Анализ стихотворения блока «русь»

Анализ стихотворения Блока Русь

Стихотворение А.А. Блока «Русь» было написано в 1906 г. Как и прочие произведения автора, данная работа наполнена глубоким символизмом. В произведении чувствуется влияние творчества Н.В. Гоголя и народного фольклора. В каждой строчке чувствуется какая-то загадка и дух старины.

Это произведение увидело свет в годы первой революции.

Автор описывает, в каком тревожном и горьком состоянии на тот момент была его Родина, используя многочисленные выразительные средства, таки как: гиперболы («дебрями окружена»), олицетворения, метонимия («горящих сел»). Произведение богато и эпитетами («мутным взором», «ночные хороводы»). С помощью этих тропов поэт в совершенстве выразил свои чувства и переживания.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Строки рифмуются перекрестно.

Лирический герой произведения пребывает в состоянии дремоты, из-за чего реальность и сон в его глазах сплетаются воедино.

Обратите внимание

В своих мыслях он переносится в далекое прошлое, когда страна была «необычайна» и «разноликие народы», проживавшие на этой земле «водили ночные хороводы». Строки наполнены таинственностью и мистицизмом.

Благодаря своеобразному ритму стихотворение звучит подобно заклинанию колдуна.

Образы ведьм, ворожей и колдунов, используемые автором в произведении, были позаимствованы им из народных сказок, которые знакомы читателям с детства.

В стихотворении фигурируют образы кладбища и «тропы печальной, ночной», что создает трагичную атмосферу.

Лирический герой испытывает к Родине самые теплые чувства, находя ее таинственной и необычной. При этом он отмечает, что тайна Руси заключена в ее народе, который за долгие годы «не запятнал первоначальной чистоты» и по-прежнему един с природой. Но он осознает, что кроме сказки и тайны в ней присутствуют бедность, горе и страдания.

Анализ стихотворения Русь Блока

У какого поэта или писателя не болело бы сердце за свою Родину? Такие, если и есть, то их очень мало. А как же талантливый человек с писательским даром изливает свои переживания? Он создаёт новое произведение.

Александр Александрович Блок не стал исключением и в 1906 году во время Первой русской революции он пишет стихотворение, посвящённое раздираемой народом его Родины.

Люди находятся как бы в состоянии дремоты, как и лирический герой в стихотворении, они не ведают, что делают, они как слепые котята, пытающиеся идти на запах молока.

Реальность переплетается с вымыслом, лирический герой, находясь в сладкой грезе по забытым и канувшим давно в лета временам, всё равно цепляется за символы настоящего. В его представлении Россия – сказочная страна, что отлично передают эпитеты «ночные хороводы», «разноликие народы». Первые возникающие с этим ассоциации – старинные обряды, таинства, магия и волшебство.

Не складывается какой-то цельный образ блоковской Руси, можно выделить лишь отдельные черты: необычная, но нищая, чистая, но бедная. Произведение построено на таком средстве художественной выразительности, как олицетворение: Русь предстаёт перед читателями в образе женщины.

Как и принято в старинных народных сказках, в стихотворении присутствуют гиперболизированные элементы: «опоясана реками», «дебрями окружена». 

Стихотворный размер под стать самому произведению: это вроде бы и простой ямб, но в то же время, Блок разбавляет его двумя безударными слогами – пиррихием, что отлично вписывается в мифическую картину стихотворения.

Важно

Сочетание мужской и женской рифмы добавляют масла в огонь, погружая читателя в атмосферу таинственности. Интересна и структура стихотворения: Блок использует стилистический приём «кольцо», т.е.

повторяет своё предложение в разных частях текста («Дремлю – и за дремотой тайна, и в тайне почивает Русь»).

Лирический герой обожает свою Родину, переживает за её судьбу, от того и вгоняет себя в состояние расстройства. Он вспоминает прошлое, и считает его идеальным, хотел бы чтобы всё вернулось на круги своя. Русь – его жизнь, какой она не была бы, какой бы не стала. С Родиной он связан навеки.

Кратко по плану

  • Анализ стихотворения Есенина Чары
    Есенин всегда описывал образы природы, любви и страдания. Доказательством этому возможно отыскать в большом количестве поэзий. “Чары” эта поэзия написана в 1916 году, поэт написал его в ранние годы. В этом году было написано
  • Анализ стихотворения Блока Коршун
    Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался
  • Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся
    Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно
  • Хлебников
    Творчество Хлебникова отличается необычностью, можно даже сказать – сверхнеобычностью. Это футуризм, если отбросить многочисленные манифесты этого направления. Творчество Хлебникова – искусство будущего, прошлого и отчасти
  • Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла
    Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

Источник: https://analiz-stihov.ru/blok/rus

Анализ стихотворение Блока “Русь

Александр Александрович Блок – это поистине великий выдающийся поэт XX столетия.

Мне кажется, правы те, кто говорили, что
истинный поэт-лишь тот, кто живет одной жизнью с Родиной, разделяет ее судьбу в моменты всеобщего горя и счастья, тот, кто в своих произведения отражает свою неразрывную связь с родной страной.

Александр Блок-в этом смысле настоящий поэт, ведь он на протяжении всей своей жизни умел слышать “звуки революции”, мог своим феноменальным талантом предугадывать события недалекого будущего его страны, а значит – растворял свою жизнь в жизни Родины.

Блок принадлежал к числу поэтов-символистов, поэтому разнородная символика была присуща его творчеству. “Русь” – символичное название, оно пронизано духом древности.

Автор уводит нас в те незапямятные времена, когда еще “разноликие народы” водили “ночные хороводы”, что невольно ассоциируется с какими-то таинственными обрядами древних людей… В них было
и нечто магическое, и даже некое чудное волшебство…

Поэт видит в своей Руси какую-то непостижимую тайну, эта страна необычайна, и об этом автор говорит еще с самых первых строк:

Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Как мне кажется, Блок воплощает в таком образе Руси, окутанной некой грезой, сновидением, непостижимой тайной образ “Прекрасной Дамы”,таинственной “Незнакомки”, которую также нельзя облечь в некую форму, в ней есть лишь причудливые, романтичные признаки, неуловимые черты…

Но поэт созерцал Русь не просто таинственной, но и страной сказочно-волшебной. Ведь только всмотритесь в эти образы: ”ведуны с ворожеями” или ”ведьмы тешатся с чертями”.

В памяти невольно всплывают картинки из любимых сказок детства, перечитываемых, бывало, по несколько раз! Вообще, мотив такой чарующей сказочности проходит через все стихотворение: здесь и “мутный взор колдуна”, и образ “живой”, немало повидавшей на своем веку клюки, которая, как правило, всегда принадлежит какому-нибудь ветхому добренькому старичку, прошедшему так неизмеримо много дорог.

Все в художественном мире Блока необычайно одухотворяется, что вносит еще больше сказочных красок в
произведение: помимо той самой клюки, которая словно сама проходит дальние дороги Руси, сам вихрь напевает “преданья старины”, но, что там, даже сама Русь предстает перед нами в обличии старых “лохмотий” и “опоясанная реками”. Русь-это воплощение величественности, включающей в себя и древний возраст, и силу несравненной красоты, необъятности. И такая страна не могла не пленить душу героя:

…И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Совет

Какая бы ни была его Родина, она владеет им, он по-детски беззащитен перед ней своей неземной влюбленностью в нее. И даже кажется, что от этих ветхих лохмотий, то есть всецелой нищеты страны, горячее сердце героя все сильнее и сильнее проникается безумной любовью к родимой земле.

И это глубокое чувство лишает его какого бы то ни было ощущения времени, захватывает героя до такой степени, что вовлекает его в мир какого-то счастливого беспамятства.

Он уже не принадлежит этому земному миру-он полностью поглощен бесконечной любовью к Родине: И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

…Но тайна-то Руси заключается не в сказочности, и даже не в покоряющей красоте, а в том, что сколько веков она ни прожила, ее народ еще никогда “не запятнал первоначальной чистоты”. В этом и есть вся разгадка той тайны, о которой автор начал рассказ в первой строфе и снова упомянул в последней, заключительной (кольцевая композиция).

А. А. Блок – определенно, поэт высочайшего уровня. Его произведения пронизаны его неповторимо индивидуальным восприятием России, замечательны своей насыщенностью художественными образами и способностью покорять человеческие души, затрагивать сердца миллионов людей.

И стихотворение “Русь” еще раз доказывает нам, насколько сильно, можно сказать, страстно любил Блок родину, он отдавался ей всем сердцем, всей душой. Это была действительно довольно “странная любовь” – поэт любил и прославлял даже больше не просторы и красоту родной земли, а то, что другие наоборот не принимали-нищету, какую-то свойственную только России тоску.

Особенно сильно это стихотворение отражает неизмеримую гордость Блока сохранностью в

родной стране удивительной “первоначальной чистоты”.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvorenie-bloka-rus/

А. А. Блок Русь : анализ стихотворения

А. А. Блок – один из известных и талантливых поэтов Серебряного века. Он придерживался такого течения в поэзии как символизм. И это наполняло его произведения таким философским и не всем понятным смыслом. Ниже представлен анализ “Руси” Блока.

История создания

Анализ “Руси” Блока А. А. нужно начинать с предпосылок для написания стихотворения. У некоторых поэтов есть удивительная способность предугадывать важные события. И Блок не был исключением. История создания стихотворения “Русь” Блока связана с событиями Первой революции.

Это произведение было написано 24 сентября 1906 года и было своеобразной реакцией поэта на все то, что происходило в стране. Блок искренне переживал за будущее России, и все его переживания и размышления нашли отражение в его творчестве. В этом творении есть отголоски фольклора, что добавляет стихотворению еще больше выразительности.

В анализе “Руси” Блока особое внимание следует уделить образам в стихотворении. Конечно, ключевым является образ России, и, учитывая, что поэт принадлежал к течению символистов, в этом творении много ярких образов. В самом начале стихотворения пред взором читателя оказывается таинственная и загадочная Русь.

Она прекрасна и завораживает лирического героя. Здесь можно провести параллель с Прекрасной Дамой (ее образ был ключевым в раннем творчестве поэта). Герой переносится в прошлое России, когда в ней еще было место для сказочных преданий, когда она была загадочна. Путник уже готов прикоснуться к этой старине, но неожиданно он понимает, что Русь уже стала другой.

В ней много нищеты, простой народ страдает, и это не может не заметить лирический герой. Он узнает другую ее сторону и всю дорогу размышляет о том, какой образ настоящий.

Обратите внимание

В стихотворении “Русь” Блок продолжает придерживаться того мнения, что несмотря на все трудности и нищету, Россия продолжает оставаться прекрасной благодаря тем людям, которые продолжают чтить традиции и бороться за то, чтобы жизнь становилась лучше.

В анализе “Руси” Блока следует подробно рассмотреть и образ лирического героя. Это путник, который продолжая путь поздним вечером, впадает в дремоту. И его посещают сказочные видения, которые кажутся пугающими и завораживающими одновременно. Герой чувствует себя частью тех сказочных преданий, но это не мешает ему заметить и другую сторону.

Это нищета и страдания простого народа, который уже начинает терять веру и думает только о том? как бы улучшить материальное положение.

Читайте также:  Можно ли прожить жизнь без целей и устремлений?

И, продолжая путь, герой размышляет, какая Русь ему ближе: та, в которой оживают предания старины, или та, в которой есть несправедливость и нищета.

Путник приходит к выводу о том, что несмотря на все то, что он видел, Русь остается таинственной и необычайной, и он принимает любой ее образ.

В анализе “Руси” Блока нужно отметить стихотворный размер и разновидность рифмования. Стих написан четырехстопным ямбом и перекрестной рифмой. Композиция стихотворения “Русь” Блока является кольцевой – первая и последняя строфа повторяется.

Но если в самом начале читатель понимает, что все эти видения посещают лирического героя во сне, то в конце путник говорит о своем отношении к Родине со стороны.

Это добавляет стихотворению выразительности и позволяет читателю окунуться в этот волшебный мир старинных преданий.

Важно

В стихотворении “Русь” Блока следует отметить большое количество различных литературных тропов, которые помогают создать волшебную атмосферу старины.

Это и гипербола, которая позволяет поэту показать необъятность и величие страны.

Блок использовал и олицетворение: он отождествил Русь с Прекрасной и Таинственной Дамой, чьи одежды, несмотря ни на что, остаются чистыми, а сам ее образ непостижимым и необычайным.

Большое количество эпитетов добавляет выразительности и экспрессии стихотворению. Особое внимание поэт уделил описанию старинной Руси, а именно, ее преданиям, что создало волшебную таинственную атмосферу.

Вместе с тем, Блок сумел передать мрачное настроение героя, когда он видит нищету народа. Появляется некий контраст между волшебством, тайну которого хотелось постичь путнику, и теми “лохмотьями”, которые и заставили задуматься его о том, какая все-таки Русь настоящая.

Использование фольклора добавляет образам в стихотворении еще больше символизма.

Год написания Блоком “Руси” является 1906-й. В то время поэт поддерживал революционеров и верил в их идеи. Поэт видел, что простой народ угнетают, дворянство и интеллигенция мельчают, и он надеялся на то, что революция вернет мир и спокойствие в страну.

Позже поэт осознает, что до того светлого будущего, на которое все надеялись, еще неблизко. Что предстоит много работы, и стране нужно преодолеть наступившую после революции разруху.

Блок был из тех людей, которым всегда было важнее благополучие страны и простого народа, нежели карьера или материальные ценности.

В своем стихотворении поэт словно предчувствовал, что непростые времена для России впереди, и людям важно не забывать о ее величии.

Совет

Почему же поэт назвал стихотворение именно “Русь”, а не “Россия”? Возможно, таким образом он хотел, чтобы люди не забывали о культурном наследии страны, ведь на Руси еще не было той бедности, которая заставила людей забыть о сказках и других преданиях. А. А. Блок принимал Родину любую: таинственную и загадочную, даже волшебную и с нищетой, и “в лохмотьях”. Для него Русь всегда была непостижимой, чистой и удивительной.

Источник: https://www.nastroy.net/post/a-a-blok-rus-analiz-stihotvoreniya

Анализ стихотворения “Русь”

Делая анализ стихотворения «Русь», невозможно не упомянуть, в какую эпоху жил Александр Блок, ведь именно тема России  XIX века отображается во всех его произведениях. Главные события того времени пробуждали у поэта патриотизм и необычайную связь с народом.

Поэтому Александр Блок считал своим долгом отобразить на бумаге все то, что происходило с великой Россией, с её традицией и историей. Его восприятие родины как родного огромного существа, подобного человеку, не позволяет усомниться в его безграничной любви к народу и вере в страну. Кстати, веры тогда у самого народа было немного, это были тяжелые времена.

Стихотворение «Русь» поэт написал 24 сентября 1906 года. В этом стихотворении  описываются и болота, и журавли, и сам взор колдуна. Старинные предания самой Руси сыграли не малую роль в творении произведения «Русь».

Тема, основные мысли и их трактовка

Делая анализ стихотворения «Русь», мы видим, что в своем произведении Александр Блок отображает Россию как нечто духовное и тайное, которое пребывает в трагически-дремотном состоянии. Его строки:

“Дремлю — и за дремотой тайна,  И в тайне — ты почиешь, Русь”.

Описывают далеко не идеальное представление Руси, а, наоборот, при всей своей загадочности, она колючая и снежная. Это остров, на котором обитают колдуны и ведьмы, черти и дьявольская сила, которую он представляет в образах вьюги и голых прутьев.

Но такой перед нами предстает только первая часть, вторая же олицетворяет реальные события Руси, которая во время «перелома» заполняется слезами народа, и каждый по отдельности надеется на свою, отличную от других, счастливую жизнь. После этого вновь:

“Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне погибает Русь”. 

Собственно, многие поэты в то время погружались в свои фантазии и более акцентировали свое внимание на необычной еще дикой природе, которая царила в каждом уголке России, чтобы забыть на время о том, что в то время страна была нищей, а народ несчастным. И А. Блок пишет:

“Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях”.

А сам народ он описывает свободным:

“Где разноликие народы

Ведут ночные хороводы “.

Он пытается донести до народа всю трагичность и в то же время комичность положения России и самого народа, описывая:

“И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал”.

Анализируя стихотворение Блока «Русь», отметим и то, что автор отображает Россию как женщину, с которой нужно быть ласковым и нежным: 

“Она и в снах необычайна. 

Ее одежды не коснусь”.

Композиция стихотворения

Все стихотворение пропитано ритмическим чередованием звуков [а] и [о], состоит из одиннадцати строф (катренов). В каждом четверостишии рифмуются между собой первая и третья сторчки, вторая и четвертая (перекрестная рифмовка – АВАВ). Стихотворный размер – ямб. 

Анализ стихотворения Блока «Русь» можно встретить в различных интерпретациях. Все это потому, что каждый воспринимает стихотворение, исходя из субъективной точки зрения. Но ничего сверхзагадочного в нём нет, здесь отображается огромная любовь автора к своей стране, которая пережила многие переломные моменты.

Но при этом народ верил в нее, несмотря ни на что, и был предан великой России до последнего, каждый готов был жизнь отдать за страну и её развитие. В этом и заключается вся трагичность и таинственная сторона этой страны, где люди продолжают верить в добро, в то время как «..ведьми тешатся с чертями…». 

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-stihotvorenija-rus

Белова Валентина | | Журнал «Литература» № 24/2005

Это сочинение Валентины БЕЛОВОЙ написано ею в 11-м классе (она окончила школу № 28 г. Рыбинска Ярославской области, была двукратной победительницей областной олимпиады по литературе). Валентина — также победительница национального молодёжного проекта «Покори Воробьёвы горы!» (филологический факультет), ныне первокурсница филологического факультета МГУ имени М.В.

Ломоносова. В «Литературе» (№ 18/2005) уже печаталось сочинение талантливой юной словесницы. Однако там по причинам технического сбоя было неверно названо имя Валиной школьной наставницы по русскому языку и литературе.

В действительности это Елена Николаевна ШУВАЛОВА, учитель высшей категории, лауреат премии федеральной целевой программы «Одарённые дети» президентской программы «Дети России».

Обратите внимание

Следуя испытанному правилу: наилучший способ избежать последующих ошибок — в своевременном исправлении ошибок уже сделанных, восстанавливаем истину и приносим свои искренние извинения Елене Николаевне и Валентине.

Там лес и дол видений полны, Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой…А.С. Пушкин

Русь… Непознанная, полудикая, первобытная вселенная, обретшая видимые очертания и границы.

Русь… Стихия, вобравшая в себя таинственные грёзы и ворожбу, сказочно-сонные раздумья и пленительную сладость пьяняще красивой абсурдности бытия.

“Умом Россию не понять…” Единственный способ познать её эфемерную, эмпирическую сущность — облачиться в одеяния мифического Морфея и окунуться в бездонные, безвременные пространства сна.

Лирический герой стихотворения Блока «Русь» предан дремотной неге, приобщён к тайне, во внутренних сферах которой, словно божественно-прекрасная, но жестокая и холодная царица, завладевшая сердцем простого странника, “почивает” Русь.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Образно-логическая цепочка, звенья которой связываются при помощи эллипса дремота — тайна — Русь, ассоциирует образ Руси с незримым переплетением дремоты и тайны, духовная диффузия которых объясняет образно-символическое “наполнение” стихотворения.

Русь, загадочная, разноликая, колдовская, овеянная ворожбой и исхлёстанная голыми прутьями старины, — лишь сон лирического героя, она порождение его разума, желающего пребывать в состоянии трагически-дремотном вечно (“Ты и во сне необычайна” — строфа первого катрена, “Она и в снах необычайна” — последнее четверостишие, в котором желание героя продлить или повторить сонный вымысел подтверждается употреблением слова “сон” во множественном числе, и в целом использованием кольцевого обрамления стихотворения). Русь в представлении лирического героя не идеальная, напротив, при видимой “насыщенной” первобытности, загадочности, истинной сказочности она колючая, снежная, “голая”, облачённая в лохмотья, не нашедшая правильного пути и заблудившаяся в мире распутий.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены…

Она нашла зримое воплощение и сфокусировала свои чарующие особенности в “мутном взоре колдуна” (необычный эпитет, использованный поэтом, определяет глубинную сущность Руси — мутная колдовская стихия).

Важно

Она завораживающе таинственна и непонятна, но её видимая загадочность приобретает апокалипсическое звучание.

Образ разноликих народов, водящих “ночные хороводы // Под заревом горящих сёл” родствен библейским образам жителей Вавилона, города — обители порока, которые претворили рушащуюся, гибельно обречённую действительность в Валтасаров пир.

Русь для лирического героя — языческий остров, опоясанный реками и окружённый дебрями, впитавший в себя колдовскую устроенность мироздания. Население его составляют колдуны, ведуны, ведьмы, черти, племена язычников.

Элементы бытия: люди, дьявольская сила и природа, воплощённая в образах вьюги, вихря и голых прутьев и олицетворяющая прошлое Руси, — раздроблены, разобщены, подчинены хаотическому делению: каждый ведёт свою, иную, отличную от других существ жизнь.

Ритмическое чередование звуков [а] и [о], сопровождающее музыкальный контекст стихотворения, в сочетании с географическими указаниями (“опоясана реками и дебрями окружена”), вводит в идейную ткань произведения мотив замкнутости и обречённости.

Крики болотных журавлей, чарующий шёпот заклинаний ведунов, игривые взвизгивания ведьм и чертей, пронзительный звук железного скрежета, дикий свист и завывания “вихря снежного” — вот музыкальный фон сонной ирреальности, завладевшей лирическим героем.

Идейное содержание стихотворения раскрывает два образа Руси: трагически-колдовской, изображённый в первой композиционной части (“Русь, опоясана реками…” — “Поёт преданья старины…

”), и реальный, не показанный явно, но ощущаемый читателем через настроение лирического героя, созданный во второй композиционной части (“Так — я узнал в моей дремоте…” — “Первоначальной чистоты”). Калькирование, наложение одной стихии на другую отражает “подводную” необыкновенность стихотворения.

В реальности Русь “преломляется”, перевоплощается в мертвенно-прекрасное создание, изуродованное горьким, разбойным жизненным бытием. Такой мы видим Россию в цикле «Родина».

Совет

В «Разных стихотворениях», включённых во вторую книгу “трилогии вочеловечения”, сонная пелена мыслей героя окутала земные несовершенства и преобразила трагическую абсурдность и жизненную зрелость в коварно-пленительные “ирреалии”. Из мира действительности проникли лишь бездорожье и одиночество лирического героя, пришедшего “печальной, ночной” тропой к кладбищу (мотив пути).

Он сам — “вылитая Русь” (Игорь Северянин), он доводит свои порывы до абсурдной трагикомичности.

И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал…

Но ощущает “сокровище” в своей душе — “первоначальную чистоту”, взлелеянную и охраняемую Русью — матерью, Русью — женщиной, Русью — небесной девой («Твоей одежды не коснусь»), постигнув “совершенную несовершенность” которой, забудешь о сумраке действительности.

Лирический герой цикла «Родина» не желает спать, его мысли устремлены к жертвенной, падшей, неспокойной России.

И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
(«Сны»)

Герой же стихотворения «Русь» предпочитает таинственную дремоту реальности.

Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне погибает Русь, Она и в снах необычайна,

Читайте также:  Анализ повести «палата № 6» (а. п. чехов)

Её одежды не коснусь.

Дрёма, сон, тайна, Русь… Русь, тайна, сон, дрёма…

Странная Русь, колдуй, заклинай, играй чувствами своих питомцев, но сохраняй “древнюю”, первоначальную чистоту, ведущую к обновлению и духовному перерождению.

Источник: https://lit.1september.ru/article.php?ID=200502409

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» А. Блок

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…» Александр Блок

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых…

Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла…
Соколов, лебедей в степь распустила ты —

Кинулась из степи черная мгла…

Обратите внимание

За море Черное, за море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим…
Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

Образ Родины, предстающей в поэтике Блока в женском облике, отличается сложной структурой. Он вызывает у лирического героя неоднозначные эмоции, в которых любовь и восхищение сочетаются с тоской и апокалиптическими предчувствиями.

В известном стихотворении 1910 г. звучат взволнованные интонации: поэтический текст изобилует риторическими вопросами и многоточиями, передающими попытки лирического субъекта осмыслить мучительные догадки.

Тема раздумий задается первой строкой произведения. «Вольное сердце» героя смущает «тьма», темное начало в национальном характере. Именно эта причина порождает размышления о возможной разлуке со страной отцов. Однако герой осознает, что существование вдали от родной земли не будет счастливым: понятия «Русь» и «жизнь» для него тождественны.

Первый катрен задает и особенности формы: стихотворение представляет собой эмоциональное, насыщенное фольклорными приметами обращение к персонифицированному образу России.

Каким предстает необычный лирический адресат? Герой ставит под сомнение истинность его христианских корней, обращаясь к атрибутам древнего языческого периода.

Последний характеризуют два этнонима, от которых поэт образовывает глаголы, — блестящий стилистический прием, моментально освежающий внутреннюю форму современных лексем и возрождающий к жизни полустертые книжные понятия.

Важно

Упоминания о далеких походах и сражениях, при помощи которых прирастала территория государства, опираются на исторические аллюзии. Фигура Ермака, о которой заявлено в зачине, являет собой лишь часть мозаики прошлого.

Исторические перспективы гораздо шире: образы степи, соколов и лебедей отсылают читателя к «Слову о полку Игореве», посвященному походу русских князей на половцев.

Ретроспектива призвана очертить наступательную, завоевательскую сущность адресата стихотворения.

Портретная характеристика основного образа лишена гармоничности: дикое напряженное «онемелое» лицо, узкие гневные очи, которые «мечут огни». Детали условной внешности подчеркивают характер героини — необузданный, агрессивный, варварский.

В финальном катрене позиция лирического субъекта меняется: он выступает в качестве наблюдателя, который замечает ежевечернее «красное зарево». Свечение окружает не город или селение, а место стоянки — это наиболее подходящая категория, точно характеризующая кочевую жизнь Руси-завоевательницы. Тревожные отсветы и манят, и страшат героя.

Источник: https://pishi-stihi.ru/rus-moya-zhizn-moya-vmeste-l-nam-mayatsya-blok.html

А.А. Блок. Тема родины в творчестве поэта. Стихотворение “Русь”

Класс: 9

Урок №: <\p>

Дата: <\p>

Тема: <\p>

Цель: познакомиться со стихотворением А.А. Блока «Русь».

Задачи: <\p>

– Через анализ поэтического текста подвести обучающихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины.

– Формировать умение обучающихся анализировать поэтический текст, определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их роль в тексте.

– На примере лирики Блока воспитывать у обучающихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.<\p>

Форма работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный.

Приемы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.

Виды читательской деятельности на уроке: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, чтение наизусть.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Оборудование: портрет А.А. Блока; тексты стихотворения Блока.<\p>

Ход урока:

«Тема о России… Этой теме я сознательно и

бесповоротно посвящаю жизнь…» <\p>

А. А. Блок

1. Организационный момент. <\p>

2. Этап актуализации опорных знаний. <\p>

– Что вы узнали о литературных направлениях в поэзии начала XX века?
Как этот век назван в литературе? 19 век – золотой, а 20-й? (Серебряный)

3. Этап усвоения нового материала. <\p>

1. Теория. <\p>

Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, —

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл…

Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

«Серебряный век» — сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее — в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?

Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни».

З. Гиппиус дала следующую характеристику тому времени: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

Совет

Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм. (Запись в тетрадь).

– Сегодня мы подробнее поговорим о творчестве Блока, этот поэт вам уже знаком, факты из биографии вам известны. <\p>

– К какому литературному направлению принадлежал А.А. Блок? (Символизм). <\p>

– Что такое символ? <\p>

-Какие известные неофициальные символы России вы можете привести в пример? (береза, тройка коней, тульский самовар, медведь, матрешка, пуховый платок)

– Почему эти объекты принято считать символами нашей страны? <\p>

– Тогда для чего нужны символы вообще? (Чтобы без лишних слов понять, о чем идет речь, намекнуть красиво на что-то важное и тонкое). <\p>

– Таким образом, поэты – символисты, к коим принадлежал Блок, умели через символы смотреть на мир, чтобы читатель глубже воспринимал поэзию.

2. Обращение к читательскому опыту обучающихся. <\p>

-Ребята, я знаю что к сегодняшнему уроку вы готовили для чтения наизусть стихотворения, которые объединены одной темой. Позвольте вас попросить к доске, чтобы мы смогли определить тему сегодняшнего урока. (Чтение стихов о России).

– Ребята, о чем сегодня пойдет речь? (о России, о родине).<\p>

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Блока «Русь».<\p>

-Что нам необходимо сделать, чтобы приблизиться к пониманию творческой личности поэта?<\p>

(Проанализировать стихотворение).<\p>

4. Этап углубления результатов осмысления лирики А. Блока.

-Итак, предлагаю вам прослушать данное стихотворение в исполнении русского актера художественного театра Василия Качалова.  Стихотворение «Русь» — одно из первых, посвященных России.  (Текст стихотворения лежит на столе каждого). (Приложение 1. )

После прослушивания начинается анализ стихотворения.<\p>

-Скажите, ребята, какие впечатления у вас возникли от первого знакомства с текстом?<\p>

-Какое общее настроение у стихотворения?<\p>

-Русь… Непознанная, полудикая, первобытная вселенная, обретшая видимые очертания и границы.

Русь… Стихия, вобравшая в себя таинственные грёзы и ворожбу, сказочно-сонные раздумья и пленительную сладость пьяняще красивой абсурдности бытия. “Умом Россию не понять…” Единственный способ познать её эфемерную, эмпирическую сущность — облачиться в одеяния мифического Морфея и окунуться в бездонные, безвременные пространства сна.

– Обратимся к лирическому герою стихотворения. Охарактеризуйте его настроение, состояние души.<\p>

(Лирический герой стихотворения Блока «Русь» предан дремотной неге, приобщён к тайне, во внутренних сферах которой, словно божественно-прекрасная, но жестокая и холодная царица, завладевшая сердцем простого странника, “почивает” Русь.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.)

– С какой интонацией нужно читать это стихотворение? (Это интонация преклоненной молитвы, смиренного служения. «Твоей одежды не коснусь» — ассоциация с каким-то священным существом, на которое можно только молиться, но не прикасаться к нему. Оно все — тайна.

Такова Русь — неразгаданная и не поддающаяся разгадыванию.

Дремота? Может, это дремота души? Или то состояние между сном и бодрствованием, когда особенно обострена интуиция, когда возможно «наитие», через которое интуитивно угадывается тайный смысл вещей?)

– О каком историческом времени идет речь в стихотворении? Современна ли страна Блоку?<\p>

      (Стремясь постигнуть дух Руси (именно Руси, а не России), поэт в воображении охватывает единым взором старую Русь с ее древними поверьями, сказками, ведунами и ворожеями (волшебники, колдуны и гадалки, знахарки), с ее метелями и нечистой силой «в снеговых столбах», с богомольцами и странниками, которые ходили с посохом — клюкой. («Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены». Живая клюка — в живой руке.)

      Когда перед мысленным взором поэта прошли эти картины и герои, когда открылась ему и была пережита им эта поэзия древнего мироощущения, еще живого в России XX века, поэт вправе воскликнуть:

– За что поэт благодарит свою страну?      

( Следующие строфы — как исповедь и как попытка переосмыслить весь свой предыдущий жизненный путь и всю систему личных и всех духовных отношений — с ориентацией на благоговейное восприятие Руси и ее духа. Именно Русь спасла поэта от потери духовной чистоты:

– Зачем Блок прибегает к повтору первой строфы? ( Вариативное повторение первой строфы как запева в конце стихотворения — ударная нота. Поэт настаивает на интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива. Очень созвучны блоковскому восприятию Руси картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «К ночи», «Сирень», «Лебедь» (все — 1899—1901 гг.). Ребята найдут в них символические образы, богатый ассоциативный ряд, возможность многообразного прочтения полотна)

– Скажите, а какова Русь Блока в данном стихотворении? Это идеальный мир, по Блоку? Найдите в стихотворении подтверждение своему мнению.

<\p>

(Русь в представлении лирического героя не идеальная, напротив, при видимой “насыщенной” первобытности, загадочности, истинной сказочности она колючая, снежная, “голая”, облачённая в лохмотья, не нашедшая правильного пути и заблудившаяся в мире распутий.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены…

Она нашла зримое воплощение и сфокусировала свои чарующие особенности в “мутном взоре колдуна” (необычный эпитет, использованный поэтом, определяет глубинную сущность Руси — мутная колдовская стихия).

Важно

Она завораживающе таинственна и непонятна, но её видимая загадочность приобретает апокалипсическое звучание.

Образ разноликих народов, водящих “ночные хороводы // Под заревом горящих сёл” родствен библейским образам жителей Вавилона, города — обители порока, которые претворили рушащуюся, гибельно обречённую действительность в Валтасаров пир.)

– Каково идейное содержание стихотворения?<\p>

(Идейное содержание стихотворения раскрывает два образа Руси: трагически-колдовской, изображённый в первой композиционной части (“Русь, опоясана реками…” — “Поёт преданья старины…

”), и реальный, не показанный явно, но ощущаемый читателем через настроение лирического героя, созданный во второй композиционной части (“Так — я узнал в моей дремоте…” — “Первоначальной чистоты”). Калькирование, наложение одной стихии на другую отражает “подводную” необыкновенность стихотворения.

Обратите внимание

В реальности Русь “преломляется”, перевоплощается в мертвенно-прекрасное создание, изуродованное горьким, разбойным жизненным бытием. Сонная пелена мыслей героя окутала земные несовершенства и преобразила трагическую абсурдность и жизненную зрелость в коварно-пленительные “ирреалии”.

Читайте также:  Какой поступок можно назвать бесчестным?

Из мира действительности проникли лишь бездорожье и одиночество лирического героя, пришедшего “печальной, ночной” тропой к кладбищу (мотив пути).

Задание по группам: <\p>

1. Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении? Как бы вы их отразили в музыке? В живописи? Какие бы средства использовали? <\p>

2. Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.

3. Какая тема не разделима с темой родины? Приведите примеры из ранее изученных произведений.

5. Этап подведения итогов урока.

-Ребята, дома вы писали эссе на тему «За что я люблю свою страну». Думаю, что несколько строчек из каждой работы будут своеобразным выводом для нас в конце сегодняшнего урока. <\p>

Вопросы:

1. Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

2. Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?

6. Рефлексия.

– Понравился ли вам сегодняшний наш урок? Положите отзывы об уроке в корзину мыслей.<\p>

7. Домашнее задание (контроль усвоенного).

– Выучить наизусть стихотворение Блока. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная» С. Есенина. Вспомнить его биографию.<\p>

Приложение 1. <\p>

Русь. А.А. Блок.Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,И с мутным взором колдуна,Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел.Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на поляхИ ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюгаДо крыши — утлое жилье,И девушка на злого другаПод снегом точит лезвее.Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены,И вихрь, свистящий в голых прутьях,Поет преданья старины…Так — я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотийДуши скрываю наготу.

Тропу печальную, ночнуюЯ до погоста протоптал,И там, на кладбище ночуя,Подолгу песни распевал.И сам не понял, не измерил,Кому я песни посвятил,В какого бога страстно верил,Какую девушку любил.Живую душу укачала,Русь, на своих просторах ты,И вот — она не запятналаПервоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь.Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь.

1906 г.<\p>

Приложение 1. <\p>

Русь. А.А. Блок.Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне — ты почиешь, Русь.Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,И с мутным взором колдуна,Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на поляхИ ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюгаДо крыши — утлое жилье,И девушка на злого другаПод снегом точит лезвее.Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены,И вихрь, свистящий в голых прутьях,Поет преданья старины…Так — я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотийДуши скрываю наготу.

Тропу печальную, ночнуюЯ до погоста протоптал,И там, на кладбище ночуя,Подолгу песни распевал.И сам не понял, не измерил,Кому я песни посвятил,В какого бога страстно верил,Какую девушку любил.Живую душу укачала,Русь, на своих просторах ты,И вот — она не запятналаПервоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь.Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь.

1906 г.<\p>

Источник: https://infourok.ru/aa-blok-tema-rodini-v-tvorchestve-poeta-stihotvorenie-rus-1113520.html

Стихотворение А. Блока «Русь». – Анализ стихотворения

Александр Александрович Блок-это поистине великий выдающийся поэт XX столетия.

Мне кажется, правы те, кто говорили, что истинный поэт-лишь тот, кто живет одной жизнью с Родиной, разделяет ее судьбу в моменты всеобщего горя и счастья, тот, кто в своих произведения отражает свою неразрывную связь с родной страной.

Александр Блок-в этом смысле настоящий поэт, ведь он на протяжении всей своей жизни умел слышать “звуки революции”, мог своим феноменальным талантом предугадывать события недалекого будущего его страны, а значит – растворял свою жизнь в жизни Родины.

Блок принадлежал к числу поэтов-символистов, поэтому разнородная символика была присуща его творчеству.”Русь”- символичное название, оно пронизано духом древности. Автор уводит нас в те незапямятные времена, когда еще “разноликие народы” водили “ночные хороводы”, что невольно ассоциируется с какими-то таинственными обрядами древних людей…

Важно

В них было и нечто магическое, и даже некое чудное волшебство… Поэт видит в своей Руси какую-то непостижимую тайну, эта страна необычайна, и об этом автор говорит еще с самых первых строк: Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне – ты почиешь, Русь.

Как мне кажется, Блок воплощает в таком образе Руси, окутанной некой грезой, сновидением, непостижимой тайной образ “Прекрасной Дамы”, таинственной “Незнакомки”, котрую также нельзя облечь в некую форму, в ней есть лишь причудливые, романтичные признаки, неуловимые черты… Но поэт созерцал Русь не просто таинственной, но и страной сказочно-волшебной. Ведь только всмотритесь в эти образы:”ведуны с ворожеями” или ”ведьмы тешатся с чертями”.

В памяти невольно всплывают картинки из любимых сказок детства, перечитываемых, бывало, по несколько раз! Вообще, мотив такой чарующей сказочности проходит через все стихотворение: здесь и “мутный взор колдуна”, и образ “живой”, немало повидавшей на своем веку клюки, которая, как правило, всегда принадлежит какому-нибудь ветхому добренькому старичку, прошедшему так неизмеримо много дорог. Все в художественном мире Блока необычайно одухотворяется, что вносит еще больше сказочных красок в произведение: помимо той самой клюки, которая словно сама проходит дальние дороги Руси, сам вихрь напевает “преданья старины”, но, что там, даже сама Русь предстает перед нами в обличии старых “лохмотий”и“опоясанная реками”.Русь-это воплощение величественности, включающей в себя и древний возраст, и силу несравненной красоты, необъятности. И такая страна не могла не пленить душу героя: …И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

Совет

Какая бы ни была его Родина, она владеет им, он по-детски беззащитен перед ней своей неземной влюбленностью в нее. И даже кажется, что от этих ветхих лохмотий, то есть всецелой нищеты страны, горячее сердце героя все сильнее и сильнее проникается безумной любовью к родимой земле.

И это глубокое чувство лишает его какого бы то ни было ощущения времени, захватывает героя до такой степени, что вовлекает его в мир какого-то счастливого беспамятства.

Он уже не принадлежит этому земному миру-он полностью поглощен бесконечной любовью к Родине: И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого бога страстно верил, Какую девушку любил.

…Но тайна-то Руси заключается не в сказочности, и даже не в покоряющей красоте, а в том, что сколько веков она ни прожила, ее народ еще никогда “не запятнал первоначальной чистоты”.В этом и есть вся разгадка той тайны, о которой автор начал рассказ в первой строфе и снова упомянул в последней, заключительной(кольцевая композиция). А. А.

Блок – определенно, поэт высочайшего уровня. Его произведения пронизаны его неповторимо индивидуальным восприятием России, замечательны своей насыщенностью художественными образами и способностью покорять человеческие души, затрагивать сердца миллионов людей.

И стихотворение “Русь” еще раз доказывает нам, насколько сильно, можно сказать, страстно любил Блок родину, он отдавался ей всем сердцем, всей душой.

Совет

Это была действительно довольно “странная любовь”-поэт любил и прославлял даже больше не просторы и красоту родной земли, а то, что другие наоборот не принимали-нищету, какую-то свойственную только России тоску. Особенно сильно это стихотворение отражает неизмеримую гордость Блока сохранностью в родной стране удивительной “первоначальной чистоты”.

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/stixotvorenie-a-bloka-rus-analiz-stixotvoreniya/

Александр Блок – Русь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь.

Анализ стихотворения «Русь» Блока

Революция 1905 г. оказала большое влияние на А. Блока. Она раскрыла всю несостоятельность его революционных идеалов. Одновременно кровавые события показали поэту настоящую картину действительности. С этого времени он начинает постепенно отходить от символизма.

Вместо туманных и неясных образов в его творчестве появляются темы, имеющие непосредственное отношение к реальной жизни. Одной из них становится тема Родины. Образ многострадальной России очень увлек Блока. Он видел в нем возможный выход из тяжелой ситуации. Тема национального единства выглядела спасением для общества, которое раздирали противоречия.

В 1906 г. поэт написал стихотворение «Русь», которое проникнуто огромной любовью к своей стране.

Образ Женщины, который Блок воспевал в прошлом, трансформируется в образ Вечной России, олицетворяющий одновременно Мать, Жену и Подругу. Поэт подчеркивает ее божественное происхождение и таинственный облик: «твоей одежды не коснусь». Патриотическая тема в России всегда была тесно связана с православием.

Однако Блок вообще не использует религиозную символику. Перед нами восстает дохристианская языческая Русь с ее древними преданиями и верованиями («ведуны с ворожеями», «ведьмы… с чертями»). Поэт описывает необъятность своей страны, ее многонациональность.

Особое значение для него имеет богатая русская история, уходящая корнями в глубокую древность.

Лирический герой в стихотворении пребывает в состоянии «дремоты». Блок имеет в виду, что Россия до сих пор не вышла из вечного сна. В русской душе заложены огромные внутренние силы, которые ждут своего пробуждения. Несмотря на все свое величие, страна по-прежнему нищая и убогая.

Обратите внимание

Появляется печальный мотив, связанный с образом одинокого ночного певца на кладбище. Автор замечает, что его песни выражают обобщенное чувство любви к Родине, не привязанное к чему-то конкретному. В этом можно увидеть намек поэта на различные политические течения, каждое из которых предлагало свой единственно верный путь для России.

Они способны только «запятнать первоначальную чистоту» своей Родины. Блок считает, что смог сохранить «живую душу», которая испытывает искренние переживания за судьбу страны. Последнее четверостишие практически полностью повторяет первое. Автор замыкает композицию, изобразив цельный облик Вечной России.

<\p>

Стихотворение «Русь» — яркий пример патриотической темы в творчестве Блока.

Читать стих поэта Александр Блок — Русь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-blok-rus/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]