Как связаны понятия чести и долга? | Литерагуру
Как связаны понятия чести и долга? Я считаю, что беречь честь – наш моральный долг перед собой. Все мы любим себя и хотим самого лучшего. Однако людям невозможно жить безмятежно и счастливо, если они совершили подлость и совесть их нечиста.
Рано или поздно груз на душе напомнит о себе и отравит жизнь такому человеку. Кроме того, если он и продолжит себя любить, то другие люди не смогут этого сделать, ведь бесчестье – роковое пятно на нашей репутации. Его не скрыть обманом, правда выйдет наружу, когда этого совсем не ждешь.
Именно поэтому мы должны себе сохранить честь, чтобы сохранить себя.
Чтобы аргументировать свою позицию, приведу примеры из литературы. В романе «Война и мир» Элен Курагина совершила бесчестный поступок и не один. Она нагло обманывала своего любящего и преданного ей супруга.
Женщина изменяла ему, лгала и предавала его, ведь брак был по расчету, но Пьер не знал этого. Элен опозорила его, он вынужден был драться, восстанавливая свою честь, то есть рисковать жизнью.
Однако этот инцидент, который мог сделать ее повинной в смерти невинного человека, ее ничему не научил. Она продолжила распутную жизнь и вскоре забеременела от любовника, но муж не дал ей развода, поэтому позор лег лишь на ее голову.
После того, как все от нее отвернулись, она покончила жизнь самоубийством. Должна ли была героиня беречь свою честь? Да, очевидно, что от этого зависела ее жизнь. Элен должна была даже не мужу и не отцу, а себе самой.
Другой аргумент можно найти в пьесе Островского «Бесприданница». Лариса Огудалова лишилась чести, став любовницей Паратова. Она сделала это из-за любви, но он лишь ради развлечения, так как не давал ей слова жениться. От поведения девушки зависела репутация ее матери и их совместная жизнь. Кроме того, она была связана словом с другим мужчиной.
Этот поступок опозорил всех их, однако поплатилась именно Лариса. Ревнивый жених убил ее, и она сама желала смерти, как избавления от позора. Иначе она стала бы содержанкой и опустилась в бездну разврата. Разве не должна она была вести себя честно? Конечно же, должна, и более всего себе самой.
Она могла бы стать женой, носить гордое звание матери и зажить счастливо, однако бесчестье повлекло за собой смерть.
Таким образом, примеры из литературы доказали, что честь – это нравственный долг каждого из нас. Все мы просто обязаны беречь свое доброе имя и поступать по совести, так как от этого зависит наша жизнь. Подлость делает нас уязвимыми для ударов рока и людской ненависти, ведь она дает окружающим повод злиться на нас и наказывать за бесчестное поведение.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kak-svyazany-ponyatiya-chesti-i-dolga/
Личностные категории морального сознания – долг и совесть. Честь и достоинство
Честь
– это бриллиант на руке у добродетели.
Вольтер
Честь
– это достоинство нравственно живущего
человека.
Д.
С. Лихачев<\p>
Понятия
чести и достоинства
Будучи
существом общественным, разумным и
сознательным, человек не может не
задумываться над тем, как относятся к
нему окружающие, что они о нем думают,
какие оценки выносятся его поступкам
и всей его жизни. В то же время он не
может не думать и о своем месте среди
других людей, не совершать акта са.мооценки
.
Эта духовная связь человека с обществом
и выражается в понятиях Чести и
Достоинства. “Честь – жизнь моя, – писал
Шекспир, – они срослись в одно, и честь
утратить – для меня равно утрате жизни”. Категории “честь”
и “достоинство” отражают моральную
ценность личности, они представляют
собой общественную и индивидуальную
оценку нравственных качеств и поступков
человека.
Исполнение долга, следование
велениям совести придают личности тот·
моральный статус, который и отражен в
понятиях “достоинство” и “честь”.
Близкие по значению, они, между тем,
имеют важные смысловые различия.
Честь как
моральный феномен есть, в первую очередь,
внешнее общественное nрuзнанuе поступков
человека, его заслуг, nроявляющееся в
почитании, авторитете, славе. Поэтому
чувство чести, внутренне присущее
личности, связано со стремлением добиться
высокой оценки со стороны окружающих,
похвалы, известности.
Достоинство же
– это, прежде всего, внутренняя уверенность
в собственной ценности, чувство
самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении
всяким попыткам посягнуть на свою
индивидуальность и определенную
независимость. И только потом, во-вторых,
достоинство человека должно получить
общественное признание.
Таким образом,
механизм чести состоит в движении от
внешнего признания к внутреннему желанию
этого признания. Механизм функционирования
достоинства основан на движении изнутри
духовного мира к общественному признанию.
Общественное одобрение
приходит к человеку со стороны его
социального окружения, поэтому честь
воздается ему локально, оценке здесь
подлежат качества человека как
представителя той или иной социальной
группы (класса, нации, сословия,
коллектива). Поэтому обычно речь ведется
о воинской, женской, профессиональной
и т.п.
чести, то есть о каких-то
специализированных нравственных
качествах, присущих представителям
данной среды. Понятие достоинства более
универсально. Оно подчеркивает значимость
личности как представителя рода
человеческого.
Ведь независимо от
социальной принадлежности человек
обладает достоинством морального
субъекта, которое должно поддерживаться
им самим и присутствовать в общественной
оценке его личности. Итак, честь – это
оценка с -позиции социальной группы,
конкретного исторического сообщества;
достоинство – это оценка с точки зрения
человечества, его общего предназначения.
Неудивительно, что чувство чести вызывает
желание возвыситься и первенствовать
в той социальной группе, от которой
добиваешься почестей. Чувство же
собственного достоинства основано на
признании принципиального морального
равенства с другими людьми. Каждый
индивид обладает достоинством уже
потому, что он человек.
Поэтому достойный
член общества признает достоинство
других людей и не покушается на него.
Соотношение чести и
достоинства трактуется в теории морали
весьма неоднозначно. В одних концепциях
честь представляется неотъемлемым
свойством заведомо благородной социальной
группы (рыцарская честь, честь семьи).
В этом случае задача личности “не
уронить”, “не замарать” эту
полученную в наследство ценность.
Достоинство же личности в такой
нравственной системе приобретается ее
собственными усилиями по исполнению
норм, предписанных честью. В других
концепциях достоинство трактуется как
естественное право человека на уважение
своей самости и присуще ему от рождения,
а честь, напротив добывается в ходе
жизни путем совершения проступков,
вызывающих одобрение социума.<\p>
Комплементарность
чести и достоинства
Понятия
чести и достоинства развивались в
единстве и параллельно друг другу, между
ними определенно существуют различия,
которые, возможно, и представляют
наибольший интерес для этического
анализа.
Действительно, честь и достоинство
– категории комплементарные (так же, как
долг и совесть, свобода и ответственность,
страдание и сострадание), то есть они
взаимопредполагают и взаимодополняют
друг друга. Именно поэтому они одновременно
и едины, и отличаются друг от друга.
Так,
если честь, как уже отмечалось, – это
внешнее признание ценности человека и
внутреннее стремление к нему, то
достоинство – объективная ценность
личности, которая может быть и не связана
с ее признанием или осознанием.
Иными
словами, честь – это то, что человек
должен завоевывать, то, чего он должен
добиваться; достоинство же принадлежит
ему по праву рождения, потому что он
человек (человеческое достоинство).
Таким образом, понятие чести связано с
социальным статусом личности, ее
соответствием требованиям и ожиданиям,
предъявляемым группе, к которой человек
принадлежит, в то время как понятие
достоинства безразлична к ним.<\p>
Честь
Определяя
конкретное содержание долга, нужно
рассмотреть его соотношение еще с двумя
категориями: честью и достоинством.
Моральная ценность личности, выражаемая
в понятии “честь”, связана с
конкретным общественным положением
человека, с родом его деятельности и
выполняемыми им социальными ролями.
Содержание понятия “честь”
раскрывается в требованиях к поведению,
образу жизни и поступкам человека,
которые предъявляет общественная мораль
к человеку как члену определенной
группы, как носителю общественных
функций. Отсюда совокупность конкретных
требований к поведению мужчины, женщины,
врача – мужская честь, женская,
профессиональная. Согласно
А.
Шопенгауэру, честь – это внешняя
совесть, а совесть – это внутренняя
честь. Честь – это общественное мнение
о нашей ценности, наша боязнь перед этим
мнением.
Так, например понятие служебной
или профессиональной чести непосредственно
связано с мнением о том, что человек,
занимающий какую-либо должность,
действительно обладает для этого всеми
необходимыми данными и всегда точно
выполняет свои служебные обязанности.
Исторически понятие
чести возникло в моральном сознании
общества в виде представлений о родовой
и сословной чести, в виде совокупных
требований, предписывающих определенный
образ жизни, образ действий.
Нарушение,
отступление от предписываемого
общественной моралью образа жизни
оценивалось резко отрицательно, вызывало
чувство стыда и позора и поэтому
осмысливалось как недостойное поведение,
особенно ярко сознание чести проявилось
в морали феодального общества, которое
отличалось жесткой сословной структурой
и подробнейшей регламентацией образа
жизни каждой социальной группы.
Достоинство человека в этой морали, в
том числе и чувство собственного
достоинства, определялось тем, насколько
строго человек соблюдал эти сословные
нормы морали.
Долг
Понятие
долга, прежде всего, раскрывает отношения
личности и общества. Личность выступает
как активный носитель определенных
моральных обязанностей перед обществом,
которые она осознает и реализует в своей
деятельности. Категория долга очень
тесно связана с такими понятиями как
ответственность, самосознание. Истолкование природы
и происхождения долга составляло одну
из самых трудных проблем в истории
этики. Основание и источник долга
усматривали то в божественных заповедях,
то в априорном моральном законе (Кант),
то в самой человеческой природе, в
“естественном” стремлении человека
к наслаждению. По разному пытались
сказать, кто, в конечном счете, правомочен
определить содержание долга: общество
– социально апробативные теории, Бог –
религиозные теории, совесть – Фихте,
моральное чувство – теории нравственного
чувства. Следовательно, основанием
долга объявлялся авторитет того или
иного рода, но тем самым лишался смысла
вопрос о содержании морального долга.
Долг предполагает в людях ответственность,
способность переступить через личное
“хочу” ради высокого ответственного
“должен”. Апологетом
долга был Кант, который становился
патетичным, говоря о долге: “Долг! Ты
возвышенное, великое слово, в тебе нет
ничего приятного, что льстило бы людям,
ты требуешь подчинения, хотя, чтобы
побудить волю, и не угрожаешь тем, что
внушало бы естественное отвращение в
душе и пугало бы; ты только устанавливаешь
закон, который сам собой проникает в
душу и даже против воли может снискать
уважение к себе (хотя и не всегда
исполнение); перед тобой замолкают все
склонности, хотя бы они тебе втайне
противодействовали, – где же твой,
достойный тебя источник и где корни
твоего благородного происхождения,
гордо отвергающего всякое родство со
склонностями, и откуда возникают
необходимые условия того достоинства,
которое только люди могут дать тебе?
Это может быть только то, что возвышает
человека над самим собой (как частью
чувственно воспринимаемого мира), что
связывает его с порядком вещей, который
может мыслить только рассудок и которому
вместе с тем подчинен весь чувственно
воспринимаемый мир, а с ним – эмпирически
определяемое существование человека
во времени и совокупности всех целей…
Это не что иное, как личность”. Ф.
Ницше восстал против ригоризма Канта,
у которого “закон” властвовал и
над явлениями внешнего мира, и над
человеческой душой. Согласно автору
“Генеалогии морали” понятие долга
исторически возникло из отношений
кредитора и должника. В случае неуплаты
долга кредитор получает власть над
должником, которая оказывается больше
власти простого требования уплаты
долга. Моральное превосходство служит
своеобразной компенсацией, которую
получает кредитор в том случае, если
долг ему не возвращается. Прощая долг,
проявляя милосердие, кредитор наслаждается
унижением должника.<\p>
Источник: https://StudFiles.net/preview/5373145/page:22/
Как соотносятся понятие долг и совесть: краткий ответ для урока :
Обычно говорят: тот человек, который чувствует стыд, тот может и чувствовать долг. Однако, с подобной установкой согласны не все специалисты в области обществоведения и психологии. Например, некоторые из ученых считают, что те люди, которые постоянно применяют к себе такие фразы и слова, как «должен», «надо», являются узниками тюрьмы, которую они выстроили собственноручно.
Понятие долга
Для того, чтобы разобрать детальнее вопрос о том, как соотносятся понятия «долг» и «совесть», необходимо рассмотреть определение каждого из этих терминов.
Долг – это понимание человеком своих обязанностей, точнее, его осознание тех или иных требований как подлежащих неукоснительному выполнению. Известно утверждение о том, что он является обратной стороной добра.
Между этими понятиями существует неразрывная связь.
Долг, с одной стороны, означает, что нечто когда-то было взято человеком взаймы. А с другой, это слово обозначает обязательство перед кем-либо. Говорят обычно так: «Я в долгу перед этим человеком».
Таким образом, нередко самой тяжкой может быть обязанность перед родителями. Ведь они дали нам жизнь, и ничего сравнимого с этим даром мы не можем им предложить.
Ребенок может только выплачивать «пожизненные проценты».
Что такое совесть?
Совесть является внутренним голосом человека, который предостерегает его от совершения тех или иных поступков. В некотором роде она похожа на компас, который постоянно указывает верную дорогу.
Если человек отклоняется от нужного пути, в глубине души он всегда будет ощущать то, что обычно зовут «муками совести». Нередко они приходят в темное время суток.
Ночью человек не занят, и его ум прислушивается к голосу совести.
Внутренний голос – это тот «навигатор», который предостерегает человека от совершения плохих поступков. Голос совести можно и проигнорировать. Ведь каждый человек рождается с определенной её собственной мерой. Но совесть можно и убить.
На то, как соотносятся понятия «долг» и «совесть», можно посмотреть по-разному. С одной стороны, они являются частью единой морально-ценностной системы личности; а с другой, между ними нередко может возникать и противодействие. Ведь бывает и так, что ценности личности не совпадают с ценностями общества.
Не нужно объяснять, как соотносятся понятия «долг» и «совесть» в таком случае. Всё просто. Ведь решение вопроса о голосе совести человека или тех обязанностях, которые он должен выполнить, всегда зависит от конкретных обстоятельств. Кроме того, само понятие «долга» может пониматься правильно или не совсем.
Пример из литературы
Хороший пример того, как соотносятся понятия «долг» и «совесть», описан в «Капитанской дочке» Пушкина. Петр Гринев считает, что честь – это всегда поступки, совершенные «по совести».
В душе героя как будто сочетаются между собой два долга – с одной стороны, он должен быть верным Отечеству, императрице; а с другой – перед ним есть и долг, возникающий по причине любви к дочери капитана. Это понятие у Петра Андреевича является главным компонентом чести.
И когда Пугачев ему оказывает помощь, чтобы Маша освободилась из плена, то, хотя Гринев и благодарен ему, но не нарушает клятву на верность Отечеству.
Что говорит философия?
О том, как соотносятся понятия «долг» и «совесть», кратко можно описать, используя и теорию древнегреческого философа Демокрита. Он считал так: человек обязан стыдиться самого себя, и совесть связана с долгом самым непосредственным образом. Это императив, который общество выдвигает человеку. При этом он принимается на добровольной основе.
А Иммануил Кант выделял следующие типы описываемого понятия. Во-первых, это долг перед «высшими существами»; во-вторых – обязанности, которые имеются у человека перед другими людьми. В-третьих – обязательства перед низшими существами (например, перед животными); и, в-четвертых – долг человека перед самим собой.
Выводы
Как соотносятся понятия «долг» и «совесть»? Ответа нет и по сей день. Если одни уверены, что слишком частое использование приказа «должен» по отношению к самому себе – это большая ошибка, то другие, напротив, уверены, что долг и совесть тождественны. Третьи же считают, что при помощи исполнения своих обязанностей человек имеет возможность выразить свою индивидуальность.
Предмет, по которому школьники впервые сталкиваются с темой: «Как соотносятся понятия «долг» и «совесть», – обществознание.
Однако мы видим, что эта проблема выходит далеко за рамки различных научных дисциплин, таких, как философия, психология и другие. Долг – это те обязательства, которые человек должен исполнить, живя в обществе.
С другой стороны, если совесть у человека «жива», то она всегда говорит о себе тихим внутренним голосом.
И это обязательство уже является не наложенным на человека извне, но его внутренним стремлением. Долг имеет много общего с моралью – теми предписаниями, которыми общество регламентирует поведение его членов.
Но для того, чтобы поступать «по совести», одних внешних указаний всегда будет мало.
Человек должен иметь чистую совесть и глубокие моральные установки внутри себя, чтобы его поступки были действительно продиктованы благородством души.
Источник: https://www.syl.ru/article/329975/kak-sootnosyatsya-ponyatie-dolg-i-sovest-kratkiy-otvet-dlya-uroka
Понятие и соотношение чести, долга и репутации
Честь — форма самоуважения личности, обращенная в социально-нравственную ценность. С культурно-исторической точки зрения Ч. является продуктом интериоризации социального статуса. В рабовладельческом и феодальном обществе Ч.
играла специфически важную роль в сфере социальной регуляции личных отношений. В дальнейшем сословную Ч. сменила Ч. корпоративная, тесно связанная с исполнением социальной роли и ее престижем в обществе. Ч. тесно связана с доверием. Субъективное чувство Ч.
находит объективное выражение в поведении индивида, соответствующем ожиданиям группы, к которой он принадлежит. Социальная психология видит в Ч. типический пример социальной ратификации значений: так, референтная группа склонна контролировать и осуждать поведение, отклоняющееся от норм Ч.
Нормы Ч. имеют прочную связь с традицией, а их соблюдение — с известным риском.
Долг, категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д.
отличается от более абстрактного понятия должного, обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм). В истории нравственного сознания человечества содержание Д.
толковалось различно, сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху; оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. По своему общечеловеческому содержанию понятие Д.
включало в себя выполнение ряда выработанных исторически “простейших правил человеческого общежития”. Что касается природы Д., то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Основания Д.
связывались с той или иной формой толкования нравственной необходимости (исполнения божественных велений, каких-либо космических или потусторонних законов, официальных или неофициальных общественных установлений, самоосуществления внутренних потенций личности и т.д.). В марксистской этике моральный Д.
рассматривается как конкретизация общих требований морали, имеющих историческое происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют условия и меру его личной ответственности и составляют содержание его мотивов и совести. В Д., т. о., выражается нравственная специфика социально-идейной позиции личности по отношению к создавшейся общественной ситуации, конфликту и расстановке классовых сил и т.п., внутренних убеждений и способов их реализации.
Репута́ция (англ. reputation), реноме́ (фр. renommée) — закрепившееся за кем-либо или чем-либо доброе или худое мнение о ком-либо.
Он подтвердил своё реноме — поступил в соответствии с представлением других людей о себе.
Репутация — мнение (более научно — социальная оценка) группы субъектов о человеке, группе людей или организации на основе определенного критерия. Это — важный фактор во многих областях, типа образования, бизнеса, сообществ онлайн или социального статуса.
Репутация, как известно, является вездесущим, непосредственным и очень эффективным механизмом социального контроля в естественных обществах. Это — предмет исследования в социальном, управления и технологических наук. Его влияние располагается от конкурентоспособных параметров настройки, как рынки, к совместным, как фирмы, организации, учреждения и сообщества.
Кроме того, репутация действует на различных уровнях агентства, индивидуального и выше-индивидуального. На выше-индивидуальном уровне, это касается групп, сообществ, коллективов и резюмировать социальные объекты (типа фирм, корпораций, организаций, стран, культур и даже цивилизации).
Это затрагивает явления различного масштаба, от каждодневной жизни до отношений между нациями. Репутация — фундаментальный инструмент общественного строя, основанного на распределенном, непосредственном социальном контроле
Предэтика
Семь мудрецов
Семь мудрецов – собирательный образ людей, выделившихся и прославившихся в разнообразных областях человеческой деятельности. По разным спискам, каждый из которых ограничен числом семь, в целом к ним относят около 20 человек.
Несомненными среди них, встречающимися во всех списках, являются четверо: Фалес, Солон, Биант, Питтак. В списке Деметрия Фалерского (IV в. до н. э.
), автора самого древнего сборника изречений “Семи мудрецов”, в добавление к ним названы еще Клебул, Периандр, Хилон.
Семь мудрецов занимают промежуточное положение между до-философской и философско-опосредованной стадиями моральной культуры античности.
Их имена неразрывно связаны с моральными представлениями, которые приобрели в ту эпоху общепризнанный статус, одновременно они стоят у истоков греческой философии; первый среди мудрецов – Фалес является также и первым философом.
В творчестве Семи мудрецов мораль приобретает форму императивов, обозначается ее основное проблемное поле: индивид и окружающие его люди.
Все, кого относят к Семи мудрецам, имеют ряд общих черт, создающих сам образ Мудреца: все они обладали поэтическим даром, были людьми, которые много видели, знали, отличались практической рассудительностью, находчивостью, прославились как политические деятели, способствовавшие благу государства.
Пожалуй, самой важной и более всех поражавшей древних греков особенностью мудрецов был сам их образ жизни, задававший необычный порядок ценностей: они ставили добродетель выше внешних благ. Для них личностное совершенство, умственное развитие и душевное спокойствие были важнее, чем богатство и даже власть.
Они отличались сдержанностью, мягкостью нрава (за исключением, пожалуй, Периандра, которому приписывают много жестокостей). Все они были сторонниками спартанского (лаконского) воспитания (отсюда и лаконичность их речи), прославились не родовитостью и военными подвигами (хотя некоторые из них могли бы похвастаться и тем и другим), а добродетелью, качествами характера и ума.
Они были захвачены перспективой бесконечного совершенствования в том трудно определимом и впервые открываемом ими способе жизни, который обозначался высоким словом “мудрость”.
Мудрецы были прозорливыми людьми, видели не только глазами, но и умом. Мудрость есть умозрение. Мудрецы стремились раздвинуть горизонты знания, они хотели дойти до пределов и были лучшими в ответах на вопросы о самом, самом (самом трудном, самом легком, самом быстром и т.д.).
Античная этика
Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus – древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI–IX вв. до н. э.
, времени становления античного общества в Греции и до V н. э. – гибели римской империи под ударами варваров.
Античная этика признавала две главные категории – свободу и рабство, различия расовые, национальные не играли особой роли. Человек, подчиненный какой-либо идее, «борец за идею», свободным не считался. Это положение так или иначе интерпретированное, дошло до Средних Веков.
Стремление к бессмертию, свойственное героям и героическому эпосу, было вдохновляющей основой всего античного философствования.
Уже в памятниках раннегреческой литературы более или менее адекватно и каждый раз в соответствии с жанровой спецификой рассматривается соотношение индивидуальной воли и всеобщего блага, необузданных, горячих страстей и умеряющего, трезвого разума, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других, а также довольно определенно обозначается та нормативная модель поведения – подчинение индивидуального всеобщему, страстей разуму, живых личностей абстрактным нормам, того, что есть, тому, что должно быть, – которая получает систематическое обоснование в складывающейся философской этике или, выражаясь по другому, для обоснования которой в значительной степени складывается философская этика. Зарождение и развитие этического мышления идёт параллельно с вычленением абстрактных нравственных норм, сопоставляемых с реальным поведением индивидов.
Греческая античность усмотрела отличительный признак человека в его разуме, понимая под этим не только способность познавать мир, но и решимость рассматривать знания в качестве высшей, последней инстанции по всем спорным вопросам человеческой жизни
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: https://zdamsam.ru/a52971.html
Долг и совесть. Общественный долг. Ответственность
1. Установи соответствие понятий и определений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.<\p>
2. Раскрой смысл понятий.
<\p>
Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять (или, как говорят ученые, совокупность объективно необходимых обязанностей человека).
Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе и на отдыхе, в учебе и в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, в отношении к друзьям, окружающим людям, природе, а также по отношению к самому себе.
Чтобы общество и отдельный человек могли жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер.
Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.<\p>
Ответственность — это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.
Взятое относительно человека как рационального агента действия, это отношение есть сознательная интеллектуальная и физическая готовность субъекта к реализации или воздержанию от совокупности действий, могущих потребоваться вследствие выполнения или, наоборот, невыполнения данным субъектом некоторых других действий.<\p>
3. Во время блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растениеводства сберегли уникальную коллекцию семян. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, а рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Но учёные не съели ни одного зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.
Оцени поступок учёных, используя нравственные категории «общественный долг», «моральный долг» и «совесть».<\p>
Со стороны общественного долга, можно сказать что ученые поступили правильно. Их целью, как сотрудников одного из главнейших на то время институтов в своей области.
было сберечь уникальные образцы, для их будущего изучения, для того чтобы потомки знали о существовании подобных растений. и на основе этого, возможно, смогли бы совершить какие-либо научные открытия.
<\p>
Со стороны морального долга, сама мораль может осудить подобный поступок ученых, ибо основные моральные ценности и правила учат нас что в первую очередь нужно заботиться о своих близких, и помогать им, если у вас есть возможность.<\p>
Со стороны совести, нужно рассматривать каждого сотрудника конкретно, т.к.
совесть человека – его личные установки и нормы по отношению к другим и себе, и если он в своих мыслях ставит цели государства выше, своих целей, и желания спасти близких ему людей, то. весьма вероятно, что и его совесть не будет мучать этого человека.<\p>
4.
Как соотносятся понятия «долг» и «совесть»?<\p>
Долг и совесть образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга.<\p>
Понятие долга в современном понимании довольно обширно.
Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности. По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.<\p>
И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус.
Ответственность проявляется даже в простых действиях – если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…<\p>
У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги – и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности.
Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания. По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и, по совести.<\p>
Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью.
Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль.<\p>
Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка.
И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.<\p>
5.
Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль автомобиля. Законы некоторых государств допускают такое поведение. Оцени поведение такого человека, используя категории «долг» и «совесть».<\p>
Человек в состоянии алкогольного опьянения даже при небольшом употреблении алкоголя должен нести ответственность за совершенные им поступки, и как они повлияют на других, и что произойдет в заключении всего этого. Долг любого индивида не причинять вреда другому. Но не каждый может справиться с тем, что будет предпринимать в состоянии помутнения рассудка и алкоголь может повлиять на человека совершенно по-разному вне зависимости от того сколько он выпил. И полагать, что у него остались хоть малейшие доли совести, нельзя, да и опасно.<\p>
6. Объясни смысл высказываний.
1) «Долг — это уважение к праву другого» (И. Кант).<\p>
Есть права и законы, которые человек должен соблюдать если же эти права и законы не соблюдаются, то у этого человека отсутствует чувство долга, а значит и отсутствует уважение к закону и праву.<\p>
2) «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом» (Л. Н. Толстой).<\p>
Только совестливый человек имеет общественные ценности, а значит и имеет память и традиции также сохраняет их и передает своим детям.<\p>
Совесть – это внутренний контролёр устанавливающий планку нравственно-моральных критериев. Проще говоря – это то, что заставляет человека поступать справедливо. Совесть, справедливость, благородство, честь неразрывно связаны в человеке. Муки совести, угрызения совести – это чувство вины перед собой за прошлые несправедливые поступки. Эмоциональные переживания, связанные с прошлыми событиями, являющиеся напоминанием о необходимости не повторения в будущем. По моему мнению, Совесть, именно за счёт угрызений, способствует постоянному развитию личности.<\p>
С другой стороны, согласно нынешним исследованиям учёных совесть – это функция мозга, которая возникает в результате активации области, связанной с интуицией и эмоциями.<\p>
3) «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести» (М. Эбнер- Эшенбах (1830—1916), австрийская писательница).<\p>
Если ты будешь хозяином своей воли, то все твои действия будут зависеть только от тебя самого, а слугой своей совести – делать все так, как подсказывает твоя совесть.<\p>
Управляй своей волей – делай то что необходимо для жизни для развития и ориентируйся в своих поступках.<\p>
5. Прочитай размышления Д. С. Лихачёва и выполни задания.<\p>
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.<\p>
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.<\p>
Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.<\p>
1) Составь план текста.<\p>
1) Отличие совести от чести.<\p>
2) Влияние «Чести мундира».<\p>
3) Честь истинная и ложная.<\p>
2) Какие характеристики совести привёл автор? Подчеркни соответствующие фразы текста.<\p>
Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко).<\p>
3) В чём отличие истинной чести от ложных представлений о чести?<\p>
Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.<\p>
4) Найди и выдели в тексте пояснения мысли автора о том, что ложные представления о чести причиняют ущерб обществу. Приведи одно-два своих пояснения.<\p>
Честь мундира заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами (наша стройка важнее).<\p>
Например, ложные представления о чести могут быть такие: Кто-то считает честью воровать, кто-то убивать – это повысит их статус в глазах их друзей-бандитов; Из-за этого невинные люди страдают и т. д.<\p>
Источник: https://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/rabochaya-tetrad-kotova/8
Проблема чести и долга:
Первоначальное понятие долга вызывает у большинства людей практически одинаковые ассоциации, связанные с необходимостью выполнения каких-либо обязанностей.
Эти обязанности могут быть добровольно взятыми на себя человеком или же навязанными ему какими- либо нормами и правилами.
В последнее время чаще всего приходится сталкиваться с отрицательным отношением людей к долгу, вызванным его отождествлением с таким понятием, как обязанность.
Определение чести в настоящее время носит исключительно индивидуальный характер. Каждый склонен толковать «честь» по-своему, основываясь на личном жизненном опыте и привычках, исходя из особенностей своего характера. Отсюда — многочисленные противоречия, возникающие в толковании указанного понятия, взаимное непонимание людей.
Проблема чести и долга для многих заключается в том, что второе понятие принимается ими как общее, тогда как первое — глубоко индивидуально. Бывает очень непросто, подчас даже невозможно, выполнить долг, не запятнав свою честь в глазах окружающих и в своих собственных.
В наше время мало кто объединяет честь и долг в единое целое, как это делали писатели XVIII и XIX веков, считавшие честного и ответственного человека истинным героем эпохи.
Теперь эти понятия толкуются либо слишком узко (например, честным называют неспособного обмануть), либо излишне абстрактно (долг считается чем- то красивым, возвышенным и т. д.).
Нередко можно услышать, как тот или иной человек отказывается совершать неблагородный, по его мнению, поступок, объясняя это примерно так: «Это не в моих правилах». Аргумент отказа может заключаться и в нежелании человека «терять» лицо, выполняя то, о чем его просят.
Не вдаваясь в подробности возможного содержания подобных поступков (понятия о благородстве у каждого свои), можно утверждать, что некоторые принципы действительно не стоит нарушать, чтобы впоследствии не было мучительно больно.
Так, например, в произведении М Шолохова «Чужая кровь» молодой представитель рабочей среды покидает названных родителей, чтобы отправиться на родину, на свой завод.
У него есть долг, который он представляет себе очень четко и ясно, однако спасшие его люди вряд ли способны понять его чувства и убеждения, оставив надежды на его возвращение.
Если бы каждый человек обладал талантом психолога, то есть без особого труда понимал особенности своего характера, то проблема чести и долга, как и множество других, была бы решена относительно легко.
Однако часто мы не в состоянии понять самих себя, придумывая ложные представления о чести и долге и запутываясь в них. «Я должен помочь своим одноклассникам!» — говорит хилый очкарик, раздавая направо и налево тетрадки с конспектами и не слыша в ответ даже элементарной благодарности.
Но долг его вряд ли будет кем-то понят, а его исполнение — оценено по достоинству.
Известно, что понятия о чести имеются даже в среде отъявленных воров и бандитов. Естественно, они сильно отличаются от понимания чести учеными, политиками, людьми искусства.
Но и те, и другие основываются на традициях народа, на древних обычаях. Нам сложно принять тот факт, что понятия о чести не являются универсальными.
Собственные взгляды мы считаем единственно верными, но такова человеческая природа. То же самое можно сказать и о долге.
Легко заметить, как тесно взаимосвязаны эти два понятия. Долг перед отечеством, перед родителями, детьми с давних пор считается непременным элементом чести и достоинства личности и остается актуальным и в наше время.
Несмотря на то что многие считают носителями чести и долга лишь благородных рыцарей средневековья, эти явления живы и по сей день.
А иначе откуда взяться великим научным открытиям, спортивным завоеваниям, замечательным художественным произведениям и многому другому, что вызвано не столько стремлением прославиться и обогатиться, сколько отстоять честь своих нации, страны, города, школы?!
По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается в том, чтобы не замутнять благородные понятия их отрицанием и неверием в них, в том, чтобы суметь принять реалии нового времени и смириться с тем, что личностные достоинства претерпевают естественные изменения. Но самое главное — осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных в понятиях чести и долга.
В связи с рассматриваемой темой следует затронуть еще один немаловажный момент. Людям свойственно равняться друг на друга, бессознательно брать пример с окружающих, даже в том случае, если он не слишком благороден с традиционной точки зрения.
Что получается в результате? Понятия о чести меняются далеко не в лучшую сторону вследствие стремления людей равняться на недостойных личностей и оправдывать свои неблагородные поступки тем, что они ведут себя не хуже и не лучше других.
Очень трудно назвать себя бесчестным, еще труднее удержаться от желания спрятать собственное неблагородство за ложным толкованием чести и долга, что свойственно очень многим нашим современникам.
Проблему чести и достоинства можно справедливо отнести к проблемам нового времени. Два или три столетия назад любая угроза чести считалась страшным оскорблением, и это отвечало духу времени.
Сегодня оскорбление человека в магазине или общественном транспорте не считается чем-то из ряда вон выходящим.
Но ведь не означает же это, что в настоящее время отсутствуют понятия чести и долга! Изменились времена, изменилось и отношение людей к окружающему миру, но по-прежнему действуют такие ценности, как, например, принципиальность.
Что касается долга, то следование ему является обязательным для принципиальной и честной личности.
Однако тот случай, когда окружающие убеждают человека выполнить что-то, утверждая «Ты должен!», а он напрочь отказывается, вовсе не обязательно означает пример отрицания долга.
В моменты подобных противоречий вспоминается как нельзя более кстати свобода личности, в результате чего человек окончательно решает не совершать действие, о котором его упрашивают.
Общее восприятие долга касается лишь тех моментов, которые устанавливаются правилами и нормами, отражаются в законе. Что же касается элементов частной жизни, то здесь понятия о долге столь же индивидуальны, как и аналогичные понятия чести.
Каждый из нас может вполне справедливо заявить, что главным для него является возможность отстоять идеал, жить в соответствии со своими принципами, а все остальное не имеет большого значения. Однако это не позволит добиться взаимопонимания в обществе, из-за чего проблема чести и долга останется нерешенной еще очень долгое время.
Подтвердить эту мысль можно на примере крестьянского правдолюбца, героя произведения В. Распутина «Пожар». Его сознание и следование моральному долгу не делает общество гуманнее. Однако существование таких, как он, людей доказывает, что понятия о чести, долге и достоинстве все же продолжают действовать.
Есть и еще одна составляющая проблемы чести и долга. Это сознание морального долга, сопряженного с любовью к своим соплеменникам и придающее человеку смелость, решительность, силу.
И хотя люди часто даже не замечают жертвы, принесенной ради их спасения, долг по отношению к окружающим остается в нашем понимании самым благородным и возвышенным. Актуальность последнего наблюдения подтверждает аллегорический образ Данко из известного литературного произведения М. Горького «Старуха Изергиль».
Данко смел, решителен и силен, но, спасая людей от физической гибели, он не может спасти их от нравственного падения. Ценой гибели он вывел своих соплеменников из глухой темноты леса, но они не улучшат мир своей гуманностью и чистотой. Наверное, и в жизни порой можно наблюдать картину, увековеченную в этой легенде.
Когда один человек выполняет свой моральный долг, то это далеко не всегда оказывается полезным для общества, которое продолжает оставаться несовершенным.
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о том, что способно помочь решить проблему, рассматриваемую в данном сочинении.
Если понятия чести, долга и достоинства индивидуальны, то, значит, и пути решения связанных с ними проблем не могут быть общими.
Следовательно, каждый человек в зависимости от собственных стремлений и мировоззрения должен стараться найти «золотую середину» между попыткой сберечь свое собственное «я» и исполнить долг перед обществом.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/problema_chesti_i_dolga/25-1-0-11661
Эссе “Размышление о чести и совести”
Честь и совесть… На мой взгляд, это важнейшие человеческие достоинства. Именно они являются движущей силой развития личности. Страшно представить, что было бы с людьми, если бы они не обладали этими качествами. Но я начну по порядку…
Честь издавна считалась нашими мудрыми предками главным человеческим качеством. Вспомним такую пословицу, как «Береги платье снову, а честь смолоду». Уже с ранних лет нас приучают быть честными, порядочными, справедливыми, и это неслучайно! Честь – не простое слово, оно несет в себе огромной силы значение и необъяснимое чувство.
Её нельзя отнять, ее можно только потерять.<\p>
Примером честности и порядочности всегда в нашей стране были служивые люди, солдаты и офицеры русской армии. Вспомним повесть А.С Пушкина «Капитанская дочка». Важный момент в произведении – освобождение Маши Мироновой с помощью Пугачева.
Мы с вами прекрасно знаем, что Пугачев был предводителем бунтовщиков и не был обязан помогать Петру Андреевичу, но он же поступил по совести. По моему мнению, честь и совесть сплетены между собой крепкой цепью. Невозможно представить одно без другого.
После того, как Машу вырвали из чудовищных лап Швабрина, Гринев сказал Пугачеву, врагу: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы и заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй от меня того, что противно чести моей и христианской совести».
Вот эти заветные слова! Пройдя столько испытаний, герой не забыл о своем долге, долге перед Отечеством.<\p>
А есть ли в нынешнее время такие люди?! Что происходит сейчас с честью и совестью людей? На первый взгляд, можно вообще утверждать, что эти понятия сейчас устарели, никому не нужны. Вспомним, например, наших чиновников.
Люди все далеко не бедные, по должности и не должны являться таковыми, впрочем, это не столь важно, сколько личных средств у каждого, больше всего интересует: почему и куда деваются те деньги, которые выделяются на различные потребности населения, но не достаются им в полной мере?! И где же тут справедливость? Где совесть и честь людей, которые по долгу своему обязаны служить народу?<\p>
Можно до бесконечности приводить такие примеры, только, дорогие друзья, давайте не будем забывать, что наше общество не без добрых людей. Есть и такие, которые помогают бедным, работают на добровольных началах, люди, спонсирующие детские дома. И наряду с бесчестными «единицами», о которых не останется и доброго слова, в нашей памяти навечно будут имена многих, настоящих, честных и совестливых людей, героев, таких, например, как майор Сергей Солнечников, спасший ценой своей собственной жизни солдата-новобранца.<\p>
Нет, не исчезли из нашей жизни эти высокие слова – «честь» и «совесть»! Иначе погибло бы человечество!
В заключение процитирую стихотворение Юлии Оленек, оно мне очень близко:
Вот совесть. Светлое понятье.
Ты нас от бед не раз спасала,
Ты за проступки нас карала.
Но совесть вовсе не проклятье.
Она мораль диктует людям<\p>
И очерняет слово месть.
И верю я, её мы не забудем,
Как не забыли мы когда-то честь.
Она чиста, прозрачна и невинна,
Её храним мы с детских лет,
И потерять нам честь противно,
Иначе наша жизнь сойдет на нет.
А если ты живешь не по закону:
На совесть и на честь ты наплевал,
И чувство долга если незнакомо,
То сам поймёшь, зачем так много ты страдал…
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/01/30/esse-razmyshlenie-o-chesti-i-sovesti
§ 8. Долг и совесть. –
1.Установи соответствие понятий и определений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.
Понятия: А) ДолгБ) СовестьВ) ЧестьОпределения: 1) Способность личности к моральному самоконтролю2) ососзнание человеком своего значения и признание этого значения обществом3) совокупность объективно необходимых обязанностей человекаЗапиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.А-3 Б-1 В-2
2. Раскрой смысл понятий.
Общественный долг-<\p>это все объективные обязанности которые человек должен выполнять в жизни.
Ответственность- объективная необходимость выполнять обязанности.
3. Во время блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растенияводства сберегли уникальную коллекцию семян.
Сотрудники института и их близкие умирали от голода, а рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Но учёные не съели ни одного зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.Оцени поступок учёных, используя нравственные категории “общественный долг”, “моральный долг” и “совесть”.
Учёные выполняли общественный долг, чтобы люди через века смогли увидеть эту бесценную коллекцию. У них была совесть и они стерпели голод. Совесть не позволяла им съесть эти семена.
4. Как соотносятся понятия “долг” и “совесть”? Долг- объективные обязанности. Совесть- осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль.
Если у человека есть совесть, то конечно, он будет исполнять свой долг.
5. Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль автомобиля. Законы некоторых государств допускают такое поведение. Оцени поведение такого человека, используя категории “долг” и “совесть”.Если бы у человека была совесть, то он не сел бы за руль в нетрезвом состоянии.
Долг любого человека – не наносить вред другим. А не трезвый водитель может принести много вреда окружающим.
6. Объясни смысл высказываний. 1) “Долг- это уважение к праву другого” (И. Кант) Долг любого человека – уважать права других. Тогда будут уважать и твои права. Нельзя нарушать права других людей.
2) “Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом” (Л.Н.Толстой)
Совесть – это набор качеств, рамок, установок, которые обязан знать и соблюдать каждый человек. Вот и получается набор, собранный из памяти общества и олицетворённый в каждом человеке.
3) “Будь хозяином своей воли и слугой своей совести” ( М. Эбнер-Эшенбах (1830-1916), австрийская писательница)
Если быть хозяином своей воли, то все действия будут зависеть только от тебя самого. А если быть слугой своей совести, то все будешь делать так, как подсказывает совесть.
7. Прочитай размышления Д.С.Лихачёва и выполни задания.Между совестью и честью есть одно существенное различие.
Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть “Грызёт”. Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком приувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу.
Я имею ввиду то, что называется “честью мундира”. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но “честь мундира” остаётся тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
“Честь мундира” заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятниками общества (“наша стройка важнее”) и т.д. Примеров подобного отстаивания “чести мундира” можно привести много.Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыни человеческой (вернее, “чиновничьей”) души.1) Составь план текста. 1.Совесть2.Долг3.Честь мундира4.Честь истинная
2) Какие характеристики совести привёл автор? Подчеркни соответствующие фразы текста.
3) В чём отличие истинной чести от ложных представлений о чести? Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыни человеческой души.
4) Найди и выдели в тексте пояснения мысли автора о том, что ложные представления о чести причиняют ущерб обществу. Приведи одно-два своих пояснения. Ложные представления о чести наносят ущерб обществу, потому что человек думает, что у него присутствует честь, а его поступки наносят ущерб обществу.<\p>
Источник: https://poobschestvu.ru/8-klass/gdz-po-obshhestvoznaniyu-8-klass-kotova-rabochaya-tetrad/7.-moral/8.-dolg-i-sovest.html