Образ матрёны в рассказе «матрёнин двор» (а. солженицын)

Матрена в рассказе “Матренин двор” Солженицына: образ и характеристика, описание внешности и характера, портрет

Матрена. Рассказ “Матренин двор”.
Художник В. Бритвин

Матрена в рассказе “Матренин двор” Солженицына является главной героиней произведения.

 
В этой статье представлен цитатный портрет, образ и характеристика Матрены в рассказе “Матренин двор”, описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Полное имя героини – Матрена Васильевна Григорьева:

“…Так и поселился я у Матрены Васильевны…”
“…Товарищ Григорьева? Надо будет помочь колхозу!..”

Возраст Матрены – около 60 лет:

“…жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти…”

Матрена – простая деревенская женщина:

“…Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса…”
“…накрытая неопределенным темным тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека…”

Матрена – одинокая вдова: 

“…по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать…” “…Была она одинокая кругом…” “…живет она одна и никто ей не помогает…” “…мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны…”

Матрена живет в деревне Тальново где-то в средней полосе России:

“…И я попросил мою новую знакомую отвести меня после базара в Тальново и подыскать избу, где бы стать мне квартирантом…”

Внешность Матрены:

“…кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее…”
“…Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены…”
“…от морщин, от будничного небрежного наряда…”
“…обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала…”
“…Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица…”
“…Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой…”
“…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…” (о лице Матрены)
“…разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе…”
“…Заказала себе Матрена скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели Деревенский портной-горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрена не нашивала…” (Матрена шьет новое пальто, когда наконец получает пенсию)
“…Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах…”

Матрена – больная женщина. У нее случаются приступы какой-то болезни: 
“…врывалась временами тяжелая немочь, Матрена валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти Сама Матрена не пила, не ела и не просила ничего…”
“…она была больна, но не считалась инвалидом…” “…недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею…”

Матрена – бедная женщина. Только к концу жизни у нее появляется пенсия: 

“…с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили…” “…год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало…” “…Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня…”

Матрена живет в старом скромном доме: 

“…Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша…”

Матрена – сердечная и простая женщина:
“…И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала…”

Матрена – общительная женщина:
“…схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный…”

Матрена – праведная душа:

“…Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша…”

Матрена – безгрешная душа: 
“…Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила…”

Матрена – деликатная, воспитанная женщина:

“…Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?..”

Матрена – совестливый человек. Она в ладах со своей совестью:

“…У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей…”

Матрена не гонится за деньгами и имуществом:

“…за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила…”
“…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…”
“…Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…”

“…она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…”

Матрена – вежливая женщина: 
“…тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь…”
“…Мне почти не слышались ее утренние хлопоты…”

Матрена – доброжелательная женщина: 

“…И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках…”

Матрена – нежадная женщина: 

“…избу бы не жалко, живите…”
“…Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда…”

Матрена – отзывчивая женщина. Она помогает людям бесплатно:

“…глупая, помогала чужим людям бесплатно…”
“…по-глупому работающая на других бесплатно…”
“…Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
— Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать…”

Матрена – независтливая женщина:

“…еще говорила без тени зависти:
— Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!..”

Матрена – бескорыстная женщина. Она не берет денег за свою помощь:

“…— Что ж, платили вы ей? — приходилось мне потом спрашивать.
— Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь…”

Матрена – трудолюбивая женщина. Труд помогает ей забыть о бедах:

“…Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес…”
“…Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда…”

Матрена встает рано – в 4-5 утра:

“…Матрена вставала в четыре-пять утра…”

Матрена держит кошку, которую подобрала из жалости: 

“…Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы…”
“…Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась…”

Матрена любит комнатные цветы – фикусы: 

“…оттесняя от света любимые Матренины фикусы…”
“…была уставлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…”
“…И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила…”

Матрена держит козу: 

“…ходила доить козу (все животы ее были — одна эта грязно-белая криворогая коза)..” “…раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы…”

У Матрены есть огород, где она выращивает картошку:

“…Крупной же картошки огород ее песчаный, с довоенных лет не удобренный и всегда засаживаемый картошкой, картошкой и картошкой, — крупной не давал…” “…Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором…”

Матрена всегда чем-то занята:

“…я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят…”

Матрена – верующая, но суеверная женщина:

“…Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия Сколько жил я у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» Может быть, она и молилась, но не показно…”

Матрена боится пожаров, молний и поездов:

“…Но отнюдь не была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то — поезда…”

Матрене нравятся романсы Глинки, но не нравятся песни Шаляпина:
“…Передавали как-то концерт из романсов Глинки. И вдруг после пятка камерных романсов Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах:
— А вот это — по-нашему… — прошептала она…”

У Матрены есть близкая подруга Маша:
“…В такие дни Маша, близкая подруга Матрены с самых молодых годков, приходила обихаживать козу да топить печь…”
“…ее полувековая подруга, единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне…”

У Матрены есть три родные сестры:

“…с тремя Матрениными родными сестрами, звавшими Матрену как старшую — лёлька или нянька…”
Это был цитатный образ и характеристика Матрены в рассказе “Матренин двор” Солженицына, цитатный портрет, описание внешности и характера героини.

Смотрите: Все материалы по рассказу “Матренин двор”

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/Matrena-Matrenin-dvor-Solzhenicyn-obraz-harakteristika.html

Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор»

Мало кого из читателей может оставить равнодушным образ Матрены в рассказе Солженицына «Матренин двор».

К этому персонажу прикипаешь сердцем еще больше, когда узнаешь, что женщина из произведения – не плод фантазии писателя, а реальный человек, проживавший на территории Вологодской области.

Рассказ является автобиографическим. Солженицын взял за основу реальные события при его написании.

Обратите внимание

Итак, Матрена, кто же она? Это обычная русская крестьянка с судьбой, которую, к сожалению, разделили миллионы женщин в нашем отечестве. Росла в период послереволюционных лишений.

Молодость Матрены припала на Великую Отечественную войну. На фронт ушел человек, которого любила героиня – Фаддей. И пропал без вести. Матрена долго ждала его, но в итоге вышла замуж за брата своего жениха – Ефима.

Но и этого мужчину отняла у нее война. Ефим погиб.

Мало счастья досталось Матрене в жизни. Дети ее от Ефима умерли один за другим. Вернувшийся из плена Фаддей, не простил бывшую невесту. И практически всю жизнь женщина провела одна в огромном доме, строившемся когда-то для большой семьи.

На момент знакомства с Матреной автора ей было 60 лет. Желтое лицо, изможденное болезнью тело, натруженные руки… Такой описывает Солженицын эту женщину, приютившую главного героя в своем доме, рассыпающемся от времени и от тоски по крепкой мужской руке.<\p>

У Матрены чистая, светлая душа.

Она заботится о своем постояльце, как умеет. Труд – это все, что знает женщина. Свои горести и несчастья она всю жизнь «лечила» тяжелой работой. И даже лицо Матрены светлеет после напряженного трудового дня. Других удовольствий она просто не знает.

Ни радости материнства, ни счастья любви ей было испытать не суждено.

Единственное, что грело крестьянку какое-то время – это дочь Фаддея, которую она взяла к себе на воспитание. Но подросшая девочка покинула Матрену. А отец ее еще при жизни своей бывшей возлюбленной решает забрать причитающееся наследство.

Здесь трагизм судьбы Матрены в рассказе «Матренин двор» прослеживается лучше всего. Помогая Фаддею перевозить ее имущество, женщина погибает. И никто не роняет на ее похоронах ни слезинки.

Важно

Словно коршуны стоят люди вокруг гроба, думая лишь о наживе: об оставшемся после Матрены рассыпающемся доме и жалкой утвари в нем.

Читайте также:  Тема любви в рассказе куприна «куст сирени»

Таков печальный конец рассказа. Умерла чистая русская душа. А корысть осталась жить. Наверное, именно это хотел сказать Солженицын своему читателю. «Матренин двор» — произведение, оставляющее неизгладимый след в душе и вдохновляющее на то, чтобы менять мир и самому становиться лучше!

На этой странице искали :

  • Образ Матрёны из Матрёнин двор
  • Сочинение по теме образ проведицы в рассказе матвеный двор

Сохрани к себе на стену!

Источник: https://vsesochineniya.ru/obraz-matreny-v-rasskaze-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Жизнь Матрены в рассказе “Матренин двор” А. Солженицына в цитатах

Меню статьи:

  • Молодость Матрены
  • Жизнь в одиночестве

Вы, пожалуй, не раз встречали таких людей, которые готовы трудиться во всю силу во благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградированы ни морально, ни психически, но какими бы ни были их поступки хорошими – их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А.Солженицын в рассказе «Матренин двор».

Речь идет о главной героине повествования. С Матреной Васильевной Григоревой читатель знакомиться в уже преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые ее видим на страницах рассказа.

Аудио версия статьи.
<\p>

Дом и двор ее постепенно приходят в запустение – «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-томогучие, и проредилась их обвершка».

Хозяйка их часто болеет, несколько дней не может встать, но когда-то все было по-другому: все строилось с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что сейчас здесь живет лишь одинокая женщина уже настраивает читателя на восприятия трагизма жизненной истории героини.
<\p>

Молодость Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.

Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него.

Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я».

И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.

Совет

Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.

Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.

Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел

Новое горе пришло к Матрене – в 1941 Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Погиб Ефим или нашел себе другую – наверняка не известно.

Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».
<\p>

Жизнь в одиночестве

Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».

Матрена жалела ее, ее саму муж ударил только однажды – в качестве протеста женщина ушла прочь – после такого уже не повторялось.

Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.

Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.

Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.

Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).

брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим.

Обратите внимание

По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды.

Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».

Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.

После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто». Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать.

Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки.

Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».

Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/aleksandr-solzhenicyn/matrenin-dvor-jizn-matrenu.html

Образ Матрёны (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Сочинения › Солженицын А.И. › Матренин двор

Готовые Домашние Задания

Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос… Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину.

Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина…?» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос.

Одно я знаю точно – Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился. Ностальгия всё равно будет возвращать к истокам.

Важно

Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения А. И. Солженицына.

Герой-рассказчик в рассказе «Матренин двор» также тянется к истокам, об этом рассказывается в произведении: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила». И символом настоящего, нетленного, русского становится в рассказе героиня Матрена.

Рассказчик поселяется в Тальново, где русское поставлено в условия жесткой зависимости от советского. К примеру, чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа Матрена вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «…

Совет

собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет – в десяти километрах к западу, а поселковый – к северу, час ходьбы». Церковь – место духовного причастия героини – также находится за пять верст.

Домик «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону» становится приютом скитальца по необъятной России.

Но не Тальново, как географический объект, обогрело Игнатьича, а Матренин двор – символ лучшей России. Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний, праведник, без которых «не стоит село». Вот она где, исконная крестьянская избяная Россия, брошенная в огонь трагических испытаний века.

Впервые Матрена появляется перед читателем в жалком обличье.

Автор использует прием опосредованной характеристики: он описывает жилище героини, давая понять читателю, что за мир окружает её, какими мыслями и чувствами она живет, какой кажется остальным: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой… В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам её замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее».

Но и эта изможденность не станет окончательной характеристикой героини: много в ней еще живости и сил, много любви к людям, которая её спасает. А когда она вспоминает свое прошлое, сватовство брата своего мужа, то даже и облик её меняется: «И щеки ее померещились мне не желтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Совет

Автор отмечает своеобразие речи Матрены (это была отличительная черта всех тальновских жителей), это тоже указывает на её принадлежность к «настоящей» России.

Она не говорила, а напевала: «Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз размеренно говорил: «Доброе утро, Матрена Васильевна!» И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки.

Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках: «М-м-мм… также и вам! И немного погодя: «А завтрак вам приспе-ел».

Солженицын при создании образа героя не описывал детально весь портрет, а лишь подчеркивал какую-то одну характерную черту.

Так, в образе Матрены автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие.

Эти глаза говорили о многих несправедливостях, которые окружали героиню (пенсию не давали, несмотря на то, что она проработала в колхозе двадцать пять лет, пособие по утере кормильца не платили, так как справок никаких не было).

Читайте также:  Почему говорят, что проигрывать надо достойно?

Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить».

Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героине. Это же подтверждает её безотказность: несмотря на недуг или обиду, шла Матрена и помогала своим односельчанкам пахать и сеять.

Обратите внимание

И позже рассказчик скажет ставшую крылатой фразу: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

А еще для характеристики образа героини автор использует описание других персонажей, в частности, рассказчика, и самохарактеристику героини: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич, – оправдывалась она. – Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: “Матрена! Спину сломаешь!” Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».

Таким обазом, Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской.

Гибель Матрены символизирует гибель этой России, а причина – «советский» поезд, которого так боялась героиня. Два железных сцепленных паровоза разносят деревянный Матренин двор и самодельные сани. Вот оно символическое звучание рассказа.

Сочинения по теме:

  • Нравственные устои деревенской жизни (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор») сочинение
  • Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки сочинение
  • Аналитический взгляд на рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» сочинение
  • Нравственное разложение и умирание русской деревни в рассказе А. Солженицына “Матренин двор” сочинение

Источник: https://1soch.ru/soljenicyn-ai/matrenin-dvor/obraz-matreny-po-rasskazu-a-i-soljenicyna-matrenin-dvor

Охарактеризуйте Матрену, Матренин двор – Сочинение

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И.

Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой».

Складывается впечатление, что Матрена — святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»).

В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл.

Важно

Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена — настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека.

Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели.

Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой.

Это — честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село».

Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.

Здесь искали:

  • характер матрены
  • черты характера матрены
  • черты характера матрены матренин двор

Источник: https://Sochineniye.ru/oharakterizujte-matrenu-matrenin-dvor/

Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)

    Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос… Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину. 
    Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина…

?» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос. Одно я знаю точно – Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился. Ностальгия всё равно будет возвращать к истокам.

Важно

Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения А. И. Солженицына.

 

    Герой-рассказчик в рассказе «Матренин двор» также тянется к истокам, об этом рассказывается в произведении: «Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила». И символом настоящего, нетленного, русского становится в рассказе героиня Матрена.

    Рассказчик поселяется в Тальново, где русское поставлено в условия жесткой зависимости от советского. К примеру, чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа Матрена вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «…

Совет

собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет – в десяти километрах к западу, а поселковый – к северу, час ходьбы». Церковь – место духовного причастия героини – также находится за пять верст.

Домик «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону» становится приютом скитальца по необъятной России.

    Но не Тальново, как географический объект, обогрело Игнатьича, а Матренин двор – символ лучшей России. Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний, праведник, без которых «не стоит село». Вот она где, исконная крестьянская избяная Россия, брошенная в огонь трагических испытаний века. 

    Впервые Матрена появляется перед читателем в жалком обличье.

Автор использует прием опосредованной характеристики: он описывает жилище героини, давая понять читателю, что за мир окружает её, какими мыслями и чувствами она живет, какой кажется остальным: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой… В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам её замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее».

    Но и эта изможденность не станет окончательной характеристикой героини: много в ней еще живости и сил, много любви к людям, которая её спасает. А когда она вспоминает свое прошлое, сватовство брата своего мужа, то даже и облик её меняется: «И щеки ее померещились мне не желтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

    Автор отмечает своеобразие речи Матрены (это была отличительная черта всех тальновских жителей), это тоже указывает на её принадлежность к «настоящей» России.

Она не говорила, а напевала: «Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз размеренно говорил: «Доброе утро, Матрена Васильевна!» И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки.

Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках: «М-м-мм… также и вам! И немного погодя: «А завтрак вам приспе-ел».

Обратите внимание

    Солженицын при создании образа героя не описывал детально весь портрет, а лишь подчеркивал какую-то одну характерную черту.

Так, в образе Матрены автор подчеркивает, прежде всего, грустные замутненные, блекло голубые глаза, простодушно смотрящие.

Эти глаза говорили о многих несправедливостях, которые окружали героиню (пенсию не давали, несмотря на то, что она проработала в колхозе двадцать пять лет, пособие по утере кормильца не платили, так как справок никаких не было).

    Также автор говорит о чудесной улыбке Матрены: «Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой… Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить».

Эта способность искренне и лучезарно улыбаться, даже пережив столько страданий и несправедливостей, говорит о великой душе героине. Это же подтверждает её безотказность: несмотря на недуг или обиду, шла Матрена и помогала своим односельчанкам пахать и сеять.

Обратите внимание

И позже рассказчик скажет ставшую крылатой фразу: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

    А еще для характеристики образа героини автор использует описание других персонажей, в частности, рассказчика, и самохарактеристику героини: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич, – оправдывалась она. – Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свекор кричал: “Матрена! Спину сломаешь!” Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».

    Таким обазом, Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской. 

    Гибель Матрены символизирует гибель этой России, а причина – «советский» поезд, которого так боялась героиня. Два железных сцепленных паровоза разносят деревянный Матренин двор и самодельные сани. Вот оно символическое звучание рассказа.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/7325-matrenin-dvor-1

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

В настоящее время мы имеем возможность восхищаться произведениями А. И. Солженицына, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров.

Особенно ярко все это раскрывается в рассказе «Матренин двор».

В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу.

В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за «палочки». Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены.

Его рассказ – спокойный и насыщенный деталями и подробностями – придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию».Матрена Васильевна – одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина.

Важно

Жила она одна в большом старом доме. «Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду.

Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

Читайте также:  Эссе: смысл названия рассказа в.м. шукшина «срезал»

«Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес.

И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Так, ни одна пахота не обходилась без нее.

Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе.

Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.

«Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет… А для Матрены было это – конец жизни».

Далее читатель узнает о молодости Матрены Васильевны. Судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь – Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: «…если б не брат мой родной – я бы вас порубил обоих».

Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В нем ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.

Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом.

Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …

Совет

и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатич с болью и раскаянием признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку».

Солженицын стремится предупредить читателя, что праведность уходит из жизни, рушатся коренные устои народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/solzhenitsyn-a-i/12503-ne-stoit-selo-bez-pravednika-obraz-matreny-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna-matrenin-dvor

Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» » Шпоры для студентов

Отличительной особенностью творчества А. И. Солженицына является то, что он исследует русский характер. В рассказе «Матренин двор» авторская цель реализуется в разработке образа главной героини.

Матрена Васильевна – простая, одинокая старая женщина. Автор не дает нам ее развернутого портрета. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько ее внутренний мир: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Много бед и страданий выпало на долю Матрены, с ней «наворочено было много несправедливостей». Но главным в образе героини является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в душе все тяготы и заботы.

Верным средством вернуть внутренний свет была для Матрены работа, ощущение, что ее жизнь включена в общий закономерный порядок дел. Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Героиня никогда никому не отказывала в помощи, бескорыстно посвящала себя служению людям («не берет она денег»).

Однако одиноко живет героиня в родном поселке, среди своих односельчан остается «не понятой», «чужой». И все-таки находит в себе силы не только роптать на судьбу, но и вырастить и поделиться своей материнской любовью с Кирой. Этой девушке и отдает она горницу, чтобы могли они с мужем построить дом.

Героиня находится как бы вне общества, сливаясь с природой, сохраняя исконно русский уклад быта. Темнота, необразованность, суеверия («боялась она пожара», «молоньи», плохих примет, «иностранных делегаций», «искусственных спутников») соединяются в ней с искренней религиозностью («ходила она за пять верст в церковь», «дело всякое начинала «с Богом»).

В Матрене нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают ее золовки, соседи, родственники. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания.

Обратите внимание

Героиня как бы оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь соединить края пропасти.

Только после смерти Матрены люди сумели по-настоящему оценить душевную красоту этой женщины. Даже после страшной гибели ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

Неслучайно Солженицын хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника», поскольку именно Матрена является истинным праведником: «…она тот самый праведник, без которого не стоит село».

Реалистическая достоверность изображенных событий накладывает особый отпечаток на образ Матрены – ее жизнь является не только символом праведности, но и ощутимым подтверждением исконно доброй сущности национального характера. Именно на таких людях держится вся человеческая жизнь.

Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/izobrazhenie-narodnogo-xaraktera-v-rasskaze-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Готовые школьные сочинения

Ноя
12 2016

«Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)

Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”.

С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем “деревенской прозы”, до этого не поднимаемых или замалчиваемых.

И в этом смысле рассказ “Матренин двор” занимает совершенно особое место в отечественной литературе. В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу.

В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”.

Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены.

Его рассказ — спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями — придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию”. Матрена Васильевна — одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме.

“Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.

Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину.

Важно

В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила.

И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа.

Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом.

А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.

Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию.

Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду.

Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела.

Совет

Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. “Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире.

Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет… А для Матрены было это — конец жизни”.

Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны. С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: “…если б не брат мой родной — я бы вас порубил обоих”.

Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом.

В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.

Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.

Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: “…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …и глупая, помогала чужим бесплатно”.

Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: “Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку”.

Обратите внимание

Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям “бесплатно”, не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе “Матренин двор” стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…”.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/ne-stoit-selo-bez-pravednika-obraz-matreny-v-rasskaze-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor-2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]