Словарь терминов используемых в цветоведении и колористике
Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте.
Блестящие поверхности – поверхности, имеющие блики, кажущиеся с разных направлений различно окрашенными и разно – освещенными.
Восприятие – личный образ предмета, явления либо процесса, воздействующего на анализатор либо систему анализаторов (употребляются также определения “образ восприятия”, “перцептивный образ”); процесс формирования этого вида (употребляются также определения “перцепция”, “перцептивный процесс”).
Выразительность – качество художественного произведения, связанное с умением художника заострить, выделить свойственное в изображаемом явлении, сконцентрировать его с целью воздействия на зрителя.
Гармония (от греч. “harmonia” – “связь”, “стройность”, “соразмерность”).
Цветовая гармония – закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную, психическую оценку с учетом всех их главных черт: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют последующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, красивое, необходимость, порядок.
Доминанта (от лат. “доминирование”, “господствование”) цветовая – это доминирование какого-нибудь цвета в художественном произведении, избранного для определенных целей. К примеру, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года и т.п.. Доминирующий цвет влияет на зрителя наравне с композицией.
Декоративность – высококачественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем.
Динамика цветовая – это нарастание, усиление какого-то свойства цвета.
Цветовое зрение, цветовосприятие – способность глаза различать цвета, чувствовать отличия в спектральном составе видимых излучений и в расцветке предметов.
Иррадиация – кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.
Колористика (от латинского “Color” – цвет) – раздел науки о цвете, изучающий теорию внедрения цвета на практике в человеческой деятельности.
Колорит (итал.”, сolorito”, от лат. “Color” – краска, цвет) – система, цветовых тонов, их сочетаний и отношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Колорит – важный компонент художественного вида.
Колорит также является одним из средств, художественной выразительности в произведении искусства, т.к. отражает особенность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отношение к предмету изображения.
Выделяют последующие главные виды колорита: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный.
Комбинаторика (от лат. “соединять”) – тип упражнений в каких, как мы с вами постоянно говорим, разные сочетания, составляются из данных частей (напр. цветовых) по определенным условиям
Константность восприятия – способность принимать устойчивыми и постоянными предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет независимо от происходящих с ним конфигураций (удаление от зрителя, изменение освещения, воздействие среды и др.).
Контраст (от французского “соntraste”) – резко выраженная противоположность. Контраст – сравнение 2-ух, противоположных свойств, способствующее их усилению. Контраст – мера индукции , т.е. мера различия цветов. Контраст усиливает воздействие цветов друг на друга. Чем больше контраст, тем больше индукция.
Контрасты делятся на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые). Черное пятно рядом со светлым представляется еще больше темным, и напротив, светлое от соседства с темным вроде бы светлеет (ахроматический контраст).
Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст).
Круг цветовой – система цветов, в которой цветовое разнообразие упорядочено на основании принятой закономерности. Цветовой круг может быть применен как инструмент для приблизительного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе цветовых сочетаний.
Локальный цвет – цвет, соответствующий для данного предмета (его расцветка) и не претерпевший никаких изменений
Матовые поверхности – поверхности, диффузно отражающие свет, кажущиеся идентично колоритными с разных направлений
Моделировка – в изобразительном искусстве: передача объемно-пластических и пространственных параметров предметного мира средством, как мы выражаемся, светотеневых градаций (живопись, графика) либо соответственной пластикой, трехмерных форм (статуя и рельеф). Обратите внимание на то, что моделировка обычно осуществляется с учетом перспективы, в живописи же, при помощи неразрывно связанных со светотенью цветовых градаций.
Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического.
Нюанс (франц. “nuance” – “колер”, “переход”) – узкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность цветов (нюансировка) применяется для более четкой моделировки объекта изображения.
Одновременный контраст – изменение цвета под воздействием окружающих цветов.
Главные цвета – три цвета (красный, зеленый и синий). Методом смешения этих 3-х цветов можно получить более насыщенные цвета других цветовых тонов.
Отношения цветовые – это количественные различия меж цветами во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).
Оттенок – отличие в красках по светлоте, насыщенности и цветовому тону.
Поверхностный цвет – цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; это практически всегда также цвет фронтального плана. Всем известно о том, что поверхностный цвет позволяет показать характеристики поверхности предмета с большей достоверностью.
Пограничный контраст – цветовой контраст, наблюдаемый по граням соприкосновения цветовых пятен.
Плоскостной цвет – принадлежащий какой-нибудь поверхности, особенности фактуры которой не распознаются визуально к примеру, цвет стенки на заднем плане.
Последовательный контраст – изменение цвета в следствии первичного воздействия на глаз других цветов.
Пространственный цвет – бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. К примеру, цвет удаленных объектов и среды (небо, вода
Пурпурные цвета – цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных цветов – красного и фиолетового.
Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает восприятие устойчивости всего цветового построения.
Ритм – равномерное размещение размерных частей, порядок, сочетание линий, объемов, плоскостей, цветовых тонов. Ритм – это одна из особенностей композиционного построения произведений.
Простой вид ритма представляет собой равномерное чередование либо повторение каких-то частей (предметов, форм, цветовых пятен и т.д.). В произведениях искусства проявление ритма бывает более сложным.
Необходимо подчеркнуть то, что тут он нередко содействует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему наконец-то достигается большая целостность и согласованность частей композиции, усиливается ее воздействие на зрителя.
Цветовой ряд – это последовательность цветов, у которой хотя бы одна черта общая, а другие меняются. Выделяют последующие виды рядов: ряды по яркости (светлоте); ряды по насыщенности (чистоте); ряды по цветовому тону.
Свет – лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая мир вокруг нас видимым. Все знают то, что свет –это элктромагнитное волновое движение.
Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до темного. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый либо темный. В цветовом круге большей светлотой обладает желтый цвет, а меньшей – фиолетовый.
Синестезия (от греч. “synaisthesis” – “соощущение”) – явление восприятия, когда при раздражении одного органа эмоций наряду со специфичными для него чувствами появляются и чувства, надлежащие другим органам эмоций. К примеру, при звуках музыки появляется чувство цвета, либо при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные либо вкусовые чувства и т.д.
Спектр – последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Спектр впервые был получен Ньютоном.
Статика цветовая – такой случай цветового равновесия, для которого свойственна полная остановка движения, состояние покоя либо неподвижности.
Теплые цвета – красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевые, желто-зеленые.
Тон цветовой – качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных либо пурпурных.
Цветовой тон – это качество цвета, позволяющее дать ему название (зеленый, желтый, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в диапазоне данного цвета излучения.
Несомненно, стоит упомянуть то, что ахроматические цвета не имеют цветового тона.
Фактура (лат. “faktura” – “обработка”, “строение”) – тип поверхности художественного произведения, ее обработки.
Холодные цвета – цвета голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие и сине-фиолетовые..
Хроматические цвета – цвета, имеющие цветовой тон, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.
Цвет – чувство, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света.
Необходимо подчеркнуть то, что цвет – свойство всех вещественных объектов излучать ь и отражать световые волны определенной части диапазона. Необходимо отметить то, что цвет (от лат.
“color” – “цвет”) – один из главных средств изобразительного искусства, который в единстве со светлотою передает вещественные характеристики, (свойства) предметного мира.
Цветоведение – это всеохватывающая наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный парадокс цвета, и совокупности данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих, в конце концов, цвет как явление культуры. Само-собой разумеется, круг наук, на которых также базируется цветоведение, расширяется, с течением времени в него добавляются химия, биология, педагогика и т.д.
Цвет в дизайне интерьера понятие комплексное и содержит целый набор рекомендаций
Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие. Выделяют четыре типа цветовых композиций:
- полярная, которая строится на 2-ух контрастных либо дополнительных цветов
- трехцветная, в ней основными являются три хроматических цвета;
- многоцветная строит из 4 и более цветов.
Чистота цвета – доля чистого спектрального цвета в общей массе данного цвета. Надо сказать то, что самые чистые цвета – спектральные.
Шкала цветовая равно ступенчатая – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания либо убывания какого-нибудь цветового свойства.
Эффект Пуркине – изменение относительной яркости цветов при усилении либо ослаблении освещения.
- При очень сильной яркости (соответствующих, прямому солнечному свету, как например, в южных широтах) цветовой тон сохраняется без существенных изменений только у желтоватого и голубого, другие “выцветают”.
- Диапазон обычной яркости (соответствует рассеянному, дневному свету). Как бы это было не странно, но ясно различаются все цвета.
- При сильном потемнении как бы различаются только три главных цвета: красноватый, зеленоватый и голубой.
Источник: https://interior-in.ru/osnovnye-ponyatiya-o-tsvete/255-osnovnye-ponyatiya-i-terminy-v-tsvetovedenii-i-koloristike.html
Какого цвета глаза у ревности, по мнению Яго из трагедии «Отелло»?
Образ шекспировской Дездемоны признан идеалом самопожертвования и героизма. Для современного человека подобный персонаж приобретает некие карикатурные черты. Услышав роковое: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?», – героиня уже знала, чем закончится эта ночь. Доказать собственную невиновность для девушки оказалось важнее жизни.
2 Трагедию Шекспира «Отелло» знает, наверное, каждый, даже если не прочел ее, то о мавре, убившем из ревности свою красавицу-жену слышал обязательно.
Персонажи трагедии живут своей самостоятельной жизнью, потому что ревнивцев часто называют Отелло или говорят, что кто-то ревнив, как это мавр. Слова Яго, которые от адресует Отелло — это центральная мысль пьесы, актуальная во все времена.
Вот как звучат они в замечательном переводе Михаила Лозинского: РЕВНОСТЬ — чудище с зелеными глазами и верный ответ на этот вопрос.
В трагедии «Отелло» главный герой, конечно, не Отелло, а Яго. Именно он своими адскими кознями создает трагедию, в которой зло приобретает чудовищную силу, распространяется повсеместно, отравляет своим смрадным дыханием все вокруг.
До последней сцены трагедии кажется, что зло вообще непобедимо и всесильно, что зло царит в мире, а добро, точно жалкий нищий в увечьях и рубище на церковной паперти, лишь протягивает руку в поисках подаяния и получает от зла одни насмешки и оплеухи.
В основе написанной в 1604-м году трагедии Уильяма Шекспира «Отелло» лежит сюжет новеллы Джамбаттиста Джиральди Чинтио «Венецианский Мавр», изданной в 1566 году в составе сборника «Сто рассказов».
Главные герои итальянского произведения – Мавр, Диздемона, Прапорщик, жена Прапорщика и Капитан по характеру сходны с Дездемоной (честной, верной, любящей), поручиком Яго (хитрым, подлым), Эмилией (преданной своей госпоже и проводящей с ней много времени) и лейтенантом Кассио (хорошим офицером и верным другом) Шекспира.
index.php-view=4-8-klass&id=89—shekspir-otello&tmpl.htm» =4%3a8-klass&id=89%3a-shekspir-otello&tmpl» Губительная ревность в трагедии У. Шекспира «Отелло» 1. Любовь Отелло и Дездемоны. 2. Козни Яго. 3. Роковой финал трагедии. Опасайся плениться красавицей, друг! Красота и любовь — два источника мук. Ибо это прекрасное царство невечно: Поражает сердца — и уходит из рук.
Подробнее: www.testsoch.com
Наверное каждый знает эту замечательную пьесу Шекспира по именам и любви двух главных ее героев, Отелло и Дездемоны. Отелло был полководцем, а Яго его помощником.
именно он и подстерегал его от чудовища, имя которому РЕВНОСТЬ. В трагедии Шекспира quot;Отеллоquot; в роли quot;зеленоглазого чудовищаquot; выступает ревность.
Именно это сильнейшее на свете чувство толкает людей на необдуманные и порой да же трагические поступки.
Фототоп — альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.
Наверное каждый знает эту замечательную пьесу Шекспира по именам и любви двух главных ее героев, Отелло и Дездемоны. Отелло был полководцем, а Яго его помощником.
именно он и подстерегал его от чудовища, имя которому РЕВНОСТЬ. В трагедии Шекспира quot;Отеллоquot; в роли quot;зеленоглазого чудовищаquot; выступает ревность.
Именно это сильнейшее на свете чувство толкает людей на необдуманные и порой да же трагические поступки.
Сюжет трагедии «Отелло», как и сюжеты других произведений Шекспира, не был придуман автором. Роковую историю любви мавра и знатной венецианки Шекспир позаимствовал из сборника новелл итальянского писателя Джиральди Чинтио «Сто рассказов».
Но в изложении Шекспира этот сюжет приобрел более возвышенное и гармоничное звучание. С потрясающим мастерством английский драматург нарисовал яркие, живые характеры своих героев.
Шекспир последовательно раскрывает психологию своих персонажей, их чувства и мысли, толкающие на дальнейшие поступки.
Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные — совсем наоборот.
Подробнее: sochinenie.blogspot.com
Если мы обратим внимание на то, что «Макбет» объясняет трагедию жизни как результат нравственной грубости в союзе со злобой, или точнее, грубости, отравленной злобой, то окажется, что отсюда всего один шаг до «Отелло». Но в изучении трагедии жизни как целого, злобы как мирового фактора, в «Макбете» нет еще уверенности, нет крупного стиля.
Подробнее: biography.wikireading.ru
Отелло — крупномасштабная ренессансная личность, как Гамлет, но более цельная, как монолит; он воплощает гуманизм, как и Дездемона, в его высших проявлениях, поэтому столь трагически складывается у них судьба. — П. К. (Далее — не мой текст, интересны иллюстрации).
Трагедии Шекспира интересны не только как произведения зарубежной литературы, но и как богатый источник для исследований по части колористики. Шекспир умело играл цветами, в определённых сценах оттеняя и выделяя детали, не скупился на подробное описание одеяний своих героев.
В особенности Гамлета, чей inky cloak при всей избыточности оттенков чёрного цвета вызывал у переводчиков сомнения и долгие споры: плащ, несомненно, чёрный, но в контексте необходимо было отметить мрачность, траур, скорбь и печаль, что и ставило переводящих в неловкое положение при поиске необходимой рифмы.
Материалы по теме:Связь внутреннего мира человека с миром природы в балладах В. А. Жуковского «Светлана», «Лесной царь», «Кубок»Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона.
Решение задачЧасти слова.
Ознакомление со словарем строения словКонспект урока по теме: «Движение и взаимодействие тел» (7 класс)Узагальнююче повторення по темі «Фонетика й графіка»Физкультпаузы во время выполнения домашних заданий
Шекспир создал яркие, наделенные могучей волей и сильными страстями характеры, способные как к героическому противоборству с судьбой и обстоятельствами, так и готовые преступить нравственный «закон» и погибнуть ради всепоглощающей идеи или страсти. Фирма «Мелодия» родилась в 1964 году и, став преемницей Всесоюзной студии грамзаписи, долгое время являлась единственной звукозаписывающей компанией в стране.
В 1565 году итальянский писатель, философ и ученый Джамбаттиста Джиральди Чинтио1* издал в Мантуе сборник новелл «Экатоммити». В седьмой новелле третьей декады он рассказал историю молодой добродетельной венецианки, которая вышла замуж за мавра, состоявшего на службе в венецианской армии, и которая была впоследствии зверски убита из ревности своим мужем.
Подробнее: www.w-shakespeare.ru
<\p>
Источник: https://chsvu.ru/kakogo-cveta-glaza-u-revnosti-po-mneniyu-yago-iz-tragedii-otello/
Цветоведение. Цветовой круг
Весь макияж основывается на цвете и его гармоничном сочетании. Шедевры художника создаются на одном и том же предсказуемом холсте, который им изучен и привычен, художник знает, как ляжет на холст тот или иной цвет, как он себя поведет, когда высохнет.
В работе визажиста все иначе, мы каждый раз работаем с новым холстом, который в разы сложнее чем бумага, кожа разных людей отличается как минимум тоном, и для того чтобы иметь представление как на ней поведет себя тот или иной цвет мы должны владеть наукой цветоведения.
Не стоит думать, что цветоведение необходимо только в профессиональной деятельности, в повседневном макияже также нужно уметь подбирать и наносить цвета.
Цветоведение дает нам такие замечательные знания, как то, что коричневые тени делают зеленые глаза намного ярче (это достигается при помощи содержащегося в коричневых тенях красного пигмента, который находясь рядом с зеленым делает его ярче).
Или всем известный зеленый корректор, который превосходно скрывает прыщи (при наложении зеленого на красный, он его нейтрализует, т.к. является его дополнительным цветом). Можно привести еще массу примеров взаимодействия цвета, и каждый из них будет доказывать, что колористика необходима не только профессиональному визажисту.
Крупнейший исследователь цвета в искусстве Иоханнес Иттен сказал: “Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом “незнании”. Но если вы в своем “незнании” шедевры создавать неспособны, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний”.
Иоханнес Иттен, 1920
В данной статье мы рассмотрим основы цветоведения. Но стоит помнить, что законы и теории нужны в ситуации неуверенности, а когда вас посещает вдохновение – задачи решаются интуитивно. Знание действующих в искусстве законов цвета, не должно сковывать полет вашей фантазии, а скорее, наоборот, должно помогать освободиться от колебаний и неуверенности.
Физика цвета
В 1676 году Исаак Ньютон применил трехгранную призму по отношению к свету, разложив тем самым белый солнечный свет на цветовой спектр, включающий все цвета, кроме пурпурного. В призме белый луч расслаивался на отдельные цвета. Цветовой ряд брал начало с красного цвета и минуя оранжевый, желтый, зеленый, синий завершался фиолетовым.
Исаак Ньютон проводит эксперимент со светом
Если это изображение вновь объединить, используя собирающую линзу, то узрим белый цвет. Если разделить этот спектр на две части, например – на красно-оранжево-желтую и зелено-сине-фиолетовую, и собрать каждую из частей специальной линзой, мы получим два смешанных цвета, которые при смешении образуют также белый цвет.
Два цвета, которые в объединении образуют белый цвет, именуются дополнительными цветами. Например, если исключить зеленый цвет из спектра, и с помощью линзы собрать оставшиеся цвета, то получим красный, дополнительный по отношению к удаленному зеленому. А при удалении желтого цвета получаем дополнительный фиолетовый.
Каждый цвет – это дополнительный по отношению к совокупности всех оставшихся спектральных цветов.
Основные понятия
Ахроматические цвета (бесцветные) – это белый, серый, черный и ряд серых тонов которые образуются при их смешении. Цвета данной шкалы отличаются друг от друга только по одному признаку – светлоте.
Хроматические цвета (обладающие цветом) – это все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном свете пурпурные. Хроматические цвета обладают тремя качествами: цветовой тон (т.е. разница в цвете), насыщенность (или чистота), яркость (или светлота).
Колорит – система цветовых сочетаний.
Теплые и холодные цвета – к теплым можно отнести: оранжевый, красный, желтый; к холодным: синий, зеленый, фиолетовый (смотри рисунок цветового круга ниже).
Нейтральные цвета – это серые, бежевые, коричневые цвета и все их неопределенные оттенки. Эти цвета являются нейтральными только в силу контраста.
Тон – это одна из характеристик, которая определяет оттенок цвета в его промежуточном состоянии при переходе из одного цвета в другой.
Валёр – это промежуточная ступень, через которую проходит цвет на пути к белому или черному. Таким образом, затемняя или осветляя цвет мы изменяем его валёр.
Насыщенность – когда цвет находится в чистом виде это его высшая степень насыщенности. Осветляя или затемняя цвет, мы снижаем его интенсивность.
Яркость цвета – определяется его приближением к белому или черному. Примешивая белый к цвету, мы увеличиваем его яркость, добавляя черный – снижаем. Соответственно белый это максимальная яркость, черный – минимальная.
Цветовое воздействие
Психофизиологическая реальность цвета такова, что идентичность цвета и цветового воздействия существует только при соблюдении гармонии. В остальных случаях цвет может приобретать новое качество. Например:
– белый квадрат на черном фоне кажется более крупным, чем такой же черный на белом фоне;
– один и тот же светло-серый квадрат кажется светлым на черном фоне, и более темным на белом;
– желтый квадрат на черном фоне кажется более ярким и агрессивным, а на белом теплее и темнее;
– красный на черном кажется светлее и интенсивнее, а на белом становится более темным;
– если изобразить серый квадрат на оранжево-красном – серый цвет приобретет синеватый оттенок, а изображенный на холодном синем серый квадрат станет красноватым.
Таким образом, если главным в вашем рисунке является цвет, то композиция должна брать начало именно с определения цветовых пятен, а не с линий к которым потом добавляется цвет, только так можно достичь сильного и убедительного цветового воздействия.
Цветовой круг, цветовая гармония
Говоря о цветовой гармонии, мы подразумеваем то, какое впечатление на нас производит то или иное взаимодействие цветов. Таким образом, понятие “цветовая гармония” находится в области субъективных чувств.
Но с помощью изучения физиологической стороны цветового видения его можно перенести в область объективных закономерностей. Если, например, некоторое время смотреть на красный квадрат, а потом прикрыть глаза, то у нас возникнет иллюзия зеленого квадрата, и наоборот.
Такой опыт можно проделать с разными цветами, и всегда в глазах будет возникать дополнительный к увиденному цвет. Так реализуется естественная потребность достичь равновесия.
Физиолог Эвальд Геринг доказал, что состояние равновесия в глазах дает средний серый цвет, а при его отсутствии наши мозг и глаза теряют спокойствие. По законам физики пигментная смесь дополнительных цветов (в отличии от световой дающей белый свет) дает серо-черный цвет.
Таким образом, смешивая в надлежащей пропорции три основных цвета (желтый, красный, синий) или пары дополнительных цветов содержащих эти цвета (напр. “синий – оранжевый” = “синий – (желтый + красный)”) мы получим так необходимый нашим глазам и мозгу нейтральный серый. Все другие сочетания не дают гармоничного равновесия и обретают дисгармоничный или экспрессивный характер.
Исходя из выше изложенного: большое значение имеют расположение цветов, степень их светлоты, чистоты и количественное соотношение.
Двенадцатичастный цветовой круг – система, которая дает возможность видеть перед собой всегда все двенадцать цветов и легко найти все их вариации.
Чтобы, попрактиковаться в смешивании цветов, стоит попробовать нарисовать его самой. Три основных цвета размещаются в равностороннем треугольнике, далее пропорционально выстраиваются дополнительные цвета, т.е. цвета второго (получаемые путем смешения основных цветов) и третьего порядка (смешение цветов первого и второго порядка).
Основные (цвета первого порядка): Красный ЖелтыйСиний |
желтый + красный = оранжевый; желтый + синий = зеленый;
красный + синий = фиолетовый.
Дополнительные (цвета третьего порядка):
желтый + оранжевый = желто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зеленый = сине-зеленый;
желтый + зеленый = желто-зеленый.
Используя цветовой круг можно построить цветовые созвучия из 2-х, 3-х, 4-х и большего числа цветов, которые служат основой общей цветовой композиции. Для этого используем геометрические фигуры, которые можно вращать в пределах круга.
Но стоит помнить, что основные цвета должны быть определены с максимальной точностью, а цвета второго порядка весьма тщательно смешаны и не склоняться ни к одному из своих компонентов. Это достаточно нелегкая, но весьма полезная задача.
Если все нарисовано правильно и все двенадцать цветов имеют равные отрезки, цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, являются дополнительными.
1 Созвучие двух цветов – гармоничное сочетание образуют два диаметрально противоположных цвета.
2 Созвучие трех цветов – цвета, расположение которых образует треугольник.
3 Созвучие четырех цветов – цвета, расположение которых образует квадрат, прямоугольник или трапецию.
Цветовые контрасты
Контраст – это когда при сравнении двух цветов четко выражены их различия. Наши глаза познают все посредством сравнения, следовательно, линия будет длинной, только если рядом расположена короткая.
Основные виды контрастов:
1 Контраст по цвету – самый простой тип контраста, который можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов, находящихся в их предельной насыщенности. Таким образом, основная группа, состоящая из трех цветов (красного, желтого, синего) представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и другие чистые цвета образуют достаточно сильный контраст.
2 Контраст светлого и темного – наиболее сильным обозначением света и тени является, безусловно белый и черный. Что же касается хроматических цветов, то на цветовом круге мы видим, что фиолетовый самый темный цвет, а желтый самый светлый. Это значит что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты.
3 Контраст холодного и теплого – этот тип контраста образуют теплые и холодные цвета, наибольший контраст теплого и холодного дает сочетание красно-оранжевого (или сурик), который является самым теплым и сине-зеленого (окись марганца) – самого холодного цвета.
4 Контраст дополнительных цветов – каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет являющийся дополнительным по отношению к нему. Дополнительные цвета образуют странную пару, несмотря на противоположность, они нуждаются один в другом и, находясь рядом максимально друг друга зажигают.
5 Контраст по насыщенности – это противоположность насыщенных и чистых цветов блеклым и приглушенным. Существует четыре способа которыми цвета теряют свою чистоту:
– чистый цвет смешивается с белым, что делает его более холодным;
– путем смешения чистого цвета с черным;
– насыщенный цвет ослабляется, если добавить в него смесь белого и черного (серого);
– можно изменить чистые цвета добавлением соответствующих им дополнительных цветов. Осветленная белым смесь дополнительных цветов в различных пропорциях образует редкостные по своей сложности оттенки.
Работа Marion Bolognesi для Rouge Magazine
Теперь ты знаешь основы науки о цвете. Больше информации об искусстве цвета ты можешь найти в одноименной книге Иоханнеса Иттена.
От себя же могу добавить на будущее один и, по-моему, самый важный совет: черпай вдохновение для своих колористических шедевров из природы, будь то красное яблоко на зеленом дереве, серо-голубое небо во время грозы или завораживающий камуфляж диких животных, в природе все идеально – она никогда не ошибается.
Источник: https://liketka.com/krasota/item/tsvetovedenie-tsvetovoj-krug
Центр современного искусства “Облака”
«Офелия, безвинно утонувшая». Так называется одна из новелл режиссера и сценариста Ренаты Литвиновой. Но что мы знаем об этой девушке, которую Шекспир словно пускает тенью по «Гамлету». Известно, что она покончила с собой, утонула.
Предположительно, этому предшествовали душевные муки и неприятие действительности – факт убийства ее отца. Этот образ, лишенный ярких черт и детального описания, на протяжении нескольких столетий привлекает внимание художников.
Чем? Загадочностью и непостижимостью? Или в Офелии авторы живописных полотен воплощают свое представление о женской сущности?
Самой знаменитой картиной, на которой изображена влюбленная в принца датского девушка, стало полотно прерафаэлита Джона Эверетта Милле, написанная в 1852 году. Его Офелия предстает обезумевшей и отдавшейся судьбе героиней, ее рассеянный взгляд привлекает внимание зрителей.
История создания картины печальна. Милле позировала девятнадцатилетняя начинающая художница Элизабет Сиддал. Сперва он отдельно писал окружающий пейзаж, что было несвойственно для прерафаэлитов.
Эту работу он описывал так: «В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться».
Над образом самой Офелии Милле работал в лондонской квартире. Девушка лежала в ванной, воду в которой подогревали горелки. Во время одной из встреч лампы погасли, но Элизабет не сказала об этом художнику. В итоге она промерзла, так как дело происходило зимой, и тяжело заболела.
По одной из легенд, окутавших эту картину, девушка скончалась после завершения работы над полотном. Однако другая версия, более похожая на правду, гласит: Сиддал умерла в возрасте 32 лет после продолжительных болезней и сопутствующей депрессии, от передозировки лауданума.
Многие расценивают это факт как самоубийство.
Через тридцать лет русский художник Константин Маковский представляет свою версию шекспировской истории. В 1980-е годы из-под его кисти выходят сразу две «Офелии».
Общим для обоих полотен становится совершенно потерянное состояние девушки и всепоглощающая атмосфера безысходности.
Неадекватный взгляд в никуда, глубоко в себя или бесконечно далеко, в предчувствии скорого, единственно возможного, исхода – такой видит возлюбленную Гамлета Маковский.
Дважды обращается к шекспировским героям Михаил Врубель. Картина «Гамлет и Офелия», написанная в 1888 году, выполнена в характерных для художника холодных тонах. На ней принц датский и его возлюбленная предстают в момент напряженного диалога.
Образ драмы предстает на контрасте: противоречивый, но полный уверенности Гамлет и погруженная в себя, задумчивая Офелия. Художник передает атмосферу всепроникающего трагизма, который прячет под своим крылом и героев, и зрителей.
Не покидает ощущение, что на Шекспира Врубель смотрит через призму лермонтовского «Демона».
Трижды, в 1889, 1894, 1910 годах пишет «Офелию» представитель позднего прерафаэлитизма Джон Уильям Уотерхаус. На первом полотне героиня лежит на траве, на втором мы видим ее на пороге самоубийства, сидящей около реки, и, наконец, третья картина иллюстрирует момент, предшествующий гибели – Офелия вот-вот здесь сделает решающий шаг и окажется в воде.
На картине французской художницы Мадлен Лемер Офелию отличает от других вариаций наличие некоего озорства.
Героиня Лемер лишена привычного отчаяния – оно скрывается за легкостью, с которой Офелия подходит к воде.
Однако это впечатление рассевается при внимательном изучении деталей – девушка, возможно сама того не осознавая, ведомая безумием, находится на грани. А дальше? А дальше, цитируя самого Шекспира, «а дальше – тишина».
Источник: https://artoblaka.ru/blog/obraz-ofelii-v-mirovoj-zhivopisi-bezvinno-uto/
Образ Гамлета сквозь призму литературной критики | Довідник школяра – кращі шкільні уроки по всім предметам
«Художественная система драматургии Шекспира выросла на почве традиций народного театра и лишь немногим обязана наследию античного театра. Драма классической древности отличалась строгим единством построения.
В пьесах античных авторов действие, как правило, происходило в одном месте и на протяжении краткого периода, около суток; сюжет содержал лишь одно событие, изображавшееся без каких-либо отклонений.
В трагедиях действие вообще начиналось уже накануне развязки конфликта.
Драматургия Шекспира не скована никакими жёсткими рамками. Пьеса изображает не одно событие, а цепь происшествий, зритель видит зарождение, развитие, усложнение и развязку со множеством всевозможных подробностей. Нередко перед ним проходит вся жизнь человека. А рядом с судьбой главного героя и героини показаны и судьбы остальных участников событий.
Шекспир часто ведёт две, а то и три параллельные линии действия. Некоторые эпизоды не всегда связаны с главным действием, но по-своему и они необходимы, — для создания атмосферы и для обрисовки жизненных условий, в которых развивается трагедийный или комический конфликт.
Сравнивая два типа драмы, немецкий критик начала ХIХ века Август Вильгельм Шлёгель метко определил, что античная трагедия скульптурна, а трагедия Шекспира — живописна.
И действительно, в античной драме величественная и неизменная фигура героя или героини подобна прекрасной статуе, тогда как в пьесах Шекспира много разнообразных персонажей, и в целом его драмы подобны пёстрым, многокрасочным картинам с обилием интересных деталей.
Древность строго разграничивала пьесы по их общей тональности, тогда были либо мрачные, либо весёлые представления — трагедии или комедии. У Шекспира в одной пьесе уживается серьёзное со смешным, и в его трагедиях немало шутовства, а в комедиях подчас происходят события, находящиеся на грани трагического.
Шекспир принёс в драму важные новые художественные принципы, которых до него вообще не было в искусстве. Характеры героев в древней драме обладали лишь одной какой-нибудь важной чертой.
Шекспир создал героев и героинь, наделённых чертами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своих героев в развитии.
Эти художественные нововведения обогатили не только искусство, но и понимание природы человека».
Збережи – » Образ Гамлета сквозь призму литературной критики . З'явився готовий твір.
Источник: https://lessons.com.ua/obraz-gamleta-skvoz-prizmu-literaturnoj-kritiki/
Основы колористики и цветовой композиции. Часть 3
Художников и педагогов всегда подкупают своей непосредственностью и чистотой детские рисунки. Особенно привлекает их цветовой строй. Ребенок всегда не задумываясь поет свою песню в рисунке. Ему не ведомы формальные приемы и теоретические выкладки.
Многие художники старались разобраться в детском восприятии цвета, а некоторые даже пытались подражать детскому рисунку. Интересно, что дети до трех лет в своих рисунках чаще изображают сюжеты линиями, оставляя за пределами внимания цвет.
Это связано с формированием в этом возрасте моторно-двигательных навыков.
Детей с трех до шести лет все больше и больше привлекает цвет, так как при визуальном знакомстве с окружающим миром цветовые характеристики предметов выходят на первое место.
И лишь ребенок старше шести лет, приобщаясь к культуре, изучая строение предмета, вникая в произведения искусства, вновь обращается к форме, но уже обогащенной цветовыми характеристиками. В это время детей надо учить рисовать.
Иначе очень скоро они начинают стесняться своих работ и перестают рисовать вовсе. Поэтому так мало детей старшего возраста занимаются изобразительным искусством.
Очень странно бывает иногда видеть на выставках детских рисунков восхищения старших беспомощными по форме, но интересными по цвету рисунками 12—15-летних ребят. Раздаются еще голоса в защиту теории спонтанного развития изобразительного творчества детей, хотя эта теория подвергалась критике педагогикой много лет назад.
<\p>
Закрыть<\p>
Основы колористики и цветовой композиции.
Ф. Арнхейм приводит интересные примеры опытов психолога-исследователя Формаха, который пришел к выводу, что спокойное настроение человека содействует образованию реакций на цвет, а подавленное — на форму.
Человек педантичный, неэмоциональный, строго контролирующий себя, лучше воспринимает форму, и наоборот, чувствительные люди, неустойчивые, легко поддающиеся влиянию окружающих, предрасположенные к эмоциональным взрывам, неорганизованные, лучше воспринимают цвет, хотя любой человек неравнодушен к восприятию цвета и всегда реагирует на цветовые ощущения окружающего его мира.
Рошах обнаружил, что синему и зеленому цвету отдают предпочтение люди, которые держат свои эмоции под строгим контролем, а красного цвета они стараются избегать.
Чистый, яркий, насыщенный цвет всегда волнует любого человека, а серо-голубоватый, мягкий приводит к задумчивости.
Шарль Фере пришел к выводу, что цвет влияет на кровообращение и мускульные сокращения: на синий цвет реакция организма меньше всего, на зеленый — немного больше, на желтый, оранжевый и красный — еще больше.
Интересные исследования Курта Гольдштейна приводит Р.
Арнхейм: «Будучи врачем-невропатологом, он обнаружил, что у пациентки, которая страдала болезнью головного мозга и обладала поэтому нарушенным чувством равновесия, всякий раз, когда на нее надевали платье красного цвета, начиналось головокружение и она была близка к обморочному состоянию. Эти симптомы пропадали, когда одежда была зеленого цвета».
Большинство людей не любят желтый цвет. Мужчины больше, чем женщины, любят синий цвет.
<\p>
Закрыть<\p>
Основы колористики и цветовой композиции.
Художники также отдают предпочтение какому-нибудь цвету. Например, Суриков и Нестеров писали свои картины в холодном колорите. Архипов и Репин — в теплом. Для Ван Гога всегда было интересным использовать все возможности желтого цвета, превращая его в светящиеся, излучающие свет фрагменты своих живописных полотен.
Вообще Ван Гога можно считать художником, выражавшим свои чувства, переживания и замыслы при помощи цвета. Смена «голубого периода» на «розовый» у П. Пикассо соответствовала изменениям в настроении и содержании его картин. Все эти цветовые особенности отличают художника как личность.
Он узнается сразу среди множества других.
На протяжении почти 40 лет занимался теорией цвета великий поэт, ученый-естествоиспытатель и философ Иоганн Вольфганг Гёте. Теория цветности (или хроматики, как ее еще называют) была любимым научным исследованием Гёте всю вторую половину его жизни. В 1829 г.
он сказал своему литературному секретарю Эккерману: «Все, что я сказал как поэт, отнюдь не наполняет меня особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучше жили до меня и, конечно, будут жить после меня.
Но что я в мой век являюсь единственным, кому известна правда в трудной науке о цвете, — этому я не могу не придавать особого значения, это дает мне сознание превосходства над многими».
<\p>
Закрыть<\p>
Основы колористики и цветовой композиции.
Гете отвергал теорию цветности Ньютона, т. е. ее физико-математические основы. Он придавал огромное значение восприятию цвета человеком, образной стороне цветовых ощущений, т. е. психологическим основам. С точки зрения ученого-физика «наука о цвете» Гёте несостоятельна. Он, например, считал, что нельзя разложить свет на цвета спектра.
Метафизической можно назвать его «науку о цвете» и с точки зрения ученого-цветоведа и искусствоведа. Но многие мысли Гёте о цвете помогали художникам решать в своем творчестве проблемы цветообразности. Поэтому, говоря о цвете, очень часто приводят гетовские положения и выводы.
Интересно, например, как он понимал выразительность отдельных цветов. Гёте отличал положительные, или активные, цвета: желтый, оранжевый, красный, — создающие активное, оживленное, сильное отношение, от отрицательных, или пассивных, цветов — синего, фиолетового, которые согласуются с безмятежным, спокойным, мягким и тоскливым настроением.
Основные цвета у Гёте — желтый и синий. Желтый цвет соответствует свету, ощущению тепла, радости и блаженства. Веселый и слегка очаровывающий, он также являлся символом благородного спокойствия. Желтому противопоставляется синий цвет. Синий, лиловый и фиолетовый цвета — цвета тени, грусти.
Синий цвет — это «очаровательное нечто», пустое, холодное, выражающее противоречивое ощущение спокойствия и побуждения. Все остальные цвета, по Гёте, находятся между этими двумя полюсами. Красный цвет — чистый, выражающий высокое благородство и серьезность. Обладающий свойством величавого спокойствия красный цвет — цвет королевской власти.
Зеленый цвет дает реальное удовлетворение, позволяет глазам человека по его разуму полагаться на этот цвет. Оранжевый цвет производит невероятный шок и буквально рвется в органы зрения. Он нарушает спокойствие и приводит в ярость все живые существа.
Гармонические пары, по Гёте: синий и желтый цвета, которые дают эмоциональную окраску «бледная», «обыденная»; желтый и пурпурный — эмоциональная окраска «великолепная»; фиолетовый и оранжевый — эмоциональная окраска «возвышенная».
<\p>
Закрыть<\p>
Основы колористики и цветовой композиции.
Гете придавал огромное значение гармонии. Он писал: «Я знал образованных людей, которые были вне себя от ярости, когда в серый, пасмурный день им попадался кто-нибудь навстречу, одетый в алое пальто». Опровергая метафизическую теорию Гёте в целом, надо все же признать положительной ту ее часть, которая рассматривает восприятие цвета как сложный психологический процесс.
В изобразительном искусстве поворот к глубинному изучению и практическому применению цвета особенно ярко проявился у импрессионистов.
Импрессионисты не хотели уменьшать насыщенность цвета, получающегося в результате активного смешения пигментов, поэтому на своих картинах они могли воспроизводить эффект колебания воздуха и делали видимыми для человеческого глаза цветовые элементы, скомбинированные в сложное цветовое смешение.
Они заставляли глаз функционировать подобно фотопленке, т. е. интенсивно. Каждая цветовая точка предмета определялась как бы изолированно, словно она воспринималась через отверстие. Отбросив черные и коричневые краски, они сделали гамму своих картин более светлой.
Но это и явилось недостатком их живописи. Лишенные темных тонов предметы потеряли контраст и сузили диапазон яркости. Видя лишь оттенки, импрессионисты потеряли локальный цвет предметов и их фактуру.
В дальнейшем пуантилисты довели живопись до того, что картина воспринималась как панель светящихся лампочек, которые одинаково сильны и не зависят друг от друга. Изобразительной единицей стал не объект, а мазок кисти. Но яркость в картинах пуантилистов потоками устремляется изнутри предметов. Каждая точка картины характеризуется лишь одним значением яркости и цвета.
Постимпрессионисты по-разному относились к изображению в картине предмета, но все без исключения увлекались цветом. Ван Гог через цвет пытался выразить всю свою душу и эмоции. Матисс почти отказался от оттенков и искал гармонию цветовых отношений через локальный цвет. Сезанн вернул предмету вес и фактуру.
Четкая пространственная организация полотен Сезанна строилась на изменении цветовых плоскостей. Часто он изображал наиболее выпуклые места (щека, яблоко) посредством чисто красных цветных пятен, а углубления (уголок глаза) — чисто голубым. Границы предметов у Сезанна — часто несмешанные цвета красок.
Различные цветовые оттенки, гармонично подобранные с учетом изменения цвета в пространстве, придают полотнам Сезанна состояние покоя, уравновешенности.
Современный художник по-разному относится к задачам и целям своего творчества, но профессионально подготовленный живописец никогда не будет равнодушен к возможностям цвета. Прекрасный художник и педагог А.В.
Шевченко говорил: «Живопись может быть формальной — искусство никогда. Ибо искусство заключает в себе синтез, синтез человеческой мысли и средств выполнения.
И чем выше качество того и другого, тем в целом выше искусство, тем объективнее оно, тем доступнее пониманию».
<\p>
Закрыть<\p>
Основы колористики и цветовой композиции.
Основываясь на изложенном теоретическом материале, учащимся предлагается выполнить следующие практические упражнения (см. учебные работы на цветной вклейке):
- Спектральный круг, помогающий учащимся применить на практике теоретические знания.
- Натюрморты: теплого колорита, холодного колорита, контрастных колористических сочетаний, в противоположных по спектру цветах (по воображению).
- Натюрморт «под мастера». Данная практическая работа выполняется на основе глубоко изученного материала по истории искусств.
- Натюрморт «настроение». В натюрморте, написанном с натуры, учащиеся делают акценты цветом и тоном, передающие определенное психологическое состояние.
Также самостоятельно выполняются плоскостные геометрические композиции, цветовая гамма которых характеризует:
- времена года;
- время суток;
- эмоциональные состояния.
Данная работа в дальнейшем облегчит работу архитектора над колористическим решением как интерьера, так и экстерьера проектируемого здания, поможет избежать ошибок в выборе цветовых сочетаний и добиться желаемого психологического воздействия на зрителя.
Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.
- Стр. 3 из 3
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
<\p>
Источник: https://urokizo.ru/tsvetovedenie/osnovyi-koloristiki-tsvetovaya-kompozitsiya/3/