Роман Т.Драйзера “Американская трагедия” – вершина творчества писателя
Роман «Американская трагедия» — вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: «Никто не создает трагедий — их создает жизнь. Писатели лишь изображают их». Клайд Грифитс – молодой человек, вкусивший всю прелесть жизни богатых, так жаждет утвердиться в их обществе, что идет ради этого на преступление.
Времени написания «Американской трагедии» (1925) предшествовал период дальнейшего обострения классовой борьбы в CIIIA. B 1920 – 1921 годах разразился экономический кризис. Наряду со стабилизацией капитализма происходила и стабилизация Советского Союза.
Укрепление антиимпериалистического лагеря в США и являлось предпосылкой для создания писателем его крупнейшего произведения — «Американской трагедии».
Значение этого произведения было тем более велико, что временная и частичная стабилизация капитализма означала «концентрацию всех сил контрреволюции вокруг англо-американского капитала».
Сопоставляя социалистическую стабилизацию с капиталистической, Драйзер не мог не видеть, что временная стабилизация капитализма «есть стабилизация гнилая, выросшая на гнилой почве». О гнилости американского империализма, о беспочвенности его лозунгов, воспевавших пресловутое «процветание», и рассказал Драйзер в этом романе, крупнейшем произведении американской реалистической литературы ХХ века.
Драйзер не только видит два мира — мир эксплуататоров и эксплуатируемых, но и ведет борьбу против эксплуататоров с позиций трудящихся и угнетенных масс. Драйзер сам назвал «Американскую трагедию» «своего рода классовым эпосом,в котором отражен современный, охватывающий весь мир, антагонизм».
ИСТОРИЯ. В основу романа Драйзер положил историю убийства в 1906 году Честером Дшиллетом своей возлюбленной Грейс Браун. Процесс по этому делу в свое время получил широкую огласку, и в «Американской трагедии» использованы документы и факты, сообщавшиеся в газетах того времени.
Большую смысловую нагрузку в романе несет и его заглавие, к которому Драйзер пришел не сразу. В первых вариантах книга носила название «Мираж», оттенявшее призрачность внушаемых американскому народу представлений о жизни.
Тема американских иллюзий наиболее полно передана в образах родителей Клайда.
СПЕЦИФИКА + общество. Драйзер полемически направил свое произведение против апологетических бульварных романов, которые заполняли американский книжный рынок.
В подобных книгах описывалась обычно история бедного юноши, который разбогател, женившись на девушке из состоятельной семьи.
Такого рода романы внушали ложные идеи о возможности для каждого американца легко изменить свою судьбу и прославляли стремление к обогащению.
Драйзер, строя сюжет романа на тех же мотивах, развенчал эту идею погони за легким счастьем и создал подлинную панораму американского общества.
О своем стремлении к всестороннему охвату действительности писал сам Драйзер в апреле 1927 года: «Я долго раздумывал над этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает все стороны нашей национальной жизни — политику, общество, религию, бизнес, секс,— это была история, столь обычная для любого парня, выросшего в небольшом городе Америки.
Это была исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность перед ней». Поклонение культу доллара привело к трагической гибели героев романа, двух молодых людей — Роберты Олден и Клайда Грифитса.
ПРОБЛЕМА (и общество) . Центральный образ романа – Клайд Грифитс – существенно отличается от героев предыдущих романов писателя своей обыденностью, заурядностью, негероичностью.
Его судьба трагична именно потому, что он усваивает законы буржуазной Америки и по мере своих сил и возможностям следует им. В образе Клайда писатель акцентировал неустойчивость, податливость влияниям среды.
Так раскрывается социальная обусловленность поведения Клайда, который проникается стремлением попасть в мир роскоши и богатства. Эти мечтания определяют и его отношение к Роберте Олден.
Честолюбивый Клайд был словно под гипнозом: он женится на девушке из круга Грифитсов! Брак с богатой девушкой казался Клайду путем к исполнению его сокровенных желаний. Карьера для него дороже тех чувств, которые он испытывал к Роберте. Так создаются предпосылки для трагедии Клайда и Роберты.
В «Американской трагедии» достигается та удивительная художественная цельность, которая отличает истинные произведения искусства. И заглавие романа, и его композиция, и пейзаж, и авторские отступления, и логика развития характеров, и их психология в «Американской трагедии» раскрывают ответственность американского буржуазного общества за трагедию Клайда Грифитса.
Люди, подобные родителям Клайда и Роберты, живут в иллюзорном, далеком от реальности мире, они «рождаются, живут и умирают, так ничего и не поняв в жизни. Они появляются, бредут наугад и исчезают во мгле». В этом Драйзер видит и суть американизма: «Родители Роберты были классическими представителями того исконного типа американизма, который отрицает факты и чтит иллюзии».
Золотой мираж губит Клайда, губит человеческую личность, но смысл романа был шире,— за распространение и поддержание этих губительных иллюзий ответственно американское общество.
Окончательное название — «Американская трагедия» — отлично передавало пафос романа, но было не по душе издателям, которые считали, что своей резкостью оно не понравится американской публике, и пытались заставить Драйзера вынести в заглавие фамилию главного героя, но Драйзер и здесь не сделал уступки.
Первая книга — экспозиция романа – посвящена формированию характера Клайда, вторая — трагической гибели Роберты, третья — гибели Клайда. В основу сюжета положено развитие характера и личности Клайда в его взаимоотношении с обществом. Клайда водит за нос ветреная продавщица Гортензия Бригс.
Развлечения в Канзас-Сити кончаются для Клайда печально,— во время возвращения с вечеринки автомобиль, в котором находились Клайд и его друзья, сбил девочку, а потом, когда напуганные молодые люди пытались скрыться от полиции, произошла автомобильная катастрофа. До смерти перепуганный Клайд бежит из Канзас-Сити.
Так заканчивается юность Клайда, который, покинув родительский дом, вступает в самостоятельную жизнь.
Во второй книге Клайд после мытарств и лишений, которые ему пришлось претерпеть во время странствий по различным городам Америки, попадает под опеку богатого дяди-фабриканта. Клайду кажется, что он может, наконец, сделать карьеру.
На его пути оказывается Роберта Олден, которая работает под его началом и зависит от него, и хотя Роберта отнюдь не относится к числу девушек нестрогих правил, Клайду удается достигнуть того, чего он не смог добиться от многоопытной Гортензии Бригс ни ухаживаниями, ни щедрыми подарками.
Клайд не собирался жениться на Роберте с начала их знакомства. Встреча же с богатой Сондрой Финчли внушила Клайду мысль о возможности вступить в столь желанный для него мир, и заставила искать пути отделаться от мешавшей ему Роберты. Подчеркивая расчетливость Клайда, Драйзер отмечает, что «Роберта больше нравилась ему.
Если отношение Клайда к Роберте диктовала страсть, то к Сондре его влекли расчет, мысль о богатстве, преклонение перед тем, что он считал высшим светом. Страсть к Роберте была убита страстью выбиться в мир богатых. Драйзер подчеркивает сходство характеров Клайда и Роберты. Клайд и Роберта не опытны в житейских делах, даже инфантильны.
«Клайд по своему, характеру,— отмечает Драйзер,— неспособен был когда-либо стать вполне взрослым человеком». Их отношения заканчиваются трагической гибелью Роберты. Драйзер не стремится превратить Клайда в законченного злодея, негодяя, убийцу и вместе с тем не оправдывает его.
Oн хочет показать истинных виновников смерти Роберты, показать степень морального падения Клайда, который, впитывая индивидуалистический дух. американского буржуазного общества, становится преступником, еще не совершив преступления. Ведь Клайд понимает, что если он избавится от Роберты, утопив ее в озере, то превратится в убийцу.
Он колеблется, размышляя о возможных последствиях своего поступка. В Клайде Грифитсе происходит внутренняя борьба, свидетельствующая о его душевном смятении. И Драйзер выносит приговор не столько Клайду, сколько тем, кто морально подготовил его к преступлению.
Из описания гибели Роберты нельзя сделать вывод, что юридически Клайд совершил убийство, или установить степень его вины. О том, насколько запутаны события на озере Большой Выпи, говорил известный американский юрист Кларенс Дарроу, заявивший, что вину Клайда определить невозможно.
В американских юридических школах специально изучалось убийство Роберты как трудный случай в правовой практике. Клайд виновен в гибели Роберты, и в то же время он не убивал ее сам,— на этом строится дальнейшее развитие сюжета «Американской трагедии». Размышления Клайда передают его внутреннее смятение и страхи, укоры совести.
Анализ мыслей и поступков Клайда делают особенно очевидной неправильность и предвзятость решений, принятых судом, который рассматривал дело Клайда Грифитса. Описание событий на озере — кульминационный пункт романа. Над сценой на озере Большой Выпи Драйзер работал особенно упорно.
Драйзер часто использует внутренний монолог, особенно для воспроизведения смятенного состояния духа Клайда. Газетное сообщение наталкивает Клайда на мысль о возможности отделаться от Роберты.
И его внутренний монолог передает всю путаницу и смятение чувств Клайда, загнанного и замученного, пытающегося выкарабкаться из пропасти, в которую его увлекают мысли об убийстве.
Пристальное рассмотрение психологии Клайда неразрывно связано с раскрытием социальных причин тех потрясений, которые он переживает.
Драйзер-романист обращает пристальное внимание на психологию своего героя. С той же скрупулезностью, которая была характерна для пейзажа, портрета, для обрисовки деталей, Драйзер передает и анализирует душевные переживания Клайда в ожидании смертной казни. Драйзер специально посетил в тюрьме Синг-Синг Дом смерти, где разговаривал с приговоренными к смертной казни.
Драйзер часто использует внутренний монолог, особенно для воспроизведения смятенного состояния духа Клайда. Газетное сообщение наталкивает Клайда на мысль о возможности отделаться от Роберты.
И его внутренний монолог передает всю путаницу и смятение чувств Клайда, загнанного и замученного, пытающегося выкарабкаться из пропасти, в которую его увлекают мысли об убийстве.
Пристальное рассмотрение психологии Клайда неразрывно связано с раскрытием социальных причин тех потрясений, которые он переживает.
В третьей, заключительной, книге идет судебное разбирательство дела Клайда. Вновь проходят перед читателем обстоятельства, при которых было совершено преступление. Вновь устанавливается виновность общества, но американское правосудие выносит приговор Клайду, вину которого трудно установить и доказать. То общество, которое толкнуло Клайда на преступление, посадило его на электрический стул.
Трагедия Клайда состоит не только в том, что он совершил преступление, но и в том, как его судят. Судьба Клайда была предрешена задолго до начала суда.
Он стал игрушкой в предвыборной борьбе двух буржуазных партий.
Продажность американского правосудия, его пристрастность, приверженность узкогрупповым интересам олицетворяют образы прокурора Мейсона, следователя Хейта, многочисленных адвокатов.
Пристальное рассмотрение психологии Клайда неразрывно связано с раскрытием социальных причин тех потрясений, которые он переживает.
«Американская трагедия» завершила очень важную главу в истории борьбы за реалистическое искусство в США, против ограничений, которых требовали буржуазная критика и издатели. Эти требования в конце девятнадцатого века признавал даже такой теоретик реализма, как американский писатель и литературный критик, друг Марка Твена Уильям Дин Хоуэллс.
«Американская трагедия» стала знаменем критического реализма в американской литературе двадцатого века. Она определили основную магистраль дальнейшего развития американской литературы. С появлением «Американской трагедии» связан расцвет критического реализма в США.
СУТЬ ОБЩЕСТВА
Неверно было бы, однако, считать, что в «Американской трагедии» Драйзер впервые разоблачил ложность иллюзии о возможности успеха для простого американца в капиталистической Америке.
Без разоблачений этой порочной «теории» нельзя быть критическим реалистом, нельзя показать сколько-нибудь существенные, типические стороны действительности США, а Драйзер был критическим реалистом и, более того главой критического реализма в США.
Но лишь в «Американской трагедии» писатель показал не только лживость этой «теории», но и доказал ее преступность, доказал, что она намеренно вколачивается в головы простых американцев.
Называя свою книгу «Американской трагедией» и обличая американских монополистов и гнилость их системы, Драйзер отобразил не только кризис американского капитализма, но и общий кризис капитализма, его распад и гниение. В «Американской трагедии» создана подлинная панорама американской жизни.
Это была особенно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность против нее.
«Американская трагедия» остается эпохальной вехой в истории литературы США, определяющей магистральное направление ее развития. На историческую достоверность романа не раз указывали американские критики и писатели. Как документ она обладает огромной силой воздействия – четкая передача всех уровней жизни.
«Американская трагедия» по праву вошла взолотойфонд мировой литературы. «Американская трагедия» открыли путь новому для литературы США творческому методу социалистического реализма. Выдающуюся роль сыграло творчество Драйзера в развитии передовой эстетической мысли в США.
Драйзер внёс большой вклад в развитие американской литературы и тем, что поддержал многих писателей. Он помог войти в большую литературу таким крупным писателям, как Шервуд Андерсон и Эдгар Ли Мастерс.
Высокую оценку творчеству Драйзера дают передовые писатели США «Драйзер воплощает все лучшие качества искусства по политической глубине и по проникновению в американскую жизнь, – указывает Джон Говард Лоусон – Он был величайшей литературной фигурой века до последнего дня». Драйзер был великим писателем и великим публицистом, выдающимся общественным деятелем.
«Американская трагедия Драйзера» четко доказывает, что носителем подлинно человеческих качеств является лишь представление мира эксплуатируемых. Благодаря своей честности и четкости, Т. Драйзер является одним из выдающихся американских писателей!
Источник: https://students-library.com/library/read/45110-roman-tdrajzera-amerikanskaa-tragedia-versina-tvorcestva-pisatela
Роман Американская трагедия – художественный анализ. Драйзер Теодор
Образ и характер Клайда Грифитса в романе Американская трагедия
«Американская трагедия» вышла в свет в середине двадцатых годов, прошедшей под знаком пресловутого «процветания» — «просперити». Златоусты американской пропаганды вещали на весь мир о наступлении в США «золотого века».
«Разве все мы не стали богачами?»—спрашивал заглавием статьи журнал «Кольерс» и отвечал: «Беден только тот, кто хочет быть бедным или пострадал от несчастного случая или болезни, да и таких у нас имеется ничтожное количество».
В эту пору безудержного словословия появилась книга Драйзера, рассказавшая правду о том, что скрывалось за фасадом показного благополучия. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роман Американская трагедия.
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Она называлась сурово и просто «Американская трагедия».
В ней Драйзер по-новому изобразил горести и печали жизни простого человека, которые ему всегда были близки.
Впервые гибель человеческой личности в Америке предстала перед писателем-гуманистом как неотвратимый результат действия законов американского общества, как проявление глубочайшей национальной болезни, национального бедствия, национальной катастрофы США, как американская трагедия. Гуманизм Драйзера в «Американской трагедии» становится более активным и социально осознанным — недаром Драйзер назвал свой роман «своего рода классовым эпосом, в котором отражен классовый антагонизм, охватывающий в наши дни весь мир».
Сюжет, который лег в основу романа «Американская трагедия», заинтересовал Драйзера в самом начале его литературной деятельности, вскоре после опубликования романа «Сестра Керри». Тогда он работал над романом «Повеса», сюжет которого в некоторых моментах совпадал с «Американской трагедией».
Непосредственно созданию «Американской трагедии» Драйзер посвятил почти пять лет — с 1920 по 1925 год.
Замыслом «Американской трагедии», по словам Драйзера, было «не морализировать — боже, сохрани,— а дать, если возможно, фон и психологию действительности, которые если не оправдывают, то в какой-то мере объясняют, как происходят такие убийства, а они случаются в Америке поразительно часто и так давно, сколько я себя помню»
Элен Драйзер вспоминает, что у писателя были заметки, озаглавленные «Американские трагедии». В них содержалась описание пятнадцати случаев, подобных тому, который изображен в романе.
В основу романа Драйзер положил историю убийства в 1906 году Честером Джиллетом своей возлюбленной Грейс Браун. Процесс по этому делу в свое время получил широкую огласку, и в «Американской трагедии» использовапы документы и факты, сообщавшиеся в газетах того времени.
Драйзер полемически направил свое произведение против апологетических бульварных романов, которые заполняли американский книжный рынок.
В подобных книгах описывалась обычно история бедного юноши, который разбогател, женившись на девушке из состоятельной семьи.
Такого рода романы внушали ложные идеи о возможности для каждого американца легко изменить свою судьбу и прославляли стремление к обогащению.
Драйзер, строя сюжет романа на тех же мотивах, развенчал эту идею погони за легким счастьем и создал подлинную панораму американского общества.
О своем стремлении к всестороннему охвату действительности писал сам Драйзер в апреле 1927 года: «Я долго раздумывал над этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает все стороны нашей национальной жизни — политику, общество, религию, бизнес, секс,— это была история, столь обычная для любого парня, выросшего в небольшом городе Америки.
Это была исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность перед ней» 2. Поклонение культу доллара привело к трагической гибели героев романа, двух молодых людей — Роберты Олден и Клайда Грифитса.
Источники:
- Драйзер Т. Американская трагедия. Роман. Пер. с англ. 3. Вершининой и Н. Галь. Вступит, статья и прим. Я. Засурского. М., «Худож. лит.», 1978. 783 с. (Б-ка классики)
Аннотация: В центре романа «Американская трагедия» (1925) выдающегося американского писателя Теодора Драйзера (1871—1945) судьба молодого человека, развращенного характерной для американского общества погоней за успехом, ради достижения которого он не останавливается перед преступлением. Над романом «Американская трагедия» («Ап American Tragedy») Драйзер начал работать в 1920 году и закончил его в 1925 году. Первоначальный текст книги, насчитывавший около миллиона слов, был сокращен в процессе редактирования до трехсот восьмидесяти пяти тысяч слов. Рукопись перепечатывала Элен Драйзер, которая тогда не состояла в официальном браке с Драйзером и носила фамилию первого мужа Ричардсон. В редактировании и сокращении рукописи принимали участие Салли Кыоселл, перепечатывавшая текст, давпяя знакомая Драйзера Луиза Кемпбелл и издательские редакторы Томас Смит и Мэньюэл Комрофф. В декабре 1925 года «Американская трагедия» была выпущена в свет издательством «Бови и Ливрайт».
На русском языке «Американская трагедия» впервые появилась с некоторыми сокращениями в переводе 3. Вершининой в 1928 году в качестве восьмого тома Собрания сочинений Теодора Драйзера, выходившего в издательстве «Земля и фабрика». Этот перевод переиздавался в 1933 году Госу-дарственным издательством художественной литературы. То же издательство выпустило в 1936 году «Американскую трагедию» в переводе Д. Горфинкеля и Л. Домгера.
В 1948 году Гослитиздат выпустил «Американскую трагедию» полностью в переводе 3. Вершининой и Н. Галь. Этот перевод, который выдержал затем свыше десяти изданий в различных городах нашей страны, вышел в 1969 году в «Библиотеке всемирной литературы», он же печатается и в настоящем издании.
Источник: https://testsoch.info/roman-amerikanskaya-tragediya-xudozhestvennyj-analiz-drajzer-teodor/
Теодор Драйзер, «Американская трагедия», анализ произведения
«Американская трагедия» — вершина творчества Драйзера, которого можно назвать великим писателем, поставив на одну ступень с Гюго, Бальзаком, Достоевским. Эта работа наиболее значительна, потому что именно в ней воплотился талант художника, гуманиста и человека, стремившегося найти правду. В статье вы найдете подробный анализ известного романа.
Самая яркая, драматичная, но, с другой стороны, довольно прозаичная жизненная линия обозначена у юного Клайда Грифитса. Он отличается от многих героев Драйзера своей… заурядностью.
Действительно, Керри в одноименном романе обладала актерским дарованием, Дженни Герхард очаровывала читателя женственностью, мягкостью и душевным богатством.
А Клайд -средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь.
Здесь скрыта одна из важных проблем, с которой мы сталкиваемся в реальности: в чем разница между «обычным», «нормальным» человеком и посредственностью? Клайд — ординарный человек, но с всепоглощающими амбициями, поэтому такой темперамент, столкнувшись с миром роскоши, терпит поражение из-за своего невежества в этой неравной борьбе между его ограниченностью и вседозволенностью. В чем и заключается главная трагедия по мнению автора.
Семья и воспитание
С самого начала читателя поражает его семья: фанатичные, почти безумные в своем религиозном сознании родители видели цель своей жизни в уличных проповедях, создании религиозных центров, которые не уступали в своей убогости и нищете обычной ночлежке. Читая о таком, подтверждаются мысли о первостепенности семейных уз.
С течением времени ребенок, сравнивая свою плохонькую одежду и скудный, если не сказать аскетический, обед с тем, что имеют другие дети, начинает задавать вопросы.
Тогда в сознании его (а сейчас речь идет уже конкретно о детстве Клайда),начинают зарождаться вопросы: почему он не может иметь такие же красивые ботинки как у того мальчика, который только что прошел мимо, взглянув на него с презрением?
Почему он не может веселиться, как эта шумная компания сверстников, пробежавшая рядом и не заметившая печального Клайда, вынужденного петь песни, прославляющие Господа.
В это время все внутри Клайда, несмотря на его инертный характер, взбунтовалось, и он решил, что хочет выбраться из убогой семейной обстановки. Каждый, прочитав эту книгу, может осознать важность семьи как некой сферы, в которой вращаются родственные души.
Можно сделать много интересных наблюдений относительно стратегии воспитания: одни выросли в душной атмосфере несвободы, другие — в богатстве и беспечности, и проследить эту взаимосвязь между средой воспитания и формированием характера и отношение к жизни.
Это те фундаментальные вещи, касающиеся семейных ценностей, которые будут близки любому из нас, а Драйзер — один из тех, кто изучает влияние семьи на своих героев, чтобы помочь читателям осознать всю ее важность.
Путь в мир роскоши
Американский журнал «Кольерс» так писал об этой истории: «беден лишь тот, кто хочет быть бедным…». Клайд не хотел, но способ, им выбранный, заставляет поразмыслить, отыскав всевозможные пути, по которым он мог пойти.
Читателя поражают решения Клайда, которые с самых ранних его лет неминуемо вели к, прежде всего, духовной гибели.
Клайд так желал влиться в сладкий, но не принадлежавший ему мир, что готов был поступиться и семейными ценностями, которые, несмотря ни на что, были дороги для него, и, что самое страшное, жизнями людей, калеча и убивая их.
Именно так раскрывается и социальная обусловленность поведения Клайда. Книга способна воздействовать на читателя и в этом ключе: насколько нужно принимать веяния общества, чтобы поступиться всем? Думаю, это тоже способно затронуть многих читателей.
Любовь и отношения
Нельзя упустить и момент любовных отношений, но опять же в социальном аспекте. Отношения Клайда к Роберте, девушке из религиозной и бедной семьи, и его чувства к Сондре, представительницы аристократического рода, обусловлены прагматическим интересом.
Первую он хотел использовать как объект для удовлетворения плотских желаний, вторую — как ступень для социального возвышения. В его сознании любовь не может быть отделена от роскоши, поэтому, полагая, что Роберта утянет его на дно, он ее убивает. Поступком Клайда руководит расчет и детская инфантильность, что приводит к трагичным последствиям.
Обзор всей этой психологической головоломки, может, научит нас, что человек — не объект для купли-продажи.
Главные выводы
Трагедия этой сгоревшей жизни воздействует на читателя, потому что мы понимаем, что Клайд — это собирательный образ многих молодых людей, совершающих роковые ошибки.
Задумываясь об этих несчастных и жалея их, начинаешь скрупулезнее оценивать свои собственные поступки, объективнее ставишь цели и подходящие пути для их осуществления.
Глубокий психологический драматизм открывает картину реальной жизни, достойно прожить которую можно, лишь сохранив благородство духа и ясность разума. Это еще один аспект книги, на который стоит обратить внимание.
«Американская трагедия», как и другие романы Драйзера, развивает, помимо острого видения современных реалий, нравственные ориентиры, а также гуманистические чувства и мысли.
Автор описывает те стороны жизни, которые так или иначе близки каждому из нас или затрагивает определенные события человеческой жизни, поэтому любой сможет понять эту историю.
Со всей точностью изображая душевные переживания своих героев, Драйзер будто затрагивает психологические стороны каждого из нас, поэтому это так близко.
Ведь все метания и сомнения, бытовые неудобства, душевные и ментальные терзания — все это неразрывно с каждой человеческой судьбой. Эта история отражает все стороны общественной и личной жизни, и она может коснуться любого, в особенности молодого человека, не обладающего духовным стержнем.
Драйзер изображает людей, родившихся, живущих, но ничего не понявших в этом мире, несмотря на прожитые годы, «они появляются, бредут наугад и исчезают во мгле», как говорил сам Драйзер. Родители Роберты и Клайда чтили лишь клерикальные установки и жили, руководствуясь догмами, в ощущении постоянной иллюзии.
Человек, читающий книгу, должен понимать, что иллюзии губительны, что, живя в бесплодных миражах, ты останешься лишь тенью, слабо вращающей ручку того самого органчика.
Золотой мираж губит Клайда, губит личность, но замысел здесь обширнее — Драйзер подчеркивал, что такой образ мыслей поддерживается самим обществом.
Эту книгу стоит прочесть потому, что здесь завуалирована еще одна важная вещь: жизнь может столкнуть человека со множеством неприятных вещей, но человек может не только противостоять ей, но сделать так, чтобы она сама пошла к нему навстречу, стать творцом своей судьбы, но для этого, разумеется, нужно отдалиться от чудовищных позиций Клайда Грифитса и следовать нравственным путем.
Также здесь в полной мере развенчан миф о возможности достижения легкого счастья. Конечно, оно может прийти, сначала обогрев, но затем, буквально через мгновение, ты сгоришь, потому что лучи станут смертоносны.
Также важным замыслом книги является обозначить фон и психологию действительности, которые объясняют, как происходят убийства, что лежит в их основе, потому что сюжетная линия романа основана на материале подлинной истории.
Самое главное для читателя — это понять точку зрения автора, так как именно среда и сопротивление ей дают свои результаты.
Драйзер искал альтернативные пути достижения человеком своих целей, которые бы позволили личности свободно развиваться, и он размышляет над ними и заставляет размышлять читателя, чтобы предотвратить в будущем не только американские, но и любые другие трагедии.
«Американская трагедия» венчает собой важную главу в истории США, связанную с борьбой за реализм в искусстве, против которого выступали известные буржуазные критики того времени.
Многие литературоведы называют роман Драйзера американским аналогом «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского.
Впрочем, и сам писатель признает то влияние, которое оказало на него самого и его книги творчество Федора Михайловича.
Закончить анализ этого выдающегося произведения бы хотелось фразой американского писателя Герберта Уэллса: «Это гораздо больше, чем простое жизненное описание типичного бедного уголка американской действительности… она передает большую, суровую, реальную правду с силой, которой не может достигнуть никакая грамматическая точность.
Анализ романа Теодора Драйзера предоставила Рубакова Анна.
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: https://chitatelnica.ru/stati/amerikanskaya-tragediya-analiz.html
Теодор Драйзер “Американская трагедия”: обзор книги
Пост навеян прочтением книги Теодора Драйзера «Американская трагедия» (Theodore Herman Albert Dreiser “An American Tragedy“) про молодого человека по имени Клайд Гриффитс, не наделенного большими способностями и талантами, зато имеющего большое честолюбие и амбиции достигнуть успехов в обществе.
Книга показывает огромную разницу между богатыми и бедными, рассказывает про нравы американского общества в первой половине 20 века, а также подробно описывает весь жизненный путь Клайда Гриффитса, который пытался выбиться в люди, постепенно отказываясь от ценностей, прививаемых родителями, и становясь чудовищем, соблазнителем, подлецом и убийцей.
Краткое содержание романа Теодора Драйзера “Американская трагедия”
Роман “Американская трагедия” Драйзера начинается с описания странного семейства, мужа и жены, а также 4 их детей, проповедующих слово Господа на улицах американского города.
Фанатично верующие отец и мать растят детей в стесненных условиях, давая им по большей части лишь нравственное воспитание.
Детям это было чуждо, более всех – активному мальчику Клайду, который хотел для себя совсем другой жизни, чем та, которую предлагали его отец и мать.
С годами Клайд лишь утвердился в своем намерении жить по-другому и в возрасте 16 лет начинает свою жизнь, устроившись помощником продавца содовой воды в аптеке, а потом посыльным в шикарный отель. Это круто изменило взгляды Клайда на жизнь и постепенно, но радикально изменило его представления о жизни и о том, к чему нужно стремиться.
Начав зарабатывать свои первые деньги, он начинает их тратить на себя: на одежду и развлечения; обманывает родителей, скрывая от них доходы и свой образ жизни. В это же время из родительского дома с мужчиной убегает старшая сестра Клайда, которая спустя некоторое время была им оставлена без средств и на сносях.
Клайду очень жаль сестру, но он все больше и больше уходит в пучину развлечений, начиная ухаживать за девушкой, которая использует его для поднятия собственного статуса и для получения подарков. В одно из совместных катаний на автомобиле происходит трагедия и машина, на которой ехал Клайд с друзьями, сбивает на смерть ребенка.
Несмотря на то, что Клайд не был за рулем, он убегает, оборвав все связи со своей семьей в очень тяжелое для них время.
После нескольких лет скитаний, нужды и жизни под чужим именем, Клайд устраивается в клуб, в котором по стечению обстоятельств останавливается его богатый дядя, который предлагает Клайду невысокую должность на заводе по производству воротничков, принадлежащем ему.
В надежде на то, что ему удастся пробиться в люди, Клайд переезжает в небольшой город Ликург, где начинает работать на самой низкой и тяжелой должности как обычный рабочий. Несмотря на то, что дядя принял участие в судьбе племянника, его семья к Клайду отнеслась неприветливо, изредка приглашая его к себе на обеды, не вводя в свой круг знакомств.
С течением времени Клайд был переведен на более высокую позицию, так как его дядю ужаснули условия, в которых Клайд работал. Клайд стал отвечать за работу отделения, состоящего исключительно из женщин, больше зарабатывать.
С одной из своих работниц Робертой Олден Клайд заводит роман, несмотря на то, что это прямо запрещено правилами. Неопытная девушка из строгой, но бедной семьи попадает под его чары, влюбляется в него и отдается ему, надеясь на то, что Клайд будет с ней всегда.
Клайду же она быстро наскучила и после его первых успехов в обществе и завязывающихся отношений с девушкой из богатой семьи Сондрой Финчли Клайд быстро охладевает к Роберте и хочет ее оставить, но Роберта оказывается беременной и этим она нарушаетвсе планы Клайда, так как он опасается, что этот роман перечеркнет все его успехи в обществе и отношения с Сондрой. После безуспешных попыток прервать беременность (лекарства не помогли, а доктор отказался делать незаконный аборт) Клайд неохотно соглашается жениться на Роберте, надеясь выиграть время и попытаться найти способ избавиться от Роберты. В то же время ему начинают приходить в голову мысли об убийстве Роберты. Будучи загнанным в угол Робертой и Сондрой, страстно желая жениться на Сондре и избавиться от Роберты, Клайд принимает решение убить Роберту на одном из озер неподалеку.
Клайд долго обдумывал детали преступления, до конца на него не решаясь, но и не избавляясь от идеи убийства. В конце концов, все спланировав, Клайд решил утопить Роберту в озере.
Прибыл на место Клайд не смог хладнокровно убить Роберту и в самый последний момент он был уже готов отказаться от своего замысла, но Роберта сделала неосторожную попытку коснуться Клайда и он ее рефлекторно оттолкнул.
Вдобавок он ударил ее фотоаппаратом, который был в руках. От этого лодка перевернулась и они оказались в воде. Роберта была испугана и оглушена, кроме того, она не умела плавать. Клайд мог ее спасти, но не сделал этого, дав ей утонуть.
После этого Клайд отправился на дачу к своей возлюбленной Сондре, в компании друзей которых и был арестован в самом скором времени, так как неумело организовал преступление.
Третья часть книги “Американская трагедия” Драйзера описывает следствие и судебный процесс над Клайдом.
Прокурор Мейсон, движимый неприязнью к Клайду и из-за желания помочь своей карьере участием в этом громком деле, основательно подошел к процессу, собрав множество улик против Клайда и опросив кучу свидетелей, прямо или косвенно подтверждающих, что Клайд имел умысел убить Роберту и сделал это в конечном итоге.
Судебный процесс прошел в атмосфере ненависти к Клайду и он был признан виновным в преднамеренном убийстве и приговорен к смертной казни на электрическом стуле. Защита Клайда, как бы умела и изобретательна она не была, ничего не смогла противопоставить прокурору.
Безрезультатно оканчиваются попытки апелляции и просьба новому губернатору штата о помиловании – приговор оставлен в силе. Усилия адвокатов и матери не привели к его изменению и Клайд проводит 2 года в ожидании казни. Перед казнью Клайд раскаивается в совершении преступления, исповедуется священнику и приходит к вере в Бога.
Смысл
Книга «Американская трагедия» Драйзера была написана на основе реальных событий, имевших место в Америке в начале 20 века (См. тут). Роман Драйзера рассказывает, как человек из простой, честной и религиозной семьи становиться чудовищем, подлецом и преступником.
Неуважение к религиозным нормам и предписаниям, желание вести роскошную жизнь, полную удовольствий и развлечений, отсутствие внутреннего стержня, позволяющего лгать, нарушать принципы, ломать жизни других людей, проявлять эгоизм, привели к тому, что Клайд совершил страшное преступление. Он это сделал, потому что хотел войти в более уважаемое общество чем то, откуда он вышел, и жениться на богатой девушке. Ради этого он врал девушке, которую ранее соблазнил, ничего не хотел слышать о своем ребенке и, в конце концов, убил эту девушку.
Теодор Драйзер подчеркивает, что история могла закончиться совершенно по-другому, если бы Клайд поступал так, как его всю жизнь учили и просили родители.
На глазах Клайда разворачивались также как минимум 2 похожих истории, которые закончились более благополучно, чем его собственная: в первом случае речь шла о девушке, которую обманул и бросил в отеле, где работал Клайд, без денег мужчина, во втором случае покинутой была уже сестра Клайда, которая тоже была оставлена без средств, беременная и в другом городе. Первый случай был воспринят Клайдом весьма несерьезно, а второй, который четко показывал, что есть выход из такой ситуации, ведь сестра Клайда родила, вышла замуж за другого мужчину и стала вполне уважаемой женщиной, мог и должен был помочь Клайду решить вопрос без убийства. Но этого не произошло.
Именно поэтому Клайд был заслуженно казнен.
Он был вынужден избавиться от своих грез и понять, что то, о чем он мечтал, можно и нужно достигать, но не такими страшными средствами, а упорным трудом, честностью, ответственностью и правдой.
И несмотря на то, что перед смертью Клайд поверил в Бога, он до последнего момента надеялся на спасение и ни разу не пожалел Роберту и ее родственников. В убийстве он не раскаялся.
Вывод
Книгой «Американская трагедия» Теодора Драйзера я заново открыл американскую литературу для себя, хотя в прошлом было прочитано немало.
Книга очень понравилась описанием устоев американской жизни, а также идеями, которые Драйзер, как мне кажется, пытался донести до читателей: о жизненных ценностях, смысле жизни, человечности, воспитании детей и т.п.
Драматизм, с которым автор описывает ситуацию, сложившуюся вокруг главного героя, держит в напряжении и заставляет переживать за вымышленных героев “Американской трагедии” так, как будто они вполне настоящие. Роман “Американская трагедия” Драйзера читать обязательно!Обзоры книг Теодора Драйзера:
«Гений»
«Оплот»
«Трилогия желания: «Финансист», «Титан», «Стоик»
«Дженни Герхардт»
«Сестра Керри»
«Американская трагедия» Партнер моего блога – компания TargetSMS.ru
Когда есть необходимость в быстрой коммуникации с действующими или потенциальными клиентами, воспользуйтесь сервисом СМС-рассылок компании TargetSMS.ru.
СМС-рассылка – эффективный инструмент привлечения новых покупателей и удержания старых. С помощью СМС Ваши потребители смогут получать оперативную информациию о статусе заказа, необходимости пополнить счет или Ваших актуальных акциях и скидках.
СМС-рассылка – отличный способ повышения прибыли. Используйте СМС-рассылки для Вашего бизнеса на полную мощность!
Источник: https://shvetsovmn.livejournal.com/12117.html
Рецензия на книгу Теодора Драйзера “Американская трагедия”
Рецензия на книгу Теодора Драйзера «Американская трагедия», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Виктория Петрожицкая. Другая работа Виктории: «Купальская ночь» и «Грустничное варенье» — Елена Вернер.
Ах, как же привлекателен мир богатства, роскоши и развлечений! Как он притягателен! Особенно для молодого, амбициозного, красивого человека, который вырос почти в нищете, видел, как родители зарабатывают средства к существованию миссионерскими проповедями. Для Клайда Грифитса такая жизнь стала чужой и отвратительной ещё в детстве, и он твёрдо пообещал, что у него всё будет по-другому.
Клайд Грифитс — это главный герой романа «Американская трагедия». Это произведение считают вершиной творчества Теодора Драйзера, а написано оно под впечатлением от реального происшествия. Сам автор говорил: «Никто не создаёт трагедий — их создаёт жизнь. Писатели лишь изображают их». Драйзеру удалось невероятно талантливо описать, на что готов пойти человек ради поставленной цели.
Для меня Клайд является героем, которому я безмерно сочувствую. Мне очень хочется оправдать его поступок.
Ради желания оказаться полноправным членом мира огромных возможностей, ради любви к представительнице «высшего общества» — красавице Сондре Финчли — он пойдёт на преступление.
Удивительно то, что с юридической точки зрения все факты против Клайда, но всё же есть момент, мастерски продуманный Драйзером и заставляющий сомневаться в виновности главного героя.
В то время, как общество смакует подробности трагедии и ненавидит Клайда, Драйзер вместе с читателем пытается разобраться в мотивах поступка своего персонажа и заставляет задаваться лишь одним вопросом — может быть, преступление является несчастным случаем? Я до конца романа не определилась с виновностью Клайда, да и он сам не разобрался в этом вопросе…
Для меня Клайд — это очень симпатичный герой, но запутавшийся в желаниях и возможностях. Мне понятно его стремление к лучшей жизни, потому что это естественно для молодого человека, ведь в молодости людям свойственны максимализм и уверенность в своих силах.
Мне нравится его искренность и благородство в любви, ведь для него важно, чтобы никто не посмел обсуждать Сондру, чтобы её положение в обществе, её репутация остались незапятнанными.
Мне кажется, в трагедии всему виной трусость Клайда и отсутствие жизненной мудрости.
В романе восхищает бесконечная любовь к сыну матери Клайда. В одном письме к сыну она напишет: «Любовь твоей матери всегда с тобой, она руководит тобой и наставляет на путь истинный во имя Господне». Мать Клайда набожна, но сильна и тверда характером. Как и должно быть, она верит в невиновность сына, и сделает всё, чтобы доказать это.
Почему «Американская трагедия» стала любимой книгой? Потому что это классика, которой свойственна актуальность на все времена. Всё может случиться с любым человеком, в любой стране, в любом обществе.
Самое удивительное то, что Драйзер ничего нового в романе не написал, но пробудил желание мыслить: о молодости, юношеской глупости, «высших» и «низших» слоях общества, деньгах и власти, личных желаниях, стоящих превыше чужих интересов, лжи ради достижения цели, любви, вере в Бога, семейных взаимоотношениях, а слова «какая польза человеку, если он весь мир приобретёт, а душу свою погубит» заставляют подумать о том, что в жизни действительно является главным, а что второстепенно.
Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.
Автор рецензии: Виктория Петрожицкая.
Источник: https://buklya.com/teodor-drajzer-amerikanskaya-tragediya.html
Книга «Американская трагедия»
Рецензия содержит спойлеры!
Довольно парадоксальными оказались впечатления от одного из моих главных долгостроев на Лайвлибе в области зарубежной классики. Действительно, я хотел прочитать Американскую Трагедию практически с самого момента регистрации на сайте, а это около 7 лет, но очень уж смущал объём….
За это время у меня появилось аж 2 бумажных издания знаменитого романа Драйзера, но в итоге единственное, на что я решился – прослушать аудиокнигу. За весь период откладывания чтения я словил практически все значимые спойлеры от друзей, поэтому с первой и второй частью «Трагедии» я был знаком заочно. Оставалось выяснить только мелкие детали биографии героя и оценить язык произведения.
В итоге могу сказать, что читается очень легко, а это является огромным плюсом для такого объёма, который особо не тяготит даже. Главный герой узнаваемый, можно сказать, шаблонный, но всё-таки за ним было интересно наблюдать. Где-то даже находил параллели между ним и Вашим покорным слугой. Действительно, у Клайда были материальные проблемы, у меня – медицинские.
Из-за них мы нередко чувствовали себя неполноценными, поэтому более рьяно, чем другие, боролись за своё «место под солнцем» в работе и личной жизни. У меня, кстати, сейчас этап в жизни, когда я активно пытаюсь продвинуться по карьерной лестнице, так что книга очень вовремя ко мне пришла.
Также для меня и Клайда характерны созависимые отношения с родителями, от которых мы оба очень хотели освободиться. Ну, учитывая те наши проблемы, о которых я писал выше, по-другому и не могло сложиться….
Однако сопереживать Клайду я не мог, ибо заранее знал, что этот парень зайдёт слишком далеко… Да и есть немало классических романов с похожими сюжетами и главными героями аналогичного Клайду типа, которые зацепили гораздо больше… Первые 2 романа навскидку – Бремя страстей человеческих и Мартин Иден.
С небольшой натяжкой сюда можно включить и Великого Гэтсби, который меньше по объёму, но сложнее читается с точки зрения языка, как ни странно. Возможно, если бы я прочел эту книгу тогда, когда она только появилась у меня в вишлисте, то получил бы массу удовольствия, а так она осталась крепким середняком для меня…. Именно в сравнении с другими подобными произведениями.
<\p>
Теперь о парадоксе. Наибольшие надежды я возлагал на третью часть романа, так как концовку мне никто не спалил, а понаблюдать за судебными процессами в литературе и кино я иногда люблю. Когда началось слушание дела Клайда, я ожидал получить нечто похожее на первый сезон Американской истории преступлений, где рассматривается дело Симпсона.
Вот это был настоящий драйв! Там совершенно непонятно, куда повернут дело виртуозные адвокаты, как они преподнесут уже известные факты в новом свете и то, что кажется очевидным, в один миг станет расплывчатым… Как будет отбиваться прокурор? И ведь интрига там сохраняется до самого конца! И развязка там очень оригинальная! Подобных поворотов процесса я ждал всю третью часть Трагедии, но у Драйзера не получилось. Третья часть оказалась самой скучной, затянутой и предсказуемой, увы… Причем здесь не работает аргумент «книга реалистичней, чем кино», ведь вышеупомянутый сериал основан на реальных судебных процессах.
По эмоциям суд в Трагедии напомнил процесс из Убить пересмешника. Постоянное ощущение бессмысленности, безысходности и очевидности исхода дела. Однако если в Пересмешнике ты проникаешься сочувствием к обвиняемому , то в Трагедии отнюдь.
Для меня Клайд виновен безоговорочно, другого приговора для него я представить не могу!<\p>
Ну а уж когда в повествование ввели религию посредством проповедника Макмиллона , тошнотворное письмо Клайда, призванное убедить читателя в раскаянии героя и вызвать в нас чувство жалости к убийце, я вообще хотел бросить чтение! Весь роман превратился для меня в Преступление и наказание по-американски. И если на школьной скамье я поверил в некоторое духовное перерождение Раскольникова, то через 9 лет после выпуска все эти религиозные штучки кажутся мне бредом сивой кобылы, уж простите за резкость, накипело!
Так что после такого «неожиданного» поворота сюжета я окончательно потерял надежду поставить книге больше 4-х звёзд! Всё-таки Раскольников более интересный с точки зрения интеллектуальности герой, чем мямля Клайд….
Ещё понравилась последняя сцена произведения, которая как бы закольцевала повествование и добавила трагичности всей истории. После этого пришло в голову стихотворение Блока про Ночь, улицу фонарь, аптеку….
<\p>
Книга очень кинематографичная, вчера уже посмотрел самую известную её экранизацию – Место под солнцем, о которой слышал ещё до романа. Фильм скорее не понравился. Актер, игравший главную роль, совершенно не соответствует тому образу героя, который сложился у меня в голове. Даже толком не могу объяснить, почему так.
Пожалуй, я представлял Клайда менее симпатичным, особенно учитывая всё то, что он совершил. Плюс ко всему режиссер совсем не смог передать размышления героя, его моральные дилеммы , являющиеся главной изюминкой романа.
Первая часть первоисточника совсем вырезана, а в ней произошло одно важнейшее событие, которое должно было послужить Клайду первым звоночком… Да и история семьи Гриффитсов практически не показана, без чтения романа вообще ничего непонятно! Для меня единственным плюсом фильма была прекрасная Элизабет Тейлор, на которую я смотрел с огромным удовольствием! В целом после просмотра мне стало понятно, почему фильм назвали не Американской трагедией и поменяли имена вообще всех персонажей … Однако отечественный мини- сериал я смотреть не собираюсь, ибо уже слишком устал от этого произведения, ведь читал его почти 1,5 месяца….
Окончательные выводы: не жалею о потраченным на чтение времени, ведь я познакомился с нестандартным для литературы образом преступника, но ожиданий книга не оправдала.
Затрудняюсь ответить, вернусь ли снова к творчеству Драйзера, но вполне возможно, что я решусь взяться когда-нибудь за Сестру Керри, которая входит в число любимых книг моей глубокоуважаемой учительницы английского языка.
8/10
Источник: https://livelib.ru/reader/scandalous_/book/6
Американская трагедия», художественный анализ романа Теодора Драйзера
Роман «Американская трагедия» был опубликован в 1925-м году.
В основу его был положен реальный случай убийства Честером Джиллетом своей девушки Грейс Браун, произошедший девятнадцатью годами ранее.
С идейной точки зрения, «Американская трагедия» явилась художественным откликом на выпускавшиеся в начале XX века в США бульварные романы, прививавшие населению страны мысль о том, что одним из путей реализации знаменитой «американской мечты» может быть «путь Золушки»: когда бедный молодой человек встречает девушку из состоятельной семьи, женится на ней, получает богатое приданое и занимает высокое положение в обществе. Своим романом Драйзер попытался развенчать этот миф, указав на его несостоятельность в условиях обычных американских реалий.
Главный герой романа – Клайд Грифитс – «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь».
С самого детства он стремится к «полному сходству» и «стандарту» с большинством своих сограждан, ставящих материальные ценности выше духовных.
Получив работу посыльного в отеле «Грин-Дэвидсон», выросший в исключительно религиозной, проповеднической семье молодой человек с радостью погружается в новый, притягательный для него мир, в котором есть и высокий заработок (на основе хороших чаевых), и верные друзья (которых он так боялся не найти в детстве из-за специфической деятельности родителей), и красивые девушки, согласные проводить с ним время, и недозволенные прежним образом жизни или существующей общественной моралью развлечения – пиршества в ресторанах и посещения публичных домов. Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает сразу же: став случайным виновником гибели девочки на дороге, семнадцатилетний юноша бросает всё (любящих родителей, попавшую в беду старшую сестру, работу) и бежит прочь из Канзас-Сити. Так заканчивается первая книга, знакомящая читателя с основами характера главного героя – любящего деньги и развлечения, сходящего с ума от женской красоты, совершенно не разбирающегося в жизни и не умеющего постоять за себя.
Вторая часть (она же – книга) «Американской трагедии» рассказывает подлинную историю взаимоотношений Клайда Грифитса и Роберты Олден – простой работницы с ликургской «Фабрики воротничков», принадлежащей богатому промышленнику и дяде юноши – Сэмюэлю Грифитсу. Третья часть является юридической трансформацией и нравственным продолжением второй – в ней подробно разбирается состав преступления, преподносится вымышленная история убийства девушки и показывается, как после вынесения обвинительного приговора совершается некоторый духовный перелом в сознании Клайда.
Основная черта характера главного героя, приведшая его к трагедии, жестоко и беспощадно выносится на всеобщий суд его же адвокатами – Белнепом и Джефсоном, строящими свою защиту на том, что их подопечный – «умственный и нравственный трус». Прямо об этом в книге не говорится, но читатель может и сам догадаться, что будь Клайд чуть более умён, нравственен и смел, он бы не загнал сам себя в угол: на любом этапе развития отношений с Робертой молодой человек мог обратиться за помощью всё к тому же дяде, но страх потерять доверие богатого родственника и навсегда распрощаться с мыслями о прекрасной и богатой Сондре Финчли помешал ему это сделать.
Произошедшая с Клайдом трагедия, основывается на целом ряде как случайных, так и неизбежных факторов, обусловленных его воспитанием (строгим), молодостью (наивной и необузданной в своих желаниях), положением (бедный член богатой семьи, отвергаемый высшим светом и не имеющий возможности общаться с низшими слоями ликургского общества). Клайд тянется к Роберте как из-за внутреннего одиночества, так и потребности в телесной близости с женщиной, разбуженной в Канзас-Сити обаятельной кокеткой Гортензией Бригс. Не встретив достойного сопротивления, молодой человек охладевает к простой работнице сразу же, как только встречает девушку из богатой семьи и понимает, что может рассчитывать на её руку и сердце.
Воспитанная в соответствии со строгими моральными ценностями Роберта, вопреки своему доброму и любящему сердцу, перед лицом постигшего её несчастья становится упрямой и жестокой.
Будь она более гибкой – она либо согласилась бы с предложением Клайда родить ребёнка на стороне и получать от него деньги, либо попыталась бы воздействовать на него другими способами – например, через своих или его родственников. Трагедия Роберты Олден в том, что она, как и её ветреный возлюбленный, чувствовала огромный страх перед родителями и обществом и боялась признать в согрешении, чтобы не быть отвергнутой.
Ослеплённый любовью Рє РЎРѕРЅРґСЂРµ Клайд РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє мысли РѕР± убийстве, благодаря газетной заметке, РЅРѕ…
совершает ли он преступление или нет – ни он, ни окружающие, ни читатель не могут понять до самого конца романа, пока сиракузский проповедник Мак-Миллан не ставит окончательную точку в этой страшной истории. По мнению священника, юноша виновен уже хотя бы потому, что он совершил убийство в своём сердце.
Все внутренние метания Клайда ничто перед чередой простых фактов: он хотел избавиться от Роберты; он, пусть и случайно, но от злобы и ненависти, ударил её; он не помог ей спастись, так как понял, что для него это будет чрезвычайно удобно.
Перед казнью главный герой «Американской трагедии» под влиянием страха и одиночества переживает духовный переворот, позволяющий рассказать подлинную историю произошедшего на озере Большой Выпи, но к Господу так и не приходит. Для него он остаётся «этим их богом», которому молится никогда не понимавшая Клайда мать, и молодой, обуздавший свои страсти преподобный Мак-Миллан.
В своём романе Драйзер выступил не только прекрасным психологом, раскрывшим внутренние чувства преступника и осуждённого на смерть человека, но и отменным документалистом, рассказавшим об устройстве американского общества – его верхушке (богатые промышленники и их не знающие нужды дети) и социальном низе (бедная семья проповедников, юные посыльные гостиниц, работники фабрики), его политической (активное развитие дела Клайда прокурором Мейсоном ради получения должности судьи) и судебной (подробное описание процесса) составляющей, его рабочей (описание рабочих обязанностей людей разных специальностей) и развлекательной (танцы, выезды на природу, посещение церковных собраний) стороне жизни.
Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 147 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.005 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/2-25511.html