Почему верность считается одной из главных человеческих добродетелей?

Ценность Верности

В настоящее время мало кто понимает истинное значение слова «верность», а ведь в жизни оно имеет огромное значение и важность. Верность — это редкая ценность и добродетель, которой может обладать человек.

Она бесценна, заключается в стойкости, неизменности в чувствах, отношениях, словах, обязанностях, долге. Основана на стойкости, ответственности, жертвенности, смелости и честности.

А ценность — это устойчивая положительная оценка, обладающая большим значением для человека, это и доброта, и истина, и справедливость и любовь.
В современном мире люди привыкли мерить других больше по величине тела и кошельку с деньгами, нежели по размерам человеческой души.

Обратите внимание

Верность многих людей вообще ничего не стоит сегодня, они часто предают своих же друзей, товарищей, родственников, ища оправдание в каких-то непонятных окружающим мотивах, их понимают только они сами. Предают ради денег, славы, почета в обществе, зависти и злобы.

Предательство можно считать одним из самых страшных человеческих пороков, единственное, кому он неведом, это животные. Преданная собака будет ждать человека до самой смерти, и любить независимо от того, богат он либо беден, красив — либо непривлекателен внешне.

Верность предполагает доверительное отношение к определенному человеку, свое поведение приходится подстраивать, подчинять интересу другого. Быть верным или нет, это выбор каждого человека, он должен быть осознанным.

Быть верным, значит разделить с человеком его горести и радости вместе, быть ответственным перед ним. На верности закладывается будущий фундамент семейных крепких отношений, которые в жизни играют одну из самых главных ролей.

Верность — одно из самых лучших моральных качеств людей, это чистое и светлое чувство, которое лишено какой-либо экономической составляющей.

Но, к сожалению, в современном мире большое количество людей не придают большого значения этому понятию и часто им пренебрегают. Ведь если хочешь, чтобы люди, тебя окружающие относились к тебе хорошо, начни с себя, отплати им той же монетой, и будешь получать ровно такое отношение, какое даешь людям.

Ценность верности заключается в том, что эта добродетель делает дух сильным, может противостоять многим искушениям в жизни; дает надежную опору в жизненных ситуациях, любовных отношениях, служению отечеству; освобождает от красивых соблазнов; подталкивает к росту личности человека; позволяет выполнять те обязательства, которые были взяты человеком.

В жизни верность проявляется во всех ее сферах. Семейные крепкие узы немыслимы без соблюдения верности супругов, хотя, давшие клятву в этом, они вскоре забывают о ней и без зазрения совести начинают отношения на стороне.

Важно

Так в семье теряется понятие верности, в итоге семья рушится. Принятие присяги военным лицом обязательно подразумевает соблюдение верности.

Священнослужители, мученики, погибающие за веру, никогда ее не придают, остаются верными своим убеждениям до конца.

Научиться верность можно, в саморазвитии человек познает и совершенствует свои самые хорошие качества, это касается и верности. Преодолевая трудности, взятые обязательства, человек может научиться быть верным и себе и данному слову. Если в семье оставаться верным ее интересам, то это будет служить примером детям для подражания.

У Платона есть хорошие слова: «Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит», это действительно так. Кому не ведомо понятие и значение этого слова, тот никогда таким не будет и не стоит от него этого ждать в будущем. Верность надо ценить и понимать ее важность, быть верным, не значит быть слабым, эта добродетель бесценна в жизни и имеет большую силу.

Post Views: 5 412<\p>

Источник: http://okodobra.ru/otnosheniya/cennost-vernosti.html

Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

    Всякий брак основан, прежде всего, на доверии супругов друг другу. Мужчина, доверяя своей избраннице, берёт её в жёны. Женщина, доверяя своему избраннику, выходит за него замуж. Они доверяют свою жизнь друг другу. Вернее, они свободно соединяют свою жизнь с жизнью своей половины.

Из этого взаимного доверия проистекает верность, являющаяся одной из основополагающих добродетелей брака и одновременно одной из главных норм традиционного брака.

Молодожёны в Таинстве венчания дают обет верности друг перед другом и перед Богом как Высшим и Вечным Свидетелем. Верность этому обету и является силой, скрепляющей традиционный брак, делающей его прочным и долговечным, нерасторжимым.

Именно в церковном браке супруги избавлены от постоянного действия «червя подозрения и ревности» в силу доверительных отношений друг с другом.

Человек сохраняет то, чему верен, и теряет то, чему изменяет. Самый простой пример сказанному – верность и измена Родине. В первом случае человек хранит Родину, идя порою на личные жертвы. Хранит и себя для Родины. Во втором случае, изменяя Родине, человек теряет её для себя и становится потерянным для Родины.

В семейной жизни верность также является критерием сохранения полноты и искренности отношений. Тот, кто дорожит любовью, не откликнется ни на какие соблазны, потому что для него нет ничего дороже, чем любимый человек. Тот, кто изменяет своей второй половине, теряет любовь, потому что любовь не переносит фальши и лжи.

К.С. Льюис указывал, что для христианина нет какой-то особой сексуальной этики. Есть просто этика, единая и неделимая. В соответствии с этой этикой «супружеская неверность дурна потому же, почему дурно всякое вероломство по отношению к доверившемуся».

Совет

Поэтому можно сказать, что верность – в семейной ли жизни, в жизни ли Отечества, в исполнении ли профессионального долга или в вере – универсальный принцип сохранения той ценности, которой человек обладает или к которой стремится.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Что могут люди без верности? Что удаётся без верности? Ничего. Но нынешний мир мало что хочет знать об этом. Он славит корыстный произвол, он ослабляет все связи, он жаждет освобождённого человека. Он лишён верности и не замечает её отсутствия. Всеобщее освобождение от оков, всеобщее взаимное предательство ведут человечество к гибели».

Кажется, как просто ведёт себя верность! Однако она – редкий гость на земле. Почему?

Потому что верность идёт изнутри и предполагает цельность души, но современный человек склонен к распылению, рефлексии, резонерству, ко всё отрицающему критиканству. Если человек целен, он обладает одним – единственным духовным центром, который и определяет его жизнь, тогда он склонен к верности.

Если же он распылён, в нём имеются несколько состязающихся друг с другом и потому бессильных центров, между которыми он колеблется, и которые постоянно обессиливают и предают друг друга. А верность – это душевное единство.

Чтобы быть верным, надо что-то любить, то есть надо вообще уметь любить, а именно безраздельной полной любовью. Эта любовь и определяет человека. Она привязывает его к любимой ценности, и верность, таким образом, есть приверженность ценности.

Кто ничего не любит, тот, неприкаянный, порхает, ничему не верный, всё предающий. Кто действительно любит, тот не может иначе, в нём властвует внутренний закон, святая необходимость.

Верный человек обладает глубиной характера. Тому, кто неглубок и пуст, верность не удастся. У верного человека ясное, честное сердце. Он обладает сильной, твёрдой волей.

Как может соблюсти верность слабовольный человек? Верный человек есть та духовная сила бытия, та непроизнесённая присяга и клятва, та точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. Возникая из внутренней силы, верность сама является источником силы. Она подкрепляется характером, достоинством и честью.

Обратите внимание

Сила, которая заключена в вере и верности, глубоко отражена в известном стихотворении военных лет «Жди меня»  Константина Симонова:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет:  «Повезло».

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Вера и доверие играют огромную роль в человеческом обществе. Но особенно ценны доверительные отношения в семейной жизни. Если нет доверия к ближним, нет и любви, нет счастья, нет и твёрдой надежды на семейное будущее. «Любовь мирна и несёт мир.

Любящий человек не раздражается помыслами ревности, не сторожит любимого, всюду видя возможных соперников и заранее обращая на них свой гнев. Истинная любовь верна и верит.

Любовь не сковывает любимого, не запрещает ему общаться с кем-либо, потому что истинная любовь свободна… и верит в искренность любимого», — писал в своей книге «Современный мир Православия» профессор-теолог В. Духанин.

А русский философ Сергей Аверинцев сказал: «Самая плотская ласка, чтобы не стать несносной мерзостью, должна знаменовать и символизировать самое духовное, что может быть: безоговорочное взаимное прощение и безоговорочное взаимное доверие».

А М.М. Пришвин отмечал, что «радость и счастье – это дети любви, но сама любовь, как сила, — это терпение и жалость».

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.

Источник: https://rodkombgd.ru/vera-doverie-i-vernost-kak-tsennosti-semeynoy-zhizni/

Верность

ВЕРНОСТЬ (FIDELITE). Не путать с исключительностью. Верность дружбе отнюдь не предполагает, что у вас всего один друг. Верность своим идеям не значит, что вы должны довольствоваться одной-единственной.

Вопреки привычному употреблению этого слова, верность не сводится к исключительности даже в таких областях жизни, как любовь и половые отношения, и не является обязательной.

Ничто не мешает, по крайней мере теоретически, двум любовникам хранить верность друг другу, практикуя обмен половыми партнерами или по взаимному согласию позволяя друг другу приключения «на стороне».

Важно

И напротив, разве мало таких супругов, которые, никогда не изменяя друг другу в половом отношении, без конца лгут друг другу, презирают, а то и ненавидят друг друга? До их взаимной неверности далеко даже самым раскованным из любовников.

Верность не есть исключительность. Верность это постоянство, честность и благодарность, нацеленные в будущее в не меньшей мере, чем обращенные в прошлое. В основе верности лежит не только память, но и обязательства на будущее.

Верность с благодарностью вспоминает о том, что было, исполненная решимости сохранить, защитить и по мере возможного не дать ему прерваться, одним словом, всячески противостоять забвению, измене, непостоянству, легкомыслию и даже скуке.

Вот почему на практике верность в любви идет рука об руку с исключительностью половых отношений: одно подразумевает другое. Нужно ли давать себе обещание сохранить верность? Это зависит, как мне представляется, не столько от морали, сколько от личных пристрастий каждого и от условностей.

Но даже лишенная исключительности, верность значит очень много. Правда, лично мне кажется, что в этом случае хранить верность гораздо труднее — слишком много опасностей ее подстерегает, слишком уязвимой она становится.

Существует также понятие религиозной верности. Это добродетель верующего, который остается верным своей вере и своей Церкви. Но не стоит думать, что эта добродетель никак не распространяется на атеистов. Я полагаю, что истинно как раз обратное. Если есть вера, она сама подталкивает к верности.

Иными словами, верность не может быть самодостаточной, если вера слаба. Но, хотя оба слова имеют один корень, синонимами они не являются. Вера это прежде всего убеждение; верность — воля. Вера основана на благодати или иллюзии, верность требует усилий. Вера связана с надеждой, верность — с обязательством.

Разве тот факт, что мы больше не верим в Бога, может служить предлогом к забвению унаследованных из прошлого ценностей? И пусть большинство из них религиозного происхождения, но кто докажет, что эти ценности, чтобы не исчезнуть, нуждаются в Боге? И напротив, все указывает на то, что мы сами нуждаемся в них, ибо только с опорой на них можем продолжать существовать в достойном человека облике. Бог умер? Но разве это предлог, чтобы отворачиваться от его наследства? Существует Бог или не существует, разве от этого меняется ценность таких вещей, как искренность, благородство, справедливость, милосердие, сострадание, любовь? Памятью обладает не только отдельный человек, памятью обладают и цивилизации. И если обратиться к нашей цивилизации, то главный вопрос, на мой взгляд, должен звучать так: что остается от христианского Запада, переставшего быть христианским? Ответов, как мне думается, здесь может быть только два. Либо вы полагаете, что от него не остается ничего, а значит, мы суть мертвая, или умирающая, цивилизация. Нам больше нечего противопоставить ни фанатизму, одолевающему нас извне, ни нигилизму, разъедающему нас изнутри (притом, что нигилизм, бесспорно, самая страшная из опасностей). Значит, мы должны спокойно сидеть и ждать конца, который не за горами… Либо, и это второй из возможных ответов, вы убеждены, что что-то все-таки остается. И если это что-то больше не является общей верой (а вера действительно перестала быть общей: каждый второй француз считает себя атеистом или агностиком; каждый четырнадцатый — мусульманином), оно не может быть ничем иным, кроме всеобщей верности — отказа предавать забвению все, благодаря чему мы появились на земле, изменять всему, что досталось нам от прошлых поколений, спокойно взирать, как оно гибнет у нас на глазах, и гибнуть вместе с ним. Верность — это то, что остается от веры, когда сама вера утрачена; всеобщая приверженность ценностям, которые достались нам от прошлого и которые мы обязаны передать дальше (единственный способ сохранить подлинную верность этим ценностям заключается в том, чтобы обеспечить преемственность, т. е. сделать все зависящее от нас, чтобы они дошли до следующих поколений). Мы не имеем права превращать прошлое в tabula rasa (чистую доску) — это самый прямой путь к тому, чтобы обречь будущее на варварство.

Читайте также:  Что такое эпоха возрождения: самое главное кратко и понятно

«Если не знаешь, куда идти, вспомни, откуда идешь», — гласит африканская пословица. Собственно, только так и можно узнать, куда мы хотим прийти.

Совет

К нашей цивилизации это относится так же, как к любой другой, как к совокупности всех цивилизаций, которые и называются цивилизацией вообще.

Я имею в виду верность человечности (ибо верность не сводима ни к попустительству, ни к ослеплению) в ее лучших проявлениях, тех самых, что делают человечество человечным, и нас вместе с ним.

«Верность, — писал Ален, — есть главная добродетель духа». Но Духа без памяти не бывает, хотя одной памяти для него недостаточно. Надо еще гореть желанием не забывать, не предавать, не отрекаться, не отступаться. Это и есть верность.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 88-89.

Источник: http://ponjatija.ru/node/2262

Юлия Комарова. Кому нужна верность? / Православие.Ru

Кому нужна верность? Да никому. Зачем она нужна? Пережиток. Только мешает жить в полную силу – отдаваться своему чувству, радоваться моменту. Жизнь и так коротка, зачем ещё всё усложнять? Слава Богу, не в Средневековье живём. Сейчас всё проще: понравились друг другу – сразу в постель, чтобы тут же проверить, подходим ли друг другу. А вдруг у нас несовместимость? А если даже и совместимость, как узнать, что это самый лучший вариант, если не попробуешь чего-то другого?<\p>

Верность и целомудрие стали давно отжившими понятиями, смысл которых теряется в прошлом<\p>

Молодые (и не очень) люди относятся к интимным отношениям, как к еде: чем больше экзотических и разнообразных блюд попробуешь, тем лучше. И не надо нам про вашу верность и целомудрие. Подумаешь, ценность! Ну что, убудет от вас, если не с одним человеком, а с несколькими вы живёте? Шире надо смотреть на эти вопросы! Мир велик, а Бог милостив! Вон блудницу же Сам Христос не осудил, а вы – фарисеи, праведники – осуждаете?<\p>

«Юзеры» чужого тела<\p>

К сожалению, так (или примерно так) рассуждают многие наши современники. Верность и целомудрие стали давно отжившими понятиями, смысл которых теряется в прошедших веках. Есть ли резон говорить об этом нам с вами, современным продвинутым «юзерам»?<\p>

Где-то на белом свете есть человек, который мог бы составить тебе пару<\p>

Да, мы стали не людьми, а «юзерами» – пользователями. Мы «юзаем» всевозможные кремы, продукты и гаджеты точно так же, как «юзаем» друг друга: используем, чтобы заглушить одиночество или сексуальную потребность. Внешней привлекательности достаточно для того, чтобы весело провести ночь. Но жизнь – это не измятая упаковка, которую можно не раздумывая отправить на помойку, использовав содержимое. Жизнь всё-таки требует более вдумчивого и серьёзного отношения к себе. Сегодня-завтра, пока молодой, ты ещё можешь привлечь партнёра только «обложкой» – своей юностью, энергией и силой. А что потом? Где гарантия, что в водовороте меняющихся лиц и тел ты не упустил самое главное и нужное – то, что могло бы составить с тобою «плоть едину»? Ведь эта смешная сказка про вторую половинку – она об этом: о том, что где-то на белом свете есть человек, который мог бы составить тебе пару. Но для этого надо остановиться, надо прислушаться к себе, надо осознать это в тишине и покое только вашего обоюдного мира, в который нет доступа никому другому.<\p>

Третий – лишний<\p>

В отношениях двоих, если они хотят остаться вместе, нет места чужим людям. Даже собственные родители на каком-то этапе могут оказаться лишними. Двое должны поверить друг другу и довериться. Наверное, отсюда и берёт корни верность. Если мы вместе, то зачем ещё кто-то? Третий – лишний, это как раз из этой серии.<\p>

И вот в этой обоюдной спокойной тишине, которая сопровождает верность, лучше всего познаются все особенности характера, все причуды и привычки. Что-то может вас не устраивать и даже шокировать поначалу, но не спешите притуплять свои первые впечатления новыми встречами и новыми людьми – это как помехи радиоволн, они могут заглушить и прекрасную музыку. Продолжайте прислушиваться, не оставляйте попытку понять и проникнуть глубже.<\p>

Обратите внимание

Не так давно прочитала «исповедь» молодого мужчины: он рассказал, почему расстался с девушкой, привлекательной во всех отношениях. Она устраивала молодого человека и внешне, и по характеру. Он даже начал испытывать желание строить с ней семью. Но она не спешила включать его в сферу своих забот: она просто пользовалась его домом, его расположением к себе, его обществом. Молодой человек возмутился: почему ни разу она не попыталась повести себя в его доме как хозяйка – убрать, приготовить еду, сделать хоть что-то? Девушка не трудилась строить отношения. Она жила только сегодняшним днём (или ночью). И её это устраивало.<\p>

Мне кажется, это очень яркий пример современного представления о жизни: брать и получать, не вдаваясь в подробности, не врастая корнями в глубину. Если раньше человек ощущал себя в семейном древе одной из ветвей, то сейчас он теряет корни и не умеет формировать крону, он расползается по поверхности почвы, как сорняк на огороде – ненужный, неполезный, но навязчивый. И как сорняки заглушают полезные растения, так и все эти многочисленные связи заглушают настоящие чувства.<\p>

Мы иной раз просто не даём шанса отношениям – они не успевают укорениться<\p>

Но в этой грустной истории есть и продолжение, которое объясняет с виду легкомысленное поведение девушки: она только что рассталась со своим парнем, и ещё не отпустила её тоска и привычка. Новому молодому человеку стоило чуть потерпеть, подождать, поговорить с ней по душам, и можно было бы ожидать другого развития событий. Но он поторопился расстаться.<\p>

Мы иной раз просто не даём шанса отношениям – они не успевают укорениться, укрепиться и прорасти. Мы сажаем всё новые и новые цветы в один и тот же горшок, но не считаем нужным поливать растения, вот они и сохнут и умирают.<\p>

Поливать и окучивать<\p>

Любовь поливается верностью. Только тогда она может расцвести и дать плод. Верность – не выдумка, не странность. Это та самая живительная влага, без которой ни один организм не может жить и развиваться. Организм любви требует покоя, доверия и гармонии, мы это уже уяснили. А какая может быть гармония, если люди друг в друге не уверены, если они своей любви изменяют?<\p>

Как можно спокойно жить с человеком, зная, что у твоего любимого есть ещё какие-то подружки-любовницы? Как можно радостно вынашивать его ребёнка? Как можно получать удовольствие от материнства? Дело тут не в собственническом инстинкте. Дело в том маленьком хрупком мире, который верующие зовут малой Церковью. Семья в нашем понимании не может состоять из трёх мам или пяти пап. Семья – это не общежитие, не коммуналка. Здесь каждый занимает своё особое место. Здесь каждый важен, и нужен, и незаменим. Наверное, поэтому так больно осознавать, что вместо тебя нашёлся кто-то другой, с которым твой любимый делит себя, а значит, становится менее цельным. А если вспомнить про «плоть едину», то понимаешь, что это тебе лично нанесли рану – нарушили и твою целостность. Вспомним, что и для Церкви прелюбодеяние является единственной безоговорочно достаточной причиной развода. Неверность разрушительна. Она подтачивает внутреннее единство, как бы мы ни относились к этому. Бывает, молодые люди на словах вполне по-современному спокойно относятся к хаотичным половым связям, но на деле, когда касается лично их, становятся самыми ярыми консерваторами. И это не потому, что они такие непоследовательные. Это потому, что голос крови, генетически заложенные механизмы самосохранения (в том числе и сохранения семьи) подсказывают человеку верный взгляд на вещи. Я бы назвала это подсознательной чуткостью. Очень жаль, что большинство молодых людей старательно заглушают этот тихий голос внутри себя. Стыдятся признаться даже себе самим, что им неприятно делить ложе с чужими людьми.<\p>

Измена страшна не только на физическом уровне, но и на душевном. Недаром в Евангелии так строго судится око, которое посмотрело на чужую женщину с вожделением. Видимое не так уж безопасно для невидимого – жизнь души сильно зависит от всех этих внешних условий. Нам порою говорят и доказывают, что важнее всего то, что внутри, но разве наше внутреннее состояние так уж автономно? Даже холод и жара влияют не только на наше тело, но изменяют и настроение, и состояние души. Что уж говорить о таких сильных «раздражителях», как музыка, еда и, конечно же, человеческое тело. Мало кто может отнестись ко всему этому с полным равнодушием. Скорее всего, хоть краешком сознания, но человек «зацепится» за этот крючок. Поэтому так важна для нас и одежда, и внешность, и поведение нашего партнёра. Нам гораздо легче ему верить, доверять, если он держится скромно и спокойно. Вызывающее поведение и внешность заставляют нервничать, ревновать, пробуждают ту самую неуверенность, которая и ставит под сомнение верность.<\p>

Любовь поливается верностью… Так и есть. Этот цветок нужно и поливать, и окучивать.<\p>

Звёздное целомудрие<\p>

Важно

Не так давно интернет-сообщество взволновал искренний рассказ молодой звёздной актёрской пары – Ильи Любимова и Екатерины Вилковой – о своих целомудренных добрачных отношениях. Многие прониклись к молодожёнам симпатией и уважением. Но были и такие, что смеялись и называли их дураками. Некоторые подчёркивали, что всё это глупо хотя бы потому, что молодые люди не были девственниками – чего уж и выпендриваться? Ну, подумаешь! И жили бы вместе до венчания.<\p>

Целомудрие – это не только соблюдение себя в девственности до брака, но и в чистоте – после<\p>

Но дадим слово самому Илье: «Я падал, но поднимался. Уже на личном опыте убедился, какая сила открывается в человеке, который живет в чистоте, в шокирующем светского человека отказе не только от блуда, но и от рукоблудия, то есть от полового удовлетворения в принципе, культ которого подпитывает вся поп-культура и даже медицина. Для меня стало личным открытием, что вся современная индустрия, работающая на внешний имидж человека, буквально подталкивает его к тому, чтобы он был постоянно готов к соитию. Я будто воочию увидел, что и мужчина, и женщина, как механизмы, всегда готовы к сладкому, неожиданному и универсальному (то есть где угодно, как угодно и каким угодно способом) соитию с прекрасной незнакомкой или незнакомцем. Это было тем более поразительно, что и я, не сознавая, сам так жил. Секс стал идолом, современным божком, и об этом не следует говорить пренебрежительно».<\p>

Получается, что именно чистота до брака была тем противовесом современному божку, против власти которого восстали влюблённые.<\p>

Целомудрие – это не только соблюдение себя в девственности до брака, но и в чистоте – после. Целомудренные отношения в супружестве – это и есть взаимная верность. И нужна она обоим супругам. Вот почему эти молодожёны поступили именно так и не жалеют об этом. Видимо, для них это не было «пустым звуком», а наоборот – самым важным доказательством любви, самой главной «жертвой», самым значимым подвигом. Так они подтвердили очень простую истину: мы можем быть верны друг другу до брака, и мы сможем быть верными и после венчания. Да, можно ставить под сомнение всё что угодно. Но когда целый год двое современных влюблённых соблюдают чистоту отношений – это очень круто, согласитесь. Значит, есть в этом глубокий смысл, который понятен и им, и Церкви, но по каким-то причинам пока не очень понятен некоторым другим людям.<\p>

Верность – это медаль за любовь<\p>

Лет десять назад наш приход взволновала безвременная трагическая смерть 23-летней прихожанки. Она разбилась на машине – не справилась с управлением в гололёд. Была завидной богатой невестой, многие молодые люди на неё «заглядывались», со многими у неё были дружеские отношения, но не больше. Эта современная, модная и «продвинутая», как сейчас говорят, девушка отличалась одной чертой – она была девственницей, она хранила себя для того единственного, с кем хотела строить свою семью. А оказалось – для Небесного Жениха. Для многих её друзей, да и для прихожан постарше эта новость была поразительной. Казалось, сейчас не придают этому значения, но где-то в самом сердце мы единодушно молились о ней как о верной Христу благоразумной деве. Этот дар – то, что она смогла достойно принести Богу, хотя берегла его для будущего мужа.<\p>

Мы не знаем, как сложится наша жизнь, какой будет наша семья, но всё-таки мне кажется, что в глубине души каждый хочет встретить именно такую любовь, которая заслуживает самой искренней и глубокой верности. Когда моя младшая дочка была совсем крохой, она сказала однажды: «Любовь – это медаль за счастье». Я бы перефразировала это так: «Верность – это медаль за любовь». Так мне представляется.<\p>

Источник: https://pravoslavie.ru/97013.html

Кто это такой добродетельный человек и что такое добродетель: описание, принципы и понятия

Как утверждал известный герой популярного мультфильма: «Если добрый ты, то это хорошо, ну а когда наоборот — плохо!». Любой человек с самого рождения живет в обществе, начинает совершать определенные поступки и за это получать соответствующую оценку.

Темой данной статьи будут являться в основном праведные и хорошие человеческие поступки, то есть людей, которые делают добро либо к этому стремятся.

Что такое добродетельный человек, какие они бывают и каким образом себе можно помочь приобрести эти качества? Давайте рассмотрим.

Совет

Порок и добродетель — для большинства людей данные определения не вполне ясны, так как в ежедневном и повседневном употреблении эти слова встречаются очень редко. Естественно, любой человек понимает, что значит хорошо и что обозначает плохо.

Но, в отличие от ценностных норм, которые приняты в обществе, правил морали и этики, добродетель — это внутренняя человеческая потребность нести добро не из-за того, что «так нужно», а просто потому, что по-другому не можешь.

Добродетелью также могут являться и определенные личностные качества человека, которые помогают ему отыскать в обществе свое место. К примеру, такими могут являться:

  • дружелюбие;
  • вежливость;
  • ответственность;
  • умение сопереживать и сострадать;
  • работоспособность;
  • честность и тому подобное.

Порок — это другая сторона добродетели, а верней, ее полная противоположность. Каждый поступок, который приводит к нанесению вреда окружающему миру или самому себе, считается порочным. Учитывая это, пороком можно назвать и предосудительные особенности характера человека:

  • жадность;
  • ленивость;
  • зависть;
  • лживость;
  • зазнайство и так далее.

Исследование и анализ добродетелей и пороков человека постоянно интересовали умы просвещенных мужей как в древности, так и в современном мире. Различные религиозные и философские учения составляли свою собственную их классификацию.

Добродетель в античности

Еще в Древней Греции мудрецы отмечали, что дорога к добродетели очень тяжела и сложна. Добродетель от рождения не дается, путь к ней тернист и нуждается в больших усилиях.

Исходя из философии древних греков, отличают ее следующие виды:

  • мудрость;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • мужество.

Причем великий философ Сократ главенствующую роль отдавал такому качеству, как мудрость, а источником появления каждой добродетели считал разум.

Но вот его последователь, не менее великий мудрец Платон, утверждал, что любая из добродетелей зарождается на индивидуальном свойстве души: мужество опирается на волю, а мудрость происходит от разума.

Причем он также говорил, что любому сословию в обществе больше присуща какая-то конкретная добродетель — так, не нужно ожидать умеренности от правителей или воинов, а мудрости или мужества от ремесленника.

Рассматривая вопрос о том, кто это такой добродетельный человек, нужно непременно упомянуть и Аристотеля, которые разделил сущность человека на добродетель ума (дианоэтическую) и воли (этическую).

Аристотель утверждал, что неразумная, чувственная часть каждого человека послушна его разумной (умственной) части. Причем добродетель определялась, как умение всегда находить «золотую середину», а отклонение же в определенную сторону от этого являлось пороком.

Таким образом, это некоторое мерило между избытком или недостатком чего-либо.

Добродетель во времена ренессанса

Во времена Ренессансного гуманизма, в Средние века, virtus— добродетель — являлась основной категорией, которая определяла идеального человека. Uomo virtuoso – именно так звали людей, которые ею обладали. Данным определением охватывался огромный комплекс нравственных норм, которые приобретали все более разнообразные оттенки на протяжении времени.

Понятие про то, что такое добродетели, с одной стороны, было основано на учениях античной этики и толковалось как разумное самоограничение в физических и духовных потребностях.

Обратите внимание

С другой стороны, uomo virtuoso — идеальный образ человека – незначительно смягчался идеями того времени о нераздельности духовных и земных потребностях, души и тела.

Потому идеальным являлся разумный и при этом деятельный человек, так как основная обязанность каждого человека – это стремление к полезной деятельности и познанию, постоянное саморазвитие.

«Новая» эра

На протяжении времени определение о том, что такое добродетели, получало другие новые формы.

Спиноза — один из основных представителей философии «новой» эпохи, утверждал, что добродетель – это польза, которую человек может привнести в окружающий мир.

Но вот согласно учениям Канта, добродетель — это моральная и твердая устойчивость в соблюдении своего долга, которая, впрочем, никогда не становится привычкой, а постоянно требует осознанного выбора.

Небезызвестный дипломат, писатель и политический деятель Бенджамин Франклин в своей автобиографической книге определил принцип «тринадцати добродетелей», которые обязаны присутствовать у любого успешного человека:

  • скромность;
  • спокойствие;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • трудолюбие;
  • бережливость;
  • молчание;
  • порядок;
  • искренность;
  • решительность;
  • целомудрие;
  • чистота;
  • воздержание.

В принципе, данный перечень можно продолжать еще многократно, к примеру, педантичные немцы его определяют намного большим количеством пунктов.

Добродетель в Пруссии

Данный список идеальных человеческих качеств философ Сократ берет свое начало со времен эпохи Просвещения и лютеранства. Понятие немецких добродетелей появилось во времена нахождения на престоле Фридриха Вильгельма Первого, который укрепил в 18 столетии внутреннее положение Пруссии.

Даже на сегодняшний день остается неизвестным, по какой причине был определен именно этот набор, но масштабное следование ему принесло значительную пользу, и в истории Пруссии оставило довольно большой след.

Вот как выглядят, по мнению Фридриха Вильгельма Первого, истинные человеческие добродетели:

  • любовь к порядку;
  • бережливость;
  • неподкупность;
  • искренность;
  • богобоязненность;
  • послушание;
  • усердие;
  • сдержанность;
  • честность;
  • скромность;
  • твердость;
  • верность;
  • чувство справедливости;
  • прямолинейность;
  • субординация;
  • дисциплинированность;
  • самоотверженность;
  • надежность;
  • храбрость;
  • мужество;
  • чувство долга;
  • пунктуальность.

Добродетель в христианстве

Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:

  • теологические понятия — это учения, которые в нашу жизнь привнесли христианство;
  • кардинальные — сюда относятся четыре понятия, которые к нам пришли из античной философии.

В результате получился следующий список:

  • умеренность;
  • мужественность;
  • справедливость;
  • благоразумие;
  • вера;
  • любовь;
  • надежда.

Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:

  • смирение;
  • терпение;
  • целомудрие;
  • кротость;
  • любовь;
  • умеренность;
  • усердие.

Внутреннее противостояние

Естественно, совершенно любой человек может определить, какой поступок принесет пользу, а какой причинит зло, но, так или иначе, порок и добродетель для многих из нас собой представляют внутренний конфликт.

Сложность нравственного выбора человеку была присуща все время. «Знаю что праведно, но выбираю приятное» — этот жизненный принцип актуален и на сегодняшнее время.

Так как, согласитесь, осознание понятия добродетели, ее основного смысла, еще совершенно не обозначает соответствующего поведения.

Важно

Довольно продолжительное время это положение вещей принималось как определенный парадокс. И на самом деле — понять логически, как можно жить неправедно, зная про то, что такая жизнь порочна, довольно сложно.

Именно по этой причине во времена античности знание, которое не применялось на практике, не считалось таковым. Согласно Сократу и Аристотелю, когда человек осознает, что правильно, но поступает наоборот, то это обозначает, что его действия основываются не на истинном знании, а на своем собственном мнении.

В этом случае человеку необходимо достигнуть настоящего знания, которое практически подтверждено.

С учетом же из христианского толкования, плохие человеческие поступки и мысли указывают на грешность его тела, а соответственно, необходимо откинуть грешную плоть, которая мешает добиться настоящей духовной гармонии, полностью отрешиться от земной рациональности и практичности. Как бы там ни было, но вне зависимости от того, понимается ли добродетель как праведность или разумность, она человеком обретается во время способности к разрешению конфликта внутри себя и осознания двойственности его натуры.

Что может сделать человека добродетельным?

Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных.

Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель.

Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.

Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.

Как традиционно определяют семь добродетелей?

Еще с древних времен художники и скульпторы свое видение добродетелей и пороков воплощали в самых разных образах. Как правило, это были изображения красивых юных девушек в длинных одеждах, которые при себе имели различные атрибуты.

К примеру, христианские добродетели, могли выглядеть таким образом:

  • Любовь — выглядела изначально как пеликан или жертвенный агнец, в каноническом искусстве выглядит как девушка с пылающим в руке сердцем или с множеством ласкающихся к ней детей. Также очень распространено еще одно изображение — женщин, которые одну руку прижимали к сердцу, а второй сеяли семена.
  • Надежда — женщина в зеленых одеяниях, склоненная в молитве, в некоторых случаях с якорем или крыльями. В другой интерпретации девушка в молитвенном жесте протягивает руки к солнцу, а возле нее находится сгорающий Феникс.
  • Еще одна добродетель — Вера — женщина в белых одеждах, которая в руках держит крест или хрустальную чашу, знаменующие смерть Иисуса. Также могла иногда изображаться со светильником или щитом в руках.
  • Благоразумие, мужество, справедливость и умеренность также были изображены в обличьях женщин.

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

К примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность.

Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу).

Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/kto-takoy/kto-eto-takoy-dobrodetelnyy-chelovek-i-chto-takoe-dobrodetel.html

Верность и посвящение в семейных отношениях

<\p>

Ап Фервайен

Верность — это неотъемлемая часть любви, совершенно необходимая в браке. Библия называет верность частью плода Святого Духа: «Любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой» (Гал. 5:22, РВ).

Быть верным в браке — это не только избегать прелюбодеяния. Верность имеет более широкий смысл; она нужна нам во всех наших делах и начинаниях.

Она означает, что, заняв тот или иной пост или положение, мы продолжаем на нём оставаться. Это вопрос упорства, посвящённости и совестливости.

Совет

Эти качества играют важную роль во всей нашей жизни, потому что мы должны верно исполнять каждое своё дело и оставаться верными каждому своему долгу.

В отношениях между людьми верность — это умение держать слово, данное другому человеку. Верность всегда связана с любовью или дружбой. Она важна не только между супругами, но и в других семейных отношениях, в дружбе и в христианских общинах.

Противоположностью верности является неверность. Привычная неверность может превратиться в вероломную лживость, когда человек уже не способен исполнять своих

обещаний. Кроме того, неверность может привести к полной беспринципности, когда человек держит своё слово, только если это ему выгодно. Пожалуй, это самая худшая форма неверности, потому что, в сущности, она сводится к тому, что человек использует окружающих в своих целях, а это не что иное, как жестокое злоупотребление и манипуляция.

Верность предполагает, что на первое место ставятся нужды другого человека; вот почему она является одной из граней Божьей любви. Верность отличается щедростью и готовностью служить. Что касается неверности или беспринципности, здесь на первое место выдвигаются собственные интересы человека, и мы имеем дело с эгоистичной требовательностью и себялюбием.

Пожалуй, верность является одним из самых главных качеств подлинно нравственного человека. Мы живём в коррумпированном мире, где твёрдость характера становится всё большей редкостью.

Это проявляется не только в возрастающем количестве разводов, но и в том, что, несмотря на всё разнообразие форм человеческого сотрудничества и сосуществования, наше общество сильно страдает от вражды, неверности и беспринципности.

Со временем «мир» становится всё более единообразным, но при этом всё более разъединённым. В Божьем Царстве всё как раз наоборот: нас ожидает великое единство, несмотря на существующее многообразие людей.

Обратите внимание

Верность — это одно из качеств Божьего характера, и неотъемлемой её частью является жертвенность. Пока верность между людьми остаётся взаимной, особых проблем не возникает, и ничьи личные интересы не нарушаются. Пока всё идёт хорошо, оставаться верным совсем не трудно. А вот когда наступают тяжёлые времена, верность может показаться нелёгким бременем.

Вступая в брак, мы обещаем друг другу вечную верность — по крайней мере, до смерти; но где гарантия, что нам удастся сдержать это обещание?

Риск

Стремление оставаться верным заключает в себе серьёзный риск, потому что нашу верность непременно ждут испытания. Иногда нам придётся каяться в собственной провинности, но испытания верности не всегда предполагают измену с нашей стороны.

Риск состоит в том, что однажды в ответ на свою верность мы можем неожиданно получить неверность. Верность предполагает некую наивность, отсутствие всяческих подозрений; она делает нас беззащитными.

Мы поставили себя в уязвимое положение, а партнёр нарушил наше доверие, изменил нам и бросил на произвол судьбы.

В некоторых обстоятельствах оставаться верным бывает особенно трудно — например, когда происходит несчастье, когда вы теряете ребёнка или когда у вашего супруга обнаруживается серьёзное физическое или душевное заболевание.

Однажды мне пришлось беседовать с мужчиной, который хотел развестись со своей женой из-за того, что у неё был прогрессирующий множественный склероз. Не наше дело судить, был ли этот мужчина беспринципным по природе или просто проявил бесхарактерность, но он нарушил верность своей жене, потому что не смог справиться с ситуацией.

Ещё я помню письмо директора библейского колледжа, который решил уволиться с работы. Его жена Мьюриел страдала болезнью Альцгеймера. Вот что он писал:

«Вот уже около восьми лет психическое состояние моей жены Мьюриел постоянно ухудшается. До сих пор мне удавалось совмещать заботу о её возрастающих нуждах со своими обязанностями директора Колумбийского библейского колледжа.

Важно

Однако с недавних пор я заметил, что моя жена спокойна и довольна, когда я рядом, а когда меня нет, она практически всегда теряет покой. И это не просто тревога: её переполняет панический страх потерять меня.

Стоит мне уйти из дома, как она тут же отправляется меня искать и, если ей не удаётся меня найти, приходит в настоящую ярость.

Поэтому я пришёл к выводу, что мне следует полностью посвятить себя заботе о ней.

Может быть, вы поймёте меня лучше, если я расскажу вам то, о чём говорил на общем собрании колледжа, когда объявлял о своём решении уйти. В каком-то смысле, это решение было принято сорок два года назад, когда я пообещал Мьюриел заботиться о ней ‘в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас ‘.

Как я уже сказал своим студентам и коллегам, отчасти это связано с тем, что, будучи человеком своего слова, я должен остаться верным своему обещанию. Но отчасти это ещё и вопрос справедливости. Мьюриел преданно и самоотверженно заботилась обо мне все эти годы, и даже если мне придётся ухаживать за ней в течение ещё сорока лет, я не смогу отплатить ей всё, чем обязан.

Я знаю, что исполнение долга нередко делает людей мрачными стоиками. Но в нашем случае дело не только в долге. Я люблю Мьюриел.

Она приносит мне неимоверную радость своей детской доверчивостью и уверенностью во мне, своей теплотой и любовью, периодическими проблесками остроумия, которое я всегда в ней обожал, своим солнечным настроем и несгибаемой стойкостью, несмотря на постоянные ухудшения.

Забота о ней — это не бремя, а великая честь. Мне удивительно повезло, что у меня есть возможность ухаживать за таким чудесным человеком».

Совет

Верность связана с посвящённостью, и супружеские отношения — это идеальный контекст, где посвящённость и любовь могут идти рука об руку. Любовь — это не просто приятные чувства; прежде всего — это выбор, которые вы делаете в пользу друг друга. Если вы знаете, что созданы друг для друга, то принимаете решение оставаться вместе, что бы ни произошло. А приятные чувства придут сами.

Библейские примеры

Поскольку верность является столь существенным аспектом супружеских взаимоотношений, мне хотелось бы показать это на нескольких библейских примерах.

Осия — это прекрасный пример супружеской верности перед лицом весьма нелёгких обстоятельств. Его жена Гомерь постоянно ему изменяла, своим поведением отражая неверность и вероломство Божьего народа.

Бог надеялся вернуть себе сердца израильтян и изрёк пророчество, что однажды Его народ, подобно неверной жене, осознает свои ошибки и скажет Ему: «Ты муж мой!» На измену Израиля Бог ответил любовью, благодаря которой отношения Бога с Его народом были восстановлены.

Давид и Ионафан были закадычными друзьями и однажды дали друг другу клятву верности. Ионафан был сыном царя Саула, который из ревности не раз пытался погубить Давида. Ионафан решил пойти поперёк воли собственного отца и защищать Давида, чего бы это ему ни стоило. Они заключили между собой союз, но потом им пришлось расстаться.

В Библии рассказывается, что Давид почтил своего друга, пав лицом на землю и трижды ему поклонившись. 1 Цар. 20:41-42: «И целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более.

И сказал Ионафан Давиду: иди с миром; а в чём клялись мы оба именем Господа, говоря: «Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим», то да будет на веки».

Позднее, когда Саул и его сын Ионафан были убиты в сражении, Давид горько скорбил и оплакивал своего друга (2 Цар. 1:25-26):

«Сражён Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской».

Обратите внимание

Неизменная верность этих двух друзей превосходила все другие семейные и дружеские взаимоотношения.

Глядя на Петра, мы видим друга, который сначала не смог быть до конца верным и отрёкся от Иисуса. Правда, так поступил не он один: Иисуса покинули все Его друзья! Пётр любил Иисуса и действительно хотел быть для Него верным другом. Он даже уверял Его: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя!»

Вскоре после этого, в Гефсимании, Иисус сказал ему и другим: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

Тем не менее, встав от молитвы, Иисус видит, что Пётр и его товарищи крепко спят.

Далее, когда приходят воины, чтобы арестовать Иисуса, Пётр снова пытается всячески Его защищать, выхватывает меч и отрубает одному из пришедших ухо. Однако после ареста он трижды отрекается от Иисуса, говоря, что не знает Его.

Просто поразительно — видеть это многократное предательство от человека, клявшегося Иисусу в верной дружбе! Становится ясно, что нам очень трудно сдержать подобные обещания, опираясь лишь на собственные силы.

Однако Иисус проявил к Петру полное доверие и реабилитировал его, поручив ему заботиться о Своих овцах. Позднее, когда на Петра сошёл Святой Дух, он начал неустанно свидетельствовать о Христе и не стеснялся открыто и публично, перед огромными толпами народа говорить о своей любви и преданности Иисусу.

С того момента Пётр до конца жизни оставался верным Иисусу и, в конечном итоге, умер ради Него. Благодаря Божьей силе мы можем делать такое, на что сами были бы просто не способны.

Важно

Ещё один примером верности является героиня Книги Руфь. Голод заставил израильтянку Ноеминь покинуть Вифлеем и вместе с мужем и двумя сыновьями пойти в землю Моавитскую. Оба её сына женились на моавитянках, Орфе и Руфи. После смерти мужа и сыновей Ноеминь решила вернуться на родину.

Для своих снох она была иностранкой и, будучи престарелой вдовой, не могла предложить им спокойную и обеспеченную жизнь. Поэтому она посоветовала им остаться у себя на родине. Обе снохи, услышав о предстоящем расставании, расплакались и заявили, что пойдут вместе с ней, но Ноеминь снова начала уговаривать их остаться.

Тогда Орфа простилась с ней, поцеловав её на прощание, но Руфь упорно отказывалась бросить свою свекровь. В чём была разница между Орфой и Руфью? Орфу нельзя было назвать неверной, но, верность её оказалась ограниченной. Верность Руфи выражалась не только в том, что она полюбила Ноеминь, но и в том, что, будучи моавитянкой, она тем не менее, полюбила и Бога своей свекрови.

Именно Он помог ей сделать столь решительный шаг. Отсюда можно сделать вывод: если мы не печёмся прежде всего о собственных интересах, Бог даст нам силу оставаться верными другим людям.

Одно из самых поразительных выражений верности можно прочесть в Руф. 1:16-18. Этот отрывок прекрасно подходит для церемонии бракосочетания. Руфь говорит своей свекрови:

«Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и ещё больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою».

Каковы были последствия выбора Руфи? Её ожидали удивительные благословения. Она встретила Вооза, стала его женой и матерью Овида, отца Иессея, отца Давида. А самым великим её потомком был Сам Иисус!

Итак, всё это показывает, что верность не остаётся без награды и приносит с собой благословение.

Откуда в мир пришла неверность? Мне кажется, что все грехи, в конечном итоге, уходят корнями в первородный грех первой супружеской четы. Что сделал Адам, когда согрешила его жена? Он не бросился её защищать. Он не сказал того, что Иисус, «последний Адам», сказал о Своей невесте Церкви: «Отче, жена Моя согрешила, но позволь Мне умереть вместо неё».

Совет

Нет, он слепо последовал её примеру и тоже согрешил. Когда Бог призвал его к ответу, он не воскликнул: «Боже, я признаю свою вину! Я должен был лучше защищать свою жену, но вместо этого подвёл её». Нет! Он сказал: «Это женщина, которую Ты дал мне…» Самый первый грех людей был нарушением верности Богу и друг другу.

С тех пор неверность вместе с кровью течёт в наших жилах, будучи частью нашей генетической природы.

Ап Фервайен, Искусство счастливого супружества, Гедеон, Хорнаар

Газета Протестант.ру
<\p>

Источник: http://www.gazetaprotestant.ru/2014/06/vernost-i-posvyashhenie-v-semejnyx-otnosheniyax/

Ссылка на основную публикацию