Сочинение лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии

Подготовка к написанию итогового сочинения. направление “Честь и бесчестие”

Честь и бесчестие<\p>

Выпускное сочинение<\p>

Типичные ошибки в содержании сочинений<\p>

1. Неумение выявить ключевые слова темы.<\p>

2. Непонимание терминов и понятий в формулировке темы.<\p>

3. Неумение определить главную мысль сочинения.<\p>

4. Ошибки в подборе литературного материала.<\p>

5. Неумение определить основные смысловые части сочинения и их содержание (составление плана).<\p>

6. Непродуманность структуры и композиции работы при написании сочинения на черновике.<\p>

7. Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения .<\p>

Неумение выявить ключевые слова темы<\p>

  Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему.<\p>

М оя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.  (В. Шекспир)<\p>

Ключевые слова<\p>

  Моя честь-жизнь, у них один корень. Если отнять у человека честь ,то жизни<\p>

придет конец.<\p>

Работа над темой сочинения<\p>

Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения.<\p>

Работа над темой сочинения<\p>

Тема, сформулированная в виде утверждения<\p>

Тема, переформулированная в виде вопроса<\p>

Каждая нечестность — шаг к бесчестью.<\p>

Что может привести человека к бесчестию?<\p>

Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать. (Д. Оруэлл)<\p>

Что должно быть главной целью в жизни человека? Действительно ли честь и достоинство- главная цель в жизни?<\p>

Работа над темой сочинения<\p>

Тема, сформулированная в виде вопроса<\p>

Тема, сформулированная в виде утверждения<\p>

Почему честь ценилась во все времена?<\p>

Честь, совесть, долг… Эти понятия вечны. Они актуальны в любое время, независимо от моды или от века, как сама жизнь.<\p>

Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?<\p>

В современном мире понятие «честь» должны быть основными критериями поступков человека, ориентиров в нашем сложном и быстро меняющемся мире. И если кто-то теряет их в погоне за земными благами, значит он не достоин называться человеком.<\p>

Непонимание терминов и понятий в формулировке темы<\p>

Определить смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения<\p>

Серге́й Ива́нович О́жегов (1900-1964)<\p>

Работа со словарем<\p>

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.<\p>

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.<\p>

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь .<\p>

4. Почёт, уважение. Воздать честь .<\p>

Честь и бесчестие<\p>

  • Патриотизм
  • Верность службе
  • Верность Родине
  • Способность к

самопожертвованию<\p>

  • Душевное благородство
  • Верность слову
  • Верность в любви
  • Верность в дружбе

Подумаем?<\p>

Честь<\p>

Бесчестие<\p>

  • Подлость
  • Эгоизм
  • Низость
  • Черствость
  • Беспринципность
  • Порочность
  • Душевное благородство
  • Верность слову
  • Верность в любви
  • Верность в дружбе

Ошибки в подборе литературного материала<\p>

1. В сочинении использовано мало литературного материала (мысли не подкреплены аргументами и литературными примерами, отсутствует обращение к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.).<\p>

2. Сочинение перегружено материалом, который только упомянут, но не проанализирован.<\p>

3. Литературные примеры не соответствуют тезисам и аргументам.<\p>

ФИПИ<\p>

  В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.<\p>

Работа над вступительной частью<\p>

1. Честь – это …<\p>

2. «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь;  налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь;  прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь»- говорится в народной сказке..<\p>

Работа над вступительной частью<\p>

3. Выбор- это…<\p>

4. Человеку свойственно практически всю жизнь стоять перед выбором…<\p>

5. «Жизнь – это череда выборов»,- данные слова принадлежат известному прорицателю Нострадамусу.<\p>

На скольких произведениях нужно строить рассуждение?    <\p>

Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.<\p>

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»<\p>

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.<\p>

Д.И.Фонвизин «Недоросль»<\p>

Честь<\p>

Правдин, Стародум, Софья<\p>

Бесчестие<\p>

Простаковы,<\p>

Скотинин<\p>

А.С. Грибоедов «Горе от ума»<\p>

Честь<\p>

Чацкий<\p>

Бесчестье<\p>

Молчалин<\p>

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»<\p>

Честь<\p>

Петр Андреевич Гринев<\p>

Бесчестье<\p>

Швабрин<\p>

Л.Н.Толстой «Война и мир»<\p>

Честь<\p>

Андрей Болконский<\p>

Бесчестие<\p>

Анатоль Курагин<\p>

Николай Андреевич Болконский<\p>

Князь Василий<\p>

Курагин<\p>

М.Ю. Лермонтов «Песня…»<\p>

Честь<\p>

купец<\p>

Бесчестие<\p>

опричник Кирибеевич<\p>

Степан Парамонович Калашников<\p>

Работа с тезисом и аргументами<\p>

Подберите к своему вступлению тезис и аргументы.<\p>

Честь и совесть — ведущие понятия, характеризующие человеческую личность.<\p>

Подумаем?<\p>

Честь<\p>

  • Патриотизм
  • Верность службе
  • Верность Родине
  • Способность к

Бесчестие<\p>

  • Предательство
  • Отступничество
  • Коварство
  • Дезертирство

самопожертвованию<\p>

Аргументация<\p>

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»<\p>

Л. Н. Толстой «Война и мир».<\p>

М.А. Шолохов «Судьба человека».<\p>

В.Г. Распутин «Живи и помни».<\p>

В. Быков «Сотников».<\p>

Б. Васильев «А зори здесь тихие..».<\p>

Пишем сочинение<\p>

  • Каждая нечестность — шаг к бесчестью.
  • Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.
  • Может ли честь противостоять бесчестию?
  • Лучше умереть с честью, чем жить с позором. (пословица)
  • Смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже смерти (пословица).

Пишем сочинение<\p>

  • Честь нельзя отнять, ее можно потерять (А.П.Чехов).
  • Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бояться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.  (Л. Н. Толстой)
  • Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.  (В. Шекспир)

Пишем сочинение<\p>

  • Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д. Оруэлл, английский писа­тель).
  • Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.

Критерий№1 Соответствие теме»<\p>

Выпускник глубоко раскрывает предложенную тему. Обращает на себя внимание оригинальная находка автора сочинения – воображаемая им галерея литературных образов, помогающих отвечать на вопрос задания.<\p>

Критерий№1 Соответствие теме»<\p>

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).<\p>

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»<\p>

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.<\p>

Критерий №3 «Композиция»<\p>

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Критерий №3 «Композиция»<\p>

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).<\p>

Критерий №4 «Качество речи»<\p>

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).<\p>

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. Допущено 5 и более речевых ошибок<\p>

Критерий №5 «Грамотность»<\p>

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.<\p>

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).<\p>

Л. Н. Толстой<\p>

Писать всегда трудно, и чем труднее,<\p>

тем лучше выходит.<\p>

Источник: https://multiurok.ru/files/podghotovka-k-napisaniiu-itoghovogho-sochinieniia-.html

Сочинение: Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием? – Сочинение

Каждый человек — это сложная система взаимодействия различных процессов, происходящих в нем ежеминутно. Это и физическая составляющая, и духовная, и нравственная. В человеке, как мне кажется, изначально заложено стремление к добру, совершенству, счастью.

Как пройдет процесс воспитания, как эти положительные качества разовьются — вот в чем вопрос.

Почему одних людей мы называем людьми чести, а другие оказываются бесчестными? Почему в трагические моменты жизни одни люди оказываются благородными, смелыми, честными, а другие — трусами, предателями, подлецами?

Обратите внимание

Во многих произведениях русской литературы зада­вался этот вопрос, очень часто писатели ставили своих героев перед проблемой выбора: сохранить себе жизнь, но потерять честь, или, наоборот, пожертвовать собой во имя высоких целей.

И как совершить этот выбор? Что движет людьми в минуты потрясений, когда добро борет­ся со злом? В повести Василя Быкова «Сотников» как раз показаны два героя, которые делают этот трагический выбор. Это два партизана, которых послали на разведку. Фашисты заметили их следы и начали охоту. В результа­те оба попали в плен.

Как по-разному они ведут себя в плену! Сотников, больной, измученный долгой дорогой, отказывается отвечать на вопросы немцев, несмотря на чудовищные побои и пытки. Другой партизан, Рыбак, озабочен тем, как остаться в живых, он надеется пере­хитрить немцев и сбежать, вернуться к партизанам. Он соглашается сотрудничать с ними.

Читайте также:  Как голливуд оболгал трумена капоте?

Нет, он вовсе не пре­датель, он просто надеется уцелеть, как он думает. Но получается, что он не только отвечает на вопросы нем­цев, но и вынужден согласиться стать полицаем. Самое трагическое, что, когда вешают Сотникова и других жи­телей деревни, Рыбака заставляют выбить полено из-под ног своего же товарища.

Казалось бы, вот он, последний шанс остаться человеком, сохранить свою честь, отка­заться убивать! Да, при этом его бы повесили рядом с другими! Но Рыбак боится, он делает то, что ему прика­зано. После этого он понимает, что с ним произошло, как он, сам того не желая, стал предателем Родины.

Он пыта­ется покончить с собой, но у него отобрали все, чем он мог бы воспользоваться, кроме того, за ним постоянно следят. Повесть кончается тем, что Рыбак встает в строй рядом с такими же бесчестными, предавшими свой народ людьми.

Автор показывает нам, как по-разному ведут себя лю­ди в одной и той же ситуации. Почему Рыбак становится предателем? Да, не было в нем той стойкости духа, той нравственной силы, что помогла Сотникову выстоять, не сломится и принять мученическую смерть.

В другом произведении, посвященном Великой Оте­чественной войне, рассказе М. Шолохова «Судьба чело­века», мы видим героя, Андрея Соколова, необразован­ного, простого человека, обладающего таким чувством собственного достоинства, таким глубоким, врожденным пониманием чести, которое помогает ему выстоять в са­мых трагических ситуациях.

Важно

Например, когда он, контуженный, видит немцев и понимает, что его сейчас убьют, он встает: он хочет при­нять свою кончину стоя. Его гордость, смелость прояв­ляются в этом поступке. Но его отправили в лагерь, из которого он неоднократно пытался бежать.

Когда его вы­зывает к себе начальник лагеря Мюллер, Соколов так смело ведет себя, что вызывает восхищение даже у врага. После войны, потеряв всех родных, потеряв смысл жиз­ни, он находит беспризорного мальчика и решает его усыновить.

Вот человек, который никогда не думал о се­бе! В самые трудные минуты жизни он никогда не изме­нял своему долгу, чести, чувству товарищества.

Читая эти произведения, каждый думает: а как по­ступлю я в той или иной ситуации? Ответить на такой вопрос трудно. Это зависит от той нравственной, духов­ной силы, которая должна помочь человеку сохранить свою честь в любых сложных условиях. А как вырабо­тать в себе такую силу, это уже задача каждого человека.

Источник: http://Sochineniye.ru/sochinenie-kak-vybrat-v-slozhnuyu-minutu-mezhdu-chestyu-i-beschestiem/

Итоговое сочинение Как все прошло

Пока школьники в Санкт-Петербурге и Москве еще спят и переживают, правильные ли аргументы они подберут при написании итогового сочинения, ученики Магадана уже справились с этим испытанием и делятся впечатлениями.

Кристине Яковлевой попалось направление «Дружба и вражда» тема: «Всегда ли конфликт перерастает во вражду». «В качестве аргумента привела произведение Юрия Казакова  «Тихое утро». Сама обстановка спокойная, не было волнения, ничего не угнетало. Мне кажется, все получилось.

Важно обратить внимание на раскрытие темы во вступлении, потому что они лихо закручены.»

А вот Тамара Цепелева не была так спокойна. Она, как это часто бывает, готовилась «в ночь перед экзаменом» и очень волновалась. «Нас повели в другую школу, где за нами наблюдали два учителя, и были камеры в каждой аудитории. Нам прочли инструкцию, раздали бланки и пять тем для сочинения. 

Писали три часа 55 минут. Все оказалось не так уж и страшно!

У меня было направление «Честь и бесчестие» и тема «Согласны ли вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии?». Для аргументов взяла повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и рассказ М. Шолохова «Судьба человека».

Выйдя из аудитории после написания сочинения, понимая, что ты сделал все, что мог, появляется такое облегчение, что уже не веришь, что еще недавно паниковал«.

Алексею Лозанову попалась такая же тема. Он взял в качестве аргумента произведение В. Быкова «Сотников» – противопоставил Рыбака и Сотникова.

«Повторите фамилии и имена авторов, названия произведений. Некоторые ребята столкнули с трудностью, что придумали аргумент, но не помнят точное наименование романа или повести, или вовсе забыли, кто написал. Кроме того, на самом экзамене надо определиться с одной-двумя темами, по которым точно сможете написать сочинение.»

Александр Монокин выбрал направление «Разум и чувства» тему «Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?»

«Я был уверен в своих силах и не сомневался, что смогу написать сочинение. Волнение не испытывал, честно. Просто выбрал тему, сосредоточился и начал писать.

Приводить аргументы здесь проще простого! «Разум и чувства» так или иначе переплетается с любым другим направлением. Я взял большие произведения: Л. Н. Толстого «Война и мир» и М.

Булгакова «Мастер и Маргарита». Я доволен организацией и атмосферой.«

Обращайте еще раз внимание на то, что говорят ребята и действуйте. А главное – помните, что это всего лишь жизненный этап.

Источник: https://5uglov.ru/post/11496_itogovoe_sochinenie_kak_vse_proshlo

Пишем сочинение вместе честь бесчестие лишать чести

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ВМЕСТЕ<\p>

Честь Бесчестие Лишать чести другого — значит лишаться своей. Публий Сир Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий Честь дороже жизни. Шиллер Ф. Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой. Корнель Пьер Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Корнель Пьер Каждая нечестность — шаг к бесчестью. В. Синявский Истинная честь не может терпеть неправду. Бесстыдство — терпеливость души к Филдинг бесчестию во имя выгоды. Платон Честь — это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие. Публий Сир Честь — это бриллиант на руке у Бесчестный человек готов на бесчестное добродетели. дело. Вольтер Пословица Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! (А. С. Пушкин)<\p>

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения<\p>

Выбор темы и эпиграфа Эпи граф (от греч. επιγραφή — «надпись» ) — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.<\p>

Совет

Афоризмы Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего. (Ф. М. Достоевский) Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов) Только незапятнанный может победить бесчестных. (Самед Вургун) Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)<\p>

Возможные формулировки тем • Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон) • Может ли честь противостоять бесчестию? • Береги честь смолоду… (пословица) • Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием? • Откуда берутся бесчестные люди? • Честь истинная и ложная. • Есть ли в наши дни люди чести? • Какие герои живут по чести? • Смерть или бесчестие? • Бесчестный человек готов на бесчестное дело. • Вода все смоет, только бесчестье не может смыть. • Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем • Есть ли право на бесчестье? • Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному? • Каждая нечестность — шаг к бесчестью.<\p>

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению Эпиграф Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос), выразить своё мнение о том, что….<\p>

Мое мнение по данной теме Я думаю, что… Мне кажется, что… (тезис – ответ на проблемный вопрос). . Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь многие писатели обращали свое внимание на нравственные качества человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.<\p>

Стихотворение в прозе «Довольный человек» И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Фальшивая монета» Шарль Бодлер<\p>

Аргументация Стихотворение в прозе «Довольный человек» • Дать анализ стихотворения; • Сделать микровывод, используя свои мысли или цитату И. С. Тургенев<\p>

Вспомним ……………. . Писатель рисует …………. . Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять …………… Ответ нас поражает: …………Понять авторскую позицию ………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова …. (пословицу)…. + микровывод.<\p>

Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек» . Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек» . Читая это произведение, я вспоминаю слова Публия Сира: «Лишать чести другого — значит лишаться своей» . Герой Тургенева, я думаю, обесчестил в первую очередь себя.<\p>

Обратите внимание

Стихотворение в прозе «Фальшивая монета» Шарль Бодлер • Дать анализ стихотворения; • Сделать микровывод, используя свои мысли или цитату<\p>

В качестве следующего аргумента можно привести прозаическое стихотворение …………. Повествование начинается с описания того, что …………………Это поражает нашего рассказчика. Далее появляется еще один герой – ………………. . . События принимают интересный поворот: ………………. . . Словно слыша немые вопросы рассказчика, приятель произносит, на мой взгляд, страшную фразу: ………………. . Приговор автора однозначен: …………. . . + микровывод – риторическое восклицание.<\p>

В качестве следующего аргумента можно привести прозаическое стихотворение Шарля Бодлера «Фальшивая монета» , в котором также рассказывается о безнравственном поступке героя. Повествование начинается с описания того, что один из героев загадочно разбирает деньги. Это поражает нашего рассказчика. Далее появляется еще один герой – нищий, глаза которого полны красноречивой мольбы. События принимают интересный поворот: милостыня приятеля оказалась фальшивой монетой. Словно слыша немые вопросы рассказчика, приятель произносит, на мой взгляд, страшную фразу: он получает от обмана удовольствие. Приговор автора однозначен: непростительно быть злым, а еще хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок!<\p>

Итак, в заключение хочу сказать, что………………. Я думаю, что ………………. В конце хочется вспомнить строки …………………. .<\p>

Итак, в заключение хочу сказать, что каждый из нас пойдет своей дорогой в жизни, у каждого свой путь, полный и взлетов, и падений. И все же, я думаю, что главное для человека – это быть честным и перед собой, и перед другими. В конце хочется вспомнить строки А. С. Пушкина: Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!<\p>

Юрий Левитанский Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. 1983<\p>

Написать домашнее сочинение • Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон) • Может ли честь противостоять бесчестию? • Береги честь смолоду… (пословица) • Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием? • Откуда берутся бесчестные люди? • Честь истинная и ложная. • Есть ли в наши дни люди чести? • Какие герои живут по чести? • Смерть или бесчестие? • Бесчестный человек готов на бесчестное дело. • Вода все смоет, только бесчестье не может смыть. • Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем • Есть ли право на бесчестье? • Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному? • Каждая нечестность — шаг к бесчестью.<\p>

Литература в помощь • • • • Д. Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья – Простаковы. А. Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» Н. Гоголь «Тарас Бульба» . Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф. Достоевский «Преступление и наказание» . А. Куприн «Поединок» , «Чудесный доктор» . М. Булгаков «Белая гвардия» ; «Мастер и Маргарита» . В. Каверин «Два капитана» – Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович. А. Грин «Зелёная лампа» . М. Шолохов «Судьба человека» , «Тихий Дон» . В. Быков «Обелиск» ; «Сотников» . Д. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» .<\p>

Источник: https://present5.com/pishem-sochinenie-vmeste-chest-beschestie-lishat-chesti/

“Смерть лучше бесчестья”. Сочинение по направлению

Сочинение по направлению честь и бесчестие

Смерть лучше бесчестья (посл.)

Нередко в последнее время слышны рассуждения о том, что утратили  свою актуальность понятия «принципы», «нравственность», «достоинство». Набрав в поисковой системе слова «честь», «бесчестье», вы получите сегодня порядка 146 миллионов результатов (!) и окажетесь в центре противоположных мнений. Да, для кого-то, как и во времена А.Радищева, а позднее А.С.Пушкина, М.Ю.

Лермонтова, ценность составляют незапятнанная репутация, благородство  души человека.  Есть те, кто бравирует отказом от  непреходящих нравственных норм и уверяет в первую очередь себя в том, что и без  достойных уважения убеждений, качеств, поступков можно прожить.

«Смерть лучше бесчестья»? Можно ли переступить, пережить  позор, бесславие, поругание чести или, как писал поэт, «…и вы не смоете всей вашей чёрной кровью…»? 

Перелистывая в памяти страницы любимых произведений, понимаешь, как много значило для героев Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова умение  жить по закону чести.

Важно

Мне же показалось интересным проследить жизнь  наших современников после их «сделки» с совестью – это те герои, для которых  позор, бесчестие оказались настолько сильны, что порицания окружающих уже не потребовалось. Р.Брэдбери, Л.Улицкая, Б.Вербер, Д.Киз, П.Санаев, Д.Пиколт.

Список авторов, чьи произведения убеждают: и сегодня бесчестье страшнее смерти – далеко не полон. Подтверждение этому – Халед Хоссейни  и его роман «Бегущий за ветром».

 
Передо мной книга, прочитав которую невозможно продолжать жить безмятежно, безоглядно, не анализируя свои поступки, не задумываясь о последствиях каждого шага.

Автор знакомит читателя с кабульским мальчиком Амиром, сыном местного аристократа,  и мы начинаем  день за днём вместе с героем узнавать мир,   светлые и тёмные его стороны.

Нам, как и подростку, пока ещё не дано осознать, что каждое мгновение  может стать шагом к чести, памяти, благодарности, а может подвести к черте предательства, позора. И  вполне понятно желание ребёнка, росшего без матери, сделать всё, чтобы понравиться суровому немногословному отцу,  объяснима и ревность Амира по отношению к слуге – другу детства Хасану: слишком тепло относится Баба к презираемому в обществе хазарейцу. Но когда Х.Хоссейни подводит своего главного героя к черте, за которой – бесчестье, разрушенная семья, разорванные связи, сломанные судьбы, искалеченные души, понимаешь, как сложно остаться человеком не на войне, под прицелом врага, а в обыденной жизни. 

Что значил для Амира праздник воздушных змеев? Состязание могло принести подростку долгожданное уважение отца, его любовь,  интерес к сыну – именно на это рассчитывал герой, надеясь с помощью Хасана дольше всех продержать змея в воздухе и быстрее всех найти его. Жизнь распоряжается иначе.

Сцену издевательства Асефа, старого недруга мальчиков, над Хасаном невозможно читать ещё и потому, что видим мы её глазами человека, преступившего закон дружбы, не вмешавшегося в безжалостную расправу над слабым и понимавшего собственные подлость, предательство, низость.

Внутренние монологи и маленького струсившего Амира, и известного писателя, которым становится герой, позволяют понять,  что бремя стыда, позора сбросить невозможно: тайное бесчестье, «которое в тиши грызет душу человека» (Томас Манн) страшнее любого приговора!
Ложное обвинение хазарейца в воровстве, вынужденное бегство Хасана из дома, ставшего ему родным, скитания по миру самого Амира в стремлении забыть прошлое, начать жить заново – роман насыщен событиями, но не даёт ответа на вопрос, как избавиться от памяти, освободить самого себя от суда совести. Кольцевая композиция произведения, как замкнутый круг, олицетворяет безысходность этой борьбы и утверждает: бесчестье страшнее смерти. И только в финале романа Х.Хоссейни, позволяя герою вновь оказаться перед выбором: защитить маленького Сохраба или спастись – даёт ему шанс на спасение души.

Интересно, что слово «честь» упоминается в Библии более ста раз, а защите чести и достоинства уделено особое внимание в основном законе нашего государства.

Совет

Не думаю, что случайно эти столь разные книга и документ единодушны: по всем канонам жить можно, только слушая голос  совести, следуя нравственным законам, а ложь, лицемерие, предательство – «привилегии» жалкого существования, которое страшнее смерти.

Источник: https://vopvet.ru/news/smert_luchshe_beschestja_sochinenie_po_napravleniju/2016-09-28-5880

Итоговое сочинение на тему

Категория: Примеры итоговых сочинений на тему “Честь и бесчестие”

Тема “Бесчестие или смерть?” 
Литературные произведения, использованные в аргументации:

– повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Введение:

В современном обществе понятие чести утратило свою ценность, но когда-то она была превыше всего и люди предпочитали умереть, нежели оставить пятно на своем имени.

Честь, по моему мнению, объединяет в личности такие качества, как искренность, мужество, уважение к окружающим и преданность себе.

Почему же люди предпочитали смерть бесчестию? Возможно, потому что вместе с добрым именем мы теряем самоуважение и далеко не каждый может с этим жить.

Поэтому, я считаю, что человек, который действительно дорожит соей честью, никогда не уронит достоинства даже под страхом смерти.

Аргумент:

Для меня эталоном благородного человека является герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев «жил недорослем» и, когда юноше исполнилось шестнадцать лет, его отец решил отправить юношу на службу в армию в целях воспитания: «пороху понюхать да лямку потянуть». Андрей Петрович старался вырастить сына настоящим мужчиной.

На прощание отец дал наставление юноше: «Береги платье снову, а честь смолоду». Волей судьбы Гринев оказался участником «пугачевщины». Когда Белогорская крепость была захвачена и Петр оказался в руках донского казака, перед ним встал выбор: сохранить жизнь, став предателем, или же быть казненным.

Герой  осознавал, какие его ждут последствия, но, не сомневаясь и секунды, ответил Пугачеву, что он природный дворянин и присягал императрице на верность, и поэтому служить разбойнику не может. «Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебя судья; а я сказал тебе правду» – заключил молодой офицер.

Обратите внимание

Искренность Гринева поразила казака, и он помиловал упрямого юношу. Я восхищаюсь поступком этого персонажа. Петр сильно рисковал, другой на месте Пугачева казнил бы его не задумываясь.

Что стоило Гриневу обмануть атамана, присягнуть ему и бежать из крепости? Мне кажется, что не только предать отечество, но даже соврать врагу ради собственного спасения оказалось ниже достоинства этого юноши.

Заключение:

В заключение мне хочется сказать, что человек всю жизнь может казаться добропорядочным, но лишь столкнувшись с опасностью, показывает истинное лицо.

Потерять честь – значит изменить своим принципам, а достойный человек не лжет, жаждет справедливости и, самое главное, всегда верен своему слову. Как говорил Жан-Жак Руссо: «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти».

Именно эти слова, по моему мнению, наиболее ярко отображает всю суть человеческого достоинства.

(343 слова)

Источник: http://decsoch.ru/primery-sochinenij1/itogovye-sochineniya-2016-goda/primery-itogovyh-sochinenij-na-temu-chest-i-beschestie/beschestie-ili-smert-problema-vybora1.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Тема чести и бесчестья — одна из ключевых тем всей великой русской литературы.

Писателей всегда, во все времена, при любых общественно-экономических фор­мациях интересовали серьезнейшие нравственные во­просы: как сохранить человеческую честь и в повсе­дневной жизни, и особенно в тяжелейшие для любого человека периоды нравственного выбора? Безусловно, таким периодом, когда все нравственные силы души на­пряжены, является война. Она не оставляет выбора: или ты бесчестный трус, или честь столь дорога, что за нее, не задумываясь и ни о чем не жалея, платят самой вы­сокой ценой — ценой человеческой жизни.

Для того чтобы доказать справедливость этого ут­верждения, обратимся к рассказу белорусского писате­ля Василя Быкова «Зенитчица». Честь, совесть, досто­инство, героизм, верность своему долгу — именно эти проблемы часто затрагиваются писателем.

В. Быков обращается к проблеме понимания чести и бесчестья на войне. Нравственный выбор в нечеловече­ски жестоких условиях военных действий — сегодня, к сожалению, этот вопрос звучит с новой силой. Причина этого — все разрастающиеся военные конфликты со­временности.

Важно

Автор рассказывает историю о том, как комбат Ко­лесник и его любимая девушка, зенитчица Катя, выхо­дят из окружения. У Колесника это уже третье окруже­ние. После выхода из первых двух ему, боевому офицеру, пришлось очень долго доказывать, что он не предатель.

Ему даже грозил трибунал, но он с честью прошел через все испытания и вновь отважно и мужест­венно воевал.

Но, может, в нем, в его душе что-то имен­но тогда, когда он доказывал свою честь офицера, над­ломилось? Или просто захотелось выжить, пусть даже ценой бесчестья? Вероятно.

И вот сейчас, после нескольких суток скитания по лесам и опасности наткнуться на немцев, близка пере­довая. Есть возможность перехода через линию фронта. Но комбата мучает мысль: «Теперь последний рывок, и они среди своих. Но что после?» А после могли быть опять долгие допросы, обвинения в предательстве, штрафбат, трибунал. В.

Быков пытается найти ответ на вопрос: как поведет себя человек в таких тяжелых об­стоятельствах: пойдет дорогой чести или струсит и бу­дет искать какие-то способы избежать честного отчета о том, как попал в окружение? По мнению писателя, Ко­лесник стоит у нравственной черты, за которой ты или герой, или подлец.

Не смог, по мнению автора, совер­шить комбат этот тяжелейший нравственный выбор: он хочет вернуться к своим будучи раненым, ведь к ним было меньше вопросов и больше доверия. Но для своей любимой девушки Кати Колесник — предатель и трус. Поэтому она решительно нажимает на спуск автомата: «Назад она уже не оглядывалась и больше не интересо­валась тем, кого пристрелила».

Но весь трагизм сло­жившейся ситуации оказывается в том, что убила Катя отца своего неродившегося ребенка.

Вывод автора одновременно и ясен, и очень сложен: безусловно, недоверие к вышедшим из окружения уни­жает и оскорбляет людей, желающих выжить, вернуть­ся к своим и воевать дальше. Но и позицию Колесника писатель не разделяет: не пристало боевому офицеру трусить и искать бесчестного спасения в мнимом ране­нии.

Совет

Таким образом, можно сделать вывод: судьба чело­века на войне трагична, только нравственно сильным людям дано сделать правильный выбор: героическая смерть или позорная жизнь труса. Честь или бесчестье…

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-ege/15266-sochinenie-chest-i-beschestie-v-proizvedeniyakh-o-velikoj-otechestvennoj-vojne

Итоговое сочинение. Материалы к направлению “Честь и бесчестие”

Чтобы не повторяться, не предлагаю
ни словарные выкладки, определяющие сами понятия, ни множество формулировок
тем, которые есть на многих сайтах, созданных в помощь одиннадцатиклассникам, –
 просто публикую высказывания (пословицы,
афоризмы) по теме. Каждый может использовать их по своему усмотрению: в
качестве эпиграфа, для вступления или заключения, мостика-связки между частями сочинения. 

Возможно, кому-то
пригодится и наша подборка стихов о чести и бесчестии.

Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

Честь идет
по дороге, а бесчестье — по сторонке. Пословица


Нельзя
обесчестить того, кто не страшится смерти. 
Жан Жак Руссо

Честь
дороже жизни.   Иоганн Фридрих Шиллер

Не сильные
лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.

Ф. М. Достоевский


Честь
нельзя отнять, ее можно потерять.   Антон
Павлович Чехов


Честь — вот
истинная красота!  Ромен Роллан

Чем честнее
человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.   Цицерон


Честь от
бесчестных — тоже ведь бесчестие.  
Публий Сир


Без добродетели
нет ни славы, ни чести.  А. Суворов


Для честных
людей обещание — это обязательство. Турнье


Хочешь быть счастливым всю жизнь — будь честным человеком. Томас Фуллер


Честь
походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у
неё всю её цену. Пьер Бошен


Честь — это
бриллиант на руке у добродетели. Вольтер


Честь — это
награда, присуждаемая за добродетель. Аристотель


Честь есть
краеугольный камень человеческой мудрости.  Виссарион Белинский


Кто не
готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье. Блез Паскаль


Торгуя честью,
не разбогатеешь. Л. Вовенарг


Тот, кто
требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг


Не
покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чем мы почерпнем
счастье. Жорж Луи Леклерк де Бюффон<\p>


Почет
и честь — не в
знатности и званье,
А в скромности и честном воспитанье. Алишер Навои


Честь отчизны…  блюдет не тот, кто покрывает
ее преступления, а тот, кто не боится ее от
них очистить.  –  Борис Акунин. Алмазная колесница


Досадно
мне, что слово «честь»
забыто
И что в чести наветы за глаза.

Владимир Высоцкий

Не платье украшает
человека.
Как из-за чёрных туч сверкает солнце,
Так честь блистает
под одеждой бедной. Уильям Шекспир. Укрощение строптивой

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Роберт Бернс<\p>

Притча 

Вода, Ветер, Огонь и Честь

Встретились Вода, Ветер, Огонь и Честь, подружились, и пришло им на ум прогуляться по миру.
Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.


– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь.
– Ищите меня там.


– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.


– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала
Вода. – Ищите меня там.


Честь устремила глаза в небо и промолчала.


– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.


– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий, кто отойдет
от меня, никогда не найдет обратной дороги.

Д.С. Лихачев Письма о добром и прекрасномПисьмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я
могу указать на некоторые различия между совестью и честью. 

Между совестью и честью есть одно существенное
различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере
очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной
или слишком преувеличенной (крайне редко).

Но представления о чести бывают
совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб
обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло
такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но
«честь мундира» остается тяжелым грузом.

Точно человек умер, а остался только
мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое
сердце.

<\p>

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные
проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с
охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров
подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Обратите внимание

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее,
«чиновничьей») души.

Стихи о чести и бесчестии

***
Самуил Маршак

Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный…
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

Честь имею

Отар Чиладзе

«Честь имею» – два коротких слова –
Выбросил из лексики мой век…
Пистолет заряжен. Все готово.

И шагнул к барьеру человек…

А теперь уладится иначе:
На столе бутылка коньяка…
Что нам до мальчишеских чудачеств

Дуэлянтов энского полка.

Пересохло русло Черной речки,
От тумана горы не видать.
Будет жить без этих слов нам легче,

Но труднее будет умирать.

Что же делать? Время продиктует
Новые удобные слова.
С Черной речки черный ветер дует,

Как Машук, седеет голова.

Недруга приближу, брошу друга,
Нелюбимой в чувствах объяснюсь.
Не боюсь замкнувшегося круга,

Лексикона нового боюсь.

Как поручик юный, холодея
От насмешки тайного врага,
Закричу однажды: «Честь имею», –

Перепутав годы и века.

Честь

Николай Глазков

– Береги честь смолоду! –
Справедливо слово то.
Было много раз оно

Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя – не ерунда,
И ее – об этом речь –

Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть

Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после?..
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:

Остается только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь –

Это следует учесть!

***
Эдуард Асадов

…………………………………………

Честь не дано сто раз приобретать.
Она – одна. И после пораженья

Важно

Ее нельзя, как кофту, залатать
Или снести в химчистку в воскресенье!
Пусть я доверчив. Не скрываю – да!
Пусть где-то слишком мягок, может статься,

Но вот на честь, шагая сквозь года,
Ни близким, ни далеким никогда
Не разрешу и в малом покушаться!
Ведь как порой обидно сознавать,

Что кто-то, ту доверчивость встречая
И доброту за слабость принимая,
Тебя ж потом стремится оседлать!
И потому я тихо говорю,

Всем говорю – и близким, и знакомым:
Я все дарю вам – и тепло дарю,
И доброту, и искренность дарю,
Готов делиться и рублем и домом.

Но честь моя упряма, как броня.
И никогда ни явно, ни случайно
Никто не смеет оскорбить меня
Ни тайным жестом и ни делом тайным…

Источник: http://kashctan.blogspot.com/2016/12/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию