Образ станционного смотрителя в одноименной повести пушкина

Образ самсона вырина (по повести а. с. пушкина “станционный смотритель”)

“Станционный смотритель” – одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В “Станционном смотрителе” автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно – станционных смотрителей, во времена крепостного права.

Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель…”.

Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого”, а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”.

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них – непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Обратите внимание

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла.

Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон, В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, – на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих – неозлобленного и общительного.

Важно

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром.

Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой – стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери.

Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась.

А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою.

Важно

Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…”

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, – пример честности и высоких моральных устоев.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/obraz-samsona-vyrina-po-povesti-a-s-pushkina-stancionnyj-smotritel/

Ответы@Mail.Ru: Помогите!! Маленький человек с большим сердцем (образ Самсона Вырина по повести А. С Пушкина “Станционный смотритель”)

«Станционный смотритель» — это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ «маленького человека». В дальнейшем эта тема была представлена в творчестве Гоголя, Чехова, Толстого. В повести Пушкина этот образ воплощен в главном герое, станционном смотрителе Самсоне Вырине.

Повествование автор начинает с описания жалкого существования всех станционных смотрителей. Все проезжающие бранят их, пишут на них жалобы и даже, бывает, бьют, считают их «извергами человеческого рода» только за то, что не всегда есть на станции смена лошадей. Досаду и злость, накопленную в поездках, путешественники вымещают на ни в чем не повинном смотрителе.

«Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель», — так описывает Пушкин отношение к людям этой профессии. Сами же смотрители люди смирные, всегда готовы услужить, а ведь им и в дождь, и в бурю, и в мороз приходится бегать по дворам, встречая и провожая постояльцев. Далее автор переходит к истории жизни Самсона Вырина.

Все вышеперечисленные беды станционных смотрителей в полной мере относятся и к нему. Это был бедный человек, привыкший не ждать от жизни ничего хорошего. Одна радость была у него — красавица дочка Дуня. Но когда она сбежала из дома с гусаром Минским, Самсон от тоски и чувства вины, что не уберег дочь, заболел.

Потом он нашел Дуню в Петребурге, она жила с гусаром в красивом доме, была хорошо одета. Вырин звал ее домой, просил Минского отпустить дочь, но гусар прогнал его. С горя Самой запил, превратился за короткое время из крепкого мужчины в старика.

Он вспоминал о том, что сам разрешил Дуне поехать с гусаром в церковь, откуда та уже не вернулась, и винил себя в происшедшем. Представляя ее судьбу, он думал, что Минский позабавится с Дуней и вышвырнет ее на улицу. Самсон не может даже представить, что гусар мог полюбить дочь простого станционного смотрителя, а тем более — жениться на ней.

Так, изводя себя, тоскуя и жалея дочь, Самсон спился и умер.
Пушкин, описывая трагедию жизни «маленького человека», сочувствует ему и дает понять, что ограниченность Самсона Вырина определена прежде всего условиями его жизни. Человек, привыкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим существом, может мыслить только лишь как «мученик четырнадцатого класса».

По логике Вырина, дочь его не может быть счастлива с богатым гусаром, тот лишь посмеется над ней. Чин Вырина стал его жизнью, он ограничен в своих размышлениях сословными рамками. Несмотря на это автор не презирает героя, а старается понять и объяснить его поведение.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Мне очень понравилась повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель», потому что она заставляет задуматься над превратностями человеческой судьбы. Необычность повести заключается не только в неожиданной концовке, но и в том, что в нейнет однозначно положительных или однозначно отрицательных героев. Дуня Вырина — дочь станционного смотрителя, вокруг ее судьбы развивается весь сюжет.

Совет

Красивая, хозяйственная, умная, она не может не понравиться. Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Но вот в их жизни появляется ротмистр Минский, который, притворившись больным, вводит отца в заблуждение и увозит девушку с собой — в город.

Лишь в конце мы узнаем, что Минский был действительно влюблен и имел относительно дочери смотрителя самые серьезные намерения. Однако ротмистр прекрасно понимал, что Самсон Вырин, умудренный жизненным опытом, ни за что не поверил бы в их серьезность. Нечестно, мне кажется, поступила Дуня.

Несколько лет живя в богатстве и роскоши, она даже весточки не прислала своему страдающему от тоски и одиночества отцу. Может, девушка хотела позабыть о прошлой жизни? Или Минский, за которого она вышла замуж, запрещал ей? Мы этого никогда не узнаем. Однако связь Дуни с отцом, вероятно, была слишком велика, потому что спустя годы, молодая барыня все-таки приехала в родные места.

Но было уже поздно, потому что Самсон Вырин умер. И все же судьба Дуни кажется мне драматичной, потому что не каждый, наверное, сможет выдержать и принять такие перемены в своей жизни, когда за каждым поворотом тебя ждет неизвестность.

Жизнь главного героя написанной Пушкиным повести «Станционный смотритель» Самсона Вырина была похожа на жизнь многих станционных смотрителей, таких же, как и он. Эти люди вынуждены были покорно сносить постоянные унижения и оскорбления в свой адрес только для того, чтобы иметь возможность содержать свою семью.

Вырин был представителем «маленьких людей» – служащих самого низкого класса, бесправных и незаметных. У Самсона была красавица дочь – Дуня, и жили они вдвоем. Она помогала отцу и в работе, и по дому. Самсон Вырин был человеком добрым и общительным, несмотря на тяжелую работу и грубость проезжающих. Он старался выглядеть бодрым и свежим. В его сердце не было озлобленности.

Но горе способно изменить человека. Спустя всего несколько лет автор представляет Самсона неухоженным стариком, склонным к пьянству. Он прозябал в неубранном, заброшенном доме. Дочь, дававшую ему надежду и радость в жизни, увез малознакомый гусар, обойдя отцовское благословение.

Самсона мучила мысль о том, что его нежно любимая Дуня так поступила с отцом, бросив его одного и став любовницей. Ведь тем самым она попрала их честь, которая для Вырина была превыше всего. Пушкин относится своему герою с уважением и сочувствует ему. Судьба не раз наносила ему удары, но он терпеливо сносил их, продолжая любить жизнь.

Обратите внимание

И только предательство дочери сломало Самсона и заставило его опуститься, опустошив душу. Но, несмотря ни на что, Вырин ждал свое дитя, готовый простить. Девушка не возвращалась, а станционный смотритель сходил с ума от отчаяния, понимая, чем обычно заканчиваются такие истории. К сожалению, попытка вернуть Дуню домой не увенчалась успехом.

Это окончательно сломило героя, он запил еще сильнее и умер. Автор показал в образе Самсона Вырина тяжелую, полную унижений судьбу простых людей, которые трудятся в поте лица. При этом они часто могут служить примером доброты, прощения и честности.

В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.
В образе такого человека был представлен бедный смотритель почтовой службы Самсон Вырин.

Этот человек принимал у себя дома приезжих гостей из других стран, обеспечивал их едой, питьем и теплым уютом, а утром запрягал лошадей в дальний путь. Этот человек делал свою работу с чистой совестью и душой, он никогда не желал зла никому. В свой адрес же принимал низкие унижения за свою некачественную работу.

Несмотря ни на что он не поддавался оскорблениям и не разочаровывался в своей работе. Ведь у него был смысл жизни, было ради чего жить. Это его родная четырнадцатилетняя дочка Дуняша. Она отвечала отцу взаимностью и делала всю работу по дому: готовила и убиралась. Самсон воспитывал ее один после смерти своей жены.

Дуне доставалась вся любовь и забота отца, Самсон полностью отдает себя и бережет свою дочь из всех сил.
В первый приезд рассказчика Самсон Вырин был полон сил, свеж и бодр, несмотря на свою нелегкую работу. Во второй раз после приезда рассказчика горой сильно изменился.

Читайте также:  Полная биография булгакова: жизнь и творчество

Он будто потерял смысл жизни, перестал следить за собой и начал сильно выпивать. Его единственная дочка Дуняша ушла жить к богатому избраннику. Отца ранил уход Дуни из его жизни, он считал это предательским поступком. Ведь отец ни чем её не обделял, а она его предала, его даже старость и нищета так не сломали его как это действие.

Самсон понимал, что Дуня находится в оскорбительной ситуации любовницы избранника, что другие такие же простодушные барыни повелись на богатство, а после их выкидывали на улицу. Но несмотря ни на что, отец готов был простить ей все, но только бы она одумалась, вернулась! Но, казалось бы, что Дуня уже знать не знала своего отца.

Важно

У Самсона уже был потерян смысл жизни, трудиться и жить ему теперь была не для кого. Он начал выпивать и опускаться в своих же глазах. Самсон Вырин – человек чести и долга, для него на первом месте чистая совесть и душа, поэтому такое сбило его с ног.
Этот рассказ закончился трагично.

Самсон не смог вернуть домой свою дочь и из-за горя стал еще больше пить, вскоре он скончался.
Образ станционного смотрителя автор приобщил к жизни простых людей. Этих людей мог обидеть каждый, но внутри себя они противостояли всем обидами все забывали.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/196060846

Образ Дуни из повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”

«Станционный смотритель» – одна из повестей Белкина, изложенных А.С. Пушкиным. Это произведение, как и большинство литературных творений великого русского поэта, написано емким, сжатым языком. В небольшой повести Пушкин вместил несколько лет, взяв из них только самые важные моменты.

На одной из станций в N-ской губернии, через которую проезжал герой, рассказавший эту повесть, служил некий вдовец. Но у него была четырнадцатилетняя дочка.

Когда она вышла из каморки, первое, на что обратил внимание наш рассказчик, это необыкновенная красота девочки.

Отец ее, смотритель станции, гордился дочерью и удовольствием говорил о том, какая она «разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

На этой девочке держалась станция. Своим взглядом она могла погасить гнев недовольных проезжающих, которые при ней начинали говорить тише и спокойнее. Девочка была хозяйственная, держала в чистоте дом, где они жили, и помогала отцу. Очень быстро приготовила самовар, и наш путник вместе с хозяевами успел перед отъездом выпить горячего дымящегося чаю.

Дуня была в том возрасте, когда почти все девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Маленькая кокетка уже понимала, какое действие она производит на мужчин. Уезжающему молодому чиновнику она позволила поцеловать себя.

Через несколько лет, когда он вновь проезжал через эту губернию, он снова завернул на станцию, чтобы увидеть смотрителя и Дуню. Но девушки на станции уже не было. Наш путник узнал, что Дуня понравилась проезжавшему гусару, и тот притворился больным, чтобы только задержаться в доме смотрителя. Дуня ухаживала за ним.

А через три дня, когда девушка собралась идти в церковь, поправившийся гусар должен был уезжать со станции. Он предложил Дуне подвезти ее до церкви, но, по сути, украл ее.

Совет

Девочка очень любила своего отца, и конечно переживала за него, но новая жизнь, неведомая роскошь, которую успел посулить ей гусар, чувство любви к молодому человеку, затмили ее сознание.

Поэтому, как рассказал ямщик, «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

Дуня полюбила гусара, поручика Минского, и, судя по всему, тот, не сразу, но женился на ней. Однажды, через несколько лет, Дуня приехала в родное село, где когда-то жил отец.

Может быть, она хотела забрать его к себе, может быть, приехала только навестить и помочь материально, этого читатель никогда не узнает. Мы знаем только, что у Дуни было доброе и чуткое сердце. И слезы на могиле отца были искренние от души.

Она опоздала позаботиться о живом. И потому дала деньги священнику, чтобы тот позаботился о душе ее покойного родителя.

Читатель не может осуждать ее за то, что она покинула отца. Как говорят в народе, сын глядит в дом, а дочь глядит вон.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/povesti-belkina/stantsionnyj-smotritel-obraz-duni.html

Образ Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Коллекция сочинений: Образ Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель»)

“Станционный смотритель» — одна из повестей, во­шедших в известное произведение А. С. Пушкина “По­вести покойного Ивана Петровича Белкина». В “Стан­ционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права.

Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель…».

Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого», а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Обратите внимание

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержа­ния своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и уп­реки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла.

Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обраще­ние со станционными смотрителями взял себе за пра­вило.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым». Несмотря на нелег­кую работу и зачастую грубое и несправедливое обра­щение с ним проезжающих — неозлобленного и об­щительного.

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, не­убранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гуса­ром.

Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, ко­торую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и от­носится к нему с уважением: честь для Самсона пре­выше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как по­ступок горячо любимой дочери.

Материальная бед­ность для Самсона ничто по сравнению с опустошенно­стью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотри­теля повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась.

А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою.

Важно

Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согре­шишь да пожелаешь ей могилы…»

Ничем хорошим не закончилась и попытка станци­онного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

В образе этого человека Пушкин показал безрадо­стную, наполненную бедами и унижениями жизнь про­стых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смот­ритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Источник: http://www.slavkrug.org/obraz-samsona-vyrina-po-povesti-a-s-pushkina-stancionnyj-smotritel/

Характеристики главных героев произведения Станционный смотритель, Пушкин. Их образы и описание

­Характеристики главных героев произведения Станционный смотритель, Пушкин. Их образы и описание

Дуня

Дочка станционного смотрителя, всегда была всеобщей любимицей. Она всегда была умницей и красавицей, гордостью и радостью своего отца, Самсона Вырина. По словам отца, она была очень похожа на свою покойную мать, которая умерла уже очень давно. Подробнее>>>

­ Минский

Является собирательным героем. Он представляет собой не определенного человека, а тип молодого барина, который, в то время, в девятнадцатом веке, был распространен в России. Он был молод, хорош собой, по всему видно богат и, как следствие всего этого, самоуверен. Подробнее>>>

­ Самсон Вырин

Был настоящим русским человеком, гордым, спокойным, душевным, но не открывающим свою душу всем и каждому. Его главной гордостью и радостью была его дочка, Дуня, которая напоминала ему покойную жену, и оттого была еще более дорогой для него. Подробнее>>>

Рассказчик

Автор, что поведал нам эту историю. Он трижды проезжал мимо домика станционного смотрителя. В первый раз познакомился с хозяином и его дочерью Дуней, во второй раз узнал, что она сбежала с Минским, и в третий раз уже побывал на могилке Самсона Вырина и узнал о приезде Дуни на кладбище.

Лекарь

Приезжал лечить гусара Минского. После осмотра больного предписал ему покой, за что получил 25 рублей. Кроме этого, был приглашён отобедать, где они с Минским плотно поели и выпили бутылку вина. Позже признался, что он сразу понял, что гусар не болен, но побоялся об этом говорить.

Хорошо одетый молодой человек

Подобрал деньги, данные Минским Самсону Вырину и которые тот выкинул в гневе, но через минуту, всё же решил воротиться за ними.

Военный лакей

Слуга Минского, суровый мужчина. Вытолкал Самсона Вырина из передней Минского, когда тот пришёл, чтобы увидится с ним во второй раз.

Жена пивовара

Совет

Толстая женщина, которая поселилась вместе с мужем пивоваром в том же доме, где раньше жил Самсон Вырин с Дуней. Также она поведала рассказчику о смерти смотрителя и послала мальчика Ваньку показать его могилу.

Ванька

Оборванный и грязный мальчик, живущий вместе с мужем и женой пивоварами, возможно, их сын. Он показал рассказчику могилу Самсона Вырина и поведал рассказ о приезде красивой барыни, которая долго лежала у его могилы и плакала, а потом дала ему 5 копеек серебром.

Читайте также:  Тема бескорыстия в русской литературе второй половины 20 века

­

см. также:
Краткое содержание Станционный смотритель, Пушкин

Сочинения по произведению Станционный смотритель, Пушкин

Краткая биография Александра Пушкина

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Источник: http://www.sdamna5.ru/stantsionny_harakteristiki

Выражение позиции автора в повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”

Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика.

Но при такой трактовке авторской позиции “Станционный смотритель” теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою.

Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.

Особую роль в произведении играет символика. Символика — это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его.

Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки “изображали историю блудного сына”. На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына — это образ самого главного героя.

Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин “уходит” от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: “отдайте мне… бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну”.

Обратите внимание
Совет

В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе.

[/su_box]

Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь.

“Что такое станционный смотритель?” — спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. “Сущий мученик четырнадцатого класса”, потому что его чин становится его жизнью, то есть он “ограничен”, он мыслит именно как “чиновник четырнадцатого класса”.

И конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.

Но вернемся опять к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного “ложными друзьями”.

Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским.

На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из “бодрого мужчины” в “хилого старика”.

Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

“Коллежский регистратор. /Почтовой станции диктатор”, — слова Вяземского, приведенные Пушкиным как эпиграф к произведению. Самсон Вырин именно “диктатор” жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора.

Ограниченность Самсона Вырина — это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет того, рассказывая о трагедии его неудавшейся жизни.

“Станционный смотритель” — это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ “маленького человека”. В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.

Важно

Создание образа “маленького человека” — это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему.

Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого “маленького человека”, как, например, Гоголь и Чехов (в “Шинели” и “Смерти чиновника”).

Таким образом, в “Станционном смотрителе” Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.

Источник: http://StudyPort.ru/referaty/literatura/2306-vyrazhenie-pozitsii-avtora-v-povesti-as-pushkina-stantsionnyj-smotritel

Авторская позиция в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”

Авторская позиция в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”

Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика.

Но при такой трактовке авторской позиции “Станционный смотритель” теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою.

Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста.

Особую роль в произведении играет символика. Символика – это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его.

Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки “изображали историю блудного сына”. На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудного сына – это образ самого главного героя.

Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин “уходит” от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: “отдайте мне… бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну”.

Обратите внимание
Совет

В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразу договорились, что уедут вместе.

[/su_box]

Но почему они не сказали ничего об этом Самсону Вырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня и Минский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь.

“Что такое станционный смотритель?” – спрашивает Пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. “Сущий мученик четырнадцатого класса”, потому что его чин становится его жизнью, то есть он “ограничен”, он мыслит именно как “чиновник четырнадцатого класса”.

И конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. Самсон Вырин при этом недальновиден. Дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. Самсон Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.

Но вернемся опять к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного “ложными друзьями”.

Действительно, и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским.

На третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из “бодрого мужчины” в “хилого старика”.

Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

“Коллежский регистратор. /Почтовой станции диктатор”, – слова Вяземского, приведенные Пушкиным как эпиграф к произведению. Самсон Вырин именно “диктатор” жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора.

Ограниченность Самсона Вырина – это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет его, рассказывая о трагедии неудавшейся жизни.

“Станционный смотритель” – это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ “маленького человека”. В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.

Обратите внимание

Создание образа “маленького человека” – это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему.

Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого “маленького человека”, как, например, Гоголь и Чехов (в “Шинели” и “Смерти чиновника”).

Таким образом, в “Станционном смотрителе” Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.

Источник: http://MirZnanii.com/a/353094/avtorskaya-pozitsiya-v-povesti-a-s-pushkina-stantsionnyy-smotritel

Образ Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)

Образ Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)

“Станционный смотритель” — одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В “Станционном смотрителе” автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права.

Читайте также:  Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель…”.

Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого”, а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”.

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон.

В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось.

Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих — неозлобленного и общительного.

Важно

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром.

Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери.

Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась.

А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою.

Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…”

такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/266/265471.htm

Урок по повести Л. С.Пушкина «Станционный смотритель». Часть вторая

Повесть построена довольно сложно. Повествование ведется от имени двух рассказчиков – Ивана Петровича Белкина и станционного смотрителя Самсона Вырина.

Иван Петрович Белкин рассказывает об одном случае, который он узнал во время своих длительных путешествий и свидетелем которого отчасти стал. А Самсон Вырин повествует грустную историю своей жизни. И в том, и в другом случае – это воспоминания.

Здесь нет всей цепи событий, выхвачено только самое существенное, главное.

Этот композиционный прием помогает Пушкину придать достоверность изображаемому, правдивость образам и ситуациям и вместе с тем создать особую атмосферу искренности и задушевности, которая возможна лишь при рассказывании от имени 1-го лица, а не от лица автора, что предполагает 3-е лицо. Пушкин как бы прячется за своих вымышленных рассказчиков, но он постоянно незримо присутствует, как бы говоря читателям: «Такова она, настоящая жизнь…»

Совет

А почему она именно такая? Почему рвутся связи между людьми? Почему дети уходят и не возвращаются? Почему мир так жесток? И почему человек несчастен?.. На эти вопросы ответить должен сам читатель.

Большую роль в повести играют внесюжетные элементы – описание рисунков на сюжет библейской притчи о блудном сыне, которые увидел в доме смотрителя Иван Петрович Белкин. Само произведение тоже напоминает цепь картин, но это уже не притчевые картинки, а Картины Жизни, но в них далеко не всё так благополучно, как в библейской истории.

Жизнь в изображении Пушкина – трагедия. Почему? Отчего? Неизвестно. Это великая загадка, ключ от которой находится в самом существовании общества, а также и в сердце человека.

Рассказчик Иван Петрович Белкин видит картинки на сюжет о блудном сыне в доме Самсона Вырина (эти картинки возникают в тексте дважды – до побега Дуни и после). Дуня – заблудшая овца.

Она отступила Божьих заповедей своего отца и стно, сможет когда-нибудь к ним. В фина ти есть намек ное возрожден ни (плач над отца).

Но как жить дальше7 ли верную доро как будут жить Чему она сможет учить?

«Авось», – думал смотритель, – приведу я домой заблудшую овечку мою».

Имя главного героя. Сюжет повести «Станционный смотритель» развивается прямолинейно (последовательно), но хронологически неравномерно: между основными событиями проходит несколько лет. Завязка – знакомство Ивана Петровича Белкина с Самсоном Выриным и его дочерью.

Развитие действия – рассказ Самсона Вырина о своем горе. Кульминация – воспоминание Самсона Вырина о том, как Дуня бросила его.

Развязка – Иван Петрович Белкин узнает о дальнейшей судьбе станционного смотрителя (он, не сумев вернуть дочь, спился и умер) и Дуни (она осталась в Петербурге, родила троих детей, обрела достаток, но главное – она вернулась на станцию и припала к стопам отца, пусть даже мертвого, лежащего в могиле).

В рассказе Самсона Вырина есть свои элементы сюжета: экспозиция – описание жизни с Дуней на станции, завязка – приезд гусара Минского на станцию, развитие действия – мнимая болезнь Минского, увлечение Дуней, её похищение (или побег?), отец старается вернуть её; кульминация – станционного смотрителя выгнали из дома, где жила Дуня, он понял, что потерял её навсегда и отступился; развязка – бессмысленная жизнь станционного смотрителя без Дуни, пьянство, преждевременная старость и скорая смерть. Таким образом, в повести используется прием «рассказ в рассказе».

Этот прием дает возможность Пушкину показать две точки зрения на события:

  • человека страдающего (Самсон Вырин);
  • человека понимающего (Иван Петрович Белкин).

Автор остается как бы за кадром, но он имеет свою позицию – позицию философа, стремящегося осмыслить суть человеческих отношений, человеческой души, общества, то есть всё многообразие жизни в ее конкретном проявлении – людской судьбе, горе «маленького» человека. Трагедия Самсона Вырина свидетельствует о трагичности мира вообще, потому что здесь рушится дом, устои, вера, родственные связи. А что может быть страшнее этого?..

Анализ библейских мотивов произведения

Учитель сообщает учащимся, что повесть «Станционный смотритель» основана на образах и мотивах Библии, без знания которых нельзя понять смысл произведения.

Сначала определяются эти образы и мотивы, контекст, в котором они используются.

Затем с помощью Библейской энциклопедии и Библии определяется-библейский смысл этих образов и мотивов и только потом -=- новый смысл, который они обрели в произведении. В ходе работы можно составить следующую таблицу.

 Библейские образы и мотивы

  • История о блудном сыне.
  • Заблудшая овца.
  • Самсон.
  • ? «Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь (Иисус Христос) не обрящет его и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих». (Библейская энциклопедия).

Возможно, школьники помнят упоминаемые сюжеты, поэтому целесообразно актуализировать их знания в этой области. Но главное, чтобы учащиеся в ходе беседы и работы с библейскими мотивами и образами сумели определить их роль в тексте, то новое значение, которое они приобрели.

Этот этап урока должен завершиться выводом учащихся: с помощью библейских образов и мотивов Пушкин в повести «Станционный смотритель» напоминает читателям об актуальности истории о блудном сыне в любое время, об уважении к родителям, о вере, о Божьих заповедях, о любви к людям и о том, что не всегда человеку хватает времени, чтобы раскаяться и испросить прощения за свои проступки, тогда это тяжким грехом ложится на его плечи.

Источник: https://www.school-essays.info/urok-po-povesti-l-s-pushkina-stancionnyj-smotritel-chast-vtoraya/

Образ и характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель»: описание, портрет и биография

Пушкинские “Повести Белкина” – это изображение простой и обычной жизни людей, русского быта, это рассказ о разных ситуациях и происшествиях, которые случаются в жизни самых обыкновенных людей. “Станционный смотритель” – одна из повестей, входящих в это произведение.

Самсон Вырин, главный герой этого произведения, что и следует из названия, является станционным смотрителем. Вот что говорится в начале произведения о человеке, который занимает эту должность:

“Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда”.

Из цитаты уже становится понятно, что станционных смотрителей никогда не уважали, незаслуженно обвиняли во всех бедах и несчастьях, унижали, упрекали и обижали. Эта работа сулит безрадостную, тяжелую жизнь и непомерный труд. Смотрители вынуждены были смиренно терпеть все жалобы, оскорбления и упреки просто для того, чтобы суметь позаботиться о своей семье.

Обратите внимание

И Самсон Вырин является одним из таких людей. Это бедный и простой пожилой человек, заботящийся о своей любимой семье – единственной дочке Дуне. Жена у Самсона умерла. Самое главное для Самсона Вырина в жизни – это его добрая и красивая дочка, можно сказать, все, что у него есть и чем он дорожит.

Сначала герой предстает перед читателями “свежим и бодрым”, несмотря на тяжелую работу и несправедливое к нему отношение, он не падает духом и остается доброжелательным. Честь и мораль для него выше всяких материальных благ, выше богатств и денег. Отчасти именно поэтому поступок дочери опустошил его душу.

Уже через несколько лет герой превращается в “хилого старика”, спившегося с горя, бедного и одинокого человека. Ведь единственный близкий человек покинул его: Дуня тайком уехала с гусаром. И после своего отъезда она не отправила отцу ни единого письма. Попытки Самсона Вырина вернуть дочь успехом не увенчались, и после этого он спился от одиночества и отчаяния.

Через какое-то время Дуня приезжает к отцу, но обнаруживает, что он уже умер:

“…старый смотритель с год как помер…”

На примере станционного смотрителя Самсона Вырина Пушкин показал простую жизнь обычного человека, труженика и любящего отца, которая наполнена унижениями, исходящими со стороны других людей, трудностями и бедами. Это образ “маленького человека”, в котором можно увидеть большую честность, доброту и любовь.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/2341

Ссылка на основную публикацию