“Лирика Пушкина” – сочинение
Вариант 1:
Оцените этот вариант сочинения: <\p>
Гениальный поэт А. С. Пушкин обладал удивительным талантом — он умел чувствовать каждое движение сердца, иллюстрировать все полутона человеческих чувств в своих произведениях.
Всю жизнь Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощала которую Женщина. Возможно, именно благодаря этому тема любви в пушкинской лирике так многогранна. Его жизнь была полна увлечений: и глубоких, и мимолетных. Каждое из них рождало в душе мастера стихи.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» родилось как гимн высокого и светлого чувства Любви. Пушкин посвятил его А. П. Керн. Начинается стихотворение с воспоминаний о близком сердцу и прекрасном образе – «мимолетном видении», которое навсегда вошло в сознание автора.
Это воспоминание подогревается горячим и трепетным чувством и мы невольно проникаемся этим благоговейным поклонением святыне красоты.
Пушкин всецело отдается чувству, охватившему его, и отметает мелкие житейские неурядицы, считая их незначительными и ненужными, если речь идет о любви.
Как ни удивительно, но самые привычные и обыкновенные слова, которые мы употребляем ежедневно, в произведениях Пушкина создают ощущение возвышенности, любви и радости.
Недаром композитор М. И. Глинка написал романс на стихи великого поэта. Примечательно, что посвящен он был дочери Анны Петровны Керн. Так стихи и музыка были соединены с помощью любви, это создало гимн высокому чувству.
Любовная лирика поэта являлась отражением его жизни, всего того, что было действительно пережито им и прочувствовано. Но каким бы это чувство ни было, оно всегда несет отпечаток нравственной чистоты и душевного благородства. Именно поэтому благодаря пушкинской лирике у многих поколений пробуждаются и будут пробуждаться «чувства добрые».
Больше всего я люблю лирику этого великого поэта за её искренность, которую ощущаешь в каждой строчке.
Вариант 2:
Оцените этот вариант сочинения: <\p>
Поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина безошибочно узнают его произведения с первых строк. И дело не в том, что они знакомы нам еще со школьной поры. Дело в особой подаче мысли, в стремлении сердечных порывов и искреннем повествовании автора.
Многие стихотворения этого замечательного русского поэта звучат, как лирические песни. Переплетения боли и ликования, любви и отчаяния, логики и фантазии — в творениях автора каждый найдет для себя то, что неизменно затронет струны души.
«Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»
Слышите? Здесь звучат переливы колокольчика, и тихое шуршание снежинок, и чуть слышная песнь утренней пташки… А в сердце зарождается радость и хочется лететь навстречу к чему-то новому, прекрасному! Каждая строка произведений Пушкина изящна и прекрасна. Только безгранично талантливый человек может создать такое чудо, которое даже спустя века будет понятно и актуально!
Пушкину удавалось даже то, что не под силу другим именитым мастерам пера. Как можно творить, создавая лирические произведения, в которых затронуты различные темы? При этом каждое из них остается родственным по духу любому читателю.
Восточная мудрость веет от его «Фонтана Бахчисарайского дворца» и «Подражания Корану», поражают воображение философские размышления поэта на тему библейских персонажей в произведениях «Демон» и «Свободы сеятель…», «Пророк»…
Бесценный талант А. С. Пушкина позволял ему создавать уникальные шедевры литературного искусства, где даже злободневные темы превращались в лирику и она по сей день находит отклик в сердцах наших современников.
Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
<\p>
Похожие сочинения на тему:
<\p>
Источник: https://sdam-na5.ru/a-s-pushkin/254-lirika-pushkina-sochinenie
Сочинение на тему Лирика Пушкина А.С
Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором.
Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность.
Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни.
Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем.
Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…
Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
Я вас люблю, — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный,И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, на что ты мне дана.
Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
Веленью божьему, о муза, будь послушна…
Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…
Источник: https://litera.su/learner/all-works/pushkin-a-s/pushkins-lyrics
Сочинение на тему: “А.С. Пушкин. Лирика. (1799 —1837)”
А.С. Пушкин. Лирика. (1799 —1837)
Творчество А.С. Пушкина занимает особое место в истории русской литературы и культуры. По словам Белинского, «писать о Пушкине — значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей».
Непреходящее значение пушкинского творчества в том, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (Гоголь).
Лирика. Лирика Пушкина — его поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Война 1812 г.
и восстание декабристов, крепостное право и мечты о «вольности святой», возлюбленные, друзья и враги, «чудные мгновенья» жизни и «печаль минувших дней» — все это нашло отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах… Но это многообразие — проявление того внутреннего единства, пафос которого точно определен известным высказыванием Белинского: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». В этом определении весь Пушкин.
Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие стихотворения этого цикла трагичны («Бесы», «Не дай мне бег сойти с ума»), жизнь представляется поэту как «дар напрасный, дар случайный».
И все »е «самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна» (Белинский).
Это ощущение возникает потому, что чувство уныния, одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью («Вакхическая песня», 1825), молодости над смертью(«Брожу ли я вдоль улиц шумных…, 1829).
Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на контрастном пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» (» Безумных лет угасшее веселье,1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл, Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море») сменяется мощным мажорным аккордом:
Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно — отражение того, что есть в жизни человека страдания.
горести, заботы, троволиснья, «закат печальный», но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновенье любви.
По такому же принципу развивается и поэтическая идея стихотворения «Вновь я посетил…» (1836). В нем интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору поэта, — панорама, которую можно увидеть.
находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее: «опальный домик» -«холм лесистый» — озеро — деревни на берегах — дальше за ними «скривилась мельница»… Все это существует для поэта в настоящем так же, как существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось.
Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти;
Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…
Но суть стихотворения -вечное обновление жизни, символом которого является «младая роща», разросшаяся около «устарелых корней». Соседство понятий «старое — молодое» придает стихотворению динамизм: молодые сосны — «зеленая семья», «кусты теснятся», как дети, жизнь кипит •гам. «где некогда эссе было пусто, голо».
Природа не знает смерти, бессмертен и человек, продолжающий себя в детях и внуках.
Чувство поэта возвышается над страхом личного исчезновения, он ощущает себя и свою жизнь частицей бытия, грусть и уныние преодолеваются ощущением гармонии мироздания, и неслучайно стихотворение заканчивается приветственным обращением к племени «младому, незнакомому».
Несмотря на трагические ноты, особенно усиливающиеся в стихотворениях 1830-х годов, лирика Пушкина (да и все его творчество) «умиряет муки души и целит раны» (Белинский), она провозглашает торжество истины над превратностями бытия, бессмертие того, что оставляет человек людям.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лиру Мой прах переживет и тленья убежит («Памятник»)
Философский оптимизм лирики Пушкина неразрывно связан с поэтическим образом чудного мгновенья жизни. Само это понятие связывает поэзию Пушкина с романтизмом, прежде всего с Жуковским.
Но если у Жуковского чудное мгновенье — отблеск идеального ТАМ, то у Пушкина оно — явление самой жизни. «В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» (Белинский).
«Чудное мгновенье»-то общее, через которое и раскрывается отмеченный выше пафос творчества поэта.
«Чудное мгновенье» разными гранями представлено в лирике Пушкина.
Например, в пейзажной лирике- это острое восприятие поэтичности окружающего человека мира.
Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка, будьто описание Михайловского в стихотворениях «Деревня» или «Вновь я посетил…», осени {«19 октября 1825 года», «Осень») или зимнего утра («Зимнее утро»).
Достаточно вспомнить знакомые каждому строчки: «Роняет лес багряный свой убор…», «знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал», «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит » Все эти детали важны нс только скоси живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой Пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро», 1829) и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень». 1833).
«Чудным мгновеньем в лирике Пушкина всегда была любовь.
Он передал в своей поэзии все оттенки этого чувства: робкую надежду («Ты и вы»), страсть и отчаяние («Признание»), богомольное благоговение «перед святыней красоты» («Красавица») и женственности («Мадонна»), светлую печаль воспоминания о любимой женщине («На холмах Грузии»).
Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божеством вдохновенье («Я помню чудное мгновенье», 1825) — и всегда признательность и благодарность той, чувство к которой заставило сердце биться в упоеньи и пережить чудное мгновенье.
Отсюда — высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике Пушкина, которое с гениальной простотой и ^глубиной передано в стихотворении «Я Вас любил…» (1829). Это стихотворение написано так, как, кажется, может сказать или написать каждый.
И в то же время это образец абсолютного поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом признании — «я вас любил». Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:
Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
С «чудным мгновеньем» связана и тема «дружества», проходящая через всю лирику Пушкина.
Пожалуй, ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений, как Пушкин: это и цикл стихотворений, посвященных лицею и лицейскому братству, который начинается «Воспоминанием в Царском Селе» (1814) и завершается перекликающимся с ним стихотворением «Была пора, наш праздник молодой…» (1836); и многочисленные послания к друзьям, и органичность темы не только для лирики, но и для всего творчества Пушкина.; Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба», и используется Пушкиным в нескольких значениях. Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), и Пушкин свято хранил память о друзьях своей юности, «лучом лицейских ясных дней» («И.И. Пущину») была озарена его жизнь. «Дружество» — это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). Для него Дельвиг — «парнасский брат» («Дельвигу»), «мой брат по крови, по душе» («К Языкову»). КюхельбсКер — «мой брат родной по музе. по судьбам» («19 октября 1825 года»). И, наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человока в самых трудных жизненных испытаниях, не случайно со словами «любви и дружества» он обращается к друзьям- декабристам («Во глубине сибирских руд», 1627), к своему первому бесценному другу Пущину («И.И. Пущину»).
«Чудное мгновенье» становится, таким образом, у Пушкина выражением высшей духовности и той «внутренней красоты человека», о которой писал Белинский^ Именно через призму духовности и человечности оценивает Пушкин все явления современной ему жизни.
Например, «Деревня» (1819) -протест против «барства дикого» и «рабства тощего», но в основе этого протеста — просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение.
естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого; в стихотворении «Анчар» (1828) смысловым центром является строчка «Но человека человек послал к анчару властным взглядом», и ужо на этой основе возникает противопоставление «раб — владыка») переходящее в отождествление.
власти с символическим образом Анкара -дерева Смерти. В стихотворении «К Чаадаеву» (1819) гражданский пафос- призыв отчизны освятить»души прекрасные порывы» тоже приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья».
Таким образом, светлое, гуманное чувство, «поэтический, художественный артистический стих» (Белинский) определяются особенности лирики Пушкина, которые объединяют ее в единое целое. Эти особенности емко определены самим Пушкиным в стихотворении «Памятник» (1836): И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-a-s-pushkin-lirika-1799-1837
Сочинение на тему «Любовная лирика Пушкина»
Перед вами небольшое сочинение-рассуждение на тему «Любовная лирика Пушкина». Это небольшое (краткое) сочинение, которое, мы надеемся натолкнет вас на мысли и даст интересные идеи для собственного сочинения. В оригинале у автора сочинение имеет название «Гимны любви Александра Сергеевича Пушкина».
Смотрите также другие сочинения по лирике Пушкина.
Любовная лирика Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Он расширил источники поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее с русской жизнью и современностью, обогатил идеями.
Пушкин тяжело переживал свои ошибки, мучился ими. Его небольшое лирическое стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» — это гимн любви. В нем дано описание южной ночи. Но внезапно это описание прерывается, потому что величие и красота южной ночи меркнет при мысли о далекой любимой. Легкая грусть и светлая печаль владеют всем существом поэта:
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой…
Без любви нет полноты счастья, нет подлинной жизни:
И сердце вновь горит и любит, —оттого,
Что не любить оно не может.
Другое лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» обращено к Анне Керн, племяннице соседки Пушкиных по селу Михайловскому П. А. Осиповой. Впервые Пушкин встретился с Анной Керн в 1819 году на балу. Она была тогда молода, но уже в те годы восхищала всех своей красотой.
Пушкин, как и многие другие светские кавалеры, с первого же взгляда влюбился в эту прекрасную девушку. После бала все кончилось. Во время ссылки в Михайловское Пушкин вновь встретился с Анной Керн. Она до сих пор сохранила свою божественную красоту, женственность и снова заронила в сердце Пушкина прекрасные ростки такого возвышенного чувства, как любовь.
Великий поэт проводил немало времени с Анной Керн. Они вместе гуляли по чудесным окрестностям Михайловского и Тригорского, беседовали на интересные, жизненно важные темы. А однажды А. С. Пушкин пригласил Анну Керн к себе в Михайловское, и она посетила его, проведя в селе несколько чудесных дней.
Великий поэт был так воодушевлен внешностью, душою этой женщины, что посвятил ей одно из своих лучших стихотворений. Он вложил это стихотворение в книгу, которую А. Керн попросила прочесть. Название стихотворения говорит само за себя. Автор с первых строк оповещает нас, что это стихотворение о прекраснейшем из чувств — о любви.
Любовь, возникшая у Пушкина, была так чиста, так нежна, так прекрасна и возвышенна, что каждый образованный человек, прочитав его, просто переполняется этим удивительным чувством, влюбляется в того, с кем нас знакомит автор.
Я думаю, что не каждый может так любить, как любит А. С. Пушкин. Любовь сопровождала его всю жизнь. Она не всегда была взаимной, но Пушкин не отчаивался и не падал духом.
Прошло время, и Анна Керн покинула Тригорское, оставив в душе поэта незабываемые минуты радости и счастья, чувство любви, перед которым преклоняются все поколения, и конечно же, она пробудила творческий дар Пушкина.
Ведь до нее творческая жизнь поэта была как бы приостановлена, потому что в Михайловском было одиноко, и дни А.С. Пушкина скрашивала лишь его няня — Анна Родионовна. Но вот явилась Анна Керн:
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Анна Керн оставила глубокий след в душе Пушкина. Великий поэт не раз писал пламенные письма к этой женщине, доказывая ей свою любовь. Образ Анны Керн вызывал чудесные воспоминания о днях, проведенных вместе с ней в окрестностях села Михайловского и Тригорского. Пушкин был поистине великим поэтом, заслуживающим уважения.
Это доказывают его стихотворения, которые являются бесценными произведениями искусства.
Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-lyubovnaya-lirika-pushkina/
Сочинение на тему: Лирика Пушкина о любви
Из всей плеяды знаменитых поэтов-лириков, воспевших самое прекрасное и нежное чувство – любовь,- на первое место всегда хочется поставить именно Александра Сергеевича Пушкина. Кто же не читал его знаменитых стихотворений о любви! Кому они не казались выражением его собственных чувств!
У каждого человека с любовной лирикой Пушкина связаны собственные переживания, мне же сразу приходят на память следующие строки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Они так и трогают за душу!
Читая всю любовную лирику Пушкина и сопоставляя с периодикой его творчества, можно заметить тот факт, что в годы своей юности автор подчас довольно легкомысленно относился к этому прекрасному чувству. Юношам и девушкам свойственно влюбляться, в их сердцах часто зарождается страсть, которая кажется вечной. Таковым был и Александр Пушкин, восхвалявший мимолетную романтику легкого флирта:
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Позднее Пушкин приходит к пониманию того, что любовь на самом деле является великим таинством, сосредоточенном не только в романтике свиданий при луне, а в чем-то большем. Любовь – это высшая степень уважения, понимания и признания близкого человека. Это не взрыв чувства, а свет и тепло на всю жизнь. Повзрослев, Пушкин иначе взглянул на женщин, посвящая им прелестные строки:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей…
Женщина для него становится отныне предметом восхищения, она для поэта идеал в лице возлюбленной, друга.
Однако же критикам, современникам поэта, его любовная лирика иногда казалась неинтересной и весьма скучной, так как в пушкинские времена в первую очередь обществом принимались труды маститых корифеев литературы: Батюшкова, Жуковского и других.
Читая стихотворения о любви, созданные гением Александра Сергеевича, невольно задумываешься о том, что многие из них просто созданы для романса и с нетерпением ждут своего композитора, настолько мелодичны его произведения. Не зря же многие из них были даже неоднократно положены на музыку и стали романсами, которые стали чуть ли не народными, но уж во всяком случае – всенародно любимыми.
Конечно, многие стихотворения Александра Сергеевича Пушкина навевают читателю грустные мысли; в стихах его могут найти отражение и неразделенная любовь, и платонические чувства, и страсть. Автор пишет свои произведения от первого лица, выставляя обществу свой внутренний мир и показывая ему всю естественную красоту любви – в этом суть лирики.
Пушкин посвятил много стихотворений своим возлюбленным, которых у него было не так уж мало, не зря же он слыл повесой! Но единственной его любовью всей жизни можно назвать Наталью Гончарову, которой он также посвящал признания в стихах:
О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я…
Многие современные литературоведы считают Пушкина изумительным мастером лирики этой тематики. До него тему любви никто из поэтов серьезно даже не рассматривал, изображая это чувство в основном как страсть или развлечение. И только Пушкин поднялся до вершин нравственного чувства в таких произведениях, как «Я вас любил…», «Мадонна», «Сожженное письмо», «На холмах Грузии…» и других.
Жизнь поэта оборвалась от пулевого ранения 29 января 1830 года. Если бы пуля Дантеса не стала причиной его гибели, сколько бы еще стихотворений о любви великий поэт мог подарить нам всем!
Название произведения:
Источник: https://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-lirika-pushkina-o-lyubvi.html
Сочинение на тему: Тема любви в лирике А.С. Пушкина
Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.
В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием.
В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично.
Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье – / Пускай умру, но пусть умру любя!»
В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.
Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти.
И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством.
Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, – это любовь.
В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее.
Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому что в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину.
От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.
Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:
Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий.
Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни.
Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть – убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.
Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь – всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.
Источник: https://kodori.ru/sochineniya/pushkin-a-s/tema-lyubvi-v-lirike-a-s-pushkina.html
Лирика Пушкина
Лицей – это литературное детство Пушкина. В эти самые лицейские годы юный Пушкин и составлял планы создать немало великих литературных произведений: и поэму, и комедию, и роман,- но все эти замыслы не воплотились, оставшись незавершенными. А вот поэтических произведений вышло из-под его пера тогда много.
Обычно поэты немного стыдливо относились к большинству своих ранних произведений, но полноценный образ Пушкина даже невозможно представить без его детских лицейских стихов.
Пушкин был воспитан на лучших традициях классицистической литературы – французской и российской.
И в литературу он пришел тогда, когда позиции классицизма в русской литературе были еще крепкими. Лицей в Царском Селе создавался, чтобы удовлетворить потребности государства в деятельных, энергичных чиновниках с хорошим образованием. Поэтому обучение в этом учебном заведении подчинялось задаче воспитывать чувство государственности, гражданского долга.
Этой задаче как нельзя лучше соответствовала литература классицизма: она создавала высокие образцы для подражания, изображавшей трагические конфликты личных чувств и государственного долга, в которых обязанность брал верх над чувствами.
В “низких” жанрах находила отражение “низшая деятельность”, которая не соответствовала высокому идеалу, поэтому стража была высмеяна. Именно в классицистических традициях созданы первые лицейские стихи Пушкина. В 1814 году юный поэт написал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе” – первое произведение, которое вышло с подписью “Пушкин”.
В этом стихотворении Пушкин еще ученик, хотя и на уровне своих учителей. Основные мотивы стихотворений первых лицейских лет, примерно до 1815 года, преимущественно анакреонтические: молодой поэт изображает себя в образе мудреца-эпикурейца, который наслаждался легкими радостями земного бытия.
Позже в творчестве Пушкина-лицеиста преобладают элегические мотивы: он пишет о страданиях от неразделенной любви, “преждевременно постаревшую душу”. В этих элегиях часто ощущается влияние российского поэта-романтика В. Жуковского.
Впрочем, даже в это время Пушкин не мог довольствоваться односторонним взглядом на мир. В его элегических стихах возникает тема, которая красной нитью пройдет через все творчество, тема, к которой он будет обращаться в самые напряженные моменты своей жизни: Поэт и Поэзия.
Пройдет много лет, и в одном из последних своих стихов, будто предчувствуя судьбу, А. Пушкин напишет, что в памяти народа он останется, “потому что добрые чувства я лирой лелеял…”. В грустной юношеской элегии “Певец”, написанной семнадцатилетним Пушкиным, уже есть зерно того понимания цели поэзии.
Она вся как призыв к “добрым чувствам” человека – слышали ли вы певца любви, откликнулись сердцем на его тоску.
Выход из лицея в “большую жизнь” расширил круг тем и мотивов в лирике Пушкина. Слова, которые чаще всего встречаются в стихах этого периода его творчества: “свобода” и “воля”.
Ощущением так долго ожидаемой свободы полна ода “Вольность”. Ода под таким же названием, “Вольность”, была хорошо известна современникам Пушкина. Ее автор – Александр Николаевич Радищев – выдающийся российский мыслитель 18 ст., которого царское правительство за политические взгляды и творческую деятельность сослал в Сибирь.
Радищев в своей оде призывал к уничтожению самодержавия. В пушкинской оде, в отличие от радищевской, основным носителем “духу свободы” становится поэт. Пушкин объединяет два понятия – “вольность” и “закон”. Вольность не тождественна своеволию, она ограничена законами, которые учитывают интересы всех людей.
По мнению Пушкина, лишь такая свобода гарантирует мир и лад, такая свобода и может стать “святой вольностью”.
В поэзии “К Чадаеву” ярко проявились чаяния и стремления молодого поколения: Творческая энергия Пушкина наиболее полно воплотилась в поэме “Руслан и Людмила”. Известно, что на поэму искренне откликнулся тогдашний лидер поэтов-романтиков В. Жуковский. Он подарил 0. Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя, в тот высокохромистый день, когда он завершил поэму “Руслан и Людмила”. В победах богатыря Руслана над всеми темными силами оказался жизнеутверждающий оптимизм, которым был насыщен и сам автор, и молодое поколение.
Но именно Пушкину первому из этого поколения суждено на собственной судьбе прочувствовать, что свобода так легко не дается, что путь к ней не бывает простым. Лето В 1820 году стало рубежом и в жизненной и в творческой судьбе поэта. Именно в это время Пушкин окончательно отказывается от традиций классицизма и создает романтическую поэзию. Романтизм Пушкина не только литературное явление. Он был в какой-то стадии становления, формирования личности. Исследователи отмечают, что романтическая поэзия Пушкина “вырастала” из самой жизни. Во-первых, она была присуща людям разных времен романтики молодости, осознавая собственные силы. Внешне обстоятельства жизни Пушкина того периода тоже способствовали развитию именно романтического сознания: политическая ссылка, которая навевала образ изгнанника, узника и пилигрима одновременно; южного природа, который, по словам Пушкина, “удовлетворял воображение”,- море, степи, горы. Это и новые экзотические характеры, и даже народы – Молдавия с ее цыганами, Кавказ, где продолжалась борьба горцев против поработителей, татарский Крым. Наконец, это была и романтика тайного политического движения декабристов, с которыми Пушкин тесно сошелся во время ссылки. Все это и нашло отражение в романтической лирике, поэмах.
Главная идея романтизма в любых условиях, во всех его видах – немецкого и французского, русского, реакционного и революционного, раннего и позднего – идея личности, которая осознает свою самостоятельность и само ценность, неисчерпаемость и бесконечность. Романтическая личность и предстала в произведениях молодого Пушкина.
“Погасло дневное светило…” – первое произведение, в котором эта новая личность проявила себя.
Уже в начале стихотворения поэт задает масштаб измерения этой личности: Последние две строки этой строфы рефреном пройдут через весь стих, утверждая необузданную силу духа лирического героя.
В душе лирического героя, как в океане, скрыты воспоминания и надежды, мысли и желания, радость и печаль, любовь и разочарование. И, как океан, его душа не знает покоя.
Со стихотворением “Погасло дневное светило…” в творчестве Пушкина войдут байронические мотивы непримиримого конфликта между действительностью и интересами личности. Выхода из этого конфликта лирический герой найти не может: все прежние идеалы кажутся теперь обманчивыми.
На смену юношеской уверенности, которая “на обломках самовластья напишут наши имена”, приходит разочарование. Любовь, которая наполняла душу счастьем, давало ощущение полноты жизни, теперь воспринимается как “фатальное”, невозможное, противоречивое.
Однако в романтической лирике рядом с лирическим героем все чаще возникает образ другой личности – любимой, тайну души которой пытается разгадать лирический герой.
В 1823-1824 годах романтическое мировоззрение Пушкина переживает кризис. Причины этого кризиса были и внешние, и внутренние, которые крылись в особенностях художественного таланта поэта. Пушкину как художнику всегда было присуще умение видеть разнообразные картины жизни и точно, ясно воспроизводить их.
Даже создавая романтические образы (экзотические характеры, природу), Пушкин полагался не на свою фантазию, как на собственные впечатления, выбирая из них то, что соответствовало требованиям романтической поэзии. Эта поэтическая наблюдательность иногда даже мешала решению романтических задач, которые ставил перед собой Пушкин.
Поэтому переход от романтизма к реализму крылся в самой особенности пушкинского гения.
Из внешних причин кризиса романтического мировоззрения Пушкина важнейшим было разочарование в “вольнолюбивых мечтах”. И это разочарование пришло задолго до трагического выступления декабристов. Кроме умения точно и ясно видеть картины жизни, Пушкин имел и острый аналитический ум. Находясь на юге, Пушкин с восторгом воспринимал известия о революционных событиях в Греции, Италии, Испании, даже сам хотел принять участие в освободительной борьбе балканских народов. Поражения освободительных движений он воспринимал болезненно, напряженно размышляя над причинами неудач. И эти соображения, как и его поэтический талант, требовали более внимательного отношения к действительности, исследования ее. “Внешние обстоятельства” поспособствовали “художественным исследованиям”: в августе 1824 года поэт вернулся с юга в “родовое гнездо” -родительское имение в селе Михайловское, где он находился в течение двух лет как политический ссыльный.
В 1335 году В. Пушкин в поэзии “Вновь я посетил…” вспомнит годы ссылки, и свое душевное состояние во время пребывания в Михайловском.
В Михайловском Пушкин завершил свои последние романтические произведения, среди них и стихотворение “К морю”. Здесь наметились пути нового, не романтического искусства.
В лирике все чаще возникают философские размышления о человеке, его существования, цель.
Интимная лирика Пушкина передает “светлую грусть любви”. Он нередко говорит о любви в прошедшем времени: “Я помню чудное мгновенье…” Но в тех стихах говорится о любви, которая придает новых душевных сил, возвращает надежду и радость бытия. Особенно много размышляет Пушкин и над проблемой назначения и роли поэта в обществе. Поэзии “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” раскрывают сущность поэтического призвания и ответственности поэта перед народом.
Источник: https://lang-lit.ru/2015/08/lirika-pushkina.html
Сочинение на тему: “Любовная лирика А. С. Пушкина”
Рассуждая о любовной лирике великого русого поэта – А. С. ПушкинА, Белинский как – то написал: “что любовное чувство ПушкинА – это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста”. В этом отношении, классик считал, что произведения ПушкинА могут воспитывать в человеке неземное чувство любви.
Любовная лирика ПушкинА многогранна. Но любима всеми, и среди шедевров можно отметить такие произведения, как “Я помню чудное мгновенье…” (1825), “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” (1829) и “Я вас любил…” (1829).
Первое стихотворение посвящено конкретной даме, это Анна Керн. Само произведение имеет под собой реальную основу. Как – то на званом вечере, который произошел в 1819 году в доме Оленина, поэт повстречал молодую девушку, очень интересную и изысканную. Ее звали Анна Керн.
Эта встреча произвела на поэта неизгладимое впечатление, но тогда Пушкин быстро про нее забыл. Через семь лет он случайно встречает Анну в усадьбе Осиповой, которую регулярно посещал, и владелица которой приходилась тетушкой Анне Керн. Тогда Пушкин вспомнил о той милой девочке, которая превратилась в потрясающую красавицу.
Спустя некоторое время, перед отъездом Анны из тетушкиного дома, поэт вручил ей эти стихи.
Кстати сказать, в тот момент, когда поэт вручал стихи Анне, он на некоторое время замешкался. Наверное, он не хотел, чтобы его стихи звучали биографически приземлено.
Уж очень его образы в самом произведении звучали, как неземные. Стихотворение автора “На холмах Грузии” было написано в 1929 году.
Это было трудное время для ПушкинА, он потерпел фиаско: его сватовство к ГончаровОй оказалось безрезультатным и власти стали опять преследовать поэта:
“Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний”
Это первая редакция стихотворения, в которой скрыт намек на его безответную любовь. Но во второй редакции поэт его убрал:
“На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне печально и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце еще горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Всем препятствиям и невзгодам”.
Особенность пушкинской лирики проявилась в другом произведении. Это случилось в стихотворении “Я вас любил” (1829 год). Еще раз посмотрим на эти строки! Пушкин отличается от всех влюбленных тем, что он не эгоистичен в своем чувстве, он не питает напрасных иллюзий.
Получается, что он согласен, что его не любят? Может, и так. Но мужчина не ставит женщину в нелепую ситуацию. Ведь влюбленному мужчине нужно отвечать на его чувства, а если нечем ответить, то нелепое ощущение посещает женщину.
Это может быть и стыд, и сомнение, а также сожаление. Многие ли знают, что это стихотворение, любимое многими читателями своей простотой и силой мысли, было посвящено Анне Алексеевне Олениной.
Она отвергла любовь поэта, но Пушкин с достоинством нес на своих плечах это, в принципе, маленькое разочарование и унижение.
Сочинение на тему: “Любовная лирика А. С. Пушкина”
Источник: https://home-task.com/sochinenie-na-temu-lyubovnaya-lirika-a-s-pushkina/
Сочинение на тему Лирика Пушкина
Лирика А. С. Пушкина О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум.
Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист.
Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту.
Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность.
Там все в норме: ритм, форма, содержание. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль средь юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина.
Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт.
Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения.
Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Художественное исключительное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера.
Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа: Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Когда читаешь стихотворение “Обвал», невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов. …
И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы – одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.
Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение “К Чаадаеву».
В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность».
Главная мысль оды в том, что “вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам: Тираны мира! трепещите! Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу Твою погибель, смерть детей. С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы. Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле. Царь рассвирепел, прочитав эти строки.
“Пушкина надо сослать в Сибирь, – заявил он. – Он бунтовщик хуже Пугачева». На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится “Деревня». Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть – это “приют спокойствия», где все полно “счастья и забвенья». Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования.
Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды», “светлые лучи», “лазурные равнины». Иначе, “везде следы довольства и труда». Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность.
Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий – крепостное право, “рабство тощее», “барство дикое».
Заканчивается стихотворение риторическим вопросом: Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы посвященной Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними.
Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь», которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую.
Он посылает друзьям слова утешения: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки.
Об этом говорится в стихотворении “Арион»: …..А я – бесконечной веры полн, – Пловцам я пел… Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы».
Но он остается верен своим убеждениям: “Я гимны прежние пою». Быть с друзьями в беде – священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина – высочайшее напряжение всех душевных сил.
Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь – и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение “Я помню чудное мгновенье».
Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
Женский образ дан лишь в самых общих чертах: “голос нежный», “милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. В стихотворении “Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой.
Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение “Мадонна».
Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене.
Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец Поэзия Пушкина обладает удивительным даром.
Она как живительный бальзам воздействует на человека.
Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности.
Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
Источник: https://school-essays.info/sochinenie-na-temu-lirika-pushkina/
Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина
В 1817 г. после окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург. Начинается новый период в его творчестве. Он сближается с будущими декабристами, литераторами, становится активным. членом кружка “Зеленая лампа”. Вольнолюбивые настроения, проявившиеся у Пушкина еще в лицее, укрепляются и углубляются в Петербурге.
Вполне закономерно поэтому, что в пушкинской лирике петербургского периода наряду с традиционными для него темами и образами “легкой поэзии” (“К ней”, “Торжество Вакха”, “Всеволжскому”, “Платонизм” и др.) возникает целый цикл “вольных стихов”, сыгравший важную роль как в творческой эволюции самого Пушкина, так и в литературно-общественном движении его времени.
Вольнолюбивая лирика Пушкина – яркий образец романтического искусства. В развитии русского романтизма Пушкину удалось объединить сильные стороны двух течений} гражданского и психологического.
Его лирический герой проявляет подчеркнутую гражданскую активность, становится трибуном, оратором, использующим в своей политической проповеди высокие традиции русской поэзии XVIII в.
Вместе с тем в новых произведениях гражданские мотивы органически соединяются с лирическими интонациями, что придает пушкинской поэзии более задушевный, как бы доверительный характер. Традиционные жанры – дружеское послание и элегия теперь включают патриотические и общественно-политические мотивы, а в оде, напротив’, проявляются личные чувства автора.
Ода “Вольность” (1817) в наибольшей степени была близнка к традициям классицизма. Однако у Пушкина этот жанр переосмысливается. В оде обычно воспевались цари, царицы, великие государственные деятели. Радищев первый изменил эту традицию, написав оду, прославляющую вольность. По этому пути пошел и Пушкин.
Демонстративно отказываясь от “изнеженной лиры”, поэт в первых же строчках провозглашает свою программу. “Хочу воспеть Свободу миру, // На тронах поразить порок”. Смелое обличение “тиранов мира”, прославление Вольности и Закона сделало это стихотворение поэтической прокламацией, живо подхваченной декабристами.
В иной тональности написано известное пушкинское стихотворение ” К Чаадаеву ” (1818). По жанру это не ода, а дружеское послание. Однако Пушкин и здесь нарушает установившиеся традиции. Не мотивы дружбы, любви, “юных забав” занимают здесь поэта; перед нами, по существу, воодушевленная ораторская речь, которая посвящена общественно-политическим проблемам.
Вместо “любви, надежды, тихой славы” Пушкин воспевает “минуты вольности святой”. Сам облик поэта-романтика, посвящающего Отчизне “Души прекрасные порывы” и призывающего друзей верить в “Звезду пленительного счастья”, был чрезвычайно привлекателен. Своеобразно построено стихотворение “Деревня” (1819).
Первая часть его написана в элегическом плане, здесь возникает традиционный образ поэта, удалившегося от светской жизни к мирной сельской тишине, где его свободная жизнь проходит на лоне пленительной природы. Глубина и подлинность переживаний автора подчеркиваются конкретными и точными деталями.
Вторая часть (запрещенная в свое время цензурой) резко контрастна по отношению к первой. Элегия переходит в сатиру. Настроений
Умиротворенности, внутреннего спокойствия совершенно исчезают, звучат мотивы гражданского негодования, возмущения ужасами крепостного права, античеловеческого по своей сущности.
Следует заметить, что Пушкин (как и многие декабристы) надеялся на то, что крепостничество будет отменено “сверху” – “по манию царя”. Вольнолюбивые стихи Пушкина имели огромный успех у передовой молодежи и распространялись по всей России во множестве копий.
Поэт не входил ни в одну из тайных организаций, но его политическая лирика воодушевляла будущих декабристов на борьбу с деспотизмом и рабством.
Словник:
- Вольнолюбивая Лирика Пушкина
- Патриотические Вольнолюбивые Мотивы
Источник: https://ukrtvir.com.ua/sochinenie-na-temu-volnolyubivaya-lirika-pushkina/