Краткое содержание рассказа «праздник» (андреев)

Леонид Андреев — Праздник

prose_rus_classic Леонид Николаевич Андреев baf3118d-2a83-102a-9ae1-2dfe723fe7c7 Праздник 1900 ru glassy Tibioka FB Tools, FB Editor v2.0 2005-10-03 http://www.leonidandreev.ru/ http://fictionbook.ru BBE3B066-F13A-4DDE-9C1C-D947D32EC975 1.2

version 1.1 — правка документа — Tibioka

Л. Андреев. Мелкие рассказы

Леонид Николаевич Андреев

Праздник

С половины Великого поста Качерин почувствовал, что в мир надвигается что-то крупное, светлое и немного страшное в своей торжественности. И хотя оно называлось старым словом «праздник» и для всех других было просто и понятно, Качерину оно казалось новым и загадочным, — таким новым, как сознание своего существования.

Последний год Качерину казалось, что он только что появился на свет, и все удивляло и интересовало его, а то, что было раньше и называлось детством, представлялось смешным, веселым и к нему не относящимся. И он помнил момент, когда началась его жизнь.

Обратите внимание

Он сидел в своем классе на уроке и скучал, когда внезапно с удивительной ясностью ему представилось, что вот этот, который сидит на третьей парте, подпер голову рукой и скучает, есть он, Николай Николаевич Качерин, а вот эти — тот, что бормочет с кафедры, и другие, рассевшиеся по партам, — совсем иные люди и иной мир.

Обратите внимание

Представление это было ярко, сильно и мгновенно, и потом Качерин уже не мог вызвать его, хотя часто делал к тому попытки: садился в ту же позу и подпирал голову рукой. Но зато все стало новым и полным загадочности: товарищи, отец и мать, книги и он сам.

Качерин был учеником седьмого класса гимназии, и одни из знакомых, старые, называли его просто «Коля», а все новые звали Николаем Николаевичем. Он был невысокого роста, тоненький и хрупкий, с очень нежным цветом лица и вежливой тихой речью.

Усики у него только что стали пробиваться и темной пушистой дорожкой проходили над свежими и красными губами.

Родители Качерина были очень богатые люди и имели на одной из главных улиц города свой дом, при котором находился большой, в две десятины сад, громадные сараи и конюшни и даже колодец, из которого вся почти улица брала для себя воду.

У Качерина было много приятелей и один друг, Меркулов, которого он любил горячо и нежно и каждую неделю отсылал ему по большому, мелко исписанному письму. Меркулов был старше его двумя годами и с осени находился в юнкерском училище, откуда приезжал только на большие праздники.

Имелись у Качерина и враги, по крайней мере, один враг — реалист, с которым он однажды подрался еще маленький, и с тех пор косился при встрече и одно время даже носил в кармане кастет. Была у него и возлюбленная — молодая, красивая и веселая горничная, однажды овладевшая им.

В гимназии, дома и у знакомых все считали его очень счастливым юношей, но сам он находил себя глубоко несчастным. И причиной несчастья было то, что он сознавал себя порочным и лживым, а жизнь свою никому и ни на что не нужной.

Важно

И много неразрешимых вопросов приходило ему в голову и выталкивало оттуда латынь и математику: нужно ли ему жить и зачем? Как сделать, чтобы быть довольным собой и чтобы все любили его? За последнюю учебную четверть он получил две двойки, и это грозило ему оставлением в классе на другой год.

Важно

И то, что он так плохо учился и скрывал это от родителей, которые с своей стороны добродушно хвалили его, делало его окончательно негодным в его глазах. А если бы еще все, хвалившие его, знали, где он бывает с товарищами и что он делает там!

И надвигавшееся на мир что-то крупное, светлое и немного страшное, называвшееся старым именем «праздник», как будто несло с собой и ответ.

И Качерин думал, что не может быть печальным этот ответ, и что обязательно явится некто и скажет, как нужно жить и для чего нужно жить.

Будет ли это Меркулов, который приедет к Святой, или кто-нибудь другой, а может быть, даже и не кто-нибудь, а что-нибудь — Качерин не знал, но он ждал.

И праздник наступил.

Праздничное и новое началось с первых дней Страстной недели, но Качерин не сразу почувствовал его. Он ходил в гимназическую церковь, видел там товарищей и учителей, и все это было будничное и старое. Надзиратель, носивший странное название «Глиста», поймал его, когда он курил, и хотел жаловаться инспектору.

Все было скучно и серо, и все лица казались тусклыми, и на них не было видно того, что замечалось раньше, — того же ожидания какой-то необычайной радости, как у него.

Быть может, на всех влияла дурная погода: на Вербное воскресенье шел снег, а потом три дня стояли холод и слякоть, и нельзя было открыть ни одного окна. Но все же в воздухе носилось что-то раздражающее.

Совет

На улицах экипажей и людей стало больше, чем всегда, и двигались они быстрее и говорили громче, и все обязательно толковали не о текущем дне, а о том, что они будут делать тогда, на праздниках. Настоящее точно провалилось куда-то, и люди думали об одном будущем.

Совет

И когда в пятницу появилось солнце и сразу нагрело и подсушило землю, надвигающийся праздник овладел всем живущим, и Качерин почувствовал его во всем. Но это все было только ожиданием, и раздражало и мучило.

Качерин пошел в конюшню, — там кучер и дворник мыли экипажи и чистили лошадей, и были злы и неразговорчивы. Он несколько раз заглядывал на кухню — там происходило что-то необыкновенное.

И всегда в будни Качерины ели очень много и хорошо, но теперь все готовили и готовили, и ни до чего из приготовляемого нельзя было касаться, так как оно предназначалось для праздника.

И мать и отец уезжали на старенькой пролетке и привозили все новые кульки, и опять уезжали, и по всему дому разносили раздражающий, необычайный запах ванили, свежего теста и яиц.

Всюду перед иконами горели лампадки, и нянька ругалась с маленькими детьми и не пускала их в залу и гостиную, где полы были начищены и уже все убрано. Завтрака совсем не было, а обед подали такой плохой, как будто есть теперь совсем было не нужно. Горничная Даша столкнулась с Качериным в буфетной, когда там никого не было, и хотя поцеловала его, но быстро и небрежно. Волосы у нее были не причесаны, и от голых рук шел тот же раздражающий запах ванили.

— Выйди в сад, — сказал Кочерин.

— И ни-ни-ни! — замотала головой Даша. — Вот! — растопырила она руки, показывая, сколько у нее дела.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/125621-leonid-andreev-prazdnik.html

Леонид Андреев — Праздник

Здесь можно скачать бесплатно «Леонид Андреев — Праздник» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Праздник» читать бесплатно онлайн.

prose_rus_classic Леонид Николаевич Андреев baf3118d-2a83-102a-9ae1-2dfe723fe7c7 Праздник 1900 ru glassy Tibioka FB Tools, FB Editor v2.0 2005-10-03 http://www.leonidandreev.ru/ http://fictionbook.ru BBE3B066-F13A-4DDE-9C1C-D947D32EC975 1.2

version 1.1 — правка документа — Tibioka

Л. Андреев. Мелкие рассказы

Леонид Николаевич Андреев

Праздник

С половины Великого поста Качерин почувствовал, что в мир надвигается что-то крупное, светлое и немного страшное в своей торжественности. И хотя оно называлось старым словом «праздник» и для всех других было просто и понятно, Качерину оно казалось новым и загадочным, — таким новым, как сознание своего существования.

Последний год Качерину казалось, что он только что появился на свет, и все удивляло и интересовало его, а то, что было раньше и называлось детством, представлялось смешным, веселым и к нему не относящимся. И он помнил момент, когда началась его жизнь.

Обратите внимание

Он сидел в своем классе на уроке и скучал, когда внезапно с удивительной ясностью ему представилось, что вот этот, который сидит на третьей парте, подпер голову рукой и скучает, есть он, Николай Николаевич Качерин, а вот эти — тот, что бормочет с кафедры, и другие, рассевшиеся по партам, — совсем иные люди и иной мир.

Обратите внимание

Представление это было ярко, сильно и мгновенно, и потом Качерин уже не мог вызвать его, хотя часто делал к тому попытки: садился в ту же позу и подпирал голову рукой. Но зато все стало новым и полным загадочности: товарищи, отец и мать, книги и он сам.

Качерин был учеником седьмого класса гимназии, и одни из знакомых, старые, называли его просто «Коля», а все новые звали Николаем Николаевичем. Он был невысокого роста, тоненький и хрупкий, с очень нежным цветом лица и вежливой тихой речью.

Усики у него только что стали пробиваться и темной пушистой дорожкой проходили над свежими и красными губами.

Родители Качерина были очень богатые люди и имели на одной из главных улиц города свой дом, при котором находился большой, в две десятины сад, громадные сараи и конюшни и даже колодец, из которого вся почти улица брала для себя воду.

У Качерина было много приятелей и один друг, Меркулов, которого он любил горячо и нежно и каждую неделю отсылал ему по большому, мелко исписанному письму. Меркулов был старше его двумя годами и с осени находился в юнкерском училище, откуда приезжал только на большие праздники.

Имелись у Качерина и враги, по крайней мере, один враг — реалист, с которым он однажды подрался еще маленький, и с тех пор косился при встрече и одно время даже носил в кармане кастет. Была у него и возлюбленная — молодая, красивая и веселая горничная, однажды овладевшая им.

В гимназии, дома и у знакомых все считали его очень счастливым юношей, но сам он находил себя глубоко несчастным. И причиной несчастья было то, что он сознавал себя порочным и лживым, а жизнь свою никому и ни на что не нужной.

Важно

И много неразрешимых вопросов приходило ему в голову и выталкивало оттуда латынь и математику: нужно ли ему жить и зачем? Как сделать, чтобы быть довольным собой и чтобы все любили его? За последнюю учебную четверть он получил две двойки, и это грозило ему оставлением в классе на другой год.

Важно

И то, что он так плохо учился и скрывал это от родителей, которые с своей стороны добродушно хвалили его, делало его окончательно негодным в его глазах. А если бы еще все, хвалившие его, знали, где он бывает с товарищами и что он делает там!

И надвигавшееся на мир что-то крупное, светлое и немного страшное, называвшееся старым именем «праздник», как будто несло с собой и ответ.

И Качерин думал, что не может быть печальным этот ответ, и что обязательно явится некто и скажет, как нужно жить и для чего нужно жить.

Будет ли это Меркулов, который приедет к Святой, или кто-нибудь другой, а может быть, даже и не кто-нибудь, а что-нибудь — Качерин не знал, но он ждал.

И праздник наступил.

Праздничное и новое началось с первых дней Страстной недели, но Качерин не сразу почувствовал его. Он ходил в гимназическую церковь, видел там товарищей и учителей, и все это было будничное и старое. Надзиратель, носивший странное название «Глиста», поймал его, когда он курил, и хотел жаловаться инспектору.

Все было скучно и серо, и все лица казались тусклыми, и на них не было видно того, что замечалось раньше, — того же ожидания какой-то необычайной радости, как у него.

Быть может, на всех влияла дурная погода: на Вербное воскресенье шел снег, а потом три дня стояли холод и слякоть, и нельзя было открыть ни одного окна. Но все же в воздухе носилось что-то раздражающее.

Совет

На улицах экипажей и людей стало больше, чем всегда, и двигались они быстрее и говорили громче, и все обязательно толковали не о текущем дне, а о том, что они будут делать тогда, на праздниках. Настоящее точно провалилось куда-то, и люди думали об одном будущем.

Читайте также:  Женские образы в «ревизоре» н.в гоголя
Совет

И когда в пятницу появилось солнце и сразу нагрело и подсушило землю, надвигающийся праздник овладел всем живущим, и Качерин почувствовал его во всем. Но это все было только ожиданием, и раздражало и мучило.

Качерин пошел в конюшню, — там кучер и дворник мыли экипажи и чистили лошадей, и были злы и неразговорчивы. Он несколько раз заглядывал на кухню — там происходило что-то необыкновенное.

И всегда в будни Качерины ели очень много и хорошо, но теперь все готовили и готовили, и ни до чего из приготовляемого нельзя было касаться, так как оно предназначалось для праздника.

И мать и отец уезжали на старенькой пролетке и привозили все новые кульки, и опять уезжали, и по всему дому разносили раздражающий, необычайный запах ванили, свежего теста и яиц.

Всюду перед иконами горели лампадки, и нянька ругалась с маленькими детьми и не пускала их в залу и гостиную, где полы были начищены и уже все убрано. Завтрака совсем не было, а обед подали такой плохой, как будто есть теперь совсем было не нужно. Горничная Даша столкнулась с Качериным в буфетной, когда там никого не было, и хотя поцеловала его, но быстро и небрежно. Волосы у нее были не причесаны, и от голых рук шел тот же раздражающий запах ванили.

— Выйди в сад, — сказал Кочерин.

— И ни-ни-ни! — замотала головой Даша. — Вот! — растопырила она руки, показывая, сколько у нее дела.

Качерин вышел в сад, и сад показался ему полным того же страстного ожидания. Около террасы дорожки были уже вычищены и посыпаны желтым песком, но дальше, в глубине сада, было сыро и запущено, как это бывает после зимы.

На дорожках лежал, прилипая к земле, прошлогодний лист, темный и промоченный насквозь; в углах у заборов белел нездоровый снег, и из-под него сочились струйки воды, чистой и прозрачной, как слеза.

Обратите внимание

Местами темно-зелеными пучками сидела молодая крапива, и недалеко от нее выглядывал на свет остренький стебелек травы, одинокий и пугливый. Нагретые солнцем скамейки жгли руку, а весь неподвижный воздух казался до густоты насыщенным солнечным теплом, ароматом земли и невидимой молодой зелени.

Радостно и тихо было в саду, и отчетливо доносилось с улицы скрипение ворота, поднимающего из колодца бадью. Но Качерин не мог наслаждаться этим покоем, и ему казалось, что сейчас и нельзя делать этого, а нужно ждать того, что называется «праздником». И он переходил от одной скамейки к другой, присаживался ненадолго я снова шел.

Так он обошел весь сад, чего-то ожидая и ища, опять побыл в конюшнях и несколько раз выглянул на улицу, точно праздник должен был прийти именно оттуда. И до поздней ночи он ходил по дому и по двору и всем мешал, и всех молча спрашивал: скоро ли, наконец, придет он, ваш праздник?

В субботу днем мать сказала ему:

— Приехал твой Меркулов, сейчас видели его на Московской. Обещал вечером прийти.

Качерин вспыхнул и улыбнулся.

— И я рада, — ответила на его улыбку мать. — Скучать и мешаться не будешь.

Все кругом стало теперь ясно и понятно для Качерина, и он терпеливо стал ожидать, зная, кого он теперь ждет: Меркулова.

Он думал о том, что он будет рассказывать своему другу, и ему чудилось, что одного простого рассказа достаточно для того, чтобы распутать и разрешить узел, в который завязалась его жизнь и который минуту назад представлялся неразрешимым.

И он сделал приготовления для приема Меркулова: добыл через Дашу бутылку красного вина и две рюмки и все это поставил на окне в своей комнате. В эту минуту он забыл, что одним из пороков, внушавших ему отвращение к себе, была приобретенная в этом году привычка к вину.

Источник: https://www.libfox.ru/125621-leonid-andreev-prazdnik.html

Краткое содержание Ангелочек Андреева

Данный «рождественский рассказ» Л.Н. Андреева повествует о маленьком мальчишке, у которого была смелая, но непокорная душа, который не мог примириться с существующими устоями жизни.

Зовут главного героя Сашкой, и его, несмотря на все проказы, периодически учиняемые им( он часто бил своих товарищей, врал матери и учителям, портил учебники), позвали на рождественский праздник к богатому дому.

Иван Саввич — отец, в целом он был добр, но спился, просит принести что-нибудь.

Попав на праздник, Сашка с гневом и злобой глядит на других чистых, нарядных детей: все здесь кажется ему неуютным и скверным. Он уже собирается убежать, как вдруг взгляд Сашки приковывает восковая фигурка ангелочка, висевшая на слабо освещенной, задней стороне наряженной ели. Мальчику показалось, что он увидел нечто такое, без чего вся жизнь была как бы пустой, неживой.

Важно

Словно преобразившись, Сашка неотрывно глядел на ангелочка, и видел, что лицо ангелочка не было ни радостным, ни печальным, однако было нечто такое, что нельзя выразить словами, и что доступно лишь только тому же чувству. Мальчик не мог знать, что именно так сильно притягивает всё его существо к этой маленькой фигурке, но явственно ощущал чувство очень высокое, любовь.

Долго упрашивал главный герой у хозяйки  отдать ему ангелочка. В конце концов он прибегает к хитрости, притворившись покорным и встав на колени.

И когда он получил восковую фигурку, все увидели таинственную схожесть между неуклюжим хулиганом-мальчишкой и маленьким личиком ангела, выполненным неведомым художником. Дома отец также испытал потрясение.

Сердца обоих радовались и плакали, и было в них что-то такое, что соединяло души воедино. Ангелочка повесили около печки, и он растаял.

Данное произведение Л. Андреева, имеющее автобиографическую основу, говорит о том, насколько зыбко и призрачно в этом мире счастье обездоленного и униженного, а также о том, что все люди нуждаются в любви, потому что только тогда ощущение счастья приходит к ним.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Гёте Рейнеке-лис
    В далёких 12-13 веках народу представилась огромная поэма получившая название «Роман о лисе». В этой поэме собраны одни из самых знаменитых народных рассказов, в больше степени о хитром лисе
  • Краткое содержание Прус Фараон
    Действия романа происходят в XI веке до нашей эры. Рамсес XII уже 33 года царствует на троне фараона и объявляет своим наследником сына. Зовут его Рамсес. Юноше 22 года, он безупречно красив.
  • Краткое содержание Гайдар Р. В. С.
    Димка играл в разведчика в старых заброшенных сараях. Когда-то здесь расстреляли 5 человек и с тех пор место обходили стороной. Мальчик не боялся и хранил здесь свои нехитрые богатства – обоймы патронов, шомпол и штык.
  • Краткое содержание Манн Тристан
    Личность главного героя повествования Шпинеля полна утонченности, вместе с тем прямолинейна и достаточно поверхностна. Его автор называет миром духа и искусства. Он без стеснения смеется над внешним видом Детлефа Шпинеля
  • Краткое содержание Шолохов Коловерть
    В произведении «Коловерть», написанном советским писателем Михаилом Александровичем Шолоховым повествуется о страшных событиях Гражданской войны. В этот период русской истории происходил раскол людей

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/andreev/angelochek

Краткое содержание – «Красный смех» Андреев Л.Н

«…безумие и ужас. Впервые я почувствовал это, когда мы шли по энской дороге — шли десять часов непрерывно, не замедляя хода, не подбирая упавших и оставляя их неприятелю, который двигался сзади нас и через три-четыре часа стирал следы наших ног своими ногами…»

Рассказчик — молодой литератор, призванный в действующую армию. В знойной степи его преследует видение: клочок старых голубых обоев в его кабинете, дома, и запыленный графин с водой, и голоса жены и сына в соседней комнате. И еще — как звуковая галлюцинация — преследуют его два слова: «Красный смех».

Куда идут люди? Зачем этот зной? Кто они все? Что такое дом, клочок обоев, графин? Он, измотанный видениями — теми, что перед его глазами, и теми, что в его сознании, — присаживается на придорожный камень; рядом с ним садятся на раскаленную землю другие офицеры и солдаты, отставшие от марша. Невидящие взгляды, неслышащие уши, губы, шепчущие Бог весть что…

Повествование о войне, которое он ведет, похоже на клочья, обрывки снов и яви, зафиксированные полубезумным рассудком.

Вот — бой. Трое суток сатанинского грохота и визга, почти сутки без сна и пищи.

Совет

И опять перед глазами — голубые обои, графин с водой… Внезапно он видит молоденького гонца — вольноопределяющегося, бывшего студента: «Генерал просит продержаться еще два часа, а там будет подкрепление».

«Я думал в эту минуту о том, почему не спит мой сын в соседней комнате, и ответил, что могу продержаться сколько угодно…» Белое лицо гонца, белое, как свет, вдруг взрывается красным пятном — из шеи, на которой только что была голова, хлещет кровь…

Вот он: Красный смех! Он повсюду: в наших телах, в небе, в солнце, и скоро он разольется по всей земле…

Уже нельзя отличить, где кончается явь и начинается бред. В армии, в лазаретах — четыре психиатрических покоя. Люди сходят с ума, как заболевают, заражаясь друг от друга, при эпидемии. В атаке солдаты кричат как бешеные; в перерыве между боями — как безумные поют и пляшут. И дико смеются. Красный смех…

Он — на госпитальной койке. Напротив — похожий на мертвеца офицер, вспоминающий о том бое, в котором получил смертельное ранение. Он вспоминает эту атаку отчасти со страхом, отчасти с восторгом, как будто мечтая пережить то же самое вновь. «И опять пулю в грудь?» — «Ну, не каждый же раз — пуля… Хорошо бы и орден за храбрость!..»

Тот, кто через три дня будет брошен на другие мертвые тела в общую могилу, мечтательно улыбаясь, чуть ли не посмеиваясь, говорит об ордене за храбрость. Безумие…

В лазарете праздник: где-то раздобыли самовар, чай, лимон. Оборванные, тощие, грязные, завшивевшие — поют, смеются, вспоминают о доме. «Что такое „дом“? Какой „дом“? Разве есть где-нибудь какой-то „дом“?» — «Есть — там, где теперь нас нет». — «А где мы?» — «На войне…»

…Еще видение. Поезд медленно ползет по рельсам через поле боя, усеянное мертвецами. Люди подбирают тела — тех, к-

то еще жив. Тяжело раненным уступают места в телячьих вагонах те, кто в состоянии идти пешком. Юный санитар не выдерживает этого безумия — пускает себе пулю в лоб. А поезд, медленно везущий калек «домой», подрывается на мине: противника не останавливает даже видный издалека Красный Крест…

Рассказчик — дома. Кабинет, синие обои, графин, покрытый слоем пыли. Неужели это наяву? Он просит жену посидеть с сыном в соседней комнате. Нет, кажется, это все-таки наяву.

Обратите внимание

Сидя в ванне, он разговаривает с братом: похоже, мы все сходим с ума. Брат кивает: «Ты еще не читаешь газет. Они полны слов о смерти, об убийствах, о крови. Когда несколько человек стоят где-нибудь и о чем-то беседуют, мне кажется, что они сейчас бросятся друг на друга и убьют…»

Рассказчик умирает от ран и безумного, самоубийственного труда: два месяца без сна, в кабинете с зашторенными окнами, при электрическом свете, за письменным столом, почти механически водя пером по бумаге.

Прерванный монолог подхватывает его брат: вирус безумия, вселившийся в покойного на фронте, теперь в крови оставшегося жить. Все симптомы тяжкой хвори: горячка, бред, нет уже сил бороться с Красным смехом, обступающим тебя со всех сторон.

Хочется выбежать на площадь и крикнуть: «Сейчас прекратите войну — или…»

Но какое «или»? Сотни тысяч, миллионы слезами омывают мир, оглашают его воплями — и это ничего не дает…

Вокзал. Из вагона солдаты-конвоиры выводят пленных; встреча взглядами с офицером, идущим позади и поодаль шеренги. «Кто этот — с глазами?» — а глаза у него, как бездна, без зрачков. «Сумасшедший, — отвечает конвоир буднично. — Их таких много…»

В газете среди сотен имен убитых — имя жениха сестры. В одночасье с газетой приходит письмо — от него, убитого, — адресованное покойному брату. Мертвые — переписываются, разговаривают, обсуждают фронтовые новости.

Это — реальнее той яви, в которой существуют еще не умершие.

«Воронье кричит…» — несколько раз повторяется в письме, еще хранящем тепло рук того, кто его писал… Все это ложь! Войны нет! Брат жив — как и жених сестры! Мертвые — живы! Но что тогда сказать о живых?..

Читайте также:  Какие качества присущи великодушному человеку?

Театр. Красный свет льется со сцены в партер. Ужас, как много здесь людей — и все живые. А что, если сейчас крикнуть:

«Пожар!» — какая будет давка, сколько зрителей погибнет в этой давке? Он готов крикнуть — и выскочить на сцену, и наблюдать, как они станут давить, душить, убивать друг друга. А когда наступит тишина, он бросит в зал со смехом: «Это потому, что вы убили брата!»

«Потише», — шепчет ему кто-то сбоку: он, видимо, начал произносить свои мысли вслух… Сон, один другого страшнее. В каждом — смерть, кровь, мертвые. Дети на улице играют в войну. Один, увидев человека в окне, просится к нему. «Нет. Ты убьешь меня…»

Все чаще приходит брат. А с ним — другие мертвецы, узнаваемые и незнакомые. Они заполняют дом, тесно толпятся во всех комнатах — и нет здесь уже места живым.

Источник: https://libaid.ru/katalog/a/andreev-leonid/2912-kratkoe-soderzhanie-krasnyj-smekh-andreev-l-n-bolee-kratko

Статья по литературе родного края. «Пасхальные рассказы» Леонида Андреева(8 класс)

( Из опыта работы над «пасхальными рассказами» Л.Андреева <\p>

«Баргамот и Гараська», «Весенние обещания, «Гостинец»)

Опыт работы с текстами андреевских рассказов, входящих в программу регионального факультативного курса «Литература родного края», показывает, что творчество этого орловского писателя занимает достойное место рядом с художественными текстами А.С.Пушкина, М.

Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. <\p>

Творчество Леонида Николаевича Андреева – неотъемлемая часть русской литературы начала 20 века. Талант Л.Андреева, несомненно, вырос из русской классики, целью которой было научить видеть человека и его душу.

Большой пласт ранних произведений Л.Андреева относится к особому жанру календарных текстов («святочных» и «пасхальных» рассказов), которые создавались на материале жизни родного города автора – провинциального Орла. Сам город, его окрестности, быт и нравы их обитателей нашли воплощение в художественной прозе Л.Андреева, послужив основой особой картины мира.

Важно

Детство и отрочество Л.Андреева прошли на 2-й Пушкарной улице, а жизнь Пушкарной слободы была связана с храмом Михаила Архангела: в нем было сосредоточение центральных событий жизни людей. Особый колокольный звон сопровождал людей с рождения до смерти, Пушкарную «украшали» два кабака, а сами «пушкари» славились пьяной удалью.

Что обозначает праздник Пасхи для русского человека? Пасха – день воскрешения Христа, который пожертвовал собой ради миллионов грешников. Каждый ждет на пасху чуда. Пасха для героев Л.

Андреева – это момент всеобщего ликования человека и природы, возможности соединения земного и небесного, очищения человека от всего низменного, темного, это момент просветления, его освобождения от своей слабости, своих пороков.

Именно поэтому пробуждение героев – и нравственное, и физическое – приходится на пасхальную неделю.

Потребность любить, сострадать, жалеть; неистребимая тяга к светлому, чистому, к жажде сопереживания, ответной любви – это основные свойства андреевских героев.

В «пасхальном рассказе» «Баргамот и Гараська» именно в день Святой пасхи Баргамот впервые увидел человека в «пьянчужке» и почувствовал, «что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный».

Под влиянием чувства сострадания человек духовно перерождается. И Гараське становится «совестно» своих отрепий, «самого себя, оборванного, грязного, скверного». Его угощают за столом, обращаются по имени – отчеству.

Рассказ «Весенние обещания» воссоздает образ жизни Стрелецкой слободы провинциального Орла. В центре внимания Л.Андреева — кузнец Василий Меркулов. Жизнь героя, да и всех обитателей слободы, трудна и мучительна. Такую жизнь автор сравнивает с тисками, от которых больно всем. Изменения в жизни кузнеца начинаются на третьей неделе великого поста.

Попыткой вырваться из тьмы жизни становятся для героя ежедневные посещения «белой колокольни Михаила – архангела»: « на Пасху в течение всей недели двери стояли открытыми, и каждый может войти и звонить сколько хочет – от обедни до самых вечерен». Звон колоколов – «это крик души страдающего и задыхающегося во тьме жизни».

Совет

Возможность звонить отвлекала Меркулова от невзгод жизни, дарило смутную надежду быть услышанным, рождало ощущение праздника, некое просветление души. Кузнец Меркулов, поднимаясь на колокольню, в физическом плане и в символическом значении, приближается к небу, свету, Богу, которому и адресованы стоны большого колокола.

Просветление души произошло, и опять кузнец возвращается к тяжелой повседневной жизни – безжалостно разрушается то ощущение гармонии, которое родилось в душе героя на страстной неделе.

«Гудят пасхальные колокола» и в рассказе Л.Андреева « Гостинец», будят в душах людей чувства человеческие: раскаянье, совесть, жалость. Портной Сазонка – это человек, в котором борются светлые и темные силы.

Не смог он донести маленькому подмастерье Сенисте свой подарок на пасху. Не справился Сазонка с соблазном, поманили его «распахнутые двери красного кабачка».

Наконец, « провонявшийся, паскудный, воняющий перегоревшей водкой», приходит он в больницу к мальчику, неся заветный узелок. Но не дождался мальчик гостинца, умер с тоской одиночества в сердце «как щенок»,выброшенный на помойку».

<\p>

Гостинец в этом рассказе – это символ измерения человечности героя, его не угасшей совести. И в рыданиях падает Сазонка на весеннюю землю, в отчаянном крике его слышны раскаянье, мука и горе: « Господи! Да разве мы не люди!»

Эти слова можно назвать лейтмотивом рассказов Л.Андреева. Убожество бытия, опустившиеся люди. За грязью жизни писатель видит глубоко спрятанную душу, таящую в себе способность любить, сопереживать, быть милосердным.

Уроки, связанные с изучение рассказов Л.Андреева,- это не только уроки знакомства с мастерством писателя, это основа для формирования нравственных критериев учащихся, это основа для расширения духовного опыта подростков. Сердце человека должно уметь не только радоваться, но и скорбеть, переживать, сочувствовать.

Задача писателя Л.Андреева и учителя, помогающего разобраться в его творчестве, одна – вырастить думающего читателя и человека.

Список литературы.

  1. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. М.,1990.Т.1.

  2. Михееичева Е.А. Творчество Леонида Андреева в контексте русской литературы начала 20 века. Орел,1993

  3. Михееичева Е.А. изучение творчества Леонида Андреева в школе. Орел,1997

  4. Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. Материалы международной научной конференции, посвященной135-летию со дня рождения писателя. Орел,2006

Источник: https://infourok.ru/statya-po-literature-rodnogo-kraya-pashalnie-rasskazi-leonida-andreeva-klass-290062.html

Образы детей в произведениях Леонида Андреева (на материале ранних рассказов)

Леонид Андреев — художник, которого трудно назвать детским писателем, так как произведений, адресованных непосредственно юным читателям, у него нет.

Однако его сочинения в России включены в школьные программы по литературе не только для старшеклассников, но и для подростков среднего звена.

В школьной практике изучаются рассказ писателя «Кусака», довольно интересный как в психологическом, так и в содержательном аспектах, повесть «Иуда Искариот».

В наследии Л. Н. Андреева образы детей встречаются довольно часто в ранних реалистических рассказах, в основном созданных на материале жизненных впечатлений от родного города Орла: «В Сабурове», «Валя», «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака», «Алеша-дурачок», «Ангелочек», «В подвале», «Книга», «Праздник», «Молодежь». Среди названных произведений можно выделить те, в которых образы детей находятся в центре сюжета (все действие концентрируется вокруг них), и те, в которых дети-персонажи оказываются на периферии событий, выполняя вспомогательную функцию.

Обратите внимание

В названиях рассказов автор нечасто использовал имена героев — можно назвать лишь несколько сочинений: «Валя», «Алеша-дурачок», «Петька на даче».

Например, произведение, в центре которого находится психология юного Сашки, существа страдающего и одинокого в собственной семье, озлобленного на весь мир, названо «Ангелочек».

Проблемы взаимоотношения юных гимназистов исследуются в рассказе «Молодежь», а переживания подростка Николая Качерина, трепетно ждущего приезда друга накануне Пасхи, изображены в рассказе «Праздник».

Среди перечисленных произведений образы девочек встречаются лишь в двух: «Кусака» и «В Сабурове»; в рассказе «В подвале» есть образ младенца, однако автор не указывает его половую принадлежность, так как для героев произведения, обитателей мрачного подвала, важен сам факт появления среди них ребенка, существа хрупкого, непорочного, нуждающегося в защите.

Каковы же функции детских образов в текстах Леонида Андреева? Попробуем продемонстрировать это на примере нескольких рассказов: «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака», «В Сабурове».

Лишь в одном из этих произведений образ ребенка является центральным — в рассказе «Петьке на даче». Главный герой — десятилетний «мальчик на побегушках» в парикмахерской среднего уровня.

Есть в произведении еще один герой-ребенок — тринадцатилетний Николка, которого подмастерья «в отсутствие хозяина…посылали … стричь и смеялись, что ему приходилось подниматься на цыпочки, чтобы видеть волосатый затылок дюжего дворника» (1, 141).

Образы двух мальчиков противопоставляются: Николка стремился подражать взрослым: «курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал» (1, 141). «Петьке было десять лет, он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу» (1, 141).

Важно

Лейтмотивом, который характеризует жизнь главного героя, является отрывистая фраза: «Мальчик, воды». Но Петька, одурманенный тягостной атмосферой однообразия, часто не слышит приказа.

Писатель подчеркивает, что серая действительность, окружающая юного героя, губительна для ребенка: «Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика… и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья.

Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, а рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея» (1, 141). Леонид Андреев специально изображает своего героя непривлекательным, скорее — отталкивающим, подчеркивая, что Петька словно сливается с окружающим его неприглядным серым миром.

Важно, что такое существование вызывает у ребенка своеобразный безмолвный протест, который выражается в желании оказаться в «другом месте», «о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно» (1, 143).

Характеризуя юного героя, писатель не раз подчеркивает, что мальчик походил на старика: «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика» (1, 143).

В поезде, увозящем мальчишку за город, когда герой получает новые впечатления, «морщинки пропали» (1, 144), а когда Петька жил на даче, он «изумительно помолодел» (1, 146). Автор акцентирует внимание на том, что удаление от мрачного города, от парикмахерской способствует преображению ребенка, возвращению его в нормальное состояние детства.

Реакция юного героя на известие о необходимости возвращаться к своим обязанностям в парикмахерской экспрессивна и неожиданна для взрослых: «он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле…худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешком и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее» (1, 147). Петька предстает ранимым существом, загнанным во взрослую жизнь, лишенным общения с природой и сверстниками. Леонид Андреев стремился показать жестокую реальность и её влияние на судьбу маленького человека, который по-детски проявляет себя лишь за городом, на свободе, а в повседневной жизни предстает маленьким стариком. Можно констатировать, что этот рассказ является своеобразной вариацией темы «маленького» во всех смыслах человека.

В пасхальном рассказе «Гостинец» (1901 г.) образ мальчика Сенисты служит цели создания характеристики главного героя Сазонки, мастера-портного, пьяницы. Писатель опять использует прием контраста, подчеркивая разницу между маленьким, больным, одиноким, испуганным Сенистой и здоровым высоким мастером.

Совет

Внимание фиксируется на эпизодах жизни Сазонки и его психологическом состоянии, а образ ребёнка служит способом проверки уровня нравственности главного героя, который в чаду пьяного угара забывает о том, что где-то рядом маленький подмастерье ждет его прихода и обещанного подарка к светлому празднику Пасхи.

Автор дает лишь несколько штрихов описания внешности Сенисты: «большеголовый», с «детским, тоненьким голоском, за который его дразнили «гуслями» (2, 279), «с улыбкой на почерневших, запекшихся губах» (1, 296).

Сениста — сирота, и Сазонка ощущает вину за грубое отношение к мальчику, но так и не осуществляет своего намерения порадовать мальчишку подарком к Пасхе из-за того, что напился в праздник. Воспроизводя печальные мысли кающегося мастера в финале рассказа, Л.

Андреев использует жесткое сравнение: «Умер одинокий, забытый — как щенок, выброшенный на помойку» (1, 302). Мальчик предстает покинутым, заброшенным, не получившим единственного необходимого ему начала накануне смерти — внимания и теплоты.

И в этом произведении ребенок лишен радостей детства, он тоже воспринимается как маленький взрослый: не случайно Сазонка ловит себя на мысли, что его все время тянет называть мальчика по имени и отчеству, хотя это выглядит нелепо. <\p>

В рассказах «Петька на даче» и «Гостинец» образы детей занимают разное место в сюжете, но выполняют сходные функции: способствуют созданию картины жестокого мира, в котором дети обречены быть взрослее, страдать из-за несоответствия желаний и возможностей.

В рассказе «Кусака» (1901 г.), посвященном теме одиночества, в центре оказывается образ бездомной дворняги. А выделяющийся детский образ — гимназистка Леля, девочка, пожалевшая собаку.

Леля была первым человеком, кто отнесся к гонимому и озлобленному животному по-доброму: девочка простила Кусаке вырванный клок платья, приласкала её. Но когда летний отдых на даче закончился и пришла пора возвращаться в город, она предала собаку, даже не простилась с ней перед отъездом.

Обратите внимание

Девочка, пресытившаяся загородным отдыхом, произносит: «Скучно, Кусачка» — и забывает о своем друге. Леонид Андреев подчеркивает, что гимназистка, при расставании готовая заплакать (выделено нами — Е. И.

), так и не заплакала, потому что её мама в этот момент заговорила о породистом щенке (для него, несомненно, в отличие от бездомной дворняги, место в квартире найдётся). Автор незаметно подводит нас к мысли, что и эти люди далеки от того, чего ожидает Кусака: они не могут долго сохранять привязанность.

И даже добрая Леля оказывается холодной и расчетливой. В данном произведении образ девочки символизирует мир людей вообще, но самое ужасное заключается в том, что юная героиня уже живет по законам равнодушного мира, она его часть.

В рассказе «В Сабурове» (1899 г.) представлена драматическая история неблагодарности, предательства по отношению к увечному работнику Пармёну Костылину. Повествование ведется от лица автора — стороннего наблюдателя, но периодически в рассказ вторгается дискурс ребёнка.

Единственный персонаж, открыто и последовательно проявляющий симпатию к герою, — юная Санька Гнедых — «весьма требовательная и воинственная девица» (1, 93), которая отличается человечностью и внимательностью, вероятно, потому, что слишком мала и не заражена ещё недоверчивостью и пороками взрослых. Подчёркивая нелюдимость и стеснительность Пермена, Л.

Андреев уточняет: «и только Санька умела вызвать его на разговор и даже на шутку» (1, 94).

Важно, что писатель на протяжении всего рассказа противопоставляет образ маленькой девочки членам её семьи: Гришка открыто проявляет свою жестокость, обижает Пармёна, который многие году помогал семейству, выполняя всю мужскую работу после смерти хозяина; младший брат Митька «делал вид, что не замечает озлобления брата» (1, 96), а Пелагея, опасаясь реакции старшего сына, лишь причитает. Писатель сразу же отмечает причины недоброжелательства юного Гришки: «Но ещё больше, чем к матери, ревновал его Гришка к хозяйству, к дому, безотчётно возмущаясь тем, что какой-то чужак, пришелец, распоряжается, как своим, всем этим добром, идущим от деда, а то и от прадеда» (1, 95). Именно материальные соображения, стремление быть главой в семье определяют негуманное отношение юного героя к Безносому, провоцируют его грубость. Примечательно, что сама мать Пелагея даёт старшему сыну весьма нелестное определение: «Чистый ты, Гришка, змеёныш» (1, 95). Примечательно, что чуть позже маленькая Санька охарактеризует старшего брата очень эмоционально: «У-у… Гришка… Злю-ка-а! (…) Разбойник».

Поведение членов семейства Гнедых перед уходом работника контрастирует с реакцией маленькой Саньки, любившей Пармёна: «Григорий во все эти дни избегал всякого с ним разговора; Пелагея тоже не удерживала… Митька делал вид, что ничего не замечает. Только Санька заревела белугой, узнав, что дядя Безносый уходит. (…) В эту ночь, первую, проведённую без Пармёна, она долго хныкала… Побитая матерью, она наконец заснула, но часто вскрикивала спросонья и стонала» (1, 97).

Но именно эта малышка предстаёт самой сообразительной и мудрой в пасхальную ночь, когда Костылин приходит к ним во двор, а старший брат обвиняет бывшего работника в попытке поджога: «Присутствуя при объяснении Григория с Пармёном, Санька без труда сообразила, что дядя Безносый приходил не поджигать, а разговляться, потому что живет он один и есть ему нечего. Раньше ему есть мамка давала, а теперь кто даст?» (1, 101). Здесь Леонид Андреев использует несобственнопрямую речь, которая полна детских размышлений и словечек, переводя повествование в аспект самого маленького героя разыгравшейся драмы.

Важно

В этом произведении основной конфликт — столкновение равнодушия и злобы с незащищенностью и ранимой добротой. Сам Пармён во многом подобен ребенку: незлоблив, нуждается в защите и внимании.

Поэтому поступок маленькой Саньки, принесший ему кусок пирога для разговления, способен так тронуть его: «Вместо ожидаемого ответа Пармён подхватил ее на руки и прижал лохматую головёнку к своей рубцеватой, шершавой щеке. Саньке было тепло и хорошо, пока что-то мокрое не поползло по ее шее» (1, 102).

Это специфическое олицетворение с неопределенным местоимением подчеркивает наивность Саньки и детскость самого Пармёна.

В данном рассказе автор утверждает, что именно ребёнок тонко и чутко понимает всё происходящее и делает то, чего Пармён так ждал от взрослых, от людей, с которыми жил и о ком заботился много лет: разделяет с «дядей Безносым» радость Пасхи.

В большинстве произведений Л. Н.

Андреева детские образы выполняют функцию создания характеристики равнодушного и враждебного человеку мира, демонстрируют, как взрослые отношения вторгаются в детские души и уподобляют маленьких героев взрослым («Петька на даче», «Кусака», «В Сабурове»), как пагубно мир влияет на жизнь юных персонажей. В отдельных произведениях дети сохраняют в себе исконно детское начало: мягкость, доброту, незащищенность (Санька Гнедых — «В Сабурове», Сениста — «Гостинец»), именно эти герои оказываются в оппозиции законам жестокого мира. <\p>

Цитирую по изданию:

1. Андреев, Л. Н. Петька на даче [Текст] / Л. Н. Андреев // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Художественная литература, 1990. Т.1.



     Данная статья опубликована в сб.: Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире русских писателей XX века: материалы Международной заочной научной конференции. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. С. 75-80.


© Елена Исаева

Источник: http://elena-isaeva.blogspot.com/2011/01/blog-post_11.html

Гришина Наталья | | Журнал «Литература» № 7/1997

Наталья ГРИШИНА,
школа № 29, г. Орёл

Рассказ «Гостинец» посвящён одной из ведущих проблем андреевского творчества — проблеме нравственного возрождения личности, проблеме ответственности человека за свои поступки.

Поэтому, если учитель не ставит своей целью изучать полностью курс «Литературы родного края», в систему которого входит знакомство не только с произведениями Л.Н. Андреева, но и Н.С. Лескова, И.А. Бунина, то вполне возможно включить знакомство с предлагаемым рассказом в контекст существующей программы по литературе.

Думается, что изучение рассказа «Гостинец» правомерно поставить после обсуждения произведений Л.Н. Толстого «После бала» и В.Г. Короленко «Слепой музыкант», в которых ведущей является тема выбора и нравственного осмысления героем своего пути.<\p>

Изучение рассказа «Гостинец» рассчитано на два урока.

Совет

Главная цель анализа данного рассказа заключается в выяснении его нравственного смысла и попытке помочь учащимся увидеть особенности художественного мира писателя.

ПЕРВЫЙ УРОК<\p>

Л.Андреев — великий русский писатель, незаслуженно забытый и поэтому долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил не столь длинную жизнь, но много трудностей, испытаний выпало на его долю. Л.

Андреев — один из самых сложных, трудночитаемых писателей, что связано с его мировосприятием, в основе которого лежало неукротимое желание познания смысла жизни. Сам писатель говорил о себе так: “Я, гоняющийся за миражами, отрицающий жизнь и неспособный к покою”.

Неспособность к покою, к размеренной, уравновешенной жизни приводила писателя к противоречиям, крайностям и в жизни, и в творчестве. Но при вечном поиске Л.Андреева нельзя забывать о том, что он хотел познать истину, правду, которая в русском искусстве неотделима от нравственности.

Поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, которая стоит перед каждым из нас, является для писателя существенной, а значит, и современной.

1-й этап работы над рассказом — выявление его восприятия. Можно предложить ребятам вопросы:<\p>

    — понравился ли вам рассказ?
    — какие эпизоды рассказа наиболее запомнились?<\p>

Работа над рассказом может быть проведена в форме беседы. Это преобладающая форма работы. Можно использовать пересказ, монологические высказывания-элементы, составление характеристики героя.

<\p>

2-й этап — анализ рассказа и выявление идейного содержания.

Здесь предлагается беседа с опорой на вопросы:<\p>

    — что за ситуация описывается в рассказе? — кто является главным героем рассказа?

    — как ведёт себя Сазонка в больнице по отношению к Сенисте?<\p>

Найдите в тексте данный момент (здесь необходимо остановиться на характеристике Сазонки: “Сазонка был солидным мастером и пьяницей”);<\p>

    — как вы думаете, зачем писатель, констатируя положительные качества героя, тут же снижает их и даёт ему определение “пьяница”?<\p>

Этот вопрос должен привести учащихся к мысли о противоречивой природе героя. Сазонка — жалостливый, добрый, отзывчивый человек, хороший мастер, но при этом часто пьёт и не всегда знает меру. Чисто русская черта, свойственная многим героям русской литературы. Одним из ключевых моментов рассказа является сцена игры мальчиков, раскрывающая особенности характера детей и Сазонки. Вопросы:<\p>

    — как вы думаете, зачем писатель вводит сцену игры?
    — как через отношение к больному Сенисте раскрывается сущность детей?<\p>

В ходе размышлений над этими вопросами выясняем, что у детей суетное, жалкое представление о счастье. Например, Мишка, для которого понятие “счастье” заключается в пятаке, совсем не чувствует обездоленности и одиночества больного Сенисты. А Сазонка, напротив, всегда помнит о Сенисте, даже во время отдыха. Теперь, опираясь на проделанную работу, стоит остановиться на характеристике поведения героя, цель которой состоит в том, чтобы увидеть, с одной стороны, душевность, доброту Сазонки, а с другой — его стремление к кабаку. Поэтому закономерны вопросы:<\p>

    — какие две картины, абсолютно противоположные, постоянно возникают в сознании Сазонки?
    — какая из картин наиболее сильно влияет на героя?<\p>

Данные вопросы помогут учащимся наиболее полно и глубоко осмыслить противоречивую сущность героя.<\p>

ВТОРОЙ УРОК

На нём следует обсудить вопросы:

    — что обозначает праздник Пасха и что он значит для русского человека?
    — почему писатель изображает приход Сазонки к Сенисте на пасхальной неделе, а не в будничный день? Что хотел сказать этим писатель?<\p>

Дело в том, что образ православной Пасхи в творчестве Л.

Андреева имеет особое значение. Для андреевских героев Пасха — это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего тёмного, низкого и хаотичного.

Пасха — это Воскресение Христа, пожертвовавшего своей жизнью ради миллионов грешников. Поэтому каждый из нас ждёт на Пасху чуда. Пасха — это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости.

Именно по этой причине пробуждение героя – и нравственное, и физическое — приходится на пасхальную неделю.

Далее беседу ведём, опираясь на следующие вопросы:<\p>

    — какова была реакция Сазонки на смерть друга? — какие чувства владеют Сазонкой в тот момент?(Необходимо дать понять школьникам, что именно раскаяние, осознание своей вины лежит в основе душевного состояния Сазонки после печальной вести о смерти друга.)

    — какие силы — тёмные или светлые — одерживают верх в Сазонке?

На предложенный вопрос возможны два ответа, что, как правило, и наблюдается на уроке.

Но прежде, чем отвечать на него, необходимо остановиться на заключительных строках рассказа и выяснить ответ на вопрос:<\p>

    — зачем писатель вводит описание гудения колокола? Что это значит? Многие учащиеся отмечают, что в душе Сазонки происходит нравственное очищение после испытанного им чувства глубокой вины.<\p>

Следуют вопросы:

    — как вы думаете, что символизирует, представляет собой гостинец?
    — почему Андреев не пишет, что это был за гостинец конкретно, а даёт описание “каёмчатый платочек”?<\p>

Эти вопросы помогут учащимся подойти к осознанию идеи рассказа. Внутреннее содержание гостинца совсем неважно. Суть в том, что Сазонка помнит о больном друге и гостинец является символом измерения человечности героя, его совести.

В результате изучения рассказа мы приходим к таким выводам: рассказ Л.Андреева не случайно называется «Гостинец». Писатель показывает, что в сознании Сазонки, даже в пьяном бреду, постоянно жила мысль о гостинце. Гостинец — это символ неугасшей человечности, совести героя. Сазонка — человек, в котором живут и борются как светлые, так и тёмные силы. Но писатель верит в человека, в победу разумного, нравственного начала, потому что это единственная возможность сохранения и обновления жизни.<\p>

Источник: https://lit.1september.ru/article.php?ID=199700701

Ссылка на основную публикацию