Общая характеристика литературного процесса второй половины 20 века кратко

Урок-лекция “Литература 2 пол. 20 века”

Литературы второй половины XX века.

Урок-лекция. 11 класс.

Цель: познакомить учащихся с литературой 2 пол 20 века, с течениями, возникшими в это период, темами и жанрами.

Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.

Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты

К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.

Обратите внимание

Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство – все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.

Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.

Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.

Периодизация русской литературы 2 пол. 20 века: <\p>

В развитии её можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации.

Первый: 1956 – 1964, «оттепель».

Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.

Третий: 1986 – 1991, «гласность».

Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.

Самая характерная черта развития русской литературы в годы «оттепели» – её начавшееся раскрепощение в послесталинскую эпоху.

Период характерен отходом от нормативности, расширением рамок правдивого изображения жизни. Доминирует в этот период по-прежнему социалистический реализм, который переживает обновление.

Кроме того, на неофициальном уровне начинают возрождаться запрещённые при Сталине критический реализм и авангардизм.

Период послеоттепельного двадцатилетия – период разложения тоталитарной системы. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная.

Важно

Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.

Период гласности. В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации. В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма.

Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм.

Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.

С декабря 1991 начинается современный период литературного развития, главной особенностью которого является эстетический плюрализм. В литературе осуществляется радикальная переоценка ценностей.

Также новой чертой в развитии русской литературы является появление на рубеже прошлого и нашего веков «сетературы», то есть литературы, создаваемой в сети. Это принципиально новое явление, указывающее на скрещение литературы с техникой.

Сетература оказывает известное воздействие на книжную литературу, предлагая ей некоторые новые способы и приёмы освоения реальности и работы с текстом.

Литература в годы оттепели

1956 – 1964 (период «классической оттепели»); отдельные исследователи выделяют раннюю и позднюю «оттепель». (Она ещё не пришла, но некоторые черты уже проявились.) Это, соответственно, с 1953 до 1956 и с 1964 по 1968 год.

В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации. Руководство страны, прежде всего в лице Хрущёва, провозглашает отказ от политического террора и массовых репрессий, вину за которые возлагает на Сталина, и начинает своеобразную перестройку советского общества.<\p>

В стране осуществляется широкая пропагандистская кампания по развенчанию культа личности Сталина и преодолению последствий сталинизма, укоренившихся в жизни общества. В первую очередь Хрущёв осуществляет реабилитацию невинно репрессированных.<\p>

Совет

Открываются двери на запад. Самым популярным западным писателем был Эрнест Хемингуэй. Зарубежное влияние на советскую литературу в это время ощутимо усилилось.

Не выдержав мук совести, застрелился Фадеев (1956). Писательская организация при нём вела себя постыдно. Не известно ни одного факта, когда она вступилась бы в защиту репрессированного. Напротив, требовалась санкция руководства союза писателей на арест. Фадеев эту санкцию давал.

Вернувшиеся из лагерей писатели плевали ему в лицо. Стоя у его гроба, Пастернак сказал: «Он искупил свою вину».<\p>

Литературная жизнь резко оживляется. Из лагерей вернулись Даниил Андреев, Солженицын, Шаламов, Смеляков, Серебрякова, Домбровский, Чичибабин.

В литературу они принесли свой трагический опыт.

В годы «оттепели» появляется ряд новых литературных журналов и альманахов. Самый популярный – «Юность» (для молодёжи, публиковал наиболее талантливых молодых авторов того времени). Начинают работать новые театры. Самый популярный – театр «Современник». В основном этот театр тоже ставил молодую, современную драматургию.

С 1956 года в СССР начинают проводиться ежегодные Дни поэзии, и раз в год издаётся альманах под таким же названием, куда отбиралось, по мере возможности, относительно лучшее. 1956 – несколько стихотворений Цветаевой. Печатали также Заболоцкого.

Во время «оттепели» приходит в литературу новое поколение писателей: Бродский, Ахмадулина, Вознесенский, Рубцов, Солженицын, Бондарев, Айтматов, Шукшин, Белов, Битов, Володин и ряд других.

Оплотом либерализма в период «оттепели» стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. Реакционеры не дремали. Под их давлением был исключён из союза писателей Борис Пастернак и подвергся публичной травле на всю страну за то, что был удостоен Нобелевской премии за 1958 год.

(С другой стороны, в тюрьму не попал и насильственной высылке за рубеж не подвергся.)

Основным творческим методом продолжает оставаться социалистический реализм.

<\p>

Обратите внимание

В 1940-е годы, наконец, появились такие тексты, где все герои без исключения положительные, отрицательных просто нет, и борьба идёт только между хорошим и лучшим, восторжествовала так называемая теория бесконфликтности, согласно которой в советском обществе все конфликты преодолены.

Таким образом, соцреализм трансформируется в лже-соцреализм. Это индустрия мифов, которая полностью отказалась от жизнеподобных реалий. (Мифы о Ленине, Сталине, войне, коллективизации и проч. В пример приведена «Белая берёза» Бубённова.)

Поэзия оттепели

С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Можно назвать несколько её направлений:

1. Гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю – одна из самых ярких черт. Твардовский, Смеляков, Евтушенко и другие авторы.

2. Романтическая поэзия. Отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая поэзия поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её характерные фигуры – Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева.

3. Философская лирика, которая обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Пастернака, Тарковского, Заболоцкого.

В литературу входит и новое поколение поэтов. В годы «оттепели» они казались примерно равными друг другу по таланту. Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина.

Новые темы в литературе второй половины XX века

Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.

Важно

Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.

Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.

Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.

В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.

Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.

Основные жанры литературы 2 половины 20 века.

Настоящий культурный взрыв в эпоху «оттепели» привел к тому, что живые проблемы вернулись на страницы книг. В прозе особую популярность приобрел жанр художественно-публицистического, проблемного очерка. Даже в поэзии стихотворцы вновь захотели «к штыку приравнять перо», писать на злобу дня.

Именно в этот период возник удивительный феномен «громкой», «эстрадной» лирики, как ее тогда называли. В ее основе лежала традиция русского футуризма, традиция прямых обращений поэта к массовой публике.

Это была поэзия «прямого действия», для голоса и слуха, а не размышления, ей были присущи, говоря словами критика, «скоростные методы образного мышления». Писатели и поэты почувствовали насущную необходимость напрямую, без посредников в виде книг или журналов обращаться к своему читателю. Поэзия пришла в концертные залы, на стадионы.

Совет

Появилась целая плеяда молодых поэтов, со сцены громящих обыденщину, пошлость, пороки современного человека, пережитки прошлого. Среди них особое место занимали А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Рассказать правду о нацистских и сталинских лагерях, о зверствах и мучениях солдат на Второй мировой войне взялась литература.

50 — 70-е годы XX века — настоящий взрыв военной прозы, осторожно преступавшей границы дозволенного, чтобы донести до читателей «окопную правду» — ту правду, что открывалась солдатам не в передовицах газет или разъяснениях политработников, а виделась ими через бруствер окопа или слышалась в стонах раненых товарищей, звучала в осторожных разговорах в перерывах между боями.

Не случайно особенно популярным сталжанр повести, потому что именно этот жанр позволял показать судьбу человека в ее протяженности, избежав при этом искушения больших обобщений и массовых картин, свойственных многим произведениям сталинского периода.

В рассказах М. Шолохова «Судьба человека» и А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» читатель слышал живую исповедь человека, прошедшего все круги рукотворного ада, уготованного человеком — человеку. Такой правды социалистический реализм выдержать не мог.

Ведь власть догмы требовала, чтобы любое мало-мальски допустимое с точки зрения идеологии художественное произведение объявлялось отвечающим критериям социалистического реализма. В результате само понятие «соцреализм» неимоверно расширилось и стало значить так много, что уже не значило почти ничего.

И последним ударом по «единому методу советской литературы» оказалось возникновение в 60-х годах такого мощного культурного явления, как проза писателей-«деревенщиков». В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, В.

Шукшин и другие отказывались творить во имя «победы над природой», воспевать «светлое будущее». Два ключевых понятия деревенской прозы — «память» (В. Распутин) и «лад» (В. Белов) плохо вписывались в концепцию соцреализма с его пафосом переустройства мира и избавления от «пережитков прошлого».

Обратите внимание

Писатели-«почвенники» утверждали, что основу личности составляет вовсе не идеология, а память — то, что накоплено человеком за годы жизни, что уникально и отличает его от любого другого человека.

Читайте также:  Сочинение: ростовы в романе «война и мир» (образ и характеристика семьи)

Утрата памяти означает утрату личности, ее подмену — и потому призыв «опомниться» означал буквально «вернуться к себе», к своим корням, истокам, к своей сути.

Идея «лада» требовала признать, что веками складывавшийся мир основан на разумных началах, и попытка его переустройства приводит лишь к хаосу, к утрате людьми устойчивых ориентиров. Так постепенно слово «реализм» очистилось от идеологического довеска «социалистический» и вернуло себе подлинную сущность верность реальности, ее непреложным и мудрым в своей основе законам.

О том же говорила и «тихая лирика», возникшая в 60 — 70-е годы во многом как реакция на лирику «громкую», эстрадную.

Столь огромным оказалось духовное наследие веков, что оно уже начало восприниматься как непосильное для отдельного человека, просто не способного это наследие усвоить в достаточной мере.

Еще сложнее сказать свое, новое слово после великих классиков, казалось, если не ответивших, то раскрывших в своем творчестве все основные вопросы бытия, перебравшие все возможные художественные формы и приемы, доведя их до совершенства.

На рубеже 60—70-х годов зародилось такое противоречивое явление, как постмодернизм— особое мировосприятие, принесшее новое отношение к культуре, к слову, к мудрости.

Литература современная интуитивно нащупывает новые пути, отвечает на вопросы, которые ставит перед человечеством жизнь. Среди этих проблем — экология, разрушение прежде четких границ между условно говоря «высокой» и «массовой» культурой, развитие электронных средств коммуникации и медиа-технологий.

Само возникновение этих проблем рождало и новые художественные формы для их отражения. Уже в 60-е годы в литературу пришла экологическая проблематика, писатели все активнее стремятся создавать «многослойные» произведения, интересные и рядовому читателю, лишенному глубокой гуманитарной подготовки, и «высоколобому» эстету.

Важно

Наконец, книга перестала ассоциироваться исключительно с «бумажными носителями», перейдя в электронный формат, став «виртуальной», что существенно расширило ее возможности.

Да к тому же все больше не только специалистам становится ясно, что именно появление письменности позволило человечеству всего за несколько тысячелетий сделать такой прыжок от варварства к современной цивилизации.

Ничто так не развивает мыслительные способности человека, ничто так духовно не обогащает и не облагораживает его, как хорошая книга.

Способность различать буквы и складывать их с слова, из слов составлять тексты, из текста извлекать смыслы и подтексты, получая высшее, эстетическое и духовно-нравственное наслаждение от него, — уникальный вид деятельности человека. Потому все разговоры о смерти литературы, о ненужности чтения лишены всякого смысла.

Литература вместе с нами входит в новый век, вместе с нами обживает его. И здесь мы друг другу оказываемся очень нужны: читатели — автору, автор с его особым, острым взглядом и метким словом – читателям.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-liektsiia-litieratura-2-pol-20-vieka.html

Особенности литературы начала 20 века

Начало двадцатого века. Как много этот период истории принес для русского народа. Это и масштабный технический прорыв: впервые начинают использоваться телефоны, электрические лампочки, автомобили. Это – кровопролитные войны и революции.

Это – светлая, непоколебимая вера в лучшее, что помогала людям с достоинством и честью пройти через все испытания.

Совет

Если охарактеризовать данный период одним словом, то максимально подходящим будет слово «Прорыв». Общество смогло распрощаться со своим прошлым и открылось новаторствам, впитывало новые идеи.

Литература подобно зеркалу отображала все изменения, которые происходили в жизни нации. 

Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма.

Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.

Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве – это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми. 

Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста – появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами.

Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя.

В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.

В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения. 

Влияние общественной и государственной жизни на литературу

В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий. 

Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.

Обратите внимание

Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.

Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Золотой век русской литературы: русская классическая литература XIX века
Следующая тема:   Гуманистические традиции литературы XIX века в прозе начала XX

Источник: https://www.nado5.ru/e-book/osobennosti-literaturnogo-processa-nachala-khkh-veka

Общая характеристика мирового литературного процесса 20 века

Мировой литературный процесс ушедшего столетия – явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему анализу. В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века.

Разногласия учёных касаются даже вопроса о том, когда начался 20 век в литературе. По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 – 1870-х гг.

, когда в Европе заявили о себе поэт-новатор Шарль Бодлер, создатель новой драмы Генрик Ибсен, а также французские поэты-символисты Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. По мнению других литературоведов, точкой отсчёта в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг., т.к.

это было время смелых экспериментов во всех областях искусства: в живописи (Пабло Пикассо), в музыке (Морис Равель), в театре (Макс Рейнгардт), в кино (Дэвид Гриффит), в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.). Кроме того, 1910-е гг.

печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла Первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся представления человечества.

Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идёт по пути прогресса и что духовному потенциалу личности ещё предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий.

«Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания.

Приметой времени стал сопутствующий научным открытиям технический прогресс: никогда прежде техника не развивалась так стремительно. В 1895 году был изобретён беспроволочный телеграф, в 1896 – кино, в первое десятилетие 20 века появились метро, радио, телефон.

Если в начале 20 столетия автомобиль и радио были чудом, то уже через полвека никого не удивляли полёты в космос, ядерное оружие, телевидение и генная инженерия. Всё это явилось мощным стимулом для развития такого направления, как научная фантастика.

Важно

Именно в первые десятилетия 20 века появляются классики научной фантастики: Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, Александр Беляев.

К научной фантастике примыкает появившийся в 20 веке жанр антиутопии, явившийся следствием политических потрясений .

Примечательно, что первопроходцем жанра стал русский писатель Евгений Замятин, написавший в 1920 году роман “Мы” на стыке фантастики и антиутопии, хотя сам термин “антиутопия” был введён английским философом Джоном Миллем в 1868 году.

В 1930-1950-е годы жанр антиутопии становится популярным и в Европе: Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери. 

Одна из характерных черт литературного процесса 20 века – его крайняя раздробленность. Именно в 20 веке стали разделять литературу на элитарную и массовую, мужскую и женскую, реалистическую и модернистскую.

Последняя, в свою очередь, поражала пестротой методов и направлений: футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абсурдизм, концептуализм – таков далеко не полный перечень модернистских и постмодернистских направлений и методов. Модернисты решительно отказались от традиционных форм искусства и от оптимистического отношения к миру. Реализм 20 века – явление тоже неоднородное.

Уже в начале столетия выделяли такие разновидности реализма, как натурализм, неоромантизм, социалистический реализм, мифологический реализм.

20 век не создал какого-либо главенствующего направления в литературе, но внёс в неё необратимые изменения. Это выразилось в географии литературного процесса, а также в понимании того, что есть литературный герой и художественная правда.

Совет

В 20 веке произошло резкое расширение пространственных границ литературы: писатели с мировыми именами стали появляться в так называемых «третьих странах» – Колумбии, Бразилии, Исландии, чего не было прежде.

Изменилось представление о том, что такое литературный герой и что такое художественная правда, расширилось понятие реальной действительности.

Мир, изображаемый в литературе, потерял какие-либо законченные формы: он стал раздробленным, невыстроенным, разнородным, в таком мире невозможно надеяться на постижение истины, на гармоничное бытие. Поэтому вместо поиска истины литература обрела иную задачу – найти множество возможных интерпретаций общественных и духовных явлений.

Источник: https://mosliter.ru/zarlit/20vek/obwaya_harakteristika_mirovogo_literaturnogo_processa_20_veka/

Русская литература XX века: общая характеристика

 /  21 сентября 2006 года  /  Литература  /  Светлана Кабанова

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору).

В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили.

Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем.

Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

Обратите внимание

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис”.

Читайте также:  Для чего человеку нужна цель?

Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: “материя исчезла”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников.

Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей.

Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н.

Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”. Пройдет несколько десятилетий и А.

Ахматова напишет “…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”.

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год.

Важно

По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н.

Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Представители литературных направлений

  • Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
    • Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
    • Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
  • Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
  • Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
  • Кубофутуристы (поэты “Гилеи”): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
  • Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
  • Группа “Мезонин поэзии”: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
  • Объединение “Центрифуга”: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г.

Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью.

Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева).

Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы — сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы.

Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает.

Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Совет

Тридцатые годы начались с “года великого перелома”, когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д.

Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов.

В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е.

Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946—1953 гг.); “оттепели” (1953—1965 гг.

); застоя (1965—1985 гг.), перестройки (1985—1991 гг.); современных реформ (1991—1998 гг.

) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

 · 2903 · 331  Светлана Кабанова 71

Есть что сказать?   Выразите своё мнение к статье!

Источник: https://www.habit.ru/20/94.html

Литературные направления 2 половины ХХ века

Общая характеристика литературного процесса Западной Европы во 2 половине ХХвека

Исторические факторы, повлиявшие на развитие литературы во 2 половине ХХ века

Основные исторические события, повлиявшие на развитие литературы во 2 половине ХХ века.

Вторая мировая война – от даты ее окончания ведется отсчет данного периода развития зарубежной литературы.

Вторая мировая война совершенно иначе воспринималась в западноевропейском обществе, в отличие от первой мировой войны, которая отразилась в художественном творчестве 1 половины ХХ века как не имеющее цели событие, ввергшее весь цивилизованный мир в хаос, война всех со всеми и война не имеющая морального оправдания.

Вторая мировая война оценивается большинством позитивно, у нее была конкретная цель – борьба с фашизмом, в которой была одержана решительная победа.

Даже гибель героев в произведении, описывающем войну, оценивалась как принесение себя в жертву в борьбе с мировым злом, воплотившемся в фашистских государствах.

Обратите внимание

Довольно часто моральный конфликт в произведениях военной тематики существует в форме дилеммы смерть-предательство.

Стоит однако заметить, что в немецкой литературе 2 половины ХХ века эта война оценивалась абсолютно по-другому и вызвала интерес к совершенно другой тематике. В центре внимания здесь оказался вопрос национальной катастрофы и поиска новой национальной идеи, вопрос о покаянии немецкого народа перед всеми уничтожавшимися и порабощавшимися в гитлеровской Германии нациями.

Но тема несправедливой войны, уничтожения нравственных ценностей в военное время активно поднималась в искусстве уже в последней четверти ХХ века. Войны во Вьетнаме и Афганистане, национальные конфликты рубежа ХХ – XXI веков снова вводят в искусство тему потерянного поколения.

Роман Дж. Хеллера «Поправка-22» изображает армейскую жизнь как абсурдный мир, убивающий нормального человека. В это время на экраны выходит фильм Оливера Стоуна «Взвод», а за ним и ряд других фильмов, рассматривающих войну во Вьетнаме в традициях литературы «потерянного поколения».

Сама тема «потерянного поколения» во 2 половине ХХ века существует в двух ипостасях: традиционно, как рассказ «о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов» (Ремарк), о людях, которые, побывав на войне, не сумели реализовать себя в мирной жизни; и как рассказ о поколении, не желающем находить собственное место в современном мире.

Это «Поколение Х», по названию культового романа американского писателя Дугласа Коупленда. Его представители добровольно уходят из современного мира не потому, что разрушены их нравственные ценности, а потому, что они не видят нравственных ценностей в мире потребления и рекламы.

Сходная позиция прослеживается и в романах Чака Паланика («Бойцовский клуб»), Фредерика Бегбедера («99 франков»).

Студенческие волнения во Франции и всей Западной Европе в мае 1968 года привели к реорганизации высшего образования в ряде европейских стран (прежде всего во Франции).

Были серьезные опасения того, что данные волнения перерастут в новое революционное движение, но они не привели к радикальным изменениям в политической картине мира, хотя спустя 40 лет после этих событий социологи и культурологи вновь называют события мая 68 года революцией.

Важно

Именно с 1968 года начинается новый этап в развитии западноевропейской литературы и культуры.

Итак, периодизация новейшей зарубежной литературы включает в себя два основных этапа: 1) с 1945 по 1968 год; 2) с 1968 по 2000 годы. Иногда в качестве отдельного этапа в развитии зарубежной литературы ХХ века выделяют первое послевоенное десятилетие – время с 1945 по 1955 годы.

Огромную роль в развитии литературного процесса 2 половины ХХ века сыграл этнокультурный фактор. До середины ХХ века ведущую роль в развитии всемирной литературы играла западноевропейская культурная традиция.

В середине ХХ века происходит бурное развитие национальных литератур стран третьего мира, их литературы выходят на высокий уровень, получают всемирное признание, возникают самостоятельные стили, национальные литературные школы и традиции, как это произошло с литературами стран Латинской Америки.

Во второй половине ХХ века европейцы заново открывают для себя культуры и литературы стран востока. Огромный интерес проявляется к литературам Японии и Китая, арабской литературной традиции. Имена японца Харуки Мураками, турка Орхана Памука становятся известны как в Европе, так и в России.

Начиная с 70-х годов ХХ века, когда Нобелевская премия по литературе была вручена колумбийскому писателю Габриэлю Гарсиа Маркесу, интерес к национальным литературным традициям только растет. За всеми национальными традициями признается равенство, каждая из них важна, составляет неотъемлемую часть всемирной литературы и культуры.

Такое явление получило название мультикультурализма. Этот термин понимается сначала как сосуществование различных этнических компонентов внутри одного государства (термин вначале появился в США), а затем как сосуществование различных культур внутри одной цивилизации, которые оказывают влияние друг на друга.

Литературные направления 2 половины ХХ века.

Во 2 половине ХХ века на развитие литературы продолжает оказывать существенное влияние развитие гуманитарных наук, таких как психология, лингвистика, литературоведение. Философские направления также играют существенную роль в развитии литературы.

Совет

Продолжает развиваться такое направление в литературе, как экзистенциализм. Но, в отличие от 1 половины ХХ века это направление не так четко выражено. Можно говорить об экзистенциальных мотивах в творчестве многих авторов разных стран (А. Мёрдок, Дж. Фаулз, К. Кизи), но не об едином литературном движении.

Читайте также:  Неоплатоническая концепция любви в эпоху ренессанса

Творчество Жан-Поля Сартра после второй мировой войны приобретает ярко выраженный ангажированный характер. Так обозначается литература, которая отстаивает те или иные политические позиции, выступает как рупор политических идей той или иной партии.

В противоположность такой литературе появляется дезангажированная литература, отрицающая любую связь с политикой, проповедующая уход от политической жизни в любых ее формах.

В литературе возникает новое направление – постмодернизм. Постмодернизм – это буквально то, что «после модернизма», но суть этого направления не передается только обозначением времени существования этой литературы.

Постмодернизм возникает как результат взаимодействия лингвистики, литературоведения и художественной литературы. В его основе лежит существенное изменение отношения к художественному произведению. Понятие «произведение» заменяется в постмодернизме понятием «текст», который обладает принципиально другими свойствами.

Меняется также в постмодернизме и отношения текст/реальность. Теперь текст объявляется первичным, а реальность по отношению к нему вторична. Но и сам текст создается на основе уже существовавших до него текстов, он тоже вторичен.

Одним из ключевых понятий постмодернизма становится понятие интертекстуальности (термин введен в обиход Юлией Кристевой), которое рассматривается во-первых, как существование всех текстов в рамках единого интертекста или гипертекста, причем каждый вновь возникающий текст меняет соотношение уже существовавших компонентов внутри гипертекста. Во-вторых, интертекстуальность рассматривается как создание нового произведения на основе уже существовавших ранее, использование внутри каждого отдельного текста компонентов других текстов. Понять произведение постмодернизма без знания предшествующей литературной традиции становится невозможно. Часто применяется термин «интертекстуальный код» по отношению к произведению, компоненты которого использовались при создании нового постмодернистского текста.

Параллельно с постмодернизмом продолжает существовать и литературная традиция реализма, представителями которой во французской литературе является Эрве Базен, в немецкой – Генрих Бёлль и другие авторы.

Обратите внимание

Традиция реализма в ХХ веке включает в себя углубление психологизма, начавшееся в 1 половине столетия, а также усиленное внимание к семейно-психологической проблематике. Реализм использует классические формы создания художественных произведений, устоявшуюся жанровую систему.

В то же время возникает «алитература» или «контркультура», которая отрицает все существующие традиционные формы.

Во 2 половине ХХ века произошло окончательное разделение литературной традиции на элитарную и массовую литературу. Элитарная, высокая литература ориентируется на образованного читателя, способного воспринимать не только фабулу произведения, но и чувствовать особенности его формы, понимать эксперимент автора.

Массовая же литература ориентируется на потребление литературы как коммерческого продукта, художественное произведение оценивается в ней как товар, соответственно оно должно обладать качествами продаваемого товара – отсюда использование штампов и клише, апелляция к примитивным чувствам, низкий уровень проработки характеров, погоня за сенсацией.

В современном литературоведении особенно актуальной является сейчас проблема формульной литературы, в разряд которой попадает и ряд «массовых» произведений. Формульное произведение строится по определенной схеме, существующей в рамках жанра.

Следует отметить, что некоторые из этих схем или формул возникли еще во времена античности (в частности это формула любовного романа).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a1698.html

Общая характеристика литературного процесса 20-ых годов XX века

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературы в 11 классе по теме:

«Общая характеристика литературного процесса <\p>

в 20-ые годы XX века»

Учитель: Крючкова Н.С.

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»

2014

Цели урока:

1. Образовательная: установить роль литенратуры 20-х годов в выработке общей концепции нового искусства.

2. Развивающая: тема взаимосвязи различных видов искусства в определённую историческую эпоху.

3. Воспитательная: тема гражданской войны, как самой страшной войны в истории государства.

План-конспект урока литературы в 11 классе.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемных задач урока, мотивация к деятельности

Эпиграф

: Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из тьмы веков на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

(И.Бунин)

– Как вы понимаете эти строки?

Лирика и проза, стихи и публицистика – «послания» из века двадцатого, его первых трагических десятилетий – нам, живущим уже в XXI веке.

Тема нашего урока:

От поэзии «серебряного века» (1900-1917гг.) к «этой теме», которая «трудновата для пера»

(20-ые годы в русской лдтературе. «Курсив мой». Нина Берберова).

– Как вы думаете, уместно ли цитирование Маяковского в формулировке темы? Обоснуйте своё мнение.

– Что попытаемся сделать за урок?

Так хочется сказать, используя расхожий штамп: попытаемся «перекинуть мостик» от одной литературной эпохи к другой. Но не будем торопиться – а вдруг не получится? Пусть каждый из вас решит для себя вопрос: можно ли этот мост построить, или нет, или всё-таки «порвалась связь времён»? (Пушкин, который, как известно, «наше всё»).

  1. Лекция (с опорой на изученный ранее материал).

Послушаем голоса поэтов начала века: я уверена, что вы узнаете их по интонации, единственной и неповторимой..Назовите их фамилии.

Ученик:

Я конквистадор в панцире железном,

Я пропастям и бурям вечный брат,

Но я вплету в воинственный наряд

Звезду долин, лилею голубую.

Учитель :(Гумилёв, расстрелян в 1921 году).

Ученица:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…

(Ахматова)

Учитель : Пришлось, по предсказаниюнию Цветаевой, «крылышки трепать по булыжничкам…»

Ученик:

Я буду воспевать Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

(Есенин)

Учитель: Уже нацеплен ярлык: «попутчик», «поэт с крестьянским уклоном»

Ученик:.

Мир огромив мощностью голоса

Иду, красивый, двадцатидвухлетний

(Маяковский)

Учитель: <\p>

В эту эпоху заговорил «во весь голос», действительно «заглуша» потоки поэзии многих современников.

Каждый из них мог сказать о себе словами боготворимого ими Блока: «Мы дети страшных лет России», Но в то же время судьба сподобила их жить и творить в такое время, которое исследователи-культурологи назовут «русским модернизмом начала века».

Читаю запись на доске: «Модернизм – направление в искусстве начала века с общим жизнеутверждающим, гармоническим началом в образах, созданных посредством слова, цвета, звука».

Важно

Гармония «души и глагола», жизнеутверждение – это и есть заветы классики 19 века, которые развивали поэты начала века двадцатого.

Кстати, почему – «серебряный век»?

(По аналогии с «золотым веком», – пушкинским периодом в поэзии. Внимание к пейзажам и картинам).

Влияние личности Пушкина и его тыворчества на искусство в это время безусловно. Вглядимся ещё раз в репродукции с картин этого времени.

Ученица:

Зинаида Серебрякова (автопортрет «За туалетом») признавалась, что настроение картины возникло от пушкинской единственной строки, так же, как и художник И.Грабарь знакомую нам с детства «Февральскую лазурь» написал под влиянием пушкинских строк: «Мороз и солнце! День чудесный!»

А для поэтов «серебряного века» заветом были строки Блока:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе.

Возможно, они многим помогли достойно пережить «годину смуты».

«Серебряный век» блистал недолго. Вот они, этапы его угасания:

(на доске записаны только даты, а знаковые события называют ученики на основе межпредметных знаний)

1917 – год Октябрьской революции;

1918 – год «красного террора»;

1921 – смерть Блока и расстрел Гумилёва;

1918 – 1923 – годы Гражданской войны.

Судьба поэтов, художников,музыкантов, театральных деятелей в 20-ые годы XX века была трагичной: либо вынужденная эмиграция, либо аресты, репрессии, невозможность печатать свои произведения, либо сотрудничать с новой властью.

О тех, кто уехал из России, в 1925 году Цветаева скажет:

Расстояния, вёрсты, мили –

Нас расставили, рассорили,

Чтобы тихо себя вели

По разным концам земли.

О судьбе тех, кто остался, горькие строки А.А.Ахматовой:

А муза и глохла, и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла

В эфире восстать голубом.

Война разделила страну на «красных» и «белых», но она разобщила и русскую культуру, и литературу в частности. Появляются новые литератные имена: Э.Багрицкий, Н.Островский, Н.Тихонов, А.Фадеев, Б.Лавренёв.. Возникает новое напрвлениеуже:: пролетарская литература.

Но сначала о тех, кто усомнился в правильности выбранного пути.

Первым возмутился Горький. «Несвоевременные мысли» – ряд статей, написанных в 1918 году.

Против чего протестует писатель, о чём предупреждает и что пророчествует?

(Индивидуальное задание к уроку: дать комментарий к отрывкам из статей Горького)

  1. «Кто же виноват в дьвольском обмане?…»

Виноваты все и каждый.»

  1. «Костёр закжгли, он горит плохо… Россию «тащат на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира».

  2. «Культура в опасности…; … не доверяют интеллигенции…».

Учитель: Слушаем голос М.Волошина, великого гуманиста того сложного времени.

Ученик читает и комментирует стихотворение <\p>

«Терминология» (1921г.):

… «брали на мушку», «ставили к стенке»,

«Списывали в расход» –

Так изменялись из года в год

Речи и мысли оттенки…

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разъярить и поднять на ножи

Армии., классы.,народы…

Ученик: <\p>

Да, это терминология гражланской войны, это жестокая реальность, ворвавшаяся даже в языковую стихию. «Эти проклятые годы» разделили страну и «подняли на ножи» и «красных» . и «белых». Новыми словами «оформлялась» новая идеология. .

Учитель:

Язык – средство оформления мыслей, меняются «речи» – меняются мысли оттенки». Маяковский так прямо и сказал: «Тише, ораторы, //Ваше слово, товарищ маузер!» Обратите внимание на эту цитату, когда будете выполнять домашнен задание.

IY. Анализ рассказов «Сорок первый» (Б.Лавренёв)<\p>

и «Гадюка» (А.Толстой).

Наблюдения над темами, сюжетами, языком произведений, написанных в 20-ые годы, позволяют сделать вывод о том, что в литературе ся особый стиль, свойственный этому «кожаному» времени.

– Интересная метафора… Как Б.Лавренёв объясняет её смысл?

– К какому жанру прозы относятся произведения, прочитанные вами?

(Рассказ, новелла. Жанр рассказа очень распространён в это время).

– Подумали над названиями этих рассказов?

Поясните смысл названия каждой из новелл)

(Новелла как литературный жанр имеет особенность, которую литературоведы называют «единством впечатления». Название «работает» именно на этот признак).

– Язык произведения.

Трудновато ли было читать?

Много ли диалектных и просторечных слов и выражений? Приведите примеры.

– Главные героини – Марютка и Ольга Зотова. В чём сходство их судеб?

– Какова роль любовной коллизии в рассказах?

– Финал: «Ваше слово, товарищ маузер!».

Y.Заключение.

Совет

Об этом сложном времени написано много. На мой взгляд, книги, созданные в первое десятилетие 20 века – бесценное свидетельство той эпохи.

А ещё очень важна для нас мемуарная литература как личные воспоминание о своём времени, о своих «друзьях и подругах». Нина Берберова, автор книги «Курсив мой», – современница тех событий.

Но на этом уроке «курсив» был мой, я благодарю всех, кто принял участие в разговоре о «теме, трудноватой для пера»

VI/ Д.З..Письменный ответ на вопрос « Чего лишила и чему научила Марютку и Ольгу гражданская война?»

Приложение1

М.Волошин.

«Гражданская война»

(отрывок)

И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда с нами!»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Приложение 2

М.Волошин. «Терминология».

…»брали на мушку», «ставили к стенке»,

«Списывали в расход» – Так изменялись из года в год

Речи и быта оттенки…

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разъярить и поднять на ножи

Армии, классы, народы…

Источник: https://infourok.ru/obschaya_harakteristika_literaturnogo_processa_20-yh_godov__xx_veka-532049.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]