Истории героев в пьесе «на дне»

Характеристика героев пьесы “На дне” Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки

Сцена из спектакля
по пьесе “На дне”

Пьеса “На дне” является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.

Костылев – 54-летний хозяин ночлежки.

Злой, лицемерный, жадный, подлый человек. Он грубо обращается со своей женой Василисой, а также обижает ее сестру Наташу. Костылев скупает краденые вещи, которые ворует Васька Пепел. В конце пьесы Костылев погибает в драке от рук Васьки.
     (см.

 Характеристика Костылева)

Василиса Карповна – 26-летняя жена Костылева. Умная, хитрая, жестокая, бездушная, развратная женщина. Василиса издевается над своей родной сестрой и предлагает своему бывшему возлюбленному Ваське Пеплу избавиться от ее мужа.

     (см. Характеристика Василисы)

Наташа – 20-летняя сестра Василисы. Наташа терпит издевательства со стороны своей сестры и ее мужа. Наташа – добрая, милая девушка. За ней ухаживает вор Васька Пепел. После гибели Костылева девушка оказывается в больнице при смерти, а затем пропадает без вести.
     (см. Характеристика Наташи)
Васька Пепел – 28-летний вор. Он несколько раз отсидел в тюрьме, судя по всему, за кражу. Васька – возлюбленный замужней Василисы, с которой он расстается в начале пьесы. Васька ухаживает за Наташей и предлагает ей начать новую, честную жизнь. В конце пьесы он попадает в тюрьму за убийство Костылева.
     (см. Характеристика Васьки Пепла)


Лука – 60-летний старик. Судя по всему, Лука ранее отбывал срок на каторге за какое-то преступление, но сбежал оттуда. Лука – жалостливый, милый, добрый, неглупый старик. Поселившись в ночлежке, он дает другим героям советы и пытается утешить их, но его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы.
     (см. Характеристика Луки)

Актер – 40-летний пьяница, бывший театральный актер. Он узнает от Луки о том, что в каком-то городе якобы есть бесплатная лечебница для пьяниц. Актер бросает пить, чтобы накопить денег на дорогу в этот город. Лука исчезает, так и не назвав города с лечебницей, после чего Актер снова начинает пить и в конце пьесы кончает жизнь самоубийством.

     (см. Характеристика Актера)

Сатин – 40-летний пьяница и шулер. Он отсидел 5 лет в тюрьме за убийство: когда-то он заступился за свою сестру и в драке по неосторожности убил человека. Сатин привык существовать за счет шулерства и не хочет жить честно. Сатин – неглупый, довольно образованный мужчина.

     (см. Характеристика Сатина)

Барон – 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.

     (см. Характеристика Барона)

Настя – 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь “непристойной работой”. Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли.

     (см. Характеристика Насти)

Бубнов – 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).

     (см. Характеристика Бубнова)

Клещ – 40-летний слесарь, женат на 30-летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену. После этого он без работы и перспективы продолжает жить в ночлежке.

     (см. Характеристика Клеща)

Анна – 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, “зачахла” из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
     (см. Характеристика Анны)

Квашня – 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.

     (см. Характеристика Квашни)

Медведев – 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Абрам Медведев знает о побоях, которые терпит Наташа со стороны сестры, но не вмешивается в это. Также он покрывает “темные дела”, в которых замешаны Костылев, Василиса и вор Васька Пепел. В конце пьесы Медведев женится на торговке Квашне и начинает пьянствовать.

     (см. Характеристика Медведева)

Алешка – 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка – запутавшийся, несчастный молодой человек.

     (см. Характеристика Алешки)

Татарин – обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин – законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.

Кривой Зоб – обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.<\p>

Источник: https://www.literaturus.ru/2018/01/harakteristika-geroev-na-dne-gorkij-opisanie-obitatelej-zhitelej-nochlezhki.html

«На дне» (главные герои)

Пьесу «На дне» А.М. Горький написал зимой в 1901-1902 годах. Действие произведения происходит в ночлежке, которая располагалась в одном из петербургских подвалов. Этот подвал был похож на пещеру. Настолько он казался не жилым.

Здесь живут люди, которые в силу разных обстоятельств спустились с небес социальной лестницы на дно.

Это бывший барон, имевший когда-то поместья, владелец мехового цеха, ставший обыкновенным портным, провинциальный актер, познавший признание и популярность.

Главные герои пьесы «На дне»:

Михаил Иванович Костылев, 54 лет – содержатель ночлежки. Из тех, кто мягко стелет, да спать жестко. С женой обращается грубо, ее сестру попрекает куском хлеба, обижает ее. У Пепла скупает по дешевке ворованные вещи. Погибает от рук Васьки, защищавшего Наталью.

Василиса Карповна, жена Костылева, 26 лет. Женщина властная, своенравная. Мечтает избавиться от нелюбимого, старого мужа, имела любовника, но заметила, что любовник симпатизирует ее сестре. Василиса предлагает Ваське Пеплу освободить ее от мужа, а за услугу обещает не противиться его браку с сестрой.

Наташа, ее сестра, 20 лет. Безропотно терпит издевательства сестры и ее мужа. К Ваське особых чувств не испытывает, и свидетельствует против него. Из больницы сбежала, чтобы никогда не возвращаться к жестокой сестре.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Считает, что человек должен вести себя смирно. Ему нравится торговка Квашня, и, в конце концов, он женится на ней. Несмотря на то, что он полицейский, он закрывает глаза на воровство Пепла и темные делишки других обитателей ночлежки

Васька Пепел, 28 лет – любовник Василисы, вор. Ему нравится Наталья, и ради нее он мечтает изменить свою жизнь. Он отказывает Василисе в ее просьбе убить мужа. Но защищая Наталью, он ударил Коростылева, и тот упал.

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет – безработный. Всю жизнь измывался над женой. И довел ее до болезни.

Анна – жена Клеща, 30 лет. В пьесе это тяжело больная женщина с нелегкой судьбой. Муж всю жизнь бил ее. Жили и продолжают жить в нищете. Почувствовав доброту Луки, стала жаловаться ему.

Настя, девица, 24 лет – живет в выдуманном, а точнее в прочитанном ею мире. В глубине души мечтает о такой любви, как в книжках.

Квашня — торговка пельменями, под 40 лет. Считает себя независимой женщиной и решила никогда не выходить замуж. Был один муж, натерпелась от него и зареклась. Но в конце пьесы вышла замуж за полицейского Медведева.

Бубнов, картузник, 45 лет – когда-то был владельцем мехового цеха, но после развода оказался на улице. Шьет шапки, картузы на заказ.

Барон, 33 лет – сожитель Насти. В прошлом, как говорит, представитель высшего общества. За казнокрадство был лишен всего и посажен в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, стал изгоем.

Сатин – пьяница и шулер.

Актер – в прошлом актер провинциального театра, спившийся и опустившийся обитатель ночлежки. Узнав, что где-то есть лечебница, в которой лечат от пьянства, мечтает попасть туда и излечиться, но Лука не говорит адрес лечебницы. Актер срывается и снова начинает пить. От безысходности он свел счеты с жизнью – повесился на пустыре.

Сатин и актер приятели примерно одного возраста. Им обоим лет под сорок.

Лука – самый неоднозначный герой пьесы. Странник, 60 лет. Умудрен жизненным опытом. Говорит складно, людям сочувствует. Морально поддерживает умирающую Анну. В отличие от других, ни с кем не конфликтует, для каждого из ночлежки находит доброе слово. По мнению Клеща, Лука не любил правды. Очень против правды восставал.

Татарин – крючник, или на современном языке такелажник. Человек порядочный, но игрок. Ловит Сатина на шулерстве.

Кривой зоб – тоже такелажник, любитель петь.

Алешка – сапожник и пьяница. Из-за своего пьянства частенько ночует в полицейском участке.

Обратите внимание

Пьеса заканчивается убийством Костылева, самобийством Актера. Наталья пропала. Пепел и Василиса в тюрьме. В этой пьесе нет политической подоплеки. Большинство героев оказались здесь, в этой ночлежке по собственной глупости, безволию, непониманию смысла жизни.  Чаще люди опускаются на дно из-за своих пороков: пьянства, лени, страсти к игре.

Источник: https://litgeroi.ru/po-avtoram/gorkij/na-dne-glavnye-geroi.html

Характеристика героев пьесы На дне Горького сочинение

В своей гениальной пьесе «На дне» Максим Горький собрал людей разного сословия и происхождения, волей судьбы оказавшихся на «дне» жизни.

Все эти люди живут в одной ночлежке, которую содержат Михаил Иванович Костылёв и его жена Василиса.

Костылёв

Костылёв редко появляется на протяжении пьесы, но и по нескольким эпизодам его можно характеризовать как жадного и трусливого, ему важны только деньги.

Ради наживы Костылёв готов на всё, он ни к кому не испытывает чувство жалости. Даже сестру своей жены, проживающей с ними, он постоянно попрекает куском хлеба.

В конце концов, Костылёв по чистой случайности погибает от руки своего постояльца.

Василиса

Читайте также:  В чем смысл повести «собачье сердце»: сочинение

Жена его, Василиса, моложе мужа почти на 30 лет. Волевая и сильная женщина, живёт с мужем ради денег, мечтая о его смерти. Втайне от супруга, Василиса бегает к своему любовнику, Ваське Пеплу, подбивая того убить Костылёва. Желая избавиться от ненавистного мужа, она готова пожертвовать родной сестрой.

Наташа

Наташа, сестра Василисы, хорошая, добрая девушка. Над ней всё время издевается муж сестры, сама Василиса постоянно зверски избивает её, но девушка сумела сохранить в себе жалость и сострадание к людям. С уважением она относится ко всем обитателям ночлежки.

Важно

Гордая и прямолинейная девушка покорила своей нравственной чистотой сердце Васьки Пепла.

Из обрывков фраз, долетевших до её слуха во время убийства Костылёва, Наташа приходит к мнению, что это заговор между Васькой и Василисой. В результате нервного потрясения, девушка попадает в больницу. После больницы Наташа исчезает.

Васька Пепел

Один из ярких персонажей пьесы – Васька Пепел. Это молодой здоровый человек, любящий жизнь. Васька родился в семье вора, и его судьба была предрешена. С детства ему твердили, что он сын вора, и сам будущий вор. Не слыша других слов, Пепел таким и вырос, хотя в душе он совершенно другой человек.

Всеми силами Васька пытается вырваться из этой грязи, он мечтает начать новую жизнь. Пепел влюблён в Наташу, сестру своей любовницы, которую он отверг, не найдя в ней истинно женских качеств.

Случайно в драке Пепел убивает Костылёва, отныне ему одна дорога, в тюрьму или на каторгу. Можно сказать, жизнь его окончена, он так и не успел вырваться из цепких рук безжалостной судьбы.

Барон

Бывший дворянин Барон, выходец из аристократического рода, оказался среди обитателей ночлежки, пустив по ветру своё состояние, доставшееся ему от богатых родителей. Единственный ребёнок в семье, катавшийся как сыр в масле, не сумел найти достойного применения наследству, упавшему в его руки. В мгновение ока он разорился и оказался на «дне» жизни. Теперь он ничтожен и жалок.

Бубнов

Бывший владелец красильного предприятия Бубнов, оказался в ночлежке после того, как чуть не убил свою жену, связавшуюся с мастером. Разочаровавшись в людях, Бубнов считает, что, только опустившись на «дно» жизни, человек проявляет свою настоящую сущность. Он безжалостен и жесток, и не скрывает своих пороков и недостатков, наоборот, выставляет их напоказ.

Клещ

Человек, противопоставляющий себя всем обитателям, Клещ, муж Анны. Это единственный человек, считающий, что главное в жизни – это труд. Слесарь по профессии, он постоянно занят работой.

Совет

Клещ с пренебрежением относится к жителям ночлежки, презирая их за то, что они ведут праздную жизнь, пьянствуют, играют в карты и воруют.

Он грубый и чёрствый человек, которому безразличны даже страдания умирающей жены. После смерти жены, он сожалеет лишь о средствах, потраченных на её похороны.

Потеряв работу, Клещ уравнивается с остальными постояльцами, смиряясь, принимает своё новое положение и начинает пить.

Анна

Жена Клеща, Анна, забитая больная женщина, ждёт смерти. Робкая, тихая женщина, она всю свою жизнь беспрекословно терпит побои и оскорбления мужа, но до сих пор продолжает о нём заботиться. Проведя всю свою недолгую жизнь в страданиях и муках, Анна уходит из жизни.

Сатин

Бывший телеграфист Сатин отличается от своих сожителей своей образованностью.

В своё время он прочитал много книг, и теперь в своей речи любит использовать заумные словечки, смысл которых не доступен пониманию окружающих.

В прошлой жизни Сатин был весёлым и энергичным, выступал на сцене, радовался сам и радовал других. Всё изменилось после того, как он совершил убийство из-за сестры. Отсидев срок, Сатин опустился до ночлежки.

Сатин противопоставляет себя Луке, утверждая, что «человек – звучит гордо», а сострадание и жалость лишь унижают и оскорбляют, превращая человека в раба.

Лука

Одним из главных героев пьесы является Лука. Лука – неизвестно откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший странник.

Обратите внимание

Своим появлением Лука вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Вселив надежду в несбыточные мечты опустившихся на «дно» жизни людей, Лука незаметно исчезает во время драки Васьки Пепла с Костылёвым.

Пьеса заканчивается самоубийством Актёра, беспробудного пьяницы, поверившему Луке и тут же разочаровавшемуся в своей надежде после его исчезновения.

Пьеса Горького актуальна во все времена, каждый воспринимает её по своему, но равнодушным это произведение не оставит никого.

Герои пьесы На дне

Пьеса Горькова «На дне» была написана в переломный момент для страны, это были 90 года, когда закрывались заводы и фабрики, людям приходилась переезжать в деревни и искать там работу. Многие которые так и не нашли занятие, стали отверженными обществом и оказывались «на дне».

Будущее и настоящее этих людей, их мечты о лучшей жизни и несбыточные надежды – это все есть в этом произведении.

Все персонажи из повести “На дне” – это обычные люди, богатые или не очень, которые из определённых проблем в своей жизни лишились всего.

В то время когда другие люди развивались и находили новую работу, они стали отверженным общество, ведь ни как не смогли забыть свое прошлое и жили только им.

Эти люди прячутся от всего мира за выпивкой, игрой в карты и различным воровством. Бубнов, Настя, Актер, Барон и многие другие изгои проживают в ужасном месте, в котором знающий себе человек цену ни когда не побывает.

На вид это ужасное место, похоже на пещеру, обваливающийся потолок, затопленные стены и скрипучий пол.

Эти люди со своей страшной и не очень историей, у каждого из них свои демоны и ниже описано, что ни такого сделали, что их жизнь так резко изменилась:

Важно

Костылев – хозяин той страшной и ужасной для изгоев ночлежки. Он гнусный лицемер, который не ценить никого, кроме своих денег. Он не любит свою жену и постоянно насмехается над ней и избивает её сестру Наташу. Несмотря на все это, он просто никчемный трус, которого в конце убивают.

Василиса – молодая жена Костылева. Она не похожа на своего мужа. Она суровая, умная, хитрая женщина, которая поскорей хочет избавиться от мужа, именно поэтому она предлагает своему любовнику убить его. Она не против пожертвовать своей сестрой для этого ведь ей все равно на нее.

Наташа – сестра Василисы. Одна из немногих добрых положительных персонажей, которая даже после издевательств от родственников любит помогать другим. С ней хочет начать встречаться Васька, бывший любовник Василисы, и сбежать вместе с ней. Но под конец она попадает в больницу, а после и пропадает.

Васька Пепел – это весельчак и пьяница, вечно влюбленный человек, который попал на дно, из того, что постоянно воровал и продавал этот товар Костылеву. Он был влюблен в его жену, но после влюбился в Наташу. В конце он убивает Костылева и страдает о несбывшихся местах.

Бубнов – бывший мастер, которого бросила жена, забрав с собой мастерскую и оставив мужа без работы и гроша. После этого Бубнов перестал любить жизнь и начал ненавидеть все вокруг.

Настя – она оказалась в этой ночлежке из нелегкой судьбы ведь ей пришлой стать девушкой с неприличной работой. Но, несмотря на это она очень романтична и мечтательна.

Барон – бывший когда-то давно богатый чиновник, но потратил все деньги из глупого случая. После он забыл про будущее и начал жить прошлым, запивая свое горе. Он начал встречаться с Настей, которая и дает деньги ему на выпивку.

Алешка – молодой человек, который работает сапожником. Он горланит песни и постоянно играть на инструментах. Он любит пить и всегда говорит, что ему нравиться эта веселая жизнь, но из этого довольно часто попадает под арест.

Совет

Актер – пьяница, который потерял свою карьеру актера именно из алкоголя. Но, несмотря на это, когда ему говорят про волшебную клинику для алкоголиков, он временно перестает пить. Но в конце спивается и убивает себя.

Лука – неизвестный странник, который приходит в ночлежку, меняя всю там атмосферу. Он вселяет надежду в людей о лучшей жизни и рассказывает им о различных небылицах. Но в конце во время драки незаметно исчезает из ночлежки.

Сатин – сидел около 5 лет в тюрьме за убийство человека. Он довольно умный, но привык всю жизнь обманывать людей и на это и зарабатывать.

← Чем проще слово, тем более оно точно…↑ ГорькийСравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль →
Конфликты в пьесе На дне →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/harakteristika-geroev-pesy-na-dne

Сочинение на тему: “Судьбы героев пьесы “На дне” Горького”

Наша кнопка

Скачать материал<\p>

Судьбы героев пьесы “На дне” Горького

В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки – имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку.

Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”.

В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.

Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.

По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило.

Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой.

Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей.

Обратите внимание

Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить.

Читайте также:  Трагедия совести в пьесе островского «гроза»

Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе… <\p>

Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем.

По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий.

И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни. <\p> Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-sudbi-geroev-pesi-na-dne-gorkogo.html

Анализ пьесы «На дне» Максима Горького

Пьеса «На дне» была создана Максимом Горьким специально для труппы Художественного театра, и первоначально не выглядела в глазах автора как самостоятельное литературное произведение. Однако сила психологического воплощения, острая, в какой-то степени даже скандальная, тема произведения, вывела пьесу «На дне» в ранг сильнейших драматургических произведений.

«На дне» – это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской литературе. Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.

Основные образы и герои пьесы «На дне»

С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина.

Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни.

Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.

Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».

Вор Васька Пепел не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить свои философские размышления на практике, окончательно спивается.

В страшных муках умерла Анна, которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.

Важно

Таким героем был священник Лука. Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все – таки была в их душах.

Это уничтожило мечты Клеща о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.

Трагедия общества в пьесе

На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.

«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.

Многие люди, воспринимали это не как нечто ужасное и антигуманное, а так как закономерное явление. В этом и состоит трагедия общества, которое фактически поспособствовало падению слабых людей, и даже не осознает факт своей причастности к этому.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Чехов «Ионыч»: тема рассказа, образ и деградация главного героя
Следующая тема:   Вампилов «Прощание в июле»: характеристика и особенности пьесы

Источник: https://www.nado5.ru/e-book/gorkii-na-dne

«НА ДНЕ» История создания

У пьесы Горького «На дне», которую он написал в 1902 году, была не легкая судьба, но счастливая.

О такой судьбе для своего детища мечтает каждый автор, ведь данная пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков. Ее ставят лучшие режиссеры, эту пьесу играют лучшие актеры. О пьесе писали выдающиеся писатели.

Драму хвалили и критиковали, ее возносили и отзывались нелестно, но не нашлось равнодушных к данному произведению.

Идея создания «На дне» у Горького появилась еще в 1900 году. В это время он рассказывает о своих наработках Станиславскому, а в 1901 году делиться своими идеями о написании четырех пьес с руководителем «Знание» — Пятницким. В этом же году и приступает автор к написанию своего шедевра. Закончил свою работу в 1902 году.

В основу своего произведения автор положил свои наблюдения за миром «низших слоев населения», за миром «павших на самое дно» людей.

Горький задается вопросами: Почему люди оказываются на самом дне? Кто они? Это люди со своими мечтами и взглядами или исчадие ада? Кто тому виной, что их жизнь не удалась? Можно ли спастись от такой жизни и возможно ли возвратиться со дна?

Главные герои На дне

Главные герои – это «бывшие люди», к которым автор относил странников, тех, кто жил в ночлежках и даже интеллигенцию, тех люде, которые потерпели фиаско в своей жизни, опустили руки, разочаровались в своем существовании.

Герои пьесы хоть и живут в одной ночлежке, но у каждого свое наболевшее, свои взгляды и проблемы, свои мечты, надежды, иллюзии. Жизнь в ночлежке изображена ярко, со всеми вытекающими последствиями. Здесь вам и драки, и ссоры, и скандалы.

Что самое интересное, многие герои пьесы, это реальные образы людей, которые были взяты из жизни.<\p>

Борьба с цензурой

Вот пьеса написана ,уже готова к постановке, но камнем преткновения явилась театральная цензура. Ее сначала совсем запретили, к тому же сам текст был исковеркан цензурой.

Пьесу корректировали, удаляли лишнее, исключали грубые выражения, вырезались рассуждения на религиозную тематику. Но такой ход событий не устроил Горького. Он начал борьбу с цензурой.

Поехал в Санкт- Петербург, чтобы отстоять свою пьесу, каждую ее фразу и ему удалось добиться разрешения на постановку пьесы Московским Художественным театром.
Вообще никто не верил в успех «На дне», даже сам автор. Ей предрекали провал, но все произошло наоборот.

Совет

Пьеса имела большую популярность и принесла успех своему автору. Ее переводили на разные языки, ставили в разных театрах мира, мало того, постановку пьесы Горького до сих пор можно увидеть в разных современных театрах.

Источник: https://sochinyshka.ru/na-dne-istoriya-sozdaniya.html

Анализ судеб героев по пьесе На дне (Горький А. М.)

Пьеса Максима Горького “На дне” – социально-философская драма. “Дно” – это прообраз всей России, ведь герои пьесы выходцы из различных сословий.

Бубнов в прошлом владел красильной мастерской, Барон – разорившийся барин, Медведев – полицейский, Васька Пепел – “вор, сын вора”, Лука – странник.

Главный мысль произведения – каждый должен сделать свой выбор, но если выбор окажется ошибочным, то человек погибнет.

Герои Горького выбрали неверный путь и потерпели поражение, упали на дно общества. Если у них шанс исправить свои ошибки и одержать нравственную победу над судьбой? Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к страницам пьесы “На дне”.

Вначале может показаться, что все герои смирились с судьбой. Но это не так. Многие из них хотели изменить свою жизнь. Актер – вылечиться от алкоголизма, Настя – встретить настоящую любовь и больше не заниматься проституцией, Васька Пепел – снять с себя ярлык “вор, сын вора”.

Клещ тоже планировал начать все с “чистого листа”, уйти в город и устроиться на работу, но сделать это, <\p>

по его словам, он мог только после смерти жены Анны. Сама Анна не противилась желанию мужа, ее мечта – умереть поскорее и освободиться от земных страданий.

Обратите внимание

Василиса – супруга хозяина ночлежки, где и проживали все остальные персонажи, больше всего хотела избавиться от мужа. Она даже подговаривала Пепла убить Костылева, обещая взамен возможность бежать с ее сестрой Наташей. Наташа не любила Ваську, но была согласна бежать с ним на край света, ведь Василиса постоянно избивала младшую сестру.

Сбудутся ли мечты героев? Изменят ли они свою судьбу? Смогут ли выбраться со дна? Как бы страшно это не звучало, но сбылись лишь мечты Клеща, Анны и Василисы – самые “черные” мечты. Анна умирает почти незаметно, Василиса избавляется от ненавистного мужа, Пепел случайно убивает его во время драки, за что впоследствии отправляется в тюрьму.

Эти герои действительно изменили судьбу, но разве они одержали победу? Нет. Вместо того чтобы карабкаться вверх, они “вырыли себя яму глубже”, опустившись еще ниже на дно.

Отдельно стоит рассмотреть образ Луки. Он, наверное, самый противоречивый из все героев пьесы. Одни трактуют его имя, как образ Святого Луки апостола. Ведь он утешал обитателей ночлежки, давал им надежду на светлое будущее. Другие уверенны, что имя Лука образовано от слова “лукавить”, то есть врать.

Нельзя забывать, что Лука придерживался правила, если для утешения человеку нужна сладкая лож, то ему нужно лгать. Стоит отметить, что Лука единственный герой, который смог покинуть ночлежку и уйти в большой мир. Его уход тоже остается загадкой. Возможно он, подобно дьяволу, только переполошил всех героев.

Актер, разочаровавшись в мечте об исцелении в чудесной бесплатной клинике, покончил с собой, Васька пепел попал в тюрьму. А может быть, Лука был ангелом, посланным нашим героям, для помощи в нахождении правильного пути. Но они не захотели ничего менять, а только ждали какого-то чуда.

Читайте также:  Анализ стихотворения батюшкова «мой гений»

Жители дна морально мертвы, их уже не спасти. И Лука, осознав это, просто уходит.

Таким образом, можно сделать вывод, что ответа на вопрос “Как жить?” не существует. Каждым сам выбирает свою судьбу. Только от человека зависит, станет он победителем или опустится на дно.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-sudeb-geroev-po-pese-na-dne-gorkij-a-m/

Характеристика пьесы «На дне» Горького М.Ю

Характеристика пьесы

«На дне» Горького М.Ю

Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы.

Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний.

У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне».

Важно

Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «…все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

<\p>

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога».

В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые…» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу…» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя».

Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды.

II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки. Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Пасте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий. Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу… Ты — тоже уходи…» Пепел уговаривает Наташу: «…в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища… ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью. Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

Значение IV акта. В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков.

Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду.

Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «…ведь зачем-нибудь я родился…» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь. Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» — кричит он и предлагает «петь… всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх… испортил песню… дурак».

Философский подтекст пьесы.

 Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3303-kharakteristika-pesy-na-dne-gorkogo-m-yu

Художественные особенности пьесы «На дне» М. Горького

Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчер­кивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжет­ной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным уг­лам сцены.

Пьеса «На дне» представляет собой цикл маленьких драм, в ко­торых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы над Наташей, самоубийство Актера). Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе – это разговоры.

Драма Горького начинается с появления содер­жателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясня­ется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия (конец первого ак­та). В четверном действии наступает развязка.

Монолог Сатина: «Что такое правда? Человек — вот правда!» является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы.

Совет

Исследователями творчества Горького отмечена еще одна осо­бенность: драматург использует так называемые «рифмующиеся» эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона.

После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репли­кой Насти: «Не было!». Точную смысловую рифму в пьесе составля­ют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера.

Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А по­сле пошел домой — и удавился…» и «Эй… вы! Иди … идите сюда! …Там Актер удавился!». Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.

Герои пьесы «На дне» не делятся традиционно на главных и вто­ростепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.

Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности.

Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Сущест­вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» В речи каждого пер­сонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры.

Например, необыкновенно афористична речь Луки: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «… ни од­на блоха не плоха: все черненькие, все прыгают». Материал с сайта //iEssay.ru<\p>

Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького «На дне» является:

  • постановка острых философских проблем;
  • отказ от яркой движущейся сюжетной линии;
  • «рифмующиеся» эпизоды;
  • отсутствие деления на главных и второстепенных персонажей;
  • динамичность диалогов, речевая характеристика героев пьесы.

На этой странице материал по темам:

  • речевая характеристика героев на дне
  • особенности 1 эпизода в пьесе на дне
  • второстепенные герои в пьесе на дне
  • характеристика насти из пьесы на дне
  • пьеса горького на дне сюжет композиция содержание

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/stati/na-dne/hudozhestvennye-osobennosti-pesy-na-dne-m.-gorkogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]