргарита», заставляя читателя по-новому осмыслить жизнь и оценить значение нравственных сторон человека, а также задуматься, что важнее в жизни – власть, могущество, деньги или собственная духовная свобода, ведущая к добру и справедливости, и спокойная совесть.

Если человек не свободен, он всего боится, ему приходится поступать вопреки своим желаниям и совести, то есть в нем проявляется самый страшный порок – трусость. А трусость ведет к безнравственным поступкам, за которые человека ожидает самая страшная кара – муки совести.

Такие муки совести почти 2 тысячи лет не давали покоя главному герою романа Мастера Понтию Пилату.

М. А. Булгаков переносит читателя в древний Ершалаим во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата, к которому привели подследственного из Галилеи, арестованного за подстрекательство к разрушению ершалаимского храма. Лицо его было разбито, а руки связаны.

Несмотря на мучившую прокуратора головную боль, как человек, обличенный властью, он вынужден был допросить преступника.

Понтий Пилат, могущественный, грозный и властный человек, не терпящий возражений и привыкший к безропотному повиновению подчиненных и рабов, был возмущен обращением к нему арестованного: «Добрый человек, поверь мне!» Вызвав Марка Крысобоя (начальника особой кунтурии), он приказал проучить подсудимого. Недаром прокуратор сам называл себя «свирепым чудовищем».

<\p>

бродячим философом, он понимает, что столкнулся не с лицемером, а с умным и мудрым человеком, который обладает еще и чудесным свойством снимать головную боль. Также прокуратор убеждается в том, что духовная позиция Га-Ноцри: «злых людей нет на свете» искренняя и осознанная, что Иешуа живет по своим законам, законам добра и справедливости.

Поэтому считает, что все люди свободны и равны. Он и с прокуратором держится как независимый человек: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, я полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».<\p>

«Беда в том,…

Обратите внимание

что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон…» Пилат почувствовал, что осужденный в чем-то главном абсолютно прав и его духовная убежденность настолько сильна, что даже сборщик податей, Левий Матвей, презрев деньги, всюду следует за своим Учителем.

У прокуратора появилось желание спасти ни в чем не повинного врача и философа: он объявит Га-Ноцри душевнобольным и вышлет на остров в Средиземном море, где находится его резиденция.

<\p>

Но этому не суждено было сбыться, потому что по делу Иешуа существует донос Иуды из Кириафа, в котором сообщается, что философ говорил «доброму и любознательному человеку» о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Таким образом, оскорбив власть кесаря, Иешуа подписал себе смертный приговор. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений, не пытается солгать или что-то скрыть, так как говорить правду для него «легко и приятно».

Иешуа повели на казнь, а Понтий Пилат с этого момента потерял покой, потому что отправил на казнь невиновного человека.<\p>

Ему смутно показалось, «что он чего-то недоговорил с осужденным, а может быть, чего-то недослушал».

Он почувствовал, что его поступку не будет прощения, и возненавидел всех, кто способствовал осуждению философа, а в первую очередь себя самого, так как совершенно сознательно пошел на сделку с совестью, испугавшись внутреннего желания восстановить справедливость.

Он, умный политик и искусный дипломат, давно понял, что, живя в тоталитарном государстве, нельзя оставаться самим собой, что необходимость лицемерия лишила его веры в людей и сделала его жизнь скудной и бессмысленной, что и заметил Иешуа. Непоколебимая нравственная позиция Га-Ноцри помогла осознать Пилату свою слабость и ничтожность. Чтобы облегчить свои страдания и хоть как-то очистить совесть, Пилат распоряжается убить Иуду, предавшего Иешуа. Но муки совести его не отпускают, поэтому во сне, в котором прокуратор увидел, что не послал на казнь бродячего философа, он от радости плакал и смеялся. А наяву казнил себя за то, что испугался встать на сторону Иешуа и спасти его, потому что помиловать Га-Ноцри означало поставить под удар самого себя. Не было бы протокола допроса, он, может быть, отпустил бы бродячего философа. Но карьера и страх перед кесарем оказались сильнее внутреннего голоса.

«своей воле и своим желаниям, из одной только трусости…», которая оборачивается для прокуратора двухтысячелетней мукой раскаяния.

Важно

По мнению Булгакова, люди с двойной моралью, как Понтий Пилат, очень опасны, потому что из-за своего малодушия и трусости они совершают подлость, зло.

Таким образом, в романе неоспоримо доказано утверждение носителя добра и справедливости Иешуа, что «трусость – самый страшный порок».

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/6/5538.htm

Ссылка на основную публикацию