Тема совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита»
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из Самых многоплановых, многоаспектных произведений русской литературы.
Философское содержание романа, различная интерпретация основных его тем разными по социальному и интеллектуальному уровням людьми способствует пристальному вниманию к нему и в настоящее время.
Именно развитие нравственных категорий, поднимаемых в романе, обеспечивает этот стойкий интерес.
Одним из основных философских понятий и важнейшей темой романа является проблема совея ти. Это не абстрактная нравственная категория, предполагающая способность оценить свой поступе осознать последствия своей деятельности и ответственность за нее.
«Булгаков торопился запечатлеть в своем последнем романе еще не использованные и сулящие хотя бы отдаленную надежду на обновление страны правильные, здравомысленные отношения к народу отечественной интеллигентности, обращающейся к разуму человека и к его порой засыпающей, но не погибающей в нем до последней минуты жизни совести».
развития того или иного государства, считал писатель, не должна иметь насильственный характер, каждая определенная ступень в его развитии должна подготавливаться естественным ходом истории, преобразования (особенно государственные) должны вызываться стечением нескольких объективных причин.
Установление в России социалистического строя, утверждая! М. А. Булгаков, не отвечало внутренним потребностям страны. Низкий моральный и интеллектуальный уровень представителей советского государства вызывал негодование у писателя.
Он считал, что с такими людьми построить новое государство и установить новые социальные отношения просто невозможно.
люди еще не потеряли свое человеческое достоинство, что их совесть, время от времени! вызывающая нравственные колебания, проснется окончательно и навсегда.
По мысли автора, Понтий Пилат, обладающий властью над Иешуа и ведущий его допрос, вдруг! начинает чувствовать превосходство этого нищего философа над собой, великим властителем людей.
Он чувствует, что его собственная философия «нравственного раба», несмотря на высокое социальное положение, вступает в противоречие с философией высшей правды и гармонией мира.
Пилат- человек, которого сложившиеся до него социальные условия держат в определенных рамках. И душа его начинает бунтовать, чувствуя правду Иешуа.
Но Булгаков как будто не замечает этого и беспощадно осуждает Пилата за его поступок: он выносит смертный приговор Иешуа. Несмотря на причины, из-за которых прокуратор не смог поступить по- другому, автор утверждает, что нет двух правильных решений, а есть единственная правда.
Пилата закончилась. Он и сам это осознал, когда в его мыслях прозвучало: «Погибли!» Тогда он погубил не только Иешуа, но и себя.
Надо сказать, что с помощью образа Понтия Пилата автор поднимает не только проблемы вины и совести, но и вопросы религиозного вероисповедания. Дело ведь в том, что образ Иешуа отнюдь не случайно выведен автором на страницы романа. Время встречи Га-Ноцри и прокуратора исторически соотносится со временем зарождения христианства.
Философия воинствующего язычества в романе противопоставлена христианскому гуманизму. Понтий Пилат с каждой фразой все более убеждается в том, насколько несостоятельны его доводы, как не способны они противостоять доводам Иешуа.
С одной стороны, он вполне готов принять новый способ мышления, даже оценить его, но с другой – его настойчиво тянут вниз привычные, вполне устойчивые и хорошо понятные прежние воззрения.
Автор «взвешивает на весах» человечности и правды каждого героя, всех жителей города.
Иигемон прошел эту проверку Булгакова. Он мог просто казнить Иешуа и забыть о нем, как об обычном арестанте. Но, осознав последствия своего деяния, Понтий Пилат не смог после этого спокойно жить. Теперь он думал только о прощении, Но не все герои романа в современной Москве преодолели это испытание.
Люди не осознают по- следствий своей деятельности, они бездушно делают то, что им хочется, или то, что им приказывают, Взять, к примеру, Ивана Бездомного. Он не думал о том, что является частью той системы, которая превращает литературу в заказное искусство. Поэт понял свою ошибку, когда встретил Мастера и осознал, что стихи, созданные им, чудовищны.
Поэту, рожденному пролетарской культурой, было просто невдомек, что при существующих обстоятельствах можно заниматься собственным творчеством, развивать собственное авторское мировоззрение, создавать высокохудожественные произведения.
Встретившись с человеком, занимающимся совершенно другой литературой, потерявшим в связи с этим все в жизни, он вдруг впервые ужаснулся от того, что он сделал в этой жизни, и задумался, как жить дальше.
Взять еще соседа Маргариты, который после всех событий, случившихся с ним, сидел на лавочке и жалел о том, что не «улетел» с Наташей, испугался и взял эту глупую справку. Он мучился из-за недостойного поведения, обмана, трусости.
И таких примеров можно привести еще немало. Действительно, благодаря булгаковским «весам человеческой совести» можно судить о достоинствах и недостатках человека.
Главная мысль романа – ответственность человека за собственную жизнь и совершенные в ней поступки. Ведь не все искупали свою вину, некоторых не мучили никакие угрызения совести: либо их душа настолько окаменела, либо совесть спала.
А ведь именно совесть, по-моему, является главным судьей человека. Нельзя жить, не осознавая последствий своих деяний.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/6/5456.htm
По страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
А дальше – свет невыносимо щедрый,
Как красное горячее вино…
Уже душистым, раскаленным ветром
Сознание мое опалено.
А. Ахматова
“Мастер и Маргарита” – философский роман одного из крупнейших мастеров русской прозы XX века М. А. Булгакова, над которым автор работал на протяжении 12 лет.
Действие романа разворачивается сразу в трех планах: историко-легендарном (древняя Иудея), современно-бытовом (Москва 20-30-х годов XX века) и мистико-фантастическом.
Повествуя о событиях, происходящих в этих трех мирах, Булгаков ставит параллельно вечные вопросы о добре и зле, истинной и ложной нравственности, чести и бесчестии, таланте и бездарности.
Глубокий психологизм, тонкий юмор и острая сатира, стремительность сюжета принесли этому произведению широкую известность и любовь читателей.
С самого начала романа Булгаков проводит заметные параллели с гётевским “Фаустом”, но многие образы из “Фауста” он переосмысливает по-своему.
Так мы получаем возможность увидеть Сатану в ином, чем привыкли, ракурсе – со стороны добра. Воланд – воплощение зла – и выглядит почти как Фауст: “Росту был… высокого. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет.
Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой”.
Однако странное какое-то зло у Булгакова, ведь Воланд в романе выступает в роли рока, судьбы, карающего меча правосудия. Он вознаграждает достойных и наказывает тех, кто, не задумываясь, следует законам лжи, лицемерия, подлости. И кара эта суровая – исполнение их безудержных желаний.
Зло не бывает без добра, поэтому М. Булгаков вводит в роман Иисуса Христа, чей образ воплощен в облике Иешуа Га-Ноцри. Мысли Иешуа, его поступки, жизнь и даже смерть тесно перекликаются с Библией, ее заповедями и легендами.
И здесь Булгаков умеет показать свое, чисто булгаковское отношение и понимание Библии. Это он подтверждает тем, что в романе Понтий Пилат мстит предателю Иуде и убивает его, наказывая за страшное преступление.
Воланд тоже не соответствует некоторым библейским заповедям (“Просите и дано будет вам”): “Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут”.
В романе “Мастер и Маргарита” присутствует и образ Смерти, проявленный в беспристрастном справедливом Абадонне. Мне кажется, что Абадонна-Смерть в романе тоже являются воплощением правосудия.
Образ Маргариты в романе тесно перекликается с образом героини гетевского “Фауста”, но и он трансформирован автором. Маргарита продолжает жить, являясь носительницей и хранительницей любви.
Булгаков утверждает, что любовь – высшее, что даровано человеку судьбой, и ее нужно суметь пронести через все невзгоды, страдания, через всю жизнь.
И Марго именно из-за любви соглашается присутствовать в роли хозяйки на балу у Сатаны, тем самым спасая и возвращая Мастера.
В романе наряду с фантастическими образами много документальных фактов: расположение улиц, домов, Патриаршие Пруды, которые считаются в Москве самым мистическим местом. Кстати, в облике многих критиков (Латунский и другие) Булгаков описал реальных критиков, которые в свое время “закрывали” произведения Булгакова, не давали им выйти в свет.
В романе “Мастер и Маргарита” автор воплотил все свои идеи, заветные мысли, мировоззрение, здесь объединены глубокая философия и тонкий юмор. Булгаков подарил миру роман, который вошел в историю классической литературы, в очередной раз заставил читателей задуматься о смысле жизни, о добре и зле, смерти и бессмертии.
Источник: https://www.sochuroki.com/po-stranicam-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita/
Победа и Поражение в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”?
Мне очень жаль, что школьники изучают такое произведение как “Мастер и Маргарита” в столь юном возрасте. Уже не раз писалось, что этот роман не для всех и не для каждого.
Как можно спрашивать с детей, у который еще не сформировалось мировоззрение, нет жизненного опыта, недостаточно развит интеллект, делать анализ такого произведения, когда далеко не все взрослые способны понять замысел автора и оценить его в полной мере? Но никто не спрашивает желания школьников.
Только что перечитала роман “Мастер и Маргарита”, как всегда получила удовольствие от встречи с героями. Никогда раньше не задумывалась над темой победы и поражения в романе, но она, конечно, присутствует. Я вовсе не претендую на истину в последней инстанции, просто хочу высказать свое мнение, возможно оно не подойдет для школьного сочинения.
Почему этот роман так долго был заперещен и уж, конечно, не изучался в школе? Одна из причин тому – жесткая критика существующей действительности. Потому что в нем присутствует сатира в самой выраженной форме.
Почему так много людей оказались падки на деньги, дармовщину, обман, всякого рода нарушения? Можно сказать, что Воланд и его свита провоцируют людей совершать неблаговидные поступки, но ведь не заставляют же они их это делать.
Воланд приходит к выводу, что люди, человеческая натура осталась прежней, ее не изменило время. То есть многочисленные пороки, которые были у людей в прошлом, перешли и в новое общество.
А ведь в стране в то время строился социализм, большое значение придавалось моральному облику нового человека. А получается, что человеческую природу нельзя изменить ни в каком обществе, даже в самом прогрессивном.
На мой взгляд – это Поражение, прежде всего Поражение существующего социалистического строя.
Что же касается Победы, то она заключается, на мой взгляд, в образах главных героев – Мастера и Маргариты. Очень тесно переплетается их безмерная любовь друг другу и талант Мастера, написавшего гениальный роман. Безусловно поддержка Марго, ее вера в талант Мастера помогли ему реализовать себя.
Но в существущем обществе настоящему таланту и любви нет места, слишком много грязи вокруг, она сломала Мастера, он перестал бороться и смирился со своим положением, проклял свой роман и не захотел принять помощь от Маргариты. Эта женщина оказалась сильнее, она пошла на все ради сильной любви, даже вступила в сделку с сатаной.
Ее желание спасти Мастера, его талант и их общую любовь было настолько сильным, что в конце концов им помогли как темные, так и светлые силы. К сожалению им не нашлось место в существующем обществе с его пороками, они избрали другой путь, путь вечного покоя, но сохранили самое лучшее, что в них было.
Я рассматриваю это как Победу над существующей действительностью.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2253977-pobeda-i-porazhenie-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html
Моей исследовательской работы “Мотив чести в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Мотив чести в романе М.А. Булгакова “Белая гвардия”
Автор:
ученица 11 “б” класса МОБУ Новобурейской СОШ №3
Щербакова Ирина
Руководитель исследовательской работы:
Красникова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ Новобурейской СОШ №3п. Новобурейский – 2011г. ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение.
- Актуальность исследования.
- Цель.
- Гипотеза.
- Задачи.
- Методы исследования.
- Анализ литературных источников.
- Основная часть.
- Традиции русской литературы в раскрытии темы чести.
- Определение темы по словарям.
- Туризм и ЗОЖ.
- Выбор занятиями туризмом.
- Система работы по туризму в Новобурейской СОШ №:
А) турклуб «Искатель»; Б) водные походы; В) профильные смены; Г) оздоровительные поездки; Д) турслёты. В нашей литературе всегда была жива идея самопожертвования и такие уже до боли знакомые, но никогда не тускнеющие понятия, как долг, благородство, ответственность, честь. В. Каверин
- Актуальность исследования
Есть книги, удерживающие внимание лишь движением сюжета, динамизмом действий. Они легко читаются и тут же забываются. Но есть иные книги. Они заставляют думать и размышлять. Именно такие книги становятся верными спутниками жизни. К их числу я отношу роман М.Булгакова “Белая гвардия”. Тема моей исследовательской работы “Мотив чести в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Актуальность темы заключается в том, что в наши дни, в XXI веке, тот духовный кризис, который встревожил писателя в начале XX века и который продолжался после его смерти, стал всепоглощающим. И призыв Булгакова сосредоточить внимание на вечных нравственных ценностях – это возможность молодому человеку в сегодняшнем мире остаться Человеком. Для современного читателя роман М.А.Булгакова “Белая гвардия” становится нравственным ориентиром в нашем смутном XXI веке, когда молодые люди не знают, где добро, а где зло, и часто их поступки склоняются не в пользу первого, где понятие чести столь противоречиво. 1.2 Цель: Целью данной работы является исследование идейно – художественного своеобразия романа М.А.Булгакова “Белая гвардия” с точки зрения понимания чести героями произведения и автором. 1.3 Гипотеза: если выявить, какие нравственные ценности булгаковских героев близки нам, то можно составить шкалу нравственных ценностей. 1.4 Задачи: 1) установить связь романа “Белая гвардия” с произведениями русской классической литературы в раскрытии темы чести; 2) проанализировать идейно – художественное своеобразие романа, ; 3) создать шкалу ценностей героев романа. 1.5 Методы исследования В процессе написания исследовательской работы использовались следующие методы: 1) реферирование – краткое письменное содержание изучаемого научно-методического материала; 2) анализ и обобщение научно-методической литературы; 3) составление шкалы ценностей. 1.6 Анализ литературных источников Метод предполагал изучение литературных источников, их описание и систематизацию по проблеме исследования. Главной задачей анализа литературных источников является определение того, что ранее сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Были изучены немногочисленные критические материалы в Интернете по данной теме. 1.7 Характеристика личного вклада в решение проблемы Мной был прочитан роман “Белая гвардия” М. Булгакова, перечитаны произведения русской классической литературы: – повесть “Капитанская дочка” А.С. Пушкина; – роман “Война и мир” Л.Н. Толстого; – рассказ “Кавказский пленник” Л.Н.Толстого; – повесть “Поединок” А.И. Куприна. В ходе работы над исследовательской работой была самостоятельно создана “Шкала ценностей” героев романа “Белая гвардия”.
2.1 В нашей литературе всегда были живы никогда не тускнеющие понятия: долг, благородство, ответственность, честь. М.А. Булгаков любил подчёркивать свою связь с русской литературой 19 века, опору на классическую традицию. В романе “Белая гвардия” ярко проявились черты поэтики, фрагментарность композиции и перестановка событий во времени, обилие имеющих символический смысл образов, и введение в роман подтекстов из других произведений. На какие произведения опирался писатель, создавая роман “Белая гвардия”? Во-первых, это роман А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Начиная с эпиграфов этих двух произведений, затем обращаясь к образу главного героя Петра Гринёва, чувствуешь общий лейтмотив – “Береги честь смолоду”. Начав читать роман М. Булгакова, я сразу же вспомнила полюбившегося пушкинского героя – Петра Гринева. Отправляясь на службу, он получил наказ от своего отца: «… служи верно, кому клялся; слушайся начальников. За их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся”. Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил совет отца. Читая повесть, я следила за становлением характера, за теми испытаниями, которые выпали на его долю. И я видела, что понятие «честь» для Гринева стало в жизни важнее всего. Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасовал. «Береги честь смолоду» – это эпиграф к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Каждое слово из этого эпиграфа имеет глубокий смысл. Береги – значит храни, не теряй в течение всей жизни. Невозможно подобрать только одно определение слову «честь». В словаре Ожегова дано объяснение: «честь: Достоинство, высокое общественно-моральное состояние, которое вызывает общее уважение. Целомудрие, непорочность. Уважение”. Во – вторых, произведения Л.Н. Толстого “Война и мир” и “Кавказский пленник”. Понятия “честь”, “офицерская честь” характерны Андрею Балконскому и Жилину. Пройдя тяжкие испытания, они не запятнали офицерскую честь, честь мундира. Какое отношение к понятию чести у героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»?
2.2 Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Действие происходит в 1918 году 1, стр. 23. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости.
Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды и чести. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. “Мучительные поиски” изображены в романе М. Булгакова “Белая гвардия”.
Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса, утеря нравственных ценностей.
Предваряют роман два эпиграфа. Эпиграфом из «Капитанской дочки» Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Второй носит библейский характер. Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений.
Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс» . Почему к этим звёздам обращается автор и что обозначают Венера и Марс?
В Древнем Риме Венера была богиней красоты и любви. Венера более других звезд и планет виднелась на небосклоне по утрам, когда просыпались либо наоборот, только собирались засыпать влюбленные.
<\p>
Марсом у Древних римлян звали довольно кровожадного бога войны. И действительно красноватый цвет планеты ассоциируется с кровью, которую проливали люди в своих многочисленных военных походах.
К тому же, как и у мифологического бога, у планеты имеются 2 спутника, сопровождающих его в битвах – Фобос и Деймос – Страх и Ужас.
Стиль зачина почти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, что само по себе своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им.
Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному, вместе с тем символизирует коллизию времени исторического. В открывающем произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия, чести и бесчестия.
Сам выбор звезд дает спуститься из космической дали к миру Турбиных, поскольку именно этот мир будет противостоять вражде и безумию.
2.3 Происходящие события разделили людей на 2 противоположных лагеря: белых и красных. Но не только революция – причина такого деления, но и сам человек выбирает, как ему поступить в это смутное время. Именно поэтому всех героев романа можно разделить на 2 группы: <\p>
1 группа – люди чести, честные;
2 группа – без чести, бесчестные.
К первому лагерю я отнесла Алексея и Николку Турбиных, Мышлаевского, Най – Турса, Шервинского, Лариосика, Елену.
Почему они и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. 2.4 Жизнь людей чести всегда гораздо тяжелее жизни людей бесчестных. Все Турбины думают так же, как Николка, совсем еще юный, семнадцатилетний, который верит, «что честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». И это немного старомодное рыцарство является последней подпоркой их веры. Это одна из основных ценностей в шкале ценностей Турбиных.Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая тысячами нитей (родовых, служебных, воспитанием, присягой) связана с монархической Россией. Семья Турбиных — это семья военных, где старший брат Алексей — полковник, младший Николай — юнкер, сестра Елена — замужем за полковником Тальбергом. Турбины — люди чести. Они презирают ложь, корысть. А людям с такими убеждениями сложней всего было вступать во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, с кем идти, кого и что защищать. В доме Турбиных мы можем найти высокую культуру быта, традиций, человеческих отношений. Это ещё одна ценность в их шкале ценностей. Обитатели этого дома начисто лишены высокомерия и чопорности, ханжества и пошлости. Они радушны и сердечны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости. Турбины и часть интеллигенции, о которой в романе сказано: армейские офицеры, “сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов”, выметены из обеих столиц метелью революции. Но именно они и принимают на себя самые жестокие удары этой метели, именно им “придется мучиться и умирать”. Со временем они поймут, какую неблагодарную взяли на себя роль. Но то будет со временем. А пока убеждены, что иного выхода нет, что смертельная опасность нависла над всей культурой, над тем вечным, что растилось веками, над самой Россией. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию, они стекаются под белые знамена, чтобы драться насмерть.
В Алексее, в Мышлаевском, в Най-Турсе и в Николке автор больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Для них честь – род веры, стержень личного поведения.
Офицерская честь требовала защиты белого знамени, нерассуждающей верности присяге, отечеству и царю, а Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, из-под которого с отречением Николая II выдернута главная подпорка. Но честь – это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми.
Полковник Малышев – человек чести, потому что распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления: мужество и презрение к фразе нужны для такого решения.
Най-Турс – человек чести, даже рыцарь ее, потому что сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, брошенного в кровавую кашу, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Человек чести и Николка, потому что мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, едва ли не похищает тело погибшего командира, извлекая его из горы мерзлых трупов в подвале анатомического театра. Где честь, там мужество, где бесчестье – трусость. Многое сближает автора с его главным героем – врачом Алексеем Турбиным, которому он отдал частицу своей биографии: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, вера до последнего, пока ход событий не избудет ее до конца, но больше всего – мечта о мирной жизни.
Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина, честь.
За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске? Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память.
Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно… ох, неприятно… напрасно я застрелил его… Я, конечно, беру вину на себя… я убийца!» (вспомним героев Толстого, тоже берущих вину на себя). Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит». Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо турбинская порода всегда несла в себе соборное сознание.
Что будет после конца Петлюры? Придут красные… Мысль остается незаконченной. И только одна нравственная ценность остаётся нетленной – это дом, семья, те традиции, которые передаются из поколения в поколение, отношения между членами семью. Умирающая мать Турбиных даёт им наказ: “Дружно…живите.” И дети помнят и исполняют этот наказ.
Дом Турбиных – это Храм человека, это Дом с большой буквы. Дом Турбиных – это не только символ дворянской культуры, но это место убежище, где человек может быть самим собой. Все трагические события вне Дома. Защита такого Дома может отправить Турбиных в стан любого цвета.
Мир Булгакова – апология очага. В письмах к родным писатель, не уставая, повторял: “Славьте очаг!” М.А. Булгаков говорит, что человек не может обойтись без очага и покоя. Пока Дом стоит, о него разбиваются волны ненависти, гуляющей по Городу. Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство – непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми? Примет, потому что они тоже братья, они не виноваты. Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» – Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с красного «Пролетария». Все – белые и красные – братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «…И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: …слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…»
Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом. Сюда, в этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский. Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену,
Источник: https://lib2.znate.ru/docs/index-327829.html
Честь и бесчестие » Сочинение на EraInfo.ru
«Досадно мне, что слово честь забыто…» (В. Высоцкий). Действительно ли «слово «честь» забыто»?
В современном мире понятие «честь» не имеет такого большого значения в обществе. Люди стали забывать что такое «человек чести», как он поступает, что ему свойственно.
А ведь именно люди чести опора отдельных людей и всего общества в целом. Однако многие люди в наше время встают на путь обмана, лицемерия и предательства, забывая об обычной порядочности и совести.
Так действительно ли слово «честь» забыто?
Честь. А не устарело ли это понятие? Эти слова мы слышим достаточно часто, ведь наши современники зачастую «забывают» о чести, стремясь достичь своих корыстных целей. Об этом нас предупреждал ещё М.А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита».
Автор саркастически изображает современную ему московскую действительность: МАССОЛИТ, это объединение литераторов, где главным для его членов было вовсе не воспитание поколения и не воспевание нравственных идеалов.
Нет! Понятия чести, достоинства у них трансформируется в вполне житейские реалии: получить тёплое местечко, регалии и т.д. И это элита общества!
Что ж тогда говорить об обывателях! Воланд искусно манипулирует ими, предоставляя на суд читателя то дно жизни, на котором они оказались.
Хотя и сам Воланд лишен понятия чести (что вполне объяснимо): обещая Мастеру и Маргарите спокойную жизнь, он в том же час отдает приказ отравить их.
К сожалению, делая вывод Булгаков, в современном ему обществе понятие «чести» неактуально, хотя все-таки отдельные герои являются ее носителями.
На страницах русской литературы проблема чести и бесчестия поднимается довольно-таки часто. Давайте вспомним рассказ М. А. Шолохов «Судьба человека». Герой рассказа Андрей Соколов. Это обобщенный образ советских людей, переживших войну и выстоявших в ней, несмотря ни на что.
Автор не случайно дает такое название рассказу. Андрей Соколов — человек с большой буквы! Он не запятнал свою честь и остался верным себе и своему дому. Каждый день на войне — это истинный подвиг, изгнание врагов с русской земли, борьба за свою жизнь, за жизнь своей семьи и своего народа.
Разве не подвиг совершил Андрей, когда шел в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив этим даже своих врагов? Разве не нравственным поступок он совершил после войны, когда усыновил Ванюшку? Несомненно, нравственные ценности и идеалы, которым герой был верен до конца, помогли ему справиться с трудностями и горем войны. Он остался человеком чести несмотря на все тягости военного времени.
Человеку свойственно делать выбор всю жизнь и честь – это нравственный выбор. Каждый решает для себя сам: быть верным голосу совести или пойти путём предательства.
Жить по закону чести – именно таким должен быть основной нравственный принцип. Человек, обладающий честью, не прибегает к обману, держит слово, добросовестно выполняет свои обязанности.
Быть честным нас учат с детства и возможно это один из самых важных шагов к счастливой жизни.
<\p>
Источник: https://erainfo.ru/chest-i-beschestie/
Сочинение «Образ Понтия Пилата и проблема совести. (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)»
Древние мудрецы считали, что муки ада — это муки совести. Дремавшая всю жизнь в человеке, после его смерти, совесть просыпается и начинает напоминать ему про все неблаговидные поступки, которые он совершил при жизни. И не просто напоминать.
Каждое воспоминание тяжелым камнем будет ложиться на плечи человека и придавливать его все ближе и ближе к земле. И после смерти уже невозможно что-либо исправить. Только живой человек имеет волю и способность делать то, что считает нужным. После смерти он лишается свободы выбора.
И, если перед смертью он не успел признать свои неблаговидные поступки, то после смерти собственная совесть, которую он игнорировал всю жизнь, станет его злейшим врагом.
Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат жил приблизительно в то же время, когда была рождена эта мысль.Но в романе М. А. Булгакова совесть мучает Понтия Пилата уже при жизни.
II только ночью, когда луна опускает к нему дорожку света, и прокуратор идет по пен в сопровождении любимого пса Бангп и философа, живого и невредимого, сонеч ть отступает от него. Но продолжается это недолго, Банга начинает выть на лупу, и прокуратор просыпается.
И снова подступает к нему ужасная болезнь, от которой нет прокуратору покоя. Только бродячий философ смог справиться с этой болезнью. Но Пилат не решился ради этого человека разрушить свою карьеру.
Чужая жизнь для прокуратора не стоит ровным счетом ничего. Прокуратор подписывает ему смертный приговор, по все-таки пытается спасти его. Спасти философа, а заодно и прокуратора, может первосвященник Иудеи Кайфа. И прокуратор обращается к нему с предложением, затем просьбой и в конце даже с угрозой. Но Кайфа неумолим. Для его карьеры живой Иешуа представляет угрозу.
Итак, жизнь человека, по сути, не волнует никого. Обоим представителям власти важна их карьера.Прокуратор не в силах спасти Иешуа. Как бы ни хотел он отомстить Кайфе за смерть этого удивительного человечка. Кайфа имеет слишком много власти. И тогда прокуратор намеревается убить доносчика, который явился причиной смерти Иешуа. Но прокуратору не будет от этого легче.
Это станет лишь слабой попыткой оправдаться в глазах человека, искренне ценившего философа. Но Левия Матвея это сообщение только расстроило. Ведь это был для него единственный способ отомстить.
Прокуратор говорит Левию, что, хотя, он и считает себя учеником Иешуа, он ничего не понял из его философии. Иешуа был добрый. Он не признавал мести.
Говоря это ученику философа, Пилат сам пытался отомстить за смерть одного человека смертью другого.
У Пилата постоянно болит голова. И с этой головной болью ему приходится решать вопросы, которые ставит перед ним должность. Увидев перед собой интересного человека, смело говорящего с ним, самым свирепым прокуратором, Пилат очень удивлен и обрадован одновременно. Но радость быстро сменяется бессильной злобой от осознания невозможности оставить при себе этого человека.
Здесь он старается уговорить свою совесть. Он сделал все, что считал возможным.А ночью его же совесть говорит другое: он должен был пожертвовать своей карьерой ради спасения философа.В страшной головной боли прокуратора можно предположить физическое проявление моральных качеств человека.
Голова болит, когда прокуратор думает о возможности правильно решить вопрос и перестает болеть, когда прокуратор видит, что решил его правильно. Там. во сне, он может так же смело разговаривать, как и сам Иешуа.
Он признает, что трусость — не просто один из самых страшных пороков человека, это порок, который толкает человека на самые неблаговидные Поступки,Герои спорят.
Ни в одном вопросе они не приходят к общему мнению, и прокуратору не нужно докладывать об этом вольномыслии и наказывать за это человека, который доверял ему. В реальной же жизни прокуратор может откровенно поговорить только со своей собакой.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-pontiya-pilata-i-problema-sovesti-po-romanu-m-a-bulgakova-master-i-margarita/
Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению “Мастер и Маргарита”
Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе
Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению “Мастер и Маргарита” для всех направлений
– Честь и бесчестие;
– Победа и поражение;<\p>
– Ошибки и опыт;
– Разум и чувства;
– Дружба и вражда.
Герои: Воланд, Мастер, Маргарита
Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях.
Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью.
Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.
Назад
Герои: Понтий Пилат
Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе.
Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни.
Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.
Назад
Герои: Понтий Пилат
Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: “Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло?” Героя обрекли на вечные страдания.
После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: “Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями”.
Назад
Герои: Мастер, Маргарита
Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного.
Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.
Назад
Герои: Мастер, члены МАССОЛИТа
Литературный пример. По вине членов МАССОЛИТа -представителей литературной элиты -роман Мастера не издан. Из-за них он сжег произведение, которое так долго создавал. И именно они виновны в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных.
У него после тщетных попыток не осталось ничего. Иван Бездомный является типичным представителем элитного литературного мира. И мир этот ненавистен не только герою романа, но и самому автору.
Мастером овладевает апатия, и, ненавидя проявленных врагов, он не стремится противостоять врагам сущностным, он вполне одержим.
Назад
Источник: https://www.egeigia.ru/2175/
Творческие работы по литературе
Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.
Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.
Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.
Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.
Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»
Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.
Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом.
Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице».
Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.
И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.
Роман о Понтии Пилате – это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати.
Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.
Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.
Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», – говорит герой.
Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца.
Он даже от Маргариты готов отказаться – не подал ей весточку из «дома скорби».
Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью.
Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман), вкусно и дёшево поесть.
Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».
Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.
Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть.
Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.
М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.
Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным».
Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие.
Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, – вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды.
За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.
Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев.
Что предпочесть – верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью – кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.
Источник: https://saharina.ru/metod/creativ/lit/?name=bulgakov-nravstv-vybor