Сочинение “Творчество Ахматовой”
Анну Андреевну Ахматову по праву считают одной из самых значительных личностей в русской литературе. Ее тернистый творческий путь был непростым, ведь поэтесса жила на рубеже двух столетий, когда в России происходили сложные и противоречивые политические процессы.
Ахматова повидала несколько революций, две мировые войны, пережила репрессии. Дважды вдова, лишенная возможности видеть собственного сына на протяжении более чем десяти лет, поэтесса мужественно перенесла все тяготы уготованной ей судьбы.
Жестокость советского террора, потеря близких людей, невозможность свободно творить и нищета сломали Ахматовой жизнь, но не сломили ее души.
Хотя в ранних произведениях поэтессы преобладают мотивы любви, в них уже чувствуется приближение конца одной эпохи и начала другой, которая принесет с собой что-то страшное, непоправимое: “Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец” (“Первое возращение”).
Предчувствия Ахматовой сбылись – 1914 год принес за собой первую в истории человечества мировую войну. Поэзия этих лет отличается экспрессивностью, тема любви и боли за родину звучит в ней особенно трагично. Поэтесса молится о мире для своей страны и ее народа, выливая свой плач в стихи.
Но спасения не пришло, началась революция. Ахматова решает остаться в любимой России, несмотря на сложнейшую и опасную ситуацию в стране. Свои терзания и сомнения поэтесса выразит в стихотворении “Мне голос был”. Ахматова не смогла покинуть родные края.
Ощущая единство с русским народом, она переживала с ним все беды:
“Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам”.
Наперекор всем несчастьям и запретам на публикацию ее творчества, голос поэтессы только набирал силы. Гражданскую поэтику Ахматовой можно назвать пророческой, ведь она предвидела приближение второй войны. Предыдущие испытания и опыт прошлых бед заставляют поэтессу удвоить свои силы и приготовиться к борьбе:
“Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет”.
Ахматова скорбит о бессмысленных жертвах войны, оплакивая их в своих стихотворениях.
В патриотических произведениях поэтесса видит победу в войне как вдову – она выстояла, но потеряла так много близких! Наиболее значимым произведением автора является поэма “Реквием”, которая осуждает насилие во всех его проявлениях.
Во многом автобиографичная поэма раскрывает тяжелейшие переживания поэтессы, ее жизненные потрясения. В “Реквиеме” слышим крик матери, у которой отняли дитя, плач одинокой, но сильной женщины.
На протяжении всего своего сложного жизненного пути поэтесса твердо верила в то, что ей хватит сил и мужества для борьбы. Выжив, Анна Ахматова стала голосом своей эпохи, который выразил боль истерзанных большевистским террором жертв.
Благодаря поэтическому дару поэтессы в наше время можно дать объективную оценку тогдашним событиям.
Несмотря на строжайшую цензуру, из-за которой многие стихотворения Ахматовой увидели свет лишь спустя несколько десятков лет после ее смерти, творчество поэтессы стало своеобразным памятником огромному количеству судеб, покалеченных кровавым режимом.
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-tvorchestvo-axmatovoj/
Анна Ахматова | сочинение
Анна Ахматова
Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор, к смерти все готово… Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
Анна Ахматова
План
I Великая поэтесса XX века. II Литературный путь А.Ахматовой. 1. Любовная лирика. 2. «Всемирная отзывчивость». 3. Тема Родины в произведениях Ахматовой. III Поэзия отточенного мастерства. Анна Ахматова – одна из известнейших русских поэтесс XX века, литературный критик, переводчик. Эта хрупкая женщина, на долю которой выпадало немало тяжелых испытаний, с достоинством переносила их и при этом оставила после себя богатое литературное наследие. Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Однако творчество Анны Ахматовой является настоящим и искренним искусством, которое дошло до наших дней. «В ней что-то чудотворное горит, и вся она немыслимо лучится…» – кажется, что Ахматова писала о себе. Это была поистине сильная натура с волей, характером и внутренним «светом». Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевные состояния человека, но и перекликалось с событиями народной жизни того времени. Она связана с эпохой, сформировавшей ее как поэта, — с серебряным веком русской художественной литературы, и является одной из самых талантливых его представителей. Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время, был длительным и нелегким. С самого начала поэзия ее отличалась правдивостью, легкостью и эмоциональностью поэтического слова. В стихах Анны Андреевны отразились душевные переживания о любви, о близких, о Родине. На всем протяжении жизни Ахматова сохраняла акмеистические принципы творчества: бытийность, христианское просвещение, бережное отношение к слову, созидательное начало, связь и полноту времен. Она первая и единственная в мировой женской поэзии стала великим национальным и общечеловеческим поэтом, предельно глубоко воплотив в своем художественном мире внутренний мир лирической героини и создав при этом идеал женщины — любимой и любящей. Именно Ахматовой удалось первой в русской поэзии дать любви «право женского голоса».
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле…
<\p> Поэзия Ахматовой солнечна, проста и свободна. Она жила великой земной любовью и пела об этом, и в этом был смысл ее жизни, ее естественное состояние. Всю жизнь Анна Андреевна делилась сокровищами своей души с миром, который не всегда понимал ее и часто просто отвергал. Личное у Ахматовой всегда сливалось с общенациональным и вечным. Принятие на себя национальной и мировой скорби в эпоху исторических катастроф раскрыло в лирической героине Ахматовой ее «всемирную отзывчивость»: она видела свой путь в череде мировых трагедий; видела себя продолжательницей трагических женских судеб:
Мне с Морозовой класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять…
<\p> В стихотворении «Последняя роза», написанное ею уже в 1962 году, Анна Ахматова отождествляет себя с известными в истории страдалицами за родную землю. Все эти женщины были духовно сильны, не страшен им был глас власти. Так и Ахматова писала, как считала нужным, без лести и низкопоклонства. Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой. Она также являлась свидетелем двух мировых воин, не оставшаяся от этих событий в стороне. Она понимала горе, беды, которые приносят войны, поддерживала людей своим творчеством.
И в День Победы, нежный и туманный, Когда заря, как зарево, красна, Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.<\p><\p> “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа… Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”, – писала Ахматова. Таким образом, она – не только поэтесса, но и свидетель того тяжелого времени, оставившая память о них. В заключение хочу сказать, что творчество А.Ахматовой мне очень нравится в первую очередь тем, что её произведения — это поэзия отточенного словесного мастерства, хранящая в себе народную мудрость и душевную женскую красоту.
Источник: https://mugalim.ru/load/sochinenija/anna_akhmatova_124_sochinenie/2-1-0-85
Сочинение на тему “Творчество Ахматовой”, – Сочинения по литературе
«АХМАТОВА ПРИНЕСЛА В РУССКУЮ ЛИРИКУ ОГРОМНУЮ СЛОЖНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО РОМАНА ХIХ ВЕКА» (О. МАНДЕЛЬШТАМ)<\p>
Анна Ахматова очень быстро стала знаменитой после того, как в 1912 году вышла первая ее книга — «Вечер».
И хотя у нее не было «таланта счастливости», она пошла навстречу своей судьбе — признанию и восхищению, забвению и злобе, бездомности и скитальчеству. За десять лет после выхода «Вечера» Ахматова выпустила еще 4 книги стихотворений.
Популярность поэтессы, слагавшей «веселые стихи о жизни тленной, тленной и прекрасной», была огромной.
Творчество Ахматовой 10-х — начала 20-х годов удивило современников: ее стихотворения были лаконичными поэтическими новеллами, в которых одна-единственная деталь равносильна многим страницам талантливой прозы. Тонкий психологизм, самобытная интонация, удивительное ощущение музыки слова, казалось, раздвигали границы традиционных размеров, привычных строф.
Поэтесса «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века», — писал О. Мандельштам. С этим сложно не согласиться. Круг тем молодой Ахматовой не слишком широк: с читателем она говорила о том, что происходило с ней самой. Каждая ее строка была продиктована самой жизнью, судьбой поэтессы.
Что же привлекало читателя: беспощадная откровенность? Бездна пространства, открывавшаяся в каждой ее строке? Живая сопричастность ее слова мировому наследию? Ведь акмеизм (а именно к этому литературному течению принадлежала поэтесса), как заметил О. Мандельштам, — это «тоска по мировой культуре». Спустя десятилетие после выхода первой книги А. Ахматова уже имела репутацию живого классика.
Вершиной творческого подъема молодой Ахматовой стала книга «Anno Domini» (1921).
После нее (с 1923 по 1934) было создано менее двадцати стихотворений. Нет, Ахматова не ушла из литературы: ее книги издавались, о ней писались статьи, но при этом тон критики становился все более недоброжелательным.
Наступила новая эпоха — не приемлющая свободную, независимую личность, утверждавшая приоритет общественного над индивидуальным. Рационализм и научное мышление вытесняли все стихийное и религиозное. Политика и экономика подменяли нравственность. Мораль классовая отменяла общечеловеческую.
Нужен ли был такой эпохе поэт, очеловечивающий и свечи, горящие «равнодушно- желтым огнем», и золотую ласковую «млеюще-зеленую голубятню», и «безнадежно-бледные» небеса? Страна жила настоящим и будущим («Вперед, время, время, вперед!»), презирая и втаптывая в грязь прошлое, оставляя Ахматовой трагический, но единственно возможный путь — повернуть время вспять. В 1935 году многолетнее молчание было прервано. Именно этим годом датирован наиболее ранний фрагмент «Реквиема». «У каждого поэта своя трагедия. Иначе он не поэт. Меня не знают», — говорила Ахматова. Действительно, долгие годы Ахматову не знали в полной мере, ибо не была известна поэма, создававшаяся одновременно с шестой книгой стихов, которая отдельно, в отличие от других, не издавалась никогда, впервые она увидела свет под названием «Ива» в составе сборника «Из шести книг» (1940).
В издании 1940 г. шестая книга называлась «Ива» — по заглавию одного из стихотворений, которому предшествовал эпиграф из Пушкина: «И дряхлый пук деревьев». Эпиграф ко всей книге — из «Импровизации» Пастернака, в которой искусство осознается частью мира природы:
«И было темно. И это был пруд. И больны…». «Ива» — это стихотворение-воспоминание: А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века. И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Эпиграфы и заглавие книги подчеркивают ее ведущий мотив: прошлое прекрасно, в нем — гармония, сопричастность природе. Но «серебряная ива» смертна. На ее месте «пень торчит, чужими голосами // Другие ивы что-то говорят…».
«Другие ивы» — не только знак вечной жизни, но и горестное прощание с прошлым, былой гармонией: «И я молчу… Как будто умер брат». С течением лет для поэтессы становится важнее другой мотив этой книги, и она получает новое название — «Тростник».
Тростник — это образ из стихотворения «Надпись на книге», открывающего сборник и посвященного одному из ближайших еще с «акмеистских времен» друзей — М. Л. Лозинскому. Новым эпиграфом к книге стала строка из пастернаковского «Гамлета»: «Я играю в них во всех пяти».
«Надпись на книге» начинается там, где завершалась «Ива». В финале «Ивы» — «умер», «Надпись…» начинается с обращения:
Почти от залетейской тени В тот час, как рушатся миры,
Примите этот дар весенний…
Ключевое слово «Ивы» — «умер», «Надписи…» — «оживший»: «И над задумчивою Летой // Тростник оживший зазвучал». Обращение к музе («Муза») как бы продолжает последние строки первого стихотворения («Надпись на книге»), в которых под аккомпанемент праздничных, звонко звенящих «з» над «задумчивою Летой // Тростник оживший зазвучал»:
Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?». Отвечает: «Я».
Что же дало поэту право бесстрашно встретить такого гостя? Осознание своего тягостного и высокого жребия: трагедия народа стала личной трагедией Ахматовой (у нее арестовали сына), а ее жизнь — отражением судьбы народной. «Я была тогда с моим народом. Там, где мой народ, к несчастью, был».
В «Реквиеме» Ахматова писала: «И ненужным привеском болтался // Возле тюрем своих Ленинград». Спустя два десятилетия она вспоминала, как ее «опознали» в очереди к тюремному окошку: «Тогда стоящая за мной женщина,.
которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо:
- А это вы можете описать? И я сказала:— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”. Это было первое произведение Ахматовой «по заказу». В те годы художник представлялся Ахматовой олицетворением жизнестойкости. Он — подорожник, смиренный, всюду зеленеющий, неубиенный. Такими «подорожниками» были ее великие современники.
Стихотворение «Воронеж», посвященное Мандельштаму, написанное в период его воронежской ссылки, состоит из двух частей. В первой — пейзаж: оледенелый город петровской эпохи, сквозь обледенелость время течет вспять — возникает «свод светло-зеленый» и «склоны могучей, победительной земли», веющие Куликовской битвой. Но жизнь — только в прошлом.
В настоящем — «комната опального поэта», в которой
Дежурят страх и Муза в свой черед, И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
О. Мандельштам был близок Ахматовой «без изъятия». Не будь заглавия и посвящения, «Воронеж» мог быть прочитан как приговор самой себе. Стихотворение того же 1936-го года «Поэт (Борис Пастернак)» написано на «языке» Пастернака, с его «безудержем», когда кажется, что весь мир хлещет в артериях его стихов. «Поэт» — это стилизация пастернаковского поэтического «автопортрета»:
Он, сам себя сравнивший с конским глазом, Косится, смотрит, видит, узнает, И вот уже расплавленным алмазом Сияют лужи, изнывает лед. … Он награжден каким-то вечным детством Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
Настоящее трагично. Будущего нет. Шестую книгу пронизывает ощущение конца. Книга «рождается в тот час, как рушатся миры». Ожидание прихода музы — это мгновение, когда «жизнь, кажется, висит на волоске».
И в это мгновение ясно видна дорога — «О, туда, туда, // Туда по Подкапризовой Дороге, // Где лебеди и черная вода». Поэт обретает вечные истинные ценности — «лип навсегда осенних» позолоту, «синь сегодня созданной воды».
К поэту, стоящему у бездны, приходят герои: Данте, и после смерти не вернувшийся во Флоренцию, «бессмертный любовник Тамары», молодой Маяковский, Клеопатра, и в тот час, когда «мало осталось // Ей дела на свете — еще с мужиком пошутить.
// И черную змейку, как будто прощальную жалость, // На смуглую грудь равнодушной рукой положить». Шестая книга — о не идущем ни на какие компромиссы искусстве, одухотворении, совести:
Одни глядятся в ласковые взоры, Другие пьют до солнечных лучей, А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей. Я говорю: «Твое несу я бремя Тяжелое, ты знаешь, сколько лет». Но для нее не существует время
И для нее пространства в мире нет.
В «Иве» наряду со стихотворениями второй половины 30-х годов были и более ранние. Тем разительнее контраст между «сейчас» и «тогда». В стихотворении 1929 года любимый с детства город кажется промотанным наследством, о страшных переменах лишь вещует скрипач. В стихотворении «Мои молодые руки…», написанном позднее, в 1940 г., — некогда напророченная безысходность:
Кто знает, как пусто небо На месте упавшей башни, Кто знает, как тихо в доме,
Куда не вернулся сын.
Итоги прошлого подводятся в «Подвале памяти». Начало стихотворения — продолжение мучительно неотвязного разговора, противиться которому более нет сил. Стихотворение — словно рисунок. Не отрывая пера от бумаги, поэт проводит из настоящего в прошлое линию жизни:
Я опоздала. Экая беда! Нельзя мне показаться никуда. Но я касаюсь живописи стен И у камина греюсь. Что за чудо! Сквозь эту плесень, этот чад и тлен Сверкнули два живые изумруда. И кот мяукнул. Ну, идем домой!
Но где мой дом и где рассудок мой?
Движение сюжета — от обыденного к фантастическому. Исподволь, едва заметно нарастает тема безумия. Все подлинно, и все фантастично, безумно. Но вот сюжет исчерпан, эпилог превращает новеллу в трагедию. Большинство стихотворений шестой книги обращено в прошлое.
В «Иве» время течет от счастливого прошлого к горь кому настоящему, в «Надписи…» — от настоящего к будущему. Оба «заглавных» стихотворения шестой книги — своеобразный диптих. В этой книге Ахматова навсегда простилась с прошлым и, бесстрашно восприняв трагическую катастрофичность мира, шагнула в будущее.
Шли годы, менялись взгляды Ахматовой на созданное ею ранее. Со временем мотивы «Тростника» становятся доминирующими в ее творчестве. Впрочем, и сейчас для одних читателей шестая книга обернется «Ивой», для других — «Тростником». Последнюю, седьмую, книгу составили все стихотворения поздней поры.
Книга эта — произведение мудрого, познавшего счастье и трагедию человека, бесстрашно приемлющего жизнь: Что войны, что чума? — конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который Был бегом времени когда-то наречен.
Эпоха, враждебная Ахматовой, не раз пыталась ее уничтожить, но «королева-бродяга» (так Ахматова себя именовала) выжила, сберегла свой до времени затаенный, раздирающий грудь крик, зов к людям из глубины, из бездны. Новаторство Ахматовой не только в открытости ее интимных признаний, но и в странной для любовной лирики отзывчивости на голоса и движения эпохи.
Стихи Ахматовой впустили в себя тревоги большого мира. Эпоха — с ее войнами, революциями и движениями множеств — вдруг зазвучала в любовной мольбе. Роль здесь сыграла не сама масштабность человеческой и поэтической личности Ахматовой, а главное — ее недремлющая и воспаленная совесть.
При всей своей трепетности и нежности слова Ахматовой оставались властными, твердыми и повелительными:
Я — голос ваш, жар вашего дыханья, Я — отраженье вашего лица… («Многим»)<\p>
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-ahmatovoj/
Моя Анна Ахматова (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
В холодный зимний вечер иногда хочется немного оторваться от действительности и помечтать о высоком, добром, вечном. Настроиться на нужный лирический лад поможет поэзия. Стихи затрагивают наитончайшие струны души и иногда становятся спасением для человека в моменты депрессии, плохого настроения. Ярким примером тому является поэзия Анны Ахматовой.
Ее стихи заставляются задуматься о многом, пересмотреть свои взгляды на жизнь, иначе увидеть окружающий мир. От поэзии Анны Андреевны хочется жить, ее произведения не смогут не затронуть душу.
Читая стихи Ахматовой, кажется, что они просты, в них нет сложных витиеватых оборотов, и поэтому такая поэзия понятнее, легче. В своих бессмертных произведениях поэтесса открывает всю гамму чувств и стремлений души человека. Читая ее стихи, понимаешь, насколько все близко, понятно и просто в ее творчестве. То, о чем говорит Анна Андреевна, побуждает задуматься о своем значении в этом мире.
Внутренний мир поэтессы невероятно богат и разносторонен. В самых ее первых произведениях можно увидеть всю жизнь Анны Андреевны. Особенность ее поэзии в том, что она обычными, искренними словами может передать свое видение действительности, поклонение прекрасной, удивительной жизни. Читая произведения Анны Ахматовой, с удивлением понимаешь, насколько благоразумна была поэтесса.
В стихотворениях Ахматовой важно абсолютно все, нет мелочей.Произведения о любви очаровывают, завораживают, позволяют понять истинную сторону женской души-страдалицы.
Стихи Анны Ахматовой настолько чисты и невинны, что сразу становится понятно — автор этих произведений — не просто земное создание. Поэтесса говорит в своих произведениях о прекрасной любви, ради которой можно совершить самый безумный поступок в жизни.
Анна Андреевна пишет о любви настоящей, искренней и безответной, говорит об истинном мучении, которое может доставить это чувство. Но это испытание, которое должен пройти человек, чтобы возвыситься. Только любящий человек может быть счастлив в этом лучшем из миров.
Это не выдумка, а правда жизни, которую нам преподносит автор в своих произведениях.
Быстрое течение жизни порой вынуждает забыть нас о собственной душе. Стихи Ахматовой — тот островок, на который иногда стоит выплывать из бездны забот и терзаний. Любовь окрыляет человека, позволяет раскрыть свою душу, воспарить над жестокой действительностью. Но иногда любовь — испытание, крест, который сбросить невозможно и нести тяжело:
Лирическая героиня в поэзии Ахматовой невероятно нежна. Она реагирует на каждый знак окружающей реальности. Любое действие, понятие и даже фраза могут стать определяющими.
Анна Андреевна не просто пишет о чуде любви, но и говорит о том, что она может оказаться великим несчастьем в жизни человека. Но смысл жизни — в любви, по-другому быть не может. Душа просто засохнет без любви, поэтому человек всегда стремится к этому чувству. Поэтесса ведет разговор с бессонницей, доверяет ей свои тайны:
Поэтесса воспевает мудрость и красоту нашего существования. Лирическая героиня ее стихов часто задумывается о смысле собственного существования на земле:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
В произведениях Анны Андреевны находят свое воплощение гроздья рябины, пушистый кот. Это все важная часть действительности, на первый взгляд, ничего не значащая. Но наша жизнь, как известно, строится из таких вот мелочей. Талант Ахматовой не оставит равнодушным никого!
Источник: https://resoch.ru/moya-anna-axmatova/
«Я была тогда с моим народом»
Автор: Ирина Михайлова
Сочинение по поэзии А.А.Ахматовой
Творчество Анны Ахматовой охватывает множество тематических граней. Но все эти грани – лишь маленькие составляющие частицы большого целого, и это целое есть женская душа.
Еще до Анны Ахматовой многие женщины писали стихи, но они, видимо, не произвели должного впечатления, и большей частью потому, что они были написаны женской рукой.
Ахматова же проявила себя настолько ярко и индивидуально, что ее просто невозможно было не заметить. Она сама это отмечала так: «Я научила женщин говорить».
Среди такого поэтического богатства можно выделить несколько главных, преобладающих тематических сторон.
Первая – очень личная – женские душевные переживания, та сторона, которую, наверно, нельзя отделять от жизненного пути.
Мастерское обращение со словом, умение повернуть оборот так, что застываешь в оцепенении от восхищения необычным, свежим оборотом, оригинальностью мышления.
Но все-таки чувствуется при чтении какой-то внутренний надлом, чисто женское страдание, которое нередко вдохновляет поэтессу. Они идут как будто параллельно. Ахматова находит в поэзии того друга и советчика, который помогает ей пережить все страдания и беды.
Вторая сторона – само собой разумеющееся после первой – выход сквозь личное к общему, восприятие мира в целом, выход «к народу», «в народ» и ощущение себя как частички единого целого.
В ранней поэзии еще присутствует чисто личное начало – повествование, протест, воспоминание – все от первого лица, заявляя о себе.
А позже что-то неуловимое, точно время, начинает пробиваться в стихах, в некоторых Ахматова говорит от лица народа – «мы».
Как только встает в поэзии Ахматовой тема родины, становится осязаемой ее любовь к ней – настолько она сильна. Поэтессу не может не волновать судьба ее страны и, конечно, судьба ее народа:
De profundis… Мое поколенье Мало меду вкусило. И вот Только ветер гудит в отдаленье, Только память о мертвых поет. Наше было не кончено дело, Наши были часы сочтены, До желанного водораздела, До вершины великой весны, До неистового цветенья Оставалось лишь раз вздохнуть… Две войны, мое поколенье,
И воистину, путь был страшным. Но он пройден, и вместе с народом его прошла и сама Ахматова. Это с особенной силой вырывается наружу в «Реквиеме». Это скорбный плач женщины, плач о тяжкой судьбе женщины, о горькой доле земли русской, плач о всех погибших, о людском страдании.
Любому человеку, пережившему войну, не дают покоя воспоминания. Те, кто не столкнулся с войной, не имеют о ней настоящего представления. Но, столкнувшись с таким произведением, как «Реквием», вникая в суть поэзии Ахматовой, они начинают понимать, какова страшная война.
Подобно Шостаковичу в музыке (который так же, как и Ахматова, жил в блокадном Ленинграде), Ахматова в поэзии нарисовала эти ужасные картины, которые потрясают:
Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Здесь есть много строк, посвященных судьбе Анны, но их не назовешь страданием одного человека, так как Ахматова – одна из многих, которые переживали такую же судьбу. И написанное понимается в таком свете.
Ахматова навсегда осталась вместе со своим народом, пережив то, что пережили многие.
Поэтому именно такой эпиграф был подобран к «Реквиему» и содержит в себе то главное, чем отличается творчество Ахматовой:
Нет и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
« Назад к списку
Источник: https://www.rhapsody.ru/compositions/ahmatova.html
Сочинение на тему: Творчество Ахматовой: анализ, рассуждение, итоги
Читая эти стихи Анны Ахматовой, понимаешь, что ее поэзия глубоко сочувствует человеку и просветляет его, делает его духовный мир осмысленным и прекрасным, существенным и значительным. В самой Анне Андреевне все было прекрасным — и внешний облик, и духовный мир.
Ее жизнь была нелегкой, можно сказать, трагической, но никогда в ее стихотворениях не звучали отчаяние и растерянность. Никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Она всегда была гордой и строгой, была человеком воистину великого мужества.
Свобода ее души давала ей возможность не гнуться под любыми ветрами клеветы и предательств, обид и несправедливостей. Ее в этом мире волновало все, и она умела с поразительной точностью оставлять его отпечаток в песне своего опыта. Поэзия Ахматовой солнечна, проста и свободна, как ее юность.
Она — родная сестра прекрасной поэзии Эллады. Пусть у нее другой строй и ритм, другая музыка — это не мешает ей быть по-эллински вещей и вечной.
Художник начинается с беспощадности к самому себе. Видимо, к ней эта беспощадность пришла после того, как поэтесса увидела корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского: «Я была поражена и читала ее, забыв все на свете». Потом она назовет Анненского учителем и напишет:
А тот, кого учителем считаю,Как тень, прошел и тени не оставил,Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,И славы ждал, и славы не дождался,Кто был предвестьем, предзнаменованьем,Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся…
Сам о себе И. Анненский сказал горько до самоуничтожения: «Я слабый сын слепого поколенья». Может быть, у него и научилась Ахматова строгому отношению к делу своей жизни — Поэзии:
Я улыбаться перестала,Морозный ветер губы студит,Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
Она очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, по отношению к которым чувствуешь: если не напишешь, то умрешь. Без этого кандального принуждения нет и не может быть поэзии.
Чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс своего отчаяния и пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку. Характер, талант, судьба человека лепятся в юности.
Юность Ахматовой была солнечной:
А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
Но в этой узорной тишине Царского Села и в ослепительной голубизне древнего Херсонеса трагедии шли за ней по пятам неотступно:
А Муза и глохла, и слепла,В земле истлевала зерном,Чтоб снова, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
И она восставала и снова бралась за свое. И так целую жизнь — чего только не выпадало на ее долю! И смерть сестер от чахотки, и у самой кровь горлом, и личные трагедии… две революции, две войны.
Когда она узнала о том, что она — Поэт, и поверила в эту неизбежность, не кто иной, как отец, запретил ей подписывать стихи отцовской фамилией Горенко, и она взяла фамилию свой прабабушки — Ахматова. И мир благодарен этому имени.
Книги Ахматовой — откровение человеческой души, облагораживающей своим примером жизни всех людей, которые склоняют головы перед песней ее откровения:
Из-под каких развалин говорю,Из-под какого я кричу обвала,Как в негашеной извести горюПод сводами зловонного подвала.Я притворюсь беззвучною зимойИ вечные навек захлопну двери,И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему опять поверят.
Ее жизнь проходила в суровое время и не щадила нежную душу поэтессы. Но эта душа оказалась стойкой, способной переносить лишения всяческих, выражаясь словами Маяковского, «бед и обид» и выращивать из них правдивую поэзию:
Водою пахнет резедаИ яблоком — любовь.Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь.
Ахматова любила чувствовать жизнь во всем многообразии ее проявлений. Она любила свою родину — Россию.
Это была, прежде всего, любовь к русскому языку, к его богатству, его поэзии, самая главная, самая верная ее любовь, подтвержденная всем ее многострадальным, устремленным к совершенству творчеством.
Эта любовь индивидуальна и общезначима и исходит от нее одной, Анны Ахматовой, — ко всему миру:
…Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных дней,Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Она жила для великой, земной любви и пела об этом, и в этом был смысл ее жизни, естественное состояние ее души. В русской поэзии появился новый певец с удивительно чистым голосом, глубокая интимность которого усиливала его искреннее гражданское звучание. Конечно, Ахматова не могла написать «Двенадцать» или «Левый марш». Это сделали Блок и Маяковский. Она писала другое:
Мне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда,Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда……………………………………..…Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,Чтоб этой речью недостойной
И высказываемое в этом горьком стихотворении желание осталось не пустой фразой — стало действием, добровольно взятой на себя обязанностью перед новой жизнью, стало судьбой.
Никаких благ эта судьба не сулила, но в ней проглядывала великая правда времени, трудного и многообещающего.
Спустя три года она говорит себе и миру жестокую правду об испытаниях, о вере своей души в новое, еще непонятное, но ощутимо заманчивое начало жизни:
Все расхищено, предано, продано,Черной смерти мелькало крыло,Все голодной тоскою изглодано.
Такова была ее извечная просветленная болью, неизменно чистая любовь к России и к ее будущему, такова была ее вера:
И дикой свежестью и силойМне счастье веяло в лицо,Как будто друг от века милый
Всходил со мною на крыльцо.
Она была необходима времени, и время необходимо для нее в самых разных формах его проявления. Ахматова сама лучше всех критиков определила свое назначение в мире, свою судьбу и свою программу:
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
Ведь это она в первые дни нашествия фашизма на Советский Союз обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы:
И та, что сегодня прощается с милым,Пусть боль свою в силу она переплавит,Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит!
Анна Ахматова верила в Победу, звала народ к Победе, она вместе со своим народом победила самое страшное зло двадцатого века — фашизм. Великое русское слово, произнесенное Ахматовой, «Для славы мертвых нет», — озвучено мрамором и бронзой памятников Гнева и Скорби павшим защитникам Родины:
Ты стала вновь могучей и свободной,Страна моя! Но живы навсегдаВ сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Крест индивидуальности таланта — очень трудный крест, избавиться от него нельзя, и Анна Андреевна Ахматова несла его до конца своих дней. Он был ее мукой и утешением одновременно:
Многое еще, наверно, хочетБыть воспетым голосом моим:То, что, бессловесное, грохочет,Иль во тьме подземный камень точит,Или пробивается сквозь дым.У меня не выяснены счетыС пламенем, и ветром, и водой…Оттого-то мне мои дремотыВдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.
Бег времени ее судьбы, ее жизни, ее поэзии завершался. Череда уходящих в глубь прошлого событий сделала Ахматову заметнее не только в мире поэзии, но и самой жизни. Анну Ахматову похоронили под Ленинградом, в поселке Комарово, на кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на ее могиле всегда лежат живые цветы. К ней приходят и юность, и старость, приходят женщины и мужчины. Для многих она стала необходимостью. Для многих ей еще предстоит стать необходимостью. Такая у нее участь. Ведь истинный поэт тот, кто «смотрит на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории». И истинный поэт живет еще очень долго — и после своей смерти. И люди будут идти на могилу Анны Ахматовой еще очень долго: Будто там впереди не могила, А таинственной лестницы взлет.<\p>
Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-ahmatovoy-analiz-rassuzhdenie-itogi
Эссе о творчестве Анны Андреевны Ахматовой
Ахматова в своей утонченной, наполненной сдержанной искренностью лирике с лишь ей присущей интонацией отобразила чрезвычайно широкий диапазон человеческих чувств и переживаний.
Анна Ахматова родилась в дачном предместье Одессы в семье морского инженера-механика, капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко, и Инны Эразмовны, до замужества – Стоговой. Детские годы будущая поэтесса провела в Царском Селе, куда переехала семья Горенко в 1891 г.
В 1900 г. она поступила в Царскосельскую Марийскую гимназию (“Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленая, сырая роскошь парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где гарцевали маленькие пестрые жеребята, старый вокзал…”).
После развода с мужем мать забрала детей и переехала сначала в Крым, а с 1906 г. поселилась у родственников в Киеве.
В 1907 г. Ахматова поступила в последний класс киевской Фундуклиевской гимназии, затем училась на юридическом отделении Высших киевских женских курсов. После бракосочетания с выдающимся русским поэтом-акмеистом Н.
Гумилевым (венчание состоялось 15 апреля 1910 г. в Никольской церкви села Никольская Слобода, близ Киева) Ахматова стала студенткой Высших историко-литературных женских курсов в Петербурге.
Именно в этом городе прошла почти вся ее жизнь.
В 1910 и 1911 годах Ахматова вместе с мужем дважды побывала в Париже, а в 1912 г. – в Италии. В этом же году у них родился сын Лев Гумилев – будущий известный историк и географ. Публиковаться Ахматова начала с 1907 г.
(стихотворение “На руке твоей…” в парижском русском еженедельнике “Сириус”), связав свое раннее творчество с акмеизмом. “Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Вместе с моими товарищами – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я стала акмеисткой”, – вспоминала позднее Ахматова.
В своей ранней лирике поэтесса, творчески восприняла наработки символизма, отказалась от символистской мистики и абстрактности, стараясь передавать земной характер чувств.
Первый сборник Ахматовой “Вечер” (“Вечер”) вышел в начале марта 1912 г. в издательстве “Цех поэтов” тиражом 300 экземпляров. Своим содержательным наполнением “Вечер” – это своеобразный поэтический дневник, в котором имеется, как заметил в предисловии к сборнику М.
Кузмин, острая восприимчивость и принятие мира в его солнечной плоти, а также внутренняя трагедийность сознания. В книгу вошло 46 стихов, написанных, в основном, в 1910-1911 годах.
Второй поэтический сборник Ахматовой – “Вервица” (“Четки”), который появился через два года после “Вечера”, принес ей всероссийскую славу и выдвинул в первые ряды современной русской поэзии.
Из многочисленных критических отзывов на сборник глубочайшей и самой убедительной найпроникливишою Ахматова считала статью М. Недоброва, который подметил в поэзии “Вервицы” “лирическую душу быстрее жесткую, чем мягкую, быстрее жестокую, чем слезливую, и уже откровенно господствующую, а не угнетенную”.
Ранний период творчества Ахматовой завершила поэтическая книга “Белая стая” (“Белая стая”, 1917), наполненная глубокими раздумьями лирической героини о тревожной хрупкости и неуверенности современного мира.
Стараясь возвыситься над временным и повседневным, приблизиться к глубоким психологическим и этическим обобщениям, Ахматова непроизвольно или сознательно выходит за пределы декларированных акмеистами конкретности и ощутительности, языковых образов и языковой простоты.
Это, в первую очередь, объясняется особенностями ее мировосприятия сквозь призму человеческой души.
На место темы неразделенной и утраченной любви, которая доминировала в первых двух сборниках, пришла другая тема – тема всепобеждающей и целительной любви (“Твой белый дом и тихий сад покидая…”, “Ответ”, “Нет, царевич, я не…”, “Дорогому”).
Вместе с тем поэтесса по-новому осмысливает тему родины и войны, памяти и совести (“Уединение”, “Все забрано: и сила, и любовь…”, “Июль 1914”, “Молитва”, “Памяти 19 июля 1914”).
К определяющим характерологическим признакам поэтической манеры Ахматовой нужно отнести филигранное изображение чувств, эпиграмматичность и рефлексорность, а также сюжетность ее лирических миниатюр.
В августе 1921 г. большевики арестовали и без суда расстреляли Н. Гумилева, лживо обвинив в контрреволюционном заговоре. В 1925 г.
Ахматову исключили из ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как “непролетарского поэта”, обвинив в “декадентских настроениях” и “отрыве от социалистического производства”. В 1934 г. на глазах Ахматовой арестовали А.
Мандельштама, а в следующем году попали в тюрьму ее сын Лев Гумилев и третий муж – М. Пунин, искусствовед и музейный работник. Лев Гумилев переживет еще 2 ареста и проведет в лагерях 14 лет. Осенью 1935 г.
Ахматова начала работу над знаменитой поэмой-циклом “Реквием” (“Реквием”), в которой трагические события личной жизни неразрывно переплелись с великой народной трагедией, в значительной мере благодаря оригинальной поэтической форме, “близкой к народным причитаниям” (О. Павловский):
В таком горе никнут горы. Каменеет река. Невозмутимы лишь тюрем затворы, Вне их “каторжанские норы” И печаль, как смерть, горька. (Пер. В. Затуливетра)
Этот страстный полифонический рассказ о мученической судьбе своего народа. В России поэма “Реквием” вышла лишь в 1987 году, хотя основная часть текста поэмы-цикла (пролог, десять отдельных фрагментов и эпилог) создавались с осени 1935 до весны 1940 г.
С началом Второй мировой войны Ахматову эвакуировали сначала в Москву, а потом – в Ташкент, где она жила до 1944 года. В годы войны она создала яркий цикл патриотичных стихов (“Клятва”, “Мужество”, “Ночь в Летном саду” и др.).
По возвращении в Ленинград поэтесса опубликовала ряд стихов в журналах “Ленинград” и “Звезда”, а в скором времени началась очередная кампания против “антисоветских” произведений Ахматовой.
Выдающимся литературно-художественным достоянием тогдашней русской поэзии стала “Поэма без героя”, в которой отображена не только целебная атмосфера прошлой “серебряной эпохи”, а и неотвратимое движение времени, пропущенное через совесть лирической героини.
“Планы прошлого, настоящего и будущего постоянно пересекаются, эпоха отражается в зеркале души (“Я пишу зеркальным письмом…”), а душа видит свое отражение в эпохе” (В. Коровин).
Своеобразным итогом послевоенной лирики Ахматовой стал сборник “Бег времени” (“Бег времени”, 1965).
В конце жизни к Ахматовой пришло мировое признание. В 1964 г. в Риме ей была присуждена Международная литературная премия “Этна-Таормина” по случаю 50-летия литературной деятельности и за книгу избранных произведений, изданную в Италии.
В этом же году, 15 декабря, Оксфордский университет (Англия) присудил Ахматовой степень почетного доктора литературы. Пережив четыре инфаркта, Ахматова умерла 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово, в кардиологическом санатории.
Похоронили поэтессу на Комаровском кладбище, которое близ Ленинграда.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Эссе о творчестве Анны Андреевны Ахматовой
Другие сочинения по теме:
- ПОЗДНЯЯ ПОЭЗИЯ АННЫ АХМАТОВОЙ В литературу молодая Ахматова вошла как интимно-психологический поэт, который может не просто рассказать о чувствах, но и дать возможность читателю…
- Образ матери – страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием” Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись “врагами народа”, исчезали безследно, попали в…
- Поэзия Анны Ахматовой и поэты “серебряного века” Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает…
- Философские мотивы лирики Анны Ахматовой Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались…
- Мои любимые стихотворения Анны Ахматовой Творчество крупнейшего русского поэта XX века Анны Андреевны Ахматовой в полном объеме лишь недавно пришло к читателю. Теперь мы точно…
- Образ матери в поэме Анны Ахматовой “Реквием” “Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад”. Анна Ахматова. Я поворачиваюсь взглядом к урокам, посвященным творчеству русского поэта Анне…
- Отображение трагедии войны в лирике Анны Ахматовой Выдающийся русский поэт Анна Ахматова владела тайной внутренней гармонией. В ней все было значительно – и отчеканенная, скульптурная внешность, и…
- Источник вдохновения для лирики Анны Ахматовой Анна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту…
- Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой…
- Свет творчества А. А. Ахматовой Сегодня каждый культурный человек называет это имя с большим уважением. Но было ли так раньше? Стоит вспомнить начало пути поэтессы….
- “Реквием” Анны Ахматовой подлинно народное произведение 30-е годы для Анны Ахматовой – пора наиболее тяжких испытаний. Через десять лет начнется ужасная вторая мировая война. Но и…
- Самое большое имя поэтов – имя Анны Ахматовой Это псевдоним (но псевдоним, который фактически заменил подлинное имя даже в частной жизни) Анны Андреевны Горенко. (Ахматова – девичья фамилия…
- Сочинение по любовной поэзии А. Ахматовой Женская душа – всегда тайна. В ней водоворот чувств, эмоций. И не каждая женщина может их высказать до конца. Гениальной…
- Произведения моей любимой русской поэтессе (по творчеству Ахматовой) Поэзия этого странного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или…
- Особенности жанра поэмы А. Ахматовой “Реквием” А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в…
- ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. АХМАТОВОЙ Пусть когда-нибудь имя мое прочитают в учебниках дети. А. Ахматова. Чем живет человек? Наверно, любовью. Любовью к людям, верой в…
- Стихотворения сборников Ахматовой о Родине К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А….
- Эссе о творчестве Бориса Зайцева Из писателей-изгнанников Борис Зайцев внес едва ли не самый значительный вклад в русскую литературу 20 века. Поэт прозы, крупнейший представитель…
- Анализ стихотворения А. Ахматовой “Родная земля” “Родная земля” – одно из стихотворений А. Ахматовой, объединенных темой Родины. Образ родной земли, созданный ею, привлекает своей необычностью: поэт…
- Тема России в лирике А. А. Ахматовой Ахматова А. А Тема России в лирике А. А. Ахматовой Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем “род”: родной, родник, родина, народ,…
Источник: https://ege-russian.ru/esse-o-tvorchestve-anny-andreevny-axmatovoj/