Творчество Александра Блока
Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: “Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха”. Блок как бы соединяет два века русской культуры.
В ранних стихах он продолжает традиции интимной лирики Жуковского, Фета, затем в его поэзии появляются мотивы, родственные стихам Лермонтова:
Я, отрок, зажигаю свечи,<\p>
Огонь кадильный берегу,<\p>
Она без мысли и без речи<\p>
На том смеется берегу.
Последние произведения перекликаются с творчеством Маяковского и знаменуют начало новой поэзии:
Встану я в утро туманное,<\p>
Солнце ударит в лицо.<\p>
Ты ли, подруга желанная,<\p>
Входишь ко мне на крыльцо?<\p>
Настежь ворота тяжелые!<\p>
Ветром пахнуло в окно!<\p>
Песни такие веселые<\p>
Нераздавалисъ давно.
Подъем революционного движения на грани двух веков вдохнул в Блока новые творческие силы. Все чаще и чаще поэт обращается к социальным проблемам:
Еще прекрасно серое небо,<\p>
Еще безнадежна серая даль,
Еще несчастных, просящих хлеба, Никому не жаль, никому не жаль!
Царское самодержавие в образе памятника Петру I (“Медного всадника”) противопоставлено музыке народного протеста. Блок верит в революцию, присматривается к народу.
Я верю: новый век взойдет<\p>
Средь всех несчастных поколений.
Он говорит: “Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой”.
В эти годы поэт широко ставит проблему человека, пишет – о судьбах народа:
В голодной и большой неволе:<\p>
И день не в день, и год не в год.<\p>
Когда же всколосится поле,<\p>
Вздохнет униженный народ?
Здесь звучат некрасовские нотки, некрасовская боль за судьбу обездоленного народа. Александр Блок не призывает к открытой борьбе, но вопрос, поставленный в категорической форме, воспринимается как призыв. Все просто, ясно, понятно.
В своей поэзии Блок следует от земного к возвышенному. В стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…” поэт пишет о земной любви, о реальной женщине, ушедшей от любимого. Любимая вызывает у лирического героя не гнев, не разочарование, а тревогу за ее судьбу.
Не знаю, где приют своей гордыне<\p>
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
В стихотворном цикле “Вольные мысли” Блок пишет о большом чувстве человека, слитого воедино с окружающим миром, с природой. Это слияние с миром, несмотря на грусть в стихах, искало выхода в будущем. “Если вы любите мои стихи, – писал поэт, – преодолейте в них яд, прочтите в них о будущем”.
Земное сердце стынет вновь<\p>
Но стужу я встречаю грудью.<\p>
Храню я к людям…<\p>
Неразделенную любовь.<\p>
Но за любовью – зреет гнев,<\p>
Растет презренье и желанье<\p>
Читать в глазах мужей и дев<\p>
Печать забвенья…
В годы, когда жил Блок, в России происходили большие исторические преобразования. Тонкий художник, остро реагирующий на окружающую жизнь, Блок не мог не обратиться к теме Родины:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.
Обращаясь к России, поэт выражает уверенность: “Не пропадешь, не сгинешь ты”.
Александр Блок – лирик. Поэтому и осмысление Родины у него своеобразное, лирическое. Он не наблюдает за ней со стороны, а сам является ее частицей, ощущает ее боль, радуется вместе с ней:
Россия, нищая Россия,<\p>
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви.
Лирический герой, слившийся воедино с Родиной, оглядывается на прошлое, живет ее будущим: “Все, что было, все, что будет, обступило меня: точно эти дни живу я жизнью всех времен, живу музыками моей Родины”.
Блок видел Россию в постоянном движении. “Россия – буря”, – говорил он.
Закат в крови
Из сердца кровь струится.
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Тема Родины проходит через все его творчество. Грусть, уныние, пессимистические ноты в поэзии Блока были вызваны осознанием тупика, в который зашел старый мир.
Когда поэт осмыслил содержание грядущих перемен, в его поэзии зазвучали жизнеутверждающие ноты, которые переросли в гимн Родине. Поэт всегда верил в мир “прекрасный и человечески простой”.
Он был уверен, что “трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день”:
Пусть душит жизни сон тяжелый,<\p>
Пустъ задыхаюсъ в этом сие, –
Быть может, юноша веселый<\p>
В грядущем скажет обо мне:<\p>
Простим угрюмство – разве это<\p>
Сокрытый двигатель его?<\p>
Он весь – дитя добра и света,<\p>
Он весь – свободы торжество!
Таким Александра Блока воспринимает ныне весь читающий мир.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/tvorchestvo-bloka.html
Сравнительный анализ произведений Александра Блока и Сергея Есенина.«О Родине»
Сравнительный анализ произведений Александра Блока и Сергея Есенина.«О Родине».
Тема родины всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы живём под одним началом, и каждый гражданин России желает для своей страны лучшего. Огромным множеством произведений, посвященным этой тематике, кладец литературы России пополнился в эпоху «серебряного века».
В это время страна готовилась к серьёзным переменам . Близилась Октябрьская революция. Размышления о судьбе России, нашли своё отражение в творчестве не одного творца, чей труд стал невероятно крепким наследием страны.
Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Владимир Маяковский… Эти поэты особенно поразили меня своей мыслью, рифмой, восприятием происходящего.
А.Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Он, будучи еще ребёнком, понимал всю красоту и изящность природы.
Мир ранней поэзии творца-это мир прекрасной мечты. Да и весь образ России, в его творчестве окутан этой мечтой. Так, в стихотворении «Русь» пред нами предстаёт таинственная, чудная, порой волшебная страна:
…Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях,И ведьмы тешатся с чертями
в дорожных снеговых столбах…
Но постепенно, с развитием творчества , отношение поэта к России, как к чарующей сказке- меняется. Появляется страшный мир, полный мхов, болот, пней …
Да и облик людей здесь ужасен. Как например, в цикле стихов «Пляски смерти».
Но этот жуткий мир в понимании Блока тоже Россия. И высшее, что может сделать поэт-это полюбить страну в таком неприглядном виде. Александр Александрович говорит о родине с бесконечной любовью, нежностью, щемящей болью и светлой надеждой.
Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:
…Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые,-
Как слёзы первые любви!…<\p>
Широкая, полная жизни, многоцветная картина родной земли слагается в стихах поэта.
В свою очередь Сергей Есенин говорит о России, как о чём-то высоком, родном, светлом.
Всем известно, что центральную и основную тему в творчестве писателя занимала как раз- таки Родина. Для каждого человека родина начинается с того места, где он родился, где вырос, где провёл свои детские годы. Таким местечком для поэта было село Константиново.
Не раз он обращается к своей частичке земного шара в стихах:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…
В другом стихотворении он напишет:
Я снова здесь, в семье родной,Мой край, задумчивый и нежный!Кудрявый сумрак за горой
В каждом стихотворении Есенина чувствуется его несоизмеримая любовь к родине. В отличии от Блока, поэт выражает свою любовь не отвлечённо, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа:
Я люблю родину.Я очень люблю родину!Хоть есть в ней грусти ивовая ржать Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб…
Есенин готов забыть обо всём и любоваться всеми красотами, которые порой скрыты от наших глаз. Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека и простые, и сложные, – вот, что мы видим в творчестве Сергея Есенина и Александра Блока. И эти стихи близки для каждого из нас, ведь в них описано все то, что нас окружает, но в другом свете, более приятном. После прочтения стихотворений на душе становится светлее и радостнее. Так как в них мы находим то спокойствие, которого так не хватает в наше напряжённое и жестокое время.<\p>
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/12/08/sravnitelnyy-analiz-proizvedeniy-aleksandra-bloka-i
Александр Блок: стихи, творчество, биография, интересные факты из жизни :
Творчество Блока, как и его биография, уникально. Судьба поэта сплелась с историческими событиями, имевшими место на рубеже XIX и XX веков. Исторические тенденции нашли свое яркое отражение в его лирике. На место легкого символизма, наполненного романтикой, посредством Блока в поэзию приходит своей тяжелой поступью реализм.
Краткая биография Блока. Юные годы
Прежде чем приступить к анализу стихов Александра Блока, особенностей его творчества, полезно уделить внимание биографии поэта. Родился Блок 16 ноября 1880 г.
Мать поэта Александра Бекетова покинула семью сразу после появления на свет сына по причине сложных взаимоотношений с мужем, Александром Львовичем Блоком.
В 1889 году она заключила брак с гвардейским офицером и поселилась с малышом на берегах Большой Невки в окрестностях тогдашнего Петербурга.
Сам Блок начал сочинять стихи еще в пятилетнем возрасте. В 9 лет его отдали на обучение в гимназию, где он находился вплоть до 1898 г. В 1897 году будущий поэт пережил свою первую влюбленность. Объектом страсти юного Бока оказался Ксения Садовская.
Его чувства не затухали несколько лет, что породило несколько лирических стихотворений. В 17 лет Блок увлекся театром. Поэт всерьез намеревался стать актером.
В 1989 году он знакомится с Любовью Менделеевой, внучкой великого ученого, которую затем берет в жены.
В 1901 г. поэт переводится на филологический факультет Петербургского университета. В это время он создает большое количество стихотворений – о природе, любви, Родине. Весной 1903 года впервые его произведения печатаются в журнале «Новый путь».
Большое влияние на него оказали события 1905 г. Поэт осознает себя как гражданина, принимает участие в демонстрациях. Революционные настроения находят свое отражения в творчестве этого этапа.
Зрелый возраст
Блок оканчивает университет в 1906 году. После этого открывается новая страница в его жизни – приходит писательский успех, начинается его рост как поэта.
Блок получает известность, по всей стране возникают поклонники его творчества. В 1907 г. увидел свет поэтический сборник «Нечаянная радость», в 1908 – «Земля в снегу».
В 1909 вышла драма под названием «Песня судьбы». Однако в театре она так и не была поставлена.
В 1907-1908 году Блок отходит от символизма. Треволнения и трудности приводят поэта на собственный путь. В 1909 г. Блок путешествует по городам Германии и Италии, что вдохновляет его на написание цикла произведений под названием «Итальянские стихи».
Во время Первой мировой войны поэт несет службу в инженерно-строительной дружине, занимавшейся возведением укреплений в области Пинских болот. В этот период поэта и застала весть об окончании эпохи самодержавия в России.
В мае 1917 года поэт принимает активное участие в следственной комиссии, целью которой являлось расследование деятельности царских чиновников. Опираясь на материалы допросов, Александр Александрович пишет книгу «Последние дни императорской власти». Революцию 1917 года он воспринимает с энтузиазмом и надеждой. Но постепенно новое правительство приносит разочарование поэту.
Свои последние выступления поэт совершил в 1921 году в Петрограде и Москве. Однако голодное существование, полное трудностей, приводит Блока к депрессии и болезни. В мае 1921 году у него начинаются проблемы с сердцем. В августе того же года Блок скончался. В 1944 г. прах поэта перенесли со Смоленского на Волково кладбище.
Направленность творчества
Стихи Александра Блока литературоведы относят в том числе и к направлению модернизма. Ведь одна из основных миссий поэта заключалась в том, чтобы переложить на более современный лад культуру уходящего прошлого.
Несмотря на эстетичность и духовность своей поэзии, Блок делает акцент на отголосках тоски, отчаяния, потери жизненной ценности, чувстве неизбежной трагедии. Возможно, именно эти тенденции и дали повод Анне Ахматовой наречь Блока «трагическим тенором эпохи».
Однако при этом поэт все же оставался романтиком.
Основные темы
Стихи Александр Александрович Блок писал, главным образом, на следующие темы:
- Судьба отдельно взятого человека и Родины в важные исторические эпохи.
- Революционный процесс и та роль, которую в нем играет прослойка интеллигенции.
- Верность в любви и дружбе.
- Судьба, рок, чувства тревоги перед надвигающейся безысходностью.
- Место поэта в обществе.
- Связь природы с ее детищем – человеком.
- Вера в высшие силы, мироздание.
Умение транслировать тонкие нюансы внутренних переживаний у поэта воплотилось в жанровом разнообразии его творчества. Он писал стихи и поэмы, песни, заклинания, романсы, этюды.
Подлинные общечеловеческие ценности раскрываются в стихах Александра Блока только в родстве с нерасторжимым единством реальности мира. Светлое будущее может быть осуществимо только в результате суровой повседневной рутины, готовности человека к подвигу во имя процветания Родины. Таким было мировоззрение Блока, отображенное в его творчестве.
Образ Родины
Одна из основных лирических тем в стихах Александра Блока – Россия. В Родине он находит вдохновение и силы для продолжения жизни. Она предстает перед ним одновременно в образе матери и любимой женщины.
Литературоведы подчеркивают: в стихах Александра Блока образ Родины проходит своего рода эволюцию. Сначала читатель видит Россию загадочной, овеянной таинственной пеленой. Родная страна воспринимается через призму прекрасной и неуловимой мечты: необычайная, дремучая, колдовская.
В дальнейшем поэт принимает и любит свою истерзанную страну безусловно, со всеми ее язвами. Ведь он знает, что перед ним – все та же милая сердцу Родина. Только теперь она облечена в другие одежды – темные, отталкивающие от себя. Поэт искренне верит, что рано или поздно его Родина предстанет перед ним в светлых одеждах достоинства, духовности, нравственности.
В стихе Александра Александровича Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…» очень точно очерчена грань, разделяющая любовь и ненависть.
В произведении предстает образ бездуховного лавочника, который в своей жизни привык к беспробудному сну разума. Данный образ отталкивает читателя. Его покаяние в храме – всего лишь лицемерие.
В конце произведения слышен «крик души» поэта, что даже в таком образе он не разлюбит свою милую и дорогую сердце Родину.
Блок видит Россию в динамическом движении. Например, в произведениях цикла «На поле Куликовом» она предстает перед ним в гордом, величественном образе «степной кобылицы», которая несется вперед. Путь к счастливому будущему у страны непростой, наполнен трудностями.
В произведении «На железной дороге» поэт сравнивает тяжелую судьбу страны с трагической женской судьбой:
«Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?».
Пламя революции освещает творчество поэта, опаляет его тайные мечты. Страсти в душе Блока не перестают кипеть: они то и дело непослушно выплескиваются из-под его поэтического пера, обличая врагов отечества, притеснителей простого народа.
Александр Блок. Стихи о России
В творчестве поэта любовь к родной стране в полной мере была воплощена в цикле под названием «Родина».
Самое начало одного из наиболее показательного стихотворения цикла – «Родина» – перекликается со знаменитым гоголевским отступлением про «Русь-тройку» в «Мертвых душах». В этом отступлении кони мчатся вдаль, но куда именно – ответа нет.
Литературоведы предполагают, что именно в связи с этой аналогией стих Александра Блока «Россия» открывается словом «опять»:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Образ неистово мчащейся вперед гоголевской тройки предстает в воображении читателя. Вслед за ним слышится пронзительное признание в чувствах к своей Родине, «нищей России», ее «серым избам». Справедливо у читателя возникает вопрос: а за что любить эту страну, которая ничего не может дать?
За что поэт любит Родину
У Блока ответ на этот вопрос имеется. В данном произведении когда-то содержалось больше строф. В первой публикации их было в два раз больше, чем в последующих. Поэт принял решение изъять из своего произведении ряд строф. Другие же были им переделаны.
Что же было убрано в стихе Александра Александровича Блока «Россия» самим поэтом? Во-первых, стоит обратить внимание на две строфы, где речь идет о полезных ископаемых:
«Сулишь ты горы золотые,
Ты дразнишь дивным мраком недр.
Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!»
На первый взгляд, это неопровержимая истина. Ведь еще Некрасов писал о Родине: «Ты и убогая, ты и обильная». Однако для Блока оказалось более важным не связывать любовь к родной стране с ее богатствами. Он решает принять ее в унижении и нищете, демонстрируя в свое произведении настоящую любовь:
«Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне».
Легко любить страну за ее неисчерпаемые богатства. Но лирический герой Блока благороден. Его любовь рождена вовсе не меркантильными мотивами. Для него чувства к Родине подобны «первым слезам любви».
Мотив христианского подвижничества
Анализ стиха Александра Блока показывает связь его творчества с еще одной традицией русской классики, заключающейся в ассоциации с Христовым подвигом. Это показывают строки:
«Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!»
Послушно нести свой крест – значит смиряться со своей судьбой. Человек проживает все то, что суждено ему свыше. И кому суждено было появиться в России, считает Блок, должен связать свою судьбу с этой прекрасной страной.
Образ женщины в произведениях
Традиционно образ родной страны связывается в поэзии с образом матери, поэтому и говорят: «Родина-мать». Но Блок пошел дальше, и сотворил новый образ: Родины-жены. И поэтому в его любвеобильном творчестве звучит признание чувств к родному краю именно в данном ракурсе: поэт любит «Родину-жену» такой, какая она есть – строптивой и своенравной.
Здесь читатель имеет возможность соприкоснуться с чисто блоковским чудом: образ женщины трансформируется в лик Родины и наоборот. Россия Блока – красавица, однако здесь она не спящая, как это было в произведении «Русь». Ее красоту поэт характеризует словом «разбойная». Именно поэтому, даже находясь под гнетом «чародея», она не пропадет.
В конце произведения снова звучит мотив дороги, которая устремляется в будущее. Поэт верит в хорошее, в то, что «невозможное возможно».
Короткие стихи Александра Блока
Резкие, словно обрубленные строки скупо рассказывают о жизни простого человека. Некоторые из произведений Блока, несмотря на их лаконичность, достаточно сложно выучить, они сложны для восприятия.
Однако коротких стихах Александра Блока четко выражается то мировосприятие, которое заложил в них поэт, и они, безусловно, понравятся многим читателям.
Например, следующее произведение рассказывает о душевных метаниях лирического героя.
Восходя на первые ступени,
Я смотрел на линии земли.
Меркли дни — порывы исступлений
Гасли, гасли в розовой дали.
Но томим еще желаньем горя,
Плакал дух, — а в звездной глубине
Расступалось огненное море,
Чей-то сон шептался обо мне…
В этих строках отображается желание поэта вернуть прошлое, хотя оно и было наполнено горем. А следующее стихотворение рассказывает о невыносимых страданиях, которые причиняет лирическому герою горе «родимого духа».
Мне сердце режет каждый звук.
О, если б кончились страданья,
О, если б я от этих мук
Ушел в страну воспоминанья!
Ничто пощады не дает,
Когда страдает дух родимый,
И пролетевший звук замрет
В душе тоскою нестерпимой…
Ищущим легкие стихи Александра Блока для детей придется по душе следующее произведение, описывающее природу после грозы:
Гроза
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
Школьникам, которым необходимо отыскать произведение для урока литературы, понравится и стихотворение поэта о вороне:
Ворона
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны – игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
Тема любви в творчестве поэта
Первые стихи о любви Александра Блока полны восторга. Они посвящены Л. Менделеевой, которая вдохновляла его многие годы. Это такие произведения, как «Дева», «Заря», «Непостижимая».
В молодые годы, до брака с Менделеевой, Блок посвящал произведения Ксении Садовской, которая была значительно старше его. Это такие стихи, как «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие.
В 1905 году выходит сборник Александра Блока «Стихи о прекрасной даме». Считается, что произведения данного цикла посвящены Л. Менделеевой.
Но в произведениях этого сборника нет реального образа – лишь идея о том, что такая женщина может существовать в романтическом мире, наполненном мечтами и грезами.
Трансформация женского образа в творчестве поэта
Тема любви получила свое развитие в сборнике «Снежная маска», который был посвящен актрисе Н. Волоховой. Теперь это уже не обожествляющее преклонение – Прекрасная Дама изменилась, став Снежной Девой. А следовательно, преобразовалось и чувство лирического героя. Они утратили светлую силу, став похожими на снежную метель, унося героя произведений в темные, неведомые дали.
Интересные факты из жизни поэта
Рассмотрим несколько занимательных фактов из биографии Александра Александровича:
- Блок умер в 41 год.
- Супругой поэта была внучка ученого-химика Менделеева.
- Поэту приписывается роман с А. Ахматовой.
- Перед смертью Блок находился в бреду.
- В 11 лет юный поэт посвятил цикл своих произведений маме.
- Произведения Блока получили всемирную известность.
- С 1920 г. поэт начал страдать депрессиями.
- После смерти тело поэта было кремировано.
Лирика Блока не потеряла своего значения и теперь. Ведь приобщаясь к высокой культуре чувств, познавая примеры душевных переживаний поэтов, человек учится внутренней тонкости и чуткости, что так необходимо в современном мире.
Источник: https://www.syl.ru/article/379080/aleksandr-blok-stihi-tvorchestvo-biografiya-interesnyie-faktyi-iz-jizni
Анализ лирики А.А. Блока
Одной из главных особенностей романтического искусства, в том числе символизма, является устремленность к высоким духовно-нравственным, социальным и эстетическим идеалам и восприятие действительности, со всеми ее противоречиями, достоинствами и несовершенствами, в свете этих идеалов.
Для Александра Блока с самого начала и до конца творческого пути многое значили романтические идеалы Вечной Женственности и Христа. Разумеется, со временем содержание этих идеалов в творчестве Блока не оставалось неизменным, как не оставалось неизменным отношение к ним поэта, особенно к Христу.
Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, Блок имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала как Прекрасная Дама.
Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира.
Блок до конца своих дней оставался верен идеалу Прекрасной Дамы, ее отсветы и отзвуки чувствуются в образах Коломбины, Незнакомки, снежной Девы, Фаины, Кармен, Изоры, Катьки из «Двенадцати» и, конечно, Руси, России.
Ощущение исторических перемен, которых с таким нетерпением ждал Блок в революционный 1905 год, породило в его творчестве новые темы. В его поэзии послышался язык улицы, мелодии городских окраин, зашумела жизнь повседневная.
В лирическом предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок прочеркивает восходящий путь своей поэзии, неумолимую логику выпущенных своих трех книг: «Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря… «Нечаянная радость» — первые жгучие и горестные восторги, первые страницы книги бытия… И вот «Земля в снегу».
Плод горестных восторгов, чаша горького вина, когда безумец потеряет дорогу, — уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю — идите своими путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки, глухие овраги, огни в избах моей родины, яркие очи моей спутницы. Но не победит и Судьба.
Ибо в конце пути, исполненного падений, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайняя равнина — изначальная родина, может быть, сама Россия…»
Так в лирических образах блоковской прозы возникает основная тема его стихов — «тема о России».
Блок находится в центре перелома, общеевропейского политического кризиса, в конечном счете приведшего к первой мировой войне и межреволюционной реакции в России. Россия, «вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой…»
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть ?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.<\p>
Тема родины, России захватывает Блока всецело. Ощущение отчизны как живого существа сливается со сверхчувством жгучей любви. Личная трагедия одиночества поднимается до уровня трагедии народа. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», — говорит поэт.
От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель, с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью. Написаны они в угарное время увлечений, но несут на себе печать объективизма, красивого спокойствия и эстетизма правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались в сфере и атмосфере идейного равновесия и умного такта.
Утонченное мастерство совпадает в стихах о России со всем богатством творческого опыта и достигает истинной классичности. Любовь, муки, мудрость, вся сложность чувств современного лирика соединены в них с величественной, в веках теряющейся духовной генеалогией.
Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери.
Блок связывает его с образом молодой красавицы, невесты, жены, тем самым придавая ему глубоко интимный, любовный характер («Твои мне слезы ветровые — как слезы первые любви!»), и в то же время — с вечной и нетленной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души, мировой гармонии.
В блоковском образе родины — полной сил и страсти женщины, наделенной «разбойной красой», — интимно-личное неотделимо от вселенского, чувственное — от духовного, национальное — от общечеловеческого, природное — от культурных традиций, высокое — от будничного.
В свете романтического идеала родина предстает не только поэтической, одухотворенной, прекрасной, нетленной, но и нищей — с серыми избами, расхлябанными дорогами, острожной тоской, глухой песней ямщика. Чувство живой нетленной красоты родины помогает Блоку верить в ее будущее, в то, что она преодолеет все тяготы и препятствия на своем трудном пути.
В небольшом цикле «На поле Куликовом» (1908 г.), состоящем из пяти стихотворений, Блок достигает вершин русской классики. Поднимаясь над условностями школ и направлений, гений Блока достигает своего апогея.
Река раскинулась. Тенет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Спокойное любование широтой родной природы меняется порывом выражения кровного единения с Россией в острый драматический момент:
О, Русь моя! Жена моя!<\p>
До боли Нам ясен долгий путь!
Я не первый воин, не последний,<\p>
Долго будет родина больна.<\p>
Помяни ж за раннею обедней<\p>
Мила друга, светлая жена!
Блок проводит аналогии между двумя важнейшими моментами русской истории: событиями на Куликовом поле и сложной социально-политической и революционной ситуацией начала XX века.
Опять над полем Куликовым<\p>
Взошла и расточилась мгла,<\p>
И, словно облаком суровым,<\p>
Грядущий день заволокла.
Он надеется, что тяжелый путь во мгле, «в тоске безбрежной», бесстрашно будет пройден: «Домчимся. Озарим кострами степную даль». Разум и духовность сразятся со всем, что делает жизнь грязной, пошлой, беспросветной.
«Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» Только в неуспокоенности и движении к добру видит автор смысл существования: «Не может сердце жить покоем…» Блок часто подчеркивает, что цена победы — кровь. Кровь сопутствует свету.
«Закат в крови!» Звучит призыв к действию:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
У Гоголя Россия — тройка, несущаяся вдаль, у Блока она «степная кобылица» и та же тройка. В записях к стихотворению «Я пригвожден к трактирной стойке…
» Блок пишет об этом образе: «Слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Это Россия летит неведомо куда — в сине-голубую пропасть… Видите ли вы ее звездные очи — с мольбой, обращенной к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою!..
» Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…»
Стихотворение «Россия» (1908 г.) звучит как признание в любви нищей, но прекрасной Родине. Чистота и неподдельность народной силы питают надеждой:
И невозможное возможно,<\p>
Дорога долгая легка…
Все стихи зрелого Блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчетливой исторической памятью и обостренным предчувствием будущего.
Из низких нищих деревень<\p>
Не счесть, не смерить оком,<\p>
И светит в потемневший день<\p>
Костер в лугу далеком.
Поэт писал, что «перед русским художником вновь стоит неотступно вопрос пользы. Поставлен он не нами, а русской общественностью, в ряды которой возвращаются постепенно художники всех лагерей.
К вечной заботе художника о форме и содержании присоединяется новая забота о долге, о должном и не должном в искусстве».
К проблеме искусства и жизни обращается Блок и в поэтической практике, полемически утверждая, что жизнь выше искусства:
…Я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и небе.
Решение этого сложнейшего вопроса неотделимо для Блока от проблемы народности искусства, потому что именно в народном творчестве совпали польза и красота (например, в рабочих песнях, неразрывно связанных с ритмом труда).
Таким образом, ставя вопросы о пользе искусства, о долге художника, Блок в конечном счете приходит к выводу, что долг современного художника — стремиться к той вершине, «на которой чудесным образом подают друг другу руки заклятые враги: красота и польза».
В Блоке как бы истекают силы великой русской литературы.
За спиною Блока — путь ее страданий, на котором было все: и искус чистого мастерства, и проповедничество, и сатира, желание спасения в реализме и отлеты от него, попытки познать глубины страха и глубины святости, и даже дерзкие опыты споров с Евангелием, переписывания Евангелия. Все это потребовало такого напряжения и такой отдачи, что русская литература подошла к Блоку, как бы испробовав все, — ноты восторга еще слышались в ней, но верх брала уже иная музыка.
Переход из XIX века в XX — из века «железного», как называл его Блок, в век еще более железный для поэта все равно что переход с освещенной солнцем стороны на неосвещенную сторону. Блок творит как бы в атмосфере затмения.
Двадцатый век…
Еще безумней,<\p>
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней<\p>
Тень Люциферова крыла).
Лирика Блока — это художественная первооснова и первооткрытие той идеи, которая реально, а не декларативно легла впоследствии в основу литературы послеоктябрьской, революционной, ибо в этой лирике действительно выразилась революция как состояние души.
Поэтому линия Блока в советской литературе есть линия не политического, а прежде всего поэтического, художественного принятия Октябрьской революции, причем не в ее лозунгах и декларациях, но в ее существе. Весной 1918 года Блок писал, что «пора перестать прозевывать совершенно своеобычный, открывающий новые дали русский строй души.
Он спутан и темен иногда; но за этой тьмой и путаницей, если удосужитесь в них вглядеться, вам откроются новые способы смотреть на человеческую жизнь».
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/403-lirika-aa-bloka.html
Жизнь и творчество Александра Блока (3 вариант биографии)
Александр Александрович Блок (1880-1921) — русский поэт. Блок родился в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Его отец — профессор права Варшавского университета А.Л. Блок, мать — потомственная дворянка. Воспитывался будущий поэт в семье деда по матери А.Н. Бекетова.
В доме Бекетовых царила атмосфера литературы, науки, культуры, и Блок впитал всё это с ранних лет. В семье поощрялись детские стихи Блока, тем более что в доме были сильны литературные традиции, Бекетовы дружили с Ф.М. Достоевским, М.Е.
Салтыковым-Щедриным, семьёй Тютчевых и другими выдающимися деятелями русской культуры.
Блок получил хорошее образование. В 1891-1898 годах он учился во Введенской гимназии в Петербурге, затем три года на юридическом факультете Петербургского университета.
Окончательно осознав своё литературное призвание, будущий поэт в 1901 году переходит на филологический факультет университета, который оканчивает в 1906 году.
За годы учёбы Блок становится одним из самых известных современных русских поэтов, он примыкает к течению символизм, сближается с известными символистами Д.С. Мережковским, В.Я. Брюсовым, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонтом.
Тесная дружба связывает в эти годы Блока с одним из лидеров символизма Андреем Белым. В 1903 году Александр Александрович выпускает первый сборник стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», посвящённых своей жене — Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского учёного Д.И. Менделеева.
После окончания университета Блок продолжает писать стихи, создаёт литературоведческие работы о творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других русских писателей, принимает активное участие в литературной и общественной жизни России. Творчество Блока выходит за пределы символизма, становится шире и по содержанию, и по своеобразию поэтической манеры.
Каждая новая книга поэта несла в себе новую грань видения мира. Так, во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1907) поэт пытается осмыслить перемены в окружающей действительности, а сборник любовной лирики «Снежная маска» (1907) посвящён стихии и страсти в душе человека.
В стихотворениях этого сборника идеальный образ любви меняется: Блок пишет о земных чувствах.
Помимо постоянной темы поэзии Блока — темы любви, понимание которой усложнялось на всём протяжении его творчества, ведущими в его зрелой поэзии становятся также темы судьбы, искусства. Родины.
Блок создаёт поэтические шедевры о любви — «Незнакомка» (1906), о Родине — «Россия» (1908), цикл «На поле Куликовом» (1909), философские поэмы о судьбе, истории и жизни — «Соловьиный сад» (1915) и «Возмездие» (1908-1913). В разгар Первой мировой войны, в 1916-1917 годы, Блок служит в армии. Февральская и Октябрьская революции в России вызвали у поэта творческий подъём: грандиозные исторические события и глубокие раздумья выразились в поэмах «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В 1921 году Блока поражает тяжёлое заболевание сердца, которое привело к смерти поэта 7 августа того же года.
Периоды творчества Блока
Блок разделял своё творчество на три периода. Первый он назвал «теза», к нему относятся стихотворения 1900-1903 годов, в основном собранные в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».
Для стихотворений этого периода характерны мистические настроения, идеальные чувства, философские размышления о Вечной Женственности, на которые повлияло учение русского философа и поэта Владимира Соловьёва (старшего современника Блока).<\p>
Следующий период (1904-1907) Блок назвал «антитезой».
Мистические настроения предыдущего периода сменяются скептическим отношением к действительности. Так, например, в идеальном женском образе появляются земные, смертные мотивы — стихотворение «Незнакомка» (1906):
И веют древними поверьями<\p>
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
В этот период в лирике Блока появляется социальная проблематика, вызванная наблюдениями поэта над тяжёлыми условиями жизни простых рабочих. Эта тема ярко выражена в мрачном стихотворении «Фабрика» (1903), написанном на стыке двух периодов творчества и отражающем предчувствие Первой русской революции. Блок так пишет об обманутых рабочих:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Зрелый период своего творчества Блок (1908) назвал «синтеза»: в нём разрозненные темы объединяются в единое целое — тему судьбы России, её прошлого, настоящего и будущего. Характерным для этой темы стал цикл стихотворений «На поле Куликовом» (1908).
В нём утверждается нерасторжимая внутренняя связь современного человека с древней историей своей страны. Поразительно, что Блок пишет о сражении шестисотдвадцативосьмилетней давности так, словно он сам являлся его участником. Куликовская битва произошла в Рождество Богородицы, покровительницы русского народа.
Во втором стихотворении цикла изображается, как Она ночью сходит на русское войско, чтобы защитить его в предстоящей роковой схватке:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
И когда, наутро, тучей черной<\p>
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный<\p>
Светел навсегда.
Вера в будущее России провозглашается в последних поэмах Блока — «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В поэме «Скифы» Блок подчёркивает особую судьбу русского народа, его самобытность, мощь и миролюбие:
Придите к нам! От ужасов войны<\p>
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем братья!
Поэма «Двенадцать» — вершина поэзии Блока. В ней поэт с большой выразительностью показал стылый мрак и пронизывающий мороз, глухую вражду и смуту в умах и сердцах людей, неукротимую стихию революционного времени. Но главная, итоговая мысль поэта такова: что бы ни происходило на земле, через тьму и ужасы жизни к добру и свету человека ведёт Бог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/blok_a_a/zhizn_i_tvorchestvo_aleksandra_bloka_3_variant_biografii/33-1-0-2053
О творчестве александра блока (стр. 1 из 5)
Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье.
Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом.
Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына.
Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском «ректорском доме» (дед, Андрей Николаевич Бекетов,— профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима — офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении Шахматове.
В либеральной и «народолюбивой» семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков.
Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден»,— вспоминал позднее внук.
Литературной работой систематически занимались и ее дочери — мать Блока и его тетки.
Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте.
Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году).
Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту ее особенность указывал и сам Блок.
Повторимся, что в 1910—1911 годах, подготавливая к изданию свое первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 и 1918—1921), хотя внутри томов автор и внес существенные изменения. В окончательном виде три тома включают в себя 18 лирических циклов («стран души», по выражению поэта).
В предисловии к первому изданию «Собрания стихотворений» Блок подчеркивал единство своего замысла: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т. е. цикла.— Ред.); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»…
» А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: «…таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, «возмездию* и.
..— к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру..,)».
В первый том (1898—1903) вошли три цикла. Первый из них — «Ante lucem» («До света») — как бы предварение будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого поэта к жизни.
На одном полюсе — мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши: «Я стар душой. Какой-то жребий черный — // Мой долгий путь». Или: «Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю».
Зато на другом — тяга к жизни, приятие ее:
Я стремлюсь к роскошной воле, Мчусь к прекрасной стороне, Где в широком чистом поле Хорошо, как в чудном сне,— и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:
Но к пели близится поэт, Стремится, истиной влекомый, И вдруг провидит новый свет За далью, прежде незнакомой…
Центральный цикл первого тома — «Стихи о Прекрасной Даме». Это и есть то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева.
Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.
Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.
Соловьевские идеи «двоемирия», сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова».
Герой видит ее «каждый день издалека». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой». «Ясной», «Непостижимой»… То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен»,— вполне «земная» самохарактеристика.
А далее он же «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи.
Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки», «надежды нездешние» или «нездешние видения», «красота неизреченная», «непостижимая тайна», «грусть несказанных намеков» и т. п.
Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философскии миф. У него своя фабула и свой сюжет.
Основа фабулы — противопоставление «земного» (лирический герой) «небесному» (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, «встрече», в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу.
От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды — и сомнения в них, ожидание любви — и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы — и допущение того, что он может быть искажен («Но страшно мне: изменишь облик Ты»).
Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу с многозначительным названием «Распутья».
Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому горю, социальная проблематика («Фабрика», «Из газет», «По берегу плелся больной человек…
» и др.). «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.
Лирика второго тома (1904—1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта.
Он навсегда остался для него той «тезой», от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления.
Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антитезу», противостоящую «тезе», и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.
Своеобразный пролог ко второму тому — цикл «Пузыри земли». Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению «низменной» природы: «вечности болот», «ржавых кочек и пней», фантастических сказочных тварей, их населяющих. Он мог бы сказать вместе со своим добрейшим «болотным попиком»:
Душа моя рада Всякому гаду И всякому зверю И о всякой вере,— признавая закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить «своего полевого Христа».
В последующих двух циклах («Разные стихотворения» и «Город») охват явлений действительности неизмеримо расширяется. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему.
Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. В той или иной степени эта позиция отражена в стихотворениях «Шли на приступ. Прямо в грудь…», «Поднимались из тьмы погребов…», «Митинг», «Сытые» и др.
Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным оказаться в их рядах:
Вот они далёко, Весело плывут. Только вас с тобою, Верно, не возьмут!
(Барка жизни стала…)
На такой щемящей ноте начинает звучать в лирике Блока одна из главных для него проблем — народ и интеллигенция.
Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, в названных циклах отражены и многие другие стороны многообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Но особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохват-ный» образ родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней.
В первом из них («Осенняя воля», 1905) отчетливо просматриваются лермонтовские традиции. В стихотворении «Родина» Лермонтов назвал свою любовь к отчизне «странной», потому что она расходится с традиционным «патриотизмом».
Ему были дороги «не слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье» и «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока: «Над печалью нив твоих заплачу, // Твой простор навеки полюблю…»,— с той, пожалуй, разницей, что она у него более интимная, более личная.
Не случайно образ родины «перетекает» здесь в образ женщины («И вдали, вдали призывно машет // Твой узорный, твой цветной рукав»),— прием, который будет повторяться и в более поздних стихотворениях Блока о родине.
Блоковский герой не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий «знакомым» путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто «умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной: «Приюти ты в далях необъятных! // Как и жить и плакать без тебя!»
Источник: https://MirZnanii.com/a/353768/o-tvorchestve-aleksandra-bloka