Анализ «Слово о полку Игореве»
За основу сюжета «Слово о полку Игореве» взят поход русских витязей против половцев под управлением князя Игоря, потерпевший наудачу.
Этот памятник русской литературы является фактом того, что народный русский эпос – есть одно из ответвлений европейской культуры. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения, в таблице приведены данные плана «Слова о полку Игореве».
Материал служит дополнением при работе на уроках литературы в 9 классе, может быть использован при подготовке к ЕГЭ.
Год написания – Поход русского князя был совершен в 1185 году, год написания обычно отмечается этим же временем, иногда – несколько позже.
История создания – Загадочная история создания «Слова» имеет свою тайну: существует не одна версия его происхождения, главная в том, что «Слово» написал монах, бывший свидетелем событий, а вторая версия, что сказание создано дворянином Мусиным – Пушкиным.
Тема – Главной темой «Слова о полку Игореве» является патриотизм, именно на нем основан и сюжет произведения, и его основная мысль. И тема Родины, и природы, и героизма – все это посвящено патриотизму.
Композиция – Поэма начинается с вступления, в котором воспевается сказитель, прославляющий героев земли русской. Далее, поэма делится по частям: первая глава о походе Игоря, его поражении, о том, как князь оказывается в плену. Вторая часть – Святослав Всеволодович и его «золотое слово». Третья часть – плач Ярославны, и заключение – возвращение Игоря.
Жанр – Эпическая поэма.
Направление – Реализм.
Интересна история создания “Слова и полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.
По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным.
Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага.
Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь, и уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.
Приверженцы другой версии считают, что «Слово» написано именно Мусиным – Пушкиным, так как рукописи, якобы найденной им, никто не видел.
В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения, считается 1185 или 1187 год.
В «Слове» анализ произведения определяет множество тем, которые охвачены автором. При его детальном изучении, можно с уверенностью считать, что основной посыл поэмы – патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь – все призывает к верности своему Отечеству.
Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси.
Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.
Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях, в конечном счёте, ведут к поражению отечества. По сути, любой, из противоборствующего против Руси клана, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.
Особенно четко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения, является общее объединение.
Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.
Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.
Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.
В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить свое тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули, и поплатились за это кто жизнью, а кто – попал в плен.
<\p>
Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов.
Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.
Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жен и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы она помогла Игорю бежать из половецкого плена. Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…
Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Слова о полку Игореве».
Мнение о жанре «Слова о полку Игореве» являются спорными, разные исследователи дают разные определения, это и повесть, и поучительная песня. Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.
Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нем такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/slovo-o-polku-igoreve/analiz-proizvedeniya.html
Анализ “Слова о полку Игореве”: краткий анализ сюжета и особенностей произведения
Князь Игорь. Художник И. Глазунов |
“Слово о полку Игореве” является выдающимся произведением русской литературы.
В этой статье представлен анализ “Слова о полку Игореве”: краткий анализ сюжета и идеи произведения, его художественных особенностей и т.д.
Все материалы по “Слову о полку Игореве” >> “Слово о полку Игореве” – это высокопоэтическое произведение XII столетия, памятник поэзии дружинного эпоса.
Содержание “Слова” – это рассказ о походе новогород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В походе принимают участие еще 3 князя: брат Игоря – Всеволод, князь Курский Трубчевский; сын Игоря – Владимир Путивльский, и племянник – Святослав Рыльский.
<\p>
Русские войны встречают в степи половцев и побеждают их; но при второй встрече они сами терпят поражение в кровавой битве на реке Каяле; князья попадают в плен, а войско погибает.<\p>
В это время в Киеве великому князю Святославу снится вещий сон; бояре объясняют его сон как знамение беды, приключившейся с князьями.
Святослав хотел бы помочь князьям, но его беспокоит мысль, что другие князья не поддержат его.<\p>
За этим следует лирическое обращение автора “Слова” к различным князьям с энергичным призывом подняться на половцев, чтобы отомстить за раны Игоря и соединиться на защиту русской земли.
<\p>
Далее автор изображает супругу Игоря – Ярославну, плачущую в Путивле на городской стене. Княгиня обращается к солнцу, к ветру, к Днепру, прося их не вредить ее милому князю и помочь ему вернуться домой (см. эпизод “Плач Ярославны”).
<\p> “Слово” заканчивается повествованием о бегстве Игоря из плена; русские города веселятся и радуются возвращению князя.
Автор “Слова о полку Игореве” нам неизвестен; но можно догадываться, что он был певцом в дружине князя Святослава и поход на половцев описал по слухам и рассказам избежавших плена.
<\p>
В самом начале произведения автор “Слова” говорит о певце Бояне, которого он называет “вещим” и “соловьем старого времени”. Автор противополагает себя Бояну; он говорит, что Боян, воспевая князей, “растекался мыслью по древу…”.
Автор “Слова” хочет петь не по “замышлению Бояна”, а иначе – “по былинам сего времени”. Боян, значит, был поэтом иного характера, иного направления, – он давал волю своей фантазии; певец “Слова” хочет быть верен действительности, изображать жизнь такой, какой она была. Боян – лицо, действительно существовавшее. Кроме Бояна, по всей вероятности, на Руси были и другие поэты-певцы княжеского эпоса. Автор не ограничивается современными ему былинами. Он также рассказывает и о том, что было прежде. Действительно, “Слово о полку Игореве” изображает три эпохи. О древнейшей из эпох говорится в начале произведения. К ней относятся: старый Ярослав, сын Владимира Святого, храбрый Мстислав и Роман Святославич. Ко второй эпохе “Слова” относятся времена разгоревшихся княжеских междоусобиц, когда князья друг на друга “крамолы ковали”. К этому времени принадлежат: Олег Святославич (названный в “Слове” Гориславичем), который “мечем крамолы ковал и стрелы в земле сеял”; Всеслав Полоцкий, чародей и оборотень, и юноша-князь Ростислав, утонувший в Стугне-реке. Наконец, изображение третьей эпохи составляет главное содержание “Слова”: это подробный рассказ о походе Игоря на половцев. В этой части повествования автор совершенно верен действительности: он поет, как и обещал, “по былинам сего времени”. Рассказанный в “Слове” поход князей записан в летописи: в Ипатьевской под 1185 годом, в Лаврентьевском списке под 1186 годом. “Слово о полку Игореве” сходно с летописью по своей внешней стороне. Однако оно совершенно самобытно и оригинально с внутренней стороны. Внутренний смысл произведения и его идея – в лирическом выражении скорби о русской земле. В “Слове” встречаются всевозможные синонимы для выражения чувства печали: тоска, уныние, “туга”, скорбь, горе, “труд”. Сам рассказ о походе Игоря назван “трудной повестью”. Главная причина печали поэта есть вместе и причина бед русской земли – это княжеская междоусобица. Художественные образы, которые автор часто берет из крестьянской жизни, рабочей или семейной, из деревенской природы, носят на себе тот же отпечаток горя. Самое яркое и поэтическое выражение скорби в “Слове” – плач Ярослваны: княгиня хотела бы полететь кукушкой к Каяле-реке и утереть князь его кровавые раны.
Но скорбь, постоянно выражающаяся в “Слове”, не соединена с отчаянием: автор находит выход из нее в горячей любви к родине, в вере в ее внутреннюю силу и в мысли о единстве русской земли.
Это чувство, вера и мысль выражаются с замечательной поэтической силой в лирическом воззвании поэта к русским князьям, которое следует за рассказом о вещем сне Святослава. Певец призывает князей соединиться, чтобы защищать русскую землю. Поэзия “Слова о полку Игореве”, кроме лирического чувства и скорби, заключается также в описаниях природы. Живыми красками поэт рисует картины южной степи: по равнинам летают орлы, стаи воронов, по воде плавают лебеди и т.д.
Природа в “Слове” изображена живой и одушевленной, она сочувственно относится к русским. Это сочувствие сказывается, например, в предзнаменованиях, сопровождавших выступление князей в поход.
<\p> Когда Игорь собрал войска и поехал по чистому полю, солнце стало ему заступать путь тьмой (случилось солнечное затмение, считавшееся плохим знаком). Когда Игорь освобождается из плена, природа сочувствуя ему, помогает в бегстве.
Есть некоторое сходство между “Словом о полку Игореве” и народными песнями: в “Слове” мы встречаем сравнения и эпитеты, обычные в устном народном творчестве. Так, князья называются соколами, княгиня Ярославна сравнивается с горемычной кукушкой и т.д.
“Слово о полку Игореве” написано в христианскую эпоху, но в нем заметны еще некоторые следы языческих верований, не исчезнувших из жизни. В “Слове” называются имена всем известных языческих богов: Даждь-бога, Хорса, Велеса и Стри-Бога.
В “Слове” идет речь также и об оборотнях: чародей-князь Всеслав Полоцкий оборачивается волком и рыщет по ночам. В конце “Слова” князь Игорь возвращается на родину и приносит благодарственную молитву за свое спасение. Произведение завершается славой доблестным русским войнам.
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/07/analiz-slovo-o-polku-igoreve.html
Анализ произведения «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» прекрасный образец литературы Древней Руси. Это замечательное художественное произведение, отражающее особенности своего времени, изображающее древнерусскую культуру. Автора произведения тревожит чувство скорби по поводу разъединения Древней Руси. Он глубоко любит Родину, родную землю, русский народ.
В произведении изображено общество Руси 12 века, его различные слои. Противопоставлены княжество с их стремлением к единоличной власти, и простой народ, который проявляет истинный патриотизм, храбрость и умение трудиться во имя блага Родины.
Образ автора
Автор «Слова…» — человек, отлично знающий военное дело, с поэтическим упоением обрисовывающий битвы русских воинов с половцами.
Он знаком с народными приметами – понимает язык птиц, ветра и трав. Обладает обширным кругозором – сопоставляет события прошлого с нынешними.
Очень важна для нас авторская оценка происходящего, интерпретация исторических событий с точки зрения истинного патриота.
Отношение автора к Игорю
Князь Игорь – главный герой произведения, на которого автор возлагает свои надежды по поводу объединения Руси. На протяжении всего «Слова…» автор выражает то осуждение и упреки Игоря в безумии, то восхищение и воспевание его как смелого воина-предводителя, который всеми силами борется за родную землю.
Сцена побега князя из полона обрисована настолько точно, так верно переданы оттенки чувств Игоря, что становится очевидным, что автор находился рядом с ним.
«Златое слово» Святослава
«Златое слово» — показатель отношения автора к князьям Древней Руси. Очевидно, что герои – не вымышленные лица, и слово Святослава – это лишь поэтическая оценка личности главных героев. Очень важно отметить, что автор восхищается патриотизмом и бескорыстностью князей, которые забывают о семье, богатстве и благополучии и сражаются за Родину.
Когда войско русичей потерпело поражение, автор «Слова…» пытается проанализировать подобный итог. Ответ прост – разрозненность князей, отсутствие единства между ними.
Мастерство слова автора
Автор обладает мастерством с области словесности. Он умеет ускорять и замедлять время, где нужно – вставляет лирические отступления, помогающие глубже понять суть событий и характеристику главных героев. Богатые художественные средства позволяют современным литературоведам рассматривать произведение как памятник литературы, а не историческую хронику.
Замечательно еще и то, что автор не преклоняется перед князьями, он не боится сказать им правду в лицо, открыто призвать к объединению.
Я думаю, что «Слово о полку Игореве» — начальный росток, из которого выросла классическая русская литература. Интересно то, что произведение не утратило актуальности по сей день: для современного общества не менее важна любовь к родине и патриотизм.
Источник: https://spadilo.ru/analiz-proizvedeniya-slovo-o-polku-igoreve/
Слово о полку Игореве: анализ произведения (подробный)
Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь “Слово о полку Игореве” было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной… Но, вероятно, именно Бог спас для России уникальное сокровище духа, сохранил это безымянное творение русской культуры для того, чтобы дать народу возможность приобщиться к глубинным своим истокам, понять и прочувствовать свои корни, осознать “связь времен” и ответственность за судьбу Родины через постижение трагической истории о Русской земле, ее защитниках, о человеке, заплатившем огромную цену за понимание того, что каждый из сынов своей земли должен в первую очередь жить ради нее…
История создания и открытия
История открытия “Слова о полку Игореве”, анализ которого мы проведем, – история темная, поскольку А.И.
Мусин-Пушкин, опубликовавший в 1800-м году это произведение, так и не смог вразумительно объяснить, каким же образом оказался у него список произведения, сделанный предположительно в XVI веке, на основе которого и было осуществлено издание.
Да и сам этот список во время пожара Москвы в 1812-м году сгорел, так что осталась всего лишь рукописная копия, сделанная с него для Екатерины II…
Неизвестно, в каком точно году “Слово о полку Игореве” было создано, кто был его автором, какой вид первоначально имело произведение, наконец, что же это за река Каяла, на которой происходила битва, и многое другое. Эти проблемы исследуют учёные, но главное для читателей то, что “Слово” все-таки существует, что его можно читать и перечитывать, наслаждаясь общением с этим шедевром древнерусской и мировой литератур.
Авторство
Бесспорно о “Слове” известно только то, что оно посвящено реальному историческому событию: походу против половцев русских войск под предводительством князя Новгорода-Северского Игоря Святославича, который начался в конце апреля и бесславно закончился жестоким поражением 9 мая 1185-го года. Об этом рассказывают летописи, но поход Игоря никоим образом не стал бы для русской истории событием огромной важности, если бы его не обессмертил неизвестный автор “Слова о полку Игореве”.
Есть множество гипотез о том, кем же он все-таки были, этот автор. Ученые называют разных исторических деятелей, есть даже гипотеза о том, что сам Игорь был автором песни о своем походе, и этот вопрос еще не решен окончательно.
Но, думается, кем бы он ни был, он в первую очередь был патриотом родной земли, любящим её преданно и самозабвенно, он был гениальным художником слова, создавшим произведение, которое по своим художественным достоинствам намного опередило своё время.
Композиция произведения
Композиция “Слова о полку Игореве” отличается удивительным единством пространства и времени, с ее помощью создаётся неповторимый мир, в котором живут и действуют герои произведения.
Первое, что нельзя не отметить, – это показ автором событий, одновременно происходящих в разных местах, как событий взаимосвязанных и взаимообусловленных: плач Ярославны и битва, пленение Игоря и “золотое слово Святослава” существуют в “Слове” как явления самостоятельные, но они связаны незримыми нитями, что создаёт, благодаря особому “монтажу” событий (принцип “монтажа” появился в литературе значительно позже, он же стал основой киноискусства – вот насколько безымянный автор “Слова о полку Игореве” как художник был впереди своего времени!) ощущение единства изображаемых событий, целостность жизни как таковой.
Особенности поэтики
Для “Слова” характерна широчайшая палитра изобразительных средств, с помощью которых автор создаёт совершенную художественную ткань произведения.
Связь с фольклором, славянской мифологией (обращение к языческим богам, образам зверей и птиц, “одушевление” неживой природы, которая становится не просто фоном, а активным участником действия, восприятие солнечного затмения как указания свыше на нежелательность похода и разнообразные приметы “несчастий”, подстерегающих Игоря и его войско), богатство эпитетов, сравнений и метафор (“золотое слово”, “Игорь соколом полетел”, “чисто поле” и множество других примеров), ритмизация произведения, приближающая его к поэтической речи, – вот основные особенности поэтики “Слова”, делающие его уникальным произведением не только в русской литературе, но и в мировой культуре.
Образная система
Образная система произведения представляет собой разветвлённую систему образов, каждый из которых несет свою идейно-художественную нагрузку, являясь совершенно необходимым с точки зрения смысловой и художественной целостности произведения. Примечательно, что “второстепенные” образы (Гзак, Кончак, Овлур и другие), нарисованные несколькими штрихами, необыкновенно выразительны, в этом они ничуть не уступают образам главных героев произведения.
Образ Русской земли
Со всей ответственностью можно сказать, что центральным образом произведения является образ Русской земли-матери, которая становится обобщающим символом верности, скорби, любви и достоинства. Дружина Игоря, уходящая в поход, помнит о Родине: “О Русская земля! Уже ты за холмом!”.
Образ этот снова появляется перед решающей битвой, и он становится трагическим – в свете того, чем эта битва закончится. Русская земля страдает от княжьих усобиц, “Теперь по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля”.
Земля сочувствует познавшему позор поражения Игорю: “Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось”.
И “храбрые русичи” из Игоревой дружины тоже “полегли за землю Русскую”, и языческие богини скорби после поражения Игоря “поскакали по Русской земле”, и “тоска разлилась по Русской земле”, и “горем взошел посев по Русской земле”, политой кровью воинов князя Игоря…
А возвращение Игоря из плена автор сравнивает с появлением солнца на небе: “Солнце светится на небе – а Игорь-князь в Русской земле”. Следовательно, образ родной земли в “Слове о полку Игореве” становится не просто центральным образом-символом, он объединяет всех остальных героев в их служении интересам Руси.
Образ князя Игоря
Система образов “Слова” построена вокруг двух его центральных образов: Русской земли и князя Игоря.
Именно с ним связаны родственными и духовными нитями все остальные персонажи произведения, поэтому именно образ Игоря можно назвать композиционным центром образной системы “Слова “.
И, что совершенно нетрадиционно для литературы того времени, когда создавалось произведение, образ этот дан в развитии. Игорь очень сильно изменяется на протяжении действия “Слова”.
В начале произведения мы видим храброго воина, который хочет “славы”. Вот что стало причиной похода князя: “Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменованье”.
Речь идет о солнечном затмении, которое на Руси воспринималось, как уже отмечалось, как выражение воли богов, несогласных с людскими замыслами. Об этом же говорят и многочисленные приметы, которые встречает на своем пути дружина Игоря, но сам князь как бы бросает вызов всему, что предрекает ему неудачу.
Что это? “Затмение ума” или осознанное мужество и готовность бросить вызов судьбе? Автор “Слова о полку Игореве” не дает на это однозначного ответа…
Первая, закончившаяся победой, битва вроде бы подтверждает правоту Игоря, бросившего вызов судьбе. Однако второе, решающее сражение, доказывает, что поражение Игоря, действительно, было предопределено силами, противостоять которым смертный не в силах.
Несмотря на огромное мужество, с которым бились “храбрые русичи”, несмотря на поистине богатырские подвиги Игоря и Всеволода (описание их дано в отчётливо выраженной фольклорной традиции), “на третий день к полудню пали стяги Игоревы”, а сам “Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское” – так метафорически показано положение попавшего в плен князя.
Оказавшись в плену, Игорь сумел осмыслить произошедшее, он понял, что его желание добиться славы, его необдуманный поход, его поражение стали горем и позором для Русской земли, которая теперь оказалась незащищенной от половцев: “…
по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов, Уже пал позор на славу, уже ударило насилие на свободу…
” Автор не показывает нам размышления Игоря, мы не видим, что именно он понял и прочувствовал, но его решение бежать раскрывает нам душевные переживания героя, сумевшего сделать верный, хотя, вероятно, и мучительный для себя, вывод: тот, кто принес горе и страдание на родную землю, должен сделать все, что можно, чтобы вернуть ей былую славу. Здесь становится очевидным, что Игорь, который, невзирая на опасности, бежит из плена, – это подлинный патриот родной земли, сумевший пройти через испытание желанием личной славы и понявший, в чем на самом деле заключается долг русского князя перед собой, своим народом и своей землёй.
Образ Святослава в “Слове о полку Игореве”
Как противопоставление Игорю автор даёт образ киевского князя Святослава. Точно так же, как реальный исторический князь Игорь далек от образа, созданного в “Слове”, Святослав – далеко не тот персонаж, которого знает история.
Но в художественной ткани произведения именно этому образу принадлежит решающее значение в утверждении идеи единения Русской земли, преодоления княжьих усобиц ради общих интересов.
Святослав показан в первую очередь как мудрый политик, государственный деятель, на котором лежит ответственность за судьбу государства и который, осознавая эту ответственность, видит реальные пути укрепления государства.
В знаменитом своем “золотом слове”, названном так автором потому, что здесь выражается главная идея произведения, Святослав, видевший “смутный сон”, отдавая должное храбрости и мужеству Игоря и Всеволода (“ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены”), укоряет их в том, что они “рано начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать”. Обращаясь к “детям своим” (здесь подчеркивается роль Киева и его князя в Русской земле), Святослав обвиняет их в том, что их необдуманный поступок принес вред не только им самим, а и бросил тень на славную историю: “Но сказали вы: “Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!”.
Наконец, главной мыслью “золотого слова” можно считать объяснение Святославом того, почему для Руси сейчас настали опасные, тяжелые времена, когда ее будущее под угрозой: “Но вот зло – князья мне не помогают: худо времена обернулись”.
Подлинно государственный подход к власти звучит в “золотом слове” Святослава очень убедительно потому, что он обращается к Игорю и Всеволоду, как бы разговаривает только с ними, но при этом каждый их князей понимает, что это “слово” обращено и к нему тоже, потому что от него тоже зависит “слава” Русской земли.
Обращение же автора непосредственно к каждому из князей, следующее за “золотым словом”, является напоминанием им не только об их княжеском величии, но и о княжеском же и долге, оно как бы продолжает патриотический призыв-слово князя Святослава.
Образ “русской дружины”
Образ “русской дружины” в “Слове о полку Игореве” представлен обобщенно, здесь мы не видим отдельных воинов (кроме князей, которые в битве оказываются простыми ратниками, отличающимися разве что гиперболизированной мощью), но упоминание о воинских подвигах прошлого, показ битвы, в которой “с раннего утра до вечера, с вечера до света, летят стрелы калёные, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные…”, отношения русских воинов к богатствам, которые были захвачены ими после победной битвы (“Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и по топким местам, и всякими узорочьями половецкими”), рассказ Всеволода о своих “курянах – опытных воинах”, стойкость воинов, бившихся до конца и полегших в битве, – всё это даёт возможность увидеть величие духа русского воина, его преданность Родине, самоотверженность и моральное превосходство над теми, кто оказался победителями.
Образ Ярославны
Одни из самых трагических образов “Слова о полку Игореве” – это образ Ярославны, жены князя Игоря, которая своим “плачем” выражает извечную женскую скорбь, женскую долю – ожидать возвращения мужа и верить в то, что беда и в этот раз обойдёт стороной того, кто дан тебе Богом в мужья…
Примечательно, что автор дает возможность увидеть и прочувствовать не только скорбь “жен русских”, оплакивающих своих “милых лад”, он показывает нам и страдание одной русской женщины, оплакивающей своего живого, но пленённого, мужа.
Таким образом, можно говорить о том, что память о близких для русской женщины органична и естественна, она способна хранить эту память и быть верной ей.
Плач Ярославны раздаётся “рано”, то есть с рассветом жена обращается к высшим силам – ветру, солнцу, Днепру (стихия воды) – с мольбой о спасении своего мужа, и это обращение поражает своей трогательной верой в то, что они помогут ей: “Прилелей же, господин, моего милого ко мне..
.” – просит она у “Днепра Словутича”. И в том, что силы природы покровительствую Игорю, помогают ему вернуться на Родину, нельзя не увидеть их отклика на отчаянную мольбу Ярославны. Со времён “Слова” этот женский образ стал высоким образцом верности своему нравственному долгу.
Образ автора
Особое место занимает в “Слове о полку Игореве” образ автора, как мы уже отмечали, это прежде всего патриот своей земли.
Но автор произведения – это и удивительно тонко ощущающий художественное слово поэт, высокообразованный человек своего времени, создавший произведение, которое “не укладывается” ни в один из существовавших в древнерусской литературе жанров, стоящее не то чтобы особняком, но как-то над всеми жанрами благодаря своей неповторимости и уникальности. После открытия “Слова” в древнерусской литературе появился и особый жанр – жанр “слова”, представленный в ней этим гениальным произведением.
Значение “Слова о полку Игореве”
Выше говорилось о том, что русская культура без “Слова” немыслима. И не только потому, что “суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием… монгольских полчищ” (К. Маркс).
К нему как к источнику творческого вдохновения обращались и обращаются великие русские писатели (Пушкин, Жуковский, Цветаева и другие авторы), художники (Перов, Васнецов, Фаворский), композиторы – от Бородина до современных рок-музыкантов.
Так было всегда, так будет и дальше: народ не может не чтить свои духовные святыни, а для русского народы в числе первых из них – “Слово о полку Игореве”, анализ которого мы провели.
Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014
Источник: https://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/slovo_o_polku_igoreve/slovo_o_polku_igoreve_analiz_proizvedenija_podrobnyj/71-1-0-1715
Слово о полку Игореве – краткий анализ – Русская историческая библиотека
Читайте полный текст Слова в переводе Н.
Заболоцкого, а также статьи Поход князя Игоря на половцев, Слово о полку Игореве – краткое содержание, Слово о полку Игореве, вступление – краткое содержание, Слово о полку Игореве, 1 часть – краткое содержание, Слово о полку Игореве, 2 часть – краткое содержание, Слово о полку Игореве, 3 часть – краткое содержание, Плач Ярославны на древнерусском с переводом, Язычество и христианство в Слове о полку Игореве
«Слово о полку Игореве», «Сказание» или «Повесть о походе Игоря», являясь важнейшим памятником литературы XII века, замечательно тем, что это – единственный дошедший до нас образец светской древнерусской книжной поэзии.
«Слово о полку Игореве» было открыто в 1795 г, в одной старинной рукописи (XV или XVI века), в библиотеке Мусина-Пушкина в Москве. В 1800 г. с этой рукописи было сделано печатное издание (неточное и с ошибками), а для Екатерины II еще раньше была снята копия.
Старинный подлинник сгорел во время московского пожара 1812 г. Возможно, что среди погибших рукописей были и другие подобные сокровища древнерусской поэзии.
Отсутствие подлинника выдвинуло вопрос о новейшем происхождении и даже подложности этого памятника, однако, эту вызвавшую живейший научный анализ проблему можно считать теперь решённой в пользу древности и подлинности «Слова».
Сказание про Игорев поход. Мультфильм 1972 г.
Принадлежа к известному и другим народам типу дружинного эпоса, «Слово о полку Игореве» имеет своею основой историческое событие, занесенное в летописи под 1185 г.
: несчастный поход Игоря Святославича, князя новгород-северского, против половцев, окончившейся полным поражением русских и взятием в плен самого князя. Кто был автором этого поэтического сказания, остается неизвестным.
Несомненно лишь, что это был человек книжно образованный, с большим поэтическим талантом, близко стоявший к участникам события, которое он изображает в общих чертах сходно с летописью.
Но насколько летописный рассказ спокоен, прост и краток, настолько «Слово», проникнуто высоким, захватывающим лирическим воодушевлением, блещет картинным, художественным языком и обогащено превосходными поэтическими эпизодами (плач Ярославны, жены Игоря, по мужу, находящемуся в плену).
Карта похода князя Игоря на половцев (1185)
Автор изображения – Лобачев Владимир
Главная идея, проникающая все произведение, – идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют поэта горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом.
Литературный анализ показывает, что как натура поэтическая, автор «Слова о полку Игореве» не мог быть чужд свежим еще в его время языческим представлениям и романтичному складу народных песен. Но в то же время на его произведение повлияли христианское миросозерцание, язык и понятия письменности.
Все эти элементы, отразившись на «Слове», делают этот памятник, помимо его общепризнанных высоких художественных достоинств, чрезвычайно интересным в культурном, историческом и литературном смысле.
После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина В. Васнецова, 1880
«Слово о полку Игореве» написано прозой, в которой часто чувствуется ритм; язык его во многих отношениях близко стоит к малорусскому наречию. Поэтичность сюжета «Слова», горячий тон изложения, красота отдельных картин вызвали несколько попыток переложить его в стихах на современный язык.
См. также. Е. В. Барсов, «Слово о полку Игореве» (1887 – 1890 гг., 3 т.).
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/2644-slovo-o-polku-igoreve-kratkij-analiz
«Слово о полку Игореве». Анализ произведения
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
«Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова») — самый известный памятник древнерусской литературы. В произведении рассказывается о неудачном походе на половцев, предпринятом новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Предположительно «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события.
Особенностями этого произведения являются необычная композиция, образный язык, глубокое идейное содержание. «Слово…» написано талантливым неизвестным автором.<\p>
История нахождения<\p>
Известный любитель и собиратель русских древностей граф А. И. Мусин- Пушкин в начале 90-х годов XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе других текстов, известных и по другим рукописям, в сборнике было «Слово…» — уникальный памятник словесного творчества, доселе не встречавшийся в древних книгах.<\p>
По поручению А. И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста. В 1800 году «Слово…» было издано. Публикация этой чудесной находки вызвала сразу же большой интерес.<\p>
В 1812 году сборник, включавший «Слово…», сгорел во время пожара Москвы вместе с бесценным собранием древнерусских рукописей в доме А. И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова…», выполненная для Екатерины II.<\p>
Сюжет<\p>
«Слово» начинается со вступления. Автор обращается к великому певцу древности Бояну, расхваливает его манеру исполнения: вещий Боян, когда начинал песнь, растекался мыслью по древу, мчался серым волком по земле, парил сизым орлом под облаками… Автор же говорит, что он хочет писать по-другому, просто, «по былинам сего времени». Повесть его разворачивается «от старого Владимира» (Мономаха) «до нынешнего Игоря», который задумал в одиночку, с немногими родичами, вернуть Руси землю половецкую до самого Черного моря.<\p>
В начале похода Игоря происходит затмение солнца. Князь пренебрегает этим знамением. В его сердце — желание «искусить Дона Великого», снискать себе боевую славу в битве с половцами. Он идет в поход, ведя за собой храбрую дружину. Автор описывает, как все противится этому походу: солнце ему тьмой путь заступало, ночь, стонавшая грозою, птиц разбудила, звери ревели, закричал с вершин деревьев языческий бог Див. Половцы готовятся встретить полки Игоря, идут наперерез к Дону: скрипят телеги в ночи, как испуганные лебеди. Раздается трагический рефрен произведения: «О, Русская земля! Уже ты за холмом!»<\p>
Утром в пятницу русские полки победили половцев, взяли богатую добычу — красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты.<\p>
На следующее утро происходит основное сражение: внезапно подошли главные силы половцев. «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» (четырех русских князей). Сражение происходит на реке Каяле (где она находится, неизвестно, есть предположение, что эта река — метафора необходимости покаяния Игоря в своих тщеславных помыслах). Кровавая битва, какой не видано было во времена самых страшных войн на русской земле, продолжается два дня. Храбрей всех сражался брат Игоря Буй-Тур Всеволод. На третий день к полудню пали Игоревы стяги. «Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Игорь попал в плен.<\p>
Автор не описывает плен Игоря, а делает большое лирическое отступление: невеселое время настало, потому что сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И начали князья про малое говорить: «Это великое» — и сами на себя крамолу ковать». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую.<\p>
Игорева храброго полка не воскресить. Великая печаль настала по всей русской земле: «Игорь-князь погубил то, чего добился отец его Святослав Ольго- вич, пленивший половецкого хана Кобяка. Побежали поганые на русскую землю, брали дань по беличьей шкурке от двора».<\p>
Действие переносится в Киев, в котором князь Святослав видел смутный сон: одевали его черным покрывалом на кровати тисовой, черпали синее вино, с горем смешанное, сыпали пустыми колчанами крупный жемчуг на грудь. Всю ночь с вечера серые вороны граяли и понеслись к синему морю. Святослав узнает об Игоревом поражении.<\p>
Святослав произносит златое слово, со слезами смешанное. Он упрекает Игоря и Всеволода: рано начали они половецкую землю воевать, а себе славы искать. Далее Святослав перечисляет подобные «подвиги» других русских князей, которые ослабляли русскую землю, разъединяли ее целостность и единство.<\p><\p>
Он упоминает междоусобицы, за которыми следуют всегда нападения врагов на ослабленные княжества.<\p>
Святослав призывает потомков Ярослава Мудрого прекратить враждовать между собой.<\p>
Действие снова переносится в другое пространство: Ярославна, жена князя Игоря, плачет в Путивле на городской стене, ее голос слышится на Дунае. «Полечу, — говорит, — кукушкой по Дунаю, омочу рукав в Каяле реке, утру князю кровавые раны на изможденном теле». Ярославна жалуется ветру — что он ее веселье по степи развеял? Просит Днепр-Славутич: «Верни, господин, моего любимого ко мне». Взывает к светлому и трисветлому солнцу: «Всем ты тепло и красно, почему же простерло горячие свои лучи на княжьих воинов?»<\p>
Плач Ярославны построен в форме заклинания стихий, которые могут вернуть ей князя Игоря.<\p>
Дальнейшие события разворачиваются стремительно: заклинание оказалось действенным. Прыснуло море в полуночи, идут смерчи облаками. Игорю Бог ка- жет путь из земли Половецкой на землю Русскую, к отеческому золотому столу. Игорь спит и не спит — меряет мыслью поля от великого Дона до малого Донца.<\p>
Описывается возвращение Игоря в Киев. «Солнце светится на небе — Игорь- князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае — развеваются голоса до Киева. Игорь-князь едет по Боричеву взвозу к храму святой Богородицы Пирогощей. Страны рады, грады веселы. Слава Игорю Святославичу, Бую-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Князьям слава и дружине! Аминь».<\p>
Тема<\p>
Описание неудачного похода новгород-северского князя Игоря и брата его, курского князя Всеволода, на половцев в 1185 году и последствий этого похода для русских земель.<\p>
Идея<\p>
Автор передает свою тревогу за судьбы родной земли, обращаясь ко всем русским князьям. Он призывает к защите Отечества, к прекращению княжеских усобиц перед лицом общей опасности вражеского нашествия.<\p>
Поэтика<\p>
«Слово о полку Игореве» считается величайшим памятником литературы Древней Руси XII века. А. С. Пушкин говорил об этом произведении: «Слово…» одиноким курганом возвышается на равнине нашей древней словесности», — настолько выдающимися казались поэту достоинства этого произведения.<\p>
Очень необычна композиция «Слова…».<\p>
О походе князя Игоря рассказывается не линейно, с соблюдением строгой последовательности событий. Автор смело перемещается в повествовании во времени и пространстве. Картины, которые он описывает, даны то широким планом, с дальней экспозицией, то рассмотрены детально на близком расстоянии. Это создает эффект целостной картины жизни, где каждый элемент значим и участвует в общем процессе.<\p>
Поход начинается с затмения. Этот образ дан в нескольких значениях, в том числе и метафорических. Описано затмение астрономическое, реальное, произошедшее в мае 1185 года, которое действительно предшествовало походу Игоря.<\p>
В то же время затмение прочитывается как знамение, поведение птиц и животных во время него — предупреждение Игорю о неудаче. Но и ум князя также находится в затмении: его амбиции вступили в столкновение с доводами рассудка, и он не решает вернуться. Далее описано затмение четырех солнц: пленение половцами князей Игоря и Всеволода и их сыновей.<\p>
Автор использует также прием контраста: он не дает описания первой победной битвы. Говорит только, что русичи взяли богатую добычу.<\p>
Вторая же трагическая битва описывается со всеми подробностями. Особенно ярко автор «Слова…» показывает образ Всеволода. «Куда ты, буй-тур, поскачешь, повсюду лежат поганые половецкие головы». Всеволод выглядит в этой сцене как былинный богатырь.<\p>
На этом линейное движение сюжета прекращается. Автор не рассказывает подробностей пленения Игоря, его потерь и переживаний. Важнее для автора оказывается описание того, сколько горя принес этот поход русской земле. Дальше он перечисляет подобные походы «за славой» других русских князей, их споры между собой, ведущие к тому, что на русских землях хозяйничают враги.<\p>
Это лирическое отступление оканчивается тем, что мы переносимся в Киев, где киевский князь Святослав тяжело переживает и осознает поражение князя Игоря.<\p>
Эпизод произнесения Святославом золотого слова занимает центральное место в композиции произведения и служит для выражения авторской позиции. Святослав вспоминает всех князей, которые «крамолу ковали», то есть занимались междоусобной борьбой. Он призывает русских князей к объединению. Слова Святослава сливаются с авторской речью — становятся их общим «манифестом».<\p>
Далее мы вслед за авторской фантазией оказываемся в Путивле, на городской стене, где горькую судьбу мужа оплакивает княгиня Ярославна. Плач Ярославны — вершина художественного мастерства автора «Слова…». Героиня обращается с заклинаниями к стихиям огня (солнцу), воды (Днепру), воздуха (ветру), чтобы они вернули ей ее «ладо» — князя. Этот эпизод в «Слове» очень поэтичен. Сила заклинаний Ярославны такова, что «Бог ее мужу путь указывает» — Игорь бежит из плена.<\p>
Завершается «Слово…» возвращением князя Игоря в Киев, его покаянием — приходом в храм Богородицы Пирогощей — и славой, возглашаемой в его честь.<\p>
Выстраивая произведение таким образом, автор подчеркивает, что задача его — не повествование о походе князя, тем более не его прославление, а подведение читателя к мысли о пагубности подобных княжеских действий и необходимости единения всех русских княжеств.<\p>
Язык произведения<\p>
Произведение написано образно-поэтично. Автор использует разные выразительные средства:<\p>
— несколько раз рефреном повторяется строчка: «О, Русская земля! Уже ты за холмом» — это не только восприятие Игоря, это поэтическая метафора, образ родины, находящейся в опасности;<\p><\p>
— природа в «Слове» одушевлена, все силы мира (животные, птицы, стихии, древние божества) участвуют в действии, находятся во взаимодействии с миром людей;<\p>
— во сне Святослава важны метафоры, которые поддерживают печальную тему поражения похода Игоря;<\p>
— затем народно-поэтические образы сменяются современной публицистикой — Святослав произносит пламенную речь о бедах, которые несут княжеские усобицы;<\p>
— в плаче Ярославны автор использует поэтику народных заклинаний, ритмически и образно организуя речь, здесь используются и эпитеты, и повторы, и олицетворения.<\p>
Все эти средства нужны для того, чтобы передать общее впечатление от событий, эмоционально воздействовать на читателя, донести свою мысль.<\p>
В произведении используются поэтические приемы, редкие в древнерусской словесности того времени, что говорит о художественном мастерстве автора.<\p>
В «Слове о полку Игореве» совмещены жанры ораторского произведения, воинской исторической повести, героической песни. Это делает произведение синтетическим, многоплановым.<\p>
Нельзя назвать это произведение стихами, но в нем все же очень много поэтического: образы, построение, ритмы, хотя отсутствует сплошной стихотворный метр. Это лирическая проза. «Слово…» представляет собой чередование прозаических и стихотворных песенных фраз.<\p>
Поэты двух веков переводили «Слово…» и использовали его образы в своих произведениях. Отголоски «Слова…» есть в произведениях В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. А. Заболоцкого, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой,
- А. Блока. По сюжету «Слова…» написана опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Образы «Слова…» широко использовались в живописи. «Слово…» переводили
- А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. А. Мей, подготовительные материалы к переводу оставил А. С. Пушкин. «Слово» стало явлением мировой поэтической культуры.
<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3874-slovo-o-polku-igoreve-analiz-proizvedeniya
Анализ “Слово о полку Игореве”
«Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным.
Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М.Карамзин.
С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский текст заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие переводы, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за явного непонимания древнерусского языка.
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.
«Слово о полку Игореве» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение.
Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.
Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях.
Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду.
Идея единства Руси продолжала существовать в народе.
Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича.
С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани.
Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова») – князь Курский и Трубчевский.
Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.
На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова»), стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков.
Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжеской дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен.
Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой.
На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами.
Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества.
«Отворились ворота на Русскую землю», — по выражению летописца…
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.
Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать.
Время для бегства было выбрано вечернее, при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан.
Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.
Так рассказывают о походе Игоря Святославича летописи. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь.
Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью произведения.
Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.
Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.
Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех.
Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение.
И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонадеянно пошли на половцев.
Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными.
Но вот он вспоминает юную жену Игоря — Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа.
Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря — одно из самых поэтичных мест в «Слове».
Заканчивается «Слово» радостно — возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.
«Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение.
«Слово» не запись устно произнесенной речи или спетой исторической песни.
«Слово» было с самого начала написано его автором, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.
«Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях.
Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи.
«Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. Работы о «Слове» выходят в разных странах мира.
Его поэтические достоинства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/498-slovo-o-polku-igoreve.html