Анализ рассказа чехова «смерть чиновника»

Анализ «Смерть чиновника» Чехов

В русской литературе Чехов считается “Пушкиным в прозе”, благодаря масштабности и непревзойдённой художественной манере. В рассказе Чехова “Смерть чиновника” раскрывается тема “маленького человека”, но не так, как у Гоголя или Пушкина.

В произведении “Смерть чиновника” анализ предусматривает ознакомление с историей создания, проблематикой, особенностями жанра и композиции – всё это есть в нашей статье.

Она будет полезна для учащихся 9 классов при изучении творчества Чехова на уроках литературы.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Смерть чиновника.

Год написания – 1883 год, 25-26 июня.

История создания – рассказ опубликован в 1883 году в журнале “Осколки”, идея сюжета взята автором из реальной жизни и творчески переработана.

Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.

Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.

Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.

Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.<\p>

Обратите внимание

Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал у управляющего императорскими театрами.

По другой версии – источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.

Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли.

В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее, чем за два дня.

Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.

В рассказе Чехова “Смерть чиновника” поднимается тема маленького человека, раболепского сознания, уничижительного отношения к себе перед лицом высших чинов.

Идея рассказа в том, чтобы увидеть в себе симптом чинопочитания и извести его на корню – именно для этого Чехов преувеличивает многие важные детали в повествовании, использует иронию с гротеском. Проблемы общества, современного автору, выплыли наружу, остро и злободневно, в коротком жанре рассказа.

Конфликт Червякова с генералом Бризжаловым – это конфликт персонажа с собой. Смысл его поступков непонятен и необъясним для морально “здоровой” личности. Проблематика рассказа обусловлена болезнью общества – привычкой пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокое положение в обществе, что достаточно актуально и в наше время.

Червяков и Бризжалов – герои-противоположности: именно генерал должен был стать отрицательным персонажем, но у Чехова они поменялись ролями.

Генерал на редкость положительный, адекватный персонаж, а младший чин – труслив, не уверен в себе, назойлив, непоследователен и, по меньшей мере, странен в своих поступках и стремлениях.

Важно

Основная мысль произведения – потеря нравственных основ, идеалов, на которых держится “здоровая” личность.

Комическое и трагическое слилось в единое, благодаря мастерски подобранным художественным средствам в рассказе Чехова. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог повествователя, который вносит свою ноту в восприятие происходящего.

Личность рассказчика иногда всплывает достаточно ярко с комментариями и эмоциональной оценкой событий. В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности.

Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции.

Возможно, именно поэтому, практически все произведения Чехова экранизированы, ставятся на сцене театров и имеют большой успех у зрителей.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Смерти чиновника».

Чехов достиг небывалых высот в жанре рассказа. Особенностью его рассказа можно считать сходство со сценкой. Автор даёт оригинально обрисованную картинку события, будто бы наблюдая за происходящим со стороны.

Жанр рассказа до Чехова был невзрачной эпической малой формой, которая считалась осколком романа или повести.

Совет

Именно благодаря Антону Павловичу этот жанр приобрёл популярность, известность и полноценное воплощение в литературе.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/smert-chinovnika/analiz-proizvedeniya-chehova.html

«Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

«Смерть чиновника» — один из ранних рассказов известного русского писателя Антона Чехова. В 1886 году произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы». «Смерть чиновника» написана в духе реализма, это направление распространилось в России во второй половине XIX – XX в.

Чехову удалось совместить «строгий реализм» с повышенной условностью. В начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты этого направления, но в конце произведения Чехов выходит за рамки реализма, для которого насмешка над смертью недопустима.

В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека. В своем творчестве Чехов пытаеся протестовать подавлению человеческой личности, и в произведении «Смерть чиновника» ярко показывает последствия такого обращения: предмет осмеяния – это мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.

В рассказе присутствуют всего три персонажа: чиновник с говорящей фамилией Иван Дмитриевич Червяков, жена Червякова и генерал Бризжалов. Наибольше внимания Чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, объект насмешки. Остальные персонажи автора не интересуют.

Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. Смех вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.

В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Уже с этого момента порождается конфликт, традиционный для Чеховских произведений.

Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета.

Но в рассказе присутствуют существенные сдвиги: генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.

Обратите внимание

Такой неожиданный и комический поворот событий заключается именно в особенном мировоззрении главного героя. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

Мастер малого жанра и в этот раз не смог изменить своему стилю. Чеховская лаконичность просто поражает.

В его небольших произведениях зачастую заложен глубокий смысл, а познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею.

В данном рассказе не чувствуется присутствия автора, Чехов отстраняется от героев. Этот прием помогает описывать действия еще более объективно.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова

  • «Гриша», анализ рассказа Чехова

  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова

  • «После театра», анализ рассказа Чехова

  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова

  • «Альбом», анализ рассказа Чехова

  • «Горе», анализ рассказа Чехова

  • «Дома», анализ рассказа Чехова

  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова

  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова

  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «Смерть чиновника»

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/269-smert-chinovnika

А. П. Чехов. «Смерть чиновника». Анализ произведения

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Время и история создания

Рассказ «Смерть чиновника» впервые издан в журнале «Осколки» в 1883 го­ду с подзаголовком «Случай». Включен в сборник «Пестрые рассказы».<\p>

Сюжет<\p>

Мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков смотрел спектакль «Корневиль- ские колокола» и чихнул. Он извинился, но, к ужасу своему, увидел, что си­дящий впереди него статский генерал вытирает лысину и шею перчаткой, так как Червяков случайно обрызгал его. Червяков цепенеет от ужаса. Он еще раз в антракте извиняется перед генералом, тот раздраженно принимает извинения.<\p>

Но Червякову этот инцидент не дает покоя. Он приходит на место службы генерала, чтобы извиниться еще раз. Снова он получает в ответ равнодушие и решает написать генералу письмо. Но передумывает и снова отправляется с извинениями к генералу. Тот, взбешенный его навязчивостью, кричит на него и велит выйти вон. Червяков не смог перенести такого генеральского «распекания», пришел домой, лег на диван, не снимая вицмундира, и умер.<\p>

Поэтика, композиция, идея<\p>

Жанр произведения — рассказ. Произведение очень невелико по объему, име­ет четко обозначенную композицию, каждая часть которой несет важную смыс­ловую нагрузку.<\p>

Первые два предложения — это экспозиция рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чув­ствовал себя на верху блаженства».<\p>

В этом фрагменте есть важная информация: герой рассказа — маленький че­ловек, мелкий чиновник. Авторская ирония слышна и в дважды повторенном слове «прекрасный», и в слове «на верху блаженства», явно преувеличенно-на­смешливо передающем состояние экзекутора.<\p>

За этим нагнетанием «прекрасности» мы ждем неожиданного поворота, и да­лее следует: «вдруг» — чих чиновника: «Лицо его поморщилось, глаза подкати­лись, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!!»<\p>

Этот эпизод — завязка конфликта. Комичность ситуации усиливает автор­ский комментарий: «Все чихают».<\p>

Важно

Далее разворачивается «внутренний конфликт»: Червяков понимает, что «обеспокоил» не просто человека, а генерала. С этого момента он не только перестает быть «на верху блаженства», а с каждым последующим эпизодом ска­тывается в пропасть осознания своего человеческого ничтожества. На него неот­разимо действует «электричество чина». Именно этот страх перед вышестоящим чином и осознание своей незначительности в результате приводит его к гибели.<\p>

<\p>

Автор подчеркивает его униженность подобострастным выражением «ваше- ство». Герой убежден в необходимости пресмыкательства.<\p>

Червяков теперь будет ходить «объяснять» свой проступок, ведь генерал «нетер­пеливо шевельнул нижней губой», а «Червяков увидел у него ехидство в глазах».<\p>

Его действиями теперь руководит страх. Дальнейшее поведение чиновника абсурдно.<\p>

Нелепость ситуации нарастает: «На другой день Червяков надел новый виц­мундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить…»<\p>

Эти детали приготовления к разговору с генералом, подчеркнутые Чеховым, дают яркую характеристику состоянию его героя: для него это торжественный момент решения дальнейшей судьбы.<\p>

С каждым последующим извинением Червякова все более раздраженная ре­акция генерала делает объяснение все более невозможным. Червяков же с ма­ниакальным упорством хочет «объясниться», поскольку только после «истинно­го» прощения сможет восстановить свой душевный покой.<\p>

Комически выглядит «бунт» Червякова, когда генерал очередной раз выстав­ляет его, заподозрив в искреннем раболепии чиновника насмешку: «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фан­фароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»<\p>

Но он не смог выдумать письма — интеллектуальные способности чиновника смертельно поражены страхом перед высоким чином.<\p>

Совет

Кульминация рассказа — последний поход Червякова к генералу с извине­ниями за непроизвольный чих. Крик разгневанного генерал видится чиновнику страшным потрясением, вопиющей несправедливостью, которую не может вы­нести его униженное сознание. Наступает развязка — смерть чиновника.<\p>

Исход этой незначительной ситуации также нелеп и абсурден: не умирает че­ловек от таких пустяков (неудачно чихнул, недостаточно убедительно извинил­ся, оказался в неловкой ситуации с человеком вышестоящим и т. д.). Но уже в названии «Смерть (не человека!) чиновника» Чехов подчеркивает, что такое возможно именно в случае с чиновником, потерявшим иные жизненные ориен­тиры и ценности, кроме чиновных.<\p>

Произведение Чехова — это рассказ не об исчезновении уникальной человече­ской индивидуальности, а о прекращении функционирования винтика некоего бездушного механизма.<\p>

Писатель утрирует ситуацию, характер героя, подчеркивает его «пресмыка- тельскую» натуру говорящей фамилией.<\p>

Рассказ содержит в себе комическое, переходящее в обличительное: уничто­жение в человеке человеческого, отсутствие жизни духа, подмена жизни «функ­ционированием» в качестве винтика государственного механизма — это под­вергается писателем резкому осуждению. В этом и есть идея рассказа «Смерть чиновника».<\p>

  ActionTeaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3983-a-p-chekhov-smert-chinovnika-analiz-proizvedeniya

Сюжетно-композиционный анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»

Ничтожество свое сознавай, знаешь где?

Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.

А.П. Чехов. Из письма брату Михаилу
дальше…

Рассказ прочитан[1]. Ученики высказали свои первые впечатления. Сюжет прост, ясен, многие увидели анекдотичность, абсурдность ситуации. Обратимся теперь к самому тексту рассказа.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция рассказа – первые два предложения (они же тема текста) – очень информативна: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на»Корневильские колокола[2]«.

Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства». Все, что надо знать про Червякова, — это, что он экзекутор[3] на верху блаженства.

При первом прочтении не менее прекрасный, чем прекрасный вечер экзекутор, глядящий со второго ряда в бинокль да еще «чувствующий себя на верху блаженства», поначалу выглядит только смешно.Вопрос в том, чем вызвано это блаженство[4].

ЗАВЯЗКА

Завязка конфликта – чих – тоже пока в пределах только смешного: традиционное«но вдруг» только усиливает комичность ситуации, да и авторское отступление[5] о том, «Что все чихают», поначалу не противоречит интонации юмористического рассказа.

Однако само описание процесса чихания дано как не свойственное чиновнику Червякову, внеличное событие, приведшее затем и к смерти: «жизнь так полна внезапностей»[6].

 Обращает внимание, что сначала Чехов описывает, что стало с лицом, глазами и дыханием, а уже потом, что сделал сам Червяков (он всего лишь отвел бинокль и нагнулся, видимо, продолжая чувствовать себя на верху блаженства[7]).

И только в самом конце описания междометийное «апчхи!!!»возвращает к анекдоту: лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!!

ПЕРИПЕТИИ

Перипетии.

Первая реакция героя выглядит пока вполне по-человечески:«Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» Однако обстоятельство «как вежливый человек» явно избыточно: исполнительность, уверенность в чиновничьей безупречности Червякова подчеркивается этим. Блаженство и уверенность в собственной непогрешимости подчеркивается и наречием «нисколько», т.е. ни капельки, ни на йоту, и оксюморонным сочетанием «утерся платочком[8]» (грубое «утерся» и ласкательное «платочком». Довольный собой Червяков даже «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?».

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Собственно, настоящий, так сказать, «внутренний конфликт» начинается именно здесь: «Но тут же пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то».

 Никто так и не узнает, действительно ли Червяков«обрызгал» генерала[9] или тот «вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то» из-за каких-то иных причин, а не от «невежества» несчастного чиновника.

Но Червяков-то «увидел» и сделал свои «экзекуторские» выводы

Причем сначала Червяков узнал в старичке генерала, а потом подумал, что чихнул на него! Дальше, человеческая ничтожность и чиновничье пресмыкательство, «электричество чина» с каждым новым словом и жестом героя неминуемо ведут его к гибели.

ПЕРВОЕ ИЗВИНЕНИЕ

«Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо»— т.е. сначала герой как бы успокоился, раз «чужой», но, боясь показаться невежливым, решил извиниться: «Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

— Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…

— Ничего, ничего…»

Конечно, как только Червяков отвлекся от своего «блаженства» и вступил в сферу человеческих отношений, его сущность видна читателю: это и подобострастное «ваше-ство», и его робость, и его убежденность в праве на пресмыкательство. Но, может быть, именно от того, что падение с высот чиновничьего блаженства было таким внезапным «но вдруг», Червяков и не может услышать генерала:

— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!

— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

ИЗВИНЕНИЕ В АНТРАКТЕ

Поскольку блаженства Червяков уже не чувствует, а лишь конфузится и глупо улыбается, он предпринимает новую попытку извиниться, уже в антракте:

— Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите… Я ведь… не то чтобы…

— Ах, полноте… Я уже забыл, а вы все о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

НОВАЯ ФАЗА КОНФЛИКТА

Здесь конфликт вступает в новую фазу: собственно извинений уже не будет, Червяков будет ходить «объяснить», ведь генерал «нетерпеливо шевельнул нижней губой», а «Червяков, подозрительно поглядывая на генерала», увидел«ехидство в глазах» и решил, что генерал с ним говорить не хочет.

Теперь Червяков не извиняться будет, а объяснять, что «вовсе не желал… что это закон природы»! Объяснить необходимо, «а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Так думает Червяков.

Почему наш герой решил, что генерал непременно должен так подумать, тем более «после»? Видимо, потому что генерал! Кто их генералов разберет!

РАЗГОВОР С ЖЕНОЙ

Разговор с женой — это уже новая стадия конфликта:

«Придя домой, Черняков рассказал жене о своем невежестве Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась».

Чехов пишет легкомысленно», потому что для Червякова конфликт перерос «умения держать себя в обществе».

Червяков считает, что он поступил безукоризненно правильно: во-первых, «нисколько не сконфузился», во-вторых, « утерся платочком» , в-третьих, «поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?» В конце концов, он даже извинился, «как вежливый человек» и «прекрасный экзекутор», хотя мог и не извиняться, ведь начальник«чужой»! Что же еще?!

— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

Червяков извинения уже принес, причем повторные. Однако беспокойство не исчезает, не зная, в чем винить себя, Червяков винит уже генерала:

Обратите внимание

— То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

Чехов обыгрывает недовольное недоумение Червякова: генерал путей сообщения «ни одного слова путного не сказал». «Да и некогда было разговаривать».

ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ

«На другой день Червяков надел новый вицмундир[10], подстригся и пошел к Бризжалову объяснить…

» Червяков убежден ,что объяснить необходимо, ведь он только экзекутор, а Бризжалов генерал: вдруг не говорящий путных слов подумает что экзекутор хотел в генерала плюнуть!!! Но, «войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала», Червяков уже не может «объяснить», в приемной генерала он уже не человек:

— Вчера в «Аркадии»[11], ежели припомните, ваше-ство, — начал докладывать экзекутор,

Экзекутор начал докладывать, а закончил, уже извинениями, человек:

— я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…

И в очередной раз получил от генерала человеческое прощение. Но с каждым последующим извинением Червякова не чиновническая (в представлении Червякова — «беспутная» человеческая) реакция Бризжалова делает их окончательное объяснение все более невозможным. В то же время желание объяснить становится все более сильным…

«Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

ВТОРОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ

И все более абсурдным, перерастающим в издевательство над генералом и собственное уничижение:

— Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Это предпоследнее объяснение с генералом – очередной поворот в развитии конфликта рассказа.

Червяков искренне возмущен, что генерал увидел в червяковской экзекуторской преданности чиновничьему делу насмешку.

В конце концов, Иван Дмитрич даже называет генерала про себя фанфароном и в сердцах решает больше не извиняться перед генералом, который «не может понять» того, что понятно экзекутору!

«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном!

Однако сразу же, почему-то Червяков думает:

Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Чехов не объясняет, почему Червяков не написал письма, каждый читатель может додумать сам:

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Последнее объяснение Червякова – кульминация рассказа. И здесь за этим «объяснить» — все потрясения Ивана Дмитрича, низвергнувшие его из Блаженства в«Аркадии» в пучину человеческого произвола, чиновничьего страха, ужаса перед«сметь-смеяться» и все того же червяковского прежнего недоумения-непонимания, из-за которого он и предпринял череду этих извинений-экзекуций:

Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

— Пошел вон!!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

РАЗВЯЗКА

Развязка конфликта теперь понятна: чиновник Червяков не смог вынести падения с высот своей чиновничьей «аркадии».

Вера в собственную чиновничью непогрешимость, неспособность к настоящим человеческим чувствам сделали дальнейшее существование невозможным: собственно Чехов и описывает только «смерть чиновника», а не смерть человека.

Как только Иван Дмитрич надел новый вицмундир и пошел объяснить, он совсем перестал уже быть человеком, человек в нем (каким он должен быть по Чехову) умер уже давно. Червяков умер от того, что «в животе[12] что-то оторвалось», т.е. живот-последнее живое, жизнь погибла:

«Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

[1] Рассказ можно прочитать и непосредственно на уроке, так как речь пойдет о художественном тексте, а не олитературном произведении. Это значит, что вопросы, связанные с эпохой создания литературного произведения, его творческой историей, с автором, творческой биографией писателя и т.п., здесь не обсуждаются.

[2] «Корневильские колокола» (1877) – оперетта французского композитора Робера Планкетта (1848—1903).

«Плыви, мой челн, по воле волн» (из куплетов ее персонажа по имени Гренише: «Плыви, мой любимый челн, /Плыви, плыви, сквозь пену волн…

») цитируется в качестве иронического комментария к поведению пассивного, безвольного человека, который покорно подчиняется ходу событий, «плывет по течению».

[3]Экзекутор (от лат. exsecutor — исполнитель), судебный исполнитель, в дореволюционной России чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии.

[4]Червяков заслуженно отдыхал от трудов праведных, уверенный в безукоризненности исполнения.

Важно

Блаженство Червяков, видимо, испытывал от того, что, будучи прекрасным экзекутором, все «прекрасно исполнил» и в «прекрасный вечер», в прекрасном расположении духа от собственной исполнительности «сидел во втором ряду кресел «Аркадии», не забыв взять бинокль (положено!). Т. е .Червяков находился в своем чиновничьем раю, «Аркадия», здесь, конечно не случайно.

[5]В структуре авторской речи данного отрывка выделяются два отрезка: 1. в рассказе часто встречается это «но вдруг». Автор прав: «жизнь так полна внезапностей!»; 2. «Чихать никому и нигде не возбраняется.

Чихают и мужики, и полицмейстеры, и даже иногда тайные советники. Все чихают». Лексика отступления первого отрезка связана с темой литературы.

Тема отступления второго отрезка выражена стержневым словом ЧИХАТЬ

[6] Простой, на первый взгляд, вопрос «Отчего умер Червяков?» -становится смыслообразующим: ответ на него будет отражать уровень понимания рассказа.

[7] Официально чихать не запрещено: «все чихают», от «мужика» до

«тайного советника»

[8] Точка зрения экзекутора Червякова, получившая отражение в

отступлении второго отрезка, организует дальнейшее развитие сюжета: все

события возникают в зоне его восприятия и описываются в основном с его

оценочных позиций (кроме, может быть, фразы «Червяков глупо улыбнулся»,

где очевидно авторская оценочность), включаются элементы несобственно-

прямой речи – платочек, старичок.

[9] Генерал Бризжалов активно не участвует в развитии конфликта, он здесь лицо второстепенное.

[10] ВИЦМУНДИ'Р, а, м. [от вице и слова мундир] (дореволюц.);Форменный фрак гражданских чиновников.

[11] АРКА'ДИЯ [А прописное], и, мн. нет, ж. (книжн. поэт. устар., теперь ирон.). Место беспечной, счастливой жизни, идиллического счастья. Счастливая А. [От др.-греч. области Аркадии, которая в поэзии изображалась как страна блаженного пастушеского существования.]

[12] ЖИВОТм. жизнь человека и животного; что есть в твари живое, оживляющее плоть, образующее земную жизнь. || собират. все живое, все, что живет, дышит. Лишиться живота, умереть; лишить кого живота, извести или убить.Живот вечный, вечная жизнь.

|| Утроба, брюхо, третья большая полость человека и подобно ему устроенных животных, от груди (от гусаковой перепонки, (diaphragma) до таза; в животе: желудок, кишки, печень, селезенка, все вообще орудия пищеварения.

 Надорвать, надсадить живот, стать без живота, повредить себя чрезмерною ношей и усилием; || хохотать до упада, до изнеможения.

Источник: http://litera865.blogspot.com/2013/03/blog-post_1835.html

Анализ рассказа “Смерть чиновника” Чехова А. П

В “Смерти чиновника” (1883) первое, что обращает на себя внимание, – как будто явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как он рассказывается. Рассказ начинается со слова “смерть” (в заглавии) и заканчивается словом “помер”. Впору оплакивать несчастную судьбу героя.

А между тем в рассказе действительно немало смешного. Несерьезен, прямо-таки игрив тон повествования (“В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…”, “Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают” и т. п.).

Забавны имена персонажей (Червяков, Бризжалов).

Комична настойчивость, с которой Червяков пристает со своими извинениями к нечаянно обрызганному им генералу. И ведь что такое эти пять (!) неудавшихся попыток извинения? Герою (мы знаем это изначально) уготована в конце смерть.

И вот словно сама смерть раз за разом отталкивает от себя незадачливого поборника приличий, а он тем одержимее, даже азартнее на нее наступает, напрашивается, пока наконец она его не прихлопнула в последней <\p>

фразе рассказа.

Сколь несоразмерны здесь повод и последствия: в начале рассказа герой “чихнул” – в конце же “помер”! Такое абсурдное несоответствие причин и следствий бывает только в анекдотах. Чехов и берет анекдотическое происшествие, смеется над недалеким героем, но касается при этом весьма серьезных вещей.

Чехов смело нарушает литературную традицию, по-новому трактует до него многократно (начиная с гоголевской “Шинели”) разработанную ситуацию – маленький чиновник в столкновении с генералом, значительным лицом, представителем высшей власти. Генерал обрисован в рассказе Чехова вполне нейтрально: он лишь реагирует на действия другого персонажа.

О нем мы ничего существенного не узнаем, потому что не он интересен автору. Объект насмешки здесь – тот самый “маленький человек”, над которым столько слез пролила прежняя русская литература. Он смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрирует полный отказ от человеческого достоинства.

Совет

Червяков пресмыкается, ведет себя униженно в ситуации, когда его никто не принуждает, напротив, его пытаются удержать от такого поведения. Итак, добровольное пресмыкательство, самоуничижение “маленького человека” – вот поворот известной ранее темы, предложенный Чеховым.

Для чего Чехов пародирует, переиначивает классическую ситуацию? Что нового вносит в ее разработку смена объекта осмеяния? Чехов показывает: дело не в злых, дурных начальниках; зло лежит глубже. Чинопочитание, раболепие вошли в плоть и кровь тех, кто, казалось бы, должен страдать от унижения их человеческого достоинства.

И уже сами они готовы ценой жизни (!) отстаивать собственное право демонстрировать почтительность и свое ничтожество перед “персонами”. Червяков страдает не от унижения, а от прямо противоположного: оттого, что его могут заподозрить в нежелании унижаться, в праве на какое-то иное поведение.

“Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…” Страдает он оттого, что генерал “не может понять” то, что ему, Червякову, совершенно ясно. И вот в очередной раз Червяков отправляется не просто извиниться, а вразумлять “непонятливого” генерала. И здесь он уже не смешон и жалок, а, пожалуй, страшен – как хранитель заветов, как краеугольный камень, на котором и держится система чинопочитания и добровольного самоуничижения.

Такое впечатление производит большинство юмористических рассказов Чехова: над ними смеешься, а если задуматься – повествуют они о грустном или даже страшноватом.

(Пока оценок нет)

Categories: Литература

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-rasskaza-smert-chinovnika-chexova-a-p/

Презентация на тему: «Анализ рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника» 9 класс


 

«…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, потому  что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку   могут  только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам  переливается», — писал о таланте Чехова И.А. Бунин
 

История создания

    По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Чехову Бегичев В. П., русский писатель, управляющий Императорским Московским Театром.

         «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году с подзаголовком — «Случай».

«Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы».      Все эти произведения раскрывают тему маленького человека.

 

Герои рассказа
 

     В рассказе два основных персонажа. Один из них, генерал  Бризжалов,  лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны.   О генерале мы ничего существенного не узнаем, но очевидно, что он, тоже в нарушение традиции, человечнее «униженного       и оскорбленного» Червякова.

   
 

   Другим персонажем оказывается мелкий чиновник. Червяков, находясь в униженном положении, не только не стремится выйти из него, но сам провозглашает рабское поведение. Что и стало предметом осмеяния в рассказе.
Фамилия чиновника – Червяков – должна говорить сама за себя, подчеркивая приниженность.

Маленький человек Червяков здесь и смешон, и жалок одновременно.

 

 

От чего умирает Червяков ?
 

         Гаркнул генерал на маленького, беззащитного, зависимого человека – и убил его.

У Чехова генерал действительно крикнул на чиновника, и этого в самом деле оказалось достаточно, чтобы погубить его. Но  Червяков умирает вовсе не от испуга.

Драма человека в том, что он не вынес попрания святых для него принципов, да еще не кем-нибудь, а сиятельным лицом, генералом. Этого вынести Червяков не смог.

 

Значение художественной детали

   В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Буквально одна фраза может сказать все о человеке.

Обратите внимание

В последней фразе рассказ «Смерть чиновника» автор дает практически объяснение всему: чиновник, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Вицмундир, эта чиновничья униформа, как будто прирос к нему.

Страх перед вышестоящим чином убил человека.

 

Почему рассказ называется “Смерть чиновника”, а не “Смерть человека” или “Смерть Червякова”?
 

  В самом названии «Смерть чиновника» заложена  главная мысль произведения: противопоставление  чина и человека.
   Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (это относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано. Произведение Чехова, заранее можно предположить, -— это рассказ о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.
 

 

Почему трагический рассказ вызывает улыбку ?
 

Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. Однако во второй половине рассказа поведение Червякова переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим «помер» он выводит рассказ за рамки бытового реализма.

Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово «смерть» не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения.

Так смешное у Чехова переходит в обличительное.

 

Значение произведения
 

     Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-классиков. Он известен как мастер реалистического рассказа. Правда жизни привлекала его прежде всего. Главной темой творчества Чехова стал внутренний мир человека.

     После появления рассказа «Смерть чиновника» многие критики говорили о том, что Чехов сочинил какую-то абсурдную историю, не имеющую отношения к жизни.

Ситуация, действительно, доведена писателем до абсурда, однако именно это и позволяет лучше увидеть нелепости самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/prezentacii/prezentacii_po_russkomu_jazyku_i_literature/prezentacija_na_temu_analiz_rasskaza_a_p_chekhova_smert_chinovnika/99-1-0-15753

Тема добровольного самоуничижения в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В. В. Набоков в лекции «Антон Чехов» отметил, что «Чехов писал книги для веселых людей, и только читатель с чувством юмора сумеет по-настоящему ощутить их печаль…Мир для него смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его печали, потому что они нераздельны».

Рассказ «Смерть чиновника» начинается со слова «смерть» (в заглавии) и заканчивается словом «по­мер». Хочется оплакивать несчастную судьбу героя. А между тем в рассказе действительно немало смеш­ного.

Тон повествования несерьезен: «В один прекрас­ный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чи­хать никому и нигде не возбраняется. Чихают и му­жики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чи­хают».

Важно

Имена персонажей забавны: Червяков, Бризжалов. Мы смеемся над настойчивостью, с которой Чер­вяков пристает со своими извинениями к нечаянно обрызганному им генералу. Герою изначально угото­вана смерть.

И вот словно сама смерть каждый раз от­талкивает от себя незадачливого поборника прили­чий, а он тем одержимее на нее наступает, напрашива­ется, пока она его не настигает в последней фразе рассказа.

А насколько несовместимы повод и последствия: в начале рассказа герой «чихнул» — в конце «помер».

Чехов смеется над недалеким героем, но затрагивает при этом весьма серьезные вещи.

О генерале мы узнаем совсем мало, так как он авто­ру не интересен. Этот герой всего лишь реагирует на действия другого персонажа.

А интересен нам «маленький человек», смешной и жалкий одновременно. Смешон своей нелепой на­стойчивостью, жалок тем, что подвергает себя униже­нию, теряет человеческое достоинство. И хотя челове­ка удерживают от такого поведения, он по собственно­му желанию, без принуждения унижается, пресмыкается.

Итак, объект насмешки у Чехова поменялся. Доб­ровольное пресмыкательство, самоуничижение — так поворачивает знакомую всем тему «маленького человека» Антон Павлович Чехов.

Автор говорит нам, что дело не в злых, плохих на­чальниках — зло лежит глубже. Те, кто должен стра­дать от унижения человеческого достоинства, впита­ли в свою плоть и кровь чинопочитание и раболепие. За право демонстрировать почтение и свое ничтожест­во они расплачиваются жизнью.

Червякову плохо не от того, что он унижается, а, наоборот, от того, что его смогут заподозрить в нежелании унижаться, в праве на какое-то иное поведение: «Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никогда тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…».

Совет

Страдает он от того, что генерал «не может понять» то, что ему, Чер­вякову, совершенно ясно.

И вот в очередной раз Червяков спешит не просто извиниться, а объяснить все «непонятливому» гене­ралу. Здесь он уже не смешон и жалок, а страшен — как хранилище заветов, на которых и держится сис­тема чинопочитания и добровольного самоуничиже­ния.

Большинство юмористических рассказов Чехова вызывают у нас улыбку, а если задуматься — повест­вуют они о грустном.

Источник: http://5litra.ru/soch/201-tema-dobrovolnogo-samounichizheniya-v-rasskaze-a-p-chehova-smert-chinovnika.html

Чехов «Смерть чиновника»: краткое содержание, герои, анализ :

Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника» — это одно из ранних произведений писателя, в 1886 году вошедшее в сборник «Пестрые рассказы». Написано оно было в духе художественного реализма. Это направление в литературе в России получило развитие во второй половине XIX века. В конце произведения писатель выходит за его рамки, так как насмешки над смертью он считал недопустимыми.

Чехов, «Смерть чиновника»: краткое содержание, анализ

Тема «маленького» человека — чиновника, который зачастую без всяких причин находится в постоянной неуверенности и замешательстве, поставлена здесь на первый план. Именно так автор протестует против всякого подавления личности. Краткое содержание рассказа Чехова «Смерть чиновника» очень ярко отображает все последствия такого обращения.

Герои

Всего три персонажа присутствуют в рассказе. Это чиновник низкого ранга Червяков Иван Дмитриевич, его жена и генерал Бризжалов. Главное внимание произведения нацелено на чиновника, который стал объектом насмешки. А вот характер остальных персонажей оставляет нераскрытыми А. П. Чехов.

«Смерть чиновника» (краткое содержание) описывает Червякова маленьким, жалким и комичным человеком. Неподдельный смех вызывает его глупая и нелепая настойчивость, а его унижение порождает жалость.

В своих настойчивых извинениях перед генералом он переходит все границы и отрекается от своего человеческого достоинства.

Противопоставление

Разбирая тему «Чехов, «Смерть чиновника»: краткое содержание, анализ», надо отметить, что автор в сюжете противопоставляет две личности. Это начальник и подчиненный.

Именно с конфликта начинает рассказ А. П. Чехов «Смерть чиновника». Краткое содержание показывает его традиционное развитие: генерал Бризжалов в итоге закричал на подчиненного, из-за этого Червяков умирает от остановки сердца.

Казалось бы, привычная схема для сюжета. Однако в произведении есть присутствие неких новаторских приемов, ведь генерал раскричался на подчиненного только после того, как тот сам же довел его своими назойливыми извинениями.

Комический и несколько неожиданный разворот событий заключается в мировоззрении чиновника Червякова, который умер совсем не из-за страха, а от того, что генерал, как человек высокого чина, нарушил его «святые принципы».

Чехов не изменил своему стилю, его лаконичность поражает. В его произведениях всегда таится глубокий смысл, познать который можно только через художественные детали.

Здесь не почувствуешь присутствия автора — это тоже прием Чехова, который помогает описывать события еще более объективно.

Краткое содержание рассказа «Смерть чиновника», Чехов

Теперь, собственно, можно приступить к самому сюжету произведения. Мелкий чиновник Иван Дмитриевич Червяков, выполняющий обязанности завхоза учреждения, сидит во втором ряду, глядит в бинокль и наслаждается опереттой французского композитора Планкетта «Корневильские колокола». Тут его лицо сморщилось, глаза подкатились, дыхание сперло, он нагнулся и чихнул.

Червяков был человеком очень вежливым, он вытерся платочком и огляделся по сторонам, не помещал ли он кому-нибудь своим чиханьем. И вдруг обнаружил, что старичок, сидевший спереди, вытирает лысину платком и что-то бормочет. Приглядевшись внимательнее, Иван Дмитриевич увидел, что это не кто иной, как статский генерал Бризжалов. От этого ему становится дурно.

Он неловко подтянулся к нему и стал шептать на ухо слова извинения.

Пустяки

Продолжает Чехов «Смерть чиновника» (краткое содержание произведения мы представляем в обзоре) тем, что генерал ответил, что, в общем-то, ничего страшного не произошло.

Но тот продолжал и дальше извиняться, тогда генерал попросил дать ему спокойно дослушать оперетту.

Но чиновник все не унимался и даже в антракте подошел к генералу и стал просить прощения, на что тот ответил, что уже давно позабыл об этом.

Обратите внимание

Но теперь Червякову показалось, что генерал съехидничал и, наверное, подумал, что он хотел в него плюнуть. Чиновник пришел домой и рассказал жене о случившемся, она испугалась и сказала, что слишком легкомысленно муж отнесся к этому, что надо пойти на прием к генералу и еще раз попросить прощения.

На следующий день, нарядившись в новый мундир, он отправляется к генералу. У которого оказалось много посетителей в приемной. Опросив нескольких посетителей, генерал увидел Червякова, который опять начал со своих нелепых извинений из-за вчерашнего. Бризжалов достойно отвечал: «Да полно! Какие пустяки!»

Извинения

Но Червяков все не останавливался и предложил даже написать объяснительное письмо. И тут генерал не выдержал и раскричался на него, посчитав, что тот просто издевается над ним. Однако Червяков в недоумении бормотал, что ему совсем не до смеха.

В общем, придя домой, он подумал и решил опять завтра идти к генералу. На следующий день Бризжалов уже просто не смог этого выдержать и заорал на него: «Пошел вон!»

Вот так завершает Чехов «Смерть чиновника». Краткое содержание в конце повествует о том, что Червякову стало плохо, он попятился к двери и машинально поплелся домой. Вернувшись в квартиру, он прямо в вицмундире лег на диван и умер.

Источник: https://www.syl.ru/article/208535/new_chehov-smert-chinovnika-kratkoe-soderjanie-geroi-analiz

Уроки-легко — Анализ рассказа смерть чиновника (жанр, идея, сюжет, композиция и др.)

«…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, потому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте Чехова И.А. Бунин. Л.Н. Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе».

Под этими словами подразумевалось сильнейшее художественное впечатление, какое оставляла чеховская проза, удивлявшая своей краткостью и простотой.

По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев.

Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай.

«Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году с подзаголовком — «Случай».

«Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы». Все эти произведения раскрывают тему маленького человека.

До прихода в русскую литературу А.П. Чехова считалось, что малая эпическая форма является «осколком» большой (романной) формы: «глава, вырванная из романа», как сказал В.Г. Белинский о повести.

Различия между романом и повестью (так называли рассказ) определялись лишь количеством страниц. Чехов же, по словам Л.H. Толстого, «создал новые, совершенно новые … для всего мира формы писания…».

Рассказ «Смерть чиновника» написан в жанре «сценки». Это короткий юмористический рассказ, картина с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.

Чехов поднял сценку до уровня большой литературы. Главное в сценке — речь персонажей, правдоподобно-бытовая и смешная одновременно. Важную роль играет заглавие и говорящие фамилии персонажей.

Так, проблема рассказа «Смерть чиновника» заявлена в самом заголовке, представляющем сочетание противоположных понятий.

Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (это относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано.

Произведение Чехова, заранее можно предположить, -— это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.

Рассказ в целом написан в рамках критического реализма.

Однако во второй половине рассказа поведение Червякова переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим «помер» он выводит рассказ за рамки бытового реализма. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход.

Важно

Писатель смеется, играет, само слово «смерть» не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения. Так смешное у Чехова переходит в обличительное.


Переосмысливая традиционную тему «маленького человека», идущую еще от Пушкина, Гоголя, Тургенева и раннего Достоевского, Чехов в то же время продолжает и развивает в новых условиях гуманистический пафос этого направления. Как и «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского, чеховские произведения исполнены протеста против подавления и искажения человеческой личности, в новых исторических условиях еще более беспощадного и изощренного. Вместе с тем в рассказе предметом осмеяния представлен мелкий чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто не принуждает.

Идея

У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера.

Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.

В рассказе «Смерть чиновника» писатель показал, как мелкий чиновник Червяков, находясь в униженном положении, не только не стремится выйти из него, но сам провозглашает рабское поведение. Что и стало предметом осмеяния в рассказе. Чехов ратовал за высокие нравственные идеалы.

Основные герои рассказа «Cмерть чиновника»

В рассказе два основных персонажа. Один из них генерал, который играет второстепенную роль и лишь реагирует на действия героя. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны.

О генерале мы ничего существенного не узнаем, но очевидно, что он, тоже в нарушение традиции, человечнее «униженного и оскорбленного» Червякова. Ясно одно: персонажи рассказа говорят на разных языках, у них различные логика и понимание — диалог между ними невозможен.

Второй персонаж — чиновник Червяков — объект насмешки в рассказе.

Традиционно в русской литературе это был «маленький», бедный, «униженный и оскорбленный» человек, вызывающий сочувствие у читателя. Чехов, с его неистребимым чувством свободы, стремился преодолеть этот штамп.

Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам». Маленький человек Червяков здесь и смешон, и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому, что унижает себя, отрекаясь от собственной человеческой личности, человеческого достоинства.

В рассказе Чехова один из участников событий оказывается мелким чиновником, другой — генералом. Фамилия чиновника — Червяков — говорит сама за себя, подчеркивая приниженность экзекутора1 Ивана Дмитриевича. Эта исходная ситуация порождает традиционный конфликт. Гаркнул генерал на маленького, беззащитного, зависимого человека — и убил его. У Чехова генерал действительно крикнул на чиновника, в результате чего: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Таким образом, предстает как будто привычная сюжетная схема. Однако имеют место и существенные сдвиги. Начать с того, что генерал рявкнул на своего посетителя лишь тогда, когда тот довел его все новыми и новыми посещениями, все новыми и новыми объяснениями, и все на одну и ту же тему, до полного изнеможения, а потом и до остервенения.

Не похож на жалкое, зависимое лицо и чиновник. Ведь он докучает своими извинениями генералу не потому, что зависит от него. Вовсе нет. Извиняется он, так сказать, по принципиальным соображениям, считая, что уважение к персонам есть священная основа общественного бытия, и он глубоко обескуражен тем, что извинения его не принимаются. Когда генерал в очередной раз отмахнулся от него, заметив: «Да вы просто смеетесь, милостисдарь!..» — Червяков не на шутку рассердился. «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять!» Таким образом, Червяков в корне отличается от предыдущих литературных собратьев. В мировосприятии Червякова и заключается неожиданный, комический поворот традиционной темы и сюжетной схемы. Получается, что Червяков умирает вовсе не от испуга. Драма человека в том, что он не вынес попрания святых для него принципов, да еще не кем-нибудь, а сиятельным лицом, генералом. Этого вынести Червяков не смог. Так безобидный анекдот перерастает под пером Чехова в сатиру на господствующие нравы и обычаи.

Художественное своеобразие

В историю русской литературы А.П. Чехов вошел как мастер малого жанра. С именем писателя связано становление сатирического рассказа, определяющими чертами которого явились лаконизм и афористичность.

В самом названии «Смерть чиновника» заложена главная мысль произведения: противопоставление чина и человека, единство комического и трагического.

Содержание рассказа производит сильное художественное впечатление благодаря краткости и простоте. Известно, что Чехов придерживался мысли: «писать талантливо — то есть коротко». Малый объем произведения, его придельная лаконичность определяют и особый динамизм рассказа. Эту особую динамичность заключают в себе глаголы и их формы.

Именно через глагольную лексику идет развитие сюжета, а также дается характеристика героев; хотя, конечно, писатель применяет и другие художественные приемы.

В рассказе у персонажей говорящие фамилии: Червяков и Бризжалов. Чиновник Червяков служит экзекутором. О значении этого слова сказано выше.

Вторым значением этого слова (оно помечено в словарях как устаревшее) является следующее: экзекутор — тот, кто производил экзекуцию, то есть наказание или руководил им. Сегодня это значение воспринимается как основное, так как прежнее (младший чиновник в канцелярии) уже забыто.

Словосочетание экзекутор Червяков тоже выбрано по принципу комического контраста, характерного для Чехова: экзекутор (то есть осуществляющий наказание) и вдруг «смешная» фамилия… Червяков.

По словам писателя, литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, …звуковое впечатление».

В рассказе это в прямом смысле звуковое впечатление — «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите» — вызывает комический эффект.

В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь.

Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Буквально одна фраза может сказать все о человеке. В последней фразе рассказ «Смерть чиновника» автор дает практически объяснение всему: чиновник, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Вицмундир, эта чиновничья униформа, как будто прирос к нему.

Страх перед вышестоящим чином убил человека.

В рассказе «Смерть чиновника» авторская позиция явно не выражается. Создается впечатление объективности, равнодушия Чехова к происходящему. Повествователь не оценивает поступки героя. Он высмеивает их, предоставляя читателю возможность сделать свои выводы.

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-классиков. Он известен как мастер реалистического рассказа. Сам писатель говорил так: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле». Правда жизни привлекала его прежде всего.

Совет

Главной темой творчества Чехова (как Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры.

За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой объем вмещать максимум содержания.

После появления рассказа «Смерть чиновника» многие критики говорили о том, что Чехов сочинил какую-то абсурдную историю, не имеющую отношения к жизни.

Ситуация, действительно, доведена писателем до абсурда, однако именно это и позволяет лучше увидеть нелепости самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. По свидетельству М.П.

Чехова, брата писателя, в Большом театре произошел действительный случай, близкий описанному, однако неясно, был ли он известен Чехову. Известно другое: в январе 1882 г. Чехов получил письмо от своего таганрогского знакомого А.В. Петрова, в котором говорилось: «Накануне Рождества …

наш почтмейстер (известнейший изверг и педант) пригрозил одному чиновнику (старшему сортировщику К.Д. Щетинскому) отдать его под суд, кажется, за нарушение дисциплины, словом, за личное оскорбление; а тот сдуру после попытки попросить прощение ушел из конторы да в городском саду … за несколько часов до утрени и повесился…».

Другими словами, Чехову удалось воссоздать типичную, хотя и абсурдную ситуацию.

«Русские критики писали, что ни стиль Чехова, ни выбор слов, ни все прочее не свидетельствует о той особой писательской тщательности, которой были одержимы Гоголь, Флобер или Генри Джеймс. Словарь его беден, сочетания слов банальны; сочный глагол, оранжерейное прилагательное, мятносливочный эпитет, внесенные на серебряном подносе, — все это ему чуждо. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза была одета в будничное платье. Поэтому Чехова хорошо приводить в пример того, что можно быть безупречным художником и без исключительного блеска словесной техники, без исключительной заботы об изящных изгибах предложений. Когда Тургенев принимается говорить о пейзаже, видно, как он озабочен отглаженностью брючных складок своей фразы; закинув ногу на ногу, он украдкой поглядывает на цвет носков.

Чехову это безразлично — не потому, что детали эти не имеют значения, для писателей определенного склада они естественны и очень важны, — но Чехову все равно оттого, что по своему складу он был чужд всякой словесной изобретательности. Даже легкая грамматическая неправильность или газетный штамп совершенно его не беспокоили.

Волшебство его искусства в том, что, несмотря на терпимость к промахам, которых легко избежал бы блестящий новичок, несмотря на готовность довольствоваться первым встречным словом, Чехов умел передать ощущение красоты, совершенно недоступное многим писателям, считавшим, будто им-то доподлинно известно, что такое роскошная, пышная проза.

Добивается он этого, освещая все слова одинаковым тусклым светом, придавая им одинаковый серый оттенок — средний между цветом ветхой изгороди и нависшего облака.

Обратите внимание

Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни — все это чисто чеховские черты заливает и обступает радужно-расплывчатое словесное марево»

(В.В. Набоков).

Источник: http://paterka.ucoz.ru/index/analiz_zhanr_ideja_sjuzhet_kompozicija_i_dr/0-157

Ссылка на основную публикацию