Куда выходит один лирический герой лермонтова?

Лирический герой в поэзии Лермонтова

Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.

Каков лирический герой Лермонтова? Как и для всех поэтов в целом, это поэтический образ, в котором можно увидеть три начала: тот, кто чаще всего называет себя в стихотворениях (лирическое «я»); образ, проходящий через всю лирику поэта; отражение личности самого поэта (но вовсе не тождественно равное самому поэту).

Между лирическим героем и личностью самого поэта нужно искать не биографическое сходство, а глубокое внутреннее родство, ведь иногда эти личности могут очень сильно расходиться.

Обратите внимание

Например, если сопоставить факты реальной и художественной (те сведения, которые можно найти в художественных произведениях) биографий поэта, то разительный контраст будет виден сразу же.

В стихотворении «Узник» (1837) лирический герой выступает в роли узника, мечтающего о свободе:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня .

Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного опыта поэта.

Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он — образ поколения, он узнаваем и нужен современникам.

В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.

Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.

Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:

  • он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
  • он хотел бы любить, но любовь трагична;
  • хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
  • хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
  • хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
  • постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.

Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

(«И скучно, и грустно», 1840)

Помимо любовной лирики, очень ярко тема одиночества проявляется в стихотворениях «Узник», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.

В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов сравнивает себя с одинокой скалой, выражая весь масштаб своего одиночества:

Важно

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Также в лирике Лермонтова часто встречается тема одиночества личности внутри целого поколения. В стихотворении «Дума» автор говорит о безыдейности, пассивности и вялости своего поколения:

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании.

Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус — это символ мятущейся души лирического героя.

Он сначала борется со стихией, а когда она умолкает, будто бы просит ее вернуться, как будто в борьбе с ней и заключается весь смысл его существования:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой: —

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Источник: http://sochynenie.ru/liricheskij-geroj-v-poezii-lermontova/

Над какими вопросами задумывается лирический герой Лермонтова? – Сочинение

Над какими вопросами задумывается лирический герой М. Ю. Лермонтова?

Работая над сочинением по лирике, помните, что, раскрывая тему, вы должны строить свои рассуждения на материале не менее трёх стихотворений.

Начните ответ на вопрос с момента, важного для понимания лирики М. Ю. Лермонтова: проблемы, над которыми задумывается лирический герой М. Ю. Лермонтова, порождены драматичным противоречием между идеалом и действительностью. Поэт и его герой требовательны к миру, людям, к самим себе, и следствием такой жизненной и мировоззренческой позиции становится глубокое разочарование.

В стихотворении «Дума» лирический герой М. Ю. Лермонтова размышляет о судьбах своего поколения. Он упрекает ровесников в безыдейном существовании и говорит об их беспросветном будущем.

Совет

Современники лирического героя предстают опустошёнными и малодушными. Их рабская покорность является результатом бездействия, жизни без цели, без борьбы и жертв.

Автор, характеризуя молодое поколение, подчёркивает противоречие:

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лирический герой размышляет над тем, что останется после этого духовно нищего поколения, и с разочарованием констатирует пустоту.

Ещё один важный вопрос становится предметом раздумий Лермонтова и его лирического героя. В стихотворении «Поэт» автор размышляет над предназначением поэта.

Произведение начинается с аллегоричного иносказания: речь идёт о боевом кинжале. Когда-то он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли-продажи и превратился в красивую игрушку.

Кинжал перестаёт быть грозным, потому что стал безвреден и потому бесславен.

Во второй части стихотворения лирический герой рассуждает о поэте, судьба которого подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но теперь поэзия не выполняет своего предназначения. В финальной строфе герой, а вместе с ним и сам Лермонтов обращается с вопросом к современным поэтам:

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк,

Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

Важная для всей лирики проблема одиночества звучит в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». Поэт прямо говорит о тоске лирического героя в прошлом, настоящем и будущем. Прокомментируйте, как по принципу контраста пейзаж усиливает чувство тоски, одиночества и безысходности.

Герой чувствует глубокое неудовлетворение: ни прошлое, ни будущее не радуют его. Ему «больно» и «трудно», и он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы.

Размышления о причинах тоски и одиночества приводят к выводу о том, что преодоление духовной и душевной разъединённости с миром возможно в высшей свободе, которая не противоречит законам природы, не требует бунта, протеста, а подразумевает полноту жизни, гармонию с природой.

Обратите внимание

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Источник: http://Sochineniye.ru/nad-kakimi-voprosami-zadumyvaetsya-liricheskij-geroj-lermontova/

Лирический герой Лермонтова — сочинения для 9,10,11 класса

  1. «Нет, я не Байрон, я другой…»
  2. Одиночество, возведённое в абсолют
  3. На пути к реализму

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему.

Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов.

Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы.

Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится.

Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный — и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью.

Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный.

Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

«Он был рождён для счастья, для надежд

И вдохновений мирных!— но безумный

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной;

И мир не пощадил — и бог не спас!»

«Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832.

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

«Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит».

«Монолог», 1829.

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» — отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Важно

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

«Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?»

«Желание (зачем я не птица…)», 1831.

«Но мне богом дана

Молодая жена,

Воля-волюшка,

Вольность милая,

Несравненная;

С ней нашлись другие у меня

Мать, отец и семья;

А моя мать – степь широкая,

А мой отец – небо далекое»

«Воля», 1831.

Одиночество, возведённое в абсолют

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским.

Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остаётся непонятым.

Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта.

«Один среди людского шума,

Возрос под сенью чуждой я».

«Один, среди людского шума», 1830.

Лирический герой оказывается полностью опустошённым, разбитым праздной жизнью. К нему не приходило вдохновение, потому что «пылкие друзья», своеобразные змеи-искусители, уже нашлись, а значит и душа лирического героя стала глуха к творчеству:

«Я вспомнил прежние несчастья,

Но не найду в душе моей

Ни честолюбья, ни участья,

Ни слез, ни пламенных страстей».

«Один, среди людского шума», 1830.

В одноимённом стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны:

«Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье – все готовы:

Никто не хочет грусть делить».

Появляется тема смерти, сопряжённая с мотивом одиночества («уединённый гроб»). Умерев, герой возвысится над земными страстями, но всё равно будет несчастен:

«И вижу гроб уединённый,

Он ждёт; что ж медлить над землёй?

Читайте также:  Воспитание в комедии д.и. фонвизина «недоросль»

Никто о том не покрушится,

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселится,

Чем о рождении моём…»

«Одиночество», 1830.

Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм. Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – всё это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова.

Совет

Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве.

Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее. Одиночество понимается и как награда, и как проклятие.

Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности.<\p>

«Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом.

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой».

«Узник», 1837.

Постепенно в творчестве Лермонтова лирическое «я» дистанцируется от автора, появляется образ романтика, которому чуждо успокоение, а жизнь в неволе и пассивности невозможна, потому что герой рождён для другого:

«Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворён».

Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру:

«Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой».

«Я не для ангелов и рая…», 1831.

Лермонтову, как писателю эпохи романтизма, присущ мистицизм. С этой точки зрения важным оказывается образ демона. В стихотворении «Мой демон» (1829) автор изображает героя, пресытившегося жизнью, чувствами и переживаниями. Демон равнодушен ко всему, что должно находить отклик в любом другом:<\p>

«Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь».

Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноимённой поэме.

Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстаёт трагизмом исканий личности переходной эпохи.

Обратите внимание

Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя ещё более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро.

Образ лирического героя Лермонтова и лирическое «я» предстают не только субъектом, но и объектом, т. е. не только действующим лицом, но и теми, на кого направлено действие. Самоанализ приводит к неутешительным выводам: рождаются сомнения в изначальной устремлённости к добру, вера в прекрасное исчезает.

«Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами…

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был – мечта,

И что она – не наша!»

«Чаша жизни», 1831.

С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише:

«Не ищи страстей тяжелых;

И покуда бог даёт,

Нектар пей часов весёлых;

А печаль сама придёт.

Сердце глупое творенье,

Но и с сердцем можно жить,

И безумное волненье

Можно также укротить…»

«Совет», 1830.

Примечательно, что совет радоваться жизни противоположен другим лермонтовским строкам – «Я жить хочу! Хочу печали…».

Получается, что отказ от переживания отрицательных эмоций по сути является отказом от настоящей жизни, а тот, кто последует совету, обречёт себя на праздное существование.

Постоянные развлечения могут привести к потере индивидуальности, глубины внутреннего мира. Такая жизнь с точки зрения поэта представляется куда большим горем, чем отверженность всем и всеми.

«Я для него забыл весь мир,

Для сей минуты незабвенной;

Но я теперь, как нищий, сир,

Брожу один, как отчуждённый!…»

Слово «отчуждённый» в таком значении впервые употребил именно Лермонтов. И, несмотря на то, что это стихотворение относят к любовной лирике, слово выходит за границы любовной темы. Оно ведет к драматическому финалу:

«Так путник в темноте ночной,

Когда узрит огонь блудящий,

Бежит за ним… схватил рукой…

И — пропасть под ногой скользящей!»

«К*** (Не привлекай меня красой!)», 1829.

Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придаёт особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обречённости.<\p>

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно».

Конец:

«И прах наш с строгостью судьи и гражданина

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом».

Замкнутость усугубляет безнадёжность положения. Благодаря этому рамочному компоненту раскрывается образ современников – малодушие, бесцельное существование, покорное принятие действительности. Единственным движением в жизни оказывается ожидание смерти.

В самом стихотворении два смысловых центра: «я» и поколение. Примечательно, что противопоставление здесь не полное, так как лирический герой оказывается частью поколения.

Важно

Смягчение и стирание характерных романтических черт отражают переход от романтизма к реализму.

Так какой же лирический герой Лермонтова? Проанализировав творчество поэта можно сделать вывод: Лермонтов рисует образ независимого, отчуждённого и одинокого героя, который не стремится к личному счастью. Лирический герой внутренне противоречив, не понят и не принят ни реальностью, ни ирреальным миром. Это – сильная и свободная личность, сознательно выбирающая изгнание.

Проведенный анализ творчества и героя Лермонтова пригодится учащимся 9 и 10 классов при написании сочинения на тему «Лирический герой Лермонтова».

Лирический герой Лермонтова, образ героя для сочинения по теме | источник

М.Ю. Лермонтов Творчество Лермонтова

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/liricheskij-geroj-lermontova-sochineniya-dlya-91011-klassa.html

Лирический герой Лермонтова

Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов XIX века.

К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем не похожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.

Лирика Лермонтова (наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина) явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический.

Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества: Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем.

Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение (как в приведенном отрывке), и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

… Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно… “) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество. Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от близких и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей… Лучшее, что есть в человеке, – его чувства – “исчезают при слове рассудка”, рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны, И перед властию – презренные рабы. Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус (в одноименном стихотворении) борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”. Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен… ” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску: … Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски. Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой: … Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяна… Тема веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек Богу в несовершенстве мира: К чему творец меня готовил, Зачем так грозно прекословил Надеждам юности моей?.. Добра и зла он дал мне чашу, Сказав: я жизнь твою украшу, Ты будешь славен меж людей!.. Демонический и романтический герои поэм Лермонтова “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива… ” таким примиряющим началом становится природа: Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога… Мысль “погружается в сон”, освобождая чувства, а “мирный край”, любовь к нему и единство с ним дают возможность герою “увидеть” Бога. В некоторых стихах Лермонтова романтическим героем-борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне (как и в образе Байрона) для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми и со всем – и одиночество героя как личности: … Стоит император один – Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок… В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом лирического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу: … Средь них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый, До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты! С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с толпой, он нужен толпе – и толпа нужна ему. Презрение ктолпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта (за исключением стихотворения “Смерть поэта”, где конфликт развивается иначе – не между поэтом и толпой, а между поэтом и властью, первый становится жертвой, героем и приобретает тем самым все симпатии автора). В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий. В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского. Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу… “, глубокими корнями связан с лермонтовским романтическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”).

Читайте также:  Какие качества присущи великодушному человеку?

Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубинному единству этого героя.

(No Ratings Yet)
Loading…

Леся українка гетьте думи аналіз.

Ви зараз читаєте: Лирический герой Лермонтова« Мотиви лірики І. ФранкаСелянство в пореформені часи (за п’єсою І. Карпенка-Карого “Сто тисяч”) »

Источник: https://ukr-lit.com/liricheskij-geroj-lermontova/

Лирический герой М. Ю. Лермонтова

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Таким образом, лирический герой высказывает резкое отрицание существующей действительности.

В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружен…» герой Лермонтова противопоставляет окружающей действительности мир своей мечты, «царство дивное», и оттого конфликт лирического персонажа с внешним миром становится более явным.

Этот идеал прекрасного живёт в душе поэта и не позволяет ему примириться с фальшивым, порочным обществом, которое может вызвать лишь презрение и негодование. Лирический герой не принимает этот мир «бездушных людей», где нет естественности и искренности («затверженные души»), нет живого чувства — его заменяет холодный разврат («бестрепетные руки» красавиц городских).

Обличение светского общества лирическим героем во многом схоже с обвинением, брошенным «жадной толпе» в «Смерти Поэта», стихотворении, посвященном А. С. Пушкину.

Романтический конфликт личности и общества усилен у Лермонтова глубоким внутренним конфликтом лирического героя, противоборством контрастных начал в душе человека, поэтому не случайно то, что любимым жанром Лермонтова-поэта является монолог-исповедь («Монолог», «Молитва», «И скучно и грустно…»). Стихотворение «И скучно и грустно…

» является одним из наиболее характерных для мироощущения лирического героя поэта. Современники Лермонтова были поражены всеотрицающим пафосом элегии, в ней тема одиночества расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности.

Это стихотворение наполнено афористическими сентенциями, в которых чувствуется фатальная обречённость и разочарованность героя в жизни:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —

Такая пустая и глупая шутка…

В эту «минуту душевной невзгоды» лирический герой пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать, поэтому им овладевает дух уныния, герой впадает в состояние рефлексии, он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем.

Совет

Поэт отражал в лирике и проблемы общественной жизни. Так, в стихотворении 1841 года «Родина» надежды и «отрадные мечтанья» лирического героя связываются не с войнами и «гордым покоем» государства, а с народом.

Герой Лермонтова, отрицая Россию «голубых мундиров», утверждает Россию крестьянскую, народную, при этом чёткость в описании официальной России заменяется неопределённостью, лирический герой не может сам объяснить своих чувств: «Но я люблю — за что, не знаю сам».

Стремление к единству с народом раскрывается в панораме необъятной деревенской России, рождает горячую, нежную любовь к родной природе, к родным просторам с мелькающими вдоль просёлочных дорог «дрожащими огнями печальных деревень», с «дымком спалённой жнивы», с обозом, кочующим в степи, с «четой белеющих берёз», к простому народу, неустанному и в труде, и в веселье.

Таким образом, перед нами возникает образ лирического героя — вечного странника, гонимого со своей Родины и в то же время бесконечно преданного ей, любящего свою Отчизну.

Тема Родины неразрывно связана с мотивами, рождающими в воображении картины родной природы. Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова наполнена одухотворённой красотой, которая является источником душевных сил. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…

» лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа», когда кивают головками ландыши и свежий лес шумит при звуке ветерка. Проявление гармонии в природе словно намекает поэту на возможность гармонии в мироздании и собственной душе.

О внутреннем просветленном состоянии лирического героя поэт говорит в последних четырёх строках:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Поиски гармонии, духовной близости и понимания нашли своё отражение в теме любви и дружбы. Лермонтовской лирике свойственна передача глубокого и ёмкого понятия любви. Лирический герой испытывает страсть и страдания, которые сопровождают чувство любви.

Так, в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…

», посвя-щённом Екатерине Быховец, лирический герой вспоминает свою любимую, «подругу юных дней», которая представляется скорее как умершая: разлука оказалась для женщины сродни смерти — продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, «уста её давно немые», «в глазах огонь угаснувших очей». Если в данном стихотворении речь идет прежде всего о чувствах и переживаниях самого лирического героя, то в произведении 1837 года «Молитва» герой Лермонтова молится прежде всего о счастье дорогой ему женщины, хотя и сам нуждается в заступничестве:

Не за свою молю душу пустынную,

За душу страннике в свете безродного;

Но вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Герой просит для «девы» лишь «сопутников, полных внимания», простого душевного спокойствия и надежды на лучшее, светлой молодости, «покойной старости».

В аллегорическом «Утесе» (1841) тема шире, чем просто любовная. Последние слова стихотворения — «в пустыне», то есть месте, где никого нет, таком образом Лермонтовым вводится тема одиночества, дополняющая любовную тему.

Обратите внимание

Состояние утеса соотносимо с основными чертами лирического героя Лермонтова: мучительное переживание одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мёртвая скука, жгучая и бессменная печаль и тоска.

Стихотворение 1841 года «Выхожу один я на дорогу…» можно считать заключительным произведением, в котором мотивы одиночества доведены до вселенских масштабов.

Природа кажется здесь почти космически масштабной, «голубое сияние» придаёт земному пейзажу вселенскую широту: это не просто конкретный пейзаж, не описание звёздной пустынной ночи в горах, а мир, Вселенная, открывшаяся взору лирического героя во всём своём великолепии. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…

» природа олицетворяет для лирического персонажа то, к чему он стремится, но чего не находит в жизни людей: свободу, вечную красоту, гармонию. И с равнодушием её он примириться не может — он жаждет слияния с ней.

Неудовлетворенность жизнью, неверие в возможность счастья заставляет героя Лермонтова искать покоя, но не мрачной мыслью о смерти, а просветленным желанием раствориться в природе проникнуто его стремление «забыться и заснуть». Тогда окажется достижимой мечта лирического героя о свободе, неувядающей любви и вечной жизни:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

В этих строках звучит смертельная тоска, трагической усталостью веет от всего стихотворения.

Одно из последних произведений М. Ю. Лермонтова, в котором поэт подводит итоги своей творческой деятельности, — «Пророк» (1841). Влияние пушкинского «Пророка» несомненно, однако стихотворение Лермонтова не похоже на него ни по содержанию, ни по стилю.

Лермонтовский герой тщетно пытался «глаголом жечь сердца людей», люди с ним не разговаривают, гонят его прочь, его слушают только звёзды в пустыне, где ему покорна «тварь… земная». Пророка «презирают» люди, считающие его «глупцом», Бог с ним не говорит. Теперь он не горд, «чрез шумный град» пробирается «торопливо».

Теперь поэт— «осмеянный пророк» («Поэт»), одиночество— его удел.

Однако герой Лермонтова остаётся пророком и тогда, когда ему не верят, ибо сам он верен себе и «завету предвечного». Поэтому и достоинство пророка, подвергаемого поруганию «толпой», для автора несомненно.

Важно

Проследив развитие образа лирического героя Лермонтова, можно заметить, что если в начале поэтического пути лирический герой — юноша-максималист, которому присущи утрирование происходящего, гиперболизация переживаний, то в творчестве зрелого периода лирический герой становится ближе к людям, к естественным человеческим проявлениям, усиление масштабов отрицания до вселенских размеров не удаляют лирического героя от земных реалий. В зрелой лирике Лермонтова возникают мотивы умиротворенности, приятия жизни, которые, однако, чередуются с мотивами бунтарства, непримиримости, трагической разобщённости двух миров, пришедшими из лирики раннего периода.<\p>

Страницы: 1  [2]   (сочинение разбито на страницы)

Похожие сочинения:

Источник: http://sochinenie5ballov.ru/essay_30_2.htm

Вопрос 23. Лирический герой в поэзии м.Ю.Лермонтова

Михаил
Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт.
Когда я читаю его стихи, то как бы
переношусь в таинственный мир, в котором
важен каждый звук, каждое слово, каждое
движение его души. В такой поэзии можно
найти ответ на любой волнующий тебя
вопрос.

К ней обращаешься в трудные
минуты жизни за советом, нравственным
наставлением. Здесь можно почерпнуть
что-то новое, ощутить то, что ты сам
являешься частицей этого необъятного
мира.

Читая стихи Лермонтова, я всякий
раз ловлю себя на мысли, что они не
созданы человеком, а как бы возникли из
самой природы, поэтому существуют вечно.

В
чем же секрет его поэтического дара? Я
думаю, что он заключается в постоянном
одиночестве Лермонтова, преследовавшем
его с детства, поэтому стихи пронизаны
глубоким отчаянием, болью и скрытой
силой.

Это энциклопедия чувств и
переживаний, лирический дневник, в
котором запечатлены самые незаметные
изменения состояния души. Здесь и любовь,
и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть.

В
стихотворении “И скучно и грустно”
поэт размышляет о смысле жизни, ее
жестокости, быстротечности и
непредсказуемости:<\p>

И
скучно и грустно, и некому руку подать

В
минуту душевной невзгоды…<\p>

Желанья!.,
что пользы напрасно и вечно желать?<\p>

А
годы проходят — все лучшие годы!<\p>

В
душе лирического героя все рушится, он
приходит к выводу о полной бессмысленности
и ненужности жизни, бренности всего
земного, ничтожности человека: И жизнь,
как посмотришь с холодным вниманьем
вокруг, — Такая пустая и глупая шутка…

Совет

Лермонтовская
поэзия многолика. Поражает то, как поэт
образно и доступно объяснялся в любви
к России, раскрывал глубину своего
чувства. Поэт и гражданин, он страдал и
переживал, искал ответы на наиболее
злободневные вопросы, связанные с
судьбой Отечества. Но отношение к Родине
у него было противоречивым.

Он гордился
ее историческим прошлым, героизмом и
мужеством народа, защищавшего свою
землю до последнего вздоха. Лермонтов
любил необъятные просторы России, ее
природу. Ему были дороги и милы степи,
безбрежные леса и реки:<\p>

Читайте также:  Крестьянская русь в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

Люблю
дымок спаленной жнивы,<\p>

В
степи ночующий обоз<\p>

И
на холме средь желтой нивы<\p>

Чету
белеющих берез.

<\p>

Поэт
ненавидел самовластие и тиранию, презирал
свое поколение, не способное к борьбе.
Эти мысли звучат в “Думе”:<\p>

К
добру и злу постыдно равнодушны,<\p>

В
начале поприща мы вянем без борьбы:<\p>

Перед
опасностью позорно малодушны<\p>

И
перед властию — презренные рабы.

<\p>

Лермонтов
был в отчаянии, так как не видел правильного
и благополучного пути, по которому могла
бы пойти Россия. Его не удовлетворяло
ее настоящее, но и не менее безотрадным
представлялось будущее.

Страдания поэта
усиливались в связи с тем, что современники
не понимали главного:<\p>

Провозглашать
я стал любви<\p>

И
правды чистые ученья:<\p>

В
меня все ближние мои<\p>

Бросали
бешено каменья.<\p>

Он
сознавал свою отчужденность и одиночество.

Эти мотивы воплотились в ряде основных
образов его поэзии: парусе, пустыне,
пальме, утесе и многих других. В
стихотворении “Листок” Лермонтов
сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого
листка, обреченного, как и он сам, на
скитания:<\p>

Дубовый
листок оторвался от ветки родимой<\p>

И
в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох
и увял он от холода, зноя и горя<\p>

И
вот наконец докатился до Черного моря.

О
своей неприкаянности поэт говорил в
стихотворении “Парус”. Он предпочитал
жизнь, полную радостей и страданий,
спокойному, равнодушному существованию:

Под
ним струя светлей лазури,<\p>

Над
ним луч солнца золотой…<\p>

А
он, мятежный, просит бури,<\p>

Как
будто в бурях есть покой!<\p>

Разлад
между мечтами и действительностью был
слишком велик. В результате Лермонтов
перестал верить во взаимопонимание
между людьми и в любовь.

Она приносила
ему не радость, а грусть:<\p>

Я
жить хочу, хочу печали<\p>

Любви
и счастию назло:<\p>

Они
мой ум избаловали<\p>

И
слишком сгладили чело.<\p>

Жизненная
трагедия поэта, его внутреннее одиночество
определили драматичность его творений
и романтическое видение мира.

Обратите внимание

Лирический
герой Лермонтова очень похож на него
самого. В молодости его сравнивали с
Байроном, так как он начал с подражания
ему.

Поэт вовсе не отказывался от
внутреннего родства с ним, но всегда
хотел быть иным:<\p>

Нет,
я не Байрон, я другой,<\p>

Еще
неведомый избранник,<\p>

Как
он, гонимый миром странник,<\p>

Но
только с русскою душой.<\p>

Судьба
Лермонтова была более трагична.

Он
считал себя прежде всего национальным
поэтом, обличителем и понимал, что
выбранный им путь правдивого художника
российской действительности неизбежно
повлечет за собой его смерть, которая
окончательно довершит разочарование
в жизни и поставит точку в поединке
Лермонтова с нею.

<\p>

Итак,
все творчество поэта — это его размышления
о смысле существования, судьбе своей
Родины, о смерти и вечности.

Темы, к
которым он обращался, очень актуальны
в наше время, когда Россия находится на
историческом перепутье, когда разрушилось
все то, что в течение почти восьмидесяти
лет считалось непоколебимым и в чем
большинство людей даже не сомневалось.
Сейчас особенно остро встали вопросы
о путях выхода из экономического и
политического кризиса и ответственности
каждого человека за судьбу России.
Поэтому неудивительно, что к стихам
Лермонтова обращаются очень многие.
Ведь это поэт и гражданин, который
глубоко любил свою Родину и учил не
только своих современников, но и потомков
справедливости, доброте и умению понимать
и чувствовать прекрасное.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2867529/page:11/

Лирический герой в поэзии М.Ю.Лермонтова

Периодизация творчества Лермонтова:

1) юношеский (1828 – 1831)

2) переходный – от юношеского творчества к поре творческой зрелости (1832 – 1836)

3) зрелый (1837 – 1841)

Основная особенность лермонтовской лирики – ее протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Источники трагического бунтарства лир. Героя – признани6е безграничных прав личности, оказавшейся в конфликте с обществом, эпохой, утратившей цельность и гармоничность восприятия мира.

В ранней лирики личность романтика противопоставлена «целому миру» не только обществу, но и Богу и мирозданию.

Лирическое «я» – могущественная личность, способная решить вопросы общественного и нравственного мира, который кажется ей абсолютно несовершенным. Герой ранней лирики был «избранником неба, которого ожидает трагическая судьба.

Жизнь героя не описана в подробностях, но это не бытовая жизнь среди обыденной толпы, это высокая миссия – личная, гражданская и поэтическая:

Настанет день – и миром осужденный,

Чужой в родном краю,

На месте казни – гордый, хоть презренный –

Я кончу жизнь мою; (1831)

Важно

Романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, не желает постичь счастья и не желает убежать от него, а счастье для него – само движение.

В стихотворении «парус» (1832) представлена целая жизнь романтического героя с мятежной душой, который покою предпочитают бурю, с презрением относится к любому «берегу», который может ограничить его свободу.

Гармония в природе не соответствуют его внутреннему состоянию мятежа и бури. Только буря способна примирить его с миром.

В лермонтовской лирике позднего периода (1836–1841) субъективный, эмоциональный элемент резко идет на убыль. Лирический герой предстает теперь в более сложной, опосредствованной форме, но по-прежнему остается основой и оправданием романтического пафоса Лермонтова; и в поэзии Лермонтова по-прежнему нет «случайностей».

Отходя от лирической исповеди, от откровенного автобиографизма своих первых опытов, Лермонтов в последние годы все настойчивее обращается к повествовательным формам стиха, но придает им волнующий личный смысл.

1 Кратчайшие лирические новеллы и баллады (вовсе уже не похожие на балладу) символически выражают душевную жизнь поэта-героя.

Это как бы отдельные участки бытия, на мгновенье вырванные и преломившиеся все в том же едином сознании: «Тучи», «Сосна», «Утес», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» – романтическая символика природы, зашифровывающая мотивы изгнания, одиночества, опустошенности.

В «Тучах» символический план настолько прозрачен, что Лермонтов откровенно приписывает тучкам в высшей степени человеческие свойства и отношения:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Совет

Тюремные новеллы «Узник», «Сосед», «Пленный рыцарь» вплетаются в субъективную лирику Лермонтова и автобиографическими подразумеваниями и в особенности темой свободы. В «Пленном рыцаре» лирическое я формально отсутствует.

Но это стихотворение, несмотря на балладный ритм и балладные аксессуары ничего общего не имеющее с настоящей эпической балладой, в тюремном цикле, быть может, самое лирическое и личное; оно утверждает, что человеку, потерявшему свободу, в качестве выхода остается смерть.

В дополнении: Главная тема Лермонтова – личность в процессе самопознания и развития.Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника – недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи – датой или словами “отрывок”, “исповедь”, “монолог”.

Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в то время как всему внутреннему строю самого поэта глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм – с его культом избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру – и отторжения от людей. Часто стихи Лермонтова являются вариациями на тему одного и того же поэтического сюжета, где мы встречаем устойчивый образ лирического героя: романтический герой лермонтовской поэзии – цельный, бескомпромиссный, устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий.

Одинокий герой противостоит толпе, всему миру, Богу.

Это один и тот же тип героя, однако необходимо помнить, что в “Демоне”, например, воплощен “пессимистический”, а в “Мцыри” – “гармонический вариант лирического героя”.

Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), как Демон, но даже за порыв к свободе, как герой поэмы “Мцыри”.

душа героя многопланова: в ней сосуществует безудержный мечтатель и трезвый аналитик, поэт и философ, страстный жизнелюб и ярый ненавистник жизни окружающего его светского общества, горячий защитник нравственного достоинства личности и бесстрашный борец с самодержавием.

Два устремления, два тяготения сложно переплелись в едином характере: стремление уйти в мечту, воля к утверждению мечты и тяга к миру. В его размышлениях постоянно пробивается стремление примирить непримиримое — совместить мечту и жизнь, преобразовать жизнь мечтой и вдохнуть «живую жизнь» в мечту.

Герой зрелой лирики остро ощущает разлад своей высокой мечты, утверждающей личность, ее самосознание и нравственное достоинство, с той действительностью, которая его окружает.

Для героя характерно острое чувство своего времени как переходного периода, отмеченного своими специфическими исканиями и недугами.

Обратите внимание

Мыслящему сыну века, задумавшемуся над путями исторического развития страны и осмыслившему необходимость ее внутреннего переустройства, показалось, что нарушилась «логика времен» (Чаадаев), порвалась связь между настоящим, прошлым и будущим.

По мнению поэта, высшее дворянское общество — свет — в своей подавляющей массе — мещанствующая толпа, обыватели, тупая и страшная сила, враждебная всему высокому, чистому и благородному. Представители света развращены «гордой роскошью».

Они являются носителями ложной цивилизации, поскольку усвоили внешние формы европейского стиля жизни, переняли «земли чужой язык и нравы». В их жизни много «ложной мишуры». Эта жизнь отмечена внешним «блеском» и «суетой», «красивой пустотой».

В жизни людей света нет смысла, нет никаких высоких стремлений, отсутствуют идеалы, интерес к проблемам общества, к судьбам народов и государств, они заняты собой и жаждут только развлечений. «Праздная жизнь не может быть чистой!» (Чехов). Светская жизнь без общеполезной деятельности, ставшая вечным праздником, чревата преступлениями.

Беспринципность в достижении цели, скрытая под маской благопристойности, — ее принцип. В светской гостиной поэт встречает «важных шутов», которые в жизни ценят только злато, в вихре бала перед ним

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски.

Вся жизнь света герою представляется суетой и тщетой. Маскарад в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» вырастает в обобщающий символ жизни света. Эту жизнь лермонтовский герой клеймит гневным словом отрицанья.

Любовь обычно для романтика — святыня, смысл существования. Женщина — ангел, божество, идеал, Прекрасная Дама, воплощение Любви, Добра и Красоты.

Вспомним, например, исповедь Демона, объясняющегося в любви к Тамаре: «И вновь постигнул я святыню Любви, Добра и Красоты». Мечта о высокой духовной любви — одна из постоянных тем лирики Лермонтова. Большой жизненной ценностью лермонтовский герой считает дружбу.

Через любовь и дружбу он старается обрести «родную душу», которая избавила бы его от гнетущего одиночества, сняла «венец мученья» с головы мятежного сына века.

Важно

Мечта о «родной душе», о человеке-друге, которому можно было бы «руку подать в минуту душевной невзгоды», постоянно пробивается в лермонтовских поэтических раздумьях. Максималистская для лермонтовского героя мечта о дружбе искренней и чистой, о любви без измен, расчета

Огромной жизненной ценностью герой считает свободу. Он тоскует по свободе, понимаемой как свобода мысли и волеизъявления личности. Тоска по такой свободе пронизывает «Жалобы турка», «Парус», «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия» и др. Герой тоскует по справедливой, достойной человека жизни.

Во всех его раздумьях пробиваются стремления к установлению гармонии отношений между личностью, обществом и народом. Не находя этой вожделенной для него гармонии в обществе, герой обращается к природе. Светлая мечта переносит поэта из маскарадной залы в мир нетронутой красоты («Как часто пестрою толпою окружен»).

Природа воспринимается поэтом во всем богатстве ее многоцветных красочных оттенков, во всем могуществе буйных жизненных сил. Острота восприятия природы усугубляется осознанием разрыва человека цивилизованного общества, живущего в атмосфере искусственного быта, с первозданной жизнью природы и жаждой преодолеть этот разрыв.



Источник: https://infopedia.su/6×9158.html

Ссылка на основную публикацию