Что такое «мнимое великодушие»?

Великодушие

МО, Ч.1, 593; …сердце, изгнавшее жестокость, поймёт все зерна добра и кончит великодушием и любовью.

МО, Ч.1, 564; Ещё сказка о сердце. «Собрались люди, чтобы хвалиться силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног — так были восхваляемы части тела.

Но один вспомнил о сердце, оставшемся без похвалы, — задумались люди, чем бы отметить силу сердца? Но один, вновь пришедший, сказал: «Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно близкое сердцу человеческому состязание – великодушия.

Обратите внимание

Пусть ваши зубы, кулаки, черепа побудут в покое, но померьтесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному». Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие.

Так явление любви осталось не обсуждённым, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжёт огни сердца.

МО, Ч.3, 123; …в Мире Тонком нет ничего страшнее, чем бессердечие; оно низвергает дух на такую ступень, на которой Мир людской становится чужд человекоподобию. Потому великодушие может следовать тогда, когда изжито бессердечие. Нет страшнее бессердечия, которое выявляется в мнимом великодушии, которое живёт в сердце самости.

Потому путь Истины являет духовный ток, который освещает явления искания. Мнимое великодушие не есть основание творческого сотрудничества. Посягательство на сердце ближнего не есть великодушие. Так, пусть общинники особенно заглянут в недра сердца, ибо как правильно сказала Ур.: «Не следует влезать в душу своего друга, но лучше смотреть в зеркало своего духа».

На пути к Миру Огненному мнимое великодушие есть камень преткновения.

Сострадание

БР, 308; …Сострадание имеет корни лишь в сердце.

Н, 809; …милосердие, миролюбие, жалость, снисхождение, явления обычной бережности к людям будут проявлениями сострадания в разной мере. Сама любовь живёт близко от сострадания. Разве сотрудничество не есть сосед сострадания? Все эти добрые качества полны целебности.

Н, 847; …Много говорилось о сострадании, но каждое сострадание уже содержит снисхождение. Поистине, славное восхождение создаётся чутким снисхождением.

Н, 795; …каждый человек может способствовать уменьшению зла. Для этого он должен твердо помнить об индивидуальности сознаний. Он не должен насиловать сознание ближнего.

Он может вносить содружество и сотрудничество, но делая допущение различия сознаний; из такого понимания рождается сострадание. Человек мудрый не покажет ближнему сострадания, чтобы тот не принял добро за подаяние.

<\p>

Н, 864; …Майтрейя – Владыка Сострадания этим всечеловеческим чувством запечатлел Будущее. Смятение Мира велико!

Потребуется много врачей исцелять человечество. Эпидемии психические увеличиваются наряду с телесными. Явление сострадания может вооружить врачей на борьбу неотложную.

Около сострадания имеются некоторые родственные чувства, но среди них сострадание лишено эгоизма.

Важно

Даже жаление может быть горделивым; даже милосердие может быть не лишено самости, но сострадание приходит к больным, принимая на себя всю тягость боли.

Оно изучает причину боли и подаёт психическую энергию, оздоровляющую негодную психологию. …Мыслитель утверждал: «Сострадание есть венец Будущего».

АИ, 210; …Люди знают любовь лишь как замыкающие узы, но сострадание не знает границ, будучи сотрудничеством Истины.

А, 556; От храма заглянем и в подвал. Сумеем удержать в себе не только парение, но и сострадание. У каждого человека есть открытая рана. Только психическая энергия может нащупать эту боль. Каждое изучение высшей энергии научит и открытию помощи. Так же и желание помочь должно быть воспитано.

БР, 238; …Даже ветку, неразумно сломленную, отнесём ко храму; иначе говоря, пожалеем. То же чувство подскажет уберечься от убийства.

ЗОВ, 21.7.22; …Я говорю вам, пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания.

В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания.

Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути.

Помните предание о семи Вратах.

Терновый путь не для всех полон терния.

Есть души, которым и терновый венец лучше венца царского,

И грубая одежда лучше пурпура императоров.

ОБ, 134; …Не нужно смешивать жаление с состраданием. В сострадании ничто не растворяется, но нарастают кристаллы действия. Сострадание не плачет, но помогает.

…Жаление есть лужа, где скользит верная нога. Жалеющий опускается до уровня жалеемого. Сила жалеющего растворяется в сумерках жалеемого — следствие самое плаксивое.

А, 185; Посылающий воздействие не всегда знает о творимом. Он заметит, что истекла его энергия, он может почуять утомление внезапно, но как щедрый жертвователь он не знает меру своим благодеяниям. Так родится сострадание, а затем любовь к человечеству.

Тот, кто любит, — имеет доступ к Высшему Собеседованию.

ОБ, 229; …Сентиментальность часто принимается за сострадание, гнев за возмущение и самоохранение за мужество.

Нужно понять, как напряженно надо очищать свои понятия не только в мышлении, но в действии.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3846321/page:32/

Великодушие

Великодушие

Н.К. Рерих. Sancta Protectrix (Святая Покровительница, Мадонна Защитница). 1933 г.
Местонахождение неизвестно

    Великодушие – качество, чувство и большая мера понимания, прощения и принятия несовершенств человека и окружающего мира на данной ступени их эволюции. В основе великодушия лежит чувство внутреннего родства, сочувствия, а также взыскательное отношение к себе. В основе же антитезы великодушия лежат, напротив, чувство отчужденности, обособленности, высокомерия и самолюбия.

    Великодушие означает отказ от «земной» (часто эгоистически ограниченной, а потому ошибочной) справедливости в пользу Космической Справедливости, совершающейся по неотъемлемым, естественным Законам Жизни космоса (Законам Эволюции, Кармы и т.д.). Великодушный человек не возьмет на себя роль судьи, вершителя судеб.

Совет

Он проявит уравновешенность, благожелательность, зная, что «и это пройдёт», что ошибки и недостатки в определенной степени неизбежны, и великодушное отношение не усугубит, а поможет изжить их. Великодушный человек всегда готов ободрить и поддержать другого.     Великодушие – яркая мера освобождения человека от эгоизма (самости=самолюбия, гордыни), мстительности, обидчивости и т.д.

, которые характерны для ограниченного малого «я» и несовместимы с Духовной сущностью человека.     Великодушие не означает непротивления, или попустительства, сознательному злу; источник его – не равнодушие, а глубинное понимание истинной, часто противоречивой и неразвитой природе людей и других живых существ.

Внутренняя направленность великодушия – помощь и сотрудничество в преобразовании несовершенств и принятие мер по охранению и защите всего доброго, эволюционного.

    Пределом проявления Великодушия является только тяжелая степень предательства Высшего, но и в этом случае оно никогда не затемнится личностными чувствами и в своим устремлении сольется с действием космического Закона Справедливости и Любви.

    Великодушие – одно из немногих качеств и чувств, которое может предшествовать развитию Любви к кому/чему-либо.

    Близкие понятия: мудрость, любовь, вмещение, благородство, достоинство духа, сердечность, сострадание, снисходительность, терпимость, милосердие, жизнерадостность.

    Антонимичные понятия: осуждение, нетерпимость, жестокость, бессердечие, ненависть, равнодушие, попустительство, озлобленность, мстительность, раздражительность, обидчивость, эгоизм (самость).

    Приложите Великодушие
    Источники Великодушия
    Великодушие спасет<\p>

    МО-2, 280. В молитве возносится и улучшается Бытие, потому каждая молитва, как и каждое возношение, должна быть лучше предыдущей. Каждая ступень лестницы духа должна быть пройденной.

Как величественна Лестница к Огненному Миру, которая имеет в году триста шестьдесят шесть ступеней днем и триста шестьдесят шесть ночью! Каждая ступень отличается от другой и пусть будет лучше другой. (…) …На лестнице духа нет тесноты. Пусть каждый радуется лишь красоте новой ступени.

(…) Лестница восхождения есть мера великодушия, значит великодушие может быть постигаемо ежедневно.

    ПЕИР 5.09.34. Нам же нужно проявить большую тонкость. Так, терпимость, великодушие и огненное устремление к выполнению Указов остаются дисциплиною дня.

Приложите Великодушие

Труды Богоматери (Мадонна Лаборис; Madonna Laboris) (Эскиз). 1933 г.
Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США

    МО-1, 193. Благо в руках человеческих, как лампада каждого вечера. Становится темно, но готова лампада, и рука опытна, чтобы зажечь ее. Но опять говорю: «Хвалите за каждое благо». Это будет явлением великодушия. Пусть каждая искра блага раздувается в пламя.

Обратите внимание

Пусть случайное добро многочисленно, но оно, тем не менее, все-таки добро. Много запрашивать сознательного благотворения, пусть хотя бы тусклые огни тьму рассеивают. Мрак совершенный не будет уже таким даже при одной искре Света. За мыслью, за словом, за действием – уже Свет.

Так сумевший найти искру Света уже будет сотрудником Светлым.

    МО-1, 593. И еще помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие засоренные глаза не вполне различают добро. Они вследствие болезни своей различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймет все зерна добра и кончит великодушием и любовью.

    МО-1, 277. …Даже обычные строители согласны, что сперва должно быть расчищено место построения и свезен весь материал потребный.

Сами знаете, во что обходится одна расчистка места, когда нужно убрать целую заросль зависти, сомнения и всякого сора. Нужно приложить все вмещение и великодушие, чтобы не согнуться под тяжестью бурьяна.

Конечно, вся тьма и невежество будут особенно возмущаться против Огня.

    Сердце, 112. Не только токи, но и зовы пространства нарушают физическое равновесие. Множество тянется к магниту пламенного сердца. Зовут в страдании, и великодушное сердце не может отказать зовущему. Так устремление к магниту может отнимать энергию его, но это неизбежно, и каждый магнит подлежит этому условию.

Конечно, потенциал сердца только возрастает от этих упражнений. Но явление зовов имеет другое важное значение, ведь пространство пронизывается лучшими устремлениями, и эти лучи плетут Светлую сеть Мира.

Понявшие сеть лучших зовов поймут подвиг отшельничества, которое вовсе не одиночество, но, наоборот, служение, открытое страждущим.

Читайте также:  Анализ «гранатового браслета» куприна

    МО-1, 655. Мудро наблюдать физическое состояние собеседника. К сожалению, слишком часто говорящий слушает самого себя и не обращает внимания на слушателей. Лишь огненное сознание удержит все внимание по их особенностям. Такое внимание будет относиться к великодушию.

Важно

    ПЕИР 17.04.34. Объединение сознания не приходит сразу, оно достигается с большим трудом, и нужно проявить много обоюдного терпения, тактичности, сердечности и великодушия. Но когда оно достигнуто, то, действительно, все становится возможным, ибо тогда приходит постоянное Высшее Руководительство.

Источник: http://etikavomne.ru/full/velikodu.htm

Классный час «Бескорыстие и великодушие»

Классный час «Бескорыстие и великодушие»

Задачи классного часа:

  1. Раскрывать значение понятий «бескорыстный человек»<\p>

  2. Развивать умение распознавать истинное и мнимое великодушие.<\p>

  3. Воспитывать потребность в бескорыстном служении обществу.

Оборудование и наглядность:

  • интерактивная доска;<\p>
  • папка для подарков;<\p>
  • картинки на тему «Человек создан для добрых дел»

Ход классного часа:

1. Слово учителя. «Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшний классный час мы назвали «Бескорыстие и великодушие». Тема актуальна в наше бурное время. Тема, которая затрагивает многие внутренние струны нашего с вами сознания.

Сейчас я прошу всех встать, взяться за руки, посмотреть рядом стоящему однокласснику в глаза сказать комплимент и хорошее пожелание. (Учащиеся образуют «Круг радости» и говорят друг другу слова с пожеланиями хорошего настроения, успехов во всем) .

А теперь, уважаемые ребята, давайте послушаем стихотворение М. Исаковского «Вишня» Ученик читает стихотворение.

В ясный полдень, на исходе лета,Шел старик дорогой полевой,Вырыл вишню молодую где-тоИ, довольный, нес ее домой.Он глядел веселыми глазами на поля,На дальнюю межу.

И подумал:«Дай-ка я на памятьУ дороги вишню посажуПусть растет большая-пребольшая,Пусть идет и вширь и в высоту,И дорогу нашу украшая,Каждый раз купается в цвету.Путники в тени ее прилягут,Отдохнут в прохладе, тишине,И, отведав сочных спелых ягод,Может статься, вспомнят обо мне.

А, не вспомнят, экая досада,Я об этом вовсе не тужу.»И решил он: «Все равно на память

У дороги вишню посажу».

Вопросы для обсуждения:

  1. Скажите ребята о чем мечтал старый человек?<\p>

  2. Для кого он хотел посадить вишню?<\p>

  3. Кaков философский смысл поступка старого человека?<\p>

  4. Способен ли современный молодой человек на подобный поступок?

Учитель: Уважаемые ребята! Вы правильно поняли смысл стихотворения «Вишня»

А сейчас я прошу вас сказать, что такое притча? Притча — это иносказательный рассказ с нравоучением. И послушайте одну из притч человечества, которая называется «Жизнь морской звезды»

Ученик читает притчу: Однажды старик шел вдоль морского берега и увидел морскую звезду, выброшенную на берег. Без воды эта рыба должна вскоре умереть. Он аккуратно подобрал ее и бросил обратно в море.

То же самое он сделал и с другими морскими звездами, которые были выброшены на берег. Один пострел внимательно наблюдал, как старик это делал, и время от времени издавал дикий хохот.

Не обращая никакого внимания, старик невозмутимо продолжал свое занятие.

Совет

Наконец, мальчишка не выдержал и обратился к нему с такими словами: «Эй, старик почему ты впустую тратишь свое время, бросая этих рыб обратно в море? Ты знаешь, сколько миллионов морских звезд выброшено на берег? Даже если ты всю жизнь потратишь на такую работу, то и тогда это будет малый процент от всех этих рыб, оказавшихся без воды. И ты думаешь, что твоя работа что-то изменит?»

Старик подумал и ответил, подбирая очередную рыбу: «Сынок, я признаюсь, что действительно не знаю, что должно случиться со всеми морскими звездами, которых вымывает на берег каждую минуту, но что касается этой, сказал он, нежно поглаживая рыбу, которая была у него в руке, я уверен, для нее моя работа что-то изменит.»

Учитель предлагает вниманию учащихся еще одну притчу: «Потому что я — Человек».

Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно.

Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было.

На обочине сидел седой старик.

— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?

— Я убрал его с дороги.

— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

— Почему же вы убрали камень?

— Потому что я — Человек.

Беседа учителя: Прежде, чем обсуждать смысл этих двух притч, давайте, обратим внимание на слова: великодушный и бескорыстный. (Слайд).

  1. От каких словосочетаний образовано слово великодушный? (Великая душа)<\p>

  2. Как вы понимаете значение слово «великодушный»? (Ответы учащихся, обсуждение)<\p>

  3. От каких словосочетаний образовано слово «бескорыстный»? (Ответ: от слияния двух слов: «Без» и «Корысть»)<\p>

  4. А что такое корысть? Корыстолюбие?

Ответ: (Стремление к личной выгоде, а выгода — это какая-то материальная польза).

Вопрос: Что можно сказать о человеке, который делает добро, не думая о награде? (Ответы учащихся, обсуждение).

Вопрос: Может ли назвать поступки людей, о которых мы услышали в притчах, бескорыстными? (Ответ учащихся, обсуждение).

Учитель: Ребята! Давайте, обратим внимание на цитаты классного часа. «Если хочешь жить для себя, живи для других». (Сенека, древнегреческий философ). (слайд)

«Великодушие — это не что иное как сострадание благородного сердца». (Шамфор Никола Себастьян, французский писатель). (слайд)

(Обсуждение цитат. Выслушиваются мнения учащихся).

Обратите внимание

Слова учителя: Уважаемые ребята! У нас в гостях наш юный друг, ученик 5 класса. И он пришел не просто так, он прочтет стихи Агнии Барто.

«Друг напомни мне вчера»

Друг напомни мне вчера,Сколько сделал мне добра:Карандаш мне дал однажды(я в тот день забыл пенал)В стенгазете, чуть не в каждой,Обо мне упоминал.Я упал и весь промок —Он мне высохнуть помог.Он для милого дружкаНе жалел и пирожка.Откусить мне дал когда-то,А теперь поставил в счет!И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечет

Вопросы:

  • Приходилось ли вам встречать такого друга, о котором говорится в стихотворении?<\p>
  • Чем отличается на ваш взгляд великодушие от снисходительности? (ответы учащихся).

Учитель: Великодушие часто путают со снисходительностью, но смысл этих слов не одинаков.

Ученик 1. Снисходительность — одномоментное действие, высокомерное одолжение.

Ученик 2. А великодушие — способность человека бескорыстно жертвовать своими интересами во имя других.

Учитель: Ребята! А теперь я предлагаю вам проявить небольшую творческую деятельность: «Шаг к примирению». Вы должны сделать, оформить небольшую открытку.

Задание: Подарить эту открытку тому человеку, с которым вы были в ссоре, проявите при этом великодушие — сделайте первый шаг к примирению. Найдите теплые слова, напишите их на открытке. (ребята зачитывают открытки и вручают, кому они сделали.)

Учитель: Приятно было услышать ваши добрые, идущие от сердца, слова, которые вы адресовали друг другу.

Заключительная часть:

Учащиеся встают в круг «от сердца к сердцу» И читают стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь»

Ученик 1.

Владей собой среди толпы смятенной,Тебя клянущей за смятенье всех.Верь сам себе наперекор Вселенной,А маловерным отпусти их грех.Пробьет твой час. Ты жди, не уставая,Пусть лгут лжецы. Не снисходи до них.Умей прощать, но мне кажись прощая,

Великодушней и мудрей других.

Ученик 2.

Важно

Умей мечтать, не став рабом мечтаний,И мыслить, мысли не обожествив.Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив.

Ученик 3.

Умей молчать, когда твое не словоКалечит плут, чтоб обмануть глупцов.Когда вся жизнь разрушена и снова.

Ты должен воссоздать ее с основ.

Ученик 4.

Умей поставить в радостной надеждеНа карту все, что нажито с трудом.Все проиграть: И нищим стать как прежде.

И никогда не пожалеть о том.

Ученик 5.

Умей принудить сердце, нервы, тело.Тебе служить, когда в твоей душеУже давно все пусто, все сгорело,

И только воля говорит: «…Иди!»

Ученик 6.

Останься, прост, беседуя с царями.Останься, честен, говоря с толпой.Будь смел и прям с врагами и друзьями.

Пусть все в твой час считаются с тобой.

Учитель:

Наполни смыслом каждое мгновенье,Часов и дней неумолимый бег, —Тогда весь мир ты примешь во владенье.

Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Учитель предлагает в заключение хором продекламировать слова: «Не забывай подарить добро. Воспитателям, учителю и другу. Оно, как истинное Волшебство, Вернется к вам по кругу»

Учитель: Позвольте, уважаемые ребята, На этой ноте завершить наш классный час и поблагодарить всех за участие. (В память об этом классном часе вручаются уч-ся небольшие подарки: Открытки с добрыми пожеланиями от педагогов и файловые папки)

Источник: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-bieskorystiie-i-vielikodushiie.html

Классный час на тему: «Бескорыстие. Бескорыстный человек»

3.

Решение частных задач

Практич.:<\p>

чтение текста

Практич.:

Работа в парах

Практич.:

Просмотр видео

Словесн.:

Рассказ учителя

Словесн.:

Беседа

Практич.:

Работа в группах

Словесн.:

Слово учителя

Словесн.:

беседа

Практич.:

Работа в парах, работа по карточкам

Словесн.:

Беседа

Словесн.:

Беседа

Практич.:

Игра «Да-нет»

20-25

А сейчас откройте свои тетради, мы прочитаем с вами рассказ, который называется «Капустный лист» (чтение рассказа)

-Почему зайчик не расстроился, когда его завтрак уплыл?

-Кому и как помогал зайчик?

-Какой зайчик? Составьте его словесный портрет. В этом вам помогут слова из волшебного сундучка, который вы видите на слайде. (бескорыстный, сердечный, внимательный, добрый)

-Какого человека можно назвать бескорыстным?

— Сейчас вы будете работать в парах.

Посмотрите на состав слова бескорыстный. Какой корень у слова бескорыстный?

Вместе с соседом по парте определите, кто такой, корыстный человек – это…

— А потом дайте определение слову «бескорыстие».

Итак, бескорыстие – это…(на доске)

— Это положительное или отрицательное качество человека?

— Какой вывод можно сделать? Каким надо быть? (бескорыстным)

— Сейчас рассмотрим пример бескорыстного поведения .

Послушайте сказку.

Давайте посмотрим мультфильм, а затем я задам вам несколько вопросов.

-Опишите мальчика из мультфильма. Какие положительные качества вы увидели в нем?

-Как мальчик помог ослику? А что ослик дал ему взамен? А что на это сказал на это мальчик? Какое настроение было у ослика до получения подарка и после? Почему оно изменилось? Какое настроение присутствует во все время мультфильма? Чему учит нас этот мультфильм?

Жадность и бескорыстие.

Жили-были две женщины. Одна из них была жадная, а другая добрая. Если кто, бывало, попросит: «Дай водички попить», добрая ему еще и молочка да хлебушка вынесет и скажет:

— Мир тебе, добрый человек. Вот, покушай ради Христа и помолись обо мне.

А жадная женщина и воды-то нальет с полкружечки да еще проворчит…

— Ходят-ходят тут, выпрашивают. Так всю воду выпьют и весь воздух выдышут!

К доброй женщине и лесная зверушка прибежит за помощью, она ей и лапку привяжет и покормит.

А жадная женщина людей-то не любила, а уж животных и подавно.

— Если увижу где птичку или зверушку, так и хочется в них камень кинуть. Вот только ослабела, все больше по ногам себе попадаю, говорила она.

Совет

Так они жили в своих избушках, каждая по-своему, пока однажды…не зашел в эту деревню странник.

— Мир дому сему! Есть тут кто живой?-спросил странник.

-Есть! Что тебе нужно? Сказала жадная женщина.

— Я, матушка, собираю старые вещи для погорельцев. Не подашь ли чего, ради Христа?

-Старые вещи, говоришь? Нет у меня старых вещей. Отвечает жадная женщина.

-Так может, новые пожертвуешь? –не отстает странник.

— Ишь ты, новые ему подавай! Нового я отродясь не имела.

— Что же, матушка, так ничего и не уделишь погорельцам?

— Так он вовсе и не отвяжется от меня,- подумала жадная женщина. На вот тебе новую галошу!

Вздохнул странник и пошел к другому домику, туда, где жила добрая женщина

— Мир дому сему!

— С миром принимаем! Заходи, добрый человек.

— Я, матушка, собираю старые вещи для погорельцев. Не подашь ли чего ради Христа?

— Как не подать! Открывай-ка свой мешок. Вот тебе мой старый тулупчик, а вот и валенки, на вот и кастрюльку, да бери уж и новый тулуп…

— Сама-то, ты, матушка, с чем останешься?-удивился странник.

— Я, миленький мой, с Богом останусь, а бедным погорельцам надо помочь. У них ведь все пропало. Собирай уже все, что в доме есть, сколько в твой мешок влезет! Ответила добрая женщина.

Отдала добрая женщина все, что было у нее в доме. Странник, собиравший на погорельцев, поблагодарил и ушел со своей пажитью одной вдовы и голошей – другой.

Но едва он вышел за порог, как небо затянулось тучами, грянул гром, страшно засверкали молнии, одна из них ударила по домикам. Пламя сразу занялось, да так быстро, что женщины едва успели выскочить наружу.

Домики сгорели, только угольки шипят, гроза кончилась.

— Вот матушки, как получилось,- сказал странник. Не зря просил вас я подать на погорельцев. Прими же теперь, добрая сестра, свое добро.

Прими и ты, бедная, свое, впредь будет тебе наука: что пожалеешь, то вовеки погибнет, а что пожертвуешь, то прибудет с нами во веки.

— Как добрая женщина помогала людям и животным?

— Думала ли добрая женщина о своей выгоде, когда помогала другим?

— Как можно назвать её поведение?

— А что произошло в результате?

— Чему учит эта сказка?

-А сейчас поработаем по рядам, на каждый ряд я раздам по листочку, а вы на нем должны изобразить и описать, кто же такой бескорыстный человек.

-А теперь представители от каждого ряда представьте у доски свою работу.

Вернемся к началу нашей беседы. Вспомните фразу: Настоящее добро бескорыстно.

-Теперь вы можете дать точное объяснение?

— Приведите свои примеры бескорыстия из жизни.

А теперь, уважаемые ребята, давайте послушаем стихотворение М. Исаковского «Вишня»<\p>

В ясный полдень, на исходе лета,Шел старик дорогой полевой,Вырыл вишню молодую где-тоИ, довольный, нес ее домой.Он глядел веселыми глазами на поля,На дальнюю межу.

И подумал:«Дай-ка я на памятьУ дороги вишню посажуПусть растет большая-пребольшая,Пусть идет и вширь и в высоту,И дорогу нашу украшая,Каждый раз купается в цвету.Путники в тени ее прилягут,Отдохнут в прохладе, тишине,И, отведав сочных спелых ягод,Может статься, вспомнят обо мне.

А, не вспомнят, экая досада,Я об этом вовсе не тужу.»И решил он: «Все равно на память

У дороги вишню посажу».

Вопросы для обсуждения:

  1. Скажите ребята о чем мечтал старый человек?

  2. Для кого он хотел посадить вишню?

  3. Кaков философский смысл поступка старого человека?

  4. Способен ли современный молодой человек на подобный поступок?

Вы правильно поняли смысл стихотворения «Вишня»

Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает хороший человек. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Поработайте в парах, выберите те качества , которые характеризуют хорошего человека. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

Терпимость, бессердечность, конфликт, сострадание, прощение, вспыльчивость, желание что-либо делать вместе, милосердие, злорадство, ложь, сотрудничество,уважение прав других,раздражение, принятие другого таким, какой он есть, зависть.

-Какие слова вы оставили? Какие зачеркнули?

Давайте, обратим внимание на слова: великодушный и бескорыстный.

  1. От каких словосочетаний образовано слово великодушный? (Великая душа)

  2. Как вы понимаете значение слово «великодушный»? (Ответы учащихся, обсуждение)

  3. От каких словосочетаний образовано слово «бескорыстный»? (Ответ: от слияния двух слов: «Без» и «Корысть»)

  4. А что такое корысть? Корыстолюбие? (Стремление к личной выгоде, а выгода — это какая-то материальная польза).

-Что можно сказать о человеке, который делает добро, не думая о награде? (Ответы учащихся, обсуждение).

Как вы думаете, что такое великодушие?(великодушие — способность человека бескорыстно жертвовать своими интересами во имя других).

А теперь давайте поиграем.

Игра «да-нет». 
Учащиеся хором отвечают словами «да» или «нет» на вопрос: Является ли щедрым человек, который ….

 — всегда делится всем, что имеет? — ждет ответной благодарности? — радуется, когда делает подарки? — замечает, что кому-то нужна его помощь? — подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям? — всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил? 

— счастлив, когда у других появляется что-то хорошее? 

Читать текст,

отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Работать в парах, определять значения понятий, высказывать свое мнение.

Делать выводы.

Смотреть видео.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.

Слушать сказку. Анализировать.

Отвечать на вопросы,

Высказывать предположения.

Работать в группах, создавать образ бескорыстного человека, представлять результаты своей работы, приводить аргументы.

Приводить примеры.

Слушать стихотворение.

Отвечать на вопросы, анализировать.

Работать в парах.

Определять значение слов,

Высказывать свое мнение.

Анализировать,

Отвечать на вопросы.

Определяют правильность выражения

П:поиск и извлечение

информации

Р:принятие цели и

постановка задач

урока

К:умение договариваться в

группе, общаться,

приходить к единому

мнению,

распределять работу

в парах.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-na-tiemu-bieskorystiie-bieskorystnyi-chieloviek.html

Классный час «Бескорыстие и великодушие»

БЕСКОРЫСТИЕ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Если хочешь жить для себя, живи для других.

Сенека, древнегреческий философ

Великодушие – это не что иное, как сострадание благородного сердца.

Н.Шамфор

Цель: расширять представлениеотаких нравственных качествах человека, как бескорыстие и великодушие.

Задачи:

-раскрывать значение понятий «бескорыстный человек», «великодушный человек»;

— развивать умение распознавать истинное и мнимое великодушие;

— воспитывать потребность в бескорыстном служении обществу.

Круг радости

Учитель предлагает учащимся поприветствовать друг друга, сказав добрые пожелания и комплименты. Например: «Здравствуй, Асель. Тебе очень идет этот бант. Ты красивая и очень добрая».

Чтение

Учитель читает стихотворение:

М. Исаковский<\p>

Вишня

В ясный полдень, на исходе лета

Шел старик дорогой полевой,

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нёс её домой

Он глядел веселыми глазами на поля, на дальнюю межу

И подумал: « Дай-ка я на память у дороги вишню посажу.

Пусть растет большая – пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту,<\p>

И, дорогу нашу украшая,<\p>

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени её прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,<\p>

И, отведав сочных спелых ягод,<\p>

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят, экая досада,

Я об этом вовсе не тужу.

И решил он: « Все равно на память

У дороги вишню посажу».

О чем мечтал старый человек?

Беседа

— Слово «великодушный» образовано от словосочетания «великая душа».

Как вы понимаете значение слова «великодушный»?

(Ответы учащихся.)

— Слово «бескорыстный» образовано из слияния двух слов «без» и «корысть».

Что такое корысть?

Что можно сказать о человеке, который делает добро, не думая о награде?

(Ответы учащихся.)

Цитата урока

Объясните, как вы понимаете смысл изречений:

Если хочешь жить для себя, живи для других.

Сенека, древнегреческий философ

Великодушие – это не что иное, как сострадание благородного сердца.

Шамфор Никола Себастьян, французский писатель<\p>

(Ответы учащихся.)

Чтение

Ученик читает стихотворение «Друг напомнил мне вчера».

Агния Барто

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка<\p>

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечет.

Приходилось ли вам встречать людей, о которых рассказывается в стихотворении?

Чем отличается, на ваш взгляд, великодушие от снисходительности?

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vospitanie/275582-klassnyj-chas-beskorystie-i-velikodushie.html

Недопустимость грубости во взаимоотношениях

24.05.34 Вы уже знаете, что перед окончательным ударом все вражеские силы напрягаются в последнем страшном усилии, потому на нас лежит обязанность исполнить в точности все Заветы. Потому пусть каждый из нас разбудит в себе лучшие чувства. Пусть выявит тонкость чувств, которая приличествует ученикам Высшего Иерарха.

Отставим всякую грубость, как в словах, так и в поступках, ибо грубость есть одно из самых больших, если и не самое большое препятствие не только здесь, на пути продвижения, но и в Тонком Мире. Уже само определение Тонкого Мира показывает, что ничто грубое там нетерпимо.

Действительно, как сказано в Учении, грубость должна быть изжита прежде всего, ибо даже при многих других достижениях, но при наличии грубости, дух должен будет пройти через мучительное очищение. Потому, следуя Указу, не будем оскорблять друг друга грубыми выходками. Чем выше сознание человека, тем тоньше он в своих выражениях.

Непристойны всякие грубости, когда мы носим Изображение и стол наш ломится от Наставлений!

Обратите внимание

Предостережение о грубости Указано написать, так же как и следующую страничку: «Если бы приучиться проникать в недра сердца, то можно было бы вызывать вибрации токов тонких чувств. В недрах сердца можно разбудить явление Космического Магнита.

Ведь нужно только вспомнить те мгновения жизни, которые являют звучание тонких струн. Устремленный взор в недра сердца найдет все токи духа. Истинно, можно сказать, что люди пребывают без жалости. Прежде всего, нужно понять, что в Мире Тонком нет ничего страшнее, как бессердечие.

Оно низвергает дух на такую ступень, на которой мир людской становится чужд человекообразию. Потому великодушие может следовать тогда, когда изжито бессердечие. Нет страшнее бессердечия, которое выявляется в мнимом великодушии, которое живет в сердце самости.

Потому путь Истины являет духовный ток, который освещает явление исканий. Мнимое великодушие не есть основание творческого сотрудничества. Посягательство на сердце ближнего не есть великодушие.

Так пусть общинники заглянут в недра своего сердца, ибо, как правильно сказала родная Ур[усвати], не следует влезать в душу друга, но лучше смотреть в зеркало своего духа. На пути к Миру Огненному мнимое великодушие есть камень преткновения…»

ЭГОИЗМ, САМОСТЬ

03.12.30 Радуемся развитию вашей культурной деятельности. Каждая просветительная мысль, приложенная в жизни, неоценимое сокровище! А таких мыслей для приложения у нас нескончаемое хранилище. Имеющие к нему доступ могут черпать и применять в соответствии со своим устремлением.

Потому главная наша задача разбудить устремление в приходящих. Каждый так зажженный найдет свое зерно и возрастит его по-своему и тем обогатит общую сокровищницу.

Но чтобы успешно зажигать, мы сами должны нести в себе этот неугасимый огонь и держать его в полной чистоте, не допуская чада мелких мыслей, порожденных самостью. Будьте уверены, что мысль, порожденная самостью, всегда идет вразрез с великим Планом космической эволюции.

Потому во всех неудачах ищите прежде всего этого, подтачивающего основы, червя, и только его. Самость есть, именно, ограничение, но ограничение приводит к застою и смерти. Космос же существует лишь на принципе безграничности.

Важно

Как же уничтожить этого червя? Лишь терпимостью, вмещением, пониманием великого закона соизмеримости, иначе говоря, расширением сознания. Потому приложим максимум устремления и напряжения для процесса расширения сознания.

Ведь все последовательные ступени к этой освободительной цели даны в книгах Учения, потому научимся обогащать нашу жизнь этими сокровищами, помня, что устремление духа и воля претворяет жизнь.

Дух, желающий раскалить свою энергию устремлением, есть плавильщик материи, расплавив материю, он утончит ее, и ему будут доступны тончайшие восприятия, которые одни лишь дают нам истинное бытие и бессмертие! Дух устремления – основа существования.

Итак, устремляйтесь к самому большему, ибо назначившие себе малый круг называются обреченными и все возможности для них пройдут тем же радиусом.

Каждое ограниченное сознание привлекает энергии несовершенные или малые возможности, и если кармически орбита духа даже и захватит большую возможность, все же малое сознание умудрится построить из нее скворечник. Только сознание, обнимающее мир в широких действиях, может стать сотрудником Космоса или Великих Братьев человечества.

17.06.31 «Индивидуальность и самость, как рождение и смерть. Образование индивидуальности являет зарождение Нового Мира, тогда как самость может глядеться на мертвые вулканы Луны. Но не только себя омертвляет самость, но поражает бесплодием окружающее, тогда как индивидуальность зажигает огни во всех соседних странах.

Сотрудничество – есть корона индивидуальности, но бич самости – жало скорпиона. Можно ли полагаться на самость? Не более, нежели на ехидну. Но истинная индивидуальность содержит в себе основу мировой справедливости.

Нам нужно собрать индивидуальности, ибо новый алмаз нуждается в резьбе, но самость должна пройти через многие воплощения. Конечно, и этот закон может быть изменен сердцем. Потому можно советовать самости зажечься около огненного сердца. Недаром зажигаем маяки огненного сердца, как приют путникам.

Нелегко сердцу пламенному, но именно оно полагает себя за друга своя, и об этом справедлива заповедь о блаженстве. Но радость есть особая мудрость».

27.01.33 Необходимо, чтобы люди научились разбираться в этих двух столь противоположных понятиях – самости и индивидуальности. Самость – самый свирепый бич человечества, основа всякого разрушения и прежде всего саморазрушения. Самость есть обособленность омертвения.

Совет

Старая истина так мало осознанная, что Космос и все человечество представляют одно неделимое целое, должна, наконец, войти в сознание людей. Пусть попробуют из единого организма выделить или изолировать хотя бы один орган или член, что получится! Индивидуальность есть вмещение жизнедательное.

Индивидуальность есть красота, есть венец человека, синтез всех его накоплений. Но можно ли накоплять, обособившись в самости от всех жизнедателей? Индивидуальность есть мед, собранный пчелкою-человеком со всех лучших цветов и на разных лугах.

Но какой мед соберет человек, замкнувшийся в темноту самости?

ОПАСНОСТЬ САМОМНЕНИЯ

01.01.34 Еще из второй части «Мира Огн[енного]»: «Не следует предугадывать свое место в Огненной Иерархии. Мы все труженики в Сфере Света. Меры земные не выражают измерения по пути к Миру Огненному.

Каждый имеет частицу огненную, но как и где она преобразится – это не земное предположение. Но отлично чуем, когда нами совершено нечто достойное Огненного Мира. Так, каждый должен равняться по этому священному ощущению.

В этом он будет истинным сотрудником».

В эти строки следовало бы вдуматься многим ученикам и особенно некоторым теософам, приписывающим себе высокие степени посвящения и приближения к Великим Учителям. Конечно, Врата открыты Всем и многие идут по пути стать членами в Вел[иком] Братстве.

Но сколько степеней среди этих членов! И все ли из идущих доходят, не бывает ли часто, что выдвинувшийся раньше позднее оказывался далеко позади скромного сотрудника, которому никаких особых поощрений и определений не давалось? Мы должны всегда иметь в виду, что характерам, склонным к переоценке своих достоинств, часто в виде испытания дается особое поощрение, чтобы выявить неизжитое стремление к самовозвеличиванию, ибо пока все стремления самости не будут сожжены на огне сердца и Великого Служения, не может ученик продвинуться, хотя бы другие достижения его были велики. Самомнительная самооценка, жажда утверждения своего авторитета являются главным препятствием на пути роста духа. Потому пусть никто из нас не помыслит о своем преимуществе, ибо тем самым он себя уже отодвинет далеко назад. Также не забудем, что никакие психические достижения не означают роста духа. Истинное духовное достижение есть чувствознание, и оно, прежде всего, выражается в способности вмещать и объединяться в сотрудничестве.

САМОМНЕНИЕ

17.08.30 Огненное очищение открывает доступ к Башням. Но трансмутация эта назначается только тогда, когда дух победил самость. Сказано: «Эго самости есть породитель всех серых накоплений, потому, когда явление самости затмевает дух, можно утверждать, что огонь трансмутирующий не может прикоснуться…

Когда дух окружает свою явленную мощь в зерне накоплениями нагромождений, то он отрешается от устремления. Нагромождения настолько тяжки, что дух теряет доступ к Башням. Потому знающие утверждение продвигаются трансмутацией своего Эго.

Когда дух не может устремиться, чтобы изжить свои нагромождения, он притягивает утвержденное препятствие. Так существует равновесие между устремлением и следствием. Крылья духа дают мощь полетов в высшие сферы, но тяжесть самости шагает, спускаясь к низшим сферам…

Только окруженные стеною самости могут извлекать утверждение из самомнения. Потому стена нагромождений является на пути, и только разрушение этой стены даст первый шаг к трансмутации. Центр Эго идет обособленно, удел его – одиночество. Только кооперацией духа и сердца можно найти ключ к Учению». Самомнение есть порождение невежества.

Обратите внимание

Самомнение закрывает все пути к познанию. Самомнение лишает человека чудесного устремления. Какие замечательные определительные даны в книгах Учения устремлению, этому ключу от всех Врат.

ЛЕСТЬ

21.08.31 Правильно, что мы не должны поддаваться на льстивые восхваления и подачки, ибо велико презрение к нам льстящего, видя, как легко поддаемся на его, часто очень грубую, удочку.

Не будем подкупными рабами, но воспитаем в себе гордость и независимость царя духа, презирающего всякую лесть! Ничто так не унижает и не губит человека, как звучание на лесть. Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб.

Человек, повинный в лести или принимающий лесть, не может быть приближенным сотрудником, ибо велика подкупность таких людей, запомним это.

МАЛОДУШИЕ

09.08.34 Теперь несколько полезных параграфов из Учения.

«Из всех порочных черт человечества нужно тонко отметить малодушие. Это свойство граничит со многими темными чертами. Ближе всего это понятие к предательству. Малодушие граничит со страхом, с трусостью и самостью. И в Мире Огненном нет места малодушию. И венец мужества может быть возложен лишь на чело, украшенное самоотвержением.

Да, пусть одиноко воин бьется. Пусть стрелы ханжей вонзаются в грудь. Пусть каждое явленное устремление будет встречено отрицанием. Но доспех его будет украшен мужеством. Кто же знает огненное устремление воина? Кто же знает истину напряженного сердца? Лишь явленное огненное Сердце. Тонкое сознание осенит явление мужества.

Малодушие есть презрение к высшему Эго. Малодушие есть рабство духа. Лишь чело, не преклоняющееся перед малодушием, будет украшено великим Венцом. И презрение рабов духа есть достижение для воина, идущего огненным путем, и одинокий, презираемый малодушием, мужественный воин найдет Врата Огненные Иерархии Света.

Истинно, малодушие и самообольщение – сестры тьмы!

Магнит притяжения ауры так меняется в зависимости от состава явлений разных напряжений. Сознание воспламеняет мощь ауры. Когда сознание насыщено высшими устремлениями, когда оно устремляется к высшему творчеству, магнит ауры возрастает тысячекратно. Когда дух устремлен к Высшему Источнику, магнит ауры утверждается в своей мощи.

Каждое высокое устремление дает отложение, являя свое насыщение каждому действию. Каждый огненный порыв дает особое мощное притяжение. Притяжение магнитных волн являет свое воздействие на дальнее расстояние, и посылки духа особенно могут притягиваться к ближайшим аурам. Творчество духа действует посредством этих огненных магнитов.

На пути к Миру Огненному нужно утвердить свои магнитные притяжения».

Источник: https://cyberpedia.su/17x1c70f.html

Ссылка на основную публикацию