Природа в лирике лермонтова

Тема природы в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Пейзажная лирика Лермонтова своеобразна. Картины при­роды у поэта всегда связаны с переживаниями лирического ге­роя, его философскими раздумьями, воспоминаниями о про­шлом. Но вместе с тем эти картины живут своей самостоятельной жизнью: они необыкновенно живы, одухотворены, притяга­тельны.

Множество пейзажных зарисовок Лермонтова посвящено Кавказу.

Как поэт-романтик Лермонтов часто рисует картины великолепной южной природы: огромные цепи синих гор, голу­бые долины, ослепительно белоснежные снега, далекие льдины утесов, сияющие в лучах восходящего солнца, розовый блеск утра, пустынные фомкие бури, чистый прозрачный воздух — для него все в этом крае прекрасно и величаво.

«Юный поэт заплатил пол­ную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодат­нейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был ко- лыбельюего поэзии, также как он был колыбелью поэзии Пуш­кина, и после Пушкина никто так поэтически не благодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой приро­ды, как г. Лермонтов…», — писал Белинский.

Великолепные картины южной природы предстают перед нами в стихотворениях «Кавказ», «Синие горы Кавказа, привет­ствую вас!», «Люблю я цепи синих гор…», «Три пальмы». Этой же теме посвящено и стихотворение «Дары Терека», вызвавшее вос­хищение Белинского.

Обратите внимание

Критик назвал «Дары Терека» «поэтической апофеозой Кав­каза» и заметил, что только «роскошная, живая фантазия феков умела так олицетворять природу». Терек и Каспий олицетво­ряют собой Кавказ, как две самые главные приметы его.

Терек — дик и злобен, но он может быть и спокойным, лукаво-приветли­вым. Пытаясь уговорить старца — море расступиться и принять его воды, Терек обещает Каспию множество даров. Но Каспий безучастен, он хранит гордое молчание.

Тогда Терек обещает ему другой дар:

Я примчу к тебе с волнами

Труп казачки молодой,

С темно-бледными плечами,

С светло-русою косой.

Грустен лик ее туманный,

Взор так тихо, сладко спит,

А на грудь из малой раны

Струйка малая бежит.

И теперь Каспий доволен принесенным даром:

Он взирал, веселья полный, —

И в объятия свои

Набегающие волны принял

С ропотом любви.

Белинский был в восторге от этого произведения и заметил, что такими стихотворениями, как «Русалка», «Три пальмы», «Дары Терека» Лермонтов приближается к Байрону, Гете и Пуш­кину.

В романтических стихотворениях Лермонтов часто изобра­жает буйство природных стихий:

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Природа неистовствует, «стихий тревожный рой мятется», волны с бешеным ревом вьются вокруг остроконечных скал, од­нако скалы по-прежнему спокойны и недвижимы. Точно так же незыблемы и чувства лирического героя: он спокоен и равноду­шен, несмотря на окружающую его клевету, сплетни, несмотря на то, что он обманут жизнью и чувствами:

Стою — ужель тому ужасно

Стремленье всех надземных сил,

Кто в жизни чувствовал напрасно

И жизнию обманут был?

Вокруг кого, сей яд сердечный,

Вились сужденья клеветы,

Как вкруг скалы остроконечной,

Губитель-пламень, вьешься ты?

Героя не пугает буйство стихии и темная морская бездна — это человек мужественный и сильный духом. Точно так же не страшны ему и темные бездны человеческих душ, несущие в себе губительное, разрушительное начало:

О нет! — летай, огонь воздушный,

Свистите, ветры, над главой;

Я здесь, холодный, равнодушный,

И трепет не знаком со мной.

(«Гроза»)

Один из любимых образов Лермонтова — образ далекой звезды, вызывающий у поэта различные ассоциации. Это и воспоминание об ушедшей любви, и дума о несбывшемся сча­стье, о беспокойном, неуловимом призраке светлой радости.

Поэт завидует ясным, далеким звездам, их спокойствию и без­мятежности.

В стихотворении «Небо и звезды» слышится ис­кренняя, глубокая тоска героя, порожденная неосуществимо­стью его желания слиться с вечным миром природы, с миром неба и звезд:

Чем ты несчастлив? —

Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо —

Звезды и небо! — а я человек!..

Важно

Мир природы здесь противопоставлен суетному, корыстному миру людей, низменности их интересов:

Люди друг к другу Зависть питают;

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы хотел.

В своем восприятии природы Лермонтов следует традициям Руссо и Гейне. Мир природы и мир культуры у поэта нередко противопоставлены.

Особенно остро конфликт этот ощутим в стихотворении «Три пальмы», основное чувство которого — «тос­ка поэта по внутренней гармонии мира», где человек разъединен с природой.

Природа благосклонна к нему: «Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей». Человекже варварски жестокс ней:

Но только что сумрак на землю упал.

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

В природе лирический герой Лермонтова видит торжество вечности. Божественного начала. Это тот мир, куда он устремля­ется усталой, измученной душой, ищущим разумом.

Внутренний мир героя, его чувства глубоко раскрываются и в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива». Здесь «со­зерцание природы для Лермонтова равносильно молитве. И то, и другое приводит его к духовному умиротворению, религиозно­му умилению, восторженному настроению, счастью».

Пейзаж в этом стихотворении — это не одна мимолетная кар­тина природы, а несколько поэтических картин, взаимосвязан­ных друг с другом.

Поэт рассказывает, как «волнуется желтею­щая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как игриво «прячется в саду малиновая слива», как «сту­деный ключ играет по оврагу».

Совет

Создавая яркие, живописные кар­тины, Лермонтов олицетворяет природу: «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ» лепечет «таин­ственную сагу». Красота и гармония окружающего мира усмиря­ют волненье лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все мысли и чувства:

Тогда смиряется души моей тревога

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Душа героя устремляется к Богу, и «сколько веры, сколько любви душевной сказывается тогда в поэте нашем, заклеймен­ном неверующим отрицателем!»

В романтических стихотворениях Лермонтов зачастую созда­ет образы-символы.

Так, поэт отождествляет свою судьбу с судь­бой одинокого паруса, белеющего в голубом тумане моря («Па­рус»); листка, оторванного от ветки родимой («Листок»); сосны, одиноко стоящей на диком севере («На севере диком стоит оди­ноко»); утеса-великана, покинутого легкомысленной тучкой («Утес»). Во всех этих стихотворениях доминируют мотивы оди­ночества, грусти, тоски, трагического противостояния героя и окружающего мира.

Реалистические мотивы в изображении природы мы встреча­ем в стихотворении «Родина». Здесь мы встречаем «редкое… со­впадение чувства природы с чувством родины».

Вначале поэт говорит о своей любви к Родине и замечает «странный» характер этого чувства, его конфликт с разумом, с рассудком:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —…

Культурные истоки России, ее достоинства и завоевания, во­инская слава, величавый покой государства — ничто не вызывает в поэте «отрадного мечтанья». Как замечает Добролюбов, Лер­монтов противопоставляет здесь предрассудкам патриотизма истинную, святую, разумную любовь к отечеству.

И следующая часть стихотворения раскрывает чувства поэта. Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям».

Затем художественное пространство как будто сужается: мы видим «огни печальных деревень», «дымок спаленной жнивы», «встепи ночу­ющий обоз», «чету белеющих берез».

Так, постепенно, поэт от­крывает простой мир крестьянской жизни:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Обратите внимание

Как писал Добролюбов, «полнейшего выражения чистой люб­ви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требо­вать от русского поэта».

В этом стихотворении слышится не только открытое любование и скрытая теплота чувств, более того, здесь слышится мотив гордости Россией, ее величавой и гордой природой, самобытной культурой, национальным колоритом. Мотив, противостоящий первоначальному настроению поэта.

«Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое. Зачем нам все тянуться за Европою и за французским», — писал Лермонтов в письме А.А. Краевскому.

Таким образом, природа в романтических и реалистических стихотворениях Лермонтова неразрывно связана с экзистенциальной проблематикой, с рефлексией лирического героя, с его чувствами. Сами чувства эти — глубоко русские.

«Несокруши­мая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание мо­литвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость… — все, все в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад…», — писал Белинский.

Источник: https://www.prepodka.net/tema-prirody-v-lirike-m-yu-lermontova/

Природа в лирике Лермонтова | Литерагуру

(373 слова) С древних времен природу связывали с таинственными, божественными силами. Особое отношение к ней сложилось у творцов эпохи романтизма в литературе. Михаил Юрьевич продолжил лучшие традиции этого направления. Природа в поэзии Лермонтова является еще одним героем, который занимает важное место в системе образов.

Философия поэта заключается в том, что необходимо в полной мере ощутить гармонию с природой. Это выходит тогда, когда образы небесного (вечного) и земного (тленного) сливаются в единое целое. Но зачастую это невозможно.

Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» герой чувствует разлад не только с окружающей средой, но и с самим собой. Лермонтов использует антитезу умиротворённого состояния природы и душевной дисгармонии лирического «я». Холодный разум находит причину боли: человек устал от жизни.

Он утратил способность восхищаться красотой, а значит, у него не получится обрести гармонию.

Похожая проблема оказывается у главного героя поэмы «Мцыри». Он сбегает из монастыря, преследуя одну мечту: снова стать частью своего родного края, где царит свобода. С предыдущим образом его роднит невозможность обретения своего счастья. Причина трагедии кроется во влиянии монастыря на физическое состояние Мцыри: он становится слабым, «как тростник».

Природа же имеет первозданную и неподдельную мощь. Юноша чувствует сильную связь с растительным и животным мирами. Лермонтов одухотворяет пейзаж, а героя наделяет способностью понимать его язык. Здесь звучит мотив родства. Деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой», и молния с грозой близки ему по духу, потому что они свободны.

Мцыри видит в барсе своего друга, и сам себя отождествляет с ним.

Прожив много лет в «духовной темнице», Мцыри не способен обрести природные силы в полной мере. Пусть герой и выиграл битву с барсом, но духовное в нем сильно преобладает над телесным, поэтому он физически не вынослив, то есть естественный мир, полный борьбы, для него закрыт.

Другая картина наблюдается в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Здесь природа величественная и возвышенная. Лирический герой созерцает прелести, данные Богом.

«Я» поэта чутко обращает внимание на «малиновую сливу», «ветерок» и «листок»… Он находится в диалоге с красотами окружающего мира. Природа-мать – подарок судьбы. Лермонтов любовно описывал прелести пейзажей.

Важно

Он знал, как важно ценить окружающий мир, и он понимал, что для душевного баланса необходимо общаться с ним.

Таким образом, роль природы в лирике Лермонтова очень важна, так как в романтизме (направлении, избранном поэтом) пейзажи меняются синхронно с настроениями и эмоциональными состояниями рассказчика.

Источник: https://LiteraGuru.ru/priroda-v-lirike-i-v-poeme-mtsyri-lermontova/

Сочинение по литературе. Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи — рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.

Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей.

“Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что “до срока созрел он”.

Ведь так Лермонтов напишет и о целом поколении, сравнив его с ранними плодами (“Душа”). Стихотворения такого типа основаны на олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод

стихотворения Гейне звучит совершенно оригинально: “На севере диком…”

Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления — не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — пишет поэт о Демоне.

Читайте также:  Краткое содержание «бородино» и отзыв для читательского дневника (м. ю. лермонтов)

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека.

“В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом, что же мне так больно и так трудно?” Природа может таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “палит огонь безжалостного дня”. Но все чаще природа

манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я как брат обняться с бурей был бы рад!”, “глазами тучи я следил, рукою молнию ловил…” (“Мцыри”).

Мы видим, что природа для поэта — это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел”

над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью:

“Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста…Трава

меж ними так густа”. Только это поможет ему умереть, примириться с судьбой, думая о

любви. Даже суровый, мрачный и скептически настроенный Печорин способен в редкие минуты почувствовать свет, исходящий от природы: “Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Весело жить в такой земле”.

Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов

Совет

всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка”,

и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда

волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь

вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают

минуты умиления, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и

небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря

природе переживает он такие мгновения, так как она, в отличие от человеческого мира,

являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездумный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Лирика — один из основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир, собственное “я” поэта. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме

непосредственного переживания поэта, определенного состояния его характера.

Этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. С

обращения к лирике начался творческий путь Лермонтова. Он создавал лирические

произведения во все периоды своей короткой жизни. Однако лирика Лермонтова не

оставалась неизменной: она непрерывно пополнялась новым содержанием и

совершенствовалась в художественном отношении.

Природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками. Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни.

В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя. Одиноко растет “на севере диком”

сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан в стихотворении “Утес”.

В раннем стихотворении “Осень” чуть ли не ученически воспроизведены основные детали

пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который

проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об

ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое

охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы. Но здесь

описание природы и само чувство грусти переданы приблизительно, без указания

конкретных примет эпохи или без связи с особенными событиями в жизни лирического

героя.

По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе

обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и

откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Так, в небольшой зарисовке “Когда волнуется желтеющая нива…” поэт выразил целую концепцию бытия.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

Пейзаж словно бы заслонил всевозможные житейские дрязги, влил в душу успокоение и вызвал уверенность. Жизнь природы представляется гармоничной, и это помогает преодолеть противоречия духовной жизни человека. Природа познается поэтом как источник прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас, и как воплощение целесообразного.

Но разве человек не дитя природы? И почему человеческое общество должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия?

Так созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота

должны восторжествовать и в человеческом обществе. Ведь не для одних же страданий

родился человек? Иначе зачем природа или Творец наделили его чувством

справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв

ветра, ландыш серебристый — все это не разрозненные и тем более не изолированные

явления. Это грани цельного бытия.

Обратите внимание

Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть.

К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последний год жизни поэт создал ряд произведений удивительного мастерства. Среди них особое место занимают “Родина”, “Прощай, немытая Россия”, “Выхожу один я на дорогу”. Природа здесь символизирует образ Родины.

В стихотворении “Выхожу один я на дорогу” пейзаж занимает всего пять строк из двадцати. Причем это очень необычный пейзаж, имеющий символическое значение.

Вся картина жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает вид сложного образа-символа, напоминающего о мучительно сложных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Что такое “кремнистый путь в пустыне”? Кремень напоминает о крови, о ранах, страданиях. Кремнистый путь — образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик у современников, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья. Но отчуждения и непонимания не должно быть! Ведь во

вселенной все связано друг с другом. Даже звезда с звездою говорит.

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в поэзии, и,

перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека.

Белинский писал о Лермонтове: “…уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут услышаны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах”. Сегодня мы можем сказать, что это время наступило.

Важно

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. М. Ю. Лермонтов Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она творение гения.

Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма, она «активно участвует» в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания, мотивы одиночества преобладают над всеми остальными. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как розой, она.

Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе, почему же нет ее в человеческих отношениях? Людям свойственно все усложнять, не идти навстречу друг другу.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Суровая красота Кавказа с детства покорила Михаила Юрьевича, когда он ребенком неоднократно бывал там. Она обосновалась в нем, когда он вынужден был жить на Кавказ отправленный туда в ссылку.

' Поэзия Лермонтова многозначна, и если автор пишет о при роде, то это обязательно о людях. Ибо природа величественна и прекрасна, а человек никак не может обрести покой в божествен но красивом крае — России. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!..

Под ним струя светлей лазури, > Над ним луч солнца золотой, А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Иногда покой и безмятежность природы воспринимаются поэтом как благо, он устал от житейских бурь, но чаще отвергает тишину — предвестницу могилы. Вообще темы природы и смерти в лирике Лермонтова тесно связаны, меняется лишь само отношение автора к своему возможному уходу.

Порой он ждет его, как избавления от земных мук, отдохновения от горьких страданий. Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. Для поэта темы природы и России неразрывно связаны.

Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь «странной», она не бездумна. Лермонтов видит не только красоту, но и убожество России. Ничего изменить в окружающем он не в силах, но вот любить свой край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас. Люблю отчизну я, но странною любовью! Но я люблю — за что, не. знаю сам Ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Читая стихи Лермонтова, понимаешь смысл истинного патриотизма, когда принимаешь сердцем боль и радость отчизны, готов отдать за нее жизнь.

М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений.

Совет

С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний.

Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу…”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.

С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.

Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает “бури шумные”, величественные явления природы:

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толляся, волны меж собой.

В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно.

Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты.

По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова “говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений”.

Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей”, “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”. Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”.

М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.

Обратите внимание

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины.

Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю.

Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:

Читайте также:  Образ петербурга в повести «портрет» (н.в. гоголь)

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье…

Любовь к Родине означает у Лермонтова и любовь к природе. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” природа названа “царством дивным”:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: “сладостный листок”, “душистая роса”, “таинственная сага”, “мирный край”. Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/2220.html

Стихи Лермонтова о природе

***

Михаил Юрьевич Лермонтов занимает особое место среди русских писателей. Он обладал необычайной силой слова, которая надолго оставалась в памяти не только поклонников его творчества, а и людей мало интересующихся литературой.

Его лирика характеризуется особой эмоциональностью и романтизмом. Любовь поэта к своей стране и к ее природе отражена буквально в каждом его произведении.<\p>

Безусловно, одно из главных мест в творчестве Лермонтова занимает пейзажная лирика.

С самого раннего детства, восторгаясь красотой русской природы, поэт создавал яркие и выразительные образы окружающего мира.

Важно

Стихотворения Лермонтова о природе пропитаны волшебством и таинственностью. Поэт чувствует свое единение с миром природы, в отличие от мира людей, с которым не находит тесной связи. Природа в его стихотворениях прекрасна, величественна и гармонична, а человек – ничтожно мал по сравнению с ней в огромной Вселенной.

Лермонтов очень часто «очеловечивает» природу, проводя параллели между миром природы и миром людей. Так, в стихотворениях «Утес», «На севере диком стоит одиноко…», «Парус» поэт-романтик переносит присущие человеку чувства тоски, одиночества, страдания от разлуки на мир природы.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» можно считать образцом поэзии Лермонтова. В нем творец создает образ спокойной, умиротворяющей природы, которая оказывает на человека успокаивающее действие.

Большое влияние на творчество Лермонтова оказала жизнь на Кавказе. Лермонтов о природе Кавказа писал с особым изяществом и страстью. Впечатленный красотой величественных горных вершин, бушующих горных рек, поэт создает прекрасные произведения, среди которых: «Дары Терека», «Утес» и многие другие.

Стихи Лермонтова о природе нельзя спутать с какими либо другими. Природа в лирике Лермонтова является символом свободы, мудрости. Свое несогласие с царской властью, угнетением простого народа поэт часто выражал в стихах.

В стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» Лермонтов высказывает отношение к сложившейся ситуации: “До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…»

По словам известного литературного критика Белинского, стихотворения «Утес», « Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу» принадлежат к лучшим созданиям Лермонтова.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Совет

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога!..

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:
Так девушки, купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:

Но как бежать, коль близок милый вор!..

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдет.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Обратите внимание

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Все тихо — полная луна
Блестит меж ветел над прудом,
И возле берега волна

С холодным резвится лучом.

Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,

Точно блин с сметаной.

Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах

Масленица вечно!

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах;
И мрачных туч огнистые края
Рисуются на небе как змея,
И ветерок, по саду пробежав,
Волнует стебли омоченных трав…
Один меж них приметил я цветок,
Как будто перл, покинувший восток,
На нем вода блистаючи дрожит,
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,

Но помнит все о красоте своей.

Кто в утро зимнее, когда валит
Пушистый снег, и красная заря
На степь седую с трепетом глядит,
Внимал колоколам монастыря;
В борьбе с порывным ветром, этот звон
Далеко им по небу унесён,
И путникам он нравился не раз,

Как весть кончины иль бессмертья глас.

И этот звон люблю я! — он цветок
Могильного кургана, мавзолей,
Который не изменится; ни рок,
Ни мелкие несчастия людей
Его не заглушат; всегда один,
Высокой башни мрачный властелин,
Он возвещает миру все, но сам

Сам чужд всему, земле и небесам.

Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вьется
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятется —

И здесь стою недвижим я.

Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно

И жизнию обманут был?

Важно

Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,

Губитель-пламень, вьешься ты?

О нет! — летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,

И трепет не знаком со мной.

Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь.

Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем все жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать

Себя насмешкам и словам сомненья?

Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой
Как с первыми людьми ее народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,

Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег летучий серебристый
И для страны порочной — слишком чистый
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда

И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины

Ты украшением была?

У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана

Тебя сердито колыхал?

Молитву ль тихую читали,
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали

Солима бедные сыны?

И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне

Широколиственной главой?

Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно

На пожелтевшие листы?..

Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занес?
Грустил он часто над тобою?

Хранишь ты след горючих слез?

Иль, божьей рати лучший воин,
Он был с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин

Перед людьми и божеством?..

Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой,
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,

Святыни верный часовой!

Совет

Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/works/lermontov/stihi-lermontova-o-prirode

Природа в лирике Лермонтова

Природа в лирике Лермонтова – мотив, проходящий через все творчество поэта. В стихах он часто обращался к ней как к средству раскрытия единства окружающей среды и духовного мира своего героя.

Лирический герой Михаила Юрьевича тянется к природе в своем одиночестве, он способен ценить ее красоту. Этот мотив часто вводится в стихотворения для того, чтобы подчеркнуть одиночество изображенного персонажа. Сосна «на севере диком» мечтает о далекой пальме.

Утес-великан из произведения Лермонтова «Утес» также остается одиноким.

Стихотворение «Осень»

Природа в лирике Лермонтова — мотив, символическое значение которого меняется по мере развития таланта автора. В раннем стихотворении Михаила Юрьевича «Осень» основные детали пейзажа воспроизведены едва ли не ученически.

Здесь и мрачная зелень елей, и пожелтевшие листья, и туман с тусклым месяцем, проглядывающим сквозь него, и воспоминание о многоцветье летних дней, и сожаление поэта об ушедшей весне со всеми ее радостями. В этом произведении, в сущности, описывается чувство утраты, овладевающее человеком в период поздней осени, когда он созерцает увядающую природу.

Однако чувство грусти и изображение пейзажа здесь несколько условны. Они лишены указания на приметы эпохи, представлены вне связи с событиями в жизни поэта.

Философские и политические мотивы

Очень обширная тема — природа в лирике Лермонтова. Сочинение на эту тему нередко вызывает затруднения. Давайте вместе проследим, как этот мотив развивался в творчестве поэта. Стихотворения Лермонтова, посвященные природе, по мере возмужания его таланта становились все богаче в смысловом отношении.

В них появляются не только патриотические или элегические, но и политические мотивы, философские размышления о самых важных проблемах. К примеру, в небольшой зарисовке Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Михаил Юрьевич представил нам целую концепцию бытия.

Пейзаж в этом произведении будто бы заслонил житейские дрязги. В душу лирического героя через него вливается успокоение и уверенность. Михаил Юрьевич изображает жизнь природы гармоничной. Эта гармония помогает человеку преодолеть противоречие своей духовной жизни.

Природа в лирике Лермонтова — это источник прекрасного, который разлит повсюду вокруг, это воплощение целесообразного.

Человек и природа

А как же человек? Разве он не дитя природы? Как же так получилось, что человеческое общество выпало из-под действия всеобщих законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что и в мире людей должны восторжествовать красота и высшая целесообразность. Ведь человек родился не только для страданий.

Читайте также:  Характеристика сотникова, героя одноименной повести быкова

Если бы это было так, зачем тогда Творец или природа наделили его жаждой счастья, стремлением к правде, чувством справедливости? Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебристый ландыш, желтеющая нива – все эти явления вовсе не разрозненные, не изолированные.

Они представляют собой части некоего цельного бытия. Михаил Юрьевич умел оживлять, одухотворять природу. В его поэзии человеческими страстями наделены дружные волны, тучи, утес, пальма, дубовый листок, сосна.

И человек, и природа в лирике Лермонтова характеризуются тем, что им ведомы и неутолимая грусть, и горечь разлук, и радость встреч.

Природа в позднем творчестве Лермонтова

Лирика Михаила Юрьевича к 1841 году достигла своего высшего расцвета. Поэт в последний год жизни написал множество произведений, отличающихся удивительным мастерством.

Особое место среди них принадлежит таким стихотворениям, как «Выхожу один я на дорогу», «Прощай, немытая Россия» и «Родина». В этих творениях тема природы в лирике Лермонтова получает дальнейшее развитие.

Это теперь символ Родины, которая у Михаила Юрьевича является противоречивым и сложным образом. Предлагаем вам подробнее остановиться на этой теме.

Природа и Родина

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова многогранна. Так, в стихе «1830 год. Июля 15-го» для него это дом детства, счастье родной семьи. В произведении 1840 г. «Как часто, пестрою толпою окружен» мы обнаруживаем эту же мысль. Находясь в конфликте с обществом, поэт лелеет в своей душе мечту снова оказаться там, где прошло его детство. Он жаждет окунуться в мир природы.

Однако неприятие России с ее «рабством» и «цепями» звучит уже в юношеской лирике. Поэт протестует против государства, в котором «царствует порок» и невозможно воплощать в жизнь идеалы справедливости и свободы. Эта тема с большой силой звучит в стихотворении Лермонтова «Прощай, немытая Россия».

«Выхожу один я на дорогу. «

Давайте обратимся к стиху «Выхожу один я на дорогу…». Всего 5 из двадцати строк занимает в нем пейзаж. Однако тема природы в лирике Лермонтова очень хорошо раскрывается на примере этого произведения.

Пейзаж здесь очень необычный, он обладает символическим значением. На космическом фоне предстает перед нами жизнь лирического героя.

Из-за этого она становится сложным образом-символом, который напоминает нам о сложных вопросах, мучивших не только Лермонтова, но и многих других его современников.

Обратите внимание

Поэт пишет про «кремнистый путь», который блестит сквозь туман. Этот путь лирический герой проходит в ночной тишине, в пустыне, совершенно один. Мотив природы в лирике Лермонтова отражает внутренний мир поэта. Кремень напоминает о страданиях, ранах, крови.

«Кремнистый путь» в этом стихотворении является образным воплощением жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Он тщетно пытался вызвать отклик у своих современников. Поэт осознает свое полное одиночество среди людей, мир которых он сравнивает с пустыней. Михаил Юрьевич считает, что не должно быть такого непонимания и отчуждения.

Ведь во вселенной, частью которой является каждый человек, все друг с другом связано. Даже звезда говорит с звездою.

Гений Лермонтова

Как и любой истинный поэт, тем более великий, Михаил Юрьевич исповедовался в своей лирике. Перелистывая его произведения, мы приобщаемся к его внутреннему миру.

Эти стихи открывают возможность понять Михаила Лермонтова и как человека, и как поэта. Белинский в свое время писал о том, что имя Михаила Юрьевича уже скоро станет народным.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это время пришло.

Удивительно красочная, образная, мелодичная поэзия Михаила Лермонтова интересна и свежа до сих пор. Века не способны ее состарить, поскольку она является творением истинного гения.

Природа в лирике Лермонтова полна драматизма, она участвует в судьбе лирического героя, отражает его переживания, чувства, настроения. Характерной ее особенностью является преобладание мотива одиночества над остальными.

Как вы видите, очень интересна природа в лирике Лермонтова. Сочинение по этой теме не случайно задают писать школьникам.

Источник: http://rus-poetry.ru/priroda-v-lirike-lermontova/

Природа в лирике М.Ю. Лермонтова

Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Пушкин и Лермонтов — два великих поэта, положивших начало новой русской литературе. Но поэзия Лермонтова отличается от поэзии Пушкина.

Читая лермонтовские стихотворения последних лет, мы видим, что поэт не отказался от желания свободы, хотя и сознавал ее недоступность. Белинский писал: “Лермонтов — поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни”.

В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.

Важно

Лермонтов очень любил родную природу. В своих произведениях “Когда волнуется желтеющая нива”, “Прекрасны вы, поля земли родной”, “Родина” Лермонтов с любовью и нежностью описывает природу своей Родины. Он стремится подчеркнуть особенности природы.

“Родиной” поэт завершает свое творчество и прощается с Россией.

В этом “удивительном” стихотворении поэт создает русский пейзаж, который пройдет через всю нашу литературу и живопись и станет как бы эмблемой России:
Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.
Наступление осени не страшит Лермонтова. Этот “дымок спаленной жнивы” напоминает ему о чем-то родном, близком сердцу. Ему нравится ночевать в чистом поле в обозе. Когда поэту бывает одиноко, он любит смотреть на холм, где “средь желтой нивы чета белеющих берез”.

Стихотворение “Родина” — попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. Поэт любит “ее степей холодное молчанье”. Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить эту суровость родной природы.

И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, замечает что-то родное в колыханье безбрежных лесов. Любовь к морю, мятежному, изменчивому, волнующему, бесконечному, переходит в любовь к “разливам рек ее”.

Жизнь поэта была вечным скитанием и поиском родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось.

По стихотворению “Когда волнуется желтеющая нива” можно судить о том, что Лермонтов очень любил лето. Он с таким восхищением описывает увиденную им природу, что его настроение невольно передается читателю:
Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка…
Даже небольшие мелочи приятны Лермонтову. Кажется, что в этом стихотворении природа как бы оживает. Стоит Лермонтову появиться где-то, и все вокруг начинает с ним

разговаривать:
Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

Когда же путник устает или его замучит жажда, то:

Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

…студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Совет

Про мирный край, откуда мчится он…
Все это делает поэта очень счастливым. Он спокоен за родную природу. Теперь ему не страшна даже смерть. Лермонтов еще больше любит жизнь и старается не тратить время на пустяки, а как можно больше находиться в общении с природой:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…
Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических произведений. В лирике зрелых

лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и

преувеличений — в них все просто, правдиво, точно и экономно. В его лирике “чистый”

пейзаж почти отсутствует. Он чаще всего рассказывает о том, какие мысли и чувства

вызывает природа. “Желтеющая нива”, бегущий по оврагу “студеный ключ”, “серебристый ландыш” — все это успокаивает поэта, снимает душевные тревоги. Лермонтов любит землю: “Как землю нам больше небес не любить”. Он весь на земле и

весь земной. И поступает подобно герою поэмы “Исповедь”, который в небесном видит

только земное, и не боится ни ада, ни “вечности”:
Он оправданья не искал;

Он знал людей и знал закон…

И ничего от них не ждал.
Лермонтов воспевает природу своей Отчизны: это любовь к стране и природе и ненависть к тем людям, что являются рабами самодержавия.

Произведения поэта, проникнутые любовью, нежностью к природе, к человеку, вызывают у меня восхищение.

Добролюбов писал, что поэт “…понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно…

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта”.

Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://sochineniya-na5.ru/priroda-v-lirike-m-yu-lermontova-2/

Сочинение Человек и природа в лирике Лермонтова 9 класс

Тема природы очень важна, конечно, в творчестве Лермонтова. Почему? Просто все поэты – очень восприимчивые к красоте природы люди, таким был и Михаил Юрьевич. Но важно, что в его стихах природа полна страстей. Также всё в природе он сравнивает с людьми, очеловечивает.

Прямое сравнение есть в стихотворении «Волны и люди»: автор показывает, как они похожи, а дальше – отличия… Различия, которые опять приходят к сходству. Люди не хотят быть холодными, как волны, не хотят, но у них всё равно так получается…

А например, в известном стихотворении «Тучи» поэт спрашивает, почему они бегут, как и сам поэт, с «милого» Севера на жестокий Юг. Перечисляются причины: клевета, преступления… Но тут, соединяя описание природы с философией и психологией,  Лермонтов говорит, что тучи просто холодны, им наскучили просторные поля, они ищут страстей, которые их тоже обманут.

Обратите внимание

В стихотворении «Русалка» появляется, собственно, волшебный герой – часть природы. Здесь русалка не понимает, почему утопленный витязь не отвечает на её поцелуи.

Похожий мотив и в «Дарах Терека», где «молодая» река несёт «дяде-утёсу» в подарок прекрасную утопленницу. И утёс влюбляется! Ещё один утес мы встречаем в одноименном стихотворении, где известная всем тучка «ночует».

Тучка улетает, но оставляет на груди «старика» след любви – приятные воспоминания.   

Иногда поэт предстаёт перед лицом могучей природы. Вот в стихотворении «Гроза» Михаил Юрьевич будто стоит на обрывистом берегу над бушующей водой. И поэт говорит, что после интриг и страстей общества ему уже не страшна даже реальная буря.    

Все темы в творчестве Лермонтова очень тесно переплетены, но, действительно, много описаний природы в них, и, больше всего, гор. В очень часто цитируемом стихотворении «Родина» Лермонтов признаётся, что в России он любит не её историю, славу и блеск, а именно природу, хотя она иногда и «печальна».

Просто «описательных» стихов мало, но, по-моему, одно из них – «Осень». Здесь стихами рисуется картина того, как приходит осень. Хотя и тут деревья словно одушевлены – ещё «хранят зелень». 

Нужно сказать, что почему-то на стихи Лермонтова я нашел намного больше песен (романсов), чем на стихи, например, Пушкина. Можно предположить, что слог Лермонтова немного мелодичней и настроения в его стихах о природе, возможно, более трогательные.  

Человек у Лермонтова то противопоставляется природе, то часть её, но герой всегда ищет в ней ответ, хотя бы своё отражение.

Для 9 класса

← Образ потерянного поколения в романе Герой нашего времени
← История жизни Печорина↑ ЛермонтовПечорин — странный человек →
Печорин и контрабандисты в романе Герои нашего времени →

  • Сочинение 4 июня День народного единства

    Ежегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?

  • Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре

    Среди множества полотен описывающих красоту и уникальность природы Украины следует выделить произведение живописи Архипа Куиджи. Этому есть ряд причин.

  • Сочинение День космонавтики 12 апреля праздник

    В нашей стране и во всем мире, даже школьник знает о великом подвиге русского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Ведь именно он первым побывал в космосе и вернулся обратно. Полет Гагарина состоялся 12 апреля 1961 года

  • Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс рассуждение

    Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой

  • Сочинение по картине Дубовая роща Шишкина

    Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/chelovek-i-priroda-v-lirike-lermontova-9-klass

Ссылка на основную публикацию