“Дубина народной войны” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)
“Война и мир” – это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в них.
Неправильно было бы попытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских полководцев, даже главнокомандующего Кутузова, или роковыми просчетами Наполеона.
Судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова, Тимохина и… Да и перечислишь ли всех? Толстой-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего дубину освободительной войны против захватчиков.
Действия защитников родины бессознательны, но целесообразны. Не какие-то логические выкладки или правила заставляют людей участвовать в борьбе с врагом.
Может быть, сказывается та самая “сила бессознательного добра”, о которой писал позднее в своем романе “Жизнь и судьба” один из крупнейших художников ХХ века Василий Гроссман.
Во всяком случае, народный дух в полной мере проявляет себя и в Бородинском сражении, и в других важных эпизодах кампании 1812 года.
Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. Вот Денисов, “покраснев, как девушка”, излагает Кутузову план “разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой”. И “странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице”. Но Денисов искренен и естественен.
Вскоре мы видим его в рядах партизан. “22 сентября Денисов, бывший одним из партизанов, находился со своей партиею в самом разгаре партизанской страсти”. Совместно с Долоховым он готовит захват французского транспорта. Не смущает их численное превосходство деморализованного врага.
Главное – узнать, какие войска сопровождают обоз. Мужику-партизану Тихону Щербатому дано задание “взять языка”. “Пластун” проявляет незаурядное мужество, энергию и ловкость.
Будучи замечен французами, Тихон, “подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели и, скрывшись на мгновение, выбрался на поверхность, весь черный от воды, и побежал дальше”.
Можно ли удивляться тому, что “Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…” Однако рассказ Щербатого об убийстве пленного француза не вызывает у нас мыслей о какой-то особой жестокости и мстительности мужика из Покровского.
Нельзя назвать жестоким и Денисова. Командир партизанского отряда заботится о пленных французах, по-своему жалеет их. Поведение же карьериста Долохова – скорее исключение из правила, чем правило. Вспомним, что Толстой пишет не только о смелости этого человека, но и о его безжалостности.
Он безразличен к смерти Пети, происшедшей во время атаки на французский транспорт. Он жаждет крови разбитого врага. Возьмем характерный эпизод.
Долохов подходит к “неподвижному, с раскинутыми руками лежавшему Пете… – Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову”.
Но эта сцена, повторяю еще раз, исключение. Война выиграна не Долоховым и ему подобными, а бесчисленной массой простых людей. И этим людям прекрасно знакомо милосердие, ведомы сострадание и печаль. Неподдельно горе Денисова после смерти Пети Ростова, но он не пытается выместить свои страдания на пленных французах…
Мне кажется, что очень важна в романе мысль Толстого о том, что народ не жаждет крови врага. Не об этом ли качестве победителей говорит Кутузов сразу же после Красненского боя?
Пленные французы вызывают сострадание главнокомандующего и всей русской армии: “Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди”. Таким образом, история обретает нравственный смысл.
“Дубина народной войны” – это не столько военное, сколько нравственное возмездие захватчикам и их самолюбивому императору.
Это проявление той высшей справедливости, которая, по мысли Толстого, рано или поздно побеждает в жизни человеческого общества.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/dubina-narodnoj-vojny-po-romanu-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/
Духовное становление личности по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Духовное становление личности. Русская литература со времен Пушкина умела раскрывать психологию человека, его сокровенные мысли и чувства. Лев Николаевич Толстой внес в психологизм русской литературы свое открытие, названное Чернышевским умением передавать «диалектику души».
«Люди, как реки », говорил Толстой, подчеркивая этим сравнением многогранности и сложности человеческой личности , изменчивости и непрерывное движение, развитие, «текучести» внутренней жизни людей.
Но Толстому, всякий результат человеческой жизни непреднамерен, стихиен. В событии всегда участвует множество разнонаправленных стремлений и воль, они пересекаются и сталкиваются между собой.
Итак, есть ни внутренняя, необходимая мера в человеческой житни, между ее явлениями, между людьми целесообразная связь , иди связь эта хаотична , случайна? В чем смысл активности человеки, жизненных усилий его? Вопросы эти решаются всем романом «Война и мир», каждым его эпизодом. Путь, который проходят в романе важнейшие герои его, — это поиски не одним разумом, а жизнью, судьбой, ответов на главные эти понросы.
Очень разные люди Пьер Безухов и Андрей Болконский, но каждому из них, каждому по-своему, приходится на своем пути пройти через тяжелые моральные испытания, когда нужно заново решать вопрос о смысле собственной жизни и ее связи с жизнью других людей, с объективным порядком вещей, и вопрос этот оказывается так запутан и осложнен, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.
В стихию человеческой жизни со всей ее видимой пестротой и запутанностью отношений, позиций, точек зрения, целей, как в пучину, погружается мыслью и душой Пьер Безухов, чтобы узнать: есть ли объединяющее начало, есть ли закон и цель и этом видимом хаосе? Нестройность, несогласованность этой картины мира составляет страдание, с которым проходит по жизни Андрей Болконский.
Из разговоров Пьера и Андрея на первых страницах романа « Война и мир» уже заметны те линии, по которым пойдет жизнь у одного и другого. Рядом со старшим другом Пьер расплывчат и рыхл со своим, по-видимому, бесцельным философствованием, со своими вопросами, кто виноват, кто прав.
Князь Андрей разговаривает с Пьером, как человек действия; он объясняет, зачем идет на войну; «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» Он говорит о надеждах и силах, пропадающих в пустом светском существовании.
Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности жизни распоряжались его судьбой.
Он верит в свое высокое назначение, и тем самым он, кажется, решил для себя общий вопрос о целесообразности миропорядка и человеческой жизни — главный вопрос, который исследуется и выясняется каждой строчкой книги Л. Н. Толстого.
Князь Андрей верит в свою звезду; он не случайно, без цели заброшен в мир, он верит в то, что рожден для подвига и величия.
Но ему предстоит пережить столкновение этих иллюзий, воспринятых из примеров других времен, с реальностью его времени, усложнившего и запутавшего человеческие отношения и все, казавшиеся недавно ясными, понятия о величии, о подвиге, славе, о смысле людских усилий.
Князь Андрей скажет позднее о себо по время свидания с Пьером в Богучарове, что он жил для сланы, то ость жил для других. Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы».
Князь Андрей в начале ориентируется на этот героический канон; в его мечтах армия попадает в безвыходное полотенце, и он один спасает ее и выигрывает войну — совсем как в древних эпопеях или римских преданиях. Но в действительности история имеет более прозаический вид.
Болконскому откроется, что мировая слава Наполеона венчает эгоистический произвол, а действительный подвиг скромного капитана Тушина не будет увенчан славой и останется неизвестен. Жизнь предстанет ему в несовпадении видимого и настоящего, и его собственное героическое стремление в своем реальном значении и по настоящим своим последствиям окажется чем-то не тем, что мечталось ему. Оно окажется гордой обособленностью, отделяющей его от общей судьбы людей, вместо того, чтобы эту судьбу решать, как подобает герою.
В критические дни кампании 1805 года, пробираясь к штабу своей армии, уже обреченной на поражение, Болконский с презрением смотрит на царящий кругом хаос, на смешавшиеся повозки, утопающие в грязи, на картину беспорядка, паники, охвативших войска. Ему оскорбительна эта картина, такой она являет контраст его собственной героической настроенности: он едет, чтобы спасти армию.
Когда наступил долгожданный момент Тулона, Андрей бежит впереди со знаменем и, раненный, падает имеете с ним. Потом его видит лежащим на поле битвы с древком Наполеон и произносит: «Какая прекрасная смерть!» Однако слона Наполеона доносятся до затуманенного слуха князя Андрея, словно жужжание мухи, и похвала Наполеона, вчерашнего кумира, уже не интересна ему.
И вот он, поверженный навзничь, уже не видит ничего вокруг, он видит только над собой высокое небо и в нем одном находит величие и значительность, которых он ищет в жизни, но которых не былб в его вожделенном Тулоне. Героическая минута оказалась наполнена той самой мелочной суетой, которая ему была оскорбительна в жизни.
Честолюбивые планы, мечты о Тулоне и славе сами были такой суетой — небо Аустерлица сейчас говорит Андрею об этом. Призрачность официальной истории и внешнего героизма, соединенного с ней, становится очевидна рядом с простыми необходимыми моментами человеческой жизни, которых значения раньше не понимал князь Андрей, обольщаясь п истории оо поверхностной стороной.
Однако простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы, это семейное, «мирное» счастье не будет дано Андрею Волконскому.
Почти на его глазах, в тот самый момент, когда он вернулся домой, умирает от родов жена; он ею пренебрегал, этой маленькой женщиной, презирал в ней светскую пустоту, но он слишком многим пренебрегал и был высокомерен к обычным, невыдающимся людям.
Позже он скажет Ньеру, что был виноват перед женой и надеялся оправдаться. Жизнь не дает оправдания и простого счастья, нужного каждому человеку; смертью маленькой княгини она обвиняет «болконскую» гордость, отвлеченность высоких стремлений.
Андрей наказан страданием в тихой домашней жизни, которою он живет после смерти жены и которой он впервые пожелал на ноле Аустерлица. Но простая жизнь не просто дается Андрею. Она дается ему со страданием, тайная ее глубина и значительность для него не открыта. Князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство.
Навсегда непереходим для него разрыв — «небо» и земная реальность людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв— трагическая тема образа Андрея Болконского.
Князя Андрея навещает в его деревенском уединении Пьер Безухов. Между друзьями идет разговор о главных вопросах не только их собственной, но вообще человеческой жизни. Однако не отвлеченная дискуссия перед нами, а диалог очень неодинаковых личностей.
Страницы, посвященные свиданию в Богучарове, — одни из самых философски глубоких и вместе с тем художественно обаятельных в книге Толстого.
Вот к чему непрестанно возвращается разговор как к своему центру, главному содержанию: что такое добро, справедливость, правда не в относительном, личном смысле, а в абсолютном, объединяющем, общем для всех? И существует ли это общее? Своя мечта, своя правда у каждого человека при отсутствии общей правды, необходимости и разумности меры добра и зла, нравственного закона того, что именно и является смыслом и целью всех жизненных поисков Андрея и Пьера.
Однако восторженно-отвлеченные речи Пьера не действуют на Болконского, не склонного к отвлеченностям.
Князь Андрей строг в своем отношении к жизни, он не хочет больше самообма- нов, гонит прочь утешения, он нарочито сухо-логичен, ему нужна только истина.
Но какое-то иделогическое чувство, скрытое от себя, осталось и нем, и оно говорит, что истины, к которым он пришел, — не абсолютные истины.
« Зачем?» — вот великий вопрос, вопрос о цели, о назначении человека, жизни его, событиях, истории. Человеку недостаточно факта события, он хочет узнать: зачем? Жизнь не проста, и этот вопрос мучает толстовсого героя в самые критические моменты жизни.
Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь. Приехав по делам в Отрадное, князь Андрей впервые встречается с Наташей.
Она пробудила в Болконском потребность простого контакта с другим человеком — она была прежде закрыта князю Андрею, решавшему для себя одного всеобщие проблемы человеческого бытия. До Аустерлица Болконский стремился жить для других, отделяя себя от них, теперь же — жить вместе с другими.
«Чтобы не для одного меня шла моя жизнь» — вот постоянная тема князя Андрея, главный, ведущий его мотив.
В Петербурге Андрей второй раз встречает Наташу Ростову на бале.
Он покинул свое уединение и предался общественной деятельности; он занят службой в центре подготовки гражданских реформ, близок к Сперанскому — новому «великому человеку», которым он теперь увлечен, опять общественное стремление его незаметно приняло форму прежних иллюзий; снова влечет его во внешние сферы, «туда, где готовилось будущее». Но одна встреча с Наташей разрушит все это.
Разрыв с Наташей возобновляет страдание Болконского, то страдание от неидеальности жизни, которое он знал всегда. Наташа могла променять его на пустого хлыща Курагина — это для князя Андрея последнее разоблачение всяких идеальных иллюзий.
Впечатление краха соединяется у Болконского с начавшейся войной, вторжением завоевателей, пожаром Смоленска, разорением Лысых Гор, его родного гнезда. Грубое насилие, то же, что сломало его судьбу, теперь играет в общей жизни людей.
В роковую минуту смертельного ранения, когда дымящаяся граната, готовая тотчас взорваться, вертится волчком рядом с ним, страстный порыв любви к жизни захватывает князя Андрея. Непосредственного ощущения жизни не знал он, а если оно приходило, то разоблачалось потом как обман.
В минуту ранения в первый и единственный раз он испытал г такой силой непосредственное чувство к лугу, пшпне, струйке дыми.
В умирающем князе Андрос идет борьба между любовью земною, мирской, ограниченной, различающей, избирательной любовью к одному человеку, которая может быть неотрывна от ненависти к другому, — и абстрактной любовью, неразличающей, беспредметной, безличной, не любовью к кому-нибудь и за что-нибудь.
Страсть к жизни, с яркой силой испытанная в минуту ранения, затем заменяется абстрактной любовью к врагу. Но приходит Наташа, они встречаются вновь. Возобновившаяся любовь к одной женщине привязывает опять к жизни, вытесняя безразличное чувство любви вообще.
В зтой борьбе одолевает абстракция, нечеловеческая любовь, одолевает смерть. Неидеальная, земная, мирская любовь требует от человека такого участия в жизни, которое для князя Андрея было всегда тяжело, невозможно.
Совершенно иначе складывается жизнь Пьера Безухова. Вот он перед нами в момент разрыва с женой, после дуэли с Долохо- вым. Этот момент для Пьера — итог его отношений с великосветским обществом. Его тревожат не столько личные вопросы, сколько глобальные проблемы вообще: «Кто прав? Кто виноват? Никто».
После объяснения с женой он едет в Петербург, продолжая думать все то же он не понимает, глядя на других людей, каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые ианимпют его. «В нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным.
В нем самом и вокруг него — это для Пьера одно и то же. Его личное существование должно быть оправдано целесообразным устройством мира, и утрата этого чувства высшей целесообразности означает личное несчастье Пьера, тупик, почти невозможность жить.
Пьеру определено собственным опытом и судьбой анализировать и распутывать, искать выход к общей правде через иллюзии и разочарования. Такой иллюзией станет масонство, которое войдет в судьбу Пьера в тяжелейшую минуту полной потерянности.
Но позже, когда придет разочарование в ма- сонствв, тем безнадежнее, кажется, будет тот новый тупик, в котором очутится Пьер и из которого только через испытания войны и плена ему суждено будет выбраться.
Двенадцатый год — совсем другое состояние жизни Пьера, отличающееся от разнобоя мыслей, который царил в душе героя в Торжке. Теперь, под Бородино, на место парадоксов встает действительное противоречие.
Именно в плену, в лишениях и недостатках, Пьер научился ценить непосредственную жизнь, существование как процесс.
В результате сближения с простыми солдатами, в результате знакомства с Платоном Каратаевым Пьер приходит к тому заключению, что несчастье людей происходит «не от недостатка, а от излишка» .
Излишек здесь — не только материальные преимущества, отделяющие господ от народа, но также излишек духовной, внутренней жизни: искания, развития, «диалектика души». Это все несвойственно им, простым людям, солдатам, крестьянам. Им как бы дано непосредственно, прямо, стихийно то знание смысла существования, к которому ищущие герои «Войны и мира» пробиваются долго и трудно.
Среди запутанной сложности жизни герои Толстого ищут ее простое и общее содержание. 1812 год и приходит таким проясняющим все событием.
А каков в эпилоге Пьер? Он вернулся во многом к «докаратаевскому» своему состоянию, к себе самому, к своим беспокойным вопросам, сомнениям. Пьер приходит в тайное политическое общество.
В «Войне и мире» жизнь подводит чему-то итог, как, например, стремлению князя Андрея к славе, — и к эпилогу кажется, что подведен итог уже всему; но то, что было снято и подытожено, возобновляется, делается опять актуальным, живым.
Своей концовкой «Война и мир» — открытая книга: последние слова повествования — это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди.
И кто знает, может быть, Николенька Болконский, дети Безухова и их ровесники так же будут мучиться мыслями о своем предназначении, о счастье, славе, как это было с их отцами?
Источник: https://www.prepodka.net/duhovnoe-stanovlenie-lichnosti-po-romanu-l-n-tolstogo-vojna-mir/
Художественное новаторство в изображении человека по роману Л. Н. Толстого Война и мир
Художественное новаторство в изображении человека (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Автор: Толстой Л.Н.
В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свою шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей “Война и мир”. Хотя писатель считал именно мирную жизнь настоящей жизнью человека, в центре внимания автора – повествование об Отечественной войне. В романе мастерски используются различные нововведения.
Это первый исторический роман-эпопея, в котором упомянуто более пятисот героев. Их можно разделить на любимых и нелюбимых автором (положительных и отрицательных). Толстой считал, что самым главным качеством человека является способность к самосовершенствованию и духовному поиску.
Положительные герои постоянно самосовершенствуются и меняются, а отрицательные герои стоят на месте в своем духовном развитии. Толстой мастерски рисует портреты своих нелюбимых героев. Они красивы, но красивы застывшей красотой. Они хороши, но бездушны.
Автор выделяет в этих людях такие детали, которые в конце концов вызывают раздражение читателя: беломраморные плечи Элен, самодовольное лицо князя Василия. Любимые герои автора могут быть некрасивы, но они духовно прекрасны. Все эти качества особенно ярко проявляются в военных сценах.
Для любимых героев война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Они честны по отношению к себе и в своих неудачах винят себя.
Страница за страницей раскрываются характеры героев и их разнообразие. С самого начала мы видим двух героев, любимых Толстым. Это, конечно же, Андрей Болконский и Пьер Безухов.
Два этих образа воплощают идеальные представления автора о человеке. Они не теряют своей яркости и остаются образами реальных, живых людей, переживающих взлеты и падения, ошибки и раскаяние.
Интеллектуальная и духовная высота князя Андрея и Пьера особенно видна на фоне других героев романа.
С самого начала романа мы видим, что князь Андрей жаждет славы. Тщеславное желание заставляло его совершать ошибки. Именно это желание привело его на войну. При первых же звуках боя князь Андрей думает о том, как будет выглядеть его Тулон, который должен был проложить путь к славе. Думал ли князь Андрей о славе, когда схватил знамя и побежал вперед?!..
Но, когда он упал, раненный, на Аустерлицком поле и увидел высокое небо с плывущими по нему серыми облаками, он понял, ясно осознал всю ничтожность своих притязаний. “Как тихо, спокойно, торжественно…”
Толстой представляет нам внутреннее состояние героя в этот переломный момент его жизни. Мы видим, что князь Андрей добивается духовного самоутверждения. Стремясь к материальному благополучию, он не почувствовал бы столь разительной перемены внутри себя, не увидел бы бесконечное небо, ставшее для него символом тишины и успокоения, символом вечной истины — жизни.
Мечтам князя Андрея о славе не суждено было сбыться. Находясь в состоянии полнейшего безразличия, он пытался убедить себя, что жизнь для него уже кончилась. Но Пьер, с его сердечной верой в добро, открыл для друга новую эпоху, с которой началась его новая жизнь во внутреннем мире.
По пути в рязанские имения своего сына князь Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветками и болячками, покрытыми ветхой, потрескавшейся корой, который, казалось, не хотел видеть ни весны, ни солнца. И тогда Болконский окончательно решил, что жизнь для него закончена.
В начале июня, когда князь Андрей возвращался домой, он въехал в ту же рощу и не узнал тот старый дуб. Это было преображенное дерево. Не было уже обломанных веток, болячек, горя и недоверия. Молодые листья пробились сквозь кору. И тогда князь Андрей вспомнил лучшие минуты своей жизни.
Светлые чувства проснулись в нем, он захотел, чтобы все узнали и поняли это. Жизнь не кончена в тридцать один год. Здесь мы видим, как Толстой мастерски сравнивает “диалектику души” князя Андрея с преображением дуба.
Этот прием Толстого позволяет нам образно представить весь внутренний процесс, протекающий в душе героя.
Перед смертью князь Андрей размышляет о счастье и о любви. Только перед смертью Болконский приходит к мысли: “Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”. Лишь в страдании и через страдание он приходит к пониманию настоящей, вечной любви.
Другой любимый герой Льва Толстого — Петр Кириллович Безухое. В начальном восприятии Пьера практически любой человек, с которым он сталкивался, добр, поэтому его так легко обмануть. За наивностью и простотой Пьера стоят не детская несмышленность, не примитивность, а сердечная вера в добро.
Он многое видит и многое понимает, но толкует увиденное по-своему, доброжелательно и бескорыстно. Пьер всегда искренен и естествен.
Горькие разочарования в жизни, крушение иллюзий, постигающие его и порождающие жестокие приступы тоски, в конце концов рассеиваются благодаря постоянному поиску правды и добра.
Пьер не представлял себе, что женитьба на Элен обернется столь неприятными последствиями. Но каждый поступок героя учит его чему-то. Так, после дуэли с Долоховым Пьер начинает ясно понимать, что он не любит и никогда по-настоящему не любил Элен. Но Пьер, несмотря на кажущуюся слабость характера, никогда не искал поверенного для своего горя. Он пытался сам понять свои ошибки и исправить их.
В надежде помочь людям Пьер стал членом масонской ложи. Он желал исправить себя и заблуждающийся род человеческий.
Развитию духовного мира героя способствует во многом встреча с Платоном Каратаевым. Сам Пьер не может, как Каратаев, чувствовать себя лишь каплей океана народного бытия. Но ощущение чего-то “непостижимого, круглого, вечного”, уничтожающего страх смерти, закрепляется в его сознании навсегда.
Настоящий человек для Толстого – это человек, который может жить в гармонии со всем миром, как Платон Каратаев. Для автора также важно отношение людей к семье, любви, природе и искусству. Все нелюбимые герои показаны в отрыве от всего этого. Ярким примером может служить семья Курагиных.
В этой семье нельзя увидеть какой-либо “поэзии”, все ее члены связаны только кровным родством, но не духовным. Положительные герои являются органичной частью окружающего.их мира. Все изменения природы влияют на них, находят отклик в их душах.
И всем любимым героям когда-нибудь откроется “вечное небо”, как Андрею Болконскому, которое повлияет на их взгляды.
Характеры героев также раскрываются в их отношении к искусству.
Вспомним роль музыки в доме Ростовых. Когда Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег Долохову, приехал домой и услышал удивительное пение сестры, он понял, что это главное, остальное все изменчиво и ложно.
Толстой великолепно показал разные пути достижения героями своих истин. Они все шли разными дорогами, но пришли к одному. Их всех объединяет одна общая черта — правдоискательство. Только ощущая себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные задачи и жить в гармонии с самим собой и со всем миром.
Толстой широко использовал художественное новаторство в изображении человека в романе “Война и мир”. Читая роман и глядя на “духовный рост” героев, сам невольно находишься в поиске тишины, спокойствия и правды.
Источник: https://MirZnanii.com/a/357912/khudozhestvennoe-novatorstvo-v-izobrazhenii-cheloveka-po-romanu-l-n-tolstogo-voyna-i-mir
Тема народа в романе «Война и мир» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
«Война и мир» — одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н.
Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», — говорил Толстой.
Народ в романе — это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры Тушин и Тимохин, и представители привилегированного класса — Болконские, Пьер Безухов, Ростовы, и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, то есть те русские люди, для которых судьба России не была безразлична. Народу противопоставлена кучка придворных аристократов да «мордатый» купец, волнующийся за свой товар перед взятием французами Москвы, то есть те люди, которые с полным равнодушием относятся к судьбе страны.
В романе-эпопее более пятисот персонажей, дается описание двух войн, события разворачиваются в Европе и России, но, как цемент, скрепляет все элементы романа «мысль народная» и «самобытное нравственное отношение автора к предмету». По мысли Л. Н.
Толстого, отдельный человек ценен лишь тогда, когда он — неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Его герой — целая страна, борющаяся с нашествием врага» — писал В. Г. Короленко. Начинается роман с описания кампании 1805 года, которая не затронула сердца народа.
Толстой не скрывает, что солдаты не только не понимали целей этой войны, но даже смутно представляли себе, кто союзник России. Толстого не интересует внешняя политика Александра I, его внимание обращено на жизнелюбие, скромность, храбрость, выносливость, самоотверженность русского народа.
Основная задача Толстого — показать решающую роль народных масс в исторических событиях, показать величие и красоту подвига русских людей в условиях смертельной опасности, когда психологически человек раскрывается наиболее полно.
Основой сюжета романа является Отечественная война 1812 года. Война внесла решительные перемены в жизнь всего русского народа. Все привычные условия жизни сместились, все теперь оценивалось в свете той опасности, которая нависла над Россией.
Николай Ростов возвращается в армию, добровольцем уходит на войну Петя, старый князь Болконский формирует из своих крестьян отряд ополченцев, Андрей Болконский решает служить не в штабе, а непосредственно командовать полком. Пьер Безухов отдал часть своих денег на снаряжение ополченцев.
Смоленский купец Ферапонтов, в сознании которого зародилась тревожная мысль о «погибели» России, когда узнал, что город сдают, не стремится спасать имущество, а призывает солдат тащить все из лавки, чтобы ничего не досталось «дьяволам».
Война 1812 года больше представлена массовыми сценами. Народ начинает осознавать опасность при приближении врага к Смоленску.
Пожар и сдача Смоленска, смерть старого князя Болконского в момент смотра крестьянского ополчения, гибель урожая, отступление русской армии — все это усиливает трагизм событий.
Вместе с тем Толстой показывает, что в этой тяжелой обстановке рождалось то новое, что должно было погубить французов. В росте настроений решимости и озлобления против врага Толстой видит источник приближающегося перелома в ходе войны.
Исход войны определился задолго до ее окончания «духом» войска и народа. Этим решающим «духом» был патриотизм русского народа, который проявлялся просто и естественно: народ оставлял города и деревни, захваченные французами; отказывался продавать продовольствие и сено врагам; в тылу врага сколачивались партизанские отряды.
Бородинское сражение — кульминация романа. Пьер Безухов, наблюдающий за солдатами, испытывает ощущение ужаса смерти и страданий, которые несет война, с другой стороны — сознание «торжественности и значительности предстоящей минуты», которое внушает ему народ.
Пьер убедился в том, как глубоко, всем сердцем, понимают русские люди смысл совершающегося. Солдат, назвавший его «землячком», говорит ему доверительно: «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят».
Только что пришедшие из глубины России ополченцы в соответствии с обычаем надевают чистые рубахи, сознавая, что придется умирать. Старые солдаты отказываются пить водку — «не такой день, говорят».
В этих простых, связанных с народными понятиями и обычаями формах проявилась высокая нравственная сила русского народа. Высокий патриотический дух и нравственная сила народа принесли победу России в войне 1812 года.
Источник: https://resoch.ru/tema-naroda-v-romane-vojna-i-mir/
Философия войны у Толстого (на примере романа “Война и мир”)
В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира – труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны – разобщение людей, разрушение, смерть и горе.
Ужас смерти сотен людей на плотине Аугеста (во время отступления русской армии после Аустерлица) потрясает тем более, что Толстой сравнивает этот ужас с видом той же плотины в другое время – когда здесь “столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу” и “столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и уезжали по той же плотине, запыленные мукой, с белыми возами”. Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах… на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского”.
Само изображение правды войны – “в крови, в страданиях, в смерти”, которое Толстой провозгласил своим художественным принципом еще в Севастопольских рассказах, исходит из народной точки зрения на сущность войны.
Правителям народов Наполеону и Александру, равно как и всему высшему обществу, мало дела до этих страданий.
Они либо не видят в страданиях ничего ненормального – как Наполеон, – либо с брезгливо-болезненной миной отворачиваются от них – как Александр от раненого солдата.
Толстой говорил, что только собственный взгляд на историю, позволил ему “осветить под новым и, как кажется, верным углом некоторые исторические события”. Философские рассуждения в его романе – не дополнительный привесок к художественным картинам, а естественный, напрашивающийся сам собою вывод из них.
“Если бы не было этих рассуждений, не было бы и описаний”, – заметил Толстой в одном из набросков эпилога. Он очень дорожил тем разрядом своих читателей, которые “между строками, не рассуждая” прочтут все то, что он писал в рассуждениях.
Но сами эти рассуждения называл “нераздельной частью” своего миросозерцания и возмущался критиками, которые пренебрежительно отзывались об этой стороне романа.
В последующее время философско-историческая часть “Войны и мира” также вызывала разноречивые, в том числе и резко критические суждения. Ныне совместными усилиями нескольких исследователей – Н. Гусева, А. Сабурова, А. Скафтымова, Н. Арденса (Апостолова), В. Асмуса, С. Бочарова, Е.
Купреяновой – этот важный и сложный вопрос достаточно прояснен. Показано, что “последнее слово философии истории Толстого – не фатализм, не детерминизм, не исторический агностицизм, хотя формально все эти точки зрения у Толстого налицо и даже бросаются в глаза.
Последнее слово философии истории Толстого – народ”.
Он отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было “идею”, а также желания или власть отдельных, пусть даже и “великих” исторических деятелей. “Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, – пишет Толстой.
– Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденное Земли”.
Перед историками Толстой ставит задачу “вместо отыскания причин… отыскание законов”.
Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют “стихийно-роевую” жизнь народа.
Согласно его взгляду, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни – тем более – результата совершаемых действий, В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму.
Однако внутренний, объективный смысл изображенного в “Войне и мире” вплотную подводил к осознанию этих закономерностей.
Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями.
Так, исход войны 1812 года был определен, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а “дубиной народной войны”, действовавшей с “простотой” и “целесообразностью”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Философия войны у Толстого (на примере романа “Война и мир”)
Другие сочинения по теме:
- Непринятие войны в романе Толстого “Война и мир” Воспринимая войну как что-то не просто тяжелое и страшное, но и как действие противоестественное, спровоцированное наиболее низкими помыслами и желаниями,…
- Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” После того как французы…
- Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Повествование о…
- Изображение картин войны 1805-1807 и 1812 годов по роману Л. Толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: ” изображение картин войны 1805-1807 и 1812 годов по роману Л. Толстого “Война и мир” Стремление Наполеона…
- Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и Мир” Толстой любит людей, им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а…
- Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том первый) Война и мир Толстой Л. Н Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том…
- Центральный персонаж романа-эпопеи Толстого “Война и мир” В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета…
- Изображение Отечественной войны 1812 в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Отечественная война 1812 года – справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди,…
- Основа сюжета романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Основой сюжета “Войны и мира” являются войны с Наполеоном – 1805 и 1812 годов. Именно вокруг этих событий выстраиваются все…
- Нравственные уроки романа толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: Нравственные уроки романа толстого Война и мир. Прекрасным источником духовного совершенствования является русская классика второй половины 19…
- Ужасное лицо Второй мировой войны (на примере романа “Чума”) Сегодня я пишу сочинение, которое перенесет нас в событие Второй мировой войны, мы ознакомимся с художественными произведениями, которые помогут нам…
- Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Война и мир Толстой Л. Н Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Неправда, что у человека нет души. Она есть, и…
- НАРОДНАЯ ВОЙНА В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (По роману “Война и мир”) Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война…
- Что дало мне прочтение романа Л. Толстого “Война и мир” Если бы по каким-то причинам надо было назвать величайший роман XIX столетия, я бы назвала “Войну и мир” Толстого, Я…
- “Настоящая жизнь” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Война и мир Толстой Л. Н “Настоящая жизнь” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” “Настоящая жизнь”… Что же это такое, какую жизнь можно назвать…
- Бородинская диспозиция в романе Толстого “Война и мир” Один из военных специалистов – современников Толстого, генерал М. Драгомиров, чрезвычайно высоко оценил военные сцены романа, в частности, за то,…
- Проблемы войны и мира в одноименном романе Л. Толстого Роман “Война и мир” – масштабное произведение как за количеством и глубиной изображений персонажей, так и за важностью исторических событий,…
- Духовные поиски главных героев романа Льва Толстого “Война и мир” Главными героями романа-эпопеи русского писателя Л. М. Толстого “Война и мир” есть Андрей Волконский и Пьер Безухов. Именно с этими…
- Метод художественного изображения войны в творчестве Толстого В Севастопольских рассказах Толстого уже отчетливо определился метод художественного изображения войны в полную силу проявившийся на страницах “Войны и мира”….
- Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого до “Войны и мира” Двадцать восьмого августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне, родовом имении князей Волконских, родился четвертый сын Николая Ильича и…
Источник: https://ege-russian.ru/filosofiya-vojny-u-tolstogo-na-primere-romana-vojna-i-mir/
О романе л.н.толстого “война и мир”
Портрет Льва Толстого. 1868 г.
Роман «Война и мир» — крупнейшее произведение Толстого, вершина его художественного творчества. По словам писателя, он отдал работе над романом «пять лет непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». В действительности эта работа продолжалась еще дольше — с 1863 по 1869 гг.
Начав в 1860 г. исторический роман «Декабристы», Лев Толстой хотел рассказать в нем о времени возвращения декабристов из сибирской ссылки (середина 1850-х гг.), и потом он решил изобразить период самого восстания декабристов — 1825 год.
Это в свою очередь привело писателя к мысли показать эпоху, предшествовавшую декабрьскому восстанию, то есть Отечественную войну 1812 г. И события еще более ранней поры — 1805—1807 гг.
Так Постепенно замысел произведения расширялся и углублялся, пока не приобрел форму грандиозной национально-геройческой эпопеи, охватившей почти четверть века русской жизни.
Пьер на Бородинском поле
Роман «Война и мир» — произведение, равного которому нет во всей мировой литературе. С убеждающей силой рисует Лев Толстой храбрость и героизм русской армии, отразившей удары наполеоновских полчищ.
Проникнутые сознанием правоты своего дела, русские воины проявляют на поле боя невиданное мужество. Батарея капитана Тушина, оставленная под Шенграбеном одна на поле боя, ведет целые сутки ураганный огонь по неприятелю, задерживая его наступление.
Легендарные подвиги свершает русское войско на Бородинском поле, где решалась судьба Москвы и всей России.
Лев Толстой показывает, что сила русской армии состояла не только в храбрости солдат и воинском искусстве полководцев, но и в поддержке всего народа. «Цель народа, — говорит Лев Толстой, — была одна: очистить свою землю от нашествия». Для народа не было вопроса — хорошо или плохо будет под властью интервентов.
Жизнь отчизны несовместима с владычеством интервентов — вот какое убеждение жило в душе каждого русского человека. И в этом — истоки необычайного размаха народного партизанского движения и той «скрытой теплоты патриотизма», которая определяла собою «дух войска» и всей
страны.
Отсюда и несокрушимая сила «дубины народной войны», которая уничтожила вражеское нашествие.
“Война и мир” Л.Н.Толстого. Бал у Ростовых.
Война была суровым испытанием не только военной мощи, но и моральной силы народа. И это испытание русский народ выдержал с честью.
С чувством национальной гордости показывает Лев Толстой мужество, стойкость и душевное благородство народа, проявившиеся в трудные годы войны.
К народу-богатырю, к его жизненной мудрости тянутся лучшие люди дворянского общества — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Василий Денисов и другие герои романа.
В близости к народу заключается и секрет огромного авторитета Кутузова. Ненавидимый царем, травимый придворными кругами, главнокомандующий Кутузов был силен своей неразрывной связью с солдатской массой, любовью народа. Верный сын родины, он всем существом своим понимал цель Отечественной войны, и поэтому его деятельность являлась лучшим и полным выражением воли народа.
Справедливость, однако, требует отметить, что Лев Толстой при всем своем изумительном мастерстве не воссоздал образ Кутузова во всей его многогранности. Вследствие, своих ложных исторических воззрений писатель в отдельных авторских рассуждениях обеднил образ полководца, недооценил его энергию, дальновидность и стратегический гений.
Плодом ошибочных воззрений Толстого является в романе образ солдата Платона Каратаева. Он изображен человеком покорным, равнодушным, пассивным. В душе Каратаева нет протеста против угнетения, как нет и жгучей ненависти к интервентам. Не такими были русские солдаты. Сам Лев Толстой показал в своей эпопее могучий подъем всенародной активности и патриотизма.
Эпопея «Война и мир» является произведением, в котором наиболее полно воплотился победоносный дух народной освободительной войны. С огромной силой запечатлен писателем русский национальный гений, высота самосознания и воинская доблесть народа-воина, народа-богатыря.
Первые две части романа были опубликованы в журнале «Русский вестник» в 1865—1866 гг. под заглавием «Тысяча восемьсот пятый год». В полном виде роман был издан в шести томах в 1868—1869 гг. в Москве.
Экспонаты в зале расположены по следующим разделам:
1) «Изображение войны 1805—1807 гг.», 2) «От 1807 г. к 1812 г.», «Начало Отечественной войны», 3) «1812 г.Бородино», 4) «Дубина народной войны». Конец наполеоновского нашествия. Эпилог романа». В витринах — материалы, характеризующие историю создания романа, творческую лабораторию писателя, отзывы о романе.
Изображение войны 1805-1807 гг
Анатоль Курагин. “Война и мир” 1866-1867 гг.
Экспонаты, иллюстрирующие 1-й том романа, в основном посвященного войне 1805 г., расположены на стене слева и на простенках, примыкающих к окнам. Осмотр следует начать с центрального простенка, где экспонирован портрет Толстого 60-х гг. и отзыв А. М. Горького о «Войне и мире».
На простенках слева и справа — художественные иллюстрации к основным событиям этой эпохи (Шенграбенское сражение, Аустерлицкое сражение и др.).
Выдающийся интерес в данном разделе представляют иллюстрации художника М. С. Башилова к «Войне и миру», одобренные Толстым.
От 1807 г. к 1812 г. Начало Отечественной Войны
Пьер Безухов
На второй стене зала, справа от входа, — экспонаты, иллюстрирующие 2-й и начало 3-го тома романа «Война и мир» — период между войной 1805—1807 гг. и первым этапом войны 1812 г.
1812 г. Бородино
“Война и Мир” Л.Н.Толстого. Ополченцы строят укрепления
На центральной стене зала и примыкающих к ней простенках расположены экспонаты, иллюстрирующие грозную эпоху 1812 г., события которой запечатлены в третьем томе романа «Война и мир». Главная тема романа — тема народной войны — раскрывается в картинах и иллюстрациях, посвященных Бородинскому сражению и партизанскому движению.
Ведущим текстом к разделу служат слова Толстого о Бородине: «Бородинское сражение — лучшая слава русского оружия. Оно есть победа» («Война и мир», рукопись).
«Дубина народной войны». Конец Наполеоновского Нашествия. Эпилог романа
Наташа пускает раненых во двор своего дома
На четвертой стене зала — экспонаты, иллюстрирующие заключительный этап войны 1812 г. — разгром французского войска, бегство интервентов из Москвы, их истребление партизанами. Эти события описаны в 4-м томе романа «Война и мир».
Источник: https://tolstoy.lipetsk.ru/gosudarstvenny-museum-l-n-tolstogo/o-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/
Л.Н.Толстой: “Война и миръ” или “Война и мiръ”
Как Лев Николаевич Толстой назвал роман:
или
Однажды, на уроке литературы, учительница сказала нам, что в старой орфографии, когда русская азбука насчитывала 35 букв (см. В. И.
Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка»), некоторые слова, которые произносились одинаково, имели различное написание, и от этого менялся смысл.
Так, слово «мир», написанное так, как оно пишется сейчас, действительно означало мирное время, без войны. А написанное через «и с точкой» («i») — мир в смысле вселенной и человеческого общества.
В то время мы изучали роман Л. Н. Толстого «Война и мир», и, продолжая обсуждать «и» с точкой, учительница сказала нам, что Лев Николаевич назвал свой роман так: «Война и мiръ», так как противопоставлял войну и общество, войну и людей.
Этот рассказ так поразил мое воображение, что я запомнила его, и всю жизнь была уверена, что так оно и есть. И вот недавно, желая ввязаться в спор по отстаиванию своей точки зрения, я стала искать подтвержающие факты в Интернете.
<\p>
Что же там нашлось? Масса рефератов, которые переписывают вышеупомянутое друг с друга (конечно, здорово, но недостоверно), болтовня в форумах (мнение мирян против мирных в отношении 10:1), справка на gramota.
ru, которая меняет свое мнение, и — никаких фактов! Ну, чисто мнения, и все тут!
На одном форуме писали, что вот, оказывается, этот роман — это исследование влияния войны на людские поступки и судьбы. На другом — возмущались, что «мiръ» — это не человеческое общество, а сельская община, и Толстой не мог назвать свой роман «Война и мiръ», так как писал не про сельскую общину, а про высший свет.
Единственное достоверное сообщение на эту тему я нашла у Артемия Лебедева с изображением первой страницы издания 1874 года, откомментированное словами: «Ну что может быть проще, чем просто взять да посмотреть, как это было?»
Давайте последуем этому совету.
Во-первых,
посмотрим в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля: что на самом деле означают слова «миръ» и «мiръ»?
МИР (написанное с i) (м.) вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков). || Одна из земель вселенной; особ. || наша земля, земной шар, свет; || все люди, весь свет, род человеческий; || община, общество крестьян; || сходка. В последнем знач. мир бывает сельский и волостной.
Класть на миру, давать приговор на сходке; на сельском миру бывает по мужику от дыма, на волостном миру или кругу по два хозяина от сотни. Миры, земли, планеты. Встарь считали годы от сотворения мира, нашей земли. Идти в мир или по-миру, с сумою. На миру и смерть красна, на людях.
Жить в миру, в мирских заботах, в суетности; вообще в свете; пртвоп. жизнь духовная, монашеская. Мир, Бог на-помочь! оклик бурлаков, Волгою, при встрече судов; ответ: Вам Бог на-помочь! Мир волна. Мир золотая гора. В мире, что в море. В миру, что в омуте (ни дна, ни покрышки). Мир во зле (во лжи).
На что мир ни зинет, то и гинет, о зависти. Глупый разум по миру пускает. Богатый в пир, убогий в мир (по миру). По миру не ходим, и нищим не подаем. Пристроила детей: одного по миру пустила, другого свинопасу в науку отдала. В мир (по миру) идти, и тестом брать.
Мир крещеный, да мешок холщевый: под одним окном выпросить, под другим съесть. Мир тонок, да долог. У мира животы и тонки, да долги. Что на мир не ляжет, того мир не подымет. Про мир пирога не испечешь; на мир вина не напасешься. На весь мир (на всех) не угодишь. В миру, что на пьяном пиру. с миру по нитке, голому рубаха.
Один мира не съест. В миру, как в пиру: всего много (и добра, и худа). И в пир, и в мир, всё в одном (об одежде). Ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди. В мире жить — с миром жить. (полный текст статьи, изобр. 1,2 Мб.)
МИРИТЬ кого, с кем, примирять, соглашать, устранять ссору, улаживать несогласие, вражду, заставляя сделаться полюбовно. Начто с тем мириться, кто не умеет браниться! Самому идти мириться — не годится; а посла заслать — будут люди знать.
Кобыла с волком мирилась да домой не воротилась. Мир отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие. Мир заключен и подписан. У них в доме мир и благодать.
Принять кого с миром, проводить с миром. Мир вам! От привета нищих: мир дому сему. Мир вам, и я к вам! Добрые люди на мир бранятся. В день пир, а в ночь со стенами и порогами мир. Сосед не захочет, так и миру не будет. Усопшему мир, а лекарю пир.
Чернышевский (насильственный) мир (у калужан, которых усобицы прекратил Чернышев, при Петре I).(полный текст статьи, изобр. 0,6 Мб.)
Во-вторых —
энциклопедии, а также ссылки и списки работ Л. Н. Толстого, составленные дореволюционными исследователями его творчества.
- Энциклопедический словарь, том XXXIII, издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, С.‑Петербург, 1901
Статья про графа Л. Н. Толстого начинается на странице 448, и там единственный раз встречается название «Война и мир», написанное через «i»:
Заметьте, что встречающееся в конце цитаты второе упоминание романа набрано с буквой «и».
И далее:
- Боднарский Б. С. «Библиография произведений Л.Н.Толстого», 1912, Москва, стр.11:
- там же, стр. 18:
- Библиографический указатель творений Л. Н. Толстого, составил А. Л. Бем, 1926 г. (начато набором в 1913 г. — окончено печатанием в сентябре 1926 г.), стр.13:
- Граф Л. Н. Толстой в литературе и искусстве. Составил Юрий Битовт. Москва, 1903 г.:
стр. 116:
стр. 124:
обратите внимание на стр. 120:
иВ сопоставлении с остальными упоминаниями (полный текст стр.116–125, изображение 0,8Mb) это похоже на опечатку.
В-третьих,
титульные листы дореволюционных изданий романа:
I
Первое издание: типография Т. Рис, у Мясницких ворот, дом Воейкова, Москва, 1869:
II
Издание к 100-летию Бородинской битвы: издание т-ва И. Д. Сытина, Москва, 1912:
III
Издательство И. П. Ладыжникова, Берлин, 1920:
IV
Издание Винницкого, Одесса, 1915:
V
ПЕТРОГРАД. Тип. Петр. Т-ва Печ. и Изд. дела „Труд”, Кавалергардская, 40. 1915:
Легко заметить различие в написании названия романа на обложке и на первой странице.
И в заключение цитата из «Описания рукописей художественных произведений Л. Н. Толстого», Москва, 1955, (составители В. А. Жданов, Э. Е. Зайденшнур, Е. С. Серебровская):
„Замысел «Войны и мира» связан с начатой в 1860 г. повестью о декабристе.
В наброске предисловия к журнальной публикации первой части будущего романа «Война и мир» Толстой писал, что, когда он начал повесть о декабристе, ему необходимо было, чтобы понять своего героя, «перенестись» к его молодости, а «молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года». Приступив к созданию романа из эпохи 1812 г., Толстой еще раз отодвинул действие своего романа, начав его с 1805 года.”
Подводя итог
Л. Н. Толстой назвал роман «Война и мир», другая же версия является красивой, но — увы! — легендой, порожденной досадной опечаткой.
Другие источники Интернета:
«О КАКОМ „МИРЕ” ИДЕТ РЕЧЬ В „ВОЙНЕ И МИРЕ”?», автор — кандидат филологических наук Н. Еськова.
Источник: https://peace-and-world.narod.ru/