Трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Трагедия маленького человека. К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Невским проспектом». Петербург Гоголя — это город контрастов.
Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа — это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола.
Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, на- трунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться».
Акакий Акакиевич — робкий, пришибленный нуждой человек, пеной тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год.
Это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует.
Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.
Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлёт переписывать завтра».
Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нём доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга.
Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до букв- фаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду.
Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни — новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже твёрже характером».
«Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», — доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком.
Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража,шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значительного лица»; везде он встречал или полное равнодушие или презрение и грозные окрики.
Напуганный приёмом у «значительного лица», робкий и забитой Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.
Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему.
В финале этот маленький, несмелый человек, доведённый миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство».
Вряд ли Н. В. Гоголь призывал читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.
Источник: https://www.prepodka.net/tragediya-malen-kogo-cheloveka-v-povesti-n-v-gogolya-shinel/
Трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя “Шинель”
Кто-то крикнул швейцару: “Гони! Наш не любит оборванной черни!” И захлопнулась дверь. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается “Невским проспектом”. Петербург Гоголя – это город контрастов.
Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа – это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург – город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола.
Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин – герой повести “Шинель”.
Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным.
Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин “был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”. Акакий Акакиевич – робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит “канцелярские насмешки” своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.
Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, “что-то бог пошлет переписывать завтра”. Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни – новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал “как-то живее, даже тверже характером”. “Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник”, – доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у “значительного лица”: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у “значительного лица”, робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.
Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма.
Умирая, он “сквернохульничает”, произносит самые страшные слова, следовавшие за словами “ваше превосходительство”. Вряд ли Н. В.
Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.
(No Ratings Yet)
Loading…
Мої роздуми над поемою мойсей.
Ви зараз читаєте: Трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя “Шинель”Сочинение на тему: Удачная рыбалка (2 вариант) »
Источник: https://ukr-lit.com/tragediya-malenkogo-cheloveka-v-povesti-n-v-gogolya-shinel/
17. Как раскрыта трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
Н. В. Гоголь в своей повести «Шинель» продолжил дело основоположника темы маленького человека в русской литературе, А. С. Пушкина.
В данном произведении писатель оригинально раскрывает ее, через призму сатиры показывая читателям трогательную и невероятно трагичную историю о жизни и смерти скромного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. При этом, акцентируя наше внимание на мельчайших деталях, но обобщая их в единое целое, Н. В.
Гоголь изображает не только судьбу одного маленького и неприметного человека, но и создает своеобразную панораму русской и в частности петербургской действительности с характерными ей явлениями и образами.
Изначально стоит подчеркнуть то, что условно жизнь чиновника можно разделить на два противопоставленных друг другу этапа: до и после приобретения шинели.
Акакий Акакиевич до заветной покупки – это совершенно незаметный человек.
Он не отличался выдающейся внешностью: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется геморроидальным».
Да и с именем чиновнику, мягко сказать, не повезло: родители так окрестили ребенка, что «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».
А его должность! Бышмачкин был всего лишь переписчиком да столь незначительным, что даже сторожа его департамента «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Но вся гоголевская ирония заключалась в одном очень значительном факте: герой был доволен своим положением. Да, он унижен и жалок, но находил в этом некое удовольствие.
Переписыванье было любимым делом Акакия Акакиевича, в котором «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Башмачкин был настолько счастлив в этом своем примитивном, предельно замкнутом мире букв, что не допускал в него ни одну живую душу.
Он ревностно защищал свое одинокое, но очень уютное существование от суровой реальности.
Хотя и это герой делал как-то жалко, но так проникновенно, что все внутри переворачивается от его слов: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Не только читателей, но и одного молодого чиновника эти строки заставили увидеть, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости». А вспомните явно гиперболизированные страдания Башмачкина, когда его хотели повысить! А простая просьба «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье» стала для Акакия Акакиевича целой катастрофой. Вот насколько герой привык к своей маленькой, униженной жизни!
Но вдруг судьба преподносит Башмачкину грандиозное испытание: старый капот чиновника совсем изорвался – нужна новая шинель. Покупка такой дорогой вещи – это очень тяжелое решение, которое впоследствии полностью переменило стройный порядок жизни гоголевского героя.
Заветная шинель стала для него новой целью, наполняющей жизнь ранее неведомым смыслом. Ради нее Акакий Акакиевич отказался от вечернего чая, стал экономить свет и не заниматься переписыванием на ночь.
Башмачкин заметно преобразился: «он сделался как-то живее, даже тверже характером», «исчезло само собою сомнение, нерешительность».
А когда, наконец, была дошита шинель, герой будто бы расцвел! Вспомним, как торжествующий Акакий Акакиевич шел по улицам, заново открывая их с другой стороны, ощущая себя причастным к радостной суматохе вечернего Петербурга. Он по-настоящему жил! Да, еще не умело, много не понимая, но жил! Даже в департаменте его стали уважать и звать на ужины и банкеты.
Как только герой почувствовал вкус новой, иной жизни, судьба-злодейка отбирает у чиновника источник его счастья. Вместе с шинелью у Башмачкина крадут возможность больше не возвращаться в мир переписывания.
Мужчина не согласен с таким положением дел, ища справедливости, он сталкивается со «значительным лицом», чье распеканье вмиг вернуло несчастного просителя в суровую реальность, заставило вновь почувствовать себя ничтожным человечком.
И не злость человеческая его погубила, а чин, страшная бюрократическая машина, на чьей совести лежит не один десяток искалеченных людских душ! Ведь «значительное лицо» был прекрасным семьянином и товарищем, но вдруг получив власть, он решает, что имеет право грубить ни в чем не повинному человеку.
Совершенно раздавленный Акакий Акакиевич, который не смог вынести такой жестокости, умирает, забытый всем миром. Вот она, трагедия маленького человека!
Отрадно лишь то, что в финале произведения Гоголь предоставляет своему герою возможность отомстить.
Униженный и раздавленный Акакий Акакиевич возвращается в город в образе мертвеца, который срывал с прохожих шинели, пока не добрался до своего обидчика.
И тут возникает интересный парадокс: маленький человек, не замеченный окружающими при жизни, после смерти становится грозным мстителем, наводящим страх на горожан, заставляющим их увидеть свои недостатки.
Таким образом, Н. В. Гоголь раскрывает трагедию маленького человека, одновременно едко иронизируя над своим героем и проявляя глубокое авторское сочувствие к нему, даря Башмачкину истинное счастье и тут же отбирая его, и, наконец, сталкивая жалкого Акакия Акакиевича с бездушным представителем государства.
Ксюша
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/ege/zadanie-17/2714-17-kak-raskryta-tragediya-malenkogo-cheloveka-v-povesti-n-v-gogolya-shinel
Трагедия “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”
Гоголю многим обязаны те, кто
Нуждается в защите.
Н. Чернышевский
На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М.
Достоевского о современной русской литературе: “Все мы вышли из гоголевской шинели”, ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба “маленького человека”.
Одним из первых Гоголь с необычайной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как кажется с первого взгляда, смешных людях, призывая обратить на них внимание, стараясь вызвать сочувствие, понимание, жалость.
С глубоким чувством сострадания писатель рассказывает нам о жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя повести “Шинель”, показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому маленькому человеку”.
Во многом отношение к Башмачкину товарищей по работе связано было с его неумением постоять за себя, робостью, а также с тем, что на протяжении многих лет в департаменте он, получая довольно скудное жалованье, исполнял одну должность – чиновник для письма.
Сослуживцы, даже совсем молодые, не уважали его, смеялись, “острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия”, всячески издевались над Акакием Акакиевичем: оскорбляли, сыпали на голову бумажки.
Не умея ответить обидчикам, Башмачкин все сносил терпеливо, потому что его мысли и чувства были отданы работе.
Не умея ничего, кроме переписывания документов, Акакий Акакиевич трудился “с любовью”, у него даже были собственные любимые буквы.
Несомненно, перед нами в это образе предстает ограниченная личность, потому что Башмачкин вел скучную и неинтересную жизнь : он не позволял себе никаких развлечений, не обращал внимания на еду, у него не было других интересов, кроме переписывания, и все мысли – о ровных строчках.
Но ведь личность формируется не только на основе тех внутренних задатков и способностей, которые даны человеку от рождения, но и в процессе взаимодействия с обществом. Социум зачастую жесток и несправедлив по отношению к “маленькому человеку”.
Искаженные моральные нормы, ложные ценности являются причиной того, что мир принадлежит богатым и именитым, а честные, порядочные, талантливые люди вынуждены прозябать в безвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружающих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха.
Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в, привычку вошло не только принимать и провожать, но и относится к человеку “по одежке”.
Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, освоении неизвестного, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других. Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.
Впоследствии многие писатели обратили свое внимание на “маленького человека”, сделав его героем своих произведений. Но именно благодаря Н. В. Гоголю читатель впервые услышал тихий жалобный голос, в котором звучит отчаяние и безнадежность: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”
Трагедия “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”
Источник: https://home-task.com/tragediya-malenkogo-cheloveka-v-povesti-n-v-gogolya-shinel/
Сочинение на тему «трагедия «маленького человека» Н.В. Гоголь «Шинель»»
Тема: трагедия «маленького человека»
Н.В. Гоголь «Шинель»
О маленьком человеке с любовью
Каждый раз, когда в литературном произведении на первый план выходят герои, не имеющие богатств, занимающие в обществе скромное место, их называют «маленькими». Иногда это обидно и несправедливо по отношению к хорошим людям с большой душой. Да, они не занимают высоких постов, но по праву занимают свое место, дарованное им Богом. И решать: кто кого больше или меньше – только ему.
Относящаяся к петербургскому циклу гоголевская «Шинель» как раз об одном таком хорошем человеке. Это произведение особняком стоит среди повестей Н.
Гоголя, совершенно по-иному, с любовью, с добрым юмором автор рассказывает нам о жизни вечного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина (чувствуете, и фамилия от слова «башмачок», а не от «башмака»).
<\p>
Башмачкин – идеальный работник, он четко знает свое место и радуется ему, трезво оценивает свои способности и лишен напрочь такого порока, как немотивированное честолюбие.
Его занятие в канцелярии заключается в переписывании бумаг, и делает он это самозабвенно, даже творчески, но не для того, чтобы кому-то угодить, а по велению сердца. Переписывание бумаг он превратил в свой особый, эмоциональный мир – ему нравилось общаться с буквами, наделяя их характером и чувствами.
Гоголь изображает Акакия Акакиевича большим ребенком, кротким и послушным, поведение которого проникнуто христианством: кажется, не было ни одной заповеди, какую бы хоть на малость нарушил Башмачкин.
Он спокойно принимал все насмешки над собой от молодых чиновником, но, когда они переходили границы дозволенного, тихо просил не обижать его.
Однажды эта тихая просьба тихого человека возымела большое действие над одним из молодых сослуживцев, и потом спустя многие годы, во время необходимости остановить свой характер вспоминался тому Акакий Акакиевич, его маленькая лысинка и его жалостливые слова с просьбой не обижать.
Все превратности жизни Башмачкин сносил стойко и терпеливо. Жил он исключительно на заработанные деньги. Да вот беда: старая шинель, которую все давно называли капотом, совсем прохудилась и починке не подлежала.
И Акакий Акакиевич решился на подвиг аскетизма ради пошива новой шинели. В общем-то, другого пути, кроме экономии, он не видел для себя (и это не вина его), и потому месяцы рубль к рублю он складывал для обновы.
Когда же этот торжественный день настал, радость Башмачкина была неописуемой. Так радоваться могут только чистые душой дети. Но именно в этот день, Акакий Акакиевич отступил от своих принципов: меньше работал, больше разговаривал, возвращаясь домой глазел по сторонам, и в довершении всего полностью нарушил свой режим, пойдя вечером в гости.
Ведь и не хотел, ведь и говорить-то ему с ними было не о чем, но возможность выгулять лишний раз свою замечательную шинель, победила. Отступил раз – второй раз не за горами. Окунувшийся в какие-то несвойственные ему ощущения Башмачкин забылся, возгордился, выпил в гостях пару бокалов шампанского и… по пути домой навсегда расстался с шинелью.
Ограбление Акакия Акакиевича неизвестными бандитами ужасно для бедного советника, но не менее трагично оно воспринимается и читателем, ведь и он вместе с героем шаг за шагом шел к желанной цели, да еще какою ценою – и в один момент все рушится.
Горе одинаково приходит и к богатому, и к бедному, и слезы, что у богатых, что у бедных одинаковые, соленые. Вот только громадная государственная машина, призванная помогать всем гражданам, бедняков не видит совсем.
Это она придумала простому человеку мерку «маленький», а потому из века в век не замечает его с высоты своего положения.
Не нашел защиты у государственных чиновников и Башмачкин: услышал он только ругательные слова в свой адрес да увидел непроницаемое равнодушие.
Акакий Акакиевич от простуды и несправедливости умирает. Но перед смертью вся сущность его вдруг начинает бунтовать против такой несправедливости. В бреду он ругается на «значительное лицо», не взирая на генеральский чин того, видимо, таким образом отстаивая право на равенство между людьми.
Но это не конец повести – продолжается она уже в фантастическом ракурсе. Пошли слухи, что Башмачкин по ночам встает из могилы и грабит прохожих, снимая с них шинели, любые, без разбору.
И однажды под руку возмездия попадается то самое значительное лицо генеральского чина. Генерал так же, как и Башмачкин в день своего долгожданного праздника, возвращался от друзей, так же у него было выпито шампанского, и он находился в хорошем расположении духа.
Появившийся злой призрак Акакия Акакиевича навел ужас на генерала, и тот безропотно отдает свою богатую шинель. Это событие возымело определенное душевное воздействие на государственного чиновника.
Но только, что для него потеря какой-то шинели?! Он может их позволить себе сколько душе угодно.
Расценивать концовку «Шинели» можно и так и сяк. Можно видеть в ней великое прорицание очередного народного бунта, а можно заметить и призыв к религиозной нравственности. Последнее вероятнее, потому что никаким бунтом справедливости, как показала история, не достичь. На место одних слепых и глухих государство водружает других.<\p>
Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-tragediya-malenkogo-cheloveka-n-v-gogol-shinel/
Трагедия «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Гоголю многим обязаны те, кто
нуждается в защите.
Н. Чернышевский
На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М.
Достоевского о современной русской литературе: «Все мы вышли из гоголевской шинели», ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба «маленького человека».
Одним из первых Гоголь с необычайной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как кажется с первого взгляда, смешных людях, призывая обратить на них внимание, стараясь вызвать сочувствие, понимание, жалость.
С глубоким чувством сострадания писатель рассказывает нам о жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя повести «Шинель», показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому маленькому человеку».
Во многом отношение к Башмачкину товарищей по работе связано было с его неумением постоять за себя, робостью, а также с тем, что на протяжении многих лет в департаменте он, получая довольно скудное жалованье, исполнял одну должность — чиновник для письма.
Сослуживцы, даже совсем молодые, не уважали его, смеялись, «острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия», всячески издевались над Акакием Акакиевичем: оскорбляли, сыпали на голову бумажки.
Не умея ответить обидчикам, Башмачкин все сносил терпеливо, потому что его мысли и чувства были отданы работе. Материал с сайта //iEssay.ru
Не умея ничего, кроме переписывания документов, Акакий Акакиевич трудился «с любовью», у него даже были собственные любимые буквы.
Несомненно, перед нами в это образе предстает ограниченная личность, потому что Башмачкин вел скучную и неинтересную жизнь (которая, кстати, его вполне удовлетворяла): он не позволял себе никаких развлечений, не обращал внимания на еду, у него не было других интересов, кроме переписывания, и все мысли — о ровных строчках.
Но ведь личность формируется не только на основе тех внутренних задатков и способностей, которые даны человеку от рождения, но и в процессе взаимодействия с обществом. Социум зачастую жесток и несправедлив по отношению к «маленькому человеку».
Искаженные моральные нормы, ложные ценности являются причиной того, что мир принадлежит богатым и именитым, а честные, порядочные, талантливые люди вынуждены прозябать в безвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружающих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха.
Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в, привычку вошло не только принимать и провожать, но и относится к человеку «по одежке».
Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, освоении неизвестного, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других. Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.
Впоследствии многие писатели обратили свое внимание на «маленького человека», сделав его героем своих произведений. Но именно благодаря Н. В. Гоголю читатель впервые услышал тихий жалобный голос, в котором звучит отчаяние и безнадежность: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
На этой странице материал по темам:
- сострадание гоголь шинель
- тема маленького человека в повести шинель
- трагедия маленького человека повести шинель
- трагедия маленького человека
- трагедия маленького человека в повести гоголя шинель
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gogol/sochineniya/shinel/tragediya-malenkogo-cheloveka-v-povesti-n.-v.-gogolya-shinel
Ответы@Mail.Ru: Тема “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”. пожалуйста краткий ответ) много писать не надо)
Кратко, так кратко. Тема меленького человека в данном произведении выражается в том, что вырваться из мира маленьких людей просто невозможно. В ходе повести, рассказывается про человека, Аркадия Аркадиеввича. Он работал советником в Петербурге, роль его была мизерной, но он любил рутиную работу, делал все кропотлво.
Над ним многие смеялись. Ходил он в старых вещах, жил бедно. Однажды он заметил, что его старая шинель окончально прохудилась. Когда он принес шинель портному, то тот отказался ее штопать.. . и сказал, что нужно шить новую. Аркадий Аркадьевич экономил на всем, деже отказался от вечернего чаепития. Но накопил на новую шенель. Она была шикарна.
Как только она была готова, он отправился в ней на работу. После он поехал в гости на имменины. Возвращаясь поздно вечером, на него напали и забрали шинель. На следующий день он пошел на работу в старой шинели. Погода в Петербугре была холобной, ветренной. Он сильно простыл.
Поправится потом он уже не смог и через несколько дней умер.
Гоголь раскрывает тему маленького человека таким образом, что у человека есть мечты, он к ним стремится. Но это только мечты и они не сбыточны. Если кто-то идет против этой системы, то система возвращает его назад. Для Аркадия Аркадьевича шинель была мечтой, чем-то сложно достижимым.
И когда ее у него отобрали, то смысла его дальнейшей жизни он не видел.
<\p>
Трагедия “маленького человека”, о которой смело и открыто одним из первых заговорил Гоголь, заключается в том, что уважительное отношение к людям в обществе диктуется не духовными качествами человека, не умом и образованностью, а его положением в социальной иерархической лестнице.
С одной стороны, человек мал в социальном плане, если его место мало заметно или незаметно . С другой стороны, он мал в плане своих человеческих притязаний и в духовной жизни, если они сужены до крайностей, обеднены и ограничены запретами.
Акакий Акакиевич Башмачкин, малозаметный, жалкий и смешной, на первый взгляд, “маленький человек”, пребывающий лишь в своём узком и замкнутом круге интересов, испытывает несправедливое и даже деспотичное отношение людей к себе. Через мысль одного молодого коллеги Башмачкина (“как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости”), как реакции на реплику главного героя “оставьте меня, зачем вы меня обижаете? “, Гоголь заостряет внимание на причинах такого безжалостного отношения общества к “маленьким людям”.
как вы текст читали? его не Аркадий аркадьевич зовут, а акакий акакиевич, и он не купил новую шинель, а залатал у петровича
да ЕГО зову Акакий Акакиевич, но новую шинель он всё же купил
вообщето он купил у Петровича шинель
Многие русские писатели говорили в своих произведениях о проблеме человеческого достоинства. Ярким примером является повесть Н. В. Гоголя «Шинель».
Жизнь главного героя Акакия Акакиевича состояла из однообразных дней, в течение которых людям не было дела до титулярного советника. С мнением чиновника Башмачкина никто не считался, будто бы этот герой и вовсе не существовал.
Сам же Акакий Акакиевич не стремился это исправить.
Так же, как Гоголь, А. С. Пушкин в своей повести …
Продолжение читай здесь https://www.kritika24.ru/page.php?id=8553 🙂
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого «маленького человека». Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли имя отца: Акакий – переписали, получилось: Акакий Акакиевич.
Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник из департамента – бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу с морщинами по обеим сторонам щек».
Акакий Акакиевич – маленький, сморщенный человечек, чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек. У него и слов нет, чтобы заявить о себе: герой высказывается обычно предлогами и частицами, не имеющими никакого значения.
Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Башмачкина окружают молодые чиновники, которые подсмеиваются над ним. Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на него как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха».
В ответ на оскорбления он отвечает лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышится что-то вызывающее жалость. Я думаю, что Акакий Акакиевич Башмачкин из комического героя превращается в драматического. Не должно быть так, чтобы шинель заменяла жизнь человека.
Подчеркивая типичность «маленького человека» Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, его место просто занял другой чиновник. Таким образом, Гоголь одним из первых обратил внимание на судьбу «маленького человека». Он наглядно показал, что современное ему общество равнодушно к тем своим членам, которые не принадлежат к высшему сословию.
И все же писатель показал в развязке, что и «маленький человек», доведенный до отчаяния, способен противостоять против жестокости и несправедливости сильных мира сего. И хотя человек жалкий, ничтожный, с узким кругозором, мне все же жаль его.
Тема меленького человека в данном произведении выражается в том, что вырваться из мира маленьких людей просто невозможно. В ходе повести, рассказывается про человека, Аркадия Аркадиеввича. Он работал советником в Петербурге, роль его была мизерной, но он любил рутиную работу, делал все кропотлво. Над ним многие смеялись.
Ходил он в старых вещах, жил бедно. Однажды он заметил, что его старая шинель окончально прохудилась. Когда он принес шинель портному, то тот отказался ее штопать.. .и сказал, что нужно шить новую. Аркадий Аркадьевич экономил на всем, деже отказался от вечернего чаепития. Но накопил на новую шенель. Она была шикарна.
Как только она была готова, он отправился в ней на работу. После он поехал в гости на имменины. Возвращаясь поздно вечером, на него напали и забрали шинель. На следующий день он пошел на работу в старой шинели. Погода в Петербугре была холобной, ветренной. Он сильно простыл.
Поправится потом он уже не смог и через несколько дней умер.
Гоголь раскрывает тему маленького человека таким образом, что у человека есть мечты, он к ним стремится. Но это только мечты и они не сбыточны. Если кто-то идет против этой системы, то система возвращает его назад. Для Аркадия Аркадьевича шинель была мечтой, чем-то сложно достижимым.
И когда ее у него отобрали, то смысла его дальнейшей жизни он не видел.
https://www.kritika24.ru/page.php?id=28605
Вах, как много ответов, но много сочинений не бывает, so
. . https://www.kritika24.ru/page.php?id=16127
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/60792953
Трагедия “маленького человека” в повести “Шинель”
Автор: Гоголь Н.В.
Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»? Почему бессмертны творения Гоголя, его сатира, соединяющая в себе комическое и трагическое, наполненная доброй, сочувствующей улыбкой и негодованием, скрытым под маской иронии? Вероятно, потому, что Гоголь, останавливая свой взгляд на мельчайших деталях, делает широкое обобщение, изображая судьбу совершенно незаметного человека, создает своеобразный портрет России, а может быть, и модель целого мира.
О подобном маленьком человеке написана и его повесть «Шинель».
Акакий Акакиевич — «чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется геморроидальным».
Во внешности героя нет ни одной яркой детали, он незаметен, в нем все «несколько», словно чего-то не хватает для полного портрета. И с именем ему не повезло, словно с самого момента крещения он был обречен на жалкое существование.
«Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». И в должности, которую он занимает, есть что-то унизительное, вторичное. Он не творец, а всего-навсего переписчик.
Изображая своего героя, Гоголь постоянно иронизирует над ним; герой не просто унижен, он жалок, ибо в своем униженном положении даже находит какое-то необъяснимое удовольствие.
«Вряд ли можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Этот «приятный мир» и есть внутренний мир героя, примитивный, предельно замкнутый.
Его никогда нельзя встретить на вечерах или в театре, или просто прогуливающимся по улицам, или играющим в карты с товарищами. У него нет ни друзей, ни семьи, ни привязанностей. Из всех развлечений он оставил себе только одно — переписыванье. Просто так. Для себя.
Акакий Акакиевич отгораживается от реальности буквами, среди которых «у него были фавориты», и не замечает вмешательства внешнего мира, только лишь изредка просит не обижать его, но зато подобные просьбы его могут перевернуть взгляд на мир другого человека («…
и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости…»).
Так рядом с едкой иронией появляется глубокое авторское сочувствие, ибо, иронизируя над убожеством духовного мира своего героя, автор ни на минуту не забывает, что перед ним человек, получивший от природы равные с другими права.
«Что-то бог пошлет переписывать завтра?» — думает герой каждый вечер, отходя ко сну с блаженной улыбкой. Переписыванье стало для него хлебом насущным, и средством, и целью его существования, смыслом его жизни.
Акакий Акакиевич настолько слился с этим миром, что даже ничтожное изменение в должности могло стать для него катастрофой (Гоголь явно гиперболизирует страдания Башмачкина от необходимости «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье»: «он вспотел совершенно, тер лоб…»).
В мире «переписыванья» свои законы, свои пропорции, свои представления о большом и малом, о значительном и мелком. Новая шинель по законам этого мира оказывается грандиозным, почти фантастическим событием. Словно открылась какая-то форточка и в крошечный мирок героя влетел вихрь, разбросавший все его бумаги, перепутавший все буквы.
За мужественным решением сшить шинель последовала полная перемена внешней жизни — отказ от чая до вечерам, экономия света, попытки ходить на цыпочках, чтобы не сносить раньше времени подметок и пр. Шинель стала его целью, его Идеей. Она наполнила его жизнь новым, ранее неведомым смыслом. Он жил мыслью о ней, как раньше жил мыслью о завтрашнем переписывании.
«Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»
Долгожданный день наступил — шинель готова. Акакий Акакиевич достиг своей вершины. Впервые в жизни в тот вечер он ничего не писал — в его жизни произошел переворот.
Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился.
Он «даже побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою» — чувства, о которых герой даже не подозревал, словно решили «попробовать голос». Он жил.
И вдруг — шинели не стало. Кража ее для Акакия Акакиевича равноценна потере жизни. У него украли жизнь, но энергия, которой успела напитать его шинель, еще позволила ему попробовать отстоять ее. Он даже решился пойти к частному приставу и четырежды добивался у него аудиенции. Но на пути маленького чиновника встает «значительное лицо».
Его грозный окрик, сопровождаемый топаньем ногою, сломил несчастного просителя. Акакий Акакиевич был вновь загнан в рамки его «переписыванья». Но он уже привык к своей новой Идее, к своему новому миру и не может вернуться к прежнему состоянию. Он узнал, что значит жить по-иному, и отбирать эту возможность у него — жестоко.
Вот этой жестокости, этого крушения всех надежд и не вынес Акакий Акакиевич Башмачкин.
Так, может быть, в гибели героя виновен просто жестокий человек? Нет, «значительное лицо» изображен Гоголем отнюдь не как бездушный злодей. Он прекрасный семьянин, хороший товарищ, человек, не лишенный сочувствия, и вообще, как пишет автор, «человек очень порядочный».
Не человек, а чин раздавил Акакия Акакиевича. Еще недавно «незначительное, лицо», став «значительным», внезапно получает власть и решает, что имеет право поворотить вселенную.
Этот герой — своего рода символ безликой, бесчеловечной власти государства, его чудовищной бюрократической машины, калечащей души и маленьких, и больших людей.
Акакий Акакиевич не может противостоять этой машине, но не может уже и мириться. И он умирает, забытый всеми.
В финале «Шинели», как это часто бывает у Гоголя, реалистическая достоверность сливается с фантастикой, гротеском: по городу поползли слухи о мертвеце, который в поисках украденной у него шинели срывал шинели со всех встречных, не разбирая, чина и звания, пока не добрался до «значительного лица».
Неприметный чиновник, униженный и раздавленный государством, потеряв все, превращается в грозную опасность для этого государства. И, несмотря на то, что в последней сцене повесть как бы входит в мир более обычных представлений и фактов, мы воспринимаем ее как игру с реальностью.
Незамеченный при жизни, после смерти герой добивается «всеобщего признания». Появление призрака не только наводит страх, но и заставляет людей заглянуть в свои собственные души, что-то кардинально меняет в их жизни.
Даже «значительное лицо» стал гораздо реже говорить подчиненным: «Как вы смеете,понимаете ли, кто перед вами?»
«Маленький человек» с его маленьким внутренним миром может вызвать иронию, сочувствие или жалость. Он не ощущает своего ничтожества, так как его примитивные стремления вполне соответствуют его жалкому положению.
Но «маленький человек», однажды почувствовавший себя большим, а затем снова загнанный в узкие рамки, становится фигурой поистине трагической, ибо не хочет мириться со своим униженным положением, но и противопоставить враждебному миру значительных лиц ничего не может.
Однако Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность для общества таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, плебейская гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба.
Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как мир глубоко трагический по своей сути.
Источник: https://znakka4estva.ru/dokumenty/literatura-russkiy-yazyk/tragediya-quot-malenkogo-cheloveka-quot-v-povesti-quot-shinel-quot/
Трагедия маленького человека в повести н. в. гоголя «шинель», – сочинения по литературе
Читайте также:
краткий пересказ повести ШИНЕЛЬ краткое содержание
ТРАГЕДИЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»<\p>
Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Н. А. Некрасов.
Размышления у парадного подъезда
К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Нев ским проспектом». Петербург Гоголя — это город контрастов.
Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа — это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола.
Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным.
Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие по хвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться». Акакий Акакиевич — робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.
Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлет переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга.
Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни — новая шинель.
Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», — доброжелательно иронизирует над ним Гоголь.
Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни.
Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значительного лица»: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у «значительного лица», робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.
Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Вряд ли Н. В. Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.<\p>
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/tragediya-malenkogo-cheloveka-v-povesti-n-v-gogolya-shinel/
Трагедия
Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»? Почему бессмертны творения Гоголя, его сатира, соединяющая в себе комическое и трагическое, наполненная доброй, сочувствующей улыбкой и негодованием, скрытым под маской иронии? Вероятно, потому, что Гоголь, останавливая свой взгляд на мельчайших деталях, делает широкое обобщение, изображая судьбу совершенно незаметного человека, создает своеобразный портрет России, а может быть, и модель целого мира. О подобном маленьком человеке написана и его повесть «Шинель». Акакий Акакиевич — «чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется геморроидальным». Во внешности героя нет ни одной яркой детали, он незаметен, в нем все «несколько», словно чего-то не хватает для полного портрета. И с именем ему не повезло, словно с самого момента крещения он был обречен на жалкое существование. «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». И в должности, которую он занимает, есть что-то унизительное, вторичное. Он не творец, а всего-навсего переписчик. Изображая своего героя, Гоголь постоянно иронизирует над ним; герой не просто унижен, он жалок, ибо в своем униженном положении даже находит какое-то необъяснимое удовольствие. «Вряд ли можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Этот «приятный мир» и есть внутренний мир героя, примитивный, предельно замкнутый. Его никогда нельзя встретить на вечерах или в театре, или просто прогуливающимся по улицам, или играющим в карты с товарищами. У него нет ни друзей, ни семьи, ни привязанностей. Из всех развлечений он оставил себе только одно — переписыванье. Просто так. Для себя. Акакий Акакиевич отгораживается от реальности буквами, среди которых «у него были фавориты», и не замечает вмешательства внешнего мира, только лишь изредка просит не обижать его, но зато подобные просьбы его могут перевернуть взгляд на мир другого человека («…и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости…»). Так рядом с едкой иронией появляется глубокое авторское сочувствие, ибо, иронизируя над убожеством духовного мира своего героя, автор ни на минуту не забывает, что перед ним человек, получивший от природы равные с другими права. «Что-то бог пошлет переписывать завтра?» — думает герой каждый вечер, отходя ко сну с блаженной улыбкой. Переписыванье стало для него хлебом насущным, и средством, и целью его существования, смыслом его жизни. Акакий Акакиевич настолько слился с этим миром, что даже ничтожное изменение в должности могло стать для него катастрофой (Гоголь явно гиперболизирует страдания Башмачкина от необходимости «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье»: «он вспотел совершенно, тер лоб…»). В мире «переписыванья» свои законы, свои пропорции, свои представления о большом и малом, о значительном и мелком. Новая шинель по законам этого мира оказывается грандиозным, почти фантастическим событием. Словно открылась какая-то форточка и в крошечный мирок героя влетел вихрь, разбросавший все его бумаги, перепутавший все буквы. За мужественным решением сшить шинель последовала полная перемена внешней жизни — отказ от чая до вечерам, экономия света, попытки ходить на цыпочках, чтобы не сносить раньше времени подметок и пр. Шинель стала его целью, его Идеей. Она наполнила его жизнь новым, ранее неведомым смыслом. Он жил мыслью о ней, как раньше жил мыслью о завтрашнем переписывании. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Долгожданный день наступил — шинель готова. Акакий Акакиевич достиг своей вершины. Впервые в жизни в тот вечер он ничего не писал — в его жизни произошел переворот. Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился. Он «даже побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою» — чувства, о которых герой даже не подозревал, словно решили «попробовать голос». Он жил. И вдруг — шинели не стало. Кража ее для Акакия Акакиевича равноценна потере жизни. У него украли жизнь, но энергия, которой успела напитать его шинель, еще позволила ему попробовать отстоять ее. Он даже решился пойти к частному приставу и четырежды добивался у него аудиенции. Но на пути маленького чиновника встает «значительное лицо». Его грозный окрик, сопровождаемый топаньем ногою, сломил несчастного просителя. Акакий Акакиевич был вновь загнан в рамки его «переписыванья». Но он уже привык к своей новой Идее, к своему новому миру и не может вернуться к прежнему состоянию. Он узнал, что значит жить по-иному, и отбирать эту возможность у него — жестоко. Вот этой жестокости, этого крушения всех надежд и не вынес Акакий Акакиевич Башмачкин. Так, может быть, в гибели героя виновен просто жестокий человек? Нет, «значительное лицо» изображен Гоголем отнюдь не как бездушный злодей. Он прекрасный семьянин, хороший товарищ, человек, не лишенный сочувствия, и вообще, как пишет автор, «человек очень порядочный». Не человек, а чин раздавил Акакия Акакиевича. Еще недавно «незначительное, лицо», став «значительным», внезапно получает власть и решает, что имеет право поворотить вселенную. Этот герой — своего рода символ безликой, бесчеловечной власти государства, его чудовищной бюрократической машины, калечащей души и маленьких, и больших людей. Акакий Акакиевич не может противостоять этой машине, но не может уже и мириться. И он умирает, забытый всеми. В финале «Шинели», как это часто бывает у Гоголя, реалистическая достоверность сливается с фантастикой, гротеском: по городу поползли слухи о мертвеце, который в поисках украденной у него шинели срывал шинели со всех встречных, не разбирая, чина и звания, пока не добрался до «значительного лица». Неприметный чиновник, униженный и раздавленный государством, потеряв все, превращается в грозную опасность для этого государства. И, несмотря на то, что в последней сцене повесть как бы входит в мир более обычных представлений и фактов, мы воспринимаем ее как игру с реальностью. Незамеченный при жизни, после смерти герой добивается «всеобщего признания». Появление призрака не только наводит страх, но и заставляет людей заглянуть в свои собственные души, что-то кардинально меняет в их жизни. Даже «значительное лицо» стал гораздо реже говорить подчиненным: «Как вы смеете,понимаете ли, кто перед вами?»
«Маленький человек» с его маленьким внутренним миром может вызвать иронию, сочувствие или жалость. Он не ощущает своего ничтожества, так как его примитивные стремления вполне соответствуют его жалкому положению. Но «маленький человек», однажды почувствовавший себя большим, а затем снова загнанный в узкие рамки, становится фигурой поистине трагической, ибо не хочет мириться со своим униженным положением, но и противопоставить враждебному миру значительных лиц ничего не может. Однако Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность для общества таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, плебейская гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как мир глубоко трагический по своей сути.<\p>
Трагедия “маленького человека” в повести “Шинель”
Гоголь Н.В.
Стр. 1
Трагедия “маленького человека” в повести “Шинель”
Гоголь Н.В.
Стр. 2
Трагедия “маленького человека” в повести “Шинель”
Гоголь Н.В.
Стр. 3
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/tragediya-malenkogo-cheloveka-v-povesti-shinel