Книга «Хмель»
Книга привлекла внимание уже первыми страницами. Очаровал непривычный язык – мелодичный, благозвучный, живописный – сразу окунул в позапрошлый век. Трилогия состоит не из трёх книг, а из трёх сказаний, которые, в свою очередь, подразделяются на завязи. А внутри этих завязей такая старорусская красота вместе с дремучей непроходимостью, что дух захватывает.
Крепость. Сказание первое
Начинается сказ событиями первой половины 19 века. Автор позволяет нам проникнуть внутрь старообрядческой общины Филарета Боровикова – пугачевца, бежавшего в Сибирь от царя и неволи, от “антихристовых слуг”.
Казалось бы, живут люди верою, проводят дни в трудах и молитвах, а на самом деле – средневековье: в цепи неугодных грешников заковывают, железом калёным пытают, на кострах сжигают…
В первом сказании мы знакомимся с основными героями, чьи многочисленные наследники населят Белую Елань и разбредутся дальше.
И лишь одна Ефимия, дочь Аввакума из Юсковых, будет жить больше века.
Корни и листья.
Сказание второе
От корней Филарета-батюшки и Юсковых (среди которых и беглые каторжники скрывались) протянулись многочисленные боровиково-юсковские ветви, а крепость веры разделилась на разные толки: белокриничники, рябиновцы, новожены, дырники, ларивоновцы… И жили они не ведая любви к ближнему, не ведая добра и зла, а лишь во имя живота своего.
«Что ни дом, то содом; что ни двор, то гоморр, что ни улица, то блудница»
Переворот. Сказание третье
В этой части автор очень ярко изобразил смутные революционные времена.
Сложно понять простому забитому народу за кем идти, кому верить, на кого надеяться, когда вокруг столько партий и лозунгов.
Многие заблуждались, хоть и были чисты душой, стремились к жизни праведной.
Легко было попасть в сети лжи и обмана. Именно такой путь был уготован Дарье Юсковой…
Если началась любовь к этой книги с образного языка, то исторический сюжет увлёк развернувшейся драмой, чем укрепил мои чувства. “Хмель” из тех сказаний, которые честно и правдиво отображают прошлое. Каждый герой романа живой – со сложным неоднозначным характером. Здесь нет тех, кто бы не заблуждался или не делал ошибок. Они любят и страдают, молятся и проклинают, ищут и сбиваются с пути…
Заповедей много – жизнь короткая…
Хочется привести несколько таких “заповедей”, по которым жили-поживали в староверческих общинах, долго молясь и ссылаясь на писание, коим оправдывали любой грех и преступление.
Знай не зевай – мошну набивай, лопатой греби деньги.
Все тлен и разминка на полпути – одно золото вечно. Войди в дом ближнего и обдери его, как дальнего: не в накладе будешь.
Языком можешь ужалить, капиталом насмерть прихлопнуть.
Совесть – для простаков; невод – для дураков. Не будь дураком и простаком – кадило раздуешь.
Своя рубаха ближе к телу; а еще лучше – если содрать рубаху с ближнего: в двух рубахах теплее.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1002854943-hmel-aleksej-cherkasov
Сочинение на произведение черкасова “хмель” – обсуждение произведений современной поэзии и прозы
В 1941 году писатель получает письмо из деревни Подсинее, что близМинусинска. Письмо написано с буквой “ять”, с фитой-ижицей, прямым, окаменелым почерком, и было похоже по словам самого писателя на “письмо с того света”.
Под письмом стояла подпись “Ефимия, дочь Аввакума из Юсковых, проживающая в деревне Подсиней у Алевтины Крушининой”. Бревенчатую избенку Крушининой, наполовину вросшую в землю, тогда и посетил Черкасов. Там он нашел Ефимию (историю которой и записал).
Ей было 136 лет.
Она имела настоящий советский паспорт, выданный ей в 1934 году. Указанный год рождения – 1805-й. Старуха-старообрядеца рассказала писателю, что в 1812 году в первую Отечественную войну, будучи ребенком, сама видела Наполеона.
В революцию 1917 года ей было уже 112 лет, и дожила она до Великой Отечественной войны советской эпохи.
Образ прапрадеда Черкасова, легендарного декабриста, сосланного в Сибирь, стал прообразом возлюбленного Ефимии каторжника Лопарева, описанного на основании рассказов деда писателя, Зиновия Андреевича Черкасова, Сюжет начинается после восстания декабристов в 1830 году, когда Ефимии 25 лет. В момент появления её в Белой Елани (одно из основных мест действия романа) Ефимии 55 лет (1861 г.). Вся трилогия состоит из разделов, обозначенных как завязь, а завязь состоит из глав. Период действия трилогии с 1830 года по 1955 год. Повествование романа “Хмель” (1963) заканчивается перед первой мировой войной и революцией 1917 года.
Роман “Конь рыжий” (1972) рассказывает о событиях в Енисейской Сибириво время гражданской войны.
Роман “Черный тополь” (1969) охватывает периоды после разгрома колчаковщины, годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Действия происходит в Енисейской губернии, а также в КрасноярскеиМинусинске.
В 1950-е годы, работая в Минусинске над романом «Хмель», автор использовал материалы Мартьяновского музея.
В 1963 году в Красноярске выходит первое издание романа «Хмель». Оно не имеет ничего общего с опубликованными в 1956-1962 годах в журналах “Енисей”,”Сибирские огни”,«Нева»сокращенными главами романа. При жизни автора вышло пять изданий общим тиражом более трех миллионов экземпляров. В каждое новое издание писатель вносил изменения, совершенствовал текст, перерабатывал, исключал и добавлял целые главы.[2] ИСТОЧНИК https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%F0%EA%E0%F1%EE%E2,_%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E9_%D2%E8%EC%EE%F4%E5%E5%E2%E8%F7ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 года. Поводом для восстания декабристов послужила сложившаяся ситуация с престолонаследием, после смерти императора Александра I. Дело в том, что после кончины Александра I, императором должен был стать его брат Константин. Однако еще при жизни Александра I, Константин отрекся от престола в пользу младшего брата Николая. Отречение его не было объявлено публично и народ, армия, государственный аппарат, из-за недостатка информации присягнули Константину. Когда же официально выяснилось, что Константин отрекся от престола, была назначена переприсяга, которой и воспользовались заговорщики. 13 декабря, члены Северного общества решили, что завтра они открыто, во всеуслышание выступят со своими требованиями. Для этого «декабристы» планировали вывести войска к зданию сената, и не дать чиновникам присягнуть новому императору, хотели зачитать «Манифест к русскому народу», согласно которому в России уничтожалось самодержавие и крепостное право, вводились гражданские свободы. Вся полнота власти переходила к временному правительству. Руководителем восстания декабристов, был назначен полковник Генерального штаба С.П. Трубецкой. 14 декабря 1825 началось восстание декабристов. На Сенатскую площадь первым пришел полк Московской лейб-гвардии. Этот полк возглавляли члены Северного Общества Бестужев, Щепин – Ростовский. Время шло, а остальных частей не было. Складывалось критическое положение для русской монархии.
Даже в такой критический момент, нашелся герой, верный царю и русскому народу – генерал Милорадович.
Он был генерал–губрнатором Петербурга, герой Отечественной войны 1812 года, личность популярная среди солдат и офицеров русской армии. Генерал вышел к войскам и предложил им разойтись.
В ответ на это, один из офицеров, Каховский – член Северного общества, смертельно ранил Милорадовича. Этот выстрел сделал ход событий необратимым.
Источник https://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/82-vosstanie-dekabristov.htmlСразу же были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость 371 солдат Московского полка, 277 — Гренадерского и 62 матроса Морского экипажа[17]. Арестованных декабристов привозили в Зимний дворец. Сам император Николай выступал в качестве следователя.
Указом 17 декабря1825 годабыла учреждена Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра
Александра Татищева.30 мая1826 года следственная комиссия представила императору Николаю I доклад, составленный Д. Н. Блудовым. Манифестом 1 июня1826 года учреждён Верховный уголовный суд из трёх государственных сословий: Государственного совета, Сената и Синода, с присоединением к ним «нескольких особ из высших воинских и гражданских чиновников». Всего к следствию было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, П. Г. Каховский М. П. Бестужев-Рюмин, С. И. Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.
Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%F1%F1%F2%E0%ED%E8%E5_%E4%E5%EA%E0%E1%F0%E8%F1%F2%EE%E2
СОЧИНЕНИЕ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧЕРКАСОВА “ХМЕЛЬ”
Каждый писатель должен правильно отражать жизненную эпоху, которую он описывает. Это удаётся сделать только тем писателем, которые жили в это время. Черкасов написал своё произведение на достоверных фактах, изложенных главной героиней романа, Ефимией. Я дам характеристику поступков главных героев этого произведения. Ефимия жила в общине старообрядческой веры. Всеми людьми руководил духовник Филарет. В своё время он попал на каторгу за революционные действия, направленные против царя. Он бежал с этапа и его приютил пустынник, который исповедовал старообрядческую веру. Филарет принял эту веру потому, что она была ему по нраву. Он был очень жестоким и властным человеком. В нём жили все страсти, а добродетели отсутствовали. Добрые дела такие люди совершают неискренне, а для показа. Его учение было построено на внешнем поклонении Христу и на обрядах. Эта вера показывала, что Иисус Христос жестокий Бог. В ней отсутствовала любовь. Вся община боялась главного духовника и ему подчинялась. Духовник вершил суд над людьми вместе со своими апостолами, которые называли себя праведниками. И Филарет, и его апостолы были самыми настоящими сатанистами. Эти «праведники» говорили те слова, которые хотел слышать их духовник. Вся община состояла из злых, порочных людей. Они любили смотреть на зрелища, где истязают людей. Эта основная толпа людей была лишена разума. Они не задумываясь верили в злого, порочного Бога, которого им придумал их духовник. А Филарет всегда был прав потому, что свои действия оправдывал Библией. Её никто не понимал.Но в общине было несколько людей, которые противились Филарету. Главным его врагом был дядя Ефимии. Духовник всех своих недоброжелателей устранял. Кого не мог убить, отселял от общины. Но он их не отпускал от себя, вёл за ними постоянное наблюдение. Её дядя хотел забрать власть в свои руки. Он дал Ефимии паспорт пустынника, и она его отдала каторжнику Лопарёву. Он решил, что Лопарёв ему пригодиться в его противостоянии духовнику. А Филарет укрыл каторжника не из чувства сострадания, а из-за чувства ненависти к царю. Ему нравилась жизнь без законов государства. Он хотел безвозмездно творить над людьми свои законы. Филарет поверил в то, что Лопарёва прислал ему Христос. Он боялся, что не сможет удержать власть с лживыми апостолами. Ему нужен был верный, умный помощник, поэтому он внушил себе, что им будет этот бунтарь. Лопарёв обладал состраданием к людям. Он был человеком, который запутался в жизни. Он желал простому народу светлого будущего. Он искренне верил, что в стране нужны преобразования и поэтому пошёл на свержение царя. Пожив в общине он понял, что дав крестьянам свободу, их тут же кто-то заберёт к себе в рабство. Эти люди были свободными, а их угнетали во много раз сильнее, чем это делали помещики. Лопарёв сжёг себя в доме Ефимии потому, что не хотел жить вечно на каторге. Он был слабым человеком. Сильные духом люди мужественно сносят все жизненные невзгоды. В Бога он не верил. Ефимия самостоятельно читала Библию. Она обладала рассудительностью и понимала, что учение староверцев не соответствует учению Иисуса Христа. Но она была ещё очень молода, не имела богатого жизненного опыта, поэтому не все места в Библии понимала правильно. Она оправдывала свой грех. Сама пришла к Лопарёву и красиво предложила ему себя. Она сказала ему, что замуж её выдали насильно, поэтому свой брак не признаёт. Она не любила своего ребёнка. Если бы её застигли с каторжником, то сожгли бы заживо. Она вступила в заговор, имея на руках трёхлетнего сына. Она это делала из-за страсти «блуд». Когда её пытали, то она в порыве гнева стала пугать духовника местью своего сына. Она кричала, что когда Веденейка вырастит, то проклянёт деда. А Филарет в порыве гнева приказал задушить маленького внука. Иисус Христос нас учит не противиться злому человеку. Если бы она промолчала, то её сын остался в живых. Её блуд привёл к страшным последствиям. На место Филарета встал другой духовник. Они вместе с её дядей стали прижимать людей общины. Народ стал жить под их властью гораздо хуже в материальном положении. У них отобрали коров, питаться стали намного хуже, чем прежде. Новая власть обладала такой же жестокостью, как и Филарет. Муж Ефимии, вернувшись из своей поездки по Енисею, чуть не убил своего отца за смерть сына. Он отрёкся от веры в Иисуса Христа. Он показал себя не как трус: смело, при всех отрёкся от такой жестокой веры. Уйдя из общины, он ненароком выдал жандармам все их тайны. А власти не захотели наказать преступников, потому что видели перед собой одни тупые лица. Их просто выгнали с этой земли.
ВЫВОД: ЛЮДИ ПЕРЕПОЛНЕНЫ СТРАСТЯМИ, КОТОРЫЕ ТОЛКАЮТ ИХ НА СОВЕРШЕНИЕ ЖЕСТОКИХ ПОСТУПКОВ.
Количество просмотров: 677
Количество комментариев: 0
Рубрика:
Источник: https://www.beesona.ru/id4544/literature/42578/
rulibs.com
Перед вами первая книга знаменитой семейной саги А.Черкасова, посвященной старообрядцам Сибири.
Это роман о конфликте веры и цивилизации, нового и старого, общественного и личного… Перед глазами читателя возникают написанные рукой мастера картины старинного сибирского быта, как живая, встает тайга, подвластная только сильным духом. Именно такие герои действуют в исторической трилогии А.Черкасова…
«Хмель» – первая часть популярного цикла романов об истории Сибирского края – воссоздает события от восстания декабристов до потрясений начала XX века. Всего же действие в трилогии «Хмель», «Конь Рыжий», «Черный тополь» продолжается свыше ста лет.
Полине Москвитиной Без твоего мужества в трудные годы, без твоего истинно творческого участия, когда мы вместе создавала замысел Сказаний, вместе работали, переживали горечи неудач и счастливые минуты восторга, без такого творческого союза, друг мой, я никогда бы не смог написать Сказаний о людях тайги. Алексей Черкасов
Было так…
1941 год, канун Октября. Напряженное ожидание чего-то важного, чрезвычайного, что должно произойти не сегодня-завтра. Белые и красные флажки на географической карте столпились возле Москвы и вокруг Ленинграда. Каждое утро, после того как с телеграфа приносили в редакцию сводку Совинформбюро, мы собирались у карты, молчали и угрюмо расходились по своим углам; шли напряженные бои за Москву…
В один из таких дней в редакцию пришло довольно странное письмо из деревушки Подсиней, что близ Минусинска. Письмо попало ко мне. Я читал его и перечитывал и все не мог уразуметь: о ком и о чем в нем речь? И что за старуха пишет в таком древнем стиле:
«Вижу, яко зима хощет быти лютой, сердце иззябло и ноги задрожали. Всю Предтечину седьмицу тайно молюся, чтобы сподобиться, и слышу глас господний.
Время не приспе: и анчихрист Наполеон у град Москвы белокаменной на той Поклонной горе, где повстречалась с ним малою горлинкою несмышленой, и разуметь не могла, что Москве гореть и сатане погибели быть. Да пожнет тя огонь, аще не зазришь спасения.
Погибель, погибель будет. И лик Гитлеров распадется, яко тлен иль туман ползучий, и станет анчихрист Наполеон прахом и дымом…»
Вот и пойми: «Лик Гитлеров распадется, яко тлен иль туман ползучий, и станет анчихрист Наполеон прахом и дымом…» И что за малая горлинка, которая виделась с Наполеоном? После нашествия Наполеона минуло сто двадцать девять лет!..
Письмо было большое, написанное с буквой ять, с фитой, ижицей, прямым, окаменелым почерком. Мы его называли «письмом с того света». Под письмом стояла подпись «Ефимия, дочь Аввакума из Юсковых, проживающая в деревне Подсиней у Алевтины Крушининой».
Интереса ради, да и к тому же попутно по дороге в Минусинск, заехал я в деревушку Подсинюю и отыскал бревенчатую избенку Крушининой, наполовину вросшую в землю. Три подслеповатых окошка, завалинка до окна, рада в три жердины, копна сена в огороде, корова у копны и снег, снег до берега Енисея.
В избе на деревянной кровати на лохмотьях жались ребятенки – похожий на одуванчик мальчишка лет трех и две девочки-погодки – лет семи и шести. Я поздоровался, но мне никто не ответил. Ребятишки еще теснее сплелись в клубок.
– Мамы нету. Она на ферме, – предупредительно сообщила девочка постарше.
– Ну, а бабушка Ефимия у вас проживает? – спросил я.
– Вон она, на печке дрыхнет, – выпалила старшая.
В избе было довольно прохладно. Я спросил: где же их отец? Мальчонка скороговоркой сообщил:
– Папку убили фашисты на войне.
Разговор с ребятенками потревожил бабку Ефимию, и она, откинув занавеску, поглядела с печи…
Голова ее была совершенно белая. Ястребиный нос пригнулся чуть не до верхней губы. Лицо было до того перепахано морщинами, что никто бы не мог угадать, какой была старуха в молодости. На мой вопрос, не она ли написала письмо в редакцию газеты, старуха охотно подтвердила:
– Кто же за меня напишет? Сама. Сама. Анчихрист, анчихрист Наполеон. Детей вот осиротил и горем землю заполнил. Сгинет он в пожаре, сгинет.
Я сказал, что Наполеона давным-давно в помине нет и что война идет с Гитлером, с фашистской Германией. Старуха проворчала что-то, поворочалась на печке и медленно слезла, кутаясь в рваную шаленку. Сказала:
– Не сообщно глаголать то, чего не ведаешь, раб божий. Сказано: сатанинское – в сатану вмещается; Саулова – в Саула, Исавова – в Исава. Рече про Гитлера, а он – сатано Наполеон. Видала я его, треклятого. Ноги толстые, обтянутые белыми штанинами, и ляжками дрыгает. И губы, яко скаредные, продольные. Не брыластый. Нет! Брыластые добрые.
Старуха пояснила: «брыластый» – толстогубый, значит. Так говаривали, дескать, в старину.
Я все-таки не верил, что старуха виделась с Наполеоном, и она еще раз подтвердила:
– Как же, как же. Как вот с тобой теперь. Ближе даже.
– После Наполеона, бабушка, много воды утекло!
– Много, много. И воды и грязи. И морозы были. И тепло было, и люди были, и звери были. Молодые гибли, как солома на огне. А я живу, мучаюсь и не зрю века. Ох-хо-хо!
Я невольно поинтересовался, сколько же ей лет.
– Да вот с предтечи сто тридцать шестой годок миновал. Год-то ноне от сотворения… Зажилась, должно. Аще не днесь, умрем же всяко. И рече господь: ходяй во тьме, невесть камо грядет. Не сделай беды, да и не сгинешь во зле.
– И паспорт у вас есть, бабушка?
– Лежит, лежит пачпорт. Не мне – на ветер дан. На пришлых да встречных. Покажу ужо. Покажу. Глянь. Глянь…
Паспорт советский, самый настоящий, и выдан был в городе Артемовске в 1934 году. Год рождения – 1805-й!
Спустя много лет Ефимия заговорила у меня в Сказании «Крепость», и я услышал ее голос, увидел ее живые черные глаза, глубокие и красивые в девичестве, но она ли это? Та ли Ефимия, с которой я встретился тогда в избушке?
«Я так вижу», – сказал один большой художник.
Много, очень много было встреч с людьми сибирской тайги и особенно с крепчайшими раскольниками-старообрядцами – не с волжскими, описанными Мельниковым-Печерским, а с непримиримыми, которых при всех царях гнали этапами в Сибирь.
Особенно памятной для меня была быль, рассказанная Дедом, Зиновием Андреевичем Черкасовым, о декабристе, нечаянно встретившемся с общиной поморских раскольников где-то на берегах Ишима в бывшей Тобольской губернии. Этот декабрист был моим прапрадедом.
Так по крупинке из года в год собирались впечатления, раздумья, покуда не вылились в романах Сказаний.
Да, я их такими вижу, больших и маленьких героев Сказаний! Увидит ли их такими же взыскательный читатель?..
Источник: https://rulibs.com/ru_zar/prose_history/cherkasov/0/
Хмель
Алексей Черкасов
Хмель
Полине Москвитиной
Без твоего мужества в трудные годы, без твоего истинно творческого участия, когда мы вместе создавала замысел Сказаний, вместе работали, переживали горечи неудач и счастливые минуты восторга, без такого творческого союза, друг мой, я никогда бы не смог написать Сказаний о людях тайги.
Алексей Черкасов
НАПУТНОЕ СЛОВО
Было так…
1941 год, канун Октября. Напряженное ожидание чего-то важного, чрезвычайного, что должно произойти не сегодня-завтра. Белые и красные флажки на географической карте столпились возле Москвы и вокруг Ленинграда. Каждое утро, после того как с телеграфа приносили в редакцию сводку Совинформбюро, мы собирались у карты, молчали и угрюмо расходились по своим углам; шли напряженные бои за Москву…
В один из таких дней в редакцию пришло довольно странное письмо из деревушки Подсиней, что близ Минусинска. Письмо попало ко мне. Я читал его и перечитывал и все не мог уразуметь: …
ЕЩЕ
Читатель! Мы искренне надеемся, что ты решил читать книгу “Хмель” Черкасов Алексей Тимофеевич по зову своего сердца. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения.
Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты.
Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны.
Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь.
Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. Всем словам и всем вещам вернулся их изначальный смысл и ценности, вознося читателя на вершину радости и блаженства. “Хмель” Черкасов Алексей Тимофеевич читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.
Источник: https://readli.net/hmel/
Симферополь помнит автора «Хмеля»
Симферополь помнит автора «Хмеля»
Лидия МИХАЙЛОВА
12 июня в Симферополе, на фасаде дома по адресу Самокиша, 14, была установлена памятная доска русскому писателю Алексею Черкасову, автору таких всемирно известных романов, как «Хмель», изданного на многих языках, «Конь рыжий», «Черный тополь». Здесь, в квартире номер 27, Алексей Тимофеевич жил и работал в последние годы своей жизни.<\p>
Автор этих строк, лично знакомый с семьей писателя, помнит эту квартиру на четвертом этаже. Туда меня, еще ребенком, приводили мои родители, дружившие с сыном писателя – Алексеем Алексеевичем.
Алексей Тимофеевич Черкасов. Москва, 1967 г.<\p> Я помню огромную библиотеку и много-много людей, собиравшихся в доме писателя. Помню и самого Алексея Тимофеевича — это был высокий, красивый, очень интеллигентный мужчина. Мне рассказали, что это сам автор знаменитого романа «Хмель», и я, робея, боялась к нему приблизиться. Алексей Черкасов прожил нелегкую жизнь. Правнук декабриста барона Алексея Ивановича Черкасова, Алексей Тимофеевич родился 2 июня 1915 года в деревне Потапово, Даурской волости, бывшей Енисейской губернии в крестьянской семье.
Жена писателя, Полина Дмитриевна Черкасова-Москвитина
— Воспитывали его дед и мать, так как отец рано ушел из семьи, — рассказывает дочь писателя Наталья Черкасова. – Учился он в коммуне, это сезонное учебное заведение, отличающееся от детдома тем, что на лето он возвращался к матери в деревню. Очень большое влияние на него оказал дед Зиновий Андреевич Черкасов, внук декабриста. Будучи волостным писарем, он был не только очень грамотным человеком, но и очень словоохотливым, обладал живописным языком. Его рассказы, предания о декабристах, исключительная грамотность — все это повлияло на формирование личности будущего писателя.
Прижизненный портрет четы Черкасовых с натуры народного художника Украины и России, почетного академика российской Академия Художеств
Валентина Бернадского. 1970 г<\p>
Два года Алексей отучился в агропедагогическом институте Красноярска, но учебу не закончил, уехал в район проводить коллективизацию. Несколько лет работал агрономом в Красноярском крае и Северном Казахстане. А потом наступили смутные времена. В 1937 году он был впервые арестован и осужден по ложному обвинению в шпионаже и отправлен строить Волго-Донский канал. Он не признал себя виновным, несколько раз держал голодовки, и его дело было пересмотрено. В 1940 году его освободили, сняли судимость и даже выплатили компенсацию, но через два года снова арестовали, хотели расстрелять, но признали невменяемым и отправили на лечение в красноярскую психбольницу. В те годы были утрачены рукописи двух первых романов писателя «Ледяной покров» и «Мир как он есть».
Писатель с женой и дочкой
у моря в Крыму, 1970 г.
Из психушки он писал письма матери, которые читала по долгу службы молодая сотрудница НКВД, военный цензор, Полина Москвитина. Она думала, что это были письма пожилого, невинно страдающего человека, и со своей подругой решила принести ему махорку и бумагу. Каково же было ее удивление, когда она увидела молодого, здорового и очень красивого мужчину. Они полюбили друг друга, и она сделала все, чтобы вызволить его, пойдя на немалые жертвы: ее исключили из комсомола, выгнали с работы с пометкой о несоответствии занимаемой должности, и она долго не могла никуда устроиться. Наградой были долгие годы счастливого брака с талантливым, интеллигентным, тонким и умным человеком, которым был Алексей Тимофеевич. Его выпустили, и они поженились в 1943 году. А в 1949 вышла его первая книга повестей и рассказов «В стороне сибирской». У них родились двое детей – сын Алексей и дочь Наталья. В 1969 году из-за болезни Алексея Тимофеевича семья переехала в Крым, в Симферополь.
Дочь писателя Наталья Алексеевна Черкасова<\p>
Полина Дмитриевна всю жизнь помогала мужу. Он написал много книг, но прославился своей трилогией «Сказание о людях тайги», в которую вошли романы «Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь». Популярность у трилогии была невероятной, ее перевели на многие языки, и она навечно записала его имя в сокровищницу мировой литературы. Романы Алексея Черкасова издавались в Югославии, Германии, Бразилии и других странах. — Инициаторами установки мемориальной доски были мы, семья писателя, и республиканская общественная организация «Землячество сибиряков в Крыму», – уточняет Наталья Черкасова. — Разрешение в горсовете на установку доски было получено нами еще в прошлом году, но нас останавливало засилье рекламными баннерами фасада дома. Не хотелось, чтобы памятная доска была установлена где-нибудь под рекламой женских колготок. У нас идет повальная коммерциализация общества, и это заметно всем, культура мало кому интересна и мало кем поддерживается. Но все равно, надо делать все возможное, чтобы культурное наследие сохранять, сохранять нашу память. Алексей Тимофеевич скончался в Симферополе от инсульта 13 апреля 1973 года. Его пытались спасти. Два месяца в его квартире работала реанимационная бригада областной больницы Семашко. Похоронен он в почетном секторе симферопольского кладбища «Абдал». Писатель прожил нелегкую жизнь, но он верил, что добро обязательно восторжествует…
Фото из архива семьи писателя<\p> <\p>
Источник: “Крымское Эхо”<\p>
Источник: https://www.cherkasov-moskvitina.ru/articles/45-simferopol-pomnit-avtora-khmelya.html
Роман “Хмель” в составе трилогии А. Черкасова и П. Москвитиной “сказания о людях тайги” (к вопросу о жанре и стиле)
Г ригорьева М.А.
(Красноярск)
РОМАН “ХМЕЛЬ” В СОСТАВЕ ТРИЛОГИИ А. ЧЕРКАСОВА И П. МОСКВИТИНОЙ “СКАЗАНИЯ О ЛЮДЯХ ТАЙГИ” (К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ И СТИЛЕ)
Первая книга трилогии А. Черкасова и П.Москвитиной “Сказания о людях тайги” – “Хмель”, изданная в 1966 году, вызвала повышенный интерес критики. И если М.
Шкерин считает, что роман “Хмель” – это одно из лучших произведений сибирской литературы, то противоположного мнения придерживается Н.
Ильина, которая отмечает в нем необъективность в описании исторических событий и лиц, стилистические смешения, что говорит якобы о непрофессионализме писателя.
Спорным остается вопрос о жанровой природе как всего романного цикла (“Хмель”, “Конь рыжий”, “Черный тополь”), так и первой книги. Ряд критиков определяют “Хмель” как эпопею (Ю. Русаков, М. Шкерин), другие как исторический роман (А.Асаркан, А.Носков, Н.Родичев), третьи (Л. Якимова, А. Гиленко) – как сказание. Сам А.
Черкасов в предисловии к роману указывал на связь своего произведения с устными эпическими сказаниями, тем самым автор обосновал свое право на вымысел в изображении реальных лиц и в описании исторических событий. Становится объяснимым использование стилизации, сказовой манеры повествования.
Вполне оправдана и замена традиционного определения частей повествования (“завязь”, “напутное слово”, “аполог”).
С одной стороны, роман “Хмель” – это отдельное, завершенное произведение, с другой – первая и основная часть всего романного цикла “Сказаний о людях тайги”.
“Хмель” состоит из трех частей: “Крепость”, “Корни и листья”, “Переворот”. Первую главу романа (“Крепость”) можно рассматривать и как отдельную завершенную повесть.
В основе ее сюжета лежит жизнеописание мичмана Лопарева, а структурным обрамлением являются “Напутное слово” и “Аполог”.
В организации внутреннего единства повествования, как в этом романе, так и в двух последующих, существенную роль играет образ Ефимии. Она заключает в себе комплекс гуманных идей, присущих мировоззрению А.Черкасова.
Уже в этом произведении появляются образы, отражающие основу будущей системы символов: “конь рыжий” и “черный тополь” впоследствии станут не только названиями второй и третьей книг трилогии, но и семантическими центрами самостоятельных образных систем.
Символично название произведения – “Хмель”. Хмель с его дурманящим ароматом – неотъемлемый признак сибирских степей: “хмель” – “запах” свободы для беглых каторжан; “хмель” – религиозное “одурманивание” в среде
раскольников-старообрядцев; и, наконец, “хмель” – “аромат” любви для мичмана Лопарева и Ефимии, Дарьи Юсковой и Тимофея Боровикова.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-hmel-v-sostave-trilogii-a-cherkasova-i-p-moskvitinoy-skazaniya-o-lyudyah-taygi-k-voprosu-o-zhanre-i-stile
Рецензии на книгу Хмель
В 1934 году известный писатель Максим Горький прочел рукопись рукопись неизвестного писателя Алексея Черкасова “Ледяной покров”, которая ему понравилась и он решил встретиться с писателем и пригласил его к себе. Каково было его удивление, когда он увидел перед собой девятнадцатилетнего парня и Горький сказал:Вот какой! Совсем ещё парнишка, а написал серьезную вещь.
Роман молодого человека он посчитал столь значительным, что решил не упускать его из виду и поселил Черкасова у себя дома, где молодой писатель доводил свое произведение до ума по подсказкам и советам известного писателя.
Роман был уже готов к публикации, но Черкасову показалось, что он может его улучшить и с этой целью он отправился в свой совхоз в Сибирь, где он работал агрономом и в перерывах между работой он писал новые сюжетные линии, добавлял новые главы, переделывал старые. Ему все казалось, что роман не готов к печати, что он может сделать его ещё лучше.
А потом обстоятельства жизни автора сложились драматично – и рукопись, и черновики были безвозвратно утеряны , но писатель не впал в отчаяние, а стал работать (вместе со своей женой Полиной Москвитиной) над другим романом, над масштабным и эпичным произведением “Сказания о людях тайги”, которое было начато писателями в 1934, а закончено в 1963.
Получилась трилогия “Хмель”, “Конь рыжий” и “Чёрный тополь”. И после выхода книги в свет она постоянно издавалась и переиздавалась всё более крупными тиражами, но достать эту книгу было очень трудно. А сейчас это произведение если и не забыто, то очень малоизвестно, что очень жалко осознавать.
Да и я сам случайно узнал о существовании этой книги, наткнувшись по телевизору на начало экранизации этого романа. Кино мне очень понравилось и через некоторое время я решился на прочтение книги, которая произвела на меня неизгладимое впечатление.
Действие книги начинается с того, что каторжник, революционер и сторонник декабристов Лопарев в 1828 году сбежал с каторги во время этапа и после долгого брожения по безлюдным степям и лесам наткнулся на небольшую деревню и сначала обрадовался своему спасению, но вскоре понял, что лучше бы ему было остаться на каторге, потому что он попал из огня, да в полымя.
В деревне проживала староверческая община, в которой царили очень жестокие нравы. Например, человека могли забить до смерти за то, что он крестился не двуперстием, а “иудовой щепотью”(тремя пальцами). Или сжечь на костре женщину, которая родила шестипалого ребенка (вместе с ребенком, естественно).
Лопарев понимает, что так нельзя, что это произвол и преступление, но свергнуть эту веру очень сложно.
Этим событиям посвящена первая часть романа. Конечно, от прочитанного порою встают волосы дыбом на голове. Когда читаешь о том, как над людьми издеваются лишь за то, что они придерживаются немного других взглядов на религию, не верится в происходящее.
Но если вспомнить средневековую инквизицию и охоту на ведьм, то понимаешь, что и такие ужасные вещи могли твориться и от этого становится как-то не по себе. Понимаешь негодование главного героя. испытываешь те же чувства, что и он, так что, описанное в книге очень впечатляет и пугает.
Главы староверческой общины держали людей в страхе и избавлялись от неугодных им людей , но делали это “во славу правого дела, изгоняя еретиков, нехристей и оборотней”, цитируя при этом главы из святого писания, прикрываясь молитвами и всё в таком духе.
И при этом они жили на широкую ногу, наедаясь от пуза, в то время как другие жители общины умирали от голода. И читая такое понимаешь слова одного из героев: “Да что же это за бог, если он позволяет на своих глазах творить такие злодеяния”.
В этой книге показано, на какую подлость и до какой степени они готовы опуститься, лишь бы не потерять власть и набить свои карманы и как они при этом готовы прикрываться верой, богом, писанием и другим подобным вещам. Ну и вместе с этими ужасными и поражающими вещами здесь очень подробно показана жизнь и быт староверов посреди бескрайней сибирской тайги.
Но это только первая часть книги. Во второй и третьей части мы переносимся уже в 1914 год и видим потомков жителей той самой общины, которые разбрелись кто куда (кто принял православие, кто стал поклоняться тополю, кто дырке в стене, кто стал нормальным).
Они переживают первые потрясения двадцатого века и даже не догадываются, что ждет их впереди. А впереди война как Первая Мировая, так и Гражданская. Эти части книги тоже впечатляют и поражают. Во первых поражает то, до какой глупости могут зайти люди в своей вере, например, поклоняясь тополю или дырке в стене.
И ладно бы они просто придерживались своей веры и сидели тихо и молча. Так нет же, они рьяно и дико готовы карать неверных этой вере, пускай это даже будут родные и близкие им люди. Такое читаешь и аж не по себе становится.
И ведь эти люди ещё смеют прикрываться Библией, мол, мы караем неверных, мы праведные и ничего плохого не сделали. И как только совесть таких людей не мучает. И ещё они умудряются по своему понимать различные вещи, написанные в библии.
Так, например, один старик, которому очень приглянулась жена своего сына, выставил сына вон, а сам стал пугать невестку написанным в Библии, мол, написано, что дочери спасли как-то своего отца, опоив его и заимев от него детей, так и ты должна. И это ещё не самое дикое, что творили эти люди.
Читая эту книгу мне одно время казалось, что хоть она и очень сильная и впечатляющая в эмоциональном плане, но всё равно очень сильно идеологически направлена, мол,” Бога нет”, “доколе можно жить по царским прижимом”, “не вздохнуть свободно простому народу под царским гнетом” и всё в таком духе.
Но когда авторы начинают описывать события, предшествующие Революции и Гражданской войне то становится понятно, что он никого не делит на хороших и плохих, мол “белые плохие, а красные хорошие и пушистые”.
Он показывает, что и среди тех, и среди других были и хорошие, и плохие люди, и действительно идейные, и просто запутавшиеся и переметающиеся из одного лагеря в другой.
Автор изобразил и таких персонажей, которые присоединялись, например, к “белым” только потому, что они держали обиду на какого-нибудь отдельного “красного”, но при этом воевали против всех “красных”, беспощадно убивая ни в чём не повинных людей.
Ну а вождей и одного и другого лагеря авторы изобразили такими же, как и вождей старообрядческой общины, только если староверы прикрывались Библией, то деятели революции подначивали других различными лозунгами, митингами и демонстрациями, посылая на передовую миллионы людей, которые должны отдавать свои жизни за их интересы и цели. И в этой части книги авторы показали, что человеческой жестокости нет меры и люди готовы врать, грабить, убивать и ломать судьбы другим (и своими, и чужими руками), лишь бы не потерять свою власть и побольше заработать. В общем, авторы все так без прикрас описали, что эта книга действует как обухом по голове, заставляя увидеть знакомые события немного под другим углом и это очень сильно впечатляет.
Помимо вышеописанного хочется остановиться на персонажах. Их здесь очень много (всё таки события развиваются на протяжении более 100 лет) и почти все очень яркие, запоминающиеся, с детально прописанными характерами.
Нет четкого разделения на хороших и плохих, но всё таки за их судьбой следишь с замиранием сердца и очень сильно за всех персонажей. Устами одного из персонажей авторы пытаются донести мысли, что все мы братья и сестры и не должны так обращаться друг с другом.
что нужно нести добро и в корне пресекать всякую жестокость. Но разве могут люди вот так взять и все бросить, слушая “лепет придурковатой и наивной девчушки”, что, конечно, очень печально.
Тяжело наблюдать за этими сломанными судьбами, зря потраченными жизнями и этой бойней, которая творилась в нашей стране. Как ещё выжили люди, которые были не просто свидетелями, а непосредственными участниками всех этих событий?
В общем, подведем итог. Очень эмоциональное и впечатляющее произведение, которое удивляет и поражает. И так же удивляет, почему это большое (во всех смыслах) произведение так относительно малоизвестно. По мне так эта книга должна стоят на полках вместе с другими велики произведениями отечественных авторов. Очень сильное, мощнейшее в эмоциональном плане. Настоятельно рекомендую.
Источник: https://readly.ru/book/63245/reviews/
«Хмель» Алексей Черкасов
mvpphila Фев 19, 2016 Хмель Алексей Черкасов (Пока оценок нет)
Загрузка…
Название: Хмель
Автор: Алексей Черкасов
Год: 1966
Жанр: Историческая литература, Литература 20 века, Русская классика
Читать онлайн
Скачать книгу
О книге «хмель» алексей черкасов
“Хмель” — это первая книга трилогии “Сказания о людях тайги”. Две другие части цикла — “Конь Рыжий” и “Черный тополь”. Советский писатель Алексей Черкасов создал масштабное и волнительное произведение о судьбе России, созданное по рассказам 136-летней старушки Ефимии.
Начиная читать эту книгу, понимаешь, как точно автор дал ей название: одурманенные, в хмельном забытье, люди куда-то бредут, отчаянно отстаивая навязанные идеи и забывая о главных жизненных приоритетах.<\p>
Охват книги огромен — более ста лет и 3-4 поколения.
Действия романа”Хмель” разворачиваются в один из самых тяжелых периодов России — начиная от восстания декабристов и заканчивая Великой Октябрьской революцией. Один из героев, беглый каторжник Лопарев, волею судьбы оказывается в самом сердце Сибири — Филаретовской общине староверцев. Попав в тайгу, Лопарев ужаснулся: здесь он увидел страшные законы и средневековье с жуткими пытками.
<\p>
Первая часть романа посвящена жизни староверческой общины. Читать о ее нравах и законах просто жутко, да еще, учитывая живописные и сочные описания автора, как будто слышишь стенания несчастных, которые подвергались нечеловеческим пыткам. Сжигание на костре или забивание до смерти были обычным наказанием, чтобы изгнать “злой дух” или покарать за “неправильные взгляды на религию”.
Лопарев возмущен этим беспределом и отсутствием здравого смысла, но ничего не может поделать.<\p>
Читателю передается его ярость, негодование и, конечно же, страх. Алексей Черкасов очень впечатляюще показал лицемерие и низость глав этой общины, которые, прикрываясь строками из святого писания, держали все население деревни в подчинении и страхе и убивали неугодных “на законных основаниях”.
<\p>
Вторая и третья части романа “Хмель” переносят читателя в 1914 год, где он встречается с потомками представителей той ужасной общины.
Каждый из них пошел своей дорогой: кто-то принял православие, кто-то освободился от кумиров и стал вести обычную жизнь, кто-то остался верен своей средневековой религии, которая приняла особо опасные и сумасшедшие формы (например, поклонение тополю или дырке в стене). И опять ключевое место занимает нелепость религиозных убеждений.
Поражает, до какого фанатизма могут дойти люди в своих верованиях, карая даже родных и близких.<\p>
Революция и Гражданская война меняют идеологическую картину произведения. Здесь Алексей Черкасов изображает идейных и запутавшихся людей, которые мечутся из лагеря “красных” к “белым”. Военные командиры показаны, как и главы староверческой общины, жестокими манипуляторами, отправляющие бойцов на верную гибель под высокими лозунгами.<\p>
“Хмель” — удивительный роман, после которого наступает прозрение: переживаешь за сломанные судьбы многих персонажей и понимаешь истинный смысл нашей жизни.
На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Хмель» Алексей Черкасов в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения.
Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов.
Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
Скачать бесплатно книгу «Хмель» Алексей Черкасов
(Фрагмент)
В формате fb2: Скачать
В формате rtf: Скачать
В формате epub: Скачать
В формате txt: Скачать
Рекомендуем к прочтению:
Источник: https://LifeInBooks.net/chto-pochitat/hmel-aleksey-cherkasov/
Хмель
Насколько многогранна история России. Ее можно отражать не только через научную литературу, но даже более ярко передается атмосфера разных эпох через литературу художественную. Одним из известнейших произведений считается книга Алексея Черкасова «Хмель», которая открывает трилогию о людях тайги.
До того, как писатель создал роман, с ним произошла удивительная история – он получил таинственное письмо. И уже после он познакомился с долгожительницей Ефимией, которая своими глазами видела Наполеона.
Именно ее рассказы были положены в основу этой книги, и писателю удалось хорошо передать не только атмосферу того времени, но и характеры людей.
Книга охватывает большой период времени – начиная от восстания декабристов до революции 1917 года. Один из участников восстания был отправлен в Сибирь, но ему удалось сбежать.
Лопарев попал в общину старообрядцев, где всем заправлял Филарет.
Поначалу это показалось ему настоящим спасением, но постепенно он приходил в себя, вникал в особенности жизни старообрядцев, узнавал об их жестоких законах, и это уже не казалось ему радостным.
Писатель затрагивает массу тем в произведении. Здесь и жизнь людей, которым приходится отказываться от своей веры или отстаивать ее. Здесь взрослое поколение, которое стремится к сохранению традиций, и молодое, которое хочет привнести что-то новое. Здесь переплетаются религия и политика.
Раскрыто множество персонажей, кажется, их всех даже невозможно назвать, причем писатель не забывает о второстепенных героях. Поднимаются темы добра, любви и веры, стремления к власти, предательства и слепого следования принципам. Язык автора меняется с учетом описываемого периода, что еще больше заставляет чувствовать атмосферу.
Роман глубокий, его нужно читать вдумчиво и осознанно, чтобы ничего не упустить.
Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1966 году издательством АСТ. Книга входит в серию “Сказания о людях тайги”. На нашем сайте можно скачать книгу “Хмель” в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.52 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Книга очень понравилась, несмотря на то что местами бывает непростой слог
5/5Tilo27
Книгу мне было читать очень интересно, особенно первую половину: сильный сюжет, обилие действующих лиц, всё как я люблю
4/5Axel_Dix
Вроде бы и язык интересный, и в целом не скучно, а сказать, что понравилось не могу.
3/5kykyryzzzka
Сюжет захватывает настолько что про сон просто забываешь, я долго не могла прийти в себя после прочтения этой книги.
4/5brenda2108
- Автор слишком критически отнесся христианской вере, показав только одну ее сторону отрицательную.
Информация обновлена: 20.02.2019
Источник: https://avidreaders.ru/book/hmel.html
Алексей Черкасов «Хмель»
Мощная и очень эмоциональная книга. Абсолютно без какой либо сентиментальности или пронзительной трогательности. Лишь лютая, яростная жестокость и бессилие. И, может быть, совсем немного надежды на справедливость и заслуженную кару.<\p>
А было так…<\p>
Декабристу мичману Лопареву, шедшему по этапу на каторгу, чудом удалось бежать.
Заплутав в степях Сибири, полуживой, он находит приют в общине староверов.<\p>
Уже через несколько дней Лопарев пожалеет, что попал сюда, а не на каторгу. Жестокий старец Филарет, возомнивший себя чуть ли не посланником Божьим, держит людей в небывалой строгости.
Но не строгие нравы изумили и напугали большего всего «кандальника», а то, что пытки, сожжение на костре так называемых еретиков, убиение младенцев и прочая дикость принимается раскольниками покорно и безропотно.
Чувствуя, что не в силах понять этого или тем более что-то изменить в общине, Лопареву бы бежать без оглядки, но он влюбляется в молодую женщину Ефимию, над которой уже начали собираться тучи…<\p>
На самом деле это только завязка «Сказания первого» романа-эпопеи «Хмель». Всего в романе будет три сказания (три части), которые охватят период с середины 19 века по 1918 год.
В центре повествования окажутся судьбы двух старообрядческих семей Юсковых и Боровиковых в это нелегкое для России время.<\p>
Между очень напряженной первой частью и более спокойной второй будет разрыв в 30 лет, но далее повествование пойдёт более равномерно.<\p>
Самая сильная сторона книги это, конечно же, персонажи, созданные талантом Алексея Черкасова.
Да, у многих из них есть реально существовавшие прототипы, но перенести их образы на бумагу, что бы читатель с одинаковой силой мог полюбить и так же сильно возненавидеть, без всякого сомнения, под силу только очень одаренному писателю. Как я уже говорил, пожалуй, самые страшные эпизоды будут в первой части, но и в последующих этапах жизни общины будет немало настоящей жести.
Попеременно мы будем удивляться и извращенному коварству, и непроходимой людской глупости, позволяющей творится всему этому аду. Алексей Черкасов обладая очень хорошим и образным языком, не скупится на слова и эмоции, в равной степени описывая как красоту, так и убожество внутреннего мира человека.
<\p>
Люди, события, декорации — получились настолько живыми и реальными, что переживания просто вскипают, заставляя от злости и жалости сжимать кулаки и стискивать зубы. Небывалый накал страстей захватывающий с первых же глав, не ослабевает до самого конца. И если в самом начале шокировали нравы староверов, то потом сумятицы в души людей добавила первая мировая война и революция.
<\p>
В книге не будет однозначно плохих или глубоко положительных героев. Каждому «злодею» найдется, чем оправдаться, каждому «праведнику», найдётся, чему устыдится. Заметно, что Алексей Черкасов пытается сохранить некую объективность (насколько это возможно, учитывая время написание произведения), описывая людей и нравы того времени.
И в принципе, у него это неплохо получается, разве что в вопросах веры позиция Автора уж очень ярко выражена. Понятно, что Фиаларетовская община довела до абсурда религиозный фанатизм, но и через поколения после начала событий мы будем наблюдать густой туман в умах и душах людей.<\p>
В революционных метаниях героев, тоже нет достаточной прямолинейности.
Вопреки бытующему мнению, я не увидел оголтелой агитации со стороны Автора за правое дело пролетариата. Черкасов отлично показывает, что время было мутное и кто прав, а кто нет, скорее всего, покажет время.<\p>
Я даже где-то удивился подобной беспристрастности советского писателя, но потом, почитав его удивительную биографию, многое стало понятным.
Советская власть не жаловала Алексея Черкасова. Пришлось ему отсидеть срок за обвинение в шпионаже (впрочем, судимость потом сняли) и лежать в психиатрической больнице, где заочно, по его письмам к матери, в него влюбляется Полина Дмитриевна Москвитина, тогда бывшая цензором НКВД и впоследствии ставшей его женой и соавтором последующих двух романов, продолжения «Хмеля».
Возможно, как раз его внутренние противоречия и вылились в такую неоднозначную оценку Октябрьской революции. Хотя, конечно, явной критики существующей власти нет, и некое недовольство можно проследить лишь по неудачно сложившимся судьбам весьма приятных людей, выбравших не ту сторону.
<\p>
Да, на страницах книги творится вопиющая несправедливость, но не надо думать, что роман совсем уж беспросветный. Все-таки здесь есть место чести, добру, победе разума и сердечности. И от того, наверное, особое, какое-то злорадное, наслаждение начинаешь получать, когда судьба очередной твари заканчивается трагическим падением в самые низы.
<\p>
Невозможно не отметить, что роман читается взахлёб не только потому, что люди в книге находят участие у читателя, но ещё и благодаря весьма лихо закрученному сюжету. Судьбы людей витиевато переплетаются, непредсказуемые повороты выдают самые причудливые завихрения в траекториях человеческих душ.
Поступки родителей влияют на их детей, а стремления и выверты потомков порой кидают замысловатые тени на всю семью в целом. Немало в истории общины и трагических, совсем неожиданных смертей, причем будут гибнуть и те люди, на которых, казалось бы, должно держаться дальнейшее повествование.<\p>
Разговорная речь в книге, это отдельная песня. Старорусский язык, смешан сибирским говором, но притом он легок и понятен для читателя. У многих героев есть свои индивидуальные особенности речи, по которым они легко узнаются в диалогах и которые придают целостность всему образу персонажа.<\p>
Подводя итог хочу сказать, что очень трудно, после того как закрыл последнюю страницу «Хмеля», удержаться от того, чтобы тут же не схватить следующую книгу цикла «Сказания о людях тайги». Но все-таки я решил взять паузу, дабы переварить ту порцию нелёгких судеб непростых людей, из-за которых мне пришлось бередить сердце и душу последние две недели.
Источник: https://fantlab.ru/work259579