Как написать Разум и Чувство по произведению Преступление и наказание?
Тематика разума и чувств в психологическом романе Достоевского “Преступление и Наказание”, отображена как в деянии главного героя Радиона Раскольникова, так и в образе других героев, а в особенности благодеятельной Сони Мармеладовой и Свидригайлова, как главного бесчувственного злодея романа.
Достоевский, показывает на противоречивость человеческой души, на примере Радиона Раскольникова, который в дебюте романа уверен, что он может стать Наполеоном и тем самым отнести себя к привилегированной касте людей и за счет этого, обрести счастье и постичь нравственный триумф.
Такие безнравственные соображения, подкрепленные тяжелым собственным материальным положением из за которого ему приходится бросить свою учебу в институте, а так же тяжелым социальным положением матери, которая дабы помочь сыну, выдает его сестру по расчету, подталкивают Радиона, на крайнею меру, которой как с точки зрения разума, так и чувств, однозначно является убийство.
При этом, как кажется главному герою, именно через жестокость, он только и может обрести как силу в обществе, так и покой на чувственном уровне. Которые ему однозначно принесут чувство собственного превосходства и полноценное отнесение себя к привилегированной касте избранных Наполеонов, а так же, решение материальных проблем, с помощью присвоения себе имущества старухи процентщицы.
В итоге, апогеем противоречия в душе Раскольникова, становится нравственное смятения и осознание того, что с помощью чрезмерной жестокости, нельзя почувствовать не на уровне чувств, не на уровне разума, той самой благодати, к которой он стремился. При этом, само убийство, становится двойным, а выражается на практике это тем, что вместе с самой старухой, главный герой, убивает так же и ее кроткую сестру, что практически, не оставляет ему шансов на самооправдание.
В итоге, Радион Раскольников, по ходу всей сюжетной линии романа, прибывает в тяжелых нравственных мучениях и здесь, сам Достоевский, приводит двух героев, которые служат ему примером, через совершенно разные действия и отношение к нравственности и счастью за счет достижения ее пика, а вместе с ней и самоудовлетворения и личностного уважения к себе.
Изначально, Раскольникову, начинает казаться, что через пример этого тираничного и бесчувственного персонажа, который по сюжетной линии романа причастен и виновен в смерти жены и называет себя с главным героем, людьми одного сорта как на уровне разума, так и чувств. Такой пример, несмотря в целом на антагонизм к Свидригайлову, который терзал его родных, не надолго воодушевляет Раскольникова.
Однако в месте с этим, Достоевский, так же показывает чувственную Соню, которая разумом и действием следующим от него, демонстрирует, что прийти к счастью, можно только, через благо даваемое людям и сострадание к ним.
Соня предстает героиней, которая во благо родных, пошла на самопожертвование и несмотря на то, что она пала до уровня жизни на панели, именно чувство самопожертвования отправившее ее туда, дарует ей чувственный комфорт и спокойствие разума.
Она явно чище и счастливее Свидригайлова, на которого хотел ориентироваться как на образец Раскольников.
Окончательно, иллюзии главного героя покидают его и приводят в итоге к раскаянию тогда, когда происходит встреча Радиона и Свидригайлова, а вместе с ней и осознание того, что никакие зверства и убийства, не могут пройти мимо человеческого разума и даровать ему подлинно светлые чувства и благодать в плане мироощущения в целом.
На фоне этого, происходит толчек главного героя к признанию Соне в своих грехах и ее эмпатия к нему, окончательно приводят его к раскаянию и не смотря на каторжные мучения, смысл для жизни, все же есть.
Само же присутствие Сони, в очередной раз в силу своих светлых чувств и разума, согласившейся поселиться на время отбывания наказания с ним, даруют ему надежду в лице Евангелия, так и себя самой, шанс на новую, с точки зрения как разума, так и чувств жизнь.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2206487-kak-napisat-razum-i-chuvstvo-po-proizvedeniju-prestuplenie-i-nakazanie.html
«Преступление и наказание»
Категория: Разум или чувства?
Что такое чувство совести и на что оно способно толкнуть человека? Что приводит нас к внутриличностному конфликту? И всегда ли разум приводит нас к правильному решению? Противоречия разума и чувств описаны в произведении Ф. М. Достоевского.
Готовый аргумент для итогового сочинения на тему “Разум и чувство” по роману “Преступление и наказание”:
Самый яркий конфликт разума и чувств, по моему мнению, описан в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой вынужден жить в нищете и видеть, как страдают другие. Это породило в голове Раскольникова теорию о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
Ничтожное существование толкнуло Родиона на мысли о том, что ему нужно убить и обобрать гадкую старуху-процентщицу, чтобы доказать самому себе свою значимость в этом мире. Интересно то, что бывший студент беспокоился не о собственной выгоде.
Более того, герой был уверен, что на полученные деньги он сможет сделать много добрых дел. Готовясь к преступлению Раскольников столкнулся с внутренним противоречием.
Уверенность в правильности своих мыслей временами сменялась чувством страха и отвращением к себе, герой метался между теорией и моралью.
Решающую роль сыграл случайно услышанный Родионом разговор, из которого он узнал, что следующим вечером старуха останется дома одна. Он вдруг почувствовал, что “нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно”. Помимо Алены Ивановны, Раскольников убил и ее сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру.
После убийства герой продолжал терзать себя сомнениями, им овладел страх. Родион пришел к выводу, что он «точно такая же вошь, как и все». Раскольников не смог переступить на сторону «право имеющих», а это значило, что он совершил мерзкий и непростительный поступок.
И вновь герой столкнулся со страшным конфликтом, на этот раз в нем заговорили чувство совести и гордость.
С одной стороны герой не считал нужным раскаиваться, понимая, что сотни людей совершают еще более грязные поступки, но иногда у него проскальзывала мысль пойти в полицию и признаться.
Его мучил страх, и, в то же время, просыпалось желание избежать осуждения и наказания. После долгих мучений Раскольников все же признался в убийстве, чтобы искупить свою вину.
(252 слова)
Возможные тезисы:
- Часто нравственные законы расходятся с желаниями людей, что приводит их к внутреннему конфликту.
- Иногда противоречие между чувством и разумом ставит человека перед выбором.
Источник: https://decsoch.ru/bank-argumentov/arhiv-argumentov/razum-i-chuvstva/razum-ili-chuvstva/prestuplenie-i-nakazanie-roman-f.-m.-dostoevskogo.html
Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
Скачать сочинение |
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые продолжаются и по сей день.
Произведение увидело свет в годы глубочайших общественных противоречий, вызванных незавершенностью либеральных реформ, резкой ломкой старого образа жизни, падением нравственности и морали.
Главный герой романа — Родион Раскольников — бедный студент Петербургского университета. В уме Раскольникова рождается идея деления людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”.
“Необыкновенные” люди, считает Раскольников, — это великие личности, творцы истории, которые не останавливаются ни перед чем ради идеи. Достоевский оказывается пророком, так как теория Раскольникова во многом перекликается с теорией богочеловека Ницше, возникшей уже на рубеже столетий.
Следовательно, мы уже не имеем права назвать Раскольникова психически больным человеком, и идея его не случайна, а закономерна и соответствует веяниям времени.
Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут родиться только в “нездоровом” обществе. В романе сама среда, образ жизни людей становятся причиной рождения этой ужасной теории.
Петербург сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате, пошлости, среда неумолимо затягивает людей, делает их либо бесчеловечно жестокими, либо совершенно бессильными, в любой момент готовыми совершить самоубийство.
Одержимый страшной идеей, Раскольников решает проверить свою теорию на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи-процентщицы.
Однако Раскольников не учитывает тот факт, что у каждого человека есть душа, нравственный стержень, моральные устои, которые в любой момент могут “восстать” против рассудочных выводов и решений. В начале романа “живую”, искреннюю, сопротивляющуюся злу душу Раскольникова подавляет холодный, одержимый идеей разум, но в конце его духовное начало снова “одерживает победу”.
Переступив черту, герой восстает против себя. Совершив преступление, он нарушает связь между собой и окружающими людьми. Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его.
Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь.
Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души.
Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди.
Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа — Сонечке Мармеладовой.
Именно вера помогает девушке выжить в ужасных условиях. Жертвуя собой, она спасает от голодной смерти свою семью, идет на панель, забыв о стыде. По-моему, Сонечка — это идеальная героиня романа, воплотившая в себе любовь ко всему человечеству, она — символ величайшего страдания, глубочайшей веры и истинной непорочности.
Раскольников ищет в Сонечке союзницу по преступлению, а она в нем — союзника по наказанию. Только Сонечка по-настоящему понимает Раскольникова, помогает ему разобраться в себе и в окружающих, только ей он рассказывает о своем страшном поступке. Можно даже сказать, что именно Сонечка спасает Раскольникова, убедив его признаться в содеянном.
Ведь юридическое наказание — это только формальность. Гораздо глубже и сильнее душевные муки человека, совершившего преступление. В этом-то и состоит трагедия Раскольникова, его наказание.
Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова.
Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни.
Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм. Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00011701184864046156
Цели и средства в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание
Роман «Преступление и наказание» Достоевский создавал ради исследования социально-нравственного вопроса: возможно ли «разрешение крови по совести», может ли гуманный человек позволить себе убийство хотя бы одного «никчёмного» существа ради разумной идеи — избавления от страданий и мучений многих благородных людей?
Этот вопрос ставит перед собой главный герой романа — Родион Раскольников. Он обычный русский студент, бросивший учёбу из-за отсутствия денег. Ему приходится ютится в жалкой каморке, уже сама обстановка которой может свести с ума.
Два года он кое-как перебивался дешёвыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. А потом «озлился», забился в свою «конуру» и бросил учёбу. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу, отточенный изучением юридических наук.
Он, безусловно, человек недюжинных способностей, сильного характера, особого склада ума.
Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошёл перелом. Этот новый взгляд он подкрепляет теорией собственного сочинения. Она росла и крепла, заслонила его думы и подчинила его волю и разум. Смысл её в том, что человечество делится на «тварей дрожащих», «людской муравейник» и на небольшое число избранных, «право имеющих».
Он открывает «закон»: «… Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель…
» Так доселе велось и так всегда будет: достигнув власти, встав над этим «муравейником», можно тогда осчастливить людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чём их счастье.
Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с тем взглядом, который проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотное преступление тысячами добрых дел». Нет! Достоевский убедительно показывает, что если средство преступное, цель не может быть хорошей.
Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей.
Достоевский даёт понять, что поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие люди становятся противоположностями своим взглядам.
Раскольников чувствует противоречивость своей «разумной» теории. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Верно подмечает это К.И.
Тюнькин в статье «“Бунт Родиона Раскольникова”»: Где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев?» Остаётся только решать с точки зрения своего блага. Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию порочности своего убеждения Родион Романович.
Только на каторге, по словам автора романа, происходит полное сознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир. И не какие-то аргументы убедили его, а собственная натура, которая не выдержала терзаний совести и огромной душевной ноши.
Внутренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства.
Хотя ум Раскольникова не может противостоять железной логике его теории, но душа восстаёт. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт последние деньги на похороны, устраивает свадьбу сестры.
Зачем всё это? Не понимает Родион Романович, что это чувство любви и сострадания — степень человечности общества, не будь его, давно бы оно распалось.
Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнёт пробовать, какой он, обыкновенный или нет…
Хотя и на каторге разум Раскольникова не хочет смириться, и он убеждён в правоте своей антигуманной идеи, в душе героя всё больше крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и всё человечество.
«Возлюби ближнего, как самого себя». Это идея, которую проповедует Достоевский на протяжении всего романа. Автор даёт Раскольникову последний шанс вернуться к нормальной жизни. Этот шанс — Соня. Только её любовь может спасти Раскольникова.
Его тянет в Соне как отверженного к отверженной. Эта любовь спасёт обоих.
Источник: https://scribble.su/ege/vypusknoe-sochinenie-2018/46.html
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое произведение
Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.
Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам Лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.
Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову.
Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.
Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.
Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности».
Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено».
Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».
Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым.
Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен.
Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством».
Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.
Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне.
Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека.
Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды.
Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»).
Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.
Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:
«- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
— Это человек-то вошь!
— Да ведь я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру…».
Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.
Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток — то есть на самое людное место — посылает его Соня.
Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло.
Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — «призвать Русь к топору».
Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» величайшее философско-психологическое произведение. И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/roman-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-velichajshee-filosofsko-psixologicheskoe-proizvedenie/
Сочинение «Какие мысли и чувства пробудил во мне роман Достоевского «Преступление и наказание».»
Роман «Преступление и наказание» – первая книга Достоевского, прочитанная мной. После прочтения книги, я поняла, насколько мудрым и умным человеком был Фёдор Михайлович Достоевский. Несмотря на то, что Достоевский был из высшего сословия, он знал жизнь простых людей не по наслышке и прекрасно понимал их.
В своём романе он пишет о бедных и беспомощных людях, об их безисходности, о нищите, и о тех многочисленных проблемах, которые окружают их.
Я думаю, что вопрос о жизненных преоритетах – вот главная проблема общества, и я считаю, что главный герой романа – Родион Раскольников – человек неординарный, тонко чувствующий, умный. Но по началу, он превыше всего ставил деньги, а потом уже всё остальное.
Конечно же, он совершил убийство не только из-за денег, но ещё из-за того, что он видел страдания и муки нищих людей, чувствовал себя одним из них, и пытался найти выход из этой ситуации. Основной идеей этой проблемы является вопрос: что же важнее?
Что ставить на первое место? На протяжении всего рассказа, Раскольников постепенно меняется, а, следовательно, и его преоритеты меняются местами. Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктует поступать так или иначе.
Таким образом, Раскольников постепенно приходит к выводу, что деньги – не главное в этой жизни, что он не имел никакого права убивать, лишать жизни человека. И только к концу романа он полностью раскаивается в содеянном.
Второй проблемой русского общества, на мой взгляд, является нищета.
Люди, в романе, не могут заработать деньги на своё существование. И сознание этого провоцирует людей к тому, что постепенно, они опускаются ниже и ниже, занимаются проституцией, воровством.
Примером этому служит Мармеладов, проводивший всё своё свободное время в распивочных, не заботясь о том, что его жена и дети находятся в бедственном материальном положении. Соня Мармеладова так же деградировалась, доставая деньги быстрым путём – проституцией.
Но, всё же, среди жестокости этого мира не умерли чувства сострадания и любви.
Соня искренне любит Родиона Раскольникова, доверяет ему и пытается ему помочь даже после того, как Раскольников признаётся ей в убийствах старухи-процентщицы и Лизаветы.
Уже с первых минут в ней проснулось чувство сострадания к Раскольникову: «…-Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками».
На протяжении всего романа Соня не покидала Раскольникова, в конечном итоге последовав за ним на каторгу, в то время, когда в богатых слоях общества царствует бездушие и жестокость, способность пройти мимо чужого горя. Тот же Лужин, желающий жениться на сестре Раскольникова – Дунечке только потому, что она удовлетворяла всем его требованиям: была красива и умна, и к тому же не имела денег.
Лужин хотел, что бы Дунечка и её ммать полностью зависели от него материально: «…Ошибка была ещё, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал, – думал он, грустно возвращаясь в каморку Лебезятникова, – и с чего, чёрт возьми, я так ожидовел? Тут даже и расчёта никакого не было! Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!» И, как мне кажется, ещё одной проблемой в романе Достоевского, является сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Он играет не маловажную роль в романе. Санкт-Петербург известен всем, как пышный и величественный город, с красивой архитектурой, дворцами и парками.
Но на
Источник: https://shdo.net/sochinenie-kakie-mysli-i-chuvstva-probudil-vo-mne-roman-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений.(По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.)
Родион Романович Раскольников- главный герой социально-психологического романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Он бывший студент, человек умный и талантливый, живущий в каморке, похожей на гроб, в беднейшей части Петербурга.
Духота, толкотня, вонь, пьянство, “обилие известных заведений” – вот среда, в которой приходилось жить герою, вот где и зародилась его жестокая, антигуманная идея.
В чем же суть этой теории? Раскольников условно разделил всех людей на “необыкновенных”, имеющих право проливать кровь по совести, и “тварей дрожащих”, предназначенных для воспроизводства себе подобных, обязанных жить в смирении и подчиняться закону. К “право имеющим” он причислил Наполеона, Магомеда, Ликурга и, конечно же, себя…
Рядом с героем романа, по словам Д. И. Писарева, “приговоренным к преступлению”, всегда находится автор, опровергающий антигуманную идею Раскольникова, которая, по мнению Ф.М.Достоевского, не только бесчеловечна, но и в философском, и в практическом плане явно несовершенна.
Вот Раскольников условно разделил всех людей на два разряда, причисляя себя к высшему, но он, любящий сын и брат, не определил, к какой категории отнесет дорогих своему сердцу мать и сестру. Конечно, родные не могут стоять рядом с Магомедом, но и гордую, умную красавицу Дуню Родион, наверное, никогда бы не назвал “тварью дрожащею”и уж тем более ни ради какой идеи не убил бы .
Наделив себя правом проливать “кровь по совести”, Раскольников убивает скупую, богатую старуху- процентщицу, чтобы проверить свою теорию, продолжить на украденные деньги обучение и избавить семью от унизительного положения.
Однако при этом он не учитывает: захотят ли близкие ему люди воспользоваться награбленным. Зная гордость и набожность Дуни и Пульхерии Александровны, мы можем сказать, что ни копейки из этих денег женщины не взяли бы.
Да и сам Раскольников даже страшится прикоснуться к этим кровавым деньгам, сначала хочет их выкинуть (“поскорей, поскорей, и все выбросить”).
Так что же принесла герою проверка на принадлежность к высшему разряду? “Принцип-то” он “убил, а переступить-то не переступил”, а взамен получил только душевные муки. Муки только ему? Нет. И Дуня, и мать, и Разумихин, и Соня – все страдают от совершенного Раскольниковым преступления. И все это вызывает новые терзания в душе героя.
Но впереди его ждет еще одно испытание – осознание того, что он, убийца, встал в один ряд с такими подлецами, как Лужин и Свидригайлов, не понимающих философские размышления Родиона.
Так стоит ли биться за место среди “необыкновенных”, если там кругом лужины? Думаю, нет.
Именно к этой мысли приводит нас автор: нет, и не будет такой идеи, ради которой можно убить; человек, проливший кровь, – убийца, и нет ему оправдания.
Завершая свои наблюдения, хочу сказать , что Ф.М.Достоевский в своем романе доказал: идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление не имеет права на жизнь.
Вика
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-literature/sochineniya-po-literature/1853-ideya-rodiona-raskolnikova-o-prave-silnoj-lichnosti-na-prestuplenie-v-sisteme-avtorskikh-oproverzhenij-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie
Аргументы к сочинению человек и общество достоевского преступление наказание
Аргумент преступление и наказание человек общество Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его.
Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь.
Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души.
Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди.
Аргумент преступление и наказание человек общество
На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова. Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни. Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм.
<\p>
Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества. Беру! 58993 человека просмотрели эту страницу.
Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Читаем “преступление и наказание”. аргументы для написания сочинения
Каждый из персонажей представлен читателю как яркий, сильный, самобытный характер, ставящий перед собой цели, ценность которых определяется противоречивостью и глубиной натуры. Поэтому в данной книге мы можем найти прекрасные аргументы для итогового сочинения.
- Родион Раскольников – один из центральных персонажей в романе. Он беден, но зато, чрезвычайно умен и образован. Жалкое существование в голоде и нищете угнетает его, ведь он видит в себе незаурядную личность, человека, наделенного недюжинными способностями и умением влиять на умы других, менее одаренных.
Отсюда его немыслимая в своей внешней жестокости теория, согласно которой «необыкновенному» меньшинству позволено совершать убийства безнаказанно, без малейшего чувства вины. В этом Раскольников видит высшую справедливость и свое естественное предназначение сверхчеловека.
Человек и общество аргументы к сочинению по литературе преступление и наказание
Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь.Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга.
Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего.
Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?
Внимание Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла. Назад Дружба и вражда.
Герои: Родион Раскольников, Дмитрий Прокофьевич Разумихин Литературный пример: ДРУЖБА: Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина.
Важно Это верный товарищ Родиона по университету, который поддерживает его.
Дружба Раскольникова и Разумихина противопоставлена в романе показу разобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» — «раскол») по принципу отношения к жизни.
У этих друзей есть и нечто общее, что их и сблизило: они умные, образованные, глубокие, благородные, способные на искренние чувства молодые люди.
«преступление и наказание» — роман ф. м. достоевского
Но выйти на правильный путь – дело чести. Назад Победа и поражение. Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова Литературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает.
Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности.
«Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия.
Назад Ошибки и опыт. Герои: Родион Раскольников Литературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути.
Аргументы: цели и средства в романе «преступление и наказание»
Категория: Разум или чувства? Что такое чувство совести и на что оно способно толкнуть человека? Что приводит нас к внутриличностному конфликту? И всегда ли разум приводит нас к правильному решению? Противоречия разума и чувств описаны в произведении Ф. М. Достоевского.
Готовый аргумент для итогового сочинения на тему «Разум и чувство» по роману «Преступление и наказание»: Самый яркий конфликт разума и чувств, по моему мнению, описан в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Главный герой вынужден жить в нищете и видеть, как страдают другие.<\p>
Это породило в голове Раскольникова теорию о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
Ничтожное существование толкнуло Родиона на мысли о том, что ему нужно убить и обобрать гадкую старуху-процентщицу, чтобы доказать самому себе свою значимость в этом мире.
Аргументы по роману ф.м. достоевского «преступление и наказание»
- Один из самых противоречивых образов в романе – Аркадий Свидригайлов, которого исследователи называют «идейным двойником Раскольникова», поскольку он считает себя свободным от нравственных законов, как бы воплощая в жизнь теорию Родиона. Живущий в абсолютной праздности Свидригайлов гонится за ускользающими удовольствиями, в которых и видит конечную цель существования.
За страницами, описывающими Юрия Живаго, встает собирательный образ русской интеллигенции, которая не без колебаний и духовных потерь приняла революцию.
- Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев — это интеллигент до корней волос. Образован, культурен, тактичен. Всю жизнь посвятил научной деятельности, в 90 лет преподавал в Санкт-Петербургском университете. Вот истинный образец интеллигентности.
- 31.
Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории.
Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского. Назад Разум и чувства.
Герои: Родион Раскольников Литературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа.
Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике).
Важно С одной стороны герой не считал нужным раскаиваться, понимая, что сотни людей совершают еще более грязные поступки, но иногда у него проскальзывала мысль пойти в полицию и признаться. Его мучил страх, и, в то же время, просыпалось желание избежать осуждения и наказания.
После долгих мучений Раскольников все же признался в убийстве, чтобы искупить свою вину. Аргументы: цели и средства в романе «преступление и наказание» В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» явно прослеживается конфликт между обществом и личностью. У Раскольникова бедствует мать, у Раскольникова сестра всё время вынуждена избегать домогательств , сам Раскольников, умный и не ленивый человек, вынужден прозябать в нищете. «преступление и наказание» — роман ф. м.
Источник: https://juristufa.ru/2018/04/20/argumenty-k-sochineniyu-chelovek-i-obshhestvo-dostoevskogo-prestuplenie-nakazanie/
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1
Ф.М. Достоевский вошел в историю литературы как один из крупнейших русских писателей с мировым именем, мастер создания психологического портрета.
В романе «Преступление и наказание» он подробно описывает раскол в душе главного героя, мучительную борьбу двух начал: добра и зла.
Тему душевного разлада подчеркивает в произведении уже сама говорящая фамилия главного героя — Раскольников.
Ф.М. Достоевского беспокоило социальное неравенство разных слоев общества. Он показывает, что бедность в первую очередь толкает людей на преступление. Родион Раскольников — студент, бросивший учебу только из-за того, что он не в состоянии за нее платить. Живет он в каморке, похожей больше на шкаф, чем на квартиру.
И даже за это убогое жилище ему нечем заплатить. Задавленный бедностью Раскольников вскоре стал к ней постепенно привыкать. Портрет героя обнаруживает глубокие противоречия между его превосходными внешними данными и плачевным материальным положением. Красивый молодой человек (с прекрасными глазами, темно- русый, с тонкими чертами лица) одет в лохмотья.
Стесняясь бедности, герой не любит встречаться с бывшими товарищами. Достоевский показывает, как отторжение от внешнего мира приводит к самоуглублению. Появляется тяга к внутренним монологам. Писателя интересуют малейшие оттенки настроения героя, его мечты, фантазии, планы и идеи. Тяжкие, преступные мысли приносят Раскольникову физические страдания.
Он сам мучается от тоски и мрачного возбуждения. 74
Таким образом, писатель обнажает также противоречие между прекрасной внешностью и душевной внутренней озлобленностью героя.
Интересен в романе образ самой жертвы — старухи-процентщицы. Достоевский при первом визите героя в ее дом дает нам развернутый портрет: «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.
На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка». Интерьер не поражает роскошью и богатством: старая мебель, грошовые картинки.
Все эти детали подчеркивают, что старуха-процентщица не очень сильно и нажилась на своем деле.
Для понимания природы человеческой души в романе важна сцена в трактире, когда Раскольников беседует с Мармеладовым. Бывший титулярный советник рассказывает Раскольникову как человеку чувствительному и образованному о своей судьбе, о том, как женился на вдове с тремя детьми, совершил благородный поступок, а на деле не смог содержать семью, своей единственной дочери дать образование.
Ф.М. Достоевский стремится показать характер Раскольникова многогранно: в его внутреннем мире постоянно идет борьба хорошей стороны и плохой. Доброта и жестокость уживаются в нем совсем рядом. Достоевскому важно было показать двойственность природы человека, передать в художественном творчестве правду жизни.
Когда Мармеладов, совершенно чужой для Раскольникова человек, погибает под копытами лошадей, Родион Романович отдает его вдове последние деньги. Этот факт свидетельствует о его душевной доброте, готовности помочь другому человеку в беде.
Когда герою приходит письмо от матери о том, что его сестра собирается выйти замуж за состоятельного человека из-за денег, Раскольников переживает. Родион любит своих родных и мучается из-за того, что не может им материально помочь. Ф.М. Достоевский подчеркивает чувствительность героя, его сложный эмоциональный мир.
Так, например, получив письмо от матери, он бледнеет, руки у него трясутся. Потом герой подносит его к губам и целует, а потом только распечатывает.
Однако причиной преступления Раскольникова является не только бедственное положение, но и теория, переосмысливающая взгляды известного философа Ницше, по которой все люди делятся на два разряда: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». Первые — духовно слабые люди, они не способны на принятие серьезных решений вообще. У них нет глобальных целей.
К таким людям Раскольников причисляет старушку-процентщицу. Вторые — духовно сильные люди, способные изменить ход истории. По этой теории получается, что Раскольников имел право на убийство старушки, думая, что от этого всем будет лучше.
Обращаясь к теории о сверхчеловеке Ницше, Раскольников понимает ее в эгоцентрическом аспекте: сильный человек имеет право принести в жертву слабого во имя высоких целей. У Ницше же сильный человек — это, прежде всего творец, способный вознестись над повседневностью, расширить границы духа.
Если у такого человека есть особый талант, сильная воля и неординарный интеллект, это не дает ему право начинать войны на земле, совершать жестокость, проливать чью-то кровь. Наоборот, все эти качества личности налагают на нее особую ответственность за судьбу тех, кто слабее, обязывают к поддержке.
И такой сильной личностью, глубоко жертвенной натурой в романе оказывается не Раскольников, а Соня Мармеладова, которая продает свое тело ради того, чтобы помочь семье прокормить детей. Не случайно именно она смогла понять и полюбить Раскольникова, человека оступившегося, но не очерствевшего душой.
Для понимания натуры героини чрезвычайно важен ее портрет: «Голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое». Ангельские внешние черты сочетаются с неравнодушным сердцем.
Не случайно Мармеладов подробно рассказывает Раскольникову о том, как Соня, не имея уже сил смотреть на голодных больных детей, впервые решилась пойти по желтому билету и как после этого весь вечер стоит у нее в ногах на коленках Катерина Ивановна.
Символична сумма, за которую Сонечка впервые продает свое тело, — тридцать целковых. Из рассказа Мармеладова Раскольникову становится ясным, что такое счастье. Как только герой вновь получает работу, он точно в царствие божие переселяется.
И жена, и дочь начинают о нем заботиться: подают перед службой кофе со сливками, собирают обмундирование. В первый раз после того, как Мармеладов приходит с работы, в доме устраивают маленький праздник.
Ф.М. Достоевский убедительно показывает, что человек счастлив, когда он любим, когда он кому-то нужен. Одновременно с этим мы видим, как доброта Мармеладова по отношению к жене и чужим детям оборачивается неумением уберечь свою собственную дочь от позора.
Доброта Сони не имеет границ. Она отдает отцу последние деньги, хотя знает, что он их пропьет. Первая мысль Раскольникова о судьбе Сони такова: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли.
Ко всему-то подлец человек привыкает!»
Образ Сони Мармеладовой — центральный женский образ романа. Она предстает в произведении робкой и запуганной женщиной, а не девицей вульгарного поведения. Описывая скромный наряд Сони, ее приличные манеры, Ф.М. Достоевский вновь и вновь хочет подчеркнуть, что девушку толкнули на панель крайние обстоятельства.
У Раскольникова Соня вызывает чувство жалости. Робость и смущение проявляются в каждой ее фразе. В портрете героини Ф.М.
Достоевский подчеркивает ясные голубые глаза: «Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
Еще одна характерная деталь портрета Сонечки — ее детскость. Она кажется еще девочкой, почти ребенком. Ф.М. Достоевский не раз на протяжении текста произведения подчеркивает это, что концептуально важно для его миропонимания. Ребенок для писателя — невинное существо, почти ангел, поэтому страдания ребенка так больно ранят его душу.
Разоблачая и наказывая Раскольникова, Ф.М. Достоевский в то же время оправдывает Соню, грехопадение которой парадоксальным образом возвышает ее, ставя на пьедестал мученицы.
Примечательно, что, описывая во всей неприглядной жестокости преступление Раскольникова, Достоевский щадит Соню, не раскрывая перед читателем изнанку ее жизни. В критике не раз отмечалась такая черта прозы Достоевского, как театральность.
Например, сталкивая Соню и Раскольникова за чтением Нового Завета, он словно уравнивает «убийцу» и «блудницу» в степени грехопадения, в то время как подобные вещи вообще нельзя сравнивать. Сцена, в которой Раскольников приходит к Соне, является одной из ключевых в романе.
Повторяющимся символом в ней становится свеча — символ жизни. Соня встречает Раскольникова с этой свечой. Минута их встречи насыщена противоречивыми эмоциями: у
Сони на лице даже выступают слезы, ей одновременно становится и тошно, и стыдно, и сладко. Героиня рассказывает Раскольникову о своем отношении к людям. Родион жалеет ее, а Соня жалеет всех: и хозяев, у которых снимает комнату, и отца, и Катерину Ивановну.
Мачеху Соня сравнивает с ребенком, который справедливости ищет, жалеет, что не отдала ей новенькие воротнички, да еще сказала, на что, мол, вам. В этой сцене Ф.М. Достоевский подчеркивает, как может больно ранить одно лишь слово. Соня сто раз пожалела потом, что не может вернуть назад сказанные слова.
Беззлобное и великодушное отношение девушки к людям возвышает ее образ, который благодаря красочным эмоциональным описаниям, становится все более объемным и понятным читателю: «Соня проговорила это точно в отчаянии, волнуясь и страдая и ломая руки. Бледные щеки ее опять вспыхнули, в глазах выразилась мука.
Видно было, что в ней ужасно много затронули, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое- то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица ее».
На этой странице искали :
- сочинение по роману ф м достоевского преступление и наказание
- сочинение по достоевскому преступление и наказание
- сочинение достоевский преступление и наказание
- сочинение достоевского преступление и наказание
- Сочинение по роману Достоевского
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-chast-1.html
Сочинение: Особенности психологизма в романе Достоевского “Преступление и наказание”
Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Философская проблематика романа “Преступление и наказание” во многом обусловила особенности его психологического стиля. Можно сказать, что психологизм стал стихией всего романного повествования, для которого характерна предельная сосредоточенность на душевной жизни героев.
Герои “Преступления и наказания” погружены в себя, в свой внутренний мир, стремятся разрешить сложные жизненные вопросы.
Так, например, Родион Раскольников сосредоточен на решении важной для него философской проблемы: “Тварь ли я дрожащая или право имею…” Одержимый этой идеей, герой забывает о еде, об одежде, полностью пренебрегает бытовой жизнью.
Интересно, что не только Раскольников, но и другие герои романа поглощены какой-либо идеей. Так, в рассуждениях Свидригайлова обнаруживается мысль о полном своеволии, отсутствии нравственного долга перед собой и окружающими людьми.
Лужин воплощает собой идею экономического хищничества, он исповедует философию приобретательства. Идеи любви <\p>
и самопожертвования свойственны Соне. Без идеи, вне идеи трудно представить себе жизнь героев Достоевского. По мнению писателя, часто именно идея определяет нравственную сущность человека, поиск им своего места в мире.
Не случайно система изобразительно-выразительных средств романа служит передаче динамики мыслей и чувств героев. Средствами внешнего и внутреннего монолога, напряженного диалога, с помощью емкой детали автор раскрывает колебания своих героев, непрекращающуюся борьбу противоречий в их душах.
Внутренняя жизнь человека показана у Достоевского в моменты максимального психологического напряжения, интенсивности, когда боль и страдания практически невыносимы. Так, идя “делать пробу”, Раскольников в то же время говорит себе: “О боже, как все это отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость!..
И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..”
Герой колеблется от одной крайности к другой, испытывает странное переплетение и смешение чувств: “Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением”; “Прежнее, мучи- тельно-страшное, безобразное ощущение начинало все ярче и живее припоминаться ему… и ему все приятнее и приятнее становилось”.
Как подлинный психолог, Достоевский понимает, что невозможно до конца постичь тайну человеческой души. Для писателя ее глубины неисчерпаемы. Отсюда так часты на страницах романа слова “странно”, “странное чувство”, “неожиданно для себя”, “как бы невольно”, “какое-то непонятное ощущение” и пр.
Душевный мир героев Достоевского во многом напоминает хаос, является разрозненным, алогичным: герой часто совершает поступки “вопреки” и назло себе, “нарочно”, хотя и предвидит губительные последствия своих “деяний”. Об этом, в частности, свидетельствует следующий самоанализ Раскольникова.
“Я должен был это знать, – думал он с горькой усмешкой, – и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же заранее и знал!..
” – прошептал он в отчаянии… “Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего, – прибавил он вдруг рассмеявшись, как помешанный… – Потому, потому я окончательно вошь, – прибавил он, скрежеща зубами, – потому, что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу это себе уже после того, как убью”.
Среди психологических форм изображения следует назвать символические сны Раскольникова, авторские ремарки, смешение и взаимопереходы различных форм речи – внутренней, прямой, несобственно-прямой.
Замечательно использование портретных деталей, таких, например, как глаза: у Раскольникова “прекрасные темные глаза”, у Сони “замечательные голубые глаза”, глаза Свидригайлова смотрят “холодно, пристально и вдумчиво”, у Дуни “глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые”. Так же разнообразна динамика улыбок: “странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния”, “безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах”, “прибавил он с осторожною улыбкой”, “задумчиво улыбнулся”, “неловко усмехнулся”, “горькая усмешка”, “неопределенно улыбаясь”, “ядовито улыбнулся”, “насмешливая улыбка искривила его губы” и т. д.
В целом при анализе внутреннего мира человека Достоевский оставляет глубинные его пласты неосвещенными. Писатель умеет передавать напряженнейшие душевные состояния человека, владеет всеми способами и приемами психологического анализа, что позволяет считать психологизм его романов разработанным и художественно совершенным.
Глоссарий:
- в чем своеобразие психологизма достоевского
- Основные особенности психологизма Достоевского
- особенности психологизма Достоевского
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-osobennosti-psixologizma-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/