Значение дуэли в романе лермонтова «герой нашего времени»

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени»: конфликт, причина дуэли

Дуэль Печорина и Грушницкого.Художник М. Врубель

Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе «Герой нашего времени» Лермонтова.

История отношений Печорина и Грушницкого

Прапорщик Печорин и юнкер Грушницкий знакомятся во время службы на Кавказе. В какой-то момент они служат в одном действующем отряде в полку К.:
После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого:
В Пятигорске Печорин и Грушницкий проводят вместе время:

Существует ли дружба между Печориным и Грушницким? 

Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель:

Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его «раскусил». Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями:
Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться:

Грущницкий и княжна Мери.Художник М. Врубель

В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери: Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью — она влюблена в Печорина. Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала ему ложные надежды:

В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его:

Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери:

Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить репутацию девушки навсегда. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери:

Обратите внимание

Грушницкий отказывается извиняться за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли. 

Дуэль и гибель Грушницкого

Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел:

В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери:

Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту:

Наконец Печорин требует себе заряженный пистолет, и подлый замысел Грушницкого не удается. Противники стреляют на равных. Печорин ранит Грущницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает:

Это были материалы о дуэли Печорина и Грушницого в романе «Герой нашего времени» Лермонтова: анализ причин дуэли, история конфликта.

Смотрите: Все материалы о «Герое нашего времени»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/dujel-pechorina-i-grushnickogo-prichina-otnoshenija-druzhba.html

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Центром романа Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Княжна Мери». Эта повесть захватывает самый большой временной отрезок жизни Печорина. Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя.     Изначально в романе существует противопоставление Грушницкого и Печорина. В первом отображен тип романтика, ставшего таковым по велению моды, а не души.

Это тот вид романтизма, который нравится «романтическим провинциалкам до безумия», который только «драпируется» в «необыкновенные» чувства. Грушницкий, по сути, не живет, а только играет в жизнь. Весь его образ характеризуется неестественностью и напускными чувствами. Его попытка прикрыть внутреннюю пустоту полностью проваливается в сцене дуэли.

    Для Печорина дуэль имеет важнейшее значение. Он готов сделать свой выбор между жизнью и смертью. Размышления главного героя в ночь перед поединком это доказывает: «И, может быть, завтра я умру!…» Печорин делает свой нравственный выбор. Он готов умереть. Именно поэтому он изменяет правила дуэли, делая их более категоричными.

Важно

Герой предлагает выбрать место для поединка на площадке на вершине горы, чтобы в случае даже легкого ранения исход был смертелен: «Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги…»     Главный герой предлагает Грушницкому своеобразную игру, ставкой в которой должна стать жизнь.

Юнкер сам спровоцировал подобное поведение Печорина, во-первых, своей подлостью, а, во-вторых, своей необдуманной бравадой и вызовом. Грушницкий ненавидел Печорина, потому, наверное, что чувствовал в нем «силу необъятную». Он понимал, что как противник непременно будет в проигрыше. Юнкер предлагает Печорину такие правила, по которым сам играть не в состоянии.

Именно поэтому в сцене дуэли он ведет себя так трусливо. Ему не хватает душевных сил ни для того, чтобы признаться в собственной клевете, ни для того, чтобы достойно доиграть роль, которую он выбрал. «Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту. «Не могу», – сказал он глухим голосом. «Трус!» – отвечал капитан».

    Обвинять Печорина в убийстве было бы неверно. Он с самого начала был готов на примирение. Он постоянно оставляет Грушницкому лазейку, в которую тот мог бы ускользнуть. Но в своем глупом чванстве юнкер не способен понять простых вещей, увидеть и оценить благородство Печорина. Он не понимает, что спектакль, разыгранный им, зашел слишком далеко и пора остановиться.

«Капитан мигнул Грушницкому, и этот, думая, что я трушу, принял гордый вид, хотя до сей минуты тусклая бледность покрывала его щеки».     Сцену дуэли композиционно можно разделить на две части: ночь перед дуэлью и сама дуэль. Вторая часть представляет собой не синхронные дневниковые записи героя, а воспоминания об эпизоде, который Печорин пишет в крепости Максим Максимыча.

Показателен тот факт, что даже спустя время герой не винит себя в совершенном поступке. Думается, что это происходит оттого, что Печорин, в отличие от Грушницкого, от начала и до конца отдавал отчет в своих действиях. Печорин подготавливал себя к смерти.

На это указывает и его иронический тон в разговорах с Вернером: «Отчего вы так печальны, доктор? …Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, – и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете над мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдений…Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?»     Все описание Печориным природы, такое лиричное и трогательное, также напоминает прощание с этим миром, попытку в последний раз захватить взглядом всю красоту и запомнить ее: «Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»     Трактовка образа Печорина не может быть однозначной. Сам автор не оставляет нам полноценного ответа на то, каким образом следует оценивать этот персонаж. Гениальность романа Лермонтова и состоит в том, что любой человек может найти в нем то, что трогает его. Парадоксальность и двойственность образа главного героя делает его чрезвычайно реалистичным.     Сцена дуэли, с одной стороны, помогает нам понять главного героя. Лермонтов широко использует для этого внутренние монологи. С другой стороны, этот эпизод еще больше запутывает читателя, не позволяет вынести категорического суждения в отношении героя.     Вправе ли мы судить человека, признающегося нам: «…я чувствую в душе моей силы необъятные…я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений…» А еще раньше: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

    Урок, который преподнес нам Лермонтов, создав образ Печорина, заключается в том, чтобы каждый человек нашел в себе силы заглянуть в свою душу и вглядеться, нет ли в ней печоринских черт.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Смотрите также по произведению «Герой нашего времени»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00045701184864219525

Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены

Одним из главных персонажей романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова является Григорий Александрович Печорин.

Произведение построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть характер данного героя. Ведь образ Печорина собирательный, в нём автор хотел показать героя времени.

Именно поэтому все эпизоды являются значимыми и по очереди раскрывают то одну, то другую грань личности героя.

Дуэль Печорина с Грушницким является очень показательным моментом характера Печорина, а также показывает насколько он отличается от того же Грушницкого и других героев. Печорин вынужден просить вызов на дуэль, вследствие того, что Грушницкий начал плести интриги и распространять недобросовестные слухи.

Перед дуэлью ГригорияАлександровича занимают важные вопросы, он задумывается о том, для чего жил. В ходе размышления он приходит к тому, что не смог угадать своего предназначения.

Именно здесь раскрывается важная черта характера Печорина, это его честность перед самим собой. Сосредоточенное состояние позволяет ему увидеть красоту утра по дороге к месту дуэли.

Совет

Несмотря на большой риск Печорин контролирует себя и являет образец самообладания.

Грушницкий не смог осуществить свой хитрый план и не выстрелить в Печорина. Но его самолюбие не позволяет ему признаться во всём. Он становится жертвой своего неудачного предприятия против Печорина, который ведёт себя весьма благородно. Даже зная о замысле врагов, он всё де лаёт шанс Грушницкому.

После дуэли Печорин чувствует себя подавленным, солнце, которые до этого события казалось ярким, теперь кажется ему тусклым. Дуэль заставила героя много перечувствовать и передумать, а это очень важно для развития его личности.

В данном эпизоде автор поставил героев перед лицом смерти. Противоречивый характер Печорина раскрывается здесь в полной мере, как и мелочность натуры Грушницкого. Печорин убивает его не от злости, скорее он ещё не готов переступить через общественное мнение. Эта сцена показывает героя времени таким, каким видел его автор

Сочинение на тему Дуэль Печорина и Грушницкого

При помощи описания дуэли Лермонтов хотел более точно передать характеры героев. С самого начала произведения перед читателем представляется два совершенно противоположных героя. Грушницкий больше романтик, который идет больше за модой, а не за душой. Из этого следует, что Грушницкий играет свою жизнь и свои чувства, подстраиваясь под окружение. Он наполнен ненастоящими чувствами.

Важную роль играла дуэль для Печорина. Он вполне настроен на смерть и готов умереть. Печорин решается изменить правила дуэли, выбирает опасное место, где нет ни малейшего шанса на выживание. Таким место была выбрана вершина горы.

Изначально была заметна ненависть Грушницкого к Печорину, нельзя назвать точной причины, но противник явно был мудрее и сильнее.

Грушницкий идет на дуэль зная, что проиграет и так получается, что он не может даже выстрелить. Печорин всячески пытался пойти на примирение, давал возможность противнику уйти, но тот в свою очередь продолжал играть в свою игру не понимая, что заходит слишком далеко.

Описание дуэли можно разделить на несколько частей, первая охватывает день перед дуэлью, а вторая само происшествие. Печорин всегда знал, что он делает и отдавал отчет своим действиям, поэтому он никогда не сомневался и ни жалел ни о чем. Лермонтов не открыл полностью образ Печорина, поэтому читатель не может до конца дать ответ на вопрос о том, каким же точно был герой.

Но главным является то, что автор построил произведение таким образом, что каждый читатель найдет что-то для себя. Так же сцена дуэли не дает нам четкого представления о человеке. Автор добавил много внутренних монологов, которые добавляют атмосферы в дуэль.

Главное, что можно вынести из произведения это, что автор путем передачи образа Печорина призывает человека посмотреть на себя со стороны и заглянуть в свою душу, дабы понять есть ли следы печоринских черт у самого себя.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/duehl-pechorina-i-grushnickogo-analiz-ehpizoda-sceny

Дуэль Печорина с Грушницким (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя — Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.

Читайте также:  От модернизма к постмодернизму: соотношение понятий

По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах, окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.

Все это проявляется во взаимоотношениях Печорина и Грушницкого, изображенных в главе «Княжна Мери». Грушницкий — антипод Печорина. Он. личность вполне ординарная и заурядная, всеми силами старается выглядеть романтиком, человеком необычным. Как иронично замечает Печорин, «его цель — сделаться героем романа».

Обратите внимание

С точки зрения раскрытия характера «героя времени», псевдоромантизм Грушницкого подчеркивает глубину трагедии истинного романтика — Печорина.

С другой стороны, развитие их взаимоотношений определяется тем, что Печорин презирает Грушницкого, смеется над его романтической позой, чем вызывает раздражение и злость молодого человека, который поначалу с восторгом смотрит на него.

Все это ведет к развитию конфликта между ними, который обостряется тем, что Печорин, ухаживая за княжной Мери и добиваясь ее расположения, окончательно дискредитирует Грушницкого.

Все это приводит к их открытому столкновению, которое заканчивается дуэлью. Эта сцена очень важна как для понимания характера Печорина, так и для общей концепции романа.

Она вызывает в памяти другую сцену дуэли — из романа Пушкина «Евгений Онегин». Это неудивительно: если Печорина еще Белинский назвал «Онегиным нашего времени», то и Грушницкого часто сравнивают с Ленским.

Основания для этого имеются вполне достаточные.

Ленский и Грушницкий представляют собой тип романтика, берущего прежде всего внешнюю сторону романтизма — манеру поведения, восторженную речь, стиль одежды, — что сразу вызывает сомнение в его подлинности.

Оба молодых человека восхищаются своим старшим товарищем (соответственно, Онегиным и Печориным), прислушиваются к его суждениям, а потом, разозлившись на него из-за ухаживания за девушкой, которая была для них предметом романтического увлечения и далее любви, вызывают на дуэль. Оба оказываются убиты на дуэли.

Но, пожалуй, именно разница в этой сцене наиболее ярко выражает и различие двух этих образов и их места в каждом из романов.

Дуэль Ленского, каким бы ничтожным ни казался ее повод, серьезна и по-настоящему трагична. Ленский, увлеченный своим воображением, готов на самом деле положить жизнь за честь возлюбленной. Он смело идет до конца и погибает, отстаивая свой, пусть и не вполне правомерный, взгляд на жизнь.

Он человек, безусловно, честный и благородный, и гибель его вызывает искреннее сожаление и сочувствие автора и читателей. Пушкин отмечает, что, «может быть, и то: поэта / Обыкновенный ждал удел», — то есть внешняя сторона его романтизма могла со временем исчезнуть, обнажив натуру вполне заурядную.

Важно

Но в то же время автор не исключает и того, что романтизм Ленского мог быть по-настоящему серьезен и отражать подлинную неординарность его личности.

Дуэль Грушницкого — грязная игра от начала и до конца. Вместе с драгунским капитаном он еще до открытого столкновения с Печориным задумал «проучить» его, выставив перед всеми трусом.

Но уже в этой сцене для читателя очевидно, что трусом является сам Грушницкий, который соглашается на подлое предложение драгунского капитана оставить пистолеты незаряженными.

Печорин случайно узнает об этом заговоре и решает перехватить инициативу: теперь уже он, а не его противники, ведет партию, задумав проверить не только меру подлости и трусости Грушницкого, но и вступив в своеобразный поединок с собственной судьбой.

Вернер сообщает Печорину о том, что планы противников изменились: теперь они задумали зарядить один пистолет.

И тогда Печорин решает поставить Грушниц-кого в такие условия, чтобы тому не оставалось ничего другого, как либо признать себя перед всеми подлецом, раскрыв заговор, либо стать настоящим убийцей.

Ведь возможность просто удовлетворить свою месть, слегка ранив Печорина и не подвергая себя самого при этом опасности, теперь была исключена: Печорин потребовал, чтобы дуэль проводилась на краю обрыва и стреляли по очереди. При таких условиях даже легкая рана противника становилась смертельной.

Очевидно, что по сравнению с дуэлью Ленского и Онегина, ситуация здесь намного острее.

Совет

Там исход дуэли в какой-то мере предрешен только тем, что Онегин, опытный в такого рода делах человек, имеет преимущество перед молодым и неопытным противником, к тому же еще находящимся в крайне нервном состоянии. И все же для Онегина гибель друга — неожиданный и страшный удар.

В дальнейшем мы узнаем, что именно эта история стала для Онегина начатом коренного пересмотра своих жизненных позиций, в результате приведшего к отказу от романтического индивидуализма и открывшим путь к истинной любви.

У Лермонтова, при всей важности ее идейно-композиционной роли, сцена дуэли Печорина с Грушницким, очевидно, не может рассматриваться как центральный эпизод всего романа, хотя в данной главе она в какой-то мере таковой все же является. Но никак нельзя сказать, что эта история изменила в существенных чертах жизнь Печорина, повлияла на изменение его характера и внутреннего облика.

В результате дуэли с Грушницким Печорин оказывается в отдаленной крепости, рассказ о которой открывает роман (повесть «Бэла»). Так что к тому моменту, когда происходят события в «Княжне Мери», читателю уже хорошо известно, что и там, в крепости, Печорин остался таким же, как и здесь.

Дуэль для него — лишь один из аргументов в его постоянном споре с окружающими его людьми, с самим собой и своей судьбой.

Проблема судьбы в романе является важнейшей, окончательное ее решение будет представлено только в заключительной части — философской повести «Фаталист». Но вопрос о судьбе так или иначе ставится и в других его частях.

В сцене дуэли Печорин тоже решает испытать свою судьбу: «Что, если его счастье перетянет? Если моя звезда, наконец, мне изменит? — думает он накануне дуэли. — И немудрено: она гак долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле».

Как и затем в «Фаталисте», Печорин предлагает довериться фортуне: они с Грушницким бросают жребий, кому стрелять первым. И счастье улыбнулось противнику.

Но спор Печорина продолжается. У него есть еще время, чтобы все изменить -достаточно сказать, что он знает о заговоре. Именно этого ждет от него его секундант доктор Вернер. Но Печорин хочет испытать Грушницкого, в котором борются противоречивые чувства: стыд убить безоружного человека и раскаяние, боязнь признаться в подлости и одновременно страх перед смертью.

Печорин, несмотря на угрожающую ему самому смертельную опасность, смотрит на бедного молодого человека с любопытством, как на подопытного кролика. Ведь он сознательно поставил «эксперимент», чтобы проверить человеческую натуру: чего в ней больше — подлости, злобы и страха или раскаяния и добрых порывов.

«С минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим»,- думает Печорин о Грушницком, которому предстоит стрелять. В какой-то момент кажется, что совесть и добрые начала могут возобладать в нем: «Не могу, — сказал он глухим голосом».

Но окрик драгунского капитана-«трус!» — возвращает все на свои места: Грушницкий привык позировать и не может изменить своей привычке: он стреляет и чуть не убивает Печорина, поскольку ранит его в колено.

Обратите внимание

Дальше дело за Печориным. Если ранее он пытался разобраться в психологии поступков Грушницкого, то теперь его тонкий аналитический ум, как под микроскопом, рассматривает все мельчайшие движения собственной души. Что в ней: «и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба»? Объяснить себе это сложное чувство герой так и не может.

Но испытание Грушницкого продолжается. Печорин еще раз предлагает ему отказаться от клеветы и попросить прощения. Зачем ему это нужно? Я думаю, не только -для «чистоты эксперимента».

Чуть ранее Печорин, предоставляя возможность бросить жребий, думает о том, что «искра великодушия», которая могла бы проснуться в Грушницком, наверняка будет побеждена «самолюбием и слабостью характера». Он, знаток человеческих душ, прекрасно изучивший Грушницкого, в этом не ошибся.

Но есть и еще один аргумент, касающийся его самого: «Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И дальше он точно соблюдает эти «условия с своею совестью», заключенные здесь.

После того, как Печорин требует зарядить пистолет, он последний раз взывает к Грушницкому: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все… вспомни — мы были когда-то друзьями».

Что это: искренне желание мирно кончить ссору или нечто иное? Если учитывать весьма специфическое отношение Печорина к дружбе (фактически он в нее не верит, а уж тем более о дружбе с Грушницким вообще говорить проблематично), а также его взгляды на врагов («Я люблю врагов, но не по-христиански»), то можно сделать следующий вывод.

Печорин уже убедился в слабости Грушницкого, он уже выставил его полным подлецом и трусом перед всеми, и теперь борьба с ним стала для него неинтересной: слишком ничтожен оказался противник. И тогда Печорин, дергая за нужные веревочки, как кукловод, добивается того, чтобы иметь перед собой настоящего врага: «Стреляйте! — кричит Грушницкий. -…Нам на земле вдвоем нет места…

» Это уже не просто слова отчаяния насмерть испуганного мальчишки. И Печорин хладнокровно убивает Грушницкого, заключая разыгранную только что сцену словами: «Finita la commedia». Комедия, но такая, в которой играют настоящие люди, а не актеры, и погибают они по-настоящему. Поистине, жестокая комедия!

А как чувствует себя ее режиссер? «У меня на сердце был камень», — отмечает Печорин. Даже природа, с которой у него, в отличие от людей, не было противоречий, и та как будто осуждает его: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Важно

Не случайно всю сцену обрамляет пейзаж: прекрасное описание «голубого и свежего» утра в начале показывает то единственное, что по-настоящему дорого ге-рою-романтику: «В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Описание места дуэли на скале и мрачной пропасти внизу также вполне соответствует духу и настроению героя.

А уехав после дуэли далеко от людей и проскакав на коне по незнакомым местам до вечера, Печорин вновь обретает душевное спокойствие.

Романтик остался романтиком: жизнь человека для него ничего не стоит по сравнению с могуществом и красотой природы, а своя индивидуальность всегда будет значительнее и важнее, чем все, что касается других: «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» — эта позиция героя осталась неизменной.

Можно ли оправдать ее? Автор не скрывает двойственного отношения к своему герою, но он — сам романтик и, вероятно, для него в чем-то поведение Печорина было если не ближе, то, по крайней мере, понятнее, чем нам.

Может быть, он и сам решился в свое время поставить такой «эксперимент» со своим давним приятелем Мартыновым? Но жизнь оказалась более жестокой к своему герою — пуля Мартынова пробила навылет сердце поэта.

Таков трагический финал дуэли, протянувшей нить из художественного мира романа в мир реальный.

Источник: http://lit-helper.com/p_Duel-_Pechorina_s_Grushnickim_Analiz_epizoda_iz_glavi_Knyajna_Meri_romana_M_Yu__Lermontova_Geroi_nashego_vremeni

Ответы@Mail.Ru: анализ эпизода. Дуэль Печорина и Грушницкого

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов.

Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало» , которое носит «маску разочарованности» , постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания» . Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве.

Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.

Совет

Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном.

Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.

В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану: «Мы давно уж вас ожидаем» , -говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли.

Читайте также:  Историческая фантастика: список лучших книг

Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно» . Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому» . Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера.

Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться» , -говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор. Печорин — хороший психолог.

Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан! Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа.

И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому. «Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?. . » Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого.

Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости. В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже. Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пул

Печорин выстрелил, да не попал, а Грушницкий, т. к. стоял на краю скалы вздрогнул и упал и погиб.

«Печорин и Грушницкий в сцене дуэли» Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин. События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством.

К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.

Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Цель его жизни — сделаться героем романа. Он самолюбив.

Обратите внимание

Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? ” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “…

один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его… ” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего… ” И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти.

Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека.

К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его. Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”.

Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. . Нам на земле вдвоем нет места… ” Печорин не промахнулся. Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение.

Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, — не маска, а действительное состояние души.

печорин признаеться : я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки и с строгим любопытством и без участия . ( запись сделана 16 июня).

Важно

Прав ли безусловно герой в этом своем утверждении? ( Вспомните его состояние перед дуэлью, его поведение при известии об оъезди Веры и вообще его отношение к ней).

Обогащает или обедняет его натуру это качество, которое он в себе не замечает ?

«Печорин и Грушницкий в сцене дуэли» Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин. События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством.

К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.

Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Цель его жизни — сделаться героем романа. Он самолюбив.

Обратите внимание

Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? ” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “…

один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его… ” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего… ” И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти.

Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека.

К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его. Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”.

Совет

Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. .Нам на земле вдвоем нет места… ” Печорин не промахнулся. Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение.

Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, — не маска, а действительное состояние души.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/14685615

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени»: конфликт, причина дуэли

Роман «Герой нашего времени», который написал М. Ю. Лермонтов, уже давно стал классикой мировой литературы. В нем автор скорбит над пороками своего времени. Не только над чертами характера определенных людей, но и к чему приводят их необдуманные, часто спонтанные действия.

После смерти Печорина (Который умер по дороге из Персии) рассказчик решил опубликовать его дневник.

В записях мужчина описывает свои особо интересные приключения, которые произошли с ним за всю его жизнь, не скрывая своих пороков.

Так, в главе «Княжна Мери», Печорин повествует о своем нахождении в Пятигорске. Он приехал в город на лечение, встретив юнкера-романтика Грушницкого, у которого ранена нога.

Тот влюбляется в княжну Мери, подает ей всяческие знаки внимания, старается вызвать симпатию. Но Мери, вместо того, чтобы полюбить этого юного и глупого еще (давайте говорить прямо) мальчишку (хотя парень и имел уже награду за боевые подвиги) в ее глазах влюбляется в самого Печорина, который, подумав, отвечает ей взаимностью.

Григорию нравится дразнить несостоявшегося любовника. Он завоевывает княжну своим обаянием, загадочностью, понижая в ее глазах Грушницкого, к которому раньше она испытывала хоть какую-то симпатию.

Вскоре в город приезжает возлюбленная Печорина Вера, которая замужем за родственником Лиговских и больна чахоткой. Главный герой ударяется в ностальгию, начиная тайком встречаться со своей любимой.

А чтобы отвести от себя любые подозрения, продолжает ухаживать за Мери. Все начинают говорить о свадьбе пары, тогда как Печорин и не думает об этом.

Но Грушницкий не забыл Мери, он перестает здороваться с героем из-за этого.

Обратите внимание

Кульминацией их истории становится случай, когда Печорин приходит к Вере, но Грушницкий, видя спускающегося с балкона героя, думает, что тот был у Мери и начинает говорить об этом чуть ли не на каждом углу. Это и становится его роковой ошибкой. Печорин вызывает парня на дуэль и убивает его.

Что можно сказать о причинах дуэли? Первой причиной является сентиментальный романтичный характер Грушницкого, его глупость:

Печорин даже отговаривает его, пытается наставить на истинный путь, но тот только еще больше распаляется, не хочет, чтобы его считали трусом. Вторая причина — это характер самого главного героя и его действия, которые привели к логическому концу. Впрочем, он не скрывает этого.

Подведя итоги, можно сказать, что в конфликте и причинах дуэли виноваты сами герои. Один — невыносимый романтик, живущий в царстве своих выдуманных грез.

Возможно, если бы не было дуэли, он бы стал таким же, как Печорин, умудрившись жизненным опытом. Ведь он не мог стать кем-то другим — время, в котором жили герои, обязывало к этому.

Второй — уже умудренный и уставший от жизни скептик, который просто от скуки разрушает жизни людей.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1388

Анализ сцены дуэли Печорина и Грушницкого по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Сцена дуэли в романе, на мой взгляд, является одной из самых ярких и интересных. Герои, участвующие в ней: Печорин, Грушницкий, доктор Вернер, драгунский капитан, которого даже не удостоили именем, и никому не известный Иван Игнатьевич.

Перед сценой дуэли нам показана бессонная ночь главного героя, во время которой он думает и о дуэли, и о жизни, и о смерти, и о любви, и снова возвращает свои рассуждения к смерти.

Читайте также:  Анализ произведения "превращение" франц кафка

Конечно, из этого предисловия, предшествующего дуэли, можно узнать о том, что Печорин – один из немногих, кто не приукрашивает своей роли на земле и самой действительности, смело смотрит правде в глаза. Он, как и любой ба на его месте, думает о том, что будет, если он умрет. Но он не размышляет о загробной жизни: об рае или об аде.

Важно

Такой человек как Печорин, лишний человек, рассуждает о бессмысленности своей жизни: “…потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”.

Далее Печорин оценивает свою прожитую жизнь: “…я не угадал назначения, я увлекся приманками

страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки тыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”. И наконец, приходит к печальному выводу о смысле человеческой жизни: “…а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового…Смешно и досадно!”

У читателя в этот момент возникает сомнение: а будет ли жить этот человек.

Но дальше следует отрывок, который герой пишет уже гораздо позже – на службе в крепости N. Он остался жив, потому что “не осушил чаши страданий”.

Печорин сообщает о том, что не забыл ничего из того, что произошло ночью и на дуэли: “Как же прошедшее ясно и резко отлилось в моей памяти! Ни одной черты, ни одного оттенка не стерло время!” мне кажется, он вообще ничего не забывает, и это тяжело. Но может быть, это и есть его дар – помнить.

Итак, наступил день дуэли. Выйдя из купальни, Печорин был в неплохом расположении духа. Увидев взволнованного доктора в необычном для него, черкесском наряде, он расхохотался.

Когда они ехали к месту дуэли, погода Печорину казалась прекрасной. Он был, как никогда внимателен, ничего не упускал из виду. Может быть, это состояние каждого, кто готовится к смерти.

Во время поездки между Вернером и Печориным происходит интересный разговор, как, впрочем, и всегда.

Вернер напоминает о завещании, которое можно оставить друзьям или любимой. Но Печорин говорит о том, что нет на свете ни вечной дружбы, ни вечной любви, и он давно уж это понял.

Дальше они видят противников, подходят к ним.

Драгунский капитан с самого начала предпринимает неудачную попытку задеть Печорина, чтобы последний чувствовал себя неловко и растерянно: “Мы давно уж вас ожидаем”. Но Печорин остается хладнокровен и спокоен. Вслед за этим доктор, как и любой, оказавшийся на его месте, просит, прежде всего Грушницкого, примириться. Печорин коротко высказывает свое согласие.

Совет

Капитан воспринимает это как трусость. Эта мысль передается Грушницкому, который “принимает гордый вид”, не подозревая, что становится еще более жалок и смешон. Но видно, что он волнуется и все-таки хочет избежать дуэли, в отличие от драгунского капитана. Он желает знать, что ему необходимо сделать для “примирения”. Ответ – признать ошибку и извиниться публично.

Когда стреляет Грушницкий, то руки у него дрожат, он боится стрелять в человека, потому что есть большая вероятность убить его (дуэль происходит на отвесной скале). Грушницкий опускает пистолет. “Не могу!” – говорит он. Но после слова “трус”, произнесенного драгунским капитаном, раздается выстрел. Печорина ранило в колено, но рана была легкая.

Пришла очередь Печорина. Капитан начал обнимать Грушницкого, второй секундант даже прослезился. Капитан сказал фразу, которую, видимо, специально сочинил на этот случай: “Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка”.

Думаю, что вся эта трагедия была разыграна для Печорина, чтобы посмотреть на его состояние и посмеяться над ним потом.

Печорин еще раз спрашивает, не отказывается ли его противник от своих слов, но то не передумал, ведь он уверен, что ему ничего не угрожает. Капитан, желающий закончить план, напоминает Печорину, что он “здесь не для того, чтоб исповедовать”.

Печорин зовет бледного доктора, которому наш герой не безразличен, и просит его зарядить пистолет. Капитан начинает кричать, что это не по правилам (странно, что он вообще о них вспомнил), а когда Печорин предлагает решить вопрос дуэлью с капитаном, то последний замолкает.

Грушницкий, который почувствовал, что смерть рядом и дышит ему в спину, видимо, понял, что от нее не скрыться и сейчас поздно сопротивляться. Он просит Печорина стрелять.

Печорин еще раз просит его подумать об извинениях. Тут Грушницкий произносит ключевую фразу всей сцены: “Нам на земле вдвоем нет места…”

Обратите внимание

Печорин стреляет, этот выстрел оказывается для Грушницкого смертельным. После этого герой произносит финальную реплику: “Комедия окончена!” даже доктор с ужасом от него отворачивается. И лишь когда он видит труп Грушницкого, то понимает сердцем, что сделал: “У меня на сердце был камень”. Теперь природа его не радует, солнце не греет.

Эта дуэль, конечно, никогда не забудется Печориным, теперь это неразрывная его часть, которая умрет вместе с ним.

На мой взгляд, никто не смеет его судить, потому что он уже получил свое наказание – он помнит и всегда будет помнить.

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-sceny-dueli-pechorina-i-grushnickogo-po-romanu-geroj-nashego-vremeni-lermontov-m-yu/

Как характеризует Печорина и Грушницкого сцена дуэли? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Как характеризует Печорина и Грушницкого сцена дуэли? Композиционная сложность романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» неразрывно связана с психологической сложно­стью образа главного героя.

Неоднозначность и противоречивость мятежного характера Григория Печорина проявляются не только в его поступках и его душе, — наиболее ярко эти черты проступа­ют в соотнесении героя с другими персонажами.

Чтобы показать благородные чувства и стремления своего ге­роя, А. С. Грибоедов противопоставил Чацкому подхалима Мол- чалина, А. С. Пушкин ввел в роман «Евгений Онегин» образ моло­дого поэта-мечтателя Ленского, а М. Ю. Лермонтов страдающему Печорину, с его непреклонной волей и жаждой борьбы, противо­поставил Грушницкого.

Печорин встретился с Грушницким, с которым они «были ког- да-то друзьями» в Пятигорске на водах.

«Грушницкий — пишет он в своем дневнике, — …из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, воз­вышенные страсти и исключительные страдания».

Цель таких людей — производить эффект. В обществе Мери Грушницкий ра­зыгрывал роль разжалованного в солдаты, гонимого обществом и судьбой страдальца.

Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное на какие-то тайные страдания, что, по словам Печорина, сам почти в этом уве­рился, «он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель — сделаться героем романа…».

Печорин же всегда стремился к активным действиям; «любо­пытство» толкало его ставить «эксперименты» над собой и окру­жающими, вмешиваться в дела, до него не касающиеся; его без­рассудная храбрость и романтическое мироощущение были под­линными, а не воображаемыми. И, главное, что отличало его, — стремление понять, что движет людьми; выявить мотивы их по­ступков, постичь их психологию.

Важно

Почему же этот «романтический» мальчишка так не нравится прапорщику Печорину? Он мечтает о славе, об офицерских эпо­летах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Он наивный, недалекий человек, но и это ему можно простить.

Груш­ницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит, и именно этого он не может простить. Григорий Пе­чорин действительно переживает чувство глубокого разочарова­ния в жизни, которое для юнкера лишь поза.

Во всем внешнем облике, речи, поступках Грушницкого Печорин видит ничтожность его натуры.

Ему вообще всегда были неприятны самовлюбленность и эгоизм людей, которые на все случаи жизни запаслись «пышны­ми фразами», которые в молодости разыгрывают роль разочаро­ванных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, — иногда тем и другим».

Печорин откровенно признается, что не любит Грушницкого, чувствует к нему неприязнь и играет на самолюбии приятеля, зная наперед, что одному из них несдобровать. Раздраженный, Печо­рин желает досадить бывшему сослуживцу.

От скуки, без каких- либо угрызений совести, он вмешивается в судьбу юнкера, влюб­ляет в себя Мери, чем восстанавливает против себя Грушницкого.

Атот, когда затронуто самолюбие, желая отомстить Печорину, за­думывает высмеять его и представить перед всеми трусом.

Печорин случайно стал свидетелем этого «заговора», и мысль, что он мог сделаться «посмешищем этих дураков» не давала ему покоя. С одной стороны, он недоумевал, за что его все так ненави­дят, а с другой — чувствовал, что «ядовитая злость» наполняла его душу.

Совет

С этого момента судьба юнкера была решена: «Берегитесь, господин Грушницкий! — писал Печорин в своем дневнике, — Со мной так не шутят… Я вам не игрушка!..» Печорин так зол, потому что боится «показаться смешным даже самому себе».

Он иногда презирает себя, и не от того ли он презирает и других?

Перед самой дуэлью Печорин откровенно признается доктору Вернеру, что «думая о близкой возможности смерти», он думает только «об одном себе».

Настоящих друзей он не приобрел, ажен- щины, которые, по его мнению, обнимая других, будут смеяться над ним, чтоб возбудить ревность к усопшему, не достойны его внимания.

Из жизненной бури Печорин «вынес несколько идей — и ни одного чувства», он давно уже живет «не сердцем, а головою» и разбирает свои поступки со строгим любопытством, но без жи­вого участия.

Печорин признается также, что «стал не способен к благород­ным порывам», однако перед дуэлью именно он выражает готов­ность примириться с противником, хотя и предлагает условия, на которые тот не может согласиться.

Желая в полной мере подтвер­дить правильность своих суждений о низости и трусости Грушниц- кого, Печорин намеренно «…поставил его в затруднительное по­ложение».

«Стреляясь при обыкновенных условиях, — пишет Пе­чорин, — он мог целить мне в ногу, легко меня ранить и удовлетво­рить таким образом свою месть, не отягощая слишком своей сове­сти; но теперь он должен был выстрелить в воздух, или сделаться убийцей…» Печорин даже предоставляет «все выгоды» Грушниц- кому, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хва­тит ли у него решимости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет Печорина не был заряжен).

Печорин, со своей страстью к исследованию человеческой природы, хотел испытать Грушницкого. Вечное любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать над страстями и чув­ствами других людей толкали его на это.

Печорин надеялся, что в душе молодого юнкера еще «могла проснуться искра великоду­шия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и сла­бость характера должны были торжествовать…».

Обратите внимание

Используя ду­шевную слабость противника, сам Печорин хотел таким образом оправдать свое «полное право не щадить его».

Он и сам толком не мог объяснить, какие чувства более всего владели им в тот момент: «…то были и досада оскорбленного самолюбия, и пре­зрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, те­перь с такой уверенностью и… дерзостью на меня глядящий, две минуты назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..».

Несколько минут Печорин наблюдал за Грушницким, в послед­ний раз надеясь увидеть в нем хоть «легкий след» раскаяния, но тот, зная, что пистолет Печорина не заряжен, не проявил никаких угрызений совести и даже «удерживал улыбку».

Печорин раскрыл заговор, самолюбие его было удовлетворе­но, и он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы. Однако «лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали… «Стреляйте! — отвечал он. — Я себя презираю, а вас ненавижу… Нам наземле вдво­ем нет места…» И Печорин выстрелил…

Таким образом, сцена дуэли, задуманная Печориным как ко­медия, превратилась в трагедию.

Автор пытается показать нам, что эта трагедия была как бы предрешена всей логикой событий, по которой Грушницкий неизбежно был жертвой, а Печорин лишь невольно сыграл в судьбе юноши фатальную роль.

Вспомним, как Печорин сам говорил об этом: «Я его… не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Эту же обреченность юноши чувствовал и Вернер, говоря Печорину: «Я предчувствую, что бедный Грушниц­кий будет вашей жертвой…». Вот почему автор отчасти оправды­вает ту жестокость, какую проявил Печорин в поединке с Груш- ницким, Однако какое оправдание можно найти поступкам Печо­рина, когда жертвами его эгоизма становятся люди, достойные уважения и любви?

Важно

В лице Печорина перед нами предстает не только своеобраз­ный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени — это лич­ность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы.

В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.

В предисло­вии к роману Лермонтов полемически заявляет: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего по­коления, в полном их развитии».

Источник: https://www.prepodka.net/kak-xarakterizuet-pechorina-i-grushnickogo-scena-dueli-po-romanu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию