Я учусь. – обличение «хозяев жизни» в пьесе островского “гроза”
Обличение «хозяев жизни» в пьесе Островского “Гроза”.<\p>
Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова.
Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, – это только видимое, обманчивое спокойствие. За внешним спокойствием здесь кроются суровые, трагичные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит Кулигин.<\p>
В пьесе одна группа действующих лиц олицетворяет «хозяев жизни». Это Дикой и Кабаниха.
<\p>
Дикой требует беспрекословного выполнения своих требований – повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Особенно тяжко приходится его домашним. Дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся в чуланах и на чердаках.
Вконец Дикой затравил своего племянника Бориса, зная что тот находится от него в полной материальной зависимости. Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодержавия проявляются у него в разговоре с Кулигиным.
<\p>
Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать 10 рублей на строительство солнечных часов. Дикой чувствует свою силу и власть капитала. Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его способов: «много у меня в год народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются.
<\p>
Пасует дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Так на перевозе на Волге он не посмел связаться с проезжим гусаром, сдерживает он себя и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
<\p>
Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой позволяет нам познакомиться еще с одной «хозяйкой жизни», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и крикливой подчас. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» – утверждает Кулигин. Кабаниха строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины.
Как истинная блюстительница старины, Кабаниха Суеверна. У нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного праздника, принимает в доме нищих вроде Федюни. Но деспотизм ее в домашнем быте еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день истязая их хладнокровно, назойливо подтачивая.
Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому варвара, а Тихон потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.<\p>
Деспотизм, ханжество, невежество, самодурство, бездумная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие ее наряду с Диким еще более страшной охранительницей устоев «темного царства».
Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев – войдите на сайт или зарегистрируйтесь.
Источник: https://yaychys.ru/shkola/sochineniya/213-oblichenie-khozyaev-zhizni-v-pese-ostrovskogo-groza
Противники и жертвы «темного царства»
Домашнее здание к уроку
1. Собрать материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
2. Уметь дать устную характеристику.
<\p>
Одним из частных проявлений конфликта пьесы является столкновение характеров.
Конечно же, антитеза обнаруживается в характерах Катерины и ее свекрови, но об этом мы побеседуем чуть позже. Контрастными оказываются также характеры Катерины и Тихона.
РўРёС…РѕРЅ
Задание
Охарактеризуйте Тихона.
Ответ
Недалекий, бесхарактерный, безвольный, добрый; подавлен деспотизмом матери; трагическая гибель Катерины вызывает робкий протест.
Задание
Приведите доказательства из текста.
Ответ
Тихон появляется в пьесе со словами: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Д.I, явл. V. Стр. 231 (привести все слова Кабанова).
Прочитать по ролям д.II, явл.III
Вывод
Р’СЃРµ человеческое задавлено РІ нем деспотизмом матери, РѕРЅ становится покорным исполнителем ее воли, РІ нем РјС‹ РІРёРґРёРј живое воплощение той цели, Рє которой стремятся властители “темного царства”. РћРЅРё были Р±С‹ совершенно СЃРїРѕРєРѕР№РЅС‹, если Р±С‹ сделали всех людей такими же забитыми Рё безвольными. Благодаря усилиям “маменьки” РўРёС…РѕРЅ настолько пропитался страхом Рё покорностью, что РЅРµ смеет даже думать Рѕ том, чтобы жить СЃРІРѕРёРј СѓРјРѕРј Рё своей волей. “Да СЏ, маменька, Рё РЅРµ хочу своей волей жить. Где СѓР¶ РјРЅРµ своей волей жить!” – уверяет РѕРЅ мать.<\p>
Его безропотность подчеркнута именем. Он не в силах по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Тем более не может он ей прийти на помощь.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Соответствует ли характер Тихона его фамилии Кабанов?
Ответ
Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений.
Есть в нем и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался.
<\p>
Задание
Приведите доказательства из текста
Д.II, явл.IV, стр.246 прочитать по ролям.
Д.V, явл.I, стр.275 (Я в Москву ездил…)
� только в финале этот зашибленный, но внутренне противоречивый человек поднимается до открытого осуждения тирании матери.
Д.V, явл. VI, стр. 282–283, 284
Трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста.
Если первые слова РўРёС…РѕРЅР° РІ пьесе: “Да как же СЏ РјРѕРіСѓ, маменька, вас ослушаться!”, то РІ конце ее РѕРЅ СЃ отчаянием бросает РІ лицо матери страстное гневное обвинение: “Р’С‹ ее погубили! Р’С‹! Р’С‹!”
Борис
В не меньшей степени характеру непокорной Катерины противостоит Борис.
Невыносимая жизнь под гнетом Кабановой, тоска по свободе, стремление к любви и преданности – все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины к Борису.
Задание
Давайте охарактеризуем этого персонажа.
Ответ
Борис не похож на остальных обитателей Калинова.
Он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный, к тому же благодаря своему облику, образованности, манерам, речи кажется человеком из другого мира.
Как и Катерина, он тоже угнетен, и это вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Любит ли Борис Катерину?
Ответ
Любит. Д.III, сцена I, явл.III, стр.2. Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261.
Д.III, сцена II, явл.III, стр.262–263 (прочитать по ролям).
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Как вы думаете, действительно ли Катерина нашла родственную душу?
Ответ
Катерина РіРѕСЂСЊРєРѕ обманулась РІ Борисе. Рто безвольный человек, находящийся РІ рабской зависимости РѕС‚ своего РґСЏРґРё.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Проанализируйте его поведение во время прощания с Катериной.
Ответ
Д.V, явл. III, стр. 279.
Даже РїСЂРё последнем свидании СЃ Катериной, РєРѕРіРґР° РѕРЅ СЏСЃРЅРѕ РІРёРґРёС‚, что любимая женщина погибает, Борис РЅРµ может отделаться РѕС‚ трусливой мысли: “РќРµ застали Р±С‹ нас здесь!” Рта расчетливая осторожность РґРѕ конца раскрывает ничтожество Бориса.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Как вы думаете, кто в пьесе выглядит душевно привлекательнее Борис или Тихон?
Ответ
Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется всем капризам Дикого.
Но если Тихон с детства забит и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно подчиняет себя самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.
Варвара
�стория трагической любви Катерины показана рядом с параллельно нарисованным «гуляньем» Варвары.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Что это за персонаж?
Ответ
Варвара по-гречески означает «грубая». Смела и решительна.
Она не суеверна, не боится грозы в отличие от Катерины.
Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев.<\p>
Д.I, явл.VI–VII, стр.234, явл. X, стр.239.
Д.II, явл. II, стр. 243
�сключительно правдивой Катерине противостоит нравственная непритязательность Варвары.
Воспитанная РЅР° лживой, показной морали, Варвара придерживается правила: “Делай, что хочешь, только Р±С‹ шито РґР° крыто было”.
Она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.
Задание
Найдите страницы, посвященные свиданию Варвары и Кудряша. Проанализируйте поведение влюбленных.
Ответ
Д.III, явл.IV, Стр.265
С яркой поэтичностью, трепетной возвышенностью, эмоциональностью переживаний Катерины в сцене ночного свидания контрастирует слишком земная, монотонно-усталая, грубовато-эротичная, в чем-то неискренняя встреча Варвары и ее лихого приказчика Кудряша. Целуются они «холодно» и при этом многократно зевают.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Принадлежит ли Варвара к «темному царству»? Каковы ее взаимоотношения с его представителями?
Варвара приспособилась к законам «темного царства». По своему положению она не может открыто выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать.
РќР° слова Катерины Рѕ том, что РѕРЅР° РЅРµ умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “РќСѓ, Р° ведь без этого нельзя! РўС‹ РІСЃРїРѕРјРЅРё, РіРґРµ ты живешь! РЈ нас ведь РґРѕРј РЅР° том держится.
Р� СЏ РЅРµ обманщица была, РґР° выучилась, РєРѕРіРґР° нужно стало”.<\p>
Побег Варвары, о котором упоминает Тихон (с.277) противопоставлен финалу судьбы Катерины.
<\p>
РљСѓРґСЂСЏС€
Задание
Дайте характеристику Кудряшу.
Ответ
Он вырос в обстановке Калинова. Как и другим калиновцам, ему непонятно восхищение Кулигина красотой природы. По своему культурному уровню он не отличается от обитателей города.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Как вы думаете, Кудряш жертва или хозяин жизни?
Ответ
Он хорошо знает нравы купеческой среды. (стр.227–228). Свободолюбив. Он не только осуждает деспотизм Дикого и Кабанихи, но и умеет постоять за себя.
Как ни самодурствует Дикой, Кудряш отстоял для себя независимое положение. «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». (стр.224).
Он скорее хозяин жизни, чем жертва.
Задание
Понаблюдайте за репликами Кудряша, когда он узнает о связи Катерины с Борисом.
Ответ
(Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261)
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Как он относится к Варваре?
Ответ
РљСѓРґСЂСЏС€ горячо Рё искренне любит Варвару: “РЇ Р·Р° СЃРІРѕСЋ… РґР° СЏ Рё РЅРµ знаю, что сделаю! Горло перерву!” (Р”.III, сцена II, СЏРІР».II, стр.
259).<\p>
�, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь.
Кулигин
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
Чем отличается от жителей города Кулигин?
Ответ
Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы.
Рстетически стоит выше РґСЂСѓРіРёС… героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует Р·Р° улучшение РіРѕСЂРѕРґР°, пытается уговорить Дикого дать деньги РЅР° солнечные часы, РЅР° громоотвод.
Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы.
Таким образом Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. (Вечный мотив горя от ума.)
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
С кем из персонажей можно соотнести Кулигина?
Ответ
С Катериной. Оба они обогащают лирическое начало пьесы. Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» «другую жизнь, с другими началами». (Добролюбов).
Р’РѕРїСЂРѕСЃ
В чем разница в поступках Катерины и Кулигина?
Ответ
В отличие от непокорной Катерины, Кулигин – сторонник смягчения противоречий между хищниками и их жертвами, проповедник терпения и покорности.
Задание
Проиллюстрируйте эту мысль примерами из пьесы.
Ответ
В ответ на решительные меры против Дикого, предлагаемые Кудряшом, Кулигин возражает: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть».
А на рычание Дикого реагирует так: «Нечего делать, надо покориться!» Активного способа противостоять распоясавшимся самодурам он не видит.
В раскрытии характеров пьесы Островский применил принцип контраста.
Таким образом ему удалось рельефно показать их сложность, оттенить существенные их особенности и столкнуть всех персонажей своей драмы.<\p>
Домашнее задание
Написать письмо о жизни в городе Калинове от лица Бориса (на уроке в качестве проверочной работы, закончить дома).
Источник: https://trassa.narod.ru/lekzia/ostrovskiy/protivnikiijertvy.htm
Жертвы темного царства в пьесе “Гроза”
Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны. Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах “Свои люди сочтемся”, “Бедность не порок”, “Бесприданница”.
“Грозу” также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали “темным царством”. Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека все сильнее, убивая в нем человечность.
Таких жертв “темного царства” в “Грозе” на первый взгляд совсем немного.
Первая жертва “темного царства” – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Ее рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она все же старается найти в нем положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц “темного царства”.
Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить ее. Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В “темном царстве” честная жизнь априори невозможна. Здесь все строится на лжи, притворстве и лести. Силен тот, у кого есть деньги.
Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни.
Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлен желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. “Темное царство” найдет Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города.
Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. “Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!” Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе.
Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать ее в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упреков и позора больше продолжаться не может. “Вот вам ваша Катерина.
Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!” – с этими словами Кулигин отдает тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьей. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир “темного царства”, что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд “самодуров”.
Жертвой в “Грозе” оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет ее. Но авторитет матери непоколебим.
Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. “Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!” – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе. Его характер подчеркивает имя.
Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь все это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет “грозы” в виде контролирующей матери.
Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.
Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях.
Дикой лишь смеется над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путем, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак.
Молодой человек не видит активного способа противостоять “самодурам”.
Жертвами в пьесе “Гроза” выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители “темного царства”.
Приведенным описанием и списком жертв “темного царства” могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему “Жертвы темного царства в пьесе “Гроза”.
Жертвы темного царства в пьесе “Гроза”
Источник: https://home-task.com/zhertvy-temnogo-carstva-v-pese-groza/
Сочинение на тему:«Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза»
Литератор Юрьев отмечал: «Грозу» не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги.
Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы.
И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.
Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».
Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа.
Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения.
Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.
Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек.
Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю».<\p>
«Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются».
<\p>
«Жертвы» Дикого и Кабанихи – Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.
Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.
Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью.
Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.<\p>
Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали.
Семья, верность для нее святые понятия.<\p>
Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы.
И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…
Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой.
Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось.
Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.
<\p>
Выстраивается цепочка: Катерина – жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.
Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?»
Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.
Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини – результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить. Это результат ее нежелания быть «жертвой» страшных «хозяев» жизни.
человек просмотрели эту страницу.<\p>
Зарегистрируйся
или<\p>
войди
и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>
Источник: https://yougdz.ru/sochinenia/textcontent.php?sch=4244
Хозяева и жертвы «Темного царства»
Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые,
Дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые,
Мрачные нравы. Центральными фигурами этого «темного царства» невежества и произвола являются в драме Дикой и Кабаниха.
Дикой — купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его.
Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.
Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.
Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты «жестоких нравов», которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства».
Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами
Патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли». Деспотизм ее в
Домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои
Жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит
До полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а
Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.
Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев «темного царства».
Центральным в драме «Гроза» является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная,
Впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по
Определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием «незаконности» этой
Любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с
Опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина
Попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Попытки
Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и
Недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.
Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего «греха».
Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против «темного царства».
По словам Добролюбова, в ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе…»
Светлым лучом в «темном царстве» можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель.
Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе.
Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым «темным царством».
К жертвам «темного царства» в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери.
Единственное заветное желание Тихона — это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение.
Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен.
Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится
Одним из виновников ее гибели.
Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так «темное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло обоих на то, чтобы «жить да мучиться».
В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.
Источник: https://www.testsoch.info/xozyaeva-i-zhertvy-temnogo-carstva/
Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза» — сочинения для 10 класса
Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны. Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок», «Бесприданница».
«Грозу» также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали «тёмным царством». Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека всё сильнее, убивая в нём человечность.
Таких жертв «тёмного царства» в «Грозе» на первый взгляд совсем немного.
Первая жертва «тёмного царства» – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Её рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она всё же старается найти в нём положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц «тёмного царства».
Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить её.
Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В «тёмном царстве» честная жизнь априори невозможна. Здесь всё строится на лжи, притворстве и лести. Силён тот, у кого есть деньги.
Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни.
Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлён желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. «Тёмное царство» найдёт Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города.
Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. «Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе.
Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать её в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упрёков и позора больше продолжаться не может. «Вот вам ваша Катерина.
Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».
Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим.
Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким).
Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери.
Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.
Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях.
Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак.
Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».
Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».
Приведенным описанием и списком жертв «тёмного царства» могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему «Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»».
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/zhertvy-tyomnogo-carstva-v-pese-groza-sochineniya-dlya-10-klassa.html
Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза» Гроза Островский А. Н
Жертвы “темного царства” в пьесе “Гроза”
В атмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться.
Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад.
Тихон подавлен, жалок, обезличен. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек — любовь к жене.
Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет.
Растерянный и подавленный, Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене. “А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть…” — признается он Кулигину.
Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением.
Здесь перед нами человек, в котором под влиянием страшной беды проснулась воля. Проклятия звучат тем более грозно, что исходят они от самого забитого, самого робкого и слабого человека.
Значит, действительно рушатся устои “темного царства” и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил.
Иные, чем в Тихоне, черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится.
“И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Житейская философия ее очень проста: “Делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи. Дочь “опозорила” ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.
Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…” Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.
В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается (“Не застали б нас здесь”).
Это именно тот случай, по пословице, от слабости до подлости всего один шаг.
Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: “Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай Бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!.. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!”
Источник: https://ruslit.biz/zhertvy-temnogo-carstva-v-pese-groza-groza-ostrovskij-a-n/
Готовые школьные сочинения
марта
29 2016
«Палачи» и жертвы в драме Островского «Гроза»
Пьеса Островского «Гроза» рисует перед читателем по-настоящему гнетущую картину противоборства старшего и младшего поколений. Купеческая патриархальная среда оказывается носителем таких качеств, как жестокость по отношению к ближнему своему, притворство, лицемерие, эгоизм, корыстолюбие.
И представители старшего поколения, которые в драме представ- Лены в лице Кабановой и Дикого, способны погубить кого угодно как в переносном, так и в прямом смысле. Представители патриархальной купеческой среды и есть те самые жестокие «палачи», на совести которых загубленные жизни «жертв».
А «жертвами» являются их собственные дети, снохи, племянники, люди, более слабые и нежные, не обладающие достаточной нравственной силой для борьбы.
Жестокая Кабаниха на самом деле является матерью двоих детей, к коим она не питает ни любви, ни уважения. Именно отсутствие каких-либо чувств и стремление поработить собственных детей и приводит к тому, что Тихон вырастает таким слабым, безвольным, никчемным существом.
У него не хватает силы защитить себя, собственную жену. Он абсолютно не способен жить своей волей, потому что ему гораздо проще, когда им управляют.
Единственной радостью в его жизни бывают недолгие поездки из родного дома, когда он оказывается далеко от своей властной маменьки, а значит, может предаться своему излюбленному удовольствию пьянству.
«Жертвой» Кабанихи также является ее собственная дочь, у которой, тем не менее, хватает изобретательности, чтобы защититься и как можно меньше страдать от нападок и придирок.
Зато Катерине, снохе, достается сполна. Она — настоящая жертва, поскольку в результате целенаправленной травли со стороны «палачей» даже расстается с жизнью.
При этом ее гибель не вызывает у «палачей» ни малейшей жалости.
Когда Тихон рыдает над телом своей погибшей жены, Кабаниха выговаривает ему, что «над ней и плакать-то грех». В душе ее нет ни жалости, ни сострадания.
Дикой изводит своего племянника, оказавшегося в зависимости от жестокого дяди, членов своей семьи и даже всех посторонних работников, имевших несчастье оказаться в поле его зрения. Дикой — абсолютно бездушный, жестокий человек. Он глуп, необразован, эгоистичен.
В пьесе Островского никчемные, жестокие, глупые и необразованные люди полностью порабощают молодых, образованных, тонко чувствующих людей.
И у тех едва-едва хватает смелости бороться. Из всех героев произведения сил для протеста хватило только у Катерины. Ее протест — это ее добровольный уход из жизни.
Этот поступок, чудовищный по своей сути, заставляет всех окружающих иначе взглянуть Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру на ситуацию, которая сложилась в этом маленьком городе.
Становится ясно, насколько жестоки «палачи» и насколько беззащитны их жертвы.
Читатель не знает ничего о событиях в городе, которые могут произойти или не произойти после смерти Катерины. Остается надеяться, что смерть молодой женщины заставит других представителей младшего поколения отказаться от роли угнетаемых жертв и стать сильнее, чтобы оказать противоборство жестоким и убогим по своей сути «палачам».
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » «Палачи» и жертвы в драме Островского «Гроза» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/palachi-i-zhertvy-v-drame-ostrovskogo-groza/