Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Урок по рассказу А.П.Чехова “Тоска”
Савичева Татьяна Викторовна, преподаватель русского языка и литературы<\p>
ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Цели :
– продолжить формирование умения анализировать художественный текст<\p>
– развитие представлений о жанровых особенностях рассказа<\p>
– повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства <\p>
языка
Ход урока.
- Оргмомент.
- Индивидуальное сообщение воспитанницы о творчестве А.П.Чехова
- Знакомство с темой урока. (слайд 1)
Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии.
Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры.
Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.<\p>
(слайд 2)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней…
Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).<\p>
Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений.
Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.
(слайд 3)«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» – говорил К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:
(слайд 4) I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»
II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.<\p>
- Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.
- Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.
- Художественная деталь в рассказе.
III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»
IV. Анализ рассказа «Тоска»
Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?
(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,<\p>
горе, печаль, нойка сердца, скорбь»<\p>
А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек.
Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.<\p>
Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова.
Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта».
За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
- История создания рассказа
(слайд 6 ) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.
Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте.
Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно.
В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».
Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.
Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие
достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”
формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа
может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.<\p>
( слайд 7)
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль.
-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)
Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.
Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.
-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)
-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.
-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)
-О чем думает каждый из них?
-Расскажите о главном герое. (ответ ученика)
-Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)
-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)
(слайд 8) Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).
(слайд 9)В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.
(слайд 10) Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.
(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)
- Роль художественной детали ( слайд 11)
Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова.
Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.
В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев.
Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом.
Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.
В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.
Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством.
Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина.
Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.
- В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)
С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина.
То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору.
Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П.
Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).
Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П.
Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П.
Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого.
Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека.
Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.
- Рефлексия
- Итог урока
- Домашнее задание: подг.к уроку в/чт ( рассказ Чехова (по выбору)), работа со ст. в учебнике
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/07/urok-po-rasskazu-apchekhova-toska
Сочинение Анализ рассказа Тоска Чехова
Мир зачастую остается прежним по своим повадкам. Например, равнодушие людей друг к другу до сих пор царит среди народа. Дабы уменьшить число таких, кто всегда остаётся безучастным к окружающим, Антон Павлович Чехов создал необычный рассказ под названием «Тоска». Он надеялся, что люди образумятся и перестанут так ужасно относиться не только к самим себе, но и к невинным душам.
Действующим лицом в этой картине является извозчик по имени Иона. На его долю выпало страшное событие… Он потерял любимого сына… Теперь его смысл жизни резко подорвался, собственно, как и здоровье. За некоторое время главный герой постарел лет на десять. Всё из-за горя, которое съедает персонажа изнутри.
На этот раз любимого человека нет рядом… Остаются лишь воспоминания да ужасно гнетущее состояние внутри себя… Ему, что самое печальное, не с кем разделить собственную тоску. Стоит герою подойти к знакомым, как они через несколько минут безучастно отворачиваются от Ионы… Он ничего не может поделать с равнодушием людей вокруг него.
Оттого становится ещё более подавленным человеком.
Была надежда поделиться об произошедшей трагедии с простыми прохожими, но даже те не способны уделить внимание на несчастного человека. Те слишком закрыты в своих «панцирях», не желают принимать на себя проблемы иного человека.
Чехов остро ощущал переживания человека изнутри. Автор осознавал, что значит чувствовать себя одиноким в современном мире. Потому и воплотил такое творение в жизнь, дабы читатели, которым не безразличны ценные уроки писателей, их опыт, их нравоучения, поняли смысл произведения Антона Павловича правильно. Вокруг много равнодушных людей, но это не значит, что можно и самому становится таким!
В конечном итоге Иона находит себе пристанище у обычной лошади, которая молчит и просто слушает… Животное, вот на кого осталась последняя надежда, ибо люди имеют действительно наплевательское отношение к окружающим, да даже к близким родственникам…
Таким образом, Чехов старался навести ряд поколений на мысль, что безразличие в окружающем мире довольно плохая вещь.
Оно губит душу человека, искалечивает изнутри, отталкивает других, не дает вкусить яркие чувства такие, как сострадание, любовь, отзывчивость и доброта. В подобном мире страшно жить, ибо равнодушные люди просто существуют.
.. Им не нужны эмоции. Они, как сами считают, без этого прекрасно справляются… Вот в чём трагедия!
Сочинение по произведению Тоска
Антон Павлович Чехов – был поэтом с большой буквы. В своих произведениях он сумел передать всю тонкость человеческой натуры.
Главным героем рассказа «Тоска», является извозчик Иона. В рассказе описывается тихий обычный зимний вечер, а извозчик все сидит и ждет своих пассажиров. Душа его одинока, так как он похоронил своего единственного сына.
Главного героя, переполняют душевные переживания, его тоска с нутрии съедает, но ему совершенно не с кем пообщаться и рассказать о своих переживаниях.
Проходящим мимо его людям не интересно, почему он сидит и плачет, так как каждый думает только о себе и не замечает чужого горя.
Ему просто необходима простая человеческая поддержка, но, увы – этого не случилось. И у него не остается сил жить дальше.
Спустя время извозчик нашел, с кем поделится своей бедой – и ею стала старая мудрая лошадь. Хоть животные и не умеют разговаривать, зато они прекрасно могут слушать. Излив всю тягость душевную ей, ему намного стало легче, и появился смысл в жизни.
Вот еще раз опыт несчастного извозчика доказывает, что животные в сто раз добрее и лучше, чем люди. Так как они злые и жестокие, у них нет ни капли сострадания к человеческой беде. Они видят только себя и им не важны окружающие.
Данный рассказ не потеряет актуальность и спустя столетие, так как «Тоска» написана Антоном Павловичем Чеховым, о человеческих отношениях. Потому что не всегда мы стремимся выслушать и помочь постороннему прохожему, который чем-то огорчен и задумчив. И равнодушно проходим мимо плачущего человека.
В своем небольшом рассказе автор, со всей тонкостью своей чуткой души передает, что происходит с Иоанном, как будто сам становится главным героем, который до последней клеточки чувствует безграничную тоску, запах зимы и рядом стоящей дыхание лошади.
Рассказы Чехова учат быть немного добрее и не быть безразличными к окружающим, ведь неизвестно что может, случится с тобой спустя время. Так и данный рассказ «Тоска», в котором поэт тонко описывает человеческое безразличие ко всему происходящему, не оставит равнодушным читателя, и заставит задуматься о своем поведении.
← Анализ рассказа Студент
← Анализ рассказа В аптеке↑ ЧеховАнализ рассказа Спать хочется →
Анализ рассказа Мальчики →
- Сочинение по картине Кипренского Портрет А.С. Пушкина 9 класс
При жизни Александра Сергеевича Пушкина удалось создать необычный его портрет, составленный в 1827 году Орестом Кипренским, который является и сейчас известным и талантливым художником. - Сочинение на тему Интернет зависимость эссе
Всемирная сеть Интернет в настоящее время является для всех возможностью приобрести полезные знания, знакомства, навыки, умения, которыми человек не обладает на данном этапе своей жизни - Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма рассуждение
Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе Телеграмма - Анализ Сказки о глупом мышонке Маршака
Произведение является сказкой для маленьких читателей, написанной в стихотворной форме, и повествует в легкой, доступной манере об истории, произошедшей с маленьким, неразумным животным. - Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-toska
Анализ произведения А. П. Чехова “Тоска”
Сочинения › Чехов А.П. › Тоска
Готовые Домашние Задания
Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером “малой” формы. Это великий художник слова.
Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: “писать талантливо, то есть коротко” и “краткость — сестра таланта”.
За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
Вот и в “Тоске” достаточно нескольких предложений в начале рассказа, чтобы ощутить атмосферу бездушия, окружающую главного героя.
На землю мягким ковром опускаются сумерки; кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия мира.
Недаром зима в фольклоре символизирует смерть, и неподвижны Иона и его лошаденка. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве.
И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушно го города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок.
С какой доверчивой беззащитностью пытается открыть старик Иона свою душу тем, кому в тот вечер нужен извозчик. С какой детской открытостью вглядывается он в ездоков, надеясь увидеть в их глазах огонек поддержки и сострадания.
Трижды герой пытается рассказать о своей непоправимой беде — смерти сына, и трижды наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.
Иона не может выговориться, чтобы хоть как-то облегчить свое горе. И растет тоска, “тоска громадная, не знающая границ”. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: “лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина”.
(Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость.
И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.)
Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа “Тоска”. И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.
Сочинения по теме:
- Психологический образ героев произведений А. П. Чехова “Тоска”, Ф. М. Достоевского “Белые ночи”, Л. Н. Толстого “Юность” сочинение
- А. П. Чехов – психолог человеческой души сочинение
- Образы и характеры герое произведения “Тоска” А. П. Чехова, “Белые ночи” Ф. М. Достоевского сочинение
Источник: https://1soch.ru/chehov-ap/toska/analiz-proizvedeniya-a-p-chehova-toska
«Тоска» (А. Чехов)
Цитата: «И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они наконец приехали».
Эпиграф
«Кому повем печаль мою?..»
Проблематика:
- равнодушие людей друг к другу;
- одиночество человека в мире.
Смысл названия: слово «тоска» отражает настроение главного героя и всё то, что с ним происходит. Весь мир этого рассказа — тоска.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: Чехов создал совершенно особую жанровую разновидность малой прозы — короткие рассказы о проблемах бытия.
Время и место действия: действие рассказа происходит в Петербурге в конце XIX в.
Персонажи
- Иона — извозчик.
- Его лошадь.
- Военный.
- Компания молодых людей.
- Дворник.
- Молодой извозчик.
Краткое содержание
Извозчик Иона на работе. Идёт снег, холодно, мглисто. К нему в повозку садится военный. Иона везёт его и неожиданно сообщает, что у него, Ионы, умер сын. Военному это неинтересно: он приехал. Потом к Ионе садится шумная компания молодых людей.
Они насмехаются над Ионой, отвешивают ему подзатыльники. Иона хочет и им рассказать, что у него умер сын, но они не слушают. Уже вечер, Иона отправляется спать. По пути он замечает дворника.
Иона хочет заговорить с дворником, рассказать ему про смерть сына и про то, что у Ионы больше никого нет, но он не решается — только спрашивает у дворника, который час. Приехав на постоялый двор, Иона ищет собеседника. Но все уже спят.
Молодой извозчик встаёт напиться, и Иона говорит ему о своей трагедии. Но молодой не хочет говорить. И тогда Иона идёт к своей лошади и рассказывает о смерти сына ей.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
О чём пытается всем рассказать главный герой рассказа «Тоска»?
Ответ. Герой хочет всем рассказать о смерти сына.
Кто в результате выслушивает рассказ Ионы?
Ответ. Все, кому Иона пытается рассказать о своём несчастье, не обращают на извозчика внимания. Иону слушает только его лошадь. Невероятное одиночество человека в большом мире очевидно в сцене, когда Иона рассказывает лошади о смерти сына.
Назовите основную проблему рассказа «Тоска».
Ответ. Равнодушие.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquotoskaraquo_a_chehov.html
Анализ рассказа А.П.Чехова «Тоска»
Урок литературы в 9 классе
Зверева Райса Габдельбаровна, учитель ГБОУ № 242 с углублённым изучением физики и математики
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема: Анализ рассказа А.П.Чехова « Тоска»
Класс: 9
Программапо литературе для 9 класса на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе
Тип урока:
урок изучения нового материала
Методы:
аналитико-синтетический, частично-поисковый
Образовательные технологии, используемые на уроке:
технология критического мышления,
здоровьесберегающая
Цели урока:
создать развивающую образовательную среду;
помочь войти в творческую лабораторию А.П.Чехова,
увидеть проблемы « маленького» человека
Задачи урока:
обучающие:
совершенствовать навыки анализа и интерпретации художественного произведения с использованием теоретико-литературных знаний о характеристике героя, художественном пространстве и времени.
развивающие:
способствовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, развитию познавательного через актуализацию личностного восприятия художественного произведения, развитию навыков теоретического осмысления, самоанализа.
воспитывающие:
содействовать формированию коммуникативной компетенции учащихся путём использования парной и групповой форм организации познавательной деятельности учащихся.
Планируемые предметные , метапредметные и личностные результаты:
предметные:
-умение анализировать художественный текст, вырабатывать собственное мнение на основе прочитанного текста,аргументировать свою точку зрения,;
метапредметные:
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему,
умение создавать устные и письменные тексты разных типов,
личностные:
создать условия для стремления к самовоспитанию, пониманию близких и окружающих людей.
Формы работы учащихся на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая
Методы:
аналитико-синтетический, частично-поисковый.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран для проектора, презентация урока
Оборудование для учащихся: художественные тексты, раздаточный материал
Технологическая карта:
№п.п. | Время | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и технологии |
1 2 | 1мин. 4мин. | Оргмомент Писатель А.П.Чехов | Слово учителя | Аналитико-синтетичес-кий | |
3 | 5мин. | Викторина. Верите ли Вы? | Объяснение задания | Индивидуальная | Игровой приём |
4 | 4мин. | Название рассказа | Индивидуальная помощь | Индивидуальная работа. : | Самопровер-ка |
5 | 3мин | Урбанистический пейзаж | Объяснение учителя | Объяснительно-иллюстратив-ный | |
6 | 5мин | Герой. | Координация действий учащихся | Коллективная работа | Аналитичес-кая беседа |
7 | 8мин | 6 Анализ диалогов. | Координация действий учащихся | Работа в группах | Исследование |
8 | 1мин | 7.Физкультми-нутка | Координация действий учащихся | Индивидуаль-ная работа | Здоровье сберегающие технологии |
9 | 4мин | Иона и окружающие | Объяснение задания | Письменная работа | Частично-поисковый |
10 | 4мин | Роль эпиграфа в рассказе. Роль имени Мастерство писателя | Координация действий учащихся | Объяснительно-иллюстратив- ный | |
11 | 2мин | Мастерство писателя | Координация действий учащихся | Исследование | |
12 12 | 2мин | Подведение итогов урока Вывод по проблеме рассказа. Мир вокруг нас. | Координация действий учащихся | Самооценка | |
14 | 2мин | Рефлексия | Координация действий учащихся | Письменная работа | Самоанализ |
15 | 1мин | Домашнее задание | Объяснение задания |
ХОД УРОКА.
1. Оргмомент. Тема урока. Цели и задачи урока.
2. Писатель А.П.Чехов.
1слайд презентации – портрет А.П.Чехова. Автор – Осип Эммануилович Браз – ученик И.Е.Репина (1897г). Это наиболее известный портрет
А.П.Чехов: « На портреты свои не похож».
6 слайд презентации. Это фотография писателя (в период написания рассказа « Тоска»)
Вопросы к классу:
1) Какие произведения А.П.Чехова читали?
2) Что их объединяет?
Викторина. Верите ли Вы? Слайд №2
Верите ли Вы, что писатель Чехов получил медицинское образование и был хорошим земским врачом?
– Верите ли Вы, что писатель прожил долгую жизнь?
– Верите ли Вы, что Чехов жил в 20 столетии?
– Верите ли Вы, что писатель побывал на Сахалине?
– Верите ли Вы, что Чехову не довелось побывать в Санкт–Петербурге?
– Верите ли, что в Санкт –Петербурге есть памятник замечательному русскому писателю Антону Павловичу Чехову?
– Верите ли Вы, что он был ещё и драматургом?
– Верите ли Вы, что А.П.Чехов, создавая рассказы, увлекался только смешными сюжетами?
3. Название рассказа
а) Как понимаете название рассказа.
б) Запишите ассоциативный ряд к этому слову.
в) Работа со словарями В.Даля, Ожегова и З.Александровой( Словарь синонимов)
Работа со словарями. Слайд № 3
1. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка …
Тоска(теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь
2. Словарь Ожегова
Тоска
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное.
3.З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка.
Тоска, грусть, горе, боль, скорбь, горесть, сокрушение, кручина, печалование.
Как вы думаете, каким будет рассказ? Весёлым или грустным?
4. Чтение начала рассказа.
Урбанистический пейзаж. Uranus-городской (лат.).
Пейзаж настроения. На его фоне раскрываются душевные переживания героя.
Где происходят события?
5. Герой. Аналитическая беседа
Дан ли портрет? Почему?
Главное – душевное состояние героя.
Почему он в таком состоянии? (чтение текста). Как автор передаёт его состояние? А рассказ о смерти сына или о другом?
6. Диалоги.Анализ диалогов. Работа в группах
1) Первая встреча с людьми. Почему его ругают? Огорчается ли Иона?
Военный как будто слушает, вступает в диалог, но отвечает дежурной фразой.
Чего ждёт Иона? Что ему нужно?
Как автор показывает, что душевная тревога героя усиливается?
Какая пейзажная деталь говорит об этом?
2) Трое молодых людей.
В какой момент « чувство одиночества начинает мало- помалу отлегать от груди»?
Почему и они не захотели выслушать Иону?
2) Встреча с дворником.
Может он выслушает? Почему не состоялся разговор?
3) После дворника. Прочитайте, в каком состоянии Иона? (« …ему невмоготу»). Как понимаете эти слова?
4) У извозчиков. « Ко двору!» Может, свои поймут?
Молодой извозчик. (« Как молодому хотелось пить, так ему хотелось говорить»).
Почему и здесь его никто не выслушал, не посочувствовал?
5) Один.<\p>
6) Работа по иллюстрации Кукрыниксов. Слайд№11
Когда Иона один, может ли он думать о сыне? ( Нет, «ему невыносимо жутко»).
7) Разговор с лошадью.
Найдите в 1 абзаце текста деталь, которая указывает на то, что лошадь « может выслушать» Иону.
( Читает эпизод « Разговор с лошадью» учитель).
Какие чувства вызывает финал? Запишите.
7. Физкультминутка.
Упражнения для глаз.1)Безымянным пальцем слегка погладить глазное яблоко-20секунд.
2)Посмотреть на ладонь, находящуюся на расстоянии 5см, затем посмотреть на дальнюю точку-доску(5раз)-20секунд.
3)Посмотреть налево, затем направо-20секунд
8. Письменная работа. Заполните таблицу. Слайд №10.
Иона его состояние | окружающие их отношение | причина таких отношений |
9. Роль эпиграфа в рассказе.
Это духовного содержания стихотворение о жалобе Иосифа, сына Иакова, проданного в рабство своими братьями.
Роль имени. Иона – самый древний пророк, чьи писания вошли в Библию.
Расширение границ рассказа.
Перед нами не просто грустная история неприметного человека, но Человека, одинокого в мире людей.
10. Мастерство писателя. Слайд №12.
• О какой сцене и почему брат Чехова сказал: «…В этом месте твоего рассказа ты –бессмертен»?
• Как Вы объясняете обилие многоточий в рассказе.
11. Вывод по проблеме рассказа.
Так о чём рассказ А.П.Чехова?
12. Мир вокруг нас.
Можно ли считать рассказ А.П.Чехова актуальным и для нашего времени?
Кто из современных петербургских писателей буквально « звонил в колокола», поднимая эту же проблему?
13. Рефлексия
Вопрос | Ответ развёрнутый или краткий, знаками + – (можно отвечать не на все вопросы) |
1 | Какие виды работ на уроке показались интересными? |
2 | Какие виды работ вызвали затруднения? |
3 | Помог ли сегодняшний урок лучше разбираться в литературе? |
4 | Помог ли рассказ Чехова понимать окружающих? |
5 | Как бы Вы оценили свою работу на уроке(1-10 баллов) |
Впечатления и размышления по прочитанному.
13. Домашнее задание. Сочинение по иллюстрации Кукрыниксов или на тему: «Размышляя о прочитанном».
Литература.
1.ЧеховА.П.Собрание сочинений в 12 томах. Издательство «Художественная литература».Москва.1956г.
2. Лебедев Ю.В. Русская литература.19в. Вторая половина. Книга для учителя.Москва. «Просвещение».1990г.
3. Литература.10класс.Поурочные планы по учебнику Ю.В. Лебедева. Часть 2.Автор-составитель Л.И.Косивцева.Волгоград. Издательство «Учитель».2008г.
You have no rights to post comments
Источник: https://2018ext.spb21.ru/2011-03-29-09-03-14/107-literature/4756—-lr.html
Лингвистический анализ рассказа Чехова “Тоска”
Рассказ открывается традиционной для Чехова иллюстрацией фона разворачивающихся
событий, которая по форме представляет собой «голое» описание. Повествование
начинается с неполного предложения Вечерние сумерки. А далее следует предложение, включающее в себя ряд однородных дополнений:
Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных
фонарей и тонким мягким пластом ложится
на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
Такое расположение в едином ряду данных слов говорит
еще не знающему сюжет читателю о том, что все в художественном мире произведения стоит на одной ступени и является равноправным по своей значимости, и люди и предметы и звери. Все окажется единым перед тоской…
В первом же абзаце рассказа автор представляет перед нами три плана содержания, соответственно трем разрядам персонажей: в первую очередь – это главный герой Иона Потапов, далее – его лошадь, на которой он и работал извозчиком, и люди, которых он подвозил в течение вечера или встречал на своем пути. Вывод о таком распределении делается на основе тех лексем, которые Чехов выбирает, характеризуя каждого из вышеназванных, а так же особенностью построения предложений.
Извозчик
Иона Потапов весь
бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться
живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег… Его лошадёнка
тоже бела и неподвижна.
Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи
похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности,
погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…
Но
вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
Характеризуя
позу Иона, автор применяет прием обманутого ожидания, используя словосочетание
живое тело вместо живой человек, сближая его по смыслу с синекдохой «живой труп».
В начале рассказа мы еще не знаем, какая трагедия произошла у главного героя, но автор заранее дает нам понять, что жизнь перестала теплиться в душе этого человека.
Многоточие в последующем предложении служит своего рода оправданием «умерщвленности» героя, поясняя, что за этим стоит глубоко значимая причина.
Далее автор характеризует лошадь Ионы, называя ее лошаденкой.
Такое уменьшительно-ласкательное употребление лексемы будет закреплено за этим персонажем на всем протяжении рассказа, не считая речи других людей, что говорит об особом отношении к этому животному, без сомнения, положительном, что обоснуется финальной сюжетной сценой.
Уже в самом начале мы видим, что лошадь максимально приближена к герою, т.к. она так же бела, как и он и так же неподвижна. Еще одно важное сходство в том, что она тоже кажется неживой и похожа на копеечную пряничную лошадку.
Однако если о душевных переживаниях героя мы можем только догадываться по многоточию, то о лошади прямо сказано, что она погружена в мысль, а далее идет подробное описание причины, по которой она не может не думать. В связи с этим, можно говорить о том, что лошадь наиболее антропоморфный персонаж в рассказе, и, таким образом, повествование строится по принципу антитезы человечности лошади и бесчеловечности людей.
«Неживому»
герою противопоставлены все
остальные люди – живая краска, как говорит автор. Живыми они являются потому, что в них не присутствует тоска.
Чехов не случайно выбрал именно такое название для рассказа, т.к.
тоска существует как нечто отдельное и конкретное, наличествующее или нет, ее можно рассматривать даже как своеобразный отдельный персонаж. Но об этом речь пойдет позднее…
Противоречие
между Ионой и остальными людьми проявляется с первого же диалога:
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона.—
Извозчик!
Иона
вздрагивает и
сквозь ресницы, облеплённые
снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! —
повторяет военный.—
Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
Военному, чья
речь состоит из одних лишь восклицаний и полной жизненной энергии, приходится повторять дважды, т.к., будучи просто
телом Иона не способен даже сразу отреагировать.
Далее языковые особенности будут неразрывно связаны с сюжетом рассказа, в
основе которого лежит смерть сына Ионы и попытки главного героя поговорить с кем-либо о своих переживаниях по этому поводу, что значит для него ожить.<\p>
С первым своим
пассажиром он начинает диалог:
Иона
кривит улыбкой рот, напрягает своё горло
и сипит:
— А у меня, барин,
тово… сын на этой неделе помер.
— Гм!.. Отчего же он умер?
Иона
оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его
знает! Должно, от горячки… Три дня полежал
в больнице и помер… Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздаётся в
потёмках.— Повылазило, что ли, старый пёс? Гляди глазами!
—
Поезжай, поезжай…— говорит седок.— Этак мы и до завтра не доедем.
Подгони-ка!
Стоит обратить внимание на «слово паразит» тово, которое говорит нам совсем не о неграмотной речи главного героя, а о том, что ему еще трудно произносить эти слова о смерти сына. Он подходит к фразе с ужасным содержанием медленно и осторожно, словно боясь ее.
Ответ, полученный на реплику Иона, не содержит ни капли сожаления и сострадания. Военный восклицает Гм!, воспринимая услышанное как одну из тысяч услышанных историй. Такое междометие содержит коннотацию чего-то любопытного и не более того.
Однако Иона воодушевлен тем, что кто-то заинтересовался этим фактом, кто-то его слушает, он пытается рассказать историю обрывочными предложениями, оканчивающимися многоточиями. Извозчик не знает, как начать, как закончить и как уместить в предложение свои переживания утраты.
Но внимание собеседника отвлекается, и тот уже озабочен только своим желанием успеть, о чем говорит применение автором субъективной модальности Поезжай, поезжай… и подгони-ка.
Чехов в данной ситуации использует фразу не расположен слушать, что моментально создает впечатление абсолютной разделенностью людей друг от друга в плане понимания и в плане нахождения на одном коммуникативном уровне вообще.
Высадив его на Выборгской, он останавливается
у трактира, сгибается
на козлах и опять
не шевельнётся… Мокрый снег опять красит
набело его и лошадёнку. Проходит час, другой…
Лишившись собеседника, Иона опять теряет связь с жизнью, перестает шевелиться и приобретает белый безжизненный цвет, как и в начале рассказа.
Многоточие заставляет нас мучительно ожидать оживления вместе с главным героем.
Последующее использование многоточия в большинстве случаев будут указывать на ожидание возможности выговориться, быть выслушанным (Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки…).
Иона
подбирает новых пассажиров: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат. Чехов не случайно выбирает именно таких героев – он представляет читателю разнообразие встречающихся извозчику людей (из одной крайности в другую). Так проблема равнодушия, поднимающаяся в рассказе, приобретает глобальный характер.
— Ну, погоняй! — дребезжит
горбач, устанавливаясь и дыша в затылок
Ионы.— Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всём Петербурге не найти…
—
Гы-ы… гы-ы…— хохочет Иона.— Какая есть…
—
Гы-ы! — ухмыляется Иона.— Ве-есёлые господа!
— Тьфу, чтоб тебя черти!..—
возмущается горбач.—
Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка её кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько её!
Источник: https://turboreferat.ru/literature/lingvisticheskij-analiz-rasskaza-chehova-toska/151858-767663-page1.html
А. П. Чехов. «Тоска». Анализ произведения
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Время и история создания
Рассказ появился в январе 1886 года в разделе «Летучие заметки» «Петербургской газеты».<\p>
Сюжет<\p>
Начинается рассказ с описания извозчика Ионы, который, сгорбившись, неподвижно сидит на козлах, хотя его и его лошадь уже засыпало снегом.<\p>
Какой-то военный велит везти его на Выборгскую сторону. Извозчик рассказывает своему пассажиру, что у него на прошлой неделе умер сын. Но пассажир, видимо, не хочет слушать Иону. Высадив его, Иона опять сидит неподвижно, ждет.<\p>
Трое молодых людей приказывают ему ехать и дают очень малую плату за дорогу, но извозчику все равно: лишь бы были люди, с которыми можно поговорить.<\p>
Молодым людям не до разговоров с Ионой, они его ругают и говорят, чтобы ехал быстрее. Он и им говорит, что у него сын помер. Ему коротко отвечают: «Все помрем».<\p>
Иона хочет рассказать про своего сына, но они уже приехали к месту назначения.<\p>
Опять он остается один. Его мучает тоска. Он ищет, с кем бы поговорить.<\p>
Обращаться к людям бесполезно. Он пытается поговорить с другим извозчиком, но тот засыпает. Иона за всю неделю после смерти сына ни с кем так и не поговорил, хотя ему очень хотелось. Он идет к лошади в конюшню, кормит ее сеном и рассказывает ей все, что у него на душе.<\p>
Поэтика, композиция, идея<\p>
Жанр — рассказ.<\p>
Тема тоски звучит уже в открывающем рассказ описании пейзажа: изображение снега, падающего на вечерний город и не замечаемого бегущими толпами, содержит, как в увертюре, основную тему. И далее речь пойдет о горе человека, его душевной боли, до которой никому не будет дела. Главная тема звучит в рассказе в различных вариациях, получает все более глубокое эмоциональное наполнение и завершается гротескно-иронически. Можно сказать, что в этом рассказе принцип музыкальности находит точное воплощение.<\p>
В рассказе четырежды повторяется ситуация несостоявшегося общения. Повторы проясняют тему рассказа: одиночество человека среди толпы, отсутствие отклика на чужую боль, невнимание к чужой душе.<\p><\p>
Идея рассказа — протест против ненормальности, неестественности человеческих отношений, осуждение равнодушия к чужому горю. Внутри рассказа есть вариант благополучной концовки истории: Иона размышляет о том, каким должен быть «правильный» слушатель его повествования. И в конце рассказа Иона находит такого «человека» — это его лошадь. Общение состоялось, тоска поведана, но в комически-абсурдной форме.<\p>
Есть и социальное звучание этой темы: крестьянин в городе, бедняк в общении с «господами». И все же то, что происходит с извозчиком Ионой, может происходить со всяким человеком.<\p>
Во многих произведениях Чехова самые разные герои встречают вместо ожидаемого отклика на свое чувство невнимание, непонимание, равнодушие. Эту тему можно назвать сквозной в творчестве писателя.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3985-a-p-chekhov-toska-analiz-proizvedeniya