Сочинение-анализ творчества Ф. И. Тютчева
Ф. И. Тютчев (1803—1873) принадлежит к числу выдающихся русских поэтов. Долгое время его стихи не пользовались широкой известностью. Впервые значение поэта Тютчева было раскрыто в статье Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850).
Несмотря на название статьи, Некрасов смело отнес Тютчева «к русским первостепенным поэтическим талантам».
Несколько лет спустя Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву В отличие от Фета доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
И действительно, Тютчев не уходил от постановки проблем социального плана. У него есть стихи о бедствиях народа: «Слезы людские, о слезы людские…» (1850), «Пошли господь свою отраду…» (1850).
В поэтическом творчестве Тютчева нашли отражение и сильные, и слабые стороны его мировоззрения. С одной стороны, в его социально-политических взглядах заметны черты реакционности, слышатся славянофильские мотивы. Он был противником революционных движений. В то же время для него характерны гуманистические и обличительные тенденции.
Поэт остро ощущал непрочность, призрачность, дисгармоничность и даже обреченность мира, в котором он живет. Отсюда трагичность мировосприятия, ощущение одиночества, страстное стремление найти выход из этого мира и отчаяние от сознания невозможности этого. Именно поэтому! традиционный романтический конфликт поэта и толпы достигает у него высшего напряжения.
Чтобы уберечь свою человеческую индивидуальность, свой внутренний мир, свою душу от «толпы», неспособной ни к сочувствию, ни к пониманию, поэт предпочитает уйти в «душевную глубину», в свои тайные мысли, которые вообще. невозможно выразить словами.
Так возникает стихотворение «Молчание!») с знаменитой строкой: «Мысль – изреченная есть ложь».
Тютчев давно уже признан ярчайшим поэтом мысли, мастером философской лирики. В этом отношении он во многом продолжает и развивает те настроения, идеи и образы, которые были уже. намечены у Жуковского, Пушкина и особенно у поэтов-«любомудров» 30-х годов (когда входил в литературу и сам Тютчев).
Напряженные и глубокие раздумья над загадками бытия, вечными тайнами жизни и смерти, над соотношением личности человека ; и природы — это не отдельные темы или области его поэзии, а основные начала, пафос всей лирики Тютчева, определяющей; тональность всех его стихов.
У Тютчева природа наделена своей жизнью, обычно таинственной и непостижимой для человека:
- Не то, что мните вы, природа:
- Не слепок, не бездушный лик
- В ней есть душа, в ней есть свобода,
- В ней есть любовь, в ней есть язык…
Природа у Тютчева, действительно, не «слепок»: она живет, движется, дышит. Так построено знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…», 1828). С восторгом, С эмоциональным подъемом воссоздает поэт буйство, высшее проявление стихийных сил природы.
Природа у него одушевлена, очеловечена; и в этом проявляется его убеждение в целостности мира, и единстве человека и природы.
Характерные для поэта олицетворении являются не просто поэтическим приемом, но становятся структурообразующим началом, выражая один из основных принципов осознания и изображения жизни.
Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свету противопоставляется тьма, югу — север, дню — ночь, зиме — лето или нос па. Но это не механическое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его диалектическом единстве.
Вот почему он так часто обращается к переходным состояниям, идет ли речь о временах года или временах суток («Весна», «День вечереет, ночь Мизка…», «Зима недаром злится…»).
Диалектическое восприятие действительности придает его стихотворениям подлинно философскую глубину.
Стихи Тютчева зачастую проникнуты тревогой и мрачными предчувствиями. По сравнению с вечно обновляющейся природой жизнь человеческая скоротечна.
Отсюда грустные раздумья о «непрочности и хрупкости» человека, о ничтожестве его перед всемогущим хаосом, который прорывается наружу в бурях стихий и в бурях страстей. И не случайно большое место в его лирике занимают мотивы грозы и бури.
Так проявляется в поэзии Тютчева тома беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.
В любовной лирике Тютчева, являющейся одним из вершинных явлений мировой поэзии, центральное место занимает исследование «диалектики души», сложных и противоречивых процессов человеческой психики. Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е. А.
Денисьевой и названный поэтому «денисьевским». Это своеобразный роман в стихах, имеющий большое историко-литературное значение и оказавший воздействие не только на развитие русской поэзии, но и на развитие русской психологической прозы (Тургенев, Достоевский, Л. Толстой).
Любовь, традиционно (по «преданию») представляемая как гармонический «союз души с душой родной», воспринимается Тютчевым совсем иначе: это «поединок роковой», в котором неизбежна гибель любящего сердца.
Роковая невозможность счастья зависит не только от «толпы», которая грубо вламывается в святилище человеческой души, не только от «бессмертной пошлости людской», но и в силу трагического, рокового неравенства людей в любви.
Поэзия Тютчева, писал советский литературовед А. В. Чичерин, населена «образами измученных, душевно надорванных людей (женщин и мужчин), через чьи души прошла тяжелая трагедия их времени, трагедия отчуждения, взаимного непонимания, недоумения и тоски, утраты ясного и цельного жизненного идеала» .
Новаторство любовной лирики
Источник: https://www.litrasoch.ru/sochinenie-analiz-tvorchestva-f-i-tyutcheva/
Сочинение «Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева»
1. Краткая биографическая справка.
2. Философское миросозерцание поэта.
3. Любовь и природа в поэзии Тютчева.
Ф. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянской семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано — уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату».
После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет.
Он дважды женился — по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.
Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э.
Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е.
Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта.
Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.
Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его Стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта:
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.
Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Silentium!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке.
Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта.
В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, то передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Silentium!»:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба
Смеясь, на землю пролила.
Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то а, вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению этого образа.
Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос… Этот список можно было бы продолжать долго.
Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева.
Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя.
Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты — сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу… Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул…
Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:
Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
…Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий — божественной гармонии:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
или стихийного хаоса:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Природа для Тютчева — это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
Источник: https://litsochinenie.ru/zhizn-i-tvorchestvo-f-i-tyutcheva.html
Сочинение на тему Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта) – по русскому языку и литературе
В конце 1858 г. Тургенев написал Фету: «…о Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Обратите внимание на точность словоупотребления: Тютчева надо не просто знать, поэзию его необходимо чувствовать (что, впрочем, относится к искусству вообще). С творчеством Тютчева вы знакомы давно.
Вам, конечно, известны его замечательные стихи: «Люблю грозу в начале мая…» («Весенняя гроза»), «Еще в полях белеет снег…» («Весенние воды»), «Зима недаром злится…», «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…» и другие произведения великого русского поэта.
Тютчев всего на 4 года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии его современников он относится не к пушкинской эпохе, а к более позднему времени. Признание пришло к Тютчеву не сразу. Долгие годы он провел на дипломатической службе за границей (в Германии), что оторвало его от участия в общественной и литературной жизни России.
К Тому же он никогда не считал себя профессиональным поэтом, не искал литературной славы и вообще не проявлял никакой заинтересованности в публикации своих стихотворений. Лишь в 1836 г. со стихами Тютчева познакомился Пушкин, восхитился ими и напечатал в своем журнале «Современник» «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью «Ф. Т.».
Впервые значение поэзии Тютчева было раскрыто в статье Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850). Несмотря на название статьи, Некрасов смело отнес Тютчева «к русским первостепенным поэтическим талантам».
Несколько лет спустя Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву, в отличие от Фета, доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». Действительно, Тютчев не уходил от постановки проблем социального плана.
Достаточно вспомнить его «Слезы людские, о слезы людские…» (1850), «Пошли, Господь, свою отраду…» (1850). Особенно знаменательным в этом отношении является стихотворение «Эти бедные селенья…» (1855). В нем слышится искренняя скорбь поэта, вызванная сознанием народного горя, бедности, страданий.
Не случайно оно было высоко оценено Тарасом Шевченко, который записал в своем дневнике, что прочитал его «с наслаждением». До сих пор часто цитируется маленькое стихотворение Тютчева, хотя нет единства в истолковании его смысла: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
Однако социальная проблематика для Тютчева все же не характерна. Он вошел в историю русской поэзии как замечательный мастер философской, пейзажной, любовной лирики. В принципе диапазон лирических стихотворений безграничен, так как все явления жизни — и природные, и общественные — могут вызвать те или иные переживания человека. В XIX в.
постепенно стирались жанровые деления в лирике, хотя отдельные жанры продолжали развиваться: элегия, баллада. Вместо этого в лирике начали выделять различные темы и в связи с этим говорить о стихах политических, философских, любовных, пейзажных и т. д. Впрочем, и такой принцип не совсем точен, так как в одном и том же произведении могут быть слиты воедино самые разные мотивы.
Любая классификация условна и приблизительна. И все же, когда речь идет о Тютчеве, мы прежде всего выделяем в его лирике философские мотивы, философское осмысление человека и мира.
Напряженные и глубокие раздумья над загадками бытия, вечными тайнами жизни и смерти, над соотношением человека и природы — это не отдельные темы или области его поэзии, а основные начала, пафос всей лирики Тютчева, определяющий тональность всех его стихов. Тютчев был романтиком и по творческому методу, и по мировосприятию.
Отсюда глубокая убежденность поэта в том, что ни душевная жизнь человека, ни тайны мироздания не могут быть раскрыты с помощью рационального, научного, логического мышления. Поэтому Тютчев постоянно защищает романтическое понимание природы от тех, кто рассудочно видит в ней лишь «игру внешних, чуждых сил»: Они не видят и не слышат. Живут в сем мире, как впотьмах.
Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах. Это отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа…». Действительно, природа у Тютчева не слепок, не бездушный лик: она движется, дышит, живет. Но жизнь ее сложна и противоречива. Там, в таинственной глубине, вечно волнуется некая темная стихия, которую поэт называет хаосом или бездной.
А весь видимый мир, воспроизводимый внешними органами человека, есть всего лишь порождение первозданной и безликой пучины. Философское мировосприятие Тютчева в основе своей трагично, потому что он, человек, не может не осознавать и жажду жизни, и мимолетность, даже случайность своего существования, неизбежность угасания, смерти.
«Тютчевский человек» (рискуем ввести такой оборот вместо стандартного «лирического героя», ибо тот, от имени которого ведется повествование, — и Тютчев и не Тютчев) потому и обращается к природе, что осознает быстротечность своего существования, а жизнь природы более устойчива, чем его собственная жизнь.
Мысль о вечности, неизменности природы и хрупкости, бренности жизни человека определяет содержание и тональность многих стихотворений Тютчева («Над виноградными холмами…», «В небе тают облака…» и др.).
Испытывая почти суеверный ужас от соприкосновения с ночным хаосом, который способен поглотить существование человека, поэт воспевает жизнь в ее прекрасных, жизнерадостных дневных формах. С восторгом, с большим эмоциональным подъемом передает он высшие проявления стихийных сил природы. Особенно привлекают его грозы, бури, весеннее пробуждение полей, лесов.
Природа у него очеловечена. В этом воплотилось убеждение Тютчева в целостности мира, в единстве человека и природы («Все во мне, и я во всем…»). Привычные для поэта олицетворения являются не просто поэтическим приемом, но становятся структурообразующим фактором, выражая один из основных принципов осознания и изображения жизни. Поэзия Тютчева часто строится на контрастах.
Свет противопоставляется тьме, юг — северу, день — ночи, зима — лету или весне. Но это не механическое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его единстве. Вот почему он так часто обращается к переходным состояниям, идет ли речь о временах года или времени суток («Весна», «День вечереет, ночь близка…», «Зима недаром злится…»).
Диалектическое восприятие действительности придает его стихотворениям подлинно философскую глубину. И все же трагическое мировосприятие, мысль о непрочности, призрачности, дисгармонии и даже обреченности видимого мира никогда не оставляли поэта. Отсюда ощущение одиночества, страстное стремление найти выход из такого состояния и отчаяние от сознания невозможности этого.
Именно поэтому традиционный романтический конфликт поэта и толпы достигает у него высокого напряжения. Чтобы уберечь свою человеческую индивидуальность, свой внутренний мир, свою душу от «толпы», неспособной ни к сочувствию, ни к пониманию, поэт предпочитает уйти в «душевную глубину», в свои тайные мысли, которые вообще невозможно выразить словами.
Так возникает стихотворение «Silentium!» («Молчание!») со знаменитой строкой: «Мысль изреченная есть ложь». Еще одна строка из этого же стихотворения: «Другому как понять тебя» — определяет трагический характер тютчевской любовной лирики, ибо нет возможности понять друг друга, нет гармонии в личных отношениях, нет равенства в любви.
Здесь также звучит постоянная для Тютчева тема беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви. На протяжении всей своей творческой жизни Тютчев писал небольшие лирические стихотворения, объем которых, как правило, не превышал двадцать строк.
Для того чтобы воплотить в столь краткой форме значительные проблемы философского и психологического характера, он должен был использовать новые художественные средства: смелые метафорические эпитеты, олицетворения, перебои стихотворного ритма и т. д. В ряде случаев его стихотворения построены как обращение к человеку или природе, как отрывок из беседы.
Этому соответствует вопросительная или восклицательная интонация, возникающая уже в начальных строчках ряда стихотворений. Слова Л. Толстого, относящиеся к Фету («лирическая дерзость»), в еще большей степени могут быть отнесены к Тютчеву.
Ни у кого из русских поэтов не встречаются столь неожиданные сравнения, вытекающие из его убеждения в диалектическом единстве человека и природы: «Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами» (1830). Некрасов заметил, что при чтении этого стихотворения «чувствуешь невольный трепет». Тютчев, как никто в XIX в., пользовался поистине космическими образами. Человек в его поэзии окружен пылающей бездной. Никто, кроме Тютчева, не осмеливался сравнить зарницы с беседой глухонемых демонов («Ночное небо так угрюмо…», 1865). Тютчев, воспринимаемый некогда как «поэт для немногих» и ценимый лишь узким кругом почитателей, приобрел в наши дни широкую популярность. Он в еще большей степени, чем Фет, оказал воздействие не только на дальнейшее развитие русской поэзии, но и на развитие психологической прозы. Так, тютчевская любовная лирика предопределила освещение сложных интимных чувств у героев Достоевского и Л. Толстого. «Без него нельзя жить», — сказал о Тютчеве Л. Толстой. Как можно разъяснить, прокомментировать столь решительное заявление? Тютчевский поэтический мир, справедливо считает современный исследователь И. В. Козлик, основывается на поиске действительных человеческих ценностей. Он проникнут подлинным гуманизмом, потому что в нем сочетается признание неповторимости каждой отдельной личности с искренним сопереживанием судьбам всего рода людского. Поэт ставил именно те проблемы соотношения Человека, Человечества, Природы, Вселенной, без понимания которых невозможно гармоническое существование людей и которые ощущаются особенно остро в наше время.<\p>
Сочинение на тему Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта)
Тютчев Ф.И.
Стр. 1
Сочинение на тему Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта)
Тютчев Ф.И.
Стр. 2
Сочинение на тему Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта)
Тютчев Ф.И.
Стр. 3
Сочинение на тему Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта)
Тютчев Ф.И.
Стр. 4
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171poeticheskij-mir-f-i-tyutcheva-o-tvorchestve-poeta187
Творчество Тютчева
Творчество Федора Ивановича Тютчева сильно своей философской составляющей. Оно благотворно повлияло на становление русской поэзии. Работы Тютчева принадлежат к лучшим созданиям русского духа. Всё написанное поэтом Тютчевым носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, самобытного, грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.
Начало поэтической деятельности
Сборник, состоящий из трёхсот стихотворений, треть из которых — переводные, ряд писем, да несколько статей – это творческий багаж Тютчева. Века проходят, а работы автора остаются востребованными и любимыми читателями.
Творческая судьба Ф.И.Тютчева была необычной. Довольно рано поэт начинает печатать свои стихотворения, но они долго остаются незамеченными. В девятнадцатом веке считалось, что его лирические монологи, внушённые картинами природы, были прекрасны. Но русская публика находила описания природы и в «Евгении Онегине», автор которого отзывался при этом на всё, что волновало современных читателей.
Так, бурный 1825 год вызвал у Тютчева два любопытных стихотворения. В одном, обращаясь к декабристам, он замечал:
«О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить.
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов;
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов».
В другом стихотворении он говорит о том, как «грустно идти навстречу солнцу и движенью за новым племенем плести», как для него «пронзительны и дики сей шум, движенье, говор, крики младого пламенного дня».
«Ночь, ночь, о, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса?..»
Это писалось в то время, как Пушкин с ободряющим словом привета обращался «во глубину сибирских руд» и восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма».
Пройдут годы и только тогда современники разглядят несравненную словесную живопись Тютчева.
В 1836 году А.С.Пушкин основал новый журнал «Современник». С третьего тома в «Современнике» начали появляться стихотворения, в которых было столько оригинальности мысли и прелести изложения, что, казалось, только сам же издатель журнала мог быть их автором. Но под ними весьма чётко выставлены были буквы: «Ф.
Т». Носили они одно общее название: «Стихотворения, присланные из Германии» (Тютчев тогда жил в Германии). Они и были из Германии, но не подлежало никакому сомнению, что автором их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души.
С 1841 года это имя уже не встречалось в «Современнике», в других журналах оно тоже не появлялось, и, можно сказать, с того времени оно вовсе исчезло из русской литературы. Между тем, стихотворения господина Ф.Т. принадлежали к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии.
Лишь в 1850 году фортуна улыбнулась — в журнале «Современник» Н.А.Некрасов лестно отозвался о русском поэте Тютчеве, и о нём заговорили в полный голос.
Одухотворение природы в поэзии Тютчева
«Ночная душа» Тютчева ищет тишины. Когда ночь спускается на землю и всё принимает хаотически неясные формы, его музу в «пророческих тревожат боги снах».
«Ночь» и «хаос» постоянно упоминаются в стихотворениях Тютчева 20-30-х годов девятнадцатого века. Его «душа хотела б быть звездой», но только невидимой для «сонного земного мира» и горела бы она «в эфире чистом и незримом».
В стихотворении «Лебедь» поэт говорит, что его не прельщает гордый полёт орла навстречу солнцу.
«Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего!
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон,
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен».
.
И здесь та же картина ночной красоты. Война 1829 года, взятие Варшавы нашли негромкий отклик в душе Тютчева.
«Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою?»,
Так спрашивает себя поэт. В мраморно-холодном и прекрасном стихотворении «Silentium» (в переводе с латинского «Молчание») Тютчев повторяет слово «молчи».
«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими — и молчи».
У многих поэтов мы находим указания на эти муки слова, бессильного полно и правдиво выразить мысль, так чтобы «мысль изреченная» не была ложью и не «возмущала ключей» нравственного чувства. Молчание не могло быть спасением от этого состояния.
Тютчев молчал только о тех мыслях, которые навевались «буйной годиной» современности, но с тем большим «пристрастьем» отдавался он впечатлением ночной и правдивой природы. Созерцая южное небо, вспоминая о родном севере, он вырывается из-под власти окружающих его красот природы, доходит до любви ко всей Вселенной.
При взгляде на коршуна, высоко взвивавшегося к небу, поэту становится обидно, что человек, «царь земли, прирос к земле».
Нужно понять, полюбить всю природу, найти в ней смысл, обожествить её.
«Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Даже губительные силы природы не отталкивают поэта. Своё стихотворение « Mal’aria» он начинает строками:
«Люблю сей божий гнев, люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло…»
Стихотворение «Сумерки» выражает сознание близости поэта к замирающей природе:
«Час тоски невыразимой!
Все во мне – и я во всем…»
Поэт обращается к «тихому, сонному» сумраку, зовёт его «вглубь своей души»:
«Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай».
Поэт всюду говорит о природе, как о чём-то живом.
У него «зима на весну ворчит», а «та ей в глаза хохочет»; весенние воды «бегут и будят сонный берег», природа сквозь сон улыбается весне; весенний гром «резвится и играет»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста» и т.п. («Весна», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид», «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Песок сыпучий по колени»).
Высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.
«Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной».
Развитие той же мысли мы находим в замечательном стихотворении «Колумб»:
«Так связан, соединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Скажи заветное он слово —
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его».
В этом пункте мировоззрение Тютчева соприкасалось с мировоззрением Гёте, и недаром так близки были отношения обоих поэтов, познакомившихся во время заграничной жизни Тютчева.
Пейзажная лирика Тютчева родом из тех четырёх времен года, что дарит нам природа. В поэзии Федора Ивановича нет разделяющей грани между человеком и природой, они – одной стихии.
Любовная лирика Тютчева не замыкается сама на себя, хотя во многом автобиографична. Она гораздо шире, общечеловечнее. Любовная лирика Тютчева – образец нежности и проникновенности.
«Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…»
Творчество Тютчева преисполнено глубокого философского смысла. Его лирические размышления, как правило, не отвлечённые, они тесно связаны с реалиями жизни.
Приоткрыть занавес перед секретами мироздания, по мнению лирика, невозможно, но это может произойти для человека, находящегося на грани дня и ночи:
«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир…»
«Цицерон»
Большое ли творческое наследие надо оставить после себя, что стать великим? На примере судьбы Ф.И.Тютчева, можно сказать: «Нет». Достаточно написать несколько гениальных творений – и потомки не забудут о вас.
Адаптация текста: Ирис Ревю
Источник: https://DetskiyChas.ru/persons/tvorchestvo_tyutcheva/
Сочинение: Биография и творчество Ф. И. Тютчева
БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Ф. И. ТЮТЧЕВА<\p>
Реферат ученицы 10 «В» класса, Лицея № 9 Коржанской Анастасии.
Волгоград
2001 г.
Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву.
Воспитателем к Тютчеву был приглашен поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы С.Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству.
Самое раннее из дошедших до нас стихотворений — «Любезному папеньке» Тютчев написал в 15 лет (ноябрь 1813 года). Уже в 12 лет Федор Иванович успешно переводил Горация.
А в 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послание Горация к Меценату»- первое выступление Тютчева в печати. Осенью этого года он поступает на словесное отделение московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.
Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.
За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии выработать особый, неповторимый стиль. Вскоре после приезда в Мюнхен -, по-видимому, весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд.
Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской империатрицы Александры Федоровны).
Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье.
Но, несмотря на обиды взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посветил ей стихи:<\p>
«Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай…»
Даже дошли сведения, что Тютчев оказался участником дуэли из-за неё.<\p>
Вскоре, 5 марта 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак.
Двадцати двух летний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе.
«Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной, своей возлюбленной. Но, так или, иначе, Тютчев не совершил ошибки.
Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
Тютчев служил, и служил плохо. Продвижение по службе шло медленно. Жалования не хватало на содержание семьи. Тютчевы еле-еле сводили концы с концами, постоянно находились в долгах.
<\p>
«Федор Иванович далеко не был то, что называется добряк; он и сам был очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и привычки» пишет о нем А.И. Георгиевский (издатель, педагог).
Можно представить себе, в каком нелегком состоянии духа находился Тютчев. Неудачи и тяготы во всех сферах-политической деятельности, служебной карьере и домашнем быту. В этих условиях Тютчев отдается своей новой любви.
В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель знакомит его со своей сестрой, двадцати двух летней красавицей Эрнестиной и её уже пожилым мужем бароном Дёрибергом.
Эрнестина красива и искусно танцует. Она произвела сильное впечатление на Тютчева.
К тому же произошла странная история: Дёри, почувствовал нездоровье и покинул бал, сказав на прощанье Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», а через несколько дней скончался.
Началась та любовь, которая вероятно, была своего рода выходом, спасением для Тютчева. Он явно не мог ради новой любви не только расстаться с Элеонорой, но даже и разлюбить её.
И в то же время он не мог разорвать отношения с Эрнестиной. И это не могло остаться тайной. Эрнестина пыталась бежать от него. Она уехала из Мюнхена.
В этот период разлуки Федор Иванович пребывает в ужасном состоянии, в котором сжигает большую часть своих поэтических упражнений.
Элеонора пыталась покончить с собой, ударив несколько раз в грудь кинжалом. Но осталась жива, она простила Тютчева.
14 мая Элеонора с тремя дочерьми села на пароход, направлявшийся из Кронштадта в Любек. Уже вблизи Любека на пароходе вспыхнул пожар. Элеонора испытала нервное потрясение, спасая детей. Они спаслись, но документы, бумаги, вещи, деньги всё пропало. Всё это окончательно подорвало здоровье Элеоноры, и при большой простуде 27.08.1838 в возрасте 39 лет она скончалась.
И уже 1 марта 1839 года. Тютчев подал официальное заявление о своём намерении вступить в брак с Эрнестиной. Эрнестина удочерила Анну, Дарью и Екатерину.
Вместе с тем, живя в Мюнхене, Тютчев поддерживал самые тесные отношения с русской миссией, и продолжал со всем вниманием следить за политической жизнью. Нет сомнений, что он имел ещё твёрдое намерение вернуться к дипломатической службе.
Но, боясь, что ему не дадут дипломатическую должность, всё откладывает возвращение из отпуска в Петербург, ожидая более подходящего момента. И, в конце концов, 30 июня 1841 года Фёдор Иванович был уволен из министерства иностранных дел и лишён звания камергера.
Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Он начал активно участвовать в общественной жизни. И в марте 1845 года снова зачислен, в министерство иностранных дел.
Он любил вторую жену Эрнестину (Нетти), от неё было два сына Дмитрий и Иван. Но через 12 лет после женитьбы на ней Тютчев влюбился в Денисьеву.
Федору Ивановичу уже было под 50, когда охватила его любовь, смелая, избыточная, неодолимая,- к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке, классной даме того института, где учились его дочери.
Благополучная жизнь, с таким трудом налаженная, карьера, насилу-то восстановленная, общественное мнение, которым он дорожил, дружеские связи, политические замыслы, сама семья, наконец, всё пошло прахом. 14 лет с 1850 по 1864 бушевала эта любовная буря.
Продолжая любить Эрнестину, жил на два дома и разрывался между ними. Взаимоотношения Тютчева с Эрнестиной Фёдоровной в течение долгих периодов целиком сводились к переписке. Она в течение 14 лет ничем не обнаружила, что знает о любви мужа к другой, и показала редчайшее самообладание.
Фёдор Иванович был скорее «духовен», чем «душевен». Дочь писала о нём как о человеке, «что он представляется ей, одним из тех изначальных духов, которые не имеют ничего общего с материей, но у которого нет, однако, и души».
Елена Александровна безгранично любила Федора Ивановича. Дети, рожденные Еленой Александровной (дочь Елена и сын Федор) были записаны как Тютчевы. Это не имело никакой законной силы. Они были обречены на печальную в те времена судьбу «незаконнорожденных». 22 мая 1864 года Елена Александровна родила сына Николая. Сразу после родов у неё началось обострение туберкулёза.
4 августа 1864 года она скончалась на руках у Фёдора Ивановича Тютчева. Тютчев терзался и терзал. После её смерти жил в оцепенение. Тютчев словно ослеп от горя и мудрости. «Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков.
Поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый неброско, ни на одну пуговицу не застегнутый, как надо…» писал в своих воспоминаниях о Тютчеве Ходасевич.
Фёдор Иванович продолжал переписываться с женой Эрнестиной Фёдоровной. В последствии они встретились, и семья Тютчевых вновь воссоединилась. В последние годы жизни Тютчев отдавал все свои силы многообразной деятельности, преследующей цель утвердить верное направление внешней политики России.
И в этом ему помогает Эрнестина Фёдоровна. 1 января 1873 года поэт, рассказывает Аксаков «несмотря ни на какие предостережения, вышел из дома для обычной прогулки, для посещения приятелей и знакомых… Его вскоре привезли назад, разбитого параличом. Вся левая часть тела была поражена и поражена безвозвратно».
Эрнестина Фёдоровна ухаживала за больным Федором Ивановичем.
Тютчев умер 15 июля 1873 года, как раз в 23 годовщину того дня, когда начался его роман с Е. А. Денисьевой.
Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Главное достоинство стихотворений Федора Ивановича заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые её черты и оттенки.
Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная:
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы.
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
«Летний вечер» 1829 г.
Природа –
…Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
«Не то, что мните вы природа»…1836 г.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, вся в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
Характерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (1587 г.), «Как весел грохот летних бурь» (1851), «Люблю грозу в начале мая» (1828 г.). Особенно привлекает Тютчева переходные, промежуточные моменты природы.
Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер- предвестие зимы («Осенний вечер» 1830 г.) и т.д.
Федор Иванович любил ночь и был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает, и перед ним предстаёт ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через всё творчество Тютчева:
Уж солнца раскалённый шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами…»
(«Летний вечер» 1829 г.)
Тютчев не писал поэм, его поэзия фрагментарна, это лирика, зачастую сводящаяся к одной стихотворной строфе.
Он ввел в русскую лирику и закрепил в ней поэтику фрагмента как полноценную художественную форму, не без влияния опять же немецких романтиков, и в первую очередь Гейне.
«Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» — писал Н. А. Некрасов.
«Самые короткие стихотворения господина Тютчева почти всегда самые удачные» — писал И. С. Тургенев.
Фрагментарность стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений. Фрагмент у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сперва дан противоположный:
Люблю глаза твой, мой друг…
Но есть сильней очарованья…
1836 г.
Но эта же планомерность конструкции делает маленькую форму чрезвычайно сильной:
Какое дикое ущелье!
Ко мне навстречу ключ бежит-
Он в дол спешит на новоселье…
Я лезу вверх, где ель стоит.
Вот взобрался я на вершину,
Сижу здесь радостен и тих…
Ты к людям, ключ, спешишь в долину-
Попробуй, каково у них!
1836 г.
Глубокое и страстное чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры было всегда слабостью Федора Ивановича с самой ранней молодости.
Поклонение, которое соединялось с очень серьёзным, но недолговечным и даже очень скоро проходящим увлечением тою или другою особой. Всякое своё любовное увлечение он доводил до самых серьёзных обязательств перед любимой женщиной, семейных уз и трагедии.
И все душераздирающие обстоятельства его жизни связаны с этой глубиной и серьёзностью чувств.
Существует мнение, что Тютчев никогда не любил, а лишь позволял любить себя… Предположение остроумное, но ошибочное. В том-то и дело, что любил, и не врал перед Богом, и женщины это чувствовали, потому и любили его, и прощали ему то, что простить невозможно. Тютчеву присуща не только психологическая правда, но и «чистота нравственного чувства»:
О. Как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!…
1851 г.
Поэт остро чувствует и передаёт «избыток жизни», полноту и счастье жизни:
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток,
В жилах млеет и горит!
(«В душном воздуха молчанье»… 1836 г.).
Поэзия Тютчева, отличающаяся особой музыкальностью, вдохновила не одно поколение композиторов. Романсы на слова Тютчева могут составить часть программы большого вечера.
Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…
1870 г.
С болью пишет Тютчев о людском горе, о страдающих людях:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа-
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
В противовес всем выше перечисленным достоинствам творчества Ф. И. Тютчева есть весьма весомый недостаток.
В его стихах встречается много устаревших выражений, которые затрудняют чтение и восприятие смысла, особенно читателям 21 века. Даже уже в 19 веке, это было отмечено в критике И. С.
Тургенева «У него часто попадаются устарелые выражения, бледные и вялые стихи, он иногда как будто не владеет языком…»:
Кто без тоски внимая из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески прощальный глас.
(«Бессонница» 1829 г.).
«Тютчев один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов, полюбить его в юности почти невозможно. Ничего внешнего, яркого, захватывающего с первого чтения. Тютчев раскрывается постепенно, любовь к нему верный признак взросления души»- писал А. Кушнер
«Рассказы о том, что Тютчев вовсе не придавал значения своим стихам, преувеличены. Но он действительно более хотел быть политиком, чем поэтом. Наверное, поэтому за всю жизнь Фёдор Иванович так и не собрался издать свои стихи под собственным наблюдением.
Из всех своих стихов наиболее придавал значение политическим, которые разделяют судьбу его статей. История их не оправдала. Хуже того: при всех достоинствах, они далеко уступают «чистой» лирике Тютчева. В них мысль иногда только облечена в стихотворную форму, но не слита с ней воедино.
Напротив ею тяготится, готова её разорвать, разрушить. Фёдор Иванович гнался за тем, для чего не был рождён, а истинный дар свой не то что не ценил вовсе, но ценил не так и не за то, что в нём было наиболее удивительно.
Он был человеком сильных страстей и феноменальной рассеянности»- пишет в своих воспоминания В. Ходасевич.
Поэзия Тютчева – наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться Россия, что сохраняет нам самоуважение, что мы можем предъявить миру; это наш патент на благородство.
Список литературы<\p>
1. Книга для ученика и учителя. Ф. Тютчев, А, Фет. Стихотворения. М., 1997.
2. Кожинов Вадим. Тютчев. — М.,1988.
3. Справочник школьника. Литература. — М.,1995.
Источник: https://www.ronl.ru/sochineniya/literatura-i-russkiy-yazyk/131394/
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество
ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ:
ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 10К КЛАССА
ШКОЛЫЛИЦЕЯ №43
ЕХИЛЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 1873)
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге<\p>
Как бы двойного бытия!..<\p>
Ф.И.Тютчев
T
ютчев, наверное, наряду с Пушкиным один из самых цитируемых поэтов. Его стихотворения Умом Россию не понять… и Люблю грозу в начале мая… известны, пожалуй, всем. Сбывается пророчество Тургенева: Тютчев создал речи, которым не суждено умереть. Близки стихи Федора Ивановича Тютчева и моему сердцу.
Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе. Ну а среди большинства его современников стихи Тютчева считались далекими от духа времени, а по форме казались то слишком архаическими, то слишком смелыми. Да и сам он словно не дорожил славой поэта, проявляя удивительное равнодушие к изданию и редактированию своих произведений.
Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И.Н.Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэтпереводчик, знаток классической древности и итальянской литературы.
Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.
<\p>
На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с четырнадцати лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый Мерзляков прочел его стихотворение Вельможа, правда весьма подражательное, но преисполненное гражданским негодованием противу сына роскоши:
…И ты ещё дерзнул своей рукою жадной
Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;
Изгнать из родины семейство безотрадно!…
Слепец! стезя богатств к погибели ведет!…<\p>
В 1819 году было опубликовано вольное переложение Послания Горация к Меценату первое выступление Тютчева в печати.
Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по тории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.
<\p>
Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.
За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Кроме того, там он близко сошелся с философомромантиком Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.
Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском Современнике (24 стихотворения) опубликованная в 1836 году под заголовком Стихи, присланные из Германии.
Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В 18431850 годах Тютчев выступает с политическими статьями Россия и Германия, Россия и Революция, Папство и римский вопрос, задумывает книгу Россия и Запад.
Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем Комитета ценсуры иностранной.
С конца 40х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу Современник напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.
Тургенева Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева, содержащая пророчество: Тютчев создал речи, которым не суждено умереть. В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений.
Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава.
Однако среди всех своих современников от Пушкина и Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени.
Изменения и неудачи в личной жизни, разочарование в жизнеспособности русского государства (после поражения в Крымской войне 18531856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев его не стало.
Второе воскрешение Тютчева началось на рубеже XIXXX веков, когда утверждавшаяся школа русских символистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.<\p>
Постижение Тютчева происходило по мере того, как всё больше о�
Источник: https://www.studsell.com/view/190606/