Сочинение: мотивы лирики лермонтова

Сочинение на тему основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия.

Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь проходила напрасно.

Эти настроения и определили тематику лирики великого поэта.

В поэтических произведениях юного Лермонтова ярко выражен мотив отрицания. Он отрицает высший свет, презирает толпу, укоряет Бога, создавшего такой несправедливый мир, не верит, что в России возникнет свободное общество.

Обратите внимание

Лермонтов смело выступал как борец-одиночка. Он жестко и язвительно обвинял царя и вельмож в насилии и деспотизме.

На первый план в его поэзии выдвинуты, по словам Белинского, «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности».

Основная направленность лирики Лермонтова – это бунтарство, протест и трагическое восприятие действительности. Личность мыслящего человека оказалась в конфликте с обществом, в кризисе веры в будущее. Ранняя лирика поэта имеет романтическую направленность, в ней ощущается влияние поэзии Байрона.

У Лермонтова такие же мятежные и гордые лирические герои. Они хотят подвигов, свершений, а обстоятельства обрекают их на бездействие.

Эти мотивы звучат в стихотворениях «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей…», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…», «За дело общее, быть может, я паду…» и других.

Молодому дворянину того времени предлагалось жить великосветской жизнью, ездить на балы, собрания, проводить время с друзьями. Лермонтова не устраивает такая пустая жизнь. В его лирике отражено тотальное отрицание «толпы», «светской черни»:

Коварной жизнью недовольный,

Обманут низкой клеветой…

Поэт прекрасно знаком с лживой моралью знати, с ее лицемерными нормами жизни:

Поверь: великое земное

Различно с мыслями людей.

Сверши с успехом дело злое —

Велик; не удалось – злодей.

Мотив духовного одиночества – один из ведущих в лирике Лермонтова. Он уверен в избранности поэта, на которого небеса возложили великую миссию сказать людям правду. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» он пишет:

…Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!

Часто лирический герой пытается вознестись душой в небеса и там попытаться найти ответы на мучающие его вопросы, но тщетно. В лирике Лермонтова прослеживается тяга к миру прекрасного, идеального.

Важно

Но чаще герой с горечью говорит о разочаровании в любви, дружбе, отрицает ценности земного тягостного существования.

Ему присуща двойственность сознания, когда он хочет понять и полюбить весь мир и в то же время ясно понимает безнадежность своих благих порывов.

В сложной, интересной, интеллектуальной лирике Лермонтова тесно переплетаются гражданские, философские и личные переживания.

Источник: https://resoch.ru/osnovnye-motivy-liriki-lermontova-sochinenie/

Сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»

Перед вами отличное сочинение по лирике Лермонтова. В данном сочинении автор останавливается на анализу следующих стихотворений:

  • Дума
  • Смерть поэта
  • Как часто пестрою толпою окружен…
  • Безумец я! Вы правы!…
  • И скучно, и грустно
  • Поэт
  • Я к вам пишу: случайно, право…
  • Бородино

Другие сочинения по лирическим произведениям этого автора можно найти здесь.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Являясь духовным приемником Пушкина, М.Ю. Лермонтов поведал нам в своих произведениях о своем поколении, о времени, о родине и о себе.

Стихи поэта рожденные «из пламя и света» — написаны в годы реакции, проникнуты горечью одиночества, осознанием того, что бесцельное существование стало правилом для большей части общества. Об этом стихотворение «Дума».

Говоря, что будущее «иль пусто, иль темно», Лермонтов уточняет: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Тяжел вывод поэта, ведь отцы — это декабристы.

Отсутствие идеалов, отказ от всяких стремлений позорны, их дети, которые «в начале поприща… вянут без борьбы», не могут быть полезны Родине. Лермонтов говорит о них — «толпа угрюмая», сожалея, что гибнут лучшие силы современников, не возрожденные в новых поколениях. Осуждая их бездействие, он предрекает им бесславную кончину и презрение потомков.

Но Лермонтов видит и трагедию передовой мыслящей личности, он понимает те трудности и лишения, которые ждут борющегося, честного человека.

В стихотворении «Смерть поэта» он обличает строй и общество, страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращенный против убийц, хладнокровно травящих «свободный, смелый дар».

Одновременно здесь и безутешная скорбь друзей, не защитивших «сердца вольного», не разглядевших опасность, и страстный приговор «свободы, гения и славы палачам».

Очень близко по теме и настроению другое стихотворение —«Как часто, пестрою толпою окружен…».

Совет

Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица —это «приличьем стянутые маски». Чувствует себя одиноким среди них, возвращаясь мыслями к детству, поэт как бы отдыхает душой.

Но ему не миновать пробуждения, тем страшнее, тем яростнее и непримиримее становится он и его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих вокруг.

В постоянном конфликте находится поэт с обществом. Борьба рождает его стихотворения-отповеди («Безумец я! Вы правы!…»), размышления о смысле жизни («И скучно, и грустно»), о месте поэта «Поэт»).

Лермонтов пишет и о войне. В стихотворении «Я к вам пишу: случайно, право…» герой размышляет над бесцельностью, нелепостью жертв на войне, «под небом места много всем». Это раздумья о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение.

В стихотворении «Бородино» от лица простого солдата, он с любовью описывает обыкновенных солдат, русских людей, объединенных единым желанием — победить! Лермонтов не мог не подчеркнуть решающей роли простого народа в победе над французами. «Бородино» — истинный поэтический памятник русским солдатам.

Лермонтов посвятил много стихотворений теме Родины, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтал увидеть страну цветущей, народ свободным. Остро воспринимает Лермонтов судьбу Родины. Он бесконечно любит ее и ненавидит одновременно.

Итогом многолетних раздумий стало стихотворение «Родина». Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Восприятие Родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Герои Лермонтова счастлив своей малой Родиной, являющейся частью большой Родины — России!

«степей холодное молчание»,

«лесов безбрежных колыханье»,

«разливы рек ее, подобные морям»,

«И на холме средь желтой нивы<\p>

Чету белеющих берез».

Поэт рад, вместе со своим героем, показать нам «полное гумно» —знак крестьянского благополучия, предметы быта, «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно», — из всего этого складывается образ Родины.

Обратите внимание

Таковы мотивы лирики Лермонтова. Выраженные в стихах, они будили мысль в людях его поколения, воспитывали истинных патриотов Родины.

Надеюсь, вам понравилось сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-osnovnyie-motivyi-liriki-m-yu-lermontova/

Мотивы лирики Лермонтова

Мотивы лирики Лермонтова

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека, – писал Ираклий Андроников. Талант Лермонтова расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались.

Поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в его творчестве немалое место. Вера в народ, в его могучие силы во многом помогали ему побеждать эти настроения. Лермонтов – всенародный поэт. Нас пленяет красота и человечность лермонтовских стихов.

Мы слышим в его поэзии гордый протест “против угрюмой действительности, бурный призыв к свободе и справедливости.

Разнообразна тематика его лирики. Многие его произведения – горькая дума о судьбах молодого поколения его эпохи. Одна из ведущих тем лермонтовской поэзии – тема ненависти к самодержавию. Она озаряет весь творческий путь поэта. Героическим началом его борьбы с самодержавием и светом было стихотворение На смерть поэта.

Стихотворение написано с душевной болью и гневом. Лермонтов бичует завистливый и душный свет, палачей свободы, жадною толпой стоящих у трона. Он противопоставляет им восставшего против мнений света Пушкина, смерть которого взывает к отмщению.

Важно

Этими стихами смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта, его преемника.

В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким примером является стихотворение Как часто пестрою толпою окружен. Вынужденный жить среди светской черни, поэт глубоко презирает интригу, ложь, пустоту и бездушие этих людей. Стихотворение заканчивается вызовом свету:

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

Важно

Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инертности молодого поколения. Даже лучшие представители молодежи того времени не знали, как и куда можно приложить свои силы.

В конце концов многие из них стали безразличными ко всему, стали лишними людьми. Стихотворение Дума – это гражданский суд над своим поколением.

Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима.

К добру и злу постыдно равнодушны

В начале поприща мы вянем без борьбы.

Печальным и суровым приговором поколению 30-х годов звучит стихотворение о людях, которые пройдут по жизни толпой угрюмой и ничего не оставят грядущим поколениям.

Печально я гляжу на наше поколенье.

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема родины (Родина, Бородино). Свою странную любовь к отчизне Лермонтов противопоставляет лжепатриотизму правящих классов.

Ни в одном произведении он не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении Родина.

Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе.

При виде редкого довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, незнакомое и непонятное патриотам из дворянской знати, не умеющим взглянуть С отрадой, многим незнакомой….

Совет

Лермонтову дорога родная природа, но еще больше дорог простой русский человек. Белинский назвал это стихотворение лучшей пушкинской вещью, имея в виду пушкинский оптимизм, веру в жизнь и народ, которые унаследовал Лермонтов.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема о назначении поэта и поэзии. Одни из лучших произведений на эту тему – Поэт и Пророк. В стихотворении Поэт автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии.

(Не вослед ли Лермонтову Маяковский к штыку приравнивал перо?) Но вот кинжал превратился в игрушку золотую, бесславную и безвредную. Раньше голос поэта звал к борьбе: Бывало, мерный звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы…

Но теперь среди своих современников Лермонтов не видит такого певца. Заканчивается стихотворение призывом:

Проснешься ль ты опять,

Осмеянный пророк!

Иль никогда на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья!

Годы реакции тяжким бременем лежали на плечах передовых людей. Глубокая грусть и тревога звучит во многих стихотворениях Лермонтова: Выхожу один я на дорогу, Дубовый листок, Тучи, Утес. В стихотворении И скучно, и грустно поэт пишет:

И скучно, и грустно,

И некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы!

Поэт устал идти по своему кремнистому пути. Природа, звучащая в каждом его стихотворении, зовет к покою (Спит земля в сиянье голубом).

Грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов.<\p>

Читайте также:  В чем смысл антиоды гоше рубчинскому?

Источник: https://www.studsell.com/view/85497/

Сочинение на тему: Основные мотивы лирики Лермонтова

Впервые стихи Михаила Юрьевича мы узнаем примерно лет в двенадцать-тринадцать… Конечно, мы их слышим и до этого, но только в означенном возрасте начинаем немного понимать, вдумываться… А пятнадцати – шестнадцатилетнему подростку художественный мир Лермонтова особенно близок и дорог… Только вслушайтесь в эти строки:

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой.

Что кинул он в краю родном?

В четырех строчках уже названо все то, что составляет основные мотивы лирики поэта. «Одинокий», «ищет», «кинул»… Через любые стихи — будь то любовная или философская лирика поэта — проходят эти понятия. Лирический герой поэта пытается найти цель жизни, отыскать в этой жизни свое место. Герой этот — романтик, и вся поэзия Лермонтова романтична.

Здесь мы ясно видим личность, противостоящую всем остальным, индивидуалистичную и оттого нередко страдающую. Ведь основной конфликт романтизма как понятия — противостояние неординарной личности ординарному миру, и это особенно близко Лермонтову.

Обратите внимание

Мотивы отверженности всеми, давно пережитых страданий, сильных страстей — особенно в ранней лирике:

Я не крушуся о былом,Оно меня не усладило.Мне нечего запомнить в нем,

Чего б тоской не отравило.

Одиночество также читается в каждом стихотворении поэта. Это не удивительно — всю свою недолгую жизнь Лермонтов был одинок и очень страдал от этого:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Одиночество пронизывает и всю любовную лирику поэта. Горькие, мучительно-болезненные воспоминания о давней любви — несчастной и не встретившей взаимности – терзают лирического героя. Но и в любовной лирике Лермонтова можно заметить социальный подтекст: что, как не общество, искалечило душу героя, лишив его способности любить и быть любимым:

Пусть я кого-нибудь люблю;Любовь не красит жизнь мою.Она как чумное пятно,

На сердце жжет, хотя темно.

Отвергая признанные обществом ценности, лирический герой Лермонтова ищет свои собственные. Поиск этот приводит к образу Демона — впервые он появляется в ранних стихах (позже поэтом будет создана поэма «Демон»):

Собранье зол его стихия.Носясь меж дымных облаков,Он любит бури роковые,

И негу рек, и шум дубров.

Лермонтов пытается отделить себя от Демона, но ясно, что этот образ — одна из вариаций лирического героя. Кстати, дистанция между автором и лирическим героем у Лермонтова минимальна, а иногда и вовсе отсутствует. И вновь противопоставление себя другим, на этот раз — в мотиве собственного «избранничества», своего особого предназначения:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще не ведомый избранник…

Именно избранничество, именно «странная жажда песнопенья» и есть причина отверженности героя. Отсюда и мотив собственной смерти, нередко возникающий в стихах:

Настанет день — и, миром осужденный,Чужой в чужом краю.На месте казни — гордый, хоть презренный,

Я кончу жизнь мою…

Впрочем, все это — лишь одна сторона лирики Михаила Юрьевича. Есть и другие. И если, с одной стороны, у героя — страсти и страдания, то с другой — гармония, покой. Особенно это видно в стихах о природе:

Тогда смиряется души моей тревога.Тогда расходятся морщины на челе,И счастье я могу постигнуть на земле.

И в небесах я вижу бога.

И тогда — новые мотивы: молитва, успокоение, счастливая любовь…
Это — основные черты противоречия и сложной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова. Но в его стихах есть бесчисленное множество оттенков. И каждый раз, взяв в руки книгу, мы по-новому понимаем уже знакомые строки. Меняемся мы — и меняется то, что ищем мы в его поэзии…

Источник: https://litera.su/learner/all-works/lermontov-m-y/main-motives-of-lermontovs-lyric

Основные мотивы лирики Лермонтова — сочинения для 9 класса

Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.<\p>

Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение.

За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя.
Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый.

Важно

Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.<\p>

Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений.

Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»).

Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, «пророческий», стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни.

В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике.

В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер («Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» («В избушке позднею порою)», «Плачь! Плачь! Израиля народ», «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян», поэма «Последний сын вольности», «Парус»).

Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:

«Кто силится купить страданием своим

И гордою победой над земным

Божественной души безбрежную свободу».

(«Унылый колокола звон»)<\p>

Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).

<\p>

Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе.

Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:<\p>

«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.

Пестреет и жужжит толпа передо мной…

Но сердце холодно, и спит воображенье:

Они все чужды мне, и я им всем чужой!»

Совет

Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).

Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.

В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.

Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:<\p>

«Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя…»

(«1831-го июня 11 дня»).<\p>

Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).

Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:<\p>

«Под ношей бытия не устает

И не хладеет гордая душа;

Судьба ее так скоро не убьет,

А лишь взбунтует; мщением дыша

Против непобедимой, много зла

Она свершить готова…»

(«1831-го июня 11 дня»).

Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).

Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения.

Обратите внимание

Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».

Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.

Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»).

Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.

<\p>

Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»).

Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).

<\p>

Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:<\p>

«Час разлуки, час свиданья,

Им не радость ни печаль;

Им в грядущем нет желанья,

И прошедшего не жаль…

Будь к земному без участья

И беспечна, как они!».

(«Демон»)

Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения.

Важно

Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт.

Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.

Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»).

Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А.

Читайте также:  Краткий анализ баллады «светлана» (в. жуковский)

Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.

Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.

Краткое описание и характеристика мотивов творчества Михаила Лермонтова пригодится ученикам 9 классов для презентации или сочинения на тему «Основные мотивы лирики Лермонтова».

Основные мотивы лирики Лермонтова – сочинение по теме | источник

М.Ю. Лермонтов Творчество Лермонтова

Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/osnovnye-motivy-liriki-lermontova-sochineniya-dlya-9-klassa.html

Основные мотивы лирики м. ю. лермонтова (вариант 3)

Основные мотивы лирики м. ю. лермонтова (вариант 3)

Белинский назвал Лермонтова поэтом, в котором выразился исторический момент русского общества. И в самом деле, в своем творчестве Лермонтов, как никто другой, отразил идеи и настроения молодежи 30-х годов XIX века.

Ранняя лирика Лермонтова полна размышлений об изменчивости музы, о пламени вдохновения, о трагическом положении поэта. Ей присущ особый голос, который отличает Лермонтова от других поэтов. Чаще всего в тоне этого голоса звучат музыка и грусть, поэт бросает вызов судьбе, ощущает горечь потерь и признается в любви к родине.

Художественный мир Лермонтова насыщен пафосом свободы. Герой его стихов — романтик. Он внутренне свободен, хочет изменить существующий порядок и бунтует против него, но не находит понимания у окружающих и потому несчастен.

Совет

Исповедь такого романтического героя, с которым поэт, несомненно, отождествляет себя, изложена в стихотворении «Русская мелодия»:

В уме своем я создал мир иной

И образов своих существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья…

В этом стихотворении выразился еще один мотив, более характерный для лирики последних лет жизни Лермонтова, — поэт как бы предчувствует свой трагический конец:

…И звук внезапно струны оборвет,

И слышится начало песни! — но напрасно! —

Никто конца ее не допоет!..

В 1836 году Лермонтов с гневом и болью пишет стихотворение «Смерть Поэта». Лермонтов бичует «завистливый и душный свет» «палачей свободы», «жадною толпой стоящих у трона». Он противопоставляет им «восставшего против мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщенью. Близко по духу к стихотворению «Смерть Поэта» стихотворение «Дума».

Здесь слышатся раздумья о судьбах отдельных людей и всего народа. Герой стихотворения, человек мужественный, выносит обвинительный приговор поколению. Сначала он говорит об отцах, прославленных своими победами, но не свободных от ошибок. Далее о детях — лермонтовском поколении.

Они вместо того, чтобы творить, умножать славу страны, интригуют, безумно тратят время на пиры да забавы, клевещут друг на друга. Далее — внуки. Они-то и потребуют отчета.

Одним из ведущих в лирике Лермонтова является мотив природы. Роль природы в стихах несколько меняется по мере развития и углубления творчества поэта.

Если в ранней лирике пейзаж служил лишь созданию и поддержанию романтического ореола вокруг личности героя, то в более поздних произведениях обращение к нему дает повод для философских размышлений и обсуждения актуальных проблем.

Мотив природы с явно ощутимой ностальгической ноткой звучит в стихах на кавказскую тему:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

Обратите внимание

К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета, В этот период в стихах ясно слышится патриотический мотив («Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Выхожу один я на дорогу…»). Россия у Лермонтова многолика и противоречива: обильная и нищая, обездоленная в настоящем и живущая надеждой на будущее.

В стихотворении «Родина» собраны приметы крестьянской, деревенской России. Лермонтов пришел к той же мысли, что и декабристы: народ является главной движущей силой истории. Лермонтов был духовно близок декабристам, потому в стихотворении «Прощай, немытая Россия…

» звучит нота безысходности: есть господа и есть рабы, но нет России, а в поисках свободы можно укрыться лишь за стеной Кавказа:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» слышится чувство отчуждения и одиночества, поэт философски обобщает частные явления.

Но здесь пейзаж тоже напоминает о России, а желание отстраниться от мира рабов и господ выглядит как попытка к бегству из настоящего в будущее, как заветное желание очутиться среди потомков, когда сбудутся мечты и надежды лучших людей поколения Лермонтова. К патриотической лирике можно отнести и стихотворение «Бородино», где воспеваются победы отцов.

Мотив взаимоотношений поэта и поэзии слышится в стихотворениях «Поэт» и «Пророк». Автор сожалеет о том, что современники перестали понимать простой и гордый язык поэта. «Пророк» — это рассказ о судьбе поэта-пророка, который становится объектом мести за то, что он отличается от современников.

Тема любви у Лермонтова звучит с нотками скорби и одиночества. Лирический герой не верит в чистую и искреннюю любовь в современном ему обществе. Чаще всего Лермонтов пишет о неразделенной любви, об измене женщин. Любовь не приносит поэту радости:

Мгновение вместе мы были,

Но вечность — ничто перед ним,

Все чувства мы вдруг истощили,

Сожгли поцелуем одним;

Прости! — не жалей безрассудно,

О краткой любви не жалей:

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!

Хотя почти всю лирику Лермонтова пронизывает чувство горечи, утраты и одиночества, поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух стихов, их лиризм, глубина заключенной в них мысли, их удивительная музыкальность и потрясающее совершенство ставят Лермонтова в ряд великих поэтов.



Источник: https://scribble.su/work/10000/221.html

Основные мотивы лирики М. Лермонтова

    “Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”, — писал Ираклий Андроников.

Талант Лермонтова расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались. Поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в его творчестве немалое место. Вера в народ, в его могучие силы во многом помогали ему побеждать эти настроения. Лермонтов — всенародный поэт.

Нас пленяет красота и человечность лермонтовских стихов. Мы слышим в его поэзии бурный протест против “угрюмой действительности”, гордый призыв к свободе и справедливости. 
    Разнообразна тематика лирики Лермонтова. Многие его произведения — горькая дума о судьбах молодого поколения его эпохи.

Одна из ведущих тем лермонтовской поэзии — тема ненависти к самодержавию. Она озаряет весь творческий путь поэта. Героическим началом его борьбы с самодержавием и “светом” было стихотворение “Смерть Поэта”, написанное с душевной болью и гневом. Лермонтов бичует “свет завистливый и душный”, “палачей Свободы”, “жадною толпой” стоящих у трона.

Важно

Он противопоставляет им восставшего против “мнений света” Пушкина, смерть которого взывает к отмщению. Именно она возвестила России о появлении нового поэта, преемника великого Пушкина. 
    В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто бросил вызов правящему обществу.

Ярким примером тому служит стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен…”. Вынужденный жить среди светской черни, поэт глубоко презирает интригу, ложь, пустоту и бездушие этих людей. Стихотворение заканчивается вызовом “свету”: 

    О, как мне хочется смутить веселость их, 

     И дерзко бросить им в глаза железный стих, 
    Облитый горечью и злостью!..

    Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инертности молодого поколения. Даже лучшие представители молодежи того времени не знали, как и куда приложить свои силы.

В конце концов многие из них стали безразличны ко всему, стали “лишними людьми”. Стихотворение “Дума” — это гражданский суд над своим поколением.

Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима.

    К добру и злу постыдно равнодушны, 

    В начале поприща мы вянем без борьбы.

    Печальным и суровым приговором поколению 30-х годов звучит стихотворение о людях, которые пройдут по жизни “толпой угрюмой” и ничего не оставят потомкам.

    Печально я гляжу на наше поколенье! 

    Его грядущее – иль пусто, иль темно. 
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья, 
    В бездействии состарится оно.

    Большое место в лирике Лермонтова занимает тема родины (“Родина”, “Бородино”), Свою “странную” любовь к отчизне Лермонтов противопоставляет лжепатриотизму правящих классов.

Ни в одном произведении он не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении “Родина”.

Совет

Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе. 

    При виде изредка встречающегося довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, непонятное “патриотам” из дворянской знати, не умеющим взглянуть “с отрадой, многим незнакомой…”. 
    Лермонтову дорога родная природа, но еще больше дорог простой русский человек. Белинский назвал это стихотворение “лучшей пушкинской” вещью, имея в виду пушкинский оптимизм, веру в жизнь и народ, которые унаследовал Лермонтов. 
    Немалое место в лирике Лермонтова занимает тема о назначении поэта и поэзии. Одни из лучших произведений на эту тему — “Поэт” и “Пророк”. В стихотворении “Поэт” автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии. (Не вослед ли Лермонтову Маяковский к штыку приравнивал перо?) Но вот кинжал превратился в “игрушку золотую”, бесславную и безвредную. Раньше голос поэта звал к борьбе: “Бывало, мерный звук твоих могучих слов/ Воспламенял бойца для битвы…” Но теперь среди своих современников Лермонтов не видит такого певца. Заканчивается стихотворение призывом:

    Проснешься ль ты опять, 

    Осмеянный пророк? 
    Иль никогда на голос мщенья 
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, 
    Покрытый ржавчиной презренья?.. 

    Годы реакции тяжким бременем лежали на плечах передовых людей. Глубокая грусть и тревога звучат во многих стихотворениях Лермонтова: “Выхожу один я на дорогу…”, “Дубовый листок оторвался от ветки родимой…”, “Тучи”, “Утес”. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт пишет:

    И скучно и грустно, и некому руку подать 

    В минуту душевной невзгоды… 
    Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. 
    А годы проходят — все лучшие годы!

    Поэт устал идти по своему “кремнистому пути”. Природа, звучащая в каждом его стихотворении, зовет к покою (“Спит земля в сияньи голубом…”). 

    Грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/raznoe/4702-osnovnye-motivy-liriki-m-lermontova

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Уже в ранних стихах Лермонтова проявляется, а затем стано­вится все более очевидным мотив бунтарства, «жажды» свобо­ды, стремления к борьбе.

Поэт создает образ лирического героя, неудовлетворенного жизнью, мечтающего о настоящей деятель­ности. «Жизнь скучна: когда боренья нет…» — провозглашает Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня».

Идеалом поэта-борца для него становится Байрон, но Лермонтов осозна­ет свою национальную принадлежность, свой особый путь:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

В вольнолюбивой, по сути своей, лирике Лермонтова воспе­вается подвиг во имя свободы, возникает образ величественно­го героя с «возвышенным челом», который несет возмездие уг­нетателям свободы («Настанет год. России черный год»).

Романтический образ ищущего, мятущегося героя, жажду­щего свободы, создает поэт в стихотворениях «Парус», «Плен­ный рыцарь». Лермонтов противопоставляет тирании свободу, и ее символом выступает одинокий парус.

Байронический мотив одиночества, разочарования, изгнан­ничества проходит через всю поэзию Лермонтова, но особенно ярко проявляется в стихотворениях «Выхожу один я на доро­гу…», «И скучно, и грустно…», «Утес», «На севере диком…».

У Лермонтова нет пейзажных стихов, в которых изобража­лась бы статичная, застывшая природа. Природа всегда законом мирозданья связана с человеком и соответствует его душевному состоянию или, наоборот, контрастна ему.

Обратите внимание

В стихотворении «Вы­хожу один я на дорогу…» величие ночи, тишина и покой пора­жают героя. Природа — божественная гармония, не знающая противоречий. Однако мысль поэта обращается к жизни людей, где нет «свободы и покоя», где бушуют страсти.

Читайте также:  Можно ли идти к цели любым путём?

Поэту тяжело и грустно, мелькает мысль «уснуть холодным сном могилы», но жизнь еще дорога поэту.

У Лермонтова почти нет стихов, где природа давалась бы вне связи с человеком. В стихотворений «Тучи» изгнанничество ге­роя находит отражение в движении туч «с милого севера в сто­рону южную».

Каждое психологическое состояние человека, пе­ребирающего причины изгнанничества («судьбы ли лишения? зависть ли тайная? злоба ль открытая?»), соответствует состоя­нию природы.

Но тучи лишены человеческих страстей и страда­ний, и их летучий образ наводит поэта на мысль о счастье зем­ных привязанностей, о ценности несвободы от Родины.

Патриотические мотивы пронизывают всю поэзию Лермон­това. Любовью к родине наполнены многие стихи поэта («Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина»). В стихотворении «Ро­дина» Лермонтов называет свою любовь к Отчизне «странной». «Странность» эта происходит от двойственности чувств поэта в отношении к Родине. Он любит красоту русской природы, лю­бит русский народ.

При этом рассудок поэта не может победить ненависти к России крепостнической, самодержавной. Лермон­тов отделяет подлинный патриотизм от казенного, официаль­ного патриотизма николаевской России.

В стихотворении «Роди­на» проявляется национальное самосознание поэта, которое нашло отражение в «Бородино», в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова».

«Песня…» основана на историческом материале времен Ива­на Грозного, написана в народно-поэтическом стиле. Однако народна здесь не только форма, но и сама этическая позиция.

Важно

Молодой купец Степан Калашников, не убоявшись гнева царя, постоял за честь своей жены и убил царского опричника Кири­беевича. Калашников стоял «за правду до последнева». В «Пес­не…» столкнулись народная правда и своеволие власти.

Смысл произведения был очень актуален — в условиях деспотизма че­ловек должен защищать свою честь и достоинство любой ценой.

«Песня…» прочитывалась как призыв к свободе. По словам Бе­линского, в «Песне…» проявилось «кровное родство духа» поэта с «духом народным».

Любовь к России народной сочеталась в поэзии Лермонтова с презрением и ненавистью к угнетателям. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» поэт одной фразой дает убий­ственную характеристику светскому обществу:

… образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски.

Лермонтов видит пустоту, умственное и моральное ничтоже­ство этой толпы, слышит «затверженные речи», лишенные жи­вого чувства, порыва. Поэту чужда эта среда, в которой он вы­нужден жить.

Размышления о современниках, о судьбе его поколения со­ставляют содержание трагического по пафосу стихотворения «Дума». Поэт не отделяет себя от своего поколения и с горечью дает далеко не положительную его характеристику.

Бездействие, равнодушие, безверие, рабство — черты поколения, живущего «ошибками отцов и поздним их умом», т.е. идейным наследием декабристов.

Отсутствие цели, бесплодные занятия наукой, от­сутствие сильных чувств превращают современников в «тощий плод, до времени созрелый».

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Нравственно опустошенные, лишенные цельности,

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа…

Поэт осуждает пассивность, призывает к пробуждению гра­жданской совести, к действию. Критический пафос стихотворе­ния заключен в форму элегии, исповедальной и сатирической одновременно.

Совет

Постоянной темой поэзии Лермонтова, волновавшей его всю жизнь, была тема поэта и его предназначения, взаимоотноше­ния поэта с обществом.

«Смерть поэта» — стихотворение, в котором гибель Пушкина осознается как огромная национальная трагедия и как личная ут­рата. Со смертью «дивного гения», «невольника чести» «умолкли звуки чудных песен».

Скорбная песнь о погибшем поэте сменяется гневным обращением к тем, кто «жадною толпой» стоит у трона, кто является истинным виновником смерти великого поэта. Лер­монтов бесстрашно называет их «палачами свободы, гения и сла­вы».

Он обвиняет придворную чернь в гонениях на поэта, в умыш­ленной травле его. Лермонтов грозит им суровым и справедливым судом потомков, которые отомстят за гибель гения.

Несколько иначе тема «поэт и толпа» раскрывается в стихо­творении Лермонтова «Поэт». Это стихотворение построено на развернутом сравнении: поэзия сравнивается с кинжалом, ко­торый может быть или грозным оружием, или висящей на ковре золотой игрушкой.

Лермонтов осуждает поэтов, чьи голоса за­тихли, кто на злато променял возможность владеть сердцами и умами людей. Даже толпа презирает поэта, забывшего свое пред­назначенье. В заключение Лермонтов призывает «осмеянного пророка» проснуться для новых песен.

Образ поэта-пророка символизирует гражданственность по­эзии. Стихотворение «Пророк» Лермонтова как бы продолжает тему с того момента, на котором остановился в своем «Проро­ке» Пушкин.

Пушкин показывал сотворение Пророка высшим Творцом и призывал:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Лермонтовский Пророк пробовал нести свои слова людям. Но толпа не верит ему, не понимает его:

В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Толпа встречает Пророка насмешками, презрением, оскорб­лениями. Роль поэта и его положение в обществе печальны.

Обратите внимание

Любовная лирика Лермонтова отмечена некоторыми особен­ностями, характерными для всей его поэзии. В ней мало свет­лых, радостных, «чудных» мгновений, которыми пронизана вся интимная лирика Пушкина. Лермонтов с горечью признавался:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Для Лермонтова любовь — это «страсть сильнейшая», глубо­кая, но неудовлетворенная, не приносящая счастья. Потому любовь окрашена трагизмом, в признание в любви вплетены размышления о скоротечности жизни, о смерти. Разлад между мечтой и действительностью, определяющий романтический характер, свойственен герою любовной лирики Лермонтова.

Его искренние чувства не вызывают ответной любви, он обманыва­ется в своих надеждах. Мотив неразделенной любви, измены, обмана постоянен в любовной лирике поэта. Лирический герой ищет в женщине друга, способного понять и оценить его чувст­ва («Я к вам пишу», «Не смейся над моей пророческой тос­кой»), но наталкивается на непонимание.

Он стремится к полноте любви, но властвующая в жизни дисгармония разрушает чувст­ва («Стансы»), Любовные посвящения Лермонтова имели кон­кретные реальные адресаты. В этих стихах созданы портретные миниатюры, только слегка индивидуализированные. В целом же женский идеал Лермонтова носит отвлеченный характер.

Поэт сравнивает любимую с ангелом, с мадоннами Рафаэля, созда­вая некий абстрактный идеальный образ, или рисует собира­тельный образ светской женщины. Лермонтов набрасывает ее внешний облик эскизно, но стремится раскрыть более полно внутренний мир.

Как характерные черты светской красавицы поэт выделяет лукавство, притворство, ложь, скрытые за светскими манерами («Портрет. Светская женщина»).

О чем бы ни писал Лермонтов, его поэзия всегда была не только поэзией чувства, но и поэзией мысли. Любой мотив, любая тема подавалась поэтом в философском ключе — в соотнесении отдельного явления со всеобщим мирозданием.

Источник: https://vsesochineniya.ru/osnovnye-motivy-liriki-m-yu-lermontova.html

Сочинение: Мотивы лирики Лермонтова

“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”, – писал Ираклий Андроников. Талант Лермонтова расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались.

Поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в его творчестве немалое место. Вера в народ, в его могучие силы во многом помогали ему побеждать эти настроения. Лермонтов – всенародный поэт. Нас пленяет красота и человечность лермонтовских стихов. Мы слышим в его поэзии гордый протест “против угрюмой действительности, бурный призыв к свободе и справедливости.

Разнообразна тематика его лирики. Многие его произведения – горькая дума о судьбах молодого поколения его эпохи. Одна из ведущих тем лермонтовской поэзии – тема ненависти к самодержавию. Она озаряет весь творческий путь поэта. Героическим началом его борьбы с самодержавием и “светом” было стихотворение “На смерть поэта”.

Стихотворение написано с душевной болью и гневом. Лермонтов бичует “завистливый и душный свет”, “палачей свободы”, “жадною толпой” стоящих у трона. Он противопоставляет им “восставшего против “мнений света” Пушкина, смерть которого взывает к отмщению.

Важно

Этими стихами смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта, его преемника.

В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким примером является стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”. Вынужденный жить среди светской черни, поэт глубоко презирает интригу, ложь, пустоту и бездушие этих людей. Стихотворение заканчивается вызовом “свету”:

О, как мне хочется смутить весёлость их<\p>

И дерзко бросить им в глаза железный стих,<\p>

Возможно вы искали – Сочинение: Гражданское звучание лирики Лермонтова

Облитый горечью и злостью!<\p>

Важно

Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инертности молодого поколения. Даже лучшие представители молодежи того времени не знали, как и куда можно приложить свои силы.

В конце концов многие из них стали безразличными ко всему, стали “лишними людьми”. Стихотворение “Дума” – это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима.

К добру и злу постыдно равнодушны<\p>

В начале поприща мы вянем без борьбы.<\p>

Печальным и суровым приговором поколению 30-х годов звучит стихотворение о людях, которые пройдут по жизни “толпой угрюмой” и ничего не оставят грядущим поколениям.

Похожий материал – Сочинение: Лирика М.Ю. Лермонтова в моем восприятии

Печально я гляжу на наше поколенье.<\p>

Его грядущее – иль пусто, иль темно,<\p>

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,<\p>

В бездействии состарится оно.<\p>

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема родины (“Родина”, “Бородино”).

Свою “странную” любовь к отчизне Лермонтов противопоставляет лжепатриотизму правящих классов. Ни в одном произведении он не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении “Родина”.

Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе.

Очень интересно – Сочинение: Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник”

Совет

При виде редкого довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, незнакомое и непонятное “патриотам” из дворянской знати, не умеющим взглянуть “С отрадой, многим незнакомой…”.

Лермонтову дорога родная природа, но еще больше дорог простой русский человек. Белинский назвал это стихотворение “лучшей пушкинской” вещью, имея в виду пушкинский оптимизм, веру в жизнь и народ, которые унаследовал Лермонтов.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема о назначении поэта и поэзии. Одни из лучших произведений на эту тему – “Поэт” и “Пророк”. В стихотворении “Поэт” автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии.

(Не вослед ли Лермонтову Маяковский к штыку приравнивал перо?) Но вот кинжал превратился в “игрушку золотую”, бесславную и безвредную. Раньше голос поэта звал к борьбе: “Бывало, мерный звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы…” Но теперь среди своих современников Лермонтов не видит такого певца.

Заканчивается стихотворение призывом:

Проснешься ль ты опять,<\p>

Осмеянный пророк!<\p>

Вам будет интересно – Сочинение: Грешники и праведники в изображении Лескова

Иль никогда на голос мщенья,<\p>

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,<\p>

Покрытый ржавчиной презренья!<\p>

Годы реакции тяжким бременем лежали на плечах передовых людей. Глубокая грусть и тревога звучит во многих стихотворениях Лермонтова: “Выхожу один я на дорогу”, “Дубовый листок”, “Тучи”, “Утес”. В стихотворении “И скучно, и грустно” поэт пишет:

И скучно, и грустно,<\p>

Похожий материал – Сочинение: Историческая тема в поэзии Лермонтова

И некому руку подать<\p>

В минуту душевной невзгоды…<\p>

Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?<\p>

А годы проходят – все лучшие годы!<\p>

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-motivy-liriki-lermontova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]