Петербург в преступлении и наказании: сочинение

Петербург в романе Достоевского

Тема Петербурга в русской литературе

Тема этого великого города была задана в отечественной литературе ещё Пушкиным. Двуликая российская столица предстаёт в произведениях «Медный всадник» и «Пиковая дама»:

  • могучий и прекрасный Петербург, сотворённый Петром,
  • и Петербург с живущим в нём бедным Евгением, город, своим существованием обращающий жизнь маленького человека в трагедию.

Столь же двулик и гоголевский Петербург: фантастический город, нередко проявляющий враждебность к человеку и способный сломать его судьбу.

Полон печали и некрасовский Петербург: город с бездушными парадными и кровавой Сенной площадью.
Но именно Петербург Достоевского играет особую роль в формировании литературного образа города.

Петербург у Достоевского в «Преступление и наказание»

Город писателя здесь – это место униженных и оскорблённых, где вершатся злодеяния, город, который самим существованием способен побудить человека к убийству себя или других.

Петербург как место страшных событий

Действия «Преступления и наказания» происходят в трактирах, распивочных, трущобах, закоулках, домах терпимости и полицейских конторах, комнатах-гробах, дворцах-колодцах, на облитых помоями чёрных лестницах, в Канаве и на Сенной.
Судьба героев нередко решается прямо на улице, так Петербург и становится местом, где гибнут люди.

  • Мармеладов попадает под колёса щегольского экипажа;
  • страдающая чахоткой Катерина Ивановна умирает прямо на улице;
  • на улицу же Соня направляется, чтобы продавать себя;
  • Свидригайлов решает покончить собой перед каланчой;
  • утопленницу обнаруживают в Неве;
  • встреча Раскольникова с обесчещенной девочкой происходит на Конногвардейском бульваре;
  • для всенародного покаяния Раскольников приходит на Сенную;
  • он блуждает улицами Петербурга, и вынашивая убийство, и уже после него.

Прекрасного города  практически нет в описаниях Достоевского. Даже тогда, когда нам встречаются подобное описание, автор непременно возвращается к описаниям города грязного.

«почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость».

Цветовая палитра автора в описаниях Петербурга в романе

Эти городские описания и описания его героев изобилуют жёлтым цветом:

  • в каморке Раскольникова были обои грязно-жёлтого цвета;
  • обои того же цвета в квартире старухи и комнате Сони;
  • кабинеты старухи и Порфирия Петровича обставлены мебелью этого же цвета;
  • ярко-жёлтые дома Петровского острова, лица Раскольникова, старухи и Порфирия тоже желты;
  • вместо паспорта Соне был выдан жёлтый билет.

По убеждению Свидригайлова, этот город – город полусумасшедших, и поэтому подобное нагнетание жёлтого не является случайным, поскольку «жёлтым домом» принято называть сумасшедший дом.

Городские строения в «Преступлении и наказании»

Образ города у Достоевского составляют также и дома с живущими в них людьми. И дома эти представляются ужасными.

«Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру». «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней».

Дома эти – благодатная почва для теорий, подобных концепции Раскольникова. В них находят свою гибель не только взрослые, но и дети.

Духота и одиночество Петербурга

Обратите внимание

Основные события романа разворачиваются летом. Лето Достоевского не типичное северное лето Петербурга – он изображает его жарким и удушающим. Где бы ни находились герои – в квартирах, распивочных, углах или на улицах – везде дыхание их стеснено.

«Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Атмосфера удушья превращается в символ места, в котором созревают идеи Раскольникова и совершаются злодеяния.
Петербург у автора – это город одиноких.

«Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!»

– восклицает в отчаянии Мармеладов. Каждый человек здесь пытается уединиться и стремится к уходу от других людей.

«Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу»,

– сообщает о Раскольникове Достоевский.
В эпилоге произведения Достоевский приводит описание природы как антитезу панораме ужасного города.

«С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Подобным образом, противопоставляя петербургскую удушливость свежести сибирского воздуха, Достоевский завершает свой роман.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p> Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/peterburg-dostoevskogo

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание

Для понимания содержания романа “Преступление и наказание” важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений Федора Достоевского. В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов.

Петербург в романе Достоевского – это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни. Городской пейзаж в произведениях Достоевского – пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа.

Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье. Эта духота приобретает значение символа России. Петербург – город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей.

Это город узких переулков и трущоб. Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга – безобразное. Рядом с Сенной площадью – переулок, в котором только 16 домов. В нем во времена Достоевского находилось 18 питейных заведений. Уродливые пьяные случаются навстречу Раскольникову. Не менее уродливые вопли слышатся из трактиров.

Жизнь Петербурга безобразна. Пьяную девочку преследует 30- летний мужчина. В отчаянии бросается с моста женщина. По улицам ходит с детьми и просит милостыню Екатерина Ивановна. Именно здесь, на улице, и умирает. Попробуем заглянуть в комнаты, где живут герои романа.

Комната Раскольникова маленькая, как клетка в шесть шагов, с желтыми грязными обоями, которые подходили от стен, низким потолком, которая будто давит на жильца.

Эта комната – кладовая – прообраз более грандиозной, но такой же душной “кладовые” – Петербурга. Именно в этой кладовой, похожей на шкаф, родилась идея Раскольникова.

Так же душно, тесно и в комнате Сони. Эти серые грязные стены давят.

У Достоевского важна каждая деталь. И даже желтый цвет выбран писателем не случайно. В те времена этот цвет ассоциировался с “желтым домом”, то есть с домом для умалишенных, и создавал ощущение что все происходит неправильно.

Важно

При описании интерьеров Достоевский использует слова что-то. где-то. как-то. как. подчеркивая этим ненадежность существования людей. Нищета и безысходность царят в городе.

Достоевский считает, что показатель совершенства или несовершенства мира – это жизнь детей. – Какими же мы видим детей Петербурга? Трагическое и неприглядно жизни детей Мармеладова.

На итоговом этапе урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: в этом безупречном образе города, который враждебен к человеку и природе, автор воплотил протест против господствующего зла, против неправильно устроенного общества.

Протест против этого не – человечности. Но наряду с представлениями о безобразном город живет в душе Достоевского и мечта о Петербурге, созданный людского счастья, город, который воплощает здоровый дух гармоничного общества.

Когда Раскольников идет на преступление, он думает о хорошо, прекрасный город.

Таким образом, Ф. Достоевский создал в своем романе образ капиталистического Петербурга, душного, трагического, фантастического города, как символа бесчеловечным ненормального общества.

Писатель выразил протест против удушающей, давящей на человека атмосферы. Но Петербург Достоевского – это не только олицетворение зла, но и надежд. Писатель верит, что люди “сотворят достойные плоды покаяния” и Петербург будет другим.

Петербург сегодня же действительно другой.

Источник: https://schoolessay.ru/obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Петербург в романе достоевского «преступление и наказание»

ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе «Преступление и наказание» Достоевский не описывает архитектурных красот города и уделяет мало внимания его облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем.

Сдавленное пространство примыкающих к Сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы — таков Петербург Раскольникова. Герой просто не замечает города, он слишком поглощен своими тяжелыми мыслями.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский показал жизнь в Петербурге «маленького» человека, задавленного нищетой. Ведь в произведении даже не упоминается знаменитый Невский проспект — бедноте там нет места.

Совет

А где обитают обездоленные? Мы видим, как, получив от Алены Ивановны деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, смрад, и «все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно сделаться пьяным».

Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, чья жизнь загублена нищетой и пьянством: «А коли не к кому, коли пойти больше некуда?».

Действительно некуда, потому что условия, в которых живут эти люди, вряд ли можно назвать нормальными.

Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; даже духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Здесь Петербург уже выступает как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила.

Под вечер парного июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Школьников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия.

С этого момента — без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним неживого персонажа — огромного города.

Действие романа погружено в эпоху, прозванную «железным веком». И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.

Обратите внимание

Ведь было два Петербурга. Один город, созданный руками архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и сегодня.

Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург — город, в котором люди живут в «клетушках», в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и- большинство знакомых нам героев Достоевского.

Читайте также:  Анализ стихотворения «век» (о. мандельштам)

Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

А вот как описан второй Петербург, увиденный Достоевским:  «На улице жара стояла страшная, к тому же духота и толкотня всюду. Мрачен Петербург Достоевского. «…Духота, толкотня, всюду известна, леса, кирпич, пыль и…

особая летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — так описывает Достоевский царившую в городе атмосферу, — все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

Эти два Петербурга несравнимы: Петербург трущоб как будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого несправедливого деления, в среднем мы получили бы посредственный, серый город, который не смог бы вдохновить собой писателей и поэтов, опутывая их своей магической философией «двуличности».

При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем «закрыт от солнца» и от других людей, каждый — в своем «шкафу», в своей каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели.

Сама окружающая обстановка создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует возникновение самых невероятных и фантастических теорий: «Я тогда, как паук, в себе в угол забился.

Я любил лежать и думать».

Важно

Город — прекрасный материал для раздумий, он подталкивает мысль в определенном направлении и заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем зараженного «болезнью большого города», является навязчивый желтый цвет.

Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук», каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, мебель из желтого отполированного дерева в кабинете Порфирия Петровича.

Эти детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, являются предвестницами недобрых событий.

Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию.

И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа: Мармеладов спивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в когти Дарьи Францевны, «женщины злонамеренной и полиции многократно известной».

Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец.

Многие блуждания главного героя происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге.

Несоответствующей географическому расположению Петербурга описана жара, которая усиливает вонь распивочных, лето не превращает столицу в город «Солнца», а только усиливает ее гнетущее воздействие на душу.

Совет

Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе.

В душных темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие «кровь по совести». На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна. Трагическое ощущение бессмысленности и враждебности жизни отличает описание Петербурга — города одиночества в романе «Преступление и наказание».

Нигде нет теплоты человеческого общества, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Несчастье обитателей Петербурга ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию.

Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия.

Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа.

Это — иной, неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся Природы, и здесь, вместе с весною, охватывает его «необъятное ощущение полной и могучей жизни».

Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия.

И тут мы видим, что каторга — место, предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы, оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой личности, чем реальная «воля» большого города.

Обратите внимание

Ф. М. Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации — имеет на душу человека пагубное влияние.

Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Город — трагическая судьба человека.

Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, порожден человеком в его отщепенстве и скитательстве.

История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя.

В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют единое целое.

Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента, и Петербург здесь не просто место действия, не просто образ — Петербург участник преступления Раскольникова.

Это относится и к описанию Достоевским природы.

Мир, окружающий человека, всегда дается как часть личности этого человека, становится как бы внутренним пейзажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки.

В душе Раскольникова-убийцы так же «холодно, темно и сыро», как в Петербурге, и «дух немой и глухой» города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки.

Важно

Мир героев романа «Преступление и наказание» тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница – это «убийца и блудница». Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.

В романе почти все – «бывшие». Раскольников – «бывший студент», Мармеладов – бывший чиновник, Соня бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны – бывшие «дворянские дети», которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню.

Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты, нет у них нормального семейного очага, своего крова, все люди в романе – осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они Мармеладовы: Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна – существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном пристанище у знакомых.

Многие из них бывают изгнанными и с того случайного места, почти все они вольные или невольные «вечные странники». Нет у них и душевного покоя. Настрой у большинства героев отрицательный.

Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот женщина бросается с моста в реку. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынуждены просить милостыню.

То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными.

Эти картины — неизбежная принадлежность петербургской жизни. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Зловещая тень города накрывает его обитателей героев романа Достоевского, подавляет и порабощает их, заставляя жить по своим законам.



Источник: https://scribble.su/work/seria/37.html

Образ петербурга в романе «Преступление и наказание»

Сочинения по литературе: Образ петербурга в романе «Преступление и наказание» Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события.

В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков в обществе, говорит о Петербурге как о “среде”.

Таким образом, в романе ставится вопрос о влиянии “среды” на человека, в данном случае о влиянии Петербурга на Раскольникова и на появление его теории.

С одной стороны, Достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период времени. Отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга. Это создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности.

Совет

Даже жара, духота — исторически верные мотивы, современники отмечали необычайную жару в Петербурге летом 1865 года. С другой стороны, автор создает странную атмосферу полуяви; следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ.

Мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества. Духота, на которой акцентирует внимание автор, — это символ безысходности, бесперспективности положения героев. Они мечутся по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа.

С описанием каморки Раскольникова в романе появляется мотив тесноты, стесненности.

Пульхерия Александровна сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно. “На аршине пространства” живут и другие герои романа: Мармеладовы, Соня.

Это герои самые “униженные и оскорбленные” в романе, а Лизавета, самое беззащитное и забитое существо в романе, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой.

Теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане. Еще один мотив, который постоянно выделяет автор, — это мотив грязи на улицах, и не только.

Петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, “вонючий, пыльный> зараженный городом воздух” — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой.

Не случайно Раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство. Фонтаны дают живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе.

Обратите внимание

Возможно, Раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких.

Мотив воды, однако, принимает зловещий характер: в реке пытается утопиться пьяная женщина. С урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества.

Автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему Петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при помощи теории Раскольникова. Наиболее важными проблемами отягощена семья Мармеладовых. В этом “Преступление и наказание” перекликается со стихотворением Н. А.

Некрасова “Утро”: те же проблемы пьянства, проституции, дуэлей, экономического расслоения городских жителей, мотив самоубийств.

В романе оканчивает жизнь самоубийством Свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами экипажа Мармеладов, “пошла по желтому билету” Соня и в общем-то то же самое собиралась сделать Дуня, заставляет просить подаяние своих детей Катерина Ивановна. Все эти герои — непосредственное окружение Раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория Раскольникова.

Петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое доброта» по тексту пикуля

На улицы большого города выходят герои романа: и Катерина Ивановна с детьми, и Сонечка, и даже Раскольников приходит на Сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его.

Таким образом, автор создал в романе необычайный образ Петербурга — конкретную социально-бытовую картину и город символов одновременно.

Традиция изображения Петербурга как города контрастов, города таинственного и в то же время конкретно реалистического, узнаваемого идет в русской литературе от Н. В. Гоголя, писателя “натуралистической школы”; Петербург Достоевского вместе с образом крупного столичного города ввел в роман особую атмосферу духоты, тесноты, грязи, жалкого существования героев и их проблем.

Важно

Петербург, с одной стороны, та “среда”, в которой существуют герои, в которой берет свои социальные истоки теория Раскольникова. Хотя причина преступления главного героя заключается не в том, что эта “среда заела”, но, безусловно, атмосфера Петербурга психологически подтолкнула Раскольникова к преступлению.

Источник: http://historylib.net/obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Петербург в романе «Преступление и наказание»

Действие произведений Федора Михайловича Достоевского часто происходит именно в Петербурге, который в то время был столицей Российской империи. Исключением не стал и роман «Преступление и наказание», образ Петербурга в котором занимает далеко не последнее место.

Петербург Достоевского

Образ Петербурга как состояние души

Петербург Достоевского предстает перед читателями городом серых, узких улиц и грязных, мрачных дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя.

Все события «Преступления и наказания» происходят в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения. Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания.

Однако такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова, задумывающего убийство старухи-процентщицы.

Юноша окружен угрюмыми домами и равнодушными, зачастую пьяными и злыми людьми; эта атмосфера словно подталкивает его к совершению злодеяния. После этого Раскольников ходит по душному городу с его изнуряющей летней жарой и пылью: в этой части Петербурга нет ни деревьев, ни фонтанов.

О действии петербургской атмосферы на людей говорит и один из героев романа – Свидригайлов: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!».

Жилища персонажей

Удручающе выглядят и жилища персонажей произведения.

Крошечная каморка Раскольникова похожа на гроб; квартирка Сони Мармеладовой напоминает сарай, номер Свидригайлова в гостинице душный и тесный, а семья Мармеладова вообще живет в проходной комнате.

Люди живут в «вонючих» дворах, ходят по облитым помоями лестницам: условия проживания также оказывают влияния на поступки и душевное состояние персонажей.

Желтый цвет

Одной из характерных черт, присутствующих как на улицах города, так и внутри его зданий, является нездоровый и раздражающий желтый цвет. В него окрашены обои, мебель, казенные учреждения Петербурга; желтые лица у пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы.

Сочетание этого цвета с серым подчеркивает безысходность и тоску, в которых живут все описываемые в романе люди: в их Петербурге нет радости и красоты.

Совет

Ежедневно видя перед собой серые, старые стены зданий, разбитые мостовые и желтые пьяные лица, они сами отправляются в многочисленные питейные заведения, совершают преступления, заканчивают жизнь самоубийством, занимаются проституцией.

В другой, «парадной» части города живут совершенно другие люди: они хорошо одеты, никогда не испытывают чувства голода, постоянно веселятся на балах. Им нет дела до обитателей другого Петербурга.

Социальное неравенство

В одном из эпизодов Раскольников с моста смотрит на прекрасную панораму парадного города, из-за чего едва не попадает под колеса богатой коляски; та часть северной столицы – не для него, и обитателям Петербурга Достоевского нет смысла даже заглядываться на ее великолепие.

В романе «Преступление и наказание» образ города не только является фоном всех происходящих событий, но и иллюстрирует характерное для него тогда социальное неравенство.

Город мрачно равнодушен, так же, как и богатые люди, не желающие задумываться о жизни тех, кто обеспечивает их радостное существование, голодных сирот, больных женщин, безработных пьяниц и нищих студентов.

Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

<\p>

Источник: http://spadilo.ru/peterburg-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение на тему: ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Петербург — это город, которому по традиции при­писывается великолепие и шик. Это место, которому дано и предначертано судьбой быть законодателем мо­ды во всем — начиная от одежды и заканчивая архи­тектурой.

Это ориентир для нравов и общественных настроений, это точка, откуда все новое, что появля­лось в России, из окрестных государств, распространя­лось на бескрайние просторы империи.

Так было до тех пор, пока Петербург являлся столицей, и так оста­лось даже тогда, когда столица переехала в Москву. Северная жемчужина Российской империи — вот что такое Санкт-Петербург.

Но так уж повелось по неведомо кем установленно­му закону, что чем ярче роскошь, тем грязнее и ужас­нее ее оборотная сторона, тем глубже и темнее недра трущобных кварталов. Великолепие мундиров и па­радных туалетов, шарм костюмов, пошитых дорогими портными всегда уравновешиваются отрепьями и обно­сками бедноты.

Ф. М. Достоевский в своем романе не идет по сто­пам многих своих собратьев по перу, занимавшихся описанием вершин прелести города. Он отважно уг­лубляется в бедняцкие кварталы, в лабиринт грязных улочек, вонючих лестниц и затхлых конур, которые для их обитателей носят громкое именование «кварти­ры».

Уже на первых страницах романа читатель ока­зывается погруженным в многолетнюю грязь, столь же неотъемлемую часть Петербурга, как и дворцовый блеск: «…духота, толкотня, всюду известка, леса, кир­пич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности на­нять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, ко­торых в этой части города особенно множество, и пья­ные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Да, все именно так, сколько бы ни хотелось читателю не замечать безобразия, мерзости, скверны. Отвести взгляд от всего этого не дает автор, безжало­стно ведущий нас в преисподнюю летних бедняцких кварталов и не собирающийся давать даже самой ма­лой поблажки.

В «Преступлении и наказании» присутствие иного, великого и прекрасного, Петербурга, можно отследить разве что по каким-то отрывочным сведениям, оговор­кам, почти легендам. Его существование столь же зыб­ко и призрачно, как привидение покойной Марфы Пет­ровны, являвшееся Свидригайлову. И нереальность

Обратите внимание

Петербурга как прибежища высшего света не случай­на. Ведь герои «Преступления и наказания» почти в полном составе — это люди, которым дорога «наверх» заказана напрочь.

А те немногие, которым она открыта, выглядят почти как выходцы с того света, способные объявиться в настоящем мире только в ауре страха или сумасшествия. Вспомним Лужина, снизошедшего до Авдотьи Романовны как потенциальной жены, обязан­ной ему всем.

Вспомним того самого «благодетеля» се­мьи Мармеладовых, который в итоге стал причиной полного сумасшествия и без того уже слегка помешан­ной Катерины Ивановны.

Что же мы можем увидеть здесь, в этом демониче­ском городе, этом каменном чудовище, разлагающемся под жаркими лучами летнего солнца? Из чего состоит его плоть?

Во-первых — это бесчисленное множество старых, мрачных домов с квартирами-конурами. Здесь живут те, чей доход достаточно велик для того, чтобы не ва­ляться на улице, но слишком мал, чтобы они могли позволить себе если не приличное, то хотя бы сносное жилье.

Эти квартиры при всем своем различии в дета­лях представляют собой нечто единое и неотличимое в целом. Повидав одну из них, можно смело сказать, что прочие уже не будут незнакомыми. Мы найдем сходство между квартирами в облупленных обоях, за­колоченных потолках и подслеповатых, вечно пыльных стеклах.

Они одинаковы своей расшатанной, рассох­шейся мебелью и надтреснутыми дверными звонками, грязными кроватями и тяжелым, удушливым запахом плохой, некачественной пищи. В них не знают отдель­ных комнат и кровати отгораживают лоскутными или вовсе ветошными занавесками.

Все эти квартиры оди­наково непригодны для жилья, и во всех них живут люди. «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал бед­нейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней… Через задний угол была протянута дырявая простыня.

Важно

За нею, вероятно, помещалась кро­вать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догорав­ший сальный огарок в железном подсвечнике».

При­мерно в таких интерьерах существовали тысячи лю­дей, носивших гордое звание «петербуржцев» наряду с жителями того самого, нереального Петербурга, си­явшего на весь мир своими дворцами, соборами и особ­няками.

Во-вторых — распивочные. Эти заведения, пред­ставлявшие собой невероятно карикатурную пародию на рестораны, собирали в своем душном нутре отбро­сы из отбросов человеческого общества. Не опустив­шись до состояния полного безразличия, невозможно было заставить себя мало того, что зайти в них, так еще и пить или есть там.

Все эти трактиры, забегалов­ки, пивные были средоточием перекатной голи, безна­дежного люда, которому паршивое спиртное приноси­ло заветное опьянение и забытье.

И пока где-то на на­крахмаленных скатертях сервировалась серебряная посуда, на которую затем выкладывалась изысканная пища — здесь, в Петербурге «Преступления и наказа­ния», все выглядело примерно так: грязь, вонь, сум­рак. «Стояли крошечные огурцы, черные сухари и ре­занная кусочками рыба; все это очень дурно пахло.

Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, ка­жется, от одного этого воздуха можно было в пять ми­нут сделаться пьяным». Даже Раскольников, скатив­шийся уже почти на самое дно, никогда до встречи с Мармеладовым не заходил в эти грязные норы.

Трак­тиры и распивочные, тем не менее, куда более умест­ны, чем рестораны, здесь, в трущобах. Даже если эти рестораны будут ничуть не фешенебельны, а просто опрятны — они будут выпадать из общего ансамбля. Здесь им не место, а вот забегаловкам вроде той, где Раскольников познакомился с Мармеладовым, здесь и надо быть.

Читайте также:  Трудно ли быть взрослым?

В-третьих — здесь есть всяческие мастерские и пошивочные, лавки и магазинчики. И они под стать всему остальному: настолько же тесные, грязные и мрачные. Зачастую они совмещены с жилыми поме­щениями.

Совет

Здесь шьется грубая обувь для «своих» и модная для жителей «иного Петербурга», продается нехитрая и недорогая снедь, одежда, посуда… Каждый товар несет на себе неистребимую печать петербург­ского дна. А зачастую он оказывается на прилавке, сменив не первого и даже не второго хозяина.

То, что Разумихин покупал для Раскольникова, как раз и было собрано с чужих плеч, ног, голов. Ничего, что не но­вое — зато пока целое и недорогое.

В Петербурге «Преступления и наказания» нет прекрасных парков с фонтанами, аллеями и прудами. Гуляют здесь по хлипким булыжным мостовым тех же самых грязных улиц.

Впрочем, здесь мало праздности, потому что приходится работать от рассвета до зака­та — зарабатывать крохи денег на пропитание, нян­чить детей, кашеварить… Не до отдыха.

Забитый до­верху множеством разнообразных, но при этом удруча­юще монотонных дел, день переходит в короткий вечер и завершается тяжелым, вязким ночным сном.

В этом Петербурге убивают и грабят. Грязно, без малейшего налета изысканности, свойственного пре­ступлениям высшего общества. Злодеяние Раскольни­кова здесь на самом деле — совершенно обыкновенно и обыденно. Оно настолько вписывается в сумасшед­шую стилистику трущоб, что только воля Ф. М. Досто­евского способна превратить его в особый поступок, до­стойный увековечивания.

Здесь дети поют под надтреснутые шарманки, но не от радости, а чтобы заработать хотя бы на кусок хлеба. Здесь женщины зачастую вынуждены продавать себя, чтобы содержать семью. Трущобы — это место неверо­ятных превращений и неожиданных поворотов судьбы. В некотором роде это — волшебное место. Его страш­ное колдовство захватывает человека без остатка и держит крепче стальных решеток.

Жителю трущоб, даже если он очень хочет из них вырваться, путь на­верх заказан. И жизнь их тянется чередой бесконечно грязных и уродливых дней, приводящих в конечном итоге к смерти. И, что характерно, даже у кончины имеется свой, трущобный характер. Вспомним, как умер Мармеладов, в какой отвратительный фарс пре­вратились его поминки.

Только «на дне» такое возмож­но — пьяные ссоры, песни, все та же грязь…

Обратите внимание

И все-таки люди там живут. Ну а раз живут, то есть и заведение, которое следит за порядком, на­сколько это здесь возможно. Да, полиция к тому вре­мени уже существовала и активно функционировала.

Хотя и отличался вид полицейского участка от нынеш­него: «Здесь тоже духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею, еще не выстояв­шейся краскою на тухлой олифе вновь покрашенных комнат… Все крошечные и низенькие были комнаты». Все правильно — по духу, по смыслу.

И, раз уж зашел разговор о людях, надо и им уделить внимание, ведь город невозможен без жителей, а значит, и кто-то из них должен попасться нам на глаза.

Надо сказать, Ф. М. Достоевский не скупится на об­разы. Через каждого — главного или второстепенного, а то и вовсе эпизодического — героя «Преступления и наказания» мы видим Петербург в каком-то новом облике и ракурсе.

Мармеладов поведал нам о сенных барках и показал жилье, которое он делил с Катериной Ивановной. Раскольников показал нам обитель стару­хи-процентщицы и жилье Сони — несчастной облада­тельницы «желтого билета».

Вместе с героями романа мы странствовали по кишечнику чудовища, имя кото­рому — Петербург. У жителей этого города навсегда исчезли очень многие черты, присущие людям. Куда- то пропала брезгливость, зато непомерно развилась грубость.

Исчезло милосердие, явив взамен мелочную корысть. Похоть вытеснила любовь, а унылое безраз­личие истребило извечную человеческую тягу к от­крытию нового.

Петербург в романе «Преступление и наказа­ние» — это кривое зеркало, отражающее великолепие Петербурга исторического. Все, что было в историчес­ком Петербурге прекрасного, искажено, ужасное усу­гублено. А затем, уже в искалеченном виде, все это предъявлено нам.

Важно

И это даже не диковина, потому что нет в трущобном быте и малейшей романтики, хотя и были авторы, утверждавшие своими произведениями обратное. Ф. М. Достоевский, описывая с документаль­ной точностью петербургское дно, истребил всякий на­мек на романтику. Зато неопрятностей и уродств он показал более чем достаточно.

Северная жемчужина неожиданно оказалась совершенно гнилой изнутри.

Главная сила описаний Достоевским Петербурга как раз и заключается в безжалостной откровенности писателя. Он ни на йоту не приукрашивает и не мас­кирует, напротив. Образно говоря, его перо сравнимо с хирургическим скальпелем, который вскрывает са­мые недра Петербурга — огромного и несуразного жи­вого организма.

Но показанная грязь, несмотря ни на что, воспринимается еще и как необходимая опора для преуспевающей части города. Ведь именно небогатые, а зачастую и трущобные, кварталы таят в себе все то, что необходимо для существования высшего света. Здесь производится огромная часть того, что является неотъемлемой частью быта богатых людей.

Трущобы не только являются местом медленного и бесконечного гниения, они еще и производят необходимые вещи.

И тут можно позволить смелое заявление о том, что петербургское дно, столь сильно и ярко показанное нам Ф. М.

Достоевским в романе «Преступление и на­казание», является куда более значимой частью горо­да, чем те самые особняки и дворцы, оставшиеся за ка­дром.

Ведь если трущобы замечательно обходятся без богатых кварталов, то эти кварталы в отсутствие тру­щоб сами таковыми становятся. Ибо богачи не приспо­соблены к обеспечению себя всем необходимым.

Может быть, именно из-за осознания важности ра­бочих, бедных кварталов для жизни города читатель не испытывает к описанному отвращения. При всей натуралистичности и насыщенности городских картин читатель воспринимает их неприглядность как человек бывалый.

Совет

Это особая заслуга Достоевского — сделать так, чтобы не испугался читатель, чтобы, пройдя до конца долгий путь по страницам романа, он не преис­полнился отвращения к изнанке жизни, а, напротив, смог ее понять.

Как свет невозможен без тьмы, так роскошь немыслима без бедности.

Петербург от наличия в нем этой самой изнанки, от обращения на нее внимания писателем, только выиг­рывает. Из кукольного городка, из сосуда с концентри­рованным эстетством он превращается в нечто живое и настоящее. Если на Петербург великолепный можно только любоваться, то в Петербурге, частью которого являлось дно, описанное Достоевским, можно жить.

И по соседству с уродством особенно ярко выделя­ется красота. А значит, прочтение «Преступления и наказания» можно считать не напрасным, если чита­тель запомнит: даже у самой роскошной вещи есть сердцевина, начисто лишенная красоты, но необходи­мая для того, чтобы эта вещь существовала.

На этой странице искали :

  • петербург достоевского в романе преступление и наказание сочинение
  • сочинение на тему петербург достоевского
  • сочинение на тему петербург достоевского в романе преступление и наказание
  • петербург в романе достоевского преступление и наказание сочинение
  • сочинение петербург достоевского в романе преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-peterburg-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений Федора Достоевского. В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов.

Петербург в романе Достоевского — это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни. Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа.

Каким же предстает Петербург в романе?

Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье. Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей.

Какие улицы Петербурга?

Это город узких переулков и трущоб. Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов. В нем во времена Достоевского находилось 18 питейных заведений. Уродливые пьяные случаются навстречу Раскольникову. Не менее уродливые вопли слышатся из трактиров.

Какие трагедии происходят на улицах города ?

Жизнь Петербурга безобразное. Пьяную девочку преследует 30-ти летний мужчина. В отчаянии бросается с моста женщина. По улицам ходит с детьми и просит милостыню Екатерина Ивановна. Именно здесь, на улице, и умирает. Попробуем заглянуть в комнаты, где живут герои романа.

Комната Раскольникова маленькая, как клетка в шесть шагов, с желтыми грязными обоями, которые подходили от стен, низким потолком, которая будто давит на жильца.

Эта комната — кладовая — прообраз более грандиозной, но такой же душной «кладовые» — Петербурга. Именно в этой кладовой, похожей на шкаф, родилась идея Раскольникова.

Так же душно, тесно и в комнате Сони. Эти серые грязные стены давят.

У Достоевского важна каждая деталь. И даже желтый цвет выбран писателем не случайно. В те времена этот цвет ассоциировался с «желтым домом», то есть с домом для умалишенных, и создавал ощущение что все происходит неправильно.

При описании интерьеров Достоевский использует слова что-то , где-то , как-то , как , подчеркивая этим ненадежность существования людей. Нищета и безысходность царят в городе.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Достоевский считает, что показатель совершенства или несовершенства мира — это жизнь детей. — Какими же мы видим детей Петербурга? Трагическое и неприглядно жизни детей Мармеладова.

Обратите внимание

На итоговом этапе урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: в этом безупречном образе города, который враждебен к человеку и природе, автор воплотил протест против господствующего зла, против неправильно устроенного   общества. Протест против этого не — человечности.

Но наряду с представлениями о безобразном город живет в душе Достоевского и мечта о Петербурге, созданный людского счастья, город, который воплощает здоровый дух гармоничного общества. Когда Раскольников идет на преступление, он думает о хорошо, прекрасный город. Таким образом, Ф.

Достоевский создал в своем романе образ капиталистического Петербурга, душного, трагического, фантастического города, как символа бесчеловечным ненормального общества. Писатель выразил протест против удушающей, давящей на человека атмосферы. Но Петербург Достоевского — это не только олицетворение зла, но и надежд.

Писатель верит, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим. Петербург сегодня же действительно другой.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/01/obraz-peterburga.html

Ссылка на основную публикацию