Книга «Василий Тёркин»
Я не влюбилась в школе в «Василия Теркина». Тогда это было скучное програмное произведение о войне. Тогда все произведения о войне были скучными — хоть в прозе, хоть в стихах, хоть в прибаутках. Тогда — про любовь подавай, некогда в войну углубляться.
К тому же, на беду, изучение военно-патриотической литературы откладывается до мая. Логично, все привязано к празднику Победы. Только кто в мае учится? С апреля репетиции концерта для ветеранов, а потом и последнего звонка. Любовь, опять же. Солнце в глаз светит. Некогда разбирать и разбираться.
Еще помню, что для оценки нужно было выучить отрывок из «Книги про бойца». Я выучила два. «Переправу», потому что ее любил мой дед и «Теркин пишет», потому что это было единственное, что самой понравилось. Ни разборов, ни сочинений по нему мы не писали.
И хоть я была достаточно развитым подростком, эмпатичным, но ничем меня Теркин не зацепил. Да, знаю, да, был, да, проходили. Нет, не люблю.
В этом году экстренно захотелось прочитать что-то патриотическое. Только повеселее, а то правды жизни у меня самой хоть лаптем черпай. Вспомнила о Теркине. И в точку! Передо мной открылся новый герой! Это и былинный богатырь из русских сказок, и решительный революционер, и простой парень с девизом «Не унывай!» Как просто! Как необходимо! Как вовремя!
Два раза я рыдала над книгой. Первый, когда описывалось отступление в тыл и заход в деревню теркинского командира. Помните:
Второй — когда рассказывалось о холостой жизни самого Василия. Были и жена, и сын. А пришел в деревню на побывку, и места от подворья не осталось — все разрушено, все убиты.
То, что в школе учитель мог рассказать (или заставить кого-то из учеников в форме реферата пересказать классу), мне взрослой пришлось разыскивать самой. Оказывается, Теркин изначально был коллективным персонажем времен русско-финской войны.
Фельетоны о нем писали и сам Твардовский, и Щербаков, и даже Маршак! Звать его могли — Ваня Мушкин, Федя Протиркини или Вася Пулькин — но остановились на Васе, своем в доску рубаха-парне, Теркине.
Правда, из газетного малого Твардовский вырастил Василия Теркина — крупнее и солиднее по форме, и сделал «обыкновенного» парня из «необыкновенного героя». Но это, пожалуй, лучшее решение.
Все события показаны глазами друга Теркина — автора. Здесь нет штрафбатов, заградотрядов, смершевцев. Здесь и Сталину места не нашлось, потому что он был вне мира простого служивого. Отец-генерал — в нескольких главах.
Буденный — как немой укор на совести деда-солдата. Все, что выше, обозначено просто — «Закон» без лица, характера, индивидуальностей. Зато мать-земля, старуха-мать, жена, кисет и глоток погорячей — это солдат прнимает.
Этому и в поэме место нашлось.
32 главы от «Пролога» до «Эпилога». В них поместилась вся военная жизнь. Отступление первых лет войны, переломный бой за Днепр, наступление до «другого края Варшавского шоссе». Обстрелы-сабантуи, передышки у костра с гармошккой-трехрядкой и удалой песней, вязкость болот, ранения, бои, письма домой и из дома, смерть, санбаты и бани.
Поразила закругленность каждой главы. Все из этих 32 частей — самостоятельные произведения, полностью законченные. Отчасти я нашла этому объяснение — публиковались эти главы вразнобой, перепечатывались разными изданиями, учились бойцами наизусть.
И Твардовский был готов к этому. Только я увидела его личный страх смерти. С 1941 г. он был военкором, в самых горячих местах сражений. А ну, как не успеет дописать? Хоть что-то останется завершенным.
Тем более, что еще в Прологе сказано, что это — «книга про бойца без начала и конца, больно жалко молодца».
У Теркина есть полный тезка — «Василий Теркин» Боборыкина Петра Дмитриевича. Сам Твардовский и целая редколлегия газеты «На стаже Родины», где он появился, не знали об этом. Так что совпадение можно считать случайным.
Еще один интересный момент — Твардовского номинировали на Сталинскую премию в 1945 г. еще до официального завершения поэмы. «Не испортит», — решил Сталин и от руки, карандашом дописал его в список претендентов на премию 1 степени. Авансом, так сказать.
А как иначе? Теркин отозвался в сердцах людей. Он стал не просто литературным героем, а действительным, реальным. Вот он —руку протяни. А язык поэмы? Простой, русский, понятный. Яркий и в описании солдатской жизни, и в панорамных картинах природы.
Как сейчас говорят, «единым кадром» мы поднимаемся с автором над полями, лесами, реками, осматриваемся, а потом опускаемся к назначенному месту, где находится Василий. И все до мелочей ясно.
Пожалуй, только одно произведение еще точнее, еще полнее описывает русскую жизнь — «Евгений Онегин» Пушкина. А это уровень, согласитесь! Так что премия — закономерное признание труда.
И если вернуться к моему школьному опыту и сегодняшнему, в статусе жены и матери, мое отношение к войне изменилось. Сейчас это не просто строчки в учебниках. Это большая жизнь. И лучше нам не знать — как там. Но опыт прежних поколений терять не стоит.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1002134395-vasilij-tjorkin-a-tvardovskij
Сочинение по поэме Василий Теркин Твардовского рассуждение
Твардовский показывает в своей поэме простого человека на фронте. Человек этот весельчак и балагур, какие часто попадаются в любых коллективах. Его привлекательность в том, что любые трудности он переносит с юмором, подбадривая и занимая других.
Это свидетельства очень стойкой души, сильной воли и мужественности. Шутки Василия немудреные, главное в них это постоянное присутствие духа. Он начисто лишен позы. Солдат все воспринимает просто – вот идет война, и много горя, но нужно воевать, защищать Родину. Василий Теркин лишен эгоизма: « На войне себя забудь, помни честь, однако».
Он не упивается свое бедой, ведь война коснулась каждого человека без исключения. Боец знает свой долг и честно выполняет его. Василий Теркин хочет стать героем, но не из честолюбия. Он хочет прославить родной край, Смоленщину, чтоб не было ей сиротливо.
Ощущая себя сыном своей земли, Теркин считает своим долгом быть сыном отважным, героическим.
Василий не гоняется за славой, за наградами, хотя в шутку говорит, что неплохо было бы прийти в сельсовет на гулянку с медалью. Героизм Теркина в его твердости, надежности, чувстве долга, любви к Родине.
Василий Теркин жалеет людей, ему хочется всем оказать помощь.
Эта любовь к людям, к сослуживцам делает его образ прекрасным. Ведь от любви к людям Теркин делается чище и возвышенней, чем любой высокодуховный человек искусства.
Твардовский в лице такого вот неказистого, обычного парня показывает все неожиданное величие нашей земли. Страна, в которой родятся и вырастают такие прекраснодушные люди, воистину велика. Враг жестоко разочаровался: за невзрачной внешностью скрывалась огромная духовная мощь, запас неистощимых сил.
Василий Теркин, простой и необразованный человек – свет нашей Родины, все лучшее, что есть в ней. Доброта, любовь, мужество, терпение, стойкость, все это делает нас и нашу землю могущественными. Завет поэта будущим поколениям, его пожелание – подражайте Василию Теркину, будьте такими как он!
Вариант 2
Поэма о Тёркине оказалась очень важна для Победы, для народа, ведь люди (особенно на фронте) ждали каждой новой главы. Темы глав разные, поэт рисует сцены фронтовой жизни, хотя иногда вспоминает довоенное.
Поэма эта читается очень легко – она временами по своему легкому стилю, музыкальности, злободневности даже напоминает частушки. Мне немного напомнило это ещё песни Высоцкого. В этих стихах такой бодрый ритм, но ими поэт передаёт и веселое, и грустное. И слова не заумные, а простые – жизненные, звучащие. Думаю, что такие стихи очень подходят самому образу Тёркина.
Такой уж парень этот Вася: весёлый, неунывающий, находчивый… Когда все грустят, он легко подбодрит.
Но грустят-то не от скуки, а от ужасных условий, войны, голода, болезней, безнадёги… Но Вася умеет рассмешить товарищей даже в холодном болоте: то ли анекдот рассказал, то ли историю из жизни… И рассказчик он отличный! Слово подберёт верное, и заметит всякую мелочь, и расскажет так – с жестом, нужным тоном. Например, когда он говорил о шапке, которую ему отдала санитарка, он так показал свою встречу с той девушкой, что все вокруг упали от смеха. Или когда он вспоминает, как его чуть не обнаружили в сене, Василий классно пародирует, как немцы пели. Понятно, что для всех он друг, его просят пошутить, рассказать что-то. Но он не клоун! Часто и вежливо отказывает (например, спать пора), у него свои мысли и печали.
Вот он вспоминает, как его ранили в блиндаже, а танкисты чудом спасли. Помнит госпиталь, каждую хату, куда заходили. Часто поэт и Тёркин рассуждают о Родине, о смелости, о верности. Важное находит и в бытовом: сон солдата, походная шинель, кисет, посещение бани.
Важно, что Тёркин не только весельчак, он и философ иногда, и настоящий боец. Он чувствует и злость, и усталость. И полежать в госпитале ему приятно… денёк. Но после стыдно – как так тут на казенных харчах, а там война, твои друзья погибают? И он снова возвращается на фронт.
Все знают, как Василий сбил из винтовки немецкий самолет, стал героем. Известна и сцена рукопашного боя с немцем или глава «Переправа». Но, кроме того, что «на слуху», в поэме столько сильных сцен, столько тонких наблюдений! Меня больше всего впечатлила сцена про старушку («солдатская мать»), которой пришлось бы пешком из Берлина возвращаться, если б Тёркин не помог.
Поэт смеётся над вступлениями и выводами, так как на войне не до этого – времени нет, некогда рассказывать истории о героях. Нужно просто рассказывать хорошие истории. Часто в поэме главы перекликаются. Например, поэт вспоминает населенный пункт (тот самый!) Борки.
В общем, отличная, живая, трогательная, говорящая голосами разных людей, яркая поэма меня очень впечатлила.
← Сочинение рассуждение по рассказу Возвращение Платонова ← Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына↑ ДругиеПрирода в творчестве Фета и Тютчева → Поэзия 60-х годов 20 века →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/po-poehme-vasilij-terkin-tvardovskogo-rassuzhdenie
Методическая разработка по литературе (8 класс) по теме: “Русский чудо-богатырь” (по поэме А. Т. Твардовского “Василий Тёркин”)
Урок литературы в 8-м классе “Русский чудо-богатырь!” (по поэме А.Т. Твардовского “Василий Теркин”)
Эпиграф к уроку:
Богатырь не тот, что в сказке –
Беззаботный великан,
А в походной запояске,
Человек простой закваски, …
В муках твёрд и в горе горд…
А. Т. Твардовский.
«Василий Тёркин».
Цели урока: 1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;
2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать навыки актёрского мастерства;
3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оформление доски: эпиграф к уроку, портрет А. Твардовского, картина
Ю. Непринцева «Отдых после боя»
Ход урока:
I. Беседа.
Учитель: Перевёрнуты последние страницы поэмы «Василий Тёркин».
Вам понравилась она? Расскажите, что именно понравилось в ней.
Учитель: Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?
| «Книга про бойца».
Учитель: В каких условиях и когда А. Твардовский писал это произведение.
| – Писал в годы войны.
– Первые главы появились в 1942 г.
– А. Твардовский, автор поэмы, с первых же дней ушёл на фронт.
Был военным корреспондентом во фронтовых газетах.
Участник войны, несколько раз выходил из окружения.
– Был там, где был его герой и читатели его произведения.
– Вместе с бойцами сам испытал тяготы войны.
… в дождь, укрывшись плащ – палаткой,
Иль, зубами сняв перчатку,
На ветру, в лютый мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей
Учитель: К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано».
Учитель: Что представляет собой каждая глава поэмы?
| – Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего их 30
глав.
Но они объединены одним главным героем – Василием
Тёркиным.
Учитель: Почему автор каждую главу создавал как самостоятельное произведение?
| – Поэма создавалась в страшные годы войны.
| – Бойцы не имели возможности читать главы по порядку. Они не
могли знать предыдущих глав.
Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма.
Учитель: Понравилась ли поэма бойцам? Как они отнеслись к ней?
| – Книга стала очень популярной.
Она стала дорога каждому бойцу.
Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.
– Им полюбился главный герой.
Каждый хотел быть похожим на него.
– Благодаря этой книге в каждой роте появились свои В. Тёркины, свои балагуры, свои весельчаки.
– Василий Тёркин стал душой солдат.
– Вместе с Тёркиным бойцы поднимались на новые атаки.
– Они легче переносили все тяготы войны, все лишения.
– Бойцы присылали автору множество писем с положительными отзывами о книге, даже предлагали свои сюжеты.
Учитель: Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо?
| – Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было.
Но были бойцы, чем-то похожие на него.
– Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.
– Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца.
Учитель: Ребята, А. Твардовский, в поэме через своего героя хотел показать, каким должен быть боец, или были у него другие цели?
| – Эта книга о войне, автор изображает её правдиво.
Автор показывает нам, какая она была, в каких условиях сражались бойцы.
Учитель: Боец Байдужий говорил: «Ваша поэма – энциклопедия фронтовой жизни бойца».
Энциклопедия – это научное справочное пособие.
Учитель: Бойцам книга очень понравилась. Они полюбили главного героя.
А вам нравится Василий Тёркин? Какой он? Что вы хотите сказать о нём?
– Мужественный, смелый, бесстрашный, храбрый воин.
Совершал героические подвиги:
Он переплыл реку (глава «Переправа»), сбил из винтовки немецкий самолет
(глава «Кто стрелял?»)
– Хороший друг, настоящий боевой товарищ. Его все любили.
– Тактичный. Отличный гармонист (глава «Гармонист»)
– Оптимист. Никогда не падал духом, никогда не унывал.
– Всегда шутил. Этим поднимал настроение солдат.
– Уважает старших (глава «Два солдата»)
– Смекалистый.
– Умный, рассудительный.
– Мастер на все руки – починил часы, сделал развод у пилы.
– Любит Родину.
Чтение эпиграфа: Богатырь не тот, что в сказке
Беззаботный великан,
А в походной запояске,
Человек простой закваски, …
В муках твёрд и в горе горд…
А. Т. Твардовский.
«Василий Тёркин».
Учитель: Благодаря таким солдатам, как Василий Тёркин, была одержана победа над врагом. Ведь немцы дошли почти до Москвы.
II. Работа по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя».
Учитель: Кого вы видите на картине? Что можете сказать о Василие Тёркине?
| На картине мы видим бойцов, отдыхающих после боя. Общим вниманием завладел Василий Тёркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья.
Они смеются, значит, Василий Тёркин рассказывает о чём-то смешном. Но сам он при этом серьёзен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка.
Но и в эту весёлую минуту – характерная черта – Василий Тёркин не позабыл поставить свою винтовку прикладом вниз на носок сапога.
Хорошо, как есть такой
Парень на походе.
III. Проверка домашнего задания.
Учитель: дома вы должны были выписать из произведения определения, характеризующие Василия Тёркина. Прочитайте, пожалуйста, их.
- «Лихой солдат»
- «Богатырь»
- «Человек простой закваски»
- «Серьезный, потешный»
- «Святой и грешный
Русский чудо-человек»
- «В муках горд и в горе твёрд»
- «Только взял гармонь трёхрядку
Сразу видно – гармонист»
- «Любимец взводный»
- «Орёл»
- «Ну просто воин»
- «Русский труженик – солдат»
- «Жизнью Тёртый человек
.
IV. Продолжение беседы.
Учитель: Итак, вы прочитали поэму «Василий Тёркин». Как читается произведение?
(легко)
Учитель: Почему?
| – написал интересно.
| – написал живым народным языком.
– поэма близка к устному народному творчеству (много пословиц,
поговорок, шуток, юмора)
Учитель: Попробуем найти юмор в произведении
1. Глава «Переправа»
- Василий Тёркин просит погреться изнутри.
- Дали ему 1 стопку, но он просит ещё.
2. Глава «Кто стрелял?»
- Василий Тёркин рассуждает, в какое время года лучше погибнуть на войне?
Вывод: бойцам неохото умирать ни в какое время года, каждое время года прекрасно по-своему.
Каждому хочется вернуться домой живым и невредимым.
- Василий Тёркин сбил немецкий самолёт из винтовки, а потом даже сам испугался.
- Сержант говорит, что орден получил, как с куста.
Василий Тёркин отвечает:
Не горюй, у немца этот
Не последний самолёт.
3. Глава «На привале»
- Тёркин просит у повара добавки.
- Слова Василия Тёркина о слепом танке.
- Рассуждение Василия Тёркина о малом, среднем и главном сабантуе.
V. Учитель – Но не только отдельные отрывки, но и целые главы вызывают смех.
Инсценирование главы «О награде».
– Что можно сказать из этой главы о Василие Тёркине?
| – Смешной
| – Хочет вернуться домой живым и невредимым.
| – Если уж вернется, то без награды никак нельзя..
Инсценирование главы «Два солдата».
– Каким мы здесь видим Василия Тёркина?
| – Мастер на все руки: починил часы, сделал развод у пилы.
– Уважает старых людей.
– Не теряется в любых обстоятельствах.
Инсценирование главы «Смерть и воин»
| Это сказочная глава
Теркин ранен, потерял много крови.
Он бредит.
Ему мерещится, будто за ним пришла сама смерть, но он не даётся ей.
VI. Вывод.
Учитель: Поэма «Василий Тёркин» – это поэма не только о Василие Тёркине. Эта поэма о бойцах, тружениках войны. Они храбро защищали нашу Родину.
Низкий им поклон за это.
Многие из них остались на полях сражений.
VII. Минута молчания.
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание. Создать словесный портрет – памятник Василию Тёркину, любимцу народа.
Литература.
- Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М., 1998
- Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М., 1989.
- Турков А. М. Твардовский – М., 1970.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/27/russkiy-chudo-bogatyr-po-poeme-a-t-tvardovskogo-vasiliy-tyorkin
Александр Твардовский – Василий Теркин. Стихотворения. Поэмы
Здесь можно купить “Александр Твардовский – Василий Теркин. Стихотворения. Поэмы” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.
Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание “Василий Теркин. Стихотворения.
Поэмы” читать бесплатно онлайн.
«Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова!» – писал И. А.
Бунин о поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского – выдающегося русского поэта с драматической судьбой. Поэма «Василий Теркин» стала одной из вершин творчества поэта, в которой во всей полноте ожила народная душа.
В книгу также включены поэмы «Страна Муравия» («высокую культуру стиха» уже в этой поэме отмечали Б. Пастернак и Н.
Асеев), «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти» (опубликована только в 1987-м), в которой описана трагическая судьба отца Твардовского – раскулаченного и сосланного крестьянина-кузнеца; пейзажная лирика, военные стихотворения и стихотворения последних лет, рассказы и очерки.
Александр Твардовский
Василий Теркин. Стихотворения. Поэмы
Последнее воспоминание о нем: сидит, страшно исхудавший, возле большого дачного окна…
Незадолго до этого, в феврале 1970 года, многолетнее грубое давление всевозможных «руководящих инстанций» – ЦК КПСС, Главлита (а попросту сказать – цензуры), секретариата Союза писателей – вынудило Александра Твардовского покинуть журнал «Новый мир», главным редактором которого он был больше десяти лет и который за это время приобрел огромную популярность в нашей стране и даже за ее пределами.
В прошлом веке, испытав потерю такого же своего любимого детища – журнала «Отечественные записки», закрытого правительством, Салтыков-Щедрин горестно писал, что отныне «лишился употребления языка».
Но то, что для великого сатирика было метафорой, гиперболой, для Твардовского стало реальностью.
Лишившись журнала, не сумев опубликовать свою последнюю поэму «По праву памяти», он смертельно заболел и почти потерял речь.
Его окружали родные, навещали друзья, и все же на долгие часы он оставался наедине со смотрящей в окно поздней осенью, безлистыми деревьями, пожухлой травой, покуда в стекло не застучались, не заскреблись первые метели. (И не звучали ли в памяти последней декабрьской ночью строки из трагической главы «Василия Теркина»: «Смерть склонилась к изголовью: – Ну, солдат, пойдем со мной»?)
Вся жизнь, наверное, проходила в те дни перед глазами Твардовского, и он мог сказать о себе словами своего любимого героя:
Я загнул такого крюку, Я прошел такую даль, И видал такую муку, И такую знал печаль…
«Василий Теркин»
…Ах, каким простым все казалось подростку, росшему на Смоленщине, как он напишет позже: «в захолустье, потрясенном всемирным чудом новых дней». Немало обязанный отцу, сельскому кузнецу, первыми задатками любви к книге, к чтению, он, став комсомольцем, теперь судил об «отсталых» взглядах Трифона Гордеевича со всей страстью и категоричностью юности.
Среди стихов «поэта-селькора», как именовали своего юного сотрудника смоленские газеты, были и такие, как «Отцу-богатею», а в одной из его первых поэм «отрицательным» персонажем был… кузнец Гордеич!
Много лет пройдет, прежде чем отцовская судьба предстанет перед Твардовским во всей сложности. Долгие годы он вынашивал замысел романа об отце, который, к сожалению, так и не удалось осуществить.
Он и название придумал – «Пан».
Так прозвали Трифона Гордеевича земляки за то, что тот всячески, весьма наивно и недальновидно подчеркивал свою особость, независимость, отличный от обычного деревенского склад жизни.
Но уже в поэме «За далью – даль» будут запечатлены и реальная картина «скудного выручкою» трудового дня мифического «богатея», и беглые портреты его бедных «клиентов».
А в очерке «Заметки с Ангары», рассказывая о повстречавшемся выходце со Смоленщины, Твардовский писал, что, глядя на него, «невольно вспомнил затылок покойного отца, такой знакомый до последней морщинки и черточки…».
При всем лаконизме этого упоминания за ним ощутимо сильное душевное движение, всколыхнувшаяся память о человеке, с которым в юности шла такая непримиримая война.
На первых жизненных верстах отцовский образ сделался воплощением того обихода и уклада, от которых начинающий поэт стремился оттолкнуться, как отталкиваются от берега, отправляясь в плавание. Этот конфликт завершился уходом юноши из дома и началом самостоятельного существования как газетчика и литератора.
Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать, Не трусить, Верным быть народу, Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду, А если — То и жизнь отдать.
Так вспоминал Твардовский в своей последней поэме давнее умонастроение – свое и друзей-ровесников. И, умудренный всем пережитым, прибавлял:
Что проще! В целости оставим Таким завет начальных дней. Лишь от себя теперь добавим: Что проще – да. Но что сложней?
«Сложность» дала себя знать немедля. В пору начавшейся коллективизации в числе миллионов других несправедливо пострадала и «панская» семья, высланная на Север.
Почти тридцать лет спустя, в 1957 году, набрасывая план пьесы о раскулачивании, Твардовский припомнил слова, сказанные ему в ту давнюю пору секретарем Смоленского обкома партии: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией».
В тех же набросках запечатлена и дилемма, вставшая перед «младшим братом», в котором угадывается сам автор: «Он должен порвать с семьей, отказаться от нее, проклясть ее – тогда, может быть, он еще останется «на этом берегу», а нет – хочешь не хочешь – будешь «врагом», кулаком, которому никогда и ничем не отмолить себе прощенья у советской власти».
Происшедшее оставило в душе поэта тяжелейшую, незаживающую рану и в то же время положило начало долгому, мучительному, противоречивому отрезвлению от прежних наивных иллюзий. И уже совсем по-иному вспоминалась жизнь на отцовском хуторе в стихотворении «Братья», завершавшемся пронзительными строками:
Что ж ты, брат? Как ты, брат? Где ж ты, брат? На каком Беломорском канале?..
Заметно отличалась по тону от тогдашней литературы с ее упрощенным и приукрашенным изображением коллективизации и поэма Твардовского «Страна Муравия».
В описании скитаний Никиты Моргунка, который «бросил… семью и дом», не желая вступать в колхоз (как поступил и отец поэта), в его тревожных раздумьях и многочисленных дорожных встречах слышны явственные отголоски трагических событий тех лет.
Выразительна, например, услышанная Моргунком сказка про деда и бабу, которые «жили век в своей избе», покуда «небывало высокая» вешняя вода не «подняла… избушку» и, «как кораблик, понесла» совсем на новое место: «Тут и стой». Сам автор впоследствии ценил драматизм этой поэмы, достигавший особой силы в черновых вариантах:
Дома гниют, дворы гниют, По трубам галки гнезда вьют, Зарос хозяйский след. Кто сам сбежал, кого свезли, Как говорят, на край земли, Где и земли-то нет.
Тем не менее герой поэмы в конце концов отказывался от поисков легендарной страны «единоличного» крестьянского счастья, где «никакой, ни боже мой, – коммунии, колхозии», и смирялся с необходимостью вступить в артель.
Многие стихотворения, вошедшие в сборники «Дорога», «Сельская хроника» и «Загорье», красноречиво свидетельствуют о том, как старательно искал Твардовский светлые стороны тогдашней деревенской жизни, исходя из сознания, что так нужно.
Нужно «иметь мужество видеть положительное», – с горечью напишет он впоследствии.
По дороге, зеркально блестящей, Мимо отчего еду крыльца…
Эти строки, задуманные как одическое восславление новой жизни, обернулись, однако, едкой и горькой оценкой происходившего тогда с самим поэтом.
Еще недавно объявлявшийся в смоленской печати «кулацким подголоском» и даже «классовым врагом», он после «Страны Муравии», которую критики сочли прославлением коллективизации, оказался в фаворе у власти: был принят в партию, награжден орденом Ленина в числе известных писателей и даже получил Сталинскую премию.
Счастье, что «зеркально блестящая дорога» не ослепила Твардовского. Он понимал, что в расхваленных критиками произведениях «едет мимо» многого, что есть в реальной жизни.
В конце тридцатых годов в письме к родичу, тоже взявшемуся за перо, Александр Трифонович не столько поучал адресата, сколько размышлял о своем: «…нужно выработать в себе прямо-таки отвращение к «легкости», «занятности», ко всему тому, что упрощает и «закругляет» сложнейшие явления жизни… будь смелей, исходи не из соображения о том, что будто бы требуется, а из своего самовнутреннего убеждения, что это, о чем пишешь, так, а не иначе, что это ты твердо знаешь, что ты так хочешь». А ставшему близким другом С. Я. Маршаку признавался: «…давно хочу писать иначе, но все еще не могу…»
Впрочем, «иначе» писать он все же пробовал – и в «Братьях», и в элегической предвоенной «Поездке в Загорье», и в полном затаенной боли стихотворении «Матери» (Мария Митрофановна вместе с семьей еще находилась в ссылке):
И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо — Мне всякий раз тебя напоминают.
Истинное же рождение Твардовского как великого русского поэта произошло в трагическую пору народной истории – в затяжную и кровавую зимнюю кампанию в Финляндии и Великую Отечественную войну.
Он был фронтовым корреспондентом, испытал горечь страшных поражений и потерь, попадал в окружение, сталкивался с множеством людей – когда надолго, когда на краткий, но навсегда запомнившийся миг.
Позже он сказал об этом в своей «Книге про бойца», ставшей поэмой «Василий Теркин»:
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
УЗНАТЬ ЦЕНУ
Источник: https://www.libfox.ru/421600-aleksandr-tvardovskiy-vasiliy-terkin-stihotvoreniya-poemy.html
Подвиг человека на войне (по поэме а. т. твардовского «василий теркин»):
Бой идет святой и правый, Смертный бой яе ради славы — Ради жизни на земле.
А. Т. Твардовский
Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся произведение о войне — поэму «Василий Теркин». Книга очень полюбилась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так о Великой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал.
Многие выдающиеся полководцы издавали свои книги, в которых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещениях армий, о тонкостях военного искусства.
Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать именно эту сторону войны,
Но была и другая жизнь, солдатская, о которой нужно знать не меньше, чем о стратегии и тактике. Очень важно понимать проблемы, переживания и радости рядовых.
Наверное, трудно представить человеку, не принимавшему участия в войне, жизнь простого солдата. Твардовский рассказывает нам о ней очень правдиво, без прикрас, ни о чем не умалчивая.
Писатель сам был на фронте, узнал обо всем не понаслышке.
Понимал Твардовский, что победа над Германией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми солдатами, такими, как главный герой его поэмы — Василий Теркин.
Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Не занимать ему было чувства юмора, ведь
На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.
Сам Твардовский говорит о нем:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой.
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
В главе «Теркин — Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он — это собирательный образ:
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…
Первый подвиг Теркина, о котором мы узнаем, — это побег из немецкого плена. В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало руководство страны всех пленных, находящихся в Германии. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал.
Думаю, что из-за такого отношения страны к попавшим в плен (кстати, очень многих взяли из-за просчетов руководителей, особенно в первые месяцы войны) несчастные люди и переходили на сторону фашистов. А Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы снова защищать Родину от врага. Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней. А что он мог!
Да, действительно, ничего он не мог поделать, так уж сложились обстоятельства. Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноватыми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправы один из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали говорить об этом:
И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.
Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мысленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-то точку вдали.
Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, что кто-то мог доплыть живым с того берега.
Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический поступок — добрался до своих по ледяной воде, которая «даже рыбам холодна». Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которым были посланы люди.
Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решится на такое. Попросил солдат у полковника вторую стопку водки: «так два ж конца». Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плывет обратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исходом своего путешествия. А опасность для него представляет не только холод, еще и «пушки бьют в кромешной мгле», потому что
Бой идет святой и правый
Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле.
Защита жизни на земле — главное дело солдата, и иногда приходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин.
Он попал в «погребушку» к немцам, чтобы проверить, не оттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо. Страшные сутки провел Теркин, «оглушенный тяжким гулом», теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих — это еще ужаснее, чем от врагов.
Только через сутки нашли его, истекающего кровью, «с лицом землистым». Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы и не ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в одиночку.
Интересно отношение Теркина к награде:
— Нет, ребята, я не гордый,
Не загадывая вдаль.
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким наградам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войне таких было достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить орден. Причем обычно это люди, которые не особо любят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед начальством.
Как мы понимаем из слов самого героя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил:
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое
— Человек пришел с войны.
По-моему, отказ от ордена — тоже своеобразный подвиг. У Теркина был страшный поединок с немцем:
Так сошлись, сцепились близко,
Что уже обоймы, диски,
Автоматы — к черту, прочь!
Только б нож и мог помочь.
Они дерутся один на один, «как на древнем поле боя». Твардовский прекрасно понимал, что такая борьба — это совсем другое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвращение к истокам боевого искусства.
Исход любой битвы зависит не только от физической силы противников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в рукопашной схватке эта зависимость итога борьбы от чувств проявляется еще сильнее.
В начале главы «Поединок» автор показывает физическое превосходство немца, «дармовым добром кормленного». По Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российские дома, требовать себе еды, наводить в стране «свой порядок».
И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулся на него своей каской:
Ах, ты вон как!
Драться каской?
Ну не подлый ли народ!
И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Теркин взял «языка» — добычу ночи». Он снова совершил подвиг, выиграв ужасный поединок.
Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» — это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как смерть пришла к нашему герою, который «неподобранный лежал».
Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя ему стоило это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого.
Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:
Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай.
Дашь ты на день отпуск мне?
Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь больше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победу русских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался. Участие в войне против фашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XX века, — главное дело его жизни.
Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они просто сражаются и совершают подвиги, не думая о награде, — подвиги человека на войне.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/podvig_cheloveka_na_vojne_po_poehme_a_t_tvardovskogo_vasilij_terkin/25-1-0-1910
Критика о книге А. Твардовского “Василий Теркин”
И. А. Бунин 10 сентября 1947 г. писал из Парижа известному литератору Н. Д. Телешову: “Дорогой Николай Дмитриевич, я только что прочитал книгу А.
Твардовского (“Василий Теркин”) и не могу удержаться – прошу тебя, если ты знаком и встречаешься с ним, передать ему при случае, что я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищен его талантом, – это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за “Теркина””. Эти слова стали для Александра Трифоновича дорогой радостью и поддержкой.
Даже спустя несколько десятилетий после войны удивляешься, что в “Книге про бойца” нет прославлений Сталина, партии, и более того, можно найти иронию по отношению к сильным мира сего, например: “Города сдают солдаты, | Генералы их берут”. Хотя, разумеется, не все, что накипело на душе, могло войти в текст, и автор уклончиво дает это понять читателю, сливая свой голос с теркинским: “Я не то еще сказал бы, – | Про себя поберегу…”
Уже в начальные месяцы “годины горькой” появились у Твардовского части поэмы “Дом у дороги”, которую он завершил и опубликовал только после войны – в 1946 г.
Стихотворный эпос приобрел в этой поэме иные признаки, чем в “Василии Теркине”.
С одной стороны, автор более обстоятелен в освещении общечеловеческих и национальных черт и исторических реалий 1940-х годов, с другой – в его подходе к теме обнаруживаются элементы символистской поэтики, творческая манера Твардовского в “Доме у дороги” обогащается освоением традиций античного эпоса, некрасовской и блоковской поэзии.
Образ дома у дороги Твардовский пронес через войну как символ России, ее постоянной приближенности к процессам мировой истории. Летописец народной трагедии вслед за предшественниками не может петь о строительстве нового дома, пока русская муза требует воплощения того, что выношено душой в огне войны. “Та боль не отмщена и не прошла с победой”.
В каждой строфе, посвященной довоенному дому, содержатся приметы изначально “райского” пребывания на земле. Сад, палисадник, грядки, чистота, уют, радость общения с близкими составляют это утерянное счастье. Повышенная, хотя и сдерживаемая эмоциональность пронизывает все произведение, наполняя его лирической взволнованностью, импрессионистской проникновенностью.
Помытый пол блестит в дому Опрятностью такою, Что просто радость по нему Ступить босой ногою.
И хорошо за стол свой сесть В кругу родном и тесном, И отдыхая, хлеб свой есть, И день хвалить чудесный.
Звук косьбы (“Коси, коса, | Пока роса…”) выступает как некий сквозной мотив, символ мирного благоденствия. Когда рубеж войны перечеркнул мир, даже коса в руках Анны зазвучала иначе: “Не та коса, не та роса, | Не та трава, казалось”.
Автор назвал свое произведение “плачем о родине”, “песнью ее судьбы суровой”. Формулировка напоминает нам название драматической поэмы А. Блока – “Песня Судьбы”.
Образ блоковской России соединяет глобальную метаисторическую сущность и интимный мир личностного переживания, надреальное и непосредственно чувствуемое. Значимость поэмы и ее “интимность” Твардовский подчеркнул в предисловии.
Обратившись к читателю, он косвенно опять напомнил о параллели Русь – жена:
И как вернуться ты не мог С войны к жене-солдатке, Так я не мог Весь этот срок Вернуться к той тетрадке.
На Россию надвигается в поэме некто он – фантастически страшная сила, еще более ужасающая, нежели “недвижный кто-то, черный кто-то” или дракон, который, “разинув пасть, томится жаждой”. Он вмешивается в самые основы жизни, превращая мир в абсурдную свалку разъятых частей:
Ломал и путал фронт и тыл От моря и до моря, Кровавым заревом светил, В ночи смыкая зори.
Как на картинах сюрреалистов, на передний план вдруг выступает группа случайно объединенных и уравненных друг с другом элементов разорванного бытия:
И столько вывалило вдруг Гуртов, возов, трехтонок, Коней, подвод, детей, старух, Узлов, тряпья, котомок…
Источник: https://www.getsoch.net/kritika-o-knige-a-tvardovskogo-vasilij-terkin/
Поэма А.Т. Твардовского “Василий Тёркин”
«Василий Тёркин» писался в течение всей Великой Отечественной войны — с 1941 по 1945 год. Но замысел произведения возник гораздо раньше, во время финской кампании 1939—1940 годов. Герой по имени Василий Тёркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны.
Некоторые главы, вошедшие потом в поэму «Василий Тёркин», были созданы задолго до того, как произведение сложилось в окончательном виде («На привале», «Гармонь», «Переправа»). После окончания финской войны работа над «Василием Тёркиным» стала главным делом Твардовского.
Именно в годы Великой Отечественной войны был создан текст, известный нам под этим названием.
Первые главы поэмы «Василий Тёркин» были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Кроме того, начиная с этого же года, поэма выходила отдельными изданиями.
Жанр
Традиционно жанр «Василия Тёркина» принято обозначать как поэму. Такое жанровое определение вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало.
Однако сам автор называл «Василия Тёркина» «Книгой про бойца».
Твардовский объяснил это следующим образом: «Жанровое обозначение “Книги про бойца”, на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения “поэма”, “повесть” и т. п.
Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки.
У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил “Книгой про бойца”».
Сюжет
«Переправа». Идет переправа через реку. Взводы погружаются на понтоны. Вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. Те, кто остался на левом, ждут рассвета, не зная, как быть дальше. С правого берега приплывает Тёркин (вода зимняя, ледяная). Он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнем.
«Два солдата». В избе — дед (старый солдат) и бабка. К ним заходит Тёркин. Он чинит старикам пилу и часы. Герой догадывается, что у бабки есть спрятанное сало и уговаривает угостить его. Дед спрашивает Теркина: «Побьем ли немца?» Тот отвечает, уже уходя, с порога: «Побьем, отец».
«Поединок». Тёркин врукопашную сражается с немцем и побеждает. Возвращается из разведки, ведет с собой «языка».
«Смерть и воин». Тёркин тяжело ранен и лежит на снегу. К нему приходит Смерть и уговаривает покориться ей. Тёркин не соглашается. Его находят люди из похоронной команды и несут в санбат.
Композиция
Условно поэму «Василий Тёркин» можно разделить на три части: первая повествует о начале войны, вторая посвящена середине, а третья — концу войны.
Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу — вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы.
Это объясняется тем, что Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
Этим обусловлена и оригинальность композиции.
Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой.
Каждая следующая глава поэмы представляет собой описание одного фронтового эпизода.
Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям, а значит — должна быть доступной читателю с «любого места».
Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям.
Поэма заканчивается посвящением павшим.
Тема
Центральная тема произведения — жизнь народа на войне.
Несмотря на юмор, пронизывающий поэму от начала до конца, Твардовский изображает войну как суровое и трагическое испытание жизненных сил народа, страны, каждого человека:
Вой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы.
Ради жизни на земле.
Так, в главе «Переправа» автор показывает, как в жертву войне приносятся сотни человеческих жизней:
И столбом поставил воду
Вдруг снаряд. Понтоны в ряд,
Густо было там народу —
Наших стриженых ребят…
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
Твардовский показывает победы, но и драму отступления советской армии, солдатский быт, страх смерти, все тяготы и горечь войны.
Война в «Василии Теркине» — это прежде кровь, боль и потери. Так, автор описывает горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных.
Нельзя равнодушно читать строки о том, как
…бездомный и безродный,
Воротившись в батальон,
Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.
На краю сухой канавы,
С горькой, детской дрожью рта,
Плакал, сидя с ложкой в правой,
С хлебом в левой, — сирота.
Разговоры бойцы заводят совсем не на «высокие» темы — например, о преимуществе сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а там, где в России обычно заканчивается всякая страда, — в бане.
Но в «Василии Тёркине» речь идет не только о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, забравшей миллионы жизней, но и о войне вообще.
Здесь поднимаются философские проблемы жизни и смерти, войны и мира.
Твардовский осмысляет войну через призму мира, через изображение вечных человеческих ценностей, которые разрушены войной.
Писатель утверждает величие и ценность жизни через отрицание войны и смерти, которую она несет.
Образ Василия Теркина
В центре поэмы стоит образ Тёркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Тёркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.
Тёркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.
Судьба главного героя, рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.
Фамилия героя неслучайно созвучна слову «тереть»: Тёркин — бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля».
Тёркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни выдающимися умственными способностями, ни внешним совершенством:
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
В образе Василия Тёркина воплощены лучшие черты народа: мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора.
Жизнерадостность и природный юмор помогают Тёркину справиться со страхом и побеждают саму смерть. Тёркин часто рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя («Переправа»).
Когда замерзшему Тёркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали…
Вдруг он молвит, как во сне: —
Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Василий Теркин показан не только как солдат, он еще и мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу («Два солдата»). Кроме того, Теркин еще и мастер играть на гармонике.
Словом, Тёркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда.
Прототипом Василия Тёркина стал весь русский народ.
Не случайно в главе «Тёркин — Тёркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.
Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он — это собирательный образ.
Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» — это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как к герою, который «неподобранный лежал», пришла смерть.
Смерть уговаривала его сдаться ей, но Тёркин мужественно отказывался, хотя стоило ему это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого.
Наконец, когда Теркин стал терять силы, он поставил Смерти условие:
Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?
Из этих слов солдата становится ясно, что он готов расстаться с жизнью, но увидеть победу своего народа. В тяжкой борьбе помогает главному герою фронтовое братство. Даже Смерть удивляется этой дружбе и отступает.
Василий Тёркин — обобщенный и в то же время глубоко индивидуализированный образ.
Он воспринимается как совершенно реальный герой — ловкий, смекалистый, остроумный. Тёркин неотделим от воюющего народа.
Книга «населена» множеством эпизодических лиц: дед, солдат, воевавший во времена Первой мировой войны, и бабка, его жена, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных, и т. д.
Почти все эти герои — безымянные, что, конечно, не случайно. Это помогает автору создать единый образ советского народа, защищающего свою землю.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/877-poema-at-tvardovskogo-vasiliy-terkin.html