Лирический герой маяковского

Лирический герой Маяковского

Лирический герой Маяковского. Душа героя тоскует по неземной красоте, желание соприкоснуться с этой красотой вырастает до космических размеров, заполняет собою весь мир.

Для героя вопрос о звёздах — основной вопрос, он знает ответ на этот вопрос; а другие? Попытка реализовать свои потребности в гармонии с окружающим миром для героя оборачивается драмой. Нигилист и жадный искатель впечатлений, он безмерно любит себя и столь же преувеличенно в себе неуверен.

Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного, и тем близок новым поколениям любых эпох.

Слайд 14 из презентации «Футуризм Маяковского». Размер архива с презентацией 225 КБ. краткое содержание других презентаций

«Творческий путь Маяковского» — Выступления с чтением пьесы «Клоп». Маяковский. Родился В. В. Маяковский. Выступление на I Всероссийском совещании пролетарских писателей. Вступление в члены РСДРП(б). Закончена работа над стихотворением «Сергею Есенину». Начало сотрудничества. Закончил поэму «Люблю». Семья Маяковских. Семья. Вышли отдельными изданиями поэмы «Человек» и «Облако в штанах». Семья жила в селении Багдады. Написано первое вступление к поэме «Во весь голос».<\p>

«Маяковский и Цветаева» — Владимир Маяковский. Маяковский. Духовный мир поэта. Варианты слов. Результат и ход работы. Слово учителя. Машина. Марина Цветаева. Создание коллективного слова о поэте. Работа со стихотворением. Командир на сцене жизни. Человек. Ад и рай. Властелин. Слово о поэте. Имена поэтов. Создание слова о поэте. Что в имени тебе моём.<\p>

«Женщины Маяковского» — Больной человек. Двойственная закономерность. Незаурядность. Женщина. Планы на будущее. Биографы. Женщины в жизни Маяковского. Бдительность. Стихи. Любовь Маяковского и Брик. Вероника Полонская. Уговоры Маяковского. Увлечения. Вероника Витольдовна Полонская. Повседневное окружение. Высказывание Лили Юрьевны. Бред. Татьяна Яковлева. Патриция Томпсон.<\p>

«Футуризм Маяковского» — Облако в штанах. Футуристы или будетляне. Лирический герой Маяковского. Устойчивые качества. Строчки. Карта исследовательской работы. Противостояние лирического героя. Чистый переулок. В. маяковский и футуризм. Задания по ранней лирике. Стихотворение «Ничего не понимают». Футуризм Маяковского. Метафора. Звезды зажигают. Новые люди новой жизни. Особенности футуристического искусства. Детство и юность.<\p>

«Футуризм в творчестве Маяковского» — Ода революции. Хаотические комбинации. Разрыв поэта и действительности. Лиличка. Особенности ранней лирики В.В.Маяковского. Конец выступления. Художник. Восприятие. Маяковский. Основные признаки футуризма. Бубновый валет. Футуризм. Футуризм в архитектуре. Нате. Скрипка и немножко нервно. Стихотворение.<\p>

«Маяковский детям» — Составь строфу по-маяковски. Продолжи строки. Владимир Владимирович Маяковский. Семья поэта. Маяковский-художник. Кем быть. Маяковский – детям. Родина поэта. Принцип контраста. Зелёные листики. Сказка о Пете, толстом ребёнке.<\p> Всего в разделе «Маяковский» 11 презентаций

Источник: http://5literatura.net/Majakovskij/Futurizm-Majakovskogo/014-Liricheskij-geroj-Majakovskogo.html

Лирический герой ранней поэзии В.Маяковского и его эволюция в творчестве 20-х годов

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 27Следующая ⇒

Раннее творчество М. развивается в русле отечественного авангарда. В 1911-12 гг. он сближается с группой молодых художников и поэтов- кубофутуристов, становится ее лидером.

В стихах 1912-13 годов «Ночь», «Утро», «Порт», «Из улицы в улицу», «Адище города» и др. присутствует явная ориентация на эст.

принципы кубофутуризма: воинствующий антиэстетизм в изображении окружающего мира, в котором акцентированы черты уродства и одряхления, особая нагрузка на слово, которое становится орудием изменения мира.

Но начиная как футурист, он сближается в изображении реальности с экспрессионистами и сюрреалистами (парадоксалистами) в изображении действительности (Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок) – Фантазия сводится к фантастике. Будучи сугубо городским поэтом, он вводит в поэзию язык улиц, вкл. площадные, грубые выражения.

Отношение Маяковского к предмету — это установка на вещественность, материальность, конкретность изображаемого мира.

(«Нам надоели небесные сласти — хлебище дай жрать ржаной! Нам надоели бумажные страсти — дайте жить с живой женой!»).

Отношение к адресату — установка на прямой контакт, обращение, требующее отклика («Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращен». XII, 113).

Обратите внимание

Близкие к М литературоведы формальной школы разработали прием отстранения, который лучше всего характеризует его раннее творчество: неудовлетворенный тем, что он считал наличной реальностью, не только социальной, но и понимаемой в космическом масштабе, он постоянно думает не только о современном и будущем, но и вечном.

Лирическое «я» М. – носитель активного деятельного сознания, его основа – стремление к реализации, но грандиозность, масштабность «я» сковывается инертностью, косностью мира, который необходимо изменить.

Космогония его ранней лирики образует своеобразную мучительную связь всего сущего (Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову /лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.// Дымом волос над пожарами глаз из олова дай обовью я впалые груди болот. //Ты! Нас — двое,/ ораненных, загнанных ланями, вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

/ …//Сестра моя! В богадельнях идущих веков, /может быть, мать мне сыщется; бросил я ей окровавленный песнями рог. Квакая, скачет по полюканава, зеленая сыщица,/ нас заневолить/веревками грязных дорог).

Способы создания новой картины мира – это использование акцентного стиха, где между ударными располагается большое количество безударных, экспрессивность интонации, акустическая рифма с большим количеством повторяющихся звуков, изменение графического облика стиха («столбик», «лесенка»). М использует гиперболизацию, Чуковский называл его «поэтом грома и грохота», гигантистом: разговорище, волнище, адище.

Карабчиевский: В нас стойко сидит представление о том, что дореволюционный, романтический Маяковский одиноко и мужественно противостоял силе, а послереволюционный — силе служил. На самом деле этого не было. Он никогда не противостоял силе, а всегда противостоял слабости. Силу же — использовал.

Сила застоявшихся мышц общества была использована им с огромным чутьем и талантом в его стратегии и тактике успеха.<\p>

Маяк – поэт-ритор, он наследует традиции Державина, отчасти Некрасова. ГАСПАРОВ: Языковой образ говорящего в стихах Маяковского целиком строится как образ площадного митингового оратора.

Главный прием – реализованная метафора, в которой исчезает переносный смысл. Лирический герой всецело сосредоточен на самом себе, на своих переживаниях. Правомерность такой сосредоточенности определяется масштабностью «я», способного противостоять всему миру.

Молодость, сила, красота «я» противопоставлены старости, бессилию, уродству мира. Многие стихотворения построены на такой антитезе («Нате!», «Вам»). Но одновременно лирический герой беззащитен. Он жаждет понимания, отклика.

Отсюда и названия ряда стих-ний – «Послушайте», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно» (1914). В поэме «Облако в штанах» (1914-15) отвергаются основы старого мира, и создается идеал человечности в образе «я».

В последующих поэмах «Война и мир» (1915-16), «Человек» (16-17) противостояние приобретает социально- философский характер. Лирический герой – своеобразный пророк грядущего рая.

Конечно же, в таком отрицании неизбежно возникает тема богоборчества. Она реализуется М. как проповедь Человекобога, хотя трагический пафос необходимости искупительной жертвы у него тоже присутствует. Этот пафос реализует себя в воплощении темы любви как извечного страдания.

Революция, казалось бы, и стала реальным космическим по масштабу актом преображения жизни. Происходит трансформация «я» в «мы»: «Наш марш» (1918), «Левый марш» (1918), «Мы идем!» (1918), «Ода революции» (1918).

Важно

В поэме 150 000 000 выразилось желание поэта воспеть «небывалое чудо», запечатлеть «гул эпохи», ее динамику, мышление мира как единого целого с точки зрения человечества, осознавшего себя демиургом. Маяковский в ней отказывается от своего лирического «я».

Его обращения уже перестают быть риторическими, не адресуются в пустое пространство, поскольку он чувствует за собой огромное количество людей. Стихи ранних послереволюционных лет проникнуты оптимизмом, утопическими идеями соц-нравственного переустройства не только Советской России, но и всего мира.

Гаспаров отмечал в послеоктябрьской поэзии сл. трансформации:

· Убыль жаргонизмов и сниженной лексики.

· Язык становится проще, т.к. для массы надо писать понятно.

· Появление тавтологических сочетаний.

· Вытеснение глаголов прилагательными (стихи становятся статичнее и описательнее).

Утверждение гуманности как главное обретения революции: В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918), на первый взгляд, происходит возвращение к прежней теме страдающего одинокого существа в толпе сытых мещан. В стих-нии М.

в толпе смеющихся над упавшей лошадью людей находится лирический герой, через ощущение которого передается новое чувство родства всего живого. Метафорические уподобления: «Деточка, все мы немножко лошади. / Каждый из нас по-своему лошадь»; «Рыжий ребенок» — призваны здесь обозначить не общность страданий, а торжество подлинной человечности.

Вывод: сопутствующая революции стихия жестокости несоизмерима с ее сутью. Романтическим пафосом сопричастности новому делу овеяны также «дни и ночи РОСТа» Таким образом, драматическая ситуация оценивается в оптимистической перспективе жизни. Все отчетливее звучат в стихах поэта идеи новой веры в нового человека («Наше воскресение» (1923)).

Отсюда и новая интонация стиха – проповеди, агитки, лозунговость, плакатность, которые совмещены с романтической проникновенностью.

Победившая революция устранила, как полагал М в этот период, все конфликты и утвердила любовь как главную идею бытия, поэтому поэма «Люблю» нефабульна и имеет четкую лирическую доминанту. По сути поэма – ряд стихотворений, циклизованные на биографической основе и объединенные пониманием чуда как реальной, сбывшейся любви.

НО! Уже в следующей поэме 1923 г. «Про это» преломляется вся катастрофичность мироощущения поэта, потрясенного трагической невозможностью любви. Вновь звучит мотив мучительной ревности, самоубийства. В «Письме Т.Я.» личные переживания, ревность неразрывно связаны с ревностью за социалистическую родину.

Два плана лирического «я»: интимно-личностный и гражданственный – образуют органическое единство.

Начиная с 1923 года, в осмыслении поэтом нового мира начинают ощущаться противоречия. С одной стороны активно утверждаются лефовские принципы (М. – орг. и акт. участник Лефа). Особенно это ощущается в цикле «Стихи о загранице».

Первый раз поэт выехал за границу в 1922 году, сначала в Латвию, затем в Берлин и Париж, затем в Америку. В цикле «Стихи об Америке» звучат отчетливо сатирические ноты. Америка – провинция, подобная заштатной русской революционной провинции. Страна мещанства, ассоциирующаяся с прошлым.

Совет

По контрасту рисуется СССР – страна будущего. В поэме «Хорошо!» создается образ страны-подростка: «Отечество / славлю, / которое есть, / но трижды — / которое будет».

Новизна этого мира утверждается и на уровне преображения быта «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» (1928), и на уровне нравственном «Товарищу Нетте – пароходу и человеку» (1928)

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4xa74d.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

В поэтике Маяковского доминировала урбаника: фонари, тоннели, мосты, гудки, тротуары и перекрестки. Бытовизм изображения сочетается с фантастикой (эффект ирреального в реальном) — «150 000 000», в «Тамаре и Демоне» (1924)

Гротесковые ситуации: коммунизм будет побежден канарейками, предмет заседания бюрократов — «покупка склянки чернил» и т.д. Метафоры Маяковского заданы на создание картин в духе «фантастического реализма»: в его Поэзии улица скользит. Кузнецкий мост смеется, а фонарь снимает с улицы чулок.

Такие художественные приемы отвечают новаторскому мироощущению Маяковского, его сосредоточенности на утопии, концепции нового общества и нового человека.

А. Белый обращал внимание на новые словообразования в поэзии Маяковского, его изобретательность в использовании приставок и окончаний («изласкать», «окаркан», «людьё», «дамьё» и т.д.).

Ему удавалось свободно трансформировать существительные то в глаголы («обезночит», «иудить», «выгрустить»), то в прилагательные («поэтино сердце», «вещины губы», «скрипкина речь», «именитое вымя»).

Стремясь к экспрессивному ритму, к максимальной выразительности минимальными художественными средствами, Маяковский синтаксически уплотнял фразу, опуская предлоги, глаголы, существительные.

Маяковский освобождает свой стих от канонического размера, сосредоточивает внимание на смысловой ударности в стихе, она подчиняет себе ударение ритмическое, музыкальное.

Экспрессивный ритм стиха Маяковского усилен аллитерациями типа «Город грабил, / грёб, / грабастал». Чтобы подчеркнуть смысл стиха и ударение, он вводит рваную строку.

Обратите внимание

Внимание к содержанию усиливается и неожиданной рифмовкой с разрушением тождества в заударном слоге: спорящих — коридорище, колене — Ленин.

Все переживания и настроения поэт выражает через свое «я», ᴛ.ᴇ. через образ лирического героя. Героя этого можно назвать бунтарем-романтиком, мятежником, убежденным в своем праве выступать от имени «уличных тыщ». В то же время данный герой-индивидуалист ощущает свое трагическое одиночество среди людей.

В поэзии Маяковского первой половины 1910-х годов выражено желание поэта быть понятым, самому получить от мира сочувствие («Скрипка и немножко нервно»).

Читайте также:  Аргументы из литературы по направлению «цели и средства»

Его протест против современных социальных и моральных норм («Нате!», 1913) не самоценен, он является следствием внутренней драмы «раненного, загнанного» героя («От усталости». 1913).

ЛГ одновременно и эпатирует, и страдает.

Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом, свободном человеке и счастливом мироустройстве. Отныне романтический индивидуализм, присущий лирическому герою Маяковского, уступил место соборности, единœению с миллионами, «я» сменилось на «мы», конфликт личности и общества был снят самой историей.

В творчестве Маяковского после 1917 ᴦ. революционные катаклизмы России соизмеримы по масштабам с планетарным «разливом второго потопа» («Наш марш», 1918). Конечно, в душе поэта-трибуна, прославлявшего революцию, находилось место живым, естественным чувствам — революция в конечном счете означала для Маяковского борьбу за торжество человечности.

Об этом свидетельствует стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918), проникнутое неподдельным состраданием, отзывчивостью к чужой боли.

И всœе же моральная переориентация поэта͵ обусловленная грандиозностью революционных задач, очевидна: его лирический герой, еще недавно озарявший мир идеями любви и прощения, теперь отдает предпочтение «товарищу маузеру» («Левый марш». 1918.).

Важно

Сам пролетарий в соответствии с официальной трактовкой его как гегемона революции обретает в послеоктябрьском мировосприятии Маяковского черты пророка и сверхчеловека. Пролетарий — победитель планеты, разносчик новой веры («Мы идем», 1919).

Прежнее романтическое мирочувствование Маяковского уступило место дидактизму, характерному как для классицизма, так и для социалистического реализма. Мотивы сострадания лирического героя слабому и обиженному вытеснены образом поэта-глашатая, чья миссия — быть над толпой, чьи стихи выражают абсолют собственной позиции, адекватной интересам власти.

После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов. Много времени он проводил в разъездах по Союзу и за рубежом.

При этом впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, он изобличает пороки и недостатки нового строя.

Считается, что в серединœе 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне». Хотя стихи, посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней.

Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном» (1928—1930)… В поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке».

12. Блок и Хлебников: общее и особенное в поэмах о революции

В поэзии и прозе первых лет революции очень актуальна тема жертвы и гибели невиновного.

Почему центром великой поэмы о революции является полууголовное убийство, лишенное идеологических, политических, классовых оснований?

Совет

В поэме явно присутствуют как минимум 2 мотива ненависти к Ваньке: он чужой и он богат. Катька изменила круг клиентов – воспринято как измена. Ванька не просто чужой, а в прошлом свой. Оба виноваты перед Двенадцатью только по неписаным законам полублатной морали. При чем тут революция?

Из первых реплик видно, что Катька безвинная жертва. В этом суть поэмы. По этой причине так важен центральный эпизод. Революция – всœегда убийство, гибель не только виновных, но и невиновных. Οʜᴎ гибнут вместе. Именно в этом – трагизм революции. Вот почему уголовная драма приобретает черты высокой трагедии. Внутренняя тема «12» – оправдание убийства невиновного.

Революция, по Блоку, — преступление, переступление через невинную кровь. Изображение преступления – не значит оправдание. «Черная злоба, святая злоба» — оксюморон. Стратоновский сравнивает «12» с «Преступлением и наказанием». Очень показателœен момент, по которому идет сравнение.

В центре там и там убийство; показана неминуемость цепочки убийств. Логика преступления такова, что убийство, оправданное по теории (существа, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не заслуживает жизни), влечет за собой другое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не оправдано никакой идеей. Изъян самой теории, разрешающей кровь.

Блоковский Петруха – человек не теоретический, но он живет в то время, когда теоретики, которым он поверил, разрешили ему проливать кровь, если это во имя революции. Петруха страдает не так, как Раскольников; Достоевский показывает наказание Раскольникова и возможность его пройти; у Петрухи этого не будет.

Достоевский отвергает насилие в принципе, а Блок считает его допустимым. Стратоновский: в русской литературе «12» — негатив «Преступления и наказания».

«12» можно сравнить с «Маленькими поэмами» (1921) Хлебникова. У Хлебникова – такое же понимание гибели невиновного и близкая к Блоку проблематика, но акценты расставлены иначе.

Хлебников «Настоящее», «Ночь перед советами» и «Ночной обыск» (осœень 1921 ᴦ.). Между ними и поэмой Блока – гражданская война. В поэме «Настоящее» — образ народной стихии, гораздо более страшной, чем у Блока. Есть явные переклички (даже по стилю) с «12» (монолог прачки).

Хлебников, в отличие от Блока, дает высказаться и противоположному полюсу (не только улица, но и те, на кого направлена ненависть; великий князь). Князь у Хлебникова – фигура страдательная, он ничего плохого не сделал, но между ним и народом – непонимание. Он сознает свою обреченность и даже оправдывает ту ярость, которая на него направлена. Даже начинает повторять за толпой.

Обратите внимание

Хлебников, в отличие от Блока, стремится воспроизвести другой голос, дать голос жертве революции, человеку старого мира.

«ночь перед советами»— перед приходом красных к барыне приходит старуха и говорит, что ее повесят. Виновата классовой, а не личной виной. Ответит за грехи отцов. Мысль о грехах отцов важна и для Блока («Интеллигенция и революция»). Поэма посвящена доказательству родового греха. Революция, по Хлебникову, гибель виновного в принадлежности к своему классу.

«Ночной обыск»: сюжетное ядро – убийство. На квартиру к морскому офицеру приходят с обыском революционные матросы (те же Двенадцать, только матросы). Убивают сына хозяйки, устраивают оргию.

Во время оргии появляется Христос (еще один повод сравнить) – икона в красном углу, которая привлекает внимание матросов. Глаза бога явно беспокоят убийцу. Происходит сознание поражения. Убийца может это преодолеть только через смерть от самого бога.

Он начинает кощунствовать, провоцировать бога на мщение.

Кто такие Двенадцать? Хлебников не дает ответа на данный вопрос. Его собственное сознание раздвоено. Он вроде бы за революцию, но одновременно сочувствует ее жертвам, которые без вины виноваты.

В то же время он уверен в их обреченности.

Освящает ли Хлебников насилие, как Блок? По Хлебникову, оно не нуждается в этом, потому что революция — ϶ᴛᴏ бунт против бога, против установленного им миропорядка.

Раздвоенность есть и у Блока (противоречия). «Хорошо» и «библиотеку сожгли» — два ощущения революции, фантастически связанные.

Как и у Хлебникова, у Блока есть народ и есть враги. Но враги отличаются. У Блока слово «враг» повторяется неоднократно. «Враг» невидим, могуществен, он общий, экзистенциальный. Присутствуют и конкретные враги (барыня в каракуле, поп, писатель, буржуй).

Реальной опасности они не представляют; изображены в комическом ключе (балаганно-лубочные мотивы). Почему старушка – враг, а не народ? Буржуй для Блока – понятие принципиальное; не столько социальное, сколько экзистенциально-психологическое.

Это обыватель, максимально далекий от подлинности. Он не может выделиться, ему не нужно выделяться. Здесь ненависть к этому типу у Блока переходит на бытовой уровень. Доходит до «исторического омерзения».

Важно

Старушка, хоть и бедная, из старого мира, не хочет перемен, она – обыватель и потому тоже враᴦ. Образ символический (Россия, народ).

Народ представлен разнообразно (старушка, Катька, Ванька, сами Двенадцать). Варварские массы, которые должны разрушить старый мир. Носители «музыки революции».

Можно найти философию революции. Показательно высказывание Волошина. Революцию нужно принимать как историческую данность, ее нужно пережить. «Революция – биение кармического сердца». Блок мог бы присоединиться к этому высказыванию. Пастернак сравнивал революцию с грозой. Блок тоже сравнивал ее с грозовым вихрем, бураном.

13. «Анна Снегина» С.Есенина. Проблематика, жанровые особенности.

Поэма «Анна Снегина», написанная в конце 1924 – начале 1925года, — одно из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведение итоговое, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.

История отношений поэта Сергея и помещицы Анны Снегиной, развивавшаяся в контексте революционных событий, носила условно автобиографический характер. Поэт не скрывал сходства героя с собой (родился в семье зажиточн.крестьянина, дезертировал из армии Керенского и жил по подложным документам).

Поэма – лиро-эпическая. Взаимопереход эпического в лирическое. Главн.тема – личная, но ч-з судьбу поэта и глав.героини раскрываются эпическ.события. В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с «девушкой в белой накидке» придает поэме лиризм.

В мельнике и его жене сохранились традиционные национальные черты. Мельник- воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет рус.хар-р. идеал поэта. Ес.верит, что духовное начало русской жизни, нравствен.ценности нельзя подменить социальными. В Проне проявился родившийся в пору революции национальный тип, он мятежник нового времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы.

Совет

В центре поэмы-личность автора. Имя героини звучит поэтично и многозначно: Снегина — Онегина, перекликается с Пушкиным — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой черемухи и обозначает символ утраченной навсœегда юности, мечты и гармонии. Вместе с тем, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, — это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции.

Поэма заканчивается воспоминанием о «девушке в белой накидке», о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны.

В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Автора интересуют его собственные впечатления. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произв-ия, и как участник событий предреволюционного и революц.времени.

Для Ес.важны не классовая принадлежность чел-а, не его положение в об-ве, не его достаток, а его нарвствен.кач-ва.

Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод, что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет: « Далёкие милые были!..Тот образ во мне не угас. Мы всœе в эти годы любили. Но, значит, Любили и нас».

Источник: http://oplib.ru/voennoe_delo/view/42883_zhanrovo_stilevoe_svoeobrazie_liriki_mayakovskogo_liricheskiy_geroy

Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского

Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского. «Нет, весь я не умру…» — эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать В. В. Маяковскому. Время не было властно над поэтом. С Маяковским порой кто-то соглашался, а кто-то и спорил, но не один человек не оставался равнодушным к его стихам, так как это просто невозможно.

Уже давно известно, что лирика способна передать все душевные переживания человека, его мысли и чувства, желания и мечты. Маяковский обладал необычайными способностями из всего делать поэзию, из чего-то незаметного сделать видимое и важное. Он как поэт и человек своего времени очень сильно переживал за тех людей, которые были неспособны и не хотят видеть красоту жизни.

В своем стихотворении «Послушайте!» поэт призывает подняться над скучной и тусклой жизнью и увидеть вокруг себя не «плевоч-ки», а звезды. Маяковский стремился зажечь каждую человеческую душу, показать ей необычайную красоту жизни, сделать так, чтобы в каждой «обязательно была звезда».

Обратите внимание

землю саму

зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

новые звезды придумай и выставь…

Но толпа так не услышала призывов Маяковского, она была слепа и глуха к крикам души поэта. В большей части своих стихотворений Маяковский рассказывает о своих неудавшихся попытках прийти к людям, рассказать им о своих страданиях.

Для него всегда было важно быть услышанным и понятым читателями. Однако мало кто понимал его. И именно поэтому поэт ощущал постоянное одиночество — «…Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой.

Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой — взял бы и все обвыл».

В творчестве Маяковского отчетливо видно тяготение поэта к человеческому теплу, участию и пониманию:

Слушайте ж:

Все, чем владеет моя душа,

— а ее богатства пойдите смерьте ей! великолепие,

что в вечность украсит мой шаг,

и самое мое бессмертие,

которое, громыхая по всем векам,

коленопреклоненных соберет мировое вече, —

все это — хотите? —

сейчас отдам за одно только слово

ласковое человечье.

Поэт стремиться разорвать порочный круг одиночества, он пытается докричаться до людей:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают —

Значит, это кому-нибудь нужно?

Поэт одинок, и это состояние души является главной темой раннего творчества Маяковского:

в  какой ночи,

бредовой,

недужной,

какими Голиафами я зачат — такой большой и такой ненужный?

Само состояние трагичности для поэта — разнопланово. С одной стороны, Маяковский показывает одиночество титана, некого над-человека, который возвышается над всей безликой толпой. Он и презирает ее:

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!

Важно

А с другой стороны, поэт так же, как и его лирический герой, — человек одинокий, тоскующий и страдающий от этого. Маяковский также стремиться найти выход из этого положения, но не находит его:

Время!

Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой

в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

Как душевное состояние самого Маяковского, так и все его творчество переполнено различными противоречиями: его лирический герой — многомерен, многопланов, он способен использовать и постоянно менять множество масок. Он с презрением заявляет, срываясь на крик:

…я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжира и мот.

И неожиданно меняется, исчезает весь пафос, и перёд читателем уже предстает совершенно иной человек.

Ему страшно и одиноко в этом безумном, беззвездном мире и он мечтает лишь об одном — «чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда», В многогранности лирического героя писателя соединяются богоискания и богоборчество, порыв к разрушению и страдания от хаоса, искренняя чистая любовь и гимны насилию и жестокости.

Все это происходит от двух противоречивых «я» поэта: демонического и взывающего о помощи. В стихотворениях Маяковского основными эмоциями главного героя является боль. Ключевой фразой раннего творчества поэта стала — «Резок жгут муки».

Сама боль возникает лишь только при попытке прикоснуться к окружающему миру, и этот мир приобретает иные краски, он воспринимается совершенно по-особому. Маяковский в своем творчестве постоянно стремился найти среди многочисленной толпы хотя бы одну родственную душу, найти того, кто бы понял его. И это желание было недостижимым для поэта. А уж тем более он и не мечтает о том, чтобы быть понятым всей страной.

Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

а сказать некому.

Поэт постоянно стремился настроить хоть малейшую и тончайшую связь своего лирического героя с людьми. Он хотел завоевать доверие и понимание людей. Но со временем поэта все чаще и чаще стали одолевать сомнения:

Я хочу быть понят моей страной,

а не буду понят — что ж,

по родной стране пройду стороной,

как проходит косой дождь.

Очевидно, что эти слова относятся не к «агитатору, горлану-главарю», а к человеку, глубоко сомневающемуся и очень страдающему.

Совет

Сам лирический герой Маяковского не хочет быть изолированным от огромного человеческого оркестра.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» проходит метафора «люди-оркестр», и именно здесь проявляется позиция человека, которому хочется преодолеть отчужденность от всех.

Он готов стать братом тем людям, кто поверит ему, человеком с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без каких либо слов.

Иронично, глубоко и порой даже резко поэт показывает в стихах отчаяние своего лирического героя. В некоторых стихотворениях ирония переходит в гротеск.

Так, в стихотворении «Нате!» описывается резко-смешная форма самой жизни и людей: «Вы» — не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин — «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей».

Но главное здесь то, что поэт сравнивает свое сердце с нежной, хрупкой бабочкой — это «бабочка трепетного сердца», но толпа, как «стоглавая вошь», может легко ее раздавить.

На кануне своей смерти Маяковский написал «Во весь голос: первое вступление в поэму». Этими словами поэт обращается к будущим потомкам. Именно людям будущего он пытается объяснить свою позицию в творчестве и искусстве и он рассчитывает на их понимание и великодушие:

Заглуша

поэзии потоки, я шагну

через лирические томики, как живой

с живыми говоря.

В этом произведении есть строчки, которые очень точно говорят о глубоко душевной драме Маяковского:

Но я

себя

смирял,

становясь на горло собственной песне.

Источник: https://www.prepodka.net/odinochestvo-liricheskogo-geroya-v-stixotvoreniyax-v-v-mayakovskogo/

Ответы на вопрос «44. Лирический герой поэзии раннего В.Маяковского.» — Конспектов.Нет

Характер раннего творчества В.В. Маяковского проявился достаточно ярко в первых его произведениях, напечатанных в 1912 году в альманахе «Пощечина общественному вкусу» совместно с поэтами-футуристами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Крученых.

Целью молодых поэтов было создание нового искусства, разрывающего все связи с традициями классической русской литературы. Поэтому уже в первых стихотворениях Владимира Маяковского преобладает социальный критицизм, сочетающийся с исповедальностью и эмоциональной энергией стиха, живописной образностью — яркой, экспрессивной, необычной.

Его образы, как полотна импрессионистов, можно представить себе зрительно, например картину ночного города:

Багровый и белый отброшен и скомкан

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

(«Ночь»)

Поэт сразу заявляет о своем принципиально новом подходе к искусству:

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

(«А вы могли бы?»)

Обратите внимание

Но в этом новаторстве поэтического творчества прослеживается и другая особенность мира лирического героя Маяковского — его одиночество.

«Я», «Нате!», «Ничего не понимают», «Скрипка и немножко нервно» — все эти стихотворения объединяет общее для них противопоставление лирического героя толпе, его непонятности в мещанском, ограниченном обществе.

Герой сознательно «эпатирует» буржуа, подчеркивает дерзость своего отношения к миру:

«Я люблю смотреть, как умирают дети».

(«Я»)

Но это только маска, циничное высказывание с целью привлечь всеобщее внимание, вызвать негодование обывателя. Такой же нарочитый характер носит попытка игнорирования толпы: «А мне — наплевать! Я — хороший». («Скрипка и немножко нервно»).

За всем этим звучит пронзительно-отчаянное одиночество непонятого человека и поэта, который идет «один рыдать», чувствуя, что он «одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека». («Я»). Поэт — «бесценных слов мот и транжир» — чувствует враждебность, агрессивность по отношению к себе толпы, которая представляется ему страшной своей бездуховностью.

На этой антитезе построено все стихотворение «Нате!», где обывательская публика поэтического кафе рисуется натуралистически, антиэстетично: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир».

Ни «мужчина», озабоченный пищей отнюдь не духовной, ни женщина, что «смотрит устрицей из раковин вещей», не смогут ощутить боль, ранимость, открытость миру «бабочки поэтического сердца», напротив, «толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь».

«Нате!» — это открытый вызов поэта пошлости и мещанству окружающего мира, которому лирический герой готов «плюнуть в лицо». Впрочем, завсегдатаями поэтических кафе это стихотворение и было воспринято как вызов, вследствие чего за Маяковским утвердилась слава скандального поэта.

Но нельзя видеть в его стихах вызов и эпатаж, не замечая при этом его душевной смуты, трагичности видения мира, попытки найти в нем гуманистическое начало. Об этом — его лирическое стихотворение «Послушайте!». Лирический герой обращается к читателям как к единомышленникам, с трогательно-доверительной интонацией, в попытке обрести бога и мир в своей душе. Да, буржуазное общество несет человеку страдание, но нельзя переносить эту «беззвездную муку», не имея в душе ничего светлого, никакой надежды. Лирический герой поэта выражает уверенность во взаимосвязи бога и человека, в гармонии мироздания.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Несмотря на декларативность заявления футуристов об отказе от всех традиций русской классической поэзии, это стихотворение В.В. Маяковского по своей сути философской проблематики очень близко к такому лирическому шедевру М.Ю. Лермонтова, как «Выхожу один я на дорогу…», и, несмотря на новаторство по форме, традиционно по гуманистической проблематике содержания.

Важно

Особенно негативную реакцию лирического героя В. Маяковского вызывает Первая мировая война.

В стихотворениях «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Вам!» четко прослеживается отвращение к войне, насилию, осуждение тех кругов, для которых война представляет политический и материальный интерес.

Натурализм, антиэстетизм используются поэтом как средство, выражающее его антимилитаристскую позицию, его метафоры страшны и надолго запечатлеваются в глазах читателей: …с запада падает красный снег сочными клочьями человеческого мяса. («Война объявлена»)

Необычные метафоры («…слезя золотые глаза костелов, пальцы улиц ломала Ковна».

— «Мама и убитый немцами вечер»), аллитерации («Бронзовые генералы на граненом цоколе…» — «Война объявлена»), разговорные интонации, передающие то общее патриотическо-агрессивное настроение, то истерически-нервные вскрики матерей, — все это рисует восприятие войны лирическим героем как огромного несчастья, грядущих масштабов которого еще пока нельзя предугадать.

Но та буржуазная публика, чью бездуховность и обывательское отношение к жизни не мог принять лирический герой, — она не изменилась. Эти люди не поступились своим комфортом, своими привычками, используя войну в своих личных интересах, они предпочитают «о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет».

Безымянный поручик Петров — жертва, «приведенная на убой» ради чуждых ему политических интересов. Но заслуживают ли этой жертвы «бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как»? Протест лирического героя резок и не вызывает сомнения: «жизнь отдавать в угоду» этим людям, этому обществу — нельзя, лирический герой готов на иное «служение» обществу, что воспринимается опять-таки как вызов.

Такая же резкая, но несколько иная по характеру — более ироническая, что связано с жанром произведения — критика общества звучит в цикле сатирических гимнов поэта.

«Гимн обеду», «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн ученому» — в этих произведениях лирический герой высмеивает убожество и бездуховность того же мещанского мира, чьи интересы либо ограничены чревоугодием, либо беззастенчивой заботой о своем материальном благополучии, либо носят бюрократический, формалистический характер, оторванный от реальной, живой жизни.

Итак, говоря о лирическом герое ранних стихотворений В. Маяковского, необходимо отметить его протестное отношение к окружающему миру, его ранимость и душевную незащищенность, его антимилитаристскую позицию и ощущение им человеческих страданий в мировом масштабе, что было характерно и для самого поэта.

Источник: http://www.konspektov.net/question/3997027

Лирический герой ранней лирики Маяковского

Прошедший XX век был веком колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственною болью”.

Таким поэтом своего времени был Маяковский; с его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства.

Читайте также:  Человек и общество в романе «евгений онегин»

В поэме “Человек” он пишет: “И только боль моя острей, стою, огнем объят, на несгораемом костре немыслимой любви”.

Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских, новых мещанах, “дряни”. А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать.

Совет

Не знают они и другого: есть ранний Маяковский, тонкий лирик, необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы. Располагая стихи “лесенкой”, он добился того, что каждое слово стало значимым, весомым.

Рифма его необычайная, она как бы “внутренняя”, чередование слогов не явное, не очевидное – это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Кажется, будто ритм в поэзии – самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Послушайте! Если звезды зажигают,

Значит, это кому-нибудь нужно…

В юности Маяковский был связан с футуристами, но он пошел дальше своих собратьев по перу и сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех. После революции имя Горького стало символом буревестника революции.

Блок воспринимался “как трагический поэт эпохи”, услышавший музыку революции. Маяковский вошел в нашу культуру поэтическим знаменосцем Октября, первым поверившим в светлое будущее страны.

Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству, а Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу. Если многие не понимали поэта, считая его временным глашатаем революции, то сам Маяковский утверждал обратное.

“Мой стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима” – писал поэт в поэме “Во весь голос”.

Уже в ранних стихах он нашел необычные и мощные способы выражения антивоенных мыслей: По черным улицам белые матери Судорожно простерлись, как по гробу глазет. Вплакались в орущих о побитом неприятеле:

“Ах, закройте, закройте глаза газет!”

Нестандартные абзацы, со временем превратившиеся в знаменитую лесенку, большое количество неологизмов, превращение привычных слов в нестандартные, скрытый юмор, часто переходящий в сарказм, – это далеко не полный перечень новаторства поэзии Маяковского. В лирике он оставался верен этим приемам. Даже в такой социальной поэме, как “Хорошо”, он не удерживал свою лирическую фантазию.

…В деревнях – крестьяне. Бороды веники. Сидят папаши. Каждый хитр. Землю попашет,

попишет стихи”

Лишь лежа в такую вот гололедь, зубами вместе проляскав поймешь, нельзя на людей жалеть

ни одеяло, ни ласку

Обратите внимание

Если я чего написал если чего сказал тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза Не домой, не на суп, а к любимой в гости, две морковки несу

за зеленый хвостик…

Мало поэтов, которые умели совместить реальность разрухи, социальную и революционную страсть с нежной лирикой любовного признания: Я много дарил конфет да букетов, Но больше всех дорогих даров Я помню _ морковь драгоценную эту И полполена березовых дров. И конечно, поет не был бы самим собой, если бы после описания этого голода и холода не добавил: Мне легче, чем всем, – я Маяковский. Сижу и ем

кусок конский…

Поэты способны предчувствовать, предугадывать. Молодой Маяковский предугадал самого себя, свое творчество, сказав: Я сразу смазал карту будня…”
Действительно, в его творчестве есть все, что угодно, кроме обыденности. Возможно, потому, что он умел играть “ноктюрн на флейте водосточных труб”…

Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и прозрениях, что рядом в ту пору по силе идеи, выраженной в его стихах, сопоставить было некого.

Многие поэты, не приняв революции, уехали в другие страны, другие творили в более интимном, узком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходящих событий.

Маяковский пишет о тяжелом труде поэта: “Поэзия – та же добыча радия, в грамм – добыча, в год – труды: изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды”.

Наш современник Е. Евтушенко очень точно сказал, что поэт в России больше, чем поэт. Это полностью можно отнести к Маяковскому. Как он хотел был понятым! Какой только травле он не подвергался, но оставался верен себе, не поменял убеждений в зависимости от смены власти.

Он верил, что сумеет быть понятым потомками. В своей предсмертной поэме “Во весь голос”, которую он успел закончить, поэт писал: “Я к вам приду в коммунистическое далеко, не так, как песенно-есенинский витязь.

Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств”.

Важно

Сразу после его похорон Марина Цветаева писала: “Боюсь, что, несмотря на народные похороны, весь плач по нем Москвы и России. Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского”.

Краса народної пісні.<\p>
Лирический герой ранней лирики Маяковского

Источник: https://ukrtvir.com.ua/liricheskij-geroj-rannej-liriki-mayakovskogo/

Почему лирический герой В. Маяковского одинок? — Сочинение

Почему лирический герой В. Маяковского одинок?

Можно начать сочинение с небольшого рассуждения о том, что тема одиночества в русской лирике занимает существенное место. Её поэтически осмысляли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет. Эту же тему развивает в своей лирике В. В. Маяковский.

Обратите внимание на то, что ключевым понятием в формулировке вопроса являются причины одиночества. Следовательно, вы должны не просто вести речь об одиночестве, а определить, что именно порождает такое сложное и драматичное ощущение себя в мире.

Выявляя причины одиночества лирического героя В. В. Маяковского, проанализируйте не менее трёх его стихотворений.

По-особому одиночество раскрывается в стихотворении «Нате!», где описан сложный конфликт поэта и толпы. Причины такого состояния заключаются в том, что герой не принимает существующий миропорядок.

Публика видит в поэте раба, готового выполнить любое её желание. Но он восстаёт против этого, потому что для него главная цель — служение искусству.

Покажите, как с помощью приёма противопоставления автор подчёркивает различия между толпой и лирическим героем. С одной стороны, Маяковский акцентирует внимание на людском самодовольстве, сытости, погружённости в быт; с другой — на душевной щедрости и искренности поэта.

Герой сознаёт, что его сердце хрупкое, трепетное, как бабочка. Этим он отличается от толпы, которая становится ещё одной причиной одиночества.

Совет

Одиночество порождается безразличием друг к другу и разобщённостью людей. Именно эта мысль становится важной в стихотворении «Скрипка и немножко нервно».

Скрипка надрывно плачет, но её никто не хочет услышать и понять, она только раздражает оркестр: «Дура, плакса, вытри!» — кричит ей «меднорожий, потный» геликон.

Только лирический герой не остаётся бесчувственным, безразличным, безотзывным: я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул:

«Боже!»,

Бросился на деревянную шею:

«Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору а доказать ничего не умею!»

Отметьте, что короткие, дроблёные фразы, обилие восклицаний, экспрессивной лексики («ору», «наплевать», «влип») выражают в этом стихотворении протест против бессердечия общества.

Равнодушие как причина одиночества показано в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Сцена с упавшей лошадью помогает понять драму одинокого человека в мире. Вместо сочувствия беспомощному существу лирический герой слышит смех толпы. Только он видит слёзы и ощущает «звериную тоску» упавшей лошади:

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Слово «один» помогает автору противопоставить героя толпе и подчеркнуть его одиночество.

В этом стихотворении одиночество и его причины преодолеваются. Лирический герой поддерживает сочувственным словом несчастную лошадь. Он даёт ей понять, что она не одинока в этом мире:

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоте?

Деточка,

все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

Прокомментируйте финал произведения. Подчеркните важную для В. В. Маяковского мысль о том, что слова поддержки дают силы преодолеть одиночество:

Рыжий ребёнок.

Пришла весёлая, стала в стойло.

И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить, и работать стоило.

Обратите внимание

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Источник: http://Sochineniye.ru/pochemu-liricheskij-geroj-v-mayakovskogo-odinok/

Лирический герой и проблематика ранней поэзии В.В. Маяковского

Первые поэтические опыты Владимира Маяковского берут начало из Бутырской тюрьмы, где он отбыл полгода за революционную пропагандистскую деятельность (поэт ещё в школе увлёкся марксизмом).

Там, по его словам, он «исписал… целую тетрадку», после чего Маяковский решил оставить партийную деятельность, чтобы «делать социалистическое искусство». Но из-за первых неудач в поэтическом деле Маяковский начинает учиться живописи в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А.

Кручёных – основоположниками футуризма в России. Черты этого направления ярко проявились в поэтическом творчестве Маяковского.

Лирическим героем раннего Маяковского стал «Я». В соответствии с этим его произведения несут в себе эгоистическую ноту – «Я», «Себе любимому посвящает эти строки автор» и первый сборник стихов с пафосным названием «Я!», а так же спектакль-трагедия «Владимир Маяковский», где поэт исполнил главную роль, которую, по его словам, «просвистели до дыр»:

Вам ли понять,

Почему я,

Спокойный,

Насмешек грозою

Душу на блюде несу

К обеду идущих лет.

Видимо, изначальное одиночество лирического героя и его неприязнь к людям, «ненужным, как насморк, и трезвым, как нарзан» и породило эгоцентризм ранимого поэта, ищущего понимания и любви-«громадины». В эпилоге трагедии «Владимир Маяковский» обозначается острая неприязнь поэта к толпе:

Я это всё писал

о вас,

бедных крысах.

Поэт пытается сказать людям о необходимости перемен, прокричать о том, что они несчастны. Но видит вокруг себя людей, с которых стекает «обрюзгший жир». Несмотря на это, герой не опускает руки и смело выражает свой протест, хотя и ощущает себя «гласом вопиющего в пустыне».

Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазных условностей, которые не дают свободно любить, жить, творить. В стихотворении «Эй!» поэт призывает:

Возьми и небо заново вышей,

новые звезды придумай и выставь,

чтоб, исступленно царапая крыши,

в небо карабкались души артистов.

Важно

Но такой оптимистический настрой раннего героя часто сменяется овладевающей им безнадежностью от неспособности пробудить людей от тяжелого сна пассивности. Об этом он пишет в стихотворении «Скрипка и немножко нервно»:

Я вот тоже

ору –

а доказать ничего не умею!

Таким образом, основной мотив раннего творчества Маяковского – противостояние героя и равнодушной и враждебной ему толпы. Лирический герой выполняет возложенную на него миссию: сделать людей лучше, заставить их прозреть. Он чувствует в себе силы бороться дальше, несмотря на сопротивление пассивной «вечно жующей» толпы.

В своём творчестве Маяковский продолжил и завершил борьбу Пушкина со сладкогласной напевностью, возвышенной и напыщенной стилистикой романтизма благодаря свежести и ритмичности своего стиха, его неординарности.

Но ломаная конструкция стиха — это ещё и соответствие принципу «сдвинутой конструкции», свойственному футуристам.

Футуризм, как радикальное продолжение символизма, стремился не просто завуалировать смысл, но выработать абсолютно новые концепции, значение которых было в дегуманизации и деэстэтизации искусства.

В стихотворении «А вы могли бы?» лирический герой Маяковского, находясь в самой обычной рыбной лавке, видит вольный бушующий океан, а в блюде студня – таинственные очертания океана. Кто из мирных обывателей способен повторить такое?

Эпатаж, вызов, непринятие равнодушия – вот главные составляющие футуризма, находящие своё отражение в этом стихотворении Маяковского. Умело выбирая слова, поэт противопоставляет себя толпе. Этот контраст достигает своего апогея в конце, когда лирический горой спрашивает:

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Но, несмотря на такую открытую враждебность, автор сострадает людям, потому что без красоты нельзя быть счастливым, а они её не видят, воспринимают только внешнюю оболочку вещи, не видя ее «души», ее сути.

Источник: https://students-library.com/library/read/46715-liriceskij-geroj-i-problematika-rannej-poezii-vv-maakovskogo

Ссылка на основную публикацию