Образ идеальной женщины в русской литературе
Limon.KG – Красота — категория вечная. Читая произведения литературы, каждая из нас, восхищалась, сопереживала, а порой могла видеть себя в образе знаменитых героинь книг. Женщина для многих писателей является воплощением земной красоты.
Мужчины писали, и всегда будут писать о женщинах, создавая идеальные образы или запечатлевая навеки в своих строках женщин, волшебных и притом вполне реальных.
Так почему бы и не представить себя одной из главных героинь какого-нибудь романа? Вообразить себя тем образом, который в разное время считался идеалом красоты, как внешней, так и внутренней.
Возможно, вы уже ассоциируете себя с одной из прекрасных героинь, в другом случае, данная статья станет открытием новой вас в облике литературной героини.
Татьяна Ларина
Она молчалива, застенчива, любит погрустить у окна, не любит шумные игры и девичьи разговоры подруг. Поэтому в своей семье представляется «чужой девочкой», она не умеет попросить родных о ласке. Однако героине знакомы тончайшие душевные порывы: они просто не раскрываются для других. Она – романтическая личность.
Обожает читать книги, ярко переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает все таинственное, загадочное. Когда героиня влюбляется, глубина ее романтической натуры раскрывается. Вчерашняя робкая девушка оказывается неожиданно смелой. Она первая признается в любви, первая пишет письма. Ее любовь идет от самого сердца, это чистое, нежное, застенчивое чувство.
Это образ олицетворяет чувствительность, женственность, мечтательность личности.
Булгаковская Маргарита
Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность. Героиня всегда была верна своей любви.
Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Долгое время героиня хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом.Ради любви она идет на все, отбросив любые страхи и опасения.
Героиня, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с любимым его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, всепоглощающей любви, пленяющей женщиной-вдохновением.
Булгаковская Маргарита образ, несомненно, яркий, своеобразный любящий свободу, и с вечною мечтой: покинуть ненавистную реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего героиню общества.
Анна Каренина
Анна Каренина – по сюжету, светская женщина, занимающая высокое положение в обществе. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений.
Любовь ее была несчастливой. Хотя герои и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.
Трагическая обреченность любви, связана не только с пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Она – свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое».
Это образ статной, властной и одновременно мягкой и сомневающейся в своих собственных принципах и позициях женщины.
Тургеневская девушка
Героиня — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством.
Жизненный трагизм объясняет ее обратную сторону: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. Она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает.
Героиня излучает нравственную чистоту, искренность, способность к сильным страстям, мечтам о подвиге.
Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.
Она понимает жизнь простых людей как своего рода подвиг. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.
«Тургеневская девушка» – это девушка, которая имеет независимый, своенравный характер, способная совершить подвиг во имя любви и не только.
Женщина-мечта
Несомненно, наш мир совершенствуется, модернизируется. Взгляды на мир меняются, стремление к идеалу вечны. Образы, застывшие на страницах книг по сей день будоражат наше сознание.
Женское совершенство, которое многие гениальные писатели и поэты пытались увидеть и раскрыть, волнуют и сейчас. Героинь искали, фантазировали, порой этот образ оставался лишь мечтой, а кому-то все же, удавалось его найти. Ибо женщина раскрывала себя настоящую.
Ведь женщине невозможно быть идеальной и хорошей для всех… главное всегда оставаться собой!
Закройте глаза. Видите? И в вас есть волшебная частица женщины совершенной, женщины-мечты.
Источник: https://limon.kg/news:64150
Образ женщины в стихах поэтов
Девушка, любимая, женщина, продолжательница рода человеческого, хранительница семейного очага, любящая мать…
Женщина — как цветок, будет жить и радовать других только тогда, когда его вовремя польешь. Природа распорядилась так, что поливать этот цветок нужно лаской, теплом, заботой и нежностью. И тогда женщина взамен подарит вам мир счастья и любви.
Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, всегда занимал важное место во всех сферах человеческой деятельности. Во все времена образ женщины звучал в стихах поэтов, известные музыканты и певцы воспевали его в своем творчестве, великие художники рисовали для них картины, влюбленные говорили нежные слова признания.
Предлагаю вашему вниманию подборку красивых стихов известных писателей о женщине.
Александр Пушкин
Я помню чудное мгновенье
Я помню чудное мгновенье:
передо мной явилась ты,
как мимолетное виденье,
как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
в тревогах шумной суеты,
звучал мне долго голос нежный
и снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
рассеял прежние мечты,
и я забыл твой голос нежный,
твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
тянулись тихо дни мои
без божества, без вдохновенья,
без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
и вот опять явилась ты,
как мимолетное виденье,
как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
и для него воскресли вновь
и божество, и вдохновенье,
и жизнь, и слезы, и любовь.
Я вас любил
Я вас любил: любовь еще, быть может,
в душе моей угасла не совсем,
но пусть она вас больше не тревожит,
я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
то робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
как дай вам бог любимой быть другим.
Сергей Есенин
Руки милой — пара лебедей
Руки милой – пара лебедей –
в золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когда-то далеко
и теперь пою про то же снова,
поэтому и дышит, глубоко
нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,
сердце станет глыбой золотою.
Только тегеранская луна
не согреет песни теплотою.
Я не знаю, как мне жизнь прожить:
догореть ли в ласках милой Шаги
иль под старость трепетно тужить
о прошедшей песенной отваге?
У всего своя походка есть:
что приятно уху, что – для глаза.
Если перс слагать плохо песнь,
значит, он вовек не из Шираза.
Про меня же и за эти песни
говорите так среди людей:
он бы пел нежнее и чудесней,
да сгубила пара лебедей.
Я помню, любимая, помню
Я помню, любимая, помню
сиянье твоих волос.
Не радостно и нелегко мне
покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
березовый шорох теней,
пусть дни тогда были короче,
луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
и ты позабудешь, мой милый,
с другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа
напомнила чувства опять,
как нежно тогда я сыпал
цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь,
и грустно, другую любя.
Как будто любимую повесть,
с другой вспоминает тебя.
Федор Тютчев
К.Б.
Я встретил вас – и все былое
в отжившем сердце ожило;
я вспомнил время золотое –
и сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
бывают дни, бывает час,
когда повеет вдруг весною
и что-то встрепенется в нас, –
так, весь обвеян дуновеньем
тех лет душевной полноты,
с давно забытым упоеньем
смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
гляжу на вас, как бы во сне, –
и вот – слышнее стали звуки,
не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
и то же в вас очарованье,
и та ж в душе моей любовь!..
***
Как неразгаданная тайна,
живая прелесть дышит в ней –
мы смотрим с трепетом тревожным
на тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье
иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
а сердце хочет обожать…
Еще томлюсь тоской желаний
Еще томлюсь тоской желаний,
еще стремлюсь к тебе душой –
и в сумраке воспоминаний
еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
он предо мной везде, всегда.
Недостижимый, неизменный,
как ночью на небе звезда…
Василий Федоров
***
Если б Богом я был,
то и знал бы, что творил
женщину!
Если б скульптором стал,
высек бы из белых скал
женщину!
Если б краски мне дались,
рисовала б моя кисть
женщину!
Но не бывшую со мной
и не ставшую женой
женщину!
***
Радость,
нежность
и тоска,
чувств
нахлынувших
сумятица,
ты — как солнце
между скал:
не пройти
и не попятиться.
На тебе
такой наряд:
сердце вон
за поглядение.
Ты светла,
как водопад,
с дрожью,
с ужасом падения.
Ты извечная,
как Русь,
ты и боль,
и врачевание.
Я не скоро
разберусь,
в чем твое
очарование.
Николай Заболоцкий
Очарована, околдована
Очарована, околдована,
с ветром в поле когда-то обвенчана,
вся ты, словно в оковы закована,
драгоценная ты моя женщина!
Не веселая, не печальная,
словно с темного неба сошедшая,
ты и песнь моя обручальная,
и звезда ты моя сумасшедшая…
Я склонюсь над твоими коленями,
обниму их с неистовой силою,
и слезами, и стихотвореньями
обожгу тебя, добрую, милую…
Отвори мне лицо полуночное,
дай войти в эти очи тяжелые,
в эти черные брови восточные,
в эти руки твои полуголые.
Что не сбудется — позабудется,
что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица,
или мне это просто чудится?..
Булат Окуджава
Эта женщина! Увижу и немею
Эта женщина! Увижу и немею.
Потому-то, понимаешь, не гляжу.
Ни кукушкам, ни ромашкам я не верю
и к цыганкам, понимаешь, не хожу.
Напророчат: не люби ее такую,
набормочут: до рассвета заживет,
наколдуют, нагадают, накукуют…
А она на нашей улице живет!
***
Надежда, белою рукою
сыграй нам что-нибудь такое,
чтоб краска схлынула с лица,
как будто кони от крыльца.
Сыграй мне что-нибудь такое,
чтоб ни печали, ни покоя,
ни нот, ни клавиш и ни рук…
О том, что я несчастен, врут.
Еще нам плакать и смеяться,
но не смиряться, не смиряться.
Еще не пройден тот подьем.
Еще друг друга мы найдем…
Все эти улицы – как сестры.
Твоя игра – их говор пестрый,
их каблуков полночный стук…
Я жаден до всего вокруг.
Ты так играешь, так играешь,
как будто медленно сгораешь.
Но что-то есть в твоем огне,
еще неведомое мне.
Эдуард Асадов
Я могу тебя очень ждать
Я могу тебя очень ждать,
долго-долго т верно-верно,
и ночами могу не спать
год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря
облетят, как листва у сада,
только знать бы, что все не зря,
что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
по чащобам и перелазам,
по пескам, без дорог почти,
по горам, по любому пути,
где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря,
одолею любые тревоги,
только знать бы, что все не зря,
что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать
все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
что люблю тебя не напрасно!
***
Он не страдал, он не ходил за нею.
Не обьяснялся, кепку теребя…
Она сама, однажды, чуть робея,
ему сказала: «Я люблю тебя».
Его друзья томились в ожиданье.
Худели от бессонницы и дум.
А вечером просили для свиданья
его же новый, синенький костюм.
А тут сама в морозы прибегала.
На стул бросала шапку и пальто.
И он решил: ему такого мало.
И он решил, что это все не то.
Ушел, уехал, ждал особой встречи.
Других красивых провожал домой.
Ловя себя на том, что каждый вечер
он засыпая, думает о той.
Ей написал письмо на трех страницах,
а через месяц получил назад.
Ну что с такой обидою сравнится,
чем эта надпись «Выбыл адресат».
Вдруг стало все бесцветным…
Не клеилась работа как на грех.
И виноват никто, как будто, не был,
но счастье стало трудным, как у всех.
Константин Симонов
Жди меня, и я вернусь
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
жди, когда наводят грусть
желтые дожди,
жди, когда снега метут,
жди, когда жара,
жди, когда других не ждут,
позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
писем не придет,
жди, когда уж надоест
всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
не жалей добра
всем, кто знает наизусть,
что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
в то, что нет меня,
пусть друзья устанут ждать,
сядут у огня,
выпьют горькое вино
на помин души…
Жди. И с ними заодно
выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
скажет: — Повезло. –
Не понять не ждавшим им,
как среди огня
ожиданием своим
ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
только мы с тобой, –
просто ты умела ждать,
как никто другой.
Михаил Лермонтов
***
Я видел раз ее в веселом вихре бала;
казалось, мне она понравиться желала;
очей приветливость, движений быстрота,
природный блеск ланит и груди полнота –
все, все наполнило б мне ум очарованьем,
когда б совсем иным, бессмысленным желаньем
я не был угнетен; когда бы предо мной
не пролетала тень с насмешкою пустой,
когда б я только мог забыть черты другие,
лицо бесцветное и взоры ледяные!..
***
Она была прекрасна, как мечта
ребенка под светилом южных стран;
кто обьяснит, что значит красота:
грудь полная, иль стройный гибкий стан,
или большие очи? — Но порой
все это не зовем мы красотой:
уста без слов — любить никто не мог;
взор без огня — без запаха цветок!
О небо, я клянусь, она была
прекрасна!.. я горел, я трепетал,
когда кудрей, сбегающих с чела,
шелк золотой рукой своей встречал,
я был готов упасть к ногам ее,
отдать ей волю, жизнь, и рай, и все,
чтоб получить один, один лишь взгляд
из тех, которых все блаженство — яд!
***
Она не гордой красотою
прельщат юношей живых,
она не водит за собою
толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
и грудь волною не встает,
и в ней никто своей святыни,
припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
улыбки, речи и черты
так полны жизни, вдохновенья,
так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
как вспоминанье лучших дней,
и сердце любит и страдает,
почти стыдясь любви своей.
Николай Гумилев
Она
Я знаю женщину: молчанье,
усталость, горькая от слов,
живет в таинственном мерцанье
ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
лишь медной музыке стиха,
пред жизнью, дальней и отрадной,
высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
так странно плавен шаг ее,
назвать нельзя ее красивой,
но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
и смел, и горд, — я к ней иду.
Учится мудрой сладкой боли
в ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
и держит молнии в руке,
и четки сны ее, как тени
на райском огненном песке.
Рассыпающая звезды
Не всегда чужда ты и горда,
и меня не хочешь не всегда.
Тихо, тихо, нежно, как во сне,
иногда приходишь ты ко мне.
Надо лбом твоим густая прядь,
мне нельзя ее поцеловать,
и глаза большие зажжены
светами магической луны.
Нежный друг мой, беспощадный враг,
так благословен твой каждый шаг,
словно по сердцу ступаешь ты,
рассыпая звезды цветы.
Я не знаю, где ты их взяла,
только отчего ты так светла?
И тому, кто смог с тобой побыть,
на земле уж нечего любить.
***
Ты говорил слова пустые,
а девушка и расцвела,
вот чешет кудри золотые,
по-праздничному весела.
Теперь ко всем церковным требам
молиться ходит о твоем.
Ты стал ей солнцем, стал ей небом,
ты стал ей ласковым дождем.
Глаза темнеют, чуя грозы,
неровен вздох ее и част.
Она пока приносит розы,
но захоти, и жизнь отдаст.
Образ женщины в стихах поэтов — прекрасная лирическая тема, и я надеюсь, дорогие читатели, что вы отдохнули сегодня.
Желаю всем удачи и хорошего настроения!
Источник
Источник: https://biblio.temaretik.com/181697771643078993/obraz-zhenschiny-v-stihah-poetov/
Женский идеал в русской литературе
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский провозгласил, что «красота спасет мир». Но красота всегда понималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она сливалась в их представлении с добром, истиной, справедливостью.
В пьесе Чехова «Дядя Ваня» доктор Астров, как и многие другие герои, преклоняется перед красотой Елены Андреевны. Именно Астрову принадлежат знаменитые слова: «В человеке все должно быть прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли».
И именно поэтому Елена Андреевна не может быть идеалом: она живет праздной жизнью, которая не может быть чистой.
Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. С глубокой нежностью А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» говорит о Татьяне Лариной, рисует ее «милые» привычки, характер, говорит о ее воспитании.
В романе появляется героиня, которую автор называет «милым идеалом», которой он восхищается, которую любит. Чистота и благородство, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе отличают ее от остальных персонажей романа. Недаром А. С.
Пушкин говорит нам: «…Очень я люблю Татьяну милую мою».
Татьяна вовсе не красавица, в отличие от своей сестры Ольги: Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…
И в то же время, даже оказавшись в Петербурге за одним столом с блестящей Ниной Вронскою, знаменитой столичной красавицей, Татьяна ничем не уступает ей.
Прелесть пушкинской героини – в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве внутреннего содержания.
Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, Пушкин и в ее характере и поведении подчеркивает прежде всего простоту, безыскусственность, видя прелесть Татьяны в том, что она:
…любит без искусства. Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес озарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным…
Главное свойство Татьяны – ее высокое благородство, чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее душевными чувствами. Неспособность к обману, к сделкам с собственной совестью – вот что делает Татьяну особенно привлекательной для меня.
Одним из самых обаятельных женских образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» становится образ Наташи Ростовой. Эта непосредственная, полная жизни девушка удивительно тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусства, природы.
Толстой связывает необычайность Наташи с влиянием на ее воспитание и развитие народной среды. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому и к простым людям, и к народным обычаям, песням, обрядам.
В доме своего дядюшки, после охоты, Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть простоты, скромности обстановки и удивительных качеств самого дядюшки и Анисьи Федоровны с ее русской степенностью и скрытым душевным огнем. Ее пленяют напевы балалайки и гитары, народные песни и танцы.
«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная француженкой, этот дух, эти приемы?» – задает вопрос писатель и сам же всем романом отвечает на него: Наташе они были присущи всегда. Душа Наташи открыта для всех радостей жизни.
И когда приходит пора любви, девичьи мечты и жажда счастья воплощаются в таких искренних и естественных формах, что невольно любуешься всем, что говорит и делает героиня романа.
Всем сердцем воспринимает Наташа и общенародное горе, не рассуждая, не обращая внимания на высокопарные патриотические лозунги. Именно она добивается того, чтобы подводы Ростовых были отданы раненым, потому что ей чуждо все эгоистическое.
В эпилоге романа Наташа будто бы и не похожа на себя. Она перестала петь, перестала следить за своей внешностью, располнела и целиком отдалась заботам о муже и детях. Но в этом и есть, по мнению Л. Н. Толстого, вся Наташа, но только на новом, более высоком этапе жизни.
Героиня романа так же искренне, как и прежде, отдается своему чувству, только теперь ее чувства поглощены семьей. Она и не должна, по мнению писателя, интересоваться политикой. Женщина вообще, как считал писатель, не должна жить разумом, чуткость и душевность заменят ей деятельность ума.
Наташа в полной мере воплощает представления А. Н. Толстого об идеале женщины.
Совсем другим видит свой идеал Н. А. Некрасов. В поэме «Мороз, Красный нос» в образе Дарьи он раскрывает свое понимание народного идеала и воспевает русскую крестьянку. Дарья – героическая русская женщина, «величавая славянка», чей характер складывался веками и приобрел многие удивительные свойства:
В игре ее конный не словит, В беде – не сробеет, – спасет… И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
В образе Дарьи воплощена русская природа, русская поэзия, лучшие черты народа, великое ощущение собственного достоинства, долга, материнства. В поэме «Русские женщины» Н. А.
Некрасов говорит о прекрасных дворянках, женах декабристов Трубецкого и Волконского, которые приняли решение последовать за мужьями в Сибирь.
Они не останавливаются перед трудностями, верные чувству долга, и готовы бросить все, что им дорого, ради того, чтобы поддержать своих отверженных мужей.
Удивительно прекрасны женщины в романах И. С. Тургенева. Наиболее близка мне Елена Стахова, героиня романа «Накануне». И. С. Тургенев подчеркивает благородный нравственный смысл исканий Елены. Мелочность интересов и пустота жизни многих персонажей романа тяготят Елену.
Ее волнуют не отвлеченные идеи добра и красоты, а желание полезной людям деятельности. Героиня романа мечтает о героической жизни. Еще не зная Инсарова, она поражена рассказом о молодом болгарине – участнике борьбы за освобождение родины от владычества турок. «Освободить свою Родину! – промолвила она.
Эти слова даже выговорить страшно, так они велики». Любовь спасает Елену от пустоты обыденного существования, освещает ей путь к истинному счастью. Эта любовь становится и великой дружбой, поиском единомышленника.
Елена не только способна выдержать все испытания, о которых предупреждает ее Инсаров, она делает больше: после смерти любимого она уезжает в Болгарию, где продолжает его дело.
Конечно, рассказать обо всех прекрасных женских образах, созданных в произведениях русских писателей, в одном эссе невозможно. Важно, что художники слова всегда понимали истинную красоту как союз красоты внешней и внутренней, совмещение в человеке лучших качеств, и это по сей день остается великим напоминанием всем людям.
Душа, испорченная светом
(по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Передо мной тема «Душа, испорченная светом», в которой я бы хотела высказать свою точку зрения по данному вопросу.
Без сомнения, светское общество сделало из Печорина «нравственного калеку». Он сам признается, что его «душа испорчена светом». Безусловно, Печорин образован, смел, честен, по-своему благороден, способен критически оценить свои поступки.
Но почему же он так уязвим «светом»? Смею предположить, что ему не хватило в детстве материнской ласки, крепкого отцовского плеча, бабушкиных заботливых рук, дедушкиных нравственных наставлений. Одним словом, в семье он не получил уроков доброты и любви.
Ему не дано было понять, что прежде чем совершать поступки, надо думать о последствиях. А не экспериментировать над людьми, компенсируя свои душевные муки, а потом рефлексировать.
Вращаясь в светском обществе, он видит притворную любовь, предательство друзей, зависть. Под влиянием света и отсутствия в душе семейных ценностей он и стал подобен остальным. Любовь и семейное счастье он отвергает. Друзей у него нет, да и дружба для него – порабощение одного человека другим.
Не понимая, что семья – это святое, он бесцеремонно вмешивается в чужие семьи. Печорин, как капризный ребёнок, желающий получить красивую игрушку, добивается Бэлы. Семья погибает. Конечно, Григорий Александрович не желал зла, но принёс его.
Семейству Лиговских Печорин тоже приносит страдания. Княжна Мери, наверное, никогда больше не сумеет поверить в искреннюю любовь. Мир рушится под ногами, её любовь не нужна герою её романа… И страдает ведь не только Мери, но и её мать, боль дочери – это её боль.
То же самое происходит с Верой. Печорин испытывает к ней глубокое чувство. Но этим лишь мучает её.
Безусловно, светское воспитание, «испортившее» Печорина, влияет на его поведение. Сам не познавший, что такое семья, он является разрушителем тех семей, с какими ему пришлось столкнуться. Его внутренний мир, его душа подобна страшному монстру, который высасывает жизненные силы, радости и счастье из жизни тех, кто волею судьбы оказался рядом с ним.
Рецензия
В данной работе отражена субъективная авторская позиция относительно затронутой в теме проблемы. Автор эссе представил эссе-мнение. Акцент делается на авторскую позицию. Автор воплощает своё индивидуальное восприятие проблемы. Эссе написано в полном соответствии с требованиями.
Мой любимый поэт
Таким я вижу облик Ваш и взгляд.
Б. Пастернак
Анна Ахматова … Взяв однажды в руки томик стихов Ахматовой, я так и не смогла расстаться с её поэзией, ибо она удивительна по своему таланту и характеру.
Совсем недавно я опять перечитала стихотворения Анны Андреевны, и вновь завораживающая музыка её лирики увлекла меня за собой, потому что она впитала в себя всё лучшее, что было в русской литературе XIX века. Меня восхищает то, что с юных лет поэтесса читала латинских авторов, знала французский, немецкий, итальянский, английский языки.
Она была не только талантливым, но и великолепно образованным человеком. Её взгляды на жизнь самостоятельны и интересны. Поэтический голос ни с кем нельзя спутать: он самобытен и неповторим.
Большую часть своего творчества Анна Андреевна посвятила чистому, прекрасному и в то же время мучительному чувству любви. Много об этом написано с невыразимо глубокой грустью, тоской и даже усталостью:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт,
Почудится в дрёме левкоя…
Но верно и тайно ведёт
От счастья и от покоя.
Эти стихи не спутаешь с другими. Она жила великой земной любовью и пела об этом, и в этом был её смысл жизни, её естественное состояние. Читаешь и поражаешься, как можно всего несколькими простыми, обыденными словами сказать так много:
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертанья вещей,
И уже не празднует тело
Годовщину грусти своей.
Это ли не чудо поэзии Анны Андреевны, которое в том и состоит, чтобы преодолевать страдание, снимать горе с другой души, возвращая ей радость жизни! Ведь, в конце концов, жить – значит радоваться!
А Анна Андреевна любила жизнь. Она любила свою родину, готова была отдать всё ради того, чтобы «туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей».
Дай мне годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар.
И это о стране, где был расстрелян её муж, сослан единственный сын, где её унижали как человека и заставляли забывать, что она поэт. Анна Андреевна многое перенесла. Часто «падала» с вершины поэзии вниз, но опять вставала, благодаря желанию жить и любить. Она не гналась за славой:
Забудут? – вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где может быть я сейчас.
А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
Всю жизнь поэтесса делилась сокровищами своей души с миром и свято верила в высокое предназначение поэзии. По её мнению, поэзия не только сладкий дар песнопения, но и «веление небес», тяжёлый крест, который нужно нести достойно. И поэтому Ахматова сознательно обрекла себя быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Так искренно говорит Анна Андреевна, тем самым привлекая меня своей правдивостью. Одним словом, когда читаешь и перечитываешь стихи Ахматовой, происходит какое-то не зависящее от тебя самого очищение души, и ты вместе с поэтом приобщаешься к чему-то значительному и вечному.
Её стихи как откровение человеческой души, они облагораживают мою жизнь. Поэтому я, когда перечитываю стихотворения Анны Андреевны, мысленно благодарю талантливую поэтессу за то, что она подарила мне чудо встречи с Человеком и Поэтом.
Благодарю за ее стихи, читая которые, начинаю размышлять о вещах, до этого просто не замечаемых.
Источник: https://cyberpedia.su/6x9dbc.html
Женские образы в творчестве А. А. Блока
«Женские лики» во многом определили направленность лирики А. А. Блока, хотя это далеко не основной мотив его творчества. Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью.
Через всю жизнь он пронес чувство безграничной любви к Л. Д. Менделеевой. Это она вдохновила его на те стихотворения, которые позже вошли в сборник «Стихи о Прекрасной Даме».
Это был первый поэтический сборник Блока.
Несмотря на то что она имела вполне земной прототип, Прекрасная Дама обожествлялась Блоком, приравнивалась к святой. Она кажется эфемерным существом, созданным из какой-то высшей субстанции, не из плоти. Это идеал, символ Вечной Женственности. Поэт отрешился от реальности, ушел в мир, созданный им самим.
Однако со временем поиски идеала завели Блока в тупик. Он отходит от прежней погруженности в свой мир, где правит Прекрасная Дама. Не последнюю роль в этом играло расставание с Л. Д. Менделеевой. Он продолжал посвящать ей стихи, но образ Прекрасной Дамы тускнел, на смену ему приходили другие «женские лики». Они всё еще были покрыты налетом юношеской мечтательности.
Таков образ Незнакомки из одноименного стихотворения. Ее облик полуреален, растушеван, она отстранена от окружающей действительности, как будто не принадлежит ей. В то же время Незнакомка вполне реальна, ее внешность невольно возникает перед мысленным взором благодаря мелким деталям:
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,<\p>
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
По-прежнему Блок пишет о женщине-мечте, недоступной, далекой. Она то ли существует наяву, то ли снится герою во сне. В ней угадываются черты прежней Прекрасной Дамы, но это уже не она.
Позже в системе блоковских символов появляются такие, которые невозможно было представить, читая его раннюю лирику. Например, «невеста-весна» Сольвейг.
Этот образ возникает в нескольких стихотворениях разных периодов: сначала как символ чего-то хмельного, весеннего, солнечного, потом — как спасение от отчаяния.
Иногда же Сольвейг у Блока становится неотличимой от символов мрака и темноты. Этот многоликий образ девушки-весны, раз появившись, больше не покидал Блока.
Еще один интересный женский образ встречается в стихотворении «На железной дороге». Это уже не Прекрасная Дама, не Незнакомка, не Сольвейг. Это деревенская девушка. Ее облик не очень четок (Блок не изменяет себе), мы знаем лишь, что она молода и красива.
Читатель не имеет представления, кто эта девушка, откуда она, как складывалась ее жизнь. Мы знаем только одно — она ходит встречать проезжающие поезда.<\p>
Она мечтает о той жизни, что мчится мимо нее за стеклами вагонов.
А ведь в поезде — люди разных судеб, счастливые и несчастные, богатые и бедные, у них тоже есть мечты, возможно, они тоже стремятся к чему-то недостижимому. Но девушка не думает об этом. Она одинока, она ждет чуда, которого не происходит, да и не может произойти: «Так мчалась юность бесполезная».
И эта юность оборвалась под колесами поезда. Бессмысленная жизнь, ненужная красота, неосуществленные мечты… Сюжет для Блока новый, а звучание строк все то же, что и раньше.
По мере того как мировоззрение Блока менялось, любовь для него из святого чувства превращалась в «горькую страсть». Женские лики приобретали новые черты:<\p>
Только губы с запекшейся кровью<\p>
На иконе твоей золотой<\p>
(Разве это мы звали любовью?)
Преломились безумной чертой…
Здесь, как и прежде, образ трагичен. Речь идет о падшей женщине, но она не вызывает ни отвращения, ни презрения. Горечь, не свойственная юному Блоку, сквозит в строчках, но романтическое восприятие действительности остается.
Говоря о «женских ликах», нельзя не упомянуть о России. Только как к женщине и относится к ней поэт. Она — живое существо. Он говорит о ней как о человеке:
А ты все та же — лес, да поле,<\p>
Да плат узорный до бровей.
Блок обращается к ней как к своей неотделимой «половине»: «О, Русь моя! Жена моя!» И любит он ее как женщину:
Россия, нищая Россия,<\p>
Мне избы серые твои,<\p>
Твои мне песни ветровые —<\p>
Как слезы первые любви.
Любовь к Родине вдохновляла поэта всю жизнь. Пожалуй, стихов, посвященных ей или навеянных ею, больше, чем лирики, связанной с образами обычных женщин. Хотя слово «обычных» здесь, может быть, не совсем уместно, ведь женщины у Блока всегда необыкновенны, как бы оторваны от земли.
Есть черта, которая всегда позволяет отличить блоковских женщин, — это нереальность, туманность. Все женские образы у Блока связывает одно — отношение автора. Он всегда пишет о женщинах трепетно, с оттенком преклонения. Есть, конечно, и исключения (Катька из поэмы «Двенадцать»). Однако эти исключения крайне редки.
В сущности, поэт всегда оставался верен своей Прекрасной Даме, ее черты, пусть измененные до неузнаваемости, сквозят во всех «женских ликах» у Блока. Женщина всегда любил одну женщину, которая и была вдохновительницей его лучших стихотворений.
Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о «двоемирии», поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале «Мировой души» или «Вечной женственности».
В этот период появляется таинственный и волшебный цикл «Стихов о Прекрасной Даме». В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой.
Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо —
Все в облике одном — предчувствую Тебя.<\p>
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания. Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи.
Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени.
Разгораются тайные знаки<\p>
На глухой, непробудной стене.
Золотые и красные маки<\p>
Надо мной тяготеют во сне.<\p>
Укрываюсь в ночные пещеры<\p>
И не помню суровых чудес.<\p>
На заре — голубые химеры<\p>
Смотрят в зеркале ярких небес.
«Неземные» черты «Прекрасной Дамы» органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед «вечной женственностью» и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то Родины.
Я искал голубую дорогу
И кричал, оглушенный людьми.
Подходя к золотому порогу,
Затихал пред Твоими дверьми.
Проходила Ты в дальние залы,
Величава, тиха и строга.
Я носил за Тобой покрывало
И смотрел на Твои жемчуга.
Поэт стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику.
Вхожу я в темные храмы,<\p>
Совершаю бедный обряд.<\p>
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.<\p>
В тени у высокой колонны<\p>
Дрожу от скрипа дверей.<\p>
А в лицо мне глядит, озаренный.<\p>
Только образ, лишь сон о Ней.
Это время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности, в красивость фантазии.
Мы встречались с тобой на закате,<\p>
Ты веслом рассекала залив.<\p>
Я любил твое белое платье,<\p>
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.<\p>
Впереди — на песчаной косе<\p>
Загорались вечерние свечи.<\p>
Кто-то думал о бледной красе.
Таким образом, вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях.
На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к сомнениям и крушению надежд. Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля.
Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.
Я к людям не выйду навстречу,
Испугаюсь хулы, и похвал.
Перед Тобой Одною отвечу,
За то, что всю жизнь молчал.
Молчаливые мне понятны,
И люблю обращенных в слух:
Страницы: 1 2
Источник: https://www.rlspace.com/zhenskie-obrazy-v-tvorchestve-a-a-bloka/
Женские образы в лирике А.А. Блока
Творчество Блока пришлось на начало двадцатого века – время больших перемен и многих трагических событий в жизни страны. Но, возможно, только такая эпоха могла взрастить такого великого поэта, как А.А. Блок.
В своем творчестве Блок обращался к различным темам, однако любовная лирика поэта является чуть ли не самой яркой. Важно отметить, что у Блока свое, иное, восприятие любви, ибо он всегда стремится к идеалу.
Особо ярко это проявилось в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», который был написан в ранний период творчества поэта. Данные произведения были созданы после встречи Блока с Л.Д. Менделеевой.
Здесь автор создаёт образ идеальной, недосягаемой женщины.
В цикле можно выделить две основные темы: ожидание Прекрасной Дамы, которая должна вот – вот появиться:
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Вторая тема, которая раскрывается в этом цикле – боязнь встречи с героиней:
Предчувствую тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
Идеал вечной женственности не просто является объектом почитания лирического героя. Прекрасная Дама покорила его своей необыкновенной красотой, неземной прелестью настолько, что персонаж становится рабом собственных чувств:
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой – слуга; порою – милый;
И вечно – раб.
Достичь идеала, по мысли Блока, всё же невозможно в реальной жизни, поэтому лирический герой может быть с Прекрасной Дамой лишь во сне:
Этот голос – он твой, и его непонятному звуку
Жизнь и горе отдам,
Хоть во сне твою прежнюю милую руку
Прижимаю к губам…
Уже в более поздний период жизни поэт всё также обращался к любовной лирике. Интересно его стихотворение «Незнакомка». Здесь Блок по-новому изображает образ женщины. Лирическое произведение построено на противопоставлении двух миров. Начинается стихотворение с описания жизни, обыденной и пошлой, которую ведут обыватели:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Именно этой грубой, пошлой и безнравственной среде противопоставляется таинственная незнакомка:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Однако теперь появление идеала просто невозможно. Автор говорит «нет» возвышенному, непостижимому и загадочному:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» рассказывает о трагической любви. Лирический герой не может забыть возлюбленную, которая ушла от него:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Любовь для Блока – удивительное, прекрасное чувство, полное страданий, душевной боли и счастья одновременно.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/blok-a-a/raznoe/1149-zhenskie-obrazy-v-lirike-a-a-bloka
Женские образы в мировой литературе
Что такое женственность? Это слово хотя бы раз в жизни слышал каждый человек, но вот значение его в полном смысле понимаю не все. Пожалуй, самые лучший ответ на этот вопрос звучит так: женственность – это наличие «женского» в женщине, девушке.
Литература, в особенности классическая, всегда отличается глубиной идей и образов персонажей. И женский персонаж, конечно же, просто не может не присутствовать, он есть в любом романе, в любой повести и в любом рассказе или произведении. И век от века образ этот меняется в зависимости от взглядов и воспитания каждого последующего поколения, а также от замыслов автора, его идеи.
Так как же формировались женские образы в художественной мировой литературе? Рассмотрим этот вопрос более подробно.
От классики прошлых веков до современности – становление женского образа в мировой литературе
Права, обязанности, поведение женщин меняются от века в век. Раньше – сто, двести лет – назад отношение к женщине было непохожим на отношение сегодняшнее, оно прошло через множество исторических событий и изменений. Соответственно, поменялся и женский образ в литературе.
Вопросом о том, что такое женственность, люди задались не так давно – в начале XVIII века, когда впервые была опубликована книга Руссо «Эмиль». Именно в «Эмиле» впервые говорилось о «новой женственности», и книга имела большой успех во многом благодаря этому. После нее и заговорили о женщинах не так, как прежде – по-новому.
В Европе тех времен произведения, подобные «Эмилю», находили живой отклик. Рассуждения о женщинах и женственности, конечно же, не могли не наложить отпечаток и на литературу.
“Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!” Женщины в русской классике
Русская литература отлична от остальной классики тем, что авторы всегда стремились ставить перед персонажами и читателями важные жизненные вопросы, заставлять искать пути их разрешения, ответы на них, предельно реалистично описывать окружающую действительность. Хорошо эта тема раскрыта в произведениях Некрасова.
Писатели выносили на суждение читателей то, что сопровождает человечество из века в век: людские чувства.
И женскому образу в русской классической литературе уделено особое значение. Писатели-классики стремились изобразить женскую суть, сложные женские переживания максимально реалистично. Он, женский образ, проходит сквозь всю русскую литературу с начала XVII века – образ сильный, гармоничный, горячий и правдивый.
Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», главную героиню Ярославну. Этот прекрасный женский образ, наполненный лиризмом и красотой, великолепно иллюстрирует и общий образ женщины. Ярославна была самым настоящим воплощением верности и любви.
В разлуке с супругом Игорем ее одолевает тяжелая печаль, но в то же время она помнит о своем гражданском долге: Ярославна глубоко скорбит о гибели Игоревой дружины.
Она отчаянно взывает к природе с горячей просьбой помочь не только ее «ладе», но и всем его богатырям.
Именно автор «Слова о полку Игореве» первым создал глубокий женский образ в русской литературе – настоящий, женственный, но в то же время сильный и несгибаемый.
Еще один невероятный, запоминающийся и великолепный образ женщины воссоздал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» – образ Татьяны Лариной. Она буквально влюблена в русский народ, в русскую природу, в патриархальную старину, и эта ее любовь насквозь пронизывает все произведение.
Великий поэт создал женский образ в романе «Евгений Онегин» предельно простым и понятным, но цепляющим и уникальным. «Натура глубокая, любящая, страстная», Татьяна предстает перед читателем настоящей, живой и прекрасной в своей простоте, личностью цельной и сформированной.
О ее безответной любви к повесе Онегину знает только верная няня – больше ни с кем Татьяна не делится своими переживаниями. Но несмотря ни на что, она уважает супружеские отношения: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».
Татьяна Ларина довольно серьезно относится к жизни и к своему долгу, хоть и любит она не мужа, а Онегина. У нее сложный душевный мир, очень глубокие и сильные переживания – все это в ней взрастила тесная связь с русской природой и русским народом. Татьяна предпочитает мучиться от своей любви, но не нарушать нравственных устоев.
Мастером в создании неподражаемых женских образов был и И. С. Тургенев. Он создал целый сонм прекрасных женщин, среди которых есть и героиня «Дворянского гнезда» Лиза Калитина – девушка чистая, строгая и благородная. В ней воспитано глубокое чувство долга, ответственности, честности и открытости – то, что делает ее похожей на женщин Древней Руси.
Женские образы в романе «Дворянское гнездо» поражают своим великолепием и простотой – светлые и глубокие, они заставляют читателя живо сопереживать героям.
Женские образы, что были написаны пером М. А. Шолохова, ничуть не менее самобытны и прекрасны. Можно даже сказать, что он создал целую эпоху, целый новый мир, в котором женщины играют далеко не второстепенную роль.
Михаил Александрович писал о революции, о войне, об изменах и интригах, о смерти и власти. Есть ли среди всего этого место женщине? Женские образы в “Тихом Доне” весьма неоднозначны.
Если одни героини являются главными, то другие на первый взгляд не играют значительной роли – но все же без них, без их судеб, характеров и взглядов нельзя до конца понять все то, что писатель хотел донести до читателя.
М. А. Шолохов создавал и порой откровенно противоречивые женские образы. “Тихий Дон” – прекрасное тому доказательство.
Настоящие и живые
Значительную роль в успехе и популярности “Тихого Дона” сыграла жизненность – автор очень умело сплел художественный вымысел с реальностью. И тут стоит отметить, что без правдивых образов этого бы не получилось. В романе нет однозначно «плохих» и однозначно «хороших» персонажей, все они такие, каковы и настоящие люди – в чем-то отрицательные, в чем-то положительные.
Женские образы в романе “Тихий Дон” тоже достаточно трудно назвать строго положительными или строго отрицательными. Нет, шолоховские девушки самые что ни на есть обычные люди: со своими переживаниями, жизненным опытом, чувствами и характером. Они могут оступиться, совершить ошибку, они, каждая по-своему, реагируют на несправедливость или человеческую жестокость.
“Тихий Дон” является одним из самых популярных классических произведений именно благодаря настоящим, живым персонажам, в том числе женским образам в романе. Дон-батюшка формировал характер не только казаков, но и отчаянных казачек.
Любовная линия “Тихого Дона” строится на одном из самых ярких и впечатляющих женских персонажей – на Аксинье Астаховой. Ее образ в романе весьма противоречив. Если люди считают ее нехорошей, падшей женщиной, не имеющей ни совести, ни чести, то для Григория она – любящая, нежная, верная, искренняя, готовая пойти ради него на что угодно.
Аксинья – девушка с непростой судьбой и нелегкими отношениями с миром и людьми. Ее еще совсем молодой выдали замуж за казака Степана, однако этот союз не принес ей ничего – ни счастья, ни любви, ни детей.
Аксинья невероятно красива, горда и упряма, всегда и во всем она отстаивает свои интересы, даже в своей «неправильной» с точки зрения общественности любви к парубку Григорию.
Ее отличительной чертой является честность – вместо того чтобы скрывать правду ото всех, она предпочла открыто ее показать и стоять на своем до конца.
У каждой героини романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” своя непростая судьба, свой характер. Если писать по нему сочинение, женские образы нельзя упускать, ведь они составляют немаловажную его часть и делают таким, какой он есть.
Все героини отличаются друг от друга.
Если описанная выше Аксинья твердая, честная и гордая, то Дарья противоположно другая – подчас резкая, нетерпимая, любящая легкую жизнь и не желающая признавать какие бы то ни было правила.
Она не желает подчиняться – ни обществу, ни его правилам, ее не интересуют домашние дела, семья и каждодневные обязанности. Дарья любит погулять, повеселиться, выпить.
А вот Ильинична, мать Петра, Дуни и Григория, являет собой настоящее воплощение хранительницы домашнего очага. На первый взгляд может показаться, что ее роль в романе довольно незначительна, но именно в этот образ Шолохов вложил всю многогранность понятия «мать». Ильинична не только хранит очаг, но и сохраняет саму семью, поддерживает спокойствие, мир и взаимопонимание.
Любовь к врагу
Гражданская война унесла много жизней и поломала много судеб. Не стала исключением и Дуня Мелехова. Свое сердце она отдала Михаилу Кошевому, который был другом семьи. На войне он предпочел встать на сторону большевиков, и именно от его руки погиб старший брат Дуни Петро.
Григорий же вынужден пуститься в бега и прятаться от него. Но ни это, ни даже запрет матери не смогли заставить Дуню разлюбить Михаила – потому что настоящая казачка влюбляется только раз в жизни и любовь ее всегда верная и преданная.
Михаил Кошевой, виновник гибели одного из членов семьи, становится ее законным супругом.
Женские образы войны вообще крайне неоднозначны. Можно пожалеть или даже полюбить врага – того, кто принес в дом горе. Невероятная стойкость и неприсущая женщине мужественность – вот что отличает женские образы в русской классической литературе.
Лизавета Мохова – дочь купца Сергея Мохова. Каждым эта девушка воспринимается по-разному. И если для кого-то Лиза невероятно хороша собой и умна, то на других она производит противоположное впечатление: неприятный взгляд и мокрые ладони.
Лизавету воспитывает мачеха, которая не особенно ее любит, и это так или иначе сказывается на девушке. Да и характер у мачехи не сахар: нервный. Лиза общается с поварихой, а та далеко не представляет собой образец благонравия и пристойности. Вследствие чего и Лиза становится довольно распущенной и фривольной девицей, и это в корне меняет ее жизнь.
Сочинение «Женские образы в романе «Тихий Дон» обязательно должно содержать в себе описание жизни Елизаветы Моховой. Сам автор М. А. Шолохов сравнивает девушку с кустом волчьей ягоды, показывая ее свободной и такой же опасной.
Роковая ошибка
Решившись пойти на рыбалку с Митькой Коршуновым, Лизавета совершает роковую ошибку. Парень, не сумев устоять, насилует ее, и по деревне мгновенно распространяются сплетни. Митька хочет жениться на Лизавете, но отец, Сергей Мохов, отсылает ее на учебу. И жизнь девушки идет, можно сказать, под откос.
К 21 году Лиза становится окончательно распущенной и морально разложившейся. Она живет с врачом-венерологом, а после, устав от него, с легкостью меняет на казака Тимофея, предлагая тому жить вместе.
Для тех времен, когда разворачивается действие романа “Тихий Дон”, такое поведение считалось недопустимым и крайне осуждалось общественностью.
Но и Тимофея Лизавета терпит сравнительно недолго. Она находит свою прелесть в частой смене партнеров, а к отцу не испытывает искренней дочерней любви. Ей нужны от него только подарки и деньги.
Любить, быть честной, открытой – не в характере Лизы. Ей свойственны совсем другие черты, такие, как самолюбие, зависть, злоба, грубость.
Только свое мнение она считает единственно верным и не придает значение ничему другому.
Источник: https://www.nastroy.net/post/jenskie-obrazyi-v-mirovoy-literature