Дно жизни в пьесе максима горького «на дне»

Анализ пьесы «На дне» Максима Горького

Пьеса «На дне» была создана Максимом Горьким специально для труппы Художественного театра, и первоначально не выглядела в глазах автора как самостоятельное литературное произведение. Однако сила психологического воплощения, острая, в какой-то степени даже скандальная, тема произведения, вывела пьесу «На дне» в ранг сильнейших драматургических произведений.

«На дне» – это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской литературе. Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.

Основные образы и герои пьесы «На дне»

С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина.

Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни.

Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.

Обратите внимание

Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».

Вор Васька Пепел не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить свои философские размышления на практике, окончательно спивается.

В страшных муках умерла Анна, которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.

Таким героем был священник Лука. Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все – таки была в их душах.

Это уничтожило мечты Клеща о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.

Трагедия общества в пьесе

На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.

«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.

Многие люди, воспринимали это не как нечто ужасное и антигуманное, а так как закономерное явление. В этом и состоит трагедия общества, которое фактически поспособствовало падению слабых людей, и даже не осознает факт своей причастности к этому.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Чехов «Ионыч»: тема рассказа, образ и деградация главного героя
Следующая тема:   Вампилов «Прощание в июле»: характеристика и особенности пьесы

Источник: https://www.nado5.ru/e-book/gorkii-na-dne

«Дно жизни» — трагический образ пьесы. На дне Горький М

«Дно жизни» – трагический образ пьесы.
Пьеса «На Дне» была написана А. М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три раз – «Без солнца», «Ночлежка», «В ночлежном доме».

Действия пьесы происходит в ночлежном доме Костылевых – это «Подвал похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Везде по стенам – нары.

Посередине ночлежки большой стол, две скамьи, табурет все не крашенное и грязное».

Жители ночлежки в прошлом различного социального положения, но из-за трагических событий, все они оказались в ночлежке и теперь многие из них не работают, а лишь пьют, играют в карты и воруют.

Важно

Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они по-своему несчастны.

Клещ рабочий человек, он всю жизнь работал, но этот труд не спас его от нищеты. Ему пришлось продать все, для спасения умирающей жены. Клещю больно

Осознавать, что он деградирует, но, в конце концов, он смиряется и приходит к выводу: «Ничего…везде люди, сначала не видишь этого, а потом поглядишь – окажутся все люди», если сначала он видел в обитателях ночлежки собрание пороков, то теперь он в каждом увидел человека. Актер раньше был актером, хорошо читал пьесы, но играл в массовках, одна из ролей – роль могильщика.

Его беспокоит потеря его имени, спился, но хочет чувствовать себя человеком. Живет среди вымышленных героев. Он убежден, что «талант – это вера в себя, в свои силы» Сравнивает себя с трупом, он считает «нет имени – нет личности». Пепел – воров сын. Сам стал вором со зла, отрицает совесть.

Тянется к прекрасному, в Наташе привлекает чистота души, надеется на спасение от пошлой жизни. Барон потомок знатных вельмож, всю жизнь прожил, как в тумане, в итоге оказался босяком. Это сочетание наглости и презрения к людям. Сатин-это, образованный человек, убивший негодяя, который обесчестил его сестру.

Сатина считает, что: «Человек – вот, правда!» Правду о человеке герой сравнивает с его творческой деятельностью: «Существует только человек, – все же остальное-дело его рук и его мозга…в этом все начало и концы…все – в человеке, все для человека! Существует только человек» В эту ночлежку приходит странник Лука.

На протяжении всей пьесы мы пытаемся понять, кто же такой Лука? « Врачеватель душ» или лжец? Лука единственный кто подошел к умеряющей Анне (жене Клеща), пожалел её и попытался уверить, что смерть – это не страшно. Лука так же рассказал Актеру о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Актер ему поверил, перестал пить и устроился на работу, чтобы накопить денег на поездку туда.

А Пепла старик убедил, что ему вместе с Наташей нужно бежать в Сибирь, чтобы начать там новую жизнь. По моему мнению, Лука – врачеватель душ, ведь он пытается, хоть как то облегчить учесть ночлежников, успокоить и помочь им.

Совет

В самом названии пьесы уже заложен огромный смысл. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни

Источник: https://ruslit.biz/dno-zhizni-tragicheskij-obraz-pesy-na-dne-gorkij-m/

Обитатели “дна” (по пьесе м. горького “на дне”)

Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Писатель долгое время не мог подобрать точного названия. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. В самом названии уже заложен определенный смысл.

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема “униженных и оскорбленных” не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров.

Читайте также:  Кратчайшее содержание книги «человек-амфибия» для читательского дневника (а. беляев)

Только Горьким он показан еще более страшно и реалистично.

В пьесе Горького зрители впервые увидели мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди с различными характерами, индивидуальными чертами и разного социального положения.

Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честной труде, и вор Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение.

Люди, живущие в подвале, похожем на пещеру, – трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, точно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, – говорит она.

– Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь”.

Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!”

Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, покончил с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до предела.

И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.

Столь же отвратительна и его безнравственная жена Василиса.

Обратите внимание

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек.

Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!”

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл.

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел.

Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому накладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/obitateli-dna-po-pese-m-gorkogo-na-dne/

Сочинение на тему: «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне»

В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу «На дне». Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было «Ночлежка», потом переименовал на «Без солнца», и, наконец, окончательно автор назвал пьесу «На дне».

Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие на дно, никогда не смогут подняться наверх — к свету, к другой, новой жизни. В русской литературе тема оскорбленных и униженных не нова.

Можно вспомнить и героев Достоевского, которым «уже некуда больше идти». Очень похожи между собой герои Горького и Достоевского: все тот же мир воров, пьяниц, сутенеров и проституток.

Только Горький показал его еще более реалистично и страшно.

Важно

Впервые Горький в своей пьесе показал незнакомый для многих мир отверженных. Мировая драматургия еще не видела такой беспощадной, суровой правды о беспросветной участи социальных низов. Под крышей костылевской ночлежки оказались люди разного социального положения и самых разных характеров. У каждого из них свои индивидуальные черты.

Здесь собрались и мечтающий о честном труде Клещ, и жаждущий правильной жизни Пепел, и страстно стремящаяся к настоящей, большой любви Настя, и поглощенный воспоминаниями о своей былой славе Актер.

Они все достойны лучшей судьбы и участи, и поэтому настолько трагично их настоящее положение.

Люди, которые живут в этом похожем на пещеру подвале стали жертвами жестоких и уродливых порядков, при которых человек обречен на жалкое существование и по сути своей перестает быть человеком.

Хоть писатель и не дает биографии героев в подробном изложении, но даже те немногие воспроизведенные их черты, замечательно раскрывают замысел автора.

Всего несколькими словами показан весь трагизм судьбы Анны: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю…
жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…».

О безысходной своей участи вздыхает рабочий Клещ:»Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В силу условий, царящих в обществе, обитатели «дна» выброшены из жизни. Здесь каждый человек предоставлен самому себе. Если он выбился из колеи, споткнулся, ему грозит нравственная, а зачастую и физическая погибель, ему грозит «дно». Покончил с собой Актер, умерла Анна, да и остальные изуродованы, измотаны жизнью до последнего предела.

Совет

Волчьи законы «дна» действуют в этом страшном мире отверженных. Отвратителен один из «хозяев жизни», содержатель ночлежки Костылев, который готов выжать последнюю копейку у своих обездоленных и несчастных постояльцев. Под стать ему и его жена Василиса, отвратительная в своей безнравственности.

Особенно очевидной становится страшная участь обитателей ночлежки, если ее сопоставить с тем, каким призван быть человек.

Под угрюмыми и темными сводами ночлежки, среди искалеченных и жалких, бездомных и несчастных бродяг торжественным гимном звучат слова о человеке, о его красоте, призвании и силе: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит — гордо!»

Еще резче оттеняют картину действительного положения человека, которую нарисовал писатель, от высоких слов о том, каким может быть и должен быть человек. В этом контрасте заложен особый смысл.

Несколько неестественно звучит пламенный монолог Сатина о человеке, в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как повесился Актер, ушел Лука, посажен в тюрьму Васька Пепел.

Сам Максим Горький чувствовал это и объяснял, что в пьесе необходим резонер (выразитель мыслей автора). Но героев пьесы, изображенных писателем, трудно представить выразителями каких-либо или чьих-либо идей вообще.

Поэтому свои мысли Горький вкладывает в уста Сатина, самого справедливого и свободолюбивого персонажа.

Источник: https://pomosh-shkolniky.iusite.ru/8521_sochinenie_na_temu_171_dno_zhizni_187_8212_tragicheskiy_obraz_pesy_m_gorkogo_171_na_dne_187.htm

11 класс. Литература.Жизнь и творчество Максима Горького – «Три правды» в пьесе Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — социально-философское произведение, являющееся, по мнению многих литературных критиков, центральным в творчестве писателя.

«Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»,— писал литературный критик Д. В. Философов.

«Основной вопрос, который я хотел поставить,— говорил сам Горький,— это — что лучше: истина или сострадание?».

Читайте также:  Рецензия на произведение «декамерон» (д. боккаччо)

«На дне» — пьеса неоднозначная, допускающая различные  толкования, в том числе и несогласные с замыслом своего автора. В ней отразился личностный конфликт самого автора: противоречие между Горьким-идеологом и Горьким-человеком.

Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише, после того как Максим Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».

В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: не только «на дне» жизни, а в первую очередь — «на дне» человеческой души.

    Рис. 1.  К.С.Станиславский, А.М.Горький и М.П.Лилина (Источник)

Обратите внимание

Здесь под мрачными и угрюмыми сводами ночлежного дома нашли себе приют люди самого различного характера и социального положения, выходцы почти изо всех слоев тогдашнего русского общества.

Разные пути привели их на “дно”, все они достойны лучшей участи. Большинству из них грозит неминуемая нравственная, и даже физическая гибель.

Но именно здесь, “на дне” среди жалких искалеченных бродяг, среди мрака и безысходности зарождается спор о человеке и о смысле его жизни…

Пьеса Максима Горького «На дне» своим появлением взбудоражила общество. Первое её представление вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники? Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием.

Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые — серые, мрачные, грязные. Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру.

Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. Но вот герои заговорили.

Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова.

«Органон» в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Этими словами Сатин показывает своё превосходство над остальными ночлежниками.

Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит  в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний.

Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись». У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем».

Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Важно

Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие героя. В. Лужский, исполнявший в М ХТ роль Бубнова, вспоминает беседу с Максимом Горьким: «Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее».

Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура. Он трезво и угрюмо смотрит на жизнь.

Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную «культуру» городской проститутки.) Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.

Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».

Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат,

что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других,— о своём.   Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то — проблема наказания, для кого-то — проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях).

Развитие конфликта начинается с появления Луки. Драматург размышлял о проблеме человека многие годы.

Вероятно, появление Луки в первом действии пьесы — кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем — как относиться к человеку; появление Луки — наиболее яркий момент ещё и потому, что от него тянутся лучи-мысли к следующим действиям драмы.

Бубнов, картузник, 45 лет

Справка.

 Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает,неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.

..Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки.  Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. 

.. «В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» Актёр.  

.. В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё».

Сатин, лет под 40

Справка.

Совет

 Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной.  

.. Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил».  

Слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?

2. Образы героев, Луки

   Рис. 2.  Образ Луки (Источник)

Лука, странник, 60 лет

Справка.

Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н.

Островского «Гроза».

Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает.  

В последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?

Для ночлежников правда становиться невыносимой, они находятся на дне, они не могут справиться с правдой.  Правда о своей ненужной жизни никому из героев  не нужна.  

Все они мечтают вырваться из этой ночлежки. В каждом герое живет страстная  мечта, и Лука видит мечту каждого, он уважает тот мир, который герои сами себе придумали.

Как Лука воспринимает людей? Ему не нужно само утверждаться, он не вздорит с другими людьми, он интересуется ими, относится с любопытством. Каждый человек для него имеет свою ценность.  С другой стороны, люди «уж больно суетятся».

Читайте также:  Фантастический реализм в литературе

Для Луки цивилизация ценности не имеет. Лука начинает наводить порядок в ночлежке теми силами, которые у него есть, и Лука  выслушивает каждого и слушает всех. Всем дает совет, который соотносится  с внутренним желанием человека. Он говорит: «Человек все может, лишь бы захотел».

Мечта может украсить жизнь, а правда  бывает иногда беспощадна. Каждый герой по-своему не выдерживают реальности. «Зачем.. правда?»

Обратите внимание

Лука именно тот персонаж, который из людей может извлечь то, что они представляют собой на самом деле, извлечь из них этот внутренний конфликт мечты и реальности и преподнести его зрителям.

  Лука – единственный человек, который не делит людей на хороших или плохих.  Зло и агрессия в человеке возникает тогда, когда он не видит нормального отношения к себе, не видит ни любви, ни жалости, ни сострадания.

  Он иногда чувствует, когда говорить правду, а когда можно и солгать во имя правды.

3. Три правды

Один из главных (если не самый главный) пунктов все рассуждения героев пьесы,— это вопрос о цели жизни человека (или человечества). 

Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают.

И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

В чём правда Бубнова?

«На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…»  «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»

Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения.

Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью.

Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру.

Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»

В чём правда Луки?

«Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел» «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он

Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.

В чём правда Сатина?

«Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»  «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

В пьесе нет авторского героя (резонера). Это полифоническое звучание, где нет главных и второстепенных персонажей.                                                           

Важно

В противопоставлении мечты, лжи и правды в пьесе есть  еще один нюанс: мечта – это то, что порождает безумцев, которые странно смотрят на жизнь. Каждый из героев стремятся к прекрасному, искусству (чтение романа, стихов).

В ночлежке искусство (обрывки) –  это единственный источник ярких эмоций, который здесь не хватает, где все темно и серо.

Финальная реплика Сатина – «Дурак, испортил песню»-  относится и к Барону (который сообщает, что Актер повесился), и к самому  Актеру (который повесился). Песня эта – частица искусства.

 «Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно.

Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек.

И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»?

Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.

Заключение

В пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.

   Рис. 3.  К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко  (Источник)

4. Премьера

Первая пьеса Максима Горького «Мещане» поставлена в 1901 году и имела умеренный успех. Пьеса «На дне» (вторая премьера Горького в театре) успех принесла оглушительный.

В пьесе играли выдающиеся актеры: Станиславский – Сатина, Москвин – Луку,

   Рис. 4. К.С. Станиславсий (Источник)

   Рис. 5. Москвин И.М. (Источник)

   Рис. 6. Качалов В.И. (Источник)

   Рис. 7. Книппер-Чехова О.Л. (Источник)

Нет одного ответа, в чем правда?

Дополнительное

Драма (греч.— действие) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене.

Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель.

Совет

    Драматург ограничен и в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа), и в количестве действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть

реализовать себя). Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства.

Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть  лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.

Домашнее задание

Составить цитатную характеристику Луки.

Источники

https://www.youtube.com/watch?v=TTAZFPWjw9c

https://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/maksim-gorkiy/maksim-gorkiy-na-dne-chto-takoe-pravda?seconds=0

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2052/lesson/6503

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]