Петербург достоевского

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание в цитатах

Петербург является местом основных событий в романе “Преступление и наказание”.


Как известно, Петербург во времена Достоевского являлся столицей Российской Империи. 

В 1860-е года обстановка в Петербурге не была вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин “непристойного поведения” (Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов). 
На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и “прогрессивного населения” набирал популярность нигилизм, “модное безверие” (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти явления нашли отражение в романе “Преступление и наказание”.

Петербург времен Достоевского – это центр всех “новостей, реформ и идей” страны:

“Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге…” (Лужин о Петербурге)

По словам Свидригайлова, Петербург – это город канцеляристов и семинаристов:

“Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!…” (Свидригайлов о Петербурге)

Свидригайлов считает Петербург городом “полусумасшедших”:

“…я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. 

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем…” (Свидригайлов о Петербурге)

Петербург середины XIX века – это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается “толкотня”:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…” 

“Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.” 

Петербург плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся “громадными, теснящими и давящими”: 

“…его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…” 

Обратите внимание

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом говорит Разумихин:

“…я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…” (Разумихин сестре и матери Раскольникова)

В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например, Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:

“…все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас!…” (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге)

В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. В районе Сенной много “грязи, вони и гадости”, по мнению Раскольникова: 

“Он был до того худо одет…Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…”

“…в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся.”
В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных. В этой части города в любое время дня можно увидеть много пьяных:

“Близость Сенной, обилие известных заведений…” 

“Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…” 

“На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.”  

“Он находился на -ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.”

В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с “зараженным воздухом”:

“…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..”

“Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…”
Состоятельные горожане летом живут на дачах за городом, а бедное население вынуждено дышать “вонючим” воздухом летнего Петербурга:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…”  

Многие небогатые жители Петербурга селятся в больших многоквартирных домах (что-то вроде “коммуналок”). . Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимаю жилье в “доходном доме” Амалии Ивановны Липпевехзель.

В подобных “доходных домах” жилье сдается без кухни, поэтому квартиранты не готовят себе еду. Обычно хозяева дома сами обеспечивают жильцов обедами. Так, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже лишается питания из-за долгов за квартиру. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

“…(как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.)…”

“Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать…” 

“Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.”

Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков, чтобы добраться в то или иное место:

“Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей…”

“…и полуразвалившиеся извозчики.”  

“Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами…”

Это был цитатный образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание в цитатах.

Смотрите: 

Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/02/obraz-peterburga-prestuplenie-i-nakazanie.html

Петербург Достоевского (стр. 1 из 6)

Исследовательская работа по литературному краеведению ученицы 11 Б класса Сутыриной Ирины

Ученическое научное общество гимназии № 343

г. Санкт-Петербург

2002 г.

Вступление.

Федор Михайлович Достоевский – один из самых интересных для меня классиков. Его творчество заинтересовало меня еще в девятом классе, когда я впервые взяла в руки его произведение. Позже этот интерес становился все глубже и глубже, пока, наконец, я не решила изучить его творчество более глубоко. Так ко мне пришло новое понимание Петербурга – города Достоевского.

Я уверена, что каждому петербуржцу чрезвычайно важно видеть на страницах произведений Ф. М. Достоевского знакомые и близкие названия улиц, каналов, мостов, садов. Так мы становимся немного ближе к городу и, что тоже очень важно, к самому Ф. М. Достоевскому.

Кроме всего прочего, я считаю важным и то, что Достоевский и его творчество очень актуальны в настоящее время. Открыв страницы его романов, мы можем найти там ответы на многие интересующие нас вопросы. Поэтому мне и было так интересно изучить тему «Петербург Достоевского».

При написании работы передо мной находилось множество литературы. Причем, литература эта была чрезвычайно разнообразна: одни книги рассказывали о творчестве Достоевского, другие – о петербургских местах, связанных с именем Ф. М.

Достоевского, а третьи – книги-путеводители, которые также очень помогли мне при написании работы. Но все-таки мне бы хотелось выделить две из них: это книги Н. П. Анциферова «Непостижимый город» и В. С. Бирон «Петербург Достоевского».

Эти книги были написаны очень простым, интересным и понятным языком, со ссылками на произведения Ф. М. Достоевского. Они были бы интересны любому читателю.

Важно

Ф. М. Достоевский выступал как гуманист, основной чертой воззрения которого была боль о человеке.

В его творчестве доминантной темой стала тема, связанная с духовно-нравственными исканиями личности (смысл жизни, свобода и ответственность, человек и Бог, добро и зло, желание и долг, рассудок и мораль и т. д.).

Видя в человеке личность, обладающую свободной волей, Достоевский требует в любой жизненной ситуации руководствоваться высоким и суровым эстетическим принципом: «Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть».

Может быть, именно этому призыву внемлют миллионы людей и поэтому читают, изучают Ф. М. Достоевского.

Часть
I
. Петербург Достоевского.

Глава 1. Первое впечатление Ф. М. Достоевского о Петербурге.

Первые свои 16 лет Достоевский провел в Москве, а в 1837 году приехал в Петербург, и с этого момента жизнь его была связана с городом на Неве. В общей сложности он прожил здесь 28 лет, дважды вынужденно оставляя Петербург на большие сроки.

За время жизни в Петербурге Достоевский переезжал 20 раз. Более трех лет он не жил ни в одном доме. Все адреса в основном – в угловых домах. Он любил перспективы, перекрестки. Часто эти дома находятся напротив церкви или собора.

Шестнадцатилетний Достоевский, оказавшийся в Петербурге, уже много о нем читал и слышал. Это был город, воспетый Пушкиным, любимым поэтом будущего писателя (как вспоминал потом его младший брат, Андрей, Достоевский к 16-ти годам знал почти всего Пушкина наизусть).

В Петербург Достоевский приезжает в особом настроении: недавно умерла его мать, самый близкий для него человек; вскоре он узнает о гибели Пушкина, и эту смерть он воспринимает как личное горе.

Совет

Андрей Достоевский продолжает в своих воспоминаниях: «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он попросил бы отца носить траур по Пушкине».*

К 16-ти годам интересы Федора Достоевского уже определились. Он знал, что будущее его – литература. Ранняя смерть матери все перевернула.

Отец, оставшись с семью детьми на руках, старших сыновей, Федора и Михаила, решает отдать в специальное военно-инженерное училище в Петербурге – чтобы обеспечить им будущность.

Так заканчивается довольно спокойный и безмятежный период жизни Достоевского и происходит первый перелом в его судьбе: московское детство, родители, братья, сестры, родной дом – все это осталось по одну сторону жизни; незнакомый город, нежеланная учеба, скитальческая жизнь – по другую.

Как-то Достоевский заметил, что во встрече с городом очень важно первое впечатление. Он увидел Петербург весной, в мае, в преддверии белых ночей – самой поэтической поры города. Юный Достоевский в это время увлекался «возвышенным и прекрасным» – запоем читал Шиллера, любил Гофмана, рыцарские романы.

Он и сам уже пробовал сочинить роман «из венецианской жизни». Первый друг его в Петербурге – поэт-романтик Иван Шидловский. Вместе с ним, а может быть, и его глазами, воспринимал юноша Петербург.

Из письма к отцу: «К нам придет Шидловский, и мы пойдем странствовать с ним по Петербургу и оглядывать его знаменитости».* Достоевский не просто знакомится с городом, он странствует по нему, читая стихи, вспоминая историю.

Описывая потом состояние одного своего героя, Достоевский скажет как будто про себя: «Он читал в ярко раскрывшейся перед ним картине, как в книге между строк. Все поражало его; он не терял ни одного впечатления…»*

Обратите внимание

Петербург предстает перед Достоевским прекрасным, романтическим городом: «Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами».

* Но, как все романтики, Достоевский чувствует в нем и оборотную, трагическую суть. Он никогда не забывает об истоках Петербурга, об истории его возникновения. Город на костях, родившийся страданиями тысяч людей, никогда не будет для него счастливым.

Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбе отдельного человека – таким его будет воспринимать писатель. «В белую ночь мгновенно озарил душу Достоевского скорбный облик Петербурга», – писал известный исследователь темы «Петербург Достоевского» Н. А. Анциферов.

Белые ночи добавляли к мистическому образу Петербурга дополнительные фантастические краски. Ощущение Петербурга как города-фантома, города-призрака сохранится у Достоевского на всю жизнь.

С января 1838 года, после поступления в Инженерное училище, Достоевский три года проживает в Михайловском замке, самом, может быть, угрюмом и мрачном из всех петербургских зданий. Построенный для Павла I, этот замок стал местом гвардейского заговора: на 40-й день после переезда в него Павел I был убит.

После замок передали инженерному ведомству, стали называть его Инженерным. А учащиеся в этом заведении полюбили зловещие рассказы о призраке императора, который поселился в замке. Так таинственность и неразгаданность сразу же окружили Достоевского. В эти годы он пишет брату: «Мне кажется, что мир принял значение отрицательное…» Или: «У меня есть прожект: сделаться сумашедшим…»*

2. Адреса Ф. М. Достоевского.

Читайте также:  Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?

Итак, первым «домом» Достоевского стал Инженерный замок.

Сменивший на троне Екатерину II ее сын Павел боялся жить в Зимнем дворце, где многое напоминало ему о дворцовых заговорах и переворотах. И в 1797 – 1800 годах по его приказу возвели замок на территории Второго Летнего сада, который располагался чуть южнее Первого Летнего сада, примыкая к нему. Третий летний сад – это нынешний Михайловский сад.

Этот замок-крепость повелением Павла был назван Михайловским–в честь архистратига (ангела высшего чина) Михаила. Как сообщается в древних христианских сказаниях, он первым поразил восставшего против Бога сатану – дьявола Люцифера.

Авторство здания, как принято считать, принадлежит зодчему В. И. Баженову, при активном участии В. Бренны. Потайные ходы внутри замка, окружавшие его земляные валы и каналы с подъемными мостами казались Павлу надежной защитой от возможных покушений на его особу.

Важно

В свою новую резиденцию император Павел въехал 1 февраля 1801 года. Но здесь ему довелось прожить лишь около сорока дней…

Это здание вошло и в биографию А. С. Пушкина, причем не только потому, что поэт написал о нем свое стихотворение. Пушкин в июле 1818 года был избран действительным членом Санкт-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. И 8 августа того же 1818 года поэт посетил Михайловский замок, где в одном из залов состоялось заседание Вольного общества.

Вскоре в замке разместилось Военно-инженерное училище, и с 1823 года он стал именоваться Инженерным. В училище обучались будущие писатели Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, выдающийся русский электротехник Н. Н. Яблочков, физиолог И. М. Сеченов, композитор Ц. А. Кюи.

Это здание – великолепный памятник зодчества, одно из красивейших в Санкт-Петербурге.

В начале 1990-х годов Михайловский (Инженерный) замок стал филиалом Русского музея.

Перед главным (южным) входом в Михайловский замок по приказу императора Павла установлен памятник Петру I работы скульптора Б.-К. Растрелли (отца великого зодчего).

Владимирский пр., дом К. Я. Пряничникова (Владимирский пр., 11). Здесь Достоевский жил с февраля или марта 1842 года до зимы 1845 –1846 годов.

Он поселился в этом доме, еще не закончив Инженерное училище, и занимал квартиру во втором этаже. Три окна ее выходили на графский переулок, где находились ворота. Некоторое время с ним проживал Д. В.

Григорович. В этом доме были написаны «Бедные люди».

«С начала 1842 года брат Ф. М.

Совет

Достоевский начал подыскивать другую квартиру, находя прежнюю неудобною; после долгих поисков он остановился на квартире в Графском переулке, что близ Владимирской церкви, в доме Пряничникова, куда мы и перебрались в феврале или марте месяце.

Квартира эта была очень светленькая и веселенькая; она состояла из трех комнат, передней и кухни; первая комната была общей, вроде приемной, по одну ее сторону была комната брата, и по другую – очень маленькая, но совершенно отдельная комнатка для меня».*

Источник: https://MirZnanii.com/a/127681/peterburg-dostoevskogo

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Федор Михайлович Достоевский учился и большую часть своей жизни провел в Петербурге, в городе, возведенном на болотах, построенном на костях тысяч людей, порождении сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой Природе.

Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников: именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею.

Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площадях с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который для современников был символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия.

Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от ужасных запахов и грязи, на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы и продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии.

На глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается с моста в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на бульваре Раскольников встречает молодую женщину, которую «где-нибудь напоили, обманули… да так и пустили на улицу».

Глаза Раскольникова уже привыкли «к городской пыли, к известке и громадным, теснящим и давящим домам». Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа — нищие, «униженные и оскорбленные». Писатель говорит не только об архитектурных достоинствах или недостатках, он заглядывает внутрь домов.

Гнетущее впечатление производят многочисленные и подробные описания кривых лестниц, низких площадок и сырых комнат-клеток. «Крошечная комнатушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко», — вот жилище Родиона Раскольникова.

У Достоевского важна каждая деталь, и желтый цвет не случайно часто встречается в описаниях — в то время этот цвет у многих людей ассоциировался с «желтым домом» — домом сумасшедших, и создавал ощущение «неправильности» происходящего.

В такой крошечной каморке, больше похожей на «гроб» или «шкаф», где «вот-вот стукнешься головой о потолок», влачит свое существование главный герой. Неудивительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, «тварью дрожащей». В этой, похожей на гроб, комнате очень душно.Душно и в комнате Сони, и в кабаке, где Раскольников встречает Мармеладова.

Обратите внимание

Колодцы домов давят на человека своими грязно-серыми стенами — все это черты города, так Петербург накладывает свой отпечаток на человека. Узнав, где живет Катерина Ивановна, узнав о Лебезятникове, не удивляешься ни характеру Мармеладова, ни жизни этой семьи.В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть.

Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он — типичное порождение Петербурга.

Родион, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в его душе происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдающих людей.

Раскольников, не задумываясь, отдает последние деньги попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой пьяной проститутке на улице. Но раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отделяющую его от остальных людей, ради того, чтобы «сделать первый шаг» во имя «всеобщего счастья».

Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, которые окружали студента. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

Духота петербургских трущоб — часть общей атмосферы романа, душной и безысходной. Катерина Ивановна говорит: на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушливой скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе.

Люди здесь относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, становится убийцей, как когда-то стал убийцей и палачом сам Петербург. Его великолепные дворцы стоят на телах людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.

На Сенатской площади были казнены декабристы — глашатаи и мученики свободы, подвиг которых увековечил Пушкин. Жажда власти, желание добиться великих целей любыми средствами приводят к трагедии.

Важно

Может быть, в домах на Дворцовой картина не такая гнетущая? Это не так: внутри этих домов, огромных залов и коридоров тоже душно, город давит и на министров и генералов, это чувствует герой «Двойника», попав на обед к начальству.

Может быть, Петербург — это просто такое ужасное место, сводящее с ума своих обитателей, и достаточно оттуда уехать, чтобы начать жить? Нет, и в уездном городке («Бесы») жизнь идет так же, «бесы» не хуже петербургских, и Ставрогин, в отличие от Раскольникова, уже не видит выхода.

В деревне властвует Фома Фомич («Село Степанчиково и его обитатели»), и когда он умирает, благодарные молодожены приносят цветы на его могилу. Хочется вырваться, убежать от этого абсурда, но некуда.В своей поездке по Европе Достоевский видит такие же картины: серые города напротив Сикстинской Мадонны. Природа тоже не остается нетронутой в этом мире: она, как и люди в городе, чахнет. Петербург у Достоевского становится символом этой болезни мира — чахотки. Неужели из этой среды, заевшей всех несчастных людей, нет выхода? Есть. Достоевский в «Дневниках» рассуждает об «орле, грядущем с Востока», писатель уверен в возможности новой жизни. Он предлагает судить русский народ «не по делам», а «по тем великим и святым вещам, по которым он (народ) и в мерзости своей постоянно воздыхает».Видеть такой Петербург — значит видеть только дела, дела самих людей. Но Достоевский пишет и о другом, в «Преступлении и наказании» он пишет о единственной возможности исправления.Петербург Достоевского — это не только олицетворение зла, среды, но и надежда. Писатель верит в то, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим.

В романе Достоевского обнажены коренные противоречия большого капиталистического города. Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку.

Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии.

Этот тягостный, мрачный столичный пейзаж, «Петербург Достоевского», становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особенно напряженный и мрачный колорит.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/kollektsiya-sochinenij-po-russkoj-literature-5-11-klass/10-klass/2743-peterburg-dostoevskogo

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным.

Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы.

Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.

Особое место в литературном образе Петербурга занимает Петербург Достоевского.

Петербург Достоевского – это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, другого ли, себя ли.

Место действия романа «Преступление и наказание» — распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, дворы-колодцы, закоулки, комнаты-гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями, Сенная площадь и Канава.

Судьбы героев подчас решаются именно на улице ( тем самым Петербург становится городом гибели людей): погибает под колёсами щёгольской коляски Мармеладов, на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна, на улицу идёт Соня продавать себя, на проспекте перед каланчей кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, в Неве находят женщину-утопленницу, на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку, на Сенную выходит каяться перед народом главный герой, по улицам города бродит он перед, и после убийства.

Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу: «Проходя мимо Юсупова сада … он пришёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить его с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекраснейшая и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость».

Петербург слит с состоянием своих героев, в этом городе реальное кажется фантастическим, а фантастика – реальностью. Фантастичным кажется появление Свидригайлова, само существование старухи процентщицы, подчас нереальным Раскольников ощущает своё преступление.

В описании города и его героев преобладает жёлтый цвет.

Совет

Грязно-жёлтые обои в комнате Раскольникова, такого же цвета обои и в комнате Сони, и в квартире старухи, жёлтая мебель в кабинете Порфирия Петровича и старухи процентщицы, ярко-жёлты домики на Петровском острове, жёлтые лица и у Раскольникова, и у Порфирия Петровича, и у старухи.

Читайте также:  Поэзия армении: диалог культур

Соня получает вместо паспорта жёлтый билет. Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших. Такое нагнетание жёлтого цвета не случайно. Ведь и сумасшедший дом называют «жёлтым домом». Этот город сводит человека с ума, делая его существование подчас невыносимым.

Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны. «Каморка его … походила более на шкаф, чем на квартиру». «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю её было видно из сеней».

«Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…».

В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это северное лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

«Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и всё до того было пропитано винным запахом, что кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Эта удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль Раскольникова, где свершаются преступления.

Петербург – это город одиночества. «Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!» — почти кричит Мармеладов. Здесь человек стремится к уединению, стремится отгородиться ото всех. «Он решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу», — пишет Достоевский о Раскольникове.

Панораме страшного города противопоставлено описание природы в эпилоге романа. «День опять был ясный и тёплый.… С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.

Обратите внимание

Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, точно не прошли ещё века Авраама и стад его».

Так противопоставлением свободного воздуха Сибири и душного Петербурга заканчивается петербургский роман Достоевского.

Источник: https://resoch.ru/obraz-peterburga-v-russkoj-literature-peterburg-dostoevskogo/

Презентация на тему: Петербург Достоевского

Описание слайда:

Петербург Достоевского Автор презентации – учитель ГОУ СОШ №182 Адамович Виктория Владимировна

Описание слайда:

Жизнь Федора Михайловича Достоевского была тесно связана с Петербургом. Начиная с 1837 г., он стал петербуржцем, сменил в течение многих лет около 20 адресов. Улицы и дома Петербурга изображены в произведениях писателя.

Описание слайда:

В сознании наших современников Петербург Достоевского – прежде всего кварталы вокруг Сенной площади.

Описание слайда:

В этом доме, где сегодня литературно-мемориальный музей Достоевского, писатель жил в начале 1846 года и с октября 1878 до дня своей смерти — 28 января 1881 г. Здесь был написан его последний роман “Братья Карамазовы”, “Пушкинская речь”.

В этом доме Достоевского посещали многие его современники.

Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.

Описание слайда:

Вид на дом писателя от Владимирской площади.

Описание слайда:

А.Г.ДостоевскаяДостоевская (урожденная Сниткина),– жена (с 1867), помощница писателя.

Еще в дореволюционной русской печати появлялись заметки, в которых говорилось о необходимости отметить этот дом памятной доской и открыть здесь музей, посвященный жизни и творчеству великого писателя.

Важно

Однако эта инициатива не была реализована, а в послереволюционные годы это стало практически невозможно. В 1917 г. вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская покинула Петербург, поселилась в своем имении на берегу Черного моря. В 1918 г.

она умерла в полном одиночестве, вдали от своих детей и внуков. Все предметы, находившиеся некогда в доме, где жил Достоевский, были сданы ею при отъезде из Петербурга на один из складов на хранение и впоследствии пропали, а материалы драгоценного архива, за некоторыми исключениями, попали в государственные архивы.

Описание слайда:

Комната хозяйки Галерея Гостиная Кабинет писателя

Описание слайда:

Петербург – герой романа «Преступление и наказание»

Описание слайда:

Сенная площадь. С 1737 г. здесь действовал Сенной рынок, где действительно торговали у въезда в город сеном, а также дровами, скотом, овсом. Позднее Сенная площадь оказалась в пределах Петербурга и даже близко от центра, хотя и в районе, населенном беднотой; она стала наиболее дешевым и многолюдным рынком столицы, своего рода “чревом” Петербурга.

Не случайно именно на Сенной, в средоточии народной жизни города, Раскольников, перед тем, как совершить явку с повинной, встает на колени и в покаянном экстазе целует землю. На рисунке напротив Церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы (1753-1765) видно стоящее посреди площади небольшое здание с портиком и колоннами. Это – Гауптвахта.

Церковь Успения в советское время уничтожена (1961); на ее месте построена станция метро.

Описание слайда:

Столярный переулок. Дом писателя по Малой Мещанской, 7, стоял на углу этого переулка, печально известного тем, что в составляющих его 16-ти домах находилось 18 питейных заведений. В романе “Преступление и наказание” Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из кабаков по домам.

В каком доме мог, скорее всего, жить Родион Раскольников?В период создания первых глав романа «Преступление и наказание» (1864) Ф. М. Достоевский жил в доме купца Алонкина на углу Столярного переулка и Малой Мещанской (Казначейская улица, д. № 7).

Анна Григорьевна Достоевская, жена писателя, вспоминала этот адрес: «Дом был большой, со множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками. Он мне сразу напомнил тот дом в романе «Преступление и наказание», в котором жил герой романа Раскольников». Это было первое впечатление.

Совет

Позже Федор Михайлович показал Анне Григорьевне многие места города, связанные с действием романа.

Описание слайда:

Этот дом больше других напоминает тот, что изображен в романе. Когда-то вместо чердака здесь был низенький мансардный этаж.

Описание слайда:

Здесь сохранилась лестница с низко нависающими сводами и старыми ступенями. И так же, как в романе, тринадцать крутых ступеней ведут вверх с площадки последнего этажа.

Описание слайда:

Раскольников, спускаясь по крутым ступеням, мог видеть окно квартиры хозяйки, которая сдавала ему крохотную каморку.Сегодня этого окна нет, но до капитального ремонта дома оно существовало. Была и дворницкая в подворотне, где Родион нашел топор.

Описание слайда:

Примерно то, что можно увидеть из окна Раскольникова в фирменную петербургскую жару.

Описание слайда:

Где мог находиться дом Сонечки Мармеладовой? Вознесенский мост, вокруг которого разворачиваются многие события в романе “Преступление и наказание”. На нем любит останавливаться, предаваясь размышлениям, Раскольников.

Здесь он однажды становится свидетелем самоубийства: женщина на его глазах бросается с моста в Екатерининский канал. У Вознесенского моста происходит сцена сумасшествия Катерины Ивановны Мармеладовой, заставляющей своих малолетних детей танцевать и петь ради подаяния перед уличной толпой.

Если встать у дома купца Алонкина (ныне Казначейская ул., д. № 7) и взглянуть в сторону Вознесенского проспекта, можно увидеть дом № 73 на углу этой улицы и Вознесенского проспекта. Его часто называют домом Сони Мармеладовой.

Обратите внимание

Он находился ближе других домов литературных персонажей романа к церкви Вознесения, которая возвышалась на противоположном берегу Екатерининского канала у Вознесенского моста. Достоевский не случайно поселил свою героиню именно здесь. Соня была ближе других персонажей романа к Богу и Церкви.

Ее комната отличалась тем, что в ней были разные углы. Углы эти символизировали неустроенность, искривленность жизни бедной девушки.Вознесенская церковь (архитектор Ринальди) в советское время была уничтожена, а мост перестроен.

Описание слайда:

Примерно 730 шагов отделяют дом Раскольникова от жилища старухи-процентщицы Это число шагов насчитал Родион, когда не раз проделывал путь от своего дома до того, где жила процентщица. При этом надо идти кратчайшим путем: Гражданская улица, Вознесенский проспект и Вознесенский мост, набережная канала Грибоедова, Средняя Подъяческая улица.

Дом 104 по Екатерининскому каналу (он же – 15 по Средней Подъяческой улице) называют “домом процентщицы”. Достоевский сделал его местом преступления Раскольникова.

Здесь его герой, поднявшись по черной лестнице, проник в квартиру процентщицы Алены Ивановны и убил старуху, а также неожиданно оказавшуюся свидетельницей убийства ее родственницу, простодушную и благочестивую Лизавету.

Описание слайда:

Памятник Достоевскому Могила Достоевского

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/peterburg-dostoevskogo1.html

Петербург Достоевского

Большую часть своей жизни Достоевский провел в Петербурге, среди колодцев домов, давящих на человека своими грязно-серыми стенами. Этот город занимает важное место в его произведениях.

Образ Петербурга постоянно присутствует в творчестве русских писателей. О Петербурге писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В.

Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Белый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.

Важно

Петербург, по убеждению Ф.М. Достоевского накладывает свой отпечаток на характер человека. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю. В романе “Преступление и наказание” мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку.

Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий, свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы.

Они утрачивают способность к жалости и состраданию. Их давит и калечит жестокий мир.

Петербург способен сводить с ума своих обитателей. Всюду убогая обстановка трущоб. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров — он обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни.

Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет.

Соня Мармеладова пошла “по желтому билету”, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, “мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

И везде теснота, духовных ютиться в убогих квартирках, то еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе.

Петербург – холодный, мертвенный город, равнодушно взирает на горе и страдания людей, а великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность. И эти же детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Если считать зеленый цвет цветом зарождающейся жизни, возникающей гармонии, то в романе мы находим и зеленый цвет, но это цвет “фамильного” мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова.

Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: “Бог сам знает, как я страдала…” Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок.

Совет

Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга.

В их больных лицах засияла “заря обновленного будущего”, они готовы воспринимать новую жизнь.

Герои Достоевского не имеют возможности жить в этом жестоком мире по законам Христианской морали. Образ Петербурга в романе Достоевского “Преступление и наказание” символичен.

Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам действующее лицо, соучастник страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Именно поэтому, изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленными людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/peterburg-dostoevskogo.html

Петербург Достоевского: 20 мест, связанных с писателем и его героями

Петербург Достоевского – феномен. Город душит, давит, не отпускает: темный, грязный, мрачный Петербург сам становится действующим лицом в произведениях писателя. Петербург Достоевского – один из самых популярных пешеходных экскурсионных маршрутов Северной столицы. Петербургские адреса великого писателя, улицы, дома и мосты из его произведений – в нашей подборке.

На Кокушкином мосту по сюжету начинается действие романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”: “В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м (Столярном) переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну (Кокушкину) мосту.”

Читайте также:  Образ тургеневской девушки

На Садовой, 37 в тюрьме в 1874 году сидел Федор Достоевский.

Он попал сюда из-за одной заметки в газете – редактируя журнал “Гражданин”, он поместил на его страницы материал Владимира Мещерского о пребывании в Санкт-Петербурге киргизских депутатов. В ней были слова Александра II.

Обратите внимание

Тогда действовало правило о том, что слова императора могли быть напечатаны только с разрешения министра, о чем Достоевский не знал. Он провел в стенах гауптвахты 2 дня, где перечитывал “Отверженных” Гюго.

Доходный дом Шиля – бывшая гостиница “Париж”. По адресу Вознесенский проспект, 8 в 1804 году Луи Ван-Вельсенерсом была основана гостиница “Париж”. В 1847-1849 годах в этом доме снимал комнату Федор Достоевский. В этих стенах были написаны рассказы и повести “Ползунков”, “Слабое сердце”, “Честный вор”, “Ёлка и свадьба”, “Чужая жена и муж под кроватью”, “Белые ночи”, “Неточка” Незванова”.

Именно дом на Гороховой, 41 (Санкт-Петербург) считают “Домом Рогожина” в романе “Идиот” Федора Достоевского: “Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. Некоторые, очень впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены”.

Считается, что в питерском доме по адресам Гражданская, 19 и Столярный, 5 жил Раскольников – герой романа “Преступление и наказание” Федора Достоевского. “Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.

Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда отворенной на лестницу”.

В доме Алонкина (Казначейская, 7) в 1864-1867 годах жил Федор Достоевский. Здесь он написал “Преступление и наказание” и “Игрока”. Тогда дом был трехэтажным, Достоевский жил на 2 этаже. Он не успевал с работой и взял стенографистку, и в течение одного месяца “Игрок” был закончен.

В доме на Кузнечном переулке, 5/2 жил Федор Достоевский, здесь же он скончался 28 января (9 февраля) 1881 года. Музей был открыт к 150-летию со дня рождения писателя, которое отпраздновали в 1971 году. Экспозиция музея основана на коллекции Андрея Достоевского – внука писателя. На двух этажах представлены подлинные вещи Достоевского.

Дом №104 по Набережной канала Грибоедова известен как “дом старухи-процентщицы”. Героиня романа “Преступление и наказание” Достоевского – Алёна Ивановна – жила именно здесь. Ее квартира располагалась во внутреннем дворе (точный адрес – Средняя Подьяческая, 15). Квартира старухи находилась на 4 этаже.

Важно

На Вознесенском мосту происходят многие события романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”. Именно по Вознесенскому мосту Раскольников шел к старухе процентщице.

Раньше вокруг Сенной площади находились бедные районы. В 1930-ые годы эти места подверглись реконструкции: территорию благоустроили, рынок снесли. Федор Достоевский описал эти места и жителей Сенной в романе “Преступление и наказание”. “Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной.

Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели.

Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников”.

 

Дом Н. Семёнова (Садовая, 45) был построен в 1826 году. До революции здесь располагались магазины перчаток, музыкальных инструментов. Дом Семёнова описан в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. По сюжету, около него Родион Раскольников узнает, что старуха-процентщица в семь вечера остается дома одна.

Дом на Казанской, 2 построен в конце XVIII века. До революции это было Общество для морского, речного, сухопутного страхования и страхования от огня “Волна”. Осенью 1846 года здесь жил писатель Федор Достоевский. В это время он работал над рассказом “Господин Прохарчин”. На снимке – начало XX века.

Дом Дурышкина. По сюжету романа Федора Достоевского “Идиот”, в этом доме купец Рогожин зарезал Настасью Филипповну. Ее квартира находилась на втором этаже.

Главная особенность городских дворов – “колодцы”. Питерские дворики, со всех сторон окруженные стенами и с кусочком неба над крышами – символы города. Кстати, эта питерская особенность упоминается в романе Достоевcкого “Бедные люди”.

Совет

В XIX веке по адресу Садовая, 58 находился полицейский участок и адресный стол. Дом упоминается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». По сюжету, здесь велся допрос Раскольникова.

Владимирская церковь была построена в 1769 году. В свое время это был один из самых богатых храмов Санкт-Петербурга. Достоевский в последние годы жизни был прихожанином этого собора.

В этом соборе отпевали няню Пушкина Арину Родионовну. В советские времена в здании храма находилась антирелигиозная библиотека, затем – институт “Ленмашучет”.

В 1990-ые годы Владимирский собор вернули прихожанам. На фото – 1900 год.

Дом по адресу Невский проспект, 68 известен как “Литературный дом”. Здесь жили многие писатели и литературный деятели. В этом доме был организован кружок Белинского. На Невском, 68 у Достоевского произошла важная встреча. Здесь Белинский оценил и похвалил произведение “Бедные люди”. По словам Достоевского, эта встреча и рецензия предала уверенности в его творческих способностях.

Именно по Благовещенскому (Николаевскому) мосту возвращался из университета Родион Раскольников в “Преступлении и наказании” Достоевского. Он останавливался у разобранной часовни. “Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца.

Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает.

Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение”.

Дом на Набережной канала Грибоедова, 73 считается “домом Сони Мармеладовой”. Именно здесь жила героиня романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”.

“Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четыреугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Обратите внимание

Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой.”

На Вознесенском проспекте жил один из персонажей гоголевского “Носа” – парикмахер Иван Яковлевич. На Вознесенском проспекте умер персонаж “Униженных и оскорбленных” Достоевского Иеремия Смит.

Источник: https://interesnosti.com/603541481911486990/peterburg-dostoevskogo-20-mest-svyazannyh-s-pisatelem-i-ego-geroyami/

Петербург Достоевского | Литература для всех

Скачать файл

Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Прекрас­ный и величественный «град Петров» встает со страниц лирики А. С. Пушкина. Петербург для Пушкина — воплощение петровско­го духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, та­лантливости ее народа. В произведениях Н.

В. Гоголя образ Петер­бурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холод­ный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и по­рождает страшные, зловещие фантазии («Петербургские повести»).

Близок к Гоголю и Петербург некрасовский. Перед читателем разво­рачиваются картины страданий «униженных и обиженных» на фо­не чванливых и помпезных «парадных подъездов». В русской лите­ратуре XX века этот дивный и призрачный город воспевали поэты серебряного века: А. Блок, А.

Ахматова, А. Белый.

Петербург Достоевского — это прежде всего город, связанный с тра­гическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого приз­рачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой при­роды.

Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвав­шегося от божественных первооснов» (Н. Бердяев).

Попадая в Пе­тербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном ду­ховном пространстве, несколько напоминающем гоголевский и не­красовский город, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно.

Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворы-«колодцы», Сенная и Канава, убогие, темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями, — вот фон, на котором завязы­ваются конфликты и трагедии «самого петербургского» романа Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание».

Важно

Внутренняя драма героев романа весьма своеобразным приемом выне­сена на людные улицы и площади Петербурга. Действие постоянно перебрасывается из душных, убогих комнат в шум столичных квар­талов.

Здесь отсчитывает Раскольников свои роковые 730 шагов до дома старухи-процентщицы и затем всенародно кается на Сенной площади, на улице погибает под колесами щегольской коляски Мармеладов, на мостовой истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой сводит счеты с жизнью Свидригайлов.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всю­ду известка…» Такой образ Петербурга заслоняет в романе

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

***

И львов, и площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой…

Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, картиной страдания безнадежного и бессмысленного.

Городской пейзаж в «Преступлении и наказании» — пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием.

Он порождает преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу, его лихорадочные блуждания.

В Петербурге, нарисованном в романе Достоевского, жизнь приобретает фантастические, уродливые формы. Реальное кажется подчас кошмарным видением, а бред и сон — реальностью.

Влияние города на психику Раскольникова неоднократно подчеркнуто в романе. Исследователи творчества Достоевского не раз обра­щали внимание на символику имен, чисел и цвета в романах писателя.

В «Преступлении и наказании» основным цветом является желтый: в комнате Раскольникова грязные желтые обои, само лицо героя во время болезни становится желтым; в комнате Сони — желтоватые обои; в кабинете Порфирия Петровича мебель из желтого дерева, лицо следователя темно-желтое; в квартире старухи про­центщицы желтые обои, мебель из желтого дерева, картины в желтых рамках, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку; на Пет­ровском острове ярко-желтые домики и т. д. Вообще в романе очень мало красок, и ни один цвет, кроме желтого, не повторяется много раз. Вероятно, это имеет в романе какой-то существенный символи­ческий смысл. Критик В. Кожинов сопоставляет слова «желтый» и «желчный». «Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии и кроется тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово желтый», — пишет В. Кожинов. Если вспомнить, что «желтый дом» означало — сумасшедший дом, то символика желтого цвета становится очевидной. Ведь недаром же Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

Совет

Многие блуждания главного героя происходят на закате (мотив заходящего солнца). Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге.

Несоответствующей географическому расположению Петербурга описана летняя жара, которая усиливает вонь распивочных, лето не превращает столицу в «город Солнца», а только усиливает ее гнетущее воздействие на душу. Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл.

Человек задыхается в этом городе. В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие «кровь по совести». На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна.

Трагическое ощущение бессмысленности и враждебности жизни отличает описание Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Петербург в «Преступлении и наказании» — город одиночества. Ни­где нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Несчастье обитать в Петербурге ломает судьбы героев, приводит их к предельному от­чаянию.

Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так рази­тельно не похожая на норму человеческого бытия.

Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа.

 Ф. М. Достоевский считал, что большой город — дьявольское созда­ние цивилизации — имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения.

Обратите внимание

Это неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающегося в этих каменных бесчувственных громадах. «Город — трагическая судьба человека.

Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве» (Н. Бердяев). 

<\p>

Источник: https://xn--80aaxunszl.xn--p1ai/articles/writers/dostoevsky/peterburg_dostoevskogo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]