Женские образы в творчестве а. с. пушкина

Литературно-художественная композиция «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»

ЦЕЛИ:

1) расширение и углубление знаний о творчестве А. С. Пушкина;

2) развитие навыков сценической игры и художественного чтения, воспитание чувства красоты русского языка.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сцена из повести «Метель».

2. Сцена из повести «Барышня-крестьянка».

3. Композиция о няне.

4. Сцены из романа «Евгений Онегин».

ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЧЕРА

1. Конкурс газет, посвященных А. С. Пушкину (дать задание по классам).

2. Яркое объявление, вывешенное за неделю до вечера.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1) 2 ведущих;

2) чтецы;

3) группа девочек, исполняющая танцы: вальс, менуэт;

Участники вечера, играющие роли персонажей пушкинских произведений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать «Повести Белкина».

2. Мальчикам – назвать одно из качеств характера женщины, которое они считают самым важным (в фойе школы на это время находится почтовый ящик).

3. Участие в выставке рисунков на тему «Мода времени А. С. Пушкина и наша мода».

ХОД ВЕЧЕРА

(Звучит музыка из «Пушкинских вальсов» Прокофьева. Выходят двое ведущих)

Первый ведущий :

Каков я прежде был, таков и ныне я:

Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

Второй ведущий :

В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением. Многие его произведения были навеяны любовными увлечениями поэта.

Первый ведущий :

Обратите внимание

Наверное, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно.

Второй ведущий :

Свои идеалы он находил в России. Женские образы – от крестьянки до графини – объединяют женское начало: кокетство и игривость, верность и честь, красота и ум.

Первый ведущий :

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

Второй ведущий :

Сейчас будут показаны сцены из разных произведений А. С. Пушкина. Назовите их.

Как зовут героинь, чем заканчивается повествование о них?

(Ведущие уходят)

(Звучит музыка. Вальс Г. Свиридова из «Метели». Девочки исполняют вальс)

(На сцену выходит горничная, несет за ней шарф и подает ей стул. Марья Гавриловна садится, горничная накидывает на нее шарф.)

Марья Гавриловна (раскрывает книгу):

– Ах, эти французские романы! Какая любовь! Какие чувства!

Горничная :

– Вам письмо от вашего предмета любви.

Марья Гавриловна :

– Ах, это Владимир пишет (читает): «Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Умоляю венчаться тайно, скрываться несколько времени, а потом броситься к ногам родителей».

Горничная :

Марья Гавриловна тайно обвенчалась, но не с Владимиром. Он вскоре уехал на войну с Наполеоном и погиб.

Марья Гавриловна :

Прошел год. Никто не узнал о моей тайне. Я богатая и милая невеста. Но никому не подаю и малейшей надежды.

Горничная :

В соседнюю деревню приехал в отпуск раненый гусарский полковник.

Марья Гавриловна :

– Это Бурмин; он очень милый молодой человек. И кажется, нрава тихого и скромного.

Горничная :

– Он часто бывает у нас. Он в вас влюблен?

Марья Гавриловна :

– Это загадка для меня. Я знаю, что ему нравлюсь, и я его отмечаю ото всех. Что же удерживает его от признания?

(Тихо звучит вальс из «Метели». Горничная уходит. Марья Гавриловна одна слушает музыку)

Бурмин :

– Я давно ищу случая открыть свое сердце. Выслушайте меня и простите. Я вас люблю, я вас люблю страстно.

(Марья Гавриловна низко наклонила голову)

Я хочу открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.

Марья Гавриловна :

– Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашей женою.

Бурмин :

– Я несчастное создание… я женат! И я не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Марья Гавриловна :

– Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость.

Бурмин :

– В начале 1812 г. я спешил в полк, попал в ужасную метель и заблудился. Я увидел вдали огонек – это была церковь. Двери были не заперты – я вошел. В церкви на лавочке сидела девушка в полуобморочном состоянии, а другая терла ей виски. Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?». «Начинайте, начинайте, батюшка», – ответил я рассеянно.

Девушку подняли. Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед аналоем: священник торопился.

Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. «Ай, это не он, не он», – вскрикнула она и упала без памяти.

Я вышел из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!».

Марья Гавриловна :

– Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?

Бурмин :

– Не знаю. В то время я так мало полагал важности в моей проказе.

Марья Гавриловна :

– Боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?

(Бурмин бросается к ее ногам)

(Гаснет свет. Звучит вальс из «Метели». В это время на сцену выносят столик, зеркало, различные баночки, расчески. Начинается сцена из «Барышни-крестьянки». Лиза у зеркала, Настя ее причесывает)

Настя :

– Позвольте мне сегодня пойти в гости в Тугилово.

Лиза :

– Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга навещают.

Настя :

– А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина.

Лиза :

– Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи потом хорошенько, каков он собою и что он за человек.

(Настя уходит. Лиза садится за фортепиано, играет и напевает роман. Настя входит с букетом полевых цветов)

Настя :

– Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась довольно.

Лиза :

– Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Настя :

– Барин прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться.

Лиза :

– Как бы мне хотелось его увидеть!

Настя :

– Да что ж тут мудреного? Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово. Ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Лиза :

– Какая славная выдумка. Ах, Настя, милая Настя! А по-здешнему я говорить умею прекрасно. (Уходит)

(Лиза в сарафане, с корзиною в руках)

Лиза :

– Ах, собака злая.

Берестов :

– Не бойся, милая, собака моя не кусается.

Лиза :

– Да нет, барин, боюсь.

Берестов :

– Я провожу тебя, если ты боишься.

Лиза :

– А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

Берестов :

– Откуда ты?

Лиза :

– Из Прилугина. Я Акулина, дочь кузнеца-Василия, иду по грибы. А ты, барин? Тугиловский, что ли?

Берестов :

– Я камердинер молодого барина.

Лиза :

– А лжешь, не на дуру напал. И одет-то не так, и баишь иначе.

(Берестов пытается обнять Лизу, но та уклоняется и принимает строгий и холодный вид)

Лиза :

– Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, то не извольте забываться.

Берестов :

– Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей?

Лиза :

– А что думаешь? Разве я на барском дворе никогда не бываю? Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь. Иди-ка, барин, в сторону, а я в другую. Прощенья просим. (Расходятся)

Лиза (читает письмо):

«Милая Акулина, я предлагаю тебе мою руку. Будь моей женой, я влюблен страстно, и никакие преграды не могут мне помешать любить тебя. Мы будем жить своими трудами. Лиза мне вовсе не нравится, я не чувствую себя способным сделать ее счастливой».

Берестов (входя):

Все будет решено. Объяснюсь с Лизой, она поймет.

(Лиза поднимает голову, вскрикивает и хочет убежать. Берестов удерживает ее)

Берестов :

– Акулина! Акулина!

Лиза :

– Оставьте же меня, сударь, с ума вы сошли?

Берестов :

– Это ты, Акулина, счастье мое. Вот и сладилось все. (Уходят)

(Девочки танцуют менуэт)

Ведущий спрашивает зал:

1) из каких произведений показаны сцены?

2) назовите действующих лиц этих отрывков?

3) чем заканчивается история в «Метели»? в «Барышне-крестьянке»?

Первый ведущий :

Среди женских образов у Пушкина явно преобладает один, многогранный, неизменный – это образ няни.

(Звучит колыбельная «Спи, дитя мое, усни, сладкий сон тебе приснись» – поет девочка, подготовленная учителем музыки)

Второй ведущий :

Важно

Колыбельная песня… Она входит в нашу жизнь с рождения, и поют ее нам наши мамы и бабушки.

Первый ведущий :

Маленькому Пушкину пела колыбельную няня Аринушка.

(На экран проецируется портрет А. Р. Яковлевой – няни Пушкина)

Второй ведущий :

Это была старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, страстно любящая своего питомца.

Первый ведущий :

В год рождения Александра его отец, Сергей Львович, дал Арине Яковлевой вольную, от которой она отказалась.

Второй ведущий :

Няня была кладезем русской народности, передавая будущему поэту волшебные сказания русской старины, чистоту русской речи.

(Чтецы исполняют стихотворения «Зимний вечер», «Сон», «Няне»)

(Входят няня и мальчик с пером и чернильницей в руках. Он садится, няня диктует письмо. В ее руках – спицы, клубок)

Няня :

«Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали.

За ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне.

Приезжайте, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько.

Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь многолюбящей вас няней. Ваша Арина Родионовна.

6 марта 1827 г.».

(В то время, когда няня и мальчик уходят со сцены, за сценой в микрофон читается стихотворение «Няне»)

(Звучит музыка из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Идут няня со свечой в руках, Татьяна)

Татьяна :

– Не спится, няня, здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне.

Няня :

– Что, Таня, что с тобой?

Татьяна :

– Мне скучно,

Поговорим о старине.

Няня :

– О чем же Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти немало

Старинных былей, небылиц

Про духов злых и про девиц.

А нынче все мне темно, Таня.

Татьяна :

– Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?

Няня :

– И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь,

А то бы согнала со света

Меня покойница-свекровь.

Татьяна :

– Да как же ты венчалась, няня?

Няня :

– Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет.

А было мне тринадцать лет…

Я горько плакала от страха.

Татьяна :

– Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!

Няня :

– Дитя мое, ты нездорова,

Господь, помилуй и спаси!

Чего ты хочешь, попроси…

Дай окроплю святой водою,

Ты вся горишь…

Татьяна :

– Я не больна.

Я… знаешь, няня… влюблена.

Няня :

– Дитя мое, господь с тобой!

(И няня девушку с мольбой

Крестила дряхлою рукою)

Таня :

– Оставь меня: я влюблена.

(Девочки танцуют вальс из оперы «Евгений Онегин». Онегин входит, когда еще продолжается вальс. Девочки остаются на сцене, образуя группы. Входит Татьяна)

Читайте также:  Анализ новеллы эдгара по «падение дома ашеров»

(Музыка звучит постоянно)

Онегин :

– Ужель та самая Татьяна…

Та девочка… иль это сон?

Онегин (подходит):

– Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел…

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Татьяна :

– Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? Одну суровость…

Онегин :

– Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я.

Татьяна :

– Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад.

Онегин :

– Я сам себе

Противится не в силах боле;

Все решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Татьяна :

– А счастье было так возможно,

Так близко! Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я.

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

(Уходят. Входят девушки, игравшие героинь, и современно одетые девушки)

Первый ведущий :

Изменилось время, изменилась мода.

Второй ведущий :

Но остаются вечными любовь, верность, честь, гордость.

Первый ведущий :

Остается Александр Сергеевич Пушкин, гений и слава русской земли.

Второй ведущий :

Накануне вечера мы провели опрос: какие качества характера, по мнению мужчин (мальчиков), важны в женщине.

(Обыгрывается информация, полученная в результате подсчета)

Первый ведущий (читает фрагмент стихотворения Заболоцкого):

Что красота:

Сосуд, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Второй ведущий :

Спасибо всем, кто готовил вечер (называет авторов вечера).

Рекомендации: композиция может быть использована частями на уроках, а также может быть проведена как конкурс между старшеклассниками или как неделя русской литературы.

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/load/vneklassnye_meroprijatija/russkaja_literatura/literaturno_khudozhestvennaja_kompozicija_zhenskie_obrazy_v_tvorchestve_a_s_pushkina/42-1-0-2345

Женские образы в творчестве А.С. Пушкина Литературно-художественная композиция по творчеству А.С. Пушкина – PDF

XLIII «Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость. Не правда ль? Вам была не новость Смиренной девочки любовь? И нынче<\p> Подробнее

МЕТЕЛЬ 1 1. В конце' 1811 го'да жил в своём поме'стье 2 Ненара'- дове до'брый Гаври'ла Гаврилович Р**. Он был о'чень гостеприи'мный челове'к; сосе'ди ча'сто е'здили к нему' поесть, попи'ть, поигра'ть в<\p> Подробнее

// Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” А.С.Пушкина В.Г.Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства<\p> Подробнее

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на<\p> Подробнее

Совет

Т. ПАНКОВА ТАТЬЯНИН ДЕНЬ Молодежная дискотека Звучат позывные. Выходят Ведущие. Ведущий. Добрый вечер! Ведущая. Здравствуйте! Ведущий. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье,<\p>

Подробнее

Предисловие Предлагаемая вашему вниманию серия задумывалась составителями с целью дать изучающим русский язык как неродной разнообразный по проблематике материал для знакомства с русской культурой, в том<\p> Подробнее

Открытое интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с интеграцией областей: коммуникация, познание, художественное творчество, музыка. «Поможем Золушке попасть на бал» Программное<\p> Подробнее

МБДОУ д/с «Ромашка» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области Образовательная деятельность Восприятие художественной литературы Тема: «Детям о Пушкине А. С.» Подготовила: Воспитатель:<\p> Подробнее

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили<\p>

Подробнее

Хочу свою ошибку я исправить И отношения наши наладить, Надеюсь, ты меня простишь И обижаться прекратишь, Знай, люблю тебя, малыш! За окном кружится снег, На улице зима, Где же ты, мой любимый человек?<\p> Подробнее

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA AGENŢIA DE ASIGURARE A CAITĂŢII Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЦЕЙСКИЙ<\p> Подробнее

8 МАРТА конспект занятия, 2 «а» класс педагог Кривченко Н.А., Красноярская общеобразовательная школа 5 Цель: прививать детям чувство любви, уважения к женщине. Задачи: воспитывать заботливое отношение<\p> Подробнее

Обратите внимание

Чувикина Лариса Васильевна учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 814 г. Москва КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-МЕРОПРИЯТИЯ<\p>

Подробнее

«По страницам сказок..» Развлечение, посвященное празднику 8 марта для подготовительной группы Ведущая Лиса Кот Красная шапочка Волк Бабушка 3 солдата Иван Царевич Василиса Прекрасная Буратино Мальвина<\p> Подробнее

Праздник «День любимых мам» Савина Л.А. Цели: формировать в детях чувство уважения к мамам. Оборудование: фотовыставка, выставка рисунков, диски с фонограммами, шары для украшения зала, подарки мамам и<\p> Подробнее

Приложение 1 Всероссийская интеллектуальная викторина «Снова на дворе 8 Марта!» для воспитанников ДОУ и обучающихся 1 классов. ПРИВЕТ, ДРУЗЬЯ!!!! Мы снова с Вами встретились – а это значит, что впереди<\p> Подробнее

«1сентября – День знаний» Идея праздника: Развивать у детей познавательный интерес к школе, книгам. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость. Формировать дружеские доброжелательные отношения между<\p> Подробнее

УТРЕННИК, посвящённый Дню 8 МАРТА (для старших групп) Дети под музыку заходят в зал, встают полукругом у центральной стены. Мальчик1: Сегодня в светлом зале Всех поздравляем с Женским Днём Пусть будет<\p> Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/47962802-Zhenskie-obrazy-v-tvorchestve-a-s-pushkina-literaturno-hudozhestvennaya-kompoziciya-po-tvorchestvu-a-s-pushkina.html

Сочинение на тему: Женские образы у Пушкина – Сочинение

Литература, как правило, идеализирует женщину.

Русская литература — в особенности, потому что русский писатель наблюдает в жизни слишком мало высокого и прекрасного, и его извечный порыв к идеалу естественным образом обраща­ется на это прекрасное божье создание.

«Мерило цивилиза­ции, — писал М. Горький, — есть способ отношения к жен­щине». Русская литература в этом смысле представляет собой высокую ступень цивилизации.

Образ женщины в литературе неодинаков в лирике, с од­ной стороны, и в прозе и драматургии — с другой. При неко­торых общих чертах сходства эстетически он выполняет в разных родах литературы разную функцию. Начнем с образа женщины в эпосе и драме.

Тяготение русской литературы к идеа­лу отчетливо выразилось в создании женских образов. В подав­ляющем большинстве случаев образ женщины — критерий оценки героя, а любовь — проверочная для него ситуация.

В сис­теме реалистической литературы XIX века трудно было создать идеального героя-мужчину: даже лучшие из них обнаруживали в себе неискоренимые пороки и недостатки, из которых главным было неумение активно и полезно действовать.

От женщины же этого не требовалось, ее задача — не столько действовать, сколь­ко переживать, оставаться на высоте идеала не столько в действии, сколько в своем духовном мире. Поэтому так часто положи­тельный герой русской литературы — женщина.

В частности, у Пушкина мы наблюдаем отчетливую тен­денцию видеть в женщине нравственный идеал и образец. На фоне, скажем, такого противоречивого и неустойчивого ха­рактера, как Онегин, Татьяна поражает цельностью своей натуры, а главное, тем, что она воплощает в себе подлинный русский национальный характер, идеал народной нравствен­ности.

Способная «любить не шутя», она в то же время остается верна прежде всего христианскому долгу и, продолжая любить Онегина в конце романа, все же не может ответить на его вспыхнувшую страсть, потому что связана нерушимым словом, данным мужу: «Но я другому отдана, / Я буду век ему верна».

Важно

Достоевский видел в этом ответе Татьяны выражение истинно русского духа, проявление мышления русского пра­вославного человека, который не может построить свое сча­стье на несчастье другого. Это то, чего не понимает, кажется, Онегин: счастье — не высшая ценность в этой жизни, выше него честь, совесть, нравственный покой, внутренняя свобода.

(Не случайно он, говоря о сравнительной ценности покоя, во­ли и счастья, поставит счастье на первое место: «Я думал, вольность и покой / Замена счастью. Боже мой, / Как я ошиб­ся, как наказан!»). Любовь к Татьяне становится пробным камнем для Онегина.

Если в деревне, после признания Татья­ны он, хотя и был глубоко тронут, не смог откликнуться на ее чувство, то в конце романа его холодность сломлена. В пер­вом случае мы видим действительно «охлажденный ум», ко­торый не может поколебать ничто, и догадываемся о глубине его «хандры».

Во втором — в известном смысле радуемся за героя, потому что выясняется, что его сплин не беспределен, что он еще способен возродиться для жизни. Но Онегин еще не способен подняться на ту высоту нравственного чувства, с которой смотрит на мир Татьяна: ему мало любить, ему нужно обладать, в чем сказывается глубокий и неистребимый эгоизм героя.

В сопоставлении с «героем времени» Татьяна безуслов­но выигрывает в нравственном отношении, и именно ока ста­новится положительным героем не только романа, но и всего пушкинского творчества. Подобны Татьяне и другие женщи­ны в пушкинских произведениях — Маша Троекурова («Дуб­ровский»), Маша Миронова («Капитанская дочка»).

Источник: https://Sochineniye.ru/sochinenie-na-temu-zhenskie-obrazy-u-pushkina/

Женские образы в произведениях А.С. Пушкина

В русской духовной культуре образ женщины всегда занимал особое место. Наш народ в песнях, сказках воспел женщину, наделив ее красотой, добротой, трудолюбием — теми чертами характера, которые делают ее особенно привлекательной.

Многие писатели XVIII и XIX веков писали о женщинах, но особенно были описаны женщины в произведениях А. С. Пушкина. Он прекрасно выражал свое видение и понимание места женщины в жизни.

«Капитанская дочка»

Миронова Мария Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Она обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». Маша Миронова проста и скромна. Она полна благородства и красоты, но она и человек сильной воли.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы.

Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье. Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя.

Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти».

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что, она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена, добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило.

Совет

Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его».

Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.

Я считаю, что Маша Миронова — одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение.

Миронова Василиса Егоровна Василиса Егоровна — жена капитана Миронова и мать Маши Мироновой. Она простая русская женщина, хранительница семейного очага и счастья. Пушкин рисует не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в то же время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую героиню.

В первый раз мы встречаем Миронову: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки…» И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта.

Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка».

Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству.

До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась этакой проворной русской старушкой, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и мужа, одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости.

После появления Пугачёва они предстала перед нами совсем иной.

Обратите внимание

Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа.

Когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома «растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Так вместе они и погибли.

«Евгений Онегин»

Татьяна Ларина Татьяна — девушка из типичной семьи русских помещиков, но она не просто типичная уездная дворянка, она — героиня, в которой воплотились лучшие национальные черты. Татьяна Ларина простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей, в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.

Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной, Казалась девочкой чужой.

Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела.

Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:

Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялась в обманы, И Ричардсона и Руссо.

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.

При первой встрече Татьяны с Онегиным она увидела в нем тот идеал мужчины, который она рисовала себе столько лет. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:

Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.

Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. Но она продолжает любить этого человека.

Важно

Самое главное в характере и поведении Татьяны — это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.

И поэтому при встрече с Онегиным она говорит:

Я вас люблю, (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

«Я буду век ему верна» — поступок, также сделанный «по долгу» — долгу перед мужем, а скорее, даже перед принципом супружеского долга. Но если жертвенность Татьяны и ее верность своему супружескому долгу здесь вполне очевидны, то вовсе не очевидно другое. Финальное объяснение Татьяны с Онегиным ставит многоточие в драматической истории любви главных героев.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни |8, 'www.referat.bookap.info'|.

Сам поэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным образом русской женщины.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе.

Ольга Ларина Ольга — одна из главных героинь романа. Ольга мила и прелестна. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Она принимает жизнь такой, какая она есть, и удовлетворяется этим.

Ольга не испытывает настоящей любви и не ждет каких-то особенных чувств, не понимает переживаний окружающих ее людей. Душевные терзания, любовные письма, расставания и встречи — все это ей неведомо.

Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского.

Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге… но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно.

Такие девушки, как Ольга, являются наследницами практического опыта, продолжателями традиций, поэтому неудивительно, что в романе она повторяет судьбу своей матери.

Совет

Прасковья Ларина была выдана замуж и увезена в деревню, где поначалу «рвалась и плакала», а затем привыкла к скуке деревенской жизни и «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять».

Из светской кокетки она превратилась в уездную помещицу: Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь.

Прасковья Ларина стала заботливой матерью, хранительницей домашнего очага. За повседневными делами проходила спокойно её жизнь. Очевидно, что Ольгу ждет та же судьба: обычная семейная жизнь, хозяйство, дети.

В образе Ольги А. С. Пушкин воплотил один из женских типов — красивой, обаятельной женщины, игривой, веселой, беззаботной.

«Дубровский»

Маша Троекурова В повести «Дубровский» мы впервые встречаем Машу Троекурову. Образ главной героини пересекается с образом героини другого произведения А. С. Пушкина — Маши Мироновой. По моему мнению, Маша Троекурова и Маша Миронова — это портрет одной и той же женщины.

Маша юна, умна, благородна, мечтательна и красива…

Она росла в деревенской тиши, на лоне природы. Мать ей заменила няня, добрая, скромная крестьянская женщина, знавшая бесчисленное количество народных сказок и песен и с удовольствием передававшая их своей воспитаннице. Девочка росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю.

Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.

Когда в дом Троекуровых, к брату Маши, приехал молодой учитель- француз, Маша поняла — это Он, герой «ее романа». После того, как он смело и отважно защищался от медведя, Случай с медведем произвел сильное впечатление на девушку, «воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним»

Обратите внимание

Когда на свидании, назначенном ей Дефоржем, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугалась, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви.

На втором тайном свидании с Дубровским убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным.

И все же судьба распорядилась иначе — побег не состоялся.

Перед венчанием Марья Кирилловна была бледна и неподвижна, «голова ее неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны.

Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского.

Она, как позже и Татьяна Ларина, не способна была нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах.

Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся ее душа, научила ее отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши.

«Метель»

Марья Гавриловна Марья Гавриловна, героиня «Метели», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей литературы.

Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с «почтовым ящиком» в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание.

Важно

Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна.

В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной.

Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает.

Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж, так как по закону у нее есть муж, хотя она не знает даже его имени.

А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат… неизвестно на ком.

Судьба сыграла злую шутку с Марьей Гавриловной, так как она вышла замуж, но не за любимого, а за неизвестного офицера и после этого она не может быть счастливой, ведь её избранник погиб на войне и она обречена на вечное одиночество.

Выводы

Проанализировав женские образы в произведениях А. С. Пушкина, я пришла к выводу: великий поэт наделяет своих любимых героинь такими качествами, как верность долгу, неспособность к обману, к сделкам с совестью, умение любить и разделить участь мужа. Именно Татьяна и Маша Миронова — идеал настоящей русской женщины в творчестве гения.

1. «Капитанская дочка» А. С. Пушкин Издательство: Феникс Год выпуска: 2009.

2. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин Издательство: Эксмо Год выпуска: 2008.

3. «Дубровский» А. С. Пушкина Издательство: Детская литература Год выпуска: 2010.

Приложения

пушкин метель героиня дубровский Рис. 1 — Обложка книги «Капитанская дочка» А. С. Пушкин Рис. 2 — Фильм «Капитанская дочка», 1958 года Рис. 3 — «Крепость», Гринев и Швабрин у Мироновых Рис.

Совет

 4 — Обложка книги «Евгений Онегин» А. С. Пушкин Рис. 5 — Иллюстрация к роману А. С. Пушкина ''Евгений Онегин'' Татьяна Ларина Рис. 6 — Ольга Ларина Рис. 7 — Обложка книги «Дубровский» А.

С. Пушкина

Источник: https://referat.bookap.info/work/139966/ZHenskie-obrazy-v-proizvedeniyax

Женские образы в творчестве А.С. Пушкина

Женские образы

в творчестве

А.С. Пушкина

Литературно — художественная композиция

по творчеству А.С. Пушкина

Провела: Садовская Н.В.

2009 г.

Оформление вечера: конкурс газет, посвященных А. Пушкину (заранее дать задание по классам); яркое объявление, вывешенное за неделю до вечера; звучат «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель», колыбельная «Спи дитя мое, усни…», «Пушкинские вальсы» С. Прокофьева, музыкальные фрагменты из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

Действующие лица: 1-й ведущий; 2-й ведущий; чтецы; группа девочек, исполняющих танцы – вальс, менуэт; участники вечера, играющие роли персонажей пушкинских произведений.

(Звучит музыка из «Пушкинских вальсов» С. Прокофьева. Выходят двое ведущих.)

1-й ведущий:Каков я прежде был, таков и ныне я:

Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,

Могу на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

2-й ведущий:В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением. Многие его произведения были навеяны любовными увлечениями поэта.

1-й ведущий: Наверно, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно.

2-й ведущий: Свои идеалы он находил в России. Женские образы – от крестьянки до графини – объединяет женское начало: кокетство и игривость, верность и честь, красота и ум.

1-й ведущий:Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавец наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

(Ведущие уходят.)

( Звучит «Вальс» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Девочки исполняют вальс.)

(На сцену выходит Марья Гавриловна, горничная несет за ней шаль и подает ей стул. Марья Гавриловна садится, горничная накидывает на нее шаль.)

Марья Гавриловна (раскрывает книгу): Ах, эти французские романы! Какая любовь! Какие чувства!<\p>

Горничная: Вам письмо.

Марья Гавриловна: Ах, это Владимир пишет (читает): «Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обой­тись без нее?

Умоляю венчаться тайно, скрываться несколько времени, а по­том броситься к ногам родителей».

Горничная: Марья Гавриловна тайно обвенчалась, но не с Вла­димиром. Он вскоре уехал на войну с Наполеоном и погиб.

Марья Гавриловна: Прошел год. Никто не узнал о моей тайне. Я богатая невеста. Но никому не подаю и малейшей надежды.

Горничная: В соседнюю деревню приехал в отпуск раненый гусарский полковник.

Марья Гавриловна: Это Бурмин; он очень милый молодой человек. И кажется, нрава тихого и скромного. Влюблен ли он? Это загадка для меня. Я знаю, что ему нравлюсь, и я его отмечаю ото всех. Что же удерживает его от признания?

(Тихо звучит «Вальс» Г. Свиридова из «Метели». Горничная уходит. Марья Гавриловна одна слушает музыку)

Бурмин: Я давно ищу случая открыть свое сердце. Выслушайте меня и простите. Я вас люблю, я вас люблю страстно.

(Марья Гавриловна низко наклонила голову.)

Я хочу открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.

Марья Гавриловна: Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашей женою.

Бурмин: Я несчастное создание… я женат! И я не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Марья Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Про­должайте, я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость.

Бурмин: В начале 1812 г. я спешил в полк, попал в ужасную метель и заблудился. Я увидел вдали огонек — это была церковь. Двери были не заперты — я вошел. В церкви на лавочке сидела де­вушка в полуобморочном состоянии, а другая терла ей виски. Ста­рый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» «Начинайте, начинайте, батюшка», — ответил я рассеянно.

Девушку подняли. Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед аналоем: священник торопился.

Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обра­тила ко мне бледное свое лицо. «Ай, это не он, не он», — вскрикнула она и упала без памяти.

Я вышел из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?

Бурмин: Не знаю. В то время я так мало полагал важности в моей проказе.

Марья Гавриловна: Боже мой! Так это были вы! И вы не уз­наете меня?

(Бурмин бросается к ее ногам.)

(Гаснет свет. Звучит «Вальс» Г. Свиридова из «Метели». В это время на сцену выносят столик, зеркало, различные баночки, расчески. Начинается сцена из «Барышни-крестьянки». Лиза у зеркала, Настя ее причесывает.)

Настя: Позвольте мне сегодня пойти в гости в Тугилово.

Лиза: Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга навещают.

Настя: А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина.

Лиза: Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расска­жи потом хорошенько, каков он собою и что он за человек.

(Настя уходит. Лиза садится за фортепиано, играет и напе­вает романс. Настя входит с букетом полевых цветов.)

Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась довольно.

Лиза: Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Настя: Барин прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться.

Лиза: Как бы мне хотелось его увидеть!

Настя: Да что ж тут мудреного? Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово. Ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Лиза: Какая славная выдумка. Ах, Настя, милая Настя! А по-здешнему я говорить умею прекрасно.<\p>

(Уходит.)

Лиза: Ах, собака злая.

Берестов: Не бойся, милая, собака моя не кусается.

Лиза: Да нет, барин, боюсь.

Берестов: Я провожу тебя, если ты боишься.<\p>

Лиза: А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

Берестов: Откуда ты?

Лиза: Из Прилугина. Я Акулина, дочь кузнеца — Василия, иду по грибы. А ты, барин? Тугиловский, что ли?

Берестов: Я камердинер молодого барина.

Лиза: А лжешь, не на дуру напал. И одет-то не так, и баишь иначе.

(Берестов пытается обнять Лизу, но та уклоняется и прини­мает строгий и холодный вид.)

Лиза: Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, то не извольте забываться.

Берестов: Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей?

Лиза: А что думаешь? Разве я на барском дворе никогда не бываю? Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь. Иди-ка, барин, в сторону, а я в другую. Прощенья просим. (Расходятся.)

Лиза (читает письмо): «Милая Акулина, я предлагаю тебе мою руку. Будь моей женой, я влюблен страстно, и никакие преграды не могут мне помешать любить тебя. Мы будем жить своими трудами, Лиза мне вовсе не нравится, я не чувствую себя способным сделать ее счастливой».

Берестов (входя): Все будет решено. Объяснюсь с Лизой, она
поймет.<\p>

(Лиза поднимает голову, вскрикивает и хочет убежать. Бере­стов удерживает ее.)

Берестов: Акулина! Акулина!

Лиза: Оставьте же меня, сударь, с ума вы сошли?

Берестов: Это ты, Акулина, счачтье мое. (Уходят)

(Девочки исполняют менуэт).

1-й ведущий: Среди женских образов у Пушкина явно преоб­ладает один, многогранный, неизменный — это образ няни.

(Звучит колыбельная «Спи, дитя мое, усни, сладкий сон тебе приснись»: поет девочка подготовленная учителем музыки.)

2-й ведущий: Колыбельная песня… Она входит в нашу жизнь с рождения, и поют ее нам наши мамы и бабушки.

1-й ведущий: Маленькому Пушкину пела колыбельную няня Аринушка.<\p>

(На экран проецируется портрет А.Р. Яковлевой — няни Пуш­кина.)

2-й ведущий: Это была старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, страстно любящая своего питомца.

1-й ведущий: В год рождения Александра его отец, Сергей Львович, дал Арине Яковлевой вольную, от которой она отказа­лась.

2-й ведущий: Няня была кладезем русской народности, онапередавала будущему поэту волшебные сказания русской старины,

чистоту русской речи.

(Чтецы исполняют стихотворения «Зимний вечер», «Сон»,
«Няне».)

(Входят няня и мальчик с пером и чернильницей в руках. Мальчик садится, няня диктует письмо. В ее руках — спицы, клубок.)

Няня: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали.

За ваши милости я вам всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Приезжайте, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.

Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье молебен отслужила, поживи, дружочек, хо­рошенько.

Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь многолю­бящей вас няней. Ваша Арина Родионовна.

6 марта 1827 г.».

(В то время, когда няня и мальчик уходят со сцены, звучит стихотворение «Няне»: его читают за сценой в микрофон.)

(Звучит музыка из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». Входят няня со свечой в руках, Татьяна.)

Татьяна:Не спится, няня, здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне.

Няня:Что, Таня, что с тобой?

Татьяна:Мне скучно,

Поговорим о старине.<\p>

Няня:О чем же Таня? Я, бывало,

Хранила, в памяти немало

Старинных былей, небылиц<\p>

Про злых духов и про девиц.<\p>

А нынче всё мне темно, Таня.

Татьяна: Расскажи мне, няня,<\p>

Про ваши старые года:<\p>

Была ты влюблена тогда?

Няня: И, полно, Таня! В эти лета<\p>

Мы не слыхали про любовь,<\p>

А то бы согнала со света<\p>

Меня покойница-свекровь.

Татьяна: Да как же ты венчалась, няня?

Няня: Так, видно, Бог велел.<\p>

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет.<\p>

А было мне тринадцать лет…<\p>

Я горько плакала от страха…

Татьяна: Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..

Няня: Дитя мое, ты нездорова,<\p>

Господь, помилуй и спаси!<\p>

Чего ты хочешь, попроси…<\p>

Дай окроплю святой водою,<\p>

Ты вся горишь…

Татьяна: Я не больна:

Я… знаешь, няня… влюблена.

Няня: Дитя мое, господь с тобой!<\p>

(И няня девушку с мольбой<\p>

Крестила дряхлою рукою.)

Татьяна: Оставь меня: я влюблена.<\p>

(Девочки танцуют: вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». Онегин входит, когда еще продолжается вальс. Девоч­ки остаются на сцене, образуя группы. Входит Татьяна, Музыка звучит постоянно.)

Онегин: Ужель та самая Татьяна…

Та девочка… иль это сон?

Онегин (подходит):

Случайно вас когда-то встретя,<\p>

В вас искру нежности заметя,<\p>

Я ей поверить не посмел:<\p>

Привычке милой не дал ходу;<\p>

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел…<\p>

Я думал: вольность и покой<\p>

Замена счастью. Боже мой!<\p>

Как я ошибся, как наказан.

Татьяна:Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,<\p>

И я любила вас; и что же?<\p>

Что в сердце вашем я нашла?<\p>

Какой ответ? Одну суровость…

Онегин:Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,<\p>

Я утром должен быть уверен,<\p>

Что с вами днем увижусь я.

Татьяна:Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада<\p>

Весь этот блеск, и шум, и чад<\p>

За полку книг, за дикий сад.

Онегин:Я сам себе

Противиться не в силах боле;<\p>

Все решено: я в вашей воле<\p>

И предаюсь моей судьбе.

Татьяна:А счастье было так возможно,

Так близко! Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я.

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.<\p>

(Уходят. Входят девушки, игравшие героинь, и современно оде­тые девушки.)

1-й ведущий: Изменилось время, изменилась мода.

2-й ведущий: Но остаются вечными любовь, верность, честь, гордость.

1-й ведущий: Остается Александр Сергеевич Пушкин, гений и слава русской земли.

(читает фрагмент стихотворения Н. Заболоц­кого):

Что есть красота:

Сосуд, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

2-й ведущий: Спасибо всем, кто готовил вечер.<\p>

(Называет авторов вечера.)

Источник: https://globuss24.ru/doc/zhenskie-obrazi-v-tvorchestve-a-s-pushkina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]