“Портрет Дориана Грэя” как произведение “эстетизма”
Оглавление
Введение 2 Глава 1. Эстетическая теория Оскара Уайльда 4 1.1.Этимология художественной практики и эстетических деклараций Оскара Уайльда 4 1.2.«Прекрасное превыше всего» 5 Глава 2.
Портрет Дориана Грея 7 2.1.Роль портрета в сюжете и замысле романа. Анализ кульминационной части. 7 2.2.
Анализ кульминационной части романа 8 Заключение 12 Список использованных источников и литературы 14<\p>
Введение
Имя Оскара Уайльда почти у всех на слуху и мало найдется тех, кто не слышал о нем никогда. Многим он запомнился еще со школьной скамьи, как автор ярких эпиграмм и блестящих парадоксов, как любитель павлиных перьев, голубого фарфора или как автор сказок «Мальчик-Звезда» или «Соловей и Роза».
Но есть и мрачная сторона, для очень многих его имя стало синонимом порочности, и очень сложно сломать данный стереотип. Но как бы там не было, его роман «Портрет Дориана Грея» является катехизисом декадентской философии. Оскара Уайльда можно по праву считать главой английского эстетизма.
Эстетизм являет собой литературную доктрину, согласно которой внешняя красота человека признается самой высшей ценностью и единственной целью искусства, а поиск красоты во всех ее проявлениях – главным смыслом жизни. Но как бы там ни было, эстетические взгляды Оскара Уальда просматриваются только в одном его романе «Портрет Дориана Грея», во всех предыдущих работах на эстетизм нет и намека.
Роман «Портрет Дориана Грея» является единственным романом Оскара Уайльда. Именно в этом романе он полностью раскрыл свой писательский талант, а литературный эстетизм обрел яркое художественное выражение. При написании романа и проработке двойничества, Оскар Уайльд старался вычеркнуть из него какую-либо бытовую и психологическую конкретность.
Резюмируя вышесказанное можно смело заявить, что данный роман затрагивает проблемы соотношения искусства и действительности. «Портрет Дориана грея» это эстетический роман в самом высшем смысле этого слова. Парадокс заключается в том, что автор не пропагандирует эстетическую доктрину, а наоборот выявляет и демонстрирует ее опасности.
Можно сказать что автор раскрыл трагедию эстетизма, которая заключала в себе предвестье его собственной трагедии. Актуальность выбранной темы заключается в том, что творчество Оскара Уайльда нельзя назвать однобоким, оно наоборот многогранно. Но, к сожалению,на сегодняшний день так до конца и не исследовано.
Цель данной работы состоит в том, чтобы попытаться более детально изучить принцип эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея», попытаться сформулировать основные положения эстетической теории. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи: Найти пути возникновения эстетизма, как нового направления в литературе конца 19 века; Определить роль Оскара Уайльда в становлении эстетизма.
Выявить эстетические мотивы в романе «Портрет Дориана Грея» Объектом исследования данной работы является творчество Оскара Уайльда на примере романа «Портрет Дориана Грея». Предметом исследования служит проблематика творчества писателя.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что а ней сделан анализ проблематики произведения и прослеживается попытка аргументировать существование понятия эстетизм в контексте романа. Практическая же значимость заключается в возможности использования данной работы на уроках литературы, во время изучения творчества Оскара Уайльда, по время изучения зарубежной литературы в институтах и высших учебных заведениях. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.<\p>
Заключение
Фигура Оскара Уайльда является одной из самых противоречивых и в тоже время замечательных в английской литературе. Даже после смерти его имя пользуется необычайной популярностью. Современники часто называли его «блестящим Оскаром».
Его карьера складывалась как калейдоскоп – от преклонения к высмеиванию и снова к славе, от триумфальной славы к бесчестию, презрению и позору, а после смерти снова возврат к славе. Оценивая творчество Оскара Уайльда можно с уверенностью сказать, что оно глубоко содержательно.
В своих произведениях он затрагивал многие жизненные вопросы, хоть и делал это не вполне приемлемой для аудитории форме. Анализируя произведения можно сказать, что ему как личности творческой было очень сложно и тесно в рамках декадентской эстетики.
Но тем не менее талант Оскара Уайльда проявлялся везде – в стихотворениях, в пьесах, в статьях, в сказках, и конечно же в его романе. Его единственный роман под названием «Портрет Дориана Грея» увидел свет в 1891 году и сразу же имел оглушительный успех.
Это произошло не только потому что «Дориан Грей» это роман об эстетизме, но так же потому что именно в нем нашли отражение почти все философские воззрения автора о гедонизме и искусстве. Так же этот роман является первой попыткой внести в английскую прозу тему однополой любви.
Выражая в своих эстетических взглядах двойственность, которая была характерна для сознания мелкой буржуазии в условиях империализма, он оплакивал упадок красоты в современном ему обществе.
Оскар Уайльд обладал живым ощущением действительности и был способен это выразить, и к тому же он был преисполнен понимания исключительной важности и не проходящей ценности настоящего искусства. Что же касаемо выводов по портрету, что здесь с уверенностью можно сказать что он стал воплощением совести главного героя, после обретения магических свойств.
Дориан как бы становится зрителем собственной жизни, с каждым разом все больше и больше наблюдая за разложением своей души. Конечно, изредка он задумывается о ее гибели, но тот эгоизм, та развращенность, которая присуща герою, делают несбыточным его надежды и многочисленные попытки вернуть некогда былую чистоту души.
Как итог, совесть становится единственной помехой, которая напоминает о себе время от времени, отравляя ненадолго его безмятежное существование. Но в один момент, когда герой больше не в силах смотреть в зеркало собственной души и противостоять той разоблачающей силе портрета, он все же решает убить совесть, и тем самым убивает самого себя.
Многие авторы высказывают такую точку зрения, что портрет Дориана – есть отражение собственной души Уайльда. Потому что он верил, что есть некто, высшая сила, которая следит за нами и все записывает. Данная работа позволяет подвести некоторые итоги. На мой взгляд, цели и задачи, сформулированные во введении, были в той или иной мере достигнуты.
Так же удалось изучить специальную литературу по заявленной теме исследования, осветить основные постулаты эстетизма Несмотря на то, что роман «Портрет Дориана Грея» был написан в конце 19 века, исследователи так и не пришли к единому мнению к какому литературному направлению он принадлежит. Его пытаются причислить то к символизму, то к эстетизму, то к импрессионизму, то к модернизму, а некоторые даже к постмодернизму. Также до сих пор остается открытым вопрос о жанре «Портрета Дориана Грея», который рассматривается как нравственно-философская притча, как социально-психологический роман, как критическое эссе и как роман творения. Как бы там ни было, роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» действительно уникален и представляет собой неисчерпаемый источник для исследований.
Список литературы
Wilde O. The Picture of Dorian Gray. London, 2005 А.А. Федоров. Английский эстетизм: понятие красоты и альтернативы индивидуального сознания. Свердловск, 1990. А.А. Федоров, Оскар Уайльд и Генрик Ибсен: художественное выражение кризиса буржуазного индивидуализма. Уфа, 1987. А.А. Федоров, Проза О.Уайльда и проблема творческой личности// Федоров А.А.
Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века. Уфа, 1993. История западноевропейской литературы. М., 1998 Л.И. Аксельрод, Мораль и красота в произведениях О.Уайльда. – Иваново-Вознесенск, 1923 Л.М. Талмацкая, Экспрессивно-стилистическая функция членения на абзацы в предисловии к роману О.
Уайльда “Портрет Дориана Грея”// Прагматико-функциональное исследование языков. Романо-германская филология. Кишинев, 1987 М.Б. Ладыгин, Практическое занятие по теме: Эстетические принципы О. Уайльда в романе “Портрет Дориана Грея” // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. Н.В.
Тишунина, Западноевропейский символизм и русская литература… Н.П. Михальская, Г.В. Аникин, История английской литературы. М., 1998. О.Ю. Пысина, Экспрессивные средства описания внешности персонажей на материале романа О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” // Образные и экспрессивные средства языка. М., 1988. Оскар Уайльд.
Портрет Дориана Грея // Оскар Уайльд. Собрание сочинений в трех томах. М., 2000. Т.1. П. Акройд, Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993 С.А. Колесник “Портрет Дориана Грея” // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе. М., 1973. Т.А. Порфирьева, Проблема автора в романе О.
Уайльда “Портрет Дориана Грея”//Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Т.37. М., 1978 Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Изд-во Московского университета, 1980. Д. Рескин. Искусство и действительность. – М., 1900 А.Г Кутлунин, М.А. Малышев Эстетизм как способ понимания жизни//Философские науки. М., 1990. №9. А.
Ф. Лосев, Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. М.: Collegium, 1994. Моруа, Андре. Три Дюма. Литературные портреты. М.: Правда, 1986. 672 с. Н. В Тишунина. Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб.: Образование, 1994. В. С.
Турчин, Из истории западноевропейской художественной критики ХVIII–ХIХ веков. М.: Изд-во МГУ, 1987. Ф. П Шиллер., История западноевропейской литературы Нового времени: В 3 т. М.: Изд-во Наркомпроса РCФСР, 1937. Т. 3.
Источник: https://Work5.ru/gotovye-raboty/88198
Роль портрета в художественной литературе
1. Портрет – картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека.
2. Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат.
persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели.
«На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.
3. Особенности:
– Копирование – портрет напоминает оригинал только внешне («буквальное» изображение);
– Образ – для портрета используется лицо реального человека, а его образ создает сам художник (человек в образе древнеримского полководца, царя);
– Хороший портрет не только показывает внешность, но и внутренний мир, должен иметь эмоциональную схожесть с моделью (т. е. при присутствии портрета ощущается присутствие самого человека), для этого художник может отступить от немного от внешней схожести;
– «Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности.
Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актёром и его ролью.
Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»
Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток.
Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение; но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании.
[28] Благодаря этому «рука» портретиста легко узнается в его работах.
4. Литературный портрет а) Портрет как характеристика героя:
– Внутренний мир. Показывается с помощью диалогов и монологов, внутренних диалогов, поведения, поступков, мыслей, описания снов (внутреннее состояние героя. Напр. Евгений Базаров (И. Тургенев «Отцы и дети»), Илья Обломов (Гончаров «Обломов»))
– Внешность. Используется описание героя, показывая его внешность (художественный портрет).
б) Портрет как деталь художественного произведения:
– Деталь интерьера (украшение помещения);
– «Герой» произведения (имеет важную роль в произведении: «Портрет» Гоголя оказывает сильное влияние на людей, сводит из с ума; «Портрет Дориана Грэя» Уальда влюбляет главного героя в самого себя, является вместилищем его души; в «Фаусте» Тургенева есть говорящий портрет старухи Ельцовой; в «Идиоте» Достоевского фотографический портрет Настасьи Филипповны, обладающий огромной силой воздействия).
5. Выводы о роли портрета в литературе:
– Раскрывает характер героя (портрет ростовщика – Гоголь «Портрет»);
– Изменяет мировоззрение, внутреннее состояние героя (рассказ «Мать» Вересаева).
Роль портрета в литературе
Для того чтобы выяснить роль портрета в произведениях, рассмотрим, что такое портрет и его роль в изобразительном искусстве.
Портрет – картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека. Портрет во всех жанрах изобразительного искусства: живописи, графики, гравюры, скульптуры и т. д.
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели.
«На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».
Портрет может изображать человека буквально, копируя каждую деталь внешности человека, а также художник может создать какой-нибудь образ, например, изобразить модель в образе древнеримского полководца или царя.
Особенностью хорошего портрета является то, что он показывает не только внешность человека, но и внутренний мир, имеет эмоциональную схожесть с моделью (т. е. при присутствии портрета ощущается присутствие самого человека), для этого художник может отступить от немного от внешней схожести.
Еще одна особенность любого портрета – это влияние личности художника на портрет. «Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности.
Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актёром и его ролью.
Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит, как если бы она в действительности была живая».
Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток.
Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение; но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании.
Благодаря этому «рука» портретиста легко узнается в его работах. Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, остроумно обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Именно поэтому портреты, выполненные с одного и того же человека разными художниками могут совершенно различаться по передаче внутреннего мира.
Можно привести в пример портреты Амбруаза Воллара, нарисованные разными художниками в разные периоды развития живописи. Так, например (к аспекту о намеренном искажении внешности модели художником и отказа от определённых деталей), известна история с портретом Амбруаза Воллара кисти Пикассо. Воллару портрет не понравился, и картину продали Щукину в Москву.
Тем не менее, несмотря на то, что картина выполнена в кубизме, считается, что Пикассо изобразил Воллара более удачно и проницательно, чем его коллеги, писавшие Воллара реалистично.
С развитием технологии и появлении фотоаппаратов исчезла необходимость в рисованных портретах, но некоторые люди предпочитают портрет обычной фотографии. Так почему они готовы позировать несколько часов художнику, чтобы получить рисованный портрет, если можно сделать фотопортрет за несколько секунд?
Я провела опрос, чтобы выяснить, чем же отличается рисованный портрет от постановочной фотографии. 32% опрошенных людей считает, что портрет является более живым и естественным, чем фотография, через портрет можно передать внутренний мир модели. Фотография же является просто копией человека, не передающая никаких эмоций и чувств, застывшая картинка, «секундный кадр».
30% высказывают точку зрения, что портрет – это видение художника, как он видит модель. 38% опрошенных отдают свое предпочтение фотографии, считая, что фотографический портрет более точен и реалистичен.
Рассмотрим сравнения некоторых выдающихся людей. Юрий Лотман пишет: «Бытовое представление склонно отождествлять функцию портрета и фотографии: предметами обоих является отражение человеческого лица, причем отражение это в основе своей механическое Портрет представляется наиболее „естественным“ и не нуждающимся в теоретическом обосновании жанром живописи.
Кажется, что если мы скажем нечто вроде: портрет — живопись, которая выполняла функцию фотографии тогда, когда фотография еще не была изобретена, то мы исчерпаем основные вопросы, невольно возникающие у нас, когда мы начинаем размышлять об этом жанре живописи. Слова о „загадочности“ и „непонятности“ функции портрета в культуре кажутся надуманными.
Между тем, не убоявшись возражений этого рода, осмелимся утверждать, что портрет вполне подтверждает общую истину: чем понятней, тем непонятней У фотографии нет прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени.
Время портрета — динамично, его „настоящее“ всегда полно памяти о предшествующем и предсказанием будущего Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности».
Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души; а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность.
Перейдем к рассмотрению роли портрета в жизни человека. В древности портреты были связаны с магией: похожее изображение человека являлось заместителем данного человека.
В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании. В домах хранились посмертные маски, снятые с предков, и эти портретные скульптуры обеспечивали покровительство роду.
Другие общества также использовали портрет как мемориальное средство (в Древнем Египте, в Японии, в Океании).
Во многих обществах портреты расцениваются, как важный способ обозначить власть и богатство.
Во времена Средневековья и Ренессанса портреты дарителей часто включались в произведение искусства, подтверждая патронаж, власть и достоинство донатора, как бы подчеркивая, кто именно заплатил за создание данного витража, алтарного образа или фрески.
В предшествующий период — Византия и Тёмные Века — главной чертой портрета являлось не сходство, а идеализированный образ, символ того, кем являлась модель (см. портреты императоров Константина и Феодосия II). В политике портрет главы государства часто используется как символ собственно государства.
Существовали и другие аспекты: «Портреты украшали зальцы помещичьих усадеб, принадлежавших барам, иногда далёким от всякой духовной жизни, но из-за моды или спеси считавшим необходимым иметь у себя „персоны“ свои и своих предков, и не замечавшим при этом комического или даже сатирического эффекта, производимого их напыщенными и корявыми физиономиями.
Рассмотрим портрет в литературе. Без литературного портрета нельзя представить себе ни одно литературное произведение. Во-первых, самая важная роль портрета – это описание героя.
Литературный портрет целостно складывается только под конец произведения: это не только описание внешности человека, но и внутренний мир, который раскрывается читателю через диалоги и монологи, внутренние монологи, поведение, поступки, мысли, а также сны героя (например, «Обломов» Гончарова – сон Обломова, «Отцы и дети» Тургенева – сон Базарова, «Преступление и наказание» Достоевского – сны Раскольникова).
Портрет в литературе может быть и деталью интерьера, которая тоже может как-то характеризовать героя, добавлять описание в его литературный портрет.
Также портрет сам может являться «героем» произведения, т. е. иметь важную роль в произведении.
Например, «Портрет» Гоголя, где портрет ростовщика оказывает сильное влияние на людей, сводит их с ума; «Портрет Дориана Грэя» Уальда, где портрет влюбляет главного героя в самого себя, является вместилищем его души; в «Фаусте» Тургенева есть говорящий портрет старухи Ельцовой; в «Идиоте» Достоевского фотографический портрет Настасьи Филипповны, обладающий огромной силой воздействия.
Когда автор использует портрет как «героя» произведения, то он показывает какую-нибудь функцию портрета.
Во-первых, это отражение внутреннего мира героя, так как хороший портрет, как говорилось ранее, показывает внутренний мир героя.
В пример можно привести «Портрет» Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» Уальда, где очень реалистичные портреты героев очень хорошо отражают их внутренний мир, являются как бы вместилищем их душ.
Во-вторых, это влияние самого портрета на внутренний мир человека. Например, это хорошо видно в рассказе Вересаева «Мать», в котором описывается изменение внутреннего мира главного героя и его мировоззрения после того, как он увидел замечательный портрет Рафаэля «Сикстинскую Мадонну».
В-третьих, это влияние портрета на жизнь человека. Например, «Портрет Дориана Грэя» Оскара Уальда. Портрет, нарисованный Бэзилом Холлуордом, влюбил Дориана Грэя в самого себя, в свою красоту, изменив его жизнь. «Портрет» Николая Гоголя.
Портрет ростовщика изменил жизнь художника, нарисовавшего его. Он ушел в монастырь, долго не рисовал картины. Портрет также сводил с ума людей, владеющих им.
Художник Чартков был очень талантлив, но из-за влияния портрета ростовщика изменил искусству и стал рисовать ради денег.
Рассказ Вересаева «Состязание» доказывает, что внутренний мир человека передается через хороший портрет, который влияет на людей лучше, чем портрет красивой девушки, пустой внутри. Это вечный вопрос о красоте человека, который задавал и Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:
что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Портрет божественно-прекрасной девы поразил тех, кто его увидел. Картина слепила взгляд, и когда отрывались от картины и смотрели по сторонам, то все казалось темным, тусклым, смутным. Видя такую божественную красоту, каждый смотрел на свою возлюбленную и находил ее безобразной, а себя – несчастным.
Портрет обычной девушки Зорьки понравился людям больше, хотя она не была красавицей, но внутри она была прекрасна, и эта красота затмевала некоторое безобразие во внешности Зорьки. Свет, исходящий от картины был мягкий, радостный, греющий. Картина заставляла вспоминать самые лучшие моменты жизни, и каждая девушка светилась тем же светом, что сиял в Зорьке.
Таким образом, я выяснила, что портрет играет важную роль в литературе. Во-первых, он нужен, чтобы лучше понять героя произведения, представить его себе таким, каким представлял его автор (литературный портрет).
Когда автор использует портрет в роли «героя» произведения, он использует функции портрета в обычной жизни, приближая произведение к реальности, что не только помогает лучше понять и осмыслить произведение, но и задуматься над вопросами о настоящем искусстве и настоящей красоте, переданной через портрет.
Источник: https://hintfox.com/article/rol-portreta-v-hydozhestvennoj-literatyre.html
Книга «Портрет Дориана Грэя»
Ох, ну неужели нашлась книга, относящаясь к классической литературе, которая мне понравилась! На самом деле я утрирую, такие были и раньше, но так редко, что эти книги пора складывать на отдельную полку и любовно поглаживать по корешкам, радуясь.
Молодой человек по имени Дориан Грей, оглушительно красивый и неискушенный, очаровывает всех вокруг себя. В том числе и художника по имени Бэзил Холлуорд, который просит Дориана быть его натурщиком для нескольких картин, а после пишет и портрет самого юноши. И с этого самого портрета, как понятно из названия, все и начинается.
Увидев законченную работу, Дориан осознает, насколько его красота и молодость недолговечны, и в сердцах высказывает желание – вот бы старел портрет, а он оставался молодым – и произносит фразу “Я бы за это душу отдал!”
Тут пора приступить к отсылкам. Недавно я прочитала “Фауста”, и поэтому для меня было особенно очевидным некоторое сходство этой книги и истории Грея. Если немного призадуматься, то в момент, когда Дориан говорит, что отдал бы душу, то он заключает сделку с дьяволом – очевидное сходство с легендой о Фаусте.
В это же время Дориан знакомится со знакомым Бэзила – лордом Генри Уоттоном.
Этот мужчина окажется тем, кто утянет молодого человека в порок, высмеивая все возможное добродетели – институт брака, верность, честность и так далее – и вливая эти мысли в голову юного Грея.
И снова довольно неприкрытая аллюзия, теперь уже на Мефистофеля. В книге сэр Генри – просто кладезь цитат и мыслей, порой абсурдных, но звучащих очень умно (вы только посмотрите на количество цитат к этому произведению))
Постепенно Дориан понимает, что как бы он не искалечил пороками свою душу и тело, на его внешнем виде это никак не отразится, и пускается во все тяжкие.
И чем дальше, тем страшнее, ведь Дориан спустя два десятка лет все ещё выглядит “чуть за двадцать”, и успевает утянуть за собой в порок многих молодых людей, соблазнить невинных девушек и далее по списку…
А портрет становится все ужаснее, и уже не юный, но внешне оставшийся прежним Грей со злорадством наблюдает за этими изменениями, радуясь, что его тела не коснулось время.
Интересное наблюдение – что бы ни происходило, что бы Дориан не натворил, он никогда не признается, даже самому себе, что он в чем-то виноват: “Он меня вынудил”, “Как нехорошо получилось”, “Какое печальное стечение обстоятельств” и так далее.
И даже когда он совершает “благое” дело, то делает это только для того, чтобы потом воспеть свою благодетель и упиваться тем, какой он хороший.<\p>
Чем закончится такое существование, предсказать нетрудно, особенно, если вы знакомы с историей Фауста.
В книге много схожих ключевых моментов, но поданы они по-другому и очень изящно облечены в слова.
Сложно представить, что “Портрет Дориана Грея” был написан всего за три недели! Я поражаюсь, как можно за такой короткий срок создать настоящий шедевр. Книга мне очень понравилась, рекомендую к прочтению.
Источник: https://livelib.ru/reader/sharlei/book/1
Читать бесплатно электронную книгу Портрет Дориана Грея (The Picture of Dorian Gray). Оскар Уайльд онлайн. Скачать в FB2, EPUB, MOBI
Оскар Уайльд написал восхитительную и ужасающую историю гламурного молодого человека, который продает свою душу за вечную молодость и красоту. Роман стал самым читаемым манифестом эстетических воззрений самого Оскара Уайльда и принес ему скандальную славу.
После публикации романа в 1860 году, литературный ландшафт викторианской Англии претерпел существенные изменения.
Демонстративный эстет, известный своим острым умом и насмешливостью, Уайльд услышал в свой адрес не только нелестные определения «вульгарно», «тлетворно», «безнравственно», но и подвергся судебному разбирательству по обвинению в грубой непристойности.
(c)MrsGonzo для LibreBook
Действительность – это хаос, но в работе человеческого воображения есть неуловимая логика. И только наше воображение заставляет раскаяние следовать по летам за преступлением.
Только воображение рисует нам отвратительные последствия каждого нашего греха. В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются.
Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и все
– Ты не знаешь, что такое настоящая дружба, Генри. Да и вражда настоящая тебе тоже незнакома. Ты любишь всех, а любить всех – значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.
Бэзил Холлуорд<\p>
Любить — это значит превосходить себя.
Сибила Вэйн<\p>
Ответить Читать обсуждение дальше…<\p>
— «Dorian Grays Portræt» 1910, Дания, реж: Эксел Стрём
— «The Picture of Dorian Gray» 1913, США, реж: Филлипс Смолли
— «The Picture of Dorian Gray» 1915, США, реж: Юджин Мур
— «Портрет Дориана Грея» 1915, Российская империя, реж: Всеволод Мейерхольд, Михаил Доронин
— «The Picture of Dorian Gray» 1916, США, реж: Фред В. Дюррант
— «Портрет Дориана Грея» / «Das Bildnis des Dorian Gray» 1917, Германия, реж: Рихард Освальд
— «Az élet királya» 1918, Венгрия, реж: Альфред Деэши
— «Портрет Дориана Грея» / «The Picture of Dorian Gray» 1945, США, реж: Альберт Левин
— «The Picture of Dorian Gray» 1953, США, реж: Франклин Шэффнер
— «Il novelliere: The picture of Dorian Gray» 1958, Италия, реж: Даниэле Д’Анца
— «The Picture of Dorian Gray» 1961, реж: Чарльз Джарротт
— «The Picture of Dorian Gray» 1961, реж: Paul Bogart
— «Портрет Дориана Грея» 1968, СССР, реж: Виктор Турбин
— «El retrato de Dorian Gray» 1969, Мексика, реж: Эрнесто Алонсо
— «Дориан Грей» / «Dorian Gray» 1970, Великобритания, Италия, Германия (ФРГ), реж: Массимо Далламано
— «Портрет Дориана Грея» / «The Picture of Dorian Gray» 1973, США, реж: Гленн Джордан
— «The Picture of Dorian Gray» 1976, Великобритания, реж: John Gorrie
— «El retrato de Dorian Gray» 1977, Испания, реж: Jaime Chávarri
— «Портрет Дориана Грея» / «Le portrait de Dorian Gray» 1977, Франция, реж: Пьер Бутрон
— «Грехи Дориан Грей» / «The Sins of Dorian Gray» 1983, США, реж: Тони Мэйлэм
— «Образ Дориана Грея в зеркале жёлтой прессы» / «Dorian Gray im Spiegel der Boulevardpresse» 1984, Германия (ФРГ), реж: Ульрике Оттингер
— «Дориан Грей. Дьявольский портрет» / «Dorian» 2004, Великобритания, Канада, реж: Аллан А. Голдштейн
— «Портрет Дориана Грея» / «The Picture of Dorian Gray» 2005, США, реж: Дэйв Розенбаум
— «Дориан» / «Dorian» 2005, США, реж: Винсент Кирк
— «Портрет Дориана Грэя» / «The Picture of Dorian Gray» 2007, США, реж: Дункан Рой
— «Дориан Грей» / «Dorian Gray» 2009, Великобритания, реж: Оливер Паркер
Источник: https://librebook.me/the_picture_of_dorian_gray
Сочинение на тему: Портрет
Сочинение на тему: Портрет
Портрет
Жанр портрета принадлежит к одним из самых традиционных в художественном искусстве. Строго говоря, он развился из иконописи, где главным предметом внимания и изображения были лицо и руки, а изображение обнаженной натуры запрещалось церковными канонами. Переходным явлением в русской живописи от иконы к портрету была парсуна (персона) – уже не икона, но еще и не вполне портрет.
Портрет в живописи представлен несколькими основными разновидностями: парадный, бытовой, парный, одиночный. В Европе Нового времени существовала даже должность придворного художника. Приходилось писать портреты высокопоставленных особ на заказ даже таким прославленным художникам как П.П.Рубенс и Рембрандт ван Рейн. Что делать – оплачивались эти заказы достойно…
Некоторые художники питали особую любовь к автопортретам. Другие предпочитали живописать членов семьи, особенно жен или дочерей.
С течением лет жанр портрета психологизировался. Художника редко когда интересует внешность ради внешности, он стремится уловить характер портретируемого.
Что касается изящной словесности, литературы, то и она, разумеется, не могла остаться в стороне от портретной темы. Портреты литературных персонажей выполняются, конечно, не кистью художника, поэтому требуется максимально подключать вИдение, воображение и фантазию, чтобы представить себе то, о чем написано только в словах.
Имеется совершенно особое произведение – роман английского писателя О.Уайльда «Портрет Дориана Грэя». Его сюжет основан на том, что прекрасный юноша, соблазняемый неким лордом Генри, пожелал себе вечной молодости. Незадолго до того один художник написал портрет Дориана, вдохновленный его молодостью и цветущей красотой.
И надо же было такому случиться, что Дориан действительно остается одним и тем же, но душа его все более развращается и все изменения отражает именно портрет. В итоге Дориан пытается уничтожить портрет, но только убивает себя. Рядом с портретом находят труп, обезображенный старостью. А портрет вновь обретает первозданную красоту.
Так торжествует любимая авторская идея – искусство бессмертно.
Действительно, имеет значение, идет ли речь о портрете словесном или живописном. Два этих вида искусства – литература и живопись – имеют точки соприкосновения. В первую очередь, оба они отражают жизнь. Только в одном случае достаточно слова, в другом – требуется наглядность.
Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-portret-2/
Портрет Дориана Грэя. Осторожно спойлер
Главная › Книги<\p>
«Портрет Дориана Грея» — это наиболее известное произведение величайшего писателя Оскара Уайльда. Роман можно считать успешным главным образом потому, что в нем автор добился удачного сочетания элементов фантастики в сюжете и раскрытия самых глубоких, иногда даже низких человеческих чувств и страстей.
В начале книги описывается сам Дориан – юноша неземной красоты, чистый от злых помыслов. Просто воплощение всего прекрасного, что только может быть на этом свете. Он вдохновляет художника по имени Бэзил на написание своего портрета.
Но когда процесс написания портрета уже почти завершен, живописец знакомит его со своим приятелем – Лордом Генри – философом по натуре и скептиком по жизни.
Дориан быстро перенимает образ мыслей Лорда, бесконечно восхищаясь им и прислушиваясь к нему во всем.
А далее, забыв обо всем добром и чистом, напрочь убив в себе настоящие человеческие чувства, юноша пускается во все тяжкие. Светские приемы, дорогое вино и дешевые бордели – все это становится частью его жизни, которая почему-то не откладывает на нем свой отпечаток.
Все дело в портрете, который Дориан давно закрыл в чулане, увидев непонятный шрам на картине. Дело в том, что портрет с каждым днем стареет вместо него.
А Дориан тем временем, все такой же молодой и обаятельный, но теперь уже не гнушающийся убийства, наркотиков и случайных связей, продолжает наслаждаться жизнью, в которой есть все, о чем мечтает Грэй. Но в то же время в ней ничего нет.
В конце концов мистер Грей понимает, что так называемая «полнота» жизни — это лишь пустой звук, после чего он достает портрет, на котором к тому времени изображен обезображенный старик и кромсает его в клочья. Позже его, а точнее старика во фраке находят мертвым, но на портрете молодой Дориан Грей все еще жив…
Произведение это более чем глубокое. Кто был виноват в том, что Дориан стал настоящим «монстром»? Лорд Генри? Не думаю. Лорд сыграл лишь второстепенную роль в становлении его личности. Такие, как лорд живут в своем мире, рассуждают, философствуют, но никогда не совершают ничего стоящего.
Так что можно утверждать, что лорд со своими абсурдными суждениями только развил мысли, которые жили в голове у Дориана. А настоящая проблема была в нем самом. Самолюбование, наслаждение, удовлетворение своих страстей – это не есть счастье.
Но к сожалению, Дориан понял это только в конце своей никчемной жизни, которая прошла в погоне за чем-то несуществующим, в погоне за призрачным «неземным наслаждением». Но кому нужна жизнь, в которой нет места любви, сочувствию и доброте?
Источник картинки: labirint.ru
Источник: https://setadra.ru/2012/06/portret-doriana-greya-ostorozhno-spojler/
Портрет Дориана Грея, Оскар Уайльд – отзыв
Итак, книга прочитана, а значит, пора писать о ней отзыв…
Начну с того, что получила огромное удовольствие, читая “Портрет Дориана Грея”. Тех, кого пугает “многостраничность” могу заверить, что роман не так уж огромен. (Скорее, наоборот!) Тем, кто считает классику скучной, могу сказать, что эта книга увлекательна и легко читается. Мне было сложно от нее оторваться!
Юный и прекрасный Дориан Грей (прекрасный пока еще и душой, и телом) позирует для своего друга художника.
Портрет, который он напишет и приподнесет Дориану в подарок окажется настолько хорош, что тот опрометчиво выскажет пожелание о том, чтобы с годами красота покидала не его самого, а портрет.
Случайно брошенная фраза определит дальнейшую жизнь главного героя. Хотя не менее важную роль сыграет и возрастающее влияние его друга лорда Генри…
Читая эту книгу, невольно задаешься вопросом: много ли общего у Уальда и его героя?! .
Был ли похож Дориан Грей на Альфреда Дугласа, знакомство с которым имело фатальное значение в жизни писателя? Или главный герой – отражение самого Уальда? Одно мне ясно – славившийся умением красиво излагать свои мысли писатель наделил этим и своего героя. Роман наполнен остроумными суждениями, иногда спорными, иногда даже дерзкими. Много места здесь уделено размышлениям героев о красоте, любви и искусстве.
На протяжении всего повествования герой восхищается красотой, но за неувядающую молодость ему придется заплатить высокую цену.Надеюсь, эта книга доставит удовольствие тем, кто решит ее прочесть. В завершении предлагаю несколько цитат, как мне показалось, дающих наилучшее представление об этой книги.
ЦИТАТЫ
Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы по другому пути.
Он поставил себе за правило всегда опаздывать, считая, что пунктуальность – вор времени.
… по-моему, разбитой можно считать лишь ту жизнь, которая остановилась в своем развитии.
Принципы его были старомодны, зато многое можно было сказать в защиту его предрассудков.
– Как большинство американок, она изображает из себя красавицу. В этом – секрет их успеха.
Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие. Это их отличительная черта.
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.
Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом.
Только два сорта людей по-настоящему интересны – те, кто знает о жизни все решительно, и те, кто ничего о ней не знает…
В страданиях тех, кого разлюбили, всегда есть что-то смешное.
Благие намерения – это чеки, которые люди выписывают в банк, где у них нет текущего счета.
Он все сильнее влюблялся в свою собственную красоту и все с большим интересом наблюдал разложение своей души.
Надо продолжать жизнь, с того, на чем она вчера остановилась, и мы с болью сознаем, что обречены непрерывно тратить силы, вертясь все в том же утомительном кругу привычных стереотипных занятий.
В своих расчетах с человеком Судьба никогда не считает его долг погашенным.
Источник: https://irecommend.ru/content/krasota-byvaet-obmanchiva-mnogo-li-obshchego-u-avtora-i-glavnogo-geroya-i-pochemu-eta-kniga