Нигилизм в романе тургенева «отцы и дети»

Кто такой нигилист в романе «Отцы и дети»? — База ответов на любые вопросы

Ключевым действующим лицом романа великого русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой разночинец Евгений Базаров.

Он придерживается модного в то время мировоззренческого направления – нигилизма, противопоставляя его традиционным ценностям и устремлениям российского общества.

Кто такой нигилист?

Слово «нигилизм» образовано от латинского «nihil», означающего «ничто». Это философско-экзистенциальная позиция, заключающаяся в отрицании в человеке любого духовного начала. Нигилист утверждает, что люди суть не более чем биологические организмы, снабженные мыслительной функцией.

<\p>

История возникновения и развития этого течения уходит корнями в десятый-одиннадцатый век, но тогда нигилистами называли еретиков католического христианства, отрицавших существование у Христа человеческой природы. Как видим, нигилистическое мировоззрение за тысячу лет из одной крайности перетекло в другую, противоположную первой.

В девятнадцатом столетии, на момент написания романа «Отцы и дети», наиболее образованные слои европейского общества проявляли огромный интерес к естественным наукам.

Обратите внимание

Изучение окружающего мира, стремление понять, как устроены живые организмы, совпало с ослаблением в обществе роли религии, вызванным прокатившимися по континенту революциями.

Неудивительно, что наиболее активные и мыслящие молодые люди с восторгом восприняли самые радикальные на тот момент идеи.

Отрицание духовного начала в человеке стало еще одной ступенькой, приведшей впоследствии Россию к разрушительным революциям, в корне изменившим облик нашей страны.

Евгений Базаров и его взгляды

Главный герой романа «Отцы и дети», Евгений Базаров, показан автором как человек, придерживающийся исключительно материалистических взглядов на мир и свое собственное в нем место.

Базаров подчеркнуто прагматичен, его можно даже назвать циником, о чем он не стесняется заявлять в лицо хозяину усадьбы, в которой находится в гостях.<\p>

Он отрицает христианство, как, впрочем, и любую другую религию.

Литературу, живопись и прочие виды искусства он считает бесполезным занятием, которое, кроме глупого романтизма, не дает деятельному человеку ничего.

К окружающей природе Базаров относится как к мастерской, в которой человек должен работать, преобразуя окружающий мир для собственных нужд. Инструментом для этого он считает науку, которая должна стать основой развития человечества.

Эмоциональная сфера жизни, любовь, дружба, симпатия для него – ненужный хлам, с которым необходимо расстаться, чтобы он не мешал действовать.

Как видим, мировоззрение Базарова во многом напоминает «атланта», описанного американской писательницей и философом Айн Рэнд.

Прагматизм, целеустремленность, энергия и отрицание духовного начала – вот, по его мнению, качества, которые необходимо иметь каждому человеку.

Столкновение нигилизма и романтизма

В романе «Отцы и дети» Базаров представляет, разумеется, «детей» — своеобразное «поколение next» девятнадцатого века. В роли «отцов» выведен хозяин усадьбы, помещик Павел Кирсанов – человек традиционных взглядов, неглупый, добрый и порядочный.

В диалогах Базарова и Кирсанова отчетливо проявляется сущность нигилистического мировоззрения.<\p>

Вначале оно, безусловно, выглядит привлекательно, во многом благодаря внутренней энергии Базарова, который полон желания устроить мир более разумно и удобно.

Важно

Однако с развитием сюжета книги все более явственно проявляется нежизнеспособность нигилизма, его ущербность и калечащий душу примитивизм.

Это проявляется в истории взаимоотношений Базарова с Анной Одинцовой, богатой и красивой помещицей, живущей по соседству с Кирсановыми. Евгений влюбляется в эту женщину, но отчаянно стыдится своих романтических порывов.

Душевное опустошение героя отчетливо видно в его взаимоотношениях со своими пожилыми родителями, проявления любви которых к сыну его только раздражают.

В итоге человек, который искренне хотел быть полезным людям и преобразовать мир вокруг себя, совершает массу глупых, бессмысленных и постыдных поступков, оказавшись во власти той самой любви, которую он так яростно отрицал. Впрочем, он находит в себе силы признать ошибки и уезжает к родителям, чтобы оказывать в деревне медицинскую помощь крестьянам.

В образе Базарова И.С. Тургенев продемонстрировал истинную сущность нигилистического мировоззрения – его антигуманность, примитивизм и искусственность. Нелепая смерть героя от заражения крови поставила жирную точку в споре отцов и детей, аннигилировав нигилиста.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/kto-takoj-nigilist-v-romane-otcy-i-deti/

Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (в романе «Отцы и дети»)

Оглавление:

В России впервые термин «нигилизм» употребил Н. И.
Надеждин в заметке «Сонмище нигилистов» в 1829 году. Несколько позже, в 1858
году была выпущена книга, которую написал казанский профессор В, В. Берви – в
ней писатель употребил термин «нигилизм» в качестве синонима слову
«скептицизм». <\p>

Однако настоящую популярность это слово приобрело, когда
И. С.

Тургенев в 1862 году написал свой известный роман «Отцы и дети». В
произведении нигилистом был назван Базаров, который категорически отрицал
взгляды «отцов». Этот роман произвёл большое впечатление на читателей, в
результате чего термин «нигилист» стал крылатым словом. Сегодня нигилизм и
нигилисты довольно часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Что понимает под нигилизмом Тургенев?

Тургенев, один из лучших писателей классиков русской литературы, вспоминает, что, после его возвращения в Петербург, когда только
вышел в свет его роман, он обнаружил, что этот термин уже подхватили многие
жители города.

В то время, в 1862 году, в Петербурге разразились пожары, и
первое, что услышал писатель, приехав в Питер, это употребление в адрес
поджигателей термина «нигилисты».

<\p>
Что понимает под нигилизмом Тургенев? Писать роман он
начал в то время, когда еще не было отменено крепостное право, когда в обществе
нарастало революционное настроение, и на этом фоне четко вырисовывались идеи
отрицания и разрушения старого порядка, старых авторитетов и принципов.

В
романе ясно просматриваются идеи демократического движения, формирующегося и
развивающегося под знаком отрицания порядков дворянско-крепостнического
общества, дворянской культуры, старого мира.

Нигилизм, с точки зрения писателя — это отрицание старых
принципов и устоев.

В своём произведении писатель освещает моральные,
философские и политические проблемы и поднимает вечный вопрос взаимоотношения
отцов с детьми. Подчеркивает значимость любви, дружбы, становления личности, а
также важность для каждого человека выбора своего жизненного пути и
самоопределения.

<\p>

Образ Базарова в произведении наделён яркими чертами нигилиста,
герой открыто противостоит всем старым принципам, что и становится причиной
возникновения как внутреннего конфликта Базарова, так и враждебное непонимание
его окружающими.<\p>

В романе Тургенев продемонстрировал, что нигилистическая
философия является нежизнеспособной.

Ним сознательно были обрисованы картины
нищих российских крепостных деревень, чтобы показать существующее в стране
социальное неравенство, несправедливое управление государством господствующего
класса.

Совет

Но вместе с тем нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» вместе с его
героем остаётся в одиночестве, поскольку его идеи и мировоззрение не были
приняты даже самыми близкими сторонниками — Кукшиным, Ситниковым и Аркадием,
которые предали его идеалы.

Базаров, отрицавший существование любви, в итоге сам
подвергся её испытаниям, которых не выдержал и сломался.

Герой-нигилист,
который утверждал, что загадочный женский взгляд является ничем иным, как
художественной чепухой, влюбляется в Анну Одинцову и с ужасом обнаруживает
присутствие романтики в самом себе.

Вся трагичность ситуации заключается в том,
что любовь Базарова оказалась невзаимной, обреченной.<\p>

Видео о нигилизме базарова в романе «Отцы и дети»

Роман завершается гибелью Базарова, который заразился
тифом, вскрывая труп крестьянина.

Перед смертью герой проявляет все свои лучшие
качества: поэтическую любовь к Анне, нежные, добрые чувства по отношению к
родителям, которые до этого были скрыты под внешней суровостью, мужество,
сильный дух, жажду жизни.

<\p>

Таким финалом Тургенев показывает читателю личность
Базарова, как сильного духом человека, способного оказывать влияние на
окружающих. Однако, поскольку общество оказалось еще неготовым принять его
мировоззрение, этот герой оказался «лишним» — его время еще не пришло.

<\p>

Таким образом, Тургенев довольно ярко раскрыл понятие
«нигилизм» в романе «Отцы и дети» на примере своего героя Базарова. Героя всех
времён и народов, который рождается в том месте, где отсутствует социальная
справедливость и благополучие.<\p>

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно
приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в
философии, и в политике, и в повседневной жизни.

Однако на вопрос «Что такое
нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция,
которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые
ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые
понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

  • Моральный нигилизм.
  • Правовой нигилизм.
  • Мереологический нигилизм.
  • Эпистемологический.
  • Метафизический.
  • Философско-мировоззренческий нигилизм.

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких
авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку
зрения, какой бы она ни была.<\p>

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как
моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву,
которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют
пассивную и активную формы правового нигилизма.<\p>

  • Пассивная форма характеризуется неверием в правовые
    возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
  • Активная форма выражается во враждебном отношении к
    законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан
    можно также назвать анархистами.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом,
так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных
категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты
лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

<\p>

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым
нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны
правительства.

Также причиной развития подобных гражданских позиций может
послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях
законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п.

Обратите внимание

Как правило,
общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом
законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить
гражданам их права и защиту от произвола.<\p>

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим
отрицательным отношением к знаниям.<\p>

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских
странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще.
Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные
идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические
черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

Читайте также:  Тема одиночества в рассказе а.п. чехова «тоска»

<\p>

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось
отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же
считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной
православной почве.

Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание
мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши,
творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.<\p>

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога,
подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и
природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за
них держаться.

Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит
подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит
подставлять и левую. Также он считал, что сострадание является губительным
качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

<\p>
Нигилизм в философии Ницше — это идея сверхчеловека,
воплощения христианского идеала, свободного во всех отношениях. Он учил
отвечать на силу силой, быть мужественными, дерзкими, надеяться только на самих
себя. Добрых людей он считал лицемерами, поскольку те никогда не говорят правду
в лицо.

Поэтому, как он утверждал, правильный человек — это злой, не щадящий
своих близких человек.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или
же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как
нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство.

Но ведь
человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных
понятиях.

 <\p>

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире
существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь
к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-nigilizm-i-nigilisty-v-zhizni-i-literature-v-romane-otcy-i-deti-8328.html

Готовые школьные сочинения

июня
21 2015

Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Нигилизм — особое течение общественной мысли, возникшее в России середины XIX века. Отрицание традиционных ценностей было главной чертой целого поколения молодых людей, но в романе Тургенева ни­гилизм представлен, по сути, только одним человеком — Евгением Базаровым.

Ситников и Кукшина лишь от­ Теняют подлинность главного героя; их образы даны ав­ Тором в откровенно сатирическом ключе. Причем в Системе образов романа Базаров противопоставлен не Только своим подражателям, но и всем остальным пер­ Сонажам.

Это вызвано убежденностью автора в преждев­ Ременности для России героя романа.

Но сам Базаров Считает себя представителем совершенно нового миро­ Воззрения, объединившего людей, мечтающих в корне Изменить русскую жизнь.

Герой романа постоянно под­ Черкивает свою причастность духу времени, поколению «ниспровергателей».

Базаров верит, что для его поко­ Ления еще придет время действовать, а пока задача ни­ Гилизма — революция сознания, уничтожение «устарев­ Ших ценностей».

Но масштаб его личности, незауряд­ Ность характера и сила ума создают образ, не умещаю­ Щийся в рамки типичного представителя поколения. Сложное переплетение личного и общего определяет Ту глубину, неоднозначность тургеневского героя, кото­ Рая до сих пор вызывает ожесточенные споры. У идейных оппонентов Базарова есть черта, объеди­няющая их в единый социальный образ, — все они дво­ряне.

А сын полкового врача с гордостью говорит о сво­ей близости народу, и слово «разночинец», ставшее си­нонимом нового поколения, превращается в символ исторического вызова одного сословия другому.

Важно

Ниги­лизм лишь внешняя оболочка социального противосто­яния дворян и разночинцев; борьба идей основана на совершенно иных мотивах, чем споры ученых разных школ. Базаров остро чувствует разницу между собой и оби­тателями Марьина и Никольского.

Тургеневский герой — человек труда, а те, у кого он гостит, — «баре». При­ чем для Базарова труд не только вынужденная необхо­ Димость, но и основа его личного достоинства.

Он ощу­ Щает себя человеком дела, а профессия врача в оценке Базарова — прекрасная возможность приносить конк­ретную пользу народу. Образ жизни и взгляды «старень­ких романтиков» кажутся ему безнадежно устаревшими, не соответствующими духу времени.

Дворяне для База­рова — люди, умеющие только говорить, не способные к реальным действиям. Нигилизм для Базарова — единственно возможный в данных условиях способ борьбы с косностью своей стра­ны. Подход к жизни либералов, их методы изменения действительности полностью себя исчерпали.

Обличи-тельство ни к чему не приводит, на месте одного «опо­зоренного» чиновника тут же появляется другой, ничуть не лучше.

Вера в принципы, в вечные основы челове­ческого поведения ничего не приносит России, либе­ралы бессильны и перед инертностью народа, и перед эгоизмом властей. Тотальное отрицание — способ изме­нения сознания, разрушения не оправдавших себя жиз­ненных установок.

Вместо веры — разум, вместо теорий — эксперимент, вместо искусства — наука. Ничего не принимать на веру, все проверять опытом, доверять только фактам и своему разуму — вот кредо его нигилиз­ма.

При этом Базаров с гордостью говорит, что он сам себя сделал, что он не зависит от обстоятельств, от сре­ды, от времени.

Совет

И вот здесь и начинаются те особенно­сти главного героя романа, которые превращают его из типичного представителя поколения в личность, инди­видуальность. Давно замечено, что по силе ума и силе характера Базаров не встречает себе равных противников в рома­не.

Исключение — Одинцова, но между Базаровым и Одинцовой лишь внешне намечается идейный конф­ликт, на самом же деле перед нами история любви. И отец Базарова, и Аркадий, и сестры Одинцовы едино­душно считают, что перед ними человек, которому суж­дено большое будущее.

Причем судьба уездного врача слишком «мала» для личности такого масштаба.

Да и сам Базаров постоянно ощущает себя лидером, а не рядо­вым участником событий. Жизнь родителей для него бессмысленна, она лишена самого главного — борьбы с самим собой и внешними обстоятельствами. Он счита­ет себя человеком, способным изменить и себя, и дру­гих.

Взгляды Кирсановых для Базарова «неправильны», потому что дворянская оценка народа не дает герою возможности стать творцом истории. Базаров чувству­ет в себе способности, дающие ему право претендовать на роль одного из преобразователей России.

Страна стоит на пороге крупнейших перемен, а это всегда — эпоха быстрого взлета талантливых людей.

Честолю­бие, сила воли и знания дают Базарову право на лидер­ство, на одно из первых мест в процессе реформ, будь то реформы «сверху» или реформы «снизу». Но драматизм романа в том и состоит, что ум, често­любие и воля Базарова остаются «невостребованными» эпохой.

Правительство не нуждается в союзниках, оно ни с кем не желает делить власть. Интересы России для высших кругов второстепенны по сравнению с соб­ственным благополучием. Эгоизм власти «толкает» та­лантливых людей из низов в оппозицию, но и здесь у них не находится опоры.

Для крестьян Базаров — такой же «барин», как и Кирсановы или отец героя. Ни вне­шняя простота, ни желание помочь народу не могут преодолеть недоверия, вековой отчужденности мужи­ка от всех, кто образован, кто стоит выше на социаль­ной лестнице. Да и сам Базаров отнюдь не преклоняет­ся перед народом, наоборот, он именно себя считает тем, кто укажет массам «правильный» путь.

Обратите внимание

Гибель Базарова символична и по-своему закономер­на. Герой романа не нужен своей эпохе, он лишний в мире, где господствуют традиции, сложившиеся века­ми. Герой романа словно оказался посередине двух сил — народа и дворянства, почти одинаково не понятный и чуждый и тем и другим.

Гибнет не нигилист, а чело­век, который мог бы занять достойное место в русской истории. В этом и состоит своеобразие тургеневского романа, представившего читателю в одном герое и ти­пичного представителя поколения, и все права защищены 2001-2005 незаурядную лич- Пость.

Поэтомeу так нелегко оцепить героя романа, так неоднозначно его восприятие и так долговечна история «Отцов и детей» в русской литературе.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/nigilizm-i-nigilisty-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Главный конфликт в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм

Главный конфликт романа И. С. Тургенева — противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович — семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он — отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше.

Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость.

Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову — он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Важно

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Читайте также:  Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости.

Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя — жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни — любовь отцов к детям.

Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Нигилизм (от лат. nihil — «ничего» ) — философская позиция, которая отрицает общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, все формы общественной и государственной жизни .Нигилисты утверждают некоторые или все из следующих:

нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя

«реальной нравственности» не существует, и

объективная светская этика невозможна, поэтому жизнь, в определенном смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.

Билет 12

Байронизм и байронический герой. Понятие романтизма. Романтический театр.

Эпоха романтизма

Эпоха романтизма и один из её главных героев — Джордж Байрон,— отстоят от нас почти двумя столетиями. За это время в мировой истории и культуре произошло много событий, повлекших за собой смену как политических и экономических систем, так и художественных направлений и школ.

Изменения охватили все стороны жизни человека, начиная от его мировоззрения, нравственных и эстетических идеалов, и заканчивая стилем жизни, манерой поведения, модой. Основные действующие лица культуры, уступив место следующему поколению, определялись в разряд классиков или постепенно забывались потомками.

Совет

Их «активная жизнь» после физической смерти в виде востребованного творческого наследия, актуальности идей и тем, ими разработанных, притягательности биографических фактов и легенд находится в зависимости от многих обстоятельств.

Кроме того, периоды повышенного интереса к творчеству и личности художника, могут сменяться противоположными периодами.

Для наследия романтизма в целом характерно то, что оно не теряло своей актуальности и привлекательности для потомков ни на один сколько-нибудь длительный срок. Романтизм ассоциировался у многих как с юношеским максимализмом и эгоизмом, так и с обостренным эмоциональным состоянием. Он прекрасен в своей возвышенности и страстности. И это свойственно для любого вида искусства.

Байрон как яркий представитель романтизма создал по сути энциклопедию романтизма — это «Чайльд Гарольд». Все важнейшие мотивы романтической литературы отобразились в этой поэме Байрона.

^ 2 Поэма Байрона «Чайльд Гарольд»

После выхода в свет первых частей «Чайльд Гарольда», которые принесли Байрону еще большую, чем прежде, популярность, в образованных слоях различных европейских стран возникает понятие «байронизм». Этим понятием стали обозначать бунтарскую позицию и безграничную скептичность, какие так сильно проявились в этом произведении.

Понятие, конечно, не совсем точное, так как оно вбирало в себя черты героя, перенося их на автора. Байрон пытался оспаривать подобное отождествление, опровергая его публично, в том числе в предисловии, написанном в 1818 году, когда он принялся за продолжение поэмы. Но все его попытки были напрасными.

Слишком часто прямые высказывания Гарольда перекликались с настроениями, заполнявшими лирику Байрона. Слишком наглядно совпадали некоторые существенные черты Гарольда и облик поэта. Да и не в этих совпадениях была основная причина. Гарольд был представителем эпохи в гораздо в большей степени, чем индивидуальностью, обладающей неповторимым миром.

А Байрон — и как художник, и как личность — воплотил дух эпохи глубже и полнее, чем любой из его современников.

Обратите внимание

Есть безусловное родство между героем и автором, но есть и глубокое различие. Ирония Байрона в отношении своего персонажа, строфы, в которых отчетливо распознается авторский юмор, даже тот факт, что в последних песнях Гарольд почти исчезает из повествования, — ничто не переменило мнения, согласно которому в лице странника поэт изобразил самого себя.

Одно время читатели действительно думали, что властное и мрачное миросозерцание, которым Байрон наделил свои поэтические образы, было точным воспроизведением его собственных взглядов. Полагали даже, что все, что он рассказал, приключилось с ним самим.

Отсюда вытекали нескончаемые и малоинтересные споры. Биографы стремились то отождествить писателя с его героями, то защищали поэта от себя самого. Но Байрона-человека знал лишь один, пускай и широкий круг людей.

Байрон-поэт стал властелином дум всего культурного мира.

Отчасти это объяснимо тем, что всех глубоко поразил герой, выведенный Байроном. Он был нов и необычен. При этом, он нес в себе черты самого характерного типа, созданного временем. Невольно казалось, что Гарольд списан с совершенно конкретного лица, и лицом этим не мог быть никто иной, кроме автора.

Образ, сложившийся в воображении поэта, и реальный человек для современников Байрона, да и для потомков, слились воедино.

За всю историю английской литературы не было персонажа, который бы так свободно и, главное, с такой стремительностью шагнул со страницы книги в реальную жизнь, порождая множество подобий и подражаний.

Еще не остыло первое впечатление от байроновской поэмы, сама поэма не была окончена, а уже становилась вполне привычной фигура молодого человека, который ничему на свете не верит, томится пустотой будничности и слишком хорошо знает цену обманам любви, мечтательности, героики.

Этот молодой аристократ с какой-то болезненной напряженностью всматривался в окружающую жизнь, но не для того, чтобы разгадать, почему так тесно переплелись в ней радость и горе, благородство и низость. Побуждение его совсем другое: ему нужно вновь и вновь увериться, что в своем презрении к окружающему он прав.

Важно

Таково уж было время: оно было полно обещаниями великих перемен и свершений, которые преобразуют мир, но эти обещания так и не сбывались.

Безусловно, именно Гарольд стал главным воплощением «байронического героя», каким его воспринимали современники. Другие байроновские герои встречались читателями как вариант, интерпретация образа Гарольда.

Романтический герой — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла.

В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир.

Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы: с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой — безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.

Источник: https://cyberpedia.su/6x19b1.html

нигилизма в романе «Отцы и дети» Тургенева

Роман «Отцы и дети» был написан в 1862 году. В данном произведении автор затронул политические, философские и эстетические проблемы, ярко отобразил настоящие жизненные конфликты, раскрыл сущность идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является разночинец Евгений Базаров. 

При первой встрече Базарова с остальными героями, автор представляет нам внешний вид молодого человека.

Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и он не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства. Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров — нигилист.

Он экспериментатор, который увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук. Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:» Рафаэль гроша ломанного не стоит». не признает красоты природы:» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Совет

Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё «романтизм» или «вздор». Он считает, что любви нет, а есть только физиология или «потребности организма». 

До встречи с Одинцовой, Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов — сломать всё старое, чтобы «место расчистить», а уж строить — это не их дело.

обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей. Как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой.

Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается «физиологически»:» Это что за фигура? на остальных баб не похожа», «у нее такие плечи, каких я не видывал давно». Но по мере их близкого общения, Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне.

Одинцова старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев.

Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: «В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало».

Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:» в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

Читайте также:  Сочинение: жизнь и творчество беллы ахмадулиной

Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: «Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала». Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.

Обратите внимание

Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла, не сумев пройти испытание любовью. Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова. 

Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.

Источник: http://referatwork.ru/sochinenie_different/nigilizm_sochinenie.html

Базаров и «псевдонигилисты» в романе «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева был представлен широкому кругу читателей в 1861 году, в нелёгкое время для государства, грозящее революцией. Два основных противоборствующие лагеря, дворянские либералы и революционеры-демократы, понимали, что неизбежно наступление перемен, но первые выступали за введение реформ, а вторые — за радикальные преобразования.

Главный герой произведения Базаров выступает в роли «нового человека» в понимании Тургенева. Он обладал не слишком привлекательной внешностью, часто проявлял бесцеремонность, резкость в суждениях и категоричность в высказываниях. Но тем ни менее, наделён неординарным умом и свежими идеями.

Нельзя назвать истинным единомышленником Базарова Аркадия Кирсанова. Хоть он считает значимой дружбу с Базаровым и преимущественно определяет для себя как замечательного человека, но для Аркадия большим испытанием является максималистский напор выдвигаемых требований Базарова. Кирсанов считает для себя главными любовь и семью, а не прогрессивные идеи.

Ситников и Кукшина вызывают презрение у Базарова, но являются «нужными» для выполнения сомнительных поручений. С помощью применения такого приёма, как сатира, Тургенев описывает этих двух персонажей, делая сознательный акцент на их глупости, несобранности и распущенности.

Ситников характеризует Кукшину, как «передовую». В те времена разводы были редкостью, но Авдотья Никитична «разъехалась» с супругом. Но вот, как распорядиться своей независимостью не ведает. Беспорядочная жизнь и периодические скандалы — вот её удел.

Ситников, хоть и позиционирует себя, как человек прогрессивного ума, но тем ни менее, усиленно пытается влиться в светское общество, где его присутствие не приемлют. Нигилизм для него — просто способ надеть маску неординарности, утаить свое истинное происхождение и возможность казаться умным человеком.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Важно

Кукшина и Ситников — карикатурные образы, производящие негативное впечатление, обладающие развязными манерами и не соответствующие на самом деле тем определениям, с которыми себя ассоциируют, являясь «псевдонигилистами», постоянно подчеркивая передовые взгляды.

Но на самом деле они люди примитивного и простого мышления. Полны бутафорской неестественности эти персонажи. Этими характеристиками явно наделяет И.С. Тургенев Кукшину и Ситниками на страницах многочисленных примеров описания их слов, поведения, внешности и манер.

Само собой разумеется, что Базарову надлежит иметь единомышленников, но, по сути, они отсутствуют, так как «псевдонигилисты» не является поистине верными убеждениям, которыми лишь прикрываются, преследуя свои цели. Таким образом, можно прийти к выводу, что Базарова постигло одиночество в своих стремлениях и общественных взглядах.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/09/bazarov-i-psevdonigilisty-v-romane-ottsy-i-deti.html

Тема нигилизма в романе И.С. Тургенев «Отцы и дети» » Сочинение на EraInfo.ru

Знаковый для своего времени роман «Отцы́ и де́ти» Иван Сергеевич Тургенев пишет накануне реформы 1861 года.

Фигура главного героя Евгения Базарова, пропагандирующего идеалы бескомпромиссности, приоритет полезного над прекрасным, отсутствие благоговения перед авторитетами и старыми правдами, вызывали стремление к подражанию у молодежи того времени.<\p>

В своем романе «Отцы и дети» И.С.

Тургенев ставит ряд моральных, философских и политических проблем. Произведение поднимает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения поколений «отцов и детей», любовь и дружба, становление личности, выбор своего пути в жизни, что есть счастье.

Евгений Базаров – герой своего времени, они нигилист, открыто противостоящий «старому», что неминуемо приводит героя к конфликту внутреннему и с окружающими.

На страницах повествования Иван Тургенев вскрывает нежизнеспособность нигилистической философии.

Автор сознательно пишет картины запустения в российской крепостной деревне, эпически утверждает, что в государстве существует социальное неблагополучие, что несправедливость господствующих классов очевидна. Но вместе с тем не может он разделить и принципы базаровского мировоззрения.

Автор оставляет идейного новатора в одиночестве. Ему не с кем «драться» с «барчуками», не с кем «расчищать место», ведь его сторонники – Аркадий, Ситников и Кукшина – предают его идеалы.

После «испытания любовью», которую герой отрицал, оказывается внутренне сломленным и сам спорщик Евгений Васильевич.

Совет

вот его рассуждения о природе и искусстве: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд – «чепуха, гниль, художество».

Любовь к Анне Одинцовой низводит эти положения теории нигилиста и пробуждает в герое иные душевные качества: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Но любовь эта оказалась невзаимной, а потому трагична и обречена.

В финале герой Базарова заражается тифом, когда вскрывал труп крестьянина и погибает. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: поэтическая любовь к Одинцовой, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; сила воли, мужество, жажда жизни, труда, подвига, общественного дела.

Тургенев отчетливо показывает, что Базаров – крупная, масштабная личность, способная оказывать влияние на других, но в то же время он «лишний человек» и гибель его неминуема – его время еще не пришло, его время еще не настало.

<\p>

Источник: http://erainfo.ru/tema-nigilizma-v-romane-i-s-turgenev-otcy-i-deti/

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Образ нигилиста. Роман И. С.Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862 году и отражает глубокие социальные противоречия того времени.

Главный вопрос, который ставит писатель, — это вопрос о поло­жительном герое, о типе общественного деятеля, в котором нуж­дается Россия.

Все большую роль в социальной жизни того вре­мени играли разночинцы-демократы, отрицающие все основы госу­дарства, люди дела. Таким показан в романе Базаров. Что же он отрицает?

Прежде всего, герой отвергает все авторитеты, принятые в царс­кой России. Когда Павел Петрович Кирсанов с удивлением спра­шивает Базарова, неужели он действительно все отрицает, а не толь­ко искусство, тот с невыразимым спокойствием отвечает: «Все». Ясно, что здесь речь идет, прежде всего, о государственном устрой­стве, самодержавии, крепостном праве. Именно это делает Базаро­ва бунтарем.

Базаров также отрицает роль аристократии в жизни современ­ного общества. Он справедливо полагает, что аристократы свою роль уже сыграли, а теперь ни на какое полезное дело не способ­ны. Такие представители высшего класса, как Павел Петрович, умеют следить за своей внешностью, живя даже в деревне. Но на большее они не способны. А этого мало для самоуважения, как считает Базаров.

Главный герой романа отрицает и то отношение к простому на­роду, которое проповедуют либералы: преклонение, восхищение патриархальностью и невежеством. Гордясь своим происхождени­ем из народа («Мой дед землю пахал»), Базаров стоит за трезвое отношение к народу. Он считает, что у крестьян есть еще много предрассудков и таких черт, которые следует ненавидеть, чтобы бороться с ними.

Итак, Базаров отрицает все отжившее, тормозящее развитие России. Но нигилизм Базарова распространяется и на вечные цен­ности. Базаров отрицает красоту природы. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

С одной стороны, он утверждает деятельное, хозяйственное отношение к природе. Но в природе есть красота, а не только круговорот химических ве­ществ, как думает Базаров. Отрицает герой и искусство, считая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта».

Обратите внимание

Лю­бовь и все человеческие чувства Базаров также считает «гнилью» и «романтизмом».

Основа мировоззрения Базарова — принцип пользы, причем сугубо материальной. Все, в чем не усматривается этой пользы — отрицается. За всеми сложными проявлениями человеческого со­знания герой видит лишь физиологию и биологию. Ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все во­просы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, ис­кусства, философии.

Порывая с «барчуками проклятыми», Базаров бросает вызов непреходящим жизненным ценностям, и тем самым ставит себя в трагическую ситуацию. Любовь к Одинцовой — трагическое воз­мездие заносчивому нигилисту: она раскалывает его душу на две половины.

В нем живут и действуют два человека: один — страстно любящий, другой — отрицающий эту любовь. Тургенев пишет: «Он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Перед героем открылись две бездны: одна — за­гадка его собственной души, которая оказалась глубже, чем он пред­полагал, другая — загадка мира, который его окружает.

Итак, Тургенев показал, к каким последствиям может привести сила гнева, презрения и разрушения, если она примет нигилисти­ческие формы. Создание образа революционера-нигилиста можно считать творческим открытием писателя.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-nigilista-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию