Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» – описание проблемы для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru
В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.
Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.
Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова.
Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.
Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.
При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:<\p>
«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились.
Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив.
Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»
Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).
Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.
Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы
Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин.
Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь.
Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти).
Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.
По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть.
В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна.
Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм.
Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.
Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.
Понимание роли судьбы героями романа
Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.
В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.
Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?
В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни.
Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни.
Сам Лермонтов так писал об этом:<\p>
«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»
Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.
В романе «Герой нашего времени» писатель поднимает смысложизненные проблемы бытия человечества. Его волнует тема судьбы, которую он пытается рассматривать как в мистическом, так и реалистическом ключе.
Сама эта тема привлекает внимание читателей, что делает произведение более захватывающим и интересным.
Этот материал пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»».
Источник: https://erainfo.ru/tema-sudby-v-romane-geroj-nashego-vremeni-opisanie-problemy-dlya-sochineniya-po-teme/
Падшее поколение или жертвы обстоятельств? По роману Лермонтова «Герой Нашего Времени»
Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Герой нашего времени
Готовые Домашние Задания
Тема судьбы поколения в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
М.Ю. Лермонтов. Монолог.
Юность Лермонтова пришлась на время, которое принято называть «эпохой безвременья». Это очень сложный период в истории России, основным признаком его было отсутствие общественных идеалов. Декабристы потерпели поражение. Лучшие из лучших казнены, сосланы в Сибирь… Россия вступила в длительную полосу реакции.
Один из самых важных вопросов, который волнуют поэта, – судьба молодых людей 30-х годов. Это отразилось в его творчестве. Лермонтов с беспощадным реализмом говорит о неспособности своего поколения выполнить историческую миссию.
Печально я гляжу на наше поколенье…
Это первая строка стихотворения «Дума». Меня удивила в ней «раздвоенность»: Лермонтов не отделяет себя от происходящего («наше поколенье») и все-таки чувствует собственную избранность (« я гляжу»- это взгляд со стороны).
В этом отгадка его мировосприятия: у поэта есть силы прожить жизнь ярко, наполнено, он пытается разобраться в себе, найти опору для своей деятельности. Его строгий приговор своим сверстникам – желание пробудить в них жажду деятельности.
Это и дает ему право говорить «с строгостью судьи и гражданина».
Подобные рассуждения о «несостоятельности поколения» 30-х годов 19 века мы находим и в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Произведение социально-психологическое и нравственно-философское. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке»,-писал Белинский.
Главный герой – Григорий Александрович Печорин. На протяжении всего произведения автор стремится раскрыть его внутренний мир. Этим объяснено композиционное своеобразие романа. Произведение поделено на пять самостоятельных частей, расположенных без хронологической последовательности.
Казалось бы, такое построение лишь усложняет восприятие читателя. Но разгадка кроется в том, что у разных глав разные рассказчики. Роман написан так, что мы постепенно узнаем все «странности» Печорина.
В первой главе «Бела» о герое рассказывает штабс-капитан Максим Максимович – пожилой человек, которому трудно понять Григория Александровича, ведь они представители разных поколений, у них разное воспитание, образование. Максим Максимович и сам признается: «Странный был малый».
Однако уже в этой главе мы видим, что в Печорине объединились совершенно противоречивые качества: выносливость и изнеженность, доброта и эгоизм, предприимчивость и бездеятельность.
Глава «Максим Максимыч» в хронологическом варианте должна бы завершать роман, но в тесте стоит второй. В чем же причина? Завесу над тайной характера героя приоткрывает второй рассказчик – случайный попутчик Максима Максимовича, человек по возрасту, убеждениям, мировосприятию близкий Печорину, да и самому автору, а значит, способный понять, что происходит в душе главного героя.
Впервые в русской литературе в данном произведении дан психологический портрет. Прочитав описание внешности Печорина, мы понимаем, что перед нами уставший от жизни человек, не способный реализовать данные ему от природы возможности. Именно эта черта была ведущей для молодых людей лермонтовского поколения.
Печорин не может открыто проявлять свои чувства. Обрадовавшись на сколько это для него возможно встрече с Максимом Максимовичем, он в итоге лишь протягивает ему руку. Старик расстроен. Но и Григорий Александрович страдает от своей холодности, от неспособности испытывать ярких эмоций.
Бездеятельность, невостребованность убили в нем этот дар.
А ведь Печорин – человек умный, наделенный от природы тонким мировосприятием. Ему не чуждо понимание красоты. Не случайно его глазами мы видим описание природы в последующих трех главах, представляющих собой дневниковые записи Григория Александровича. Он склонен к самоанализу, а значит, прекрасно осознает то, что с ним происходит. Печорин никому не желает зла.
Но все вокруг складывается так, что окружающим он несет беду: встревожено благополучие «бедных контрабандистов», погибает на дуэли Грушницкий, несчастна княжна Мери, разбито сердце Веры. По словам самого Печорина, он играет «роль топора в руках судьбы». Не злой по натуре, Печорин не может никому сочувствовать.
«Да и какое мне дело до переживаний и бед человеческих»,- заявляет он. Справедливости ради надо сказать, что Григорий Александрович способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется. На первом плане у него всегда его собственные интересы. Особенно хорошо это видно из его дневниковых записей.
Размышляя о счастье, он пишет: «Счастье – это насыщенная гордость.»
Весьма сомнительны нравственные критерии Печорина по отношению к женщинам. Следуя законам дворянского кодекса, он способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого, распускающего слухи о княжне Мери.
Но в то же самое время он бездумно разрушает судьбы Белы и Мери, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение. Не способный любить, он не может нести ответственность за свои поступки.
Но сам же Печорин, страдая от собственного эгоизма, строго судит себя. Он долгое время мучается от вины перед Белой, стараясь смягчить разочарование Мери, добивается последней встречи с ней, мчится в погоне за уезжающей Верой.
«Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастен»,-говорит Печорин. Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем находятся как бы два человека, один из которых действует, другой – судит.
Прочитав «Героя нашего времени», представители официальной власти встревожились: им в пример ставили не идеальную личность, а человека достаточно порочного.
Но в предисловии к роману Лермонтов напишет: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». В этой цитате отгадка «странности» выбора главного героя.
Пришло время, когда необходимо говорить о нравственных недостатках людей, вскрывать язвы, помогать находить выход из создавшейся ситуации.
Цель автора – пробудить ото сна, бездеятельности тех, кто может изменить Россию к лучшему, помочь думающим людям найти применение своим возможностям. чтобы не настало время, когда их поколение
… с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Сочинения по теме:
- Сравнительный анализ подхода к опианию погони в творчестве А.Пушкина и М.Лермонтова сочинение
- Осознанный выбор или фатум? По роману Лермонтова «Герой Нашего Времени» сочинение
- Как в повести “Фаталист” Лермонтов прописал вечную тему коварной судьбы сочинение
- Печорин и Вулич. Козни судьбы или плывем по течению сочинение
Источник: https://1soch.ru/lermontov-mu/geroy-nashego-vremeni/padshee-pokolenie-ili-jertvy-obstoyatelstv-po-romanu
Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Марина Цветаева однажды написала: «Как волка ни корми – все в лес глядит. Все мы волки дремучего леса Вечности». Жизнь – это мощный поток света, а составляющие его лучи – люди с их мыслями, делами, судьбами.
Лермонтов – искрящийся, солнцеподобный луч, затмевающий все остальные – мутноватые, тусклые, блеклые лучи – человеческие жизни. Вспоминается изречение пророка Заратустры: «Человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым».
Короткая жизнь Лермонтова – мятущийся, непредсказуемый Ниагарский водопад, душа – вечно бушующий океан, мысли подобны небесной чистоте и хрустальной прозрачности Байкальского озера. Этот удивительно талантливый человек с живою, сложною душою был наделен тонким восприятием мира, умением видеть незаметное.
За свою короткую жизнь он сделал столько, сколько делает обыкновенный человек за 70 лет своего существования.
Яблоня не родит вишню. Творения гения носят отпечаток его мыслей, его мировосприятия. Недаром В.Г. Белинский после прочтения романа «Герой нашего времени» произнес: «Печорин – это он сам». Конечно, Лермонтов, создавая свое величайшее детище, навряд ли писал копию себя самого, но окружающие воспринимали поэта так же, как он воспринимал Печорина, хотя Лермонтов не Печорин, а его «отец».
Валерий Брюсов писал: «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Создание искусства – это приотворенные двери в Вечность». Жить так, как жил Лермонтов с его искусством любить и мыслить – непостижимая тайна.
Его душа была в союзе с провидением, была ведома судьбою, имела прямую связь с таинственным и загадочным, отчего само существование поэта приобрело налет фатальности и рока.
В романе «Герой нашего времени», на мой взгляд, тема судьбы занимает главенствующее положение, ибо жизнь, судьба, смерть – составные части одного целого – Вечности. Жизнь человека полна счастливыми совпадениями, неудачами. Для одних людей – это милость Бога, для других, как они считают, их личное достижение.
Но ни те, ни другие не задумываются над тем, что все эти случайности имеют упорядоченный характер, выстраиваясь в стройную систему. В романе Лермонтова все непостижимые тайны и загадки бытия ниспадают под взмахом топора. Не случайно Печорин сравнивает себя с «топором в руках судьбы» и признается на страницах дневника (журнала), что ему доводилось играть эту роль неоднократно.
Причем, делал он это и без злобы, и без сожаленья – многие лучшие черты в нем уже умерли к тому времени.
Человек, замечая в своем друге какое-либо качество, обязательно сам обладает им, иначе он не был бы так чувствителен к наличию этого качества в натуре своего друга.
Если Печорин так смело заявляет о своей роли в спектакле под названием Жизнь, Значит, он в полной мере познал то, что называется жизнью, раскусил ее хитрости и теперь знает, что значит в ней человек. Его проницательному взгляду открыта вся пропасть, вся бездна души человека.
За легким движением головы, чуть заметным смущением ему открывается целая книга любовного переживания, безвыходного томления. Он чувствует трепет каждой ниточки, каждого переплетения тканей души.
По-моему, Печорин – олицетворение провидения, черного рока, ибо для него нет тайн в человеческом уме, ибо он постиг все глубины бездонного моря человеческих чувств и, кроме того, он «как орудие казни, упадает на голову обреченных жертв»…
Политическая система дореволюционной России нам хорошо известна с уроков истории: царь – дворяне – армия. Царь обладает неограниченной властью. Дворяне – сила для армии, ничто – для царя. Печорин – сверхчеловек, провидец для «водяного общества», а для Высшего судьи, заправляющего нашим миром – дирижерская палочка, посредством которой рождает музыку жизни вселенский оркестр.
Этот роман позволяет увидеть, как наполнено человеческое бытие близкими «родственниками» судьбы, «свитой» Рока. Даже человек не от мира сего – Печорин – и тот затрудняется в расшифровке посланных ему сигналов. Ирония судьбы! Значит, надо быть тем, кем создала нас природа – человеком. В этом наше счастье и духовное богатство.
Прав был Цицерон, говоря: «Природа не дала нам познания предела вещей».
Роман Лермонтова, подобно весне, пробуждает во мне целую гамму чувств, заставляет ощущать себя не простой школьницей, а человеком, что само по себе прекрасно. Какое счастье, что жил Лермонтов, творил такие возвышенные произведении! Спасибо ему за это!
Готовые сочинения
Советуем прочитать:
Заметки о поэзии Лермонтова
К юбилею М.Ю. Лермонтова
Источник: https://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/tema-sudbyi-v-romane-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni/
Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки
Роман М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени» явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи и ее «пороков», собирательный образ которых представлен в лице главного героя – Григория Александровича Печорина.
Переходя непосредственно к теме судьбы в романе, считаю необходимым хотя бы коротко обрисовать центральный образ – Печорина, с помощью которого раскрывается данная смысловая линия.
Наиболее полный и конкретный психологический портрет главного героя произведения представлен в главе «Максим Максимыч».
Лермонтов рисует крайне неоднозначную личность, в которой гармонично сочетаются такие черты, как необычайная тонкость души, незаурядность личности, необыкновенно острый ум и в то же время, как ни странно, крайний индивидуализм, нездоровое честолюбие, отсутствие душевной простоты и даже «демонизм». Необходимо также отметить, что все грани характера Печорина имеют в своей основе не наносной, а истинный, почти природный характер.
Так, например, в главе «Бэла» ценой прихоти Печорина стали не только жизнь «княжеской дочери», но и судьбы многих других героев, таких как Азамат, Казбич, отец Бэлы.
Не случайно Бэла перед смертью думает о том, что не встретит своего возлюбленного в раю. Сцена предсмертных мук героини отражает беспомощность Печорина перед лицом сил судьбы.
Он смог одержать крохотную победу – влюбить в себя Бэлу, но вот удержать ее жизнь, которую сама девушка доверила ему, Печорин не смог.
В главе «Максим Максимыч», которая в хронологическом ряду глав стоит последней, мы видим встречу двух старых приятелей, а именно самого Максима Максимыча и Печорина, но, учитывая сдержанность и даже некоторую холодность Григория Александровича, очень сложно охарактеризовать их отношения как дружбу, хотя реакция второго отчетливо дает понять, что человека ближе и роднее для него не существует. И в очередной раз Печорин надламывает чужую жизнь, но в этот раз уже по причине ощущения собственной потерянности, бессмысленности собственного бытия.
Что касается главы «Тамань», то это, пожалуй, самая загадочная часть романа «Герой нашего времени». Когда читаешь эту главу, остается множество вопросов. Зачем Печорин пошел за слепым? Что его потянуло ночью на берег? И, наконец, какое ему дело до занятий окружающих? Но, вспомнив о характерных чертах Печорина, указанных ранее, быстро находишь ответы.
Простое эгоистическое любопытство героя впоследствии разрушило «мирный круг честных контрабандистов».
В этой главе Печорин впервые признается в том, что в данном случае он сам был во власти судьбы, а не просто действовал под влиянием обстоятельств: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»
В главе «Княжна Мери» тема судьбы наиболее полно раскрывается в сцене дуэли Печорина и Грушницкого. Главный герой романа идет на схватку не с человеком, а с философско-религиозным убеждением. В данном случае ценой его крайне глупой самоуверенности могла стать его собственная жизнь. Однако стремление к самореализации заставляет Печорина забыть о здравом смысле. В очередной раз пытаясь доказать единоличную власть над своей жизнью, он убивает человека. Но Грушницкий далеко не единственный человек, чью жизнь обрывает Печорин в этой главе. Григорий Александрович также становится демоном для очаровательной Мери, которую герой влюбляет в себя ради самоутверждения.
И, наконец, последняя по счету глава романа, но далеко не последняя по степени важности – «Фаталист». Само название говорит о том, что тема судьбы будет основной для этой части. Центральный образ главы – поручик Вулич – погибает из-за бессмысленной игры со смертью и слепой веры в предопределение. Его смелость граничит с безрассудством, а инстинкт самосохранения, кажется, и вовсе отсутствует. Но и Печорин в этой главе не упускает шанса помериться силами с судьбой, когда врывается в дом, где сидит вооруженный казак-убийца.
Итак, несомненно, в романе присутствуют моменты триумфа Печорина над предопределенностью, но победа в поединке героя с судьбой все же остается за вторым участником схватки. И ярким доказательством этого является смерть Григория Александровича Печорина «где-то в Персии».
Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”
Источник: https://shpargalkino.com/tema-sudby-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/
Тема судьбы (Печорин и Вулич в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятельных глав. Заключительная глава называется «Фаталист». О событиях, произошедших в ней, рассказывает сам герой — Печорин. Находясь «в казачьей станице на левом фланге», Григорий Александрович знакомится с поручиком Вуличем.
Печорин так описывает его «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его,— все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи».
Однажды, в один из вечеров, офицеры затеяли разговор о том, «что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между. христианами… многих поклонников». Поручик Вулич решил разрешить спор, проверив на себе предопределение судьбы: «Господа,…
я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» Все отказались и, возможно, этот разговор ничем бы и закончился, если бы Печорин не предложил пари, утверждая, что нет предопределения.. Он высыпал «на стол десятка два червонцев».
Вулич поддержал условия и «наудачу снял с гвоздя один из разнокалиберных пистолетов…». Печорину казалось, что он читает «печать смерти на бледном лице» поручика, и он сказал ему об этом. Вулич сохранял спокойствие. Офицеры же заключали новые пари.
И вот — кульминационный момент: «дыхание у всех остановилось, все глаза, выражая страх и какое-то неопределенное любопытство, бегали от пистолета к роковому тузу, который, трепеща на воздухе, опускался медленно; в ту минуту, как он коснулся стола, Вулич спустил курок…
осечка!» Конечно, были предположения, что пистолет не был заряжен, на что Вулич, не перезаряжая оружия, выстрелил еще раз и пробил фуражку. Вулич остался доволен своим экспериментом, а вот Печорина не покидает мысль о том, что поручик непременно должен «нынче умереть».
И предчувствия не обманули нашего героя: Вулич был зарезан той же ночью пьяным казаком. Возможно, все бы и обошлось, если бы сам Вулич не заговорил с обезумевшим казаком. Уже умирая, Вулич убедился в справедливости предсказания Печорина. Видно, ему было суждено умереть, но не от пули, а сабли совсем незнакомого казака.
Я думаю, что сам Печорин верил в судьбу (ведь он поверил в гадание, предсказавшее смерть ему «от злой жены», после чего он испытывал «непреодолимое отвращение к женитьбе»), но постоянно испытывал ее.
Создается впечатление, что герой даже ищет смерти (дуэль с Грушницким). В очередной раз он «вздумал испытать судьбу», когда решился захватить того самого казака, запершегося в сарае.
На этот раз судьба была благосклонна к Печорину: пуля, выпущенная казаком, сорвала эполет, не причинив вреда герою.
Я считаю, что иногда нужно полагаться на свою судьбу, но не стоит испытывать ее; а если в жизни постигло несчастье, не стоит опускать руки, считая, что все уже предопределено и ничего нельзя изменить. Ведь по большому счету каждый человек — кузнец своего счастья.
Источник: https://5litra.ru/soch/104-tema-sudby-pechorin-i-vulich-v-romane-m.html
Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Слово «судьба» на страницах романа встречается очень часто. Возможно, объяснение этому заключается в том, что на героя оказало воздействие одно странное предсказание. Оно повлияло на восприятие мира главным героем, вообще на всю его жизнь.
Когда Печорин был ребёнком, гадалка сказала его матери, что сыну на роду написана смерть от злой жены. Герой пишет в дневнике, что в душе его тогда «родилось непреодолимое отвращение к женитьбе».
Став взрослым, он не раз доказывал, что «свободы своей не продаст», что готов избегать семейного счастья, даже если жизнь и честь придётся поставить на карту.
Странная противоречивость души Печорина просматривается во всём: он не хочет смерти «от злой жены», но готов потерять жизнь в любой момент, не дорожит нисколько этой самой жизнью, постоянно рискуя ею.
Герой не раз размышляет о том, почему не принёс никому счастья: «Неужели моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? Судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм…, невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?»
Конечно, Печорин понимал, что не в судьбе дело, что нельзя оправдывать свои поступки, свой характер влиянием каких-то таинственных сил. Он не раз иронизировал по этому поводу: «Видно, было написано на небесах, что в эту ночь я не высплюсь» (то есть в ночь, когда был убит Вулич).
Действительно, смешно предполагать, что властителям судеб на небесах больше и делать нечего, как только мешать выспаться офицеру после карточной игры.<\p>
Чуть ранее, в главе «Фаталист», Печорин в споре с Вуличем утверждал, что не верит в предопределение, в то, что всё в жизни человека заранее расписано кем-то свыше.
Известно также убеждение Печорина, как приятно испытывать чувство наслаждения, «которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбой».
Многое в своей жизни герой объясняет сам. Например, он видел, как развивается чувство Грушницкого (влюблённость в Мери), как неопытность и наивность разжигают в сердце юноши надежды на взаимность в любви, и при этом Печорин потирает руки, готовясь всё разрушить: «О развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтобы мне не было скучно».
«Причём здесь судьба?» – подумают многие. И действительно, дело не в судьбе, а в качествах личности. Печорин так воспитан. Сам ли он виноват, или постарались те, кто был рядом и повлиял на формирование его характера, но человек этот завистлив, эгоистичен, самолюбив, способен на недостойные поступки, интриги, он бывает жесток.
Иногда ему делается грустно, но это быстро проходит.<\p>
Гибель Бэлы повлияла на Печорина, он «долго был нездоров, исхудал», однако в своих размышлениях оправдывает собственную прихоть (украсть Бэлу и приобрести «игрушку» себе в утешение) тем, что надеялся: «…она ангел, посланный сострадательной судьбой».
Значит, к нему судьба сострадательна, а к юной, ни в чём не повинной девушке – нет. Но, как оказалось, герой в очередной раз ошибся, зря надеялся на спасение от хандры с помощью Бэлы, потому и так быстро разочаровался в ней.
<\p>
Хороша ошибка, перечеркнувшая человеческую жизнь! И опять судьба… Печорин всякий раз заговаривает о судьбе, когда нужно «прикрыть» свой отвратительный эгоизм, приносящий несчастье тем, кого «судьба свела» с ним.
рекомендовать
Страницы: Страница 1, Страница 2
Источник: https://prozaru.com/2015/01/geroy-nashego-vremeni/
Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин — представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.
Лермонтов первым создал в русской литературе образ «потерянного» поколения, показав двойственность человека, его слабость и силу. Именно с Печорина началась целая плеяда «лишних людей».
Почему именно Лермонтову была так близка эта тема? Писатель сам отвечает на этот вопрос в предисловии к роману, говоря, что в нём собран портрет всего его поколения, ведь сам он представитель поколения 30-х годов ХІХ века, поколения, которое ощутило жестокую реакцию царского правительства после декабристского восстания 1825 года. Николай І старался вырвать с корнем идеи декабристов. Молодому поколению сложно было бороться за свои идеи в таких условиях. Судьба людей, одарённых от природы волей и умом, была обречена. Показательны раздумья главного героя романа Печорина о людях предшествующих поколений, которые жили великими идеями, были способны на героические поступки. Тогда дворяне шли на подвиг, не страшились ссылок в Сибирь. А о своём поколении Печорин говорит, что оно равнодушно ко всему. В обществе царило неверие, эгоизм. Не случайно многие историки считают это время эпохой нравственного распада. И подтверждение тому образ Григория Александровича Печорина.
Жизнь Печорина показана через ряд происшествий, которые по-своему открывают грани его души, глубину и одарённость его личности и её трагизм. Это судьба человека сильной воли, которая обречена на бездействие. Это образ «потерянного» поколения, который заключается не в слабости, а в отсутствии возможности героических поступков.
Печорин весь соткан из противоречий: «необъятные силы души» — и недостойные, мелкие поступки. Он хочет любить весь мир, но приносит людям лишь несчастье. У него есть благородные и высокие стремления, но побеждают мелкие чувства.
В нём бурлит жажда жизни и откровенная безнадёжность, какая-то осознанная обречённость. Он сам признаётся Максиму Максимычу в том, что «испорчена светом» его душа. Это светское общество, где ему приходилось жить.
Печорин говорит, что лучшие свои чувства он прятал, боясь насмешек, пока они там и умерли.
Раскрывает трагизм судьбы этого человека его дневник. Мы видим, что Печорин имеет горячее сердце, способен глубоко чувствовать и переживать (свидание с Верой, смерть Белы), хотя он всячески пытается скрыть это равнодушием. Чёрствость и равнодушие — маска самозащиты.
Становится понятно, что Печорин — это исковерканная временем судьба, образ поколения, когда идеалы старого разрушены, а новых ещё нет. Герой сам страдает, задавая себе вопрос, для какой цели он родился, и зачем жил. Это поколение, которое не нашло своего места в жизни.
М.Ю.Лермонтов в годы жестокого подавления личности показал нам судьбу и образ «потерянного» поколения, как бы призывая к действию, размышляя о человеческой личности.
Источник: https://resoch.ru/tema-sudby-i-obraz-poteryannogo-pokoleniya-v-geroe-nashego-vremeni/
История жизни Григория Печорина в романе «Герой нашего времени»: этапы биографии, судьба героя
Центральным произведением знаменитого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова является роман «Герой нашего времени», отражающий проблемы, волнующие русское общество периода 1840-х годов 19 века.
Главным героем романа выступает Печорин – выходец из высшего петербургского общества. Это достаточно умный и талантливый человек, который в силу своей индивидуальности не находит себе места в современном социуме.
Конкретную оценку Печорину дать невозможно: он то энергичен, то тих и безропотен, то искренен и настойчив, то чрезмерно горд и равнодушен к чужой боли.
Однозначно можно сказать лишь одно: Печорин в романе выступает «лишним человеком», жертвой своего времени. На протяжении всей своей жизни Печорин ищет себя, но так и не находит. В его сердце постоянно находится скука и пресыщенность всеми жизненными удовольствиями, ведь богатство позволяло ему исполнять любые желания.
В первой части романа рассказывается об увлечении Печорина Бэлой – младшей дочерью черкесского князя. Изначально Григорию кажется, что эта девушка способна вытащить его из пучины однообразия и вернуть вкус к жизни.
Однако добившись расположения черкешенки, Печорин вновь заскучал и поник. Естественно, у их романа совершенно не было будущего, ведь в его основе лежала лишь страсть, которая достаточно быстро угасла.
В результате Бэла погибает от руки влюбленного в нее Казбича, и такой исход является для девушки наиболее приемлемым, ведь ее жизнь была сломана.
Во второй части избранницей Григория становится княжна Мэри. И если в отношениях с Бэлой им руководила хоть и кратковременная, но любовь, то в ситуации с Мэри Печорин просто решил досадить Грушницкому.
Он влюбил в себя молодую княжну просто от скуки, ни на минуту не задумываясь о том, что тем самым ломает жизнь не только ей, но и своему приятелю. Результатом этого романа является глубокое унижение княжны и убийство Грушницкого. Однако Печорин совершенно не тяготится всем этим, ведь он ценит свободу превыше всего, поэтому женитьба абсолютно не входит в его планы.
Третьим увлечением Печорина стала Вера. Это была единственная девушка, которую он искренне полюбил, однако с ней он также не обрел счастья, поскольку не видел будущего в их отношениях и не был готов к кардинальному изменению своей жизни.
Итак, проанализировав этапы биографии Печорина, мы видим, что Григорий приносит всем окружающим лишь страдания и несчастья: Бэла погибает, Мэри унижена и опозорена, Грушницкий убит на дуэли, Вера уходит от мужа и обречена на страдания. Однако Григорий не так жесток, как кажется с первого взгляда, ведь ему не чуждо чувство раскаяния за свои поступки. В силу этого его можно назвать неким страдающим эгоистом.
Причиной такого странного и даже страшного поведения Печорина является современное ему общество, которое душит в зародыше любые проявления таланта и не позволяет одаренным людям развиваться и реализовать свои возможности.
По словам самого Печорина, взятым из его дневника, он был готов любить окружающих, но понял, что это никому не нужно. Равнодушие социума и превратило его в скучающего эгоиста.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1489
Сочинение: Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по рассказу Максима Максимыча (повесть «Бэла»).
Затем мы видим его глазами странствующего офицера (повесть «Максим Максимыч».) И наконец, когда в руки этого офицера попадает «Журнал Печорина», читатель может получить представление об этом загадочном и незаурядном человеке изнутри, из его собственного рассказа о себе.
Но еще прежде чем содержание журнала станет известным читателю, мы узнаем, что автора дневника уже нет в живых. Таким образом, знакомясь с «Журналом Печорина», мы заранее видим его фигуру в трагическом ореоле.
Все связанные с ним события воспринимаются по-особому именно из-за его трагической судьбы.
«…Такова была моя участь с самого детства, — признаётся Печорин княжне Мери. — Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.
Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
В этом признании Печорина звучит его убежденность в том, что все дурные качества его характера были предопределены судьбой, что не он сам, а другие сделали его таким, каков он есть.
Похожее признание делает он и Максиму Максимычу: «…у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Такие мысли Печорина можно расценить как попытку уйти от ответственности за свои поступки, свалить их на эту самую судьбу.
Особенно остро тема судьбы поставлена в заключительной повести романа — «Фаталист». В ней Печорин заключает пари со своим сослуживцем поручиком Вуличем о том, существует ли предопределение. Для того чтобы доказать свою точку зрения, Вулич подвергает себя смертельному риску — и остается жив.
Но Печорин, которому привиделся на лице Вулича «какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы», предсказывает ему, что тот нынче же умрет.
И предсказание Печорина сбывается! Еще не зная об этом, он размышляет наедине с собой: «…были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..
И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою…» В этих словах намечено понимание того, что назначение человека в том, чтобы не смиряться, а бороться с собственной судьбой, другими словами, самому создавать ее, а не быть фаталистом. И после гибели поручика от руки пьяного казака Печорин, чтобы проверить себя, вызывается схватить убийцу, рискуя собственной жизнью. «Подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу», — пишет он в своем «Журнале». И отчаянная храбрость Печорина помогает ему победить в схватке. Тем самым он избавил от опасности своих товарищей. И в этом его отличие от Вулича, чей поступок был безрассудным. Печорин же в данном случае вступил в поединок с судьбой ради жизни других людей.
Однако, когда он рассказал о случившемся простодушному Максиму Максимычу, «который не любит метафизических прений», тот, предположив совсем не мистическую причину случая с Вуличем («…эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем»), заключает расхожим присловьем: «…видно, уж так у него на роду было написано!..» И роман заканчивается, заставляя читателя вновь и вновь размышлять над глубинами его содержания.
На этой странице искали :
- тема судьбы и случая в романе герой нашего времени
- тема судьбы и случая в романе герой нашего времени сочинение
- сочинение на тему судьбы и случая в романе герой нашего времени
- тема судьбы в романе лермонтова герой нашего времени
- тема судьбы в романе герой нашего времени
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-tema-sudby-i-ee-razvitie-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html