Тема любви в рассказе куприна «куст сирени»

Куст сирени куприн тема — Тема любви в рассказе Куприна «Куст сирени» — 22 ответа



В разделе Литература на вопрос Тема любви в рассказе Куприна “Куст сирени” заданный автором Екатерина Рассказова лучший ответ это Что такое счастье? Каждый человек понимает это по своему. Для одних-это материальные блага, для других-собственные достижения в науке или творчестве.

Для третьих-любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то-что оно есть понимание. У героини рассказа А. И. Куприна “Куст сирени” Веры Алмазовой свое счастье.

Как повела себя Вера Алмазова, когда ее муж вернулся домой расстроенный и злой? Куприн так описывает реакцию Веры: “Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом лице. “Из этих строк сразу становится понятно, что Вера воспринимает каждую беду своего мужа как свою собственную. Несмотря на то, что разговаривал Алмазов с ней раздраженно и нервно.

Она не рассердилась и не обиделась. Действия ее были уверенными и энергичными. В тот момент она вела себя как глава семьи и была полностью уверенна в успехе своего замысла. И все удалось. Вера догадалась об этом, увидев мужа еще издали. Алмазов сильно переменился. Он был усталый и голодный, но на его лице сияла торжественная улыбка.

Обратите внимание

А что же Вера? Она интересовалась самыми мельчайшими деталями разговора и была абсолютно счастлива, видя своего переменившегося мужа. Счастлива она была орт того, что он был счастлив и доволен.

Мне кажется что А. И. Куприн назвал свой рассказ “Куст сирени”потому, что для Алмазовых куст сирени принес счастье и успокоение, стал символом их любви на всю жизнь.

В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться? “

Ответ от ретроспективный[новичек]как жить то бля?
Ответ от Осовелый[эксперт]Я считаю, что именно любовь – главная тема произведения «Куст сирени». Причем чувства проявляются не в признаниях, не в букетах цветов, не в свиданиях, проходящих в секрете, а в настоящей, реальной жизни. Сначала говорится о том…

Полное сочинение читай здесь:<\p>
Ответ от шеврон[гуру]Разработка уроков по рассказам А. И. Куприна “Куст сирени” и “Гранатовый.. .Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени» Цели: познакомиться с рассказом Куприна; выяснить читательские интересы учащихся; развивать навыки грамотной устной речи; подготовиться к творческому пересказу.festival.1september.

ru/articles/415477/ сохраненная копия еще с сайта2.Счастлива ли Вера Алмазова? (по рассказу А. И. Куприна «Куст сирени» ) Куст.. .Тип: Проблемно-тематический анализ произведения. <…> Эта женщина – более сильная, смелая и яркая, чем ее муж.сохраненная копия еще с сайта3.

Куприн, Александр Иванович — ВикипедияВ открытии музея и памятника принимала участие дочь писателя — Ксения Александровна Куприна (1908—1981)[1].1894 — «Дознание» , «Славянская душа» , «Куст сирени» , «Негласная ревизия» , «К славе» , «Безумие» , «На разъезде» , «Аль-Исса» , «Забытый поцелуй.. .ru.wikipedia.org/wiki/Куприн сохраненная копия еще с сайта4.Волков А. А.

: Творчество А. И. Куприна: один голос выражает бессилие, склон.. .В ту пору Куприн еще не мог органически связать психологический анализ с. реальной жизнью и был не свободен от литературных реминисценций.постараемся не выходить из сферы киевской жизни с ее особенностями и. жаргоном». Очерки Куприна.. .сохраненная копия еще с сайта5.

m_bezrodnyj: “Куст сирени” КупринаВообще же, “Куст сирени” выбран для демонстрации (студентам на “Введении в литведение”) того, как сочетаются приемы “оживление (исправление) ошибки” и “каламбур”. После этого предлагается анализ такой же, но более сложной техники в “Подпоручике.. .m-bezrodnyj.livejournal.com/96866.html сохраненная копия6.

Тема любви в творчестве Куприна Молох Гранатовый Браслет Олеся ПоединокПрезентации по рассказу куприна куст сирени. Краткое содержание куст сирени куприн. Дата жизни где учился начало лит деятельности последние годы а и куприна.refak.ru/referat/10938/ сохраненная копия еще с сайта7.Глава 13. Павел Берков “Александр Иванович Куприн”. Критико-биографический.. .

Анекдотичны рассказы “Святая любовь”, “Куст сирени”, “Чары” и пр. Автобиографичность литературной манеры Куприна проявлялась, помимо обработки фактов собственной жизни, еще в том, что в уста многих героев он вкладывал свои мысли, свои оценки…

Источник: https://22oa.ru/kust-sireni-kuprin-tema/

« Любовью дорожить умейте…»

Анализ рассказа А. И.
Куприна ” Куст сирени”

Любовь – это
бесценный дар. 

Это
единственная вещь, 

которую мы
можем подарить, 

и все же она у
тебя остается.

Л. Н. Толстой.

Человек пришел
в мир для безмерной свободы,

творчества и
счастья.

А. И. Куприн.


Свой
небольшой рассказ « Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках
реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.
Напечатан он был в октябре того же года в журнале « Жизнь и искусство» № 305.
Это раннее произведение А. И. Куприна.

Рассказ по объему небольшой, в нем только одна сюжетная линия. Два
главных действующих лица – молодой офицер, студент – выпускник Академии
генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка.

Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, является слушателем
лекций в Академии генерального штаба. Однажды он возвращается домой с лекции в
сильном расстройстве. Долгое время он проводил сложную работу –
инструментальную съемку местности – и наконец показал свой план профессору.

Однако накануне случилась неприятность: заканчивая план, Алмазов случайно
поставил пятно зеленой краской. Начав замазывать, сделал еще хуже и решил
замаскировать пятно под кусты. Однако профессор не поверил, что на этом месте
есть растительность, так как очень хорошо знает окружающую территорию. План
забраковали.

Жена Вера пытается утешить Алмазова. Все  то время, что он
работал над планом, она была его верной помощницей. Она вселяла в него
уверенность, когда  он два года подряд проваливался на экзаменах,
радовалась, когда наконец он поступил, по мере необходимости была его
переписчицей, чертежницей, репетитором и памятной книжкой.

Важно

Она отказывала себе
во всем, чтобы создать для него дешевый, но необходимый для занятого человека
комфорт. И вот в очередной раз она не дает ему впасть в уныние. Хватает свои
драгоценности и заставляет мужа идти вместе с ней.  Она решила посадить
кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.

Это очень остроумный
выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских народных
сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая им
выполнять невыполнимые задания.

Сначала они едут в ломбард, где выручили около
двадцати трех рублей за украшения, затем к садовнику, которому Вера рассказала
историю и просит посадить на нужном месте какую – нибудь растительность. Из
всех пород подходит только сирень. Ее и сажают под руководством счастливой
Веры. На следующий день она с нетерпением ждет мужа.

Когда он появляется, уже
издалека становится понятно, что все получилось. Педантичный профессор, немец,
остался доволен, извинился за свою ошибку и принял план. В конце рассказа
Алмазов с Верой весело смеются и говорят, что сирень теперь навсегда будет их
любимым  цветком. 

О чем же этот рассказ? Тема однозначна – ЛЮБОВЬ в духе Куприна:
жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Художественная
идея рассказа « Куст сирени» – любовь и счастье.  Что такое счастье? Каждый человек понимает это
по – своему.

Для одних – это материальные блага, для других – собственные достижения
в науке или творчестве. Для третьих – любовь, благополучие в семье и наличие
близкого человека. Кто – то считает, что счастье есть свобода, кто – то  –  что
оно есть понимание. У героини рассказа А. И.

Куприна « Куст сирени» Веры
Алмазовой есть свое счастье. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в
службе, в учебе – и скорее всего во всем в жизни. Она искренне радуется его
успехам и безгранично счастлива, если счастлив он.

С другой стороны, Куприн
тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему « неравного
брака»: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный
Алмазов смотрится иногда жалко на фоне своей жены.

Рассказ можно разделить на 3 части, каждую часть можно озаглавить по –
своему : 1 часть     « Горе» – возвращение Алмазова домой;
2  часть « Надежда» – посещение оценщика и садовника; 3 часть « Счастье» –
благополучный исход, поступление в академию.

Совет

Такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются
с точностью да наоборот, называется зеркальной
композицией. Кроме этого в основе повествования лежит прием антитезы. Автор
использует ее и в изображении героев. Какие противоположные черты характера
можно заметить у главных героев?

Николай Алмазов Верочка
… прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами. Длится тяжелое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону… Потом говорит раздраженно, словно жена виновата в его неудаче…злобно пнул ногой портфель с чертежами. Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках… « Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучила встречать каждую неудачу с ясным , почти веселым лицом…

Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом, нервном лице»

Раздражен, недоволен Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова
Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб Находчива, активна, деятельна, точна, быстра
Не видит выхода, не верит в успех Верит в успех дела, надеется на положительный исход
Подчиняется жене, действует по ее плану, лицо сияет « торжеством одержанной победы». Алмазов преображается: из мрачного неудачного он превращается в счастливого человека В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее
Упорный, целеустремленный, но из – за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах Добра, отзывчива, самоотверженная, очень любит своего мужа, из любой ситуации сможет найти выход

           
Зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения.
Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение,
труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам,
люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её.

На
смену горя, неудач приходит счастье,  успех, нужно только не терять веру,
не поддаваться унынию, поддерживать друг друга. Автор не дает нам внешнего
описания героев. Куприн сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире
героев, который гораздо важнее внешности. Кроме этого автор наделяет героев
такой замечательной фамилией – Алмазовы.

Алмаз
– прозрачный, драгоценный камень, блестящий, многогранный, неотшлифованный.

Вероятно, здесь содержится намек на чистые, светлые отношения между супругами. Можно
предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчеркивает,
что , в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными
качествами, в том числе умением любить.

А преодоление жизненных трудностей «
отшлифует» их характеры и отношения до « бриллиантового блеска». Имя Вера тоже
неслучайно ( женское имя Вера имеет
славянские корни, однако, распространилось оно в нашей стране только с приходом
христианства, имеет то же значение, что и слово « вера»)
: это вера в свои
силы, уверенность в будущем.

Николай – в переводе
с греческого языка означает « победитель народов»
, а отчество Евграфович от
имени Евграф, которое в переводе в греческого означает « хорошо пишущий».

Выбор
имени главного героя говорит о том, что хоть и с помощью своей жены Веры, но
Алмазов выходит победителем из сложившейся ситуации: « –<\p>

– Хорошо! Прекрасно! – крикнул он 
еще  за  десять  шагов  в  ответ  на тревожное
выражение женина лица.  “Что это за дерево?” – спрашивает. 
Я  говорю:  “Не  знаю,  ваше-ство”.  –
“Березка, должно быть?” –  говорит.

  Я  отвечаю: 
“Должно  быть,  березка, ваше-ство”. Тогда он повернулся ко
мне и руку  даже  протянул.  “Извините, говорит, меня,
поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики”.
Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне  жаль,  что  я
его обманул.»

Повествование идет от лица автора  и можно проследить, как сам автор
относится к своим героям: Куприн открыто выражает свои чувства, с большой
симпатией относится к Вере.

Обратите внимание

Посмотрим, как называет автор героя: Николай
Евграфович, Алмазов ( и только Вера называет его Колей). А героиня для автора –
Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло,
заинтересованно.

Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман
профессора.

В рассказе появляются эпизодические, но не менее яркие герои: оценщик,
садовник и профессор.

Оценщик привык к ежедневным зрелищам человеческих
несчастий, методично и долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом
усталого равнодушия, садовник сначала был очень изумлён и не доволен
произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль, он слушает Веру
сначала недоверчиво, почти враждебно но потом, узнав о желании посадить куст,
делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается. Можно
заметить, что автор симпатизирует этому « маленькому  старичку в золотых очках»

В этом на первый взгляд незатейливом произведении
Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых
человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в обычной житейской
ситуации.

В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как
необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы.
Однако многие впоследствии забывают об этом, или попросту им не хватает
времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу.

Пример Веры
показывает, как важна бывает такая поддержка. Умение найти нужные слова,
а иногда заставить действовать определенным образом помогает спасти
не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между
людьми.

Что касается героев этого рассказа, то можно быть уверенными, что их
дальнейшая совместная жизнь непременно будет счастливой.

Источник: http://myakokhod862.blogspot.com/2013/11/blog-post_3452.html

Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени»»

Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени»»

Свое произведение под названием «Куст сирени» Куприн написал в конце 19 столетия, сюжет которого отличается реалистичностью, царившей в то время. Благодаря этой правдивости, а также жизненности публика встретила рассказ очень положительно, а критики о нем писали только положительные отзывы.

Само произведение «Куст сирени» достаточно небольшое, поэтому в нем отсутствует переплетение сюжетных линий. Главными героями этого рассказа является Алмазов, он студент и молодой офицер, который имеет жену Верочку. Николай недостаточно старательный студент, который к тому же еще и выпускник, но однажды, когда он сдает очередную практическую работу, то его ждет несчастье.

Перед этим Алмазов готовил к занятию чертежи и нечаянно сделал в одном месте кляксу, чтобы хоть как-то от нее избавиться он там нарисовал дерево, но когда после показал чертежи преподавателю, то тот заметил это дерево и сказал, что в той местности его нету. Более того, он предложил на следующий день поехать туда и проверить это. Молодой офицер был подавлен и расстроен, он с ужасом рассказывал об этом своей жене.

Важно

Следует заметить, что Куприн показывает Алмазова, как нервного человека, который не отличается высоким уровнем интеллекта. А в Академии он учится только благодаря тому, что ему постоянно помогает его Верочка, да и поступить ему туда удалось только с третьего раза.
В этот раз она снова решает ему помочь. Она собирает все свои драгоценности и относит их в ломбард.

После Верочка решается посадить именно в том месте, где Николай сделал кляксу, настоящее дерево. Это ей удается сделать за одну ночь и вскоре там появился куст сирени. На следующее утро профессор увидел этот куст, поэтому принял работу Алмазова и к тому же посчитал, что он был невнимательным и такую ошибку допустил сам из-за своего пожилого возраста.

Николай, конечно же, был счастлив и рад такому повороту событий.

Не трудно догадаться, чем в таком случае руководствовалась Верочка. Безусловно, любовью. Но Куприн в своем рассказе показал жертвенную любовь, в которой женщина отдает себя любимому мужчине всю, без остатка.

Жена готова пожертвовать многим, да, пожалуй, всем ради своего мужа. Других забот, кроме помощи и поддержки Алмазова для Верочки не существует.

Она живет только для него и ради него и при этом успехи Николая делают ее только счастливой.

Однако вместе с этой идиллией мы можем заметить как бы между строк, что Куприн хочет показать своим читателям насколько может быть проблематичным неравный в духовном и умственном плане брак.

Ведь мы видим, как жалко выглядит слабый Алмазов по сравнению со своей сильной и мудрой женой.

Но в то же время для самых героев это, скорее всего, не играет никакой роли, поскольку они счастливы и им не страшны любые преграды, когда они вместе, а сам куст сирени становится символом этого, символом их крепкой любви.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-lyubov-v-predstavlenii-kuprina-v-rasskaze-kust-sireni/

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ.

Цели и задачи:

Образовательная:<\p>

Расширить представления учащихся о личности и творчестве А.И.Куприна;     раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Куст сирени”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста; формировать навыки работы с художественной и справочной литературой; 

Развивающая:

Формировать умение работать с информацией;     формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

Воспитательная:

Повышение мотивации к познавательной и исследовательской деятельности;   формировать умение работать в группах; способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру;

Технологии: метод проектов, технология парного и группового обучения, исследовательский метод, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.

                                                             ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Биография А.И. Куприна.

Сообщения обучающихся.

Родился Александр Иванович Куприн в небольшом городке Наровчате. Детские годы Куприна прошли в Москве в сиротском пансионе. Затем кадетский корпус, военное училище, офицерская служба в армии. В 24 года он выходит в отставку.

Совет

Сотрудничает в киевских газетах, получает признание читателей. Вскоре Куприн становится одним из лучших русских писателей – прозаиков.

Во время Гражданской войныписатель оказывается за границей – сначала в Эстонии, затем в Финляндии, а с 1920 года живёт в Париже.

Юношеские воспоминания о недолгой офицерской службе подсказали многие сюжеты, образы, характеры персонажей рассказов и повестей А.И.Куприна.

Писатель пишет повести на армейскую тематику – «Поединок», о любви – «Гранатовый браслет», «Олеся», рассказы для детей и о детях.

«Куст сирени» – одно из ранних произведений писателя.

III. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство». Рассказ, который мы будем анализировать сегодня, называется «Куст сирени».

– Как вы думаете, почему так называется рассказ?

Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье.

– Что вы знаете о сирени?

Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.

– Как вы думаете, какова тема этого произведения?

О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)

Итак, тема урока звучит так: «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».

IV. Работа по рассказу «Куст сирени».

1.Словарная работа.

– С какими незнакомыми словами вы встретились, что они обозначают? (работа с толковыми словарями)

Педа́нтчеловек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Препира́тельство– докучный спор, прения. 

Пору́чикофицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Протестова́ть возражать, выразить несогласие

Ломба́рд учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солите́ркрупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсига́ркарманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикю́льручная женская сумочка (уст.).

Мистифика́ция намеренная попытка введения или введение людей в заблуждение. 

2. Исследование по тексту. Работа с таблицей.

Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, как вы поняли содержание рассказа.

Вслед за автором полистаем страницы рассказа, поговорим о событиях, героях и их характерах (Приложение №1)

3.Беседа по вопросам. Приём «Чтение с остановками»

– Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье).<\p>

-О чём это произведение? (Молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова.

Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию.

Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).

– На сколько частей можно разделить произведение? (работа в группах)

(1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)

– «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)

Анализ 1 части

-Назовите главных героев. (Николай Евграфович и Верочка Алмазовы)

– В чём своеобразие описания внешности героев? (Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье).

– Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

– Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

– Какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

– Как автор показывает душевное состояние героя?<\p>

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

– Как Вера сопереживает герою?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова. Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

– Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

– Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

– Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

– Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

– Каким мы видим профессора, со слов героя?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант». У читателя невольно складывается ложное представление о профессоре).

– Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

Анализ 2 части

– Когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

– Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

– Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»).

– Какой выход находит Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

– Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

– Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

-Как автор относится к оценщику? (Это человек, давно привыкший к чужому несчастью. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был изумлён и недоволен столь поздним визитом, отказывается посылать рабочих ночью в такую даль. Но затем проявляет сочувствие к героям. Автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках»).

– Как Верочка спасает положение?(Она рассказывает подробно всю историю с пятном)      

– Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

Анализ 3 части

– Почему герои решили посадить именно куст сирени?(«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

– А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?(Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

– Чем же заканчивается эта история? – Что произошло на другой день?(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

– Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?(«Один из лучших профессоров он у нас»; это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется).

– Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?(Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

– Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком?(События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

– Какие же проблемы рассматриваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)

Выводы:

1.НИКОЛАЙ: упорный, трудолюбивый, сильный, НО способен спасовать перед трудностями, неудача сломила его

2.ВЕРОЧКА: добрая, отзывчивая, любящая, упорная, выносливая, самоотверженная

из любой ситуации может найти выход, оптимистка

3. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.

Автор уважает Веру за то, что она ради любимого человека, его счастья отдаёт свои драгоценности, за то, что она в трудной ситуации находит выход.

-Какую проблему поднимает А. Куприн в своем рассказе, так описывая героев?<\p>

Какой человек способен преодолеть трудности?

На что способен любящий человек ради счастья любимого?

Итоги урока:

Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.

Из трудного положения всегда можно найти выход.

-Какой вывод вы сделаете после обсуждения рассказа? За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками. Куприн  назвал рассказ « Куст   сирени ». Почему? Куст   сирени  приносит героям счастье. Сирень – красивый цветок, который приносит счастье. На нем гадают – нужно найти пятилепестковый цветок, твоё желание исполнится.

– Скажите, чем вам близка героиня?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

– Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)

Авторское отношение к героям.

– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор к своим героям относится с симпатией. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими и даже не осуждает за небольшой обман профессора).<\p>

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

– В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

V. Домашнее задание: прочитать статью учебника-хрестоматии «Историзм Бунина» и ответить на вопрос: как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»? Какое время отражено писателем?<\p>

Приложение №1

Аргумент Да.<\p> Нет.<\p>
1. Николай Алмазов возвращается домой в необычном состоянии. Он сразу откровенно рассказывает о своих переживаниях жене.
2. В тексте много деталей, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой.
3. Верочка быстро находит выход из сложившейся ситуации.
4. Оценщик сочувствует чужому горю и старается помочь Николаю и Вере.
5. Садовник рад появлению заказчиков.
6. После покупки сирени Верочка отправляется домой и ждёт возвращения мужа.
7.Ещё издали по походке мужа Вера поняла, что их затея удалась.
8. История Николая и Веры заканчивается благополучно, так как герои преодолели все трудности, поскольку любили друг друга.
9.Алмазов поступил в академию на второй год.
10.Жена Алмазова не давала ему падать духом и поддерживала в нём бодрость.
11.На месте пятна Алмазов изобразил куст сирени.
12.Профессор был немец, педант.
13.Кольцо с брильянтом оценщик оценил в тридцать семь рублей.
14.Вера рассказала садовнику историю с злополучным пятном.
15.Вера сказала: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…».

Источник: http://laboratoriya-znaniy.ru/index.php/literatura/651-urok-literatury-tema-lyubvi-v-rasskaze-a-i-kuprina-kust-sireni

А. И. Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье

Тема урока: А. И. Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

Тип урока: работа с художественным текстом

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; информационно-коммуникационные.

Цель урока: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи урока: Обучающие: знакомство с творчеством А. И. Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного.

Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции.

Воспитательные: обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека. Оборудование: Портрет А. И. Куприна. Видеоклип: Рахманинов «Сирень».

Ход урока

 I. Стадия вызова. <\p>

1.Целеполагание. — Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А. И. Куприна.

Необычность урока в том, что мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа. При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста.

Обратите внимание

А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. (Работа в парах на листочках.)

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да<\p>

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да<\p>

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» – это моё завещание русской молодёжи», – говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» – раннее произведение Куприна.

Да<\p>

 II. Стадия «Осмысление». Приём «Чтение с остановками».

 2. Подготовка к восприятию. — Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А. И. Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».  (Просмотр видеоклипа.) (На доске запись: куст сирени.)

— О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)<\p>

— Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».<\p>

 — По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

3. Восприятие текста. — Итак, рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

 (Первая часть – прослушивание аудиозаписи) «Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет….

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол.

Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать».

 — Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

— Сбылись ли ваши ожидания?

— Что было неожиданным?

— Что вы можете сказать о героях?

— Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

 — Какое событие является завязкой рассказа? (Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

— Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем? (Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

— Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

— Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова? (Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

— Как автор показывает душевное состояние героя? (Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

— Сочувствует ли ему Верочка? (Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

— Что ей удалось добиться? (Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

— Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие? (Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

— Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу? (Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

— Чем закончился спор героев? (Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

— Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор? (Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

 (Вторая часть – чтение учителя)

— Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

— Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

— Какие ваши ожидания подтвердились?

— Что было неожиданным?

— Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

 — Кто из героев прервал тяжкое молчание? (Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

— Как отреагировал на это Николай Евграфович? (Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

— Что же на самом деле придумала Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

— Как вы относитесь к этому решению героини? (Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

— Как ведёт себя Верочка, приняв решение? (Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

— Куда же отправляются герои? (Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

— В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

— Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

— Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

— Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

 (Третья часть – самостоятельное чтение студентами.)

— Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

— Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

— А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

— Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

— Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

— Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

— Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

— Что будет с героями после событий рассказа?

4.Работа над нравственной идеей текста. — Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень.

Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить.

Важно

А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

— У А.Фета есть такое стихотворение:<\p>

Не украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло, <\p>

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной

Среди явлений пёстрых – ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

— Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

 — Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

— Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

— Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

5.Творческая работа над текстом. — А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально. (Прослушивание синквейнов)

III. Стадия «Рефлексия».<\p>

 — В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

— На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

 Домашнее задание.

— На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

— А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье – тепло в доме твоём,

Счастье, когда хорошо вдвоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже – утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Но понятья о счастье у всех свои.

Счастье можно брать и дарить,

Но главное – просто жизнь любить.

_____________________________________________________________________________

Синквейны

Сирень

Красивая, душистая

Расцвела, заставила влюбиться.

Сирень душистая с весною расцвела.

Весна.

Сирень

Яркая, красивая

Расцвела, запахла, обрадовала.

Подарила людям счастье.

Весна.

Сирень

Цветущая, душистая

Цветёт, благоухает, радует.

Дарит веру, надежду, любовь.

Счастье.

Семья

Прочная и верная

Радует, заботит, поддерживает.

Всегда сплочённая.

Верность.

Любовь

Светлая и нежная

Пришла, очаровала, захватила.

Дарит людям радость надежды.

Счастье.

Вера

Праведная, благословенная

Чарует, помогает, творит.

Проникает в сердце.

Надежда.

Счастье

Добросердечное, нежное

Обретается, открывается, очаровывает.

Обретается с трудом.

Радость.

Сирень

Красивая, очаровательная

Расцветает, завораживает, очаровывает.

Дарит людям счастье.

Красота.

Весна

Светлая и яркая

Наступила, окружила, украсила.

Дарит людям надежду, любовь.

Счастье.

Любовь

Преданная и заботливая

Пришла, украсила, затмила.

Дарит людям надежду, мечту.

Счастье.

Любовь

Прекрасная, необъяснимая

Пришла, завлекла, осветила.

Нарисовала счастье

В сердце.

Весна

Яркая, красивая

Пришла, очаровала, окрылила.

Пора любви.

Счастье.

Любовь

Страстная и нежная

Пришла, очаровала и оставила.

Всегда дарит радость, мечту.

Счастье.

Источник: https://intolimp.org/publication/a-i-kuprin-kust-sirieni-nravstviennyie-probliemy-rasskaza-kust-sirieni-priedstav.html

Ссылка на основную публикацию