Проблема ответственности за свои поступки — аргументы и сочинение
(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города.
(3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика.
(4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. (5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду.
(6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
(7)–Мам, а почему нельзя?
(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!<\p>
(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления.
(13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления.
(17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло! (21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.
(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать… (24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего.
(25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там еёне найдут.(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе.
(29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе.
(31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку.
(33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.
(по С. С. Качалову)
Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.
Проблема
С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин — главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.
Комментарий
В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.
В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины.
За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе.
Вот такая удача.
Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием.
Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней.
Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.
Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: «Разве ты меня обманул?» И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.
Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.
Авторская позиция
Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.
Своя позиция
С автором невозможно не согласиться. Решаясь на какое-то действие или поступок, необходимо хорошенько подумать, каково тебе с этим будет жить, не пожалеешь ли ты потом. Потому что исправить то, что натворил, не всегда будет возможным.
Аргумент №1
В литературе практически в каждом произведении раскрывается тема ответственности за собственные поступки. К примеру, в «Преступлении и наказании» Ф.М.
Достоевского многие герои несут на себе тяжесть ответственности за совершенные ими действия.
Родион Раскольников, убивая старушку-процентщицу, а вместе с ней и ее слабоумную сестру на сносях, настолько претерпевал муки совести, что буквально лишался чувств.
Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.
Аргумент №2
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главный герой Эраст, обманувший Лизу, продавший свою любовь за женитьбу на богатой даме, всю оставшуюся жизнь будет мучаться от того, что стал причиной гибели молодой и наивной девушки. Его бездумные эгоистичные поступки привели к тому, что бросилась в реку искренне любящая его Лиза, не сумев перенести предательство и ложь любимого человека.
Заключение
Что бы мы ни делали в жизни, к чему бы ни стремились, всегда есть то, что ограничивает нас – наша совесть. Идти
вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.
<\p>
Источник: https://spadilo.ru/problema-otvetstvennosti-za-svoi-postupki/
Сочинение про ответственность | Инфошкола
8 Июль 2014 админ Главная страница » Link Просмотров: 71445
Ответственность — это такая вещь, которая не существует сама по себе, а всегда рассматривается в определенном контексте.
Некоторые взгляды на ответственность в нашем обществе настолько масштабны, что определить правильное поведение человека довольно сложно. Чем больше ответственность, тем меньше человек способен что-то изменить и повлиять на то, за что он отвечает.
Иногда именно для того, чтобы уменьшить свою ответственность, люди намеренно увеличивают масштаб дела таким образом, что потом почти невозможно найти тех, кто отвечает за те или иные события.
Человека можно назвать настоящим и полноценным членом общества только тогда, когда он способен отвечать за то, что он делает. Человек всегда должен отвечать за свое поведение, свои поступки, крепко держать в руках свою судьбу, быть готовым к любым испытаниям, постоянно стремиться к победам в личной жизни.
Ответственность — это обязанность человека перед кем-то или перед чем-то.
Например, общественный долг, совесть и честь, жизненная позиция и отношение к окружающим согласно общественных моральных норм и принципов является мерой нашей ответственности перед обществом.
Кроме того, каждый нормальный человек должен уметь управлять собой, своим поведением. Самовоспитание также является проявлением ответственности, свидетельствует, что человек уже достаточно зрелая и духовно стойкая личность.
Многие поколения наших предков жило и действовало по девизом «Я отвечаю за все!».Ориентируясь на этот лозунг, они становились настоящими людьми, способными на подвиги ради других людей, ради Родины.
Во время Великой Отечественной войны наши соотечественники, потеряв ноги, сражались с врагом, научившись управлять самолетами, а после войны — машинами и тракторами, а потеряв руки не унывали и становились выдающимися писателями, художниками и другими известными людьми.
Следует сказать, что выполнять долг перед семьей, друзьями, окружающими нас людьми, перед Родиной, достаточно сложно. Для того, чтобы избежать ответственности и выполнения обязанностей находится довольно много причин.
Бывает, не хочется рано вставать, потому что вчера поздно лег, нет настроения уважать родителей, не хочется выполнять домашнее задание, потому что болит голова, не хочется ничем заниматься, потому что для этого нет соответствующих условий, и тому подобное.
Те, кто придерживаются таких взглядов и живут по таким правилам, к сожалению, не понимают, достойные условия для своей жизни должны создавать они сами и в этом состоит их обязанность, этим определяется уровень их ответственности.
И только от самого человека зависит, сможет ли он осуществить свои мечты и достичь своей цели.
Человек призван жить так, чтобы ее жизнь была не только на личное благо, а на благо окружающих, на благо своего родного народа, своей Родины.
Человек призван отвечать за свои поступки не только перед собой, а перед теми, кого она любит и уважает.
А для того, чтобы чувствовать себя Человеком с большой буквы, надо приносить как можно больше радости и счастья в жизни других людей и вместе с тем чувствовать свою ответственность за все свои поступки и свое поведение.
Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-pro-otvetstvennost/
Проблема ответственности
Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности.
Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом.
Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.
Понятие ответственности
Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения.
Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна.
Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка.
Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.
Личная ответственность
Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача.
Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации.
Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.
Коллективная ответственность
Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества.
Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях.
Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.
Как формируется ответственность
Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек.
Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль.
Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.
Проблема ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.
Почему не все принимают ответственность
Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену.
Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства.
Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.
Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными.
Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий.
В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.
В чем заключается истинная ответственность личности?
Нередко с ответственностью люди путают слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе.
Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми. Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям.
Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия.
Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.
Как ответственность связана со свободой?
Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?
Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению.
Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче.
Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными.
Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.
Как развить в себе ответственность
Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время.
Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.
Осознание твердой необходимости
Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях. Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий.
Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов идти до конца к победным свершениям.
На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.
Планирование деятельности
Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности.
Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком.
Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.
Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше.
Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете.
А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.
Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете.
Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения.
Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.
Прогнозирование результатов
Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно.
Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай. Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход.
Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.
Не отступайте от цели
Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку.
Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность.
Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.
Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.
Источник: https://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/otvetstvennost.html
Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание»)
Проблема личной ответственности человека за свои поступки.
Он даже и не знал того, что проблема личной ответственности человека за свои поступки , новая жизнь не даром же ему достается, что ее еще надо дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…Роман Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести.
Достоевский убеждает нас в том,’ что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия. Такой груз неожиданных последствий несет на себе теория Раскольникова.
В своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорил о делении человечества на два разряда: обыкновенных, способных быть лишь материалом для истории, и необыкновенных, которые могут во имя великой цели переступать через нравственные законы общества.
И не просто переступать, а не терзаться при этом муками совести и не нести никакой ответственности. Чтобы определить, к какой категории относится он сам, Раскольников задумывает и совершает убийство с ограблением. Он считает, что зловредная старушонка Алена Ивановна станет первой ступенькой в его восхождении к власти над миром.
Раскольников хочет спасти всех униженных и обездоленных — Мармеладовых, девочку на бульваре, своих близких. Но уже первый шаг на этом благородном пути связан с кровью и грехом — он ведь убил не только старуху, но и ее сестру Лизавету.
Соня Мармеладова с ее идеалом Христа пытается убедить Раскольникова в необходимости предстать перед судом, покаяться. Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее.
Долгое время он переживал лишь из-за того, что он — не сверхчеловек, потому что его мучает совесть. Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания.
Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова.
Свидригайлов — преступник по сути, на его счету несколько загубленных жизней. Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова.
Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни. Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству.
Это — не только расплата за многие грехи, но и моральный крах. Узнав о смерти Свидригайлова,
Раскольников признается в собственном преступлении. Он постепенно понимает, что всякая идея сверхчеловека оборачивается духовной пустотой, бездной. И это — самая страшная плата за его идею.
Попав на каторгу, Раскольников столкнулся с отчуждением других преступников, которые видели в нем всего лишь неумелого убийцу, барина. И это было еще одним разоблачением его теории — бесчеловечной, жестокой, а не нацеленной на добро.
Истинной платой за свое преступление стала для Раскольникова не тюрьма, не каторга, не расставание с привычной жизнью, а муки совести и духовный кризис, связанный с крушением идеи о сверхчеловеке. Только переболев и перестрадав, Раскольников раскаялся полностью, по-настоящему, и обрел новые, христианские идеалы.
А следование им предполагает вечный подвиг, вечную расплату и вечную ответственность не только за свои поступки, но и за поступки других.
Источник: https://www.prepodka.net/problema-lichnoj-otvetstvennosti-cheloveka-za-svoi-postupki-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
Сочинение «Проблема ответственности за свои поступки” (в частности ответственности ученого по повести) «Собачье сердце» М. Булгакова
Что такое ответственность? Понятие ответственности можно рассматривать со многих сторон. С давних времен философы и учёные размышляли над определением ответственности. С философской точки зрения ответственность – это понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом.
Человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других.<\p>
Каждый человек постоянно сталкивается с той или иной мерой ответственности как в частной жизни, так и профессиональной.
Многие сферы деятельности человека предполагают особый уровень ответственности – как моральной, так и юридической. Такие профессии как доктор, юрист, спасатель и многие другие характеризуются повышенным уровнем ответственности, так как от правильности принятых этими людьми решений зависит чья-то жизнь и благополучие.
Осознавать высокий уровень ответственности за свои действия должны также люди науки – изобретатели и первопроходцы. От их чувства ответственности и осторожности порой зависит судьба целого мира.<\p>
Практическая реализация научных открытий в начале 20 века начала рассматриваться как важная этическая проблема.
Многие писатели посвятили свои произведения вопросу ответственности учёного. М.А.Булгаков также затронул этот вопрос в своём творчестве. В частности он рассматривает его в своих произведениях «Собачье сердце» и «Роковые яйца».
<\p>
Сюжет повести «Собачье сердце» рассказывает об эксперименте профессора Преображенского, который пересаживает гипофиз человека собаке.
Эксперимент дает неожиданный результат. Пес начинает превращаться человека. Причем и внешне и внутренне он начинает напоминать «донора» гипофиза – вора и пьяницу Клима Чугункина. Со временем подопечный превращается в человекоподобное чудовище, без морали и совести, способное на любую подлость и гадость.
<\p>
Одной из главных проблем в повести автор ставит неправильное и непродуманное применений научных открытий. Автор заинтересован не столько в рассмотрении самого «открытия», сколько в том, как с ним обходятся люди – используют его во вред или во благо.<\p>
Образ Профессора Преображенского – это образ творца, ученого, который мог бы существовать в любую эпоху.
Филипп Филиппович в определённом смысле «не от мира сего». В повести также явно просматриваются евангелические мотивы. Не случайна и фамилия профессора, указывающая на его роль творца преобразующего мир.<\p>
Профессор раскаивается в своей невольной вине и пытается исправить свою ошибку. Он понимает, что ответственность за поступки Шарикова в конечном счете несет он.
Он видит, что его подопечный угрожает не только ему самому, но окружающим. Таким образом «обратная» операция это не только самозащита, но готовность исправить ошибку и защитить мир от «шариковщины».<\p>
Понимание личной ответственности за свои поступки должно защищать людей от опасных действий и необдуманных поступков.
С другой стороны, многие открытия были совершены людьми именно вследствие них. Наверно, в силах человека попытаться проконтролировать себя в рамках возможного и ставить целью не навредить никому, но нельзя совсем отказаться от риска. Иначе познание мира станет невозможным.<\p>
Цитатная характеристика Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Описание героев «Собачье сердце»
«Собачье сердце» анализ кратко<\p>
Цитатная характеристика Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=326
Ответственность за последствия своих поступков
“Когда мы говорим, что несем ответственность
за то, что с нами происходит,
то это просто иной способ сказать,
что мы пожинаем то, что сеем.
Семя и жатва составляют нашу ответственность”
Лиз Бурбо
“Нам не дано предугадать,
как слово наше отзовется”
Федор Тютчев
Быть ответственным, считает Лиз Бурбо, означает способность человека отвечать за последствия ВСЕХ своих решений, своих действий, слов и реакций.
Альфрид Лэнгле говорит о связи поступка и ответственности следующее:
“Если я действовал свободно, я не могу переложить свою ответственность и вину на другого. Поступок остается целиком за мной.
Он является выражением меня, самостоятельного и реального человека, и тех целей, которым я следую. Я отвечаю за все, что было сделано мной добровольно.
Все то, что произошло не без моего участия, создано также и мной. И если прежде я имел отношение к этому, то теперь это имеет отношение ко мне”.
Конечно, никто другой не вправе и не в состоянии присвоить себе заслуги, заключающиеся в последствиях поступка человека. Но не всегда последствия поступка могут являться предметом гордости.
Как утверждает Лэнгле, “результат любого события, в котором определенную роль играло мое участие, находится между двумя полюсами – моей заслугой и моей виной – но при условии, что я участвую в нем как свободный человек”.
Человек всегда пожинает плоды своих поступков – и всегда в зависимости от своей мотивации, то есть, от намерения, с которым он совершает поступок. В еврейской религиозной традиции имеется понятие “кавана”.
Кавана представляет собой “направленность мыслей и сердца”, вкладывание души в то, что человек делает, психологическое и духовное наполнение его поступка или слова.
Так, человек может совершить свой выбор (пусть порой и бессознательно) в пользу зла, если имеет где-то в глубинах своего сердца злые или неискренние намерения. Даже самые благие желания могут содержать в себе толику желания неблаговидного.
Эта толика и придает решению и поступку человека долю “злого” намерения. Иными словами, мы ответственны не только за свои поступки, но и за желания! Рассказ У. Джекобса “Обезьянья лапка” красиво иллюстрирует этот факт.
Здесь как раз находится область, в которой сходятся понятия ответственности и ВИНЫ. В случае намеренного неблаговидного поступка человек будет не просто ответствен, но и виновен в его последствиях.
Совсем другое дело – обвинения, предъявляемые человеку (или самообвинения) за негативные последствия некоего поступка, совершенного им не просто в искренней уверенности в том, что он поступает хорошо, но и с искренне добрыми намерениями.
Человек, искренне желающий добра, может совершить поступок и с негативными последствиями, если он недоучел или в силу обстоятельств не мон учесть возможность таких последствий. Он, конечно, будет ответствен за последствия своего поступка, но виновен он не будет.
Конечно, с высоты своего теперешнего опыта, включающего как знание человека о негативных последствиях когда-то совершенного им поступка, так и его текущее понимание того, что хорошо и что плохо, легко судить себя прежнего, не обладающего таким опытом.
Но в нашем прошлом мы всегда другие. Потому и подходить к суждению о наших тогдашних поступках следует с масштабом и критериями, соответствующими нам тогдашним.
Отсутствие злого намерения является критерием отсутствия вины, что все же не освобождает человека от ответственности. В подобных случаях место обвинения может занять возможность обучения на собственном опыте.
На основе обратной связи человек может менять свое поведение, реагируя на реакцию окружающего мира и других людей на то, что он делает.
Ведь именно реакция нашего окружения показывает нам, каковы последствия того или иного нашего поступка или высказывания.
Человек в состоянии осознать, устраивают ли его последствия собственных поступков и принять решение о том, как ответственно поступать в подобных ситуациях в дальнейшем.
Лиз Бурбо считает, что “все, что с нами происходит, делается для того, чтобы помочь нам взять на себя ответственность за собственную жизнь, то есть отве¬чать за последствия каждого сделанного нами выбора”.
Честно прислушиваясь к собственному опыту, человек становится мудрее и может свободно и ответственно делать свою жизнь лучше.
Альфрид Лэнгле подчеркивает, что ответственность накрепко связывает человека с его решениями, а значит и с их последствиями, которые могут быть и весьма негативными и постыдными.
“Вся проблема в том, что мы не вольны изменить прошлое, и это особенно наглядно показывает нам нашу ограниченность”, – пишет Лэнгле. Это, конечно, проблема, но повода для отчаяния нет.
И Лэнгле называет основополагающий принцип, лежащий в основе осмысленного и ответственного обращения с любой проблемой: “То, что можно изменить, должно быть преобразовано. Где невозможно что-либо изменить, я могу измениться сам”.
***
Другие люди нередко могут обижаться на что-то сказанное или совершенное нами.
Лиз Бурбо подчеркивает, что человек не может нести ответственность за чьи бы то ни было эмоции, связанные с совершенным им поступком.
Другие люди сами несут ответственность за собственную реакцию на события, которые с ними происходят. А ваш поступок или высказывание как раз и являются для другого человека такими событиями.
Но, несомненно, важно отличать случайно нанесенную другому человеку обиду от намеренного причинения другому человеку боли и страданий. Такой намеренный поступок, нарушающий ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, безусловно является осуществлением выбора в пользу зла. В последнем случае обидчик безусловно виновен в том, что другой человек страдает. По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? <\p>
Источник: https://www.strah-i-trevoga.ru/articles/176-bazalnye-vidy-trevogi/trevoga-viny-i-nakazaniya/o-smerti-i-trevoge-nebytiya/409-otvetstvennost-za-posledstviya-svoikh-postupkov.html
4. Перед кем ответствен человек? За что ответствен человек?
Вопросы
эти не так просты, как кажутся на первый
взгляд.
Представители разных направлений
духовной жизни
отвечают на них по-разному, так же как
и авторы, придерживающиеся различных
позиций.
Рассмотрим
ответы на вопрос: перед кем ответствен
человек?
65
3. Зак. 49
Человек
свободный и ответственный
1.
Согласно светской точки зрения, человек
ответствен
перед другими людьми. Мы живем не в лесу,
не в пещере,
не в глубоком одиночестве, а общаемся
с себе подобными.
Коммуникация — важнейшее условие нашей
жизни.
Уже поэтому свобода человека не
может быть абсолютной,
она упирается как в ограничитель в
интересы и волю Другого, в его
физическое присутствие и духовное
соучастие.
Но Другой — не только граница
нашей
свободы, это тот, с кем мы взаимодействуем,
совместно ставим цели, делим
обязанности, перед кем отчитываемся
и кого желаем сохранить. Мы отделены от
него
телом, иным положением в пространстве,
своей неповторимостью, и в этом смысле
мы независимы от него.
Но в то же самое время мы глубоко зависимы,
несвободны,
потому что остро нуждаемся в Другом для
того, чтобы выживать и жить, создавать
культуру, общаться, не чувствовать
вселенского одиночества. Человек может
жить, только
постоянно выходя за свои пределы к
Другим.
Наша
глубокая моральная ответственность
перед Другими
зиждется на нашей объективной
социокультурной и
психологической зависимости от них. И
в этой зависимости нет никакого
негативного смысла, ибо она естественна.
Получается парадокс: ответствен человек,
свободно
принимающий решения и в то же время в
самом своем
основании зависящий от Других.
Однако
если присмотреться
получше, никакого парадокса нет, ибо
свободные решения принимает индивид,
живущий в обществе
и черпающий именно в рамках этого
общества свои ориентиры,
цели, идеалы, в том числе и идеал свободы.
Независимость,
непривязанность, на которую ориентируются
популярные ныне оккультисты и эзотерики,
означает
полную свободу от всего человеческого
и, стало быть, устранение
ответственности перед Другими и за
Других. Адепт
или йог, достигший высокой степени
совершенства, отрывается
от всего земного, он равнодушен к другим
людям
— ограниченным смертным существам, он
боль-
66
Лекция
2
ше
не живет их интересами и потому отвечает
только перед
Богом и перед самим собой. Полная свобода
от привязанностей
надчеловечна и бесчеловечна. Но пока
человек
находится в мире, пока он — воплощенный
дух, он
тесно связан с Другими и ответствен
перед ними и за них.
«Мы всегда в ответе за тех, кого мы
приручили».
Однако
чтобы не обижать эзотеризм, стоит
заметить, что
и там нередко речь идет о достигших
совершенства духах,
которые по своему свободному решению
берут на себя
ответственность за земные дела. Не перед
людьми, но
за людей.
Таковы разного рода Учителя
человечества, которые,
вместо того чтобы блюсти невозмутимость
и наслаждаться
небесным блаженством, усердно помогают
роду людскому понять глубинные законы
мироздания. Таковы
и бодхисаттвы в буддизме — существа,
отказавшиеся
от нирваны до тех пор, пока последний
червяк не станет
буддой.
Думается, при такой постановке
вопроса речь
идет об ответственности не только за
живые существа,
но и перед ними. Ну не считают же нас
великие духи
простыми объектами! Впрочем, они не
переживают привязанности
и зависимости, что нам, простым смертным,
достаточно трудно представить.
Живя в
реальном эмпирическом
мире, мы зависим от Других в самой основе
своего существа, и потому держим перед
ними ответ
— перед родней и друзьями, коллегами и
соотечественниками,
перед всем человеческим родом.
2.
С религиозной точки зрения, люди
ответственны прежде всего перед Богом,
а уж во вторую очередь — перед
себе подобными. Люди вторичны, Господь
— исток
и начало, он — моральный законодатель
и последний судья,
поэтому мы отвечаем перед Всевышним за
свои усилия по снисканию вечной жизни.
Наша глубокая ответственность
выражается в покаянии, в докладе и отчете
Богу обо всех наших делах.
Поскольку
добрые дела Бог и сам видит, мы должны
рассказывать
ему о грехах, о своем несоответствии
задан-
67
Человек
свободный и ответственный
ным
духовным образцам. И не потому, опять
же, что он их
не знает, а потому, что это и есть способ
держать ответ.
В покаянии как способе утвердить свою
ответственность перед Богом человек
соглашается принять любую кару
— расплатиться за слабость и непослушание.
3. Согласно
индивидуалистическим концепциям
(с
различными
мировоззренческими ориентациями),
чело
век
должен держать ответ только перед самим
собой.
«Я»
—
последнее и единственное, что мы знаем
с достовер
ностью,
весь остальной мир — лишь проекции
нашей ин
дивидуальности,
представление о Других — более или
менее
вероятные модели, воспроизводящие наш
собствен
ный
внутренний мир, каким он был бы при иных
обсто
ятельствах.
Поэтому отвечать можно лишь перед
собствен
ным
«я», ну не миражам же рапортовать! Я
обладаю сво
бодой
от любых внешних определенностей,
поэтому ни
кто
мне не указ, никто не вправе спрашивать
с меня отче
та.
Ответственность перед другими, перед
начальством,
перед
властью — не более чем рабская психология,
по
рождение
авторитарных форм правления. У меня
нет, по
мнению
индивидуалистов, никакого
фундаментального
долга
по отношению к другим, и потому я перед
ними не
в
ответе.
Лишь о себе, о своем развитии,
совершенстве,
бессмертии
и спасении должен я заботиться
по-настоя
щему,
и поэтому лишь сам себя я могу корить и
упрекать
за
неудавшиеся дела и начинания. Другие
люди, отчуж
денные от меня, не имеют
никакого права спрашивать с
меня и
судить мою уникальность.
4. Согласно
учениям, стремящимся совместить
ориен
тацию
на Других с принципом индивидуализма
(Э. Фромм,
В.
Франки и др.
), человек в ответе перед
своей собствен
ной
совестью, он не подчинен извне никакому
диктату,
однако
совесть его ориентирована не только на
собствен
ное благо, но и на благо
ближних.
Учет интересов других
понимается
в этом случае как естественное стремление
че
ловека, который живет среди людей
и всегда «трансценди-
Лекция
2
рует»
за пределы собственного «я».
Не официальная
структура,
не учитель с розгой и не назидательный
религиозный проповедник
заставляют меня чувствовать ответственность,
но
только мое собственное лучшее «я»,
высшее начало, содержащееся в глубинах
моего внутреннего мира.
Лишь ему
я подсуден, лишь ему подотчетен, перед
ним я готов отвечать
по всей строгости внутреннего закона.
Это высшее
начало во мне соединяет меня со всем
остальным миром
и обязывает к бесконечному благожелательству.
А
теперь ответим на вопрос: за что ответствен
человек? За
поступки, за мысли, за чувства или за
все вместе?
1. Со
светской точки зрения, делающей акцент
на от
ветственности перед другими
людьми, прежде всего мы
отвечаем
за поступки. На этом же принципе
построена
ответственность
юридическая. Если человек только ду
мал
сделать кому-то зло, но реально ничего
не сделал, то
и
ответственности он не понесет.
Юридически
осудить
за
мысли нельзя, хотя заранее обдуманные
преступления,
воплощенные
в жизнь, наказываются гораздо более
су
рово,
чем преступления случайные,
непреднамеренные.
Светский
подход, не отвергая ответственности за
состоя
ние
души, выдвигает на первый план
ответственность за
поступок,
потому что именно практическое
поведение,
действие
способно зримо и реально изменить нечто
в своей
и
чужой жизни. За это изменение, злое или
благое, мы и
держим
ответ как перед другими, так и перед
собой.
С
позиции
эмпирической жизни, прямо не
просматривает
ся
то реальное влияние, которое оказывают
на действи
тельность мысли и чувства
сами по себе. Субъективное
переживание
— нравственная невидимка для
ответствен
ности,
понятой как отчет за дела. Если ты кипишь
нена-
вистью,
но не пускаешь ее в ход, она несущественна…
Совсем
другого взгляда придерживается
религиозная и
эзотерическая мораль.
2. В
религии мы ответственны прежде всего
за состо
яние
своей души. Если душа черна, то и дела
будут чер-
69
Человек
свободный и ответственный
ными.
Великие святые и аскеты более всего
корили самих
себя не за деяния, а за мысли, за греховные
чувства и
образы, возникавшие в их воображении.
Тело, творящее дела, смертно, а душа
вечна, от того, какие она несет в себе
переживания и думы, зависит и то
бесконечное
будущее, которое ей предстоит.
Именно
душевный и
духовный строй — самое важное в человеке,
и индивид,
обладающий свободой воли, сам определяет,
на какой
лад настроить свой внутренний мир — на
божественный
или на бесовский, дьявольский. Именно
душа человека
— то поле, на котором сражаются Господь
и враг рода человеческого,
и победа одного из них зависит в том
числе от человека.
Мы в ответе перед
Творцом за свою внутреннюю
чистоту, за свободу от эгоизма и гордыни.
Тема
ответственности за мысли и чувства ярко
представлена
в эзотерическо-оккультной литературе.
По оккультным представлениям,
ментальный план (уровень мышления)
и астральный план (уровень чувств)
являются определяющими, причинными
по отношению ко всему
физическому миру, поэтому ответственны
мы прежде всего
за них.
Все практические дела повседневной
эмпирии
— не более чем следствия мышления и
переживания.
Когда духовная монада, составляющая
ядро личности,
развоплощается, переходит в посмертные
тонкие миры,
тело исчезает, но все чувства и мысли
остаются. Если это благие мысли, человек
попадает в личностный рай,
созданный им самим.
Если это зависть,
похоть, ненависть,
то создается ад, где душа умершего
общается с
безобразными монстрами — собственными
страстями. Более
того, вибрации эмоций и мыслей в новом
воплощении притягивают человека в
соответствующую среду, и
он рождается либо в хорошей и благополучной
семье, либо
среди разбойников и бродяг.
В
религиозной и эзотерической литературе
мы можем прочитать,
что ответственны не просто за мысли, но
за каждую
свою мысль, за всякое случайно
промелькнувшее
переживание, которое может сыграть в
нашей судьбе
70
Лекция
2
поистине
роковую роль. Так, в последние годы вышел
целый
ряд книг С. Н. Лазарева «Диагностика
кармы», повергший
довольно многих людей буквально в
истерику.
В книгах этих идет речь о том, что всякая
негативная эмоция и мысль производит
мощные энерго-информаци-онные изменения,
которые камнем ложатся не только на
вашу
судьбу, но и на судьбу ваших детей.
Даже
ситуативное
сильное чувство, которое пришло и ушло,
может создать такую информационную
матрицу, которая погубит здоровье и
благополучие целых поколений. Не уследишь
за собой — беда.
Взвесьте, какова при
этом ответственность
за каждое промелькнувшее чувство! Да и
в силах ли человек
(который, как известно, никогда не бывает
полностью
рефлексивен, до конца самоотчетен)
фиксировать
любое движение собственной души? Многие
прочитавшие книги Лазарева стали
просто бояться самих себя, получили
«невроз ответственности», который,
разумеется,
ничего доброго принести не может.
Видимо,
истина состоит в том, что отвечаем мы
не за отдельную
скверную мысль (у кого не бывает дурного
настроения?),
а за целостность нашего мышления, за
основной
строй своих чувств и переживаний. Здесь
человек
действительно вполне властен над собой.
Можно попустительствовать
злым мыслям, разжигать в себе дурные
страсти,
лелеять их. А можно, напротив, культивировать
доброжелательство,
спокойствие, позитивное отношение к
действительности. Это и будет поистине
ответственным
отношением к своему сознанию.
Со скверными
мыслями
тогда даже не придется бороться (тот,
кто с чем-то
борется, всегда оказывается в объятиях
противника!). Для
них просто не останется места.
С
какой бы позиции ни смотреть — светской
или религиозной — мысли и чувства,
несомненно, определяют линию
поведения, и поэтому моральная
ответственность шире юридической:
мы отвечаем за целостность собственной
личности
в единстве ее душевной и поведенческой
стороны.
71
Человек
свободный и ответственный
Вопрос:
«за что мы отвечаем?» может быть прочитан
и по-иному.
Например: отвечаем ли мы за все последствия
наших поступков? Или: отвечаем мы только
за свои собственные
деяния или за общую ситуацию вокруг нас
— за
поведение других людей, за положение в
стране, в мире, в
культуре?
Начнем
с первой позиции: отвечаем ли мы за все
последствия
наших поступков? Я думаю, что мы отвечаем
за
них ровно настолько, насколько могли
их предвидеть. В
создании результата человеческих
действий участвует не
только сознательно поставленная цель,
напряженная воля
и арсенал средств.
К результату
приплетается множество побочных
влияний. Само облекание цели в материальные
формы привносит те свойства и черты,
которые
далеко не всегда можно учесть заранее.
Там же, где речь
идет о поведении, о взаимоотношениях
людей, о стохастике
социальных процессов и вероятностных
факторах,
уровень неопределенности результата
резко повышается.
Нельзя сбрасывать
со счетов и того момента, что в
социальном взаимодействии другой
человек может вкладывать
в ваши слова и поступки совсем другой
смысл, чем
вы, и потому предусмотреть все повороты
событий практически
невозможно.
Поэтому обычный человек
отвечает
прежде всего за ближайшие последствия
своего
поведения, за те, которые он способен
сознательно усмотреть. Он не является
«всевидящим оком» или пророком,
способным узревать события в будущем.
Будет прекрасно,
если каждый из нас с полной ответственностью
отнесется просто к тому, что непосредственно
следует
из наших действий.
Вторая
позиция (отвечаем ли мы только за свои
собственные
деяния или за общую ситуацию вокруг нас
— за
поведение других людей, за положение в
стране, в мире, в
культуре) тоже очень важна. Думается,
человек отвечает
прежде всего за себя самого, за свое
отношение к людям,
за качество выполнения своих обязанностей.
Если в
его обязанности входит руководить и
управлять други-
72
Лекция
2
ми
или их воспитывать, то в этом смысле он
отвечает за других. Но не более того. В
годы советской власти был очень популярен
лозунг «Я отвечаю за все!» Интересно,
что
в нынешний период он оказался извлечен
из забвения
и вновь поднят как знамя.
Однако столь
моральный на
первый взгляд призыв на самом деле
глубоко несправедлив.
Он демагогичен, ибо снимает ответственность
с тех, кто реально распоряжается
ситуацией, кто обладает действительной
властью и возможностью влияния и
перекладывает
ее на всех понемножку.
В социальных
бедствиях, в разрушении культуры, в
массовом разложении сознания оказываются
виноваты все — прокоррумпиро-ванный
министр и десятилетний школьник, богач,
бойко
ограбивший полстраны, и нищая
учительница-пенсионерка.
Они уравнены в своей ответственности,
хотя реальный
их вклад в события несоизмерим.
Никто
не может
отвечать за все, достаточно отвечать
за то, на что ты
действительно в состоянии повлиять.
Кроме
того, нельзя отвечать за других, потому
что это превращает их в «оловянных
солдатиков». Другие обладают
свободой и способны принимать собственные
решения.
Взять на себя ответственность за души
и решения других людей — это претензия
стать выше, чем Господь Бог,
потому что даже он каждого наделил
персональной свободой и персональной
ответственностью.
Источник: https://StudFiles.net/preview/3368582/page:8/