Какой смысл вкладывает солженицын в понятие «праведник»?

Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? [Пример написания сочинения 17.3 на ЕГЭ по литературе] | Сайт об истории и культуре России

Человек, соблюдающий общечеловеческие нормы морали, ведёт праведную жизнь. Так толковые словари определяют понятие «праведник». Праведность определяется жизнью человека, тем, как его будут вспоминать после смерти…

Изначально А.И. Солженицын назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника». Старая крестьянка Матрена живёт тяжелой и трудной послевоенной жизнью, как и её односельчане. Она не ощущала себя праведницей, просто помогала своим землякам, близким людям выживать в сложное время.

«Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, «тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках». Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии.

А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца.

Обратите внимание

Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним».

Матрёниной судьбе не позавидуешь. Ее муж пропал без вести, детки умерли еще младенцами. Пожалев Фаддея, ушла в его семью, и всю оставшуюся жизнь ругала себя за грех, считала жалость предательством.

Долго хлопотала Матрёна и о пенсии за мужа. Но она не ожесточилась душой, не озлобилась, осталась радушной и отзывчивой женщиной. Матрёна – праведница. Ее образ чем-то сродни библейскому образу Девы Марии.

В рассказе Солженицыны она воплощает черты идеальной русской крестьянки.

Но живущие рядом с ней колхозники считают её странной, хотя именно Матрёна является хранительницей лучших духовных качеств. У нее нет особых богатств, здоровье тоже подводит, но отказать в помощи женщина не может.

Бескорыстие Матрёны импонирует автору. Не ради денег копает старая женщина картошку у соседей, воспитывает Киру не из-за благодарности.

Она любит детей, и как женщина, потерявшая самое главное сокровище в жизни, отдаёт свои нерастраченные чувства племяннице.

Её осуждали те самые односельчане, которым Матрёна Васильевна никогда не отказывала в помощи: не держала поросенка, «не гналась за обзаводом…» Вот и осталось после нее наследство: грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы.

Смерть является итогом жизни человека. Как вспомнят Матрёну-праведницу соседи-односельчане? А они вспоминают в первую очередь о том, что помогать им теперь некому. Лучшая подруга Матрёны просит отдать завещанную ей «вязаночку». Фаддея беспокоят оставшиеся бревна.

… У гроба покойной праведницы разгорается спор об избе.

Важно

Кому она достанется? Споры перемежаются с погребальными причитаниями и плачем, сквозь которые пробивается мысль, мол, никто не виноват в смерти Матрёны… Похоронный обряд проводится по всем правилам, чем несказанно горды односельчане.

Да, закончился жизненный путь Матрёны смешной, никем не понятой, работающей на всех бесплатно. А оплакивают её по-настоящему, не по обряду только двое: искренне рыдает Кира да древняя старуха, жалеет праведницу постоялец.

Автор заключает рассказ словами, в которых делает вывод о праведности Матрёны Васильевны: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Читайте также другие примеры сочинений на ЕГЭ по литературе

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Источник: http://samarus-school.ru/kakojj-smysl-vkladyvaet-a-i-solzhenicyn-v-ponyatie-pravednik-primer-napisaniya-sochineniya-17-3-na-egeh-po-literature.html

Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор».)

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц.

Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа.

И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами.

За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала.

Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую».

Совет

Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадутПлач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю.

Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец. Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по выбору учащегося.)

Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».

Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н.

— характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н.

— молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике.

Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой.

Обратите внимание

Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение.

Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей.

Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность».

Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.<\p>

Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т.

Твардовского «Василий Тёркин») Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина, — народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину.

Важно

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый».

За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг.

В этом отношении характерна глава “Поединок”, построенная на перекличках с былинным эпосом. Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя,Грудь на грудь, что щит на щит, –Вместо тысяч бьются двое,Словно схватка все решит.

Однако былинная торжественность, масштабность события как бы заземляются автором, который возвращает описываемому человеческое измерение, не отменяя полностью торжественности и масштабности ситуации:

Бьется насмерть парень бравый,Так что дым стоит горой,Словно вся страна-держава Видит Теркина:– Герой! Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела.

В то же время Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах, как мы знаем, остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. Последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват…

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд — бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной».

Совет

А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат: Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски… То серьезный, то потешный, … Он идет — святой и грешный…

В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле.

Источник: https://cyberpedia.su/2x6fd.html

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». ( Урок-исследование, 9 класс)

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

( Урок-исследование, 9 класс).

Цели:

  1. Выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли русской. Закрепить понятие праведничества.

  2. Развивать умение оценивать главных героев произведения, выделять главное в тексте.

  3. Помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность. Воспитывать милосердие, сострадание, любовь к родной земле.

Материалы к уроку:

  1. Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор».(Учебник « Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. М.,«Просвещение»,2007г. ).

  2. Презентация по теме урока.

  3. На доске вопрос: можно ли Матрёну считать праведницей?

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Д.С.Лихачёв.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем наш разговор о рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор», на этом уроке мы поговорим о людях, о народе, о смысле человеческого существования. Перед каждым из нас рано или поздно встают вопросы «Как нужно жить на земле? Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Человек с большой буквы?»

Читайте также:  Городская проза в литературе 20 века

Сложен ответ на эти вопросы, ответить на них нам и поможет рассказ Солженицына. (Слайд№1).

Объявление темы и целей урока. ( Слайд№2).

-Почему рассказ мы можем назвать в контексте темы праведничества? Что на это указывает? Как первоначально назывался рассказ?

(Первоначальное название – «Не стоит село без праведника»).

-Как вы считаете, кто из героев рассказа будет в центре нашего разговора?

-В тетради вам нужно будет записать черты характера Матрёны Васильевны Григорьевой, которые мы будем раскрывать в течение урока.

-В конце рассказа Солженицына рассказчик называет Матрёну праведницей: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город, ни вся земля наша».

-Можно ли Матрёну считать праведницей?<\p>

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего определить, кого можно назвать праведником? Что означает слово праведник? (Слайд№3).

Заглянем в словари. (Слайд №4).

1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.

2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости. Честности, не нарушает правил нравственности.Академический словарь русского языка.

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.(ирон.) « Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

Где посчастливилось герою рассказа «Матрёнин двор» повстречаться с Матрёной Васильевой? (В деревне Тальново ).

– В какое село наш рассказчик попадал до этого по первому распределению облоно ? (Высокое Поле).

– Что олицетворяет название Высокое Поле ? (высокое духовное начало…)

– А почему он не остался в Высоком Поле, вернулся в облоно и попросился в другое место? (он не готов пребывать в сфере идеальной духовности…)

– А что олицетворяет название Торфопродукт? (что-то бездуховное, отсутствие гармонии…)

-И здесь не мог остаться герой. Почему ? (Ему хотелось «затеряться в самой нутряной России»). (Слайд№5).

-Какой синоним мы можем подобрать к слову нутряной? (внутренний).

Где же находится такая Россия? ( В д. Тальново).

-Именно в таком уголке христианской России должны жить, наверное, праведники.<\p>

-При каких обстоятельствах происходит знакомство читателей с Матрёной Васильевной Григорьевой?<\p>

( М. не входит в число «претендентов», которые могут пустить к себе в дом постояльца: мысль зайти к М. появляется у женщины, водящей Игнатича ( рассказчика) по селу, в самую последнюю очередь).

-Почему к Матрёне идут в последнюю очередь? Как она предлагает зайти к Матрёне? Докажите текстом.(ч.1,с.230).

-Как относятся жители села к Матрёне?

(Для жителей села Матрёна – никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своём запущенном доме).

-Как автор описывает дом Матрёны снаружи ? (Ч.1,с.230).( Слайд № 6).

-А теперь давайте заглянем в этот дом .

На какие важные детали обращает наше внимание автор?

Кто населяет избу? Докажите текстом .(Ч.1,с.230).

-Хочет ли Матрёна заполучить такого выгодного постояльца? Подтвердите свой ответ текстом. (Ч.1,с 250).

– Как объяснить причину отказа?<\p>

– Чем же старая крестьянка привлекла рассказчика? Познакомимся с ней поближе

– Как проходит обычный день у Матрёны? ( Слайд № 7 ).

А теперь давайте посмотри инсценирование эпизода «Рассказ Матрёны о прошлом» И ОТВЕТИМ НА ВОПРОС , какую историю жизни Матрёны поведал нам автор-рассказчик? (Слайд 8) .

( Много горя и несправедливости пришлось ей пережить : разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, тяжёлый труд в деревне, тяжёлая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки ) .

-Легко ли даётся Матрёне это откровение? ( Она как бы заново переживает эти события ).

– Обозлилась Матрёна на этот мир?

– Какими чертами характера нужно обладать, чтобы не ожесточиться на этот мир?

(Добротой, всепрощением, милосердием…)

-Какое было у неё верное средство вернуть себе доброе расположение духа? Докажите текстом.( Ч.1.,с.235).

( « Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе расположение духа – работа» ) .

-Как относится Матрёна к работе?

( Работает с радостью, это лекарство от всех недуг) .

-А как окружающие используют её труд?

( Они не просто просят её помочь , а констатируют факт « товарищ Григорьева, …ч1,с.238,239…)<\p>

-Итак, все бессовестно пользуются её бескорыстием ) .

– Какого человека мы называем бескорыстным? (Слайд№9).
( Бескорыстный – чуждый корыстных интересов).

– А что такое корысть?

( Корысть – выгода, материальная польза).

-Как относятся к Матрёне родные ей люди, родственники?

( Родные почти не появляются в её доме , опасаясь, наверное, что она будет просить у них помощи. Осуждали её, называли смешной, глупой, на других бесплатно работающей. Все пользовались её простодушием и дружно осуждали )(Ч.1,с.241).

-Итак, Матрёна Григорьевна Васильева привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. Кроме доброты и совести ,не накопила других богатств. Матрёна сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, но приход Фаддея разрушает тишину, привычность. Почему?

( Незабытое притаилось до срока . И срок пришёл. Прошлое неожиданно осветило жизнь Матрёны трагическим светом. Перед нами появляется другая Матрёна) .

-Как об этом говорит автор?

( Я откинулся…и в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…)(Ч.2,с.245).

-Фаддей пришёл к Матрёне в этот раз с какой просьбой ? ( просить отдать горницу ( словарная работа) Кире).

-Почему ему удаётся уговорить Матрёну отдать горницу Кире ? ( Она не привыкла отказывать в помощи).

-Итак, всю свою материнскую любовь Матрёна отдала своей воспитаннице Кире, ,дочери Фаддея. Почему же ей тяжело решиться отдать Кире завещанную горницу при жизни? Докажите текстом.(Ч.2,с.249).

( Ломка дома воспринимается ей как ломка всей её жизни . « … жутко было ломать ту крышу… было это – конец её жизни всей… )

-И вскоре Матрёна , действительно, погибает.

Не стало Матрёны. « Убит родной человек»,- не скрывает своего горя рассказчик.

-Какой мы видим Матрёну в гробу? Докажите текстом. (Ч.3,с.256). (Слайд№10).

-Какой цвет преобладает в описании?

( Белый цвет в иконописи – цвет духовного преображения, воскрешения) .

-Какая внешняя деталь в описании мёртвой Матрёны показывает, что антимир так и не смог победить праведницу?

( «Ручку – то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться… ).

-Как относятся к её смерти в деревне? Есть ли люди, искренне переживающие смерть Матрёны?

( Людей, переживающих смерть Матрёны, очень мало – близкая подруга, « вторая» Матрёна , воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, думают о том, как заполучить наиболее выгодную часть имущества ).<\p>

-Уходит Матрёна из жизни так никем не понятая .

-О чём сожалеет автор в конце рассказа?

( Жили и не понимали, что рядом живём праведник, без которого не стоит село).

<\p>

-В статье Солженицына « Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни» (Слайд № 11 ) звучат такие слова: « Есть такие прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх зловонного болота, именуемого обществом, нисколько в нём не утопая, даже не касаясь стопами его поверхности – это праведники».

-Что же вкладывает в понятие праведничества Солженицын? Что важно для писателя?

( Праведник призван сберегать нравственность . Он сберегает для нас то , чем мы ещё не воспользовались, но можем воспользоваться).<\p>

-Какие качества характера Матрёны вы выделили ? (Учащиеся зачитывают записи в тетради).

-Вернёмся к нашему вопросу: Можно ли Матрену считать праведницей? Ответьте на этот вопрос ,используя ПОПС- формулу :

– Я считаю….(Позиция);

-Потому что…(Объяснение);

-Я могу доказать это следующим…Пример) ;

-Исходя из этого, я делаю вывод…(Следствие).

( Да… Матрёна обладает бесконечным смирением, не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что имеет).

Нравственный идеал А.И.Солженицына – праведничество, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

По Солженицыну, « смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души».

Обратите внимание

Нравственная позиция рассказчика Игнатича, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить и в нем праведничество. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости.

У Матрёны почти ничего не было за душой. Зато в ней жила душа, тот внутренний тёплый свет, который не мог обжечь – только согреть… Её не понимали , о ней говорили с презрительным сожалением, а она слушала лишь голос своего сердца. Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье. Помни это».

Как хочется, чтобы помнили…

-Итак , «Матрёнин двор» – это есть Матрёнин мир – особый мир праведника, мир духовности, добра, милосердия, всепрощения.

– Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни? . Д.С. Лихачёв отмечал: «Нравственность едина во все века и для всех людей». Значит и в наше непростое время нужны такие праведники, которые будут напоминать нам о том, какими высокими нравственными качествами должен обладать настоящий Человек, будут помогать нам в трудную минуту.

Послушаем стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица).

В нашей жизни, прекрасной и странной,и короткой, как росчерк пера,над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,поразмыслить, покуда живой,что там кроется в сумерках сердца,в самой черной его кладовой.Пусть твердят, что дела твои плохи,но пора научиться, поране вымаливать жалкие крохимилосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,что по-своему тоже права,не выжуливать жалкие крохи,а творить,

засучив рукава.

-Так давайте же творить добро! Не будем забывать о милосердии, правде! Постараемся приблизиться к тем праведникам, на которых держится наша жизнь!

Домашнее задание: 1.Письменно ответить на вопрос « О чём заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор?» Или<\p>

написать стихотворение «Я» от лица героини ( словом Я начинается каждая строчка ), или составьте «Пирамиду» ( начинается одним словом, заканчивается семью словами:

1-имя героя;

2-два слова, открывающих героя;

3-3 слова, которые описывают место события;

4-4 слова с описанием героя;

5-5 слов о первом событии;

6-6 слов о втором событии;

7-7 слов о развязке ) .

Источник: https://multiurok.ru/files/tiema-praviednichiestva-v-rasskazie-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor-urok-issliedovaniie-9-klass.html

Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» » Шпоры для студентов

Отличительной особенностью творчества А. И. Солженицына является то, что он исследует русский характер. В рассказе «Матренин двор» авторская цель реализуется в разработке образа главной героини.

Матрена Васильевна – простая, одинокая старая женщина. Автор не дает нам ее развернутого портрета. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько ее внутренний мир: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Много бед и страданий выпало на долю Матрены, с ней «наворочено было много несправедливостей». Но главным в образе героини является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в душе все тяготы и заботы.

Важно

Верным средством вернуть внутренний свет была для Матрены работа, ощущение, что ее жизнь включена в общий закономерный порядок дел. Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Героиня никогда никому не отказывала в помощи, бескорыстно посвящала себя служению людям («не берет она денег»).

Однако одиноко живет героиня в родном поселке, среди своих односельчан остается «не понятой», «чужой». И все-таки находит в себе силы не только роптать на судьбу, но и вырастить и поделиться своей материнской любовью с Кирой. Этой девушке и отдает она горницу, чтобы могли они с мужем построить дом.

Героиня находится как бы вне общества, сливаясь с природой, сохраняя исконно русский уклад быта. Темнота, необразованность, суеверия («боялась она пожара», «молоньи», плохих примет, «иностранных делегаций», «искусственных спутников») соединяются в ней с искренней религиозностью («ходила она за пять верст в церковь», «дело всякое начинала «с Богом»).

В Матрене нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают ее золовки, соседи, родственники. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания.

Героиня как бы оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь соединить края пропасти.

Только после смерти Матрены люди сумели по-настоящему оценить душевную красоту этой женщины. Даже после страшной гибели ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

Неслучайно Солженицын хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника», поскольку именно Матрена является истинным праведником: «…она тот самый праведник, без которого не стоит село».

Реалистическая достоверность изображенных событий накладывает особый отпечаток на образ Матрены – ее жизнь является не только символом праведности, но и ощутимым подтверждением исконно доброй сущности национального характера. Именно на таких людях держится вся человеческая жизнь.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/izobrazhenie-narodnogo-xaraktera-v-rasskaze-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Праведница земли Русской (по рассказу Солженицына «Матренин двор») – презентация

1 Праведница земли Русской (по рассказу Солженицына «Матренин двор») <\p>

Читайте также:  Краткое содержание произведения «сказка о царе салтане» для читательского дневника

2 Цели урока: Образ праведницы в рассказе Солженицына «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа – притчи. <\p>

3 И отпущено каждому живущему только : свой труд – и своя душа А. И. Солженицын «Лихое зелье» <\p>

4 Сравните Тепло Свет Чистота Загадочность Беззащитность Открытость Душа человека <\p>

Совет

5 Тема рассказа «Матрёнин двор»: Кризис советской деревни и неузнанный праведник <\p>

6 Идея рассказа: На примере осмысления судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. <\p>

7 Праведник Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности Во всем по закону Божью поступающий, безгрешник <\p>

8 Матрёнин дом СНАРУЖИ: четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону изгнившая щепа посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка ИЗНУТРИ: русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой «жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды Здесь не было ничего злого, не было лжи <\p>

9 <\p>

10 Один день из жизни Матрёны Васильевны Смысл повседневного существования Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу) Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра) <\p>

11 «Общение» с Богом Жалоба (выражение неудовольствия по поводу чего-н. неприятного) Просьба (обращение к кому-н., призывающее удовлетворить какие-н. нужды, желания) Благодарность (выражение чувства признательности кому-н. за оказанное добро, внимание) МОЛИТВАМАТРЁНЫМОЛИТВАМАТРЁНЫ <\p>

12 Прошлое Матрёны Вышла замуж Сразу к печке Дети не стояли Муж не вернулся с войны Молодые, струганные брёвна и весёлый смолистый запах дома Летняя роща Мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом Смоляной богатырь с косой через плечо и она, румяная, обнявшая сноп Песня под небом <\p>

13 Матрёна и Фаддей Миронович Матрёна Фаддей «Глагольная» характеристика выступала (т. е. выходила) прошептала уронила (т. е. произнесла) затаилась открылась забеспокоился загорелся захватить зачастил требовал наседал с горячностью Добро Всё положительное, хорошее, полезное Имущество, вещи <\p>

Обратите внимание

14 Матрёна «Быть» доброй, отзывчивой, общительной, трудолюбивой «Давать» Светлела лицом, вспоминая свою любовь Фаддей «Иметь» Быть алчным, злым, завистливым, прижимистым «Брать» Порубил-таки свою любовь <\p>

15 Словарь Горница, горний У Даля слова эти слова однокоренные, т.е. «возвышенный, небесный, до мира духовного относящийся» Захват горницы можно расценить как желание отнять у героини веру в высшее. <\p>

16 История с горницей ЛОМАТЕЛИ Матрёна ИЗЛОМАННАЯИЗБАИЗЛОМАННАЯИЗБА ЗАСТУЧАЛИ ЗАВИЗЖАЛИ ЗАСКРИПЕЛИ НЕ СПАЛА ДВЕ НОЧИ НЕЛЕГКО БЫЛО РЕШИТЬСЯ БЫЛО ЖУТКО КОНЕЦ ВСЕЙ ЖИЗНИ РАЗБИРАЛИ ПО РЁБРЫШКАМ <\p>

17 Ассоциативная цепочка «Нутряная Россия» «Матренин двор» «Матренин мир» «Смерть Матрены» Что вкладывает в эти понятия Солженицын? <\p>

18 Прощание с Матрёной Душа Матрёны Игнатич, Кира, древняя старуха Сёстры, мужнина родня <\p>

19 ДВЕ ЗАГАДКИ В МИРЕ ЕСТЬ: КАК РОДИЛСЯ – НЕ ПОМНЮ, КАК УМРУ – НЕ ЗНАЮ <\p>

20 «ВСЕ МЫ ЖИЛИ С НЕЙ И НЕ ПОНЯЛИ, ЧТО ЕСТЬ ОНА ТОТ САМЫЙ ПРАВЕДНИК, БЕЗ КОТОРОГО, ПО ПОСЛОВИЦЕ, НЕ СТОИТ СЕЛО. НИ ГОРОД. НИ ВСЯ ЗЕМЛЯ НАША» <\p>

21 Прощание с Матрёной Душа Матрёны Игнатич, Кира, древняя старуха Сёстры, мужнина родня <\p>

22 «Такие герои, как Матрена, – стержень народа, они несут на себе ответственность не личностную, а ответственность всенародную. Они ответственны перед Богом за сохранение русского народа. Во имя этой ответственности они готовы идти претерпевать неимоверно многое, в том числе и личные унижения, не унижаясь душой при этом. Народ благодаря таким людям и выжил». (В. Г. Бондаренко) <\p>

Важно

23 История жизни Матрёны Васильевны Душа Чистая, любит,живёт Муча- ется, довер- чивая Это спасение? Жить в гармо- нии с самимсобой <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/935992

презетация и конспект урока по литературе в 11 классе по рассказу А.Солженицына “Матренин двор” | Открытый класс

Данные об авторе Парушкина Татьяна Ивановна

МАОУ “СОШ” с.Грузино Чудовский район Новгорродская область

Новгородская область

Характеристики ресурса среднее (полное) общее образование
Учитель (преподаватель)

конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: 

данную презетацию и конспект урока можно использовать на уроках литературы в 9 и 11 классах 

                                           -1-

Урок-размышление на тему: «Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)

Задачи урока:

  1. провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли.
  2. вырабатывать навыки анализа текста
  3. закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группах
  4. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как гражданственная ответственность, доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Оборудование урока: презентация

                  Ход урока

1.Организационный  момент

  • Вступительное слово учителя

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России.

После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево Курлуковского района у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

Но рассказ «Матренин двор»  выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.

Вопрос: «Как  жить на земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе «Матренин двор».

  • Беседа по содержанию рассказа

 Учитель:  Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена. В переводе с латинского  языка это обозначает  «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.

– Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?

– Как он объясняет ее «странности»?

– Что и почему ей прощает?

Учитель: Жизнь героини можно условно разделить на  две  части: прошлое и настоящее.

 Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.

  • Проверка домашнего задания.

-Что окружает Матрену в настоящей жизни?

                                    -2-

Задание: подобрать к ключевым словам определения                                                                                                                                                                                                                                                                   из текста

изба Изгнивала щепа, посерели бревна, просторная, темноватая, серый, изгнивающий
фикусы Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой
кошка Колченогая, подобранная из жалости, немолода
мыши Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание
тараканы Кишели по ночам. Слитный, единый, непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи
коза Грязно-белая

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

Было не было
Страшная болезнь Одиночество Тяготы быта Несправедливость общества Хлопоты с пенсией Бедность убогость пенсии, денег понимания родственниками, сельчанами семьи                                                                       

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

Счастье Горе
Любовь к Фаддею  Замужество  Воспитание Киры   Здоровье, сила Смелость «коня на скаку остановит» разбитая любовь замужество без любви смерть 6 детей Потеря мужа на войне Непосильный труд в колхозе Горькая обида на колхоз, который выжил из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки

-Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?

Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность иделикатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

Учитель: Удивительное дело – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

                                         -3-

Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором – это улыбка.

Какая? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)

-Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)

 -Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)

-Как она помогает  окружающим?

( Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому  же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

-Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти , а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием  Матрены.)

-А что такое бескорыстие?

Бескорыстный  – чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.

-Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)

-Можно ли считать героиню верующей?

(Да, хотя и была безгрешна.)

-Что изменило обычный образ жизни Матрены? Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых  детей, потерю мужа.)

-Почему погибает Матрена?(Решила помочь мужикам)

Совет

 Учитель: Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», – не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена  вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей – какие душевные силы для этого нужны.

-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

( Не похоронный обряд, а политика)

-Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.

                                                           -4-

 Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

-Как отзывались окружающие о Матрене?

Учитель: И оказалась, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

-Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?

Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя?

(«черный» встречается  шесть раз)

Учитель: Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное – нажива. Жестокий по отношению ко второй жене, злопамятный  по отношению к Матрене. Его поведение во время похорон?

-К какому выводу приходит автор-рассказчик?

(Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена – такая – была совершенно одна.)

-Чем она отличается от всех остальных? Что в ней не понятно людям?

  • Выразительное чтение финала рассказа.

-Как вы, ребята, понимаете эти слова?  Согласны ли вы с ними?

-В чем смысл слова «праведник»?

Праведник– это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

Праведник– праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Праведник

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чем не погрешающий против  правил нравственности.

-Какое из этих определений раскрывает характер Матрены?

-А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам?

  • Самостоятельная работа в парах

Что сопровождает жизнь праведника и грешника?

Учащиеся составляют таблицу

  • Коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненной работы в парах

                                               -5-

Добро, вера в бога и в людей. Хорошее отношение к людям, милосердие, бескорыстие, умение прощать,смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа, терпение, естественность в поведении, непритязательность,  неприхотливость, выносливость Зло, недоброжелательнось, труд на себя, работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, эгоизм, злопамятность, ожесточенность, ложь

Учитель: Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе мужество и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника». А.Т.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор». Если учесть, что СЕЛО – ь символ нравственной жизни, национальных корней  человека, село – это вся Россия, то –какой смысл вкладывал Солженицын в название рассказа?

-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров)

  • Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

В нашей жизни , прекрасной и странной

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи

                                        -6-

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

Учитель: Добро требует ежечасного, каждодневного  терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.

  • Оценивание работы учащихся.

Написать сочинение – рассуждение (на выбор)

 «О чем заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»?

« О чем бы я спросил(а) героиню?

Прикрепленный файлSize
Урок по литературе в 11 классе.ppt 503.5 KB

Источник: http://www.openclass.ru/node/246045

Урок литературы Образ праведницы в рассказе А И Солженицына Матренин двор

Урок по рассказу

А. И. Солженицына «Матренин двор»

«Образ праведницы в рассказе

«Матрёнин двор».

Подготовила Гвоздева А. В.

МОУ «Поповская ООШ» 2012 г.

План урока:

1. Вступительное приветствие

2. Душа человека.Смысл слова «праведник»

3. Беседа по плану

4. Беседа по проблемным вопросам

7.Заключительное слово учителя.

Д/З к уроку:

Анализ образа Матрены Васильевны по плану

1) Описание дома, хозяйки, обитателей дома

2) Один день из жизни Матрёны Васильевны.

3) Прошлое Матрёны

4) Общение с Богом

5) История с горницей

6) Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Цели урока:

– помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

– подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

– формирование нравственных ориентиров учащихся;

— приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

– развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Эпиграф к уроку:

« Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» — А. И. Солженицын.

I Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.

IIДуша человека

Что отличает человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу.

Сколько слов связано в русском языке со словом душа!<\p>

Душа болит, радуется, В чем только душа держится, Вложить душу,<\p>

Души не чаять, Душа нараспашку  Жить душа в душу.

Обратите внимание

Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя? Лишь немногим удастся сохранить свой свет, свою душу до конца чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына

II Значение слова “праведник”

Учитель: Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? ( Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

IV Аналитическая беседа по плану

Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома

Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?

Вспомним самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?

Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Приведите пример. ( Почему?)

Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

– Кошка из жалости была Матреной подобрана

– Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи.

Один день из жизни Матрёны Васильевны

Когда и как начинался Матренин день?

Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

Почему? Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо.

4) Власть в рассказе.<\p>

– она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца.<\p>

– Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом

экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли —

начальству, да кто при начальстве,<\p>

– Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом

обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а

десять соток так и пустовало за забором.

– жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина

городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы

военная.

– Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как

отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали

анализы, посылали в районную больницу — да так и заглохло.<\p>

ВЫВОД Власть враждебна человеку

«Общение» с Богом

Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?

Вспомните случай с котелком.

Важно

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было — просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?<\p>

Прошлое Матрёны

Вспомним первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?

Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?<\p>

Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Матрёна и Фаддей Миронович<\p>

Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».<\p>

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

История с горницей

Зачем Матрена разрешает ломать дом?

– чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым

поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А

другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и

не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в

Черустях.

Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?<\p>

– Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму

горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела

Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей

было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне,

постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна

дома. А для Матрены было это — конец ее жизни всей.

Совет

Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

– Но в тот же день началась метель

– внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.

– кошка колченогая сбрела со двора — и пропала

4) Смысл заглавия рассказа. ( Двор, дом – образ микромира)

Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Какие черты характера можно назвать главными в Матрене ( искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость и т.д.)

Особенности речи — «дуэль, разведка, картонный суп)

Ее отношение к людям.

К богатству

Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)

Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?

По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”

-Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.

Люди злы, они погрязли в грехах

Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти

Слово учителя.

Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? ( Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)

V Беседа по проблемным вопросам

Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой

Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?

Что общего в этих произведениях?

Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?

Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно достойно, не забывая, что это – бесценный дар Бога.

-Послушаем прекрасное стихотворение Бориса Пастернака «Больница»

Учитель: Что понял человек, герой стихотворения? (Как вариант письменной работы на уроке или задания на дом)<\p>

Человек должен быть   1)    _____________________________________________________ 2)   _____________________________________________________3)   _____________________________________________________

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин двор».

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Обратите внимание

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.<\p>

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З


Источник: http://aplik.ru/ref/23445/

Ссылка на основную публикацию