Образ раневской в пьесе «вишневый сад»

Образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад”: описание в цитатах

Раневская, Лопахин и Фирс.
“Вишневый сад”.
Художник Б. Йогансон

Разорившаяся помещица Любовь Андреевна Раневская – главная героиня пьесы “Вишневый сад” Чехова. В этой статье представлен образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад”, описание ее личности и характера, роль вишневого сада в жизни Раневской и т.д.
Смотрите: 
Краткое содержание пьесы “Вишневый сад”
Все материалы по пьесе “Вишневый сад”
Полное имя Раневской:
“…Раневская Любовь Андреевна…” (Девичья фамилия Раневской – Гаева, как у ее брата)

Внешность Раневской:

“…Вы все такая же великолепная…”
“…Даже похорошела… Одета по‑парижскому…”
“…ваши удивительные, трогательные глаза…”
“…Ей подают шляпу и пальто…”


У Раневской есть две дочери – родная дочь Аня и приемная дочь Варя:

“…Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет…”

Любовь Андреевна Раневская – разорившаяся помещица. Она растратила свое состояние. Теперь у нее нет денег:
“…у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали…
“…У меня в самом деле нет ничего…”
“…Нет у меня денег, голубчик…”

Раневская – хороший, простой и легкий человек:

“…Хороший она человек. Легкий, простой человек…”

Госпожа Раневская – добрая, славная женщина:

“…Она хорошая, добрая, славная…”

Любовь Андреевна является отзывчивым, щедрым человеком:

“…Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы ей волю, она бы все раздала…”
“…Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой…”

Раневская привыкла сорить деньгами. Она не умеет экономить:

“…Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…”
“…Сестра не отвыкла еще сорить деньгами…”
“…И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю…”

Госпожа Раневская понимает, что сорит деньгами, но не может остановиться: 

“..(глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как‑то бессмысленно…”

Раневская называет себя грешной женщиной:

“…Уж очень много мы грешили…” (Раневская о себе)
“…О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…”

Также Любовь Андреевна называет себя глупой женщиной:

“…Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть…”

Раневская – легкомысленная и неделовая женщина, по мнению Лопахина:

“…Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете…”

Госпожа Раневская – глупая, доверчивая женщина. Она любит негодяя, который ее использует:

“…Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…”
Любовь Андреевна любит своих дочерей:
“…Родные мои… (Обнимая Аню и Варю). Если бы вы обе знали, как я вас люблю…”

Раневская ласкова со своими дочерьми:

“…Ненаглядная дитюся моя. (Целует ей руки.)..” (Раневская и Аня)
“…Ты все такая же, Варя. (Привлекает ее к себе и целует.)..”

Раневская ласкова со старым лакеем Фирсом:

“…Спасибо, мой старичок. (Целует Фирса.)..”
“…Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив…”

Раневская любит Россию. Когда она едет домой из-за границы, она плачет в поезде:

“…Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала…”
Вишневый сад принадлежит Раневской и ее брату Гаеву:
“…Действие происходит в имении Л. А. Раневской…”

Имение с вишневым садом выставляют на аукцион за долги:

“…вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги…
“…двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона…”
“…Ваше имение собирается купить богач Дериганов. На торги, говорят, приедет сам лично…”

Купец Лопахин предлагает Раневской вырубить вишневый сад и сдавать землю в аренду. Так можно выплатить долги:

“…выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода…”
“…снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…”

Но Раневская считает, что вырубать вишневый сад – это пошло  и жестоко:

“…Дачи и дачники – это так пошло, простите…”
“…Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что‑нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад…”


Для госпожи Раневской вишневый сад – это жизнь, молодость и счастье:

“…О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..”

Раневская и ее брат Гаев не делают ничего, чтобы спасти вишневый сад. Они надеются на чудо:

“…Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет…”

В итоге имение продается на торгах. Лопахин покупает его и вырубает вишневый сад:

“…этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами…”
“…Слышно, как вдали стучат топором по дереву…”

В своих письмах к близким и знакомым Чехов не раз комментирует персонажей из пьесы “Вишневый сад”. Вот что пишет Чехов о роли Раневской в пьесе, ее внешности и характере:

“…старуха…” (к О. Л. Книппер, 28 декабря 1902 г.) 

“…пожилая дама…” (к О. Л. Книппер, 11 апреля 1903 г.)  

“…Умна, очень добра, рассеянна; ко всем ласкается, всегда улыбка на лице…” (к О. Л. Книппер, 14 октября 1903 г.)  

“…Угомонить такую женщину может только одна смерть…” (к О. Л. Книппер, 25 октября 1903 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Раневской в пьесе “Вишневый сад” Чехова, описание личности и характера Раневской, роль вишневого сада в ее жизни и т.д.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Вишневый сад”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/ranevskaja-vishnevyj-sad-obraz-harakteristika.html

Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»

Пьеса Чехова «Вишневый сад» соединяет в себе несколько ключевых идей и мыслей — конфликт поколений, конец русского дворянства, привязанность к дому и семье.

В центре повествования — вишневый сад, принадлежащий помещице Любови Андреевне Раневской. Тяжелое материальное положение заставляет её пойти на продажу сада, к которому сама Раневская сильно привязана душой.

Для неё это место является олицетворением семьи, уюта, спокойной размеренной жизни без перемен.

Обратите внимание

Женским образам в своих произведениях Чехов уделял огромное внимание. Персонаж Раневской в постановках «Вишневого сада» — один из ярчайших чеховских образов, вокруг которого критиками ведутся постоянные споры. Несмотря на внешнюю сложность этой героини, в ней нет противоречий, она верна своим мыслям и принципам.

Любовь Андреевна была замужем за «присяжным поверенным» недворянского происхождения. Муж имел огромные долги, много пил, от чего и умер в скором времени. Не испытывая счастья в браке, но переживая от потери супруга, Раневская заводит роман с другим.

Однако женщине приходится испытать новое горе — трагическую гибель маленького сына, после чего Раневская пытается убежать от своего горя в Париж.

Любовник едет с ней, но вместо поддержки и искреннего сочувствия Любовь Андреевна получает лишь растрату своего состояния, после чего остается одна. Тогда помещица возвращается домой.

Характеристика этой героини двойственна: с одной стороны, Любовь Андреевна прекрасно образована, имеет отличное воспитание, она верна своим убеждениям, добра с окружающими и щедра.

С другой стороны — ясно заметна порочность Раневской, её неспособность мыслить рационально.

Женщина любит жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, что в конце концов приводит к печальному концу: необходимости продажи сада.

О своем неумении распоряжаться деньгами и привычке сорить ими Раневская и сама говорит. Несмотря на эту бесшабашность и даже порочность, окружающие любят эту женщину, тянутся к ней.

Важно

В ситуации с садом также наблюдается двойственность характера Любови Андреевны: она очень привязана к этому месту, поэтому сильно переживает необходимость его продажи, однако пытается замаскировать свои переживания легкостью поведения.

Раневская напевает мелодии и закатывает бал в имении перед торгами. И в этих поступках — вся сущность Раневской.

Нежелание продавать вишневый сад, страх перед переменами — не причина предпринять какие-либо действия для Любови Андреевны. Лопахин предлагает несколько реальных способов спасти участок, но Раневская предпочитает лишь на словах выражать свои страдания, не претворяя идеи купца в жизнь.

Помещица несколько оторвана от реального мира, она живет в своих фантазиях, и эта оторванность не единожды приводит к печальному финалу.

Культурная, образованная, тонко чувствующая Раневская — яркая представительница исчезающего аристократического общества, буквально на глазах вытесненного людьми новой формации — деятельными и приземленными.

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/obraz-ranevskoy-v-pese-vishnevyy-sad.html

Раневская

Главная героиня лирической пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Помещица, которая растратила состояние и осталась без денег. Добрая и доверчивая, но несдержанная в тратах женщина, которая никак не может избавиться от привычки сорить деньгами. Мать двоих дочерей. Поместье героини выставлено на аукцион за долги.

История создания

Автор пьесы “Вишневый сад” Антон Павлович Чехов

«Вишневый сад» — последняя из пьес Антона Чехова, работать над которой писатель закончил за год до смерти. Первые наброски относятся к началу 1901 года, а в сентябре 1903 года произведение уже было закончено.

Пьеса впервые поставлена в Московском художественном театре под руководством Константина Станиславского в январе 1904 года. Роль Раневской в этой первой постановке исполнила жена Чехова, актриса Ольга Леонардовна Книппер.

Роль Гаева, брата главной героини, исполнил сам Станиславский.

Пьеса «Вишневый сад»

Полное имя героини — Любовь Андреевна Раневская, в девичестве Гаева. Возраст героини не указан в пьесе, но можно предположить, что Раневской около сорока лет.

У героини две дочери — приемная, Варя, 24 лет; родная, Аня, 17 лет. Годы не испортили героиню, окружающие говорят Раневской, что та так же великолепно выглядит, как и прежде, и даже похорошела.

У героини «трогательные» глаза, а одевается она «по-парижскому».

Любовь Андреевна Раневская

В прошлом Раневская была состоятельной помещицей, но растратила состояние и осталась без денег. У героини легкий и отзывчивый характер, окружающие считают Раневскую доброй и славной женщиной.

Героиня щедра до неразумия и легко расстается с деньгами даже в ситуации, когда денег практически нет.

Совет

Дочери говорят о героине, что та нисколько не изменилась, несмотря на обстоятельства, и по-прежнему готова раздать последние деньги, когда «дома людям есть нечего».

Раневская действительно привыкла сорить деньгами без удержу, «как сумасшедшая», и не осознала еще своего нового положения. Героиня не понимает, насколько плохи финансовые дела семьи, и продолжает заказывать дорогие блюда в ресторанах и оставлять щедрые чаевые лакеям.

Читайте также:  Согласны ли вы, что доброта и отзывчивость – залог семейного счастья?

Иллюстрация к книге “Вишневый сад”

Варя, старшая дочь героини, старается экономить на всем, включая еду, а сама Раневская тратит деньги «как-то бессмысленно» и не думает о дальнейшей судьбе семьи. Героиня понимает, что поступает неразумно, называет себя глупой, но не может или не желает ничего поделать с собственными привычками.

Раневская с любовью и лаской относится к окружающим. Любит дочерей и ведет себя с ними ласково, с нежностью относится к старому лакею Фирсу. Героиня некоторое время жила за границей, но при этом любит Россию. Раневская утверждает, что плакала в поезде, когда возвращалась домой.

Имение с вишневым садом, которое принадлежит Раневской и ее брату Леониду Гаеву, выставлено на аукцион и будет продано за долги. Уже назначена дата торгов. Купец Лопахин пытается помочь героине и советует вырубить старый сад, снести никуда не годные старые постройки, разбить освободившуюся землю на участки и отдать под дачи, чтобы заработать на аренде.

Любовь Раневская и Ермолай Лопахин в театре

По расчетам Лопахина, таким образом можно выручить минимум двадцать пять тысяч в год, выплатить долги и оставить имение за Раневской.

Однако героиня будто не понимает, что ее имение выставлено на продажу, что ситуация требует срочных и решительных действий. Раневская остается равнодушной к доводам Лопахина и отказывается вырубать сад.

Героиня считает, что «дачи и дачники — это пошло». Лопахин считает героиню неделовой и легкомысленной женщиной.

Вишневый сад ассоциируется у Раневской со счастливыми временами молодости, и вырубить его для героини означает измену самой себе.

В результате ни сама героиня, ни ее брат не предпринимают никаких действий, чтобы исправить ситуацию, и только ждут, что все как-нибудь решится само собой.

В конечном счете имение покупает на торгах сам купец Лопахин и приказывает вырубить старый вишневый сад, как и советовал Раневской. Дальнейшая биография героини неизвестна.

Экранизации

Джуди Денч в фильме «The Cherry Orchard»

В 1981 году в Великобритании вышла экранизация пьесы Чехова под названием «The Cherry Orchard». Это фильм-драма, снятый режиссером Ричардом Айром, с актрисой Джуди Денч в роли Раневской. Роль купца Лопахина исполнил актер Билл Патерсон.

В 1999 году вышла еще одна драматическая экранизация «Вишневого сада», на этот раз — совместное производство Франции и Греции.

Фильм снимал греческий режиссер Михалис Какоянис, который выступил также и автором сценария. В фильме звучит музыка Петра Чайковского. Съемки фильма проходили в Болгарии.

Обратите внимание

Роль Раневской сыграла британская актриса Шарлотта Рэмплинг, а брата героини Леонида Гаева играет актер Алан Бейтс.

Шарлотта Рэмплинг в фильме “Вишневый сад”

Российская экранизация пьесы Чехова вышла в 2008 году под названием «Сад» — и это комедия. Режиссер и автор сценария — Сергей Овчаров. Роль Раневской в фильме исполняет актриса Анна Вартаньян.

Работая над сценарием, Овчаров включил в тот только часть материала пьесы, но при этом использовал в работе наброски некоторых ненаписанных произведений Чехова, которые сохранились в записных книжках писателя. В фильме присутствуют элементы фарса и комедии дель арте.

Например, образы отбившихся от рук слуг в фильме созданы на основе классических персонажей итальянского площадного театра — Арлекина, Коломбины и Пьеро.

Цитаты

«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..»«Неужели это я сижу? (Смеется.

) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок.

Я так рада, что ты еще жив».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6270-ranevskaia.html

Образы Раневской и Гаева в пьесе А П

Образы Раневской и Гаева в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»<\p>

Пьесу «Вишневый сад» называют лебединой песнью Чехова. Это его последняя пьеса, она написана за год до его ранней смерти.<\p>

Написана в 1903 году. Впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Драматург ушел из жизни 15 июля 1904 г. Ему было 44 года.<\p>

Антон Чехов читает «Чайку» группе актеров и режиссеров Московского Художественного театра<\p>

Пьеса написана на пороге первой русской революции 1905 -07 г. г. , в ней есть момент предвиденья Чеховым последующих исторических событий, которые ему увидеть уже не удалось.<\p>

Центральный образ в произведении – образ вишневого сада, вокруг него располагаются все персонажи, у каждого из них свое восприятие сада. И этот образ символический. За образом вишневого сада встает образ России, и основная тема пьесы – судьба России.<\p>

Пьеса проникнута размышлениями автора о прошлом, настоящем и будущем России, символом которой является вишневый сад.<\p>

Раневская и Гаев олицетворяют прошлое вишневого сада и вместе с тем прошлое России. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда, изживает себя старая Россия, Россия Раневских и Гаевых.<\p>

Важно

Раневская и Гаев – это образы разорившихся помещиков-дворян. Они — потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева.<\p>

Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощными.<\p>

Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, является в своей основе олицетворением легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта — результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги не считая.<\p>

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев. И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле» .<\p>

Гаев откровенно смешон в своих попытках жить так, будто ничего не переменилось, будто не проел он на леденцах состояние. Говорит он почти всегда невпопад, произносит бессмысленные бильярдные термины, напоминающие времена его веселой молодости. Гаев жалок со своими пустыми высокопарными речами, с помощью которых он пытается возродить привычную атмосферу прежнего благополучия.<\p>

У брата и сестры все уже в прошлом. Но Гаев и Раневская все-таки чем-то нам симпатичны. Они способны чувствовать красоту, и сам вишневый сад воспринимают главным образом эстетически, а не утилитарно — как источник ягод, которые можно использовать в пищу или продать, либо как большой участок земли, имеющий опять-таки коммерческую ценность.<\p>

В пьесе есть элегическое настроение, грусть расставания с отживающим прошлым, в котором много было плохого, но было и хорошее. Вместе с тем это своеобразная чеховская лирикосатирическая комедия, которая с некоторым лукавым добродушием, но все же достаточно сурово, с чеховской трезвостью и ясностью, посмеивается над уходящим с исторической сцены дворянством.<\p>

Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому классу. Один из рецензентов спектакля утверждал, что в «Вишневом саде» поставлен «памятник над могилой симпатичных белоручек, орхидей, отцветших за чужим гробом» , причем «вялое покорство и кроткость их наполняет сердце ужасом и жалостью» .<\p>

На смену таким, как Гаев и Раневская, приходят совершенно иного склада люди: сильные, предприимчивые, ловкие. Одним из таких людей является другой персонаж пьесы Лопахин.<\p>

Источник: https://present5.com/obrazy-ranevskoj-i-gaeva-v-pese-a-p/

Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» – характеристика для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

Образ Раневской Любови Андреевны стал одним из самых спорных, и во многом это произошло благодаря актрисам, играющим эту роль. Сам же Чехов писал, что: « Раневскую играть не трудно, надо только с самого начала верный тон взять…». Ее образ сложен, однако в нем нет противоречий, так как она верна своей внутренней логике поведения.

История жизни Раневской

Описание и характеристика Раневской в пьесе «Вишневый сад» дается через ее рассказ о себе, со слов других героев и авторские ремарки.

Знакомство с центральным женским персонажем начинается буквально с первых реплик, а история жизни Раневской раскрывается в первом же действии.

Любовь Андреевна возвратилась из Парижа, где прожила пять лет, причем возвращение это было вызвано острой необходимостью решения вопроса о судьбе имения, выставленного на аукцион за долги.

Совет

Любовь Андреевна вышла замуж за «присяжного поверенного, недворянина…», «который делал одни только долги», так еще и «страшно пил» и «умер от шампанского». Была ли она счастлива в этом браке? Навряд ли. После смерти мужа Раневская «на несчастье» влюбилась в другого. Но ее страстный роман длился недолго.

Трагически погиб ее малолетний сын, и чувствуя себя виноватой, Любовь Андреевна навсегда уезжает за границу. Однако ее любовник поехал за ней «безжалостно, грубо», и после нескольких лет мучительных страстей «он обобрал… бросил, сошелся с другой», а она в свою очередь пробует отравиться.

Семнадцатилетняя дочь Аня приезжает за матерью в Париж. Как ни странно, но эта юная девушка отчасти понимает свою мать и жалеет ее. На протяжении всей пьесы видны искренняя любовь и привязанность дочери.

Пробыв в России всего пять месяцев, Раневская сразу же после продажи имения, взяв деньги, предназначенные для Ани, возвращается в Париж к своему любовнику.

Характеристика Раневской

С одной стороны Раневская это красивая женщина, образованная, с тонким чувством прекрасного, добрая и щедрая, которую любят окружающие, но ее недостатки граничат с пороком и поэтому так заметны. « Хороший она человек. Легкий, простой»- говорит Лопахин.

Он искренне любит ее, но его любовь так ненавязчива, что ни кто не догадывается об этом. Почти тоже самое говорит и ее брат: «Она хорошая, добрая, славная…» но она «порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».

О ее неумении распоряжаться деньгами говорят абсолютно все действующие лица, и она сама это прекрасно понимает: « Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…»; «…у нее ничего не осталось. И мама не понимает!», говорит Аня, «Сестра не отвыкла еще сорить деньгами»- вторит ей Гаев.

Раневская привыкла жить не отказывая себе в удовольствиях, и если ее родные стараются ужать свои расходы, то у Любови Андреевны это просто не получается, она готова отдать последние деньги случайному прохожему, хотя Варе нечем кормить домочадцев.

На первый взгляд переживания Раневской очень глубоки, однако если обратить внимание на авторские ремарки, то становиться понятно, что это лишь видимость. Например, ожидая в волнении брата с аукциона, она напевает лезгинку. И это яркий пример всего ее существа.

Она как бы дистанцируется от неприятных моментов, стараясь заполнить их действиями, способных принести положительные эмоции.

Фраза, характеризующая Раневскую из «Вишневого сада»: « Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза», говорит о том, что Любовь Андреевна оторвана от реальности, застряв в своем мире.

«О, сад мой! После темной ненастной осени и хо¬лодной зимы опять ты молод, полон счастья, анге¬лы небесные не покинули тебя…» – такими словами приветствует Раневская сад после долгой разлуки, сад, без которого она «не понимает своей жизни», с которым неразрывно связаны ее детство и юность.

Обратите внимание

И, кажется, что Любовь Андреевна любит свое имение, и жить без него не сможет, однако предпринять какие- то попытки для его спасения она не старается, тем самым предав его. Большую часть пьесы Раневская надеется, что вопрос с имением решится сам собой, без ее участия, хотя именно ее решение является главным.

Хотя предложение Лопахина самый реальный способ его спасти.

Купец предчувствует будущее, говоря, что вполне возможно, что «дачник … займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным», ведь на данный момент сад находится в запущенном состоянии, и не приносит ни пользы, ни прибили своим хозяевам.

Для Раневской вишневый сад значил ее неотрывную связь с прошлым и ее родовой привязанностью к Родине. Она часть его, так же как и он часть ее.

Она осознает, что продажа сада это неизбежная плата за прошлую жизнь, и это видно в ее монологе о грехах, в котором она их осознает и принимает на себя, прося Господа не посылать больших испытаний, а продажа имения становится их своеобразным искуплением: «Нервы мои лучше… Я сплю хорошо».

Раневская – это отголосок культурного прошлого, истончающегося буквально на глазах и исчезающего из настоящего. Прекрасно осознавая пагубность своей страсти, понимая, что эта любовь тянет ее на дно, она возвращается в Париж, зная, что «денег этих хватит ненадолго».

Очень странно на этом фоне выглядит любовь к дочерям. Приемная дочь, мечтающая уйти в монастырь, устраивается в экономки к соседям, так как у нее нет хотя бы ста рублей для пожертвования, а мать, просто не придает этому значения.

Родная дочь Аня, оставленная в двенадцатилетнем возрасте на попечение безалаберного дяди, в старом имении очень переживает за будущее своей матери, и опечалена скорым расставанием.

«…я буду работать, тебе помогать…» – говорит юная девушка, которая еще не знакома с жизнью.

Дальнейшая судьба Раневской весьма неясна, хотя сам Чехов сказал, что: «Такую женщину может угомонить только смерть».

Важно

Характеристика образаи описание жизни героини пьесы пригодится ученикам 10 классов при подготовке сочинения на тему «Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова».

Источник: http://erainfo.ru/obraz-ranevskoj-v-pese-vishnevyj-sad-xarakteristika-dlya-sochineniya-po-teme/

Сочинение: образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»

Образование 19 февраля 2016

«Вишневый сад» — последний и решающий вклад Чехова в русскую драматургию. Это произведение стало завершающим в его творческом пути, но в нем были выработаны абсолютно новые стилевые приемы.

Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» является центральным в сюжете. На примере этой героини и других персонажей произведения, которое более ста лет вдохновляет драматургов по всем миру, можно проанализировать новаторство автора.

Начав работу над пьесой весной 1903 года, Чехов уже осенью завершил ее. Премьера состоялась на сцене Художественного театра. Постановка вызвала резонанс в культурных кругах Москвы.

В чем уникальность этой пьесы? И почему образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» прочно вошел в историю литературы и стал предметом пристального изучения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце изложить сюжет.

Место действия

События происходят в имении одной из помещиц. Зовут ее Любовь Андреевна Раневская. Эта дама за границей разорилась и теперь, чтобы выбраться из долгов, вынуждена продать родовое имение. В доме собрались родственники помещицы и близкие знакомые. Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» не является самым ярким, но вокруг него происходят основные события.

Сюжет

Единственное, что может спасти героиню и ее родственников от окончательного разорения, – это продажа имения. Друг семьи – купец Лопахин – уговаривает Раневскую и ее брата использовать этот шанс. Однако для этого придется вырубить огромный вишневый сад, и на этот шаг его владельцы пока пойти не могут.

Следует сказать, что в этом доме никто никого не слышит. Лопахин настаивает на продаже имения, Гаев беспрестанно выражает восхищение живописным садом, приемная дочь причитает о расточительстве хозяйки. Каждый говорит о своем. Между тем что-то нужно решать.

В конце концов имение продают. Новым хозяином его становится не кто иной, как Лопахин – человек добрый, деятельный, но весьма необразованный. Вступив во владение, он сразу приказывает срубить вишневые деревья. Раздается стук топора… В этом все содержание. Но почему у критиков образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» вызвал такой интерес?

Видео по теме

Жизнь до разорения

Сам автор произведения говорил театральным постановщикам, что играть эту героиню несложно. Нужно всего лишь придумать манеру смеяться… Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» вырисовывается по ходу пьесы.

Становится ясно, что эта женщина когда-то была лишена забот. Она была счастлива и одухотворена любовью и красотой, которую умела видеть вокруг себя.

Но жизненные обстоятельства несколько подкосили ее: погиб маленький сын, обманул и разорил возлюбленный.

За границу хозяйка имения бежала от своего горя. Но жизнь во Франции была сложной, неуютной. У нее была еще огромная дача, но ее промотал любовник.

Исходя из этих событий, о которых читатель или театральный зритель узнает по ходу действия, можно сделать вывод, что образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» обладает такими характерными качествами, как доброта, непрактичность, легкомысленность, мечтательность.

Дочь

Из беседы героев читатель также узнает и подробности парижской жизни, которые еще раз подтверждают характеристику, данную выше.

Образ Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад» несколько оттеняет главную героиню, подчеркивает ее инфантильность. Дочь рассказывает Варе о том, что до Москвы они с трудом добрались – едва хватило денег.

Что в Париже Раневская жила в ужасных условиях, но при всем этом по дороге домой в придорожных ресторанах заказывала исключительно дорогие блюда.

Майский сад

Возвращение Раневской – это не только вынужденная поездка с целью решить финансовые вопросы. Это также возвращение к отчему дому, ко всему самому дорогому в жизни.

Действие происходит поздней весной, тогда, когда вишневый цвет создает в саду атмосферу волшебства. Красоту эту оценить может не каждый. Но Раневская и Гаев, в отличие от предприимчивого Лопухина, умеют видеть прекрасное.

И потому именно в эти майские дни решение о продаже имения им так тяжело дается.

Образ Раневской в пьесе Чехова «Вишневый сад» представляет собой противопоставление Лопухину. Хозяйка имения – дама хотя и непрактичная и не приспособленная к жизни, но весьма образованная и утонченная. Купец же, напротив, прыток, активен, но не способен постичь ни смысла литературного произведения, ни глубины театральной постановки, ни красоту вишневого сада.

Расточительство

Сочинение «Образ Раневской в пьесе “Вишневый сад”» – довольно распространенное задание по литературе. Знаменитая чеховская героиня – дама чрезвычайно противоречивая. Анализируя ее образ, вы найдете, о чем подумать.

По возвращении в имение она ведет себя странно и иррационально. Вместо того чтобы предпринимать решительные действия, она предается сентиментальным воспоминаниям, философским рассуждениям, устраивает в день торгов лихорадочный бал.

Бездумность, расточительность, слабость и безволие – в этом заключается истинная характеристика образа Раневской в пьесе «Вишневый сад». Эта женщина не способна сохранить сад, который являет собой не просто территорию, засаженную вишневыми деревьями.

Этим поступком она предает память и культуру предков.

Совет

Героиня произведения Чехова являет собой собирательный образ представителей дворянского рода, которые на рубеже веков вели жизнь бездумную, праздную. Вина героини «Вишневого сада» является также и ее бедой. Потеря имения – расплата за легкомысленную жизнь, которую вела она, как, впрочем, и большая часть интеллигенции в конце XIX и начале XX века.

В этой пьесе, как и в других, у Чехова нет отрицательных и положительных героев. К каждому автор относится объективно. Ведь предприимчивость Лопухина – черта, которая полностью неведома Раневской, – в изображении автора также непривлекательна. Образ сада, который так безжалостно уничтожает новый владелец, – сама Россия.

Страну запустили безалаберные дворяне, и этим воспользовались деятельные купцы. Но существует также третий тип – идеалисты, которые, возможно, смогут исправить положение. Один из них – Петя Трофимов. Однако, как показывает история, судьбу России вершили ни первые, ни вторые, ни третьи.

Об этом Чехов так и не узнал, поскольку умер в тот самый год, когда москвичи увидели премьеру «Вишневого сада».

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/183616/

Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад»

Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» — одно из его лучших произведений.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи».

Этот сад собираются продавать из-за многочисленных долгов Л. А. Раневской. Она не хочет соглашаться с тем, что сад надо продать под дачи.

Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В обреченном на торги вишневом саду — «белые массы цветов», поют скворцы, над садом — голубое небо. Природа готовится к обновлению — ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь: «Весь, весь белый!

О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинут тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» И для купца Лопахина вишневый сад означает нечто большее, чем объект выгодной коммерческой сделки.

Став владельцем сада и усадьбы, он переживает восторженное состояние… Купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете!» Раневская непрактична, эгоистична, она мелка и пошла в своем любовном увлечении, но она и добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты.

Лопахин искренне хочет помочь Раневской, выражает ей неподдельное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой вишневого сада. Роль Лопахина центральная — он мягкий по характеру человек.

Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40—50 назад: «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!

» Когда говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав», когда называется уже покупатель — Раневская, прежде чем порвать телеграмму, прочитывает ее, и вот когда состоялись торги, — Раневская не рвет телеграмм и, случайно обронив одну из них, признается в решении уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее, признается в любви к этому человеку. В Париже она собирается жить на деньги, которые Анина бабушка прислала на покупку имения. Раневская оказалась ниже идеи вишневого сада, она предает ее. Комедия «Вишневый сад» считается вершинным произведением Чехова.

Обратите внимание

Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация «дворянского гнезда», моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных отношений в капиталистические, а за этим — появление нового, господствующего класса буржуазии. Темой пьесы является судьба родины, ее будущее. «Вся Россия — наш сад».

Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы «Вишневый сад». Представителем настоящего в чеховской комедии является Лопахин, прошлого — Раневская и Гаев, будущего — Трофимов и Аня. Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и никчемность хозяев имения — Раневской и Гаева. Любовь Андреевна Раневская, на мой взгляд, довольно пустая женщина.

Она не видит вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремится жить красиво, беззаботно.

Она проста, обаятельна, добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней.

Существо ее натуры — в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает золотые, в то время как бедная Варя из «экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох»; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги.

Вспоминает о погибшем сыне, говорит о материнских чувствах, любви. А сама оставляет дочь на попечении безалаберного дяди, не беспокоится о будущем дочерей.

Она решительно рвет телеграммы из Парижа, сначала даже не читая их, а потом — едет в Париж. Она опечалена продажей имения, но радуется возможности отъезда за границу. А когда говорит о любви к родине, то прерывает себя замечанием: «Однако же надо пить кофе».

При всей ее слабости, безволии в ней есть способность к самокритике, к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству. Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Он в собственных глазах — аристократ самого высокого круга, ему мешают «грубые» запахи. Лопахина он словно бы не замечает и старается поставить «этого хама» на место.

В языке Гаева просторечие соединяется с высокими словами: ведь он любит либеральные разглагольствования. Любимое его словечко — «кого»; пристрастен он к бильярдным терминам.

Важно

Лишившись семьи, дома, бывшие хозяева имения ничему не научились, не сделали ничего полезного. «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, — говорит М.

Горький, — они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни».

И я абсолютно согласна со словами писа-. теля. Настоящее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток.

Таковы многие грани его натуры и характера. Герой на протяжении всей пьесы постоянно повторяет о своем происхождении, говоря, что он мужик: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…

» Хотя, мне кажется, все-таки он преувеличивает свою простонародность, ведь вышел он уже из семьи деревенского кулака-лавочника.

Сам Лопахин говорит: «…отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал…» Да и сам он на данный момент весьма преуспевающий коммерсант.

По его словам можно судить, что дела идут у него даже очень хорошо и жаловаться ему на жизнь и свою судьбу в отношении денег не приходится.

В его образе видны все черты предпринимателя, дельца, олицетворяющего настоящее состояние России, ее устройства. Лопахин — это человек своего времени, усмотревший действительную цепочку развития страны, ее структуры и втянувшийся в жизнь общества. Он живет сегодняшним днем. Чехов отмечает доброту купца, его стремление стать лучше.

Ермолай Алексеевич помнит, как Раневская заступилась за него, когда в детстве его обидел отец. С улыбкой вспоминает об этом Лопахин: «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет… (Пауза.) Мужичок…

» Он искренно любит ее, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради нее он терпит Гаева, который презирает и игнорирует его. Купец стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В начале пьесы он показывается с книгой перед читателями. По поводу этого Ермолай Алексеевич говорит: «Читал вот книгу и ничего не понял.

Совет

Читал и заснул». Ермолай Лопахин, единственный в пьесе занят делом, уезжает по своим купеческим надобностям. В одном из разговоров об этом можно услышать: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Он отличается от других своей жизнеспособностью, трудолюбием, оптимизмом, напористостью, практичностью.

Один он предлагает реальный план спасения имения. Лопахин может показаться явной противоположностью старым хозяевам вишневого сада. Ведь он прямой потомок тех, чьи лица «глядят с каждого вишневого дерева в саду».

Да и как он может торжествовать после покупки вишневого сада: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…

Музыка, играй!» Но это не так, ведь на месте чего-то загубленного нельзя построить что-то прекрасное, радостное и счастливое.

И здесь Чехов открывает и отрицательные качества буржуа Лопахина: его стремление разбогатеть, не упустить свою выгоду. Он все-таки сам покупает имение Раневской и сам воплощает в жизнь свою идею об организации дач.

Антон Павлович показал, как приобретательство постепенно калечит человека, становясь его второй натурой.

«Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен», — так объясняет Петя Трофимов купцу о его роли в обществе.

И все же Ермолай Алексеевич прост и добр, от души предлагает помощь «вечному студенту». Не зря и Пете нравится Лопахин — за тонкие, нежные, как у артиста, пальцы, за «тонкую, нежную душу».

Обратите внимание

Но именно он советует ему «не размахивать руками», не заноситься, воображая, что все можно купить и продать.

А Ермолай Лопахин чем дальше, тем больше усваивает привычку «размахивать руками».В начале пьесы это еще не столь ярко проявляется, но в конце это становится довольно заметно. Его уверенность, что все можно рассматривать в деньгах, увеличивается и все более становится его особенностью. Не вызывает сочувствия история отношений Лопахина с Варей.

Варя любит его. И ему она как будто нравится, Лопахин понимает, что его предложение будет для нее спасением, иначе ей идти в экономки. Ермолай Алексеевич собирается сделать решительный шаг и не делает его. Не совсем понятно, что мешает ему сделать предложение Варе.

Или это отсутствие настоящей любви, или это излишняя его практичность, а может быть, что-нибудь еще, но в этой ситуации он не вызывает сочувствия к себе. Ему присущи восторг и купеческая спесь после покупки имения Раневской. Приобретя вишневый сад, он торжественно и хвастливо объявляет об этом, не может удержаться от похвалы, но слезы бывшей хозяйки вдруг потрясают его.

Настроение Лопахина меняется, и он с горечью произносит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь».

Еще не угасшее торжество сочетается с насмешкой над самим собой, купеческая лихость — с душевной неловкостью. Еще одна черта его не производит хорошего впечатления. Прежде всего это его неделикатность, стремление к скорейшей наживе.

Он начинает рубку деревьев еще до того, как бывшие хозяева уехали. Не зря Петя Трофимов ему говорит: «В самом деле, неужели не хватает такта…» Рубку вишневого сада прекращают. Но как только бывшие владельцы покинули имение, топоры снова застучали.

Новый владелец спешит претворить свою идею в дело. Представителями будущего России являются Трофимов и Аня.

Важно

Петр Трофимов верно смотрит на многие жизненные явления, способен увлечь образной, глубокой мыслью, и под его влиянием Аня быстро растет духовно.

Но слова Пети о будущем, его призывы работать, быть свободными, как ветер, идти вперед неопределенны, носят слишком общий, мечтательный характер.

Петя верит в «высшее счастье», но как его достичь, он не знает. Мне кажется, Трофимов — это образ будущего революционера. «Вишневый сад» был написан Чеховым в период предреволюционных волнений.

Писатель убежденно верил в наступление лучшего будущего, в неизбежность революции. Творцами новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России. В пьесе «Вишневый сад» этими людьми являются Петя Трофимов и Аня.

Революция свершилась, наступило «светлое будущее», но «высшего счастья» народу оно не принесло. Вся Россия начала XX века, на мой взгляд, отразилась в пьесе Чехова.

И ныне можно встретить таких непрактичных, потерявших почву под ногами людей, как Раневская и Гаев.

Живы и идеалисты, подобные Пете Трофимову и Ане, а вот таких, как чеховский Лопахин, встретить достаточно трудно: в современных предпринимателях очень часто отсутствуют те привлекательные черты личности, которые мне понравились в этом герое.

К сожалению, в нашем обществе на авансцену с каждым днем все увереннее выходят «лакеи Яши». Об этом герое в моем сочинении нет ни слова, так как я ограничена временем экзаменационной работы.

Совет

Я могла бы многое сказать и о нем, и о других персонажах пьесы Чехова «Вишневый сад», так как это произведение дает неисчерпаемый материал для размышлений о судьбе России.

Источник: http://sochbox.com/opisanie-obraza-ranevskoj-v-pese-vishnyovyj-sad/

Ссылка на основную публикацию