Чиновники в поэме гоголя «мёртвые души»

Чиновники в поэме “Мертвые души”: образы, характеристики, описание (таблица)

Чиновники города NN.
Художник П. Боклевский

Поэма  “Мертвые души” – это настоящая галерея ярких литературных образов.

Чиновники в поэме «Мертвые души» (описание в цитатах)
Губернатор
«…был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю…» 

 «…Первый разбойник в мире!..» (Собакевич о нем)

Вице-губернатор
«… с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники…»

 «…А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек?..» (Манилов о нем)

«…Очень, очень достойный человек, – отвечал Чичиков…»

«…Он да еще вице-губернатор – это Гога и Магога!…» (Собакевич говорит, что вице-губернатор и губернатор — разбойники)<\p>

Прокурор
«…прокурор с вечно неподвижною своей физиономией, густыми бровями и моргавшим глазом…»

 «…он наконец присоединился к толстым, где встретил […] прокурора с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом […] человека, впрочем, серьезного и молчаливого…»

 «…Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья…» (Собакевич о прокуроре)

Почтмейстер
«…К почтмейстеру, которого звали Иван Андреевич …»

 «…он наконец присоединился к толстым, где встретил […] почтмейстера, низенького человека, но остряка и философа…»

«…он был остряк, цветист в словах и любил, как сам выражался, уснастить речь …»

«…кое-кто неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа […] Он один не изменялся в постоянно ровном характере…»<\p>

Председатель палаты
«…у председателя палаты, у Ивана Григорьевича…»

«… с […] председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось…»

«…он наконец присоединился к толстым, где встретил […] председателя палаты, весьма рассудительного и любезного человека…»

 «…Председатель, который был премилый человек…»

Полицеймейстер
«…Алексей Иванович…»

«…служил в кампанию двенадцатого года и лично видел Наполеона…»

 «…Мошенник! – сказал Собакевич очень хладнокровно, – продаст, обманет, еще и пообедает с вами […]  Все христопродавцы…»  (Собакевич о полицеймейстере)

 «…он получал вдвое больше доходов противу всех своих предшественников, а между тем заслужил любовь всего города…»<\p>

Инспектор врачебной управы
«…он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы…»

«…Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…» (Собакевич о нем)

«…Инспектор врачебной управы вдруг побледнел; ему представилось бог знает что: не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и в других местах от повальной горячки, против которой не было взято надлежащих мер, и что Чичиков не есть ли подосланный …»

Городской глава
«…Потом был […] на закуске после обедни, данной городским главою, которая тоже стоила обеда…»

«Ноздрев […] прочитал в записке городничего, что может случиться пожива, потому что на вечер ожидают какого-то новичка…» (городничий надеется поживиться)

Жандармский полковник
«…жандармский полковник говорил, что он ученый человек…» (полковник о Чичикове)
Управляющий казенными фабриками
«…потом был […]  у начальника над казенными фабриками..»
Городской архитектор
«…он явился даже засвидетельствовать почтение […] городскому архитектору…»

Это были образы и характеристики чиновников города N в поэме “Мертвые души”: таблица с кратким описанием в цитатах.

Смотрите: Все материалы по поэме “Мертвые души”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/06/chinovniki-obrazy-pojema-mertvye-dushi-tablica.html

Сочинение: Изображение мира чиновников в поэме «Мертвые души» – Сочинение

Поэма «Мертвые души»

Изображение мира чиновников в поэме Н.В, Гоголя «Мертвые души»

Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» резко критически.

Ис­следователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезли­чены, лишены индивидуальности (в отличие от образов поме­щиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе. Более подробно оха­рактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмей­стер и почтмейстер.

Чиновники губернского города не слишком умны и образо­ванны. С едкой иронией Гоголь говорит о просвещенности го­родских чиновников: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

Обратите внимание

Речь этих пер­сонажей в поэме — это не что иное, как механическое повторе­ние слов, символизирующее их тугодумство.

Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпи­оном, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом.

Эти люди далеки от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком ко­личестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе».

Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крес­тьян потребовались свидетели.

«Пошлите теперь же к прокурору, — замечает Собакевич, — он человек праздный и, верно, си­дит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший ха­пуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праз­дный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в кар­ты…».

Не менее праздными оказываются и остальные чиновни­ки. По словам Собакевича, «тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю».

В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить «за счет сумм нежно любимого ими отечества». Взятки — обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем «храмом Фемиды». Так, председатель палаты советует Чичикову: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить».

Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных де­нежных поборах, осуществляемых этими людьми. Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: «Чичикову при­шлось заплатить самую малость. Даже председатель дал прика­зание из пошлинных денег взять с него только половину, а дру­гая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя».

В этом замечании нам открывается то без­законие, которое царит в «присутственных местах». Интерес­но, что в первоначальной редакции это место в поэме сопро­вождалось замечанием автора: «Так уже исстари всегда води­лось на свете. Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату.

Важно

Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем пла­тить».

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно».

Вто­рые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». «Тоненькие» в авторском представлении — щеголи и франты, увивающиеся возле дам.

Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложен­ной в ломбард».

Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны», «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описа­нии этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представ­ляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образа­ми городских чиновников. Вот первый чиновник города — гу­бернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полиц­мейстер, «отец и благодетель города», по-свойски хозяйничаю­щий в купеческих лавках.

Полицмейстеру «стоит только миг­нуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наво­дит ужас на весь народ.

Когда в обществе появляется слух о воз­можном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта «существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а по­шли только на место себя один только картуз свой, то один кар­туз погонит крестьян до самого места их жительства».

Совет

Это чи­новники «толстые». Но не менее критически обрисованы писа­телем и их «тонкие» собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова.

Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти.

Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помо­щи в столицу.

Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга.

Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, рас­четливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы — эти понятия чуж­ды для чиновников города NN. По мысли автора, «эти блюсти­тели порядка и законности» — такие же «мертвые души», как и помещики в поэме.

Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичико­вым «мертвых душ». Тут чиновники растерялись, и все «вдруг отыскали в себе… грехи».

«Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичико­ва, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» Писатель использует здесь прием гиперболы.

Возможность государственных проверок в связи с афе­рой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, «город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…».

Закончилась эта история смертью про­курора, главного «блюстителя закона», и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была «душа». И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоми­нание о суде божьем за все жизненные деяния.

Обратите внимание

Как отмечают исследователи, «в обрисовке Гоголем мира чи­новников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фон­визину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… — традиционно высмеиваемое социальное зло.

Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сати­рическим приемам Салтыкова-Щедрина». По точному заме­чанию Герцена, «с хохотом на устах» писатель «без жалости про­никает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чинов­ничьей души.

Поэма Гоголя «Мертвые души» представляет со­бой ужасную исповедь современной России».

Здесь искали:

  • мир чиновников в поэме мертвые души
  • изображение чиновников в поэме мертвые души
  • чиновники в мертвых душах

Источник: http://Sochineniye.ru/sochinenie-izobrazhenie-mira-chinovnikov-v-poeme-mertvye-dushi/

Чиновничество в поэме «Мертвые души»

Чиновничество в поэме «Мертвые души»

«Мертвые души» — одно из ярчайших произведений русской литературы. По силе и глубине идей, по
Художественному мастерству «Мертвые души» стоят в одном ряду с такими шедеврами русской классической литературы, как «Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Пушкина, а также с лучшими произведениями Гончарова, Тургенева, Толстого, Лескова.

Приступая к созданию «Мертвых душ», Гоголь написал Пушкину, что в своем произведении хочет показать «с одного боку» всю Русь. «Вся Русь явится в нем!» — сообщил он также Жуковскому. Действительно, Гоголь смог осветить многие стороны жизни современной ему России, отразить с широкой полнотой духовные и социальные конфликты в ее жизни.

Несомненно, «Мертвые душИ» были весьма актуальны для своего времени. Даже название при издании произведения Гоголю пришлось изменить, так как оно вызывало раздражение цензуры.

Высокая политическая действенность поэмы обусловлена и остротой идей, и злободневностью образов.

В поэме нашла широкое отражение николаевская реакционная эпоха, когда подавлялись всякая инициатива, вольнодумие, значительно разросся бюрократический аппарат, действовала система доносов и сыска.

В «Мертвых душах» поставлены чрезвычайно важные вопросы как для своего времени, так и вообще для России: вопрос о крепостных крестьянах и помещиках, о бюрократии и коррупции во всех сферах жизни.

Изображая современную ему Россию, Гоголь уделил значительное место описанию Чиновничество в поэме Мертвые души: губернского (VII-IX главы) и столичного («Повесть о капитане Копейкине»).

Губернские чиновники представлены в образах чиновников города N. Характерно, что все они живут одной семьей: вместе проводят свой досуг, обращаются друг к другу по имени и отчеству («Любезнейший друг Илья Ильич!»), гостеприимны. Гоголь даже не называет их фамилий. С другой стороны, чиновники связаны круговой порукой в делах, относящихся к службе.

Повсеместное взяточничество, царившее в России, нашло отражение и в произведении Гоголя.

Важно

Этот мотив очень важен в описании жизни Чиновничество в поэме Мертвые души: полицмейстер, несмотря на то что наведывается в гостиный двор, как в собственную кладовую, пользуется любовью купцов за то, что он не горд и обходителен; Иван Антонович принимает у Чичикова взятку ловко, со знанием дела, как должное.

Мотив взяточничества появляется также и в биографии самого Чичикова, причем эпизод с неким обобщенным просителем можно считать отступлением о взятках.

Все чиновники относятся к службе как к возможности наживаться за чужой счет, поэтому повсеместно процветает беззаконие, взяточничество и коррупция, царит беспорядок, волокита. Хорошей почвой для роста этих пороков является бюрократизм. Именно в его условиях и была возможна афера Чичикова.

Из-за «грешков» по службе все чиновники боятся проверки ревизора, присланного правительством. Непонятное поведение Чичикова наводит ужас на городское Чиновничество в поэме Мертвые души: «Вдруг побледнели и тот и другой; страх прилипчивее чумы и сообщается вмиг.

Все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было». Неожиданно у них возникают предположения, ходят слухи, что Чичиков — это сам Наполеон, или капитан Копейкан, идя ревизор.

Мотив сплетен характерен для описания жизни русского общества в литературе XIX века, присутствует он также и в «Мертвых душах».

Положение чиновника в обществе соответствует его чину: чем выше должность, тем больше авторитет, уважение, тем предпочтительнее знакомство с ним.

Между тем существуют некоторые качества, необходимые «для этого мира: и приятность во внешности, в оборотах речи и поступках, и бойкость в делах…

» Всем этим обладал Чичиков, который умел поддерживать разговор, выгодно представить себя обществу, ненавязчиво проявить уважение, оказать услугу. «Словом, был очень порядочный человек; поэтому так хорошо был принят обществом города N.».

Совет

Чиновники в основном не занимаются службой, а проводят время в развлечениях (обедах и балах). Здесь они предаются единственному их «дельному занятию» — игре в карты. Играть в карты более свойственно толстым, чем тоненьким, этим они и занимаются на балу. Игре в карты отцы города отдаются без остатка, проявляют фантазию, красноречие, живость ума.

Гоголь не забыл указать и на невежество и тупость чиновников. С сарказмом говоря, что многие из них «были не без образования», автор тут же указывает на предел их интересов: «Людмила» Жуковского, Карамзин или «Московские новости»; многие же вообще ничего не читали.

Введя в поэму «Повесть о капитане Копейкине», Гоголь ввел описание и столичного чиновничества. Так же, как и в провинциальном городе, Чиновничество Петербурга подвержено бюрократизму, взяточничеству, чинопочитанию.

Несмотря на то что Гоголь представил Чиновничество больше как одно целое, можно выделить и отдельные образы.

Так, губернатор, представляющий в своем лице высшую городскую власть, показан несколько в комическом свете: имел «Анну на шее» и, может быть, был представлен к звезде; но, впрочем, был «большой добряк и даже сам иногда вышивал по тюлю». Он был «ни толст, ни тонок».

И если Манилов говорит, что губернатор — «препочтеннейший и прелюбезнейший человек», то Собакевич прямо заявляет, что это «первый разбойник в мире». Думается, что обе оценки личности губернатора верны и характеризуют его с разных сторон.

Прокурор — абсолютно бесполезный на службе человек. В его портрете Гоголь указывает на одну деталь: очень густые брови и как будто заговорщически подмигивающий глаз.

Создается впечатление нечестности, нечистоплотности, лукавства прокурора.

Действительно, такие качества характерны для служащих суда, где процветает беззаконие: в поэме упоминаются два из многочисленных дел, когда был совершен неправедный суд (дело о драке крестьян и об убийстве заседателя).

Обратите внимание

Инспектор врачебной управы напуган разговорами о Чичикове не меньше прочих, так как за ним также водятся грехи: в лазаретах нет должного ухода за больными, поэтому в большом количестве умирают люди. Инспектора не смущает этот факт, он равнодушен к судьбам простых людей, зато он испытывает страх перед ревизором, который может наказать его и лишить должности.

Ничего не сказано о занятии почтовыми делами почтмейстера, что указывает на то, что на службе он ничего примечательного не совершает: так же, как и другие чиновники, либо бездействует, либо старается награбить, поживиться. Упоминает Гоголь только
То, что почтмейстер занимается философией и делает большие выписки из книг.

Раскрытию образов чиновников служат и некоторые лирические отступления. Например, сатирическое отступление о толстых и тоненьких типизирует образы чиновников.

Автор делит мужчин на два рода, характеризуя их в зависимости от физического облика: тоненькие любят ухаживать за женщинами, а толстые, предпочитая дамам игру в вист, умеют «лучше обделывать свои дела», всегда прочно, неизменно занимают надежные места.

Еще один пример: Гоголь сравнивает с иностранцами русских чиновников — «мудрецов», умеющих по-разному обращаться с людьми разного состояния и общественного положения.

Так, говоря о чинопочитании чиновников и об их понимании субординации, Гоголь создает образ некоего условного управителя канцелярии, радикально меняющегося внешне в зависимости от того,, в чьем обществе он находится: среди подчиненных или перед начальником.

Представленный Гоголем мир, под названием “Чиновничество в поэме «Мертвые души»” очень колоритен, многолик. Комические образы чиновников, собранные вместе, создают картину безобразного общественного устройства России.

И смех и слезы вызывает творение Гоголя, потому что даже спустя больше, чем столетие, оно позволяет узнать знакомые ситуации, лица, характеры, судьбы.

Важно

Велик талант Гоголя, так неповторимо ярко, точно описавшего дейстительность, указавшего на язву общества, которую не смогли залечить даже спустя столетие.

Сочинение: Чиновничество в поэме «Мертвые души»

Источник: http://historylib.net/chinovnichestvo-v-poeme-mertvye-dushi/

Презентация на тему “Чиновничество в поэме Гоголя “Мертвые души””

  • Слайд 1 Урок литературы 9 класс
  • Слайд 2 Основной прием изображения помещиков в поэме – развернутые портреты, которым сопутствуют:
    • интерьер,
    • детали,
    • характеристика других персонажей, поведение героя во время сделки,
    • говорящие имена.
  • Слайд 3

    Манилов

    • Учтивый
    • Беспечный
    • Обходительный
    • Примитивный
    • Пустослов
    • Слащавый
    • Характерны заискивающие манеры
    • Напускное глубокомыслие
    • “Приятная встреча”.

    Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.

  • Слайд 4

    Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам<\p>

    даже свою душу по выгодной цене.

    Коробочка

    • Настороженная
    • Груба
    • Прижимиста
    • Глупа
    • Недоверчивая
    • Жадна
    • Предусмотрительна
  • Слайд 5

    Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё

    состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

    Ноздрев

    • Кутила, говорун
    • Прожигатель жизни
    • Вздорный
    • Болтун, враль
    • Пустой
  • Слайд 6

    Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчив

    в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

    Собакевич

    • Обжора
    • Цепкий
    • Безжалостен
    • Неотесан
    • Груб
    • Плут
  • Слайд 7

    Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем

    – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.

    Плюшкин

    • Мелочно подозрителен
    • Духовно и физически вырождающийся
    • Потерян человеческий облик
    • Раб вещей
    • Накопитель
    • Предельно скуп
    • Опустившийся человек
  • Слайд 9

    Чичиков

    • Манилов
    • Коробочка
    • Ноздрев
    • Собакевич
    • Плюшкин
    • Губернатор
    • Прокурор
    • Полицмейстер
    • Система образов поэмы
    • Почтмейстер
    • Помещики, деревенские жители
    • Чиновники, городские жители
  • Слайд 10
    • Каковы основные занятия чиновников?
    • Почему Собакевич называет чиновников «праздными людьми»?
    • Какое сравнение использует автор для коллективного портрета чиновников?
  • Слайд 11

    На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по паркету, как «носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета».

  • Слайд 12
    • Что поражает читателя при описании автором канцелярии?
    • Как встречают в канцелярии Чичикова?
  • Слайд 13

    «Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей».

    Почему Н.В. Гоголь использует карикатурное изображение Фемиды?

  • Слайд 14

    Поражает способность чиновника превращаться то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович — орел, а в кабинете начальника — муха.<\p>

    Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.

  • Слайд 15

    Иван Антонович «кувшинное рыло» – типичный герой

    Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

  • Слайд 16

    «Как вспрыснули покупочку…»

    «…приступили со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый

    свой характер и склонности, налегая кто на икру, кто на семгу, кто на сыр.»

  • Слайд 18
    • Какова характеристика Губернатора Маниловым? Собакевичем?
    • Что говорит о предпочтениях Губернатора автор? Какой прием использует при этом?
    • Как относятся к Губернатору чиновники?
  • Слайд 19

    Губернатор — «светский» человек, любезный и обаятельный — был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже «сам вышивал иногда по тюлю».

  • Слайд 20
    • Какую характеристику дает Н.В. Гоголь полицмейстеру в гл.7?
    • Как к нему относятся горожане? Какая черта полицмейстера этому способствует?
    • Почему применительно к полицмейстеру используется фраза «должность свою постигнул в совершенстве»?

    Художник П. Боклевский

  • Слайд 21

    Полицмейстер, «отец и благодетель города», должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. «Хоть он и возьмет, — говорят купцы, — но зато уж никак тебя не выдаст». Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и «совершенную народность».

  • Слайд 22
    • Какую историю расскажет почтмейстер губернскому обществу?
    • Как это его характеризует?

    Почтмейстер – такой же небокоптитель, как и все. Он халатно относится к своим обязанностям: может раньше уйти с работы, участвует в незаконных пересылках.

  • Слайд 23

    Почтмейстер – остряк и «философ», неудачно предположивший, что Чичиков — это капитан Копейкин:

    «Это, господа, судырь мой, не кто другой, как капитан Копейкин!»

  • Слайд 24
    • Какая деталь используется автором в портрете прокурора?
    • Как называет прокурора Собакевич?
    • Как относился прокурор к выполнению своих обязанностей?
    • Что поражает читателя в смерти похорон прокурора?

    М.Шагал<\p>

    Смерть прокурора

  • Слайд 25
    • Прокурор не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, “первому хапуге в мире”.
    • Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже “мертвых душ”, так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела.
    • Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: “…зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает”.
    • Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, — это густыми черными бровями.
  • Слайд 26

    Губернский Олимп

    Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

  • Слайд 28
    • Как проявит себя Чичиков на балу?
    • Как к нему относятся гости губернатора? Почему? Как это характеризует губернское общество?
  • Слайд 30
    • Как реагирует Чичиков на появление Ноздрева?
    • Поверят ли чиновники Ноздреву, рассказавшему о покупке мертвых душ Чичиковым? Почему?
  • Слайд 31
    • Что составляет мир интересов дам губернского общества?
    • Что особенного отмечает Н.В.Гоголь в речи дам?
  • Слайд 32

    Гоголь высмеивает пошлость, лицемерие и ограниченность, характерные для губернских дам. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Эти женщины стремятся подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, слепо копируют иностранные традиции. Гоголь раскрывает пустоту их бездуховность внутреннего мира.

    Как характеризует диалог двух «приятных» дам?

  • Слайд 34

    Поместное дворянство в поэме.

    Духовная деградация.<\p>

    «А дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку.»

  • Слайд 35

    Один говорил, что Чичиков Делатель государственных ассигнаций, и потом сам прибавлял:”а может быть, и не делатель”; другой утверждал, что он чиновник генерал-губернаторской

    канцелярии, и тут же присовокуплял: а впрочем, черт его знает, на лбу ведь не прочтешь”.

    Чиновники.<\p>

    Ничтожность их бюрократического правления.

  • Слайд 36

    Лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет Наполеона.

    Не есть ли Чичиков переодетый Наполеон?

  • Слайд 37
    • господин средней руки
    • преприятный человек
    • херсонский помещик
    • коллежский советник
    • Наполеон
    • фальшивомонетчик
    • шпион
    • разбойник
    • Антихрист
    • миллионщик
    • герой – любовник
    • завидный жених
    • подлец
    • приобретатель
    • хозяин

    Кем предстает перед нами Чичиков?

  • Слайд 38

    В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращенные в будущее?

  • Слайд 39

    Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука — пороки чиновников. Чиновники жестоки и бесчеловечны.<\p>

    Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти «блюстители порядка и законности» — такие же мертвые души, как и помещики.

  • Слайд 40

    Б.И. Турьянская, Л.Н. Горохова и др. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2002

    Интернет

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/chinovnichestvo-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi

Чиновники города NN в поэме Гоголя «Мертвые души» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам».

Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город «Мертвых душ» заселен такими же столоначальниками сплошь. Гоголь так говорит о составе его обывателей: «Все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно».

Чиновники, выведенные в «Мертвых душах», сильны своей круговой порукой. Они чувствуют общность своих интересов и необходимость при случае защищаться сообща. Им присущи черты особого класса в сословном обществе. Они та третья сила, среднедействующая, среднестатистическое большинство, которое фактически управляет страной.

Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность – только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.

Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города – это пустота. Сплетни, перешедшие пределы». Среди чиновников процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость».

Чиновники в большинстве своем необразованные, пустые люди, живущие по шаблону, у которых в новой бытовой ситуации опускаются руки.

Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» – вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека.

Чиновничество в «Мертвых душах» – не только «плоть от плоти» бездушного, уродливого общества; оно еще и основа, на которой держится это общество. Пока губернское общество считает Чичикова миллионером и «херсонским помещиком», то и чиновники относятся к приезжему соответственно.

Совет

Раз губернатор «дал добро», то и любой чиновник без промедления оформит необходимые Чичикову бумаги; разумеется, не безвозмездно: ведь изначальную привычку брать взятки из российского чиновника не вытравить ничем.

И Гоголь короткими, но необычайно выразительными штрихами выписал портрет Ивана Антоновича Кувшинное Рыло, которого смело можно назвать символом российского чиновничества. Он появляется в седьмой главе поэмы и произносит всего несколько слов.

Иван Антонович – это по сути даже не человек, а бездушный «винтик» государственной машины. Да и другие чиновники ничуть не лучше.

Чего стоит хотя бы прокурор, в котором и всего‑то что густые брови…

Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись и вдруг «отыскали в себе… грехи». Гоголь зло смеется над тем, как погрязшие в преступной деятельности бюрократы, наделенные властью, помогают мошеннику в его грязных махинациях, боясь своего разоблачения.

В наибольшей степени бездуховность государственной машины показана Гоголем в «Повести о капитане Копейкине». Столкнувшись с бюрократическим механизмом, герой войны превращается даже не в пылинку, он превращается в ничто.

И в данном случае судьбу капитана неправедно вершит не провинциальный полуграмотный Иван Антонович, а столичный вельможа высочайшего ранга, вхожий к самому царю! Но и тут, на высшем государственном уровне, простому честному человеку, даже герою, нечего надеяться на понимание и участие.

Не случайно, когда поэма прошла цензуру, именно «Повесть о капитане Копейкине» была безжалостно сокращена цензорами. Более того, Гоголь был вынужден переписать ее практически заново, значительно смягчив тональность и сгладив острые углы.

В результате от «Повести о капитане Копейкине» мало что осталось из того, что изначально задумывалось автором.

Обратите внимание

Город Гоголя – это символический, «сборный город всей темной стороны», и чиновничество является неотъемлемой его частью.

Источник: http://resoch.ru/chinovniki-goroda-nn-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi/

Чиновники города NN в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (1)

Тема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония проходит через все творчество Н. В. Гоголя. Образы чиновников встречаются в романтических повестях “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, в реалистических произведениях “Миргорода” и повестях о Петербурге. Чиновничеству посвящена комедия “Ревизор”. В “Мертвых душах” эта тема сплетается с темой крепостничества.

Блюстители порядка во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе произведения.

Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: “Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу… и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет… ” В произведении дана злая сатира на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар.

<\p>

Итак, чиновники в поэме показаны сатирически. Они для автора, как и помещики, – “мертвые души”. Символический смысл названия произведения относится и к чиновникам. Рассказывая о них, Гоголь искусно отображает индивидуальные качества губернатора, прокурора, почтмейстера и других и одновременно создает собирательный образ чиновничества.

<\p> Еще находясь в городе, до своей поездки по дворянским имениям, Чичиков наносит визиты городским чиновникам. Это дает возможность автору представить читателю чиновников и нарисовать их выразительные портреты.

Вот один из них – портрет губернатора: подобно Чичикову, он “был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… ” Гоголь соединяет в характеристике персонажа “высокое” и “низкое”: “звезда” и вышивание.

Получается, что губернатор представлен к награде не за заслуги перед Отечеством, а за умение вышивать. С помощью тонкой иронии автор разоблачает праздность одного из самых важных лиц в городе. Такой же прием несоответствия Гоголь использует, описывая почтмейстера, “низенького человека, но остряка и философа”.

Автор сознательно нарушает логику: соединяет несоединимое в характеристике героя. Ведь “низенький” – отличительная особенность внешности человека, а “философ” – оценка его умственных способностей. Противительный союз “но” в этой фразе усиливает алогизм: вопреки низкому росту герой является философом. Слова в странном соседстве приобретают другой смысл.

Слово “низенький” обозначает уже не примету внешнего облика, а относится к внутренней жизни человека. Именно таким образом Гоголь разоблачает низкие запросы чиновника. У почтмейстера, оказывается, существует в жизни только одно сильное увлечение. Это не служба, а игра в карты.

Важно

Только за игральным столом проявляется “грандиозное” умственное начало в персонаже: “… взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во все время игры”. Посещая вместе с Чичиковым важных лиц города, читатель убеждается, что они не обременяют себя заботами о государственных делах.

Чиновники живут праздно, все свое время посвящая званым обедам и игре в карты. Например, Чичиков отправился “… на обед к полицеймейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи”. При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели.

“Пошлите теперь же к прокурору, – говорит Собакевич, – он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий”. С иронией, доходящей до сарказма, автор показывает уровень культуры и образованности губернских чиновников. Они были “… более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”.

Тема разговоров на светских мероприятиях – яркое свидетельство духовной нищеты и узкого кругозора государственных служащих. Они беседуют о лошадях, собаках, рассуждают о бильярдной игре и “об выделке горячего вина”. Часто на званых вечерах сплетничают о судейских проделках и “таможенных надсмотрщиках и чиновниках”.

В обществе чиновников процветает “подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость”. Ссорятся дамы, ссорятся и их мужья. “Дуэли, конечно, между ними не происходило, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли”.

Безнравственность чиновников Гоголь показывает даже через описание присутственных мест, где они несут службу. “На площади стоит большой трехэтажный каменный дом, весь белый, как мел… ” Автор иронически поясняет: “… белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей”.

Эти “чистые души” желают только одного: широко пожить за счет “сумм нежно любимого ими отечества”. Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Полицмейстеру “стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба”, как на его столе появляются балыки и отменные вина.

Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Председатель палаты предупреждает Чичикова: “… чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить”. Чудовищная безнравственность раскрывается в этих словах высокопоставленного лица. Он все называет своими именами, даже не пытаясь скрыть всеобщую продажность. Все чиновники используют служебное положение в личных интересах. В бюрократической России это стало неписаным законом. В поступках и взглядах чиновников, в их образе жизни нет сколько-нибудь существенного различия. Гоголь создает групповой портрет людей, связанных между собой круговой порукой. Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись и все “вдруг отыскали в себе… грехи”. Отсюда их нерешительность: такой ли Чичиков человек, “которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Трагикомическое положение, в котором оказались “хозяева города”, создалось в результате их преступной деятельности.

Гоголь зло и беспощадно высмеивает чиновников. Он не может мириться с произволом и беззаконием. Показывая людей, имеющих власть, мошенниками, автор заставляет читателя ужаснуться и задуматься об истинном человеческом предназначении.

(No Ratings Yet)
Loading…

Дитинство найкраща пора в житті людини.

Ви зараз читаєте: Чиновники города NN в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (1)« Твір на тему: Що значить любити Батьківщину?

Источник: https://ukr-lit.com/chinovniki-goroda-nn-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi-1/

Чиновничество в поэме Гоголя «Мертвые души»

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова – чиновника, скупающего «мертвые души».

Такая композиция позволила автору рассказать о городе, в котором его герой знакомится с помещиками, у которых затем покупает «мертвые души», его жителях и показать изнутри сферу деятельности российских чиновников, поскольку Чичиков для оформления своей сделки вынужден обратиться в соответствующее государственное учреждение.

По замыслу автора, 1 том поэмы показывает негативные стороны современной ему жизни России – как помещичьей, так и чиновничьей. А потому не только помещики, но и чиновники и все в целом губернское общество представляют собой часть «мертвого мира».

Совет

Общая экспозиция этой части дается в 1-й главе, где рисуется красноречивый портрет губернского города: здесь везде неустроенность, грязь, запустение, что сразу подчеркивает безразличие властей к нуждам местных обывателей. Затем, после посещения Чичиковым помещиков, в 7–10 главах дается собирательный портрет чиновничества России.

Чиновничество, как показывает Гоголь, роднят с помещиками нравы паразитического существования, жажда наживы и бездуховность. Губернская знать черства, а чиновники равнодушны и к людям, с которыми они имеют дело как представители государственной власти, и к своему долгу.

Таков, например, нарисованный беглыми штрихами чиновник Иван Антонович, по прозвищу кувшинное рыло. За взятку он готов продать собственную душу, если, конечно, предположить, что душа у него имеется. Вот почему, несмотря на комическое прозвище, он выглядит отнюдь не смешно, а, скорее, страшно.

Но, безусловно, самое страшное то, что подобные чиновники – не исключительное явление, а отражение всей системы российской бюрократии. Как и в «Ревизоре», Гоголь показывает нам «корпорацию воров и мошенников». Всюду царит бюрократизм и продажность чиновников.

Вместе с Чичиковым, возвратившимся в город, мы попадаем в судебную палату, где герою предстоит оформить купчую.

Гоголь иронически использует высокий символ – это храм, где служат «неподкупные» «жрецы Фемиды». Но, прежде всего, поражает грязь и запустение, царящие в этом «храме».

Правда, «непривлекательная наружность» российской Фемиды объясняется тем, что она принимает посетителей по-простому, «в халате».

Но на деле эта простота оборачивается тем, что законами здесь откровенно пренебрегают, делом никто заниматься не собирается, а «жрецы» этой своеобразной Фемиды, то есть чиновники, озабочены только тем, как собрать дань с посетителей – то есть взятки. И в этом они действительно преуспевают.

Обратите внимание

Кругом суета, беготня с какими-то бумажками, но все это должно служить только одной цели: совершенно запутать просителей, чтобы им невозможно было обойтись без любезно предоставленной помощи – за определенную плату, разумеется. Даже Чичикову, пройдохе из пройдох, знатоку всех этих закулисных дел, пришлось воспользоваться услугами местного «Виргилия», чтобы добраться до присутствия.

Но такая счастливая возможность открылась для Чичикова только после того, как он откровенно предложил взятку Ивану Антоновичу, положив перед ним вынутую из кармана «бумажку». При этом, как язвительно замечает писатель, Иван Антонович ее «совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать».

Насколько взятка стала узаконенным явлением в жизни российского чиновничества, мы понимаем, когда Чичиков, наконец, попадает к председателю палаты.

Тот принимает его как старого знакомого: «Комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье».

После дежурных учтивых фраз, они переходят к делу, и тут председатель говорит поразительные слова: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Приятели мои не должны платить».

Оказывается, взятка здесь настолько обязательна, что только самые близкие друзья высокопоставленных чиновников могут быть освобождены от нее. Правда, такое распоряжение вызывает явное неудовольствие у служащих, подобных Ивану Антоновичу, но тут уж ему приходится смириться.

В разговоре с председателем выясняется еще одна интересная подробность из жизни чиновничества города. Оказывается, даже ради такой весьма своеобразной «деятельности», которую мы наблюдали вместе с Чичиковым в судебной палате, далеко не все чиновники считают нужным идти на службу.

Прокурор, «человек праздный», как его точно характеризует Собакевич, сидит дома, «за него все делает стряпчий», которому тут же дается выразительная характеристика – «первейший хапуга в мире».

Важно

Дома или же играет в карты инспектор врачебной управы, да и многие, многие другие важные городские чиновники.

Заниматься делами им и впрямь ни к чему: в городе четко налажена своеобразная круговая порука – брать «по чину» и спокойно жить. Во главе этой системы стоит полицмейстер, который красноречиво назван «благотворителем города». Его «благотворительность» состоит в том, что он сам ворует и другим дает воровать.

Так возникает обобщенный портрет городского чиновничества, за которым стоит характеристика всей бюрократической системы России.

Все они – «тонкие» или же «толстые» – люди без понятия о долге, чести, законности; им нет дела до службы государству.

Они легко превращаются «то в орла, то в муху» в зависимости от звания собеседника, поскольку угождение вышестоящим у них в крови. Но главное для писателя – это их полная бездуховность.

В сцене на балу у губернатора мы видим своеобразный смотр этих «мертвых душ» – ведь балы и сплетни становятся для них единственной формой их убогой «общественной» и «умственной» жизни.

Представления о красоте здесь существуют на уровне обсуждения расцветки материала и модных фасонов («пестро – не пестро»), а солидность человека определяется по тому, как он сморкается и повязывает галстук.

Здесь нет и не может быть ни истинной культуры, ни нормальной нравственности – ведь нормы поведения зависят от обывательского представления «как должно». Вот почему так радушно здесь принят поначалу Чичиков, умеющий чутко реагировать на запросы этой публики.

Совет

Но потом, как и в «Ревизоре», под действием страха чиновники губернского города, узнав о странной покупке Чичикова, начинают разоблачать сами себя и пытаются объединить усилия для борьбы с непонятной, и потому еще более страшной опасностью. На совете, который они собирают, звучат предположения о Чичикове одно глупее другого: он и Наполеон, и разбойник, и даже Антихрист. По одной из этих нелепых версий он – некий капитан Копейкин.

Так в поэме появляется вставная «Повесть о капитане Копейкине». На первый взгляд, она совершенно лишняя – ведь нельзя же на самом деле предполагать, что Чичиков и есть капитан Копейкин, тем более, что старый солдат потерял в сражении руку и ногу, а у Чичикова, очевидно, по крайне мере таких изъянов нет.

И все же Гоголь очень дорожил этой повестью в составе поэмы, поскольку здесь показана жестокость и бесчеловечность уже не только уездных или губернских чиновников, но представителей самой «высшей комиссии». Повесть посвящена теме героического 1812 года и создает глубокий контраст бездушному и мелкому миру чиновников современной Гоголю России.

В этом как бы разросшемся эпизоде показано, что судьба капитана, воевавшего за Родину, искалеченного и лишенного возможности прокормить себя, никого не волнует. Высшие петербургские чины безразличны к нему, а значит, омертвение проникло повсюду – от общества уездных и губернских городов до верха государственной пирамиды.

В свое время А.И. Герцен сказал о Гоголе: «Никто никогда до него не читал такого паталого-анатомического курса о русском чиновнике».

Времена с тех пор изменились, ушли в прошлое многие названия присутственных мест, определения чинов и рангов, но – увы! – не исчезла самая суть этой «нечистой, злобной чиновничьей души».

А потому своеобразный «паталого-анатомический курс» российской бюрократии, созданный Гоголем полтора столетия назад, так и не утратил своего значения и продолжает оставаться актуальным в нашей современной жизни.

Источник: http://vip-gdz.ru/chinovnichestvo-v-poe-me-gogolya-mertvy-e-dushi/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

В “Мертвых душах” тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка в поэме во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе “Мертвых душ”.

Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: “Наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу …. и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет…” Это злая сатира на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар.

    Как владельцы усадеб, так и губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. У Манилова, как помним, уже два года одна и та же книга раскрыта на четырнадцатой странице. Чиновники “тоже были более или менее людьми просвещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”.

    Помещики и чиновники не обременяют себя заботами о государственных делах. Тем и другим чуждо понятие гражданского долга. Те и другие живут праздно.     В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы…

Все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени…”<\p>

    При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели. “Пошлите теперь же к прокурору, – говорит Собакевич, – он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире.

Обратите внимание

Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…”<\p>

    В обществе чиновников процветает “подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость”.

Ссорятся дамы, ссорятся и их мужья: “Дуэли, конечно, между ними не происходило, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли”.     Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет “сумм нежно любимого ими отечества”.

Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Полицмейстеру “стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба”, как на его столе появляются балычки и отменные вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Председатель палаты предупреждает Чичикова: “…

чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить”. Исключение лишь для приятелей (но Чичиков все-таки на всякий случай не нарушил неписанный закон и дал взятку Ивану Антоновичу).     Полиция держит город в постоянном страхе.

Когда в обществе стали говорить о возможном бунте мужиков Чичикова, полицмейстер заметил, что “в отвращении его (бунта) существует власть капитан-исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, но один картуз погонит крестьян до самого места их жительства”.

    В поступках и взглядах чиновников, в их образе жизни нет сколько-нибудь существенного различия. Гоголь создает как бы групповой портрет людей, связанных между собой круговой порукой.     Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись, и всё “вдруг отыскали в себе… грехи”.

Отсюда их нерешительность: такой ли Чичиков человек, “которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Трагическое положение, в котором оказались “хозяева города”, создалось в результате их преступной деятельности. Гоголь смеется, смеется зло и беспощадно.

Люди, облеченные властью, помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его.     Произвол и беззаконие творят не только власти губернского города, но и высшие чиновники, само правительство. “Повестью о капитане Копейкине” Гоголь коснулся и этой, весьма опасной, темы.

Важно

    Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года капитан Копейкин отправляется в столицу просить помощи. Его поражает роскошь Петербурга, великолепие палат и холодное равнодушие сановника к усадьбе инвалида. Настойчивые законные просьбы капитана о помощи не имели успеха. Разгневанный вельможа выслал его из Петербурга.

    Образом бездушного сановника, выведенного в “Повести о капитане Копейкине”, Гоголь завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная от Ивана Антоновича “кувшинное рыло”, мелкого чиновника губернского города, и кончая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.     Многозначительна концовка “Повести..

.” Капитан Копейкин не смирился с жестокостью и оскорблением. В рязанских лесах появилась “шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой…”, как капитан Копейкин.     “Повестью о капитане Копейкине” Гоголь напоминал сановникам о гневе угнетенного народа, о возможности открытого выступления против властей.

    «Ах, – скажете вы, прочитав про жизнь города NN ,- неужели мы сами не знаем, что есть много презренного и глупого в жизни! Зачем автор показывает нам это в очередной раз?» Однако я думаю, Гоголь хотел показать это «презренное и глупое» не с целью раздражить читателя. Он хотел исправить человека, сделать жизнь лучше. И полагал, что, только отразив, как в зеркале, все социальные и человеческие пороки, с ними можно бороться. Я считаю, что гениальная поэма «Мертвые души» – лучшее тому подтверждение.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/gogol-n-v/mertvye-dushi/3073-obrazy-chinovnikov-v-poeme-n-v-gogolya-mjortvye-dushi

Ссылка на основную публикацию