Образ маргариты в романе булгакова «мастер и маргарита»

Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Мастер и Маргарита — великолепное произведение Булгакова, где раскрыто множество тем, среди которых можно выделить отдельно тему любви.

Через призму отношений Мастера и Маргариты тема любви наиболее полно раскрывает образ Маргариты, и придает роману определенную душевность. До встречи с Маргаритой, Мастер был измученным писателем, которого принимали за сумасшедшего.

Но вот судьба дарит ему встречу с ней, с главной героиней романа, чью характеристику мы рассмотрим сегодня в нашем сочинении.

Образ и характеристика Маргариты

Встреча с Маргаритой была судьбоносной в жизни главного героя, ведь именно она сыграла важную роль в судьбе Мастера, сумев изменить положение дел. Образ Маргариты очень важен в произведении, ведь она стала Музой для главного персонажа.

В ее образе заключалась разрушительная сила красоты, которая могла вдохновить на творчество любого, а также внести в жизнь писателя бурю чувств и эмоций.

Обратите внимание

В образе Маргариты одновременно сочетаются нежность, решительность, любовь, страсть и справедливость, а ее характер воплощает мятежность духа, человеческую многогранность, сложность выбора приоритетов и жизненного пути.

С главной героиней романа мы знакомимся не сразу. Сначала мы видим Мастера, который пытался отыскать чистую любовь, и лишь спустя несколько глав мы встречаем Маргариту.

Образ Маргариты до встречи с Мастером

До встречи с Мастером Маргарита вышла замуж за обеспеченного и известного инженера. Ее окружала роскошь и богатство. С супругом, который пользовался у всех уважением, они жили в красивом особняке и занимали достойное положение в обществе. Маргарита живет в хороших условиях, которым бы позавидовали многие. Но такая жизнь ее не радовала.

Другая женщина была бы счастлива, но не Маргарита, которая не видела своего счастья без любви. А этих чувств муж ей подарить не сумел. Она не жила, а существовала. Ее жизнь была пуста, и она не понимала, в чем ее предназначение. Маргарите было скучно, а дом для нее был настоящей клеткой. Жизнь в роли обывателя была не для нее. Ее душа требует духовного развития, хочет любви и тепла.

До встречи с Мастером, Маргарита была очень одинокой.

Маргарита и Мастер

И вот в пустынном переулке встретились наши герои. Они увидели друг друга и полюбили, понимая, что их любовь существовала давно. Маргарита находит в Мастере то, чего ей так не хватало в жизни. Теперь у нее появился смысл жить и радоваться.

Может кто-то осудит женщину, ведь она предает мужа, но я ее не осуждаю, а даже понимаю. Ведь очень тяжело жить, когда жизнь не наполнена цветами радуги, серая и одинокая. А вот Мастер все изменил. Она полностью отдалась любви к герою, посвятив ему свою жизнь.

Маргарита, как и ее избранник, посвятила жизнь роману, помогая писать возлюбленному. А отказ от его издательства принимает также болезненно, как и сам автор. Такое нельзя прощать и она обязательно еще даст о себе знать, но позже, уже в роли ведьмы.

И именно разлука с любимым, которая сделала ее несчастной, в итоге и превратила женщину в ведьму.

Маргарита продает душу Дьяволу

Любовь Маргариты была настолько сильной, что она была готова на все, лишь бы быть рядом с Мастером. Поэтому она не побоялась вступить в сговор с Сатаной. Встретив однажды Азазелло и получив от него крем, Маргарита постепенно превращалась с ведьму.

Уже в роли ведьмы, отправляясь на бал сатаны, она разрушила дом критика, сделав с комнатами то же, что и критик сделал с их произведением. Этим она хоть немного, но добилась справедливости. А потом, ради того чтобы встретиться с Мастером, она соглашается на роль королевы бала.

Благодаря ей, возлюбленный был вызволен из психиатрической больницы, а рукопись была восстановлена.

Вот такой образ Маргариты в своем романе представляет нам Булгаков.

Источник: https://sochinyshka.ru/obraz-margarity-v-romane-master-i-margarita-bulgakova.html

Маргарита в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Маргарита и Аазелло.
Иллюстрация О. Канторовича

Маргарита в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова является одним из главных персонажей произведения. Она становится возлюбленной другого главного героя, писателя по прозвищу Мастер.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Маргариты в романе “Мастер и Маргарита”, описание внешности и характера героини, ее биография, отношения с Мастером, сделка с дьяволом Воландом и другие материалы.

Полное имя героини – Маргарита Николаевна. Фамилия героини не указана в романе:
“…

Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной…”

Возраст Маргариты – 30 лет:

“…Бездетная тридцатилетняя Маргарита…”

Маргарита – красивая женщина:

“…меня поразила не столько ее красота…”
“…Она была красива и умна…”
“…привлеченный ее красотою и одиночеством…”
“…Какая красивая…”

О внешности Маргариты известно следущее:

“…на черном ее весеннем пальто…”
“…свою руку в черной перчатке с раструбом…”
“…туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками…”
“…развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза…”
“…короткие завитые волосы…”
“…парикмахерская завивка…”
“…черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке…”
“…кусая белыми зубами мясо, Маргарита…”
“…тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…”
“…Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови…”

Маргарита хорошо одевается:

“…мужчина покосился на хорошо одетую женщину…”

У Маргариты один глаз косит:

“…женщине, в глазах которой всегда горел какой‑то непонятный огонечек…”
“…косящей на один глаз ведьме…”

У Маргариты низкий голос:

“…прозвучал ее голос, низкий довольно‑таки, но со срывами…”

Маргарита – замужняя женщина. Она замужем уже более 10 лет:
“…С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья…”

У Маргариты нет детей:

“…Бездетная тридцатилетняя Маргарита…”
“…была на свете одна тетя. И у нее не было детей…”

Муж Маргариты – добрый и состоятельный мужчина. Он любит Маргариту. Но она несчастлива с ним:
“…Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену…”
“…Он не сделал мне никогда никакого зла…”
“…Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения…”
“…Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится…”

Маргарита нигде не работает. Она также не занимается хозяйством, потому что у нее есть домработница: 

“…Маргарита Николаевна надевала в передней пальто, чтобы идти гулять…”

Маргарита несчастна и одинока, несмотря на свою обеспеченную жизнь:
“…Она была счастлива? Ни одной минуты!..”

“…она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста…”

Маргарита и Азазелло.
Иллюстрация Самуэля Гольца

Маргарита – умная женщина:
“…Вы женщина весьма умная и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин…”
“…ответила умница Маргарита…”
“…Чем дальше я говорю с вами, – любезно отозвался Воланд, – тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны…”
“…ты же умный человек…”

Маргарита – обаятельная и очаровательная женщина:

“…сколько такта, сколько умения, обаяния и шарма!..”
“…Непременно придут, очаровательная королева…”

Маргарита – решительная женщина:

“…Все ее действия показывали, что она полна решимости и что она овладела собой…”
“…ее полные решимости глаза…”
“…пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую…”

У Маргариты хорошая интуиция. Ей сразу не нравится Алоизий Могарыч. В итоге Алоизий оказывается подлецом:

“…Жене моей он не понравился до чрезвычайности. Но я заступился за него. Она сказала:
– Делай, как хочешь, но говорю тебе, что этот человек производит на меня впечатление отталкивающее…”

Маргарита – щедрый человек. Она дарит домработнице свои вещи:

“…Маргарита Николаевна пошла в спальню и вышла оттуда, держа в руках пару чулок и флакон одеколона. Сказав Наташе, что она тоже хочет показать фокус, Маргарита Николаевна подарила ей чулки и склянку…”
“…берите на память. Все забирайте, что есть в комнате…”

Маргарита – милосердная женщина. Она жалеет Фриду, гостью на балу у Воланда:
“…Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка…”
“…Я о милосердии говорю Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки…” (Воланд о Маргарите)

Маргарита держит свое слово и выполняет свои обещания:

“…Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь…”

Маргарита – гордая женщина:

“…Попросить, что ли, самой ? «Нет, ни за что», – сказала она себе…”
“…Садитесь, гордая женщина! – Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты…”

Маргарита называет себя легкомысленной:
“…откровенно вам скажу: я легкомысленный человек…”

Маргарита – непрактичный человек. Она не ищет выгоду во всем, что делает:
“…заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь…

Маргарита ценит людей, которые что-то делают первоклассно:

“…У нее была страсть ко всем людям, которые делают что‑либо первоклассно…”

В Маргарите течет королевская кровь:

“…а и притом вы сами – королевской крови…”
“…одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам…” (о Маргарите)

Маргарита умеет шить. Она шьет Мастеру его знаменитую черную шапочку:

“…черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М» – Она своими руками сшила ее мне, – таинственно добавил он…”
“…перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку…”

Маргарита курит папиросы:

“…рядом с раздавленной в волнении коробкой папирос…”
“…рядом с недопитой чашкой кофе и пепельницей, в которой дымил окурок…”

Однажды замужняя Маргарита знакомится с Мастером. Они влюбляются друг в друга и тайно встречаются:
“…Она любила его, она говорила правду…”
“…И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой…”

Маргарита счастлива с бедным Мастером, а не с богатым мужем:

“…ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги…”

Маргарита готова на все ради Мастера:
“…согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики…”

Маргарита – верная и надежная спутница Мастера. Она рядом с Мастером и в беде и в радости:

“…Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя…”

Однажды Мастер куда-то исчезает. Маргарита разыскивает его, но не находит. Она мучается от неизвестности полгода:
“…Вы порядочно постарели от горя за последние полгода…” (о Маргарите)

Маргарита заключает сделку с дьяволом (Воландом). Она надеется, что Воланд поможет ей разыскать Мастера:
“…как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!..”
“…Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!..”

Согласно сделке, Маргарита должна выступить в роли хозяйки “бала у сатаны”. Маргарита выполняет просьбу:

“…Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей Но нужна хозяйка… вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?..”

Для этого Маргариту превращают в ведьму. Она проводит ночь на балу у сатаны (Воланда):

“…от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!..”

Взамен за это Воланд исполняет желание Маргариты. Он возвращает женщине ее любимого Мастера:
“…Ее не волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким‑то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман, что опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке…”

Иешуа и Воланд дарят Маргарите и Мастеру вечный покой. Они остаются вместе навсегда – но уже в другом мире:

“…то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас, – еще лучше…”
“…Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий…”
“…вы нас убили, мы мертвы…”

Это был цитатный образ и характеристика Маргариты в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, цитатное описание внешности и характера, биография героини, описание ее отношений с Мастером и сделки с дьяволом Воландом и другие материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/12/Margarita-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.html

Сочинения на тему Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». по литературе

Маргарита – это главная героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Она является возлюбленной Мастера и предстает перед нами  как энергичная, импульсивная, искренняя девушка, которая ради любви готова пойти на все. Существует мнение, что прототипом Маргариты была жена писателя – Елена Сергеева Булгакова.

Роль Маргариты занимает очень важное и почетное место в романе . В ее образе представлена идеальная жена гения. История героини в романе начиналась с описания того, что она довольно рано вышла замуж за богатого и влиятельного человека.

Но, несмотря на все прелести жизни, которые была бы рада получить каждая женщина, с мужем счастья она не обрела, потому что ее чувства к нему были не так сильны. После встречи с Мастером  девушка поняла, что именно он предназначен ей судьбой.

Так она и стала его «тайной женой».

После того, как Маргарита прочла роман, который написал ее возлюбленный, она назвала его Мастером. Вместе они были счастливы, но все завершилось в тот момент, когда он решил опубликовать отрывок из романа.

Важно

Тогда на него посыпалось много критики, а в литературных кругах вовсе перестали принимать его. Маргарита старалась всячески поддерживать Мастера, даже обещала отравить его обидчиков.

Читайте также:  Образ автора в романе а.с. пушкина «евгений онегин»

Первым в их числе должен быть критик Латунский.

Однажды Маргарите пришлось оставить своего любимого, о чем, в итоге, она очень пожалела. В это время он сжигает свой роман, а после этого его отправляют в психиатрическую больницу. Героиня не может простить себя за то, что оставила Мастера в нелегкий для него момент. Она винит себя в случившемся.

На помощь ее страданиям приходит Азазелло, который дарит ей возможность встречи с любимым человеком. За этот поступок Маргарита соглашается исполнить роль королевы на величайшем балу у самого Сатаны. Для этого она превращается ненадолго в ведьму и продает свою душу, чтобы побыть с любимым Мастером.

После того, как Маргарите пришлось пройти все испытания, она все-таки остается верной себе. Она получила то, чего так ждала: она обрела вознаграждение в виде упокоения и вечной любви.

В романе точно и ярко показаны все изменения главной героини. Ее характер остается таким же, но унылость и постоянная грусть исчезает.

Она становится сильной, уверенной в себе, борющейся за жизнь и свою любовь, женщиной.

Образ Маргариты в произведении получился ярким, оригинальным и незабываемым.

<\p>

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/253

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: образ Маргариты :

В этой статье мы обратимся к самому известному роману М. А. Булгакова – «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты будет интересовать нас в первую очередь. Именно этой героине мы постараемся дать подробную характеристику и рассмотреть все изменения, которые с ней происходят на протяжении произведения.

Маргарита: общие черты

Героиня воплощает в себе образ любящей и любимой женщины, которая ради избранного мужчины готова пойти на все, даже заключить сделку с дьяволом. Возраст Маргариты на момент встречи с Мастером – 30 лет.

Несмотря на это, она не утратила своей привлекательности и стати. Ее характер немного импульсивен, зато эта энергия – как глоток свежего воздуха для Мастера.

Маргарита поддерживает и во всем помогает любимому, если бы не ее помощь, его роман не был бы создан.

Героиня связана с любовной линией романа. Ее появление в повествовании оживляет произведение, наделяет его лиричностью и гуманизмом.

Характеристика Маргариты

О том, как жила героиня до знакомства с Мастером, мы узнаем только с ее слов. Жизнь ее была пуста. В тот день она вышла на улицу с желтыми цветами, чтобы любимый наконец-то ее нашел, иначе она бы отравилась. Это говорит о бессмысленности ее существования, отсутствии каких-либо желаний и стремлений.

Маргарита вышла замуж в 19 лет. Ее избранником был уважаемый и богатый человек. Супруги жили в достатке, которому была бы рада всякая женщина: красивый дом, никаких забот о быте, любящий муж. Однако ни одного дня она не была счастлива. В своей жизни она не видела ни смысла, ни цели.

Совет

Характеристика Маргариты дает о ней представление как о незаурядной женщине, которой мало материального достатка. Ее душе необходимы эмоции и настоящие чувства. Особняк, в котором она живет, напоминает ей клетку. Она обладает богатым внутренним миром, широтой души, поэтому обывательская серость, царящая вокруг, постепенно убивает ее.

Булгаков описывает героиню как удивительно красивую женщину с живыми, «чуть косящими» глазами, которые лучились «необыкновенным одиночеством». До встречи с Мастером она была несчастна. В сердце скопилось много тепла и энергии, которые она ни на кого не могла потратить.

Любовь

Возлюбленная Мастера и та женщина, с которой он случайно сталкивается на улице, – совершенно разные люди. Маргарита преображается, в ее жизни наконец-то появляется смысл – любовь к Мастеру, и цель – помощь ему в написании романа. Вся скопившаяся в ней душевная энергия отныне направлена на возлюбленного и его работу.

Никогда не заботящаяся о быте и не знающая, что такое примус, героиня, войдя в дом Мастера, тут же начинает готовить ужин и мыть посуду. Удивительно, но даже бытовые заботы приносили ей только радость, если она была рядом с любимым. Маргарита предстает перед читателем хозяйственной и заботливой.

При этом героине удается балансировать между образами музы писателя и заботливой жены.

Маргарита прекрасно понимает и чувствует Мастера, отсюда ее сопереживание и любовь к его роману, который был выстрадан ими обоими. Именно поэтому героиня с такой злобой и ненавистью реагирует на отказ в издании романа и на критические отзывы о нем. С этого момента в ней начинает копиться ярость к серому и мелочному мирку, которая найдет выход позднее.

Ведьма

Сделка с дьяволом является одним из ключевых мотивов романа «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты очень тесно с ним связан. Находясь в отчаянии, героиня встречается с Азазелло.

Женщина сначала не обращала на него никакого внимания, но когда посланник Воланда начал цитировать строки из романа Мастера, верит ему. Именно Азазелло дает ей крем и инструкции.

Понимая, кто к ней пришел, Маргарита готова выполнить все, только бы у нее появилась возможность вернуть Мастера.

Обратите внимание

Ночью героиня решает воспользоваться волшебным кремом и превращается в ведьму. Вновь меняется характер Маргариты. Темная сила преображает ее не хуже любви. Она становится свободной и храброй, а ее импульсивность только увеличивается. В облике ведьмы Маргарита не теряет чувства юмора: шутит над соседом, увидавшим ее в окне, подтрунивает над спорящими хозяйками.

Рождается новая Маргарита. И она уже не держит гнев в себе. Готовая расправиться с обидчиками Мастера, она не упускает шанса разгромить квартиру критика Латунского. В этот момент она похожа на разъяренную фурию.

Маргарита-ведьма – очень яркий и сильный образ, Булгаков не жалеет эмоций и красок, рисуя его. Героиня сбрасывает все, что сковывало ее и мешало ей жить и дышать. Она становится легкой в буквальном смысле слова.

На балу у Воланда

Итак, какой предстает Маргарита на балу у Воланда? Начнем с того, что бал является кульминационным моментом в романе. Здесь поднимаются несколько ключевых (для романа и образа героини) вопросов. Например, проблема милосердия.

Эта тема неразрывно связана с образом Маргариты. И мы видим, что, даже превратившись в ведьму, она не утрачивает этой черты, избавляя Фриду от мучений.

Маргарита умудряется и в окружении нечистой силы сохранить свои светлые человеческие качества.

Все события главы, описывающей бал, сконцентрированы вокруг героини. Мы видим, как она страдает от украшений, но терпит. Маргарита действительно предстает королевой и хозяйкой на балу. Она мужественно выдерживает все, что выпадает на ее долю. Это отмечает и Воланд, упоминая о силе королевской крови, что течет в Маргарите.

Нет в героине больше ведьмовской удали и бесшабашности, она с достоинством ведет себя и соблюдает все правила этикета. На балу ведьма преображается в королеву.

Награда Маргариты

Именно поступки героини определили развязку книги «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты является двигательной силой, что помогает сюжету развиваться.

Только благодаря ее согласию на предложение Воланда, Мастер обретает свободу и получает свой роман. Маргарита достигает той цели, к которой так стремится, – обретение любви и успокоение.

Несмотря на то, что образ героини часто трансформируется, мы не видим резких перемен в ее характере. Маргарита остается верна себе, несмотря на все испытания.

И в награду за все страдания ей даруется покой. Духовный мир, в который ее и Мастера отправляет Воланд, – это не рай. Героиня все же не заслужила его, так как пошла на сделку с дьяволом. Однако здесь она обрела долгожданный покой. Влюбленные идут рядом друг с другом, и Маргарита знает, что сделала все возможное, чтобы никогда уже не расставаться с Мастером.

Прототипы

Почти каждый герой имеет свой прототип в романе «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты связан с третьей женой самого Булгакова – Еленой Сергеевной. Писатель часто называл ее «моя Маргарита».

Именно эта женщина была с Булгаковым последние годы его жизни и многое сделала для того, чтобы этот самый роман был дописан. Редакция произведения велась уже в то время, когда Булгаков был тяжело болен и умирал. Елена Сергеевна вносила правки под его диктовку, сидя у постели.

А после смерти мужа еще два десятилетия боролась с критикой за то, чтобы роман напечатали.

Также у булгаковской Маргариты есть черты Гретхен, главной героини «Фауста» Гете.

Цитаты из «Мастера и Маргариты»

Приведем несколько самых известных цитат нашей героини:

  • «И в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной».
  • «Грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, она вполне естественна, даже тогда, когда знаешь, что в конце этой дороги тебя ждет счастье?».

Цитаты из «Мастера и Маргариты» давно стали крылатыми фразами, которые слышали даже те, кто не читал это удивительное произведение.

Источник: https://www.syl.ru/article/295583/roman-m-a-bulgakova-master-i-margarita-obraz-margarityi

Чем так привлекателен образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

При кажущейся идентичности женских образов в наследии мировой литературы, практически невозможно забыть некоторые фигуры женщин, описанных на страницах романов, повестей или новелл.

Все грани женской души, покрытые вечной тайной, блестят и переливаются, словно бриллианты, на строках любимой литературной работы.

Преданность и вероломство, любовь и ненависть, страсть и безразличие красной нитью проходят сквозь души женских персонажей.

Важно

Одним из самых ярких женских образов как русской, так и мировой литературы, бесспорно, является неповторимый образ Маргариты Николаевны, героини знаменитого романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ мастера был во многом связан с М.А. Булгаковым. Можно сказать, что Мастер – автобиографический герой.

Чем была предопределена встреча Мастера и Маргариты?

Что же такого особенного в уникальном и правдоподобном портрете измученной любовью женщины? Читатели знакомятся с Маргаритой в конце второй части романа, а именно в главе «Явление героя».

Мастер, отвергнутый критиками и издателями, повествует Ивану Бездомному свою полную трагизма и боли жизненную историю.

Ему однажды повезло, он выиграл громадную сумму в лотерею, и после этого началась его новая жизнь. Он стал творить, писать книгу своей жизни, погубившую его.

Роман Мастера описывал бытие Иисуса Христа, отличался от трактовки библейской, и вообще был написан в неправильное время. Боясь цензуры и наказания, редакторы просто не печатали роман, считая его пропагандистским и религиозным.

Всё бы было плохо в жизни мастера – этого неизвестного писателя, если бы не любовь. Она, поразив, как финский нож, навсегда осталась в сердце Мастера, так и не пожелавшего назвать своё настоящее имя.

Маргарита Николаевна, а именно так звали возлюбленную Мастера, воплощала в себе эталон красоты для мужчин и предмет зависти для женщин. Она была умна, хороша собой, воспитана…и несчастна.

Перенесёмся во времена действия романа. Нищета была верным спутником всякой женщины, не принадлежавшей к высшему классу. Примусы, заштопанные чулки были чем-то сродни неотъемлемого аксессуара.

Совет

Что же было у Маргариты? Хороший муж, прекрасное жилье в особняке, достаток в одежде. Не было только любви. Её она и искала с тем упоением и надеждой, с каким уставший в пустыне путник ищет оазис с водой.

И Маргарита её нашла. Втайне от мужа она начала встречаться с неизвестным писателем, ещё совсем недавно работавшим в библиотеке, а теперь трудившимся над романом о Понтии Пилате.

Казалось, Мастер совсем не подходит Маргарите: он беден, а она богата, он боится выйти в мир литературы, а её решительности хватит на двоих. Но это была самая настоящая любовь, которую без зазрения совести можно назвать вечной.

Чем же отличается образ Маргариты от остальных женских образов?

Прежде всего, к ней не возникает неприязни от её измены. Её любовь настолько чиста, а жертва настолько велика, что читатель начинает ей невольно сочувствовать.

Бал у Сатаны, безграничная верность своему возлюбленному, тяжелое испытание моралью и жалостью (вспомним историю с Фридой) только возвышают Маргариту в глазах читателя. Она не испугалась жизни в нищете после извлечения Мастера из психбольницы.

Она была готова жить «как-нибудь», лишь бы только с любимым мастером. Маргариту нельзя обвинить в меркантильности: она бросила без оглядки богатую обеспеченную жизнь во имя безграничной любви.

Сравним Маргариту с Анной Карениной: последняя была скорее рабой любви, которая хотела лишь собирать с неё сливки. Маргарита же по-настоящему борется за своё счастье. Когда она оказывается к нему близка как никогда, то сразу же бросает мужа. Последнему она оставляет записку с написанным второпях объяснением своего исчезновения.

Образ Маргариты – один из самых ярких женских образов литературы. В нём женщина не слепо верует всем прихотям судьбы, а по-настоящему борется за своё счастье, не боясь связаться с самим Сатаной ради возвращения  Мастера из психушки.

Видео-сериал «Мастер и Маргарита» (все 10 серий)

https://russia.tv/brand/show/brand_id/16625/

Источник: https://ProstoZnat.ru/obraz-margarity-v-romane-bulgakova/

Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита сочинение

«Мастер и Маргарита» – роман, который вызывает радостное волнение за персонажей, восхищение происходящими событиями в нём и просто улыбку на лице после прочтения.

В романе присутствуют очень загадочные и мистические персонажи, о которых читатель всё больше и больше хочет узнать, но находит лишь множество вопросов.

Читайте также:  Анализ «гранатового браслета» куприна

Одним из таких персонажей является Маргарита – главная героиня романа.

Рассказывая о ней, Булгаков не описывает её внешность, он лишь акцентирует внимание читателя на глаза Маргариты, тем самым открывая читателю её внутренний мир. Она не появляется перед читателем на первых страницах романа, о ней можно узнать уже к середине романа, из рассказа некого Мастера.

Он описывает её как одинокую девушку с жёлтыми цветами: «И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!».

Обратите внимание

Была ли она одинока? Нет, ведь у Маргариты был прекрасный муж, который позволял покупать всё, что её душе будет угодно, жила в прекрасной квартире и делала всё, что пожелает.

Была ли она счастлива? Отнюдь. Этот персонаж предстает перед читателем как несчастный человек, ведь Маргарита не чувствовала себя любимой, и сама не испытывала любовь к мужу. Лишь после встречи с Мастером её образ кардинально меняется.

После знакомства с ним, Маргарита расцветает и делает всё возможное, чтобы расцвел сам Мастер. Именно Маргарита олицетворяет символ вечной и чистой любви, показывая, на какие подвиги она готова, чтобы воссоединится с Мастером и быть счастливой.

Также, как и самого Мастера, Маргарита полюбила его роман, вкладывая в этот роман частичку себя.

Она превращается в радостную девушку, которая находит своё счастье. Тем не менее, образ этой героини не является только позитивным, негативные черты в этом образе также присутствуют.

Например, Маргарита очень много врёт своему мужу, первое время не желая рассказывать о своём любовнике. За счёт этого, Маргарита становится обманчивой и бессильной.

Враньё героини очень мешает ей самой, ведь из-за этого вранья она не может помочь Мастеру, не может освободить его и воссоединиться с ними.

И лишь тогда, когда все тайны были раскрыты (Маргарита, превратившись в ведьму оставила письмо мужу, в котором рассказала обо всём), лишь тогда Маргарита преображается в неземную красоту и душа её очищается. Пройдя множество изменений, образ главной героини становится чистым и светлым, и, что самое главное, обретает нужный покой.

Образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита

Сейчас читают:

  • Народная война в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение
    Громкое и зловещее понятие “народная война” включает в себя два самых серьезных слова, это война и народ. Любые военные действия, которые когда либо приходилось переживать нашей стране так или иначе отражались на людях и по другому просто не могло быть.
  • Образ отца Базарова сочинение
    В знаменитом произведении «Отцы и Дети» помимо главных героев, есть так называемые лица первого плана в список которых, безусловно, входят родители Базарова. Но, к сожалению, образ и жизнь героев раскрыты не одинаково, а именно образ матери Базарова
  • Сочинение Папа подарил Вите ножик 6 класс
    Во дворе у нас жил мальчик по имени Витя. Последнее время он ходил очень грустный. И вот однажды он подбежал к нам с улыбкой на лице. Он просто сиял от радости. По его выражению лица можно было определить, что он нам хочет,
  • Сочинение Два отца Тыбурций и судья (по расказу Короленко)
    Главный герой – мальчик Вася. Его папа известный судья. Но у мальчика умерла мама, поэтому его нельзя назвать счастливым ребенком. И отец Васи стал сам не свой после смерти жены, он не уделяет внимания.<\p>
  • О чем мечтают герои комедии Ревизор сочинение 8 класс
    Герои «Ревизора» тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Главный герой комедии Хлестаков вначале мечтает вкусно покушать, голодный он. Вот и заглядывает всем в тарелки. Это чиновник низшего ранга с копеечной зарплатой, живущей на отцовские капиталы.<\p>
  • Сочинение Любовная лирика Лермонтова 9 класс
    Теме любви в творчестве любого автора, как правило, уделяется достаточно времени и внимания. Молодой Лермонтов посвятил свыше двадцати стихотворений своим прекрасным подругам. Он подробно описывает свои взаимоотношения с ними – вероломство и измена,

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-margarity-v-romane-master-i-margarita

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Маргариты в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Появление в романе этой верной, искренне любящей женщины, делает его более интересным и живым. До знакомства с Мастером Маргарита была пустой, не ощущала всей жизненной силы, ведь не было всепоглощающей любви, ради которой она готова на все.

       В 19 лет Маргарита вышла замуж за влиятельного и богатого человека. Но девушке скучно жить в огромном особняке. Любое ее желание моментально выполняется, но дом больше напоминает клетку, а широкой душе нужен простор.

       Совершенно другой мы видим Маргариту после встречи с Мастером. Теперь у нее есть смысл в жизни. Она безгранично любит Мастера, поддерживает его в написании книги.

Важно

Не знавшая ранее, «что такое примус», сейчас молодая женщина начинает готовить любимому ужин, наводит порядок в комнате. С одной стороны, она для Мастера является музой, а с другой – это верная, хозяйственная и заботливая женщина.

Их отношения обладают каким-то мистическим эффектом. Не зря они встретились в тихом переулке и сразу поняли, что любят друг друга.

       Однако Мастер оказался в сумасшедшем доме, а для Маргариты настали тяжелые и тоскливые дни. Несмотря на «крамольные суждения», которые развивались в романе, написанном Мастером, женщина умела видеть в нем «свет».

И когда роман Мастера не принимают для печати, а сам он добровольно уходит в психиатрическую клинику, отрекаясь от любимой, женщина готова отдать душу дьяволу, но спасти его. Встреча с Азазелло, вдруг начавшим цитировать строки произведения, из-за которого ее жизнь готова обрушиться, меняет Маргариту.

Благодаря чудодейственному крему она становится сильной и бесшабашной ведьмой, не теряя при этом присущие ей чувство юмора и нежность.

       Но в эти минуты мы видим и другую Маргариту – ту, которая крушит все в доме критика, посягнувшего на ее женское счастье. В этом момент она будто бы срывает с себя оковы, мешавшие жить ранее.

       Только благодаря самопожертвованию Маргариты, которая отбросила все сомнения и страхи, согласившись стать королевой нечистой силы на балу, Мастер покидает лечебное заведение. Даже Воланд бессилен перед горячей любовью этой женщины. Он восстановил сожженный роман со словами: «Рукописи не горят».

       Многие полагают, что прототипом данной героини стала супруга Булгакова – Елена Сергеевна. Писатель даже ласково называл ее «Моя Маргарита». Она тоже неизменно помогала автору в написании романа, была его музой.

Совет

       Без Маргариты мы бы лишились восхитительной любовной линии, которая сделала произведение ярким, наполненным яркими эмоциями. Потеряли бы мы и одну из важнейших мыслей писателя: жертвенная любовь сильнее всего.

Булгаков не пожалел красок, чтобы подробно описать все черты характера своей героини. Маргарита на долгое время останется любимым персонажем для многих читателей.

Она является воплощением сильной женщины, безгранично верной, любящей, которая не остановится ни перед чем, чтобы вернуть своего близкого человека к жизни.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/438-sochinenie-na-temu-obraz-margarity-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Гордая женщина.

Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели:

  1. дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего романа;

  2. развивать аналитическое и художественное восприятие образа, учить сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение;

  3. формировать эстетическое восприятие художественного текста; показать духовные основы, которыми руководствуется писатель и, по его мнению, любой нравственный человек.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: сообщения учащихся, анализ эпизодов.

Метод: исследовательский.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(На экране слайд №1)

— Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа (слайд №2)

За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

Пусть отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

— Это цитата из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

— Тема нашего урока будет обращена к теме любви и творчества. А вот кто будет главной героиней, мы сейчас узнаем.

Нагая наездница верхом на щетке, взвизгнув от восторга, вылетела в окно. В каждой частице тела вскипала радость. Исчезли желтые тени у висков: кожа щек налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист.

Кто это?

(Маргарита)<\p>

(Слайд №3)

(Обращение к ученице)

— Маргарита, какие слова Азазелло заставили вас проникнуться к нему доверием, когда вы собрались уходить из Александровского сквера?

(«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла невидимый прокуратором горд». Это цитата из романа Мастера).

— Почему вы прекратили свой дикий разгром в доме Латунского?

(В крайнем окне 4 этажа увидела мальчика лет 4, который испуганно прислушивался. Я успокоила мальчика).

— Какие три условия должны были дать вам возможность стать королевой бала?

(Имя Маргарита, местная уроженка, счастливая судьба).

— Какой совет — наставление дал вам Коровьев перед балом?<\p>

(Никому из гостей никакого преимущества. Нужно полюбить всех).

— После бала, не получив награды, вы собрались уходить, когда Воланд остановил вас словами. Что он вам сказал?

(Никогда и ничего не просите: в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!)

— Спасибо!

— Сегодня мы и поговорим о Маргарите. В конце урока мы должны выяснить, какую роль играет героиня в романе, и каково ее влияние на создание образа романа.

II. Введение в тему.

(Слайд № 4)

Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.

— Так кто же такая Маргарита?

(Слайд № 5)

(Сообщение учащегося)

Из текста романа известны только её имя и отчество — Маргарита Николаевна. Красивая москвичка. Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет.

Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет.

В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет мастером, исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с мастером в место его последнего приюта.

Маргарита — она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что нашла свою судьбу.

Она способна на глубокую любовь бросает своего мужа, когда понимает что нужна Мастеру, что он пропадает без неё.Именно Маргарита назвала героя мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе пока Мастер не опубликовал отрывок своего романа. Критики отравили им жизнь.

Когда оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психатрическую лечебницу. Долгое время Маргарита корит себя за то, что оставила любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он ей говорит, что знает где находится Мастер.

За это сведения она соглашается быть коралевой на великом балу у Сатаны. Маргарита становиться ведьмой. Обнажённая принимает гостей Воланда на балу, После бала у Сатаны герония в первую очередь просит за страдающую Фриду забывая о собственным желанин вернуть Мастера.Продав свою душу она получает Мастера.

Обратите внимание

В конце романа она и Мастер заслуживают покоя. Маргарита это сильна и идущая своим собственным путём женщина. Это женский идеал для Булгакова.Она готова продать свою душу дяволу и это делает. Маргарита остается идеалом вечной, непреходящей любви, у неё сила чувства.

В конце она покидает мир и в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его покоя.

Многе считают что прототипом образа Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

III. Анализ эпизода.

— В какой главе мы впервые знакомимся с Маргаритой?

(Глава 13).

— Давайте вспомним этот эпизод.

(Видеоролик «Встреча Мастера и Маргариты»).

(Слайд № 6)

— Какие слова подбирает автор для описания возникшего между Мастером и Маргаритой чувства?

— О чем это говорит?

— Дает ли автор портретное описание героини?

(нет)

— Как вы думаете, почему?

IV. Маргарита и потусторонняя сила.

— Потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале?

(Маргарита — королева бала, она невеста дьявола).

(Слайд № 7)

— Поговорим о Дьяволе.

Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотой искрой на дне; левый — пустой и черный. Лицо было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу. Кожу на лице будто навеки сжег загар. Чье это описание?

(Воланд)

(Слайд № 8)

— Кто, по мнению Воланда, управляет человеческой жизнью? Как он разъяснил свою точку зрения Бездомному?

(Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план: на 1000 лет, если не может ручаться даже за свой завтрашний день).

— Зачем Воланд явился в Москву и какие выводы сделал?

(Посмотреть, как изменились люди за прошедшее тысячелетие, каковы жители «третьего Рима». Люди как люди. Любят деньги. Ну легкомысленны, и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди: напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их).

— Как Воланд объяснил Маргарите, для чего ему нужен глобус?

(События мне нужно знать точно. Ведь факт — самая упрямая вещь).

— Спасибо!

— Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала?

— Что вы можете сказать о прототипах этого образа?

(Сообщение учащегося)

Прототипов у Маргариты много. Это и французские королевы, носившие имя Маргариты: Маргарита Наваррская и Маргарита Валуа. И Маргарита из драмы Гёте «Фауст». Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах. Но главный прототип Маргариты — третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская. Она тоже трижды была замужем.

По первом мужу она Неелова, по второму Шиловская. Второй муж Елены Сергеевны был помощником начальника Академии Генштаба, кадровым офицером. От него у Елены Сергеевны было два сына: Евгений и Сергей. С Еленой Сергеевной Булгаков познакомился в 1929 году у одних знакомых.

Знакомство с Булгаковым наполнило жизнь Елены Сергеевны атмосферой игры, веселья, радости. Они начали тайно встречаться. Но вскоре Шиловский узнал об их романе. У него с Булгаковым состоялся серьёзный разговор, и Булгаков с Еленой Сергеевной расстались на время. Потом они случайно встретились на улице, и любовь вспыхнула вновь.

Михаил Афанасьевич писал об этом в романе: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих!»

(Слайд № 9)

— Как вела себя Маргарита в окружении нечистой силы?

(Видеоролик «Маргарита и Воланд после бала»)

— Так что же дал Воланд Маргарите?

(Любовь).

(Слайд № 10)

V. Основные темы романа.

— На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

(Слайд № 11)

«Разрешите, королева, вам дать последний совет.

Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустите никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют…»

— Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных.

(Слайд № 12)

Воланд ← Маргарита

↘↙

Мастер

— Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит Мастера.

— Какое чувство она испытывает перед Мастером?

(Чувство вины).

— Что она совершает в нравственном смысле?

(Измену).

— Это преступление, за которое неизбежно что?

(Расплата).

— Какую основную тему можно сформулировать?

(Тема вины и расплаты, преступления и наказания).

— А что нужно Мастеру?

С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый с острым носом, встревоженными глазами. Человек примерно 38. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат. Кто это?

(Мастер).

(Слайд № 13)

— Мастер сказал Ивану: «Роман был дописан. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь». Что сделалось с его жизнью, когда он вышел в жизнь, держа роман в руках?

(«И тогда моя жизнь кончилась»).

— Сколько времени прошло после ухода Маргариты? Где Мастер был все это время?

(С половины октября до половины января Мастер находился под арестом).

— Спасибо!

— Чем жил Мастер все это время? Какие мысли его тревожили?

(его роман о Понтии Пилате)

(Слайд № 14)

— Чем жила Маргарита?

(Мастером и его романом)

— Подведем итоги. Какие основные темы раскрывает Булгаков через образ гордой женщины Маргариты?

(Ответы учеников)

VI. Выводы.

— Так кто ж ты такая, Маргарита? Чем ты отличаешься от других персонажей?

(Учащаяся зачитывает отрывок из романа)

«Невидима и свободна! Невидима и свободна! Ах, как это чудесно! Это мое тело обжигает ветер, и это мое сердце, сладко захолонув, тяжелым камнем падает вниз. Стремительно ушел вниз город, исчезли грязные, кривые улочки, красные покосившиеся фонари, заплатанные дома. Внизу лишь огни, вокруг — небо, огромное, черное, просторное.

Свежий воздух до боли распирает легкие — ах, как хорошо! Я свободна! Мелочные ссоры в тесных кухонках, душное бессилье напрасных разговоров, бессонные ночи — наедине с подушкой, мокрой от слез… Это все осталось внизу! Я другая! В две мерцающие полосы слились внизу огни городов, завертелись и исчезли; в ушах свистит ветер, и желтый, мягкий лунный свет заливает мое тело — вот я вся. Слившаяся с этим небом, с этим ветром, живущая в полете. Я вырвалась, вырвалась, черт возьми! Почему нельзя поминать нечистого к вечеру? Как глупо. Со мной, прожившей безразличие и тоску, что можно сделать? Он приснился мне сегодня, и сон был вещий, за это я ручаюсь. Я верила, что-то произойдет непременно, потому что не может быть, чтобы что-то тянулось вечно. И оно случилось, вот оно! Я вся в сегодня, нага и свободна, и если уж любить, то до самозабвенья, если мстить — то без удержу. Мне позволено все — кто посмеет запретить? Я — королева. Сегодня я разорвала колдовской круг своей жизни, сегодня я плачу все долги. Я другая — не знаю, святая или грешница, но только не частично, а сразу, целиком и вся. О, милый, милый Азазелло, я лечу! Этот иностранец — я теперь знаю наверно — совсем не опасен. Я согласна на все — вот так, сразу — головой в омут, ведьмой в ад… Ради него, Мастера. Прощай все — сад, деньги, готический особняк — как смешно! Я знаю, что приду к нему сегодня, где бы он ни был! Все — сегодня, или ничего — никогда».

VII. Рефлексия.

— Давайте составим синквейн на нашу тему.

(Слайд №15)

VIII. Слово учителя.

(Слайд № 16)

Важно

Маргарита была и остается воплощением женственности, самопожертвования, ответственности, подвига, верности, любви, чувственности, преданности. Ей посвящаются стихотворения и картины. О ней поют песни. Она остается вечным образом не только в русской культуре, но и в мировой. Искренне любящая и страдающая женщина тоже ассоциируется с Маргаритой.

(Слайд № 17)

IX. Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Эссе «Кто она, Маргарита Мастера?»

Список использованной литературы:

  1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита, М., 2006

  2. Русская литература XX века, ред. В.В. Агеносов, часть 1, М. «Дрофа», 1996

  3. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе, ред. Ф.Ф. Кузнецов, часть 2, М. «Просвещение», 1994

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс, II полугодие, М., 2006

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org

https://ru.shvoong.com/books/novel-novella/1958768

https://peressa2009.narod2.ru/Eto_interesno/

https://festival.1september.ru/articles/415721/

Источник: https://globuss24.ru/doc/gordaya-zhenshtina-obraz-margariti-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita

Образ Маргариты в романе “Мастер и Маргарита”

Введение До встречи с мастером Маргарита и Мастер Маргарита-ведьма Прототип героини В заключение

Введение

Образ Маргариты в романе ” Мастер и Маргарита ” – это образ любимой и любящей женщины, которая во имя любви готова на все. Она энергична и импульсивна, искренняя и верная. Маргарита та – кого так не хватало мастеру, и которой суждено спасти его.

Любовная линия романа и появление Маргариты в жизни мастера придает роману лиричность и гуманизм, делает произведение более живым.

До встречи с мастером

До встречи с мастером, жизнь Маргариты была совершенно пустой и бесцельной.

“Она говорила… – рассказывает мастер об их первой встрече – что с желтыми цветами вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел”. Иначе, Маргарита “отравилась бы, потому что жизнь ее пуста”.

Героиня в 19 лет вышла замуж за богатого и уважаемого человека. Супруги жили в красивом особняке, жизнью, которой была бы рада любая женщина: уютный дом, любящий муж, отсутствие бытовых забот, Маргарита “не знала, что такое примус”. Но героиня “не была счастлива <\p>

ни дня”. Очень красивая.

Молодая женщина не видит в своей обывательской жизни ни цели, ни смысла.
Ей тяжело, скучно и одиноко в своем особняке, который все больше похож на клетку. Ее душа очень широка, внутренний мир богат, и ей нет места в сером скучном мире обывателей, к которому принадлежал, видимо, и ее муж.

Удивительная красота, живые, “чуть косящие глаза”, в которых светилось “необыкновенное одиночество” – такое описание Маргариты в романе “Мастер и Маргарита”.

Ее жизнь без мастера – это жизнь безумно одинокой, несчастной женщины. Имея в своем сердце нерастраченное тепло и неуемную энергию в душе, Маргарита не имела возможности направить ее в нужное русло.

Маргарита и Мастер

После встречи с мастером Маргарита совершенно меняется. В ее жизни появляется смысл – ее любовь к мастеру, и цель – роман мастера. Маргарита проникается ним, помогает своему любимому писать и вычитывать, говорит, что “в этом романе вся ее жизнь”. Вся энергия ее светлой души направляется на мастера и его труд.

Не знавшая ранее бытовых забот, тут Маргарита, лишь зайдя в квартирку мастера, бросается мыть посуду, готовить ужин. Даже мелкие бытовые дела приносят ей радость рядом с любимым. Также с мастером мы видим Маргариту заботливой и хозяйственной. При этом она очень легко балансирует между образом заботливой жены, и музы писателя.

Она понимает и сочувствует мастеру, любит его, и труд всей его жизни – такой выстраданный, дорогой им в равной мере роман. Именно поэтому возлюбленная мастера так болезненно реагирует на отказ им в издании романа. Она уязвлена не менее мастера, но умело это скрывает, хотя и грозится “отравить критика”.

Вся ее ярость обрушится на их мелочный мирок позже, уже в образе ведьмы.

Маргарита-ведьма

Чтобы вернуть любимого, героиня романа соглашается отдать свою душу дьяволу.

Находясь в страшном отчаянии, Маргарита на вечерней прогулке встречает Азазелло.
Она так бы и проигнорировала его попытки заговорить с ней, но он зачитает ей строки с романа мастера.

От таинственного посланника Воланда героиня получит волшебный крем, что дарит ее телу удивительную легкость, а саму Маргариту превращает в свободную, импульсивную, храбрую ведьму.

В своем удивительном превращении, она не теряет чувства юмора, шутит над своим соседом, у которого пропадает дар речи, “обе хороши” – бросает в окно двум ссорящимся за не выключенный свет женщинам на кухне.

Совет

И тут начинается новая страница в жизни Маргариты. Прежде чем попасть на бал сатаны, он, летая по городу, громит квартиру Латунского.

Маргарита, словно разъяренная фурия, бьет, ломает, затопляет водой, уничтожает вещи критика, наслаждаясь этим уроном. Здесь мы видим еще одну черту ее характера – стремление к справедливости и равновесии.

Она делает с жильем критика то, что он пытался сделать с романом, и сделал с жизнью его автора.

Образ Маргариты-ведьмы – очень сильный, яркий, автор не жалеет красок и эмоций изображая ее. Маргарита будто скидывает с себя все оковы, что мешали ей не только жить, но и дышать, и становиться легкой-легкой, парящей в буквальном смысле. Разгром квартиры подлого критика еще больше окрыляет ее перед встречей с мастером.

Прототип героини

Считается, что у Маргариты был реальный прототип. Это третья жена Михаила Булгакова – Елена Сергеевна. Во многих биографиях писателя можно встретить то, как трогательно Булгаков называл свою жену “Моя Маргарита”.

Она была с писателем в его последние дни, и, благодаря именно ей, мы держим в руках роман.

В последние часы мужа, она, уже еле слыша его, правила роман под диктовку, редактировала его и почти два десятилетия боролась за то, чтобы произведение напечатали.

Также Михаил Булгаков никогда не отрицал, что черпал вдохновение с “Фауста” Гете. Поэтому своим именем и некоторыми чертами булгаковская Маргарита обязана Гретхен Гете (Гретхен – романо-германский вариант имени “Маргарита” и его первоисточник).

В заключение

Мастер и Маргарита встречаются впервые только в 19 главе романа. А в первых вариантах произведения их вообще не было. Но Маргарита делает этот роман живым, с ней появляется еще одна линия – любовная.

Кроме любви, героиня воплощает в себе еще и сочувствие и сопереживание. Она и муза мастера, и его “тайная” заботливая жена, и его спасительница. Без нее произведение потеряло бы свой гуманизм и эмоциональность.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-margarity-v-romane-master-i-margarita/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]