Сочинение 15.3 «что такое мужество?» по тексту овчинниковой

Сочинение Что такое мужество рассуждение 9 класс огэ 15.3

В жизни каждому из нас приходится сталкиваться с неприятными, неожиданными и сложными ситуациями. Именно в них проявляется настоящий характер человека, качества его души, выносливость, мужество и стойкость.

Но что же это такое – мужество? Часто, разговаривая о войне, мы говорим, что «солдат дал урок мужества» или «мужественно повёл себя на поле боя». Но разве всегда мужество неотъемлемо связано с войной и боевыми действиями?

Прежде всего, мужество может проявляться у человека в любых, как бытовых, так и экстремальных ситуациях. Например, яркий пример мужества – случайный прохожий вынес ребёнка из горящего дома. Но подобное – экстремальная ситуация, а мужество сквозит во всех словах и поступках, даже в самых маленьких.

Обратите внимание

Это качество у человека появляются далеко не с самого рождения, он воспитывает их в себе на протяжении жизни. Мужество – это качество, которое основывается в первую очередь на самопожертвовании.

Это умение идти через страх, чтобы не сломаться самому и помочь другим. Не обязательно быть физически сильным или умным, чтобы быт мужественным.

Мужество требует от человека храбрости, смелости, умения принимать мгновенные решения в нужном ракурсе.

Мужества требуют и многие профессии, не обязательно связанные с военным делом. Например, профессия врача в принципе невозможна без этого качества, ведь хирург отдаёт всего себя, стоя над умирающим пациентом за операционным столом, а медсёстры таскают на себе тех, кто выжил в аварии.

Мужество – очень важное качество характера человека. Оно поможет ему в трудных ситуациях, покажет его благородство, настоящий богатый внутренний мир и достоинство. Это качество важно как на войне, так и в мирное время. Возможно, профессия, выбранная человеком, будет требовать наличия данного качества.

Сочинение на тему Мужество

Мужество – что же это? У каждого свои понятия. Но кто из всех прав? Наверное, по какой-то мере все в этом роде правы! Ведь мужество – это сильная черта характера, которая делится на много качеств человека, таких как: отсутствия страха, принятие сложных решений, держать удары жизни… много всего можно перечислять вечно, но что самое главное в этом заключается?

Многие дети с малого возраста понимают мужество, как того человека или героя определенного мультфильма у которого совсем нет страха, и он готов пойти на все ради спасения кого-то, отдаст свою жизнь, сделает сложный выбор. Впрочем, говоря, дети создают своего героя полностью бесстрашным, который может практически все.

Пойдем дальше – подростки. Как же они это представляют? Ведь мультики закончились. В фильмах все практически тоже. Но ведь здесь появляются уже школа, отношения. Нужно отстаивать свое место и интересы.

Важно

Короче говоря, здесь уже серьезнее решения нужно принимать! К чему идет заключение? А к тому, что мужество здесь идет как, правильный выбор в сложных ситуациях, отстоять свое право, защитить себя и свое!

Что же думают взрослые мужчины, женщины? Ведь у них, работа, дом, семья. Здесь будет сложнее. Появилось множество преград в жизни, которые нужно одолеть. И, конечно же, тут поможет мужество.

А какое? Скорее всего, то, которое уже подходит к последней стадии. Когда нужно набраться мужества и создать семью, одна из главных целей жизни.

Воспитать детей – цветов жизни! Здесь нужно отстаивать все, без каких либо сомнений, иначе какое может быть мужество? Как говориться «все, или ничего».

Как же понять определенное значение мужества? Все очень просто с возрастом понимание меняется в разные стороны, у кого мужество развивается в правильном направлении, тот одолевает множество преград и показывает пример окружающим, не проходит мимо беды.

У кого не совсем в правильном направлении, тому труднее справляться с трудными порогами, и беду приходится обходить стороной. Но есть же исключения, кто находит в себе мужество и через силу и волю идет против ветра.

Вот оно мужество, которое возникает через силу и волю человека, человек сам должен это почувствовать и перебороть себя.

Понятия определенного нет, мужество должно пробиться наружу человека. Вот в чем и есть смысл.

9 класс

  • Сочинение на тему Бабье лето 4 класс
    Бабье лето мне нравится. Осень пришла, дожди и холодно. Грустно. И тут оказывается, что дадут еще кусочек лета. Становится тепло и красиво. Листья уже пожелтели.
  • Сочинение рассуждение Солнце
    Каждый день на рассвете нас будит свет солнца, которое неизменно посылает свои лучи на землю. Их не могут скрыть тучи даже в самый ненастный день, а с прояснением в небе у нас, обыкновенны людей планеты Земля, возникает желание жить и радоваться жизни.
  • Сочинение Язык что одежда 9 класс рассуждение
    Язык – это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык – это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке.
  • Сочинение Человек хозяин своей страны 4 класс
    Каждый рождающийся ребёнок, автоматически становиться гражданином своего государства, на территории которого он родился. Другой вопрос, как родители оформят это гражданство. Ребёнок ступает в период младенчества, мама ведёт тщательный уход за ним
  • Образ Дедушки в поэме Дедушка Некрасова
    Дедушка является основным персонажем в поэме. Он дед Саши, когда-то был декабристом. Современные читатели возможно узнавали в этом образе некого Волконского. Описывая его внешность, можно выделить статную фигуру.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-oge/chto-takoe-muzhestvo-9-klass-ogeh-15-3

Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Сочинение-рассуждение 15.3

Сочинение-рассуждение15.3 Как вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО?( по рассказу А .Приставкина «Фотографии» ) <\p>

Мы не раз задавались вопросом, что такое мужество. По -моему, мужество-это стойкость, умение преодолевать удары судьбы.

Мир нуждается в мужественных людях, потому что часто испытав лишения, предательство, человек сам становиться таим же черствым, равнодушным, жестоким, как те люди, которые причиняли ему боль.

Чтобы проиллюстрировать данное суждение, обратимся к предложенному тексту и примеру из жизненного опыта.

Во –первых, Приставкин повествует о мальчике, которому пришлось пройти через многое: потерю родных, предательство родной тети, горько сиротство, но он сумел найти в себе силы, чтобы мужественно преодолеть все беды и взять заботы о своей сестре. Он сделал все, чтобы его сестра не утратила веру в лучшее, людей.

Во- вторых, я хочу рассказать о своей бабушке. Она вышла замуж и родила восемь детей, но вскоре ее муж умер, и она осталась одна с детьми, хозяйством и работой . Время было тяжелым послевоенным. Казалось бы, что она опустит руки в этой безвыходной жизненной ситуации, но воля, сила духа, мужество помогли ей.

Она работала в совхозе, занималась ведением личного подсобного хозяйства, никогда не сетовала на свою судьбу, помогала нуждающимся .Выдержав все испытания, бабушка вырастила, подняла на ноги своих детей, которые все стали всеми уважаемыми людьми и счастливо прожила 85 лет.

Совет

Для меня бабушка является самым мужественным человеком, жизненным примером для подражания.

Итак, следует сказать, что мужествоморальное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, чувство собственного достоинства.

<\p>

Мы жили далеко от дома, я и моя сестрен­ка, которой было шесть лет.

Чтобы она не за­бывала родных, раз в месяц я приводил сест­ренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотография­ми.

Смотри, Люда, вот наша мама. Она до­ма, она сильно болеет.

Болеет… — повторяла девочка.

А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет. <\p>

Бьет…

Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

А здесь?

Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синева­тые ладошки и повторяла: “Людочка и я. Людочка и я…”

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бе­жать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.

Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма­ленькая Людочка…

А мама? <\p>

Мама? Где же мама? Наверное, затеря­лась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрыва­лись пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коче­нело в животе. Два дня я не приходил к сест­ренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная те­тя. А здесь Людочка и я…

А где же папа?

Папа? Сейчас посмотрим.

Затерялся, да?

Ага. Затерялся.

Читайте также:  Подборка: все романы а. с. пушкина

И сестренка переспросила, подымая чис­тые испуганные глаза.

Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

Мальчик, здесь на некоторое время ос­тается часть наших воспитанников. Мы остав­ляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению…

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в ку­чу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фо­тографии.

Вот Людочка. А вот я.

А еще?

Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь… И меня много. Ведь нас очень много, правда?

Источник: https://multiurok.ru/files/matierial-dlia-podghotovki-k-oge-po-russkomu-iazyku-sochinieniie-rassuzhdieniie-15-3.html

Сочинение на тему: «Что такое мужество?»

Сочинение на тему: «Что такое мужество?» 3.75/5 (75.00%) 12 votes

Иногда мы можем услышать, как один человек призывает другого быть мужественнее.

Быть может, кто-то из нас и сам использовал такого рода призыв по отношению к другому человеку или слышал его по отношению к самому себе. Большинство слов понимаются людьми по умолчанию и без особой оглядки на их глубокий смысл. С одной стороны, это нормально и естественно.

С другой стороны, человек должен понимать, что именно он говорит и как это воспринимается. Именно по этой причине нелишним будет разобраться в том, что же имеется в виду под мужеством.

Учитывая корень данного слова, мы можем прийти к выводу, что мужественность, прежде  всего, имеет что-то общее с мужчинами, с определенными чисто мужскими чертами характера. Быть мужественным – значит вести себя так, как ведут настоящие мужчины. Относительно этого точно так же могут существовать различные мнения.

Одни считают, что мужчина в силу одного своего пола должен вести себя определенным образом с моральной, этической и поведенческой точек зрения.

Другие, напротив, убеждены, что все обязанности в нашем обществе между мужчинами и женщинами равны (это определяется законодательством), а потому нет необходимости разделения на мужественное и женственное поведение.

Соглашаясь с идеей о равенстве между мужчиной и женщиной, я все же считаю, что мужеству есть место в нашем обществе. Как мне кажется, мужественность имеет несколько проявлений. Прежде всего, отсутствие трусости. Бесстрашие, готовность жертвовать собой в любой ситуации ради непонятных целей – это далеко не мужество, а скорее безрассудство.

Мужественный человек должен уметь идти на риск и смелые поступки, но это должно быть обдуманно и с уверенностью в собственной правоте. А вот трусость в ситуациях, которые человеку ничем не угрожают, не имеет ничего общего с мужеством. Как правило, люди могут мужественно переносить боль, лишения, проблемы, не расклеиваться от трудностей.

Обратите внимание

Очень часто приходится проявлять мужество в бою и на войне, но в нынешнее мирное время это не совсем актуально.

Невзирая на общий корень со словом «мужчина», нельзя сказать, что женщина не может иметь мужества. Конечно, женщины несколько менее приспособлены к тяжелому физическому труду, относятся к себе более трепетно, в их жизни меньше ситуаций, когда возникает необходимость проявить мужество. Тем не менее, и в женских жизнях возникает потребность проявлять мужество, и они это успешно делают.

Мужество имеет огромное количество проявлений. Как правило, под ним понимается смелость, отвага, уверенность, стойкость к проблемам и неприятностям. Мужественными могут быть не только мужчины, но и женщины. В целом мужество важно, а мужественные люди пользуются уважением в обществе.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-chto-takoe-muzhestvo/

Сочинение на тему «Что такое мужество?» (5-7 класс)

Наверно в жизни каждого человека случались такие неприятные, неожиданные и сложные моменты, когда судьба испытывала его на прочность. Именно в таких ситуациях человеку приходится сдавать жесткий и суровый экзамен на проверку стойкости, мужества и выносливости.

В чем заключается мужественность?

что такое мужество и в чем оно проявляется? когда мы слышим разговоры или рассказы о войне и боевых подвигах, то обращаем внимание на такие фразы, как «мужественно вел себя в бою» или «преподал урок мужества». я думаю, все догадываются о том, что проявление мужества не всегда связаны только с войной или с боями.

иногда даже бытовые моменты требуют проявления мужества, не говоря уже об экстремальных ситуациях. к примеру, один из ярких случаев, когда обычный прохожий заметил пожар в доме и бесстрашно ринулся туда, откуда раздавался детский крик. он на руках вынес из горящего дома маленького мальчика. я думаю, что никто не будет спорить с тем, что это был героический и мужественный поступок.

качества присущие мужественному человеку

У кого-то это качество присутствует буквально с рождения, а кто-то развивает и воспитывает его в себе всю жизнь. Основой для мужества, несомненно, является такое человеческое качество, как готовность самопожертвования.

Это способность идти вперед, преодолевая все страхи, без права сдаться или сломаться, во имя спасения других.

Мужественный человек аккумулирует в себе такие качества, как смелость, решительность, способность быстро реагировать, храбрость, жесткий самоконтроль, чувство долга и благородство.

Мужественные профессии

Наличие такого качества, как мужественность крайне необходимо во многих профессиях. Например, пожарники и спасатели проявляют это качество, практически ежедневно.

А также профессия врача – чем не пример проявления мужества? Они самоотверженно бросаются на помощь больным, несмотря на риск заразиться, иногда в самые опасные очаги, где бушуют целые эпидемии.

Причем такая черта, как мужественность присуща не только мужчинам, но и представительницам прекрасного пола.

По другом не помогут

Стать мужественным человеком означает пройти через большое количество трудностей, сложностей и испытаний, которые развивают в личности человека силу воли, отвагу, ответственность и самодисциплину.

Мужество – это дар свыше людям, готовым к самоотверженности. Мужественный человек в самый ответственный и опасный момент может быть и абсолютно неуверенным ни в себе, ни в своих силах.

Но все равно отчаянно бросается совершать свой подвиг, потому что знает точно, что иного выхода нет.

Если вам понравилось сочинение на тему «Что такое мужество?», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения

Сочинение на тему «Сострадание»

«Экологические проблемы»

Сочинение на тему «Берегите природу с цифровыми фактами»

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/na-raznyie-temyi/sochinenie-na-temu-chto-takoe-muzhestvo.html

Школьное сочинение

Образование 29 сентября 2015

Сочинение “Что такое мужество?” – это работа, которую задают преимущественно ученикам старших классов.

У детей 16-17 лет уже сформировалось осознание, понимание многих вещей, они способны к более глубоким рассуждениям, чем учащиеся средних и начальных классов. Так что для них это задание особых трудностей представлять не должно.

Однако для многих написание эссе или сочинения – настоящая проблема. Не все знают, как лучше начать сочинение “Что такое мужество?”, как именно развить мысль, оформить заключение. Что же, стоит об этом рассказать.

Вступление

Сочинение на тему “Что такое мужество?” можно начать по-разному. Кто-то во вступлении обозначает тему и ставит вопрос перед читателем, на который потом дает ответ. Кто-то начинает с рассуждения, тем самым обращая внимание на текст. Способов имеется масса.

Неплохим вступлением могут стать следующие слова: “Порой мы можем услышать, как кто-то призывает другого человека быть более мужественным. Это случается нередко. Многие слова люди понимают такими, какими они являются, то есть по умолчанию. Не все пытаются разглядеть в каком-либо привычном выражении глубокий смысл. Вроде бы, это естественно.

Важно

С другой стороны, каждый из нас должен знать истинное значение слов, которые он употребляет в речи. У слова “мужество” тоже есть свое глубокое значение. И о нем следует рассказать”.

Такого рода вступление хорошо тем, что в нем сразу прослеживается тема сочинения, а также становится понятно, о чем планируется говорить дальше. Прием размышления является одним из самых популярных в этом плане и, надо сказать, действенным.

Разбор термина

Многие решают подойти к вопросу буквально. То есть не философствовать, а дать изначально точное определение слову. Подобный прием можно встретить и в такой работе, как сочинение “Что такое мужество?” Но дать определение тоже трудно.

Можно, конечно, переписать его из словаря, однако надо помнить, что эссе – это художественное произведение по своей сути, предназначенное для легкого, иногда развлекательного чтения. Оно не должно напрягать читателя.

Так что и термин должен быть описан не в официальном стиле, а в обычном, разговорном.

Можно написать следующее: “Мужественность – это качество, связанное с мужчинами. И понять данную истину можно лишь взглянув на корень слова. Быть мужественным – это значит вести себя так, как это делают настоящие мужчины. А дальше уже каждый сам для себя дополняет термин.

Одни считают, что мужчина должен быть сильным, уверенным в себе, целеустремленным. Другие – что у него должны быть определенные манеры, высокие нравы, порядочность. Третьи же поддерживают и то, и другое мнение”. Такого рода описание термина вполне подходит для художественного текста.

Читайте также:  Лев толстой для детей: интересная подборка рассказов

Оно предельно понятное, краткое и, что самое главное, дано без лишних сложных слов.

Видео по теме

Аргументированное рассуждение

Сочинение “Что такое мужество?” должно быть не только интересным, но еще и обоснованным. Всем известно, что в эссе нередко встречаются элементы рассуждения. Собственно говоря, это основа любого текста.

Но здесь важно, чтобы рассуждение основывалось на чем-то. Факты, аргументы, примеры из жизни – всё это подходит. Главное, чтобы у автора получилось убедить своего читателя в том, что его мнение – верное.

В пример можно привести такой вариант: “Мужественность может иметь несколько проявлений. Во-первых, это отсутствие трусости. Но речь идет не о жертвенности и о бескрайнем бесстрашии.

Совет

Мужественный человек идет на смелые поступки только тогда, когда всё обдумано, и любые риски, а также их вероятность, предварительно известны, как и способы справиться с ними”.

На этом небольшом примере можно видеть, что здесь есть как утверждение, так и рассуждение, основанное на мыслях и убеждениях. Такой прием вполне подходит для эссе “Мужество и героизм”.

Сочинение и его главная мысль

То, о чем следует писать, это уже дело каждого автора. Одни решают заняться работой над эссе под названием “Мужество на войне”. Сочинение такого рода написать нелегко. Тема волнительная.

Но, тем не менее, “Мужество на войне” – сочинение, которое может получиться очень красочным, впечатляющим и ярким, поскольку в основу положены события, происходившие совсем недавно, и у многих в семье есть свой Герой, способный рассказать о тех страхах, с которыми приходилось сталкиваться мужественным бойцам.

Другие же решают посвятить сочинение на тему “Мужество” девушкам и разрушению стереотипов. Потому что в нашем обществе, которое стало уже намного современнее, всё-таки остались предрассудки, касающиеся того, что женщины – это слабый пол. Но мы реально можем видеть на примерах, что это не так.

Многодетные матери-героини, в одиночку воспитавшие пятерых прекрасных детей, железные бизнес-леди, которые самостоятельно добились многомиллионного состояния, бесстрашные спасительницы – разве этих девушек можно назвать слабыми? В общем, тема мужества может разветвляться в самых разных направлениях.

И здесь каждый уже сам выбирает, что его волнует, о чем следует рассказать.

Мнение автора

Некоторые ученики пишут сочинение от неопределенного лица, будто бы абстрактно. Другие же – от себя, высказывая личное мнение. На самом деле оба варианта правильные. Просто каждый выбирает то, что ему больше по душе. Но во втором случае есть один нюанс.

Если автор высказывает в своей работе личное мнение, то оно должно быть соответствующе оформлено. Ни в коем случае нельзя пропагандировать его и внушать остальным. Нужно оформить его так, как будто бы автор просто поделился им, ненавязчиво, между делом. Это искусство, не каждому дано сдержать свои эмоции на письме.

Но все приходит с опытом, так что если хочется поделиться своими мыслями, стоит это сделать. Художественные тексты этим и живы.

Структура

Ученики, уже не раз писавшие эссе, знают, какая у него структура. На самом деле тут нет ничего сложного. “Истинное мужество немногоречиво” – сочинение, которое имеет три основные части. Это вступление, основная мысль и заключение. Начало обозначает тему и подводит к ней читателя.

В содержании она наиболее полно раскрывается и подкрепляется интересными сведениями, фактами, примерами и мыслями. А заключение будто бы подводит черту и ставит точку в истории. Нет ничего сложного – по такому принципу выстраиваются любые художественные тексты, будь то эссе, статья или книга.

В том числе и сочинение на тему “Мужество”.

Заключение

Перед многими школьникам стоит вопрос о том, каким должно быть завершение эссе. Сочинение “Мужество и стойкость” допустимо закончить по-разному. Точно так же, как и в случае со вступлением. Но наиболее популярным способом считается цитатное завершение.

Это пара фраз от автора, которые подводят черту всему вышесказанному и иногда выражают его собственное мнение, дополненное красивой цитатой. Афоризм обязательно должен быть по теме. К счастью, цитат на обсуждаемую тему существует масса. Примером логического заключения можно стать что-то подобное: “Смелые и отважные люди всегда были в цене.

Ведь, как говорил Аристотель, мужество – это добродетель, в силу которой люди, находясь в опасности, совершают прекрасные дела”.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/185383/

Конспект урока по русскому языку на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»

Конспект урока развития речи в 9 классе.

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие:развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие:формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. <\p>

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II.Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

Задание: определить лексическое значение слов:

герой, героический

духовный (связанный с внутренним миром человека),

самоотверженный

гуманность, гуманный

III. Актуализация знаний.

1.Повторение стилей речи.

Вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи? 

2. Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются

временные или постоянные признаки предметов(явлений).

Объект описания всегда определён и раскрывается через

перечисление признаков. Предмет описания статичен,

действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся

событиях, действиях или состояниях. Основное его

свойство – динамичность, ведущая часть речи –

глагол или слова со значением движения.

Последовательность действий подчёркивается

интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?

Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее

важной частью является указание причины или

следствий того или иного явления. Необходимым

компонентом являются аргументы (доказательства).

В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного

тезиса и доказательств, авторы обычно в них

объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

Работа над построением сочинения – рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

1). Повторение схемы сочинения-рассуждения:

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод. 

2. Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. (Слайд № 6)

2) Анализ текста.

Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.

Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о незабываемой героической странице истории – Великой Отечественной войне, тех людях, кто знал войну не по страницам учебника истории. Мы склоняем головы перед ветеранами Второй мировой, избавившими Европу от фашизма. Выбор темы не случаен. В мае 2015года исполнелось 70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ.

Обратите внимание

Мы не имеем права забывать, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа, забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на жизнь будущих поколений.Историческая память… Она уносит нас в прошлое, проходит через сознание каждого и рождает чувство гордости и патриотизма за наш великий народ и нашу Родину.

Она становится нашей совестью и связывает поколения.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?!

Для анализа мы возьмём текст Сергея Петровича Алексеева (1922 – 2008гг), известного детского писателя, участника Великой Отечественной войны, автора многочисленных произведений о русской истории, о великих сражениях и простых военных буднях, о знаменитых героях и рядовых защитниках Отечества.

Читайте также:  Анализ поэмы «черный человек» (с. есенин)

1. (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)

2. Вопросы классу:

– Какова тема этого текста? (Битва за Севастополь).

– Назовите стиль данного текста. (Художественный).

– Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

3.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ:

1.Замените разговорное слово «ныне» в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот ответ.

Ответ:_______________________________

2.Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении: «Лицо у матроса суровое, ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке».

1) сравнительный оборот

2) фразеологизм

3) олицетворение

4) просторечная лексика

Ответ:____

3.Замените словосочетание «ряды фашистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________________

4.Найдите грамматическую ошибку в употреблении деепричастного оборота. Исправьте ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

1.Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показывая на стоящие рядом разбитые пушки.

2. Наклонившись к уцелевшему орудию, рядом просвистела вражеская бомба.

3.Вышли командиры к открытой площадке, не замечая хорошо замаскировавшихся артиллеристов.

Ответ:_______________________________

4.Проверка самостоятельной работы.

Важно

Слово учителя: В своей речи и сочинениях вы используете деепричастные обороты. Надо помнить, что деепричастие (добавочное действие) и глагол-сказуемое (основное действие) должны обозначать действие одного лица (субъекта), а не разных. На письме деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.

5. Вопросы классу:

– Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Никто не ушёл, все здесь», – тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию»? (Поле битвы не покинул ни один из солдат, все погибли, выполняя свой воинский долг, защищая Севастополь от врага.)

– Какова основная мысль текста? (Во время Великой Отечественной войны советские солдаты проявляли мужество и героизм, защищая Родину от врага.Они не щадили собственной жизни в сражениях за каждый город, за каждую пядь родной земли.)

6. Слово учителя:

В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово МУЖЕСТВО. В сочинении – рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования задания 15.3 части3.:

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1.Выдвижение тезиса.

Вопросы классу:

– Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МУЖЕСТВО.

– Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. МУЖЕСТВО – …

Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. МУЖЕСТВО – …

– Подберём синонимы к слову МУЖЕСТВО. Обратимся к словарю синонимов – (смелость, стойкость, присутствие духа, храбрость, героизм).

– Подберём антонимы к слову МУЖЕСТВО (трусость, малодушие).

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено человеком мужество? Что может послужить причиной проявленного мужества? И т.п.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент – из прочитанного текста (цитата или № предложения).

2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего города Ставрополя и его жителей, ветеранов Великой Отечественной войны.

(Историческую справку зачитывает ученик (индивидуальное задание)).

Совет

Слово учителя: Примером мужества, стойкости человека на войне являются жители нашего села, ветераны Великой Отечественной войны.

(Краткое сообщение о ветеранах войны, наших односельчанах рассказывает ученик (индивидуальное задание)).

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

3.Вывод.

Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

4. Абзацное членение.

Вопросы классу:

– Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

(заполнение таблицы-памятки):

Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

План сочинения

Пример написания

Речевые клише

Вводные слова, уместные в каждой части сочинения

1.Тезис (объяснение лексического значения слова)

Комментарий к тезису

(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). К-ий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Мужество – это…

«Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество и стойкость». С.И.Ожегов

«Мужество- спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество.Душевная стойкость и смелость. Иметь мужество говорить правду в глаза». Д.Н.Ушаков

Проявлено мужество может быть как в мирное, так и в военное время. Но именно война ставит человека перед выбором, испытывая его на прочность.

Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён,что…- это… Мне кажется,что- это…

На мой взгляд, по моему мнению,

по-моему,

Аргументы + примеры.

1-й- из прочитанного текста (цитата или № предложения)

2-й – из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка,города,страны;истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Обратимся к тексту С.П.Алексеева. В предложении 29 говорится о матросах, боевых товарищах артиллериста, мужественно защищавших Севастополь в годы Великой Отечественной войны. Все они погибли, но выполнили свой долг перед Родиной – защитили город от врага.

Доказательством также служит пример из истории города Ставрополя. Осенью 1941 года на подступах к Ставрополю кипела ожесточённая битва. Советские солдаты, не щадя своих жизней, геройски сражались с врагом. Мирные жители рыли окопы, строили оборонительные сооружения, сутками работали на заводах, выпуская оружие и патроны для фронта. Дорогой ценой досталась победа.

Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

Доказательством также служит пример из…

Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда…

Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны.(приводится конкретный пример)

Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Вывод.

(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным)

Таким образом, такое качество характера, как мужество, свойственно людям смелым, способным в трудную минуту не струсить, не отступить перед выпавшим испытанием. Поэтому люди, мужественные, отважные, достойны уважения и памяти потомков.

(160 слов)

Таким образом, итак, действительно,

Слово учителя: подводя итог нашему разговору о мужестве, смелости и героизме, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).

Салюта залпы отгремели,

Давно закончилась война.

Солдат в стальной своей шинели

Навечно замер у Огня.

И в назиданье нам, потомкам,

Боец как будто говорит:

«Будь благодарен ты герою,

Что танки смог остановить.

Он заплатил ценою жизни…»

Я в неоплаченном долгу

За небо мирное Отчизны

И щебет птичий на лугу.

Я благодарен ветеранам.

Пусть всех имён не назову…

Пускай им салютуют страны,

Спасибо им, что я живу.

V.Рефлексия.

– Что нового и важного вы узнали на уроке?

– Где вы сможете применить полученные знания?

VI. Заключительное слово учителя.

Память – бесценный человеческий дар.

Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Вы должны знать историю своей страны, гордиться своим народом, его подвигом. И тогда Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.

Ведь если факел памяти погаснет,

Померкнет жизнь без этого огня,

Окажется, что жертвы все напрасны,

И ни тебя не будет, ни меня.

Задание на дом:

написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое мужество?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста Ю.Я.Яковлева «Сколько маленький Коля помнил себя и войну…» («Репетиционные варианты. Русский язык.ОГЭ 2015,О.М.Крайник, М., Интеллект-Центр, Вариант11, стр.50),

а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работая над сочинением, подумайте над вопросами:

– О каком мужестве идёт речь в тексте, Ю.Я. Яковлева?

-Какое незнакомое чувство удержало руку Коли и не позволило ему съесть корж, предназначенный деду?

– Какие примеры из текста и Вашего жизненного опыта Вы приведёте, объясняя значение слова МУЖЕСТВО?

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniya-v-ramkah-podgotovki-k-oge-po-russkomu-69796.html

Ссылка на основную публикацию