Все повести пушкина в одной подборке

Список известных произведений Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — всемирно известный писатель, который стал автором великолепных произведений, среди которых детские сказки, лирические стихотворения и повести. Безусловно, все это было создано благодаря особенному таланту автора и уникальном восприятии мира.

 Характерной чертой творчества Пушкина является исключительная яркость, которая позволяет в полном объеме продемонстрировать нрав русского народа, его рвение к свободе и независимости.

и чтобы мы не забывали о нём, мы сделали эту статью — список самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина.

Какие произведения написал Пушкин

Все произведения, написанные пером легендарного автора, разделяются на определенные периоды:

  • 1813-1816 гг. – лицейские годы.
  • 1817-1820 гг. — жизнь в Ленинграде.
  • 1820-1824 гг. — Южная ссылка.
  • 1824-1826 гг — Михайловский. 30-е годы,
  • 1831-1836 гг. — период творчества.

В лицейском периоде на формирование творческой деятельности Пушкина оказывали влияние такие виртуозы литературного слова как Державин, Вольтер, Жуковский, Карамзин, Руссо. Далее мы подробно рассмотрим, произведения Пушкина, уделив внимание каждому из периодов его творчества.

Ранние произведения А.С. Пушкина

На этом этапе произведения Пушкина пропитаны патриотическим свободолюбивым настроем, что особенно проявляется в его творении «Воспоминания в Царском Селе». В нем выражается ярое неудовольствие крепостным правом и абсолютной зависимостью народа. Тематика жизни и смерти также прослеживается в ранних его произведениях, среди которых: «Желание», «Завещание» и «Моя эпитафия».

Ленинградский период

В произведениях, которые были написаны в ленинградский период, проявляются нотки романтизма, а также стремление к свободе.

Особенно эти мотивы поэта наблюдаются в творениях южного периода, когда были созданы поэмы, в которых главными персонажами выступают волевые персоны, кинувшие вызов обычному социальному устройству и мнению. Ознакомиться с любовной поэззией Пушкина можно в «Южных поэмах».

Михайловский период характеризуется появлением исторической драмы «Борис Годунов». Декабристский мятеж, потерпевший фиаско, побудил автора на создание стихотворений свободолюбивого настроя, среди которых «В Сибирь», «Анчар», «Арион» и другие.

Обратите внимание

Если брать литературу Александра Сергеевича в целом, свободолюбивая тематика занимает в его произведениях ключевое место. В них проявляется острое отвращение к «самовластителям злодеям» и «барству дикому», которое подавляет народ.

Концепция свободы у поэта прочно связана с патриотизмом и любовью к Родине, что можно увидеть в его прославленном стихотворении «К Чадаеву», которое из дружественного письма обернулось в политическое. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» пропитана исторической правдой.

Для ее написания посещает знаменитые места пугачевского восстания, где находит необходимый материал для создания своей новой работы. Стоит отметить, что это творение довольно сложное и имеет, на самом деле, глубокий смысл. В нем ощущается уникальное, виртуозное мастерство поэта.

Произведение «Повести Белкина» ознакамливают читателя с угрюмой и тяжелой судьбой народа низкого класса, находящегося под гнетом. Стоит отметить, несмотря на то, что эти повести были написаны в 19 веке, они широко охватывают нынешнюю реальность.

Основные мотивы

С течением жизни юношеские романтические мотивы сменяются разочарованием автора, которое он старается каким-либо образом преодолеть. Впрочем, данный период можно назвать апогеем творчества творца. В это время Пушкин завершил свой роман «Евгений Онегин».

Это творение можно одним из наиболее красноречивых произведений русской словесности. Лирика Пушкина все больше носит идеологический смысл, автора начинают тревожить вопросы существования. Однако тема любви у Пушкина занимает также особенное место.

В особенности романтическая линия проявляется в таких творениях как «Я помню чудное мгновение», «Я вас любил» и «Мадонна». Пушкин всегда сможет отыскать эпитеты, что передадут магическое особенность любви и ее влияние на человека.

Лирика поэта очаровывает нежностью, искренностью и сопереживанием, в ней вся великорусская сила русского народа. Пушкин, как никто другой, был способен ликовать природе, красе, гармонии мира и людских взаимоотношений.

Самые известные произведения Пушкина

Перечень, на самом деле, известных произведений Пушкина можно назвать безграничным, именно поэтому мы составим список самых известных из них работ великого классика, среди которых:

  1. Евгений Онегин
  2. Капитанская дочка
  3. Руслан и Людмила
  4. Сказка о царе Салтане
  5. Борис Годунов
  6. Дубровский
  7. Песнь о Вещем Олеге
  8. Маленькие трагедии
  9. Бахчисарайский фонтан
  10. Барышня-крестьянка

Безусловно, это, лишь некоторые из произведения Александра Сергеевича Пушкина, и, если бы он не стал жертвой дуэли, можно с уверенностью сказать, литературных шедевров у русского классика было бы значительно больше. Стоит отметить, А.С.Пушкин — автор, который сумел создать произведения, в которых глубокий философский смысл переплетается с любовью к жизни, Родине, свободе.

VN:F [1.9.22_1171]

Рейтинг 6.4/10

Источник: https://world-mans.ru/spisok-izvestnyx-proizvedenij-pushkina.html

Рецензия на книгу «А. Пушкин. Повести (сборник)»

В школьные времена я крайне не любила Пушкина, потому что его всячески навязывали и вдалбливали шаблонные мысли, а свое мнение, как правило, считалось неправильным. Спустя годы решила перечитать его прозу в надежде на то, что мое мнение о нем измениться. Так оно и произошло. Не скажу, что теперь он мой любимый русский писатель, нет, но теперь я могу его воспринимать адекватно.

«Арап Петра Великого» Александр Пушкин
Это произведение представляет собой незаконченный исторический роман.

Читается довольно легко, персонажи узнаваемы, что позволяет не тратить силы на создание их мысленного образа.

Когда доходишь до конца, возникает чувство опустошенности, так как роман заканчивается за завязке сюжета. Ты только втянулся, начал сопереживать героям, а тут все… Печально.

«Роман в письмах» А. С. Пушкин Еще одно незаконченное произведение А.С. Пушкина. Сложно говорить о сюжете, так как он оборвался, толком и не начавшись.

Важно

Здесь можно только обратить внимание на мысли молодых людей, которые высказывались в письмах, об их отношениях друг к другу, и строить догадки, что же могло заключаться в этом романе…


Повести покойного Ивана Петровича Белкина

«Выстрел»
Удивительная повесть о мести, но в то же время и о чести. Сколько эмоций получаешь при прочтении от персонажа Сильвио. Как сильно меняется отношение к нему в ходе сюжета: вначале удивляешься не то его робости, не то сдержанности, потом поражаешься его неудержимому желанию отомстить, а в конце совершенно теряешься.
«Метель»
Повесть о любви. Сюжет местами наивен, но от этого менее прекрасным он не становится. Повесть наглядно показывает читателям, что в жизни бывает всякое, на примере любовной истории Марьи Гавриловны, Владимира и Бурмина. «Гробовщик»
Это повесть, в центре котой гробовщик. Герой имеет тяжелый характер, не понимает юмора, обидчивый, даже в какой-то степени мстительный. На добродушное к нему отношение он ответил обидой, даже предпочел похороненных им мертвецов живим людям. Этот момент напоминает читателям, что необходимо рационально подходить к своим желаниям.
«Станционный смотритель»
В центре сюжета история станционного смотрителя, чья работа нелегка, проезжающие постоянно срываются на него, грубят, а то и в драку лезут. Но у героя была своя отдушина — его дочь, которую он, к сожалению, потерял, а с ней и желание к жизни. Можно много говорить о том, почему она такая неблагодарная, бросила отца и даже не давала ему знать о своей жизни. «Барышня-крестьянка»

Милая история о любви двух людей. По соседству друг с другом жили два помещика, между которыми была сильная неприязнь. И у них были дети, девушка и юноша. Девушка, понимая ситуацию отношений их родителей, претворилась крестьянкой, чтобы познакомиться с молодым человеком. И спустя время их сердца были под чарами любви, но внезапное примирение родителей могло разрушить их счастье…

«История села Горюхина» Александр Пушкин
Это неоконченная повесть представляет собой начало сельской хроники, написанной от владельца села Горюхина, помещика Белкина. В начале повести Белкин рассказывает свою биографию, а также говорит о его постоянной любви к литературе и желании самому стать сочинителем.

«Рославлев» А. С. Пушкин
Эту повесть можно назвать некой рецензией на вышедший в то время роман «Рославлев, или Русские в 1812 году» М. Н. Загоскина.

«Дубровский» Александр Пушкин
Небольшой по объему роман о любви, который меня, честно сказать, покорил. Так просто написать о таких сложных и правдивых жизненных вещах, а именно о подлости, чести, дружбе, вражде, любви, верности.

Автору удается даже при довольно простом сюжете вносить какие-то загадки и неожиданные повороты. Любовная линия — Дубровский меня покорил своей верностью и такой чистой любовью, а Мария огорчила немного тем, что опустила руки в самом конце..

.

«Пиковая дама» Александр Пушкин
Герой этого произведения сначала предстает перед нами как рассудительный человек, но позднее оказывается, что он в погоне за легкими деньгами способен на многое: оскорбить молодую девушку, довести до смерти пожилую женщину. Конец же нам показывает, что нечестный путь приведет к нечестным последствиям.<\p>

«Кирджали» А. С. Пушкин
Повесть об известном разбойнике, о том, как он участвовал в битве, как был арестован и взят в плен, и как ему удалось сбежать.

«Египетские ночи» А. С. Пушкин В этой повести, как мне кажется, автор хотел донести до читателей, что испытывают поэты, живя в обществе.

Говорят, что эта повесть является неоконченной, как и многие в творчестве Пушкина. Но могу сказать, что мне не хватило.

<\p>

«Капитанская дочка» Александр Пушкин
Исторический роман рассказывающий нам о пугачевщине. В рамках этой исторической ситуации нам показывают любовную историю офицера Гринера и Маши, дочки капитана Миронова.

В самом начале Гринева нам показывают как довольно инфантильного, избалованного дворянина, а в процессе романа он становится мужчиной, для котого важны любовь, честь и доблесть.

Он вынужден иметь некие отношения с Пугачевым ради спасения своей жизни и жизни своей любимой, но даже несмотря на это он не прогибается под злодеем и не становится предателем.

Источник: https://www.livelib.ru/review/1043641-a-pushkin-povesti-sbornik-a-pushkin

Повести Белкина. Пиковая дама (сборник)

© Коровин В. И., вступительная статья, примечания, 2000

© Шмаринов Д. А., иллюстрации, 1946

© Фаворский В. А., портрет А. С. Пушкина, 1956

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2002

1799–1837

О повестях а. с. пушкина

Осенью 1830 года в Болдине А. С. Пушкин написал пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» – под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Этот цикл – первое завершенное прозаическое произведение Пушкина.

Выпуская в свет «Повести Белкина» (для краткости будем называть их так, как принято сокращать это название в литературе), Пушкин взял на себя роль издателя, о чем и говорится в предисловии к ним, подписанном пушкинскими инициалами «А. П.».

Авторство же повестей он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину, записавшему истории, рассказанные ему другими лицами. В примечании к предисловию, сделанном А. С. Пушкиным, указывается: «В самом деле, в рукописи г.

Совет

Белкина над каждой повестию рукой автора надписано: слышано мною от такой-то особы (чин или звание и заглавные буквы имени и фамилии). Выписываем для любопытных изыскателей. «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицею К. И. Т.».

Тем самым Пушкин создал иллюзию фактического существования рукописи И. П. Белкина с его, Белкина, пометами и как бы документально подтвердил, что повести – не плод вздорной выдумки самого Ивана Петровича, а возникли они на реальной почве. Причем рассказчики поведали ему о том, о чем они доподлинно знали.

Пушкин подчеркнул и как бы «профессиональную» причастность всех этих людей к известным им историям: подполковник рассказал повесть из военной жизни, приказчик – из быта ремесленников, титулярный советник – историю о чиновнике, смотрителе почтовой станции, девица К. И. Т. – две любовные истории.

Пушкин заранее устранил себя из повествования как автора, передав авторские функции людям из провинции, рассказывающим о разных сторонах провинциальной жизни. Он объединил повести фигурой Белкина, который служил в армии, вышел в отставку, поселился в своей деревеньке, бывал по делам в городе, останавливался на почтовых станциях.

Кругозор Ивана Петровича ограничен ближайшим околотком. По натуре он человек честный и кроткий, но, подобно большинству, нелюдим, ибо, как выразился рассказчик в «Выстреле», «уединение было сноснее». Как и всякий деревенский помещик, Белкин рассеивает скуку, слушая рассказы о происшествиях, которые вносят что-то поэтическое в его однообразно-прозаическое существование.

Источник: https://iknigi.net/avtor-aleksandr-pushkin/142726-povesti-belkina-pikovaya-dama-sbornik-aleksandr-pushkin/read/page-1.html

Читать

Александр Сергеевич Пушкин

Повести

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИСР14-407-0745

Текст печатается по изданию:

Пушкин А. С. Соч. в 3 т. Т. 3. – М.: Худ. лит., 1986.

Консультант доктор филологический наук, профессор А.Ужанков

Предисловие

«Поэт положительной жизни»

Священномученик Иоанн Восторгов (†1918) называл А. С. Пушкина «поэтом положительной жизни» и признавал, что «с течением времени это положительное выступает в творчестве нашего поэта все сильнее, все ярче, входит в связь с его возвышенным религиозным настроением и в последние годы его недолгой жизни становится одним из основных мотивов, если только не самым основным, его творчества»[1].

Читайте также:  Мое отношение к печорину

«Повести Белкина», написанные в первую болдинскую осень 1830 года, открывают ряд завершенных прозаических произведений поэта, а «Капитанская дочка» (опубликована в IV томе пушкинского журнала «Современник») фактически его заканчивает. Простота пушкинского повествования обманчива, только вдумчивое и внимательное прочтение способно привести к пониманию смысловых глубин того диалога, который поэт ведет со своими читателями.

Было бы заблуждением видеть в художественных произведениях прямое отражение внешней биографии поэта.

Болдинская осень, казалось, менее всего располагала к спокойному созерцанию: имущественные дела оставляли желать лучшего, невеста находилась в холерной Москве, надежды на счастье были зыбкими.

Только фактами внутренней биографии (напряженная творческая жизнь, наблюдения ума и сердца, озарения и откровения, открытость поэтического слуха к «Божественному глаголу») можно объяснить чудо болдинской осени: создание, помимо стихотворений, двух циклов – «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии». Один полностью погружен в русский провинциальный быт, мир обыкновенных людей, другой – обращен к личностям исключительным, но граница между ними не столь резка, как кажется. В каждом цикле – подлинные сокровища пушкинского художества и оригинальной мысли.

«Повести Белкина» напоминают предания, притчи, были, сказки с их счастливыми финалами. Здесь царит случай, который Пушкин называл «мощным орудием Провидения».

Обратите внимание

В каждой из повестей Пушкин отстаивает идею, христианскую по своей природе, – идею самоценности человеческой личности, жизни и счастья.

Любви и семейному счастью нередко угрожают разрушительные страсти, как например, стремление Сильвио к первенству, желание подчинить других людей своему «я» (повесть «Выстрел»).

Вместе с тем пушкинским героям знакомы муки совести, понятие нравственного долга, любовь к отчему дому и родовому гнезду, молитва и покаяние. Не случайно все истории как будто подсвечены светом евангельской притчи о блудном сыне, упоминаемой в «Станционном смотрителе».

В финалах повестей торжествуют любовь, добро, чувство прекрасного. Вражда, сословные стереотипы и предрассудки разного рода оказываются побежденными. При этом Пушкин, как подлинный «всечеловек», по-христиански открыт лучшему в мировой культуре.

Открыт диалогически, без самодовольства и самоуничижения. Иронизируя над сентиментальными и романтическими штампами, Пушкин берет себе в союзники В. Шекспира, В. Скотта, В. Ирвинга с их стремлением изображать человека как живую индивидуальность.

В «Капитанской дочке» история пугачевского восстания XVIII века показана «домашним образом», через «семейственные записки», автором которых является главный герой Петр Гринев. Особая чистота нравственного чувства присуща Гриневым и Мироновым.

Жизнь по совести, следование нравственному долгу помогают им с честью пройти испытания «русского бунта». Так, Василиса Егоровна отказывается покинуть Белогорскую крепость, мотивируя свой поступок евангельским представлением о супружестве: «Вместе жить, вместе и умирать».

Особое значение в мире Гриневых и Мироновых имеют благословение и молитва.

Цитат из Священного Писания в тексте произведения мало, однако поведение многих героев может быть понято только в свете Евангелия.

Важно

Скромная красота Маши заставляет вспомнить слова апостола Петра о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» как главном женском украшении (1 Петр. 3, 4).

Савельич предан своим господам в духе наставлений апостола Павла: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 5).

«Капитанскую дочку» справедливо называют «вестью о милосердии».

Имеются в виду те очаги дружеского единения и взаимопомощи между героями, которые возникают поверх сословных границ (Гринев и Пугачев, Маша Миронова и императрица Екатерина, попадья Акулина Памфиловна и Палаша).

Слова Маши, обращенные к дворянской царице: «Я приехала просить милости, а не правосудия», – также имеют евангельский источник: «…милость превозносится над судом» (Иак. 2,13).

Наконец, стремление Гринева уяснить лицо предводителя крестьянского восстания, попытка выстроить диалог с жизненной философией калмыцкой сказки («Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину») – не суть ли опыты христианской любви к человеку и вопрошания о его сущности? Эти драгоценные опыты непредвзятого отношения к ближним завещаны нам нашим великим поэтом, справедливо полагавшим, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Светлана Мартьянова

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин. Митрофан по мне.

Недоросль

От издателя

Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности.

Для сего обратились было мы к Марье Алексеевне Трафилиной, ближайшей родственнице и наследнице Ивана Петровича Белкина; но, к сожалению, ей невозможно было нам доставить никакого о нем известия, ибо покойник вовсе не был ей знаком.

Она советовала нам отнестись по сему предмету к одному почтенному мужу, бывшему другом Ивану Петровичу. Мы последовали сему совету, и на письмо наше получили нижеследующий желаемый ответ.

Помещаем его безо всяких перемен и примечаний, как драгоценный памятник благородного образа мнений и трогательного дружества, а вместе с тем как и весьма достаточное биографическое известие.

Милостивый государь мой ** **!

Совет

Почтеннейшее письмо ваше от 15-го сего месяца получить имел я честь 23 сего же месяца, в коем вы изъявляете мне свое желание иметь подробное известие о времени рождения и смерти, о службе, о домашних обстоятельствах, также и о занятиях и нраве покойного Ивана Петровича Белкина, бывшего моего искреннего друга и соседа по поместьям. С великим моим удовольствием исполняю сие ваше желание и препровождаю к вам, милостивый государь мой, всё, что из его разговоров, а также из собственных моих наблюдений запомнить могу.

Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхи-не. Покойный отец его, секунд-майор Петр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышленый. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка.

Сему-то почтенному мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк (числом не упомню), в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившаяся, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=542309&p=1

Анализ «Повестей Белкина» А.С. Пушкин

В 1831 году в печати появляются пять повестей, объ­единенных одним названием — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Пушкин опубликовал это произведение анонимно, приписав авторство выдуман­ному лицу — некоему Белкину.

Персонажи в большинстве своем не обладают яркими индивидуальными чертами, как другие герои Пушкина. Эти люди не возвышаются над окружающей их средой, а являются ее типичными представителями. Бытовая сторона выступает здесь на первый план.

Острота сюжета, посте­пенно нарастающее драматическое напряжение, тайны, разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправ­данные, мотивированные развязки — все это непрерывно поддерживает интерес читателя и делает повести увлека­тельными.

Так богатство содержания сочетается в пушкин­ских повестях с изяществом и стройностью формы.

«Выстрел»

Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая в начале 20-х годов была широко распространен­ной дворянской модой.

Герой этой повести, Сильвио, на первый взгляд кажет­ся натурой исключительной. Но вся его энергия уходит на удовлетворение мелочного самолюбия.

Он жаждет первен­ства, но не в чем-либо серьезном, а в том, что считается важным в пустой гусарской компании: в моде «буйство», и он старается приобрести славу «первого буяна по армии»; в моде хвастовство пьянством, и он «перепивает» самых знаменитых пьяниц; в моде дуэли, и он делается завзятым дуэлянтом. Это стремление к первенству и приводит его к столкновению с молодым графом, которого он возненави­дел из зависти к его достоинствам и успехам.

Обратите внимание

Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добива­ется своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены, в присутствии которой он в него прицеливается.

Но что-то не позволило Сильвио убить графа, жизнь которого была в его руках. Потому ли, что пожалел его жену, или потому что это был уже не прежний блестящий соперник, беспечный храбрец, угощавшийся черешнями под дулом его пистолета, а семьянин, убийство которого уже не льстило его самолюбию.

А может быть, потому, что проснулись в нем естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических по­нятий.

Так или иначе, но эта бескровная развязка характерна для духа гуманности, который придает столько теплоты «Повестям Белкина»: она показывает веру в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды. Как будто не­ожиданное, а на самом деле глубоко мотивированное рас­крытие благородных задатков в душе «грозного» Сильвио производит яркий эффект.

В качестве третьего действующего лица выступает в повести сам рассказчик — некий отставной подполковник, когда-то, в молодости, отличавшийся «романтическим во­ображением», а потом остепенившийся мелкопоместный обыватель. В других повестях рассказ ведется прямо от автора, а в «Выстреле» личность рассказчика накладывает свой отпечаток на повествование.

Герои изображаются не сами по себе, а с точки зрения рассказчика, воспринима­ются сквозь призму его «романтического воображения». Образу Сильвио поэтому придается какая-то загадочность. Он кажется рассказчику «героем таинственной какой-то повести», на совести которого лежит «какая-нибудь не­счастная жертва» его «ужасного искусства» в стрельбе из пистолета.

Во второй половине повести действие переносится в другую обстановку и в другое время. Рассказчик является здесь в новом виде. Молодой человек с «романтическим воображением» превращается в смиренного провинциала.

Таким образом, повествование ведется несколькими рассказчиками.

Отставного подполковника, которому приписывается сам сюжет, бесхитростного Белкина, который записывает услышанную любопытную историю, и двух героев, в изложении которых даны самые драматические моменты повести: в передаче Сильвио мы узнаем завязку (отложенный выстрел), в передаче графа — развязку (пос­леднюю встречу), причем везде соблюдается верный тон, соответствующий точке зрения того или иного рассказчика.

«Метель»

Важно

Мария Гавриловна, героиня «Метели», вся во власти романтических настроений, заимствованных из француз­ских романов, на которых она воспитана. Именно ее «ро­мантическое воображение» и соблазнило ее согласиться на бегство из родительского дома и тайный брак с «бедным армейским прапорщиком» Владимиром, которого отверга­ют ее богатые родители.

После всего, что пришлось пережить Марье Гаврилов­не (венчание с чужим человеком, смерть отца и гибель Владимира), она продолжает играть роль романтической героини.

Горе не мешает ей легкомысленно кокетничать с Бурминым, гусарским полковником с Георгием в петлице и «с интересной бледностью» в лице и добиваться от него «романтического объяснения».

Да и неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть намек в повести: «Мария Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».

То же самое можно сказать и о ее возлюбленном — Владимире. Он сочиняет разные «романтические» планы явно книжного происхождения: «венчаться тайно», «скрываться», потом «броситься к ногам родителей», которые будут тронуты «героическим постоянством и несчастьем любовников». Но когда доходит до дела, теряется и оказы­вается беспомощным.

Иронический тон рассказа подчеркивает несерьез­ность поверхностной романтической моды, увлекшей на время дворянскую молодежь, особенно провинциальную.

Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироничес­кую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812—1814годов, которая вклинивается в действие повести.

Война преображает людей, смывая все ложное, на­пускное и обнажая то, что таится в душе каждого русского человека. Романтический мечтатель Владимир гибнет геро­ической смертью. Бурмин когда-то легкомысленно подшу­тил над неизвестной девушкой, став с ней под венец вместо жениха.

Совет

Тогда это было для него гусарской проказой, забавным приключением, о котором он забыл на следую­щей станции. После войны он смотрит на это дело иначе.

Он не знает, кто эта девушка, с которой венчался, брак его не записан ни в каких церковных книгах, но тем не менее он чувствует свою вину перед неведомой супругой, разыс­кивает ее и не может предложить руку той, которую полю­бил, считая себя связанным прежней женитьбой.

К лучшим, живым страницам повести относится опи­сание метели, сыгравшей роковую роль в судьбе Марьи Гавриловны и несчастного Владимира. Человек отчаянно борется с метелью, которая преграждает ему путь к счастью, и это придает описанию метели в повести драматический характер.

«Гробовщик»

Из военного и помещичьего мира действие этой по­вести переносится в среду мелких московских ремесленни­ков и торговцев.

Вместо гусаров с их «проказами» и бары­шень с «романтическим воображением» здесь действует гробовщик Адриан Прохоров с двумя дочерьми, чувстви­тельный немец-сапожник Готлиб Шульц, его дочка Лотхен, толстый немец-булочник, будочник Юрко. Этот будочник в своем квартале является важной персоной, как предста­витель власти.

В маленьком мирке не занимаются праздными фанта­зиями, а интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что конкуренты, воспользовав­шись его переселением с Басманной на Никитскую, пере­хватят у него богатые похороны. Смерть людей для них нажива.

Читайте также:  Сочинение: 542. зачем человеку друзья?

К покойникам Адриан относится как к заказчи­кам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди до того, как они стали «предметом» его мрачного ремесла, и даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, он различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.

Так, например, бригадир в треугольной шляпе, которого хоронили под проливным дождем, причинил ему ущерб, так как мантии от дождя сузились, шляпы покоробились, отчего предви­дятся «неминуемые расходы».

Обратите внимание

А вот этот бедняк, что «сми­ренно стоит в углу» и не смеет подойти к хозяину, «стыдясь своего рубища», был похоронен по приказу квартального совсем даром.

В мертвецах, как в зеркале, отражаются социальные отношения, существующие между живыми.

«Станционный смотритель»

Герой этой повести Самсон Вырин — маленький чи­новник, не защищенный своим чином даже от побоев знатных проезжих, — уверен, что дочка его Дуня, которую увез с собой Минский, блестящий гусар с «черными уси­ками», погибла.

«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, — говорит он, — а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой.

Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»

Но вместо подобной истории происходит нечто иное Когда смотритель отправляется в Петербург на розыски Дуни и является к Минскому, тот приходит в крайнее замешательство.

Он говорит старику: «Виноват перед тобой и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово». И, как это ни странно, слово свое сдержал и женился на Дуне.

Она приезжает на могилу отца богатой барыней, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською». Предсказания отца не сбылись: не «могила» ожидала Дуню, а богатство и знат­ность.

Но трагедия Самсона Вырина заключалась в том что дочь он все-таки потерял. Между его миром, миром' ма­леньких людей, и миром Минских целая пропасть, и ему даже в голову не приходило, что можно перешагнуть через эту пропасть.

Важно

И если Дуня все же перешагнула через нее то это чистая случайность, которой она обязана исключи­тельно своему женскому обаянию. Но у нее не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась.

Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.

Если бы Минский бросил Дуню, то получилась бы «жалостная» история и весь смысл повести сводился бы к обличению безнравственного соблазнителя. В этой повести у Пушкина все и тоньше, и глубже, и, главное, реалистич­нее. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.

«Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» — последняя, заключительная повесть в сборнике. Читатель снова попадает в обстановку «дворянского гнезда», окутанную «романтическими» на­строениями. Но в этой атмосфере есть что-то новое, чего нет в «Метели».

Героиня, Лиза Муромская, такая же «уездная барыш­ня», как Марья Гавриловна, но совсем в ином роде. Ее порывы не заимствованы из французских книжек, а выте­кают из ее натуры и сдерживаются строгим английским воспитанием под надзором мисс Жаксон. Романтизм ее деятельный, а не пассивный и мечтательный, как у Марьи Гавриловны. Лиза — задорная, живая и шаловливая моло­дая девушка.

«Барышня-крестьянка» по сюжету как будто не более чем «водевиль с переодеванием». Но в нем есть какая-то необъяснимая прелесть, состоящая в раскрытии простых русских характеров. Трудно сказать, когда Лиза играет роль — тогда ли, когда она в одежде Акулины, или в своем настоящем виде барышни.

Оказывается, что Лиза гораздо милее в крестьянском наряде: «Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась». Она сразу, без усилий, усвоила милый говорок крестьянской девушки и кокетливое крес­тьянское лукавство. «Я провожу тебя…

— говорит ей Алек­сей Берестов, — ты мне позволишь идти подле себя?» — «А кто те мешает, — отвечает ему Лиза; — вольному воля, а дорога мирская». В роли крестьянки проявляется присущая ей русская народная грация. Эта грация и покорила сердце Алексея.

Именно крестьянку Акулину, а не барышню Лизу полюбил Алексей — до того, что даже решил жениться на ней, несмотря на все дворянские предрассудки. Маскарад послужил к тому, чтобы обнаружить русскую сущность «уездной барышни». Личины упали, и в обоих героях открылись простодушные русские люди.

«Русская душа» Лизы и есть то, что роднит ее с другими пушкинскими героинями, в том числе и с Татьяной, и придает поэтичес­кую прелесть ее слегка очерченному образу.

В сборнике «Повести Белкина» представлено, как в разрезе, русское общество; от высших этажей до низших. Белкин — только маска, которую надел на себя поэт, чтобы подчеркнуть особый выбор сюжетов, из которых ни один не выходит за пределы кругозора простодушного провин­циального помещика.

Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности — это сжатость и простота изложе­ния, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений. Его проза — точная, краткая, мужественная, «голая», как од­нажды выразился Лев Толстой.

Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. Но он всегда угадывает своим художественным чутьем, как должен поступать такой-то человек в силу своих социальных навыков и других причин, и угадывает безошибочно, так что читатель без всяких толкований сразу чувствует правду, видит живых людей со всеми их противоречиями.

Высоко оценил «Повести Белкина» Лев Толстой, счи­тавший их школой для писателей.

Совет

В 1874 году, работая над «Анной Карениной», он писал одному знакомому: «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испыты­ваемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище.

На меня это новое изучение про­извело сильное действие». Это сильное действие произво­дят «Повести Белкина» и сейчас. Если читать внимательно, вникать в каждое слово, поддаешься очарованию их поэ­тической простоты.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/440-as-pushkin-povesti-belkina.html

История создания «Повестей Белкина» Пушкина: замысел, история написания и публикации

Иллюстрация к повести «Выстрел».
Художник В. В. Гельмерсен

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, напечатанное им при жизни.

 
В этой статье представлена история создания «Повестей Белкина» Пушкина: интересные факты о замысле, написании и публикации повестей.

Смотрите: 
Краткое содержание повести
Все материалы по повестям Белкина

Замысел и первоначальный план

По мнению исследователей, «Повести Белкина» были задуманы Пушкиным в 1829 году. Но вплотную к работе над повестями Пушкин приступил осенью 1830 г. (Болдинская осень).

Интересно, что состав «Повестей Белкина» первоначально выглядел несколько иначе. В цикл Пушкин собирался включить следующие повести:

  • Гробовщик 
  • Барышня-крестьянка
  • Станционный смотритель
  • Самоубийца
  • Записки пожилого

Очевидно, что повести «Самоубийца» и «Записки пожилого» не вошли в окончательный состав «Повестей Белкина», уступив место «Выстрелу» и «Метели».

Шестая «Повесть Белкина»


На начальном этапе Пушкин собирался включить в «Повести Белкина» шестую повесть — «Историю села Горюхина». Но эта вещь осталась незаконченной и не вошла в окончательную редакцию цикла.

В родстве этих произведений легко убедиться: первая часть «Горюхина» по смыслу тесно связана с предисловием к «Повестям Белкина». 

Окончательная редакция «Повестей»

В Болдинскую осень, в сентябре-октябре 1830 года, «Повести Белкина» были готовы. Пушкин писал повести в следующем порядке:

  1. «Гробовщик» — 9 сентября
  2. «Станционный смотритель» — 14 сентября
  3. «Барышня-крестьянка» — 20 сентября
  4. «Выстрел» — 14 октября
  5. «Метель» — 20 октября. 

Предисловие с «биографией Белкина» также было написано в Болдине 14 сентября 1830 г. Изначально Пушкин собирался публиковать повести именно в таком порядке, начиная книгу «Гробовиком». Однако затем две последние повести («Выстрел» и «Метель») были переставлены в начало списка.

В декабре 1830 г. Пушкин сообщил о новых «Повестях» своему другу и издателю П. А. Плетневу:

«…Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 9 декабря 1830 г.)

Чтобы избежать проблем с цензурой и «ругани» критиков, Пушкин взял себе псевдоним — Иван Петрович Белкин. 

Публикация «Повестей»

В конце октября 1831 года «Повести Белкина» вышли в свет отдельной книгой. Заголовок был следующим: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.»

В 1834 г. Пушкин повторно напечатал «Повести Белкина». На этот раз — в сборнике своих прозаических произведений, который назывался «Повести, изданные Александром Пушкиным».

Значение «Повестей Белкина» в творчестве Пушкина


«Повести Белкина» были написаны Пушкиным в Болдинскую осень (1830 г.). Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве Пушкина. 
Помимо «Повестей Белкина», в тот же период Пушкин написал «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», несколько десятков стихотворений.

Пушкин о «Повестях Белкина» 

О «Повестях Белкина» сам Пушкин писал следующее:
«…Я переписал мои пять повестей и предисловие, то есть сочинения покойника Белкина, славного малого…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 3 июля 1831 г.) 

«…Посылаю тебе … сказки моего друга Ив. П. Белкина… Р. S. Эпиграфы печатать перед самым началом сказки, а заглавия сказок на особенном листе…»  (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, около 15 августа 1831 г.)

«…Кто бы он [Белкин] там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно…» (Пушкин о повестях Белкина со слов современников, В. В. Вересаев, «Пушкин в жизни», 1984 г.)

Такова история создания «Повестей Белкина» Пушкина. В статье представлены интересные факты о замысле, истории написания и публикации произведения.

Смотрите: Все материалы по повестям Белкина

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-povesti-belkina-pushkin.html

Сказки Пушкина

Вот передо мною лежат «Повести», изданные Пушкиным: неужели Пушкиным же и написанные? Ред. В. Е. Якушкина, 1905; т. III. Стихотворения и поэмы 1821—1824. Н. О. Лернер, Труды и дни П., изд. 2-ое, 1910; П. В. Анненков, Матер. для биогр. Пушкина, 1855 и 1873; Я. К. Грот, П.

, его лицейск.<\p>

Книга проиллюстрирована рисунками А.С.Пушкина, сделанными поэтом на рукописных страницах романа. Знаменитый шедевр А. Пушкина — «Пиковая дама» актуален и востребован и в наши дни.

Ведь азарт, алчность, желание достичь своих целей любыми средствами неистребимы в человеке.

Обратите внимание

Что вас ждет под обложкой: Уникальное издание чудесной сказки А.С.Пушкина — лучший подарок на любой детский праздник, а также в домашнюю коллекцию. В книгу входят драматические произведения Пушкина: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», — объединенные в цикл «Маленькие трагедии».

Особенную популярность завоевали его иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, к сказкам А.С.Пушкина, воссоздающие красочный мир отечественной старины и фольклора.

Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов

В то же время Пушкин решает отказаться от такого «прямолинейного» названия, поскольку его больше интересует философствующая личность художника-создателя, а не характер терзающегося завистника.

Александра Сергеевича Пушкина называют создателем русского литературного языка. Когда мы читаем стихи Пушкина, такие гармоничные и простые, кажется, что они именно в такой форме сами легли на бумагу.

Описание Смуты начала XVII века и борьбы за русский престол напомнило Пушкину его собственное время, а тема власти стала одной из основных в произведении. Воплотив задуманное, поэт признавался в письме к своему другу П.А.

Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин!<\p>

Представленный на сайте список сказок Пушкина относится к позднему периоду, который был наиболее плодотворным для автора.

Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.

Мое знакомство с А. С. Пушкиным M. H. Волконская. Из «Записок» Цыганка Таня. О Пушкине и Языкове А. О. Смирнова. I. Воспоминания А. О. Смирнова II. Рассказы A. A. Фукс. A. C. Пушкин в Казани В. А. Нащокина.

Важно

Аннотация редакции: Работа В.Вересаева «Пушкин в жизни» открыла в свое время жанр хроники характеристик и мнений.

Пушкиным, творцом «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана», «Цыган», «Полтавы», «Онегина» и «Бориса Годунова»?

216 1927 (статьи В. Н. Стефанович, Из истории „Кавк. пленника“ П., и Г. Н. Фрида История романса Пушкина о бедном рыцаре)

Из повестей, собственно, только первая, «Выстрел», достойна имени Пушкина. 2 Еще до выхода в свет книжки «Библиотеки для чтения» с повестью Пушкина Сенковский обратился к ее автору с восторженным письмом.

Изд. Академии наук. Ред. В. И. Саитова. М. 1923; Дневник Пушкина (1833—1835), под ред. Б. Л. Модзалевского, 1923; Письма Пушкина и к П. Собр. М. Цявловский. Старина“, 1884, февр.-дек.; В. Е. Якушкин, О Пушкине, 1899; М. Л. Гофман, П. Первая глава науки о П., 2 изд. 1922; Сб. „Творческая история“, под ред. Н. К. Пиксанова.

Работы этого автора, опубликованные до 1 января 1945 года, находятся в общественном достоянии в России. В своем поместье Покровское живет богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Поставленные с необыкновенной резкостью и остротой психологические, исторические или философские проблемы развиваются в этих произведениях во всей трагической противоречивости.

Книга в обложке из бархата с трехсторонним золотым обрезом и шелковым ляссе. Обложка книги украшена золотым тиснением и вставкой с иллюстрацией.

Сложно переоценить личность Александра Сергеевича Пушкина, чье творчество оказало такое сильное влияние на развитие всей русской литературы.

Его произведения вошли в золотой фонд мировой культуры, выдержав испытание на прочность без малого двумя веками.

А. С. Пушкина 7 ч., 1887—1899 (кончая критикой 50-х гг.); В. И. Покровский, А. С. П., сб. истор.-литер. В этот сборник вошла избранная проза Пушкина. МОЦАРТ И САЛЬЕРИ — третья (по авторскому счёту) «маленькая трагедия» Александра Сергеевича Пушкина.<\p>

Источник: http://kwakret.ru/skazki-pushkina/

Пушкин. Повести Белкина

Повести Белкина

Повести Белкина, или полное название «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — одно из прозаических произведений А. С. Пушкина. Их пять, все они небольшие по объему, написаны просто, без затей, однако на развитие русской литературы оказали огромное влияние. «В масштабе национальном (они) означали решительный выход за пределы узко дворянской литературы, литературы светских салонов и даже дружеских литературных обществ и борьбу за литературу народную, т. е. созвучную всему народу, отражающую его исторические особенности, его «страсти» (В. В. Гипиус «От Пушкина до Блока»)

Повести Белкина

  • «Выстрел»
  • «Метель»
  • «Станционный смотритель»
  • «Гробовщик»
  • «Барышня-крестьянка»

Иван Петрович Белкин

Пушкин скрыл свое авторство повестей их несуществующим создателем И. П. Белкиным. В предисловии от лица издателя он написал:
«Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора…

Иван Петрович Белкин был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав… Родился он от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине… Получил первоначальное образование от деревенского дьячка… В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк…, в коем и находился до самого 1823 года.

Смерть родителей … понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино…<\p>

Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось … видеть его навеселе…; к женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая… Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер… Повести были первым его опытом (Издатель)»

(Примечание. В «Истории села Горюхино» Пушкин уточнил биографию И. П. Белкина. Родился 1 апреля 1801 года. 3 месяца, до начала войны с Наполеоном проучился в московском пансионе Карла Ивановича Мейера. В 1817 году определился юнкером в пехотный полк. Вернулся в Горюхино осенью 1825 года)

Содержание и главные действующие лица Повестей Белкина

«Выстрел»

Рассказывается о ссоре двух дворян и драматической дуэли между ними.

Действующие лица
Сильвио, бывший офицер, один из дворян
Граф Б., другой участник дуэли
Автор.

рассказывающий истоию
Оскорбленный молодым офицером Сильвио не стал настаивать на поединке, потому что был связан обетом мести другому офицеру

«Метель»

Почти святочная история любви. Бедный прапорщик В. Н. и наследница богатого поместья М. Г. сговорились тайно обвенчаться, так как не имели родительского благословения на брак.

В ночь побега разразилась сильная вьюга…
Действующие лица
Марья Гавриловна, девица
Владимир Николаевич, офицер, сосед по поместью
Полковник Бурмин, другой сосед
Метель, которая вмешалась и всё перепутала в их судьбах

Г. Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»

«Гробовщик»

Надравшись в гостях, гробовщик по пьяни пригласил к себе на новоселье всех бывших своих «клиентов».

Милый «страшный» рассказ из серии о привидениях и мертвецах, которым дети пугают друг друга перед сном, когда за окнами бушует непогода, ветер завывает в трубе, снег стучит в окна, а в спальне тепло и покойно, потрескивают дрова в печи, приглушённый свет положил таинственные тени в углах комнаты и слегка раскачиваются сквозняком шторы
Действующие лица
Адриан Прохоров, гробовщик
Его соседи-ремесленники

«Станционный смотритель»

Рассказ о несчастной доле «маленького человека», людском вероломстве, подлости, неблагодарности: путешествующий гусар хитростью и коварством увез с собой дочь станционного смотрителя, который ему доверился
Действующие лица
Станционный смотритель
Его юная дочь
Проезжий гусар
Автор, от чьего лица ведется повествование

«Барышня-крестьянка»

Водевильная история с переодеваниями, лёгким, невинным обманом, свадьбой в конце: желая познакомиться с красавцем Алексеем, Лиза переодевается в крестьянское платье
Действующие лица
Иван Петрович Берестов, помещик
Лиза, его дочь
Настя, служанка Лизы
Мисс Жаксон, воспитательница Лизы
Григорий Иванович Муромский, помещик, сосед Берестовых
Алексей, сын Муромского

История создания «Повестей Белкина»

Осенью 1830 года Пушкин приехал в свое имение в Нижегородской губернии Болдино. Он не собирался задерживаться в нем надолго, но из-за разразившейся в России эпидемии холеры прожил в нём три месяца.

Этот период пушкинистами назван «Болдинская осень». В «Болдинскую осень» Пушкин закончил роман в стихах «Евгений Онегин», создал «маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне».

около тридцати стихотворений, пять повестей («Белкина»)

  • 1830, 9 сентября «Гробовщик»
  • 1830, 14 сентября «Станционный смотритель»
  • 1830, 20 сентября «Барышня-крестьянка»
  • 1830, 14 октября «Выстрел»
  • 1830, 20 октября «Метель»
  • 1831, 1 сентября получено цензурное разрешение на издание Повестей
  • 1831, между 24 и 27 октября Повести опубликованы Санкт-Петербургской типографией Плюшара

Ещё статьи
Евгений Онегин
Герой нашего времени
Мёртвые души

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/pushkin-povesti-belkina.html

Ураган “Катрина” как проявитель социальной проблематики

Скачать архив (rar)
Скачать pdf — 228 Кб
Скачать fb2 — 31 Кб
Скачать odt — 48 Кб
Скачать epub — 153 Кб

Пушкин … унёс с собою … великую тайну.
И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Ф.М. Достоевский.

Осенью 1830 г. А.С. Пушкин отправился в Болдино, чтобы уладить свои дела перед бракосочетанием с Н.Н. Гончаровой, но в Нижегородской и близлежащих губерниях в это время разразилась эпидемия холеры, и был объявлен карантин.

Совет

Весь сентябрь, октябрь и ноябрь Пушкин был фактически заперт в Болдино: воля Случая. Для России и всех почитателей его таланта этот карантин обернулся неоцененным даром. По мнению всех исследователей творчества поэта — «Болдинский период» осени 1830 г.

— самый плодотворный за всё время его творчества.

И среди всего написанного поэтом в этот период «Повести Белкина» занимают особое место: они полны загадок и отличаются особой закрытостью, возможно благодаря которой, ни сами повести, ни их глубинный смысл не был понят ни современниками Пушкина, ни его потомками. И это вопреки тому, что сам Пушкин свидетельствовал, что его произведения несут в себе некий скрытый смысл.

Так, в предисловии к «Домику в Коломне» в издании П.О. Морозова 1896 г. читаем:

«Рецензия (на поэму: авт.) явилась в Литературном Прибавлении к Русскому Инвалиду 1833, N 69. По словам Анненкова, повесть «почти всеми принята была за признак конечного падения нашего поэта. Даже в обществе старались не упоминать о ней в присутствии автора, щадя его самолюбие…

Пушкин всё это видел, но не сердился и молчал…» А вот выдержка из письма Пушкина издателю П.А. Плетнёву из Москвы 9 декабря 1830 г.: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал.

Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, восьмую и девятую, совсем готовые в печать; повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим anonyme; несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы” и “Дон Жуан”. Сверх того, написал около тридцати мелких стихотворений.

Хорошо? Ещё не всё (весьма секретное, для тебя единого): написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся, и которые напечатаем также anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

Пушкин решил напечатать повести анонимно. И для убедительности к циклу этих повестей он присоединил предисловие «От издателя», содержащее «биографию» И.П. Белкина.

Перед отправкой повестей в печать Пушкин изменил первоначальный порядок их расположения: «Выстрел» и «Метель» перенёс в начало сборника.

Изданием повестей занимался Плетнёв. В письме к нему (около 15 августа 1831 г.) Пушкин просил: «Смирдину шепнуть моё имя с тем, чтобы он перешепнул покупателям». В конце октября 1831 г.

Обратите внимание

повести вышли в свет под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.». С полным обозначением имени автора «Повести Белкина» вышли в 1834 г.

в книге «Повести, изданные Александром Пушкиным».

На этом пока остановимся, чтобы пояснить одно, на первый взгляд далёкое от темы обстоятельство.

«Мы — ленивы и не любопытны» — писал Пушкин и видимо предполагал, что его читатели в России в далёком будущем будут не ленивы, а главное — будут ещё сотворцами своих судеб; и соответственно будут способны познавать Мир самостоятельно, а не жить готовыми рецептами.

В статье, посвящённой Сократу, «Советский энциклопедический словарь» (1987 г.) характеризует его следующими словами: «один из родоначальников диалектики, как метода отыскания истины путём постановки наводящих вопросов».

Психика человека генетически запрограммирована так, что:

  • наше мировоззрение и миропонимание представляют собой совокупность разграниченных меж собой информационных модулей разного характера и взаимосвязей между ними;
  • мы мыслим разграниченными информационными модулями, принадлежащими нашему мировоззрению и миропониманию, связывая их друг с другом и с объективной реальностью, информацию о которой воспринимаем непосредственно при помощи чувств, либо опосредованно — через приборную базу науки и техники и через других людей.

Т.е. диалектика как метод познания запрограммирована для нас генетически. Но в силу уникальности всякого познавательно-творческого акта, обусловленности его конкретикой обстоятельств, диалектика — искусство и потому не поддаётся формализации; соответственно «диалектика» по Гегелю и Марксу — от лукавого.

Поэтому, чтобы ответить на загадки «Повестей Белкина», зададимся вопросами:

  1. Для чего Пушкин сделал автором повестей несуществующего «писателя» Ивана Петровича Белкина, а сам ушёл в анонимы?
  2. Зачем Пушкину понадобился анонимный друг и сосед И.П. Белкина, который прислал издателю (Пушкину) биографию «писателя»?
  3. Почему рассказчиков историй четверо (И.П. Белкин только записал эти истории), а повестей — пять? (** В самом деле, в рукописи г. Белкина над каждой повестию рукою автора надписано; слышано мною от такой-то особы (чин или звание и заглавные буквы имени и фамилии). Выписываем для любопытных изыскателей: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К. И. Т.).
  4. С какой целью поэт изменил хронологию повествования, переставив «Выстрел» и «Метель» в начало повестей, хотя хронологически они завершают их?
  5. Почему из пяти повестей только события «Метели» привязаны к реальной хронологии: 1811-1812 гг.?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, расположим повести в хронологической последовательности их написания и сопоставим их персонажам-символам определённые социальные явления:

Источник: http://e-dotu.ru/2011/06/o-dinamicheskom-programmirovanii-budushhego-v-tvorchestve-a-s-pushkina/

Ссылка на основную публикацию